Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

К 7 0 -л е т и ю В ел и к о го О ктября П ОД К Р А С Н Ы М ЗНАМЕНЕМЩОРСА Этой книге шестьдесят пя­ тый год. Берешь ее в руки, Жак священную реликвию... Она издана в феврале 1923 Тода к пятой годовщине .Кра­ сной Армии, тиражом всего в одну тысячу экземпляров. Коллективное произведение Командиров, политработни­ ков, красноармейцев под наз­ ванием «Сорок четвертая Ки­ евская дивизия. История похо­ дов и боевых действий» рас­ сказывает о легендарной ди­ визии Николая Александро­ вича Щорса. «Эта книга, —говорится в предисловии, — призвана воспитывать молодое поколе­ ние 44-й дивизии на славном боевом прошлом их старших однополчан. Молодое поко­ ление щорсовцев будет учить­ ся укреплять свой боевой дух на бессмертных традициях богунцев, таращанцев, дон­ цов для того, чтобы стать достойными продолжателями дела тех, кого сменили на бо­ евом посту». Листаю страницы издания. Внимание привлекает заметка под заголовком «ТИХОНОВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕ­ ВИЧ». Привожу ее текст до­ словно. «Тихонов Александр Афа­ насьевич, старый таращанец: в Красной Армии с 1918 го­ да. Крестьянин Орловской гу­ бернии, Елецкого уезда. Ка­ зацкой волости, с. Казаки. Вот что рассказывает он о своих боевых делах: «18 фе­ враля 1920 года. Стояли мы в селе Старая Синява. Я был ц тогда старшим комендан­ тской команды. С утра стали наступать белополяки и вы­ били нас из местечка. Ото­ шли мы в село Чехи. Связи со штабом полка не было. Да и с частями полка тоже ни­ какой связи. Два раза про­ тивник отбил наши атаки. Пошли наконец в третий раз на них наступать. Нас было человек 90 да один неисправ­ ный пулемет против неприя­ тельских трех батальонов да батареи с пулеметами и бом­ бами. Подняли мы стрельбу и кинулись с криком «ура». Белые — бежать, мы — за ними, и прямо в местечко. Заняли снова его. Убили двух офицеров и бросились в по­ мещение штаба. Другие офи­ церы успели только выско­ чить в окно, оставив все до­ кументы и прочее. Я схватил со стола полевую сумку с оперативными картами. Мы ’захватили также один пуле­ мет и бомбомет. Мы удержи­ вали позиции до подхода основных сил наших тара­ щанцев». Вот и вся заметка, где Априведен рассказ героя. Ни­ же сообщение жирным шри­ фтом: «За проявленный геро­ изм в этом бою тов. Тихонов награжден орденом Красного Знамени». Еще одна запись из гла­ вы «Кавполк». Ее дословный текст: «ГЛАЗУНОВ И. Рабо­ чий города Ельца, Орловской губернии. В Красной Армии служит добровольно с 1918 года. Принимал участие в боях против петлюровцев под Белгородом, Харьковом, Екатеринославом. В кавпол- ку 44-й т. Глазунов нахо­ дится с момента" его форми- рования,- проделал всю поль­ скую кампанию, проявив свое геройство и революционный дух на должностях комвзво­ да, командира эскадрона, зам- военкома полка. Особо отличился т. Глазу­ нов в боях под Махновкой, Владимир - Волынском, Гру- бешовом в Галиции, в бо­ рьбе с бандитизмом. Награ­ жден именным оружием. В последнее время т. Глазунов занимал в кавполку долж­ ность начальника учебного взвода». Понятно, что скупые све­ дения о Тихонове и Глазунове возбудили мой интерес к -их жизни. В поисках мне помог бывший командир батальона Таращанской бригады, член КПСС с 1918 года Дмитрий Степанович Лотоцкий. Это, кстати, он сохранил книгу о родной дивизии, многое сде­ лал по сбору материалов об однополчанах. — Сашу Тихонова я хоро­ шо помню, •—рассказывал ве­ теран. — Помню, как его чест­ вовали, когда наградили ор­ деном Красного Знамени. Много было горячих аплоди­ сментов, а Саша просто ска­ зал: «Братцы, постараюсь оправдать эту награду!». А через несколько дней под Бердичевом он снова отли­ чился в бою, захватив в плен белого офицера. Вообще по части захвата «золотых язы­ ков», так мы в шутку назы­ вали взятых в плен вражес­ ких офицеров, Тихонов был незаменимый мастер. Еще скажу, что бойцы любили его, готовы были идти за ним куда угодно. Саша слу­ жил в нашей дивизии до 1923 года. А после демоби­ лизации уехал домой. А вот о Глазунове что-ли­ бо добавить 'трудновато, но коль он попал в историю ди­ визии, значит, заслужил. По­ думайте только: в дивизии несколько тысяч бойцов, а для книги отобрали в полит­ отделе только лучших из лу­ чших. Из кавалерийского по­ лка всего шесть человек, я в их числе Глазунов. Как . рассказывал мне Д. С. Лотоцкий, уроженцем Ельца оказался и Иван Ива­ нович Петров, который одно время командовал Таращан- ским полком, служил в ди­ визии с сентября восемнад­ цатого года, с самого начала ее образования. ' Сражался героически, дважды был ра­ нен. Позже Щорс назначил его начальником полковой учебной школы. ' В Отечественную войну И. И. Петров стал генера­ лом, командовал корпусом. ...Двадцать лет прошло с тех пор, как я вел свой жур­ налистский поиск, когда был военным корреспондентом. Тогда я опубликовал в одной из газет очерк «Люди герои­ ческого времени». И •—пред­ ставьте мою радость! — на очерк отозвался тогда Иван Тихонович Глазунов. В од­ ном из писем сообщал мне. «Рад принять боевой привет от ' Дмитрия Степановича Лотоцкого и взаимно пере­ дать ему свой привет... Кни­ гу о 44-й дивизии я тоже сохранил. Еще может вам рассказать об однополчанах И. И. Петров». Далее Глазу­ нов сообщал киевский адрес генерал-лейтенанта в отставке. Я поехал в гости к ветерану... Много воды утекло с той поры. Уже давно нет в жи­ вых Дмитрия Степановича Лотодкого, с которым мы со­ вершили поход по Житомир- щ'ине, Ровещцине, Волыни— местам действий щорсовцев. Но сохранились у меня бло­ кнотные записи, записи из книги о^ славной дивизии. И вот, разбирая недавно свой архив, нашел их и решил сообщить имена ваших земляков, занесенных в юби­ лейную книгу о 44-й Киевс­ кой дивизии. Они — ельчане Тихонов, Глазунов и Петров, однополчане - щорсовцы — храбро сражались за Совет­ скую власть. Пусть знает о них молодежь. С. ды хн э, ветеран войны и труда. г. Казань. Поэтическая рубрика ♦ МОЕМУ ГОРОДУ Вдоль быстрых вод холмы крутые. Олень и ель в твоем гербе, Не грозен, но щитом России Быть уготовано тебе. Растоптанный, до тла сожженный. Казалось, стерт с лица земли,. Но вновь вставал непокоренным, Вставал из пепла и золы. И в том, суровом, сорок первом, Девизом было у ельчан: Не пропустили Тамерлана, 1И не пройдет Гудериан. Через пожар войны » ельчаннн Шел до победного конца, И на поверженном рейхстаге Он начертал: «Мы — из Ельца!» О. ГОРСКОВ, ? машинист тепловоза. ---- На августовский педсовет------ СОВЕСТЬ ВЗЯТЬ В РУКОВОДИТЕ ЛИ с Разговор, начатый директором липецкой средней шко­ лы № 12 Н. Сушковой («Готовы ли к творчеству?» — «ЛЗ» за 26 июля с. г.), о проблемах реализации школь­ ной реформы, продолжает директор Измалковской сред­ ней школы А. Редькин. Наконец и школы1кос­ нулся бодрящий ветер пере­ мен. Но путь учителям предстоит пройти нелегкий. Уж очень цепко держатся некоторые «традиции». И непростых вопросов хватает, Например, как привыкли мы оценивать свой труд? На должном ли уровне наша личная «госприемка»? А ведь она сегодня особенно необходима. Всесоюзный съезд учите­ лей, от которого мы ждем столь многого, состоится в декабре, а нам-то уже в сентябре выходить к ребя­ там и начинать первые уро­ ки. Как будем работать? Очень хочется по-новому: интересно, с удовольствием — но выйдет ли? Сомнения есть, я не зря заговорил о «традициях» и в связи с ни­ ми — о необходимости стро­ гой самооценки. Уметь себя правильно, честно и беском­ промиссно оценить — зна­ чит уже сделать шаг впе­ ред. Вот только бескомпро­ миссно — не разучились ли? Над этим задумался, прочи­ тав в «Ленинском знамени» статью «Готовы ли к твор­ честву?» Заставила она по­ размыслить и о своей шко­ ле, о том, что успели сде­ лать. Вроде бы есть чем и похвалиться: шефские свя­ зи отлажены, материальная б$за крепнет. Радуют вы­ пускники — немало среди них медалистов. Впрочем, на фоне достижений школы № 12, о которых шла речь в газетной публикации, ус­ пехи наши представились мне не столь существенны­ ми, а недостатки — не та­ кими незначительными. Вы­ ходит, все же порядком по­ отстали мы от' городских коллег. Тревожно стало на душе: ведь не сидел сложа руки... , Можно бы подыскать оп­ равдание: село — не город, да и школа наша построена в начале 60-х. А это, зна- ете ли, аргумент: три года назад нам не хватало класс­ ных комнат, пионерские сборы и другие мероприятия проходили в столовой — не было актового зала. А кро­ ме того, и мастерских, гара­ жей, мучались с отоплени­ ем, канализацией. Правда, нынче многие дыры удалось залатать, причем в короткие сроки. Но, оказывается, все равно не поспеваем за жиз­ нью, надо прибавить. База для шестилеток пока не го­ това. Для седьмых-восьмых классов следовало бы обще­ ственно-полезный труд орга­ низовать в школе, но усло- ► вий нет... Учебное телевиде­ ние — только в учитель­ ской... А для обучения ин­ форматике в нашем распо­ ряжении лишь примитивные бухгалтерские счетные ма­ шинки. Конечно, будем искать возможности, чтобы осуще­ ствить намеченное, но дело бы значительно ускорила помощь «сверху». Почему бы, скажем, в области не Организовать (по примеру ставропольцев) передвиж­ ные дисплейные классы? Ведь не одна ж е . наша шко­ ла страдает из-за отсутствия сложной вычислительной техники. И в ближайшие годы вряд ли удастся что-то изменить собственными си­ лами. Остро нужны районам лаборанты по уходу за школьной техникой, которой все больше становится. Эти и другие вопросы, связан­ ные с материальным обеспе­ чением, должны решаться в масштабах района. Пока они — дополнительная «нагруз­ шшт ка» для директоров, мешаю­ щая серьезнее заниматься делами организационно-пе­ дагогическими. Хорошо, что согласно но­ вой инструкции в роно те­ перь будут созданы хозяй­ ственно-экономические груп­ пы. Их формирование надо ускорить. Главным образом для того, чтобы требова­ тельнее спрашивать впредь с директора, как с организа­ тора учебно-воспитательно­ го процесса. Чего греха та­ ить, не каждый наш урок проходит на уровне откры­ того. Выйдешь иной раз из класса, а на душе беспокой­ но: можно было все сделать по-другОму, интереснее, яр­ че. Ведь я же, в первую го­ лову, учитель! Меня больше всего сегод­ ня волнует одно: почему у ребят, несмотря на все на­ ши усилия, все-таки замет­ но падает интерес к учебе? Что предпринять, чтобы все они хотели и любили учить­ ся? Да, у педагогики сотруд­ ничества тут большие воз­ можности, Но как реализо­ вать их на практике? Нам, измалковцам,. это тем слож­ нее, что ребята к нам при­ ходят после восьмилеток из разных школ, уровень под­ готовки у них неодинако­ вый... И все-таки ищем к каждому подход. Некоторые учителя завели психологиче­ ские карты. Но обязательным условием работы всего кол­ лектива психолого - педаго­ гическая служба все-таки пока не стала. В новом учебном' году будем срочно исправляться. Не обойдется в этом де­ ле без трудностей: кое-кто из учителей не хочет пере­ строиться на углубленное изучение личности ребенка. Многим кажется, что они и так достаточно знают своих питомцев. Как тут быть? Потребовать, настоять? Вряд ли из этого будет толк. Надо убедить. Поэтому рас­ считываю на поддержку сво­ их завучей, руководителей методооъединении, на литера­ тора Л. С. Афанасьеву, ма­ тематика Т. 11. Бойкову, учителя начальных клас­ сов Р. М. Вобликову. И еще: хочется, чтобы чи­ ще стал нравственный кли­ мат в нашем, в целом хоро­ шем, коллективе. Чтобы каж­ дый в работе руководство­ вался своей педагогической совестью. Бывает же, посте­ пенно изживаем процентома­ нию, а оценки нет-нет, да и завысим: ребенка пожалели, чьему-то родительскому на­ жиму уступили. Нельзя! Оценка знаний ученика —- это очень ответственно. С одной стороны, она должна воодушевлять ребенка, зас­ тавлять его думать о .собст­ венных скрытых резервах, способностях, с другой — быть стимулом в постижении нового. Нам предстоит немало по­ трудиться для укрепления сотрудничества с родителя­ ми. Повысить роль ь школь­ ной жизни родительских ко­ митетов, пересмотреть ха­ рактер родительских собра­ ний. Только знакомить с оценками да вслух зачиты­ вать статейку из централь­ ной газеты — это система старая, отжившая. Побольше бы конкретных примеров из жизни самих ребят, погра­ мотнее бы разбирать те сло­ жные коллизии, в которые они нередко попадают и о которых порой мы узнаем слишком поздно. А. РЕДЬКИН, директор Измалковской средней школы. тель Мельников, отвечает за­ думчивым вопросом: «Что у нас есть, чтобы отдать?» Так и хочется добавить: «Что мы оставим детям, людям?»... Набор педагогических штам­ пов. коими еще до сих пор пользуются некоторые воспи­ татели, профессиональная нищета. Живых людей вос­ питывает только живое дело, живые мысли. Чтобы ни де­ лал с ребятами Борис Гри­ горьевич, о чем бы ни гово­ рил — о событиях в Иране или об одрологии — науке о запасах, он вселял в ребят на­ дежду. Лесюка считали нигилис­ том, он постоянно ворчал на современную педагогику. По­ сещение ребят на дому учи­ телями называл «хожалой функцией», художественную самодеятельность — «прину- -дительной». Негодовал: «Учим ребят врать: «У кого есть предложения по составу президиума?», а президиум уже определен». Сам большой любитель драмы, организатор драмкружков, считал: «11ору- Здесь речь идет более всего о педагогическом, социаль­ ном, философском взгляде на детство, как на неповтори­ мую человеческую ценность, как на стартовую площадку всех педагогических откры­ тий и свершений. И только от нас, взрослых, зависит—- от нашего внимания, от на­ шего участия, от наших со­ ветов и нашей требователь­ ности, от наших конкретных дел — состоится ли личность человеческая в вихре житей­ ской суеты. Лесюк не был обойден вни­ манием общественности. И все-таки многие официальные' визитеры и контролеры иро­ нически смотрели на его чу­ дачества. фыркали, требова­ ли показать сущность его во­ спитательных деяний на бу­ маге. А истинная, не мнимая суть его новаторской педаго­ гики сотрудничества, о кото­ рой, сегодня столько пишут, была очень простой и очень мудрой: лесюковские костры и песни, водные походы и бор­ цовские состязания, наив- Л ЕСЮКА в Ельце знали все, за пре­ делами древнего горо­ да очень многие. Знали лич­ но. знали по книжкам о нем и статьям, знали по леген­ дам. ...Чего только не изобре­ тают люди?! Звездолеты и атомоходы, особые станки и особые резцы, говорят, что перпетуум-мобиле и то еще волнует разных чудаков: а вдруг получится? Борис Гри­ горьевич Лесюк изобретал все,, что так или иначе касалось его питомцев — елецких ре­ бят. Например, походные кружки или особые банки (скамейки) для шлюпок, мо­ дернизировал систему фи­ зических упражнений Гори- невского (жил такой врач- спортсмен в Петербурге в начале XX века). Борис Гри­ горьевич даже ;изобрел осо­ бый походный напиток, его позднее ребята назвали «ле- сюковиной», восстанавливаю­ щий силу, бодрость. Секрет напитка он держал в тайне. Но его подопечные знали, что Дед настаивает свою «ле- сюковину» на целебных тра­ вах, орехах и ягодах. По крайней мере, им напиток нравился и они верили в его чудодейственную силу. Елецкие мальчишки вооб­ ще верили во все, что выду­ мывал и делал руководитель клуба подростков и старше­ классников, директор детско­ го парка Борис Григорьевич Лесюк. Когда он начал рабо­ тать в этом парке, никто уже и не упомнит: не то трид­ цать лет назад, не то сорок, не то еще больше. Самые давние его питомцы, кото­ рым далеко за пятьдесят, вспоминают, что до войны он носил красный галстук во­ жатого, а вернувшись с фрон­ та после тяжелого ранения, работал директором школы, в здании которой был госпи­ таль. Но вообще-то эту лич­ ность связывали прежде все­ го с детским парком. Парк называли «пристанью мечта­ телей». «Пристань» находи­ лась в полукилометре от Ти­ хого Дона, и как главное на­ поминание об этом, — тяже­ лые «рыбины» морских шлю­ пок, лежащие ровными ряда­ ми на элинге. И чего, каза­ лось бы, особенного в том, что директор парка десятки лет водил ребят в шлюпоч­ ные походы «из варяг в греки», от Ельца до .Черни­ говщины, или до любимой Астрахани? Многие ходят в походы с ребятами, пешие и водные, на велосипедах или плотах. Секрет, наверное, в том, как водят, во имя чего, зачем. Лесюковцы годами под руководством Бориса Гри­ горьевича проходили свои «университеты». Ведь дей­ ствительно совсем неважно, вокруг чего сбиваются доб­ рые крепкие ребячьи компа­ нии, важно, вокруг кого. Шагая утром и вечером с работы и на работу, он ни­ чем не выделялся в толпе тружеников. В старом меш­ коватом костюме, коренас­ тый, в каких-то доморощен­ ных очках, с острыми узкими щелками глаз, он был похож КОМИССАРЫ ЮНОСТИ В О Л Ш Е Б Н И К 'К, С „ П Р И С Т А Н И М ЕЧ Т А Т ЕЛ ЕЙ " на заштатного бухгалтерского работника или кадрового то­ каря. По тому, как уверенно находил он дорогу в кривых улочках старого города, мо­ жно было понять, что ему здесь'* все знакомо. Впрочем, он редко шагал один, с ним всегда топали его верные оруженосцы и друзья —де­ ти. Лесюк жил один, родные умерли, а та единственная, которую любил, погибла в войну. Однако его семья в Ельце была самой-самой. Последние годы он жил в старом, бывшем поповском доме с высокими потолками, обширными подвалами. Ле­ сюковцы заполняли этот дом по-хозяйски, рылись в его уникальной библиотеке, со­ лили капусту, что-то строга- .ли, шили штормовки по его выкройкам, спорили, говори-. ли «за жизнь». Сюда ранним утром стекались личности, занимавшиеся особой, лесю- ковской системы, зарядкой, отсюда поздно ночью уходи­ ли взрослые парни, бренча тихонечко своими гитарами, здесь «парковались» те са­ мые «трудные», которым до­ ма не доставалось тепла до­ машнего очага. Лесюк, как пишут обычно в сочинениях, был типичным представителем одержимых чудаков. Он не имел отпуск­ ных и выходных дней, его зарплата уходила на канатН и рули к шлюпкам, на дефи­ цитную тушенку «за налич­ ный расчет», уходила на его «детей». У него не было ме­ тоды, о которой можно было бы сказать, — это система Лесюка. Зато были принци­ пы, отражающие его индиви­ дуальную педагогику, Типа: В радости ребенок ста­ новится совершенней: дари ребятам радость, она обер­ нется чьим-то счастьем. — Нагружай ребят делом, как корабли, до ватерлинии, делом настоящим, а не игру­ шечным, ибо детство всегда ■на рубеже настоящего и буду­ щего... Лесюк выражался катего­ рично: — Если ребята всегда бу­ дут жевать фарш или ман­ ную кашу, у них может воз­ никнуть цинга и выпадут зу­ бы. Вся его педагогика заклю­ чалась в том, что ребята кра­ сили, лепили, строгали, смо­ лили, шпаклевали, варили, солили, мариновали, — сло­ вом, действовали. *Не правда ли, как это от­ личается от нашей распро­ страненной педагогики, где дети все время слушают, учат наизусть. репети­ руют, присутствуют, от­ сутствуют. Как-то я спросил двух 'мальчишек в одной из липецких школ: «Какое у вас, ребята, поручение?». Одий, конопатый, сказал: «Я член трудового сектора клас­ са!». Другой добавил: «Я от-ч вечаю за посещаемость». «Ну, а что вы делаете непос­ редственно?» — попытался я уточнить. «Слежу, чтобы не ломали мебель». «Отме­ чаю, кто опаздывает». «А делаете, делаете-то что?!» —- настаивал я. «Я слежу..,», «я отмечаю...» бубнили мальчишки. , Все лесюковцы — много- умельцы и многознайки, как их Дед. Пуны сварить —по­ жалуйста, помидоры замари­ новать— пожалуйста, парус сшить и поставить — пожа­ луйста. Весь двор детского парка и сегодня засажен спирией — плотным кустар­ ником с красивыми бисерны­ ми цветами — сами садили. ...А в доме Лесюка уже без него цветет жасмин и желтеют пионы — хозяин увлекался цветоводством и садоводством, переписывался с научным миром и с колле­ кционерами. Знаменитые лесюковские шлюпки всегда были как но­ венькие, их отделывали ру­ ки ребят. Сам Борис Гри­ горьевич был прекрасным столяром и хорошим худож­ ником. Не потому ли многие его ребята увлекались рисо­ ванием? Лесюк был страст­ ным книголюбом, и его ребя­ та «гонялись» за хорошими книжками. Лесюк увлекался шахматами, и все его питом­ цы были «помешаны» на пар­ тиях Михаила Таля или Ана­ толия Карпова. Лесюк был отличным краеведом, Елец­ кий район он знал, как свои пять пальцев, а о таких зна­ менитых местах родного края, как Галичья' гора или Нлю- щаиь, где до сих пор растут реликтовые травы и цветы доледникового периода, он мог рассказывать почище лю­ бого академика. Естествен­ но, и лесюковцы были напи­ чканы краеведческой инфор­ мацией: сотни раз обошли и облазили родные места.' Ле­ сюк наизусть читал всего пушнина, и дети обожали поэзию. В прекрасном фильме «Доживем до понедельника» одна из героинь, учительни­ ца литературы Светлана Ми­ хайловна, жалуется: «Им от­ даешь все до конца, а они...» На что главный герой, учи- чить роль принцессы самой хорошенькой девочке —глу­ пость». Слова «глупость», «глупейщина» были любимы­ ми в его лексиконе. Резонер­ ствовал: «Запрет — глупость в руках ленивых и слабых учителей». Однажды на встрече с ним меня осенило: передо мной педагог, что в переводе с гре­ ческого означает — ведущий мальчиков. Тысячи мальчи­ шек прошли через его серд­ це, через его мудрые руки. Одних он учил плавать, дру­ гих жарить рыбу, третьих приобщал к стихам Шекспи­ ра и Маяковского, четвер­ тых, пятых... Он сам трени­ ровал слабых, лечил своими травами, массажировал. " сш мог с кем-то из парней по­ мериться силой и радовался по-мальчишески своей побе­ де: «Что, взял?! Мало каши ел!». Он мог торчать за пол­ ночь у березовой пирамидки костра, споря с кем-то из пи­ томцев о счастье и смысле жизни. Он мог пристально всматриваться в тонкие, по­ чти прозрачные, движения детской души и относился к ним с глубоким уважением. Нервы у Лесюка были не столько крепкими, сколько обнаженными. Эта звенящая нервность и помогала ему чувствовать своих подопеч­ ных* не просто знать — чу­ вствовать. Часто для взрос­ лых ребенок — странный и непонятный человек. Для Ле­ сюка все ребята были равны: хорошие, плохие, умные, не очень умные. Он за всех-был в ответе и всех любил, осо­ бенно лишенных детства в родном доме. Такие торчали у него целыми днями, учили уроки, столовались, входили в прекрасный мир общения с щедрым человеком. Его доб­ рота к детям была своеобра­ зной, жестоковатой, но это была доброта. Еще в войну он подбирал в свою школу всех «сынов полка», всех с трудной судьбой. И все го­ ды рядом с ним, около него вились те, кому не хватало ослепительной теплоты чело­ веческих отношений. Как же досадно, когда учитель сегод­ няшнего дня «воюет» с таки­ ми детьми. Воюет против де­ тей —- не за них. Лесюк по­ следних лег был старым че­ ловеком, но современным, он обожал массовые праздники и камерные встречи, он ув­ лекался современной музы­ кой, учил ребят танцевать бальные танцы. Он понимал, что ребенок —дитя челове­ ческое. и нам ничем не обя­ зан, а мы ему обязаны всем. ные праздники и сбор метал­ лолома, домашние чаи и раз­ говоры по душам — самый короткий и прямой канал коммунистического воздейст­ вия, самый короткий шаг до высот человеческой духов­ ности. Воспитанник Лесюка за­ служенный учитель школы РСФСР Михаил Борисович Ваковский — из «трудных» —сказал очень просто о сво­ ем учителе: «Лесюк —1 духо­ вный отец тысяч елецких пацанов, к которым перешла его духовность. Он воспиты­ вал делом, деятельностью, личным примером, он не бо­ ялся ошибиться и всем де­ тям оставлял шанс надень ДЫ». По дневникам, летописям деяний Лесюка я насчитал 168 фамилий директоров школ, завучей, преподавате­ лей вузов и техникумов, учи­ телей—воспитанников «при­ стани мечтателей». Сто шестьдесят лесюковцев (!) окончили Ленинградский кораблестроительный ин­ ститут, более пятидеся­ ти — военно-морское учи­ лище, работают и служат на флоте. Десятки лесюковцев служат в органах юстиции и милиции. Трлько на елецком заводе «Эльта» сегодня ра­ ботают девяносто его воспи­ танников, еще ото «ходят» в инженерах, тридцать служат здравоохранению и т. д. Вдумаемся в эти цифры. Один детский наставник, как магнитное поле для тысяч людей, Заряженных его гума­ низмом, трудолюбием, его любовью к Родине. И что удивительнее всего, увлече­ ния, черты личности одного детского волшебника зерка­ льно отразились, повторились в личностях многих, сохра­ нивших жажду странствий, ро­ мантическое восприятие жи­ зни, трудовую активность. Борис Григорьевич Лесюк был самым неподдельным по­ ложительным героем, из той когорты героев, чья душа больше всего болит о том, что нужно людям, детям. И он, как это положено по ка­ нонам литературы, был са­ мым большим мучеником, чья деятельность измеряется не количеством пролитого пота, а душевной щедростью. Это и отмечали в своем Де­ де те, кто сегодня у руля жизни. Об этом я мог услы­ шать лично или прочитать в письмах Сергея Астахова — доктора наук, Александ­ ра Юденко, работника ООН, и других лесюковцев. Вот ведь какой парадокс: пока жив человек, он вро­ де бы и не может ходить в знаменитых, он свой, елец­ кий, к примеру. Другое дело — новаторы издалека, про- . роки со сторрны. Их пригла­ шают и с почтением выслу­ шивают. А тут .земной чудак, ворчун «вкалывал» за десят­ ки «профессионалов», создал в Ельце особую большую семью людей — неофициаль­ ное объединение, спас сотни ребят в прямом и перенос-, ном смысле от гнили жизни, давал успокоение души очень многим, учил пра- , вильио жить и верно служить Отечеству. В его доме всегда было тесно от детей. Почему ... же бывает так пусто иногда \ в наших домах и школах? , Талант Лесюка. секреты его мастерства в необъятно- ■ сти замыслов, интуиции, в ■ запасе вдохновения и вообра-.■ жения, в страстности натуры, в особом «пределе разумно­ сти и самостоятельности рн. ска», в ощущении радости жизни и полете творческой мысли. Талантливый педагог, . воспитатель всегда в поиске, н, следовательно, не может не ошибаться. И у Лесюка бывали срывы и просчеты, «о они покрывались глав­ ным—той нравственной высо­ той, которая делала его лич- ; тюсть в глазах воспитанников • Человеком с большой буквы. ' И сам он свою сверхзадачу видел в том, чтобы пробуж-. дать в ребятах богатство ли­ чности. По самым большим празд- ; Никам Борис Григорьевич, на­ девал боевые медали и орден : «Знак Почета» -за работу с детьми в своем маленьком, скромном детском парке, где он выращивал розы и астры, спириго и сирень, где он вы­ ращивал такие бесценные •до- . бродетели своих питомцев,, как изумительную откры­ тость, тонкую восприимчи­ вость красоты, трудолюбие, —• словом, неповторимые че­ ловеческие индивидуальности. И еще одну награду получил директор ' Елецкого детского парка как-то на областном слете молодых учителей из' рук малышей — диплом «До­ бровольного рыцаря детства» и большой красивый симво- 1 лнческий ' ключ от . детскйх сердец. „.Тысячи людей пришли прощаться с Лесюком. Здесь были его питомцы первых послевоенных лет и сегод­ няшние девятиклассники, моряки и рабочие, юристы и учителя. Общую щемящую мысль выразила • заслужен­ ная учительница школы РСФСР О. Никольская: «Что же будет дальше? Кто продолжит доброе дело деТ- ^ ского волшебника, знамени- • того учителя,, воспитателя нашей Липецкой земли?'' Какою будет судьба Елецко-- го клуба старшеклассников?» А действительно — кто? Педагогическое мастерство- рождается не вдруг. Оно не : чудо и приходит к нам, вос­ питателям, медленными ша-' гами. В нем отражается мучительность поисков, тра- - гедия детского роста и сог­ ревающая теплота челове­ ческого уважения и еще немного неповторимого чу­ дачества. Ибо в каждом на­ стоящем педагоге в момен­ ты настоящей откровенной профессиональной радости или печали проявляется бывший ребенок. Все хоро­ шие люди хоть в чем-то на­ всегда остаются детьми. Та­ ким был Борис Лесюк, о ко­ тором еще в 1950 году пи­ сала «Комсомольская прав­ да»: «Пока существуют лю­ ди, похожие на Бориса Ле­ сюка, не погаснут яркие ко­ стры детства». Богата Елецкая земля именитыми людьми. В этом созвездии свое место долж­ на занять и яркая добрая звездочка Лесюка, солдата, гражданина. педагога. Для начала хотя ры в том, что детскому парку будет при­ своено его имя. / С. ШМАКОВ, кандидат педаго­ гических наук. НА СНИМКЕ: Б. Г. Ле­ сюк со своими друзьями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz