Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

ГАСТРОЛИ ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ В Липецк приезжает Казанский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля Со 2 по 22 июля в областном драматическом театре имени А. Н. Толстого будут проходить гастроли Казанского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. На его гастрольной афише — оперы, оперетты, балеты, театрализованные предста­ вления, • вечер русского и зарубежного романса, заключи­ тельный концерт, Мы попросили рассказать о предстоящих выступлениях ди­ ректора театра Р. С. Мухаметзянова. В Липецке театр имени Му­ сы Джалиля впервые. Гастро­ лей коллектив ждет с большим волнением. Конечно, мы поста­ раемся завоевать признание и симпатии липчан, приложим к этому все силы. Но многое бу­ дет зависеть и от того, как мы подготовим своего будущего зрителя к предстоящим встре­ чам. Поэтому мне хочется рас­ сказать, может быть, не столь­ ко о спектаклях (многие из них знакомы вам уже по наз­ ваниям), сколько о корнях, об истоках наших, составивших славное прошлое Казанской оперы и наложивших отпечаток на день сегодняшний. Казань — один из старей­ ших театральных городов. ...26 августа 1874 года здесь впервые давали оперу Глинки «Иван Сусанин». Желающих ее послушать оказалось так много, что у кассы случилась целая свалка. И в дальнейшем зрителей не убывало, приходи­ лось записываться за много дней раньте... На Казанской сцене пели знаменитые оперные певцы, составившие славу русского музыкального театра — Фиг­ нер, Тартаков, Закржевский, Кадмина, Ковелькова, Печковс- кий и другие. Постоянными зрителями опе­ ры были студенты. И среди них — юный Володя Ульянов, учившийся тогда в Казанском университете. Впоследствии Владимир Ильич Ленин не раз тепло вспоминал об этом. Оперные сезоны в Казани оказались решающими в выбо­ ре судьбы для молодого Ша­ ляпина. Когда он впервые по­ пал на оперный спектакль, ему было немногим более одиннад­ цати лет. Опера изумила Ша­ ляпина и покорила навсегда. Он поступил в театр статистом. Музыкальные традиции те­ атра и по сей день связаны с именем великого русского пев­ ца, чей актерский путь начал­ ся в его родном городе на Вол­ ге. С 1982 года в нашем теат­ ре ежегодно проводятся опер­ ные фестивали имени Шаляпи­ на, и каждый раз они стано­ вятся настоящим праздником искусства. Театр имени Мусы Джалиля был создан в 1939 году как те­ атр национальный. Его вызвали к жизни бурный рост профес­ сионального музыкального об­ разования и стремление народа приобщиться к вершинам ми­ рового музыкального искусст­ ва. На сцене Татарского теат­ ра оперы и балета ставятся и идут на русском языке лучшие сочинения мировой оперной классики. На нашей гастроль­ ной афише вы видите такие названия, как «Фауст», «Севи­ льский цирюльник», «Пиковая дама». «Борис Годунов», «Лебе­ диное озеро», «Щелкунчик» — это лишь малая часть из клас­ сического оперно-балетного на­ следия, что постоянно возобно­ вляется и бережно сохраняет­ ся. Получив такой прекрасный театр, татарские композиторы стали создавать свою национа­ льную оперу и балет. Самое талантливое из того, что было создано в первые годы суще­ ствования, живет по сей день. Поистине драгоценной жем­ чужиной национального искус­ ства и достойным вкладом в советское театральное искусст-, во стал балет «Шурале» Фари­ да Яруллина. Прекрасная му­ зыка и столь же прекрасный сюжет, в котором воплотилась извечная мечта человека о счастье, обессмертили имя ав­ тора. Фарид Яруллин так и не увидел своего творения на сце­ не, он погиб на войне в 1943 году. «Шурале» за сорок с лишним лет своего существо­ вания получил всемирное при­ знание, его ставили и продол­ жают ставить у нас в стране и за рубежом. Большим событием в жизни коллектива стали гастроли в Москве, проходившие в июле 1986 года. Это был смотр всех наших сил, экзамен на высо­ кий профессионализм. Выдер­ жали мы его с честью. Награ-- дой коллективу были высокая оценка московской критики, го­ рячие аплодисменты зрителей. Играли мы в Москве те же спе­ ктакли, что вы видите на афи­ шах липецких гастролей: «Пи­ ковую даму», «Фауста», «Лебе­ диное озеро», «Шурале»... Гастроли откроются оперой «Борис Годунов». Мы знаем, что до нас никто не привозил в Липецк «Годунова». Гранди­ озное полотно, гениальная опе­ ра Мусоргского позволяет в полном масштабе показать во­ зможности театра. Опера ста­ вилась специально на ведущий бас театра заслуженного ар­ тиста РСФСР Юрия Борисен­ ко, который является единст­ венным исполнителем центра­ льной партии. Вокальное и пла­ стическое дарование певца столь многогранно, что он не менее ярко раскрывается и в ролях другого плана, таких, как Мефистофель в «Фаусте» и Дон Базилио в «Севильском ци­ рюльнике». Говоря о репертуаре театра, о его традициях, мы постоян­ но помним, что главное бога­ тство театра — люди. Вот по­ чему появляется в репертуаре «Пиковая дама» Чайковского, где для раскрытия сложных психологических образов Лизы, Германа и Графини необходи­ мо сочетание сильных, краси­ вых голосов с даром драмати­ ческого актера. Этим требова­ ниям в полной мере отвечают исполнители главных партий заслуженные артисты РСФСР Рахиля Мифтахова, Хайдар Би- гичев и заслуженная артистка ТАССР Алла Фадичева... Мне хочется сказать добрые слова о балетном коллективе. Строгая и взыскательная мос­ ковская критика отметила сла­ женность кордебалета, мастер­ ство ведущих солистов — за­ служенных артистов РСФСР Ирины Хакимовой, Зухры Иль­ ясовой, народного артиста ТАССР Виталия Бортякова, за­ служенного артиста ТАССР Владимира Яковлева. Добавлю еще, что коллектив приезжает в полном составе, в спектаклях выступят лучшие исполнительские силы, где на­ ряду с мастерами интересно, ярко проявляет себя талантли­ вая молодежь. Через несколько дней наши первые зрители заполнят театр имени Л. Н. Толстого. Каждый вечер наш коллектив будет ад­ ресовать вам, дорогие липчане, свой труд, свое вдохновение. Лучшая награда артисту — ап­ лодисменты зрителей. И мы на­ деемся их заслужить. НА СНИМКЕ: сцена из опе­ ры Ш. Гуно «Фауст». В горисполкоме + УП ОРЯДОЧИТЬ ТОРГОВЛЮ КВАСОМ Многие липчане заметили, что в жаркие дни 14, 15 и 16 июня в городе заметно выросли очереди у квасных киосков, а в отдельных мес­ тах квас купить было невоз­ можно. Проведенной проверкой установлено, что основной причиной создавшегося поло­ жения явилась неорганизо. ванность в работе пиво-безал- когОльного комбината (т. Ки­ риллов), формальное отноше­ ние к выделению транспорта со стороны ПОГА-1 (т. Куз­ нецов), отсутствие инициати­ вы и предприимчивости со стороны руководителей тор­ говых организаций — тт. Грыгиной (трест обществен­ ного питания). Мясниковой (трест ресторанов и кафе), Бобина. (КП ЛТЗ), Тельнова (КОП треста «Липецкстрой»), Чекчурина (КП НЛМК). В эти дни на пиво-безалко­ гольном комбинате изотерми­ ческие емкости до 14 часов практически не заправлялись, обслуживание мощного Г20- тонного квасовоза было сор­ вано, заявки торговых орга­ низаций выполнялись менее чем наполовину. ПОГА-1 не выделило нуж­ ного количества маневренно­ го, удобного в санобслужива- нии автотранспорта. Многие руководители пре­ дприятий общественного пи­ тания вели торговлю квасом только в стационарных тор­ говых точках. Исполком городского Со­ вета народных депутатов, обсудив сложившееся поло­ жение на своем заседании, потребовал от руководителей пиво-безалкогольного комби­ ната обеспечить отвечающую потребностям населения нор. мальную работу предприятия. Отмечена неудовлетвори­ тельная работа начальника ПОГА-1 т. Кузнецова по ор­ ганизации транспортного об. служивания торговли квасом. Он предупрежден о персона­ льной ответственности за на­ ведение порядка на этом уча­ стке. Руководители торговых ор­ ганизаций обязаны пересмот­ реть режим работы мелкоро­ зничной сети в целом и осо­ бенно торгующей квасом с учетом полного удовлетворе­ ния потребностей населения в прохладительных напитках в течение всей активной ча­ сти дня. За ходом выполнения на. .меченных мер установлен систематический контроль. В КЛУБЕ ЛЕКТОРА УЛЬЯНОВСК, 19. «Слово — ю из чудес, возвеличиваюшее ловека и ведущее его к от* ытиям. взаимопониманию и 7 МОНИИ» —- таков девиз к л у - лектора, открытого активи- ами общества «Знание» в кыгаовске. В плане его рабо- — встречи с поэтами, писа* \ями. актерами, мастерами кционвой пропаганды. (ТАСС). КИНО ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ — Вы хотите посмотреть «Кин-дза-дза!»? Мне жалко ваше время! — Ну, нажимают кнопку. Ну, попадают сразу на другую планету... Это не оригинально. Это было бы ново лет трид* цать назад. — А что?* Развлекательный фильм. Просто отдыхаешь и все. Не зря с билетами так туго. — Стало быть, Данелия в чемто просчитался, если в его проблемной комедии зрители не обнаруживают проблем. — Еле высидел. Растянули на две серии. Полфильма лета­ ет и летает над пустыней этот, как его, пепелац, а зачем? (ИЧ РАЗГОВОРОВ ДО И ПОСЛЕ СЕАНСА). К сведению тех, кому не досталось билета: пепелац — это летательный аппарат. Им пользуются на планете Плюк в созвездии Кин-дза-дза. В филь­ ме показана явно не самая последняя его модель. Она по­ хожа на бочонок с пропелле­ ром наверху. Поднявшись в воздух, пе­ пелац устало поскрипывает, постанывает и даже вздыхает. Но все же летит. Если, конеч­ но, имеется гравицапа, вещь сверхдефицитная. спекулянты за нее норовят содрать чуть ли не целую кэцэ. Поэтому владельцам пепелаца бродячим актерам Би и Уэфу случается, обливаясь потом, толкать обес- крылевшую машину по барха­ нам пустыни в о д е ж д е на удачу. Удача, однако, им нечасто улыбается. На жизнь они за­ рабатывают музыкой. Только слушателям почему-то их пе­ ние не нравится — ни гроз-в ным эйцилопам. ни аристокра­ там чатланам, ни позвякиваю­ щим колокольчиками под но­ сом пацакам, хотя уж им-то. здешнему второсортному насе­ лению. не пристало так при­ вередничать. Это. правда, певцов не сму­ щает и не возмущает. Добро­ желательность и бескорыстная улыбка на планете Плюк, по­ жалуй. еще дефицитнее, чем гравицапа. Би и Уэф — назо­ ву наконец, исполнителей этих ролей: Юрий Яковлев и Евге­ ний Леонов — и сами не транжирят душевных запасов на ближнего. А удастся — охотно погреют руки на его беде. Скажем, обнаружив по пути следования пепелаца двух неизвестных, что на не­ понятном языке попросят под­ бросить до города, мастера легкого жанра с завидной сно­ ровкой оберут их до нитки и радостно бросят посреди нела­ сковой плюканской пустыни. Такова первая встреча на­ ших соотечественников прора­ ба Владимира Ивановича Маш­ кова и студента текстильного института Гедевана со своеоб­ разной цивилизацией в систе­ ме Кин-дза-дза. Контакт цивилизаций неисчерпаемая тема в мировой фантастике. Мы почтительно знакомились с братьями по разуму, которые по всем статьям давно уже обогнали землян и живут в окружении неслыханного технологическо­ го комфорта, не ведая «ни войн, ни катаклизмов, ни бурь». Попадались и такие, что безнадежно отстали. Про плюкан я не берусь с уверенностью утверждать, что они от нас отстали. Может, скорее уж опередили — на той самой магистрали научно- технического прогресса, како­ вая представлялась и нам до недавнего времени такой пря­ мой и яснойл Они, вероятно, тоже не ждали милостей от природы, а брали их недрог­ нувшей рукой по праву силь­ ного с боевым кличем « к у » (са­ мое универсальное слово на Плюке). А в итоге получи­ лось, прошу прощения, «кю» (распространенное среди або­ ригенов ругательство). Моря и реки высохли. Пла­ нета стала пустыней. Ее оби­ татели переселились в под­ земные угрюмые города, пре­ вратились в ’ бродяг, оборван­ цев, люмпенов, ожесточенно торгуются, меняют, продают остатки, обломки своей вырож­ дающейся цивилизации. Мо­ тив не новый, но разработан­ ный своеобразно и тонко. Но суть дела не в экологии. Опустошенная земля — след­ ствие и метафора опустошен­ ной души, из которой, как влага с поверхности планеты, испарились достоинство, бла­ городство, совесть и дружелю­ бна. Фильмы существуют в пото­ ке — в потоке реальной жиз­ ни и в потоке кинематографи­ ческих, иллюзорных, но на­ крепко врезающихся в память образов. Поэтому вполне за­ кономерно, если мы пробуем услышать, как перекликаются разные картины — и на уров­ не эстетики, и на уровне эти­ ки. Приключения на Плюке приводят на память другую Фантастическую ленту — «Письма мертвого человека». У Георгия Данелия — ироничес­ кая комедия, у Константина Лопушанского — трагическая притча. Но жанровое, стилис­ тическое несходство еще острее выявляют общность нравствен­ ных посылок и следствий. В «Письмах» действие про­ исходит уже как бы по ту сто­ рону добра и зла, в мире, раз­ рушенном атомной бомбарди­ ровкой, умирающем, разлагаю­ щемся. И вот один из обре­ ченных истерично кричит, что новая, постядерная, подземная цивилизация будет основана на совсем новых заповедях. Вме­ сто «не убий» — «убий». вме­ сто «не укради» — «укради», вместо «возлюби ближнего» — «Возненавидь». На Плюке как раз и востор­ жествовали эти антизаповеди. Хотя... ближнего здесь, *мне кажется, не ненавидят. На ближнего просто плюют. Его используют. Его обманывают. Естественно, если он не проя­ вит большую ловкость и не сумеет обмануть обманщика. Отношения купли-продажи, по существу, единственная сколь­ ко-нибудь прочная основа для связей между гуманоидами. По­ купают и продают гравипапы и кэцэ, украденное барахло и глоток воды. А при случае — и друг друга. Так вот: перебросив Маш­ кова и Гедевана в этот мир, Данелия пробует решить — как же им быть? Презирать, третировать, обличать новояв­ ленных еху? Или подражать им. ну, хотя бы руководству­ ясь , элементарным здравым смыслом, исходя из необходи­ мости выжить и вернуться на Землю? Вопросы для Георгия Дане­ лия не случайные и не празд­ ные. И задает он их не в пер­ вый раз. Его давно волнует созидательный, практический потенциал доброты, сострада­ ния и прочих качеств, которые исчезли на Плюке. но верну­ лись туда вместе с Машковым. До поры, до времени он искал ответа, не выходя за пределы своей собственной планеты. Он, например, присматри­ вался к Афоне Борщову, сле­ сарю-сантехнику, неунываю­ щему халтурщику, что при­ вычно вымогает за прокладку к крану трешки и пятерки на бутылку. Плюканский ком­ плекс в этом персонаже нали­ цо. Его стыдят, его уговари­ вают, его перевоспитывают, но все без толку. Что с ним делать? И тогда его полюбила чистая, милая девушка Катя. Ее любовь еще не гарантия спасения забуревшей афони- ной души. Но что-то она в нем разбудила, разбередила. Ре­ цепт наивный, неуниверсаль- ный? А может, и вовсе не ре­ цепт? А может быть, просто вера в человеческое начало, вера и надежда отнюдь нена- ивного, трезвого художника? Потому, что если не верить в это. тогда во что же? «Кин-дза-дза»! — естествен­ ное продолжение всех этих размышлений. Ради них и от­ правили Машкова в его стран­ ное путешествие. Нл Плюке нет разного рода сверхмодерновых фантастичес­ ких сооружений, поражающих воображение дворцов и городов, экзотических одежд, необыч­ ной машинерии. Здесь ста­ ренький пепелац поскрипыва­ ет. как трамвайный вагон. Опе­ ратор Павел Лебешев и ху­ дожники Александр Самуле- кин и Теодор Тэжик выверяют кадры бескомйромиссной под­ линностью фактуры раскален­ ного песка, неподдельностью знойного неба. Они умеют иг­ рать всерьез. Также, как и выбранные Данелией актеры. Данелия и сценарист Реваз Габриадзе создали философи­ ческую сатиру. Зрителю не всегда сразу даются правила игры, предложенные художни­ ком, чье творчество не укла­ дывается в границы среднеста­ тистического жанрового кине­ матографа, приучившего нас к простейшим реакциям: на ко­ медии — смеемся, на мелодра­ ме — достаем платки. А вот в фильме Данелия из­ бран непривычный для комедии приключений метод наблю­ дения. Настоящего, опять-таки на полном серьезе. наблюдения за тем, как ведут себя персо­ нажи. Как приглядываются друг к другу в тесноватом чре­ ве пепелаца. Как Би и Уэф вы­ могают у Машкова кэцэ, то есть спички, имеющие у плго- кан особую цену. Как • бла­ гонамеренно обучают незва­ ных попутчиков правилам хо­ рошего тона: вот так покло­ ниться, вот так присесть, вот так сказать^«ку». И — как ста­ рательно, эти двое нищих бро­ дяг воспроизводят в миниатю­ ре глобальную, всепланетную несправедливость: один обор­ ванец надувается перед дру­ гим. потому что он, видите ли, чатланин, а его партнер по дуэту — второсортный па- цак... Столь же нетороплив Дане­ лия, прослеживая, что же про­ исходит с плюканами. когда они начинают догадываться, что Машков руководствуется какими-то необъяснимыми с точки зрения личной пользы законами. Герой Станислава Любшина не принадлежит к клану пресловутых «идеальных героев». Тем более нет в нем ничего от суперменов, дейст­ вующих в космических боевиг ках про «звездные войны». Машков персонаж положитель­ ный в прямом значении слова — на него можно положиться. Супруга посылает Владимира Ивановича в булочную, а он волей случая и во мгновение ока попадает на Плюк, даже не догадываясь об этом. Как бы вы повели себя в такой неожиданной ситуации? Маш­ ков действует так: будем счи­ тать, , что мы в Каракумах. Солнце — там, значит, Ашха­ бад — там. И уверенно ведет юного Гедевана — Левана Габ­ риадзе — в Ашхабад. Смешно? Смешно. Но ведь это единст­ венное разумное решение; ид­ ти и надеяться.,. Или: Машкову предоставле­ на редкая возможность свя­ заться с Землей, с женой. И чуть ли не первые слова его — передай сменщику, где ле­ жат ключи от сантехники... Опять трудно удержаться от улыбки: за миллионы световых лет от дома, а он — про сан­ технику. Но для него все впол­ не нормально: мало ли что он в созвездии Кин-дза-дза. Там же люди ключи найти не могут, работа стоит... На Плюке такому предста­ вителю земной цивилизации приходится туго. Кто-то иной, какой-нибудь Афоня Борнуж, быстро бы приспособился, да­ же без особых усилий. А Машков не хочет и не будет. Его обманывают, а он не ожесточается. Ему втридорога продают глоток воды, а он де­ лится им с бродягами, о ко­ торых давно должен бы знать, что они — «кю». Впрочем, он знает. Но все равно делится. И когда его предают, не преда­ ет в ответ. Не подумайте, что Машков праведник. И авторы, отдавая ему должное, не умиляются и не восторгаются им. Я бы ска­ зал так: они относятся с Vва- жением — и к герою, и к зри­ телю. Дескать, граждане, ну, почему быть нормальным хо­ рошим человеком — уже под­ виг? Сюжет сталкивает Машкова не только с эгоистами Плюка. Он с Гедеваном попадает еще и на прелестную планету Аль­ фа. Зелень, чистейший воздух, сущий рай. И люди под стать ангелам — в белых хитонах, чистенькие, приветливые. Раз­ ве что держатся от гостей на почтительном расстоянии и п р о ­ с я т их надеть противогазы, чтобы те не надышали чего- нибудь в их замечательную ат­ мосферу. Впрочем, столь ло­ яльны они только с земляна­ ми. А вот Би и Уэфа незамед­ лительно превращают в... как­ тусы и отправляют в подзем­ ные оранжереи. Увы ведь эти плюкаце такие нехорошие, пусть уж лучше будут какту­ сами, чем людьми!.. Кажется, к этой разновидно­ сти эгоизма Данелия беспощад­ нее, чем к жалкой, недалекой к о р ы с т и обитателей Плюка. Этим белоснежным непороч­ ным «кактусистам» Машков противопоставлен жестче, чем Уэфу или Би. Он не ангел и не черт, а человек. И его че­ ловечность оказывается для бродячих актеров тем же, чем катина любовь для Афони Бор- щова в том давнем фильме. Она способна пробудить ка­ кое-то робкое встречное дви­ жение... Такова, если для ясности несколько упростить дело, мо­ раль новой «сказки для ум­ ных» Георгия Данелия... И. НЕВЕРОВ. МА РШРУТЫ ВЫХОДНОГО д н я Что? Где? Когда? В воскресенье, 21 июня — День выборов в местные Сове­ ты народных депутатов РСФСР, народных судей районных (го­ родских) народных судов РСФСР, а также День медицин­ ского работника. Этим собы­ тиям учреждения культуры го­ рода посвящают свои основные мероприятия. Массовые народные гуляния в День выборов состоятся в воскресенье В ЦЕНТРАЛЬНОМ ПАРКЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫ­ ХА. В этот день на его эстра­ де выступят народный духовой оркестр НЛМК (18.00); ан­ самбль «Забытые мелодии» До­ ма культуры завода «Центро- лит» (20.00); состоится показ документальных фильмов о до­ стижениях советской медици­ ны (21.00). Работает детская площадка. Интересной для лип­ чан будет выставка-продажа картин самодеятельных худож­ ников г. Липецка. Можно при­ нять участие в вечере отдыха (16.30), который организует любительское объединение «Иг­ рай, гармонь!» В субботу в парке: в 17.00— выступление самодеятельных коллективов учащихся ПТУ-27; вечер встречи с работниками медицины —19.00; концерт ди­ пломанта Всесоюзного конкур­ са артистов чтецов И. Золота­ рева — в 19.45. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ПРОФ­ СОЮЗОВ в субботу в 19.00 приглашает на вечер встречи клубов самодеятельной песни и «Диалог». В воскресенье на его большой сцене выступят с творческими отчетными конце­ ртами ансамбль русской песни «Россиянка» (10.00); народный хор ветеранов (12.00); состоит­ ся кинопоказ «Все во имя че­ ловека» — начало сеансов в 14.00, 16.00 и 20.00. Лекции, концерты, тематиче­ ские кинопоказы для избира­ телей широко пройдут на аги- тплощадках и на сценах Двор­ ца культуры и техники НЛМК, дворцов культуры ЛТЗ, «Сво­ бодный сокол», домов культу­ ры трубного завода, Студенов- ского рудоуправления, строите­ лей. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЗАВО­ ДА «СВОБОДНЫЙ СОКОЛ» в воскресенье проводит большой театрализованный праздник «Русская гармошка» — в 20.00. на эстраде парка. В субботу в 11.00 — клуб выходного дня школьника. На творческий отчет студии «Солнышко» приглашает всех желающих ДОМ КУЛЬТУРЫ СТРОИТЕЛЕЙ в субботу, в 10.00. В воскресенье здесь же, в 13.45 — встреча молодежи с ветеранами Великой Отечест­ венной войны. Спортивная программа выхо­ дных дней. Сегодня с 12 часов на стадионе «Трудовые резер­ вы» 20 июня проводится спор­ тивный праздник с участием учащихся профессионально-те­ хнических училищ. В его про­ грамму входят легкоатлетичес­ кая эстафета, соревнования по волейболу и баскетболу, пере­ тягивание каната. Сегодня состоятся очередные матчи на первенство области по футболу среди команд пер­ вой группы. Спартаковцы Ка- зинки на своем поле принима­ ют команду совхоза «Агроном». Начало встречи в 16.30. Сообщения зарубежных корреспондентов ТАСС и АПН ЧЕТЫРЕ АМЕРИКАНСК ИХ « НО» В ЖЕНЕВЕ Надежды народов на осво-- бождение Европы от ракет средней дальности (РСД) подвергаются новым испыта­ ниям. . На переговорах в Женеве американская сторона про­ должает занимать позиции, противоречащие согласован­ ным в Рейкьявике. Более то­ го, США отказываются от своих же предложений по ликвидации РСД в Европе. При этом такая позиция вы­ дается, судя по заявлению госсекретаря США Дж. Шу- льца(9 июня в Венеции), как условия для соглашения на основе растущей твердое, ти американской стороны. Как показывает анализ, де­ легация США ведет дело к тому, чтобы только Совет­ ский Союз физически ликви­ дировал свои ракеты. Что ка­ сается американских ракет, то ни одна из них на Евро­ пейском континенте не бы­ ла бы ликвидирована. Такого результата амери­ канцам хотелось бы достичь, например, путем включения в договор следующих поло­ жений. Первое. Для ракет «Пер­ шинг-2» — возможность-не­ сложного переоборудования в ракеты с дальностью ме­ нее 1800 км. Уже разрабо­ тана и соответствующая те­ хнология, позволяющая осу­ ществить всю эту операцию в считанные часы. Естест­ венно, что возможна обрат­ ная операция в столь же ко­ роткое время. С учетом ос­ тающейся инфраструктуры этого оружия в ФРГ “ такая «ликвидация» РСД представ­ ляет собой фикцию.’ Второе. На крылатых ра­ кетах наземного базирова­ ния допускается замена ядер- ных зарядов на неядерные, после чего эти ракеты ликви­ дации не подлежали бы. Мо­ жно ли гарантировать, что они не будут вновь переобо­ рудованы в ядерные? Третье. Предусматривает­ ся другой вариант пере­ вод крылатых ракет наземно­ го базирования на корабли.— Причем в НАТО уже ведутся разговоры о базировании та­ ких кораблей в европейских водах. Напрашивается воп- оос: что Для СССР*, и стран Варшавского Договора изме­ нится, если крылатые раке­ ты были бы размещены не на территории, скажем, Англии, а на кораблях, стоящих у английских причалов? Четвертое. Одновременно США настаивают на праве разместить свои РСД с сот­ ней боеголовок на Аляске, т. е. вновь в пределах дося­ гаемости территории СССР. Следовательно, в результате договоренности о «сокраще­ ниях» США фактически на­ растили бы свой стратегиче­ ский потенциал. Ясно, что любое из пере­ численных положений аме­ риканской позиции не может рассматриваться в качестве основы для договоренности. Советская сторона решитель­ но за то, чтобы сокращаемые в Европе ракеты — и совет." ские, и американские — под­ лежали бы ликвидации вмес­ те со своими пусковыми ус­ тановками и соответствую­ щим оборудованием. Генерал-лейтенант В. ПАВЛОВ. (АПН). Т Е Л Е Ф Е С Т И В А Л Ь З А В Е Р Ш Е Н ПРАГА. Международный телевизионный фестиваль «Злата Прага» завершился в чехословацкой столице. В нем приняли участие 44 те­ лекомпании из сорока стран мира. Среди драматических телефильмов главный приз получила работа японского режиссера Юкио Фукатйачи «Тот день, когда отец...», Среди музыкальных лент — фильм голландского режис­ сера 'Ганса Хашера «Дети и волшебство». Приз за лучшую актер­ скую работу присужден на­ родному артисту СССР Ми­ хаилу Ульянову, создавше­ му образ В. Й. Ленина в Фильме «Штрихи к портрету Ленина». Награды за луч­ шую экранизацию музыкаль­ ного драматического произ­ ведения и приза «Интервиде­ ния» удостоен фильм-балет советского телевидения «Иди­ от» по мотивам романа Ф. М. Достоевского на музыку П. И. Чайковского. (ТАСС), З А Б А С Т О В К А Т Р А Н С П О Р Т Н И К О В МАДРИД. Около 1200 во­ дителей автобусов объявили о намерении провести забас­ товку в испанском городе Пальма, расположенном на острове Мальорка. Как зая­ вил сегодня представитель забастовочного комитета, ста­ чка .начнется в воскресенье и продлится неопределенное время, пока не будут удовле­ творены требования трудя­ щихся. Водители автобусов требуют от предпринимате­ лей строгого соблюдения со­ глашения об оплате труда, которое было заключено в марте нынешнего года. За­ бастовка транспортников на­ несет серьезный удар по ту­ ризму — одной из ведущих отраслей экономики острова. Автобусы являются основным средством передвижения в городе Пальма. (ТАСС). О П А СН О Е П Р Е С Т У П Л Е Н И Е НЬЮ-ЙОРК, «Деятель- ность наемников является преступлением, вызывающим глубокую озабоченность ме­ ждународного сообщества» — говорится в опубликованном в штаб-квартире ООН докла­ де ее специального комитета по разработке международ­ ной конвенции о борьбе с ве­ рбовкой, использованием, фи­ нансированием и обучением наемников. Он будет пред­ ставлен на рассмотрение 42-й сессии Генеральной Ассамб­ леи ООН. Специальный комитет ука­ зал, что деятельность наем­ ников, противоречит осново­ полагающим принципам меж­ дународного права. Это — принципы невмешательства во внутренние дела госу­ дарств, территориальной це­ лостности и 'независимости. Она серьезно препятствует процессу самоопределения народов, борющихся против колониализма, расизма, апа­ ртеида и всех форм иност­ ранного господства. В документе подчеркива­ ется важность прогрессивно­ го развития международного права и сотрудничества ме­ жду всеми государствами для пресечения наемцической де­ ятельности и наказания за это опасное преступление. (ТАСС), В И Н О В Н И К - Р Е Ж И М А П А Р Т Е И Д А ЛУАНДА. Проблема бе­ женцев на юге Африки не будет решена до тех пор, по­ ка существует режим апар­ теида. Об этом заявила в Луанде государственный се­ кретарь по социальным воп­ росам Анголы Родет душ Сантуш, выступая на пресс- конференции по случаю дня африканских беженцев, кото­ рый отмечается 20 июня. Расисты Претории, наращи­ вая кампанию репрессий в отношении темнокожего на­ селения Южной Африки и Намибии, сказала она, выну­ ждают сотни людей, покидать родину. В результате непре- кращающихся агрессивных вылазок южноафриканской военщины против соседни: независимых государств 1 террористических акций ста вленников расистов из бан ДИТСКИХ ГРУППИРОВОК ТЫСЯЧ] мирных жителей остаютс: без крова. Родет душ Сантуш сооб щила, что в настоящее вре мя в Анголе насчитываете? 69 тысяч намибийских и К тысяч южноафриканских бе женцев. Ангольское руковод ство, подчеркнула она. ока зывало и будет оказывать т всестороннюю помощь, в то* числе обеспечивать жильем предоставлять возможносп трудиться, получать образО ванне, медицинскую помощь (ТАСС). С К А Н Д А Л Р А З Р А С Т А Е Т С Я ЛОНДОН, В Великобрита­ нии разрастается скандал в связи с разоблачением фак­ тов участия разведки Ми-6 вместе с американским ЦРУ в поставках зенитных ракет «Блоупайп» афганским душ,- манам. Резко осудил эту тайную операцию, в которой задействована контролируе­ мая правительством тори компания «Шорте бразерс», парламентарий - лейборист Джордж Фоуке. «Участие этой компании в поставках вооружений террористам во всех уголках мира, — под­ черкнул он, — крупный скандал для кабинета Р'ар- гарэт Тэтчер, которая на сло­ вах осуждает терроризм». (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz