Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

З А Д А Ч А Х П А Р Т И И К О РЕН Н О Й ПЕ Р ЕС ТРОЙКЕ у п р а в л е н и я э к о н о м и к о й / (Окончание. Начало на 1-й стр.) тивного хозяйствования ос­ новного звена экономики — предприятий и объединений. Сложившаяся в условиях экстенсивного развития эко­ номики г административная система управления не поз­ воляет эффективно решать ни ту, ни другую задачу. Какое планирование нуж­ но в современных условиях? Какова исходная установ- -ка, «философия» общегосу­ дарственного плана? Он должен содержать набор приоритетов и целей разви­ тия страны, определять на­ правления структурной и ин­ вестиционной политики,- на­ учно-технического прогрес­ са. рубежи® социального раз­ вития, задачи накопления на­ учного, образовательного и культурного потенциала, поддержания обороноспособ­ ности. В этих условиях воз­ растает роль «задающей» ча­ сти планирования, прежде всего концепции социаль­ но-экономического развития на 15 лет. ^Определяющей формой государственного планирования должен на деле стать пятилетний план с разбивкой по годам. Для обеспечения плано­ вых пропорций, сбаланси­ рованности экономики ми­ нистерствам и ведомствам, а также союзным республи­ кам даются контрольные цифры. По ограниченному кругу расчетных показате­ лей они доводятся до пред­ приятий как отражение об­ щественной потребности и ориентир для планирования. Основным же рычагом воз­ действия плановых орга­ нов на предприятия, обес­ печивающим выход на целе­ вые установки плана, ста­ нут экономические норма­ тивы и стимулы. Они при­ званы поставить деятель­ ность предприятий (объеди­ нений) в такие условия, что­ бы им было ‘выгодно, ориен­ тируясь на контрольные цифры, искать пути наиболее эффективного удовлетворе­ ния общественных потреб­ ностей. Важнейшей составной ча­ стью перестройки эконо­ мического механизма явля­ ется радикальная реформа ценообразования. Надо пол­ ностью отдавать себе отчет в том. что новую систему уп­ равления невозможно встроить , в существующую систему цен, ибо последняя сложилась и в течение дли­ тельного времени сохраня­ лась в условиях экстенсив­ ного развития экономики. Речь идет не о каком-то ча­ стичном совершенствовании системы цен. а о радикаль­ ной реформе ценообразова­ ния. Т у т должны быть про­ явлены новые, соответству­ ющие современному этапу развития политико-эконо­ мические подходы. Ныне требует взаимоувязанной перестройки все наше «це­ новое хозяйство» — опто­ вые. закупочные и рознич­ ные цены, тарифы. Ясно, что в силу важности и слож­ ности реформы ценообразо­ вания к ее подготовке надо приступить незамедлитель­ но. Предстоит огромный объем работы, и на ее вы­ полнение нужно бросить все силы. Исключительно важна пе­ рестройка материально-тех­ нического обеспечения. Ос­ новное ее направление — решительный переход от фондирования к оптовой торговле. За государственны­ ми органами материально- технического снабжения в конечном счете остались бы Функции обеспечения сба­ лансированности ресурсов, регулирования оптовой тор­ говли и контроля за ней. Нередко приходится слы­ шать, что оптовую торговлю можно вводить лишь по ме­ ре преодоления дефицитно­ сти ресурсов. Давайте об­ судим этот вопрос, отнесем­ ся к этому суждению крити­ чески. Дело в том, что, как показывает опыт, переход к самофинансированию резко снижает спрос на средства производства, открывает возможность нормализо­ вать запасы товарно-мате­ риальных ценностей, кото­ рые только в промышленно­ сти, сельском хозяйстве, строительстве, на транспор­ те и связи достигли более 300 миллиардов рублей. Недавно приняты важ­ ные, далеко идущие реше­ ния в области внешнеэко­ номической политики и ме­ ханизма ее осуществления. Они открывают широкий простор для модернизации и повышения эффективности наших внешнеэкономических связей и усиления воздейст­ вия со стороны внешнего рынка на работу отраслей и предприятий, на качество их продукции, на научно-техни­ ческий прогресс. Крупные проблемы нако­ пились в сфере финансов* кредита и денежного обра­ щения. Финансовая систе­ ма страны устарела в сво­ ей основе.4 Она оторвана от производства, зачастую пре­ следует фискальные сию­ минутные цели, не стимули­ рует эффективности повы­ шения хозяйствования. Кре­ дит в значительной мере ут­ ратил свои специфические черты: возвратность, обес­ печенность, платность, це­ левое назначение. Каналы обращения переполнены платежными средствами, развиваются инфляционные процессы. Эту ситуацию на­ до решительно менять. Новый экономический ме­ ханизм должен способство­ вать достижению и поддер­ жанию бездефицитности и финансовой сбалансирован­ ности нашей экономики. Ду­ мается, что должна быть разработана специальная программа финансового оз­ доровления народного хо­ зяйства и преодоления в нем обстановки дефицитности то­ варов и материальных ресур­ сов. Эту крупнейшую проб­ лему надо решать совокуп­ ностью мер производствен­ ного. финансового, ' органи­ зационного характера, гиб­ кой практикой ценообразова­ ния. В общем, необходима ра­ дикальная финансово-кре­ дитная реформа, тесно свя­ занная с реформой ценооб­ разования и пёрестройкой материально - технического снабжения. Экономическому меха­ низму торможения соответ­ ствует структура управле­ ния с громоздким аппара­ том, который печется пре­ жде всего о своих ведомст­ венных интересах, а не о полном и эффективном удов­ летворении общественных по­ требностей. Все это несовме­ стимо с новым экономиче­ ским механизмом. Деятель­ ность органов управления должна быть направлена на решение конкретных народ­ нохозяйственных задач, мак­ симализацию конечных ре­ зультатов. Управленческий аппарат всех уровней в но­ вых условиях должен овла­ деть культурой применения экономических, стоимостных, да и административных ры­ чагов управления. А это тре­ бует высокой деловой и эко­ номической квалификации, освоения нового стиля и ме­ тодов работы. Необходимо еще раз вер­ нуться к организационным формам основного звена на­ родного хозяйства. Здесь требуется новый серьезный импульс. Надо широко рас­ пахнуть ворота для разнооб­ разных интеграционных процессов, не связанных какими-то единообразными схемами, особенно по гори­ зонтали. Думается, перевод предприятий и объединений на полный хозрасчет и са­ мофинансирование должен сочетаться с предоставлени­ ем им прав для создания сов­ местных производств и объ­ единений на паевых началах вплоть до полного слияния, если это диктуется экономи­ ческой целесообразностью. Переход предприятий к полному хозрасчету и само­ управлению настоятельно I требует коренной пере­ стройки деятельности от­ раслевых министерств. Нуж­ но освободить их от функ­ ций оперативно-хозяйствен­ ного управления объедине­ ниями и предприятиями. Ми­ нистерства должны на деле стать научно-техническими и планово - экономическими штабами отраслей, отвечать за выход на мировой уровень производства и качества про­ дукции. активно занимать­ ся совершенствованием структуры отраслей, углуб­ лением специализации и коо­ перации. В распоряжении министерств должны быть головные научно-техниче­ ские организации, центра­ лизованные фонды средств, за счет которых целесооб- разно создавать новые пред­ приятия, подкреплять уси­ лия трудовых коллективов при крупной реконструкции и расширении производства. Подавляющее большинство отраслевых министерств мо­ гут активно включиться во внешнеэкономическую дея­ тельность. Следует повы­ сить роль министерств в пе­ реподготовке и повышении квалификации кадров. В хо­ де реализации предлагае­ мых мер может встать воп­ рос об объединении каких-то министерств. После многолетних раз­ говоров в народном хозяйст­ ве идет формирование сис­ темы межотраслевого уп­ равления. При всех органи­ зационных издержках оп­ равдывает себя линия на создание единой системы органов Совета Министров по руководству народнохо­ зяйственными комплексами и группами однородных от­ раслей — Госагропром. Гос­ строй. бюро по машинострое­ нию и топливно-энергетиче­ скому комплексу, внешнеэко­ номическая комиссия, бюро по социальному развитию. В целом система управ­ ления народнохозяйствен­ ными комплексами, конечно, пока находится в стадии ста­ новления, она еще не заня­ ла прочного места в системе управления. Еще не найде­ но оптимальное распределе­ ние функций менаду органа­ ми управления комплекса­ ми, с одной стороны, и Гос­ планом и министерствами,-— с другой. Следует продол­ жить курс на превращение постоянных органов прави­ тельства в жизнеспособные организации, отвечающие за развитие своих комплексов и решение межотраслевых проблем. Предстоит поднять роль Госплана СССР. Центр тя­ жести в его работе нужно перенести на реализацию принципиальных задач эко­ номического и социального развития, -на обеспечение глобальной сбалансирован­ ности народного хозяйст­ ва. В соответствии с этим надлежит коренным обра­ зом преобразовать струк­ туру Госплана, укрепив его сводные подразделения, со­ циальное направление, на­ учно-технические и регио­ нальные службы, увязав структуру Госплана с функ­ циями постоянных органов Совета Министров СССР. Для нашей страны особое значение имеет территори­ альный аспект управления. Через него обеспечивается всесторонний, равноправный прогресс всех наций и на­ родностей нашей обширной и многонациональной стра­ ны. Опыт убеждает, что главное — найти органиче­ ское сочетание отраслево­ го и территориального уп­ равления, четко разграни­ чить их объекты и функции. В последние годы принято немало решений по повы­ шению роли республикан­ ских и местных органов. Но работа в этом направлении еще не завершена и нужда­ ется в продолжении. Они должны полностью отвечать за комплексное экономиче­ ское и социальное развитие региона, наиболее рацио­ нальное использование всех его ресурсов и прежде всего трудовых и природных. Нуж­ но сделать дальнейшие ша­ ги по усилению территори­ ального аспекта развития межотраслевых произ­ водств, по формированию эффективной производст­ венной и социальной инфра­ структуры, охране природ­ ной среды, укреплению ре­ гиональных научно-проект­ ных организаций. В организации территори­ ального управления целесо­ образно использовать доб­ ровольные договорные Фор­ мы связей между предприя­ тиями, пойти на формиро­ вание разнообразных Форм объединений для решения общих для территорий проб­ лем. Такая форма связей предусмотрена проектом За­ кона о предприятии. В це­ лях повышения роли Сове­ тов народных депутатов по обеспечению комплексного экономического и социально­ го развития, видимо, целесо­ образно образовать в соста­ ве исполкомов областных и краевых Советов производ­ ственно - экономические уп­ равления для разработки планов развития регионов, руководства подведомствен­ ным хозяйством, а также координации всей экономи­ ческой деятельности на тер­ ритории, относящейся к ве­ дению местных Советов. \ Главный объект терри­ ториального управления — социальная ’сфера. Соци­ альная сфера региона — это то звено, где политика партии воплощается в ре­ альную жизнь -— в новые школы, больницы, жилые до­ ма и детские сады, продо­ вольственное снабжение, торговлю и услуги, учебу и отдых, меры по охране окру­ жающей среды. Очевидно, нуждается в серьезной проработке воп­ рос об увеличении средств* которыми располагают рес­ публиканские и местные ор­ ганы, связав решение этой задачи с эффективностью регионального хозяйства. Всю систему региональных платежей предстопит постро­ ить таким образом, чтобы максимально соединить ин­ тересы региона с интересами всего народнохозяйственного комплекса. Выборы не могут быть пре­ доставлены самотеку. Пар­ тийные организации обяза­ ны хорошо знать морально­ психологическую обстановку в коллективе, деловые, поли­ тические и моральные каче­ ства людей, достойных вы­ движения, проявлять посто­ янную заботу о создании на­ дежного резерва кадров, ак­ тивно формировать общее** веннОе мнение, способство­ вать тому, чтобы на руло* водящие посты всюду выдви-. гались наиболее дельные* инициативные и принципиаль­ ные работники, способные выразить волю коллектива* практически организовать дело. V II VI Значительно большего внимания требуют к «себе со­ циальные аспекты управле­ ния. Радикальность экономи­ ческой реформы в конечном счете будет определяться тем, в какой мере мы смо­ жем решить .Историческую задачу — создать мощную систему стимулов, побуж­ дающих всех тружеников плодотворно трудиться, наи­ более эффективно использо­ вать производственные . ре­ сурсы. Новому хозяйственному механизму наиболее соот­ ветствует коллективный под­ ряд. другие прогрессивные формы организации и стиму­ лирования труда. Переход на нормативные методы формирования фондов опла­ ты, расширение прав пред­ приятий за счет собственных средств повышать тарифные ставки и оклады. устанав­ ливать надбавки к ним. вы­ плачивать дополнительные премии — резко усиливают стимулирование труда, за­ интересовывают в работе меньшим числом работни­ ков. Забота о человеке, об ус­ ловиях его труда и быта, со­ циальном развитии должна стать серьезным делом для руководителей всех рангов, но прежде всего непосред­ ственно на предприятии и в объединении. По-новому встают пробле­ мы занятости при социализ­ ме. Хозяйственный меха­ низм призван побуждать предприятия (объединения) освобождаться. от излишней рабочей силы, а работника — бороться' за занятие же­ лаемого рабочего места. Ра­ зумеется, высвобождение работников в условиях соци­ алистической экономики не обернется безработицей, призраком которой пугают зачастую нас и собственные противники перестройки, и западные «советологи». Но было бы непроститель­ но не замечать новых проб­ лем занятости и трудоуст­ ройства работников. Они обнаружились уж е’ при пер­ вых шагах новых методов хозяйствования. Задачу тру­ доустройства должны взять на себя органы по труду и социальным вопросам. На­ до отладить систему управ­ ления эффективной заня­ тостью. Должна быть созда­ на единая государственная система подготовки и пере­ подготовки кадров. Источни­ ком ее средств может быть плата за использование тру­ довых ресурсов, вносимая в бюджет. Стимулы к труду в нема­ лой степени зависят от на­ сыщения рынка разнообраз­ ными потребительскими то­ варами и услугами. Самая тесная увязка оплаты труда с конечными результатами не даст желаемого эффекта, если человек не сможет ку­ пить на заработанное деньги то, что ему необходимо. Ны­ не это стало самой острой политической проблемой. Представляется, что в ервре- менных условиях в целях нормализации рынка' необ­ ходимо осуществить целост­ ную взаимосвязанную про­ грамму радикальных мер. Огромное значение имеет реализация принципов на­ родовластия. самоуправления трудовых коллективов. Ос­ мысливание этой идеи при­ водит к признанию, что рас­ порядителями общественной собственности на предприя­ тии могут быть лишь трудо­ вые коллективы и их со­ веты. а все руководители ими избираются и им под­ отчетны. Пожалуй, одна из слож­ нейших задач нашего пере­ ходного времени — на­ учиться управлять в ус­ ловиях демократии. Изве­ стно. что немалая часть ру­ ководителей на начальном этапе восприняла переход к выборам как подрыв прин­ ципа единоначалия на про­ изводстве. Думается, наобо­ рот — будучи избранным, директор или начальник це­ ха становится реально при­ знанным лидером коллекти­ ва. уполномоченным им на единоначальное решение вог просов оперативно.хозяй­ ственной деятельности. Такой порядок не ослаб­ ляет роли партийных орга­ низаций в подборе и расста­ новке кадров. Демократи­ зация управления повыша­ ет их роль и ответственность. Перевод экономики на но­ вую систему управления — не единовременный акт. Но его нельзя затягивать. Мы располагаем двумя, макси­ мум тремя годами для того, чтобы успеть войти в тринад­ цатую пятилетку с новым хо­ зяйственным механизмом,- хотя его полная отладка и преобразование будут продолжаться и дальше. Вся работа по перестройке дол­ жна вестись по единому замыслу. на комплексной основе. В связи с этим предлага­ ется, чтобы Пленум одобрил «Основные положения ко­ ренной перестройки управ­ ления экономикой», в кото­ рых содержатся как принци­ пиальные, так и конкретные установки по созданию но­ вой системы управления. Это станет . партийной ди­ рективой для всей последу­ ющей работы. Закон о государственном предприятии (объединении), который выносится на ут­ верждение Верховного Со­ вета СССР, должен быть до­ полнен созданием условий, гарантирующих реальное введение его в действие. Предстоит до конца этого года принять целый «пакет» конкретных решений по круп­ нейшим вопросам пере­ стройки управления эконо­ микой, ■, утвердить новые по­ ложения о центральных эко­ номических ведомствах и от­ раслевых министерствах, с тем, чтобы привести методы централизованного планово­ го управления в соответст­ вие с Законом о предприя­ тии. В ближайшие годы, кото­ рые составят своеобразный переходный период, неиз­ бежно будут сосуществовать как новые. так и старые методы управления. Пере­ вод объединений и предпри­ ятий на самофинансирова­ ние и самоокупаемость бу­ дет осуществляться еще до введения новых цен. не до­ жидаясь реформы матери­ ально-технического снабже­ ния и финансово-кредитной системы. Это порождает до­ полнительные трудности и противоречия, с которыми придется считаться, но при­ останавливать переход к но­ вым методам, терять время и ждать, пока будут созданы все условия и компоненты новой системы управления, нельзя. Напротив, надо дей­ ствовать энергично и целе­ устремленно. не опасаясь и каких-то просчетов. Радикальная перестройка управления выдвигает но­ вые требования к работе кадров, их подготовке и пе­ реподготовке. По существу всем руководителям необ­ ходимо заново овладевать\ экономическими методами хозяйствования, держать эк­ замен на зрелость. Нам пред­ стоит коренным образом улучшить деятельность ап­ парата управления, который не должен тянуть на себя ре­ шение любых вопросов, об­ волакивать их бюрократи­ ческой паутиной. А напро< тив, обязан создавать не­ обходимые условия для ини­ циативной, творческой дея­ тельности каждого работни­ ка. Мы должны избавить наш аппарат от неповоротли­ вости, громоздкости, резко сократить его численность. Весь процесс перестройки* и в этом его важнейшая ко­ ренная черта, развертывай ется по инициативе и под по­ вседневным руководством партии. Общие вопросы но* рестройки экономического механизма решаются в цен­ тре. С этой 'точки зрения крайне важно поднять от­ ветственность и принципи­ альность в работе партийных организаций центральных экономических органов, ми­ нистерств и ведомств. Их главная задача — обеспече­ ние политического. обще­ государственного подхода к разработке и осуществле­ нию мер по коренной пере­ стройке управления эконо­ микой, недопущение любьыг проявлений ведомственной ограниченности, попыток от­ стаивать ложно понимаемые интересы своей отрасли и тем более своего учрежде­ ния. Вместе с тем любое реи»* ние по перестройке управле­ ния, принятое наверху, глох­ нет и вязнет, если оно не поддерживается снизу, не становится делом всей пар­ тии, всех трудовых коллек­ тивов. Во многих случаях партийные организации буквально обеими руками ухватились за перестройку* меняют методы работы в духе нового экономического мышления, но нередко дело свелось к чисто внешним, поверхностным изменениям, не затрагивающим самой сути хозяйствования. С этим мириться мы не будем. Надо особо подчеркнуть, что партия не может отстра­ ниться от политического ру­ ководства экономикой даже тогда, когда будет создан и отлажен нужный нам эконо­ мический механизм. Нынеш­ няя же обстановка требует усиления партийного влия­ ния на этом важнейшем на­ правлении нашей работы по перестройке. Перестройка экономиче­ ского управления, хозяйст­ венного механизма — это действительно важнейшее общепартийное, общенаррд- ное дело. И именно такое должно быть к нему отно­ шение. . СПРОС— ПЕРСОНАЛЬНЫЙ --------------------С з аседания чрезвычайной комиссии --------------— Как уже сообщалось, состоялось заседание областной чрезвычайной комиссии по ликвидации последствий сти­ хийного бедствия, которую возглавляет председатель обл­ исполкома В. В . Донских. В ее работе приняли участие члены бюро обкома партии, секретари Липецкого горкома и райкомов КПСС, председатели городских и районных исполкомов, а также руководители областных служб, предприятий и организаций Липецка. Был проана­ лизирован ход восстановительных работ, намечены допол­ нительные меры по ликвидации разрушений, нанесенных стихией. •' Жители Липецка и облас­ ти, трудовые коллективы предприятий самоотверженно устраняют последствия сти­ хийного бедствия,, отметила комиссия. В ночь'после уда­ ра шквала состоялось экст­ ренное заседание бюро гор­ кома КПСС с участием чле­ нов бюро областного комитета партии, на котором были оп­ ределены важнейшие участки, работы. Тысячи людей выш­ ли на расчистку завалов де­ ревьев на улицах, восстанов­ ление нарушенных коммуни. наций. В короткие сроки была возобновлена подача электро­ энергии. налажено водоснаб­ жение и регулярное движе­ ние городского ^транспорта. Решением работавшей в области правительственной комиссии во главе с первым заместителем Председателя Совета Министров РСФСР Ф. А. Табеевым для восста­ новления объектов народного хозяйства, медицинских и то­ рговых учреждений, жилищ­ ного фонда выделены допол­ нительные ресурсы. Из ряда областей в зону бедствия на. правлены железнодорожные составы с необходимыми строительными материалами. Важно, не дожидаясь их при­ бытия, максимально исполь­ зовать местные ресурсы. По предварительным дан­ ным, ущерб, причиненный шквалом, оценивается в 30 миллионов рублей, в том чи­ сле в агропромышленном ко. мплексе он составил около 10 миллионов рублей. Наиболее сложная обстановка сложи­ лась в областном центре, где пострадало 188 жилых домов, причем жители 400 квартир нуждаются в переселении, значительные разрушения по­ лучили объекты здравоохра­ нения и торговли. Серьез­ ный ущерб нанесен хозяйст­ вам Усманского района, где повреждено более двухсот домов, а также Грязинского, Лебедянского, Липецкого и Данковского районов. В этих условиях постанов­ лением бюро Липецкого гор­ кома КПСС бЫли определе­ ны первоочередные задачи: до 25 июня повсеместно вос­ становить кровлю жилых до­ мов и детских дошкольных учреждений, завершить ре­ монт поврежденных зданий к 15 июля, а наиболее пост­ радавшие корпуса тубдиспан­ сера и инфекционной больни­ цы восстановить к 15 авгус­ та. Объекты, подлежащие ремонту, закреплены за пре-' дприятиями и организация­ ми города и области. На заседании чрезвычай­ ной комиссии была дана взы­ скательная оценка ходу ра­ бот, при этом подчеркива­ лось, что ряд руководителей безответственно отнеслись к -делу. По этой причине к ве­ черу 24 июня в областном центре кровля был восстано­ влена лишь на 33 жилых до­ мах, на 116 зданиях работы не 'начинались. Медленными темпами ведется ремонт бо­ льниц, расчистка улиц. В связи с этим серьезные претензии были предъявле­ ны многим руководителям строительных и промышлен­ ных предприятий. Крайне неудовлетворительная ситуа­ ция сложилась на ремонте больничного комплекса НЛМК по вине заместителя директора комбината М. Д. Дергилева. Располагая зна­ чительными материалами и людскими ресурсами, руко­ водство предприятия выдели­ ло недопустимо мало специа­ листов, не организовало ра. боты в две смены. В резуль­ тате затянулось остекление окон и ремонт кровли, меди­ цинский персонал вынуж­ ден завешивать окна одея­ лами, размещать пациентов в коридорах и других непри­ способленных для лечения помещениях. Столь же вяло ведется ре­ монт жилых зданий: из 35 домов НЛМК лишь на семи восстановлена кровля. Иначе как безответственностью и равнодушием это не объяс­ нить. Комиссия потребовала от тов. Франценюка И. В. и Дергилева М. Д. принять все меры к тому, чтобы завер­ шить ремонт в установлен­ ные сроки. Резкой критике подверг­ лись начальник горжилупра- вления А. И. Белкин и уп­ равляющий трестом «Липецк- гражданстрой» В, И. Маню- хин. Лишь на половине за­ крепленных зданий ’ ведутся работы, считанные единицы из них покрыты кровлей. Ме­ жду тем прошедшие дожди усугубили бедственное поло­ жение . жителей, залив уже не только верхние этажи. Следует искать не оправда­ ния своей безынициативности и инертности, ^ пути и сред­ ства для устранения послед­ ствий стихии. Вполне воз­ можно, как временный вари­ ант, использовать для вос­ становления кровли 1мягкие покрытия, подчеркивалось на заседании. Однако названные руководители предпочли иной путь: сдерживать работы, ссылаясь на нехватку шифе­ ра. Подобная неразворотли- вость дорого обходится горо­ ду и его жителям. Практически не приступи­ ли к ремонту здания детса­ да № 119 работники специ­ ализированного СМУ «Центр- энергочерметремонт» № 2, возглавляемого В. Д. Кузне­ цовым. Из коллектива, где достаточно специалистов, ру­ ководитель выделил всего... три человека. Понятно, что столь мизерными силами по­ следствий стихии здесь не устранить. Из-за нерастороп­ ности руководства СМУ сот­ ни людей выключены из про­ изводства, сидя с детьми до­ ма. Комиссия строго преду­ предила В. Д. Кузнецова и потребовала подготовить дет­ сад к приему детей в уста­ новленный срок. Как известно, от стихии пострадало 30 объектов тор­ говли, бытового обслужива­ ния, общественного питания. Ход восстановительных ра­ бот на них вызывает обосно­ ванную тревогу* «Утонул», в согласованиях, служебной переписке, телефонных звон­ ках руководитель объедине­ ния «Липецкремстроймон- таж» Г. С. Гуркин, а ремонт столовой № 24 — на нуле. А ведь' эта столовая, располо­ женная на проспекте Побе­ ды, особенно нужна сегодня: в этом районе ведутся ин­ тенсивные., восстановительные работы, сосредоточены авто­ транспортные, строительные организации. Столь же пассивна дейст­ вуют строительные организа­ ции облагропрома, руково­ димые В. И. Жарко, они до сих пор не приступили к ре­ монтным работам. Комиссия отметила, что подготовительный этап вос­ становления булочно-конди­ терского и молочного комби­ натов, общежития молкомби- ната непозволительно затя­ нулся, и предупредила, .что восстановление этих объектов должно быть проведено точ­ но в установленные сроки. Стихия принесла большой урон Липецку и области. Сегодня, когда развернулась борьба с ее последствиями, тысячи рядовых тружеников показывают образцы удар­ ной работы. Вместе с тем в этбй борьбе проверяется партийная зрелость, умение трезво оценить обстановку и принимать действенные ре­ шения руководящих кадров. Комиссия предупредила о пе­ рсональной ответственности каждого руководителя за по­ рученный участок работы. По результатам нынешнего су­ рового экзамена, по тому, насколько оперативна и пол­ на будет помощь оказавшим­ ся в беде людям, будут оце­ ниваться деловые и мораль­ ные качества кадров* СТИХИИ ВОПРЕКИ Ч У Ж О Й Б Е Д Ы Н Е Б Ы В А Е Т ? -------- И з блокнота р е п о р т е р а -- ----------- Лишь несколько дней мину­ ло после стихии, разыгравшей­ ся в областном центре 20 июня, а липецких улиц, пострадав­ ших во время смерча, не уз­ нать: исчезли груды шифера и железа, распилены и вывезе­ ны вывороченные с корнями деревья, полным ходом идет ремонт кровли и остекление домов. Но темпы работ по лик­ видации последствий урагана, к сожалению, отстают от на­ меченных. Почему? Вот что говорят сами липча­ не. Е. А. Татаренков (ул. Дова­ тора, 23): — Ураганом в нашем доме, в котором живут две семьи, основательно разрушило кры­ шу, провисли потолки, обра­ зовались трещины в стенах и углах здания. Обратился за помощью по месту работы — в чугунолитейный цех ЛТЗ. Там отнеслись с сочувствием, обещали помочь и материала­ ми, и рабочей силой. Но для этого попросили принести бу­ магу из райисполкома. В ис­ полкоме, в свою очередь, по­ требовали подтверждение от уличного комитета. Принес и эту справку, но мне сказали, что нужно ждать председате­ ля райисполкома, мол, без не­ го никто не наложит визы на документ. Вот и ходит Евгений Архи­ пович, обивает пороги, а дождь тем временем еще бо­ льше усугубляет и без того тяжелое положение жильцов. Не приступали к работам и в детском саду № ?5, что по проспекту Победы. Рассказы­ вает и. о. заведующей Г. Н. Комарова: — Наутро после' урагана, в воскресный день, работники детсада пришли сюда сами. Трудились, не покладая рук, весь день. А вчера нам на по­ мощь пришли учащиеся маши­ ностроительного техникума во главе с директором В. Г. За­ горским. Организовав работы в две смены, они расчистили завалы, вывезли мусор. Сей­ час нашей территории и не уз­ нать, вы бы видели, что здесь было днем раньше! Но вот само здание, оставшееся без крыши, так и стоит «оголен­ ным». Даже не приступали к ремонту кровли работники слецРСУ «Энергочерметремонт. 1» (ответственный Н. В. Ру- зайкин). Вместо этого они при­ слали... маляров. Зачем же они нужны, когда помещение про­ должает заливать дождь? — Только что звонили в управление снабжения и сбы­ та, — добавляет инспектор роно Т. А. Ульшина. — Про­ сим белила и краску. А там почему-то отвечают,, что этот детсад... не включен в списки нуждающихся. Если так дело пойдет и дальше, когда же садик примет детей, которые на время размещены в дру­ гих дошкольных учреждени­ ях? Покореженные, с сорванны­ ми крышами, жилые дома по улице Папина также пока ожи­ дают ремонтников. — Сейчас решается вопрос о сносе нашего дома № —* рассказывали его жильцы. — Он и так был в аварийном со­ стояний, а тут еще стихия вме­ шалась. Но пока вопрос не решен, надо накрыть крышу хотя бы рубероидом. Да и под­ вести электроэнергию давно пора! Немало горьких упреков пришлось услышать в тот день в адрес нерасторопных хозяй­ ственников, разных бюрократи­ ческих рогаток. До сих пор не начинали ремонта средней школы № 17 работникй ЛТЗ, столовой № 24 — объединения «Липецкремстроймонтаж», дет­ сада № 8 — управления «Цен-' трдомнаремонтТ», пяти жи­ лых домов ЖСК-1 — треста «Коксохимремонт»... А рядом — совсем иные примеры. Многое коллективы, успешно выполняя прбизвод- ственную программу, сумели найти и средства, и рабочие руки, чтобы прийти на по­ мощь пострадавшим. Это, пре^ жде всего, работники стапк— завода, которые без лишних напоминаний ремонтируют среднюю школу На 45, труже­ ники автоколонны № 1414, ко­ торые за считанные часы по­ ставили в строй десятки пов­ режденных автомашин. Как видим, неорганизован, ность, беспечность дают о се­ бе знать даже теперь, в эк­ стремальной ситуации. И по­ тому лишь, что некоторые хо­ зяйственники до сих пор оста­ ются равнодушными к чужой беде. Г В. СПИВАК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz