Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
<7.>>?г ' Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ Ор ган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 70-й год издан ия Воскресенье, 31 м ая 1 987 г. № 125 (17822) Цена 3 коп. ------- ПЕ РЕДОВАЯ ВОСКРЕСНОГО НОМЕРА -------- Э Т О Т НЕД О Б Р Ы Й Ф О РМ А Л И З М З аседание комиссии по делам несовер шеннолетних решили провести на о бще- школьном родительском собрании, так ска зать, в назидание всем. Проступок подро стков, которых ра збир ала комиссия, сомне ни й н е вызыв ал — маль чишки бросали камни в окна проходящих поездов. Сомне ние вызывала форма заседания. Хотя, ка залось, все было как положено. Факты ху лиганства семиклассников зарегистрирова ны, милицейские протоколы приложены, санкции к отцам и матерям определены, ро дительский «контингент» для профилактики собран. Пай и мам, как на судебном заседании, посадйли лицом к залу, подростков поста вили на «лобное место». Председ атель ко миссии и зложил суть дел а. Родителе й сп рашивали: — Вы зн аете, где ваш сын проводит с вободное врем я? — Посещ аете ли со бр ания в школе? — От кого узн али о хулиганском пос тупке? Затем слово дали р еб ятам, которые мям лили ч то-то невр азумительное и неубеди тельно каялись. Заслушали и классных ру ководителей, вопросы им были заданы ана логичные: — Вы знаете, где ваш ученик проводит свой досуг? — Сколько раз посетили его на дому? У первого «героя» недавно умер отец — хронический алкоголик, мать работает тех ничкой на предприятии. Она безразлична ко всему. Второй,мальчишка— из породы «куда ветер дунет». Учится плохо, стрем лений никаких. Отец — хороший труженик, мать — человек добрый, но... все усилия ее уходят на огород, сад и поросят. Сын растет как сорная трава. Третий вооб ще из семьи, которая на хорошем счету, да и парнишка вроде «благополучный». П опал в компанию случайно, «от нечего делать». На фоне крайних ситуаций, которые ино гда «потрясают» город, наш случай вроде бы и мелковат. А все-таки приглядимся и постараемся понять причины рождения де яний этих подросткбв. После того , как принародно зачли поста новление о денежных штрафах родителей и когда мать первого «героя» отказалась платить, с парнем произошла истерика. Взрыв парня понятен. Пока раз бир али его, он терпел, он к этому привык. Но когда в его присутствии, на гла з ах всего поселка, стали «воспитывать» мать, он не выдер ж ал. Я бы хотел вс тать на з ащиту подростка в эт ой конкретной ситуации, хотя прекрас но понимаю и не оправдываю, как, думаю, и читатели, его поведение. Мальчишка ведь не виноват в том, что его отец беспробуд но пил на глазах всего поселка более деся ти лет, потому и умер. Не виноват, что его мать стала жить отрешенно и махнула на все, в том числе и на него рукой. Не вино ват, что ему достался такой наставник — классный руководитель. Никакой полез ной, а тем более интересной, а уж тем бо- , лее захватывающей деятельности для него Ъ е предвиделось. Вся работа классного ру ководителя сводилась к единственному пре словутому классному часу — раз в неде лю. Не знаю, как читатели, а мне десятки, а то и сотни раз приходилось видеть, как, войдя в класс, хлопнув журналом об стол, воспитатель начинал «воспитывать»: Сядьте прямо! По нахватали двоек ! Из- з а вас в учительскую стыдно заходить. Си доров, иди сюда. Ты почему плохо учишь ся? А вы чего головы опустили? Обсуж дайте Сидорова! И че|>ез длительную «чеховскую паузу» молчания Сидорова новая сентенция: — Сидоров, дай слово хорошо учиться! А что ему, Сидорову, трудно, что ли? Десять раз слово давал и в одиннадцатый может. Вот и вся «романтика» классного часа, весь его «воспитательный» потенци ал. А Сидоровым нужна, как в и т а м и н ы в марте, жизнь общественно значимая и дея тельность, подобающая их активной нату ре. Сидоровы протестуют против пустоты школьной внеурочной жизни. Вроде бы, на бумаге, есть в школе какие-то мероприя тия, кружки и секции, но они формальны по сути своей и никого не «греют». В по селковом клубе для ребят, кроме кино- ильмов и опять же лектория, нет ничего, льшинство учителей живет в городе. От сюда и главная озабоченность — не опоз дать на автобус. А ребятам куда деваться? А ребятам — прямая дорога на насыпь, где проходят поезда, и, значит, можно по фантазировать, что-то подложить под ко леса, бросить камень в окно и т. п. У мальчишек подростковых классов настрой на настоящую социальную жизнь, а не на ее подделки в виде якобы воспитательных мероприятий. Но вернемся к открытому заседанию комиссии. Задумано оно было, очевидно, для пользы дела. А прошло в том же фор мальном ключе. Члены комиссий говорили детям и родителям банальные вещи, без душно выносили решения. Комиссия постановила родителям второ- чго «злоумышленника» месяц ходить на чуроки в класс, где учится их сын, Они хо дили: неделю — мать, неделю — отец. Оба — люди малограмотные. Отец, с рука ми мастерового, — обливаясь потом, сидел на уроках, не зная, куда спрятать свои руки, а главное, не зная: зачем он т^т си дит. Ни отец, ни мать педагогике не обу чены, как обувать-одевать сына знают, как воспитывать •— нет. Когда же школа научится тонко и глубоко, по-настоящему помогать им в этом? Вот уже несколько лет мы говорим о перестройке, реформе нашей общеобразова тельной школы. А сила инерции, кажется, непреодолима. П очему? Да простят меня учителя, но очень мно гое в школах стало подстраиваться под личные их проблемы: расписание делается не так, как требуют дидактические нормы, а как удобно особой когорте школьных нас тавников, особенно той, что далеко живет. Немало и таких в педагогических коллек тивах, кто ото всех школьных дел прикры вается бронированным щитом собственной семьц: «В трудовой лагерь не поеду, у ме ня дочь музыкальную школу кончает», «В похбд не пойду: кто будет мужу обеды го товить?». «В воскресенье в школу не при ду: у меня стирка» и т. п. Поним аю, у ч итель — тоже человек, у него — свои дети, семья, но почему из-за этого должны стра дать десятки и сотни других, так и хочет ся сказать, чужих детей? Школа — особый мир, который ника кой дележки не прощает. И работа учите ля — это работа подвижника, потому и трудовой день у него вполовину короче, чем у рабочего, а отпуск в два раза боль ше, И эти привилегии правильные. Но ка тегорически нельзя ничего в школе делать без души, формально. Некоторые ведь умудряются за один вечер «обежать» весь класс. А зачем, скажите, собирать родителей если кроме текущих двоек нет другой те мы для бесед с ними? Ни одного формаль ного вопроса не стоит выносить и на засе дание педсовета, а только такой, по кото рому стоит посоветоваться и поспорить в пользу детей. Не должно быть формальных дежурств по шкбле, формальных «прогулок» родительского патруля, кото рый ничего не патрулирует и не меняет. Не должно быть и формальных в школе заседаний комиссий исполкома, роно или райкома ВЛКСМ, которые «указывают», «тычут в нос» и ничего не подсказывают, а тем более не оказывают конкретной по мощи школе, учителям. Давно пора отказаться от крайне фор мальных смотров самодеятельности, они не сплачивают, а, пожалуй, разобщают школь ные коллективы. Придум ать бы что-нибудь новое, например, эстафету искусств. Пусть юные артисты выступают в других шко лах, а сверстники принимают их по всем з аконам гостеприимства. Серь езно н адо перестраивать предметные ме жшкольные ол импиады и спортивные соревнования. О бидно , ч то интересн ый опыт отдельных школ «умир ает» в их стенах. А деловое и тво рческое сотрудничество учителей раз ных школ? Разве нас может устроить кон такт два раза в год на январских и авгус товских конференциях, которые, кстати, тоже проходят формально и бедно, без вы думки, без яркой дискуссии. Кому полез на вечная форма «отчета» о маленьких до-, стижениях в той или иной школе? Конфе ренции должны стать рубежными, острыми встречами с новыми, если хотите, *револк>- ционными идеями. Искусственной, нерезультативной педа гогике надо поставить заслон. И дело, ес тественно, не столько в проблемах досуга ребят, сколько в проблеме личности учите ля. А рядом я бы поставил вопросы истин ного, гуманизированного взаимодействия учителей и родителей, демократизации жиз ни ребят, воспитания трудолюбия, само управления и творчества. В школьном де ле все важно. А самое главное сегодня — это перетряхнуть старый педагогический багаж, отобрать золотые крупицы истин ной педагогики сотрудничества, которая полностью обращена к непростому миру детей. Да, в самом деле, сколько можно терпеть положение, когда на собраниях школьники по шпаргалкам говорят то, что им написа ли учителя, когда вместо сочинения по ли тературе пишется пародия на себя: слова стертые, мысли ворованные, и все это воз ведено в эталон. Когда характеристики на школьников трафаретим и необъективны, в них одна видимость, принимаемая за суть, типа «морально устойчив». Дети же ост рее взрослых чувствуют формализм, его неправду, фальшь, его недоброту! ...В город пришла весна. Совсем недавно в садах и палисадах, скверах и парках, в школьных дворах мы высаживали молодые деревца. И рядом с каждым тонким побе гом втыкали прямую палку, подвязывая к ней ствол, то есть ставили опору, гаран тируя рост. Вот такой крепкой опорой ра боты с детьми сегодня, наверное, и будут наши простые, ясные, интересные практи ческие дела. Не для отчетной галочки, а ради терпеливого взращивания того значи тельного и доброго, что живет в детях и требует выхода. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук. ПЕРВЫЕ ЛАУРЕАТЫ В канун Международного дня защиты детей ассоциация деятелей литературы и искус ства для детей и юношества ССОД назвала первых лауре атов Золотой международной медали имени Льва Толстого. Почетный знак учрежден ассоциацией и начиная с этого года будет присуждаться вы дающимся защитникам детства во всем мире. Среди отмеченных этой на градой за 1987 год — иност ранный член Академии меди цинских наук СССР ученый из США Альберт Сэбин, создав ший вакцину, победившую по лиомиелит, шведская писатель ница Астрид Линдгрен и ди- Реплика ♦ «СЕКРЕТНЫЕ* СТРОЙКИ? С весны нынешнего года в колхозах и совхозах области началось сооружение сено хранилищ, П ричем, во мно гих случаях это строительст во ведется инициативным, хозяйственным способом. Нет нужды доказывать, как важно сейчас показывать ход возведения этих очень нужных хозяйст вам объектов. Однако на про сьбу корреспондента газеты рассказать, как сложилась на сегодня обстановка, ра ботник отдела строительства областного агропромышлен ного комитета А. Ф. Минин заявил: — Нам запрещено давать информацию без разрешения первого лица! Кто скрывается под «пер вым лицом», товарищ Минин не сообщил. Но его ответ вызывает недоумение: как представляют себе руково дители агропрома гласность? Пр ораб колхоза имени Первого Мая До бровского ра й он а А. А. Бо ч аров не стал терять времени на ра з решение руководства и по дро бно р асска з ал нам, как велось сооружение в хоз я й стве одного и з первых тип о вых сенохранилищ. «Велось», потому ч то вы сокое помещение с аро чной крышей уже стоит сегодня за околицей села Па нино , не далеко от корпусов м олочно го комплекса. Строители ПМК 2 об ъединения «Лн- пецкагропромстро й» провели п ланировку на площадке в пос ледней пятидневке апре ля. В течение нескольких дней были установлены желе зобетонные колонны. На них потом монтажники бригады В. И. Пути лина крепили ар ки, сборку которых вели н а земле. — С большим ст аранием р аботала бригада! — заме тил Алексей Алексеевич. —- Монтаж проведен меньше, чем за три недели. * Само собой разумеется, что не стояли в стороне и колхозники. Потребовалось уложить по периметру объек та кирпичную обкладку мет ровой высоты. Правление вы делило для выполнения этой работы звено опытнейшего колхозного каменщика В. Н Шуваева. Попросили строи тели помочь,транспортом для доставки материалов — пра вление направило в распоря жение строителей лучших водителей. Монтажники бригады В. И Путилина еще вели кровель ные работы, а к укладке ас фальта уже приступили спе циалисты Сырской ДПМК. За четыре дня они положили асфальт как внутри помеще ния, так и на подъездных до рогах. Всего около месяца потре бовалось для сооружения в хозяйстве очень нужного объекта — сенохранилища на 570 тонн тюкованного ви таминного корма. Арочные конструкции для нового по мещения изготовил коллектив ремонтно-технического пред приятия «Сырское». Сооружение сенохранили ща в колхоза имени Первого Мая завершено. В ближай шие дни новый объект будет принят государственной ко миссией. Вот так. И никакого сек рета. Г. КОЛЕНЧУК. СЕГОДНЯ -ДЕНЬ ХИМ И КА ,Сь С" - 1 М М Ш 4 Свой профессиональный праздник коксохимики пер вого коксохимического цеха НЛМК встретили, как побе дители соревнования. Благодаря четко отработанной тех нологии они дополнительно к плану, кроме основной про дукции, выдали много удобрений, сырого бензола, смол и другой продукции. Успешная работа смены, где кансдый участок связан с другим неразрывной технологической цепочкой, зависит от профессиональной подготовки, дисциплины и ответст венности каждого. Отличных работников здесь немало. На этом снимке — лучшие коксохимики первого цеха (слева направо) В. М. Торшин, С. Н. Шустов, Н. М. Чеботарева, В. А. Власов и С. И. Киселев. Фото А. ЩУРОВА. СЕНОКОС С БОЕВ НЕ ПРОСТИТ ф КОРМОУБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА ОТРЕМОНТИРОВ АНА ф С КАЖ ДО ГО ОРОШАЕМОГО ГЕКТАРА — ПО 65 ЦЕНТНЕРОВ КОРМОВЫХ ЕДИНИЦ ф КОГДА ПОСТУПИ.* ПРЕСС-ПОДБОРЩИК! ф БУДЕТ В КОЛ ХОЗЕ СЕНОХРАНИЛИЩЕ!— --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В прошлом году животно воды нашего колхоза превзо шли трехтысячный рубеж по надоям молока от коровы. Правление и партийная ор ганизация по достоинству оценили их старание и добро совестность. Однако успеху работников ферм во многом способствовали механизато ры, занимающиеся выращи ванием кормовых культур. С каждого орошаемого гектара они собрали по 62 центнера кормовых единиц. Одного се на было заготовлено без ма лого по две тонны на коро ву. На нынешний год живот новоды определили для себя более высокие рубежи. Что бы повысить продуктивность скота и досрочно выполнить социалистические обязатель ства, взятые в честь 70-ле- тия Октября по заготовкам мяса и молока, необходимо улучшить обеспечение дой ного стада всеми видами кор мов. Что делается для укре пления кормовой базы? Выращиванием кормовых культур у нас занимается специальное звено, возглавля емое П. Н. Хрипунковым. Звено небольшое, всего четы ре механизатора. Работают они на единый наряд. Основ ной заработок — за продук цию. За звеном 390 гектаров орошаемых пашен: на 230 гектарах выращивается куку руза, на 160 гектарах — мно голетние травы. Коров в хо зяйстве 476, но в силу осо бых обстоятельств мы не име ем возможности отвести (как рекомендуют специалисты) такое яге количество гектаров под кукурузу* Но у нас эта культура размещается на по ливных землях. Операторы поливного участка совместно с механизаторами кормодо бывающего звена научились получать высокие урожаи зе леной массы. Мы надеемся, что в этом году они возьмут самое малое по 350 центне ров с гектара. Многолетние травы на оро шаемом поле поднимаются плотной стеной. Все агропри емы на посевах были прове дены в лучшие сроки и с вы соким качеством. Мелиора торы во главе с гидротехни ком М. М. Сычевым до кон ца мая успели провести три полива по полной норме. Ско ро наступит пора выводить косилки. Механизаторы с особым старанием готовятся к сено косу. Не так давно проходила проверка готовности сеноубо рочной и другой техники, за крепленной за звеном. Вни мательно была осмотрена кангдая самоходная косилка, стогомет, копновозы, трактор ные грабли. Все они хоть се годня могут выйти на луга. И все же ни у П. Н. Хри- пункова, ни у его подчинен ных, ни у нас, руководителей, нет уверенности, что к сено косу мы готовы полностью. В нынешнем году иной под ход, иные требования к са мим кормам. Звено обязалось заготовить с каждого ороша емого гектара не менее чем по 65 центнеров кормовых единиц. Но в отличие от про шлого года поставлена зада ча в каждой корМовой едини це иметь не менее 110 грам мов переваримого протеина. И еще одно условие: зало жить все сено на хранение первоклассным, преимущест венно в тюках, под крышу. Чтобы тюковать, нужен хотя бы один пресс-подборщик, а в хозяйстве его нет. Очень хотелось бы получить его в самое ближайшее время. Что же касается хранения, то эту проблему мы думаем в какой-то „мере решить соб ственными силами. Но сове ту животноводов решено приспособить под сенохрани лище старый кормоцех, кото рый нынче бездействует. Ор ганизовано небольшое звено для проведения демонтажа оборудования и реконструк ции помещения для хранения тюкованного сена. Люди уже приступили к работе, и к поре сенокосной мы надеемся по лучить хранилище, где смо жем разместить под крышей около половины заготавлива емого в хозяйстве сена. Особое внимание механиза торы звена П. Н. Хрипунко- ва и их помощники будут уделять косьбе бобовых — люцерны и кле вера. Даже небольшое про медление с уборкой этих трав приводит не только к потере урожая, но и к сни жению качества.. Если осы- пятся листья люцерны, то содержание белка в сене ре зко снижается. Обо всем этом колхозники хорошо знают Тем более, что и в условиях социалистического соревнова ния учитывается не только количество, но и качество заготавливаемых кормов. Скоро сенокос. Труженики нашего колхоза приложат все усилия, чтобы в лучшие сро ки убрать сеяные травы. А. ЛЕОНОВ, председатель колхоза имени Свердлова Липецкого района. Т О В А Р Л И Ц О М Немного выдумки—и магазин превратился в книжный клуб ректор Ташкентского детского дома № 1 Антонина Хлебуш- кина. За большой вклад в дело вос питания подрастающего поко ления медалью награждены также бывшие президенты ас социации писатели Сергей Ми халков и Агния Барто (посмерт но). (Корр. ТАСС). Показать товар лицом... В эффективности этого настой чивого совета -рекомендации, пришедшего к нам из неза памятных времен, мы еще раз убедились на собственной практике, произведя некото рые изменения в организации продажи книг в нашем мага зине. Среди части торговых ра ботников бытуют два очень похожих друг на друга вы ражения: «Нужная книга са ма найдет своего покупате ля» и «Покупатель сам най дет нужную ему книгу». И поэтому — а еще потому, что книжные магазины, как правило, очень тесны—поку паемая литература плотно — корешок к корешку —- зани мает полки в торговых залах. Только очень опытному по- купателю-книголюбу доста точно бывает этой «корешко вой» информации. Большин ство же посетителей, скольз нув взглядом по полкам, ухо дят без покупки. И в этом случае мало помогают и ви сящие здесь же информаци онные бюллетени, и журналы, где регистрируются новинки и специальные картотеки. Все они опять же рассчитаны на профессионалов. Но ведь бо льшинство изданий (я не имею в данном случае в виду художественную литературу) предназначено для массово го читателя. И разве не в том наш долг, чтобы помочь быстрой и желанной встрече книги с покупателем? * Так у нас родилась в кол лективе мысль повернуть книгу в буквальном смысле слова лицом к покупателю. Решение вроде бы и простое, но, чтобы его осуществить, требовалось значительно уве личить площадь торгового зала. Но если нельзя разд винуть стены, то, может быть, можно... сломать? Пригласи-, ли на совет дизайнеров, по смотрели, как используется торговая площадь в магазине № 11 облкниготорга. И... сло мали стену, отделявшую зал от части подсобных помеще ний. И магазин словно вырос, стал светлее, наряднее. И книги-то, размещенные по- новому, словно заулыбались своими обложками, как заме тил один из наших постоян ных покупателей. Получив дополнительную площадь (вот уже воистину, за счет внутренних резервов), мы и отделы решили разме стить иначе. Было так: пря мо у входа —отдел художе ственной литературы. Забе жал человек, бросил взгляд, хмыкнул, не увидев ничего нового, и —назад. Но ведь наш магазин специализиро ванный, мы торгуем литера турой военно-патриотической тематики, мемуарами, изда ниями ДОСААФ. И среди этих книг —масса интерес нейших, по-настоящему увле кательных! Но до них чита тель не доходил в прямом смысле. Теперь все несколь ко по-иному: у входа — кан целярские товары, а дальше —отдел за отделом — раз вернуты, по сути дела, вы ставки литературы, на про сторных столах — плакаты карты, наглядные пособия. А в конце этой галереи—ху дожественная литература, книгообмен (кстати, мы пока единственные в городе, веду щие обмен, по опыту москви чей с четким делением книг по категориям, таблицы критериев выставлены здесь же). Ну, и конечно (ведь коллектив наш женский) по старались создать в торго вом зале определенный уют: повесили красивые шторы, побеспокоились о современ ном оформлении интерьеров, И вот несколько неожидан ный даже для нас эффект: товарооборот магазина стал резко расти. Покупателей на шли даже те книги, которые долго считались (и, как мы убедились, совсем несправед ливо) балластом для торгов ли. У нас сейчас нет остат ков книг, которые бы задер жались в магазине более чем на два месяца. Практически на тех же площадях, с тем же коллективом мы сейчас вышли на рубеж, когда го товы увеличить товарооборот вдвое, и отнюдь не за счет дефицитной литературы. Про веденные изменения, их ре зультаты стали своеобразным уроком и для нас, работни ков прилавка, помогли нам лучше понять свою роль по средника между книгой и по купателем. Главное — не от носиться к делу формально, а использовать все возмож ности, которые еще скрыты на первый взгляд в консер вативной системе «продавец — покупатель». Сейчас наш магазин вклю чился во Всесоюзный смотр- конкурс, посвященный 70-ле тию Великого Октября и 70- летию Вооруженных Сил СССР, который продлится до конца апреля будущего года, В его программе — праздни ки книги, читательские кон ференции. встречи с автора ми и героями книг, ветера нами партии, войны и труда. Надеемся, что намечаемые мероприятия'еще теснее сбли зят коллектив магазина с по купателями, помогут нам по лнее, лучше, квалифициро ваннее удовлетворять запро сы липчан. В. ПОЛУХИНА, заведующая липецким магазином «Военная книга».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz