Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Проле тарии в с е х стр , соединяйт есь ИТОНСКОЕ ЗНАМЯ О р г а н Л и п е ц к о г о о б л а с тн о го к о м и т е т а К П С С и о б л а с т н о го С о в е т а н ар од ны х д е п у т а то в 70-й ♦ ♦ год издания Пятница, 26 июня 1987 г. № 147 117844) Цена 3 коп. И Н Ф О РМ А Ц И ОИ Н О Е СО О БЩ ЕН И Е 0 П Л Е Н У М Е Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Г О К О М И Т Е Т А КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 25 июня 1987 года начал работу очередной Пленум Центрального Комитета КПСС . На рассмотрение Плену ма внесен вопрос «О задачах партии по коренной пере стройке управления эконбмикой». С докладом по этому вопросу выступил Генеральный секретарь Ц К КПСС М .С . Горбачев. Участникам Пленума была предоставлена во зм ож ность предварительно ознакомиться с тезисами доклада товарища Горбачева М . С., а такж е с обзором писем трудящихся по вопросам перестройки управления народ ным хозяйством. На заседании в прениях по докладу выступили: тт. В. В. Щ ербицкий — первый секретарь ЦК Компартии Украины, В. И. Воротников — Председатель Совета Министров РСФСР, б. Н. Ельцин — первый секретарь М о сковского горкома КПСС , Е. Е. Соколов — первый секретарь Ц К Компартии Белоруссии, В. Т. Адылов — бригадир токарей Ташкентского авиационного производ ственного объединения имени В. П. Чкалова, Г. П. Бого- мяков — первый секретарь Тюменского обкома КПСС , Л. Н. Зайков — секретарь ЦК КПСС , Г. В. Колбин — пер вый секретарь Ц К Компартии Казахстана, В. П. Никонов— секретарь Ц К КПСС , В. К. Месяц — первый секретарь Московского обкома КПСС , Н. В. Талызин — первый за меститель Председателя Совета Министров СССР, пред седатель Госплана СССР, М . Г. Вагин — председатель колхоза имени В. И. Ленина Ковернинского района Горь ковской области, А. А. Логунов— вице-президент А каде мии наук СССР, ректор Московского государственного университета имени М . В. Ломоносова, П. М . Телепнев — первый секретарь Архангельского обкома КПСС , Д . И. Патиашвили — первый секретарь Ц К Компартии Грузии, Ю . П. Баталин — заместитель Председателя Совета М и нистров СССР, председатель Государственного строи тельного комитета СССР. 26 июня Пленум Ц К КПСС продолжит свою работу. З А Д А Ч А Х П А Р Т И И К О РЕН Н О Й ПЕРЕСТРОЙКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ / , ' ' ■ ч Т е з и с ы д о к л а д а Г е н е р а л ь н о г о с е к р е т а р я Ц К К П С С М . С . Г О Р Б А Ч Е В А н а П л е н у м е Ц К К П С С 2 5 и ю н я 1 9 8 7 г о д а На настоящем Пленуме предстоит рассмотреть воп росы, имеющие ключевое значение для осуществления решений XXVII съезда КПСС, для дальнейшего уг лубления перестройки, уско рения социально - экономи ческого развития страны. Жизнь подтвердила пра вильность выработанного пар тией курса. Перестройка, развернувшаяся в стране, — прямое продолжение дела Октября, свидетельство вер ности партии революционно му делу марксизма-лениниз ма. Каждое поколение совет, ских людей внесло свой вклад в развитие, укрепление и защиту завоеваний Октяб ря. Мы по праву гордимся своей историей, уверенно смотрим в будущее. На январском Пленуме ЦК КПСС была убедительно по казана необходимость при дания обновлению комплек сного, всестороннего харак тера, обоснован курс на де мократизацию всех сфер жизни нашего общества как главного условия включения в перестройку широких на родных масс, как гарантия того, что начатое дело будет доведено до конца. Обновление началось во всех сферах жизни советско го общества. Произошел заметный перелом в общест венном сознании, меняется морально - психологическая обстановка в партии и обще стве, оживилась духовная жизнь. Несомненные пози тивные результаты приносит совершенствование и разви тие политической системы. Крупным политическим за воеванием партии является решительный поворот к де мократизации общества. Опыт убедительно показыва ет, что и здесь избран вер ный путь. Мы вступили в самый тру дный период перестройки —- период практических дел. Главное, от чего зависит ус пех перестройки, состоит в переносе центра тяжести на развертывание кропотливой "и целенаправленной работы по выполнению принятых ре шений. Определенные позитив ные сдвиги на многих нап равлениях перестройки не да ют основания для благоду шия. Острых проблем нако пилось слишком много, и их нельзя решить в короткие сроки. Политбюро ЦК счита ет, что речь в первую оче редь должна идти о четком выделении приоритетов, о темпах и сроках перестрой ки. Каждому ее этапу — чет кие цели и задачи. Ход перестройки свидете льствует о то!Ц, что необхо димые изменения происходят пока медленно. Это каса ется и сферы экономики, и социальной области, и идео логической сферы, и работы партийных, советских, хозяй ственных органов, руководя щих кадров, жизни и деяте льности трудовых коллекти вов. В выполнении ряда важ ных решений по вопросам социально - экономического развития, принятых после апрельского Пленума ЦК и XXVII съезда партии, до пущено отставание, что не может оставаться без серь езного анализа н принятия конкретных практических мер. Во многих случаях пар тийные, советские, хозяйст венные органы, обществен ные организации не поспева ют за быстро нарастающими процессами в обществе. Нередко проявляется бо язнь демократических изме нений. А ведь речь идет о принципиальном вопросе —* перестройке необходимо под линно демократическое ус корение. Только на основе демократий можно вовлечь массы трудящихся в актив ную экономическую, куль турную, социальную дея тельность, создать благопри ятную атмосферу для про ведения эффективной кадро вой политики, избежать оши бок в выработке решений, добиться действенного конт роля снизу доверху. Развитие социалистичес кого демократизма, перест ройка механизма управления народным хозяйством тре буют высокой организован ности и сознательной дис циплины, строгого соблюде ния порядка и правил жиз ни социалистического обще ства. В свою очередь актив ность, инициатива, развиваю щиеся в рамках закона, дол жны всемерно поддерживать ся и поощряться, не сковы ваться мелочными регла ментациями, надуманными инструкциями и всевозмож ными указаниями. Такой по ворот в политике предпола гает серьезнейшую перест ройку всех государственных органов. | Очевидно, мы вправе кон статировать на нашем Пле нуме ЦК, что вплотную по дошли к вопросу о коренной перестройке государственного и хозяйственного аппарата. Период, пройденный после январского Пленума, еще раз со всей остротой поставил вопрос о необходимости но вых творческих подходов в партийной работе. Партия должна умело руководить процессами, развернувшими ся во всех сферах жизни общества. Политбюро исходит из того, что все партийные организации обязаны быть в авангарде преобразований. Нельзя допустить, чтобы пе рестройка, происходящая в обществе, опережала пони мание этих процессов в пар тии, тем более в ее руково дящих органах, чтобы пере стройка в самой партии от ставала от происходящих в обществе перемен. Между тем, обновление стиля и методов работы партийных органов, наших кадров ведется пока недо статочно активно. Изучение деятельности партийных ор ганов, в том числе районно го и городского уровня, по казывает, что далеко не все из них прониклись идеями и делами перестройки. После январского Плену ма мы достигли в партии и обществе нового уровня уве ренности в необратимости пе рестройки, прибавили силы и энергии в действиях. Но мно гое еще остается без изме нений или изменилось слиш ком мало, во всяком слу чае, несоответственно требо ваниям времени. Люди выс казывают тревогу за судьбу перестройки, ставят вопрос перед Центральным Комите том партии об усилении спро са, повышении ответственно сти за порученное дело в партии, государственных и хозяйственных органах, на всех уровнях. Пришла пора спросить с тех, кто своим бездействием тормозит осу ществление назревших пре образований. II Что сейчас сдерживает развитие экономики? Надо прямо сказать — неэффек тивность экономического ме ханизма, системы управле ния. В последние два года начался процесс глубоких из менений в управлении эко номикой, осваиваются новые методы хозяйствования, вы работанные на основе ана лиза ситуации, сложившей ся на рубеже 7 0—80-х го дов, и серии экономических экспериментов. Сделано не мало, но достигнуты лишь частичные результаты. Сдви ги есть, но незначительные, йерадикальные. Основная работа, по созданию целост ной системы управления эко номикой еще впереди. Концепция радикальной реформы, разработанная пар тией и вносимая на рассмот рение настоящего Пленума, — результат критического анализа исторического опы та, ответ на новые условия и потребности. Она нацеле на на переориентацию эко номического роста с проме жуточных на конечные, со циально значимые результа ты, на удовлетворение жиз ненных потребностей; пре одоление обстановки дефи цитности, которая исключа ет эффективное ведение хо зяйства; предоставление пот ребителю приоритета в хо зяйственных отношениях, прав и возможностей выбо ра; превращение научно- технического прогресса в главный фактор экономичес кого роста; создание надеж но действующего противо затратного механизма. Ее суть' — в переходе от пре имущественно администра тивных к преимущественно экономическим методам ру ководства на всех уровнях, к широкой демократизации управления, всемерной ак тивизации человеческого фа ктора. Предлагаемая перестрой ка включает в себя: во-первых, резкое расшире ние границ самостоятельнос ти объединений и предприя тий, перевод их на полный хозрасчет, повышение от ветственности за наивысшие конечные результаты, вы полнение обязательств пе ред потребителями, установ ление прямой зависимости уровня доходов коллективов от эффективности их работы, широкое развитие коллектив ного подряда в трудовых от ношениях; во-вторых, коренное пре образование централизован ного руководства экономи кой, повышение его качест венного уровня, сосредото чение на главных вопросах, определяющих стратегию, качество, темпы и пропорции развития народного хозяй ства, его сбалансированность и одновременно решительное освобождение центра от вме шательства в оперативную деятельность нижестоящих хозяйственных звеньев; в-третьнх, кардинальную реформу планирования, це нообразования, финансиро вания и кредитования, уп равления материально-тех ническим обеспечением, на учно-техническим прогрес сом, трудом н социальными процессами; в-четвертых, создание но вых организационных струк тур, обеспечивающих углуб ление специализации и на дежность связей по коопера ции, непосредственное вклю чение науки в производство, и на этой основе — прорыв к мировому уровню качест ва; в-пятых, переход от чрез мерно централизованной, командной системы управ ления к демократической, развитие самоуправления, создание механизма активи зации потенциала человече ской личности, четкое раз граничение функций, корен ное изменение стиля и ме тодов деятельности партий ных, советских и хозяйствен ных органов. Осуществить глубокие» ре волюционные преобразова ния в экономическом меха низме можно лишь в том случае, если есть четкое по нимание их смысла и об щей направленности. Поли тически они для нас пре дельно ясны и выражаются формулой: больше социа лизма. больше демократии. Отсюда главный критерий правильности предпринимае мых действий — ускорение социально - экономического развития, укрепление соци ализма на деле. Главный вопрос теории и практики социализма — как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-тех нического и социального про гресса,- как соединить плано вое руководство с интереса ми личности и коллектива. Это самый сложный вопрос, ответ на который искала и ищет социалистическая мысль и общественная прак тика. К нему постоянно, вплоть до последних статей, обращался В. И. Ленин. Это именно то, на что мы натолкнулись и сегодня. Здесь корень наших основ ных проблем и противоречий. Тут предстоит решить мно го вопросов. Ключ же к соз данию действенных стиму лов и механизмов активиза ции общественного труда мы видим в обеспечении тру дящемуся положения под линного хозяина и на своем рабочем месте, и в трудовом коллективе, и в обществе в целом. Интерес трудящихся как хозяев производства — самый сильный интерес, са мая мощная сила ускорения социально - экономического и научно-технического про гресса. Отсюда —- необходимость выработки новых представ лений ио такому коренному вопросу, как социалистиче ская собственность. Мы эту работу начали, но ее необхо димо решительно углубить с тем, чтобы в полной мере раскрыть содержание обще ственной собственности во всем ее богатстве как эко номического отношения между людьми, коллектива ми, предприятиями (объеди нениями), отраслевыми, межотраслевыми и террито риальными комплексами, как сложной системы инте ресов и стимулов. Современно* понимание общественной собственности включает и признание необ ходимости экономического соревнования, состязатель ности между предприятия ми, в том числе между го сударственными и коопера тивными, за лучшее удовлет ворение общественных по требностей, ограничение мо нопольного положения от дельных предприятий. Серьезного переосмысли- вания заслуживает пробле матика взаимодействия цен трализованного планового руководства народным хо зяйством с самостоятельно стью его отдельных звеньев, планомерности с товарно-де нежными отношениями. Одним словом, нам надо, исходя из потребностей раз вития на современном эта пе, обновлять представления об экономических формах социализма, с тем, чтобы от- крь 1 ть простор для коренной перестройки хозяйственно го механизма. В ходе этой перестройки мы должны до стигнуть более высокой сту пени развития . социалисти ческих производственных от- ’ ношений. Они должны быть приведены в соответствие с современными производи тельными силами. Вез это го мы не сможем придать социалистическому разви тию новые стимулы и новое дыхание. III С чего начать радикаль ную реформу управления? Такой вопрос встал перед на ми после XXVII съезда пар тии. Конечно, есть своя ло гика в том. чтобы в услови ях плановой экономики про цесс перестройки экономи ческого механизма начи нался с изменения функций органов централизованного руководства. Но мы погйли по другому пути — начали радикальные преобразова ния хозяйственного меха низма с основного звена — предприятия (объединения), чтобы в первую очередь соз дать для него наиболее бла гоприятную экономическую среду, закрепить его права, повысить ответственность н на этой основе внести ко ренные изменения в деятель ность всех вышестоящих зве ньев управления. Мы исходим из тою, что предприятия (объединения) — фундамент нашего эко номического дела, Здесь развертывается главный об щественный . процесс — тру дом людей создается про дукция. материализуется на учно-техническая мысль. Здесь реально складывают ся экономические и социаль ные отношения, переплета ются интересы людей — личные, коллективные, об щественные. И от того, как мы изменим ход дела в ос новном звене, зависит успех перестройки в целом. Каким представляется современный хозяйственный механизм предприятия (ббъ- единения)? Крайне важно подойти к его отработке аб солютно непредвзято. не связывая себя стереотипами и представлениями прошло го, исходя только из интере сов экономической и соци альной эффективности. Имеется в виду, что план производства и реализации продукции составляется са мим предприятием на осно ве общественных потребно стей, платежеспособного спроса. Интересы общества гарантируются через госу дарственные заказы, что ка сается достижения сбаланси рованности, то для ее обес печения используются конт рольные цифры. Они долж ны служить исходными дан ными для разработки плана и не носить директивного характера. В связи с этим резко повышается роль до говоров в планировании, оценке и материальном сти мулировании деятельности предприятий, что предпола гав* и усиление взаимной ответственности заказчика и производителя. На предприятие возлага ется полная ответственность за использование выделен ных ему ресурсов, уровень доходов трудящихся ста вится в прямую зависимость от конечных результатов. За счет заработанных средств покрываются все текущие затраты, включая оплату труда и единовремен ные вложения в расширение и реконструкцию проиввод- ства. Государство не отвеча ет по обязательствам пред приятий, бюджетное фи нансирование, как правило, исключается, вместе с тем предоставляются широкие возможности ответственного пользования банковским кредитом. Сочетание интересов с общенародных интересами кол лектива достигается через систему экономических нор мативов. Это платежи в гс сударственный бюджет з. производственные фондь; землю, воду, трудовые ресур сы, нормативы образована фондов оплаты труда 1 удовлетворения социально культурных нужд. банков ский процент на экономике ски обоснованном уровне з т. д. Своеобразным эконс мическим нормативом вы ступают цены на производи мую продукцию и тариф! на услуги. Возможны два вариант полного хозрасчета прел приятий и объединений Один из них — основан н; нормативном распределени чистого дохода (прибыли), другой — валового доход (чистой продукции). Кажды: из них имеет свои сильные 1 слабые стороны. Возмог но. как это предусмотрен проектом Закона о предпрг ятии, параллельное приме нение того и другого в рае личных сферах хозяйства. Хозрасчетная деятелв ность предприятия буде эффективной только в то; случае, если оно может бь стро, оперативно приобре тать нужные ему сырье, ме териалы, комплектующи детали, машины и оборудс вание. А это предпрлагае переход от материально-те? нического обеспечения форме Фондирования к пре имущественно оптовой тог говле средствами произвол ства. Важнейшим элемента нового экономического ме хаиизма является самоуг равление трудового колле! тива. Это мощный стиму для проявления инициатг вы, самостоятельное энергии и смекалки труд! щихся. Нужно освободит коллектив от излишней ош ки и контроля, больше дс верять его решениям. Таким образом, речь до^ жна идти о создании хозяз- ственного механизма эффе! тивного и вместе с тем пре стого и понятного для как дого труженика. Основны черты нового хозяйственне го механизма отражены проекте Закона о государа венном предприятии (обт единении). IV Основополагающий прин цип управления социали стической экономикой — демократический центра лизм. Предстоит придать качественно новый облик централизованному руковод ству. Его нужно сосредото чить вокруг тех вопросов, ко торые действительно могут быть решены только в цент ре. Это, во-первых, осуще ствление общегосударстве ной стратегии социальь экономического и науч! технического развития, т гулирования макроэконол ческих процессов на осно полной и надежной сбалг сированности экономики во-вторых, создание необ? димых условий для эфф{ (Окончание на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz