Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

<7.>>?г ' Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ Ор ган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 70-й год издан ия Воскресенье, 31 м ая 1 987 г. № 125 (17822) Цена 3 коп. ------- ПЕ РЕДОВАЯ ВОСКРЕСНОГО НОМЕРА -------- Э Т О Т НЕД О Б Р Ы Й Ф О РМ А Л И З М З аседание комиссии по делам несовер­ шеннолетних решили провести на о бще- школьном родительском собрании, так ска­ зать, в назидание всем. Проступок подро ­ стков, которых ра збир ала комиссия, сомне­ ни й н е вызыв ал — маль чишки бросали камни в окна проходящих поездов. Сомне­ ние вызывала форма заседания. Хотя, ка­ залось, все было как положено. Факты ху­ лиганства семиклассников зарегистрирова­ ны, милицейские протоколы приложены, санкции к отцам и матерям определены, ро­ дительский «контингент» для профилактики собран. Пай и мам, как на судебном заседании, посадйли лицом к залу, подростков поста­ вили на «лобное место». Председ атель ко­ миссии и зложил суть дел а. Родителе й сп рашивали: — Вы зн аете, где ваш сын проводит с вободное врем я? — Посещ аете ли со бр ания в школе? — От кого узн али о хулиганском пос­ тупке? Затем слово дали р еб ятам, которые мям­ лили ч то-то невр азумительное и неубеди­ тельно каялись. Заслушали и классных ру­ ководителей, вопросы им были заданы ана­ логичные: — Вы знаете, где ваш ученик проводит свой досуг? — Сколько раз посетили его на дому? У первого «героя» недавно умер отец — хронический алкоголик, мать работает тех­ ничкой на предприятии. Она безразлична ко всему. Второй,мальчишка— из породы «куда ветер дунет». Учится плохо, стрем­ лений никаких. Отец — хороший труженик, мать — человек добрый, но... все усилия ее уходят на огород, сад и поросят. Сын растет как сорная трава. Третий вооб­ ще из семьи, которая на хорошем счету, да и парнишка вроде «благополучный». П опал в компанию случайно, «от нечего делать». На фоне крайних ситуаций, которые ино­ гда «потрясают» город, наш случай вроде бы и мелковат. А все-таки приглядимся и постараемся понять причины рождения де­ яний этих подросткбв. После того , как принародно зачли поста­ новление о денежных штрафах родителей и когда мать первого «героя» отказалась платить, с парнем произошла истерика. Взрыв парня понятен. Пока раз бир али его, он терпел, он к этому привык. Но когда в его присутствии, на гла з ах всего поселка, стали «воспитывать» мать, он не выдер ж ал. Я бы хотел вс тать на з ащиту подростка в эт ой конкретной ситуации, хотя прекрас­ но понимаю и не оправдываю, как, думаю, и читатели, его поведение. Мальчишка ведь не виноват в том, что его отец беспробуд­ но пил на глазах всего поселка более деся­ ти лет, потому и умер. Не виноват, что его мать стала жить отрешенно и махнула на все, в том числе и на него рукой. Не вино­ ват, что ему достался такой наставник — классный руководитель. Никакой полез­ ной, а тем более интересной, а уж тем бо- , лее захватывающей деятельности для него Ъ е предвиделось. Вся работа классного ру­ ководителя сводилась к единственному пре­ словутому классному часу — раз в неде­ лю. Не знаю, как читатели, а мне десятки, а то и сотни раз приходилось видеть, как, войдя в класс, хлопнув журналом об стол, воспитатель начинал «воспитывать»: Сядьте прямо! По нахватали двоек ! Из- з а вас в учительскую стыдно заходить. Си­ доров, иди сюда. Ты почему плохо учишь­ ся? А вы чего головы опустили? Обсуж­ дайте Сидорова! И че|>ез длительную «чеховскую паузу» молчания Сидорова новая сентенция: — Сидоров, дай слово хорошо учиться! А что ему, Сидорову, трудно, что ли? Десять раз слово давал и в одиннадцатый может. Вот и вся «романтика» классного часа, весь его «воспитательный» потенци­ ал. А Сидоровым нужна, как в и т а м и н ы в марте, жизнь общественно значимая и дея­ тельность, подобающая их активной нату­ ре. Сидоровы протестуют против пустоты школьной внеурочной жизни. Вроде бы, на бумаге, есть в школе какие-то мероприя­ тия, кружки и секции, но они формальны по сути своей и никого не «греют». В по­ селковом клубе для ребят, кроме кино- ильмов и опять же лектория, нет ничего, льшинство учителей живет в городе. От­ сюда и главная озабоченность — не опоз­ дать на автобус. А ребятам куда деваться? А ребятам — прямая дорога на насыпь, где проходят поезда, и, значит, можно по­ фантазировать, что-то подложить под ко­ леса, бросить камень в окно и т. п. У мальчишек подростковых классов настрой на настоящую социальную жизнь, а не на ее подделки в виде якобы воспитательных мероприятий. Но вернемся к открытому заседанию комиссии. Задумано оно было, очевидно, для пользы дела. А прошло в том же фор­ мальном ключе. Члены комиссий говорили детям и родителям банальные вещи, без­ душно выносили решения. Комиссия постановила родителям второ- чго «злоумышленника» месяц ходить на чуроки в класс, где учится их сын, Они хо­ дили: неделю — мать, неделю — отец. Оба — люди малограмотные. Отец, с рука­ ми мастерового, — обливаясь потом, сидел на уроках, не зная, куда спрятать свои руки, а главное, не зная: зачем он т^т си­ дит. Ни отец, ни мать педагогике не обу­ чены, как обувать-одевать сына знают, как воспитывать •— нет. Когда же школа научится тонко и глубоко, по-настоящему помогать им в этом? Вот уже несколько лет мы говорим о перестройке, реформе нашей общеобразова­ тельной школы. А сила инерции, кажется, непреодолима. П очему? Да простят меня учителя, но очень мно­ гое в школах стало подстраиваться под личные их проблемы: расписание делается не так, как требуют дидактические нормы, а как удобно особой когорте школьных нас­ тавников, особенно той, что далеко живет. Немало и таких в педагогических коллек­ тивах, кто ото всех школьных дел прикры­ вается бронированным щитом собственной семьц: «В трудовой лагерь не поеду, у ме­ ня дочь музыкальную школу кончает», «В похбд не пойду: кто будет мужу обеды го­ товить?». «В воскресенье в школу не при­ ду: у меня стирка» и т. п. Поним аю, у ч итель — тоже человек, у него — свои дети, семья, но почему из-за этого должны стра­ дать десятки и сотни других, так и хочет­ ся сказать, чужих детей? Школа — особый мир, который ника­ кой дележки не прощает. И работа учите­ ля — это работа подвижника, потому и трудовой день у него вполовину короче, чем у рабочего, а отпуск в два раза боль­ ше, И эти привилегии правильные. Но ка­ тегорически нельзя ничего в школе делать без души, формально. Некоторые ведь умудряются за один вечер «обежать» весь класс. А зачем, скажите, собирать родителей если кроме текущих двоек нет другой те­ мы для бесед с ними? Ни одного формаль­ ного вопроса не стоит выносить и на засе­ дание педсовета, а только такой, по кото­ рому стоит посоветоваться и поспорить в пользу детей. Не должно быть формальных дежурств по шкбле, формальных «прогулок» родительского патруля, кото­ рый ничего не патрулирует и не меняет. Не должно быть и формальных в школе заседаний комиссий исполкома, роно или райкома ВЛКСМ, которые «указывают», «тычут в нос» и ничего не подсказывают, а тем более не оказывают конкретной по­ мощи школе, учителям. Давно пора отказаться от крайне фор­ мальных смотров самодеятельности, они не сплачивают, а, пожалуй, разобщают школь­ ные коллективы. Придум ать бы что-нибудь новое, например, эстафету искусств. Пусть юные артисты выступают в других шко­ лах, а сверстники принимают их по всем з аконам гостеприимства. Серь езно н адо перестраивать предметные ме жшкольные ол импиады и спортивные соревнования. О бидно , ч то интересн ый опыт отдельных школ «умир ает» в их стенах. А деловое и тво рческое сотрудничество учителей раз­ ных школ? Разве нас может устроить кон­ такт два раза в год на январских и авгус­ товских конференциях, которые, кстати, тоже проходят формально и бедно, без вы­ думки, без яркой дискуссии. Кому полез­ на вечная форма «отчета» о маленьких до-, стижениях в той или иной школе? Конфе­ ренции должны стать рубежными, острыми встречами с новыми, если хотите, *револк>- ционными идеями. Искусственной, нерезультативной педа­ гогике надо поставить заслон. И дело, ес­ тественно, не столько в проблемах досуга ребят, сколько в проблеме личности учите­ ля. А рядом я бы поставил вопросы истин­ ного, гуманизированного взаимодействия учителей и родителей, демократизации жиз­ ни ребят, воспитания трудолюбия, само­ управления и творчества. В школьном де­ ле все важно. А самое главное сегодня — это перетряхнуть старый педагогический багаж, отобрать золотые крупицы истин­ ной педагогики сотрудничества, которая полностью обращена к непростому миру детей. Да, в самом деле, сколько можно терпеть положение, когда на собраниях школьники по шпаргалкам говорят то, что им написа­ ли учителя, когда вместо сочинения по ли­ тературе пишется пародия на себя: слова стертые, мысли ворованные, и все это воз­ ведено в эталон. Когда характеристики на школьников трафаретим и необъективны, в них одна видимость, принимаемая за суть, типа «морально устойчив». Дети же ост­ рее взрослых чувствуют формализм, его неправду, фальшь, его недоброту! ...В город пришла весна. Совсем недавно в садах и палисадах, скверах и парках, в школьных дворах мы высаживали молодые деревца. И рядом с каждым тонким побе­ гом втыкали прямую палку, подвязывая к ней ствол, то есть ставили опору, гаран­ тируя рост. Вот такой крепкой опорой ра­ боты с детьми сегодня, наверное, и будут наши простые, ясные, интересные практи­ ческие дела. Не для отчетной галочки, а ради терпеливого взращивания того значи­ тельного и доброго, что живет в детях и требует выхода. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук. ПЕРВЫЕ ЛАУРЕАТЫ В канун Международного дня защиты детей ассоциация деятелей литературы и искус­ ства для детей и юношества ССОД назвала первых лауре­ атов Золотой международной медали имени Льва Толстого. Почетный знак учрежден ассоциацией и начиная с этого года будет присуждаться вы­ дающимся защитникам детства во всем мире. Среди отмеченных этой на­ градой за 1987 год — иност­ ранный член Академии меди­ цинских наук СССР ученый из США Альберт Сэбин, создав­ ший вакцину, победившую по­ лиомиелит, шведская писатель­ ница Астрид Линдгрен и ди- Реплика ♦ «СЕКРЕТНЫЕ* СТРОЙКИ? С весны нынешнего года в колхозах и совхозах области началось сооружение сено­ хранилищ, П ричем, во мно­ гих случаях это строительст­ во ведется инициативным, хозяйственным способом. Нет нужды доказывать, как важно сейчас показывать ход возведения этих очень нужных хозяйст­ вам объектов. Однако на про­ сьбу корреспондента газеты рассказать, как сложилась на сегодня обстановка, ра­ ботник отдела строительства областного агропромышлен­ ного комитета А. Ф. Минин заявил: — Нам запрещено давать информацию без разрешения первого лица! Кто скрывается под «пер­ вым лицом», товарищ Минин не сообщил. Но его ответ вызывает недоумение: как представляют себе руково­ дители агропрома гласность? Пр ораб колхоза имени Первого Мая До бровского ра й он а А. А. Бо ч аров не стал терять времени на ра з ­ решение руководства и по­ дро бно р асска з ал нам, как велось сооружение в хоз я й ­ стве одного и з первых тип о­ вых сенохранилищ. «Велось», потому ч то вы ­ сокое помещение с аро чной крышей уже стоит сегодня за околицей села Па нино , не­ далеко от корпусов м олочно­ го комплекса. Строители ПМК 2 об ъединения «Лн- пецкагропромстро й» провели п ланировку на площадке в пос ледней пятидневке апре­ ля. В течение нескольких дней были установлены желе­ зобетонные колонны. На них потом монтажники бригады В. И. Пути лина крепили ар­ ки, сборку которых вели н а земле. — С большим ст аранием р аботала бригада! — заме­ тил Алексей Алексеевич. —- Монтаж проведен меньше, чем за три недели. * Само собой разумеется, что не стояли в стороне и колхозники. Потребовалось уложить по периметру объек­ та кирпичную обкладку мет­ ровой высоты. Правление вы­ делило для выполнения этой работы звено опытнейшего колхозного каменщика В. Н Шуваева. Попросили строи­ тели помочь,транспортом для доставки материалов — пра­ вление направило в распоря­ жение строителей лучших водителей. Монтажники бригады В. И Путилина еще вели кровель­ ные работы, а к укладке ас­ фальта уже приступили спе­ циалисты Сырской ДПМК. За четыре дня они положили асфальт как внутри помеще­ ния, так и на подъездных до­ рогах. Всего около месяца потре­ бовалось для сооружения в хозяйстве очень нужного объекта — сенохранилища на 570 тонн тюкованного ви­ таминного корма. Арочные конструкции для нового по­ мещения изготовил коллектив ремонтно-технического пред­ приятия «Сырское». Сооружение сенохранили­ ща в колхоза имени Первого Мая завершено. В ближай­ шие дни новый объект будет принят государственной ко­ миссией. Вот так. И никакого сек­ рета. Г. КОЛЕНЧУК. СЕГОДНЯ -ДЕНЬ ХИМ И КА ,Сь С" - 1 М М Ш 4 Свой профессиональный праздник коксохимики пер­ вого коксохимического цеха НЛМК встретили, как побе­ дители соревнования. Благодаря четко отработанной тех­ нологии они дополнительно к плану, кроме основной про­ дукции, выдали много удобрений, сырого бензола, смол и другой продукции. Успешная работа смены, где кансдый участок связан с другим неразрывной технологической цепочкой, зависит от профессиональной подготовки, дисциплины и ответст­ венности каждого. Отличных работников здесь немало. На этом снимке — лучшие коксохимики первого цеха (слева направо) В. М. Торшин, С. Н. Шустов, Н. М. Чеботарева, В. А. Власов и С. И. Киселев. Фото А. ЩУРОВА. СЕНОКОС С БОЕВ НЕ ПРОСТИТ ф КОРМОУБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА ОТРЕМОНТИРОВ АНА ф С КАЖ ДО ГО ОРОШАЕМОГО ГЕКТАРА — ПО 65 ЦЕНТНЕРОВ КОРМОВЫХ ЕДИНИЦ ф КОГДА ПОСТУПИ.* ПРЕСС-ПОДБОРЩИК! ф БУДЕТ В КОЛ ­ ХОЗЕ СЕНОХРАНИЛИЩЕ!— --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В прошлом году животно­ воды нашего колхоза превзо­ шли трехтысячный рубеж по надоям молока от коровы. Правление и партийная ор­ ганизация по достоинству оценили их старание и добро­ совестность. Однако успеху работников ферм во многом способствовали механизато­ ры, занимающиеся выращи­ ванием кормовых культур. С каждого орошаемого гектара они собрали по 62 центнера кормовых единиц. Одного се­ на было заготовлено без ма­ лого по две тонны на коро­ ву. На нынешний год живот­ новоды определили для себя более высокие рубежи. Что­ бы повысить продуктивность скота и досрочно выполнить социалистические обязатель­ ства, взятые в честь 70-ле- тия Октября по заготовкам мяса и молока, необходимо улучшить обеспечение дой­ ного стада всеми видами кор­ мов. Что делается для укре­ пления кормовой базы? Выращиванием кормовых культур у нас занимается специальное звено, возглавля­ емое П. Н. Хрипунковым. Звено небольшое, всего четы­ ре механизатора. Работают они на единый наряд. Основ­ ной заработок — за продук­ цию. За звеном 390 гектаров орошаемых пашен: на 230 гектарах выращивается куку­ руза, на 160 гектарах — мно­ голетние травы. Коров в хо­ зяйстве 476, но в силу осо­ бых обстоятельств мы не име­ ем возможности отвести (как рекомендуют специалисты) такое яге количество гектаров под кукурузу* Но у нас эта культура размещается на по­ ливных землях. Операторы поливного участка совместно с механизаторами кормодо­ бывающего звена научились получать высокие урожаи зе­ леной массы. Мы надеемся, что в этом году они возьмут самое малое по 350 центне­ ров с гектара. Многолетние травы на оро­ шаемом поле поднимаются плотной стеной. Все агропри­ емы на посевах были прове­ дены в лучшие сроки и с вы­ соким качеством. Мелиора­ торы во главе с гидротехни­ ком М. М. Сычевым до кон­ ца мая успели провести три полива по полной норме. Ско­ ро наступит пора выводить косилки. Механизаторы с особым старанием готовятся к сено­ косу. Не так давно проходила проверка готовности сеноубо­ рочной и другой техники, за­ крепленной за звеном. Вни­ мательно была осмотрена кангдая самоходная косилка, стогомет, копновозы, трактор­ ные грабли. Все они хоть се­ годня могут выйти на луга. И все же ни у П. Н. Хри- пункова, ни у его подчинен­ ных, ни у нас, руководителей, нет уверенности, что к сено­ косу мы готовы полностью. В нынешнем году иной под­ ход, иные требования к са­ мим кормам. Звено обязалось заготовить с каждого ороша­ емого гектара не менее чем по 65 центнеров кормовых единиц. Но в отличие от про­ шлого года поставлена зада­ ча в каждой корМовой едини­ це иметь не менее 110 грам­ мов переваримого протеина. И еще одно условие: зало­ жить все сено на хранение первоклассным, преимущест­ венно в тюках, под крышу. Чтобы тюковать, нужен хотя бы один пресс-подборщик, а в хозяйстве его нет. Очень хотелось бы получить его в самое ближайшее время. Что же касается хранения, то эту проблему мы думаем в какой-то „мере решить соб­ ственными силами. Но сове­ ту животноводов решено приспособить под сенохрани­ лище старый кормоцех, кото­ рый нынче бездействует. Ор­ ганизовано небольшое звено для проведения демонтажа оборудования и реконструк­ ции помещения для хранения тюкованного сена. Люди уже приступили к работе, и к поре сенокосной мы надеемся по­ лучить хранилище, где смо­ жем разместить под крышей около половины заготавлива­ емого в хозяйстве сена. Особое внимание механиза­ торы звена П. Н. Хрипунко- ва и их помощники будут уделять косьбе бобовых — люцерны и кле­ вера. Даже небольшое про­ медление с уборкой этих трав приводит не только к потере урожая, но и к сни­ жению качества.. Если осы- пятся листья люцерны, то содержание белка в сене ре­ зко снижается. Обо всем этом колхозники хорошо знают Тем более, что и в условиях социалистического соревнова­ ния учитывается не только количество, но и качество заготавливаемых кормов. Скоро сенокос. Труженики нашего колхоза приложат все усилия, чтобы в лучшие сро­ ки убрать сеяные травы. А. ЛЕОНОВ, председатель колхоза имени Свердлова Липецкого района. Т О В А Р Л И Ц О М Немного выдумки—и магазин превратился в книжный клуб ректор Ташкентского детского дома № 1 Антонина Хлебуш- кина. За большой вклад в дело вос­ питания подрастающего поко­ ления медалью награждены также бывшие президенты ас­ социации писатели Сергей Ми­ халков и Агния Барто (посмерт­ но). (Корр. ТАСС). Показать товар лицом... В эффективности этого настой­ чивого совета -рекомендации, пришедшего к нам из неза­ памятных времен, мы еще раз убедились на собственной практике, произведя некото­ рые изменения в организации продажи книг в нашем мага­ зине. Среди части торговых ра­ ботников бытуют два очень похожих друг на друга вы­ ражения: «Нужная книга са­ ма найдет своего покупате­ ля» и «Покупатель сам най­ дет нужную ему книгу». И поэтому — а еще потому, что книжные магазины, как правило, очень тесны—поку­ паемая литература плотно — корешок к корешку —- зани­ мает полки в торговых залах. Только очень опытному по- купателю-книголюбу доста­ точно бывает этой «корешко­ вой» информации. Большин­ ство же посетителей, скольз­ нув взглядом по полкам, ухо­ дят без покупки. И в этом случае мало помогают и ви­ сящие здесь же информаци­ онные бюллетени, и журналы, где регистрируются новинки и специальные картотеки. Все они опять же рассчитаны на профессионалов. Но ведь бо­ льшинство изданий (я не имею в данном случае в виду художественную литературу) предназначено для массово­ го читателя. И разве не в том наш долг, чтобы помочь быстрой и желанной встрече книги с покупателем? * Так у нас родилась в кол­ лективе мысль повернуть книгу в буквальном смысле слова лицом к покупателю. Решение вроде бы и простое, но, чтобы его осуществить, требовалось значительно уве­ личить площадь торгового зала. Но если нельзя разд­ винуть стены, то, может быть, можно... сломать? Пригласи-, ли на совет дизайнеров, по­ смотрели, как используется торговая площадь в магазине № 11 облкниготорга. И... сло­ мали стену, отделявшую зал от части подсобных помеще­ ний. И магазин словно вырос, стал светлее, наряднее. И книги-то, размещенные по- новому, словно заулыбались своими обложками, как заме­ тил один из наших постоян­ ных покупателей. Получив дополнительную площадь (вот уже воистину, за счет внутренних резервов), мы и отделы решили разме­ стить иначе. Было так: пря­ мо у входа —отдел художе­ ственной литературы. Забе­ жал человек, бросил взгляд, хмыкнул, не увидев ничего нового, и —назад. Но ведь наш магазин специализиро­ ванный, мы торгуем литера­ турой военно-патриотической тематики, мемуарами, изда­ ниями ДОСААФ. И среди этих книг —масса интерес­ нейших, по-настоящему увле­ кательных! Но до них чита­ тель не доходил в прямом смысле. Теперь все несколь­ ко по-иному: у входа — кан­ целярские товары, а дальше —отдел за отделом — раз­ вернуты, по сути дела, вы­ ставки литературы, на про­ сторных столах — плакаты карты, наглядные пособия. А в конце этой галереи—ху­ дожественная литература, книгообмен (кстати, мы пока единственные в городе, веду­ щие обмен, по опыту москви­ чей с четким делением книг по категориям, таблицы критериев выставлены здесь же). Ну, и конечно (ведь коллектив наш женский) по­ старались создать в торго­ вом зале определенный уют: повесили красивые шторы, побеспокоились о современ­ ном оформлении интерьеров, И вот несколько неожидан­ ный даже для нас эффект: товарооборот магазина стал резко расти. Покупателей на­ шли даже те книги, которые долго считались (и, как мы убедились, совсем несправед­ ливо) балластом для торгов­ ли. У нас сейчас нет остат­ ков книг, которые бы задер­ жались в магазине более чем на два месяца. Практически на тех же площадях, с тем же коллективом мы сейчас вышли на рубеж, когда го­ товы увеличить товарооборот вдвое, и отнюдь не за счет дефицитной литературы. Про­ веденные изменения, их ре­ зультаты стали своеобразным уроком и для нас, работни­ ков прилавка, помогли нам лучше понять свою роль по­ средника между книгой и по­ купателем. Главное — не от­ носиться к делу формально, а использовать все возмож­ ности, которые еще скрыты на первый взгляд в консер­ вативной системе «продавец — покупатель». Сейчас наш магазин вклю­ чился во Всесоюзный смотр- конкурс, посвященный 70-ле­ тию Великого Октября и 70- летию Вооруженных Сил СССР, который продлится до конца апреля будущего года, В его программе — праздни­ ки книги, читательские кон­ ференции. встречи с автора­ ми и героями книг, ветера­ нами партии, войны и труда. Надеемся, что намечаемые мероприятия'еще теснее сбли­ зят коллектив магазина с по­ купателями, помогут нам по­ лнее, лучше, квалифициро­ ваннее удовлетворять запро­ сы липчан. В. ПОЛУХИНА, заведующая липецким магазином «Военная книга».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz