Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
ГАСТРОЛИ ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ В Липецк приезжает Казанский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля Со 2 по 22 июля в областном драматическом театре имени А. Н. Толстого будут проходить гастроли Казанского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. На его гастрольной афише — оперы, оперетты, балеты, театрализованные предста вления, • вечер русского и зарубежного романса, заключи тельный концерт, Мы попросили рассказать о предстоящих выступлениях ди ректора театра Р. С. Мухаметзянова. В Липецке театр имени Му сы Джалиля впервые. Гастро лей коллектив ждет с большим волнением. Конечно, мы поста раемся завоевать признание и симпатии липчан, приложим к этому все силы. Но многое бу дет зависеть и от того, как мы подготовим своего будущего зрителя к предстоящим встре чам. Поэтому мне хочется рас сказать, может быть, не столь ко о спектаклях (многие из них знакомы вам уже по наз ваниям), сколько о корнях, об истоках наших, составивших славное прошлое Казанской оперы и наложивших отпечаток на день сегодняшний. Казань — один из старей ших театральных городов. ...26 августа 1874 года здесь впервые давали оперу Глинки «Иван Сусанин». Желающих ее послушать оказалось так много, что у кассы случилась целая свалка. И в дальнейшем зрителей не убывало, приходи лось записываться за много дней раньте... На Казанской сцене пели знаменитые оперные певцы, составившие славу русского музыкального театра — Фиг нер, Тартаков, Закржевский, Кадмина, Ковелькова, Печковс- кий и другие. Постоянными зрителями опе ры были студенты. И среди них — юный Володя Ульянов, учившийся тогда в Казанском университете. Впоследствии Владимир Ильич Ленин не раз тепло вспоминал об этом. Оперные сезоны в Казани оказались решающими в выбо ре судьбы для молодого Ша ляпина. Когда он впервые по пал на оперный спектакль, ему было немногим более одиннад цати лет. Опера изумила Ша ляпина и покорила навсегда. Он поступил в театр статистом. Музыкальные традиции те атра и по сей день связаны с именем великого русского пев ца, чей актерский путь начал ся в его родном городе на Вол ге. С 1982 года в нашем теат ре ежегодно проводятся опер ные фестивали имени Шаляпи на, и каждый раз они стано вятся настоящим праздником искусства. Театр имени Мусы Джалиля был создан в 1939 году как те атр национальный. Его вызвали к жизни бурный рост профес сионального музыкального об разования и стремление народа приобщиться к вершинам ми рового музыкального искусст ва. На сцене Татарского теат ра оперы и балета ставятся и идут на русском языке лучшие сочинения мировой оперной классики. На нашей гастроль ной афише вы видите такие названия, как «Фауст», «Севи льский цирюльник», «Пиковая дама». «Борис Годунов», «Лебе диное озеро», «Щелкунчик» — это лишь малая часть из клас сического оперно-балетного на следия, что постоянно возобно вляется и бережно сохраняет ся. Получив такой прекрасный театр, татарские композиторы стали создавать свою национа льную оперу и балет. Самое талантливое из того, что было создано в первые годы суще ствования, живет по сей день. Поистине драгоценной жем чужиной национального искус ства и достойным вкладом в советское театральное искусст-, во стал балет «Шурале» Фари да Яруллина. Прекрасная му зыка и столь же прекрасный сюжет, в котором воплотилась извечная мечта человека о счастье, обессмертили имя ав тора. Фарид Яруллин так и не увидел своего творения на сце не, он погиб на войне в 1943 году. «Шурале» за сорок с лишним лет своего существо вания получил всемирное при знание, его ставили и продол жают ставить у нас в стране и за рубежом. Большим событием в жизни коллектива стали гастроли в Москве, проходившие в июле 1986 года. Это был смотр всех наших сил, экзамен на высо кий профессионализм. Выдер жали мы его с честью. Награ-- дой коллективу были высокая оценка московской критики, го рячие аплодисменты зрителей. Играли мы в Москве те же спе ктакли, что вы видите на афи шах липецких гастролей: «Пи ковую даму», «Фауста», «Лебе диное озеро», «Шурале»... Гастроли откроются оперой «Борис Годунов». Мы знаем, что до нас никто не привозил в Липецк «Годунова». Гранди озное полотно, гениальная опе ра Мусоргского позволяет в полном масштабе показать во зможности театра. Опера ста вилась специально на ведущий бас театра заслуженного ар тиста РСФСР Юрия Борисен ко, который является единст венным исполнителем центра льной партии. Вокальное и пла стическое дарование певца столь многогранно, что он не менее ярко раскрывается и в ролях другого плана, таких, как Мефистофель в «Фаусте» и Дон Базилио в «Севильском ци рюльнике». Говоря о репертуаре театра, о его традициях, мы постоян но помним, что главное бога тство театра — люди. Вот по чему появляется в репертуаре «Пиковая дама» Чайковского, где для раскрытия сложных психологических образов Лизы, Германа и Графини необходи мо сочетание сильных, краси вых голосов с даром драмати ческого актера. Этим требова ниям в полной мере отвечают исполнители главных партий заслуженные артисты РСФСР Рахиля Мифтахова, Хайдар Би- гичев и заслуженная артистка ТАССР Алла Фадичева... Мне хочется сказать добрые слова о балетном коллективе. Строгая и взыскательная мос ковская критика отметила сла женность кордебалета, мастер ство ведущих солистов — за служенных артистов РСФСР Ирины Хакимовой, Зухры Иль ясовой, народного артиста ТАССР Виталия Бортякова, за служенного артиста ТАССР Владимира Яковлева. Добавлю еще, что коллектив приезжает в полном составе, в спектаклях выступят лучшие исполнительские силы, где на ряду с мастерами интересно, ярко проявляет себя талантли вая молодежь. Через несколько дней наши первые зрители заполнят театр имени Л. Н. Толстого. Каждый вечер наш коллектив будет ад ресовать вам, дорогие липчане, свой труд, свое вдохновение. Лучшая награда артисту — ап лодисменты зрителей. И мы на деемся их заслужить. НА СНИМКЕ: сцена из опе ры Ш. Гуно «Фауст». В горисполкоме + УП ОРЯДОЧИТЬ ТОРГОВЛЮ КВАСОМ Многие липчане заметили, что в жаркие дни 14, 15 и 16 июня в городе заметно выросли очереди у квасных киосков, а в отдельных мес тах квас купить было невоз можно. Проведенной проверкой установлено, что основной причиной создавшегося поло жения явилась неорганизо. ванность в работе пиво-безал- когОльного комбината (т. Ки риллов), формальное отноше ние к выделению транспорта со стороны ПОГА-1 (т. Куз нецов), отсутствие инициати вы и предприимчивости со стороны руководителей тор говых организаций — тт. Грыгиной (трест обществен ного питания). Мясниковой (трест ресторанов и кафе), Бобина. (КП ЛТЗ), Тельнова (КОП треста «Липецкстрой»), Чекчурина (КП НЛМК). В эти дни на пиво-безалко гольном комбинате изотерми ческие емкости до 14 часов практически не заправлялись, обслуживание мощного Г20- тонного квасовоза было сор вано, заявки торговых орга низаций выполнялись менее чем наполовину. ПОГА-1 не выделило нуж ного количества маневренно го, удобного в санобслужива- нии автотранспорта. Многие руководители пре дприятий общественного пи тания вели торговлю квасом только в стационарных тор говых точках. Исполком городского Со вета народных депутатов, обсудив сложившееся поло жение на своем заседании, потребовал от руководителей пиво-безалкогольного комби ната обеспечить отвечающую потребностям населения нор. мальную работу предприятия. Отмечена неудовлетвори тельная работа начальника ПОГА-1 т. Кузнецова по ор ганизации транспортного об. служивания торговли квасом. Он предупрежден о персона льной ответственности за на ведение порядка на этом уча стке. Руководители торговых ор ганизаций обязаны пересмот реть режим работы мелкоро зничной сети в целом и осо бенно торгующей квасом с учетом полного удовлетворе ния потребностей населения в прохладительных напитках в течение всей активной ча сти дня. За ходом выполнения на. .меченных мер установлен систематический контроль. В КЛУБЕ ЛЕКТОРА УЛЬЯНОВСК, 19. «Слово — ю из чудес, возвеличиваюшее ловека и ведущее его к от* ытиям. взаимопониманию и 7 МОНИИ» —- таков девиз к л у - лектора, открытого активи- ами общества «Знание» в кыгаовске. В плане его рабо- — встречи с поэтами, писа* \ями. актерами, мастерами кционвой пропаганды. (ТАСС). КИНО ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ — Вы хотите посмотреть «Кин-дза-дза!»? Мне жалко ваше время! — Ну, нажимают кнопку. Ну, попадают сразу на другую планету... Это не оригинально. Это было бы ново лет трид* цать назад. — А что?* Развлекательный фильм. Просто отдыхаешь и все. Не зря с билетами так туго. — Стало быть, Данелия в чемто просчитался, если в его проблемной комедии зрители не обнаруживают проблем. — Еле высидел. Растянули на две серии. Полфильма лета ет и летает над пустыней этот, как его, пепелац, а зачем? (ИЧ РАЗГОВОРОВ ДО И ПОСЛЕ СЕАНСА). К сведению тех, кому не досталось билета: пепелац — это летательный аппарат. Им пользуются на планете Плюк в созвездии Кин-дза-дза. В филь ме показана явно не самая последняя его модель. Она по хожа на бочонок с пропелле ром наверху. Поднявшись в воздух, пе пелац устало поскрипывает, постанывает и даже вздыхает. Но все же летит. Если, конеч но, имеется гравицапа, вещь сверхдефицитная. спекулянты за нее норовят содрать чуть ли не целую кэцэ. Поэтому владельцам пепелаца бродячим актерам Би и Уэфу случается, обливаясь потом, толкать обес- крылевшую машину по барха нам пустыни в о д е ж д е на удачу. Удача, однако, им нечасто улыбается. На жизнь они за рабатывают музыкой. Только слушателям почему-то их пе ние не нравится — ни гроз-в ным эйцилопам. ни аристокра там чатланам, ни позвякиваю щим колокольчиками под но сом пацакам, хотя уж им-то. здешнему второсортному насе лению. не пристало так при вередничать. Это. правда, певцов не сму щает и не возмущает. Добро желательность и бескорыстная улыбка на планете Плюк, по жалуй. еще дефицитнее, чем гравицапа. Би и Уэф — назо ву наконец, исполнителей этих ролей: Юрий Яковлев и Евге ний Леонов — и сами не транжирят душевных запасов на ближнего. А удастся — охотно погреют руки на его беде. Скажем, обнаружив по пути следования пепелаца двух неизвестных, что на не понятном языке попросят под бросить до города, мастера легкого жанра с завидной сно ровкой оберут их до нитки и радостно бросят посреди нела сковой плюканской пустыни. Такова первая встреча на ших соотечественников прора ба Владимира Ивановича Маш кова и студента текстильного института Гедевана со своеоб разной цивилизацией в систе ме Кин-дза-дза. Контакт цивилизаций неисчерпаемая тема в мировой фантастике. Мы почтительно знакомились с братьями по разуму, которые по всем статьям давно уже обогнали землян и живут в окружении неслыханного технологическо го комфорта, не ведая «ни войн, ни катаклизмов, ни бурь». Попадались и такие, что безнадежно отстали. Про плюкан я не берусь с уверенностью утверждать, что они от нас отстали. Может, скорее уж опередили — на той самой магистрали научно- технического прогресса, како вая представлялась и нам до недавнего времени такой пря мой и яснойл Они, вероятно, тоже не ждали милостей от природы, а брали их недрог нувшей рукой по праву силь ного с боевым кличем « к у » (са мое универсальное слово на Плюке). А в итоге получи лось, прошу прощения, «кю» (распространенное среди або ригенов ругательство). Моря и реки высохли. Пла нета стала пустыней. Ее оби татели переселились в под земные угрюмые города, пре вратились в ’ бродяг, оборван цев, люмпенов, ожесточенно торгуются, меняют, продают остатки, обломки своей вырож дающейся цивилизации. Мо тив не новый, но разработан ный своеобразно и тонко. Но суть дела не в экологии. Опустошенная земля — след ствие и метафора опустошен ной души, из которой, как влага с поверхности планеты, испарились достоинство, бла городство, совесть и дружелю бна. Фильмы существуют в пото ке — в потоке реальной жиз ни и в потоке кинематографи ческих, иллюзорных, но на крепко врезающихся в память образов. Поэтому вполне за кономерно, если мы пробуем услышать, как перекликаются разные картины — и на уров не эстетики, и на уровне эти ки. Приключения на Плюке приводят на память другую Фантастическую ленту — «Письма мертвого человека». У Георгия Данелия — ироничес кая комедия, у Константина Лопушанского — трагическая притча. Но жанровое, стилис тическое несходство еще острее выявляют общность нравствен ных посылок и следствий. В «Письмах» действие про исходит уже как бы по ту сто рону добра и зла, в мире, раз рушенном атомной бомбарди ровкой, умирающем, разлагаю щемся. И вот один из обре ченных истерично кричит, что новая, постядерная, подземная цивилизация будет основана на совсем новых заповедях. Вме сто «не убий» — «убий». вме сто «не укради» — «укради», вместо «возлюби ближнего» — «Возненавидь». На Плюке как раз и востор жествовали эти антизаповеди. Хотя... ближнего здесь, *мне кажется, не ненавидят. На ближнего просто плюют. Его используют. Его обманывают. Естественно, если он не проя вит большую ловкость и не сумеет обмануть обманщика. Отношения купли-продажи, по существу, единственная сколь ко-нибудь прочная основа для связей между гуманоидами. По купают и продают гравипапы и кэцэ, украденное барахло и глоток воды. А при случае — и друг друга. Так вот: перебросив Маш кова и Гедевана в этот мир, Данелия пробует решить — как же им быть? Презирать, третировать, обличать новояв ленных еху? Или подражать им. ну, хотя бы руководству ясь , элементарным здравым смыслом, исходя из необходи мости выжить и вернуться на Землю? Вопросы для Георгия Дане лия не случайные и не празд ные. И задает он их не в пер вый раз. Его давно волнует созидательный, практический потенциал доброты, сострада ния и прочих качеств, которые исчезли на Плюке. но верну лись туда вместе с Машковым. До поры, до времени он искал ответа, не выходя за пределы своей собственной планеты. Он, например, присматри вался к Афоне Борщову, сле сарю-сантехнику, неунываю щему халтурщику, что при вычно вымогает за прокладку к крану трешки и пятерки на бутылку. Плюканский ком плекс в этом персонаже нали цо. Его стыдят, его уговари вают, его перевоспитывают, но все без толку. Что с ним делать? И тогда его полюбила чистая, милая девушка Катя. Ее любовь еще не гарантия спасения забуревшей афони- ной души. Но что-то она в нем разбудила, разбередила. Ре цепт наивный, неуниверсаль- ный? А может, и вовсе не ре цепт? А может быть, просто вера в человеческое начало, вера и надежда отнюдь нена- ивного, трезвого художника? Потому, что если не верить в это. тогда во что же? «Кин-дза-дза»! — естествен ное продолжение всех этих размышлений. Ради них и от правили Машкова в его стран ное путешествие. Нл Плюке нет разного рода сверхмодерновых фантастичес ких сооружений, поражающих воображение дворцов и городов, экзотических одежд, необыч ной машинерии. Здесь ста ренький пепелац поскрипыва ет. как трамвайный вагон. Опе ратор Павел Лебешев и ху дожники Александр Самуле- кин и Теодор Тэжик выверяют кадры бескомйромиссной под линностью фактуры раскален ного песка, неподдельностью знойного неба. Они умеют иг рать всерьез. Также, как и выбранные Данелией актеры. Данелия и сценарист Реваз Габриадзе создали философи ческую сатиру. Зрителю не всегда сразу даются правила игры, предложенные художни ком, чье творчество не укла дывается в границы среднеста тистического жанрового кине матографа, приучившего нас к простейшим реакциям: на ко медии — смеемся, на мелодра ме — достаем платки. А вот в фильме Данелия из бран непривычный для комедии приключений метод наблю дения. Настоящего, опять-таки на полном серьезе. наблюдения за тем, как ведут себя персо нажи. Как приглядываются друг к другу в тесноватом чре ве пепелаца. Как Би и Уэф вы могают у Машкова кэцэ, то есть спички, имеющие у плго- кан особую цену. Как • бла гонамеренно обучают незва ных попутчиков правилам хо рошего тона: вот так покло ниться, вот так присесть, вот так сказать^«ку». И — как ста рательно, эти двое нищих бро дяг воспроизводят в миниатю ре глобальную, всепланетную несправедливость: один обор ванец надувается перед дру гим. потому что он, видите ли, чатланин, а его партнер по дуэту — второсортный па- цак... Столь же нетороплив Дане лия, прослеживая, что же про исходит с плюканами. когда они начинают догадываться, что Машков руководствуется какими-то необъяснимыми с точки зрения личной пользы законами. Герой Станислава Любшина не принадлежит к клану пресловутых «идеальных героев». Тем более нет в нем ничего от суперменов, дейст вующих в космических боевиг ках про «звездные войны». Машков персонаж положитель ный в прямом значении слова — на него можно положиться. Супруга посылает Владимира Ивановича в булочную, а он волей случая и во мгновение ока попадает на Плюк, даже не догадываясь об этом. Как бы вы повели себя в такой неожиданной ситуации? Маш ков действует так: будем счи тать, , что мы в Каракумах. Солнце — там, значит, Ашха бад — там. И уверенно ведет юного Гедевана — Левана Габ риадзе — в Ашхабад. Смешно? Смешно. Но ведь это единст венное разумное решение; ид ти и надеяться.,. Или: Машкову предоставле на редкая возможность свя заться с Землей, с женой. И чуть ли не первые слова его — передай сменщику, где ле жат ключи от сантехники... Опять трудно удержаться от улыбки: за миллионы световых лет от дома, а он — про сан технику. Но для него все впол не нормально: мало ли что он в созвездии Кин-дза-дза. Там же люди ключи найти не могут, работа стоит... На Плюке такому предста вителю земной цивилизации приходится туго. Кто-то иной, какой-нибудь Афоня Борнуж, быстро бы приспособился, да же без особых усилий. А Машков не хочет и не будет. Его обманывают, а он не ожесточается. Ему втридорога продают глоток воды, а он де лится им с бродягами, о ко торых давно должен бы знать, что они — «кю». Впрочем, он знает. Но все равно делится. И когда его предают, не преда ет в ответ. Не подумайте, что Машков праведник. И авторы, отдавая ему должное, не умиляются и не восторгаются им. Я бы ска зал так: они относятся с Vва- жением — и к герою, и к зри телю. Дескать, граждане, ну, почему быть нормальным хо рошим человеком — уже под виг? Сюжет сталкивает Машкова не только с эгоистами Плюка. Он с Гедеваном попадает еще и на прелестную планету Аль фа. Зелень, чистейший воздух, сущий рай. И люди под стать ангелам — в белых хитонах, чистенькие, приветливые. Раз ве что держатся от гостей на почтительном расстоянии и п р о с я т их надеть противогазы, чтобы те не надышали чего- нибудь в их замечательную ат мосферу. Впрочем, столь ло яльны они только с земляна ми. А вот Би и Уэфа незамед лительно превращают в... как тусы и отправляют в подзем ные оранжереи. Увы ведь эти плюкаце такие нехорошие, пусть уж лучше будут какту сами, чем людьми!.. Кажется, к этой разновидно сти эгоизма Данелия беспощад нее, чем к жалкой, недалекой к о р ы с т и обитателей Плюка. Этим белоснежным непороч ным «кактусистам» Машков противопоставлен жестче, чем Уэфу или Би. Он не ангел и не черт, а человек. И его че ловечность оказывается для бродячих актеров тем же, чем катина любовь для Афони Бор- щова в том давнем фильме. Она способна пробудить ка кое-то робкое встречное дви жение... Такова, если для ясности несколько упростить дело, мо раль новой «сказки для ум ных» Георгия Данелия... И. НЕВЕРОВ. МА РШРУТЫ ВЫХОДНОГО д н я Что? Где? Когда? В воскресенье, 21 июня — День выборов в местные Сове ты народных депутатов РСФСР, народных судей районных (го родских) народных судов РСФСР, а также День медицин ского работника. Этим собы тиям учреждения культуры го рода посвящают свои основные мероприятия. Массовые народные гуляния в День выборов состоятся в воскресенье В ЦЕНТРАЛЬНОМ ПАРКЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫ ХА. В этот день на его эстра де выступят народный духовой оркестр НЛМК (18.00); ан самбль «Забытые мелодии» До ма культуры завода «Центро- лит» (20.00); состоится показ документальных фильмов о до стижениях советской медици ны (21.00). Работает детская площадка. Интересной для лип чан будет выставка-продажа картин самодеятельных худож ников г. Липецка. Можно при нять участие в вечере отдыха (16.30), который организует любительское объединение «Иг рай, гармонь!» В субботу в парке: в 17.00— выступление самодеятельных коллективов учащихся ПТУ-27; вечер встречи с работниками медицины —19.00; концерт ди пломанта Всесоюзного конкур са артистов чтецов И. Золота рева — в 19.45. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ПРОФ СОЮЗОВ в субботу в 19.00 приглашает на вечер встречи клубов самодеятельной песни и «Диалог». В воскресенье на его большой сцене выступят с творческими отчетными конце ртами ансамбль русской песни «Россиянка» (10.00); народный хор ветеранов (12.00); состоит ся кинопоказ «Все во имя че ловека» — начало сеансов в 14.00, 16.00 и 20.00. Лекции, концерты, тематиче ские кинопоказы для избира телей широко пройдут на аги- тплощадках и на сценах Двор ца культуры и техники НЛМК, дворцов культуры ЛТЗ, «Сво бодный сокол», домов культу ры трубного завода, Студенов- ского рудоуправления, строите лей. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЗАВО ДА «СВОБОДНЫЙ СОКОЛ» в воскресенье проводит большой театрализованный праздник «Русская гармошка» — в 20.00. на эстраде парка. В субботу в 11.00 — клуб выходного дня школьника. На творческий отчет студии «Солнышко» приглашает всех желающих ДОМ КУЛЬТУРЫ СТРОИТЕЛЕЙ в субботу, в 10.00. В воскресенье здесь же, в 13.45 — встреча молодежи с ветеранами Великой Отечест венной войны. Спортивная программа выхо дных дней. Сегодня с 12 часов на стадионе «Трудовые резер вы» 20 июня проводится спор тивный праздник с участием учащихся профессионально-те хнических училищ. В его про грамму входят легкоатлетичес кая эстафета, соревнования по волейболу и баскетболу, пере тягивание каната. Сегодня состоятся очередные матчи на первенство области по футболу среди команд пер вой группы. Спартаковцы Ка- зинки на своем поле принима ют команду совхоза «Агроном». Начало встречи в 16.30. Сообщения зарубежных корреспондентов ТАСС и АПН ЧЕТЫРЕ АМЕРИКАНСК ИХ « НО» В ЖЕНЕВЕ Надежды народов на осво-- бождение Европы от ракет средней дальности (РСД) подвергаются новым испыта ниям. . На переговорах в Женеве американская сторона про должает занимать позиции, противоречащие согласован ным в Рейкьявике. Более то го, США отказываются от своих же предложений по ликвидации РСД в Европе. При этом такая позиция вы дается, судя по заявлению госсекретаря США Дж. Шу- льца(9 июня в Венеции), как условия для соглашения на основе растущей твердое, ти американской стороны. Как показывает анализ, де легация США ведет дело к тому, чтобы только Совет ский Союз физически ликви дировал свои ракеты. Что ка сается американских ракет, то ни одна из них на Евро пейском континенте не бы ла бы ликвидирована. Такого результата амери канцам хотелось бы достичь, например, путем включения в договор следующих поло жений. Первое. Для ракет «Пер шинг-2» — возможность-не сложного переоборудования в ракеты с дальностью ме нее 1800 км. Уже разрабо тана и соответствующая те хнология, позволяющая осу ществить всю эту операцию в считанные часы. Естест венно, что возможна обрат ная операция в столь же ко роткое время. С учетом ос тающейся инфраструктуры этого оружия в ФРГ “ такая «ликвидация» РСД представ ляет собой фикцию.’ Второе. На крылатых ра кетах наземного базирова ния допускается замена ядер- ных зарядов на неядерные, после чего эти ракеты ликви дации не подлежали бы. Мо жно ли гарантировать, что они не будут вновь переобо рудованы в ядерные? Третье. Предусматривает ся другой вариант пере вод крылатых ракет наземно го базирования на корабли.— Причем в НАТО уже ведутся разговоры о базировании та ких кораблей в европейских водах. Напрашивается воп- оос: что Для СССР*, и стран Варшавского Договора изме нится, если крылатые раке ты были бы размещены не на территории, скажем, Англии, а на кораблях, стоящих у английских причалов? Четвертое. Одновременно США настаивают на праве разместить свои РСД с сот ней боеголовок на Аляске, т. е. вновь в пределах дося гаемости территории СССР. Следовательно, в результате договоренности о «сокраще ниях» США фактически на растили бы свой стратегиче ский потенциал. Ясно, что любое из пере численных положений аме риканской позиции не может рассматриваться в качестве основы для договоренности. Советская сторона решитель но за то, чтобы сокращаемые в Европе ракеты — и совет." ские, и американские — под лежали бы ликвидации вмес те со своими пусковыми ус тановками и соответствую щим оборудованием. Генерал-лейтенант В. ПАВЛОВ. (АПН). Т Е Л Е Ф Е С Т И В А Л Ь З А В Е Р Ш Е Н ПРАГА. Международный телевизионный фестиваль «Злата Прага» завершился в чехословацкой столице. В нем приняли участие 44 те лекомпании из сорока стран мира. Среди драматических телефильмов главный приз получила работа японского режиссера Юкио Фукатйачи «Тот день, когда отец...», Среди музыкальных лент — фильм голландского режис сера 'Ганса Хашера «Дети и волшебство». Приз за лучшую актер скую работу присужден на родному артисту СССР Ми хаилу Ульянову, создавше му образ В. Й. Ленина в Фильме «Штрихи к портрету Ленина». Награды за луч шую экранизацию музыкаль ного драматического произ ведения и приза «Интервиде ния» удостоен фильм-балет советского телевидения «Иди от» по мотивам романа Ф. М. Достоевского на музыку П. И. Чайковского. (ТАСС), З А Б А С Т О В К А Т Р А Н С П О Р Т Н И К О В МАДРИД. Около 1200 во дителей автобусов объявили о намерении провести забас товку в испанском городе Пальма, расположенном на острове Мальорка. Как зая вил сегодня представитель забастовочного комитета, ста чка .начнется в воскресенье и продлится неопределенное время, пока не будут удовле творены требования трудя щихся. Водители автобусов требуют от предпринимате лей строгого соблюдения со глашения об оплате труда, которое было заключено в марте нынешнего года. За бастовка транспортников на несет серьезный удар по ту ризму — одной из ведущих отраслей экономики острова. Автобусы являются основным средством передвижения в городе Пальма. (ТАСС). О П А СН О Е П Р Е С Т У П Л Е Н И Е НЬЮ-ЙОРК, «Деятель- ность наемников является преступлением, вызывающим глубокую озабоченность ме ждународного сообщества» — говорится в опубликованном в штаб-квартире ООН докла де ее специального комитета по разработке международ ной конвенции о борьбе с ве рбовкой, использованием, фи нансированием и обучением наемников. Он будет пред ставлен на рассмотрение 42-й сессии Генеральной Ассамб леи ООН. Специальный комитет ука зал, что деятельность наем ников, противоречит осново полагающим принципам меж дународного права. Это — принципы невмешательства во внутренние дела госу дарств, территориальной це лостности и 'независимости. Она серьезно препятствует процессу самоопределения народов, борющихся против колониализма, расизма, апа ртеида и всех форм иност ранного господства. В документе подчеркива ется важность прогрессивно го развития международного права и сотрудничества ме жду всеми государствами для пресечения наемцической де ятельности и наказания за это опасное преступление. (ТАСС), В И Н О В Н И К - Р Е Ж И М А П А Р Т Е И Д А ЛУАНДА. Проблема бе женцев на юге Африки не будет решена до тех пор, по ка существует режим апар теида. Об этом заявила в Луанде государственный се кретарь по социальным воп росам Анголы Родет душ Сантуш, выступая на пресс- конференции по случаю дня африканских беженцев, кото рый отмечается 20 июня. Расисты Претории, наращи вая кампанию репрессий в отношении темнокожего на селения Южной Африки и Намибии, сказала она, выну ждают сотни людей, покидать родину. В результате непре- кращающихся агрессивных вылазок южноафриканской военщины против соседни: независимых государств 1 террористических акций ста вленников расистов из бан ДИТСКИХ ГРУППИРОВОК ТЫСЯЧ] мирных жителей остаютс: без крова. Родет душ Сантуш сооб щила, что в настоящее вре мя в Анголе насчитываете? 69 тысяч намибийских и К тысяч южноафриканских бе женцев. Ангольское руковод ство, подчеркнула она. ока зывало и будет оказывать т всестороннюю помощь, в то* числе обеспечивать жильем предоставлять возможносп трудиться, получать образО ванне, медицинскую помощь (ТАСС). С К А Н Д А Л Р А З Р А С Т А Е Т С Я ЛОНДОН, В Великобрита нии разрастается скандал в связи с разоблачением фак тов участия разведки Ми-6 вместе с американским ЦРУ в поставках зенитных ракет «Блоупайп» афганским душ,- манам. Резко осудил эту тайную операцию, в которой задействована контролируе мая правительством тори компания «Шорте бразерс», парламентарий - лейборист Джордж Фоуке. «Участие этой компании в поставках вооружений террористам во всех уголках мира, — под черкнул он, — крупный скандал для кабинета Р'ар- гарэт Тэтчер, которая на сло вах осуждает терроризм». (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz