Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
10 июня 1987 г., № 1 33 (17 830) Л Е НИНС КОЕ З НАМЯ 3 ЗА ЭФФЕКТИВНЫЙ ТРУД И ЗДОРОВЫЙ БЫТ ш и н @ к . . . ш «ЗО Н Е Т Р Е З В О С ТИ » ...Раннее утро субботнего дня. На улицах поселка Ма- тырский еще немноголюдно, лишь странная пара, немоло дой мужчина и женщина с хозяйственной сумкой про- г' гуливаются в тени домов. За видев их, помятая личность, от которой шарахается слу чайный прохожий, враз об ретает заискивающий вид. Короткие переговоры, из сум ки извлекается вожделенная пол-литровка, и ранний кли ент бродячего шинка стре мительно скрывается в пе реулке... Модная ныне торговля «с лотка» к вечеру уходила в глубокое подполье. К одно этажному домику № Ю «А» на Калужской улице в тем ноте, крадучись, пробирались сумрачные фигуры. Каким чутьем хозяева распознавали надежных покупателей, мож но только догадываться, чу жакам сюда хода не. было. Только однажды вслед за очередным гостем в дом по стучались сотрудники мили ции. Хозяева не успели опом ниться, как у посетителя, а им оказался неработающий В. И. Козлов, была изъята бутылка «Сибирской», а у владельца шинка — двад цать рублей, которые он по лучил от Козлова, и еще три бутылки с зельем. Читатель, конечно, уже до гадался, что пожилой муж чина и хозяин квартиры — одно и то же лицо, и зани мался он -спекуляцией вод кой. Предприимчивый шин карь из Матырского, некто Шишкин, оказался не оди нок... А теперь вернемся к не давним дням и более радуж ным настроениям. Немногим более года назад в поселке Матырский состоялся сход граждан, которые порешили: быть поселку зоной трезвос ти. Возможно, были среди жителей и недовольные этим решением, но на сходе они не посмели идти против боль шинства. В магазине закрыли от дел по продаже винно-водоч ных изделий, вздохнули об легченно жены и матери: те- перь-то мужья с работы бу дут возвращаться домой, по могут в хлопотах по хозяй ству. На агитплощадке регу лярно читались лекции о трезвом образе жизни, о вре де алкоголя. Надеялись и работники милиции, что уменьшится у них хлопот с семейными дебоширами и хулиганами. Но не всем на деждам суждено было сбыть ся. Нашлись в поселке люди, которые недостаток спиртных напитков фабричного произ водства решили возместить изготовлением кустарных сур рогатов. Только в прошлом году за самогоноварение бы ли привлечены к уголовной ответственности 12 жителей Матырского. В этом году за 5 месяцев народным судом осуждены ещевосемь. С осо бым размахом действовала продавец магазина № 87 В. Д. Чулкова. «Раз винный отдел закрыт, — решила она, — и бедолагам-пьяницам при ходится ехать за 20 кило метров за бутылкой вина, на до облегчить их участь» И она открыла торговлю самО- гоном прямо на своем ра бочем месте, где и была схвачена за руку другими работниками магазина. Среди тех, кто решил вос пользоваться дефицитом спиртного, оказался и Н. Я. Шишкин. Вначале он пошел по проторенному другими пу ти: заготовил около тридца ти литров браги и собирался превратить ее в более креп кий напиток. Этому помеша ли работники милиции. На родный суд признал Шиш кина виновным в изготовле нии и хранении браги без це ли сбыта. Учитывая, что деяние не представляло боль шой общественной опаснос ти, что он является пенсио нером и участником войны, суд счел возможным не при влекать его к уголовной от ветственности, а в админи стративном порядке оштра фовал на 50 рублей. Выводы самогонщик для себя «сделал». «Зачем, —по думал он, — готовить бра гу, возиться с аппаратом, да и запах от этого зелья силь ный, не дай бог, опять уча стковый нагрянет. Говорят, и собак они в милиции на это натаскивать стали. Займусь- ка я другим прибыльным де лом, благо времени у меня хватает, в очереди за водкой постоять могу». Шишкин стал регулярно наведывать ся в городские магазины, скупать спиртное и перепро давать в «зоне трезвости» по завышенным ценам. Почтальон Н. Серикова приобрела за 20 рублей 4 бутылки вина, которые обо шлись спекулянту вдвое де шевле. Рабочая кафе «Ми нутка» И. Фролова купила 5 бутылок водки, 6 бутылок вина. При этом Шишкин по ложил в свой карман почти 70 рублей наживы. Были и другие покупатели. Конец махинациям положили орга ны милиции и заседание на родного суда, который при говорил Шишкина к полуто ра годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфис кацией половины принадле жащего ему имущества. Но как исправить беды, которою принес спекулянт? Ведь упомянутый вышё Коз лов сейчас находится на из лечении в лечебно-трудовом профилактории, другие по купатели — Н. Михалева, Ю. Лаврентьев — неодно кратно доставлялись в меди цинский вытрезвитель. А сколько горя принес Шишкин семьям, детям своих «кли- -ентов»! И невольно возника ет вопрос, где же были те, кто на сходе голоаовал за объявление своего поселка зоной трезвости? Почему они не остановили спекулянта, ведь о его делишках многие знали. Не хотели портить от ношения, боялись? Скорее всего, просто отворачивались, считая, что это — дело ми лиции, пусть она и разбира ется. Со всеми, подобными Шиш. кину, правоохранительные органы, конечно же, разбе рутся, ни один шинок не сможет существовать безна казанно. Но настоящая зо на трезвости сильна не ми лицейским дозором, а здоровым бытом, разумным досугом. Спекулянтов и са могонщиков она отторгнет сама, без милицейского про токола. А. НАЙДЕНОВ, начальник Левобережного РОВД г. Липецка. « ПОЛ ИТИЧЕСКАЯ АГИТАЦИЯ» № И В передовой статье «Бо евые задачи животноводов» анализируется работа тру жеников отрасли в текущем году, акцентируется вни мание на задачах по созда нию прочной кормовой ба зы для скота, увеличению его продуктивности. Корреспонденция заве дующего отделом пропаган ды и агитации Липецкого горкома КПСС В. А. Куз нецова «Липчане на удар ной вахте» опубликована под рубрикой «Юбилею Ве ликого Октября —• достой ную встречу!». О ходе предвыборной кампании в Липецком рай оне рассказывается в мате риале инструктора райкома партии В. Н. Паневиной «Избиратели дают наказы». В помощь агитаторам и политинформаторам опуб ликована методическая разработка беседы «Разви вая социалистический де мократизм». Автор раз работки — лектор обкома КПСС А. А. Шахов. В постоянном разделе «Агитация; опыт,' инициати- ва» помещены материалы заведующих кабинетами по литпросвещения Данков- ского горкома КПСС В. А. Шемякина и Чаплыгинского райкома КПСС В. В. Корот кова. Анализируются опыт учебы агитационных кадров в Данковском районе и ра бота народных универси тетов — в Чаплыгинском. Здесь же опубликована кор респонденция о работе лет них агитплощадок в Право- бережном районе Липецка. Помещены также матери алы для бесед к Дню работ ников легкой промышлен ности — 14 гйоня, к Дню медицинского работника — 21 июня, тематика бесед и выступлений для агитаторов в политинформаторов села на период заготовки кормов, другие материалы. Т П ОНЯВ, что тема ме ня не отпустит до тех пор, пока не пойму, кем стали последова тели «истинного» вероуче ния сегодня, впервые всерь ез засел за Библию. Иначе, — был уверен, — разговора с Иваном Яковлевичем не получится... Наивное миросотворение заворожило: «В начале сот ворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над во дою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет...». Тысяча триста сорок шесть страниц до заключительного слова «Аминь» — о боге злом и добром, всемогущем и распя том. Титаническая попытка предков понять себя и утвер дить вечные законы для лю дей... * Увиделись мы с махови- щенским «проповедником» спустя месяца четыре, хму рым октябрьским днем. Во взгляде, во всем поведении Голошубова ощущались тре петавшие в нем надежда и тревога. Он, войдя в роль, то по-пастырски наставлял, то вдруг озадачивал растерян ным вопросом:. «Скажи откро венно, а что, не собираются нас всех сослать?». Получив ответ, что мне об этом ниче го не доводилось слышать, вздыхал облегченно... Давно, очень давно Ивану Яковлевичу некому было из лить душу, поведать о сво ей судьбе. Братьям и сест рам во Христе он не мог «ис поведоваться». Это значило бы «потерять лицо». Все ос тальные — «чужие», и от них надо держаться скрытно. А человеку — ох, как надо! — чтобы его услышали, и если не поняли, то хотя бы поразумели. Интерес друг к другу ста новился обоюдным. Нет, Иван Яковлевич не то, чтобы жа ловался на судьбу. Он «про сто» делился тем, какая ему выпала «нелегкая» в жизни доля и тут же давал понять, что не противился ей. Но сочувствия явно жаждал... — Иван Яковлевич, рас скажите об истории истинно православного вероучения, — прошу его. — Как вы при шли к нему? — Истинно православные христиане были всегда, — ответствовал он. — Я Христа в душе чувствовал с мало летства. А потом нашло на меня затмение: стал гармо нистом, сам плясал, с моло дыми девками гулял. Нет, на войне не был. Когда она на чалась, был молод. Но на складе воинском работал. Запал там взорвался у меня в руках... — А после войны, — про должал собеседник, — бо лел я, потому не работал. И стал тогда снова богу мо литься со стариками... Лукавит, ох, как лукавит праведник! Не из-за болезни изо всех* сил уклонялся он от труда. На «сатанинскую» власть не хотел работать. За это в соответствии с мерами по привлечению тунеядцев к общественно полезному труду и был в 1961 году тогда еще «мужчина в расцвете сил» выслан. На самые тяжкие решился он, оставляя жену с тремя малолетними детьми, но ра ботать не стал. В ссылку ему было нужно, чтобы «перене сти гонения», «пострадать от властей». Так требовала его, Голошубова, вера, его, голо- шубовский, бог. Подтверждая свою право верность, истолковывает еван гелический текст по-своему, как удобнее. «Если же пра вый глаз твой соблазняет те бя, вырви его... И если пра вая твоя рука соблазняет те бя, отсеки ее и брось от се бя, ибо лучше для тебя, что бы погиб один из членов тво их, а не все тело твое было ввержено в геенну». Иван (Продолжение. Начало см. в но. мере за 9 июня с. г.). Яковлевич считает, что еван гелические рука и глаз — это иносказания для «мудрых». Под «рукой и глазом» надо, мол, подразумевать детей, единоутробных братьев и се стер, жену и даже родите лей. По его убеждению, «спа стись» можно только одно му. И он порвал с близкими. Хотя и тут у него полуправ да. Голошубов играет в прятки и с богом, и с едино верцами, и с атеистами. Пол ностью «подпольный» чело век. После, в разговоре со мною, его единоверцы, не разделяющие проповедей Го лошубова, посмеются над его «постраданием». А вот ос тавшейся в Маховище жене с тремя мал-мала меньше бы ло тогда не до смеха. Но послушаем «проповед ника» дальше. — Детей у меня было трое. Но я их уж двадцать с лиш ним лет не знаю. И они не знают, какой был у них отец. С женой тоже не живу. Она мне чужая... Веры моей они не понимают, и я им никто. Дикое для нормального че ловека «отречение», А для Ивана Яковлевича и его се стер и братьев по вере— это большая заслуга. Дело тут в следующем. Первые проповедники ИПХ учили, что нельзя рожать де тей для «антихриста», то есть для Советской власти. Нель зя, стало быть, «истинным» и жениться. А у самого Голошубова— трое. Выходит, проповедник не праведник? Как бы не так! По Голошубову, все священ ное писание — подтвержде ние его святости, и «грех»— «во спасение души». Пропо ведник указывает на то, что «Христос пришел призвать не праведников, но грешни ков к покаянию». То есть как раз его, Ивана Яковлевича. «Для бога один грешник до роже, всех праведников», — так он утверждает. Поразительно мирно ужи ваются в этом человеке фа натизм и изворотливость, накопленная десятилетиями, позволяющая и слукавить... Иван Яковлевич и его по следователи заверяют, что живут тем, что «бог даст». Десятилетиями он им и «да ет». Но как? Особое впечатление в этом смысле на меня произвела пара лебедянских единовер цев Голошубова — Феодосия Дмитриевна Жданова и ее муж. Его так и придется име новать мужем Феодосии. Не назвался он при встрече. Гла за хитрые-хитрые, себе на уме человек. Правда, «сест ра» Феодосия ему и слова не дала молвить, сама включи лась в защиту «истинной» веры. — Помню, — говорит, — до войны пошли мы с сест рой на моление. Шли краду чись («молились тайно»), по картофельным грядкам. И тут табун лошадей колхоз ных гнали. Я говорю сестре, давай ляжем. Если уж судьба умереть, умрем... Через нас весь табун колхозный про шел, и ни одна лошадь не наступила. (Бросается на пол, закрыв голову руками, показывает, как лежали). Для Феодосии тот случай был, да и теперь остается, первым «знамением» право верности. Есть и второе: «Собрались мы в хате напро тив тока. Там шум, — мо лотьба идет. И ни одна жи вая душа не заметила, как мы тайно собрались на мо ление. Полна хата народу набилась^ Бог нас опять хра нил...». На тайное моление соби рались в уборочную страду те, кто выступал против кол хозов. Позже Феодосия будет выслана за отказ рыть око пы в войну. Она из Куйма- ни, а руководители куйман- ских ИПХ приход Фашистов восприняли, как «карающий меч господень на безбожную власть». «Сестра Феодосия из бо лее раннего призыва в секту, чем Голошубов, и это она себе засчитывает в актив. (Хотя в начале беседы дол го отказывалась признать знакомство с «братом» Ива ном -— его, кстати, все по читатели особо стараются вы городить). Рассказываю ей, что соз дателями ИПХ были люди богатые, а она, по ее словам, из семьи бедного сапожника. И бедняки-то устанавливали не «истинную» веру, а Совет скую власть. — Не знаю, кто ее уста навливал, — следует ответ. — Поэтому и подчиняться ей не хотите? — Власть сама по себе, а мы сами по себе. Мы живем по законам Христова граж данства. — А священное писание- то вы признаете? Отвечает утвердительно. — Как же вы тогда нару шаете его? Ведь в послании к римлянам святого апосто ла Павла сказано: «Всякая душа да будет покорна выс шим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от бога установ лены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». — Покажи, покажи где это написано, — занервничала сестра Феодосия. Несет Евангелие, и к ужа су ее строка в строку схо дятся. — Но Советская власть бога не признает. Она без божная. Вот мне говорили в сельсовете: паспорта не возь мешь — не купишь, не про дашь, с голоду помрешь. А вот бог дал... Погляди. Все у меня есть, все бог дал. . Надо сказать, тут она по- своему права. Блестят в до ме полы, установлена сов ременная мебель, висят ков ры. Но вот вопрос: кто этот бог «дающий»? «Бог» ее мы чит, хрюкает, кудахчет во дворе. Все хлопоты о скоти не, которой содержится мно жество, на муже. Когда он при мне понес очередные два ведра варева из пяти, гото вившихся на плите, Феодосия вслед ему пояснила: «Вот то же на железной дороге ра ботал, а образования —*• че тыре класса. Дурак в вере». Кстати, «дурак в вере» —- муж Феодосии давно нигде не работает, ему выгоднее положение домашнего скот ника. Со вздохом, и в то же вре мя не без вызова, Феодосия Дмитриевна заключает: — Своими трудами жи вем. Когда запретят скотину держать, тогда помирать бу дем... Но это всего лишь слова, чтобы попугать мирян. Не в разладе с верой она лечит гипертонию у безбожных ле бедянских врачей. Причем, как и все советские граж дане, бесплатно. Это можно. А вот на благо Советской власти работать «Христову гражданству» нельзя. — Епископ Уар все пре дугадал, — срывается хо зяйка. — Церкви — безвер ные, все попы — коммунис ты, в профсоюзе они. И свя щенное писание сбывается. Сказано, что в последнее вре мя будет гонение на Христа — так и есть. О каком гонении речь? Ока зывается, на квартире у Феодосии Дмитриевны — моленья. И не так давно местные органы власти «по мешали» собравшимся тут истинно православным (на этот раз бог их не уберег), да еще и штраф выписали. Правда, платить его «безра ботные» муж и жена, по их словам, не собираются — «нечем». Оба настаивают на том, что советские законы на них не распространяются — они, дескать, не подсудны «антихристовой власти»! Заходит муж (будем его так именовать). Быстро включается в беседу, очень темпераментно, с натиском. Приведу их диалог с хозяй кой. —- Вот он (Феодосия ки вает на меня) спрашивает, почему мы против власти, а мы не против, а только за коны, какие против Писания, не выполняем. — Ну и не за власть! — без обиняков отрубает муж. —■Кто это придумал гоне ние на православных? Госу дарство заставляет работать по принуждению. А это на силие. Власть, что хочет, то и делает. Безбожная власть послана нам в наказание — по людям и власть. (Плохие, мол!, стали люди). — Замолчи, — настойчи во требует хозяйка. — Ведь сказано, что дьявол тих. (Это обо мне). Вот ты все ему и рассказал. Восемьдесят руб лей пенсию получаешь, а го воришь... — Восемьдесять рублей— э™ деньги? — встрепенулся муж. — Это деньги, а? Да у меня они отняли... Одна ло шадь тогда 80 тысяч стоила. Я пошел и паспорт бросил, чтобы мне пенсию не давали, чтоб я с голоду умер, чтобы все видели: вот до чего до вела человека Советская власть! — откровенно шан тажирует муж. Его опять перебивают, и раздосадованный, он, хлоп нув дверью, уходит. Феодо сия Дмитриевна, не зарабо тавшая пенсию, с завистью и подозрительностью молвит ему вслед: — У него, наверное, и паспорт есть. Не знаю, ког да уж это он его бросил... Сумерки быстро опуска лись за окном. Пора уходить. Беспокойство за «пастыря» выдавливает из хозяйки по следнюю фразу: — А Голошубов, он, как все истинно православные христиане. Только ему боль ше всех божественного по нимания во всем дано... Ну, насчет того, что Го лошубов «как все» — это для конспирации. Другие «ис тинные» более откровенно выскажутся на сей счет. А. ГУСЕВ, член Союза журналистов СССР. -----------------------ЗАМЕТКИ АТЕИСТА ---------------------- 2. „ ЧТОБ МНЕ С ГОЛОДУ УМЕРЕТЬ" У Н АШ И Х СОСЕДЕЙ Отчего реки мелеют? Специ алисты считают, что причиной тому прежде всего вырубки прибрежных лесов, особенно вдоль истоков. Ведь корни де ревьев и кустарника укрепля ют откосы, предохраняют бере- РОЩА РЕЧКУ га от разрушений. Эту истину хорошо усвоили в Эртильско-м районе Воронежской области, где протекает речка Битюг. Одно время ее и рекойгто на звать было трудно: заилилась, почти остановила свой бег, БЕРЕЖЕТ Картина изменилась, когда ста ли создавать здесь прибреж ные защитные лесные насаж дения. В качестве главных по род использовали ветлу и то поль черный. А чуть поодаль сажали ясень, березу, сосну. Спасли эту речку, подумали и о других. В области стало прави лом каждую весну выходить на посадку, леса у малых рек. Са женцы подбирают в соответст вии с почвенными и гидрологи ческими условиями. (Корр. ТАСС). ИНФОРМАЦИЯ В объективе — Вьетнам Машиностроители социалистического Вьет нама стремятся как можно полнее удовлетво рить потребности населения в бытовых элект роприборах. Выпуск новой модели вентилято ров освоил электромеханический завод про винции Тхайбинь. В этом году предприятие на мерено значительно увеличить их выпуск. НА СНИМКЕ: проверка готовой продукции. Фото ВИА—ТАСС. ХОД ПРИМИРЕНИЯ В ДРА КАБУЛ, 9 июня. (ТАСС) Еще 195 граждан ДРА вер-* нудись на днях в провинции ДжаузДжан, Парван, Тахар и Лагман. Местные чрезвы. чайные комиссии по национа льному примирению оказали им необходимое содействие и помощь. В провинции Кандагар под разделения афганской армии провели операцию по обезвре живанию контрреволюцион ных банд, терроризирующих население. Согласно сообще нию агентства Бахтар, в у ез де Аргандаб уничтожена кру пная душманская группировка, захвачено значительное коли чество оружия и боеприпа сов. В ходе боевых действий убиты главарь одной из банд Абдул Хай, известный также как Лал Маланг, и четверо его подручных. Успешно проходит процесс национального примирения в провинции Балх. С момента объявления прекращения ог ня на сторону народа пере шли 395 человек из состава антиправительственных Фор. мирований. В кишлаках и уездах провинции создано 108 комиссий по примире нию. Из Пакистана и Ирана сюда вернулись 2090 бежен цев. Сегодня многие из них работают на государственных предприятиях и в учрежде ниях Балха. Н А Г Н Е Т А Ю Т Н А П Р Я Ж Е Н Н О С Т Ь ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА СВАП0 ЛУАНДА, 9 июня. Корр. ТАСС Александр Корзун пере дает: мощная волна забастовок прокатилась по всей Намибии в ответ на ужесточение расист ского террора, заявил прези дент Народной организации Юго-Западной Африки (СВАГ10) Сэм Нуйома на состоявшейся здесь пресс-конференции. В авангарде стачечного движения выступает национальный союз рабочих Намибии. 1 мая по призыву этого ведущего про фсоюзного объединения более 35 тысяч человек приняли уча стие в забастовках и манифес тациях в Виндхуке, Цумебе, Людерице, других промышлен ных центрах страны. Все чаще, отметил он, выступления тру дящихся проводятся под поли тическими лозунгами. Они тре буют положить конец бесчинст вам оккупантов, незамедлите льно вывести из Намибии юж ноафрикански# войска и пре доставить стране независимость на основе резолюции 435 Сове та Безопасности ООН. Власти Претории пытаются силой подавить организованное движение намибийского проле тариата, подчеркнул руководи тель СВАПО. С этой целью они широко используют регуляр ную армию, полицию, специаль ные карательные отряды «Ку- фут». ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЛА ВАРИГИНОЙ ПАРИЖ, 9 июня. Корр. ТАСС Юрий Лопатин, передает: сегодня, наконец, официально подтверждено, что «шпионское дело» против советской граж данки Людмилы Варигиной (Вердье), сфабрикованное французскими спецслужбами, прекращено за полным отсут ствием состава преступления. Об этом Людмила сообщила корреспонденту ТАСС по теле фону. Сегодня утром, сказала она, я собиралась идти во дворец правосудия Руана отмечаться в полицейском контрольном ли сте. Отец моего мужа решил на всякий случай предвари тельно позвонить «моему» сле дователю Элизабет Сено. Ее на месте не оказалось. Секре тарь же ответил, что мне боль ше не нужно ходить на про верки, так как все обвинения и полицейский надзор с меня сняты.’ Я, конечно, очень рада и теперь с нетерпением жду освобождения моего мужа Пьера, который тоже ни в чем не виновен. НЬЮ-ЙОРК, 9 июня. (ТАСС). США осуществляют крупную переброску вооружений и дру гих военных грузов на терри торию Бахрейна. Об этом со общила со ссылкой на изра ильское радио газета «Нью- Йорк пост». Хотя представи тель Пентагона отказался под твердить этот факт, по мне- ВНИ З Раннее утро, но кажется, что солнце уже в зените. Даже в тени акаций и тамариндов тем пература воздуха превышает тридцать градусов. Почти не уступает воздуху и вода: ку пающие буйволов мальчишки часами могут сидеть в реке без риска простудиться. При виде нашего прогулочного теплохо- дика компании «Пномпеньту- ризм» они приветливо машут руками. Только здесь, на середине Меконга, дует прохладный ве терок. Справа и слева видны рыбацкие поселки. Навстречу плывут лодки всевозмож ных конструкций, гружен ные р и с о м , фруктами, живой птицей: крестьяне везут в столицу товар на про дажу. Рыбаки вытаскивают за брошенные вечером сети. Суд но «Меконг-экспресс», идущее из Сингапура с грузом строи тельных материалов, дает при ветственный гудок. На корме другого вьетнамского сухогру за читаем: «Кыулонг», порт приписки — Сайгон в городе Хошимине. Ширина реки здесь около двух километров и поз воляет свободно разойтись сра зу нескольким теплоходам. А вот и цель нашего путеше ствия — уезд Аовеа. Один из одиннадцати уездов провинции Кандаль и, как сказали кам пучийские товарищи, «типич ный во всех отношениях». Тер ритория его узкой полосой про тянулась на 35 километров вдоль Меконга, повторяя все изгибы р^ки. Множество неп роходимых болот, густые бам буковые и мангровые леса по зволяют обрабатывать лишь треть территории уезда. Вы ращивают здесь рис, бататы, кукурузу, перец — то, что ве ками растил кхмер-земледе лец на своем поле. В уезде про изводят сейчас 220 килограм мов продовольствия в год на душу населения. Причем учи тывается и рис. и бобовые, и овощи... "Подсчет, конечно, не сколько непривычный, но дру гого пока не придумали. За счет осушения болот и выруб ки лесов намечено" увеличить площади под интенсивными. нию американских обозревате лей, речь явно идет о подго товке к нанесению «превентив ного удара» по Ирану. Как указывает в редакционной статье газета «Филадельфия ин- куайрер», вопрос о налете на Иран обсуждается сейчас в со вете национальной безопаснос ти. высокоурожайными сортами риса. — Голода у нас нет, — го ворит председатель Народно революционного комитета уез да 35-летний Лиен Хи, — од нако потребности в продоволь ствии пока превышают пред ложение. ...Мы. советские и вьетнам ские журналисты, сидим за длинным столом в здании На родно-революционного коми тета. На столе пепел каждым Кампучийский ' репортаж по кокосовому ореху с воткну той трубочкой. Хочешь — мо жешь потянуть сладковатую влагу. Но все внимательно слушают председателя. — Главное, — говорит Лиен Хи, — это то, что люди мо гут трудиться спокойно. Про блемы безопасности практиче ски решены. Народ верит и. помогает нам. поэтому факты диверсий в уезде чрезвычайно редки. Уже после беседы коррес понденты увидят, как прохо дят занятия крестьянской ми лиции, или, как ее здесь на зывают, «сил самообороны». Парни маршируют с винтовку ми в руках, окапываются,, бро сают гранаты. Все это приго дится им во время регулярных ночных дежурств в боевом ох ранении деревень, мостов, фаб рик. А днем, после занятий с оружием, они помогают кре стьянам в «группах взаимопо мощи» . Таких групп в уезде сейчас 541. По степени обобществле ния средств производства они, как и по всей стране, делятся на несколько типов. В группах первого типа все общее: зем ля, скот, орудия труда. Дохо ды делятся поровну на всех. Второй тип подразумевает совместную обработку предос тавленной государством земли при помощи буйволов, плугов, борон и другого инвентаря, на ходящегося в личной собст венности крестьян — члэнов В ходе подготовки к осуще ствлению военных операций в Персидском заливе Вашингтон продолжает нагнетать кампанию психологического давления на Иран. Как сообщила телеком пания Сй-би-эс, Соединенные Штаты предупредили Иран о том, что они нанесут удар в том случае, если Иран развер нет свои ракетные батареи у Ормузского пролива. «группы взаимопомощи». И распределяют полученный уро жай они сами, по своему ус мотрению. Как показывает практика, группы второго ти па на нынешнем этапе более- эффективны и поэтому их боль шинство. — Огромная проблема, стоя щая перед нами, — продолжа ет Лиен Хи, — это культура. В расположенных далеко от центра деревнях нет библиотек. Туда крайне редко доходят га зеты. Книги люди могут зача стую найти лишь в буддист ских храмах и в школах (в уезде сейчас 32 пагоды и 36 школ). Очень непросто в та ких условиях бороться с не грамотностью. Мы переписали всех неумеющих читать ипи- сать, создали для них учебные группы по месту жительства. Учатся у нас все без исключе ния. Недалек тот день, когда неграмотность мы ликвидируем полностью... Центр уезда — деревня Ло- веа. Главная и единственная ее улица вытянулась на два километра. По обе стороны сто ят пайотты — домики на сва ях. Под домиками — свобод ное пространство, где могут быть расположены кухня, ма стерская или просто место для отдыха. Вокруг пайоттов — заросли бананов, сахарные и кокосовые пальмы, манговые деревья. Вместе с Лиен Хи мы осмотрели все достопримеча тельности деревни: шко лу искусств, мастерские по и з г о т о в л е н и ю ци новок и шарфов «крома». яв ляющихся непременным атри бутом одежды кампучийцев; они предохраняют лицо от па лящих солнечных лучей. Побывали мы и в местной больнице. Там несколько па лат. На деревянных топчанах, покрытых соломенными цинов ками, лежалй больные. «Ма лярия», — пояснила мелсест- ра. Этим заболеванием в Кам пучии страдает каждый третий сельский житель. С благодар ностью приняли врачи уезда 100 ампул хинина — дар от их коллег из СРВ. С. КОЛОСОВ, соб. корр. АПН. ПО М ЕК ОН ГУ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz