Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ; КА К ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА? БЕЗ ПРА ВА НА ПОКОИ С соб рания коммунистов добринского совхоза ««Сафоновский», обсудивших вопрос о ходе перестройки и работы с кадрами Как же все-таки мы от- выкли быть откровенными и искренними за последние де­ сять—двадцать лет, предше­ ствовавших освежающему апрельскому дыханию! Хочет­ ся о наболевшем сказать от души, без утайки, без пресло­ вутой бумажки с чужим язы­ ком и чужими мыслями — не так уж часто собираем­ ся мы, коммунисты, на свой большой совет, — а нужные слова не находятся. Вот на трибуне Ю. Г. Маркина, бригадир свино­ водства — ведущей отрасли в «Сафоновском». Есть, ко­ нечно, и улучшения; боль­ ше стало поросят, быстрее они тяжелеют, выше их сда­ точный вес. Но о другом хо­ чется Юлии Григорьевне ска­ зать нынче. О том, что не­ велик еще отъемный вес по­ росят, что кормов в обрез, да и те в основном покуп­ ные, что строители сдали свинарник с многочисленны­ ми недоделками и низкой механизацией. И, вообще, беспорядков много, а дирек­ тор А. С. Позднякова с парторгом П. И. Путилиным, как й остальные коммунисты, не так строги, как хотелось бы, как того требует время. Хотелось бы сказать, но... против воли своей то и де­ ло сбивается Юлия Григорь­ евна на рапорт, об укоренив­ шуюся эту привычку споты­ кается, словно о старый трухлявый пень. И так ведь не одна она. Вон и бригадир молочной фермы И. Т. Ду- лин, и шофер В. К. Лаптев тоже. Живучи эти старые привычки. Нелегко от них избавляться, перестраивать­ ся. Совхоз «Кооператор», от которого лет десять назад отпочковался «Сафоновский», — одно из хронически от­ стававших хозяйств в Доб- ринском районе. Отделение же, на базе которого сфор­ мировался новый животно­ водческий спецхоз, •вообще было захудалым. Входившие в него села Сафоново, Кинь- шино, поселок «Прогресс» считались чуть ли не глухо­ манью. Хотя до того же «Прогресса», скажем, от Добринки рукой подать. В последние годы они заметно преобразились. В особенности Сафоново, где центральная усадьба спецхоза. Еще изда­ ли предстает оно сверкаю­ щим на солнце на широком степном раздолье городком. К белокаменным строениям фабрики мяса почти вплот­ ную подступают свежие по­ рядки светлых жилых особ­ няков. Тут вам и столовая с любовно расписанным домо­ рощенным художником ин­ терьером, и магазин с неус­ певшей еще Потускнеть крас­ кой. А недавно открылся и прекрасный ДК, в котором и проходило партийное соб­ рание. * ' Немало новостроек и про­ изводственного назначения. Ну, хотя бы тот самый сви­ нарник, о котором упомяну­ ла Ю. Г. Маркина. Хотя и С недоделками, но, все-таки, новостройка. Готовится к сдаче новый коровник. Ко­ роче, хотя и нет-нет, а выг­ лянет вдруг из-за угла ко­ собокая избушка с соломен­ ной крышей или похиливший- ся скотный двор — обновле­ ние все же налицо. И все это дело рук, несмотря ни на что любящих свой молодой совхоз здешних тружеников, их а? ангарда —- коммунис­ тов. Продвинулись сафонов- цы вперед и в производстве и заготовках продукции. Не­ плохо поработали в один­ надцатой пятилетке, досроч­ но завершили прошлогоднюю программу и нынче трудят­ ся с ускорением. В день, ко­ гда проходило собрание, в счет полугодового плана на переработку отправлены пос­ ледние фляги молока. А в мясном цехе с этим планом справились и того раньше. Словом, есть о чем рапор­ товать. И в былые годы уже на весь район гремели бы фанфары. Отголоски их, пра­ вда, глухие, замирающие слышны еще и сегодня. Но не более, чем отголоски. Главное для коммунистов сей­ час —* нерешенное., уст­ ремленность в будущее, И это понятно. Где появляется самоуспокоенность, удовлет­ воренность достигнутым, там кончается всякая перестрой- ка. у Прямо скажем, партийная организация в Сафоново яв­ но не по совхозу. На 930 человек населения, из кото­ рых почти треть занята на производстве, надо бы. не 34 коммуниста, а побольше. И тут партбюро и его секре­ тарю есть над чем поразмыс­ лить. Тем более, что попол­ нять организацию есть за счет кого. Впрочем, сила пер­ вичной, как известно, опре­ деляется не столько коли­ чеством состоящих в ней на учете коммунистов, сколько их мобилизованностью, уме­ нием выработать в конкрет­ ных условиях верную поли­ тику, вооружить людей пер­ спективой, вовремя вскрыть, так сказать, болевые точки, устранить иХ. И в этом уме­ нии партийцам «Сафоновс­ кого», в особенности, что ка­ сается постановки диагноза изъянов в работе, в общем- то не откажешь. На болевые точки социа­ льно-экономического обнов­ ления указывали все без ис­ ключения выступавшие на собрании: и бригадир трак­ торной бригады Сафоновско­ го отделения С. В. Попов, и учительница Л. А. Зотова, и пенсионерка А. Я. Самусе- ва, и директор совхоза А. С. Позднякова. А по-своему суммировала их, придав им математическую точность и рельефность, главный бухгал­ тер хозяйства Т. Е. Потоки­ на. Да, в последние пять лет, заметила Тамара Его­ ровна, совхоз работает с при­ былью. Но что это за при­ быль? Коль из нее вычесть надбавки к закупочным це­ нам, установленным госу­ дарством для низкорентабе­ льных хозяйств, то она прев- И ращается... в убыток. В 37 тысяч рублей. Вот вам и весь, как гово­ рится, сказ. По сути вся вы­ ручка от продажи государст­ ву продукции уходит на пога­ шение долга, который дости­ гает почти 2,5 миллиона руб­ лей. Не хватает собственных оборотных средств. Совхоз практически живет в долг, он не зарабатывает себе на жизнь. О каких успехах тут может идти речь? И разве имеют в такой ситуации ком­ мунисты право на покой? Так бескомпромиссно и взыскате­ льно оценивали создавшееся положение дел участники соб­ рания. А каков же его диаг­ ноз?' Слушаешь поднимаю­ щихся одного за другим на трибуну ораторов и постепен­ но довольно четко вырисбвы- вается картина и на этот счет. Экономическое, а в конеч­ ном счете и социальное бла­ гополучие зависит прежде всего от правильной, нацелен­ ной на интенсификацию всех отраслей производства тех­ нологической политики. И такая политика вроде бы в ходу. На отдельных участках видны ее плоды. Так, благо­ даря зерновой технологии, в совхозе стабильно получа­ ют с гектара четыреста цен­ тнеров кукурузной массы с початками. К сожалению, на остальных участках лишь ее проростки, а то и их нет. В хозяйстве, где особенно ве­ лика потребность в концент­ рированных кормах, надо уже сегодня с гектара получать, как минимум, тридцать цен­ тнеров зерна, чуть не вдвое больше, чем до сих пор бра­ ли. Выручить тут могла бы интенсивна. И на словах она внедрена. На деле же практикуется даже не луч­ ший вариант старой, тради­ ционной технологии. Не слу­ чайно, в прошлом году на озимом «интенсивном» по­ ле намолот оказался низким. А нынче из 270 гектаров размещенной на интенсивном поле пшеницы двести приш­ лось пересеять. Вообще заметим, в совхо­ зе «Сафоновский», как это следует из происшедшего на партийном собрании разгово­ ра, сложилось явно ненорма­ льное отношение к новому, передовому. Буквально через межу, в колхозе имени Иль­ ича, уже много лет приме­ няют индустриальную техно­ логию возделывания са­ харной свеклы братья Си­ ничкины, удостоенные за это Государственной премии СССР. А тут лишь нынче, когда свекловичниц осталось лишь трое и приходится по­ лагаться почти исключитель­ но на наемную силу, опла­ чивая ее втридорога, реши­ лись, наконец, на ее освое­ ние, да и то на небольшом участке, в порядке, так ска­ зать, эксперимента. Также робко, в урезанном виде, а порой и вовсе формально вне­ дряются подряд, хозрасчет, чековая система контроля затрат. Все еще «присмат­ риваются» в хозяйстве к по­ точно-цикловому методу ис­ пользования техники, позво­ ляющему при меньших зат­ ратах сил и средств доби­ ваться гораздо большего. Казалось, вот где простор для применения сил партий­ цев: борьба за внедрение все­ го нового, передового —• это же их кровное дело.. Но ни­ какой борьбы, как таковой, на поверку нет. Начинаться она должна с учебы кадров, вооружения их достижениями научно - технического про­ гресса. А учеба, например, механизаторов, по настоя­ щему не налажена, хотя ус­ ловия для этого есть. Как видно, не владеют ценными новшествами порой и специа­ листы. И спроса с них за это, какого следует, нет. В неудаче с внедрением интен­ сивной технологии возделы­ вания зерновых повинна в первую очередь агрономиче­ ская служба, возглавляемая А. Д. Поздняковым. А ему почему-то все сходит с рук. То же самое касается и глав­ ного ветврача Г. И. Благо­ датских, на совести которой падеж почти двух тысяч по­ росят в последние полтора года, что означает потерю двухсот тонн мяса. Работа с кадрами —- это тот оселок, на котором про­ веряется зрелость партийной организации, ее сила. Здесь она держит свой главный эк­ замен как орган политичес­ кого руководства. Каждый день, каждый час. И неред­ ко его проваливает. Прямым провалом можно назвать, скажем, то, что из-за низ­ кой механизации труда на фермах до сих пор внед­ рена двухсменна, что Медлен­ но решаются некоторые со­ циальные вопросы, упускают­ ся из виду порой повседнев­ ные нужды людей, как в том же поселке «Прогресс», где н с питьевой водой бы­ вает трудно. Все это, в конеч­ ном счете, сказывается на закреплении молодежи, в первую очередь, девчат. От того-то и не хватает живот­ новодов. / Нет, как же все-таки не­ легко перестраиваться, от­ казываться от изживших се­ бя привычек, подходов. И надо бы покритиковать това­ рища, такого же, как ты сам, коммуниста, да как-то неловко, необычно. И надо бы, набравшись храбрости, смело взять всю ответствен­ ность на себя за тот или иной просчет, а не переваливать ее на других, не искать причи­ ны, а находить средства, ан -—нет, не заметишь и сам, как сбился на старую, наез­ женную стезю. Вот это и ощущалось на партийном соб­ рании в «Сафоновском». На собрании выступил пер­ вый секретарь обкома КПСС Ю. А. Манаенков. В его ра­ боте участовал первый секре­ тарь Добринского райкома КПСС О. Г1. Королев. И. ЛЕСНИКОВ, спец. корр. «Ленин­ ского знамени». ПОЛИВ БЕЗ СБОЕВ М елиор а торы колхоза «Победа» Хлевенского района стали первыми помощниками животно­ водов: ведь основная масса кормов для обще­ ственного стада здесь производится на орошае­ мом учацтке. Обслуживают «Волжанки» опытные масте­ ра И. А. Дуванов и И. П. Стрельцов, которые принимали активное участие в подготовке усг тановок к эксплуатации. С начала сезона по­ лива сбоев у них не было. Надежными оказались и насосные станции, где трудятся машинисты Л. И. Попов и Т. В. Перцев. Нынешней весной оба освоили смеж­ ную специальность электрика. Кормозаготовители рассчитывают получить с гектара по 50—55 центнеров сена, в АЛЕХИН Н А ЕЛЕЦКОМ заводе «Гидропривод» сей­ час соответству­ ют требованиям научной организации труда 1632 ра­ бочих места из 2079. Осу­ ществляя программу «Атте­ стация», заводчане курс выбрали в основном верный: отказ от малоэффективного оборудования, последовате­ льное сокращение ручного труда. Так, если раньше ус­ таревшее оборудование за­ меняли по принципу очеред. ности, то теперь стали нап­ равлять новую технику ту­ да, где она может дать наи­ большую отдачу, то есть — в цеха основного производ­ ства, выпускающие серийную продукцию. Взять хотя бы цех № 7, куда в последние годы нап­ равили львиную долю авто­ матических, агрегатных ста­ нков. Раньше он с трудом справлялся даже с облегчен­ ными заданиями. Ныне здесь объем производства значи­ тельно вырос (передали часть деталей из пятого це­ ха), а коллектив, по словам заместителя главного тех­ нолога завода В. И. Маляви­ на, с которым мы побывали в цехе, легко выполняет ве­ сьма напряженную програм­ му. Неудивительно: новая техника, в частности, станки с числовым программным уп­ равлением, требуя меньше об­ служивающего персонала, обеспечивают более высокую производительность труда. К сожалению, подобной те­ хники «Гидроприводу», как, впрочем, и другим металло­ обрабатывающим предприя­ тиям, пока не хватает. Де­ лать ставку лишь на фонды — значит, обновить станоч­ ный парк в лучшем случае лет за пятнадцать. Но кто позволит ждать так долго? Потому, помимо приобрете­ ния станков, на «Гидропри­ воде» год от года увеличива­ ют производство своей, хотя и доморощенной, но доста­ точно надежной и эффектив­ ной техники, в частности, аг­ регатно-сверлильных стан­ ков. Широко практикуют и модернизацию старых.. Та- Эти планы подкрепляются делами: уже переданы дру­ гим предприятиям десятки единиц ненужного оборудо­ вания. списана часть стан­ ков,’ эксплуатирующихся бо­ льше пятнадцати лет, ряд де- ----- « А Т Т Е С Т А Ц И Я » ------- На контроле «Л3»~-целевые комплексные программы ДЛЯ ЧЕГО В ИНЖЕНЕР ким образом, достигается конечная цель программы «Аттестация» -г- рационали­ зация рабочих мест, приве­ дение их в соответствие с правилами научной органи­ зации труда. Особенно много сделано за два последних года. Количе­ ство мест, соответствующих требованиям НОТ, увеличи­ лось с 920 до 1632. Ликви­ дировано свыше 50 мест с тяжелыми условиями труда. — К концу пятилетки уде­ льный вес ручного труда рас­ считываем довести до двад­ цати семи, а в основном про­ изводстве — до двадцати че­ тырех процентов, — гово­ рит заместитель главного инженера Ю. И. Денисов. — А для этого от совершенст­ вования отдельных рабочих мест мы перейдем к рацио­ нализации участков и даже цехов, чтобы обеспечить всем хорошие условия труда. талей, гидронасосов, ранее изготавливавшихся методом механической обработки, пе­ реведен на менее трудоем­ кое литейное производство. К реализации программы «Аттестация» привлечены наиболее опытные конструк­ торы и технологи В. Г. Юнин, Г. Г. Сержантов, В. И. Мешков, Л. К. Вери- чеико, А. В. Эстлер, * изве­ стные своим новаторским от­ ношением к делу. Вместе с тем, бросаются в глаза серьезные упущения аттестации рабочих мест. Так, новое оборудование не­ редко используется весьма нерационально. Например, в цехе № 10, где я побывала, долгое время простаивает ав­ томатическая токарная ли­ ния. Поломка незначитель­ на, но исправить ее не мо­ гут из-за отсутствия запчас­ тей. По этой же причине про­ стаивает новое оборудование и в ряде других цехов. А как внедряется ЭДОС 1 > многосменка? Пока очень робко. В первую смену здесь работает 70 процентов перч сонала. Не загружены круг­ лые сутки даже агрегатные, автоматические станки. У них нередко лишь один хо­ зяин, как и на самых у ст а^ ревших, допотопных станЯ ках. Сказывается и слабая ма­ териально-техническая база ремонтно-механического и инструментального цехов, на коллективы которых падает основная тяжесть работы по изготовлению новой техноло­ гической оснастки и обору­ дования, модернизации уста- ревшей техники. Многие .за­ казы механосборочных це­ хов здесь просто не в состоя­ нии выполнить. А тут еще неурядицы с организацией труда создателей новой тех­ ники. — Многие наши конструк­ торы, — говорит начальник бюро отдела главного тех­ нолога А. В. Эстлер, — по­ рой неделями работают у станков — помогают «штур­ мовать» план. Какую же от­ дачу после этого ждать от них"? л Да, вот такой парадокс:^ инженеры вместо ликвида­ ции тяжелого ручного тру­ да безропотно выполняют рутинные операции, плодя тем самым число сугубо ин­ женерных проблем. Разуме­ ется, при таком подходе к делу теряется смысл самой целевой программы «Аттеста­ ция». Видимо, руководителям завода пора думать не толь­ ко об аттестации рабочих мест, но и об аттестации ве­ дущих специалистов, о про­ верке их на' способность гра­ мотно, по-современному ве­ сти производство. Л. БАРТЕНЕВА, корр. елецкой городской газеты «Красное знамя». ПЕШЕХОД. АВТОМОБИЛЬ. ДОРОГА. г * П А Н В м а е ‘ Л и п ец ке произошло 24 до - С Р К . 1 1 Я Ш 1 1 г ж ж н рожно-транспортных происшествия, -» при которых пострадало 25 человек. За нарушение правил д о рож но го дви­ ж ения наказано 8104 водителя и 6855 пешеходов. . ш. ---------------------------:---------------------- С УПРАВЛЕНИЕМ НЕ СПРАВИЛСЯ... Наверное, нет среди нас такого человека, которому рано или поздно не пришлось бы стать участником дорожного дви­ жения в качестве пешехода, водителя велосипеда или другого транспорта. Вступившие в силу с января 1987 года Правила дорожного движения в новой редакции наиболее полно охва­ тывают взаимоотношения всех категорий его участников, четко определяют их права и обязанности. Нам остается лишь самое малое: выполнять их. Пренебрежительность же к пра­ вилам, самонадеянность могут привести к непоправимым по­ следствиям. ■...22 апреля, в 14 часов, нигде не работающий студент пер­ вого курса вечернего отделения Липецкого политехнического института Э. Г- Бельских, воспользовавшись отсутствием в га­ раже владельца мотоцикла «Ява-350», решил прокатиться на нем с ветерком по улице Московской. Но вот незадача: то ли мотоцикл оказался сложным в управлении, то ли умения не­ достаточно, но горе-водитель наехал на пешехода, которого пришлось доставить в больницу. Бросив человека в беде, он скрылся с места происшествия. Только в ходе розыска уда­ лось установить личность Бельских. Или другой пример беспечности. 16-летний С. Б. Фадеев, которому не хватило терпения привести в порядок мотоцикл, в результате технической неисправности машины опрокинул ее и получил телесные повреждения. Все это — следствие того, что Фадеев в свое врем'у не соизволил пройти курс обу­ чения, получить навыки вождения мотоцикла и водительское удостоверение. Не случайно в новой редакции Правил дорожного движе­ ния появился раздел, где оговариваются обязанности должно­ стных -лиц, ответственных за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств. Но о какой воспитательной работе, о каком контроле за техническим состоянием тран­ спорта со стороны руководства Липецкого комбината строи­ тельных материалов треста «Агродорспецстрой» можно гово­ рить, если водитель комбината Е. М. Долгих, находясь в со­ стоянии алкогольного опьянения и, управляя неисправным ав­ томобилем, в результате чего тот получил смертельную тра­ вму?.. Все это напоминает о том, к чему приводят действия води­ телей во хмелю и к тому же пренебрегающих правилами. В. ЗУЕВ. госавтоииспектор Советского РОВД. н ЕТ, НАВЕРНОЕ, нужды повторять известную каждому истину: пьяный за рулем — преступник. Од -1 нахо, как ни странно, с этой аксиомой согласны не все. И особенно те, кто любит про­ катиться йод хмельком. Каж­ дый из них, видимо, думает: уж со мной-то никакой беды не случится, авось, проскочу. Кое-кто надеется на свою ре­ акцию, другой — на опыт, тре­ тий — на везение... Но, как свидетельствует статистика, далеко не всегда такие прогул- время вытаскивая из-за руля хмельных любителей «ветер­ ка». Так случилось, к примеру, с трактористом колхоза «Стро­ итель коммунизма» В. П. Бух­ тояровым, который навеселе ка­ тался на собственных «Жигу­ лях». Не моргнув глазом, сел за руль «Москвича» после вы­ пивки мастер завода «Центро- лит» В. И. Дьяконов. В состоя­ нии опьянения управлял авто­ бусом КАБЗ-685 водитель Пра­ вобережного комбината благо­ устройства А. Д. Солопов. При­ шлось работникам госавтоинс- ...НЕ ЗА МЕСТО РУЛЕМ у ТЕБЯ двойки по рус­ скому языку, матема­ тике. истории, — директор полистал класс­ ный журнал и вопроси­ тельно посмотрел на девочку. Четвероклассница молчала. — Тебе трудно? Не можешь справиться с домашними зада­ ниями самостоятельно? Но ведь по другим предметам у тебя даже четверки? Девочка продолжала мол­ чать. — Ты же будешь неуспева­ ющей в четверти... Ни слова в ответ. — Так молчит она и на уро­ ках, — сетуют учителя. Не правда ли, знакомая си­ туация? Казалось бы, выяснить причину неуспеваемости про­ ще простого — задать учени­ ку прямой вопрос: почему? При этом ждешь такого же прямо­ го. искреннего ответа. Но ре­ бенок молчит. Как быть? Вос­ пользоваться «властью» учи­ теля, применить администра­ тивные меры? Увы. практика убеждает: подобная «помощь» лишь еще дальше разводит учителя и ученика. А ведь их взаимоотношения в последние годы и без того заметно ухуд­ шились. Мы, методисты, наблю­ даем явную неудовлетворен­ ность школьной жизнью как со стороны учащихся, так и их наставников. Сейчас ост­ ро необходимо оздоровление нравственно - психологической атмосферы по всей цепочке традиционных взаимоотноше­ ний: администрация — учителя — ученики — родители. В ог­ ромной массе случаев требу­ ется поиск новых решений. И тут на помошь приходит пси­ холого-педагогическая служба. В школах области она действу­ ет уже третий год. Ее цель — помочь формированию V учите­ лей умения изучать школьни­ ков, способствовать выявле­ нию истинных причин их не- чуспеваемости, недостатков в ^доведении, выбирать наиболее ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ ХОРОШИЕ ЛИ МЫ П С И ХО Л О ГИ ? рациональные пути воспита­ ния. Психолого - педагогичес­ кая служба — та база, без ко­ торой немыслим индивидуаль­ ный подход к ребенку. Учитывая пожелания боль­ шинства . учителей, мы решили вооружить их, в первую оче­ редь, знаниями в области воз­ растной и педагогической пси­ хологии. Общее руководство осуществляет методический со­ вет, в состав которого входят ученые кафедр педагогики и психологии АГПИ и ЕГПИ, ме­ тодисты нашего института, за­ местители директоров по учеб­ но-воспитательной работе сред­ них школ. Совет, в основном, работает с руководителями пси­ холого - педагогической служ­ бы, те, в свою очередь. — с учительским коллективом. В помощь им наш институт про­ водит целевые и проблемные курсы, зональные и выездные семинары. Совместно с кафед­ рами ЛГПИ разработаны мето­ дические рекомендации. Сло­ вом. ряд мер по усилению пси­ холого-педагогической подго­ товки работников народного об­ разования (прежде всего, учи­ телей) уже предпринят. Но дело это — сложное и кропотливое — требует не то­ лько теоретических знаний, но и практического опыта, вдум­ чивого подхода. Опыта пока у коллективов, в самом деле, ма­ ловато. не хватает и профес­ сиональных психологов. Но это не повод для утверждений (нет-нет да услышишь их от директоров): мол, неумелые действия могут лишь навре­ дить детям. Что тут скажешь? Без риска и определенных ошибок невоз­ можно освоение ни одного нов­ шества. В школе же, напомним, ежедневно принимаются десят­ ки решений, определяющих де­ ятельность, общение и, следо­ вательно, развитие, судьбу де- дей. Но все это — пока на основе скудной психологичес­ кой информации. А если ее расширить, углубить новыми представлениями? Разве не по­ высит это качество принимае­ мых решений? Может, пора приглядеться к опыту тех, кто от сомнений давно перешел к делу? Интересно решается эта проблема в школе № 51 Ли­ пецка. Здесь определены при­ чины снижения успеваемости и решением педсовета выработа­ на система мер. Во главу уг­ ла поставлен индивидуальный подход к детям. Так, слабо­ успевающим учителя Е. П. Лозенкова, Ф. И. Мочалина, С. И. Гладских, Т. М. Телец- кая разрешают пользоваться планом ответа, больше времени готовиться у доски, выполнять задание по карточке. Их кол­ леги В. И. Кудинова, Р. И. Литвинова и Р. Г. Дементьева при опросе создают «ситуацию успеха». Широко применяются взаимопроверка, взаиморецен- зирование. На каждого из «трудных» учеников составле­ на психолого-педагогическая характеристика. Используют­ ся диагностические карты. с помощью которых определя­ ются методы педагогического воздействия. Есть некоторые обнадеживающие результаты. В живые товарищеские дис­ куссии о «трудных» выливают­ ся занятия, которые проводит с коллегами заместитель ди­ ректора по учебно-воспитатель­ ной работе елецкой школы N9 22 А. Д. Меркулова. Учителя И обмениваются опытом ведения дневников наблюдений, инди­ видуальных психологических карт. В Лев-Толстовской средней школе такие занятия ведет ди­ ректор В. В. Миляева. Здесь обсуждаются и теоретические вопросы, и отдельные педаго­ гические ситуации. Учителя пытаются понять, увидеть пе­ дагогический процесс изнутри, осмыслить проникновение прак­ тики в науку и наоборот. По­ чему коллега поступил так, а не иначе? Прав ли? Есть ли другой выход из ситуации? Это своего рода контрольная для взрослых, для педагогов, в хо­ де которой процесс общения с детьми, индивидуальная ра­ бота рассматриваются как дви­ жение к ребенку. Заслуживает внимания и опыт проведения психолого- педагогических консилиумов в школе № 9 Липецка. Возглав­ ляет их Н. Ф. Вереникина. На заседаниях рассматриваются \ наиболее сложные вопросы по­ ведения учеников. Одно вре­ мя самым трудным в школе был 5 «А» класс, где все дер­ жалось на авторитарности пе­ дагога. На консилиумах регу­ лярно вырабатывались коллек­ тивные решения, которые по­ могали выправлять положение, хотя с некоторыми ребятами работать пришлось долго. Две­ надцать консилиумов проведе­ но в этом классе, и все они были поиском ростка добра и света в каждом ребенке. — Школьная психолого-пе­ дагогическая служба — не до­ полнительный привесок в ра­ боте, а тот стержень, вокруг которого строится весь учебно- воспитательный процесс, — считает Н. Ф. Вереникина, за­ меститель директора по учеб­ но-воспитательной работе. Психолого - педагогическая служба должна решать и проф­ ориентационные задачи. В этом направлении мы пока осо­ бенно мало сделали, тем боль­ шего внимания заслуживает опыт М. М. Матюниной из Лев-Толстовской средней шко­ лы. На каждого ученика она за­ вела профориентационную кар­ точку, в которой, начиная с первого класса, отмечает изме­ нения профессиональных инте­ ресов ребят. Это дает возмож­ ность учительнице своевремен­ но вносить поправки в работе с учащимися и их родителя­ ми. Все больше педагогов убеж­ даются в необходимости ве­ дения дневников наблюдений. И. Г. Ланьшина, классный ру­ ководитель 2 «В» класса шко­ лы № 29 г. Липецка, ведет такой дневник с первого дня, как пришли к ней малыши. В нем и характеристики на де­ тей из детского сада, и анализ сведений, полученных от ро­ дителей Что интересно: ре­ зультаты анкетирования ро­ дителей не совпали с резуль­ татами последующих наблюде­ ний за детьми. Оказалось, что в большинстве случаев папы и мамы плохо знают ,своих де­ тей. Наблюдения педагога по­ могают планировать воспита­ тельную работу с детьми, вли­ ять на родителей, знакомить с опытом хорошего воспитания в семье. На родительских соб­ раниях больше стали говорить о проблемах развития, о том, что приводит к тем или иным трудностям в учении, во вза­ имоотношениях, в поведении. Во многих школах Липецка, Усмани, Лебедяни, Елецкого, Краснянского, Добровского районов психолого -) педагоги­ ческая служба стала основой умных, доброжелательных, плодотворных взаимоотноше­ ний родителей и учителей. Это один из первых итогов нашей совместной работы. Словом, нам за эти три года удалось значительно приблизить науку к учителю. А вот сделать пси- холого - педагогическую слу­ жбу основой всей методической работы в школе нам не уда­ лось. Об одной из причин мы сказали в начале статьи. Это — нерешительность директо­ ров, не желающих обременять себя дополнительными хлопо­ тами. А надо бы руководите­ лям и самим смелее браться За новое, перспективное дело, и учителю помочь Да что пенять отдельным ди­ ректорам? У нас ведь есть рай­ оны, например, Грязинский, Хлевенский, Воловский, где о психолого - педагогической службе будто и не слышали. Глубокое внедрение достиже­ ний науки в школы все-таки невозможно без строгого и по­ стоянного контроля' со сторо­ ны методистов отделов народ­ ного образования. Хочется еще раз напомнить, как для всех нас важно найти единст­ венно верные пути к ученику, найти и взрастить лучшее в нем. заставить поверить в на­ ши добрые намерения. Вер­ нуть частично утраченное до­ верие к учителю. В. ГОНЧАРОВА, заведующая кабинетом пе­ дагогики и психологии ин­ ститута усовершенствова- _вия учителей. ки остаются без последствий. Да и ГАИ не дремлет: только за пять месяцев нынешнего года отстранено от управления транспортом 2632 жителя на­ шей области! Подавляющее большинство из них лишены водительских удостоверений, некоторые предстали перед су­ дом. Но пьянка за рулем про­ должает процветать: в мае, положим, хмельных водителей задержано почти на 180 боль­ ше. чем в апреле... Надеялся, наверное, на свои силы водитель Липецкой пе­ редвижной мостостроительной колонны треста «Агродорспец­ строй» А. И. Воронин, который, воспользовавшись имевшимися у него ключами, под храп сто­ рожа выгнал в полночь из га­ ража государственного «Моск­ вича» и поехал в пьяном ви­ де кататься. Конец у этой исто­ рии трагичен: при разъезде со встречной машиной пьяный преступник смертельно трав­ мировал двух пешеходов. Конечно, столкновения, на­ езды, другие происшествия слу­ чаются не каждый раз. Часто именно работники милиции пре­ дотвращают непоправимое, во- пекции прервать и пьяную про­ гулку за рулем «Жигулей» ху­ дожника УЖКХ Главлипецк- строя А. И. Резника... Перечень эт^т можно продол­ жать. Но вот еще о чем хоте­ лось бы сказать/ На всех води­ телей, находившихся за рулем в нетрезвом состоянии, будь они профессионалы или любите­ ли, отправлены представле­ ния по месту работы или учё­ бы. Но, как свидетельствуют факты, далеко не всегда эти сигналы становятся предметом обсуждения в трудовых кол­ лективах. Есть случаи, когда на предприятиях и в организациях вместо того, чтобы предать гласности имена виновников, пытаются спустить дело на тор­ мозах, ошибочно считая, види­ мо, что поведение их работни­ ков за стенами предприятия должно контролироваться лишь милицией. А это совершенно не­ допустимый подход к нарушите­ лям, потенциальным преступ­ никам. Ведь только совместны­ ми усилиями можно и должно сделать наши дороги безопас­ ными. С. ВЛАДИН. Пример наст авника Д Когда люди, что трудятся рядом в таких же спецовках, как у тебя, выполнят то же дело, что и ты, тем не менее именно к тебе приходят за помощью и советом, уважительно признают весомость твоего слова, твоего опыта, — это и есть, наверное, подлинный авторитет наставника. Труд машиниста газодувных машин коксохимпроизводства ИЛМК Владимира Николаевича ШкариНа отмечен знаками победителя социалистического соревнования. Почти два де­ сятка лет трудится он в первом коксовом цехе, дело свое знает досконально. И этнм-то умением щедро делится с окру­ жающими. На снимке: В. Н. Шкарин. Фото А. ЩУРОВА. тштт ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz