Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Проле тарии в с е х стр , соединяйт есь ИТОНСКОЕ ЗНАМЯ О р г а н Л и п е ц к о г о о б л а с тн о го к о м и т е т а К П С С и о б л а с т н о го С о в е т а н ар од ны х д е п у т а то в 70-й ♦ ♦ год издания Пятница, 26 июня 1987 г. № 147 117844) Цена 3 коп. И Н Ф О РМ А Ц И ОИ Н О Е СО О БЩ ЕН И Е 0 П Л Е Н У М Е Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Г О К О М И Т Е Т А КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 25 июня 1987 года начал работу очередной Пленум Центрального Комитета КПСС . На рассмотрение Плену­ ма внесен вопрос «О задачах партии по коренной пере ­ стройке управления эконбмикой». С докладом по этому вопросу выступил Генеральный секретарь Ц К КПСС М .С . Горбачев. Участникам Пленума была предоставлена во зм ож ­ ность предварительно ознакомиться с тезисами доклада товарища Горбачева М . С., а такж е с обзором писем трудящихся по вопросам перестройки управления народ ­ ным хозяйством. На заседании в прениях по докладу выступили: тт. В. В. Щ ербицкий — первый секретарь ЦК Компартии Украины, В. И. Воротников — Председатель Совета Министров РСФСР, б. Н. Ельцин — первый секретарь М о ­ сковского горкома КПСС , Е. Е. Соколов — первый секретарь Ц К Компартии Белоруссии, В. Т. Адылов — бригадир токарей Ташкентского авиационного производ ­ ственного объединения имени В. П. Чкалова, Г. П. Бого- мяков — первый секретарь Тюменского обкома КПСС , Л. Н. Зайков — секретарь ЦК КПСС , Г. В. Колбин — пер ­ вый секретарь Ц К Компартии Казахстана, В. П. Никонов— секретарь Ц К КПСС , В. К. Месяц — первый секретарь Московского обкома КПСС , Н. В. Талызин — первый за ­ меститель Председателя Совета Министров СССР, пред ­ седатель Госплана СССР, М . Г. Вагин — председатель колхоза имени В. И. Ленина Ковернинского района Горь­ ковской области, А. А. Логунов— вице-президент А каде ­ мии наук СССР, ректор Московского государственного университета имени М . В. Ломоносова, П. М . Телепнев — первый секретарь Архангельского обкома КПСС , Д . И. Патиашвили — первый секретарь Ц К Компартии Грузии, Ю . П. Баталин — заместитель Председателя Совета М и ­ нистров СССР, председатель Государственного строи­ тельного комитета СССР. 26 июня Пленум Ц К КПСС продолжит свою работу. З А Д А Ч А Х П А Р Т И И К О РЕН Н О Й ПЕРЕСТРОЙКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ / , ' ' ■ ч Т е з и с ы д о к л а д а Г е н е р а л ь н о г о с е к р е т а р я Ц К К П С С М . С . Г О Р Б А Ч Е В А н а П л е н у м е Ц К К П С С 2 5 и ю н я 1 9 8 7 г о д а На настоящем Пленуме предстоит рассмотреть воп­ росы, имеющие ключевое значение для осуществления решений XXVII съезда КПСС, для дальнейшего уг­ лубления перестройки, уско­ рения социально - экономи­ ческого развития страны. Жизнь подтвердила пра­ вильность выработанного пар­ тией курса. Перестройка, развернувшаяся в стране, — прямое продолжение дела Октября, свидетельство вер­ ности партии революционно­ му делу марксизма-лениниз­ ма. Каждое поколение совет, ских людей внесло свой вклад в развитие, укрепление и защиту завоеваний Октяб­ ря. Мы по праву гордимся своей историей, уверенно смотрим в будущее. На январском Пленуме ЦК КПСС была убедительно по­ казана необходимость при­ дания обновлению комплек­ сного, всестороннего харак­ тера, обоснован курс на де­ мократизацию всех сфер жизни нашего общества как главного условия включения в перестройку широких на­ родных масс, как гарантия того, что начатое дело будет доведено до конца. Обновление началось во всех сферах жизни советско­ го общества. Произошел заметный перелом в общест­ венном сознании, меняется морально - психологическая обстановка в партии и обще­ стве, оживилась духовная жизнь. Несомненные пози­ тивные результаты приносит совершенствование и разви­ тие политической системы. Крупным политическим за­ воеванием партии является решительный поворот к де­ мократизации общества. Опыт убедительно показыва­ ет, что и здесь избран вер­ ный путь. Мы вступили в самый тру­ дный период перестройки —- период практических дел. Главное, от чего зависит ус­ пех перестройки, состоит в переносе центра тяжести на развертывание кропотливой "и целенаправленной работы по выполнению принятых ре­ шений. Определенные позитив­ ные сдвиги на многих нап­ равлениях перестройки не да­ ют основания для благоду­ шия. Острых проблем нако­ пилось слишком много, и их нельзя решить в короткие сроки. Политбюро ЦК счита­ ет, что речь в первую оче­ редь должна идти о четком выделении приоритетов, о темпах и сроках перестрой­ ки. Каждому ее этапу — чет­ кие цели и задачи. Ход перестройки свидете­ льствует о то!Ц, что необхо­ димые изменения происходят пока медленно. Это каса­ ется и сферы экономики, и социальной области, и идео­ логической сферы, и работы партийных, советских, хозяй­ ственных органов, руководя­ щих кадров, жизни и деяте­ льности трудовых коллекти­ вов. В выполнении ряда важ­ ных решений по вопросам социально - экономического развития, принятых после апрельского Пленума ЦК и XXVII съезда партии, до­ пущено отставание, что не может оставаться без серь­ езного анализа н принятия конкретных практических мер. Во многих случаях пар­ тийные, советские, хозяйст­ венные органы, обществен­ ные организации не поспева­ ют за быстро нарастающими процессами в обществе. Нередко проявляется бо­ язнь демократических изме­ нений. А ведь речь идет о принципиальном вопросе —* перестройке необходимо под­ линно демократическое ус­ корение. Только на основе демократий можно вовлечь массы трудящихся в актив­ ную экономическую, куль­ турную, социальную дея­ тельность, создать благопри­ ятную атмосферу для про­ ведения эффективной кадро­ вой политики, избежать оши­ бок в выработке решений, добиться действенного конт­ роля снизу доверху. Развитие социалистичес­ кого демократизма, перест­ ройка механизма управления народным хозяйством тре­ буют высокой организован­ ности и сознательной дис­ циплины, строгого соблюде­ ния порядка и правил жиз­ ни социалистического обще­ ства. В свою очередь актив­ ность, инициатива, развиваю­ щиеся в рамках закона, дол­ жны всемерно поддерживать­ ся и поощряться, не сковы­ ваться мелочными регла­ ментациями, надуманными инструкциями и всевозмож­ ными указаниями. Такой по­ ворот в политике предпола­ гает серьезнейшую перест­ ройку всех государственных органов. | Очевидно, мы вправе кон­ статировать на нашем Пле­ нуме ЦК, что вплотную по­ дошли к вопросу о коренной перестройке государственного и хозяйственного аппарата. Период, пройденный после январского Пленума, еще раз со всей остротой поставил вопрос о необходимости но­ вых творческих подходов в партийной работе. Партия должна умело руководить процессами, развернувшими­ ся во всех сферах жизни общества. Политбюро исходит из того, что все партийные организации обязаны быть в авангарде преобразований. Нельзя допустить, чтобы пе­ рестройка, происходящая в обществе, опережала пони­ мание этих процессов в пар­ тии, тем более в ее руково­ дящих органах, чтобы пере­ стройка в самой партии от­ ставала от происходящих в обществе перемен. Между тем, обновление стиля и методов работы партийных органов, наших кадров ведется пока недо­ статочно активно. Изучение деятельности партийных ор­ ганов, в том числе районно­ го и городского уровня, по­ казывает, что далеко не все из них прониклись идеями и делами перестройки. После январского Плену­ ма мы достигли в партии и обществе нового уровня уве­ ренности в необратимости пе­ рестройки, прибавили силы и энергии в действиях. Но мно­ гое еще остается без изме­ нений или изменилось слиш­ ком мало, во всяком слу­ чае, несоответственно требо­ ваниям времени. Люди выс­ казывают тревогу за судьбу перестройки, ставят вопрос перед Центральным Комите­ том партии об усилении спро­ са, повышении ответственно­ сти за порученное дело в партии, государственных и хозяйственных органах, на всех уровнях. Пришла пора спросить с тех, кто своим бездействием тормозит осу­ ществление назревших пре­ образований. II Что сейчас сдерживает развитие экономики? Надо прямо сказать — неэффек­ тивность экономического ме­ ханизма, системы управле­ ния. В последние два года начался процесс глубоких из­ менений в управлении эко­ номикой, осваиваются новые методы хозяйствования, вы­ работанные на основе ана­ лиза ситуации, сложившей­ ся на рубеже 7 0—80-х го­ дов, и серии экономических экспериментов. Сделано не­ мало, но достигнуты лишь частичные результаты. Сдви­ ги есть, но незначительные, йерадикальные. Основная работа, по созданию целост­ ной системы управления эко­ номикой еще впереди. Концепция радикальной реформы, разработанная пар­ тией и вносимая на рассмот­ рение настоящего Пленума, — результат критического анализа исторического опы­ та, ответ на новые условия и потребности. Она нацеле­ на на переориентацию эко­ номического роста с проме­ жуточных на конечные, со­ циально значимые результа­ ты, на удовлетворение жиз­ ненных потребностей; пре­ одоление обстановки дефи­ цитности, которая исключа­ ет эффективное ведение хо­ зяйства; предоставление пот­ ребителю приоритета в хо­ зяйственных отношениях, прав и возможностей выбо­ ра; превращение научно- технического прогресса в главный фактор экономичес­ кого роста; создание надеж­ но действующего противо­ затратного механизма. Ее суть' — в переходе от пре­ имущественно администра­ тивных к преимущественно экономическим методам ру­ ководства на всех уровнях, к широкой демократизации управления, всемерной ак­ тивизации человеческого фа­ ктора. Предлагаемая перестрой­ ка включает в себя: во-первых, резкое расшире­ ние границ самостоятельнос­ ти объединений и предприя­ тий, перевод их на полный хозрасчет, повышение от­ ветственности за наивысшие конечные результаты, вы­ полнение обязательств пе­ ред потребителями, установ­ ление прямой зависимости уровня доходов коллективов от эффективности их работы, широкое развитие коллектив­ ного подряда в трудовых от­ ношениях; во-вторых, коренное пре­ образование централизован­ ного руководства экономи­ кой, повышение его качест­ венного уровня, сосредото­ чение на главных вопросах, определяющих стратегию, качество, темпы и пропорции развития народного хозяй­ ства, его сбалансированность и одновременно решительное освобождение центра от вме­ шательства в оперативную деятельность нижестоящих хозяйственных звеньев; в-третьнх, кардинальную реформу планирования, це­ нообразования, финансиро­ вания и кредитования, уп­ равления материально-тех­ ническим обеспечением, на­ учно-техническим прогрес­ сом, трудом н социальными процессами; в-четвертых, создание но­ вых организационных струк­ тур, обеспечивающих углуб­ ление специализации и на­ дежность связей по коопера­ ции, непосредственное вклю­ чение науки в производство, и на этой основе — прорыв к мировому уровню качест­ ва; в-пятых, переход от чрез­ мерно централизованной, командной системы управ­ ления к демократической, развитие самоуправления, создание механизма активи­ зации потенциала человече­ ской личности, четкое раз­ граничение функций, корен­ ное изменение стиля и ме­ тодов деятельности партий­ ных, советских и хозяйствен­ ных органов. Осуществить глубокие» ре­ волюционные преобразова­ ния в экономическом меха­ низме можно лишь в том случае, если есть четкое по­ нимание их смысла и об­ щей направленности. Поли­ тически они для нас пре­ дельно ясны и выражаются формулой: больше социа­ лизма. больше демократии. Отсюда главный критерий правильности предпринимае­ мых действий — ускорение социально - экономического развития, укрепление соци­ ализма на деле. Главный вопрос теории и практики социализма — как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-тех­ нического и социального про­ гресса,- как соединить плано­ вое руководство с интереса­ ми личности и коллектива. Это самый сложный вопрос, ответ на который искала и ищет социалистическая мысль и общественная прак­ тика. К нему постоянно, вплоть до последних статей, обращался В. И. Ленин. Это именно то, на что мы натолкнулись и сегодня. Здесь корень наших основ­ ных проблем и противоречий. Тут предстоит решить мно­ го вопросов. Ключ же к соз­ данию действенных стиму­ лов и механизмов активиза­ ции общественного труда мы видим в обеспечении тру­ дящемуся положения под­ линного хозяина и на своем рабочем месте, и в трудовом коллективе, и в обществе в целом. Интерес трудящихся как хозяев производства — самый сильный интерес, са­ мая мощная сила ускорения социально - экономического и научно-технического про­ гресса. Отсюда —- необходимость выработки новых представ­ лений ио такому коренному вопросу, как социалистиче­ ская собственность. Мы эту работу начали, но ее необхо­ димо решительно углубить с тем, чтобы в полной мере раскрыть содержание обще­ ственной собственности во всем ее богатстве как эко­ номического отношения между людьми, коллектива­ ми, предприятиями (объеди­ нениями), отраслевыми, межотраслевыми и террито­ риальными комплексами, как сложной системы инте­ ресов и стимулов. Современно* понимание общественной собственности включает и признание необ­ ходимости экономического соревнования, состязатель­ ности между предприятия­ ми, в том числе между го­ сударственными и коопера­ тивными, за лучшее удовлет­ ворение общественных по­ требностей, ограничение мо­ нопольного положения от­ дельных предприятий. Серьезного переосмысли- вания заслуживает пробле­ матика взаимодействия цен­ трализованного планового руководства народным хо­ зяйством с самостоятельно­ стью его отдельных звеньев, планомерности с товарно-де­ нежными отношениями. Одним словом, нам надо, исходя из потребностей раз­ вития на современном эта­ пе, обновлять представления об экономических формах социализма, с тем, чтобы от- крь 1 ть простор для коренной перестройки хозяйственно­ го механизма. В ходе этой перестройки мы должны до­ стигнуть более высокой сту­ пени развития . социалисти­ ческих производственных от- ’ ношений. Они должны быть приведены в соответствие с современными производи­ тельными силами. Вез это­ го мы не сможем придать социалистическому разви­ тию новые стимулы и новое дыхание. III С чего начать радикаль­ ную реформу управления? Такой вопрос встал перед на­ ми после XXVII съезда пар­ тии. Конечно, есть своя ло­ гика в том. чтобы в услови­ ях плановой экономики про­ цесс перестройки экономи­ ческого механизма начи­ нался с изменения функций органов централизованного руководства. Но мы погйли по другому пути — начали радикальные преобразова­ ния хозяйственного меха­ низма с основного звена — предприятия (объединения), чтобы в первую очередь соз­ дать для него наиболее бла­ гоприятную экономическую среду, закрепить его права, повысить ответственность н на этой основе внести ко­ ренные изменения в деятель­ ность всех вышестоящих зве­ ньев управления. Мы исходим из тою, что предприятия (объединения) — фундамент нашего эко­ номического дела, Здесь развертывается главный об­ щественный . процесс — тру­ дом людей создается про­ дукция. материализуется на­ учно-техническая мысль. Здесь реально складывают­ ся экономические и социаль­ ные отношения, переплета­ ются интересы людей — личные, коллективные, об­ щественные. И от того, как мы изменим ход дела в ос­ новном звене, зависит успех перестройки в целом. Каким представляется современный хозяйственный механизм предприятия (ббъ- единения)? Крайне важно подойти к его отработке аб­ солютно непредвзято. не связывая себя стереотипами и представлениями прошло­ го, исходя только из интере­ сов экономической и соци­ альной эффективности. Имеется в виду, что план производства и реализации продукции составляется са­ мим предприятием на осно­ ве общественных потребно­ стей, платежеспособного спроса. Интересы общества гарантируются через госу­ дарственные заказы, что ка­ сается достижения сбаланси­ рованности, то для ее обес­ печения используются конт­ рольные цифры. Они долж­ ны служить исходными дан­ ными для разработки плана и не носить директивного характера. В связи с этим резко повышается роль до­ говоров в планировании, оценке и материальном сти­ мулировании деятельности предприятий, что предпола­ гав* и усиление взаимной ответственности заказчика и производителя. На предприятие возлага­ ется полная ответственность за использование выделен­ ных ему ресурсов, уровень доходов трудящихся ста­ вится в прямую зависимость от конечных результатов. За счет заработанных средств покрываются все текущие затраты, включая оплату труда и единовремен­ ные вложения в расширение и реконструкцию проиввод- ства. Государство не отвеча­ ет по обязательствам пред­ приятий, бюджетное фи­ нансирование, как правило, исключается, вместе с тем предоставляются широкие возможности ответственного пользования банковским кредитом. Сочетание интересов с общенародных интересами кол­ лектива достигается через систему экономических нор мативов. Это платежи в гс сударственный бюджет з. производственные фондь; землю, воду, трудовые ресур сы, нормативы образована фондов оплаты труда 1 удовлетворения социально культурных нужд. банков ский процент на экономике ски обоснованном уровне з т. д. Своеобразным эконс мическим нормативом вы ступают цены на производи мую продукцию и тариф! на услуги. Возможны два вариант полного хозрасчета прел приятий и объединений Один из них — основан н; нормативном распределени чистого дохода (прибыли), другой — валового доход (чистой продукции). Кажды: из них имеет свои сильные 1 слабые стороны. Возмог но. как это предусмотрен проектом Закона о предпрг ятии, параллельное приме нение того и другого в рае личных сферах хозяйства. Хозрасчетная деятелв ность предприятия буде эффективной только в то; случае, если оно может бь стро, оперативно приобре тать нужные ему сырье, ме териалы, комплектующи детали, машины и оборудс вание. А это предпрлагае переход от материально-те? нического обеспечения форме Фондирования к пре имущественно оптовой тог говле средствами произвол ства. Важнейшим элемента нового экономического ме хаиизма является самоуг равление трудового колле! тива. Это мощный стиму для проявления инициатг вы, самостоятельное энергии и смекалки труд! щихся. Нужно освободит коллектив от излишней ош ки и контроля, больше дс верять его решениям. Таким образом, речь до^ жна идти о создании хозяз- ственного механизма эффе! тивного и вместе с тем пре стого и понятного для как дого труженика. Основны черты нового хозяйственне го механизма отражены проекте Закона о государа венном предприятии (обт единении). IV Основополагающий прин­ цип управления социали­ стической экономикой — демократический центра­ лизм. Предстоит придать качественно новый облик централизованному руковод­ ству. Его нужно сосредото­ чить вокруг тех вопросов, ко­ торые действительно могут быть решены только в цент­ ре. Это, во-первых, осуще­ ствление общегосударстве ной стратегии социальь экономического и науч! технического развития, т гулирования макроэконол ческих процессов на осно полной и надежной сбалг сированности экономики во-вторых, создание необ? димых условий для эфф{ (Окончание на 2-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz