Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

П АРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: КА К ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА? П РОВЕРЯЕТСЯ Д ЕЛО М Зам етки с пленума Данковско го горкома К П С С Т о, что пьянство зло, знает каждый. Но одно дело — знать, другое — активно противостоять ему. Это, если хотите, критерий гражданской зрелости человека. Не слу­ чайно на недавнем Пленуме ЦК КПСС вновь было под­ черкнуто, что борьба за крепкую дисциплину н порядок, утверждение трезвого оораза жизии — составная часть ведущихся в стране преобразований. И значит, должна на­ стойчиво и последовательно нарастать. Важная роль тут принадлежит культурным и спортивным учреждениям. Как перестраивается их работа в духе современных тре­ бовании, что тормозит организацию разумного досуга тру­ дящихся — эти вопросы были вынесены в повестку дня состоявшегося недавно пленума Данковского горкома пар­ тии. Секретарь горкома партии Л. П. Зайцева подчеркнула в докладе, что вопросы эти по­ ставлены, по мнению ряда коммунистов, даже с опоз­ данием: раньше надо бы!... Но трудно сломат^ сложив­ шийся за долгие годы стере­ отип: роль партийной орга­ низации на производстве — это да, это актуально, а до­ суг — дело второстепенное, не для серьезного разговора. Но теперь ясно: досуг заслу­ живает пристального, посто­ янного внимания. Сотни лю­ дей, отмечали выступавшие, искренне проголосовавшие за трезвость, оказались не в со­ стоянии распорядиться дра­ гоценным богатством— сво­ бодным временем. Можно, конечно, посетовать на отста­ вание культурных потребнос­ тей, упрекнуть з неразвитос­ ти вкусов, но нельзя не за­ метить, что материальная ба­ за отдыха не. отвечает запро­ сам людей. Куда, скажем, в воскре­ сенье пойти молодому рабо­ чему? В кинотеатрах —оче­ реди, в районном ДК— ти­ шина. И это в райцентре. Л что говорить о тех, кто жи­ вет в отдаленных селах? Вот и получается, что почти все свободное время люди прово­ дят дома. Добро бы за чте­ нием или другим полезным занятием. В лучшем случае смотрят телевизор, в худшем — загодя запасаются спирт­ ным.' Не случайно мы с тре­ вогой говорим о разросшем­ ся бытовом пьянстве, которое, между прочим, тоже отража­ ется на производительности труда. А ведь было специаль­ ное постановление об улуч­ шении работы учреждений культуры, которое предусма­ тривает широкое развитие коллективных форм отдыха, утверждение трезвых тради­ ций и обрядов, создание клу­ бов по интересам и так далее. Времени прошло немало, а результаты... Да, .в районе 52 ДК и клуба, 87 библио­ тек, 48 киноустановок, десят­ ки футбольных полей и спорт­ площадок. Но используются они, как и прежде, неэффек­ тивно. Сказывается застаре­ лая болезнь— нехватка кад­ ров. Об этом в районе гово­ рят уже деся-ток лет подряд, а дело ни с места. И вот опять удручающая статистика: в двенадцати до­ мах культуры нет художест­ венных руководителей. Лишь 45 "процентов работников ку­ льтуры района имеют специ­ альное образование. Вместо 25 методистов производствен­ ной гимнастики на селе всего 13, и из них только один (!) со специальным образованием. Занимаются эти, с позволе­ ния сказать, методисты всем чем угодно, но только не раз­ витием спорта. Чаще всего они выступают в роли «маль­ чиков на побегушках». Кто же обязан решать ка­ дровый вопрос? Дут мнения разделились. Л. 11 . Зайцева самокритично взяла вину на себя и отдел пропаганды и агитации, возглавляемый А. М. Хариным. С ее точкой зрения нельзя не согласить­ ся: кадры всегда были делом партийным. Заместитель председателя райисполкома В. И. Шеба- нов, признавая и свои прос­ четы, в то же время критико­ вал директоров совхозов, се­ кретарей парткомов и пред­ седателей сельсоветов. Толее резонно: именно на местах должны подбирать кадры! В конце концов не горком и райисполком посылают в ву­ зы и техникумы стипендиа­ тов, а совхозы. Но никого из директоров Валентин Петро­ вич не назвал персонально, видимо, полагая, что резкое критическое слово повредит их авторитету. На пользу ли дела такое умолчание? Ведь речь в данном случае идет о неумении, безответственнос­ ти" а то и нежелании руково­ дителей учитывать перспек­ тиву. В конечном счете речь идет о будущем наших сел и деревень, о том, останется ли в них молодежь или по­ дастся в город. А раз так, то к спрос за это должен быть соответст­ вующий. Например, о дире­ ктора совхоза «Долговский» коммуниста В. Д. Дымова. Именно в годы его руковод­ ства хороший, просторный, светлый Дом культуры при­ шел в полный упадок. Какие «оправдательные» аргументы берутся тут во Внимание? Ведь в партийных докумен­ тах ясно сказано, что разви­ тие производственной сферы нельзя отделять от социаль­ ной. А разве председателя райисполкома А. И. Слеса- рева не должно волновать аварийное состояние район­ ного Дома культуры? Разго­ воры об этом уже надоели, а компетентное заключение спе­ циалистов о состоянии здания все еще не готово. Неужели не ясно, что одними админи­ стративными мерами успехов в борьбе с пьянством не до­ биться? Да их, кстати, и нет. Данковчане всегда горди­ лись своим краеведческим музеем и ' «Малой Третьяко­ вкой». Но вот уже два де­ сятка лет музей и картинная галерея находятся в тес­ ном здании бывшей церк­ вушки, три четверти заме­ чательных произведений со­ ветского изобразительного искусства пылятся в запас­ никах. Впрочем, слишком громко сказано: какой уж там запасник — тесная, сы­ рая комнатушка, куда кое-как удалось втиснуть картины и скульптуры. Работники му­ зея не могут гарантировать их сохранность... Кто и когда решит эту проблему? В свое время в конструкторском бюро хими­ ческого завода составлялся проект двухэтажного здания «Малой Третьяковки», ко ре­ ализовать его не смогли. И пока не ясно, где искать вы­ ход. Говорят, хорошо'бы рес­ таврировать собор, что воз­ вышается в центре Данкова, но кто даст средства на это и кто возьмется за реконст­ рукцию? Неизвестно. Кстати, о химзаводе. В ад­ рес руководителей самого крупного предприятия —ди­ ректора Ю. В. Мартыновско­ го и секретаря парткома В. Я. Калинина —направле­ ны многие критические стре­ лы. Если в Доме культуры^ химзавода видна работа (кру­ жки самодеятельности, дет­ ские кружки, всевозможные вечера, клубы по интересам и т. д.), то спортивные соо­ ружения используются явно недостаточно, особенно ста. дион, спортзал и плаватель­ ный бассейн. На стадионе начата реконструкция, но идет она медленно, а он. так необходим городу. Но, под­ черкнул секретарь партбюро ремонтно-технического пред­ приятия М. В. Коновалов, предприятия и учреждения Данкова стоят в стороне от этого важного дела. Общи­ ми силами давно можно бы­ ло завершить ее. А Пока, констатировали выступавшие городского культурно-спор­ тивного комплекса, практиче­ ски нет... М. В. Коновалов и другие резко критиковали за безде­ ятельность председателей го­ родского и районного спорт­ комитетов —А. II. Егорова и А. Н. Лушняка. А вот им самим выйти на трибуну, по­ хоже, мужества не хватило, попросить их выступить не догадались, а жаль... Водитель автобазы № 5 треста «Липецкстройтранс» В. С. Арепьев, бульдозерист КГСО «Данковская» А. В. Еремин и другие сетовали: в городе два парка и городской сад, но условий для отдыха там нет, как нет до сих пор и пляжа на Дону. Пора взяться за обустройство, ведь самый разгар лета. Де­ льное предложение внес и директор средней школы № 5 А. И. Кожемякин: соз­ дать в городе учебно-произ­ водственный комбинат, что обеспечит полезный досуг школьников, поможет им в выборе профессии. Оно наш­ ло горячих сторонников. Ниже всякой критики со­ стояние спортивной работы на селе. На этот счет приво­ дилось немало примеров. Так, в Политово и Малинках на стадионах пасутся, теля­ та. Но директора совхоза «Политовский» В. К. Степа­ нова и секретаря парткома В. В. Злобина это даже... ра­ дует: дескать, растет коли­ чество скота в личных под­ собных. хозяйствах. Другой факт: директор со­ вхоза «Огаревский» А. П. Духанов и секретарь партко­ ма В. В. Буряков не удосу­ жились выделить транспорт для поездки футбольной команды на соревнование в Данков. И это не просто до­ садный случай. Это отра­ жение изжившего себя сти­ ля партийной работы, когда все, что связано с бытом, отдыхом и настроением лю­ дей, отодвигается на второй план... Подводят сельских спорт­ сменов работники торговли и бытового Обслуживания: нег­ де приобрести необходимый инвентарь, не во что обуть и одеть спортсменов. Так. сов­ хоз «Никольский» заказал в местном КБО форму для фу­ тболистов. Простые трусы там умудрились пошить так, что буквально все село уми­ рало со смеху. Впрочем, смех этот, по сути, очень даже не­ веселый..'. Острых проблем в органи­ зации досуга накопилось не­ мало. После состоявшегося разговора стали виднее не­ достатки. Теперь важно, за­ сучив рукава, взяться за де­ ло. Слов-то об отдыхе и ра­ ньше сказано немало... Те­ перь же цена их проверяет­ ся делом и только делом. И. БЛАНДОВЦЕВ. Комсомольско-молодежная бригада Алек­ сандра Хрипункова считается одной из лучших на Липецком станкостроительном заводе. На снимке: (слева направо) члены бри­ гады расточник Виктор Белун, фрезе­ ровщик Сергей Поляков, строгальщик Вячеслав Жиганов, фрезеровщик Вале­ рин Дергунов. Фото А. ГИРЕВА. Д Г ""Т1 1 ЛЯ начала познакомимся с приказом директора НДМК: «За невыполнение заказов рыночного фонда, что привело к невыполнению пла­ на по выпуску товаров народ­ ного потребления, начальнику листопрокатного производства Е. И. Булатникову объявить вы­ говор и лишить премии на 100 процентов... Лишить 100 про­ центов премии заместителя главного инженера комбината А. И. Уманца. Предупредить его и заместителя директора комбината А. Н. Фрудлина, что в случае невыполнения долга по товарам народного потреб­ ления к ним будут приняты более строгие меры воздейст­ вия...» Чем был вызван такой «сердитый» приказ? Листопрокатное производство впервые сорвало график выпу­ ска кровельного железа. Его недодано на 216 тысяч рублей. Причина — в элементарных не­ доработках, невнимании про­ катчиков к этой продукции. Производство громадное, совре­ менное, мелочиться тут не лю­ бят. А «мелочиться» выпускать что-то «легковесное» Вот и штампуют тут из обрези крупнотиражно оконные отли­ вы, кровельный уголок. Такой же уголок выпускают и... железнодорожники комби­ ната. Но им-то уж можно из­ винить отсутствие фантазии. Для УЖДТ, согласитесь, глаз­ ное не продукция, а хорошая езда. А вот как быть с други­ ми? Например с третьим листо­ прокатным цехом, где уже да­ вно бьются над «неразрешен­ ными» проблемами изготовле­ ния металлических гаражей из некондиционных материалов? Не реализуют своих возможно­ стей наладить выпуск товаров для народа и специалисты цеха динамной стали. А их, возмож­ ностей, на этом, одном из са­ мых современных и оснащен­ ных производств НЛМК, предо­ статочно. Прокатчики ЛПЦ-2 предлага­ ют потребителям все тот же... кровельный уголок. Правда, в неофициальном конкурсе на из­ готовление новых образцов то­ варов ширпотреба цех участво­ вал активно Были представле- * Товары— народу А ДЛЯ «ВАЛА» ны металлический штакетник, подставки под утюги. Образцы покрылись пылью, а уголок жи­ вет и здравствует. Отойти от банального набора изделий попытались работники цехов защитных покрытий и значит ремонтно-строительного. Первые выпускают садовые распылите­ ли для полива, вторые —шин­ ковки. Можно еще упомянуть продукцию цехов лесопильно­ тарного, ЦТНП-1. Это хлебницы; ведра, лейки, совкй, черепица, оконные и дверные петли. И это, пожалуй, все. Список исче­ рпан. Не густо для ведущего предприятия области! Более чем скромную экспози­ цию представил НЛМК на вы­ ставку товаров народного пот­ ребления в горкоме КПСС. Не­ важно выглядит комбинат на фоне таких липецких предпри­ ятий, как «Центролйт», станко­ завод, завод пусковых двигате­ лей. На витрине те же лейки, ведра, уголок. — Есть ли перспектива улу­ чшить ассортимент? — такой ьопрос задал я заместителю главного инженера НЛМК А. И. Уманцу. — В этом году планируем пуск нового участка в лесопи­ льно-тарном цехе. Здесь будем делать новые виды хлебниц, кухонные наборы, паркет, иг­ рушки. Создано конструкторс­ кое бюро по разработке эскизов и чертежей товаров. В частнос­ ти, готова документация на из­ готовление крыльев «Жигулей», тазов, бельевых баков, —про­ информировал он. А мне вспомнился один из наказов, данных накануне вы­ боров кандидату в депутаты областного Совета народных де­ путатов директору НЛМК И. Ф. франценюку: организовать про­ дажу металлоотходов для хо зяйственных нужд. Иван Васи­ льевич доложил собравшимся избирателям, что этот вопрос вот-вот решится. -—Да, —подтверждает А. И Уманец. — Такое решение при­ нято, Подписан приказ о назна­ чении директора магазина- салона «Умелые руки». Плани руем организовать торговлю от­ ходами штамповки, трубами, швелером. Здесь же можно бу­ дет продавать шлак, известь, другие материалы, годные садовом строительстве. Сдер­ живает нас отдел сменного оборудования. Нужны мощные прессы для изготовления авто­ запчастей в ЛПП. Минуло первое полугодие На одном из областных сове­ щаний НЛМК вновь критикова ли за отставание в выпуске товаров для народа. Заглянул я в оперативные сводки выпол­ нения плана: цифры не рекор­ дные. И опять над всем довле­ ет пресловутый кровельный уголок. А, АДПОСТЕНКОВ. а * АССКАЗАТЬ об этом конфликте читателям захотелось сразу, как только о нем узнали. Случай явно выходил за рамки част­ ного и обнажал некоторые болевые точки современной школы. Желание обсудить их, как говорится» на миру, было велико, но-.. Страсти в тот момент в педагогическом кол­ лективе липецкой школы Б» 5 достигли апогея, обстановка была чрезвычайно накалена — только что состоялось бурное многочасовое собрание, про­ шел плевал проверок различ­ ных комиссий, и мы отложи­ ли перо: лучше дать событи­ ям отстояться. Главное же, теплилась надежда; непремен­ но возобладает У педагогов трезвый взгляд на случившее­ ся, они сами, сообща, дружно найдут достойный выход из сложной ситуации. На наш взгляд, они прямо- таки обязаны были с этим поторопиться; приближались выпускные экзамены, ответст­ венная пора, когда школа дол­ жна быть особенно спокойна, сосредоточенна, внимательна. Но в пятой волнение не утихало. Учителя жаловались на плохую дисциплину в 10 «б». Родители волновались; ребята стали пропускать уро­ ки, не готовятся к экзаменам. В конце учебного года в редакцию поступило несколько писем от родителей, то и дело раздавались их звонки. Эта тревога передалась и нам. По­ нимая, что в канун экзаменов не стоит травмировать лишни­ ми вопросами ребят, мы все же попросили выпускников 10 «а» и 10 «б» ответить (не указывая фамилий), с каким настроением они кончают школу, поделиться ближайши­ ми планами. Ответы разни­ лись, как небо и земля. В 10 «а» — бодрость, оптимизм, уверенность в себе. В 10 «б» — пессимизм, горечь, разоча­ рование. «Радуюсь, что кон­ чаю школу, не будет больше камня на шее». «Сил нет на учебу, все ушло на борьбу за классного руководителя. Ско­ рее бы все кончилось»- Были и вовсе максималистские высказывания ребят о школе, в них присутствовала и какая- то позиция, и проглядывала совсем детская растерян­ ность: помогите разобраться! Кто же виноват в этой су- мятине в детских душах, что тому причиной? С НАЧАЛА эта история не выходила за рамки одного класса. Учащаяся 10 «б» Аня Мишина, давний юнкор об­ ластной молодежной газеты «Ленинец», не раз выступавшая на ее страницах с заметками, зарисовками о школьных ве­ черах, своем классе; на этот раз написала критическую за­ метку: «Кому играть в учите-, лей?». Аней руководили доб­ рые намерения, она в меру своих сил и способностей ре­ шила проанализировать ошиб­ ки дня самоуправления в школе. Сделала вывод: не го­ товы пока десятиклассники, в том числе и сама Аня, к по­ добным самостоятельным де­ лам, не хватило им в чем-то организаторских навыков... Полагаем, правильный вы­ вод. И принять его на свой счет должна была прежде все­ го школа, учителя. Самоуправ­ ление» если о нем говорить горичны и даже жестокосерд­ ны. Что говорить, ничуть в этой перепалке в классе не стала для них яснее и сама проблема — каким же все- таки должно быть самоуправ­ ление в школе? Словом, исти­ на в споре не родилась, за­ метка вместо пользы оберну­ лась бедой: десятиклассники объявили своему товарищу, недавнему комсоргу класса, бойкот. Кане знать, может, школа сама смогла бы затушить пока небольшой костер конфликта, тщательно проанализировав на педсовете ситуацию, ука­ зав учителю на его ошибку, с помощью и соучастием ро- В. Н. Бетенеков. Он взялся за дело энергично, и, по мнению мнргих учителей, кое-чего до­ бился. А тут — такая громкая ста­ тья в газете. Как действовать? Логичнее и правильнее, ко­ нечно, было бы искать реше­ ние вместе с педсоветом. Ди­ ректор принял решение; издал приказ об отстранении от классного руководства И. П. Желтухиной, создавшей в 10 «б» «угрозу сплочения класса на нездоровой основе». Вот тут и началось... Прежде всего, и саму ста­ тью, и приказ восприняла как оскорбление Ида Петровна. посещают занятия, мало чита­ ют, нетребовательны к се­ бе. Товарищи по работе словно на замечают ее успе­ хов, по-человечески невни­ мательны — забыли поздра­ вить с днем рождения, с 25- летием педагогической дея­ тельности, когда ей было трудно — не посочувствова­ ли... Беседуем с коллегами Иды Петровны — секретарем парт­ бюро В. В. Чуприниной, чле­ нами партбюро М. П. Крети- ниной, А. Т. Бызовой, предсе­ дателем профкома Н. Л. Гресько, учителем-ветераном С. М. Черкашиным. Они не такой обстановке и статья в газете, и приказ директора? А то, что коллеги решили: и поделом! До педагогического осмысления ситуации в вы­ пускном классе так и не под­ нялись, не смогли. Между тем конфликт на­ столько расширил свои грани­ цы, что им уже вплотную занялись горком партии, Со­ ветский райком партии. Жало­ бы захлестнули и их. Комис­ сии старательно пытались изу­ чить атмосферу в педколлек­ тиве, проанализировать взаи­ моотношения, чтобы прийти к решению — как, наконец, прекратить затянувшийся кон­ фликт? Мы прочитали множе- д ИСТОРИЯ ОДНОГО КОНФЛИКТА П ЕД А ГОГИК А С АМ БИЦИЕЙ всерьез, предполагает корен­ ную. перестройку всей воспи­ тательной работы. Объявлен­ ный без тщательной подготов­ ки «день самоуправления» — всего лишь бесполезная игра. На наш взгляд, заметку сле­ довало—при деликатной под­ сказке старших и их участии — обсудить на совместном заседании комитета комсомола и учкома. Этого не произо­ шло. Острее всех заметку воспри­ няли одноклассники. Почему, мол, об общем деле Аня гово­ рит одна за всех? Оценку . ее сочли - субъективной, катего­ ричной. Обиделись. Прозорливому, чуткому учи­ телю на^> было бы точно по­ нять ситуацию. Но классный руководитель 10 «б» Ида Пет­ ровна Желтухина (позже в разговоре признавшаяся, что отмечала и прежде в своих ребятах некоторый «дефицит милосердия» I оставила ребят в классе для разговора с Аней одних. Педагогический про­ счет? Безусловно. Любой кон­ фликт — зло. Учителю необ­ ходимо разбираться в его причинах, чтобы не упускать ситуацию из-под контроля. Он не имеет права позволить взять верх стихии конфликта! Ида Петровна «передовери- лась». Решила —- «ее ребята» сумеют верно расставить ак­ центы. Не сумели. Над личной оби­ дой не поднялись, и были так же, как в чем-то и Аня, кате- дителей, по-своему пережи­ вающих за детей: ведь не мо­ жет быть всем в классе хо­ рошо, когда хотя бы одному плохо. Этот нравственный урок следовало тактично пре­ подать выходящим в жизнь юношам и девушкам. Но события развивались иначе. Узнав о конфликте в 10 «б», молодежная газета «Ленинец» решила не толь­ ко защитить своего юнкора («Чья беда? Открытое письмо 10 «б» — 22 ноября 1986 го­ да), но и убедить ребят в полез­ ности и даже необходимости критических выступлений в га­ зете. К сожалению, новую публи­ кацию неверно поняли уже и сами учителя... УТ необходимо сказать об обстановке в самой школе, поскольку без этого не понять логику даль­ нейшего поведения участников событий. Б последние годы в средней школе № 5 сложился не сов­ сем здоровый морально-психо­ логический климат. Подтверж­ дение тому — материалы про­ верок различных комиссий, в Советском роно, райкоме пар­ тии, гороно... Десятки жалоб — личных, групповых, их раз­ бор, обсуждение — все это уже порядком многим, да и самим педагогам надоело. Словом, обстановка в школе была взвинченной. Не так давно новым ди­ ректором школы был назначен т Считала, что столь крутой ме­ ры не заслужила. Обратилась с жалобами в ряд вышестоя­ щих организаций. В конфликт были втянуты десятиклассни­ ки. Несколько человек относи­ лись к Ане так же, как и прежде, большинство же бой­ кот продолжили. Узнав о приказе, эти ребята сочли именно Аню виновницей от­ странения Иды Петровны от руководства классом. Обстановка в 10 «б» до пре­ дела взвинтила нервы некото­ рых родителей. Волей-неволей они тоже оказались втянуты­ ми во все перипетии жизни класса. А втянувшись, зани­ мали соответственно и «обо­ рону» по ту или другую сто­ рону «баррикад». Немалую роль сыграла в этой затяжной борьбе «тяжелая артиллерия» их жалоб во многие инстан­ ции вплоть до Минпроса. Слишком далеко зашла эта антипедагогическая история еще и потому, а, может быть, прежде всего п о т о м у , что у И. П. Желтухиной в школе сложились довольно неровные отношения с коллегами. Послушать Иду Петровну — не в чем ей себя упрекнуть: предмет (обществоведение, ис­ торию) ведет творчески, школьный музей на ноги по­ ставила (она считает, одна, со своими ребятами), была твер­ да и принципиальна как сек­ ретарь партбюро, порой мак­ сималистски относилась к кол­ легам — они, мол, не всегда отрицают — Ида Петровна способный педагог. Многие ее открытые уроки посещали учителя других школ города. Она не раз выступала на се­ минарах, делилась опытом. Кроме того, она хороший ор­ ганизатор; наладила поиско­ вую работу в школьном воен­ но-патриотическом клубе име­ ни С. Литаврина... Вместе с тем коллеги считают, что ей присуще и некоторое пренеб­ режение к коллективу. Колле­ гам стало казаться — восхва­ ляет себя, стремится подчерк­ нуть только собственные до­ стоинства, а .у других замеча­ ет только промахи. Создала музей, но он почему-то стал «вотчиной» лишь ее класса. Напомнили случай, когда Ида Петровна ездила на не­ сколько дней в другой город, и потом не посчитала нужным объяснить причину отсутст­ вия. Ей вынесли выговор. Многих возмутил и случай прошлым летом. По личным обстоятельствам Ида Петровна не могла в установленный срок поехать с ребятами Ь ла­ герь труда и отдыха. Но поз­ же нашла автобус и без со­ ответствующего на то разре­ шения органов народного об­ разования повезла ребят в лагерь. Вновь — строгий вы­ говор. Словом, отношения у И. П. Желтухиной с учителями шко­ лы, мягко выражаясь, натяну­ тые. Представьте, что значили в ство справок по итогам рабо­ ты комиссий, познакомились с протоколом общего собра­ ния школы, где взаимоотно­ шения внутри коллектива бы­ ли буквально обнажены. Вза­ имные упреки, обиды — сте­ на отчуждения. На общем соб­ рании с участием представи­ телей многих солидных орга­ низаций города коллеги единодушно решили — вы­ вести Желтухину из коллек­ тива школы. чКак тут не вспомнить бойкот, объяв­ ленный десятиклассниками А. Мишиной. Та же продик­ тованная равнодушием к судь­ бе товарища «мера наказания». Учительский коллектив-*- осо­ бый. Великий писатель, знаток человеческих душ А. П. Чехов как-то сказал: «Дети — святы и чисты... Сами мы можем влезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмос­ феру, приличную их чину»... В этой конфликтной ситуации детей никто не уберег от сов­ сем не детских страданий. В глазах одних любимый учи­ тель оказался обиженным, где же справедливость? Некоторые, может быть, решили, что «пи­ сать в газету» не надо, все ра­ вно неправильно поймут. Третьи затаили в душе отчая­ ние: стоит, выходит, не подчи­ ниться большинству, и ты ос­ танешься в одиночестве? И так далее и тому подобное... Любые выводы вероятны, если уходят из-под ног твердые, ясные кри­ терии оценки окружающего привычного мира. - О САМОГО конца учеб ного года обстановка 1 10 «б» была ненормаль ной. Нисколько не заботясь < педагогической этике, учителя порой не стеснялись обсуждать ситуацию при детях. Со своей стороны Ида Петровна, опыт­ ный педагог, ничего не сделала для того, чтобы уничтожить тя жкую преграду между классом и Аней. И наставница остави ла ее одну: «Она максималист ка в свои 17, а я в 50». И вот в такой взрывной об становке ребята сдавали экза мены! Еще раз анализируя случив шееся в пятой школе, прихо дишь к выводу: очень многих бед не избежать, если нет коллективе учителей единства взаимопонимания, доброжелате льности друг к другу. В такой обстановке неизбежно «заземля ется» высокое звание — учи тель, на место главных забот о воспитании души, личности ученика приходит формальное пустое «урокодательство». Рас при, межличностная неприязнь пренебрежение друг к другу словно ржа, разъедают коллек тив. ЧП в 10 «б» воочию по­ казало, насколько бессильны были локализовать конфликт партийная организация школы, профсоюзный комитет. Совер­ шенно недееспособным показал >себя педсовет школы. Как мы уже сказали, ис­ токи конфликта пытались понять горком партии, Советский рай­ ком партии. Но их действия пользы не принесли. А, может, не с той стороны в данном слу­ чае спешили на помощь? Не лучше ли было и райкому, и горкому партии вместо создания своих комиссий прямо потребо­ вать действия от тех, кто и должен был в первую голову наводить порядок в школе? От тех, кто явно самоустранился от какого-либо решения. Ведь прямо-таки с олимпийским спо­ койствием взирали на происхо­ дящее и гороно, и облоно. Ко­ гда родители атаковали жало­ бами Министерство просвеще­ ния РСФСР, руководители обл­ оно направили туда благодуш­ ное сообщение-ответ: мол, нет причин для волнений. Это в го самое время, когда страсти полыхали вовсю! ...10 «б» покинул школу. Ка­ кие мысли унесли ребята с собой вместе с аттестатами зрелости? Не менее важно знать и дру­ гое, а какой урок извлекут из этой истории учителя? Л. ДУБИНА, Т. СПАССКАЯ. УЧЕБА КАДРОВ Завершены занятия сек­ ретарей первичных партий­ ных организаций общеобразо­ вательных школ области на ку­ рсах повышения квалификации ' партийных, советских и идео­ логических кадров обкома КПСС. В течение недели они изучали актуальные вопросы теории и практики коммунис­ тического строительства, пере, стройки работы партийных ор­ ганизаций в свете решений XXVII съезда партии, январ­ ского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. На семинаре обстоятельно и глубоко рассмотрены проблемы реформы общеобразовательной школы, Перед слушателями курсов выступили заместитель заведу­ ющего отделом науки и учеб­ ных заведений обкома КПСС B. И. Щеглов, секретарь Пра­ вобережного райкома КПСС г. Липецка В. А. Ноздреватых, ректор Липецкого политехни­ ческого института, доктор те­ хнических наук, профессор C. Л. Коцарь. ректор Липецко­ го государственного педагоги­ ческого института, доктор филологических наук, профес­ сор В. В. Шахов, другие ответ­ ственные работники обкома КПСС, облисполкома, ученые вузов. Состоялась беседа за «круг­ лым столом» с руководителями областных организаций и служб. Секретари партийных органи­ заций ознакомились с опытом работы учебно-производствен­ ного комбината Левобережного района, средних школ №№ 12 , 14 г. Липецка. В заключение состоялась бе­ седа с секретарем обкома КПСС Р. Е. Злобиной. Проблемам перестройки в атеистической работе был по­ священ семинар заведующих отделами пропаганды и агита­ ции горкомов и райкомов КПСС, заместителей секрета­ рей парткомов по идеологиче­ ской работе, проведенный от­ делом пропаганды и агитации обкома КПСС ка базе курсов повышения квалификации пар­ тийных, советских и идеологи­ ческих кадров. На семинаре выступила се­ кретарь обкома КПСС Р. Е. Злобина. С докладом «Атеистическое воспитание в свете решений XXVII съезда КПСС» высту- йил заведующий отделом пропа­ ганды и агитации обкома КПСС И. И. Бритвин. По теме «Акту­ альные проблемы атеистическо­ го воспитания, в свете совре­ менных требований» выступила лектор правления общества «Знание» РСФСР, кандидат фи­ лологических наук Н. Д. Горо­ хова. Перед ними выступили так­ же доцент Воронежского госу­ дарственного университета, ка­ ндидат философских наук А. И. Демьянов, доцент Воронежско­ го лесотехнического института, кандидат философских наук Н. И. Мартыненко, ректор Ли­ пецкого государственного педа­ гогического института, доктор филологических наук, про­ фессор В. В. Шахов, секретарь Липецкого горкома КПСС Л. И. Мещерякова, другие ответст­ венные работники обкома КПСС и облисполкома, ученые и преподаватели вузов. Состоялась беседа за «круг­ лым столом» с руководителями областных организаций Заведующие отделами горхо- мов и райкомов партии обме­ нялись опытом, ознакомились с практикой атеистической рабо­ ты в Усманской районной пар­ тийной организации. СЕМИНАР Как сообщалось в «Ленинс­ ком знамени», в Липецке про­ ходил республиканский Семи­ нар лекторов - аграрников на тему «Внедрение интенсивных технологий в зерновом хозяй­ стве страны — решающее ус­ ловие реализации Продоволь­ ственной программы». Вчера семинар завершил работу. Перед его участниками вы­ ступили: заведующая лабора­ торией Всероссийского . науч­ но-исследовательского и цроек- тно - технологического инсти­ тута рапса, кандидат эконо­ мических наук В. А. Гулидова — об опыте возделывания ози­ мой пшеницы по интенсивной технологии в Липецкой обла­ сти, начальник отдела Госагро- прома СССР В. И. Штанов — о совершенствовании экономи­ ческого механизма хозяйство­ вания в АПК, заведующий се­ ктором Всероссийского НИИ экономики, организации труда и управления в сельском хо­ зяйстве, кандидат экономиче­ ских наук Г. М. Антонов. Участники семинара прослу­ шали доклад «Проблемы соци­ ального развития села в усло­ виях перестройки», который сделал заведующий сектором Всесоюзного НИИ экономики сельского хозяйства, кандидат экономических наук В. Р. Бе­ ленький, и лекцию «Актуаль­ ные вопросы внешней поли­ тики КПСС», с которой вы­ ступил руководитель лектор­ ской группы правления рес­ публиканского общества «Зна­ ние» В. В. Сенцов. Итоги семинара, вызвавше­ го большой интерес его уча­ стников, подвел заместитель председателя правления обще­ ства «Знание» РСФСР, летчик- космонавт СССР, Герой Совет­ ского Союза Г. В. Сарафанов. А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz