Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
КОРЕННОЙ ВОПРОС ПЕРЕСТРОЙКИ (Продолжение. Начало на 1-й стр ). О ряде практических воп росов перестройки хозяйст венного механизма, о необ ходимости’ ' создания эконо мических условий, повыша ющих ответственность и за интересованность людей в достижении высоких резуль татов труда, говорил В. П. Москаленко — заместитель генерального директора Сум ского машиностроительного научно . производственного объединения имени М. В. 'Фрунзе. Самофинансирование, ска зал он, очень хороший эко номический метод. Если мы его внедрим, то несомненно сможем получать высокую отдачу. Но, как показала практика, некоторые мини- сте_рства перешли на новые условия, не создав обосно ванной системы экономиче ских нормативов. Нельзя говорить, что мы отладили механизм само финансирования, если зара ботанное все-таки вторично, а первичным являются пла нирование и снабжение. Да же в нашем объединении, которое работает по этому методу третий год, каждый раз в конце месяца бросаем ся вытягивать пресловутый товар. Он фактически ос тается в качестве оценочно го показателя. Поэтому и теперь, к сожалению, работу коллектива министерство це нит только по товару. М. С. Горбачев: по товар ной продукции план выпол нен, а договоры сорвали. И покатилась разбалансировка по всей стране. Давайте най дем новый критерий оценки с учетом перестройки, пере хода на принципы хозрасче та, самофинансирования. Партийным, советским и госу дарственным органам, всем тем, кто оценивает, тоже надо перестроиться. Причем чем быстрее, тем лучше. Касаясь положений Зако на о предприятии, В. П. Мо скаленко выразил несогласие со взглядами на этот доку мент некоторых работников .«АвтоВаЗа». М. С. Горбачев: а было бы хорошо, если бы Вы на писали об этом, оценили этот документ как экономист. Надо давать возможность людям сопоставлять разные точки зрения и находить лучшие варианты. Проще сказать: прекращайте дис куссии. Прекратили. И что дальше? Вернулись назад. Все молчим, все хорошо, на трибунах «^ра», а дело в стране не движется с • места. Поэтому надо открыто гово рить все, хотя я считаю, что культуру дискуссий надо повышать. И не бегать с жа. лобамй в ЦК, как раньше. Есть редактор. Есть поли тическая линия, есть прин ципы, есть требования, есть критерии — за социализм, за перестройку, в интересах народа, а не против социа лизма, не против народа —- этим и надо руководствовать ся в дискуссиях, работе жур налов. Далее В. П. Москаленко остановился на вопросах подготовки кадров. Он от метил, что для успешного перехода на новые методы хозяйствования необходимо всемерно совершенствовать экономическую учебу руко водящих кадров. Людям на до создавать условия для пополнения знаний, повы шения квалификации. Но только в том случае, если они по-настоящему стремят ся к этому. Но есть ведь, кроме этого, и те, кто, мяг ко говоря, недобросовестно выполняют свои обязанности, в том числе и рабочие, и конструкторы, и экономисты, Н специалисты. Надо проду мать меры воздействия, на правленные и на воспитание Нерадивых. М. С. Горбачев: трудовое .законодательство тоже надо приводить в соответствие с условиями работы предприя. тия на хозрасчете. В заключение В. П. Мос каленко предложил учредить специальный норматив, кото рый определял бы сумму отчислений заработанных предприятиями средств в местные бюджеты. л Перестройка идёт, но счи тать, что она ведется в та ких темпах, которые бы нас . удовлетворяли, нельзя, ска з а л заместитель генерального директора объединения «Ав- тоЗИЛ» Д. И. Бужинский. -Демократизация производст ва, выборность руководите лей — характерные черты то го оздоровительного процес са, который происходит сей час в экономике. Хозрасчет и демократизация — вот един ственно правильные направ ления перестройки в хозяй ственном механизме. Выступающий отметил ис ключительную сложность от работки систем самофинан сирования. В частности, мно гие министерства и пред приятия в пятилетием плане получили капвложений мень ше, чем требуется. Раньше этот недостаток корректиро вали годовыми планами, пе рераспределяли ресурсы, . Сейчас такой путь отрезан. Этот вопрос надо ' прорабо тать. Мы, например, ведем все капитальное строитель ство, включая новые заводы, за счет собственных средств. Из бюджета ни копейки. Но поскольку оасчет нормати вов вели исходя из утверж- , денного пятилетнего плана, то полечилось так, если у предприятия нет капиталь ного строительства, то и от числения от прибыли у него небольшие. У другого, нао борот, остается до 80 про центов прибыли. М. С. Горбачев: Александр Иванович, Вы, наверное, не уловили мысль о том, как распределять прибыль. Да вайте строить платежи не на основе прибыли, а из прибыли платить за ресур сы. За трудовые ресурсы, за фонды, за воду, за ‘ зем лю. Даешь план, расходуя больше ресурсов, — боль ше и плати, меньше — те бе выгоднее, меньше плати государству. Если план по прибыли не выполнил — все равно отдай за ресурсы. Между прочим, плата за ре сурсы — это ведь идея прод. налога. Дали тебе гектар, два гектара дали — плати за каждый гектар, а все ос тальное твое. Сейчас у нас переходный период, продолжал А. И. Бужинский. Можно что-то поправить. Но вся система должна быть отработана на тринадцатую пятилетку. Вре. мени. для этого почти нет, не успеешь оглянуться, и подойдет тринадцатая пяти летка. Новый хозяйственный механизм заработает и будет работать только в том слу чае, если будет одинаков для всех, начиная с самых высших органов управления. Вот мы на самофинанси ровании, все министерство. Но с нас спрашивают: товар давай, ' количество хозрас четных бригад давай, коли чество внедренных станков с ЧПУ давай, и когда мы все подсчитали, получилось, что на 1986 год запланиро вано 1670 разных показа телей. Все они утверждены, подписаны и спущены. Я хочу сказать — до тех пор, пока это не будет сло мано, порядка не будет. Ведь есть показатель, кото рый все закрывает — вы полнение плана поставок по договорам. Есть один вопрос, с кото рым я не согласен. Это нор мативное планирование ин женерно-технических работ ников. Не нужно этого. Ведь есть норматив заработной платы, зачем давать еще норматив? Устанавливайте эти нормативы для научно^ исследовательских институ тов, для учреждений, но не для предприятий, которые формируют фонд заработ ной платы по нормативу. В проекте Закона предусмот рено право предприятий по своему усмотрению прода вать сверхплановую продук цию. Мы, наверное, недооце ниваем этой возможности. Это будет такой мощный и сильный рычаг ускорения экономического развития страны, о котором мы сей час думцем мало. Говоря о формировании пятидетни* планов, Ю. А. Песков — генеральный ди ректор производственного объединения «Ростсельмаш» сделал вь(ёод: нужен диф ференцированный подход к нормативам. Перестройка пока не кос нулась банковской системы. Отсюда —, различные санк ции, которые буквально «раз девают» предприятия, ве дущие техническое перевоо ружение. 1 О ценообразовании. Агро- пром поставил перед нами задачу создать такой ком байн, который бы соответ ствовал лучшим мировым образцам. Йотом в процессе раооты появилась вторая за дача— создать не один ком. байн, а серию машин, кото рые бы решили вопросы уборки всех видов культур. Однако рентабельность^ ком байна «Дон» получилась минус полтора процента, то есть машина убыточная. Объединение потеряло 17 миллионов рублей себестои мости и оказалось в плачев ном финансовом положении. Что касается инвестици онной политики, я считаю, что при самофинансирова нии должно быть четко раз граничено то, что мы долж ны делать за счет собствен ных средств, и то, что мы должны делать за счет го сударственных капитальных вложений. Стройбанк, я считаю, дол жен помочь предприятиям решать вопросы финанеиро- вания капитального строи тельства. И ни в коем слу чае не лезть в вопросы тех нологии. Теперь о матери ально-техническом снабже нии. Конечно,, как перспек тива, идея вести дела через магазин ■— хороша. Но я считаю, сейчас, нужно дать нам возможность работать на прямых договорных хо. зяйственных связях. Пока они у нас не получаются, и виноват в этом Госснаб. И еще. Раз уж мы пере ходим на самоокупаемость, почему нам должны плани ровать «сверху», из Госпла на СССР, сколько процентов металла мы должны сэконо мить. Нужен более эффек тивный противозатратный метод. Что касается Закона о предприятии, то, принимая его, нужно посмотреть и те акты, которые сегодня • су. шествуют. То есть — увя зать их с Законом о пред приятии. М. С. Горбачев: а если при утверждении документа одну статью добавить: все, что противоречит закону, — считать недействительным? Думаю, так и должно быть, продолжал Ю. А. Песков. По закону, нужно с руково дителей производства спра шивать, по закону же им и доверять. Переход от администра тивных методов к экономи ческим требует настоящей революции в умах, сказал директор Института США и Канады АН СССР академик Г. А. Арбатов. И эта рево люция еще не совершилась. Нам надо посмотреть на не которых «священных коро вок» и не побояться распра виться с ними так, как они этого заслуживают. Одна из них — темпы роста. Зачем нам делать из этого показа теля «священную корову»? Мы в два раза производим стали больше, чем американ. цы. Мы производим больше станков, больше цемента, больше обуви. У нас в че- ть:ре раза больше поголовье коров. Нам сейчас нужны не только темпы. Лишь с пере ходом на интенсивную эко номику мы будем иметь тем пы роста в чистом виде. А пока зачастую это дутые темпы, нужные тем, кто не хочет потерять показатели и премии. Выступавший отметил, что даже самая прекрасная си стема хозрасчета, самофинан сирование, может забуксо вать, если у нас финансы будут в нынешнем положе нии. Деньги надо сделать деньгами. Говоря о проекте Закона о предприятии, оратор под черкнул, что. каким бы хорошим ни был этот доку мент, он, конечно, не сра ботает, если не изменить всю среду, в которой он бу дет действовать. Вопрос на^ до решать комплексно. И в этом плане очень хорошо, что одновременно готовит ся еще целый ряд решений. Но важно, чтобы они не противоречили закону. Выступавший отметил, что в промышленности наблюда ется тенденция к гигантома- , нии. Но очень крупными предприятиями сложно уп равлять. В этой связи не всегда целесообразно нара щивать мощности объедине ний, а нужно идти на коо перацию с мелкйми пред приятиями. На Западе науч но-технический прогресс идет сейчас через малые предприятия. Рассматривая пуУи совер шенствования управления экономикой, Г. А. Арбатов высказался за сокращение количества министерств, рез кое сокращение их функций. По ■"мнению выступавшего, необходимо изменить и роль Госплана. Мы воспроизво дим неэффективные " про порции. Вся структура очень инерционна. И свернуть с этого пути трудно в огром ной степени из-за позиции центральных органов управ ления. Оратор отметил, что в но вых условиях возрастает роль состязательности, кото рая должна подталкивать предприятия к нововведени ям. Настоящего, быстрого экономического прогресса под нажимом добиться нель зя. Это возможно в услови ях здоровой социалистиче ской конкуренции. Надо не закладывать с самого начала монополию на выпуск той или иной продукции, а дать возможность нескольким предприятиям попробовать свои силы и определить луч шее изделие на конкурсной основе. Наша отрасль, отметил министр химического и неф тяного • машиностроения В. М. Лукьяненко, работает в условиях эксперимента пять месяцев. Срок неболь шой, но кое-что удалось за этот период высветить. Я поделюсь некоторыми свои ми соображениями. Начали с широкой учебы руководи телей среднего звена. Соби рали кустовые семинары, по. сылади туда грамотных спе циалистов. Разработали ме тодические указания, кото рые стали своего рода нас тольными книгами для мас теров, начальников цехов, директоров заводов. К сожалению, ни одно предприятие, кроме Сумско го НПО, не вышло с пред ложениями увеличить план. М. С. Горбачев: наверное, просто не верят? Мы «имели несбалансиро ванный план по прокату, сказал В. М. Лукьяненко Его не хватало у некоторых предприятий, чтобы обеспе чить выполнение плана. Поэ тому никто и не взял при бавку к плану. Перед переходом на са мофинансирование нам каза лось, что мы все сделали и провели очень большую под готовительную работу. Но, оказывается, сделали не все. В феврале был в Свердлов ской области — у нас там восемь заводов. Подойдешь к рабочему, мастеру, началь нику цеха и директору. Хо тя мне это очень неприят но говорить — .практически каждый второй руководитель не владел этими принципа ми. То есть он прочитал, но у него ничего в голове не отложилось. В новых условиях хозяй ствования, продолжал ора тор, должен быть минимум предприятий, строительство которых необходимо вести за счет госкапвложений. Все-таки самим надо зараба тывать средства. Вот у нас директора уже не просят: дайте мне то, дайте это. От вет один: заработай. Ко нечно, есть еще руководите ли, которые приходят и го ворят: посоветуйте, как вый. ти из положения. Понима ют, что у нас нет средств, чтобы покрыть их плохую работу. То есть, механизм начинает работать. Он, ко нечно, заработает еще луч ше. Для этого надо время. М. С. Горбачев: если средств не хватает,' возьмите кредит. Это тоже самофи нансирование, но через кре дит, потому что вы кредит вернете. А у нас привыкли к безвозвратному кредиту... Скажу еще об использо вании заработанных средств, — продолжил В. М. Лукья ненко. Это проблема из проблем. Предприятие зара ботало на жилье, развивай хозспособ. Но тут много трудностей. Когда сам стро ишь, с ресурсами очень сложно, особенно с железо бетоном. Остро не хватает оборудования. Здесь, конеч но, мы не должны подры вать веру у предприятий в то, что заработанные деньги они ‘ могут отоварить. Этот вопрос должен быть решен. Генеральный директор Ивановского станкостроите льного производственно го объединения имени 50- летия СССР В. П. Кабаид- зе, говоря о том, что перестройка идет медленно, подчеркнул; мешает этому прежде всего годами воспи. тайная привычка делать только то, что скажут свер ху. Сейчас самый главный вопрос, как поощрять, раз вивать инициативу. Надо менять стиль работы, орга низацию производства и уп равления. Я разделяю точку зрения тех, кто говорил, за чем стране столько мини стерств. Вы посмотрите: ма шины для заготовки кормов делает один министр, дорож а ю машину — другой и так далее. Или возьмите орга низацию производства. В ФРГ, например, из 500 станкостроительных фирм, сравнительно небольших по размерам, только две имеют собственные Литейные цехи, А у нас у каждого своя ли тейка, своя модель, свой лес, своя механообработка — все свое. Надо поднять роль науки, институтов, проектных и конструкторских организа ций в ускорении научно-тех нического прогресса. Какое- то у нас очень снисходитель ное отношение к этим орга низациям. Их не хотят тро гать из-за боязни прослыть ретроградами. Недавно в состав нашего объединения, продолжал В. II. Кабаидзе, вошел ин струментальный завод. Очень хороший новый завод, а ди ректор жалуется, что не хва тает людей на производстве, а вот людей, тратящих си лы на ненужную писанину, оказывается, хватает, сидят до упора. И формально по вод есть. Любой контролер придет и остановит произ водство: нет нужных бумаг. Теперь о международных объединениях. Дело доброе. Но есть вопрос, который ме шает нам и будет мешать другим, кто будет создавать совместные предприятия. Это вопрос ценообразова ния. Скажу еще о хозрасчете. Если вы захотите что-то ку пить, скажем, у «Рено», вам бесплатно чертежи никто не даст и технологию тоже. А вот по нашим чертежам ра ботает 15 предприятий стра ны, выпускают продукцию. Мы за это ничего не полу чаем. Заводы других мини стерств, которые используют наши чертежи, обязаны пла тить нашим конструкторам хотя бы пять процентов. Это тоже элемент самофи нансирования. Математиче ское обеспечение — этот наукоемкий Товар — надо ценить особенно высоко. Управляющий трестом № 18 Главмособлстроя Н. И. Трав кин сказал, что он пол ностью согласен с В. П. Ка баидзе. Большой тормоз пе рестройки — приверженность мышления руководителей к старым формам работы. Но существует и вторая сила, ко торая не дает перестройке развиваться в полную мощь, — это инертность некоторых рабочих. Сложилась иждивен ческая психология. Еще не вложив своего труда ни на копейку, некоторые считают, что государство им крепко задолжало. Подобная психо логия дает о себе знать. И получается, что трудности У государства — это якобы трудности где-то в ЦК, в По литбюро и в правительстве. Низов это вроде не касается. А нам — наше отдай. И вот только сегодня на ступает перелом. Но под вли янием одной идеологии это го перелома не произойдет. Значит, нужен какой-то силь но действующий материаль ный фактор. Таким фактором является коллективный под ряд и перевод всех предпри ятий на полный хозрасчет. Но если мь» будем внедрять и коллективный подряд, и хозрасчет локально или по отраслевому принципу, то полного эффекта это не даст. Мы должны это дело разви вать на всей территории в масштабах, скажем, района. Раз все предприятия района на самофинансировании, зна чит, условия на всех пред приятиях будут сходными. Хочу сказать несколько слов о демократизации про изводства. Волна демократии докатилась до самого низа, но на местах мы, руководи тели, еще не прочувствовали этого. Иные считают, что разговоры останутся разгово рами. Ничего подобного. До рабочего класса это дошло очень плотно. И это надо учи тывать руководителям. У нас в тресте нет вало вого показателя в плане, есть ввод объектов, прибыль и соотношение темпов роста производительности и зар платы. С июля прошлого го да, когда мы перешли на эти показатели, не было ни од ного месяца, чтобы мы не выполняли хозрасчетные по казатели. Но не было, на верное, ни одного месяца, чтобы не срамили меня ( и весь трест за то, что я не даю валовые объемы. М. С. Горбачев: выходит, отчетность какой была, такой и осталась, и представление, кому присуждать, а ко м у не присуждать первое место идет по старым меркам? Не надо быть глубоким экономистом, чтобы понять цель строите лей—ввод. А расход средств — это не цель. Здесь, кстати, продолжал Н. И. Травкин, проявляется роль партийных органов в перестройке. Я считаю, что как только вышло постанов ление ЦК и правительства, то не надо дожидаться ни каких инструкций, а надо действовать. Пришел к тебе фининспектор: почему, мол, делаешь так? Такой инструк ции еще нет... в райком или горком должны пригласить этого товарища и объяснить: ждешь инструкции — жди, но партбилет положи. Тогда у нас не будет такого боль шого промежутка между ре шением ЦК и реализацией этого решения. Если бы пар тийные органы на местах ак тивизировались, то перестрой ка сегодня была бы на не сколько ступеней выше. Месту и роли партийных работников в перестройке экономического механизма посвятил свое выступление А. Н. Герасимов — первый секретарь Ленинградского горкома КПСС. Он отметил, что ленинградцы за послед ние годы накопили опреде ленный опыт повышения эф фективности народнохозяй ственного комплекса, начи нает срабатывать противо затратный механизм. Однако у группы пред приятий, которые работают в условиях экономического эк сперимента, нет резкого вы деления количественных и качественных характеристик, а некоторые показатели да- / же имеют отрицательную тенденцию. Это — резуль тат того, что практические действия на местах оказались не подкрепленными со сто роны министерств и ведомств соответствующими нормати вами, правовыми, юридиче скими документами. В но вые условия хозяйствования коллективы входят не в рав ной мере экономически •и со циально подготовленными. В более трудном положении оказываются мелкие и сред ние предприятия. В этих условиях необхо димо, чтобы сегодня партий ная организация, как ядро каждого коллектива или от расли, была на должном уровне, соответствовала тре бованиям перестройки. Не все парторганизации города оказались способны ми перейти к политическим методам руководства. Ведь для того, чтобы успешно дви гаться вперед, необходимо обеспечить опережающий ха рактер перестройки партий ной работы. А вот сделать это непросто. Отдельные островки опыта в идеологи ческой, политической работе в новых условиях не сфор мировались еще в единую комплексную систему партий ного обеспечения хозяйствен ной перестройки. Выступав ший считает, что следует по крупицам собрать то положи тельное, что уже сделано в стране, и вооружить кадры новыми формами и метода ми работы. Как нигде, здесь велика роль партий ного работника, комиссара перестройки.; М. С. Горбачев: не забы вайте, что политкомиссары действовали всегда в экстре мальных условиях: в граж данскую войну, в Великую Отечественную. А нам нуж ны комиссары для перест ройки в условиях демокра тии, вернее, партийные во жаки, способные возглавить дело. Чтобы выдвигать на пар тийную работу людей, кото рые нужны перестройке, ска зал в Заключение А. Н. Ге расимов, надо иметь надеж ный кадровый резерв, раз вивать гласность в работе с ним. В отрасли, к сожалению, есть еще много предприятий, где вопросы перестройки ре шаются слабо, сказал ми нистр черной металлургии СССР С. В. Колпаков. Осо бенно это касается украин ских заводов. В общем, есть ряд коллективов, где надо многое сделать. Наши ра ботники еще не всегда силь ны в вопросах экономики. Мы все сейчас учимся. Со бираем семинары, проводим деловые игры и ведем посто янную учебу. Теперь надо „учить и учить, учиться и учиться. Много еще предприятий работают нестабильно. Но отношение к делу меняется. Вот такой пример. На Оскольском электрометал лургическом комбинате на одной из электропечей про изошла авария, много поте ряли металла. Но перекрыли другими печами, план выпол нили. Раньше вывели бы среднюю, премию заплатили бы всем одинаково. Теперь по-иному. Те .бригады, кото рые работали как положено, получили повышенную пре мию, а виновникам аварии сказали: «Вернете сталь — получите эти деньги». И ни один не произнес ни слова. Но вразрез с нашими за дачами идут постановления о санкциях, отметил министр. Каждая мера сама по себе вроде правильная, а когда смотришь их все вместе, по лучается не то: при 14 мил лионах рублей фондов мате риального поощрения у пред приятия на 40 миллионов рублей штрафов. Штрафо вать надо, наказывать надо. Но если коллектив * сумел вернуть долг, нйдо дать ему возможность получить то, что он потерял. М. С. Горбачев: но ведь то, что недодал коллектив сегодня по договорам, это пошло по всей цепи,.. Высказывая далее отноше ние к проекту Закона о госу дарственном предприятии, министр отметил, что во мно гих отраслях наряду с хоро шими, современными пред-, приятиями еще немало отста лых, которые требуют мо дернизации. Нужна пере оценка основных фондов с тем, чтобы выравнять их по ложение и поставить в рав ные условия. Говоря о специфике от расли, где стоимость „соору жений чрезвычайно высока, выступавший высказал мне ние, что в металлургии при мерно 60 процентов крупных объектов целесообразно фи нансировать ' централизован но, а около 3 0—40 процен тов — за счет средств пред приятий. М. С. Горбачев: а почему у нас все должно быть цент рализованно, почему отрасль не хочет взять для этого большой кредит? Бери, но и быстрей поворачивайся. Все те меры, которые сей час проводятся, считает ге неральный директор Литов ского объединения «Сигма» А. Б. Чуплинскас, должны дать результат, потому что есть возможность поощрять людей. Много мер предус мотрено в новом порядке по оплате труда. Если их удаст ся реализовать, то это будет большой победой. Однако некоторые понима ют так," раз мне надо пере страиваться, то давай мне больше средств. Такой под ход ни к чему хорошему, ко нечно, не приведет. Отчего, продолжал оратор, мы еще сейчас страдаем? Нужно категорически запре тить мелочную опеку, стрем ление министерств занимать ся мелкими оперативными вопросами. Это, конечно, ку да легче, чем решать круп ные задачи. Многие работ ники министерств нашли для себя в этом «кормушку». Вы думывают показатели и дер жатся. Например, завод для своего внутреннего передела льет деталь, организовал литье под давлением, гото вит цветное литье. И тем не менее нам планирует эту номенклатуру Госплан.. Мы отчитываемся...; Говоря о путях ускорения технического прогресса, вы ступавший подчеркнул, что теперь нужны та продукция, та новая техника, которая действительно ускоряет про цессы, улучшает качестве изделий. Надо быстрее пре одолеть отставание от ми рового уровня по вычисли тельной технике. Нужно по ощрять все коллективы, ко торые дают продукцию, в несколько раз превышающую по своим качественным по казателям нынешнюю. И это надо стимулировать. Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Г. В. Колбин отметил, что в усло виях Казахстана перестрой ка осуществляется в экстре мальных условиях. Потребо валось приложить немало усилий для стабилизации ат мосферы после негативных проявлений в декабре прош лого года. Одновременно был сделан акцент на повышении роли советских руководите лей в управлении экономи кой в территориальном раз резе. Мы воспользовались пре доставленным правом и создали экономические отде лы в советских органах, ко торые в территориальном разрезе стали управлять раз витием экономики. Чтобы в перестройку включились ши рокие круги людей, мы взя лись за разрешение самых сложных вопросов, таких, ко торые годами не решались.; Это жилищная проблема, улучшение продовольствен ного снабжения, строительст во. асфальтированных дорог. В решении жилищной проб лемы мы ищем разные пути. В том числе и индивидуаль ное строительство. Вот сей час в Усть-Каменогорске строится 650 индивидуаль ных коттеджей. Принцип та кой — 6 соток под садовый участок, и на этом участке ставим коттедж с благоуст ройством, выдаем на это со ответствующую ссуду банка, предприятия. Желающих строиться привозят прямо на место. Если посмотреть на эту стройку, дух захватыва ет — как работают там! Я еще раз прошу, Михаил Сергеевич, предоставить воз можность распространить принципы, которые мы ис пользуем на сельхозпродук ты (есть твердый план от грузки в союзный фонд •— остальное ваше), также на строительные материалы. Я твердо уверен, мы найдем возможность перевыполнить план и легко выйдем из по ложения. М. С. Горбачев: вопрос о строительстве жилья сейчас вышел на первое место, куда ни поедешь, везде его ста вят резче, чем продовольст венный и остальные вопросы.. Право использовать для местного снабжения сверх плановое производство сель хозпродуктов, продолжал Г. В. Колбин, сыграло боль шую роль в улучшении про довольственного снабжения. Не сразу поняли местные ру ководители, что дает это пра во. Но сейчас им пользуются довольно хорошо. Однако есть и такие, кто счи тает своей обязанностью на править очередную просьбу в центр. По ряду областей рост по производству мяса составил 25 процентов с начала года. Многие получили возмож ность сверхплановое мясо ис пользовать. Но в одной об ласти встречаешь удовлетво рение людей, а в других эти вопросы по-прежнему не ре шены. М. С. Горбачев: вот и на до перестраиваться. А то ду мают, перестройка — это в основном громкие слова. На до конкретным делом зани маться: жилье, продовольст вие, вот так брать и решать^ А когда человек в Челябин ской области не может най ти гвозди и находит их в Прибалтике, какая тут пере стройка.,. Генеральный директор производственного объеди нения «Ждановтяжмаш» И. Д. Нагаевский подчеркнул важное значение установле ния оптовых цен. Однако очень уж сложную лестни цу проходит выработка этих цен: заказчик -— поставщик, институт заказчика, мини стерство-заказчик, потом ми нистерство самого поставщи ка, а потом Госкомцен СССР.; Предложение такое: рабо тающие на самофинансирова нии, на полном хозрасчете заказчик и поставщик дого вариваются о цене, а Гос комцен СССР ее утвержда ет. И не будет больших по терь времени и энергии. Директор Института эко номики мировой социалисти ческой системы АН СССР. О. Т, Богомолов в своем вы ступлении рассказал об опы те перестройки в других со циалистических странах. Этот опыт показывает, что наибо лее быстрый и непосредст венный эффект для народа дает применение экономиче ских методов руководства прежде всего в сельском хо зяйстве, в торговле, в легкой, пищевой промышленности, в жилищном строительстве. И очень показательно, что хозяйственные реформы, хо тя, может быть, и в разное время, но начались во мно гих странах именно с сель ского хозяйства. Так было в Венгрии, Китае и в Чехосло вакии. Жизнь показала, что очень важно раскрепостить сель скохозяйственного произво дителя от бюрократического административного вмеша тельства, которое у нас, к сожалению, сильно. Даже после того, как принято по становление, все равно есть тенденция его исказить, ог раничить права.- М. С. Горбачев: да, В. П. Никонов встретился с груп пой представителей, которые были на последнем совете колхозов, и дал мне стено грамму, я ее читал. Просто стонут даже лучшие предсе датели. Я думаю, продолжал О. Т.: Богомолов, надо все-таки ид ти на то, чтобы полнее ис пользовать принцип продна лога и в торговле, и в обще ственном питании, где у нас дела обстоят за редким иск лючением плохо. И здесь то же в общем-то нужно поду мать о том, чтобы открыть возможности для инициати вы, для большей свободы дей ствий. , В перестройке хозяйствен ного механизма, отметил ора- ■ тор, имеется один ключевой вопрос, который, как мне представляется, мы несколь ко стыдливо обходим. Это вопрос о рынке при социа лизме, естественно, регули руемом. Мы говорим о то варно-денежных отношениях, об оптовой торговле, а сло во рынок упоминаем большей частью в негативном контек сте. А рыночник —- вообще бранное слово. Вообще по Марксу, если мы говорим о товарном про изводстве и товарно-денеж ных отношениях, то тем са мым подразумевается, что стоимость товара, потреб ность в нем выявляется не в Госплане или в каких-то ор ганах, а тогда, когда прого лосовал рублем потребитель. Почему, скажем, вопрос о вы пуске новой марки автомоби ля должен решаться «навер ху»? Потребитель сам должен сказать, какой автомобиль ему нужен. Но этого он не может сделать в условиях пресловутого дефицита^ Далее выступавший оста новился на вопросах прямых связей между предприятиями 1| социалистических стран. Для их развития, подчеркнул он, рубль должен быть конвер табельным. Уже весь пропМый. год м{^ действовали практически по двухзвенной системе, сказал министр приборостроения, средств автоматизации и си стем управления СССР М. С.: Шкабардня. Не могу ска зать, что мы уже достигли каких-то выдающихся вы сот, но сделали немало. Ук репили предприятия, создали объединения, нам дали для этого определенную свободу. Проработали на самофи нансировании 5 месяцев и поняли, что эта система очень чувствительна к различного рода непорядкам. У нас, на пример, получился дисбаланс материально -■ технического обеспечения. Так, к сожале нию, произошло и в других отраслях. Обобщая, можно сделать вывод, что система самофинансирования в прак тической жизни столкнулась по существу с прежними не достатками на ключевых на правлениях, она их сильно обнажила. Одно из положений зако на, на наш взгляд, слабо со гласуется с действующими постановлениями директив ных органов. Ведь нет ни од ной недели, когда, например, по нашему министерству не проходили бы разного рода постановления, где опреде ляются многочисленные зада ния. А в Законе о предприя тии записано, что трудовой коллектив принимает план на год. М. С-. Горбачев: выпуска ются постановления, в них расписаны задания излишне подробно -— до гайки, до заклепки. Это все надо пе ределывать, от многого от казаться. Есть проблема, есть * задача — надо принимать правительственное или пар- - тийное решение, которое должно потом вылиться в го сударственный заказ. Всем нам надо перестраиваться. Государственный заказ, мне представляется, сказал М, С4 Шкабардня, тоже надо было бы в рабочем порядке еще раз продумать, чтобы сделать . его более престижным, что бы он был реально подкреп лен материальным обеспече нием. Далее министр остановил ся на вопросах взаимоотно шений отраслей в рамках бю ро Совета Министров СССР по машиностроению. Здесь, по его мнению, немало проб лем. ** Пять месяцев работает наш коллектив на самофинан сировании, по чистой продук ции, сказал генеральный директор производственно го объединения «Омск- шина» П. В. Будеркин. И начиная с рабочего и кон чая директором — все пре красно прочувствовали пре имущество нового метода. Большое внимание мы уделяем качеству продукции. Сегодня омские шины — од ни из лучших в стране. Ряд* других предприятий выпус кают шины, ходимость кото рых значительно меньше, чем у сделанных в Омске. Меж ду тем цена на них одна и та же. Это неправильно. Хо рошая шина должна иметь хорошую цену. М. С. Горбачев: вот это к есть состязательность. Тогда будет заинтересован ность, тогда будет и соревно вание, продолжал II. В. Бу деркин. Но, чтобы утвердить цену на любое изделие, на до ходить полгода. Вообще утверждение цен у нас —- это целая проблема,- Нуждается в совершенст вовании и система цен на продукцию машиностроения, продолжал далее директор.; Линия для вулканизации по-’ крышек в 1974 году стоила 620 тысяч рублей. Сегодня точно такая же линия стоит миллион 200 тысяч,; Говоря о порядке реализа ции сверхплановой продук ции, оратор предложил та кую продукцию оставлять в распоряжении предприятий,- Это, по его мнению, “даст большой выигрыш. Ведь в громадной стране мы не мо жем распределить все до иголки. Если поставки вы полнены, с остальным мо жешь сам разобраться.; Но сегодня далеко не так. До пустим, потребитель имеет фонды на 500 тысяч шин,- Звонит мне: «Замените раз мер на размер. Сегодня ши ны к «КамАЗу» мне не нуж ны, надо к «Уралу». Если есть такая возможность, по чему же не заменить? В про шлом году мы заменили так 5 0 0—600 покрышек. А за это «Резиноснабсбыт» предъ явил штраф. За что? За то, что лучше удовлетворили потребителя. Оратор поставил вопрос о юридической ответственности МПС и Минэнерго, если по их вине предприятию нане сен ущерб. Ответственность должна быть одинаковой. Заведующий кафедрой МГУ Г. X. Попов подчеркнул, что успех закона определяется в конце концов не точностью формулировок, а теми соци альными силами, которые он потом приводит в действие. Мне хотелось, сказал он, остановиться на проблемах инициативного научно-техни ческого прогресса, то есть (Окончание на 3-й сгрс).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz