Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
НАШИ ПУБЛИ КАЦИИ „ХОРОШЕЕ ДЕЛО ДЕЛАЕТЕ, НУЖНОЕ ТЖ __ А Ж ______ л . _ и Имя Митрофана Е фимовича Пятн ицкого хорошо известно в нашей стране. Основатель русского народного хора, ныне носящего его имя, он вдоль и поперек исходил Черноземный кран, изучая народное песенное творчество. Бывал и в се лах ныне Липецкой области. В сентябре 1918 года Митрофан Ефимович встречался в Кремле с Владимиром Ильичем Лениным. Эта встреча, к сожалению , не нашла своего яркого вопло щения в недавно вышедшем двухсерийном фильме «Поющая Россия». Хотя даж е сам по себе факт беседы Ленина с пев цом Пятницким имеет знаменательное значение в культур ной жизни страны — он способствовал созданию Государст венного русского народного хора. Кроме того, встреча Пят ницкого с Владимиром Ильичем имеет прямую связь с еще одним выдающимся событием — рождением в России перво го в мире театра для детей. Автору этого письма довелось встретиться в Москве с На тальей Ильиничной Сац — Героем Социалистического Труда, народной артисткой СССР, автором известных новелл о своей жизни и детских книг. Наталья Ильинична хорошо знала Пятницкого, считает его «крестным отцом» в работе на театральном поприще. Рассказ о встрече Митрофана Ефимовича с Лениным Наташа, ее с е стра Нина, их отец, композитор Илья Александрович Сац слушали первыми. А первые впечатления, как известно са мые яркие. Вот как это было. ...После беседы с Лениным в Кремле Пятницкий направил ся навестить своих близких друзей — музыкальную семью Ильи Александровича Сац. Помню, говорит Наталья Иль- гтт’тг"гга, как он к нам пришел, — нет! — вбежал. Его краси вые, вьющиеся волосы были растрепаны, усы, бородка, гла за -— все говорило о волнении, которого, не мог сдержать. Пятницкий даж е не дошел до комнаты — сел на первый пбпавшийся стул в передней и начал рассказывать, как бн вы ступал в Кремлевском клубе со своим хором, как на этот кон церт пришли Владимир Ильич я Надежда Константиновна Крупская. 15-летняя Наташа Сац стала расспрашивать его, как выгля дел зал, кто там был, проси ла гостя еще и еще раз повто рить рассказ о Ленине. С той памятной встречи с Пятницким в душ е девушки родилось непреодолимое ж е л аете стать артисткой и музы кантом. Наташа обегала всю Моск ву — на работу ее не брали. То ли ее небольшой рост вы зывал у взрослых сомнение, то ли косички, торчащие из-под лихо сдвинутого на ухо бере та, не внушали к ней доверия. Пятницкий решил ей помочь и пошел вместе с Наташей в Московский Совет. Разговор за кончился словами приглашения: «Наведывайся, девушка, что- нибудь придумаем...» И Наташа добивается своего: ее .приняли сотрудником теат рально-музыкальной секции Мо сковского Совета. И теперь она активно принялась за вопло * 1 щение захватившей ее идеи: создание детского театра. Сац организовала первые спектакли для детей рабочих Москвы. Каждое воскресенье в каждом районе города — по одному утреннику. В утренни ках участвовали выдающиеся мастера искусства — Обухова, Нежданова, композитор Гре чанинов, знаменитый Дуров со своими животными, другие из вестные артисты. Такое собы тие до революции казалось бы невероятным! Об этой сен сации из Москвы сообщали газеты чуть ли не всех стран мира. С созданием театра для д е тей были сложности. И Ната ша часто обращалась к Мит рофану Ефимовичу Пятницко му за советом. Подчас они вместе решали сложные орга низационные ребусы, и деле двигалось вперед. И вот,театр для детей — в своем помещении! — открыл двери маленьким зрителям Мо сквы в первую годовщину Ок тября. Это был настоящий пра здник детворы. Затем Наталия Сац через Наркомпрос добивается созда ния на базе, детского театра Моссовета Государственного театра для детей. Вновь р ож денный театр возглавил народ ный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский, а его помощницей была Наташа. Не прошло и двух лет, как ее стараниями открылся новый Московский театр для детей. О нем в «Правде» писал извест ный советский публицист Ми хаил Кольцов. В его очерке «Дети смеются» есть такие строки: «В этом единственном театре публика всегда одна и АТ Т Е СТАТ З РЕЛ ОСТИ 18 ноября 1 8 8 6 года — дата установлена совершен но точно — никому не и з вестный тогда юноша-гимна зист в волжском городе Сим бирске писал сочинение на тему «В чем выражается ис тинная любовь к Отечест ву?», Этим юношей был Вла димир Ульянов, будущий ос нователь Советского государ ства В. И. Ленин. Ровно сто лет спустя в этом городе, носящем с 1924 г^бда имя Ульяновск, учащие- I ся средней общ еобразова- 1 тельной школы № 1, которая занимает здание бывшей Сим бирской гимназии, тоже писа ли сочинение на эту те^у. Сейчас они передо мной — аккуратная стопка тетрадок, исписанных разными почер ками. Какие чувства вызывает слово «Отечество» у совре менных молодых людей, ко торым сегодня столько же, сколько было Володе Улья нову сто лет назад? Жанна Лелечева; «Одни люди могут бесконечно го ворить об ОтНизне. о любви к ней, а жить для себя. Д р у гие встают рано, идут на ра боту, добросовестно выпол няют ее, растят детей, не думая о любви к Отечеству, но действительно любят его — негромко, но свято». Саша Герасимов; «Одна из обязанностей настоящего гражданина — видеть не то лько хорошее, но и плохое. И не только видеть и гово рить об этом, но и устранять все недостатки, а хорошее делать ещ е лучше». Света Кабакова; «Любовь к Отчизне невозможна без знания ее прошлого. Ведь это наши корни, они нас пи тают...» Отложив сочинения в сто рону, я иду знакомиться со школой. Сегодня она р аз мещается в двух зданиях. В новом, построенном несколь ко лет назад — просторные кабинеты, современное обо рудование, бассейн, зимний сад. Спортзал, даж е малень кий телецентр. В этом зд а нии занимаются учащиеся старших классов. В старом, где когда-то размещалась гимназия, учатся малыши. Здесь ж е размещается шко льный музей. Под сводами гимназичес-- кого коридора — веселая ва тага мальчишек и девчонок с октябрятскими звездочка ми на груди. На звездочках — изображение юного Воло ди Ульянова. Знакомлюсь с молодой учительницей На тальей Сауровой. — Я веду уроки в первом классе, — говорит она. — Учебный год для всех перво классников нашей школы на чинается одинаково — в од ном из залов музея, где вос._ создана обстановка гимнази ческого класса. На первом уроке дети слушают расска зы о Родине, о Ленине, о Мире. Это «Урок Мира». Мы стараемся провести его так, чтобы он запомнился ребя там на всю жизнь... Десять лет спустя учени ки вновь приходят в ШКОЛЬ НЫЙ музей. В актовом зале бывшей гимназии они пишут , сочинение на аттестат зр е лости. Сегодня их 1 408 — боль ших и маленьких питомцев школы имени Ленина. Ка кими хотят видеть их воспи татели? — Неравнодушными, — отвечает директор школы Людмила Синицына. —* Что бы они не могли проходить мимо чужого горя, остава ться в стороне, видя ложь и несправедливость... Что ж, пожалуй, равно душными их не назовешь. Когда стало известно о вар варских американских бом . бардировках в Ливии, вос питанники школы по своей инициативе собрали посылку с медикаментами и посла ли ее раненым детям в Триполи. Недавно провели ярмарку солидарности. до ход от которой перечислили в Фонд мира. Еще одну по сылку со школьными принад лежностями отправили аф ганским детям. В этом году школа будет отмечать знаменательный юбилей — сто лет с того дня, как Владимир Ульянов с отличием закончил Сим бирскую гимназию. Под ста ринными сводами ученики выпускных классов снова будут писать сочинение на аттестат зрелости. Множе ство выпускников получило из этого зала путевку в жизнь. Сейчас они работают на заводах и стройках, в шко лах и больницах Ульяновска и других городов страны. Среди них есть известные ученые, дипломаты, писате ли и изобретатели. В школе есть Доска почета, на кото рую занесены имена 195 золотых медалистов, закон чивших школу в советское время. А . ЕВРЕИНОВ корреспондент АПН та ж е, всегда в отличном на строении, всегда внимательна и чутка к автору, пьесе, декора циям, к исполнителям и музы ке». II. Однажды Наталья Ильинична пригласила Пятницкого высту пить перед детьми. В его ре пертуаре были никому ранее не известные песни, запавшие ему в душу с детства, когда слушал их в родном чернозем ном селе Александровке на свадьбах, посиделках, в поле или во время гуляний. Раздвинулся занавес, ребята встали и долго рукоплескали «дедушке» Пятницкому, а п о том вдруг из зала раздались голоса: — Расскажите о Ленине! — О чем вы с ним говори ли? •— Что вы ему пели?.. Тогда у ж е было широко из вестно, что Пятницкий сам за мечательный певец. Музыковед Пасхалов так писал о нем: «*Пел Митрофан Ефимович на родные песни поистине замеча тельно. Он умел в сольном ис полнении передать хоровую стихию русской песни, вплетая в свою партию звуки хоровых подголосков. Это было в пол ном смысле народное пение... Пятницкий обладал высоким баритоном, ровным во всём широком диапазоне...» Ну, а тут, перед детворой, надо было не петь, а расска зывать чуткой аудитории и о себе, и о своем хоре, о Вла димире Ильиче Ленине. Он вспомнил, как в летние месяцы уезж ал из Москвы в свой Черноземный край, за бирался в живописные и глу хие уголки Придонья, разыски вал талантливых певцов и за писывал их напевы. Запись проводил сначала на слух, а впоследствии применял фоно граф. Он стремился сделать всеобщим достоянием народные сокровища песенного творчест ва. Конечно, самым замечатель ным событием тех лет для Пятницкого и его певцов бы ла встреча с Владимиром Иль ичем Лениным. Она состоялась, как мы уж е говорили, в сентябре 1918 го да. Хор Пятницкого давал кон церт из трех отделений для курсантов школы ВЦИК в Кремле, в Свердловском клубе. Заведующий клубом передал Митрофану Ефимовичу: «Вы, товарищ Пятницкий, постарай тесь: на вашем концерте Вла димир Ильич присутствует». — Одеваемся, волнуемся, — говорил Пятницкий. — Думаю: послушает Владимир Ильич од ну-две песни и уйдет. А выш ло по-другому. Раскрылся занавес. Хористы увидели в первом ряду Вла димира Ильича и Надежду Кон стантиновну. И полились род ные песни — посиделочные, свадебные, игровые Хороводы сменялись плясками. Две-трй песни Пятницкий запевал сам. Он видел, что Владимир Ильич улыбался, вместе со всеми ап лодировал: концерт ему нра вился.... III — Когда окончился концерт, •— вспоминал Митрофан Ефи мович, — мы отправили через коменданта Кремля полевые цветы Владимиру Ильичу. Ко мендант вскоре вернулся и сказал: «Владимир Ильич про сил вас прибыть к нему завт ра», и дал мне пропуск. Ут ром следующего дня я напра вился в Кремль. Нес в пода рок Ленину фотографию, на которой был снят весь наш хор. Снимок был в рамке, п е ревитой вышитым русским по лотенцем. Вот и квартира Владимира Ильича. Несколько слов авторского отступления. Воспоминания Пятницкого о встрече с Влади миром Ильичем Лениным впер вые были опубликованы в 1925 году в журнале «Красный ткач» в городе Иваново-Вознесенске. Но более полно рассказ об этом памятном дне передает со слов Митрофана Ефимовича Наталья Ильинична Сац: «— Мне говорят: «Пожалуй ста, проходите в кабинет». Вхожу — и прямо передо мной за столом Владимир Ильич Л е нин. Женщина в белом хала те заканчивает ему руку пе ревязывать. Увидел меня Вла димир Ильич еще на пороге и звонко так, весело говорит: «Здравствуйте. товарищ Пят ницкий! Я тут немного занят, а вы поудобней усаживайтесь». И вдруг так спокойно, хоро шо у меня на сердце стало, словно к самому родному на земле попал. Как только док торша или медицинская сест ра, точно не знаю, ушла, меня Владимир Ильич обо всем стал расспрашивать: и как я песни народные собираю, и кто их записывать мне помогает, и когда это дело начато, и как талантливых певцов из народа подмечаю. С таким интересом он обо всем слушал... А потом гово рит: «Хорошее дело делаете, нужное. Оно должно стать д е лом государственным. Ваши силы теперь будете только и с кусству, творческим делам от давать, а во всем остальном мы вам поможем. В случае че го, пишите прямо мне о н уж дах ваших, и желаю вам даль нейших успехов». Наталья Ильинична Сац го ворит, что встреча Пятницкого с Лениным воодушевила Мит рофана Ефимовича на новый творческий поиск. Он был по лон сил и энергии. Хор попол нился певцами из Воронежа, Липецка, Рязани, Тулы, высту пал в клубах, казармах, на. б о льших площадях Москвы. Осо бенно часто пел на вокзалах для воинских частей, уезж ав ших защищать молодую Рес публику Советов. Перед каждым концертом Митрофан Ефимович произно сил вступительное слово о зна чении народного творчества, объяснял происхождение той или иной песни. Зачастую вы ступления хора носили харак тер концерта-лекции. В огненный 1918 год уча стники хора готовили новые программы, выступали всюду, куда их приглашали. «Сезон в 1918 году прошел успешно, — сообщал Пятницкий народному комиссару просвещения Луна чарскому. — Дано около 80 концертов, начиная от Кремля и кончая фабриками и завода ми, клубами и пригородами Москвы». IV. Песни Пятницкого и его х о ра, манера исполнения песен — величавая, жизнерадостная, личное обаяние Митрофана Ефимовича привлекли к нему многочисленных друзей, ви девших в нем одаренного че ловека. Он сблизился с пред ставителями музыкальной об щественности Москвы, увле кался оперным искусством. Но ни на минуту не оставляли его мысли о любимом народном творчестве. Ему виделись ог ромные концертные залы, за полненные трудящимися. — Народная песня, — гово рил Пятницкий. — это худо жественная летопись народной жизни. Наталья Ильинична Сац рас сказывала еще об одном при мечательном эпизоде, который произошел с Пятницким вес ной 1918 года. В тот первый год после Ок тября весна пришла ранняя. Солнце радовало москвичей неудержимым светом и теплом. Но еще радостнее вокруг бы ло от песен. Наверное, нико гда так не пели люди, как не повторимой весной того года. ...Где-то в глубине улицы, са ма собой возникла песня. Ее подхватывали идущие по тро туарам. И вот у ж е всю мосто вую заполнял стройный хор: В царство свободы дорогу Грудью проложим себе... Голубое небо, алые стяги, первая зелень на деревьях... Улица бурлит, разливается люд ским потоком. Мы наш, мы новый мир ' построим, Кто был ничем, тот станет всем... В эти весенние дни на ули цах Москвы часто можно бы ло встретить крепкого строй ного мужчину с зачесанными назад Болосами. Он то шел вдоль колонн, постукивая в такт песням суковатой пал кой, то останавливался на пе рекрестках, всматриваясь в ли кующие лица поющих. Узнавая его, солдаты шумно здоровались: — Привет, Митрофану Ефи мовичу! — Присоединяйтесь к нам, то варищ Пятницкий! — приглаша ли рабочие. Новое, задушевное слово «товарищ» сближало с теми, кто шагал в строю по мосто вой. На приветствия Пятницкий отвечал взмахом руки, радост но улыбался. Иногда он ста новился в колонну, увлеченно подхватывал: Смело, товарищи, в ногу, Духом окрепнем в борьбе... Как-то на Страстной площа ди он услышал слова, полные ненависти: — Орут-то как, голодранцы... — Шомполов бы негодяям... Обернулся, увидел сытые физиономии под котелками. — Ошибаетесь, господа... Люди поют!.. — воскликнул он громко. — В этих песнях люд ских — их мечта, их борьба — и победа!.. С гордо поднятой головой Митрофан Ефимович пошел дальше по Тверской. Навстре чу теснились на домах огром ные буквы призывов: «Вся власть — Советам!», «Мир — народам!», «Искусство — тру дящимся». С победой Великого Октября искусство становилось поисти не достоянием широких масс трудящихся. Хор Пятницкого завоевал полное, всенародное признание. Митрофану Ефи мовичу было присвоено зва ние народного артиста РСФСР. Впоследствии хоровой кол лектив получил имя своего соз дателя. Он становится Госу дарственным образцовым ан самблем русской народной п ес ни и пляски, совершает много кратные поездки по Советской стране и многим зарубежным странам Европы, Азии и Аме рики. К нему приходит ми ровая слава. Так встреча в Кремле с Вла димиром Ильичем Лениным вдохновила Митрофана Ефи мовича, а через него и Ната лью Ильиничну Сац на беско рыстное, самоотверженное слу ж ение своим искусством на роду- Н. ГАМОВ. „М ААЫШИ сейчас, изучая буквы, ста рательно выво дят свои первые слова. Они бывают разные: мама, Ленин, космонавт. Пишут с усердием, сосредоточенно. Сло во Ленин никто из моих свер стников не знал, когда я учил азбуку. Теперь ж е оно для нашей страны стало главной движущей силой жизни. Имя вождя стало знаменем для объединения народов и рас... Я работаю над образом Ле нина, живу его именем, оно составляет основную тему м о его творчества. Средствами ис кусства я всеми силами пы таюсь помочь сделать имя его самым могучим и самым при тягательным для всех людей на земле». Это слова Николая Никола евича Жукова, народного х у дожника СССР, знатного наше го земляка. С поставленной пе ред самим собой задачей он справился... Вот у ж е пять лет мы, уча щиеся техникума, ведем пе реписку с ж еной художника — Альбиной Феликсовной Жуко вой, человеком необычной д у шевной щедрости, посвятив шей всю свою жизнь пропаган де творчества мужа. А, значит, — пропаганде жизни и дея тельности Ленина. Ж уков ос тавил заметный след в исто рии живописи. Но главнейшей темой твор чества художника была его многолетняя и неустанная ра бота над образом В. И. Лени на. Результатом переписки с A. Ф. Жуковой, сбора матери ала явились выставки работ художника в нашем технику ме, а затем и в Задонском краеведческом м узее. Из чис ла членов исторического кру жка были подготовлены экс курсоводы, которые рассказы вали посетителям выставок о жизни и творчестве Жукова, о его работе над .образом вож дя. Любопытно, что выставка в Задонске по времени совпа ла с открытием выставки Н. Н. Жукова в Москве в Доме ра ботников искусств, о чем, со вершенно счастливая, написала нам Альбина Феликсовна Она не разделяла оба мероприятия на большое и маленькое. К 22 апреля, Дню рождения B. И. Ленина, мы подготовили большой альбом, посвященный творчеству нашего земляка. По стоянно ведем поиск новых материалов о художнике, о его работе. Но всегда особо ценную информацию содержат письма Альбины Феликсовны. Сколько интересного мы узна ем от нее! Например, о рабо те Жукова над образом Ильи ча. Работе титанической, все поглощающей. Ведь художник — И это поразительно!—не зн а ’ п р и жизни Ленина, однако су мел создать около двух ты гяч рисунков вождя. Главную оценку его творчества дал Г. М. «Ж И ВУ ЕГО ИМЕНЕМ...» Ш 11111 Кржижановский, сказав, что Жуков овладел тайной изобра жения Ленина таким, каким он был в жизни. Однако н е просто начиналась для х удож ника Лениниана. Однажды его упрекнули: «Как ж е вы, това рищ, могли нарисовать Ленина в шапке, когда крестьянин, ста рый человек стоит перед ним с непокрытой головой?» «у ме ня было ощущение, — объяс нял Жуков, — что Ленин без шапки замерзнет. холодно, снег идет». И слышал в ответ слова о сердечности Ильича, его деликатности. В одном из писем А. Ф. Ж у ковой мы нашли рассказ о том, как писал художник кар тину «Ленин на субботнике». Нарисовал Владимира Ильича с напряжением несущего брев но. И видит, что этот рисунок никому не нравится. — Какое-то слишком тяж е лое бревно! — говорят ему. Художник резинкой, как ру банком, стесывает бревно. — Да нет! Ленину тяжело! — слышит он снова. И художнику напоминают: любовь народа к Ильичу так велика, что зритель не может без досады смотреть на рису нок, где Ленин несет тяже лое бревно. Этот рисунок рож дает чувство неловкости. Ведь будь это в жизни, каждый бы подставил под бревно собст венное плечо. Година высоко оценила вклад Н. Н. Жукова в совет ское изобразительное искусст во. Ему было присвоено эва ние народного художника СССР, он являлся членом Ака демии худож еств СССР, трид цать лет руководил студией военных художников имени М Б. Грекова. Н Н. Жуков награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Ззезды, многими медалями, ему дважды присуждались Госу дарственные премии. Но нам сегодня хотелось бы сказать и о ж ене художника, подвижни ке и великой труженице. Вот выдержка лишь из одного ее письма: «Ездила во Владивос ток на встречу с кораблем «Художник Н. Жуков». Встре ча была очень трогательной — я передала в дар теплоходу библиотеку — 250 книг, авто литографии художника и реп родукции с его работами. По том ездила с выставкой в Вен грию. Вернулась и... слегла в больницу... Мне еще очень много нужно сделать, чтобы творчество Н. Жукова оста лось жить в народе. Нужно издавать книги, репродукции, открытки, проводить встречи и выставки. А для этого нужно "ыть здоровой». С. КАМЫНИН, учащийся Задонского тех никума механизации и электрификации сельско го .хозяйства. Репродукции двух рисунков и , Ленинианы Н. Н. Жукова. КОРРЕСПОНДЕНТЫ ТАСС СООБЩАЮТ ИЗ-ЗА РУБЕЖА МИР ОТМЕЧАЕТ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИЛЬИЧА БЕРЛИН. Букеты живых цве тов возложены к памятнику В. И. Ленина в Айслебене по случаю 117-й годовщины со дня рождения вождя мирового пролетариата, основателя Со ветского государства. Судьба этой бронзовой ста туи, отлитой в 1926 году в СССР, необычна. В годы вто рой мировой войны памятник, стоявший в г. Пушкин близ Ленинграда, фашисты увезли в Мансфельд на переплавку. Не мецкие коммунисты-подполь щики сберегли его от гибели. Отдавая дань заслугам немец ких антифашистов, правитель ство СССР подарило памятник трудящимся города. УЛАН-БАТОР. Демонстраци ей новых картин «Москва. Ленин», «Ленинград — колы бель Великого Октября» в сто личном кинотеатре «Ялалт» се годня начался кинофестиваль советских фильмов, посвящен ный 117-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Во время фестиваля, который про длится неделю, во всех кино театрах Улан-Батора будут д е монстрироваться худож ествен ные и хроникально-документа льные произведения советских кинематографистов о жизни и деятельности вождя мирового пролетариата. ЛИССАБОН. Фотовыставка, посвященная 117-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, открылась в португальском го роде Баррейру. В этом круп ном промышленном центре страны проводятся лекции, коллоквиумы и семинары, по священные жизни и борьбе вождя мирового пролетариата, а также нынешним революци онным преобразованиям в Со ветском Сощзе. По инициативе общества «Португалия — СССР» подобные мероприятия проходят и в других городах Португалии. БАМАКО. Идейное наследие вождя мирового пролетариата имеет непреходящее значение для современного международ ного коммунистического, рабо чего и национально-освободи тельного движения, заявил ге неральный секретарь малий- ского движения за мир Абдул Тьерно Диалло. Он выступил в Бамако на торжественном соб рании общественности, посвя щенном 117-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. С именем и деятельностью Ле- шша, подчеркнул он, связаны события, кардинально изменив шие судьбы человечества. КОНФЕРЕНЦИЯ ГЕНЕРАЛОВ ВАШИНГТОН, 21 апреля. Корр. ТАСС Андрей Федяшин передает: в Вашингтон при была в понедельник делега ция советских генералов в от ставке и представителей орга низационного комитета совет ской общественной организации Генералы и адмиралы в от ставке за мир и разоружение, Советского комитета ветеранов войны. Она примет участие в Двухдневной советско амери канской конференции по проб лемам предотвращения опасно сти ядерной катастрофы, разо ружения, ликвидации ядериого оружия. Она организована по инициативе влиятельной о б щественной организации США — Центр оборонной информа ции. На состоявшейся пресс-кон ференции директор Центра оборонной информации, контр- адмирал в отставке Джин Да* рок представил журналистам членов советской делегации, которую возглавляет генерал- лейтенант в отставке Михаил Мильштейн. На конференции будут об суждаться проблемы поддер жания равенства вооруженных сил и вооружений, соотноше ние военных сил в Европе, в том числе и ядерных, полож е ние в области стратегических вооружений, меры по сокра щению напряженности в мире. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СТОКГОЛЬМ, 21 апреля. Корр. ТАСС Николай Вуколов передает: внимание поисковой группы, продолжающей рас следование обстоятельств убийства Улофа Пальме, по- прежнему приковано к дея тельности правоэкстремист ской «Европейской рабочей партии» (ЕРП). Как пишет газета «Афтон- бладет» в материале о ходе розысков, именно эта группи ровка крайне правого толка в течение ряда лет вплоть до убийства распространяла грязные фальшивки, малевала плакаты оскорбительного со держания в адрес бывшего главы шведского правительст ва. Эта кампания проводилась ЕРП как за рубеж ом , так и в самой Швеции, преж де всего в Стокгольме. Продолжая расследование, указывает газета, полиция об ратила внимание на ряд об стоятельств. Сразу ж е после убийства эта группировка ста ла действовать подпольно, по кинув свою штаб-квартиру в столичном районе Хаммарбю и аннулировав телефонные номе ра в справочниках. Кроме то го, ряд ее главарей вскоре вы ехали из Швеции в США. Сейчас молодчики ЕРП соби- раются на свои сходки, тща тельно скрывая мосто и время их проведения. Корреспондент «Афтонбладет», которому уда лось побывать на одном из та ких сборищ, сообщил, что оно было прочитано враждебным отношением к социал-демокра тической рабочей партии Шве ции, которую возглавлял У. Пальме. В настоящее время полиция рг § яскивает ряд чле нов ЕРП, находящихся в Шве ции. В целом этот след явля ется сейчас одной из «наибо лее горячих версий» в поисках убийцы. Одновременно изучается и версия о возможной причаст ности к преступлению и поли цейских чинов. Кроме того, имеется предположение, что. убийство могло быть делом рук и зарубежных спецслужб. В гипотезах следствия, напо минает «Афтонбладет», фигури руют Центральное разведыва тельное управление США, а также южноафриканская и из раильская спецслужбы. ВМЕСТЕ СО ВСЕМ НАРОДОМ МАНАГУА, 21 апреля. (ТАСС). Коренные жители Ни карагуа поддерживают усилия революционного правительст ва и индейских руководителей, ведущие к установлению прочного мира на Атлантиче ском побережье республики и предоставлению ему автоно мии. Об этом заявил в интер вью газете «Баррикада» один из руководителей индейской организации «Кисан за мир» Рейнальдо Рейес. Разработка проекта автоно мии представляет собой серь езный удар по агрессивной политике администрации Рей гана, которая руками сомосов- ских наемников и контррево люционных индейских форми рований пытается сорвать про грессивные преобразования в департаменте Селая. Банды контрас терроризируют мир ных граждан в тщетной надеж де подорвать доверие к пра* вительству и вернуть прошлые времена. Однако эти планы обречены на провал. Индейцы воочию видят заботу прави тельства о коренных жителях и поддерживают его, указал Р. Рейес. Никарагуанские индейцы ак тивно вступают в отряды на родной милиции, участвуют в отражении агрессивных выла зок контрас, помогают восста новлению разрушенного сомо- совцами хозяйства, строят школы, больницы. ПЫТАЮТСЯ ПОСТАВИТЬ ПРЕПОНЫ ТОКИО, 21 апреля. Корр. ТАСС Василий Головнин пере дает: министр обороны США Каспар Уайнбергер потребовал от Токио введения дополни тельных ограничений на тор говлю с Советским Союзом. На состоявшейся в Вашингто не встрече со специальным представителем правительства Японии, председателем испол нительного совета правящей либерально - демократической партии Синтаро А бэ шеф Пен тагона выразил «серьезную озабоченность» в связи с экс портом японского машинного оборудования в СССР. Уайн- бергер заявил, что эти торго вые операции «угрожают ин тересам американской безоп ас ности». О собое недовольство Уайн- бергера вызвала крупная япон ская машиностроительная ком пания «Тосиба кикай», которая поставляет в СССР расточные и фрезерные станки. Словно загипнотизированные мифом о «советской угрозе», деятели Пентагона утверждают, что это оборудование «резко уси ливает военно-морскую мощь русских», поскольку на нем-де можно обрабатывать гребные винты для подводных лодок. Ранее президент «Тосиба ки кай» Кадзуо Иимура категори чески отверг эти фантазии, заявив, что операции его фир мы с СССР носят исключи тельно мирный характер. Уайнбергер не случайно вы двинул свой ультиматум на встрече с С. Абэ, прибывшим в Вашингтон для урегулиро вания острого торгового конф ликта м еж ду США и Японией. На прошлой неделе Вашингтон ввел серию карательных пош лин на импорт товаров своего дальневосточного союзника, об винив его в продаже полупро водников по заниженным ц е нам. Спекулируя на стремле нии Токио добиться отмены этих санкций, США пытаются добиться от Японии новых крупных экономических и п о литических уступок, включая свертывание взаимовыгодных торговых связей с СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz