Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
П рол ет арии в с е х стр , соединяйт ес ЕНКНСКОЕ ЗНАМЯ О р г а н Л и п е ц к о г о о б л а с тн о го к о м и т е т а К П С С и о б л а с т н о го С о в е т а н ар од ны х д е п у т а то в 70- й год издания Воскресенье, 14 июня 1987 г. № 1 3 7 (1 7 8 Щ Цена 3 коп. КОРЕННОЙ ВОПРОС ПЕРЕСТРОЙКИ ------------------------ — Совещание в ЦК КПСС— ------------------------ Как уже сообщалось, 8 —9 июня в Центральном Коми тете КПСС состоялось сове щание по вопросам корен ной перестройки управления экономикой, которые выно сятся на обсуждение очеред ного Пленума ЦК КПСС. В работе совещания при няли участие Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, члены Политбюро ЦК Л. Н. Зайков, Е. К. Ли гачев, Н. И. Рыжков, канди даты в члены Политбюро ЦК Б. Н. Ельцин, Н. Н. Слюньков, Н. В. Талызин. На совещание были при глашены руководители пред приятий и объединений, ми нистерств и ведомств, уче ные, партийные работники. Совещание открыл М. С. Горбачев. В конце месяца, сказал он, состоится Пленум Центрального Комитета пар тии. В его повестке — кар динальный вопрос о пере стройке управления эконо микой страны. В задачу Пле нума входит принятие. та ких решений, которые поз волили бы на этапе интенси фикации применить новую целостную систему управле ния экономикой страны. Это имеет решающее значение, поскольку речь идет о ба зисных, главных вопросах перестройки. Хотелось бы цысказать несколько замечаний и ус лышать ваше мнение по трем вопросам. Первый вопрос — как идет перестройка не только в сфере экономики, но и в обществе в целом? Ведь вы представляете различные ре гионы страны и непосред ственно каждый день связа ны с деятельностью трудо вых коллективов. Что дела ют сейчас партийные, совет ские органы, министерства? У вас? есть возможность со своих позиций высказаться, дать оценку того, что про исходит на этапе перестрой ки, который начался после январского Пленума Цент рального Комитета партии. Второй вопрос — каково ваше мнение о проекте За кона о предприятии? Он вам известен, а некоторые из вас и участвовали во все народном обсуждении, пуб лично высказались, другие изучали его в своих коллек тивах, в партийных органи зациях. Вы и сами, видимо, раздумывали над этим до кументом, сопоставляя его, так сказать, с реальностями, в которых действует то или иное предприятие, трудовой коллектив. Естественно, у вас есть что сказать Цент ральному Комитету относи тельно проекта закона. Мы должны рассмотреть его на июньском Пленуме Централь ного Комитета партии, на очередной сессии Верховно го Совета СССР, принять, и утвердить уже в виде зако на. Когда мы думаем о ко ренной перестройке управле ния нашей экономикой, то, естественно, вопрос об ос новном звене экономики, его положении в целостной си стеме управления становится кардинальным вопросом. Если говорить о прошлом, то, может быть, как раз са. мый главный недостаток и был в том. что мы начинали сверху. И вроде бы это ло гично для плановой экономи ки. Но на этот раз мы ре шили все начать с главного . звена, потому что, как толь ко брались рассматривать вопросы планирования, уп равления на уровне централь ных органов, то потом уже предприятию ничего не ос тавалось: верхние звенья все забирали себе. Карди нальных мер не получалось. До предприятий новые по. ложения, рекомендации до ходили в половинчатом, уре занном виде, и нам ни разу не удалось по-настоящему этот процесс развернуть и довести до ума, до логиче ского конца. Поэтому и в 60-х и в 70-х годах реформа и наши усилия по совер шенствованию управления экономикой не давали пол ного эффекта. Сейчас мы начали движе ние от исходного пункта — предприятия, объединения. Надо прежде всего обдумать и найти параметры, которые создавали бы возможность основному звену — пред приятию, объединению рас- ' крыть потенциал . социали стической экономики; нашей системы хозяйствования, тру дового коллектива. И поэ тому нам очень важно знать ваше мнение, вашу оценку этого документа. Вместе с тем, ставя так вопрос, мы понимаем, что если оторвать закон о пред приятии от других элемен тов, составляющих целост ную систему управления на шей экономикой, то это пос тавило бы предприятие в тяжелое положение. Оно не смогло бы реализовать все возможности и перейти на новые методы хозяйствова ния — прежде всего на хоз расчет, самофинансирование и самоокупаемость. Поэтому работа над законом велась одновременно с коренной перестройкой верхних эше лонов управления экономи кой. Это относится к прави тельственным органам и к экономическим ведомствам, роль которых огромна. Од ним из важных вопросов ос мысления новой роли центра являлось в'ыяснение того, каким должно быть мини стерство — штаб отрасли. Сейчас в Политбюро ЦК КПСС рассмотрены практи чески все направления■ со вершенствования централь ных органов управления экономикой. Надо сказать, что это дело непростое, дис куссии идут большие на всех уровнях. Это вполне нор мально, потому что мы сей час должны решить крупные вопросы, и, конечно, лучше всего их решить с меньши ми потерями. Итак, третий вопрос — какой вы представляете се бе роль центральных орга нов управления? Вот три проблемы, на которых нам надо сосредо- чить внимание. Поскольку закон о пред приятии будет входить в действие с января следую щего года, то ясно, что на до и центральные органы перевести на новые условия работы. Значит, задача сос тоит в том, чтобы всю под готовку завершить в этом го ду. Мы обсуждали проекты постановлений в Политбюро ЦК, но решений не принима ли, окончательно их не ут верждали— давали поруче ния доработать с учетом ре зультатов обсуждения. Над этими вопросам будем рабо тать и на Пленуме Централь ного Комитета партии. Пос ле окончательного утвержде ния закона сессией Верхов ного Совета СССР необходи мо увязать все постановле ния и принять их. Вот наш замысел. Рефор ма — дело серьезное, дело масштабное. Это не пере вернуть ‘ лист книги, не один день прожить. Надо пройти этапы для того, чтобы вый ти на те цели, основу кото рых мы ставим сейчас. От того, с какими идеями мы придем, с какими докумен тами мы вступим в этот пер воначальный этап, будет за висеть многое. Обсуждаемые сегодня воп росы имеют большое поли тическое значение. В этот переломный момент партия должна сказать свое слово. Люди сейчас ищут, как улуч шить работу нашего хозяй ственного механизма, как дальше развивать социали стическую демократию, по литическую систему. Сейчас как никогда нам необходимо демократическое обсужде ние всех этих проблем, творчество народа. С сообщением об основ ных направлениях перестрой ки управления экономикой выступил секретарь ЦК КПСС Н. Н. Слюньков. На оенове решений ап рельского Пленума ЦК, XXVII съезда партии, ска зал он, в стране приняты и осуществляются крупные по литические, экономические и организационные меры по ускорению развития нашего общества. Разработана и осу ществляется новая структур но-инвестиционная политика. Силы и средства концентри руются на важнейших нап равлениях развития научно- технического прогресса. За короткий период прове дена экспериментальная про верка новых экономических методов. Предприятия ряда отраслей, хозяйства переве дены на полный хозрасчет и самофинансирование. Однако радикальных экономических преобразований пока еще не произошло. В экономике продолжает действовать затратный ме ханизм с сохранением вало вых показателей. Он есте ственно стимулирует повы шение 'затрат, чем они вы ше, тем больше и объемы. Неэффективное" ведение хо зяйства определено диктатом производителя над потреби телем. Это создает в свою очередь дефицитность в на родном хозяйстве, так как производство не подчинено запросам потребителя и он не имеет выбора, а должен брать, что ему дают. Все это ведет к выпуску ненуж ной и часто низкокачествен ной продукции. Высокая зат ратность поддерживается безвозмездными капиталь ными вложениями, валютны ми фондами. И все это за счет средств бюджета. Огромные дотации, массо вый невозврат кредитов при низких процентах на них, а также действующие цены поощряют неэффективное использование ресурсов. На топливо и сырье они в пол тор а -три раза ниже миро-, вых. С другой стороны, на продукты питания цены в среднем вдвое ниже затрат на их производство. Нет не посредственной связи меж ду снижением затрат, эф фективностью хозяйствова ния и материальным вознаг раждением трудового кол лектива. Рабочие, инженерно- технические работники на деле не являются подлинны ми хозяевами ресурсов и относятся к ним, как к ничь им. Они слабо привлечены к управлению и не чувствуют себя равноправными участ никами общего дела. Чтобы до конца преодо леть затратный механизм, нужно в короткие сроки *и комплексно завершить пере ход к новой целостной си стеме управления экономи кой. Главное заключается в том, чтобы найти оптималь ное соотношение между цен трализованным планирова нием и самостоятельностью предприятий. ф Предстоящий Пленум ЦК КПСС должен обсудить и выработать основные поло жения коренной перестрой ки управления экономикой страны. Предлагается пере.' стройку управления начать с совершенствования хо зяйственного механизма предприятия. Главная задача создания нового экономического ме ханизма предприятий — это повышение их самостоятель ности, усиление ответствен ности за результаты хозяй ствования на основе полно го хозрасчета и широкого самоуправления. Из простого исполнителя плановых заданий, спущен ных сверху, регламентирую щих все его шаги, предпри ятие превращается в актив- тивный субъект планирова ния. Не министерство будет определять и предписывать в приказном порядке всю производственную програм му, а ^само предприятие. Оно будет руководствовать ся стабильными экономиче скими нормативами, госу дарственными заказами, кон трольными цифрами, Конт рольные цифры не будут директивными показателями и не станут сковывать ини циативу предприятий в вы боре хозяйственных реше ний. Исходя из государст венных заказов, прямых за казов потребителей, долго временных экономических нормативов, контрольных цифр и лимитов, предприя тие самостоятельно состав ляет и утверждает свой пя тилетний план. Но прав не бывает без обязанностей. Предприятие не должно быть нахлебником у государства. Более того, за счет средств, зарабатыва емых в результате своей де ятельности, оно должно со держать не только себя, но и государство. Отсюда и необходимость работы предприятия на прин ципах' полного хозрасчета и самофинансирования. Бюдже тное финансирование, как правило, исключается. Каж дое предприятие обязано участвовать в формировании государственного бюджета, внося плату за используе мые производственные фон ды, трудовые и природные ресурсы, включая землю и воду. Эти платежи — не только устойчивый источник дохода государства, но и важный стимул рационально го использования производ ственных ресурсов, посколь ку плата тем меньше, чем меньше объем . использо ванных ресурсов. Реализация коренных пре образований в положении предприятий обязательно тре бует кардинальных измене ний в функциях, в методах деятельности, организацион ных структурах всех орга нов управления, стоящих над предприятиями, перестройки работы экономических , ве домств страны. Прежде всего необходима коренная пере стройка деятельности мини стерств. Пока они неудовлет ворительно справляются' с задачами управления, плохо ведется перспективное пла нирование, неэффективно используются средства госу дарственного бюджета, а также централизованные фонды для создания новых мощностей. Результатом яв ляются диспропорции, дефи цит, недооценка развития социальной сферы. Неэффективна деятель ность министерств и в облас ти научно-технического про гресса, что и привело к зна чительному отставанию науч но-технического уровня ря да отраслей от высшего ми рового. Слабо проводят ми нистерства работу по ликви дации убыточности пред приятий. Вместо этих глав ных вопросов штабы отрас лей почти целиком заняты оперативным руководством объединениями, ■ админист ративными методами вмеши ваются в их хозяйственную деятельность, что и явилось одной из важнейших причин низкой эффективности рабо ты подведомственных пред приятий. Для коренного улучшения деятельности министерств предлагается освободить их от функций оперативного уп равления предприятиями, прекратить порочную, прак тику перераспределения средств от высокоэффектив ных предприятий' к низко- эффективным, убыточным. Министерства должны на де ле сдать научно-технически ми и планово-экономически ми штабами отраслей. Они обязаны отвечать перед стра ной за удовлетворение пер спективных потребностей в продукции отрасли, предуп реждать диспропорции, обес печивать выход на передо, вой мировой уровень техно логии производства, качест ва продукции. Их задача — эффективно вести работу на основе углубленной специ ализации и кооперации, бо лее совершенной организа ции и структуры, производ ства. Важно повысить актив ность министерств во внеш неэкономической деятельно, сти, в подготовке, перепод готовке и повышении квали фикации кадров. Новые за дачи и функции министерств требуют сокращения и уп рощения структуры их ап парата, укрепления его на учно-технических и планово- экономических подразделе ний и ликвидации той части аппарата, которая занята оперативно - хозяйственными функциями. Аппарат должен овладеть экономическими методами руководства, до биться демократизации сти.- ля, повысить гласность в работе. В соответствии с измене ниями в хозяйственном ме ханизме будет перестроена и деятельность экономике, скйх ведомств: Госплана, Госснаба, Минфина, банков, а также Советов Министров союзных республик, местных органов. Главное направле ние их перестройки — пере ход к экономическим мето дам руководства. Резкое повышение в пла нировании роли и ответст венности предприятий созда ет реальные условия для то го, чтобы Госплан СССР действительно стал эконо мическим штабом чстраны. Он должен сосредоточить усилия на стратегических направлениях планового ру ководства экономическим и социальным развитием, на формировании важнейших народнохозяйственных про порций, на реализации глав ных научно-технических до стижений, на совершенство вании структурной инвести ционной политики, обеспече нии сбалансированности на родного хозяйства. Первостепенным в дея тельности Госплана должно стать постоянное отлажива ние хозяйственного механиз ма, создание экономических предпосылок для эффектив ной работы предприятий, разработка обоснованных экономических нормативов и лимитов, обеспечивающих тесную увязку хозрасчетных интересов предприятий с общегосударственными инте ресами. Надо серьезно улучшить планирование науки и техни ки, а также использование их достижений. Для этого предлагается применить как экономические методы, сти мулирующие быстрейшее масштабное внедрение на учно-технических достиже ний, так и внедрение в го сударственные планы обоб щающих показателей, харак теризующих экономическую результативность научно, технического прогресса. В развитии прикладных науч ных исследований предлага ется перейти на принципы хозрасчета и самофинансиро вания. Финансировать необ ходимо не научные учреж дения, а научные разработ ки. Научная разработка — это тоже товарная продук ция с определенными зат ратами, Научный товар дол жен иметь покупателя с оп латой его стоимости. Систему, материально-тех нического обеспечения надо перестроить и привести в со ответствие с новыми услови ями хозяйствования, с уче том расширения самостоя тельности предприятий. При оритет получат экономиче ские формы распределения ресурсов путем поэтапного перехода к оптовой торговле средствами производства. Она должна стать основной формой материально-техни ческого обеспечения. Намечается провести ре форму цен, в ходе которой должна быть обеспечена ор ганическая связь между оп товыми, закупочными, роз ничными ценами и тарифа ми. Предусматривается ко ренным образом изменить практику формирования цен, последовательно отражать в них общественно необходи мые затраты, усилить их стимулирующее воздействие на ускорение научно-техни ческого прогресса, обновле ние продукции, повышение ее ■ качества. Исключительно важно придать ценообразова нию противозатратный ха. рактср. Повысится роль цен в формировании плановых пропорций, осуществлении прогрессивных сдвигов в экономике, реализации со циальной политики. Новые подходы в области финансов и кредита состоят прежде всего в создании хозрасчетных условий для работы предприятий, повы шения их заинтересованно сти в росте денежных на коплений. Финансовый меха низм должен полностью ба зироваться на долговремен ных, стабильных нормативах и нормах. Это даст возмож ность предприятиям само стоятельно, без вмешатель ства сверху строить свою финансовую базу для реше ния задач социально-эконо мического развития. Банки призваны стать ак тивными участниками хозяй ственной деятельности пред приятий, их заинтересован ными партнерами. Предпри ятия должны эффективно использовать и своевременно возвращать кредиты. Недо пустимо впредь вовлекать кредиты в покрытие финан совых прорывов или упуще ний в хозяйственной дея тельности. Новые задачи ставятся в сфере управления трудом. Надо создать систему * эф фективной занятости, трудо устройства, переквалифика ции высвобождаемых работ ников. Затем выступили участ ники совещания. После XXVII съезда пар тии, и особенно после январ ского Пленума ЦК, мы по чувствовали, что перестрой ка — это назревшая необ ходимость, сказал генераль ный директор ленинградско го объединения - «Электро сила» Б. И. Фомин. Ее пер вые проявления прежде все го в приметах демократиза ции. Это правильно, нужно кончать с тем, что кто-то те бе навязывает, что ты дол жен сказать и что тебе сде лать. Тут надо идти не от административных предпи саний, а от экономики, от чаяний коллектива, в кото ром ты работаешь. Но во главе угла, конечно, долж ны стоять государственные интересы. Перестройка в экономической сфере под крепляет процесс демократи зации, а демократизация, в свою очередь, создает благо, приятные условия для само управления в трудовых кол лективах и развития эконо мики. Остановившись на вопро сах совершенствования пла нирования, оратор отметил, что в настоящее время оно слишком централизовано и ведется по очень большому количеству показателей, си. стема формирования плана громоздка и многоступенча та. Составление плана, по его мнению, должно вестись на основе прямых договоров. Говоря о проблемах рас пределения, ресурсов, Б. И. Фомин высказал мнение, что переход на самофинансиро вание и на самоокупаемость отрезвит покупателя. А поскольку мы всегда на ходимся и в роли производи теля, и в роли покупателя, теперь, в новых условиях, никто за свои деньги лиш. нее Покупать не будет. А той массы товаров, которые мы создаем, вполне доста точно для того, чтобы рабо тать без сбоев. М. С. Горбачев: многие говорят,, что вот дефицит •преодолеем, тогда будем пё. реходить на оптовую тор говлю. А мы его и должны преодолеть через оптовую торговлю, в значительной мере. Как только переходят на самофинансирование, на самоокупаемость, так сразу заказы на технику уменьша ются. Я вспоминаю факты из практики Ставрополья. Как только в казьминском колхозе перешли на коллек тивный подряд, наполовину сократилось количество ме ханизаторов. На одну треть и даже наполовину умень шилась потребность в техни ке. Если кто-то думает,- что надо сначала дефицит лик видировать, а потом начинать оптовую торговлю, то так никогда не решим вопрос. Реплика: Михаил Сергее, вич! Заявки показывают: 30 процентов комбайнов не бе рет сельское хозяйство. М. С. Горбачев: своими деньгами платить начали. В стране под разными вы весками создалось очень много организаций, НИИ, КБ и даже производств, ко торые по существу не вы полняют своих “ функций, продолжал Б. И. Фомин, Они уже сегодня никому не нужны, но продолжают что- то делать. Выступавший Апредложил- провести их ат. тестацию. Затронув вопрос о роли министерств в новой систе ме управления экономикой, выступавший подчеркнул, что сейчас министерства от вечают за все. Они постав лены в такие условия, ког да должны быть готовы от ветить на любой конкретный вопрос, касающийся хозяй ственной деятельности лю бого предприятия. Это за ставило аппарат министерст ва окунуться в справки, в бесконечные совещания, за седания коллегий. Штабы отраслей должны быть ос вобождены от вмешательст ва в дела предприятий по мелочам и заняться главным —- проведением планово-эко номической и технической политики. Высказывая свое отноше ние к проекту закона о го сударственном предприятии, Б. И. Фомин напомнил, что в свое время долго велось обсуждение положения об объединениях. Но после ут верждения оно обросло мно гочисленными распоряже ниями, . указаниями, прика зами и потому практически не работает. Этот урок сле дует учесть с е й ч а с к о г д а мы готовимся принять закон о предприятии. Надо, чтобы никто не мог его нарушать. (Продолжение на 2-й стр.). Р А Б О Т А В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ -- ---------------------------------------О КОРМАХ, КАК О ХЛЕБЕ-------------------------------------------- Н Е ПРОСТ ИТЕЛЬНАЯ БЕСПЕЧНОСТЬ Н а с а м о т е к п у щ е н с е н о к о с в с о в х о з е « 3 а р я» Совхоз «Заря» — одто из крупнейших хозяйств Ста- новлянского района. Одно лишь кормовое поле занима ет здесь около полутора ты сяч гектаров. 800 из них— под травами. Как идет их уборка? — Пока никак, — призна ется директор совхоза Н. А. Фисенко — Убирать нече го... — и разъясняя, добав ляет: — Из многолетних у нас, в основном, люцерна. Она пока не подошла, а од нолетние — овес с викой— и вовсе низкорослые. Скосить их сейчас — остаться без кормов... Что и говорить, поспешно на сено косить—во вред делу: не столь важно дважды уб рать. сколь вовремя, чтобы травы не перестояли, успели набрать массу и питатель ность. Если подходить с этой меркой, то, действительно, кое-где люцерна еще не вступила в фазу бутониза ции, свидетельствующую о ее созревании. Но везде ли так? Нет. На некоторых участках, в частности, в Телегенском отделении, где посеяны тра восмеси (на основе овсяни цы), пора уже выводить косилки: промедление тут скорее обернется потерями, нежели выгодой. Что же сде рживает кормозаготовителей? Ответ получили, побывав у агрегатов по приготовле^ нию витаминной травяной муки. Казалось бы, сырья для них достаточно: по бал кам, придорожным .полосам, лесным опушкам, /занимаю щих свыше 100 гектаров, отличный травостой. Можно пустить на сенную муку и озимую рожь, «посеянную по кормовой технологии. Но увы! Еще издали по отсутст вию привычного дымка над трубой, определили: АВМ простаивает. И точно: у аг регата не было ни души. А о том, что он недавно эксплуа тировался, свидетельствовало лишь несколько бумажных мешков, прикрученных к вы грузному устройству. Да ряд таких же полных мешков в дырявом дощатом складе по близости. Через цесколько минут с машинного двора, располо женного рядом, появляется оператор АВМ-1,5. И, Е. По номарев. — С утра подвезли тележ ку с «зеленкой» — говорит он, — и все: конец делу. По ка загораю... — Кормоизмельчитель сломался, — смущенно объ ясняется управляющий цент- . ральным отделением С. Д. Лаврищев. — Вместо него настраивают КСК-100. К ве черу выйдет... К подготовке сеноуборочной техники в совхозе, сказывает ся, только приступили, часть ее, к примеру, механические грабли, не ремонтировались с прошлой уборки: не было за- паснык частей. Их подвезли лишь недавно, пока не успе ли поставить. Задержалось и опробование кормоизмельчи- теля, силосных комбайнов. Местные механизаторы, по словам главного ин женера В. И. Гребенькова, были заняты на обработке сахарной свеклы и кукурузы и потому не успели технику подготовить. Не удивительно что не нашлось ни одного исправного агрегата для обе спечения «зеленкой» АВМ 1,5. способного переработать за смену свыше 100 тонн сырья. Неготовность к сенокосу проявляется и в другом. Как известно, качество сена (а его планируется запасти 1500 т) во многом зависит от ус ловий хранения и сушки. В большинстве хозяйств облас ти сейчас построены или строятся сенные сараи и склады. Однако в «Заре» об этом не побеспокоились. «А из чего строить? — спраши вает директор. — Материа лов нет...» Медлят и с уста новками вентиляторов, вешал для сушки сена. Лишь на днях приступили к планиров ке площадки. Плохо исполняются возмо жности орошения. Поливаль ная техниЕса простаивает око ло двух недель: вышла из строя электрическая под станция насосной установки. «Отвезли трансформатор на перемотку в Елец, — говорит В. И. Гребеньков, —но там не торопятся..,» А ведь сей час, в жару, полив особенно необходим травам. Бросается в глаза и от. сутствие каких-либо средств наглядной агитации, напоми нающих о сенокосе. Ничего, ни обязательств, ни условий соревнования и оплаты труда, ни призывов, ни лозунгов... Ситуация, сдожившаяся в «Заре» тревожит: нельзя та кое важное дело, как сено кос, пускать на самотек. Ес ли срочно не сделать выво дов, последствия обязательно дадут о себе знать. И, надо полагать, в Становлянском РАПО наконец-то объяснят нерадивым хозяйственникам, когда надо косить, чтобы по лучить качественное сено, и что должно следовать вслед за проявлением вопиющей беспечности. А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕ ТОМ. 12 июня (ТАСС). Космо навты Юрий Романенко и Але ксандр Лавейкин осуществили выход в открытое космическое пространство и выполнили пер вый этап работ по монтажу на базовом блоке орбитального комплекса «Мир» третьей со лнечной батареи. Она предна значена для увеличения мощ ности системы электропитания, и установка ее в период поле та комплекса, была ранее за планирована. Солнечная батарея доставле на на орбиту в модуле «Квант». Конструктивно она состоит из двух агрегатов, каждый из ко торых включает в себя раздви жную ферму и две секции фотоэлектрических преобразо вателей. Работу в открытом космосе экипаж начал 12 июня в 20 часов 55 минут московского времени. После открытия лю ка переходного отсека космо навты извлекли из станции на ходящиеся в сложеннбм состо янии элементы первого агрега та солнечной батареи и пере несли их в зону проведения работ. На внешней поверхности ба зового блока комплекса эки паж установил на специальное монтажное устройство раздви жную ферму, после чего при крепил к ней обе секции фо тоэлектрических преобразова телей. Завершив эти операции, ко смонавты возвратились, в по мещение орбитального компле кса. Продолжительность пребы вания Юрия Романенко и Але ксандра Лавейкина в условиях открытого космического прост ранства составила один час 53 минуты. Экипажу предстоит совер шить еще один выход в откры тый космс*с, установить второй агрегат солнечной батареи, а затем осуществить ее развер тывание По данным телеметрической информации и докладам с ор биты, бортовые системы пило тируемого комплекса «Мир» функционируют нормально. Самочувствие обоих космо навтов хорошее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz