Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Д о к л а д товарища (Ок ончание. Начало на 1-й етр.). ты экономического воздейст. вия. Опыт, практика показы­ вают, что эффективно испо­ льзовать экономические ме­ тоды, новый хозяйственный механизм в отраслевом упра­ влении можно, лишь реши­ тельно изменив устаревшую, отсталую организационную структуру руководства пред­ приятиями. Партия наметила путь формирования крупных объ­ единений, способных са­ мостоятельно выполнять задачи расширенного вос­ производства и социально­ го развития. Это важно не только потому, что потенци­ ал головных организаций ста­ новится основой общего подъ­ ема технического уровня. Важно и другое — только крупные объединения способ­ ны связать отраслевую и за­ водскую науку с производст­ вом, обеспечить их органиче­ ское сочетание, получить от науки реальную отдачу. В этих целях следует развивать производственные и научно- производственные объедине­ ния, а также объединения на межотраслевой основе — промышленно-торговые, про. ектно-промышленно - строи­ тельные, агропромышленные и другие. Отечественный и зарубеж­ ный опыт показывает, что дальнейшая концентрация производства, расширение и углубление сферы хозрасчет­ ных отношений требуют по­ иска новых, более мобиль­ ных, гибких и в то же время крупных организационных структур. Одна из таких но­ вых форм определена в про­ екте Закона о предприятии. Это — государственные про­ изводственные объединения. Их состав, формы организа­ ции принципиально отлича. ются от обычных, действую­ щих ныне. В государствен­ ные производственные объ­ единения могут входить са- мостоятельные предприятия, объединения, институты, транспортные, сбытовые, уче­ бные и другие организации. Все они должны действовать как единый хозяйственный комплекс. В то же время следует особо подчеркнуть, что предприятия, входящие в состав государственного про­ изводственного объединения, сохраняют свою , хозрасчет­ ную самостоятельность. Вопросы создания круп, ных производств должны в каждом случае решаться ин­ дивидуально с учетом реаль­ ной ситуации и конкретных задач. Не везде и не во всем нужны гиганты. Имеют пра­ во на самостоятельность и небольшие предприятия. Но только при условии их эффе­ ктивной работы, мобильнос­ ти, высокой технической ос­ нащенности. Совершенствовать' отрас­ левое управление — значит сокращать его многоступен­ чатость. Первые шаги здесь уже сделаны. Начато упразд­ нение не оправдавших себя промежуточных звеньев — всесоюзных промышленных объединений. Но надо идти дальше. По мере концентра­ ции производства следует ве­ сти линию на постепенное упразднение главных управ­ лений министерств и ве­ домств, руководящих сегод. ня подотраслями. Иными словами, необходимо перево­ дить отраслевое управление, как правило, на двухзвенную систему. Особо следует остановить, ся на проблемах развития базовых отраслей промыш­ ленности. Некоторыми из них сегодня руководят союз­ но-республиканские министе­ рства. Практика показала, что такая схема управления себя не оправдывает, вносит­ ся предложение такие союз­ но-республиканские МИ Н И СТР, рства, как энергетики и элек­ трификации, угольной промы­ шленности, черной и цветной металлургии, геологии, неф­ теперерабатывающей и неф­ техимической промышлен­ ности, учитывая их роль в народнохозяйственном ком­ плексе, преобразовать в общесоюзные министерства. В то же время необходи­ мо исходить из принципа, что руководство производст­ вом, непосредственно обслу­ живающим население и свя­ занным с развитием регио­ нальной инфраструктуры, ре­ шением социальных задач, должно осуществляться, как правило, республиканскими и местными органами. Заслу­ живают также внимания и предложения об укрупнении ряда министерств и ведомств, имеющих однородные и те­ хнологически связанные про­ изводства. Их следует обду­ мать и принять всесторонне обоснованные решения. Усилия министерств, под­ черкнул докладчик, необхо­ димо сконцентрировать на разработке перспектив раз­ вития отрасли, обеспечении потребностей народного хо.. зяйства и населения в высо­ кокачественной продукции, ускорении научно-техническо­ го прогресса, повышении эф ­ фективности производства. И, конечно, органы отраслевого управления должны в стро­ гом соответствии с Законом о предприятии всемерно содей- л ствовать развитию инициатив вы и предприимчивости тру. довых коллективов. Особая ответственность в новых ус­ ловиях ложится на них за обоснованное определение экономических нормативов. Сроки для перестройки ор­ ганизационной структуры уп­ равления отраслями и изме­ нения функций очень жест­ кие — всю работу необходи­ мо провести в 1987—-1988 годах. Серьезные преобразования должны быть осуществлены и в центральном аппарате министерств и ведомств. Не­ обходимо укрупнить или уп­ разднить их многочисленные мелкие подразделения и тве. рдо взять курс на преимуще- ственнр функциональные принципы построения цент­ рального аппарата, сущест­ венно его сократить. Долж­ на быть активизирована и повышена поль коллегий ми­ нистерств и ведомств. Одно­ временно намечено создать на демократической основе советы отраслей, в которых будут широко представлены директора ведущих предпри­ ятий, передовые рабочие, крупные ученые и специали­ сты. Это позволит повысить демократизм, качество упра. вления. Требуют коренного изме­ нения стиль и методы рабо­ ты центрального аппарата от­ раслей. Не секрет, что в ми­ нистерствах многие крупные талантливые организаторы производства, компетентные специалисты утопали в бес­ конечных бумагах, их заса­ сывала бюрократическая сре­ да, нередко бесполезными оказывались здесь их знания и опыт. В новых условиях, когда в управлении будут пре­ обладать экономические ме­ тоды,, создаются моральные и материальные предпосылки для привлечения к руковод, ству отраслью инициативных, творческих работников. IV. Территориальное управление в новых условиях хозяйствования В условиях реформы хо­ зяйственного механизма, ска­ зал далее оратор, возрастает ответственность, которую дол­ жны взять на себя Советы Министров союзных респуб­ лик, местные органы власти как подлинные хозяева тер­ ритории. Они должны распо­ лагать всеми необходимыми полномочиями для развития хозяйства в своих регионах. Прежде всего принципи­ альные изменения намечены в планирований экономиче­ ского и социального развития союзных и автономных рес­ публик. краев и областей. Но­ вое здесь состоит в том, что планы должны приобрести комплексный характер, охва­ тывать все объединения, пре­ дприятия и организации, ра­ сположенные на соответству. ющей территории, независи­ мо от их ведомственной под­ чиненности. По-новому предстоит фор­ мировать местный бюджет. Все предприятия региона, кому бы они ни подчинялись, обязаны теперь вносить в местный бюджет плату за использование трудовых и природных ресурсов, а также определенную часть своей прибыли. И это — объектив­ ное требование социальной справедливости, ведь все тру­ довые коллективы не­ разрывно связаны с той экономической и социаль­ ной средой регионов, в кото­ рых они живут и трудятся. Такие финансовые взаимо­ отношения. опирающиеся на экономическую основу, ста­ новятся действенным стиму­ лом эффективного ведения хозяйства. Местные органы должны на деле полностью реализо­ вывать свои права в интере­ сах развития регионов. Не­ обходимо исключить попыт­ ки административного вме­ шательства в .деятельность трудовых коллективов, изба­ виться от привычки вольно распоряжаться их ресурса­ ми. В то же время предпри­ ятиям, объединениям и союз­ ным министерствам следует по-деловому помогать терри­ ториальным органам в ком­ плексном развитии социаль. но-бытовой и производствен­ ной инфраструктуры, актив­ но участвовать в решении общих хозяйственных задач. Но все это надо делать в новых условиях строго на экономической, договорной основе. В комплексе проблем тер­ риториального управления главное внимание должно отводиться проблемам соци­ ального развития. Обеспече­ ние населения продовольст­ вием в целом постепенно меняется к лучшему, в стра­ не созданы необходимые ус­ ловия для наращивания про­ изводства сельскохозяйствен­ ной продукции. Однако ост­ рота проблемы пока сохра­ няется. И местные органы управления, подразделения агропромышленного ком­ плекса обязаны использо­ вать все рычаги и средства нового хозяйственного меха­ низма для укрепления и расширения продовольст­ венной базы своих регионов. Необходимо научиться для этого эффективно применять новые стимулы — твердый размер поставок в общесо­ юзный фонд, возросшую за­ интересованность хозяйств в наращивании производства продукции. Совершенно очевидно, чтобы решить продовольст­ венную проблему в кратчай­ шие сроки, территориальным органам управления надо Использовать все формы раз­ вития, все резервы роста сельскохозяйственного про­ изводства. И здесь надо ши­ роко использовать возмож­ ности личных приусадебных участков, садово-огородни­ ческих кооперативов и под­ собных хозяйств предприя­ тий. Не менее остра сегодня жилищная проолема. Факты свидетельствуют о том, . что не во всех республиках и областях понимают важ­ ность этого дела. У многих местных органов нет четкой программы действий, не ра­ зобрались они в том, за счет каких источников и в какой последовательности будут вести строительство жилья. А разобраться в этом нужно. Средства на жилищное строительство сей­ час выделяют и местные органы, и союзные и рес­ публиканские министерства и, наконец, предприятия. Важно скоординировать на местах усилия всех участни­ ков строительства, рацио­ нально освоить все финан­ совые и материальные ре­ сурсы. Докладчик привлек вни­ мание депутатов к проблеме обеспечения населения това­ рами народного потребления и услугами и роли террито­ риальных органов в этом де­ ле. Он отметил, что союзная и республиканская промыш­ ленность, торговля медленно и недостаточно гибко реаги­ руют на новую конъюнктуру рынка. Не случайно все еще процветают спекулянты, ша­ башники, растут масштабы так называемой «теневой» экономики. Надо коренным образом изменить положе­ ние. Большие задачи стоят пе­ ред органами территориаль­ ного управления в области развития сферы услуг. Сло­ жившееся здесь положение таково, что в 1986 году на одного городского жителя было произведено услуг все­ го лишь на 44 рубля, а на сельского — на треть мень­ ше. И хотя производство ус­ луг возросло за год на 7 процентов — это совер­ шенно недостаточно. Темпы надо существенно - увеличи­ вать. Предприятия и объеди­ нения должны привлекаться к этому важному делу вне зависимости от их ведомст­ венного подчинения. Новый экономический ме­ ханизм возлагает ответствен­ ность на Советы Министров союзных республик за чет­ кое сбалансирование денеж­ ных доходов и расходов на­ селения в регионе. К сожа­ лению, некоторые республи­ ки и здесь рассчитывают главным образом на помощь V. Коренная деятельности центральных органов, на пе­ рераспределение товарных ресурсов в свою пользу. Для того, чтобы резко изменить нынешнее положение, мест­ ным органам надо полнее ис­ пользовать все формы орга­ низации производства, тор­ говли и оказания услуг, вклю. чая кооперативы, индивиду­ альную трудовую деятель­ ность населения Кооперативов должно быть в десн*тт, согни раз оольще, ощутимее должен стахь их вклад в нашу экономику. На­ до ориентироваться на то, что- оы в ближайшие годы их де. ятельность ооесдечлвала как минимум 8 —5 процентов об­ щего объема услуг н оощественного питания. Все условия для этого соз­ даны, теперь дело за пов­ седневной кропотливом орга­ низаторской работой, ини­ циативой местных органов, их умением поставить новое дело на практические рель­ сы. ьажьо преодолеть пси­ хологический оарьер, годами складывавшиеся предубеж­ дения, негативное отноше­ ние к кооперативной и ин­ дивидуальной формам трудо­ вой деятельности. Перестройка территориаль­ ного управления требует ка­ чественно нового подхода к организации работы и соста­ ву рееиу оликанских мини­ стерств и ведомств. Здесь за последние десятилетия нако­ пилось множество проблем. Управление построено шаб­ лонно, не учитываются, как правило, ни масштабы рабо­ ты, ни специализация про­ изводства. Механически копируются структурное схемы, сложившиеся в центре. В союзных рес­ публиках ныне действует более 800 министерств и ведомств. Это — огром­ ная цифра, ее никак не обосновать хозяйственной необходимостью. Неоправ­ данно разрослись управлен­ ческие звенья и на област­ ном уровне. ЦК КПСС и Совет Мини­ стров СССР наметили круп­ ные меры для реализации на деле возросших прав Сове­ тов народных депутатов в управлении экономическим и социальным развитием сво­ их территории. В краях и областях будут образованы главные производственно­ экономические управления. Они должны стать организа­ торами и координаторами ра­ боты в своих регионах, обе­ спечить разработку и выпол­ нение комплексных щланов их экономического и ) соци­ ального развития. Помимо руководства местными орга­ нами управления хозяйством на них возложена обязан­ ность координировать дея­ тельность всех расположен­ ных на территории края и области объединений, пред­ приятий и организаций, ока­ зывать им необходимую по­ мощь. перестройка центральных экономических органов Характеризуя место и роль центральных экономических органов в целостной системе управления, Н. И. Рыжков подчеркнул, что эти органы должны обеспечивать реали­ зацию выработанной партией стратегии хозяйственного и социального развития, воз­ главить работы по созданию условий для эффективной деятельности предприятий на принципах полного хозяйст­ венного расчета и самофи­ нансирования. Принципиально иное ка­ чество обретает государст­ венное планирование. Оно будет прежде всего направ­ лено на выработку перспек­ тивной стратегии, определе­ ние основных приоритетов и целей развития экономики. Важной его задачей стано­ вится оптимальное сочетание централизованных начал в решении общегосударствен­ ных задач с самостоятель­ ностью предприятий, интере­ сами трудовых коллективов. Возглавить эту работу должен, безусловно, Госплан СССР — научно-экономиче­ ский штаб нашей страны, который обязан на деле от­ вечать сегодня своему вы­ сокому призванию. Он дол­ жен сосредоточить внимание на формировании общеэко­ номических и межотрасле­ вых пропорций, рациональ­ ном размещении производи, тельных сил, определении направлений инвестиционной политики и научно-техниче­ ского прогресса. Предме­ том особой заботы становят­ ся сбалансированное разви­ тие всего хозяйства, осуще­ ствление широкой социаль­ ной программы, активное включение страны в систему международного разделения труда, обеспечение надежной обороноспособности. Принципиальное значение для совершенствования пла­ нирования имеет переход к стройной системе долгосроч­ ных и пятилетних планов. Докладчик остановился в свя­ зи с этим на значении кон­ цепции экономического и социального развития стра­ ны на 15-летний период и разрабатываемых на ее базе основных направлений раз­ вития страны на 15-летнюю перспективу. Они призваны материализовать в конкрет. ных цифрах и заданиях эко­ номическую стратегию пар­ тии. Основные направления буду т разрабатываться по пятилетним периодам, опре­ деляя тем самым ступени экономического роста. Качественно меняется про­ цесс разработки пятилетнего плана. Он начинается снизу, с предприятий, на основе об­ щих исходных данных пла­ нирования. Теперь предпри­ ятия, их трудовые коллекти­ вы, широкая общественность имеют реальную возмож­ ность участвовать в выработ­ ке плановых решений. Усиление роли пятилет­ него плана, демократиза­ ция процесса его разработки потребовали принципиально по-иному подойти к пробле­ ме годового планирования. Центральный Комитет пар­ тии и Совет Министров СССР признали необходимым в новых условиях отказаться начиная с тринадцатой пя­ тилетки от утверждения го­ довых планов. Теперь пред­ приятия, исходя из цифр пя­ тилетки, будут самостоятель­ но определять свое развитие на каждый ее год., Главный смысл таких перемен в том, что они избавляют, наконец, трудовые коллективы от по­ рочной практики планирова­ ния от достигнутого, от так называемой «базы». По-иному, как отмечалось в докладе, будет решаться задача распределения объема капитальных вложений, ус­ тановления оптимальных со­ отношений между централи­ зованными и нецентрали­ зованными капитальными вложениями. Госплан дол­ жен овладеть новыми мето­ дами управления натураль­ но-вещественными пропор­ циями. Его важнейшая фун­ кция — формировать состав государственного заказа, ис­ ходя из стратегических за­ дач развития экономики. В связи с резким усиле­ нием социальной направлен­ ности наших планов важной функцией Госплана СССР становится правильное оп­ ределение приоритетов. Надо раз и навсегда отказаться от остаточного метода планиро­ РЫЖКОВА н. и. вания и развития этой сферы, заявил Н. И. Рыжков. Остановившись далее на проблеме сбалансированно­ сти планов на всех уровнях хозяйствования, докладчик сказал, что главный путь обеспечения сбалансирован­ ности в современных усло­ виях — ресурсосбережение. Госплан СССР обязан под­ нять на качественно новый уровень всю балансовую ра­ боту, существенно усилить ее роль. Для того, чтобы Гос­ план СССР в полной мере справился со своими задача­ ми, требуется . коренная перестройка его деятельно­ сти, решительное улучшение стиля и методов работы. И, конечно, крайне значимой функцией Госплана СССР становится постоянное со­ вершенствование хозяйст­ венного механизма, всей си, стемы планового управления экономикой. Успех перестройки руко­ водства народным хозяйст­ вом прямо зависит от эф ­ фективного управления уско­ рением научно-технического прогресса. Крайне необхо­ димо резко улучшить руко­ водство всем этим процес­ сом. Здесь, как нигде, недо­ пустимы полумеры и част­ ные решения, нужен ком­ плексный, всеобъемлющий подход. Велика роль в этих пре- образованиях Государствен­ ного комитета СССР по нау­ ке и технике. Он должен определять приоритетные направления, обеспечивать разработку и реализацию го­ сударственных целевых про­ грамм, революционизирую­ щих общественное производ­ ство, программу научно-тех­ нического прогресса стран— членов СЭВ, координировать и направлять работу меж­ отраслевых научно-техниче­ ских комплексов. Сегодня для этого ему предоставля­ ются все необходимые пра­ ва, и ими он обязан умело распорядиться. Главное — задействовать весь научный потенциал страны — от заводского сек­ тора до Академии наук СССР. Хорошие стимулы для ускорения научно-тех­ нического ,прогресса обес­ печивает Закон СССР о государственном предприя­ тии. Развитие завод­ ского сектора науки, ин­ ститутов и организаций, вхо­ дящих в состав производ­ ственных и научно-производ­ ственных объединений, по­ ставлено положениями За­ кона в прямую зависимость от результатов их работы. И дело здесь должно пойти. Что же касается роста эф­ фективности работы само­ стоятельных институтов и научных учреждений, то он возможен только при пере­ воде их на хозрасчет и до­ говорные начала. Работа этих институтов и учреж­ дений будет строиться по заказам предприятий, объ­ единений и организаций на основе конкурсных разра­ боток и соревновательности. Только так мы сможем пе­ рейти от содержания инсти­ тутов к финансированию вы­ полняемых ими конкретных работ. Серьезных усилий, само­ го пристального внимания требует материально-техни­ ческое снабжение. Магист­ ральным направлением здесь становится широкое разви­ тие оптовой торговли. Имен­ но она наиболее полно отве­ чает принципам хозяйствен­ ного расчета и самофинан­ сирования, создает благо­ приятные условия для эко­ номного расходования мате­ риальных ресурсов. Задача состоит в том, чтобы в те­ чение 4 —5 лет превратить оптовую торговлю в основ­ ную форму материально- технического обеспечения предприятий и объединений всех отраслей и регионов. Важно, чтобы это была дей­ ствительно оптовая торгов­ ля без фондов и нарядов, по заказам потребителей, с ши­ роким применением договор­ ных цен, социалистической соревновательностью за по­ купателя, возможностью вы­ бора делового партнера. В конечном счете это создаст социалистический рынок средств производства, уст­ раняющий диктат произво­ дителя, его монополию в этом деле. Организаторами и проводниками этих преобра­ зований должны стать орга­ ны Госснаба СССР, система Госагропрома СССР и дру­ гие. На современном этапе со­ храняет свое значение цен­ трализованное распределе­ ние продукции, плановой основой которого станет го­ сударственный заказ. Гос­ снаб СССР должен доби­ ваться рационального соче­ тания различных форм ма­ териально-технического обес­ печения, создавать равную хозрасчетную ответствен­ ность всех участников про­ цесса обращения. На Гос­ снаб теперь возложена и ответственность за разра­ ботку большинства матери­ альных балансов. Необходимым условием введения полного хозрасчета и самофинансирования явля­ ется радикальная реформа ценообразования. Вез карди­ нальных преобразований в этой области невозможно создать действенный анти- затратный механизм, исклю­ чить из структуры цен не­ обоснованные дотации, лик­ видировать убыточность про­ изводства.' _ _ ____ Намечено существенно изменить порядок ценооб­ разования. Централизован­ но цены будут утверждать­ ся на продукцию важней­ шей народнохозяйственной и социальной значимости. Министерства и предприятия- изготовители получат ши­ рокие права устанавливать по согласованию с потреби­ телями договорные цены. Кроме того, предприятия и кооперативы смогут само­ стоятельно определять цены на часть выпускаемых ими товаров. Госкомцен СССР должен решительно перестроить свою деятельность. Работа предстоит огромная —- под­ готовка и проведение корен­ ной реформы ценообразо­ вания, пересмотр оптовых и закупочных цен. тарифов на перевозки грузов, а также цен в строительстве. Причем перестройку провести необ­ ходимо глубоко продуман­ но, взвешенно и в то же вре­ мя в сжатые сроки: тринад­ цатый пятилетний план дол­ жен быть сформирован в новых ценах. Нто касается розничных цен, то, как указывалось на июньском Пленуме ЦК КПСС, их изменение не толь­ ко не должно привести к ухудшению жизненного уров­ ня трудящихся, но. наобо­ рот, — к повышению этого уровня для определенных ка­ тегорий трудящихся, к бо­ лее последовательному осу­ ществлению принципа со­ циальной справедливости. Суть нового подхода к финансам, подчеркнул ора­ тор. состоит в том. чтобы, с одной стороны, усиливать их влияние на сбалансирован­ ность планов экономическо­ го и социального развития, мобилизацию ресурсов Для осуществления крупных структурных сдвигов в эко­ номике. И с другой — соз­ давать условия для расши­ рения хозяйственной ини­ циативы предприятий и ме­ стных органов, повышения их ответственности за конеч­ ные результаты работы. И сделать это необходимо на основе такой системы долго­ временных нормативов и финансовых норм, которая обеспечивала бы четкую сба­ лансированность денежных и материальных ресурсов предприятий. В условиях самофинанси­ рования существенно меня­ ется роль государственного оюджета страны. Уходит в прошлое система безвоз­ вратного финансирования. Государство будет концент­ рировать средства бюджета преимущественно на струк­ турной перестройке эконо­ мики, финансировании ком­ плексных целевых программ, наращивании научно-техни­ ческого потенциала, уско­ рении социального разви­ тия, укреплении обороно­ способности страны. Резко меняется и структура дохо­ дов бюджета. Они все в большей мере будут опирать­ ся на увеличение реальных накоплений и платежей за ресурсы. Все это придаст бюджету необходимую проч­ ность и сбалансированность. Докладчик остановился и на таком злободневном и болезненном для нашей эко­ номики вопросе, как убыточ­ ность. Доля убыточных предприятий только в про­ мышленности в 1986 году достигла 13 процентов. Убытки тяжелым бременем ‘ложатся на народное хо­ зяйство. Новый хозяйствен­ ный механизм требует от министерств разработки специальных мер, определе­ ния конкретных сроков по ликвидации убыточности ■ для каждого из таких пред­ приятий. Меры эти известны — техническое перевоору­ жение, совершенствование организации производства и труда, укрепление дисцип­ лины. Самое действенное оружие здесь — механизм полного хозяйственного рас­ чета и самофинансирования. Если же все усилия окажут­ ся бесполезными, не прине­ сут положительных резуль­ татов, останется одно — реорганизовать или лик­ видировать предприятие, как это и предусмотрено проектом Закона СССР. Ес­ тественно, что такое реше­ ние будет приниматься толь­ ко в крайнем случае. При этом, безусловно, все трудя­ щиеся должны быть обеспе­ чены работой. Необходима серьезная пе­ рестройка всей кредитной системы с тем, чтобы под­ нять роль кредита, в пол­ ной мере восстановить силу его активного воздействия на хозяйственную жизнь стра­ ны. Подготовлены предло­ жения об организации в стра­ не шести самостоятельных банков. Государственного банка СССР, банка внешне­ экономической 'Деятельно­ сти., промышленно-строи­ тельного. агропромышлен­ ного, банка жилищно-ком­ мунального хозяйства и социального развития, бан­ ка трудовых сбережений и кредитования населения. Та­ кая перестройка позволит на деле повысить роль Гос­ банка СССР как главного эмиссионного и расчет­ ного центра, органи­ затора денежно - кредит­ ной системы. А в отрасле­ вых банках более тесно сом­ кнется кредитная работа с хозяйственной. Актуальным становится вопрос -и о внед­ рении полного хозрасчета в деятельность банков. В числе рычагов и стиму­ лов, с помощью которых оказывается воздействие! на личные интересы трудящих­ ся. продолжал далее до­ кладчик. наиболее эффектив­ ным и чувствительным явля­ ется заработная плата. Как известно, сейчас сред­ ства на повышение оплаты труда должны быть зарабо­ таны трудовыми коллекти­ вами. Это кровно заинтере­ совывает предприятия в ро­ сте эффективности произ­ водства. улучшении своей работы. Значительно рас­ ширены права коллективов в использовании фонда зара­ ботной платы. Ликвидиро­ ваны ограничения в разме­ рах оплаты труда работни­ ков. Предстоит полностью преодолеть уравнительность в оплате труда, которая уже давно стала настоящим би­ чом для инициативы и твор­ чества работников. Нужно переломить сложившиеся стереотипы, когда плохому работнику не решались за­ платить мало, а хорошему опасались заплатить много. Исключительно важная со­ циальная значимость всех этих проблем предъявляет новые повышенные требо­ вания к деятельности Госу­ дарственного комитета СССР по труду и социальным во­ просам. Перестройка управления народным хозяйством тре­ бует улучшения всего дела государственной статистики. ЦК КПСС и Совет Минист­ ров СССР подготовили пред­ ложения о преобразовании ЦСУ СССР в союзно-респуб­ ликанский Государственный комитет СССР по статистике. Докладчик остановился далее еще на одной острой проблеме, вызывающей спра­ ведливые нарекания у работ­ ников предприятий. Речь идет о неудержимом пото­ ке всякого рода проверок, контрольных инспекции ' и ревизий. Нужны, сказал он, серьезные решения, напраь-^ ленные на то. чтобы снять сч предприятий гнет излишних и ничем не оправданных проверок и упорядочить>всю систему организации конт­ роля в стране. Июньский Пленум ЦК КПСС наметил создание на базе Комитета народного контроля такой единой целостной системы. В новых условиях долж­ ны активизировать свою дея­ тельность и постоянные ор­ ганы Совета Министров СССР. Им необходимо суще­ ственно повысить уровень руководства народнохозяй­ ственными комплексами, улучшить стиль и методы своей работы. Коренная перестройка си­ стемы руководства эконо­ микой страны требует даль­ нейшего совершенствования деятельности правительства СССР. Оно видит свою за­ дачу в неуклонном проведе­ нии в жизнь экономической стратегий партии, обеспече­ нии глубоких преобразова­ ний в народном хозяйстве на основе ленинских принципов хозяйствования и всесторон­ ней демократизации управ­ ления. Совет Министров СССР будет последователь­ но улучшать управление народным хозяйством, осу­ ществлять сильную соци­ альную политику, проявлять во всей деятельности боль­ шую требовательность и са­ мокритичность, сочетать ре­ шение перспективных воп­ росов с текущими задачами, твердо и настойчиво осу­ ществлять принципы и по­ ложения целостной системы управления. VI. Организационно-практиче­ ская работа по перестройке системы управления народным хозяйством Задача огромной важно­ сти — в сжатию сроки пре­ вратить программу револю­ ционной перестройки управ­ ления народным хозяйством, одобренную июньским Пле­ нумом ЦК КПСС, в реаль­ но работающую систему. Чтобы на деле осуществить все, что . задумано, нужны огромные усилия, кропот­ ливая организаторская, по­ литическая, экономическая работа. четко согласован­ ные действия всех эшело­ нов управления. Глубокий процесс пере­ стройки управления эконо­ микой страны, безусловно, потребует определенного времени. И сегодня вырисо­ вываются два важнейших этапа в этой работе. Наи­ более сложным и ответствен­ ным является первый этап, когда будет осуществлять­ ся переход от старых мето­ дов хозяйствования к но­ вым. Растягивать его мы не вправе, он должен ограни­ читься периодом текущей пя­ тилетки. Главным на этом этапе станет введение Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Закон, как известно, рассчи­ тан на действие в условиях полного хозяйственного рас­ чета и самофинансирова­ ния. Для того, чтобы он ре­ ально начал работать, необ­ ходимо в сжатые сроки пе­ ревести предприятия всех отраслей материального производства на эти принци­ пы. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли решение осу­ ществить такой перевод в течение 1988— 1989 годов. Уже в следующем году по- новому будут работать объ­ единения и предприятия ма­ шиностроительного и химико- лесного комплексов, метал­ лургии, всех видов транс­ порта и ряда других отрас­ лей, В промышленности на долю таких предприятий бу­ дет приходиться около 60 процентов общего объема выпуска продукции. В оставшиеся годы пяти­ летки предстоит провести огромнейшую экономическую работу. Это касается в пер­ вую очередь совершенство­ вания ценообразования, крупномасштабной пере­ стройки системы матери­ ально-технического обеспе­ чения и финансово-кредитно­ го механизма. Комплекс мер надо осу­ ществить по изменению ор­ ганизационных структур — создать различного типа крупные производственные Объединения, завершить пе­ реход в основном на двух­ звенную систему отрасле­ вого управления, уточнить структуру и состав союзных и республиканских мини­ стерств и ведомств. И, наконец, на первом эта­ пе на новых основах и принципах надо сформиро­ вать тринадцатый гштилет- ний план. Причем особенно важно подготовить для но­ вой пятилетки прогрессив­ ные, научно обоснованные, стабильные экономические нормативы и своевременно довести их до предприятий. Необходимо также отменить все отжившие положения, инструкции и методики. На­ до так организовать и про­ вести всю работу, чтобы вой­ ти в предстоящую пятилетку с новым хозяйственным ме­ ханизмом. Но и после этого работа по совершенствова­ нию управления не может остановиться. Более того,/ когда экономика будет в пол­ ной мере переведена на рель­ сы нового хозяйственного ме­ ханизма. центр тяжести сме­ стится к обеспечению сла­ женного взаимодействия всех звеньев и элементов целостной системы управ­ ления. Это и есть важней­ шая задача второго этапа. Потребуется серьезная и кропотливая аналитическая и организаторская работа, в ходе которой следует оцени­ вать сильные и слабые сто­ роны всей системы, устра­ нять недоработки и возмож­ ные просчеты и несопря- женности. Нельзя допустить повто­ рения печального опыта ре­ формы 1965 года, когда мед­ лительность в действиях, по­ ловинчатость в решениях практически свели на нет эффективность нового ме--, ханизма хозяйствования. Си­ лы инерции и застоя взяли тогда верх и все вернулось к старому, только, пожалуй, в худшем виде. Вывод из этого должен -ч быть один — за новое надо бороться, бороться до конца. Надо ясно представлять, что и сейчас это новое не вой­ дет в жизнь легко, без сопро­ тивления, само по себе. В пути придется преодолевать много препятствий и труд­ ностей. инерцию сопротив­ ления. неумение и непонима­ ние. недооценку осуществля­ емых мер. Это нужно сде­ лать, объединяя усилия* кро­ потливо и настойчиво рабо­ тая с людьми. Но самое опасное, что мо­ жет встретиться на этом пу­ ти, — бюрократизм и фор­ мализм. способные заглу­ шить все прогрессивное. С ними надо беспощадно бо­ роться всеми доступными методами и средствами. Са­ мое эффективное оружие перестройки. —- решитель­ ная демократизация всей общественной жизни и уп­ равления, широкая гласность всех процессов. Чтобы основанная на эко­ номических методах систе­ ма управления заработала в полную силу, нужно лик­ видировать экономическую безграмотность многих руководителей и специали­ стов, придать обучению сов­ ременные формы. Для этого надо резко поднять дей­ ственность системы повы­ шения квалификации, рас­ ширить специализированную экономико - управленческую переподготовку работников. Необходимо по крупицам накапливать положительный опыт предприятий и орга­ нов управления в новых условиях и делать его все- > общим достоянием. Всенародное обсуждение проекта Закона о предприя­ тии, июньский Пленум ЦК КПСС, нарастающий про­ цесс демократизации общест­ венной жизни показали, что советские люди активно под­ лержали линию партии на обновление. Это и есть, ска­ зал в заключение Н. И. Рыжков. самая верная га­ рантия того, что курс ленин­ ской партии на ускорение социально - экономического развития страны будет ус­ пешно претворен в жизнь. (Продолжительные аплодис­ менты). (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz