Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
КОРЕННОЙ ВОПРОС ПЕРЕСТРОЙКИ (Окончание. Начало на 1—2-й стр.). того технического прогресса, который должны осуществить предприятия своими силами. В новом механизме заложе но: создать фонд развития производства, который бы позволил предприятиям сво ими деньгами, своими сила ми внедрять новшества. Но уже есть урок, который на до обязательно помнить — это урок 1965 года. Тогда сложилась- такая ситуация: деньги отдали предприятиям, а они вообще не могут их реализовать, так как им нег де купить ни оборудование, ни станки, ни машины и т. д. Теперь вопрос о переходе К оптовой торговле. Об этом говорилось и в 1965 году. Что же получилось на прак тике? Показатель обязатель ной номенклатуры рос, рос, рос, и к 1968 году никакой продукции, кроме той, кото рая попадает в обязательную номенклатуру, не осталось. Какой выход мне представ ляется? На следующем эта пе нашей работы нужно ду мать об одном важнейшем мероприятии: принять лимит ную величину государствен ного заказа. Предел, до ко торого он может доходить на предприятии. Он может быть 5 0—60 процентов, „может достигать двух третей, но ,предприятие должно твердо знать, что одна треть будет его. Что уже никто не смо жет распоряжаться этим. Возникает и вопрос о том, чем заниматься министер ству после реформы. Абсо- лютйо убежден, что оно дол жно заниматься только госу дарственными заказами, ес ли оно будет влезать во все контрольные цифры, то опять оседлает предприятие. Сейчас предусмотрена за интересованность, связанная с премиями и с фондом зарплаты. Это большое про движение в сравнении с 1965 годом, когда мы фонд зарпла ты фактически не тронули,а за счет премий и тринадцатой зарплаты пытались стимули ровать. Сейчас мы вторглись в ос новной фонд заработной пла ты. Это большой прогресс. В проекте Закона предусмот рены два возможных вариан та: первый вариант . — нор матив по зарплате, второй ва риант — остаточный прин цип зарплаты. Этот принцип, на мой взгляд, глубоко прог рессивен. Там все ясно, я заплатил тому, тому и тому, а остальное — мой остаток. Если мне что-то удалось улучшить, фонд зарплаты 'возрастет, если что-то ухуд шилось — он уменьшится. Мы сейчас не можем пе рейти на систему значитель ных объемов рынка и опто вой торговли. Но какой-то участок рынка и оптовой тор говли можем создать. И это должен быть рынок, на кото ром цены определялись бы свободно. В заключение хотелось под черкнуть и такую мысль, вряд ли целесообразно сое динять все силы экономистов на одном участке. Надо, что бы было несколько центров, чтобы можно было получить заключение и от Академии наук, и от Академии обще ственных наук и от Акаде мии народного хозяйства, от научно-экономического об щества, сопоставить точки .зрения. Генеральный директор на учно-производственного объе динения «Комплекс» А. А. Нестеров рассказал, как идет перестройка на предприятии. Он отметил, что коренного изменения в отношении к труду еще не произошло. Внедрение госприемки по казало, что качество выпус каемой продукции зависит в первую очередь не от того, как мы ее принимаем, а от того, как соблюдается тех нологическая дисциплина. А рабочие нередко ее нару шают. Чтобы не допускать этого, мы записали в коллек тивном договоре такой пункт: за нарушение технологичес кого процесса рабочий лиша ется вознаграждения в опре деленном размере. И рабо чие проголосовали за это. Они понимают, что другого пути нет. М. С. Горбачев: правиль но, что Вы делаете это де мократически. Скажу о строительстве жилья, продолжал А. А. Не стеров. То жилье, которое мы строим хозспособом в го роде, предусмотрено в пла не, обеспечено ресурсами. А то, что строим на селе, ока зывая помощь подшеФным хозяйствам, в план не засчи тывают. Какой же это хоз расчет, если мы строим, а строители за нас отчитыва ются? Им в план объемы ра бот записывают, а мы не сем чистые убытки. В условиях экономичес кого эксперимента мы ра ботаем с 1984 года, сказал директор Ворошиловград- ской кондитерской фабрики С. И. Крупно. Кондитерская промышленность, отметил он, вообще-то прибыльная, ра ботает рентабельно, хотя мы в последнее время ограниче ны импортными поставками. На нашем предприятии, правда, используется доб* ротное отечественное сырье. Путь дальнейшего разви тия "производства — это уси ление самостоятельности предприятий. Вот пример. Из делия, которые мы начали производить из отечественно го сырья, проходят пока слишком длительный путь от рождения до массового вы пуска: на это требуется год- полтора. И, конечно, проблема упа ковки, внешнего вида про дукции. Нет расфасовочных автоматов. Манипуляторы делаем своими силами. Хо телось бы, чтобы министер ство больше помогало... М. С. Горбачев: можно до говориться с конструкторами, создать целевую комплекс ную группу, заключить до говор. Надеемся, что новый За кон такую возможность пре дусматривает, продолжал С, И. Крупно, будет польза и для предприятия, и для эко номики. Проблемам планирования в условиях хозрасчета посвя тил свое выступление дирек тор Института экономики АН СССР, член-корреспондент АН СССР Л. И. Абалкин. Государственный план, отме тил он, — это система. Это задачи, которые ставятся пе ред народным хозяйством на пять лет, это крупнейшая пропорция между накоплени ем и потреблением, которая не может сложиться как сум ма этих пропорций в отдель ных предприятиях^ мини стерствах и регионах. Это заданная пропорция, так же как и многие другие. А дальше возникает за дача — как цели и требова ния этого плана довести до предприятия, чтобы оно ра ботало на эти цели. Вот это вторая часть планирования. Первое — это государствен ный план, который утверж дает Верховный Совет. А второе — это система обес печения Государственного пя тилетнего плана. Я могу обеспечить его старыми ме тодами, пытаясь расписать все и вся, довести до каждо го предприятия. И я могу до водить, побудить предприя тия, чтобы они бились за этот план с помощью эконо мических методов, используя цены, нормативы, тарифы, на логи, платежи и госзаказ. Это вторая часть планирования. Госплан планирует произ водство и использование на ционального дохода. Из не го берутся средства на опла ту, на общественные фонды, на капвложения и так далее. Предприятию надо устанав ливать фонд зарплаты на рубль чистой продукции. Кол лектив не заработал, не на брал чистой прдДУКЦ™. уменьшился фонд зарплаты. Значит, он должен либо умень шать численность, либо по нижать средний заработок. И не отступать. Вот это один из самых принципиальных вопросов перестройки, в ко торый люди должны пове рить, что, если мы плохо сра ботаем, будут нам снижать зарплату. Пока никто не ве рит, что будут снижать ^ар- плату, если плохо сработа ем. Ниже прошлого года не Дадут, Вы можете не планировать предприятиям объем вы пускаемой продукции. Но они сами будут гоняться за этим объемом, если есть жесткий норматив формирования фон да заработной платы. Если же сохраняется планирова ние объема, все затратные методы накручивания это го объема сохранятся. Государственный заказ, сказал Л. И. Абалкин, я по нимаю как систему безогово рочного удовлетворения при оритетных общественно зна чимых потребностей. Долж ны быть определены и права Госплана, министерств или регионов размещать эти за казы. Работа по госзаказу должна быть наиболее вы годной. Предприятия должны бороться за право получения госзаказа, потому что он име ет, скажем, меньше отчисле ний от прибыли в бюджет. Госзаказ может иметь при оритетное снабжение дефи цитными ресурсами. Подводя итоги совещания, М. С. Горбачев сказал: Думаю, что все рассмот ренное здесь найдет отраже ние в докладе Политбюро на Пленуме Центрального Ко митета партии. Я хочу ска зать, что эта встреча — сво его рода первое опробование результатов работы Полит бюро ЦК партии и правитель ства но подготовке основных документов, которые будут создавать базу для формиро вания целостного механизма управления экономикой стра ны. И в этом смысле выска зываю не только свое мне ние, но и мнение всех това рищей из руководства: мы удовлетворены встречей. Прежде всего потому, что это был открытый, честный раз говор, может быть, в чем-то полемический, содержащий разные подходы , разные точ ки зрения в оценке тех или иных вопросов. В главном этот разговор совпадает с тем, как мы выстраиваем се бе, формируем наше пред ставление о будущем хозяй ственном механизме и о бу дущей системе управления экономикой. Думаю, в главном совпа дение есть. Есть совпадение в основополагающих момен тах. Прежде всего в том, что без перестройки мы не мо жем двигаться вперед. Этот вопрос я поставил на первый план: как товарищи смотрят на перестройку, как она идет, как они оценивают ход ее и как через перестройку обес печить социально-экономи ческое ускорение страны? Я думаю, в результате об мена мнениями мы можем констатировать, что пере стройка — это уже не толь ко теоретически и политиче ски найденный ответ на вы зов времени, на то что в нашем обществе созрело. Это единственная реальная аль тернатива тому состоянии!, в котором оказалось наше об щество, и особенно его со циально-экономическая сфе ра. Других предложений от участников встречи я не слы шал — все за перестройку. За вами, руководителями крупных предприятий, стоят огромные коллективы, и вы в данном случае уже выражае те определенное мнение тру дящихся. С другой стороны, вы входите в состав партий ных, советских и др^них ор ганов, сформированных де мократически, на основе из вестных принципов. И вы вы ражаете в какой-то мене и те суждения, и те оценки, ко торые имеются в местных партийных и общественных организациях. Я не думаю, что здесь была выражена только персональная точка зрения. Это, видимо, точка зрения,4 которая выражает сложившееся настроение, оценки, подход во всем на шем обществе. Это очень важно для нас. * - Здесь присутствуют и пред ставители науки. За ними широкая общественность, ко торая очень много сейчас размышляет, ведет дискус сии в рамках конференций, встреч, бесед, через прессу, просто в каждодневных раз говорах. Я думаю, товарищи пришли сюда тоже с сужде ниями, которые отражают в какой-то мере настроение на шей научной общественнос ти. На совещании присутству ют руководители отраслей, руководители экономиче ских ведомств. Мы пригла сили и группу партийных ра ботников, к которым, естест венно, и себя относим. Такой состав совещания - позволил получить более взвешенный взгляд на перестройку. Все за перестройку: и внизу, и на других уровнях руковод ства управлением общества. Это во-первых. Во-вторых, я вижу, что все с большой ответствен ностью отнеслись к обсужда емым вопросам. И это хочу особо отметить. Конечно, мы не должны впадать ни в какие преуве личения. Накануне Пленума ЦК надо иметь точную оцен ку состояния дел начального этапа перестройки. Все мы видим, что этот процесс идет трудно, сложно, противоре чиво, но он идет. Нужны но вые импульсы с тем, чтобы этот процесс ускорялся, наби рал силу. И не с точки зрения1 разговоров, а прежде всего с точки зрения решения раз личных вопросов во всех сферах жизни нашего обще ства. Это первое обобщение, ко торое, я думаю, очень для нас важно. Никто не^ ставит под сомнение перестройку. Наоборот, все, что здесь бы ло сказано, — это попытка что-то сделать, чтобы при дать больший темп, больше динамизма перестройке, больше результативности, чтобы она охватила все сфе ры и все слои нашего обще ства. Не случайно вторым воп росом на совещании было рассмотрено ваше отношение к Закону о предприятии. Мне кажется, все, о чем здесь говорилось, можно сумми ровать так. Рассчитывать, что прямо с ходу, с одного маха, в один присест мы бу дем иметь идеальный Закон о государственном предприя тии, — невозможно. Для это го пришлось бы выяснить, что такое идеальный закон на сегодня и будет ли он идеальным завтра. Я думаю, что мы подошли реалистиче ски и все высказались, что закон — это большое дости жение на данном этапе пе рестройки системы управле ния. И хорошо, что начали именно с основного звена. Как мы поняли, закон надо принимать, начинать по не му работать и выявлять его сильные и слабые стороны и при необходимости совер шенствовать. Но он уже се годня содержит в себе хо рошую базу для того, чтобы разворачивать работу по внедрению нового механизма хозяйствования., Все вопросы практическо го характера, которые тут были подняты, заслуживают внимания .Но я об этом ска жу чуть позже. В принци пиальном плане я так пони маю: мы с этим законом вы ходим и на Пленум ЦК КПСС, и на сессию Верхов ного Совета СССР. И третий вопрос был та кой: как вы представляете себе верхние эшелоны, центр управления нашей экономи кой на этапе радикальной ре формы? Для нас разговор, который состоялся, важен своей прин ципиальной стороной. Как товарищи смотрят на центр в новых условиях? Главное требование, чтобы его де ятельность, все, что должно быть решено в центре по управлению экономикой, не противоречило Закону о пред приятии. Эта мысль присутствова ла здесь, и, кстати, такое требование мы себе взяли на вооружение в Политбюро ЦК и правительстве. Николай Иванович РыЖков только сей час мне сказал, что ему каж дый день приходится . воз вращать ряд документов из- за того, что они противоре чат проекту Закона о пред приятии. Я думаю, такой под ход надо до конца выдер жать. У нас ведь есть раз работанные документы о Госплане, байках, Минфине, Комитете по ценам, Комите те по труду и другим ве домствам. Всего 12 докумен тов. Мы эти проекты о цент ральных органах управления экономикой пока не принима ем. Откроется сессия, будут дебаты, видимо , многое бу дет сказано. И сессия Закон примет. Тогда еще раз мож но будет вернуться к проек там и уже на основе всего этого доработать их и при* дать им законченный вид. Но ясно одно,что Закон о пред приятии не начнет действо вать, если мы не решим воп росы управления экономикой из центра. Мы в этом отно шении на правильном пути: одновременно рассматриваем и меняем управление не толь ко на уровне основного звена, но и на уровне центра. Надо сказать, , у нас есть сообра жения о структуре республи канских и местных органов. Здесь еще надо многое про яснить и прежде всего о соотношении центра и мест ной инициативы. Принципиально ясно, что в результате развития нашей экономики, ее уровня, ее масштабов, изменения про- фессиональнрго. культурного уровня трудящихся мы нахо димся сейчас на новом эта пе. И, естественно, сегодня можно полнее раскрыть име ющийся потенциал. Все то. чта мы накопили за предшест вующие периоды, надо лучше использовать, развязать ини циативу, дать больше просто ра хозяйственной самостоя тельности. За центром остают ся главные пропорции, глав ные балансы, вопросы оборо ны, вопросы развития респу блик и т. д. Только на ос нове общественной собствен ности создается возможность иметь такой центр, который способен прогнозировать, рассчитывать, ставить цели и достигать их. Это наше преимущество. Встает вопрос, как соче тать централизм с инициати вой. Вот тут и нужен меха низм, нужна система пока зателей. Вот тут мы ищем. Что,хотел бы я сказать в итоге? Переход на новую си стему хозяйствования и ре шение задачи по коренной перестройке управления эко номикой — не простые про блемы. Будут этапы в пере ходе на нов.ый механизм уп равления, на новую систему управления экономикой. " Первый этап —это оста вшиеся три года пятилетки. Мы хотим вводить Закон со следующего года. Думаю, это правильно. Мы должны, как бы ни было трудно, набрать ся опыта, школу пройти. Необходимо начать подго товку к тринадцатой пятилет ке. Я уже говорил, что надо сейчас бросить все силы, чтобы спланировать пятилет ку на новых подходах. И пе рейти на новую систему уп равления в следующей пяти летке. Значит, задача этих трех лет — подготовить все, что необходимо для перехо да на целостную систему уп равления экономикой. Но да же после всего этого, когда и три года истекут, когда мы проработаем все вопросы и начнем 1991 год, все равно будем проходить школу. Это будет опять новый этап. Ка ким он будет, сколько займет времени, сейчас не будем прогнозировать, но это уже этап, который выведет на конечные цели радикальной реформы, новые качествен ные рубежи в развитии эко номики и социальной сферьъ Это будет серьезная, продол жительная работа. !■ Мне думается, что нам предстоит еще много дискус сий, проработок. Надо забо титься не только об их со держании, но и о форме. На до уважать друг друга. Те перь даже на уровне го сударств признается, ч1ю другие страны могут жить по-другому. ; Это же их дело, это же суве ренное право народов. Если им в этом отказать, тогда на чем строить международные отношения? И у людей, обег спокоенных судьбой социали зма, судьбой нашего наро да и процветания страны, — разный опыт, разные точки зрения. Значит, нам надо обеспечить такую атмосферу, котррая способствовала бы учету всех точек зрения. Это не означает, что при обсуждении должна отсутст вовать ответственность. Нет. Все мы должны быть очень ответственны. Это может быть обеспечено только ку льтурой дискуссий, уважени ем друг к другу. Могут быть даже заблуждения. Я думаю, их тоже надо обсуждать. Но нам нужны дискуссии, высту пления, проникнутые заботой о социализме, о народе, о здоровье нашего общестйа. Их надо стимулировать, под держивать. Тому, кто хочет нам пред ложить антисоциалистичес кие альтернативы, мы долж ны дать отпор. Ведь со сто роны народа нет предложе ний, чтобы менять систему, мы все привержены тому, чтобы раскрыть потенциал социализма. Поэтому все, что обогащает, укрейляет социа лизм . нам необходимо. И дис куссии, направленные на эту цель, должны приветствовать ся.- Я хочу вас поблагодарить за. участие в этой встрече, за вклад, который вы внесли, и за поддержку усилий Це нтрального Комитета партии в продвижении радикальной реформы в экономике. Это—- стратегическое направление нашей работы в перестройке. Желаю вам успехов. (ТАСС). СЕГОДНЯ -ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С высокой маркой «Космоса» С х орошим настроением встречает свой про* фессиональкый пра дник — День работников легкой промышленности швея мотористка бри гады № 2 Данковской швейной фабрики «Кос мос», член К ПСС Р аи са Михайловна Чукаре- ва. Е жедневная ее норма выработки составляет -160 процентов. З а п олтора десятка лет оты на фабрике она освоила все операции, са Михайловна неизменный участник кон- са «Мастер-золотые руки», член жепсо- га фабрики. фото в. СИНЕВА. «ЛЗ» выступило. Что сделано? + «УР ОКИ ТОРМОЖЕНИЯ» Под таким заголовком в газете от 24 марта был опу бликован материал рейда «ЛЗ» и народных контроле ров, в котором говорилось о недостатках во внедрении интенсивных технологий в ряде хозяйств Добровского района. Первый заместитель пред седателя АПК И'. Ф, Нариж- ний сообщил редакции, что публикация была обсужде на на совещании руководи телей и специалистов колхо зов и совхозов. Предприня ты конкретные меры по уст ранению допущенных прома хов. Учитывая, что подобные ошибки имели место и в других хозяйствах района, специалисты РАПО совмест но со специалистами колхо зов и совхозов пересмотрели технологические карты, внес ли в них корректировки с учетом плодородия полей и предшественников. Разрабо таны мероприятия, обеспечи вающие получение заплани рованного валового сбора зерна. В хозяйствах созданы звенья по возделыванию зер новых по интенсивным техно логиям. Со звеньями заклю чены договоры, в которых определена натуроплата по конечному результату, им выделено необходимое коли чество средств химизации и защиты. За допущенные недостатки в планировании и агротехнике возделывания озимой пшени цы на партийном собрании Добровского РАПО началь нику планового отдела А. И. Калабушкиной и главному агроному А. И. Журову стро го указано. Главные агрономы колхо- <зов имени Первого мая и «Свободный сокол» А. Г. Силосин и С. С. Гладышев заслушаны на заседаниях парткомов хозяйств. За фор мальный подход к вопросам интенсификации отрасли ра стениеводства они наказаны в партийном порядке. Отде лу производства и переработ ки продукции растениеводст ва АПК поручено оказать практическую помощь агро номам хозяйств Добровского района. ЗА ЭФФЕКТИВНЫЙ ТРУД И ЗДОРОВЫЙ БЫТ НА РАБОТЕЗАМЕЧЕННЕБЫЛ-" «Разбор фактов злоупот реблений спиртным» — с некоторых пор этот пункт в повестке дня всякого сель ского схода присутствует непременно. Правда, в пос ледний раз подобного объяв ления не было: опасались, что «реклама» отпугнет главных «героев». Но что эти хитрости в селе, где все друг друга знают и о любой предстоящей акции исполко ма осведомлены, за неделю? Из 12 приглашенных на сход явилось только шестеро, ос тальные попрятались... Привожу этот пример, чтобы подчеркнуть, сколь велика и, выходит, опасна для нарушителей сила глас ности, людского презрения. А какими потухшими и жал кими предстают перед одно сельчанами забулдыги! Наг лость, гонор, спесь слетают с них в минуту. Нельзя преуменьшать эф фективность сельских сходов в деле утверждения трезво сти. Но не стоит, право, и преувеличивать. Только каждодневной работой мож но окончательно выветрить из нашего общества винный дух. Что касается тех, кто не явился, то им ответ дер жать перед земляками все равно придется. На каждого злоупотребляющего заведена специальная карточка. •В ней все — от отдельных фактов биографии — до оконча тельного решения схода. Полностью карточка не за полнена, в ней оставлено ме сто для последующих запи сей. Какими они будут — зависит от человека. Верите ли, иную фамилию пишешь, как говорится, с дрожью в душе. Вот хотя бы Н. Ф. Пожидаев. Лет десять назад мы работали вместе в «Сельхозтехнике». Пришел парень из армии, и все горело у него в руках. Умел, да и'любил работать. Товарищи уважали. Купил машину, дом поставил, соз дал хорошую семью. Все было, да водка в его жизнь вмешалась. Обычная в об- щемАо история: сначала по праздникам, потом после получки, а там и вовсе без повода. И сошел с круга человек. За него боролись. Несчетное число раз бесе довали, приходили в семью, трудоустраивали. Вот так и бились: на одной позиции общественность, на другой... — бутылка. И до победы пока далеко. На сход Нико лай Федорович не явился. Что будет с ним? Люди ре шат, но жить так, как жи вет он сейчас, ему не позво лят. Не всех удается вернуть в строй. Возвращаются толь ко те, кто сам понял, что значит быть человеком. На шел в себе силы порвать с прошлым. Н. И. Пожидаев. Третий год он работает эк- скаваторпТиком в коммунхо. зе, член профкома, настав ник молодежи. В семье у него лад. Перед угрозой ли шения прав материнства на чала новую жизнь А. И. Ко. шелькова, безупречно рабо тающая сегодня в совхозе «Хлевенский». Недавно при зналась мне: теперь, мол, мир в его разноцветье уви дела, а раньше-то он был сплошь серым... Как бы хотелось продол- ' жать и продолжать этот список. Но увы! В нем все го полтора десятка человек. Кроме явных пьяниц, в исполкоме ведется учет лтщ, склонных к спиртному, ко торые не сегодня—завтра могут переступить опасную черту. Сегодня их 15 чело век. Выявили их депутаты, актив Совета, и, если учесть, что эта работа у нас толь ко начинается, то число «любителей» вполне может оказаться и большим. С того дня, как вступило в силу новое антиалкоголь ное законодательство, на территории нашего сельсове та было выявлено 656 слу чаев пьянства. 132 из них — за четыре месяца теку щего года. Что и говорить, невеселая статистика, и мы у себя в исполкоме не про сто фиксируем эту цифирь. Только за последнее время товарищеский суд рассмот рел 27 дел, 163 человека отчитались на заседании пункта общественного поряд ка, 48 вызывались на про филактические беседы в ис полком. Разумеется, своя статис тика и в трудовых коллек тивах, восемь из них отчи тывались на заседаниях ис полкома, сессиях Совета. Но выводы всегда были неуте шительны: слабо работцем, •слабо. Причем, бывает, что мнение руководства какой- либо организации расходится с общественным. Например, Е. В. Душнева на маслоза воде считают нормальным работником, ему даже до веряют руль, а в сельсове те его знают как любителя спиртного. Подобные приме ры можно привести по ре монтно-техническому пред приятию «Хлевенское», ПМК «Мелиоводстроя», ДРСУ, совхозу «Хлевенский», ком мунхозу. Ясно, что подобные факты не на пользу делу. По данным исполкома, в Хлевном по крайней мере 52 семьи являются неблагопо лучными: кто-то либо пьет, либо приобщается к этому. А вот в трудовых коллекти вах нередко иная логика: «на работе хмельным заме чен не был...». Как объединить нам уси лия" против зла? Делать это, думаю, надо под эгидой ис полкома. И такая работа на чата. В систему входят рей ды по улицам и микрорай онам села. Причем, в сос таве бригад кроме сотрудни ков милиции и работников Совета обязательно депута ты, актив, представители об щественности. Стараемся привлекать к проверкам учш телей, их информация поч ти всегда точная: если ре бенок стал вдруг «трудным», значит, у него «трудные» родители. Подобная форма работы по месту жительства особенно важна сейчас, ког да во весь рост встала про блема бытового пьянства. Как отнестись к такому фак ту: за какие-то месяцы тор говля реализовала сахара в два с лишним раза больше отпущенного по фондам? Что, налегли на сладкое хлевен- цы? Да нет, абсолютное большинство граждан сахара потребляют не больше преж него. Самогонщики — вот кто «помог». Кстати, с на чала года мы выявили .13 случаев приготовления зелья. Но «подпольный бизнес» .су ществует и поныне, причем по своим законам конспира ции. Недавно обнаружили бутылки с «первачом» .у В. В. Пожидаева. На 50 руб лей он был оштрафован, а шинок не выдал. Был слу чай, когда наказание за из готовление самогона уроком не послужило, и А. Т. По жидаеву народный суд оштрафовал вторично на 700 рублей. Часто даже после пьяного дебоша, например, очевидцы, соседи, знакомые говорят: «Ничего не видели, не слышали, ни о чем не догадывались...» Хочу лишний раз подчерк нуть, сколь важен сегодня союз против пьянства. Осо бые надежды при этом мы возлагаем на депутатов, теперь уже нового созыва. Первым же поручением им будет профилактическая работа на своих десятидвор- ках, в своих округах. При меры такой работы есть, на ши депутаты О. П. Амелин, А. И. Санин, А. И. Корот ких, II. Ф. Юров, В. II! Сви- стулина, С. А. Пожидаева, А. И. Кривобородов и дру гие гостями на своих уча стках не- являются и спуску пьяницам не дают. Но ведь народных избранников в Совете 55 человек — это же сила! К сожалению, некото рые свою задачу видят лишь в выполнении конкретного наказа избирателей. А вот атмосфера, общественный по рядок, воспитательная рабо та вообще — забота как будто других. Такую психо логию надо ломать. Для де путата чужих забот не дол жно быть. С. ЩЕРБАТЫХ, председатель исполкома Хлевенского сельского Совета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz