Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
К 7 0 -л е т и ю В ел и к о го О ктября П ОД К Р А С Н Ы М ЗНАМЕНЕМЩОРСА Этой книге шестьдесят пя тый год. Берешь ее в руки, Жак священную реликвию... Она издана в феврале 1923 Тода к пятой годовщине .Кра сной Армии, тиражом всего в одну тысячу экземпляров. Коллективное произведение Командиров, политработни ков, красноармейцев под наз ванием «Сорок четвертая Ки евская дивизия. История похо дов и боевых действий» рас сказывает о легендарной ди визии Николая Александро вича Щорса. «Эта книга, —говорится в предисловии, — призвана воспитывать молодое поколе ние 44-й дивизии на славном боевом прошлом их старших однополчан. Молодое поко ление щорсовцев будет учить ся укреплять свой боевой дух на бессмертных традициях богунцев, таращанцев, дон цов для того, чтобы стать достойными продолжателями дела тех, кого сменили на бо евом посту». Листаю страницы издания. Внимание привлекает заметка под заголовком «ТИХОНОВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕ ВИЧ». Привожу ее текст до словно. «Тихонов Александр Афа насьевич, старый таращанец: в Красной Армии с 1918 го да. Крестьянин Орловской гу бернии, Елецкого уезда. Ка зацкой волости, с. Казаки. Вот что рассказывает он о своих боевых делах: «18 фе враля 1920 года. Стояли мы в селе Старая Синява. Я был ц тогда старшим комендан тской команды. С утра стали наступать белополяки и вы били нас из местечка. Ото шли мы в село Чехи. Связи со штабом полка не было. Да и с частями полка тоже ни какой связи. Два раза про тивник отбил наши атаки. Пошли наконец в третий раз на них наступать. Нас было человек 90 да один неисправ ный пулемет против неприя тельских трех батальонов да батареи с пулеметами и бом бами. Подняли мы стрельбу и кинулись с криком «ура». Белые — бежать, мы — за ними, и прямо в местечко. Заняли снова его. Убили двух офицеров и бросились в по мещение штаба. Другие офи церы успели только выско чить в окно, оставив все до кументы и прочее. Я схватил со стола полевую сумку с оперативными картами. Мы ’захватили также один пуле мет и бомбомет. Мы удержи вали позиции до подхода основных сил наших тара щанцев». Вот и вся заметка, где Априведен рассказ героя. Ни же сообщение жирным шри фтом: «За проявленный геро изм в этом бою тов. Тихонов награжден орденом Красного Знамени». Еще одна запись из гла вы «Кавполк». Ее дословный текст: «ГЛАЗУНОВ И. Рабо чий города Ельца, Орловской губернии. В Красной Армии служит добровольно с 1918 года. Принимал участие в боях против петлюровцев под Белгородом, Харьковом, Екатеринославом. В кавпол- ку 44-й т. Глазунов нахо дится с момента" его форми- рования,- проделал всю поль скую кампанию, проявив свое геройство и революционный дух на должностях комвзво да, командира эскадрона, зам- военкома полка. Особо отличился т. Глазу нов в боях под Махновкой, Владимир - Волынском, Гру- бешовом в Галиции, в бо рьбе с бандитизмом. Награ жден именным оружием. В последнее время т. Глазунов занимал в кавполку долж ность начальника учебного взвода». Понятно, что скупые све дения о Тихонове и Глазунове возбудили мой интерес к -их жизни. В поисках мне помог бывший командир батальона Таращанской бригады, член КПСС с 1918 года Дмитрий Степанович Лотоцкий. Это, кстати, он сохранил книгу о родной дивизии, многое сде лал по сбору материалов об однополчанах. — Сашу Тихонова я хоро шо помню, •—рассказывал ве теран. — Помню, как его чест вовали, когда наградили ор деном Красного Знамени. Много было горячих аплоди сментов, а Саша просто ска зал: «Братцы, постараюсь оправдать эту награду!». А через несколько дней под Бердичевом он снова отли чился в бою, захватив в плен белого офицера. Вообще по части захвата «золотых язы ков», так мы в шутку назы вали взятых в плен вражес ких офицеров, Тихонов был незаменимый мастер. Еще скажу, что бойцы любили его, готовы были идти за ним куда угодно. Саша слу жил в нашей дивизии до 1923 года. А после демоби лизации уехал домой. А вот о Глазунове что-ли бо добавить 'трудновато, но коль он попал в историю ди визии, значит, заслужил. По думайте только: в дивизии несколько тысяч бойцов, а для книги отобрали в полит отделе только лучших из лу чших. Из кавалерийского по лка всего шесть человек, я в их числе Глазунов. Как . рассказывал мне Д. С. Лотоцкий, уроженцем Ельца оказался и Иван Ива нович Петров, который одно время командовал Таращан- ским полком, служил в ди визии с сентября восемнад цатого года, с самого начала ее образования. ' Сражался героически, дважды был ра нен. Позже Щорс назначил его начальником полковой учебной школы. ' В Отечественную войну И. И. Петров стал генера лом, командовал корпусом. ...Двадцать лет прошло с тех пор, как я вел свой жур налистский поиск, когда был военным корреспондентом. Тогда я опубликовал в одной из газет очерк «Люди герои ческого времени». И •—пред ставьте мою радость! — на очерк отозвался тогда Иван Тихонович Глазунов. В од ном из писем сообщал мне. «Рад принять боевой привет от ' Дмитрия Степановича Лотоцкого и взаимно пере дать ему свой привет... Кни гу о 44-й дивизии я тоже сохранил. Еще может вам рассказать об однополчанах И. И. Петров». Далее Глазу нов сообщал киевский адрес генерал-лейтенанта в отставке. Я поехал в гости к ветерану... Много воды утекло с той поры. Уже давно нет в жи вых Дмитрия Степановича Лотодкого, с которым мы со вершили поход по Житомир- щ'ине, Ровещцине, Волыни— местам действий щорсовцев. Но сохранились у меня бло кнотные записи, записи из книги о^ славной дивизии. И вот, разбирая недавно свой архив, нашел их и решил сообщить имена ваших земляков, занесенных в юби лейную книгу о 44-й Киевс кой дивизии. Они — ельчане Тихонов, Глазунов и Петров, однополчане - щорсовцы — храбро сражались за Совет скую власть. Пусть знает о них молодежь. С. ды хн э, ветеран войны и труда. г. Казань. Поэтическая рубрика ♦ МОЕМУ ГОРОДУ Вдоль быстрых вод холмы крутые. Олень и ель в твоем гербе, Не грозен, но щитом России Быть уготовано тебе. Растоптанный, до тла сожженный. Казалось, стерт с лица земли,. Но вновь вставал непокоренным, Вставал из пепла и золы. И в том, суровом, сорок первом, Девизом было у ельчан: Не пропустили Тамерлана, 1И не пройдет Гудериан. Через пожар войны » ельчаннн Шел до победного конца, И на поверженном рейхстаге Он начертал: «Мы — из Ельца!» О. ГОРСКОВ, ? машинист тепловоза. ---- На августовский педсовет------ СОВЕСТЬ ВЗЯТЬ В РУКОВОДИТЕ ЛИ с Разговор, начатый директором липецкой средней шко лы № 12 Н. Сушковой («Готовы ли к творчеству?» — «ЛЗ» за 26 июля с. г.), о проблемах реализации школь ной реформы, продолжает директор Измалковской сред ней школы А. Редькин. Наконец и школы1кос нулся бодрящий ветер пере мен. Но путь учителям предстоит пройти нелегкий. Уж очень цепко держатся некоторые «традиции». И непростых вопросов хватает, Например, как привыкли мы оценивать свой труд? На должном ли уровне наша личная «госприемка»? А ведь она сегодня особенно необходима. Всесоюзный съезд учите лей, от которого мы ждем столь многого, состоится в декабре, а нам-то уже в сентябре выходить к ребя там и начинать первые уро ки. Как будем работать? Очень хочется по-новому: интересно, с удовольствием — но выйдет ли? Сомнения есть, я не зря заговорил о «традициях» и в связи с ни ми — о необходимости стро гой самооценки. Уметь себя правильно, честно и беском промиссно оценить — зна чит уже сделать шаг впе ред. Вот только бескомпро миссно — не разучились ли? Над этим задумался, прочи тав в «Ленинском знамени» статью «Готовы ли к твор честву?» Заставила она по размыслить и о своей шко ле, о том, что успели сде лать. Вроде бы есть чем и похвалиться: шефские свя зи отлажены, материальная б$за крепнет. Радуют вы пускники — немало среди них медалистов. Впрочем, на фоне достижений школы № 12, о которых шла речь в газетной публикации, ус пехи наши представились мне не столь существенны ми, а недостатки — не та кими незначительными. Вы ходит, все же порядком по отстали мы от' городских коллег. Тревожно стало на душе: ведь не сидел сложа руки... , Можно бы подыскать оп равдание: село — не город, да и школа наша построена в начале 60-х. А это, зна- ете ли, аргумент: три года назад нам не хватало класс ных комнат, пионерские сборы и другие мероприятия проходили в столовой — не было актового зала. А кро ме того, и мастерских, гара жей, мучались с отоплени ем, канализацией. Правда, нынче многие дыры удалось залатать, причем в короткие сроки. Но, оказывается, все равно не поспеваем за жиз нью, надо прибавить. База для шестилеток пока не го това. Для седьмых-восьмых классов следовало бы обще ственно-полезный труд орга низовать в школе, но усло- ► вий нет... Учебное телевиде ние — только в учитель ской... А для обучения ин форматике в нашем распо ряжении лишь примитивные бухгалтерские счетные ма шинки. Конечно, будем искать возможности, чтобы осуще ствить намеченное, но дело бы значительно ускорила помощь «сверху». Почему бы, скажем, в области не Организовать (по примеру ставропольцев) передвиж ные дисплейные классы? Ведь не одна ж е . наша шко ла страдает из-за отсутствия сложной вычислительной техники. И в ближайшие годы вряд ли удастся что-то изменить собственными си лами. Остро нужны районам лаборанты по уходу за школьной техникой, которой все больше становится. Эти и другие вопросы, связан ные с материальным обеспе чением, должны решаться в масштабах района. Пока они — дополнительная «нагруз шшт ка» для директоров, мешаю щая серьезнее заниматься делами организационно-пе дагогическими. Хорошо, что согласно но вой инструкции в роно те перь будут созданы хозяй ственно-экономические груп пы. Их формирование надо ускорить. Главным образом для того, чтобы требова тельнее спрашивать впредь с директора, как с организа тора учебно-воспитательно го процесса. Чего греха та ить, не каждый наш урок проходит на уровне откры того. Выйдешь иной раз из класса, а на душе беспокой но: можно было все сделать по-другОму, интереснее, яр че. Ведь я же, в первую го лову, учитель! Меня больше всего сегод ня волнует одно: почему у ребят, несмотря на все на ши усилия, все-таки замет но падает интерес к учебе? Что предпринять, чтобы все они хотели и любили учить ся? Да, у педагогики сотруд ничества тут большие воз можности, Но как реализо вать их на практике? Нам, измалковцам,. это тем слож нее, что ребята к нам при ходят после восьмилеток из разных школ, уровень под готовки у них неодинако вый... И все-таки ищем к каждому подход. Некоторые учителя завели психологиче ские карты. Но обязательным условием работы всего кол лектива психолого - педаго гическая служба все-таки пока не стала. В новом учебном' году будем срочно исправляться. Не обойдется в этом де ле без трудностей: кое-кто из учителей не хочет пере строиться на углубленное изучение личности ребенка. Многим кажется, что они и так достаточно знают своих питомцев. Как тут быть? Потребовать, настоять? Вряд ли из этого будет толк. Надо убедить. Поэтому рас считываю на поддержку сво их завучей, руководителей методооъединении, на литера тора Л. С. Афанасьеву, ма тематика Т. 11. Бойкову, учителя начальных клас сов Р. М. Вобликову. И еще: хочется, чтобы чи ще стал нравственный кли мат в нашем, в целом хоро шем, коллективе. Чтобы каж дый в работе руководство вался своей педагогической совестью. Бывает же, посте пенно изживаем процентома нию, а оценки нет-нет, да и завысим: ребенка пожалели, чьему-то родительскому на жиму уступили. Нельзя! Оценка знаний ученика —- это очень ответственно. С одной стороны, она должна воодушевлять ребенка, зас тавлять его думать о .собст венных скрытых резервах, способностях, с другой — быть стимулом в постижении нового. Нам предстоит немало по трудиться для укрепления сотрудничества с родителя ми. Повысить роль ь школь ной жизни родительских ко митетов, пересмотреть ха рактер родительских собра ний. Только знакомить с оценками да вслух зачиты вать статейку из централь ной газеты — это система старая, отжившая. Побольше бы конкретных примеров из жизни самих ребят, погра мотнее бы разбирать те сло жные коллизии, в которые они нередко попадают и о которых порой мы узнаем слишком поздно. А. РЕДЬКИН, директор Измалковской средней школы. тель Мельников, отвечает за думчивым вопросом: «Что у нас есть, чтобы отдать?» Так и хочется добавить: «Что мы оставим детям, людям?»... Набор педагогических штам пов. коими еще до сих пор пользуются некоторые воспи татели, профессиональная нищета. Живых людей вос питывает только живое дело, живые мысли. Чтобы ни де лал с ребятами Борис Гри горьевич, о чем бы ни гово рил — о событиях в Иране или об одрологии — науке о запасах, он вселял в ребят на дежду. Лесюка считали нигилис том, он постоянно ворчал на современную педагогику. По сещение ребят на дому учи телями называл «хожалой функцией», художественную самодеятельность — «прину- -дительной». Негодовал: «Учим ребят врать: «У кого есть предложения по составу президиума?», а президиум уже определен». Сам большой любитель драмы, организатор драмкружков, считал: «11ору- Здесь речь идет более всего о педагогическом, социаль ном, философском взгляде на детство, как на неповтори мую человеческую ценность, как на стартовую площадку всех педагогических откры тий и свершений. И только от нас, взрослых, зависит—- от нашего внимания, от на шего участия, от наших со ветов и нашей требователь ности, от наших конкретных дел — состоится ли личность человеческая в вихре житей ской суеты. Лесюк не был обойден вни манием общественности. И все-таки многие официальные' визитеры и контролеры иро нически смотрели на его чу дачества. фыркали, требова ли показать сущность его во спитательных деяний на бу маге. А истинная, не мнимая суть его новаторской педаго гики сотрудничества, о кото рой, сегодня столько пишут, была очень простой и очень мудрой: лесюковские костры и песни, водные походы и бор цовские состязания, наив- Л ЕСЮКА в Ельце знали все, за пре делами древнего горо да очень многие. Знали лич но. знали по книжкам о нем и статьям, знали по леген дам. ...Чего только не изобре тают люди?! Звездолеты и атомоходы, особые станки и особые резцы, говорят, что перпетуум-мобиле и то еще волнует разных чудаков: а вдруг получится? Борис Гри горьевич Лесюк изобретал все,, что так или иначе касалось его питомцев — елецких ре бят. Например, походные кружки или особые банки (скамейки) для шлюпок, мо дернизировал систему фи зических упражнений Гори- невского (жил такой врач- спортсмен в Петербурге в начале XX века). Борис Гри горьевич даже ;изобрел осо бый походный напиток, его позднее ребята назвали «ле- сюковиной», восстанавливаю щий силу, бодрость. Секрет напитка он держал в тайне. Но его подопечные знали, что Дед настаивает свою «ле- сюковину» на целебных тра вах, орехах и ягодах. По крайней мере, им напиток нравился и они верили в его чудодейственную силу. Елецкие мальчишки вооб ще верили во все, что выду мывал и делал руководитель клуба подростков и старше классников, директор детско го парка Борис Григорьевич Лесюк. Когда он начал рабо тать в этом парке, никто уже и не упомнит: не то трид цать лет назад, не то сорок, не то еще больше. Самые давние его питомцы, кото рым далеко за пятьдесят, вспоминают, что до войны он носил красный галстук во жатого, а вернувшись с фрон та после тяжелого ранения, работал директором школы, в здании которой был госпи таль. Но вообще-то эту лич ность связывали прежде все го с детским парком. Парк называли «пристанью мечта телей». «Пристань» находи лась в полукилометре от Ти хого Дона, и как главное на поминание об этом, — тяже лые «рыбины» морских шлю пок, лежащие ровными ряда ми на элинге. И чего, каза лось бы, особенного в том, что директор парка десятки лет водил ребят в шлюпоч ные походы «из варяг в греки», от Ельца до .Черни говщины, или до любимой Астрахани? Многие ходят в походы с ребятами, пешие и водные, на велосипедах или плотах. Секрет, наверное, в том, как водят, во имя чего, зачем. Лесюковцы годами под руководством Бориса Гри горьевича проходили свои «университеты». Ведь дей ствительно совсем неважно, вокруг чего сбиваются доб рые крепкие ребячьи компа нии, важно, вокруг кого. Шагая утром и вечером с работы и на работу, он ни чем не выделялся в толпе тружеников. В старом меш коватом костюме, коренас тый, в каких-то доморощен ных очках, с острыми узкими щелками глаз, он был похож КОМИССАРЫ ЮНОСТИ В О Л Ш Е Б Н И К 'К, С „ П Р И С Т А Н И М ЕЧ Т А Т ЕЛ ЕЙ " на заштатного бухгалтерского работника или кадрового то каря. По тому, как уверенно находил он дорогу в кривых улочках старого города, мо жно было понять, что ему здесь'* все знакомо. Впрочем, он редко шагал один, с ним всегда топали его верные оруженосцы и друзья —де ти. Лесюк жил один, родные умерли, а та единственная, которую любил, погибла в войну. Однако его семья в Ельце была самой-самой. Последние годы он жил в старом, бывшем поповском доме с высокими потолками, обширными подвалами. Ле сюковцы заполняли этот дом по-хозяйски, рылись в его уникальной библиотеке, со лили капусту, что-то строга- .ли, шили штормовки по его выкройкам, спорили, говори-. ли «за жизнь». Сюда ранним утром стекались личности, занимавшиеся особой, лесю- ковской системы, зарядкой, отсюда поздно ночью уходи ли взрослые парни, бренча тихонечко своими гитарами, здесь «парковались» те са мые «трудные», которым до ма не доставалось тепла до машнего очага. Лесюк, как пишут обычно в сочинениях, был типичным представителем одержимых чудаков. Он не имел отпуск ных и выходных дней, его зарплата уходила на канатН и рули к шлюпкам, на дефи цитную тушенку «за налич ный расчет», уходила на его «детей». У него не было ме тоды, о которой можно было бы сказать, — это система Лесюка. Зато были принци пы, отражающие его индиви дуальную педагогику, Типа: В радости ребенок ста новится совершенней: дари ребятам радость, она обер нется чьим-то счастьем. — Нагружай ребят делом, как корабли, до ватерлинии, делом настоящим, а не игру шечным, ибо детство всегда ■на рубеже настоящего и буду щего... Лесюк выражался катего рично: — Если ребята всегда бу дут жевать фарш или ман ную кашу, у них может воз никнуть цинга и выпадут зу бы. Вся его педагогика заклю чалась в том, что ребята кра сили, лепили, строгали, смо лили, шпаклевали, варили, солили, мариновали, — сло вом, действовали. *Не правда ли, как это от личается от нашей распро страненной педагогики, где дети все время слушают, учат наизусть. репети руют, присутствуют, от сутствуют. Как-то я спросил двух 'мальчишек в одной из липецких школ: «Какое у вас, ребята, поручение?». Одий, конопатый, сказал: «Я член трудового сектора клас са!». Другой добавил: «Я от-ч вечаю за посещаемость». «Ну, а что вы делаете непос редственно?» — попытался я уточнить. «Слежу, чтобы не ломали мебель». «Отме чаю, кто опаздывает». «А делаете, делаете-то что?!» —- настаивал я. «Я слежу..,», «я отмечаю...» бубнили мальчишки. , Все лесюковцы — много- умельцы и многознайки, как их Дед. Пуны сварить —по жалуйста, помидоры замари новать— пожалуйста, парус сшить и поставить — пожа луйста. Весь двор детского парка и сегодня засажен спирией — плотным кустар ником с красивыми бисерны ми цветами — сами садили. ...А в доме Лесюка уже без него цветет жасмин и желтеют пионы — хозяин увлекался цветоводством и садоводством, переписывался с научным миром и с колле кционерами. Знаменитые лесюковские шлюпки всегда были как но венькие, их отделывали ру ки ребят. Сам Борис Гри горьевич был прекрасным столяром и хорошим худож ником. Не потому ли многие его ребята увлекались рисо ванием? Лесюк был страст ным книголюбом, и его ребя та «гонялись» за хорошими книжками. Лесюк увлекался шахматами, и все его питом цы были «помешаны» на пар тиях Михаила Таля или Ана толия Карпова. Лесюк был отличным краеведом, Елец кий район он знал, как свои пять пальцев, а о таких зна менитых местах родного края, как Галичья' гора или Нлю- щаиь, где до сих пор растут реликтовые травы и цветы доледникового периода, он мог рассказывать почище лю бого академика. Естествен но, и лесюковцы были напи чканы краеведческой инфор мацией: сотни раз обошли и облазили родные места.' Ле сюк наизусть читал всего пушнина, и дети обожали поэзию. В прекрасном фильме «Доживем до понедельника» одна из героинь, учительни ца литературы Светлана Ми хайловна, жалуется: «Им от даешь все до конца, а они...» На что главный герой, учи- чить роль принцессы самой хорошенькой девочке —глу пость». Слова «глупость», «глупейщина» были любимы ми в его лексиконе. Резонер ствовал: «Запрет — глупость в руках ленивых и слабых учителей». Однажды на встрече с ним меня осенило: передо мной педагог, что в переводе с гре ческого означает — ведущий мальчиков. Тысячи мальчи шек прошли через его серд це, через его мудрые руки. Одних он учил плавать, дру гих жарить рыбу, третьих приобщал к стихам Шекспи ра и Маяковского, четвер тых, пятых... Он сам трени ровал слабых, лечил своими травами, массажировал. " сш мог с кем-то из парней по мериться силой и радовался по-мальчишески своей побе де: «Что, взял?! Мало каши ел!». Он мог торчать за пол ночь у березовой пирамидки костра, споря с кем-то из пи томцев о счастье и смысле жизни. Он мог пристально всматриваться в тонкие, по чти прозрачные, движения детской души и относился к ним с глубоким уважением. Нервы у Лесюка были не столько крепкими, сколько обнаженными. Эта звенящая нервность и помогала ему чувствовать своих подопеч ных* не просто знать — чу вствовать. Часто для взрос лых ребенок — странный и непонятный человек. Для Ле сюка все ребята были равны: хорошие, плохие, умные, не очень умные. Он за всех-был в ответе и всех любил, осо бенно лишенных детства в родном доме. Такие торчали у него целыми днями, учили уроки, столовались, входили в прекрасный мир общения с щедрым человеком. Его доб рота к детям была своеобра зной, жестоковатой, но это была доброта. Еще в войну он подбирал в свою школу всех «сынов полка», всех с трудной судьбой. И все го ды рядом с ним, около него вились те, кому не хватало ослепительной теплоты чело веческих отношений. Как же досадно, когда учитель сегод няшнего дня «воюет» с таки ми детьми. Воюет против де тей —- не за них. Лесюк по следних лег был старым че ловеком, но современным, он обожал массовые праздники и камерные встречи, он ув лекался современной музы кой, учил ребят танцевать бальные танцы. Он понимал, что ребенок —дитя челове ческое. и нам ничем не обя зан, а мы ему обязаны всем. ные праздники и сбор метал лолома, домашние чаи и раз говоры по душам — самый короткий и прямой канал коммунистического воздейст вия, самый короткий шаг до высот человеческой духов ности. Воспитанник Лесюка за служенный учитель школы РСФСР Михаил Борисович Ваковский — из «трудных» —сказал очень просто о сво ем учителе: «Лесюк —1 духо вный отец тысяч елецких пацанов, к которым перешла его духовность. Он воспиты вал делом, деятельностью, личным примером, он не бо ялся ошибиться и всем де тям оставлял шанс надень ДЫ». По дневникам, летописям деяний Лесюка я насчитал 168 фамилий директоров школ, завучей, преподавате лей вузов и техникумов, учи телей—воспитанников «при стани мечтателей». Сто шестьдесят лесюковцев (!) окончили Ленинградский кораблестроительный ин ститут, более пятидеся ти — военно-морское учи лище, работают и служат на флоте. Десятки лесюковцев служат в органах юстиции и милиции. Трлько на елецком заводе «Эльта» сегодня ра ботают девяносто его воспи танников, еще ото «ходят» в инженерах, тридцать служат здравоохранению и т. д. Вдумаемся в эти цифры. Один детский наставник, как магнитное поле для тысяч людей, Заряженных его гума низмом, трудолюбием, его любовью к Родине. И что удивительнее всего, увлече ния, черты личности одного детского волшебника зерка льно отразились, повторились в личностях многих, сохра нивших жажду странствий, ро мантическое восприятие жи зни, трудовую активность. Борис Григорьевич Лесюк был самым неподдельным по ложительным героем, из той когорты героев, чья душа больше всего болит о том, что нужно людям, детям. И он, как это положено по ка нонам литературы, был са мым большим мучеником, чья деятельность измеряется не количеством пролитого пота, а душевной щедростью. Это и отмечали в своем Де де те, кто сегодня у руля жизни. Об этом я мог услы шать лично или прочитать в письмах Сергея Астахова — доктора наук, Александ ра Юденко, работника ООН, и других лесюковцев. Вот ведь какой парадокс: пока жив человек, он вро де бы и не может ходить в знаменитых, он свой, елец кий, к примеру. Другое дело — новаторы издалека, про- . роки со сторрны. Их пригла шают и с почтением выслу шивают. А тут .земной чудак, ворчун «вкалывал» за десят ки «профессионалов», создал в Ельце особую большую семью людей — неофициаль ное объединение, спас сотни ребят в прямом и перенос-, ном смысле от гнили жизни, давал успокоение души очень многим, учил пра- , вильио жить и верно служить Отечеству. В его доме всегда было тесно от детей. Почему ... же бывает так пусто иногда \ в наших домах и школах? , Талант Лесюка. секреты его мастерства в необъятно- ■ сти замыслов, интуиции, в ■ запасе вдохновения и вообра-.■ жения, в страстности натуры, в особом «пределе разумно сти и самостоятельности рн. ска», в ощущении радости жизни и полете творческой мысли. Талантливый педагог, . воспитатель всегда в поиске, н, следовательно, не может не ошибаться. И у Лесюка бывали срывы и просчеты, «о они покрывались глав ным—той нравственной высо той, которая делала его лич- ; тюсть в глазах воспитанников • Человеком с большой буквы. ' И сам он свою сверхзадачу видел в том, чтобы пробуж-. дать в ребятах богатство ли чности. По самым большим празд- ; Никам Борис Григорьевич, на девал боевые медали и орден : «Знак Почета» -за работу с детьми в своем маленьком, скромном детском парке, где он выращивал розы и астры, спириго и сирень, где он вы ращивал такие бесценные •до- . бродетели своих питомцев,, как изумительную откры тость, тонкую восприимчи вость красоты, трудолюбие, —• словом, неповторимые че ловеческие индивидуальности. И еще одну награду получил директор ' Елецкого детского парка как-то на областном слете молодых учителей из' рук малышей — диплом «До бровольного рыцаря детства» и большой красивый симво- 1 лнческий ' ключ от . детскйх сердец. „.Тысячи людей пришли прощаться с Лесюком. Здесь были его питомцы первых послевоенных лет и сегод няшние девятиклассники, моряки и рабочие, юристы и учителя. Общую щемящую мысль выразила • заслужен ная учительница школы РСФСР О. Никольская: «Что же будет дальше? Кто продолжит доброе дело деТ- ^ ского волшебника, знамени- • того учителя,, воспитателя нашей Липецкой земли?'' Какою будет судьба Елецко-- го клуба старшеклассников?» А действительно — кто? Педагогическое мастерство- рождается не вдруг. Оно не : чудо и приходит к нам, вос питателям, медленными ша-' гами. В нем отражается мучительность поисков, тра- - гедия детского роста и сог ревающая теплота челове ческого уважения и еще немного неповторимого чу дачества. Ибо в каждом на стоящем педагоге в момен ты настоящей откровенной профессиональной радости или печали проявляется бывший ребенок. Все хоро шие люди хоть в чем-то на всегда остаются детьми. Та ким был Борис Лесюк, о ко тором еще в 1950 году пи сала «Комсомольская прав да»: «Пока существуют лю ди, похожие на Бориса Ле сюка, не погаснут яркие ко стры детства». Богата Елецкая земля именитыми людьми. В этом созвездии свое место долж на занять и яркая добрая звездочка Лесюка, солдата, гражданина. педагога. Для начала хотя ры в том, что детскому парку будет при своено его имя. / С. ШМАКОВ, кандидат педаго гических наук. НА СНИМКЕ: Б. Г. Ле сюк со своими друзьями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz