Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ; КА К ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА? БЕЗ ПРА ВА НА ПОКОИ С соб рания коммунистов добринского совхоза ««Сафоновский», обсудивших вопрос о ходе перестройки и работы с кадрами Как же все-таки мы от- выкли быть откровенными и искренними за последние де сять—двадцать лет, предше ствовавших освежающему апрельскому дыханию! Хочет ся о наболевшем сказать от души, без утайки, без пресло вутой бумажки с чужим язы ком и чужими мыслями — не так уж часто собираем ся мы, коммунисты, на свой большой совет, — а нужные слова не находятся. Вот на трибуне Ю. Г. Маркина, бригадир свино водства — ведущей отрасли в «Сафоновском». Есть, ко нечно, и улучшения; боль ше стало поросят, быстрее они тяжелеют, выше их сда точный вес. Но о другом хо чется Юлии Григорьевне ска зать нынче. О том, что не велик еще отъемный вес по росят, что кормов в обрез, да и те в основном покуп ные, что строители сдали свинарник с многочисленны ми недоделками и низкой механизацией. И, вообще, беспорядков много, а дирек тор А. С. Позднякова с парторгом П. И. Путилиным, как й остальные коммунисты, не так строги, как хотелось бы, как того требует время. Хотелось бы сказать, но... против воли своей то и де ло сбивается Юлия Григорь евна на рапорт, об укоренив шуюся эту привычку споты кается, словно о старый трухлявый пень. И так ведь не одна она. Вон и бригадир молочной фермы И. Т. Ду- лин, и шофер В. К. Лаптев тоже. Живучи эти старые привычки. Нелегко от них избавляться, перестраивать ся. Совхоз «Кооператор», от которого лет десять назад отпочковался «Сафоновский», — одно из хронически от стававших хозяйств в Доб- ринском районе. Отделение же, на базе которого сфор мировался новый животно водческий спецхоз, •вообще было захудалым. Входившие в него села Сафоново, Кинь- шино, поселок «Прогресс» считались чуть ли не глухо манью. Хотя до того же «Прогресса», скажем, от Добринки рукой подать. В последние годы они заметно преобразились. В особенности Сафоново, где центральная усадьба спецхоза. Еще изда ли предстает оно сверкаю щим на солнце на широком степном раздолье городком. К белокаменным строениям фабрики мяса почти вплот ную подступают свежие по рядки светлых жилых особ няков. Тут вам и столовая с любовно расписанным домо рощенным художником ин терьером, и магазин с неус певшей еще Потускнеть крас кой. А недавно открылся и прекрасный ДК, в котором и проходило партийное соб рание. * ' Немало новостроек и про изводственного назначения. Ну, хотя бы тот самый сви нарник, о котором упомяну ла Ю. Г. Маркина. Хотя и С недоделками, но, все-таки, новостройка. Готовится к сдаче новый коровник. Ко роче, хотя и нет-нет, а выг лянет вдруг из-за угла ко собокая избушка с соломен ной крышей или похиливший- ся скотный двор — обновле ние все же налицо. И все это дело рук, несмотря ни на что любящих свой молодой совхоз здешних тружеников, их а? ангарда —- коммунис тов. Продвинулись сафонов- цы вперед и в производстве и заготовках продукции. Не плохо поработали в один надцатой пятилетке, досроч но завершили прошлогоднюю программу и нынче трудят ся с ускорением. В день, ко гда проходило собрание, в счет полугодового плана на переработку отправлены пос ледние фляги молока. А в мясном цехе с этим планом справились и того раньше. Словом, есть о чем рапор товать. И в былые годы уже на весь район гремели бы фанфары. Отголоски их, пра вда, глухие, замирающие слышны еще и сегодня. Но не более, чем отголоски. Главное для коммунистов сей час —* нерешенное., уст ремленность в будущее, И это понятно. Где появляется самоуспокоенность, удовлет воренность достигнутым, там кончается всякая перестрой- ка. у Прямо скажем, партийная организация в Сафоново яв но не по совхозу. На 930 человек населения, из кото рых почти треть занята на производстве, надо бы. не 34 коммуниста, а побольше. И тут партбюро и его секре тарю есть над чем поразмыс лить. Тем более, что попол нять организацию есть за счет кого. Впрочем, сила пер вичной, как известно, опре деляется не столько коли чеством состоящих в ней на учете коммунистов, сколько их мобилизованностью, уме нием выработать в конкрет ных условиях верную поли тику, вооружить людей пер спективой, вовремя вскрыть, так сказать, болевые точки, устранить иХ. И в этом уме нии партийцам «Сафоновс кого», в особенности, что ка сается постановки диагноза изъянов в работе, в общем- то не откажешь. На болевые точки социа льно-экономического обнов ления указывали все без ис ключения выступавшие на собрании: и бригадир трак торной бригады Сафоновско го отделения С. В. Попов, и учительница Л. А. Зотова, и пенсионерка А. Я. Самусе- ва, и директор совхоза А. С. Позднякова. А по-своему суммировала их, придав им математическую точность и рельефность, главный бухгал тер хозяйства Т. Е. Потоки на. Да, в последние пять лет, заметила Тамара Его ровна, совхоз работает с при былью. Но что это за при быль? Коль из нее вычесть надбавки к закупочным це нам, установленным госу дарством для низкорентабе льных хозяйств, то она прев- И ращается... в убыток. В 37 тысяч рублей. Вот вам и весь, как гово рится, сказ. По сути вся вы ручка от продажи государст ву продукции уходит на пога шение долга, который дости гает почти 2,5 миллиона руб лей. Не хватает собственных оборотных средств. Совхоз практически живет в долг, он не зарабатывает себе на жизнь. О каких успехах тут может идти речь? И разве имеют в такой ситуации ком мунисты право на покой? Так бескомпромиссно и взыскате льно оценивали создавшееся положение дел участники соб рания. А каков же его диаг ноз?' Слушаешь поднимаю щихся одного за другим на трибуну ораторов и постепен но довольно четко вырисбвы- вается картина и на этот счет. Экономическое, а в конеч ном счете и социальное бла гополучие зависит прежде всего от правильной, нацелен ной на интенсификацию всех отраслей производства тех нологической политики. И такая политика вроде бы в ходу. На отдельных участках видны ее плоды. Так, благо даря зерновой технологии, в совхозе стабильно получа ют с гектара четыреста цен тнеров кукурузной массы с початками. К сожалению, на остальных участках лишь ее проростки, а то и их нет. В хозяйстве, где особенно ве лика потребность в концент рированных кормах, надо уже сегодня с гектара получать, как минимум, тридцать цен тнеров зерна, чуть не вдвое больше, чем до сих пор бра ли. Выручить тут могла бы интенсивна. И на словах она внедрена. На деле же практикуется даже не луч ший вариант старой, тради ционной технологии. Не слу чайно, в прошлом году на озимом «интенсивном» по ле намолот оказался низким. А нынче из 270 гектаров размещенной на интенсивном поле пшеницы двести приш лось пересеять. Вообще заметим, в совхо зе «Сафоновский», как это следует из происшедшего на партийном собрании разгово ра, сложилось явно ненорма льное отношение к новому, передовому. Буквально через межу, в колхозе имени Иль ича, уже много лет приме няют индустриальную техно логию возделывания са харной свеклы братья Си ничкины, удостоенные за это Государственной премии СССР. А тут лишь нынче, когда свекловичниц осталось лишь трое и приходится по лагаться почти исключитель но на наемную силу, опла чивая ее втридорога, реши лись, наконец, на ее освое ние, да и то на небольшом участке, в порядке, так ска зать, эксперимента. Также робко, в урезанном виде, а порой и вовсе формально вне дряются подряд, хозрасчет, чековая система контроля затрат. Все еще «присмат риваются» в хозяйстве к по точно-цикловому методу ис пользования техники, позво ляющему при меньших зат ратах сил и средств доби ваться гораздо большего. Казалось, вот где простор для применения сил партий цев: борьба за внедрение все го нового, передового —• это же их кровное дело.. Но ни какой борьбы, как таковой, на поверку нет. Начинаться она должна с учебы кадров, вооружения их достижениями научно - технического про гресса. А учеба, например, механизаторов, по настоя щему не налажена, хотя ус ловия для этого есть. Как видно, не владеют ценными новшествами порой и специа листы. И спроса с них за это, какого следует, нет. В неудаче с внедрением интен сивной технологии возделы вания зерновых повинна в первую очередь агрономиче ская служба, возглавляемая А. Д. Поздняковым. А ему почему-то все сходит с рук. То же самое касается и глав ного ветврача Г. И. Благо датских, на совести которой падеж почти двух тысяч по росят в последние полтора года, что означает потерю двухсот тонн мяса. Работа с кадрами —- это тот оселок, на котором про веряется зрелость партийной организации, ее сила. Здесь она держит свой главный эк замен как орган политичес кого руководства. Каждый день, каждый час. И неред ко его проваливает. Прямым провалом можно назвать, скажем, то, что из-за низ кой механизации труда на фермах до сих пор внед рена двухсменна, что Медлен но решаются некоторые со циальные вопросы, упускают ся из виду порой повседнев ные нужды людей, как в том же поселке «Прогресс», где н с питьевой водой бы вает трудно. Все это, в конеч ном счете, сказывается на закреплении молодежи, в первую очередь, девчат. От того-то и не хватает живот новодов. / Нет, как же все-таки не легко перестраиваться, от казываться от изживших се бя привычек, подходов. И надо бы покритиковать това рища, такого же, как ты сам, коммуниста, да как-то неловко, необычно. И надо бы, набравшись храбрости, смело взять всю ответствен ность на себя за тот или иной просчет, а не переваливать ее на других, не искать причи ны, а находить средства, ан -—нет, не заметишь и сам, как сбился на старую, наез женную стезю. Вот это и ощущалось на партийном соб рании в «Сафоновском». На собрании выступил пер вый секретарь обкома КПСС Ю. А. Манаенков. В его ра боте участовал первый секре тарь Добринского райкома КПСС О. Г1. Королев. И. ЛЕСНИКОВ, спец. корр. «Ленин ского знамени». ПОЛИВ БЕЗ СБОЕВ М елиор а торы колхоза «Победа» Хлевенского района стали первыми помощниками животно водов: ведь основная масса кормов для обще ственного стада здесь производится на орошае мом учацтке. Обслуживают «Волжанки» опытные масте ра И. А. Дуванов и И. П. Стрельцов, которые принимали активное участие в подготовке усг тановок к эксплуатации. С начала сезона по лива сбоев у них не было. Надежными оказались и насосные станции, где трудятся машинисты Л. И. Попов и Т. В. Перцев. Нынешней весной оба освоили смеж ную специальность электрика. Кормозаготовители рассчитывают получить с гектара по 50—55 центнеров сена, в АЛЕХИН Н А ЕЛЕЦКОМ заводе «Гидропривод» сей час соответству ют требованиям научной организации труда 1632 ра бочих места из 2079. Осу ществляя программу «Атте стация», заводчане курс выбрали в основном верный: отказ от малоэффективного оборудования, последовате льное сокращение ручного труда. Так, если раньше ус таревшее оборудование за меняли по принципу очеред. ности, то теперь стали нап равлять новую технику ту да, где она может дать наи большую отдачу, то есть — в цеха основного производ ства, выпускающие серийную продукцию. Взять хотя бы цех № 7, куда в последние годы нап равили львиную долю авто матических, агрегатных ста нков. Раньше он с трудом справлялся даже с облегчен ными заданиями. Ныне здесь объем производства значи тельно вырос (передали часть деталей из пятого це ха), а коллектив, по словам заместителя главного тех нолога завода В. И. Маляви на, с которым мы побывали в цехе, легко выполняет ве сьма напряженную програм му. Неудивительно: новая техника, в частности, станки с числовым программным уп равлением, требуя меньше об служивающего персонала, обеспечивают более высокую производительность труда. К сожалению, подобной те хники «Гидроприводу», как, впрочем, и другим металло обрабатывающим предприя тиям, пока не хватает. Де лать ставку лишь на фонды — значит, обновить станоч ный парк в лучшем случае лет за пятнадцать. Но кто позволит ждать так долго? Потому, помимо приобрете ния станков, на «Гидропри воде» год от года увеличива ют производство своей, хотя и доморощенной, но доста точно надежной и эффектив ной техники, в частности, аг регатно-сверлильных стан ков. Широко практикуют и модернизацию старых.. Та- Эти планы подкрепляются делами: уже переданы дру гим предприятиям десятки единиц ненужного оборудо вания. списана часть стан ков,’ эксплуатирующихся бо льше пятнадцати лет, ряд де- ----- « А Т Т Е С Т А Ц И Я » ------- На контроле «Л3»~-целевые комплексные программы ДЛЯ ЧЕГО В ИНЖЕНЕР ким образом, достигается конечная цель программы «Аттестация» -г- рационали зация рабочих мест, приве дение их в соответствие с правилами научной органи зации труда. Особенно много сделано за два последних года. Количе ство мест, соответствующих требованиям НОТ, увеличи лось с 920 до 1632. Ликви дировано свыше 50 мест с тяжелыми условиями труда. — К концу пятилетки уде льный вес ручного труда рас считываем довести до двад цати семи, а в основном про изводстве — до двадцати че тырех процентов, — гово рит заместитель главного инженера Ю. И. Денисов. — А для этого от совершенст вования отдельных рабочих мест мы перейдем к рацио нализации участков и даже цехов, чтобы обеспечить всем хорошие условия труда. талей, гидронасосов, ранее изготавливавшихся методом механической обработки, пе реведен на менее трудоем кое литейное производство. К реализации программы «Аттестация» привлечены наиболее опытные конструк торы и технологи В. Г. Юнин, Г. Г. Сержантов, В. И. Мешков, Л. К. Вери- чеико, А. В. Эстлер, * изве стные своим новаторским от ношением к делу. Вместе с тем, бросаются в глаза серьезные упущения аттестации рабочих мест. Так, новое оборудование не редко используется весьма нерационально. Например, в цехе № 10, где я побывала, долгое время простаивает ав томатическая токарная ли ния. Поломка незначитель на, но исправить ее не мо гут из-за отсутствия запчас тей. По этой же причине про стаивает новое оборудование и в ряде других цехов. А как внедряется ЭДОС 1 > многосменка? Пока очень робко. В первую смену здесь работает 70 процентов перч сонала. Не загружены круг лые сутки даже агрегатные, автоматические станки. У них нередко лишь один хо зяин, как и на самых у ст а^ ревших, допотопных станЯ ках. Сказывается и слабая ма териально-техническая база ремонтно-механического и инструментального цехов, на коллективы которых падает основная тяжесть работы по изготовлению новой техноло гической оснастки и обору дования, модернизации уста- ревшей техники. Многие .за казы механосборочных це хов здесь просто не в состоя нии выполнить. А тут еще неурядицы с организацией труда создателей новой тех ники. — Многие наши конструк торы, — говорит начальник бюро отдела главного тех нолога А. В. Эстлер, — по рой неделями работают у станков — помогают «штур мовать» план. Какую же от дачу после этого ждать от них"? л Да, вот такой парадокс:^ инженеры вместо ликвида ции тяжелого ручного тру да безропотно выполняют рутинные операции, плодя тем самым число сугубо ин женерных проблем. Разуме ется, при таком подходе к делу теряется смысл самой целевой программы «Аттеста ция». Видимо, руководителям завода пора думать не толь ко об аттестации рабочих мест, но и об аттестации ве дущих специалистов, о про верке их на' способность гра мотно, по-современному ве сти производство. Л. БАРТЕНЕВА, корр. елецкой городской газеты «Красное знамя». ПЕШЕХОД. АВТОМОБИЛЬ. ДОРОГА. г * П А Н В м а е ‘ Л и п ец ке произошло 24 до - С Р К . 1 1 Я Ш 1 1 г ж ж н рожно-транспортных происшествия, -» при которых пострадало 25 человек. За нарушение правил д о рож но го дви ж ения наказано 8104 водителя и 6855 пешеходов. . ш. ---------------------------:---------------------- С УПРАВЛЕНИЕМ НЕ СПРАВИЛСЯ... Наверное, нет среди нас такого человека, которому рано или поздно не пришлось бы стать участником дорожного дви жения в качестве пешехода, водителя велосипеда или другого транспорта. Вступившие в силу с января 1987 года Правила дорожного движения в новой редакции наиболее полно охва тывают взаимоотношения всех категорий его участников, четко определяют их права и обязанности. Нам остается лишь самое малое: выполнять их. Пренебрежительность же к пра вилам, самонадеянность могут привести к непоправимым по следствиям. ■...22 апреля, в 14 часов, нигде не работающий студент пер вого курса вечернего отделения Липецкого политехнического института Э. Г- Бельских, воспользовавшись отсутствием в га раже владельца мотоцикла «Ява-350», решил прокатиться на нем с ветерком по улице Московской. Но вот незадача: то ли мотоцикл оказался сложным в управлении, то ли умения не достаточно, но горе-водитель наехал на пешехода, которого пришлось доставить в больницу. Бросив человека в беде, он скрылся с места происшествия. Только в ходе розыска уда лось установить личность Бельских. Или другой пример беспечности. 16-летний С. Б. Фадеев, которому не хватило терпения привести в порядок мотоцикл, в результате технической неисправности машины опрокинул ее и получил телесные повреждения. Все это — следствие того, что Фадеев в свое врем'у не соизволил пройти курс обу чения, получить навыки вождения мотоцикла и водительское удостоверение. Не случайно в новой редакции Правил дорожного движе ния появился раздел, где оговариваются обязанности должно стных -лиц, ответственных за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств. Но о какой воспитательной работе, о каком контроле за техническим состоянием тран спорта со стороны руководства Липецкого комбината строи тельных материалов треста «Агродорспецстрой» можно гово рить, если водитель комбината Е. М. Долгих, находясь в со стоянии алкогольного опьянения и, управляя неисправным ав томобилем, в результате чего тот получил смертельную тра вму?.. Все это напоминает о том, к чему приводят действия води телей во хмелю и к тому же пренебрегающих правилами. В. ЗУЕВ. госавтоииспектор Советского РОВД. н ЕТ, НАВЕРНОЕ, нужды повторять известную каждому истину: пьяный за рулем — преступник. Од -1 нахо, как ни странно, с этой аксиомой согласны не все. И особенно те, кто любит про катиться йод хмельком. Каж дый из них, видимо, думает: уж со мной-то никакой беды не случится, авось, проскочу. Кое-кто надеется на свою ре акцию, другой — на опыт, тре тий — на везение... Но, как свидетельствует статистика, далеко не всегда такие прогул- время вытаскивая из-за руля хмельных любителей «ветер ка». Так случилось, к примеру, с трактористом колхоза «Стро итель коммунизма» В. П. Бух тояровым, который навеселе ка тался на собственных «Жигу лях». Не моргнув глазом, сел за руль «Москвича» после вы пивки мастер завода «Центро- лит» В. И. Дьяконов. В состоя нии опьянения управлял авто бусом КАБЗ-685 водитель Пра вобережного комбината благо устройства А. Д. Солопов. При шлось работникам госавтоинс- ...НЕ ЗА МЕСТО РУЛЕМ у ТЕБЯ двойки по рус скому языку, матема тике. истории, — директор полистал класс ный журнал и вопроси тельно посмотрел на девочку. Четвероклассница молчала. — Тебе трудно? Не можешь справиться с домашними зада ниями самостоятельно? Но ведь по другим предметам у тебя даже четверки? Девочка продолжала мол чать. — Ты же будешь неуспева ющей в четверти... Ни слова в ответ. — Так молчит она и на уро ках, — сетуют учителя. Не правда ли, знакомая си туация? Казалось бы, выяснить причину неуспеваемости про ще простого — задать учени ку прямой вопрос: почему? При этом ждешь такого же прямо го. искреннего ответа. Но ре бенок молчит. Как быть? Вос пользоваться «властью» учи теля, применить администра тивные меры? Увы. практика убеждает: подобная «помощь» лишь еще дальше разводит учителя и ученика. А ведь их взаимоотношения в последние годы и без того заметно ухуд шились. Мы, методисты, наблю даем явную неудовлетворен ность школьной жизнью как со стороны учащихся, так и их наставников. Сейчас ост ро необходимо оздоровление нравственно - психологической атмосферы по всей цепочке традиционных взаимоотноше ний: администрация — учителя — ученики — родители. В ог ромной массе случаев требу ется поиск новых решений. И тут на помошь приходит пси холого-педагогическая служба. В школах области она действу ет уже третий год. Ее цель — помочь формированию V учите лей умения изучать школьни ков, способствовать выявле нию истинных причин их не- чуспеваемости, недостатков в ^доведении, выбирать наиболее ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ ХОРОШИЕ ЛИ МЫ П С И ХО Л О ГИ ? рациональные пути воспита ния. Психолого - педагогичес кая служба — та база, без ко торой немыслим индивидуаль ный подход к ребенку. Учитывая пожелания боль шинства . учителей, мы решили вооружить их, в первую оче редь, знаниями в области воз растной и педагогической пси хологии. Общее руководство осуществляет методический со вет, в состав которого входят ученые кафедр педагогики и психологии АГПИ и ЕГПИ, ме тодисты нашего института, за местители директоров по учеб но-воспитательной работе сред них школ. Совет, в основном, работает с руководителями пси холого - педагогической служ бы, те, в свою очередь. — с учительским коллективом. В помощь им наш институт про водит целевые и проблемные курсы, зональные и выездные семинары. Совместно с кафед рами ЛГПИ разработаны мето дические рекомендации. Сло вом. ряд мер по усилению пси холого-педагогической подго товки работников народного об разования (прежде всего, учи телей) уже предпринят. Но дело это — сложное и кропотливое — требует не то лько теоретических знаний, но и практического опыта, вдум чивого подхода. Опыта пока у коллективов, в самом деле, ма ловато. не хватает и профес сиональных психологов. Но это не повод для утверждений (нет-нет да услышишь их от директоров): мол, неумелые действия могут лишь навре дить детям. Что тут скажешь? Без риска и определенных ошибок невоз можно освоение ни одного нов шества. В школе же, напомним, ежедневно принимаются десят ки решений, определяющих де ятельность, общение и, следо вательно, развитие, судьбу де- дей. Но все это — пока на основе скудной психологичес кой информации. А если ее расширить, углубить новыми представлениями? Разве не по высит это качество принимае мых решений? Может, пора приглядеться к опыту тех, кто от сомнений давно перешел к делу? Интересно решается эта проблема в школе № 51 Ли пецка. Здесь определены при чины снижения успеваемости и решением педсовета выработа на система мер. Во главу уг ла поставлен индивидуальный подход к детям. Так, слабо успевающим учителя Е. П. Лозенкова, Ф. И. Мочалина, С. И. Гладских, Т. М. Телец- кая разрешают пользоваться планом ответа, больше времени готовиться у доски, выполнять задание по карточке. Их кол леги В. И. Кудинова, Р. И. Литвинова и Р. Г. Дементьева при опросе создают «ситуацию успеха». Широко применяются взаимопроверка, взаиморецен- зирование. На каждого из «трудных» учеников составле на психолого-педагогическая характеристика. Используют ся диагностические карты. с помощью которых определя ются методы педагогического воздействия. Есть некоторые обнадеживающие результаты. В живые товарищеские дис куссии о «трудных» выливают ся занятия, которые проводит с коллегами заместитель ди ректора по учебно-воспитатель ной работе елецкой школы N9 22 А. Д. Меркулова. Учителя И обмениваются опытом ведения дневников наблюдений, инди видуальных психологических карт. В Лев-Толстовской средней школе такие занятия ведет ди ректор В. В. Миляева. Здесь обсуждаются и теоретические вопросы, и отдельные педаго гические ситуации. Учителя пытаются понять, увидеть пе дагогический процесс изнутри, осмыслить проникновение прак тики в науку и наоборот. По чему коллега поступил так, а не иначе? Прав ли? Есть ли другой выход из ситуации? Это своего рода контрольная для взрослых, для педагогов, в хо де которой процесс общения с детьми, индивидуальная ра бота рассматриваются как дви жение к ребенку. Заслуживает внимания и опыт проведения психолого- педагогических консилиумов в школе № 9 Липецка. Возглав ляет их Н. Ф. Вереникина. На заседаниях рассматриваются \ наиболее сложные вопросы по ведения учеников. Одно вре мя самым трудным в школе был 5 «А» класс, где все дер жалось на авторитарности пе дагога. На консилиумах регу лярно вырабатывались коллек тивные решения, которые по могали выправлять положение, хотя с некоторыми ребятами работать пришлось долго. Две надцать консилиумов проведе но в этом классе, и все они были поиском ростка добра и света в каждом ребенке. — Школьная психолого-пе дагогическая служба — не до полнительный привесок в ра боте, а тот стержень, вокруг которого строится весь учебно- воспитательный процесс, — считает Н. Ф. Вереникина, за меститель директора по учеб но-воспитательной работе. Психолого - педагогическая служба должна решать и проф ориентационные задачи. В этом направлении мы пока осо бенно мало сделали, тем боль шего внимания заслуживает опыт М. М. Матюниной из Лев-Толстовской средней шко лы. На каждого ученика она за вела профориентационную кар точку, в которой, начиная с первого класса, отмечает изме нения профессиональных инте ресов ребят. Это дает возмож ность учительнице своевремен но вносить поправки в работе с учащимися и их родителя ми. Все больше педагогов убеж даются в необходимости ве дения дневников наблюдений. И. Г. Ланьшина, классный ру ководитель 2 «В» класса шко лы № 29 г. Липецка, ведет такой дневник с первого дня, как пришли к ней малыши. В нем и характеристики на де тей из детского сада, и анализ сведений, полученных от ро дителей Что интересно: ре зультаты анкетирования ро дителей не совпали с резуль татами последующих наблюде ний за детьми. Оказалось, что в большинстве случаев папы и мамы плохо знают ,своих де тей. Наблюдения педагога по могают планировать воспита тельную работу с детьми, вли ять на родителей, знакомить с опытом хорошего воспитания в семье. На родительских соб раниях больше стали говорить о проблемах развития, о том, что приводит к тем или иным трудностям в учении, во вза имоотношениях, в поведении. Во многих школах Липецка, Усмани, Лебедяни, Елецкого, Краснянского, Добровского районов психолого -) педагоги ческая служба стала основой умных, доброжелательных, плодотворных взаимоотноше ний родителей и учителей. Это один из первых итогов нашей совместной работы. Словом, нам за эти три года удалось значительно приблизить науку к учителю. А вот сделать пси- холого - педагогическую слу жбу основой всей методической работы в школе нам не уда лось. Об одной из причин мы сказали в начале статьи. Это — нерешительность директо ров, не желающих обременять себя дополнительными хлопо тами. А надо бы руководите лям и самим смелее браться За новое, перспективное дело, и учителю помочь Да что пенять отдельным ди ректорам? У нас ведь есть рай оны, например, Грязинский, Хлевенский, Воловский, где о психолого - педагогической службе будто и не слышали. Глубокое внедрение достиже ний науки в школы все-таки невозможно без строгого и по стоянного контроля' со сторо ны методистов отделов народ ного образования. Хочется еще раз напомнить, как для всех нас важно найти единст венно верные пути к ученику, найти и взрастить лучшее в нем. заставить поверить в на ши добрые намерения. Вер нуть частично утраченное до верие к учителю. В. ГОНЧАРОВА, заведующая кабинетом пе дагогики и психологии ин ститута усовершенствова- _вия учителей. ки остаются без последствий. Да и ГАИ не дремлет: только за пять месяцев нынешнего года отстранено от управления транспортом 2632 жителя на шей области! Подавляющее большинство из них лишены водительских удостоверений, некоторые предстали перед су дом. Но пьянка за рулем про должает процветать: в мае, положим, хмельных водителей задержано почти на 180 боль ше. чем в апреле... Надеялся, наверное, на свои силы водитель Липецкой пе редвижной мостостроительной колонны треста «Агродорспец строй» А. И. Воронин, который, воспользовавшись имевшимися у него ключами, под храп сто рожа выгнал в полночь из га ража государственного «Моск вича» и поехал в пьяном ви де кататься. Конец у этой исто рии трагичен: при разъезде со встречной машиной пьяный преступник смертельно трав мировал двух пешеходов. Конечно, столкновения, на езды, другие происшествия слу чаются не каждый раз. Часто именно работники милиции пре дотвращают непоправимое, во- пекции прервать и пьяную про гулку за рулем «Жигулей» ху дожника УЖКХ Главлипецк- строя А. И. Резника... Перечень эт^т можно продол жать. Но вот еще о чем хоте лось бы сказать/ На всех води телей, находившихся за рулем в нетрезвом состоянии, будь они профессионалы или любите ли, отправлены представле ния по месту работы или учё бы. Но, как свидетельствуют факты, далеко не всегда эти сигналы становятся предметом обсуждения в трудовых кол лективах. Есть случаи, когда на предприятиях и в организациях вместо того, чтобы предать гласности имена виновников, пытаются спустить дело на тор мозах, ошибочно считая, види мо, что поведение их работни ков за стенами предприятия должно контролироваться лишь милицией. А это совершенно не допустимый подход к нарушите лям, потенциальным преступ никам. Ведь только совместны ми усилиями можно и должно сделать наши дороги безопас ными. С. ВЛАДИН. Пример наст авника Д Когда люди, что трудятся рядом в таких же спецовках, как у тебя, выполнят то же дело, что и ты, тем не менее именно к тебе приходят за помощью и советом, уважительно признают весомость твоего слова, твоего опыта, — это и есть, наверное, подлинный авторитет наставника. Труд машиниста газодувных машин коксохимпроизводства ИЛМК Владимира Николаевича ШкариНа отмечен знаками победителя социалистического соревнования. Почти два де сятка лет трудится он в первом коксовом цехе, дело свое знает досконально. И этнм-то умением щедро делится с окру жающими. На снимке: В. Н. Шкарин. Фото А. ЩУРОВА. тштт ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz