Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
О р г а н Л и п е ц к о г о о б л а с тн о го ком и т е т а К П С С и о б л а с тн о го С о в е т а народны х д е п у т а то в ♦ 7 0 -й ♦ год издания Суббота, 4 июля 1987 г. № 154 (17 851) Цена 3 коп. УСКОРЯТЬ И УГЛУБЛЯТЬ П Е Р Е С Т Р О Й К У На днях состоялся очередной Пленум Центрального Комитета КПСС. Пленум обсудил воп рос «О задачах партии по ко ренной перестройке управления экономикой». С докладом по этому вопросу выступил Гене ральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. В докладе подведены неко торые политические итоги пе рестройки. определены перво очередные задачи ее современ ного этапа. Всесторонне и глу боко рассмотрено ее важней- *ш ее звено — радикальная ре форма экономического управ ления, ее необходимость и суть, ее' социальные аспекты. Последовательное проведение курса апрельского (1985 г.) Пленума ЦК, - XXVII съезда КПСС на ускорение социально- экономического развития, пере стройку оказывает глубокое воздействие на все сферы жи зни советского общества. Кру пной вехой на пути его демо кратизации явился январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС. Советский народ полностью поддержал и все активнее вклю чается в процесс перестройки, ускорения, выступает за безот лагательное решение назревших проблем. Меняющееся отношение лю дей к труду, к выполнению своих производственных обя занностей — главное в поли тической оценке процессов, происходящих в экономике. И это во многом связано с под держкой делом, которую тру дящиеся оказывают линии пар тии, а также переходом многих отраслей экономики на новые методы хозяйствования (полный хозрасчет, самофинансирова ние), прогрессивные формы ор ганизации труда, и прежде все го коллективный подряд. Все это в определенной мере сказалось на экономических ре зультатах. Повысились темпы прироста производительности труда. В среднем за последние два года ойи превысили среднегодовые показатели одиннадцатой пяти летки в промышленности и строительстве в 1,3 раза, в се льском хозяйстве— в.. 2 раза, а на железнодорожном транспор те — в 3 раза. Темпы прирос та промышленного производст ва в среднем за 1985—1986 го ды составили 4,4 процента, а сельского хозяйства — 3 про цента. Сверх утвержденного пяти- < летнего плана на укрепление материальной базы социальной сферы выделяется почти 40 миллиардов рублей. В нынеш нем году темпы прироста капи тальных вложений на развитие социальной сферы в 3 раза вы ше, чем по народному хозяй ству в целом. Оживилась хозяйственная жизнь на селе. Производство зерна по сравнению с 1984 го дом увеличилось на 37 милли онов тонн, мяса (в убойном весе) — на 1 миллион тонн, молока — на 4,3 миллиона тонн, яиц— на 4,2 миллиарда штук. Вместе с тем революцион ные преобразования осуществ ляются в противоречиях, в бо рьбе с рутиной, косностью, бюрократизмом. На первый план, отмечается в докладе Генерального секре таря ЦК КПСС, выдвинулось противоречие между требова ниями обновления, творчества, созидающей инициативы, с од ной стороны, и консерватиз мом, инерцией, корыстными интересами — с другой. Самое эффективное средство преодоления этого противоре чия — широкое развитие демо кратии. Командно-администра тивным формам управления, тормозящим наше движение, нужно противопоставить демо кратические формы, которые только и способны придать об ществу мощное ускорение. Многое еще предстоит сде лать для гармонизации интере сов общества, коллектива и ли чности, для преодоления проти в о р е ч и й в сфере труда и рас пределительных отношений, тенденции к уравнительности иждивенчеству. Перестройка, несмотря на все сложности, трудности и препят ствия, одержала идейную и моральную победу, пошла вширь и вглубь. В авангарде перестройки идет рабочий класс, и это имеет решающее значе ние для %е* успеха. Набирает силу соревнование в честь 70- летия Великого Октября. Вместе с тем. несмотря на огромные усилия, перестройка до многих мест реально еще не дошла. Обнаружилась тре вожная тенденция — отстава ние ряда партийных организа ций от доминирующих настрое ний, разворачивающихся в об ществе. Есть факты, когда ва жные решения по крупным во просам развития страны реали зуются медленно, не в полном объеме. Медленнее, чем этого требует жизнь, идет перестрой ка центральных ведомств. Ма ло делается практически для удовлетворения самых простых нужд людей. Отсюда настоятельная необ ходимость повышения ответст венности коммунистов, руково дителей партийных, советских, хозяйственных органов за со стояние дел, за реальное ре шение назревших проблем, за ход перестройки. Несомненно, перестройка — долговременная политика. За дачу вывода советского обще ства на новые рубежи одним махом не решить. Однако столь же несомненно, что в пере стройке недопустима медлите льность, что она органически связана с общей стратегией на ускорение. Ускорять перестрой ку (время не терпит), перест раиваться ради ускорения —та кова реальная диалектика на ших дней. На первый план ныне выдви гаются задачи, решение кото рых существенно улучшило бы условия труда, жизни, быта людей, оздоровило бы мораль но-духовную атмосферу! Речь идет прежде всего о решении продовольственной и жилищ ной проблем, о товарах народ ного потребления и сфере ус луг, положении на потребите льском рынке. Об укреплении дисциплины и порядка, борьбе с пьянством и алкоголизмом. Ширится, углубляется демо кратия. Процесс гласности, критики и самокритики идет в стране на здоровой основе, что играет огромную роль в объе динении на принципах перест ройки всех сил общества, в проведении прогрессивных пре образований в интересах на рода. Однако развитие гласно сти, демократизма протекает непросто, кое-где даже болез ненно, приводя к острым ситу ациям. Имеют место попытки под ви^ом борьбы с одной по луправдой, амбициями одной группы заменить ее другой по луправдой, амбициями другой группы. С этим мы сталкиваем ся в средствах массовой инфор мации, в литературе и искус стве, в научных кругах. Все партийные, советские и хозяйственные органы, руково дящие кадры в центре и на ме стах призваны научиться рабо тать в условиях расширяющей ся демократии. Эту учебу не льзя откладывать на будущее. Учиться нужно упорно и сей час. Наш народ —за демокра тию и политически, и практи чески. Важнейшее звено перестрой ки — реформа экономического управления. К рубежу 70—80-х годов те мпы экономического роста упа ли до уровня, который факти чески означает наступление экономической стагнации. В на родном хозяйстве нарастало финансовое напряжение. Пе рестали действовать экономи ческие стимулы повышения ка чества и эффективности, соз далась почва для роста цен и ряда других негативных про цессов (запущенность маши ностроения, невысокое качест во продукции, дефициты.) Мы — и это самое серьезное — начали отставать в научно- те хническом развитии. Бурное течение научно-тех нической революции, резкое усложнение народного хозяйст ва, необходимость перенесения центра тяжести с экстенсивных методов на интенсивные, с ко личества на качество, усиление влияния социальных условий, резкое возрастание роли чело веческого фактора все более настоятельно ставили в пове стку дня перестройку хозяйст венного механизма, радикаль ную его реформу, создание це лостной, эффективной, гибкой системы управления экономя кой. В принципиальном плане смысл и направленность рефор мы ясны: больше социализма, больше демократии. Это значит, что человеку труда нужно обеспечить поло жение подлинного хозяина На рабочем месте, в коллективе, в обществе, ведь интерес тру дящихся как хозяев производ-, ства — самый сильный инте рес, самая мощная движущая сила ускорения. Это значит активное использование наряду с государственной собственно стью различных форм коопера ции и индивидуальной трудо вой деятельности. Диалектическое единство цен трализованного планового ру ководства народным хозяйст вом и самостоятельности его отдельных звеньев, планомер ности и товарно-денежных от ношений; переориентация эко номического роста с промежу точных на конечные, социаль но значимые результаты, на удовлетворение общественных потребностей, всестороннее раз витие человека; превращение научно-технического прогресса в главный фактор экономиче ского роста; создание надежно действующего противозатрат ного механизма — таковы сла гаемые целостной системы эко номического управления. Для создания этой системы необходимо осуществить пере ход от преимущественно ад министративных к преимущест венно экономическим методам руководства на всех уровнях, к широкой демократизации уп равления, всемерной активиза ции человеческого фактора. Исходный пункт перестройки управления — основное звено экономики — предприятия и объединения. Задача состоит в том, чтобы создать в первую очередь для него наиболее благоприятна ю экономическую среду, закрепить его права и одновременно повысить ответ ственность и на этой основе внести коренные изменения в деятельность всех вышестоя щих звеньев хозяйственного уп равления. Главное — это дать широкие права предприятиям и обеспе чить их действительную само стоятельность на основе полно го хозяйственного расчета. . Само предприятие, исходя из реальных общественных потре бностей, разрабатывает план производства и реализации про дукции. В основе его должен быть прямой заказ государст венных организаций, хозрасче тных предприятий, торговых организаций на конкретную продукцию соответствующего количества и качества. Пред приятия должны быть постав лены в такие условия, когда между ними развертывается экономическое соревнование за лучшее удовлетворение спроса потребителей. Предприятия и объединения (и это принципиально важно) переводятся на самоокупае мость и самофинансирование. При этом важнейшая роль от водится стабильным нормати вам длительного действия—пла тежам в государственный бюд жет, процентам за кредит, об разованию фондов оплаты тру да и удовлетворения социаль- ных нужд. Мощным стимулом для про явления инициативы и самоде ятельности трудящихся стано вится переход трудовых колле ктивов к самоуправлению, при котором они самостоятельно решают все вопросы внутрен ней организации производства вплоть до избрания руководи телей. В условиях полного хозрас чета, самофинансирования и са моуправления предприятий и объединений качественно но вым должно стать и централи зованное руководство экономи кой. Общегосударственный план призван определять основные приоритеты и цели социально- экономического развития стра ны, направления структурной и инвестиционной политики, науч но-технического прогресса, за дачи накопления научного, об разовательного и культурного потенциала, поддержания обо роноспособности. Важнейшей составной частью перестройки управления эконо микой является радикальная перестройка ценообразования и цен— оптовых, закупочных, розничных цен и тарифов. Ва жно привести цены в возмож но большее соответствие с об щественно необходимыми за тратами. Реформа оптовых цен должна оздоровить обстановку в на родном хозяйстве, создать лу чшие условия для повышения эффективности производства, ресурсосбережения, улучшения качества продукции. Что каса ется розничных цен, то их из менение должно привести к повышению жизненного уровня определенных категорий трудя щихся, к более полному осу ществлению социальной справе дливости. С реформой ценообразования тесно связана перестройка си стемы материально-техническо го обеспечения экономики. Ос новное ее направление — ре шительный переход к оптовой торговле средствами производ ства как через прямые связи поставщиков и потребителей, так и через хозрасчетные опто вые базы. За государственными органами остались бы функции регулирования оптовой торгов ли и контроля за ней. Процесс преобразования хо зяйственного механизма не обойдется без радикальной фи нансово-кредитной реформы. Ока должна быть направлена на перевод отношений бюджета с предприятиями на норматив ную основу, на исключение всех возможностей для получения доходов до конечной реализации товаров, на всестороннее фи нансовое оздоровление народ ного хозяйства. Создание целостной системы экономического управления пре дполагает перестройку органи зационных структур и работы органов управления. Это прежде всего касается основного звена экономики — предприятий и объединений. Важно, чтобы их состав отве чал рациональной специализа ции и кооперации, создавал условия для применения самой прогрессивной техники и тех нологии. Нужно соединить в одной организации все звенья производства — от прйкладных исследований до серийного производства и технического обслуживания. При этом надо, конечно, учитывать фактор уп равляемости. Следует также в производстве тех или иных ви дов продукции избегать моно польного положения объедине ний. Что касается отраслевого уп равления, и прежде всего ми нистерств, то эти последние должны на деле стать научно- техническими и планово-эконо мическими штабами отраслей, отвечать перед страной за удо влетворение потребностей наро дного хозяйства в производимой отраслью продукции, за выход на мировой уровень технологии производства, качества и тех нического уровня продукции, активно заниматься развитием и совершенствованием структу ры отрасли, углублением спе циализации и кооперации, раз рабатывать экономические нор мативы, рычаги и стимулы для подведомственных предприятий. Самые сложные проблемы— межотраслевые. Для их реше ния при Совете Министров СССР созданы и действуют по стоянные системы управления народнохозяйственными ком плексами и группами взаимо связанных отраслей —Госагро-- пром, Госстрой, Бюро по маши ностроению и Бюро по топ ливно-энергетическому компле ксу, Внешнеэкономическая ко миссия, Бюро по социальному развитию. Следует последовательно пре вращать постоянные органы правительства в жизнеспособ ные организации, отвечающие за развитие своих комплексов, за решение межотраслевых про блем. Нуждается в серьезном улуч шении территориальное управ ление. В этом плане, видимо, целесообразно создать в соста ве исполкомов областных и краевых Советов производствен но-экономические управления для комплексной разработки планов развития регионов, ко ординации всей экономической работы на данной территории. М. С. Горбачев специально остановился на социальных ас пектах перестройки экономиче ского управления. В решении социальных, человеческих про блем особенно нетерпимы пас сивность, остаточный принцип, иждивенчество. Перестройка невозможна без четкой организации и партий но-политического обеспечения. На Пленуме утверждены пре дставленные Политбюро ЦК КПСС «Основные положения коренной перестройки управле ния экономикой». Эти положе ния содержат как принципиаль ные, так и конкретные устано вки по ^созданию целостной си стемы управления. Они стали партийной директивой для по следующей работы в этой обла сти. Одобрен проект Закона СССР о государственном предприятии (объединении). В основном были одобрены проекты постановлений, касаю щиеся перестройки деятельнос ти центральных, республикан ских и местных органов управ ления, системы планирования, и другие нормативные акты. Политбюро ЦК КПСС и Совету Министров СССР поручено принять их с учетом обсужде ния на Пленуме ЦК. Пленум одобрил политичес кую и практическую деятель ность Политбюро ЦК КПСС по осуществлению курса на пере стройку и поручил неуклонно продолжать стратегическую ли нию партийного съезда в ин тересах народа, укрепления со циализма, углубления социали стической демократии. Он вы разил уверенность, что все партийные организации, все коммунисты, все кадры с уд военной энергией возьмутся за решение назревших в на шем обществе экономических проблем. Подчеркнуто было на Плену ме, что перестройка экономи ческого управления, хозяйст венного механизма в целом яв ляется сейчас центральной за дачей, определяющей успех всей стратегии ускорения. Ее осуще ствление — важнейшее обще партийное, общенародное де ло, неотъемлемая составная часть процесса обновления всей жизни страны, прямое продол жение дела Октября. В авангарде осуществляемых преобразований призваны быть партийные организации. ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии должны после довательно вести линию па со вершенствование стиля рабо ты, на утверждение политичес ких методов руководства с опорой на первичные парторга низации, трудовые коллективы и общественные организации, правдиво и принципиально оце нивать положение дел, учить кадры действовать по-новому. Необходимо принять конкрет ные меры по повышению ответ ственности и принципиальности в работе партийных организа ций центральных экономиче ских органов, министерств и ведомств, предприятий и объ единений. Пленум ЦК КПСС постано вил созвать 28 июня будущего года в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, XIX Всесоюз ную конференцию Коммунисти ческой партии Советского Сою за. На ней обсудить вопросы; о ходе реализации решений XXVII съезда КПСС, основных итогах первой половины две надцатой пятилетки и/ задачах партийных организаций по уг лублению процесса перестрой ки, о мерах по дальнейщей де мократизации жизни партии и общества. ЦК КПСС призвал партийные организации прове сти подготовку к Всесоюзной конференции КПСС на высо ком идейно-политическом и ор ганизационном уровне, под знаком дальнейшего сплочения партийных рядов, укрепления единства партии и народа, уг лубления происходящего в стране процесса революцион ных общественных преобразо ваний. Сразу же после Пленума со стоялась седьмая сессия Вер ховного Совета СССР одиннад цатого созыва. С докладом на ней «О перестройке управле ния народным хозяйством на современном этапе экономиче ского развития страны» высту пил член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР депутат Рыжков Н. И. Сессия приняла Закон о госу дарственном предприятии (объ единении) и другие акты отно сительно перестройки управле ния народным хозяйством стра ны. Приняты Закон СССР о все народном обсуждении важных вопросов государственной жи зни, Закон о порядке обжало вания в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан. Оба этих Закона —важные ве хи на пути дальнейшего разви тия, расширения и углубления нашей советской, социалистиче ской демократии. Пленум ЦК КПСС, сессия Верховного Совета СССР приня ли принципиальные, огромной важности для судеб нашей стра ны, мирового социализма реше ния. Задача сейчас состоит в том, чтобы эти решения довес ти до дознания коммунистов, самых широких слоев советс кого народа. Чтобы эти реше ния стали руководством к дей ствию и безусловно были вы полнены. Чтобы каждый из нас, коммунистов и беспартий ных, думая о будущем, о пер спективах. сосредоточился и на решении сегодняшних задач. Задач пятилетки, ее нынешнего, второго, очень трудного и важ ного года. (Передовая «Правды» за 2 июля 1987 г.) В З А И М О П О Н И М А Н И Е , ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО Стройной женщиной в ин дийском сари с приветствен но поднятой рукой — такой предстала Индира Ганди в бронзовом памятнике, от крытие которого состоялось 3 июля на одной из москов ских площадей, носящей имя великой дочери индийского народа. ...Яркое солнечное утро. Легкий ветерок шелестит ли ствой молодых деревьев, высаженных в скверике у подножия памятника. На флагштоках — государст венные флаги Индии и СССР. Тысячи москвичей и го стей столицы, собравшихся на площади, тепло привет ствовали Генерального се кретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и Премьер-Мини стра Индии Р. Ганди. В церемонии открытия приняли участие член По литбюро ЦК КПСС, Пред седатель Совета Министров СССР Н. И, Рыжков, член Политбюро ЦК КПСС, . ми нистр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, кандидат в члены Политбю ро ЦК КПСС, первый сек ретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, секретарь ЦК КПСС А. Ф. Добрынин, другие со ветские и индийские' офици альные лица. М. С. Горбачев и Р. Ган- ^и разрезают алую ленту и с памятника спадает покры вало. Над площадью торжест венно звучат государствен, ные гимны Индии и Совет ского Союза. Перед собравшимися вы ступили М. С. Горбачев и Р. Ганди. К подножию памятника возлагаются многочисленные корзины цветов. Авторы. памятника — скульптор О. Комов, архи текторы В. Нестеров и Н. Комова. Работа над памят ником одной из выдающих ся женщин современности бы ла сложной и интересной, сказал О. Комов. Детально изучал кадры фильмов, фо тографии, другие документа льные материалы. Немало ценных советов дал в Ин дии Раджив Ганди. Им был подсказан и жест поднятой руки. Так в Индии встреча ют друзей. Теперь этот жест станет символом советско- индийской дружбы и сотруд ничества. М. С. Горбачев и Раджив Ганди в том же духе вза имного доверия и открытос ти продолжили и завершили свои беседы один на один, углубленно рассмотрев ряд международных проблем, особенно те, которые непо средственно затрагивают безопасность обоих госу дарств. Затронуты были так же принципиальные вопросы двусторонних связей. * * * В этот же день М. С. Гор бачев и Р. Ганди подписали в Большом Кремлевском дворце комплексную долго срочную программу научно- технического сотрудничества между СССР и Индией. На церемонии подписания присутствовали: с советской стороны — В. И. Воротни ков, А. А. Громыко, Л. Н. Зайков, Е. К. Лигачев, В. П. Никонов, Н. И. Рыжков, Н. Н. Слюньков, М. С. Со- лрменцев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, А. Н. Яковлев, В. И. Долгих, Б. Н. Ельцин, Н. В. Талы зин, Д. Т. Язов, А. П. Би рюкова, А. Ф. Добрынин, А. И. Лукьянов, В. А. Мед ведев, И. В. Капитонов, заместители Председателя Совета Министров СССР, министры СССР, председа тели Государственных коми тетов СССР, другие офици альные лица; с индийской — сопровождающие Р. Ганди в поездке официальные лица. * * * От имени советского ру ководства в Большом Крем левском дворце был дан зав трак в честь Р. Ганди и его супруги. Вместе с Премьер-Минист ром были сопровождающие его в поездке индийские официальные лица. С советской стороны при сутствовали М. С. Горбачев с супругой, В. И. Воротни ков, А. А. Громыко, Л. И. Зайков, Е. К. Лигачев, В. П. Никонов, Н. И. Рыжков, Н. Н. Слюньков, М. С. Со- ломенцев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, А. Н. Яковлев, В. И. Долгих, Б. Н. Ельцин, Н. В. Талызин, Д. Т. Язов, А. П. Бирюко ва, А. Ф. Добрынин, А. И. Лукьянов, В. А. Медведев, И. В. Капитонов, заместите ли Председателя Совета Ми нистров СССР, министры СССР, председатели Госу дарственных комитетов СССР, другие официальные лица. На завтраке, прошедшем в теплой, дружественной обс тановке, М. С. Горбачев и Р. Ганди обменялйсь речами, которые были выслушаны с большим вниманием*и встре чены аплодисментами. * * * Глава правительства Ин дии посетил Мавзолей В. И. Ленина и возложил венок. Венок был возложен также к могиле Неизвестного сол дата у Кремлевской стены. (ТАСС). ПРАЗДНИК ДРУЖБЫ И МИРА Открытие фестиваля Индии в С С С Р История еще не знала та кого: впервые один великий народ принимает у себя на род другой великой держа вы. Уникальным событием по масштабам и значимости призван стать национальный фестиваль Индии в СССР. Встретившись лицом к ли цу для дружеского рукопожа. тия, страны, связанные мно говековыми узами, открыва ют новую страницу между народного сотрудничества. Идеалам мира, добра, вза имопонимания послужит этот праздник длиною в год. Практически по всей совет ской земле пройдут марш руты смотра, шествие кото рого началось 3 июля в Мос кве. Соборная площадь Крем ля. 16 часов 30 минут. В знакомый перезвон курантов вплетаются непривычные звуки индийских инстру ментов. Горячими аплодисмента ми встретили собравшиеся Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, с супругой н Премьер-Минист ра Индии Раджива Ганди с супругой, прибывших на тор жественную церемонию от крытия фестиваля. Здесь же — член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР И. И. Рыжков, цлен Политбюро ЦК КПСС, министр иност ранных дел СССР Э. А. Ше варднадзе, кандидат в чле ны Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, сек ретарь ЦК КПСС А. Ф. Доб рынин, другие официальные лица. По русскому обычаю де- вушки. и юноши в нацио нальных костюмах подно сят высокому индийскому гостю хлеб-соль. А к совет скому руководителю направ ляется группа молодых индийцев с, традици онными дарами. На одном из подносов — медный сосуд с рисом, водой, фруктами, цветами. У древнего народа он называется кумбхам — символ процветания, изоби лия, добрых пожеланий. Со ветскому и индийскому ру ководителям преподносят гирлянды цветов. Перед собравшимися вы ступили М. С. Горбачев и Р. Ганди. Начинается новая глава торжественного ритуала. Ру ководители двух государств преподносят друг другу из дания, специально выпущен ные к этому дню. Среди них два первых тома двад цатитомной библиотеки со ветской литературы XX ве ка, переведенной на хинди, и два тома аналогичного из дания индийской литерату ры на русском языке. Они содержат работы Ленина и Махатмы Ганди, Луначарс кого и Джавахарлала Неру, произведения Максима Горь кого и Рабиндраната Тагора. Памятное событие запечат лели и красочные почтовые миниатюры. Дружба Индии и Советс кого Союза превратилась в мосты, переброшенные через пространство и время, воп лотилась в конкретные сов местные дела, проросла глу бокими корнями духовного родства. Олицетворением это го единства стала книга — одно из лучших изобретений человечества, сокровищни ца мыслей и знаний, могу чего и прекрасного слова. Торжество на Соборной площади завершается ярким, праздничным танцем, сла вящим землю и людей, при роду и вселенную, славящим мир — мечту всех людей до брой воли. Как знак этой светлой надежды останется на мос ковской земле индийское де ревце: деодар — гималайс кий кедр — посадили на территории Кремля руково дители двух государств. И чтобы э!ют зеленый росток поднимался и креп, как дру жба двух народов, полили его корни водами двух мо гучих рек — священного Ганга и великой Волги. Нет ничего святее уз, сплотивших в одну семью людей разных национально стей. Но сильнее кровного родства тяготение сердец, бьющихся в унисон, общность мыслей и чувств, устрем ленных в будущее. Воплощение самых свет лых идеалов связано с име нем великого человека всех времен и народов — Лени на. М. С. Горбачев и Р. Ган ди, участники торжественной процессии направляются к памятнику Владимиру Ильи чу Ленину. К подножию, мо нумента индийский и совет ский руководители возлага ют цветы. «Дружба — дости» — это драгоценное слово вобра ло в себя суть праздника, цель которого —- сблизить людей, помочь им лучше уз нать и понять друг друга. Буквально повсюду ощуща ется сегодня приподнятая, волнующая атмосфера фес тиваля, выплеснувшегося на московские просторы. К лицу нашему городу не привычный индийский на ряд. Едва ли не главная его деталь — эмблема с очертаниями трогательного олененка на фоне старинной монеты. Из глубины веков пришли причудливые изоб ражения гривастых, львов. Олицетворяя благородство, мощь и доброту, они обос новались на гербе государст ва. Оранжевый, зеленый, бе лый, синий — четыре цвета национального флага вписа лись в праздничную палит- РУ- Сверкая радостью и улыб ками, шагает по улицам со ветской столицы индийский фестиваль. Вот он уже спу стился с Боровицкого хол ма и вышел на широкую вод ную магистраль. Необычная флотилия взяла на борт ин дийских артистов: в путь от правились не просто суда, а плавучие сценические пло щадки. На них и разверну лись импровизированные концерты, с музыкой, пес нями, танцами. И набереж ные Москвы-реки стали ги гантским зрительным залом под открытым небом. Полтора часа продолжа лась водная феерия — ров. йо столько времени занял специальный рейс до Луж ников. А здесь разгулялась веселая шумная ярмарка. Именно так проходит у се бя на родине знаменитый народный праздник «Утсав». На всех языках и наречиях Индии начертано это слово на колоннах, что поднялись у входа н а , стадион. Более сорока башен и арок, выпол ненных в стиле националь ной архитектуры, сооруже но на его территории. Смысл построек глубоко символичен: по народному обычаю они как бы привет ствуют гостей. А встречают их слоны — трудолюбивые и умные помощники чело века пользуются в Индии особым почетом, и потому ни один праздник не об ходится без них. Вот и вста ли в Лужниках мастерски сделанные скульптуры жи вотных, любовно украшен ных для «Утсава». Бамбук, ткани, цветная фольга, что применяется в особо тор жественных случаях, ис пользованы в убранстве это го индийского уголка в Мос кве. Не перечесть всего, что разложено в торговых рядах. Тут же состязаются и в кулинарном искусстве — самые вкусные блюда, ко торые готовятся только по праздникам, предлагают се- голня индийские повара. Звенит, поет, играет «Ут- сав». Фантастические кос тюмы, грим, маски. Изыскан ные движения танцовщиц и яростный грохот барабанов, протяжный голос раковин — (Ок о нчан ие н а З.й с тр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz