Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

10 июня 1987 г., № 1 33 (17 830) Л Е НИНС КОЕ З НАМЯ 3 ЗА ЭФФЕКТИВНЫЙ ТРУД И ЗДОРОВЫЙ БЫТ ш и н @ к . . . ш «ЗО Н Е Т Р Е З В О С ТИ » ...Раннее утро субботнего дня. На улицах поселка Ма- тырский еще немноголюдно, лишь странная пара, немоло­ дой мужчина и женщина с хозяйственной сумкой про- г' гуливаются в тени домов. За­ видев их, помятая личность, от которой шарахается слу­ чайный прохожий, враз об­ ретает заискивающий вид. Короткие переговоры, из сум­ ки извлекается вожделенная пол-литровка, и ранний кли­ ент бродячего шинка стре­ мительно скрывается в пе­ реулке... Модная ныне торговля «с лотка» к вечеру уходила в глубокое подполье. К одно­ этажному домику № Ю «А» на Калужской улице в тем­ ноте, крадучись, пробирались сумрачные фигуры. Каким чутьем хозяева распознавали надежных покупателей, мож­ но только догадываться, чу­ жакам сюда хода не. было. Только однажды вслед за очередным гостем в дом по­ стучались сотрудники мили­ ции. Хозяева не успели опом­ ниться, как у посетителя, а им оказался неработающий В. И. Козлов, была изъята бутылка «Сибирской», а у владельца шинка — двад­ цать рублей, которые он по­ лучил от Козлова, и еще три бутылки с зельем. Читатель, конечно, уже до­ гадался, что пожилой муж­ чина и хозяин квартиры — одно и то же лицо, и зани­ мался он -спекуляцией вод­ кой. Предприимчивый шин­ карь из Матырского, некто Шишкин, оказался не оди­ нок... А теперь вернемся к не­ давним дням и более радуж­ ным настроениям. Немногим более года назад в поселке Матырский состоялся сход граждан, которые порешили: быть поселку зоной трезвос­ ти. Возможно, были среди жителей и недовольные этим решением, но на сходе они не посмели идти против боль­ шинства. В магазине закрыли от­ дел по продаже винно-водоч­ ных изделий, вздохнули об­ легченно жены и матери: те- перь-то мужья с работы бу­ дут возвращаться домой, по­ могут в хлопотах по хозяй­ ству. На агитплощадке регу­ лярно читались лекции о трезвом образе жизни, о вре­ де алкоголя. Надеялись и работники милиции, что уменьшится у них хлопот с семейными дебоширами и хулиганами. Но не всем на­ деждам суждено было сбыть­ ся. Нашлись в поселке люди, которые недостаток спиртных напитков фабричного произ­ водства решили возместить изготовлением кустарных сур­ рогатов. Только в прошлом году за самогоноварение бы­ ли привлечены к уголовной ответственности 12 жителей Матырского. В этом году за 5 месяцев народным судом осуждены ещевосемь. С осо­ бым размахом действовала продавец магазина № 87 В. Д. Чулкова. «Раз винный отдел закрыт, — решила она, — и бедолагам-пьяницам при­ ходится ехать за 20 кило­ метров за бутылкой вина, на­ до облегчить их участь» И она открыла торговлю самО- гоном прямо на своем ра­ бочем месте, где и была схвачена за руку другими работниками магазина. Среди тех, кто решил вос­ пользоваться дефицитом спиртного, оказался и Н. Я. Шишкин. Вначале он пошел по проторенному другими пу­ ти: заготовил около тридца­ ти литров браги и собирался превратить ее в более креп­ кий напиток. Этому помеша­ ли работники милиции. На­ родный суд признал Шиш­ кина виновным в изготовле­ нии и хранении браги без це­ ли сбыта. Учитывая, что деяние не представляло боль­ шой общественной опаснос­ ти, что он является пенсио­ нером и участником войны, суд счел возможным не при­ влекать его к уголовной от­ ветственности, а в админи­ стративном порядке оштра­ фовал на 50 рублей. Выводы самогонщик для себя «сделал». «Зачем, —по­ думал он, — готовить бра­ гу, возиться с аппаратом, да и запах от этого зелья силь­ ный, не дай бог, опять уча­ стковый нагрянет. Говорят, и собак они в милиции на это натаскивать стали. Займусь- ка я другим прибыльным де­ лом, благо времени у меня хватает, в очереди за водкой постоять могу». Шишкин стал регулярно наведывать­ ся в городские магазины, скупать спиртное и перепро­ давать в «зоне трезвости» по завышенным ценам. Почтальон Н. Серикова приобрела за 20 рублей 4 бутылки вина, которые обо­ шлись спекулянту вдвое де­ шевле. Рабочая кафе «Ми­ нутка» И. Фролова купила 5 бутылок водки, 6 бутылок вина. При этом Шишкин по­ ложил в свой карман почти 70 рублей наживы. Были и другие покупатели. Конец махинациям положили орга­ ны милиции и заседание на­ родного суда, который при­ говорил Шишкина к полуто­ ра годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфис­ кацией половины принадле­ жащего ему имущества. Но как исправить беды, которою принес спекулянт? Ведь упомянутый вышё Коз­ лов сейчас находится на из­ лечении в лечебно-трудовом профилактории, другие по­ купатели — Н. Михалева, Ю. Лаврентьев — неодно­ кратно доставлялись в меди­ цинский вытрезвитель. А сколько горя принес Шишкин семьям, детям своих «кли- -ентов»! И невольно возника­ ет вопрос, где же были те, кто на сходе голоаовал за объявление своего поселка зоной трезвости? Почему они не остановили спекулянта, ведь о его делишках многие знали. Не хотели портить от­ ношения, боялись? Скорее всего, просто отворачивались, считая, что это — дело ми­ лиции, пусть она и разбира­ ется. Со всеми, подобными Шиш. кину, правоохранительные органы, конечно же, разбе­ рутся, ни один шинок не сможет существовать безна­ казанно. Но настоящая зо­ на трезвости сильна не ми­ лицейским дозором, а здоровым бытом, разумным досугом. Спекулянтов и са­ могонщиков она отторгнет сама, без милицейского про­ токола. А. НАЙДЕНОВ, начальник Левобережного РОВД г. Липецка. « ПОЛ ИТИЧЕСКАЯ АГИТАЦИЯ» № И В передовой статье «Бо­ евые задачи животноводов» анализируется работа тру­ жеников отрасли в текущем году, акцентируется вни­ мание на задачах по созда­ нию прочной кормовой ба­ зы для скота, увеличению его продуктивности. Корреспонденция заве­ дующего отделом пропаган­ ды и агитации Липецкого горкома КПСС В. А. Куз­ нецова «Липчане на удар­ ной вахте» опубликована под рубрикой «Юбилею Ве­ ликого Октября —• достой­ ную встречу!». О ходе предвыборной кампании в Липецком рай­ оне рассказывается в мате­ риале инструктора райкома партии В. Н. Паневиной «Избиратели дают наказы». В помощь агитаторам и политинформаторам опуб­ ликована методическая разработка беседы «Разви­ вая социалистический де­ мократизм». Автор раз­ работки — лектор обкома КПСС А. А. Шахов. В постоянном разделе «Агитация; опыт,' инициати- ва» помещены материалы заведующих кабинетами по­ литпросвещения Данков- ского горкома КПСС В. А. Шемякина и Чаплыгинского райкома КПСС В. В. Корот­ кова. Анализируются опыт учебы агитационных кадров в Данковском районе и ра­ бота народных универси­ тетов — в Чаплыгинском. Здесь же опубликована кор­ респонденция о работе лет­ них агитплощадок в Право- бережном районе Липецка. Помещены также матери­ алы для бесед к Дню работ­ ников легкой промышлен­ ности — 14 гйоня, к Дню медицинского работника — 21 июня, тематика бесед и выступлений для агитаторов в политинформаторов села на период заготовки кормов, другие материалы. Т П ОНЯВ, что тема ме­ ня не отпустит до тех пор, пока не пойму, кем стали последова­ тели «истинного» вероуче­ ния сегодня, впервые всерь­ ез засел за Библию. Иначе, — был уверен, — разговора с Иваном Яковлевичем не получится... Наивное миросотворение заворожило: «В начале сот­ ворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над во­ дою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет...». Тысяча триста сорок шесть страниц до заключительного слова «Аминь» — о боге злом и добром, всемогущем и распя­ том. Титаническая попытка предков понять себя и утвер­ дить вечные законы для лю­ дей... * Увиделись мы с махови- щенским «проповедником» спустя месяца четыре, хму­ рым октябрьским днем. Во взгляде, во всем поведении Голошубова ощущались тре­ петавшие в нем надежда и тревога. Он, войдя в роль, то по-пастырски наставлял, то вдруг озадачивал растерян­ ным вопросом:. «Скажи откро­ венно, а что, не собираются нас всех сослать?». Получив ответ, что мне об этом ниче­ го не доводилось слышать, вздыхал облегченно... Давно, очень давно Ивану Яковлевичу некому было из­ лить душу, поведать о сво­ ей судьбе. Братьям и сест­ рам во Христе он не мог «ис­ поведоваться». Это значило бы «потерять лицо». Все ос­ тальные — «чужие», и от них надо держаться скрытно. А человеку — ох, как надо! — чтобы его услышали, и если не поняли, то хотя бы поразумели. Интерес друг к другу ста­ новился обоюдным. Нет, Иван Яковлевич не то, чтобы жа­ ловался на судьбу. Он «про­ сто» делился тем, какая ему выпала «нелегкая» в жизни доля и тут же давал понять, что не противился ей. Но сочувствия явно жаждал... — Иван Яковлевич, рас­ скажите об истории истинно православного вероучения, — прошу его. — Как вы при­ шли к нему? — Истинно православные христиане были всегда, — ответствовал он. — Я Христа в душе чувствовал с мало­ летства. А потом нашло на меня затмение: стал гармо­ нистом, сам плясал, с моло­ дыми девками гулял. Нет, на войне не был. Когда она на­ чалась, был молод. Но на складе воинском работал. Запал там взорвался у меня в руках... — А после войны, — про­ должал собеседник, — бо­ лел я, потому не работал. И стал тогда снова богу мо­ литься со стариками... Лукавит, ох, как лукавит праведник! Не из-за болезни изо всех* сил уклонялся он от труда. На «сатанинскую» власть не хотел работать. За это в соответствии с мерами по привлечению тунеядцев к общественно полезному труду и был в 1961 году тогда еще «мужчина в расцвете сил» выслан. На самые тяжкие решился он, оставляя жену с тремя малолетними детьми, но ра­ ботать не стал. В ссылку ему было нужно, чтобы «перене­ сти гонения», «пострадать от властей». Так требовала его, Голошубова, вера, его, голо- шубовский, бог. Подтверждая свою право­ верность, истолковывает еван­ гелический текст по-своему, как удобнее. «Если же пра­ вый глаз твой соблазняет те­ бя, вырви его... И если пра­ вая твоя рука соблазняет те­ бя, отсеки ее и брось от се­ бя, ибо лучше для тебя, что­ бы погиб один из членов тво­ их, а не все тело твое было ввержено в геенну». Иван (Продолжение. Начало см. в но. мере за 9 июня с. г.). Яковлевич считает, что еван­ гелические рука и глаз — это иносказания для «мудрых». Под «рукой и глазом» надо, мол, подразумевать детей, единоутробных братьев и се­ стер, жену и даже родите­ лей. По его убеждению, «спа­ стись» можно только одно­ му. И он порвал с близкими. Хотя и тут у него полуправ­ да. Голошубов играет в прятки и с богом, и с едино­ верцами, и с атеистами. Пол­ ностью «подпольный» чело­ век. После, в разговоре со мною, его единоверцы, не разделяющие проповедей Го­ лошубова, посмеются над его «постраданием». А вот ос­ тавшейся в Маховище жене с тремя мал-мала меньше бы­ ло тогда не до смеха. Но послушаем «проповед­ ника» дальше. — Детей у меня было трое. Но я их уж двадцать с лиш­ ним лет не знаю. И они не знают, какой был у них отец. С женой тоже не живу. Она мне чужая... Веры моей они не понимают, и я им никто. Дикое для нормального че­ ловека «отречение», А для Ивана Яковлевича и его се­ стер и братьев по вере— это большая заслуга. Дело тут в следующем. Первые проповедники ИПХ учили, что нельзя рожать де­ тей для «антихриста», то есть для Советской власти. Нель­ зя, стало быть, «истинным» и жениться. А у самого Голошубова— трое. Выходит, проповедник не праведник? Как бы не так! По Голошубову, все священ­ ное писание — подтвержде­ ние его святости, и «грех»— «во спасение души». Пропо­ ведник указывает на то, что «Христос пришел призвать не праведников, но грешни­ ков к покаянию». То есть как раз его, Ивана Яковлевича. «Для бога один грешник до­ роже, всех праведников», — так он утверждает. Поразительно мирно ужи­ ваются в этом человеке фа­ натизм и изворотливость, накопленная десятилетиями, позволяющая и слукавить... Иван Яковлевич и его по­ следователи заверяют, что живут тем, что «бог даст». Десятилетиями он им и «да­ ет». Но как? Особое впечатление в этом смысле на меня произвела пара лебедянских единовер­ цев Голошубова — Феодосия Дмитриевна Жданова и ее муж. Его так и придется име­ новать мужем Феодосии. Не назвался он при встрече. Гла­ за хитрые-хитрые, себе на уме человек. Правда, «сест­ ра» Феодосия ему и слова не дала молвить, сама включи­ лась в защиту «истинной» веры. — Помню, — говорит, — до войны пошли мы с сест­ рой на моление. Шли краду­ чись («молились тайно»), по картофельным грядкам. И тут табун лошадей колхоз­ ных гнали. Я говорю сестре, давай ляжем. Если уж судьба умереть, умрем... Через нас весь табун колхозный про­ шел, и ни одна лошадь не наступила. (Бросается на пол, закрыв голову руками, показывает, как лежали). Для Феодосии тот случай был, да и теперь остается, первым «знамением» право­ верности. Есть и второе: «Собрались мы в хате напро­ тив тока. Там шум, — мо­ лотьба идет. И ни одна жи­ вая душа не заметила, как мы тайно собрались на мо­ ление. Полна хата народу набилась^ Бог нас опять хра­ нил...». На тайное моление соби­ рались в уборочную страду те, кто выступал против кол­ хозов. Позже Феодосия будет выслана за отказ рыть око­ пы в войну. Она из Куйма- ни, а руководители куйман- ских ИПХ приход Фашистов восприняли, как «карающий меч господень на безбожную власть». «Сестра Феодосия из бо­ лее раннего призыва в секту, чем Голошубов, и это она себе засчитывает в актив. (Хотя в начале беседы дол­ го отказывалась признать знакомство с «братом» Ива­ ном -— его, кстати, все по­ читатели особо стараются вы­ городить). Рассказываю ей, что соз­ дателями ИПХ были люди богатые, а она, по ее словам, из семьи бедного сапожника. И бедняки-то устанавливали не «истинную» веру, а Совет­ скую власть. — Не знаю, кто ее уста­ навливал, — следует ответ. — Поэтому и подчиняться ей не хотите? — Власть сама по себе, а мы сами по себе. Мы живем по законам Христова граж­ данства. — А священное писание- то вы признаете? Отвечает утвердительно. — Как же вы тогда нару­ шаете его? Ведь в послании к римлянам святого апосто­ ла Павла сказано: «Всякая душа да будет покорна выс­ шим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от бога установ­ лены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». — Покажи, покажи где это написано, — занервничала сестра Феодосия. Несет Евангелие, и к ужа­ су ее строка в строку схо­ дятся. — Но Советская власть бога не признает. Она без­ божная. Вот мне говорили в сельсовете: паспорта не возь­ мешь — не купишь, не про­ дашь, с голоду помрешь. А вот бог дал... Погляди. Все у меня есть, все бог дал. . Надо сказать, тут она по- своему права. Блестят в до­ ме полы, установлена сов­ ременная мебель, висят ков­ ры. Но вот вопрос: кто этот бог «дающий»? «Бог» ее мы­ чит, хрюкает, кудахчет во дворе. Все хлопоты о скоти­ не, которой содержится мно­ жество, на муже. Когда он при мне понес очередные два ведра варева из пяти, гото­ вившихся на плите, Феодосия вслед ему пояснила: «Вот то­ же на железной дороге ра­ ботал, а образования —*• че­ тыре класса. Дурак в вере». Кстати, «дурак в вере» —- муж Феодосии давно нигде не работает, ему выгоднее положение домашнего скот­ ника. Со вздохом, и в то же вре­ мя не без вызова, Феодосия Дмитриевна заключает: — Своими трудами жи­ вем. Когда запретят скотину держать, тогда помирать бу­ дем... Но это всего лишь слова, чтобы попугать мирян. Не в разладе с верой она лечит гипертонию у безбожных ле­ бедянских врачей. Причем, как и все советские граж­ дане, бесплатно. Это можно. А вот на благо Советской власти работать «Христову гражданству» нельзя. — Епископ Уар все пре­ дугадал, — срывается хо­ зяйка. — Церкви — безвер­ ные, все попы — коммунис­ ты, в профсоюзе они. И свя­ щенное писание сбывается. Сказано, что в последнее вре­ мя будет гонение на Христа — так и есть. О каком гонении речь? Ока­ зывается, на квартире у Феодосии Дмитриевны — моленья. И не так давно местные органы власти «по­ мешали» собравшимся тут истинно православным (на этот раз бог их не уберег), да еще и штраф выписали. Правда, платить его «безра­ ботные» муж и жена, по их словам, не собираются — «нечем». Оба настаивают на том, что советские законы на них не распространяются — они, дескать, не подсудны «антихристовой власти»! Заходит муж (будем его так именовать). Быстро включается в беседу, очень темпераментно, с натиском. Приведу их диалог с хозяй­ кой. —- Вот он (Феодосия ки­ вает на меня) спрашивает, почему мы против власти, а мы не против, а только за­ коны, какие против Писания, не выполняем. — Ну и не за власть! — без обиняков отрубает муж. —■Кто это придумал гоне­ ние на православных? Госу­ дарство заставляет работать по принуждению. А это на­ силие. Власть, что хочет, то и делает. Безбожная власть послана нам в наказание — по людям и власть. (Плохие, мол!, стали люди). — Замолчи, — настойчи­ во требует хозяйка. — Ведь сказано, что дьявол тих. (Это обо мне). Вот ты все ему и рассказал. Восемьдесят руб­ лей пенсию получаешь, а го­ воришь... — Восемьдесять рублей— э™ деньги? — встрепенулся муж. — Это деньги, а? Да у меня они отняли... Одна ло­ шадь тогда 80 тысяч стоила. Я пошел и паспорт бросил, чтобы мне пенсию не давали, чтоб я с голоду умер, чтобы все видели: вот до чего до­ вела человека Советская власть! — откровенно шан­ тажирует муж. Его опять перебивают, и раздосадованный, он, хлоп­ нув дверью, уходит. Феодо­ сия Дмитриевна, не зарабо­ тавшая пенсию, с завистью и подозрительностью молвит ему вслед: — У него, наверное, и паспорт есть. Не знаю, ког­ да уж это он его бросил... Сумерки быстро опуска­ лись за окном. Пора уходить. Беспокойство за «пастыря» выдавливает из хозяйки по­ следнюю фразу: — А Голошубов, он, как все истинно православные христиане. Только ему боль­ ше всех божественного по­ нимания во всем дано... Ну, насчет того, что Го­ лошубов «как все» — это для конспирации. Другие «ис­ тинные» более откровенно выскажутся на сей счет. А. ГУСЕВ, член Союза журналистов СССР. -----------------------ЗАМЕТКИ АТЕИСТА ---------------------- 2. „ ЧТОБ МНЕ С ГОЛОДУ УМЕРЕТЬ" У Н АШ И Х СОСЕДЕЙ Отчего реки мелеют? Специ­ алисты считают, что причиной тому прежде всего вырубки прибрежных лесов, особенно вдоль истоков. Ведь корни де­ ревьев и кустарника укрепля­ ют откосы, предохраняют бере- РОЩА РЕЧКУ га от разрушений. Эту истину хорошо усвоили в Эртильско-м районе Воронежской области, где протекает речка Битюг. Одно время ее и рекойгто на­ звать было трудно: заилилась, почти остановила свой бег, БЕРЕЖЕТ Картина изменилась, когда ста­ ли создавать здесь прибреж­ ные защитные лесные насаж­ дения. В качестве главных по­ род использовали ветлу и то­ поль черный. А чуть поодаль сажали ясень, березу, сосну. Спасли эту речку, подумали и о других. В области стало прави­ лом каждую весну выходить на посадку, леса у малых рек. Са­ женцы подбирают в соответст­ вии с почвенными и гидрологи­ ческими условиями. (Корр. ТАСС). ИНФОРМАЦИЯ В объективе — Вьетнам Машиностроители социалистического Вьет­ нама стремятся как можно полнее удовлетво­ рить потребности населения в бытовых элект­ роприборах. Выпуск новой модели вентилято­ ров освоил электромеханический завод про­ винции Тхайбинь. В этом году предприятие на­ мерено значительно увеличить их выпуск. НА СНИМКЕ: проверка готовой продукции. Фото ВИА—ТАСС. ХОД ПРИМИРЕНИЯ В ДРА КАБУЛ, 9 июня. (ТАСС) Еще 195 граждан ДРА вер-* нудись на днях в провинции ДжаузДжан, Парван, Тахар и Лагман. Местные чрезвы. чайные комиссии по национа­ льному примирению оказали им необходимое содействие и помощь. В провинции Кандагар под­ разделения афганской армии провели операцию по обезвре­ живанию контрреволюцион­ ных банд, терроризирующих население. Согласно сообще­ нию агентства Бахтар, в у ез­ де Аргандаб уничтожена кру­ пная душманская группировка, захвачено значительное коли­ чество оружия и боеприпа­ сов. В ходе боевых действий убиты главарь одной из банд Абдул Хай, известный также как Лал Маланг, и четверо его подручных. Успешно проходит процесс национального примирения в провинции Балх. С момента объявления прекращения ог­ ня на сторону народа пере­ шли 395 человек из состава антиправительственных Фор. мирований. В кишлаках и уездах провинции создано 108 комиссий по примире­ нию. Из Пакистана и Ирана сюда вернулись 2090 бежен­ цев. Сегодня многие из них работают на государственных предприятиях и в учрежде­ ниях Балха. Н А Г Н Е Т А Ю Т Н А П Р Я Ж Е Н Н О С Т Ь ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА СВАП0 ЛУАНДА, 9 июня. Корр. ТАСС Александр Корзун пере­ дает: мощная волна забастовок прокатилась по всей Намибии в ответ на ужесточение расист­ ского террора, заявил прези­ дент Народной организации Юго-Западной Африки (СВАГ10) Сэм Нуйома на состоявшейся здесь пресс-конференции. В авангарде стачечного движения выступает национальный союз рабочих Намибии. 1 мая по призыву этого ведущего про­ фсоюзного объединения более 35 тысяч человек приняли уча­ стие в забастовках и манифес­ тациях в Виндхуке, Цумебе, Людерице, других промышлен­ ных центрах страны. Все чаще, отметил он, выступления тру­ дящихся проводятся под поли­ тическими лозунгами. Они тре­ буют положить конец бесчинст­ вам оккупантов, незамедлите­ льно вывести из Намибии юж­ ноафрикански# войска и пре­ доставить стране независимость на основе резолюции 435 Сове­ та Безопасности ООН. Власти Претории пытаются силой подавить организованное движение намибийского проле­ тариата, подчеркнул руководи­ тель СВАПО. С этой целью они широко используют регуляр­ ную армию, полицию, специаль­ ные карательные отряды «Ку- фут». ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЛА ВАРИГИНОЙ ПАРИЖ, 9 июня. Корр. ТАСС Юрий Лопатин, передает: сегодня, наконец, официально подтверждено, что «шпионское дело» против советской граж­ данки Людмилы Варигиной (Вердье), сфабрикованное французскими спецслужбами, прекращено за полным отсут­ ствием состава преступления. Об этом Людмила сообщила корреспонденту ТАСС по теле­ фону. Сегодня утром, сказала она, я собиралась идти во дворец правосудия Руана отмечаться в полицейском контрольном ли­ сте. Отец моего мужа решил на всякий случай предвари­ тельно позвонить «моему» сле­ дователю Элизабет Сено. Ее на месте не оказалось. Секре­ тарь же ответил, что мне боль­ ше не нужно ходить на про­ верки, так как все обвинения и полицейский надзор с меня сняты.’ Я, конечно, очень рада и теперь с нетерпением жду освобождения моего мужа Пьера, который тоже ни в чем не виновен. НЬЮ-ЙОРК, 9 июня. (ТАСС). США осуществляют крупную переброску вооружений и дру­ гих военных грузов на терри­ торию Бахрейна. Об этом со­ общила со ссылкой на изра­ ильское радио газета «Нью- Йорк пост». Хотя представи­ тель Пентагона отказался под­ твердить этот факт, по мне- ВНИ З Раннее утро, но кажется, что солнце уже в зените. Даже в тени акаций и тамариндов тем­ пература воздуха превышает тридцать градусов. Почти не уступает воздуху и вода: ку­ пающие буйволов мальчишки часами могут сидеть в реке без риска простудиться. При виде нашего прогулочного теплохо- дика компании «Пномпеньту- ризм» они приветливо машут руками. Только здесь, на середине Меконга, дует прохладный ве­ терок. Справа и слева видны рыбацкие поселки. Навстречу плывут лодки всевозмож­ ных конструкций, гружен­ ные р и с о м , фруктами, живой птицей: крестьяне везут в столицу товар на про­ дажу. Рыбаки вытаскивают за­ брошенные вечером сети. Суд­ но «Меконг-экспресс», идущее из Сингапура с грузом строи­ тельных материалов, дает при­ ветственный гудок. На корме другого вьетнамского сухогру­ за читаем: «Кыулонг», порт приписки — Сайгон в городе Хошимине. Ширина реки здесь около двух километров и поз­ воляет свободно разойтись сра­ зу нескольким теплоходам. А вот и цель нашего путеше­ ствия — уезд Аовеа. Один из одиннадцати уездов провинции Кандаль и, как сказали кам­ пучийские товарищи, «типич­ ный во всех отношениях». Тер­ ритория его узкой полосой про­ тянулась на 35 километров вдоль Меконга, повторяя все изгибы р^ки. Множество неп­ роходимых болот, густые бам­ буковые и мангровые леса по­ зволяют обрабатывать лишь треть территории уезда. Вы­ ращивают здесь рис, бататы, кукурузу, перец — то, что ве­ ками растил кхмер-земледе­ лец на своем поле. В уезде про­ изводят сейчас 220 килограм­ мов продовольствия в год на душу населения. Причем учи­ тывается и рис. и бобовые, и овощи... "Подсчет, конечно, не­ сколько непривычный, но дру­ гого пока не придумали. За счет осушения болот и выруб­ ки лесов намечено" увеличить площади под интенсивными. нию американских обозревате­ лей, речь явно идет о подго­ товке к нанесению «превентив­ ного удара» по Ирану. Как указывает в редакционной статье газета «Филадельфия ин- куайрер», вопрос о налете на Иран обсуждается сейчас в со­ вете национальной безопаснос­ ти. высокоурожайными сортами риса. — Голода у нас нет, — го­ ворит председатель Народно­ революционного комитета уез­ да 35-летний Лиен Хи, — од­ нако потребности в продоволь­ ствии пока превышают пред­ ложение. ...Мы. советские и вьетнам­ ские журналисты, сидим за длинным столом в здании На­ родно-революционного коми­ тета. На столе пепел каждым Кампучийский ' репортаж по кокосовому ореху с воткну­ той трубочкой. Хочешь — мо­ жешь потянуть сладковатую влагу. Но все внимательно слушают председателя. — Главное, — говорит Лиен Хи, — это то, что люди мо­ гут трудиться спокойно. Про­ блемы безопасности практиче­ ски решены. Народ верит и. помогает нам. поэтому факты диверсий в уезде чрезвычайно редки. Уже после беседы коррес­ понденты увидят, как прохо­ дят занятия крестьянской ми­ лиции, или, как ее здесь на­ зывают, «сил самообороны». Парни маршируют с винтовку ми в руках, окапываются,, бро­ сают гранаты. Все это приго­ дится им во время регулярных ночных дежурств в боевом ох­ ранении деревень, мостов, фаб­ рик. А днем, после занятий с оружием, они помогают кре­ стьянам в «группах взаимопо­ мощи» . Таких групп в уезде сейчас 541. По степени обобществле­ ния средств производства они, как и по всей стране, делятся на несколько типов. В группах первого типа все общее: зем­ ля, скот, орудия труда. Дохо­ ды делятся поровну на всех. Второй тип подразумевает совместную обработку предос­ тавленной государством земли при помощи буйволов, плугов, борон и другого инвентаря, на­ ходящегося в личной собст­ венности крестьян — члэнов В ходе подготовки к осуще­ ствлению военных операций в Персидском заливе Вашингтон продолжает нагнетать кампанию психологического давления на Иран. Как сообщила телеком­ пания Сй-би-эс, Соединенные Штаты предупредили Иран о том, что они нанесут удар в том случае, если Иран развер­ нет свои ракетные батареи у Ормузского пролива. «группы взаимопомощи». И распределяют полученный уро­ жай они сами, по своему ус­ мотрению. Как показывает практика, группы второго ти­ па на нынешнем этапе более- эффективны и поэтому их боль­ шинство. — Огромная проблема, стоя­ щая перед нами, — продолжа­ ет Лиен Хи, — это культура. В расположенных далеко от центра деревнях нет библиотек. Туда крайне редко доходят га­ зеты. Книги люди могут зача­ стую найти лишь в буддист­ ских храмах и в школах (в уезде сейчас 32 пагоды и 36 школ). Очень непросто в та­ ких условиях бороться с не­ грамотностью. Мы переписали всех неумеющих читать ипи- сать, создали для них учебные группы по месту жительства. Учатся у нас все без исключе­ ния. Недалек тот день, когда неграмотность мы ликвидируем полностью... Центр уезда — деревня Ло- веа. Главная и единственная ее улица вытянулась на два километра. По обе стороны сто­ ят пайотты — домики на сва­ ях. Под домиками — свобод­ ное пространство, где могут быть расположены кухня, ма­ стерская или просто место для отдыха. Вокруг пайоттов — заросли бананов, сахарные и кокосовые пальмы, манговые деревья. Вместе с Лиен Хи мы осмотрели все достопримеча­ тельности деревни: шко­ лу искусств, мастерские по и з г о т о в л е н и ю ци­ новок и шарфов «крома». яв­ ляющихся непременным атри­ бутом одежды кампучийцев; они предохраняют лицо от па­ лящих солнечных лучей. Побывали мы и в местной больнице. Там несколько па­ лат. На деревянных топчанах, покрытых соломенными цинов­ ками, лежалй больные. «Ма­ лярия», — пояснила мелсест- ра. Этим заболеванием в Кам­ пучии страдает каждый третий сельский житель. С благодар­ ностью приняли врачи уезда 100 ампул хинина — дар от их коллег из СРВ. С. КОЛОСОВ, соб. корр. АПН. ПО М ЕК ОН ГУ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz