Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Д о к л а д товарища (Ок ончание. Начало на 1-й етр.). ты экономического воздейст. вия. Опыт, практика показы вают, что эффективно испо льзовать экономические ме тоды, новый хозяйственный механизм в отраслевом упра влении можно, лишь реши тельно изменив устаревшую, отсталую организационную структуру руководства пред приятиями. Партия наметила путь формирования крупных объ единений, способных са мостоятельно выполнять задачи расширенного вос производства и социально го развития. Это важно не только потому, что потенци ал головных организаций ста новится основой общего подъ ема технического уровня. Важно и другое — только крупные объединения способ ны связать отраслевую и за водскую науку с производст вом, обеспечить их органиче ское сочетание, получить от науки реальную отдачу. В этих целях следует развивать производственные и научно- производственные объедине ния, а также объединения на межотраслевой основе — промышленно-торговые, про. ектно-промышленно - строи тельные, агропромышленные и другие. Отечественный и зарубеж ный опыт показывает, что дальнейшая концентрация производства, расширение и углубление сферы хозрасчет ных отношений требуют по иска новых, более мобиль ных, гибких и в то же время крупных организационных структур. Одна из таких но вых форм определена в про екте Закона о предприятии. Это — государственные про изводственные объединения. Их состав, формы организа ции принципиально отлича. ются от обычных, действую щих ныне. В государствен ные производственные объ единения могут входить са- мостоятельные предприятия, объединения, институты, транспортные, сбытовые, уче бные и другие организации. Все они должны действовать как единый хозяйственный комплекс. В то же время следует особо подчеркнуть, что предприятия, входящие в состав государственного про изводственного объединения, сохраняют свою , хозрасчет ную самостоятельность. Вопросы создания круп, ных производств должны в каждом случае решаться ин дивидуально с учетом реаль ной ситуации и конкретных задач. Не везде и не во всем нужны гиганты. Имеют пра во на самостоятельность и небольшие предприятия. Но только при условии их эффе ктивной работы, мобильнос ти, высокой технической ос нащенности. Совершенствовать' отрас левое управление — значит сокращать его многоступен чатость. Первые шаги здесь уже сделаны. Начато упразд нение не оправдавших себя промежуточных звеньев — всесоюзных промышленных объединений. Но надо идти дальше. По мере концентра ции производства следует ве сти линию на постепенное упразднение главных управ лений министерств и ве домств, руководящих сегод. ня подотраслями. Иными словами, необходимо перево дить отраслевое управление, как правило, на двухзвенную систему. Особо следует остановить, ся на проблемах развития базовых отраслей промыш ленности. Некоторыми из них сегодня руководят союз но-республиканские министе рства. Практика показала, что такая схема управления себя не оправдывает, вносит ся предложение такие союз но-республиканские МИ Н И СТР, рства, как энергетики и элек трификации, угольной промы шленности, черной и цветной металлургии, геологии, неф теперерабатывающей и неф техимической промышлен ности, учитывая их роль в народнохозяйственном ком плексе, преобразовать в общесоюзные министерства. В то же время необходи мо исходить из принципа, что руководство производст вом, непосредственно обслу живающим население и свя занным с развитием регио нальной инфраструктуры, ре шением социальных задач, должно осуществляться, как правило, республиканскими и местными органами. Заслу живают также внимания и предложения об укрупнении ряда министерств и ведомств, имеющих однородные и те хнологически связанные про изводства. Их следует обду мать и принять всесторонне обоснованные решения. Усилия министерств, под черкнул докладчик, необхо димо сконцентрировать на разработке перспектив раз вития отрасли, обеспечении потребностей народного хо.. зяйства и населения в высо кокачественной продукции, ускорении научно-техническо го прогресса, повышении эф фективности производства. И, конечно, органы отраслевого управления должны в стро гом соответствии с Законом о предприятии всемерно содей- л ствовать развитию инициатив вы и предприимчивости тру. довых коллективов. Особая ответственность в новых ус ловиях ложится на них за обоснованное определение экономических нормативов. Сроки для перестройки ор ганизационной структуры уп равления отраслями и изме нения функций очень жест кие — всю работу необходи мо провести в 1987—-1988 годах. Серьезные преобразования должны быть осуществлены и в центральном аппарате министерств и ведомств. Не обходимо укрупнить или уп разднить их многочисленные мелкие подразделения и тве. рдо взять курс на преимуще- ственнр функциональные принципы построения цент рального аппарата, сущест венно его сократить. Долж на быть активизирована и повышена поль коллегий ми нистерств и ведомств. Одно временно намечено создать на демократической основе советы отраслей, в которых будут широко представлены директора ведущих предпри ятий, передовые рабочие, крупные ученые и специали сты. Это позволит повысить демократизм, качество упра. вления. Требуют коренного изме нения стиль и методы рабо ты центрального аппарата от раслей. Не секрет, что в ми нистерствах многие крупные талантливые организаторы производства, компетентные специалисты утопали в бес конечных бумагах, их заса сывала бюрократическая сре да, нередко бесполезными оказывались здесь их знания и опыт. В новых условиях, когда в управлении будут пре обладать экономические ме тоды,, создаются моральные и материальные предпосылки для привлечения к руковод, ству отраслью инициативных, творческих работников. IV. Территориальное управление в новых условиях хозяйствования В условиях реформы хо зяйственного механизма, ска зал далее оратор, возрастает ответственность, которую дол жны взять на себя Советы Министров союзных респуб лик, местные органы власти как подлинные хозяева тер ритории. Они должны распо лагать всеми необходимыми полномочиями для развития хозяйства в своих регионах. Прежде всего принципи альные изменения намечены в планирований экономиче ского и социального развития союзных и автономных рес публик. краев и областей. Но вое здесь состоит в том, что планы должны приобрести комплексный характер, охва тывать все объединения, пре дприятия и организации, ра сположенные на соответству. ющей территории, независи мо от их ведомственной под чиненности. По-новому предстоит фор мировать местный бюджет. Все предприятия региона, кому бы они ни подчинялись, обязаны теперь вносить в местный бюджет плату за использование трудовых и природных ресурсов, а также определенную часть своей прибыли. И это — объектив ное требование социальной справедливости, ведь все тру довые коллективы не разрывно связаны с той экономической и социаль ной средой регионов, в кото рых они живут и трудятся. Такие финансовые взаимо отношения. опирающиеся на экономическую основу, ста новятся действенным стиму лом эффективного ведения хозяйства. Местные органы должны на деле полностью реализо вывать свои права в интере сах развития регионов. Не обходимо исключить попыт ки административного вме шательства в .деятельность трудовых коллективов, изба виться от привычки вольно распоряжаться их ресурса ми. В то же время предпри ятиям, объединениям и союз ным министерствам следует по-деловому помогать терри ториальным органам в ком плексном развитии социаль. но-бытовой и производствен ной инфраструктуры, актив но участвовать в решении общих хозяйственных задач. Но все это надо делать в новых условиях строго на экономической, договорной основе. В комплексе проблем тер риториального управления главное внимание должно отводиться проблемам соци ального развития. Обеспече ние населения продовольст вием в целом постепенно меняется к лучшему, в стра не созданы необходимые ус ловия для наращивания про изводства сельскохозяйствен ной продукции. Однако ост рота проблемы пока сохра няется. И местные органы управления, подразделения агропромышленного ком плекса обязаны использо вать все рычаги и средства нового хозяйственного меха низма для укрепления и расширения продовольст венной базы своих регионов. Необходимо научиться для этого эффективно применять новые стимулы — твердый размер поставок в общесо юзный фонд, возросшую за интересованность хозяйств в наращивании производства продукции. Совершенно очевидно, чтобы решить продовольст венную проблему в кратчай шие сроки, территориальным органам управления надо Использовать все формы раз вития, все резервы роста сельскохозяйственного про изводства. И здесь надо ши роко использовать возмож ности личных приусадебных участков, садово-огородни ческих кооперативов и под собных хозяйств предприя тий. Не менее остра сегодня жилищная проолема. Факты свидетельствуют о том, . что не во всех республиках и областях понимают важ ность этого дела. У многих местных органов нет четкой программы действий, не ра зобрались они в том, за счет каких источников и в какой последовательности будут вести строительство жилья. А разобраться в этом нужно. Средства на жилищное строительство сей час выделяют и местные органы, и союзные и рес публиканские министерства и, наконец, предприятия. Важно скоординировать на местах усилия всех участни ков строительства, рацио нально освоить все финан совые и материальные ре сурсы. Докладчик привлек вни мание депутатов к проблеме обеспечения населения това рами народного потребления и услугами и роли террито риальных органов в этом де ле. Он отметил, что союзная и республиканская промыш ленность, торговля медленно и недостаточно гибко реаги руют на новую конъюнктуру рынка. Не случайно все еще процветают спекулянты, ша башники, растут масштабы так называемой «теневой» экономики. Надо коренным образом изменить положе ние. Большие задачи стоят пе ред органами территориаль ного управления в области развития сферы услуг. Сло жившееся здесь положение таково, что в 1986 году на одного городского жителя было произведено услуг все го лишь на 44 рубля, а на сельского — на треть мень ше. И хотя производство ус луг возросло за год на 7 процентов — это совер шенно недостаточно. Темпы надо существенно - увеличи вать. Предприятия и объеди нения должны привлекаться к этому важному делу вне зависимости от их ведомст венного подчинения. Новый экономический ме ханизм возлагает ответствен ность на Советы Министров союзных республик за чет кое сбалансирование денеж ных доходов и расходов на селения в регионе. К сожа лению, некоторые республи ки и здесь рассчитывают главным образом на помощь V. Коренная деятельности центральных органов, на пе рераспределение товарных ресурсов в свою пользу. Для того, чтобы резко изменить нынешнее положение, мест ным органам надо полнее ис пользовать все формы орга низации производства, тор говли и оказания услуг, вклю. чая кооперативы, индивиду альную трудовую деятель ность населения Кооперативов должно быть в десн*тт, согни раз оольще, ощутимее должен стахь их вклад в нашу экономику. На до ориентироваться на то, что- оы в ближайшие годы их де. ятельность ооесдечлвала как минимум 8 —5 процентов об щего объема услуг н оощественного питания. Все условия для этого соз даны, теперь дело за пов седневной кропотливом орга низаторской работой, ини циативой местных органов, их умением поставить новое дело на практические рель сы. ьажьо преодолеть пси хологический оарьер, годами складывавшиеся предубеж дения, негативное отноше ние к кооперативной и ин дивидуальной формам трудо вой деятельности. Перестройка территориаль ного управления требует ка чественно нового подхода к организации работы и соста ву рееиу оликанских мини стерств и ведомств. Здесь за последние десятилетия нако пилось множество проблем. Управление построено шаб лонно, не учитываются, как правило, ни масштабы рабо ты, ни специализация про изводства. Механически копируются структурное схемы, сложившиеся в центре. В союзных рес публиках ныне действует более 800 министерств и ведомств. Это — огром ная цифра, ее никак не обосновать хозяйственной необходимостью. Неоправ данно разрослись управлен ческие звенья и на област ном уровне. ЦК КПСС и Совет Мини стров СССР наметили круп ные меры для реализации на деле возросших прав Сове тов народных депутатов в управлении экономическим и социальным развитием сво их территории. В краях и областях будут образованы главные производственно экономические управления. Они должны стать организа торами и координаторами ра боты в своих регионах, обе спечить разработку и выпол нение комплексных щланов их экономического и ) соци ального развития. Помимо руководства местными орга нами управления хозяйством на них возложена обязан ность координировать дея тельность всех расположен ных на территории края и области объединений, пред приятий и организаций, ока зывать им необходимую по мощь. перестройка центральных экономических органов Характеризуя место и роль центральных экономических органов в целостной системе управления, Н. И. Рыжков подчеркнул, что эти органы должны обеспечивать реали зацию выработанной партией стратегии хозяйственного и социального развития, воз главить работы по созданию условий для эффективной деятельности предприятий на принципах полного хозяйст венного расчета и самофи нансирования. Принципиально иное ка чество обретает государст венное планирование. Оно будет прежде всего направ лено на выработку перспек тивной стратегии, определе ние основных приоритетов и целей развития экономики. Важной его задачей стано вится оптимальное сочетание централизованных начал в решении общегосударствен ных задач с самостоятель ностью предприятий, интере сами трудовых коллективов. Возглавить эту работу должен, безусловно, Госплан СССР — научно-экономиче ский штаб нашей страны, который обязан на деле от вечать сегодня своему вы сокому призванию. Он дол жен сосредоточить внимание на формировании общеэко номических и межотрасле вых пропорций, рациональ ном размещении производи, тельных сил, определении направлений инвестиционной политики и научно-техниче ского прогресса. Предме том особой заботы становят ся сбалансированное разви тие всего хозяйства, осуще ствление широкой социаль ной программы, активное включение страны в систему международного разделения труда, обеспечение надежной обороноспособности. Принципиальное значение для совершенствования пла нирования имеет переход к стройной системе долгосроч ных и пятилетних планов. Докладчик остановился в свя зи с этим на значении кон цепции экономического и социального развития стра ны на 15-летний период и разрабатываемых на ее базе основных направлений раз вития страны на 15-летнюю перспективу. Они призваны материализовать в конкрет. ных цифрах и заданиях эко номическую стратегию пар тии. Основные направления буду т разрабатываться по пятилетним периодам, опре деляя тем самым ступени экономического роста. Качественно меняется про цесс разработки пятилетнего плана. Он начинается снизу, с предприятий, на основе об щих исходных данных пла нирования. Теперь предпри ятия, их трудовые коллекти вы, широкая общественность имеют реальную возмож ность участвовать в выработ ке плановых решений. Усиление роли пятилет него плана, демократиза ция процесса его разработки потребовали принципиально по-иному подойти к пробле ме годового планирования. Центральный Комитет пар тии и Совет Министров СССР признали необходимым в новых условиях отказаться начиная с тринадцатой пя тилетки от утверждения го довых планов. Теперь пред приятия, исходя из цифр пя тилетки, будут самостоятель но определять свое развитие на каждый ее год., Главный смысл таких перемен в том, что они избавляют, наконец, трудовые коллективы от по рочной практики планирова ния от достигнутого, от так называемой «базы». По-иному, как отмечалось в докладе, будет решаться задача распределения объема капитальных вложений, ус тановления оптимальных со отношений между централи зованными и нецентрали зованными капитальными вложениями. Госплан дол жен овладеть новыми мето дами управления натураль но-вещественными пропор циями. Его важнейшая фун кция — формировать состав государственного заказа, ис ходя из стратегических за дач развития экономики. В связи с резким усиле нием социальной направлен ности наших планов важной функцией Госплана СССР становится правильное оп ределение приоритетов. Надо раз и навсегда отказаться от остаточного метода планиро РЫЖКОВА н. и. вания и развития этой сферы, заявил Н. И. Рыжков. Остановившись далее на проблеме сбалансированно сти планов на всех уровнях хозяйствования, докладчик сказал, что главный путь обеспечения сбалансирован ности в современных усло виях — ресурсосбережение. Госплан СССР обязан под нять на качественно новый уровень всю балансовую ра боту, существенно усилить ее роль. Для того, чтобы Гос план СССР в полной мере справился со своими задача ми, требуется . коренная перестройка его деятельно сти, решительное улучшение стиля и методов работы. И, конечно, крайне значимой функцией Госплана СССР становится постоянное со вершенствование хозяйст венного механизма, всей си, стемы планового управления экономикой. Успех перестройки руко водства народным хозяйст вом прямо зависит от эф фективного управления уско рением научно-технического прогресса. Крайне необхо димо резко улучшить руко водство всем этим процес сом. Здесь, как нигде, недо пустимы полумеры и част ные решения, нужен ком плексный, всеобъемлющий подход. Велика роль в этих пре- образованиях Государствен ного комитета СССР по нау ке и технике. Он должен определять приоритетные направления, обеспечивать разработку и реализацию го сударственных целевых про грамм, революционизирую щих общественное производ ство, программу научно-тех нического прогресса стран— членов СЭВ, координировать и направлять работу меж отраслевых научно-техниче ских комплексов. Сегодня для этого ему предоставля ются все необходимые пра ва, и ими он обязан умело распорядиться. Главное — задействовать весь научный потенциал страны — от заводского сек тора до Академии наук СССР. Хорошие стимулы для ускорения научно-тех нического ,прогресса обес печивает Закон СССР о государственном предприя тии. Развитие завод ского сектора науки, ин ститутов и организаций, вхо дящих в состав производ ственных и научно-производ ственных объединений, по ставлено положениями За кона в прямую зависимость от результатов их работы. И дело здесь должно пойти. Что же касается роста эф фективности работы само стоятельных институтов и научных учреждений, то он возможен только при пере воде их на хозрасчет и до говорные начала. Работа этих институтов и учреж дений будет строиться по заказам предприятий, объ единений и организаций на основе конкурсных разра боток и соревновательности. Только так мы сможем пе рейти от содержания инсти тутов к финансированию вы полняемых ими конкретных работ. Серьезных усилий, само го пристального внимания требует материально-техни ческое снабжение. Магист ральным направлением здесь становится широкое разви тие оптовой торговли. Имен но она наиболее полно отве чает принципам хозяйствен ного расчета и самофинан сирования, создает благо приятные условия для эко номного расходования мате риальных ресурсов. Задача состоит в том, чтобы в те чение 4 —5 лет превратить оптовую торговлю в основ ную форму материально- технического обеспечения предприятий и объединений всех отраслей и регионов. Важно, чтобы это была дей ствительно оптовая торгов ля без фондов и нарядов, по заказам потребителей, с ши роким применением договор ных цен, социалистической соревновательностью за по купателя, возможностью вы бора делового партнера. В конечном счете это создаст социалистический рынок средств производства, уст раняющий диктат произво дителя, его монополию в этом деле. Организаторами и проводниками этих преобра зований должны стать орга ны Госснаба СССР, система Госагропрома СССР и дру гие. На современном этапе со храняет свое значение цен трализованное распределе ние продукции, плановой основой которого станет го сударственный заказ. Гос снаб СССР должен доби ваться рационального соче тания различных форм ма териально-технического обес печения, создавать равную хозрасчетную ответствен ность всех участников про цесса обращения. На Гос снаб теперь возложена и ответственность за разра ботку большинства матери альных балансов. Необходимым условием введения полного хозрасчета и самофинансирования явля ется радикальная реформа ценообразования. Вез карди нальных преобразований в этой области невозможно создать действенный анти- затратный механизм, исклю чить из структуры цен не обоснованные дотации, лик видировать убыточность про изводства.' _ _ ____ Намечено существенно изменить порядок ценооб разования. Централизован но цены будут утверждать ся на продукцию важней шей народнохозяйственной и социальной значимости. Министерства и предприятия- изготовители получат ши рокие права устанавливать по согласованию с потреби телями договорные цены. Кроме того, предприятия и кооперативы смогут само стоятельно определять цены на часть выпускаемых ими товаров. Госкомцен СССР должен решительно перестроить свою деятельность. Работа предстоит огромная —- под готовка и проведение корен ной реформы ценообразо вания, пересмотр оптовых и закупочных цен. тарифов на перевозки грузов, а также цен в строительстве. Причем перестройку провести необ ходимо глубоко продуман но, взвешенно и в то же вре мя в сжатые сроки: тринад цатый пятилетний план дол жен быть сформирован в новых ценах. Нто касается розничных цен, то, как указывалось на июньском Пленуме ЦК КПСС, их изменение не толь ко не должно привести к ухудшению жизненного уров ня трудящихся, но. наобо рот, — к повышению этого уровня для определенных ка тегорий трудящихся, к бо лее последовательному осу ществлению принципа со циальной справедливости. Суть нового подхода к финансам, подчеркнул ора тор. состоит в том. чтобы, с одной стороны, усиливать их влияние на сбалансирован ность планов экономическо го и социального развития, мобилизацию ресурсов Для осуществления крупных структурных сдвигов в эко номике. И с другой — соз давать условия для расши рения хозяйственной ини циативы предприятий и ме стных органов, повышения их ответственности за конеч ные результаты работы. И сделать это необходимо на основе такой системы долго временных нормативов и финансовых норм, которая обеспечивала бы четкую сба лансированность денежных и материальных ресурсов предприятий. В условиях самофинанси рования существенно меня ется роль государственного оюджета страны. Уходит в прошлое система безвоз вратного финансирования. Государство будет концент рировать средства бюджета преимущественно на струк турной перестройке эконо мики, финансировании ком плексных целевых программ, наращивании научно-техни ческого потенциала, уско рении социального разви тия, укреплении обороно способности страны. Резко меняется и структура дохо дов бюджета. Они все в большей мере будут опирать ся на увеличение реальных накоплений и платежей за ресурсы. Все это придаст бюджету необходимую проч ность и сбалансированность. Докладчик остановился и на таком злободневном и болезненном для нашей эко номики вопросе, как убыточ ность. Доля убыточных предприятий только в про мышленности в 1986 году достигла 13 процентов. Убытки тяжелым бременем ‘ложатся на народное хо зяйство. Новый хозяйствен ный механизм требует от министерств разработки специальных мер, определе ния конкретных сроков по ликвидации убыточности ■ для каждого из таких пред приятий. Меры эти известны — техническое перевоору жение, совершенствование организации производства и труда, укрепление дисцип лины. Самое действенное оружие здесь — механизм полного хозяйственного рас чета и самофинансирования. Если же все усилия окажут ся бесполезными, не прине сут положительных резуль татов, останется одно — реорганизовать или лик видировать предприятие, как это и предусмотрено проектом Закона СССР. Ес тественно, что такое реше ние будет приниматься толь ко в крайнем случае. При этом, безусловно, все трудя щиеся должны быть обеспе чены работой. Необходима серьезная пе рестройка всей кредитной системы с тем, чтобы под нять роль кредита, в пол ной мере восстановить силу его активного воздействия на хозяйственную жизнь стра ны. Подготовлены предло жения об организации в стра не шести самостоятельных банков. Государственного банка СССР, банка внешне экономической 'Деятельно сти., промышленно-строи тельного. агропромышлен ного, банка жилищно-ком мунального хозяйства и социального развития, бан ка трудовых сбережений и кредитования населения. Та кая перестройка позволит на деле повысить роль Гос банка СССР как главного эмиссионного и расчет ного центра, органи затора денежно - кредит ной системы. А в отрасле вых банках более тесно сом кнется кредитная работа с хозяйственной. Актуальным становится вопрос -и о внед рении полного хозрасчета в деятельность банков. В числе рычагов и стиму лов, с помощью которых оказывается воздействие! на личные интересы трудящих ся. продолжал далее до кладчик. наиболее эффектив ным и чувствительным явля ется заработная плата. Как известно, сейчас сред ства на повышение оплаты труда должны быть зарабо таны трудовыми коллекти вами. Это кровно заинтере совывает предприятия в ро сте эффективности произ водства. улучшении своей работы. Значительно рас ширены права коллективов в использовании фонда зара ботной платы. Ликвидиро ваны ограничения в разме рах оплаты труда работни ков. Предстоит полностью преодолеть уравнительность в оплате труда, которая уже давно стала настоящим би чом для инициативы и твор чества работников. Нужно переломить сложившиеся стереотипы, когда плохому работнику не решались за платить мало, а хорошему опасались заплатить много. Исключительно важная со циальная значимость всех этих проблем предъявляет новые повышенные требо вания к деятельности Госу дарственного комитета СССР по труду и социальным во просам. Перестройка управления народным хозяйством тре бует улучшения всего дела государственной статистики. ЦК КПСС и Совет Минист ров СССР подготовили пред ложения о преобразовании ЦСУ СССР в союзно-респуб ликанский Государственный комитет СССР по статистике. Докладчик остановился далее еще на одной острой проблеме, вызывающей спра ведливые нарекания у работ ников предприятий. Речь идет о неудержимом пото ке всякого рода проверок, контрольных инспекции ' и ревизий. Нужны, сказал он, серьезные решения, напраь-^ ленные на то. чтобы снять сч предприятий гнет излишних и ничем не оправданных проверок и упорядочить>всю систему организации конт роля в стране. Июньский Пленум ЦК КПСС наметил создание на базе Комитета народного контроля такой единой целостной системы. В новых условиях долж ны активизировать свою дея тельность и постоянные ор ганы Совета Министров СССР. Им необходимо суще ственно повысить уровень руководства народнохозяй ственными комплексами, улучшить стиль и методы своей работы. Коренная перестройка си стемы руководства эконо микой страны требует даль нейшего совершенствования деятельности правительства СССР. Оно видит свою за дачу в неуклонном проведе нии в жизнь экономической стратегий партии, обеспече нии глубоких преобразова ний в народном хозяйстве на основе ленинских принципов хозяйствования и всесторон ней демократизации управ ления. Совет Министров СССР будет последователь но улучшать управление народным хозяйством, осу ществлять сильную соци альную политику, проявлять во всей деятельности боль шую требовательность и са мокритичность, сочетать ре шение перспективных воп росов с текущими задачами, твердо и настойчиво осу ществлять принципы и по ложения целостной системы управления. VI. Организационно-практиче ская работа по перестройке системы управления народным хозяйством Задача огромной важно сти — в сжатию сроки пре вратить программу револю ционной перестройки управ ления народным хозяйством, одобренную июньским Пле нумом ЦК КПСС, в реаль но работающую систему. Чтобы на деле осуществить все, что . задумано, нужны огромные усилия, кропот ливая организаторская, по литическая, экономическая работа. четко согласован ные действия всех эшело нов управления. Глубокий процесс пере стройки управления эконо микой страны, безусловно, потребует определенного времени. И сегодня вырисо вываются два важнейших этапа в этой работе. Наи более сложным и ответствен ным является первый этап, когда будет осуществлять ся переход от старых мето дов хозяйствования к но вым. Растягивать его мы не вправе, он должен ограни читься периодом текущей пя тилетки. Главным на этом этапе станет введение Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Закон, как известно, рассчи тан на действие в условиях полного хозяйственного рас чета и самофинансирова ния. Для того, чтобы он ре ально начал работать, необ ходимо в сжатые сроки пе ревести предприятия всех отраслей материального производства на эти принци пы. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли решение осу ществить такой перевод в течение 1988— 1989 годов. Уже в следующем году по- новому будут работать объ единения и предприятия ма шиностроительного и химико- лесного комплексов, метал лургии, всех видов транс порта и ряда других отрас лей, В промышленности на долю таких предприятий бу дет приходиться около 60 процентов общего объема выпуска продукции. В оставшиеся годы пяти летки предстоит провести огромнейшую экономическую работу. Это касается в пер вую очередь совершенство вания ценообразования, крупномасштабной пере стройки системы матери ально-технического обеспе чения и финансово-кредитно го механизма. Комплекс мер надо осу ществить по изменению ор ганизационных структур — создать различного типа крупные производственные Объединения, завершить пе реход в основном на двух звенную систему отрасле вого управления, уточнить структуру и состав союзных и республиканских мини стерств и ведомств. И, наконец, на первом эта пе на новых основах и принципах надо сформиро вать тринадцатый гштилет- ний план. Причем особенно важно подготовить для но вой пятилетки прогрессив ные, научно обоснованные, стабильные экономические нормативы и своевременно довести их до предприятий. Необходимо также отменить все отжившие положения, инструкции и методики. На до так организовать и про вести всю работу, чтобы вой ти в предстоящую пятилетку с новым хозяйственным ме ханизмом. Но и после этого работа по совершенствова нию управления не может остановиться. Более того,/ когда экономика будет в пол ной мере переведена на рель сы нового хозяйственного ме ханизма. центр тяжести сме стится к обеспечению сла женного взаимодействия всех звеньев и элементов целостной системы управ ления. Это и есть важней шая задача второго этапа. Потребуется серьезная и кропотливая аналитическая и организаторская работа, в ходе которой следует оцени вать сильные и слабые сто роны всей системы, устра нять недоработки и возмож ные просчеты и несопря- женности. Нельзя допустить повто рения печального опыта ре формы 1965 года, когда мед лительность в действиях, по ловинчатость в решениях практически свели на нет эффективность нового ме--, ханизма хозяйствования. Си лы инерции и застоя взяли тогда верх и все вернулось к старому, только, пожалуй, в худшем виде. Вывод из этого должен -ч быть один — за новое надо бороться, бороться до конца. Надо ясно представлять, что и сейчас это новое не вой дет в жизнь легко, без сопро тивления, само по себе. В пути придется преодолевать много препятствий и труд ностей. инерцию сопротив ления. неумение и непонима ние. недооценку осуществля емых мер. Это нужно сде лать, объединяя усилия* кро потливо и настойчиво рабо тая с людьми. Но самое опасное, что мо жет встретиться на этом пу ти, — бюрократизм и фор мализм. способные заглу шить все прогрессивное. С ними надо беспощадно бо роться всеми доступными методами и средствами. Са мое эффективное оружие перестройки. —- решитель ная демократизация всей общественной жизни и уп равления, широкая гласность всех процессов. Чтобы основанная на эко номических методах систе ма управления заработала в полную силу, нужно лик видировать экономическую безграмотность многих руководителей и специали стов, придать обучению сов ременные формы. Для этого надо резко поднять дей ственность системы повы шения квалификации, рас ширить специализированную экономико - управленческую переподготовку работников. Необходимо по крупицам накапливать положительный опыт предприятий и орга нов управления в новых условиях и делать его все- > общим достоянием. Всенародное обсуждение проекта Закона о предприя тии, июньский Пленум ЦК КПСС, нарастающий про цесс демократизации общест венной жизни показали, что советские люди активно под лержали линию партии на обновление. Это и есть, ска зал в заключение Н. И. Рыжков. самая верная га рантия того, что курс ленин ской партии на ускорение социально - экономического развития страны будет ус пешно претворен в жизнь. (Продолжительные аплодис менты). (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz