Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
ВЗО Р В А ННЫЙ Х Р А М --------- Заметки о фильме «Покаяние»------------ р е х Я к ны чЩ п к п Вре мя действия ? Соб лазни т ел ь но позаи мствова ть ответ у Гоголя: «Числа не помню. М е сяца тож е не было. Было Зерт знает что». Доподлинно известно, однако, что по город ским мостовым тогда все еще скакали всадники в черных средневековых доспехах с копьями наперевес, но уж е существовали пищущие ма- цшнки, автомобили и даж е кубик Рубика. М есто действия? Судя по именам персонажей и марке студии ~ Грузия. Но это не Грузия. Не только Грузия. Так было, так есть, так мож ет быть где угодно, если к вла с т и . приходит диктатор, кото- грый готов самоутверждаться любыми средствами — дема гогией, страхом, репрессиями. Главный герой? Его зовут Варлам Аравидзе. Плотный, подстриженный под бобрик мужчина в интеллигентском пенсне и черном, перетянутом - ремнями, полувоенном к<?стю- ме. У него не счесть реальных прототипов. Причем, не толь ко за рубеж ом . Есть среди них и Носившие грузинские и русские имена. Боюсь, правда, имена эти, прочертившие го рестный след в сознании стар ших поколений, двадцатилет нему кинозрителю незна комы, У него нет ключа к притче о судьбе неведомо где и когда обретавшегося клана Аравидзе — Варлама, что, став градоначальником, планомер но уничтожал ни в чем непо винных людей, сына его Аве ля, что так респектабельно лгал, обеляя отца, внука его Торнике, который ' страшной ценой уплатил за грехи деда. Он не мож ет рассмотреть, как сквозь метафорический флер п^рсвечивает плоть истории. Не исключая истории нашей, отечественной. Не потому ли иные молодые люди 'смотрят «Покаяние» со скукой, а то и уходят, не досмотрев? Видимо, мы чересчур у ж долго вычер кивали из учебников трагиче ские строки, связанные с культом личности, оставляя линь записи о героических свершениях и славных победах. М еж ду тем, горькие уроки : ->льзя ни замалчивать, ни 1 . усахаривать, если мы не хотим, чтобы они повтори лись. Погибший в гитлеровских концлагерях чехословацкий х у дожник и писатель Йозеф Ча пек однажды заметил: «Где нравственная низость обретает власть, там власть оборачи вается •нравственной низостью». Добавим: эти превращения про исходят от того, какие лозунги выкрикивала, в верности кому и чему клялась «нравственная низость», пробиваясь наверх. Лозунгй-то как раз могли быть самые святые. Такой тяжкий опыт есть и у нашего народа, у нашего об щества. И заплачено за него было дорого. Знать его, помнить о нем необходимо, чтобы пере крыть «батоно Варламу» нав сегда и все лазейки. Вот по чему выход на экраны фильма «Покаяние» — событие особо го рода. Его не вместишь в рамки сугубо кинематографиче ские... О некоторых прошлых фи лософских, поэтических, мета форических фильмах режиссера Тенгиза АбулаДзе писали, охотно прибегая к заглавным Iбуквам. Например: Добро и Зло. Или Жизнь и Смерть. Или Человечность и Ж есто кость. О последней его не менее глубокой и поэтической картине так, пожалуй, не на пишешь. Абстракции, иерогли фы-символы легко обнару живаются и в «Покаянии», но здесь они иначе соотносятся с исторической конкретностью. Во многих эпизодах эта кон кретность, эта конкретика вос создаются чуть ли не с доку ментальной достоверностью. И персонаж ей никак не удастся приравнять к отвлеченным понятиям, начертанным с заг лавной буквы. У них свои име на. Лица. Свои судьбы. Городок, где верховодят Варлам и его подручные с физиономиями и повадками не то ресторанных вышибал, не то полицейских филеров, странен, фантастичен и — му чительно узнаваем. Здесь пе путались не только времен- е, географические коорди наты, но также трагедия и фарс, сон и явь, здравый смысл и абсурд. Обитателям его мерещатся кошмары, в которых людей закапывают живыми в землю. Но стоит освободиться из пут дремот ного бреда, как оказываешься один на один с не менее бре довой, кошмарной явью: твою дверь распахивают посланные Варламом черные рыцари й после ритуального приветствия «Мир вашему дому» навсегда уводят тебя или твоего сына, мужа, отца... Здесь трижды выкапывают из могилы мертвеца, и он, уж е тронутый тленом, стоит в за думчивой наполеоновской позе посреди цветущего сада- Здесь под сводами древнего храма звучат, сменяя друг друга, ци таты из Альберта Эйнштейна и кощунственно развязная эстрадная песенка. Здесь арестованных допрашивают не в казенном кабинете, но на лоне природы, посреди живо писных . зарослей Дравы и кус тарника. И не успевший снять жениховский костюм следо ватель задает вопросы, игриво устроившись на крышке бело го концертного рояля. А его новоиспеченная- супруга охот но предстает в роли Фемиды, наскоро завязав себе Глаза и вооружившись весами и м е чом правосудия. Ах, до .чего ж е удобная, покладистая, д о машняя Фемида! Все это не эстетические уп ражнения в д ухе модного черного юмора и абсурдизма. Придуманный режиссером Тенгизом А буладзе и бли стательно снятый опера тором Михаилом Аграно вичем мироктородок, в сущ ности, порождение смятенно сти, тревоги, болезненного сдвига в душ е человеческой, которую долго дерзали стра хом, травили ложью, ломали, выкручивали, безжалостно внедряя в нее искаженные, бредовые, противоестествен ные представления. Градоначальник Варлам Ара видзе возводит алогичность, попрание здравого смысла в политический принцип. — Из каждых трех человек четверо враги, — провозгла шает он. — Мы не боимся трудностей и поймаем черного кота в темной комнате, даж е если его там нет! Его демагогия откровенна, поскольку он твердо уверен, что ему возразить не посме ют. Нелепость? Злобный аб сурд? Ничего, все равно прог лотят. И еще будут аплодиро вать, прославлять его м уд рость. Кто — из страха, кто — из корысти, кто — от п о добострастия, приученный вос торженно подхватывать любую банальность или глупость, раз ее изрекли там, наверху. Вот А буладзе и проёцирует, материализует в границах к«А‘ ра это извращенное сознаний бездуховных палачей и подав ленных ими жертв, делая не видимое видимым. Бесплотное — осязаемым. Ирреальное —■ реальным. Впрочем, в «По каянии» такого эффекта доби ваются отнюдь не всегда с помощью фантастических ме тафор, фантасмагорических ви дений. В нем предостаточно, так сказать, вполне реалисти ческих эпизодов, оставляющих не менее абсурдное впечатле ние. Вот женщина стучится к подруге. Ей не открывают. На конец, из соседней квартиры боязливо, через цепочку, со общают: «Ну что вы стучите? Элене взяли. Не видите, дверь опечатана?». Это «Элене взя ли» звучит также обыденно, как если бы Элене ушла в мага зин или уехала погостить к родственникам. И стоАь буд ничное, покорное, привычное приятие беззакония, гибели чистого, честного, прекрасного человека, пожалуй, потрясает не меньше, чем аттракционы с черными рыцарями и живь ем зарытыми в землю людьми. Ибо это — самая важная по беда власти «нравственной ни зости». Главное, хотя и не око нчательное торжество Аравидзе. Великолепный актер Автан дил Махарадзе не упро щает Варлама. В его пер сонаж е есть даж е какое-то простодушие, толика обаяния. Как он любит, как ум еет и г рать в демократию! М ож ет нагрянуть к художнику и зна чительно помолчать, поблески вая стеклышками *пенсне на картины хозяина дома, пошу тить с его маленькой дочкой, со старомодной галантностью восхититься красотой жены. Эта игра доставляет ему осо бое, острое наслаждение, по тому что он знает: обитатели дома, такие красивые, такие талантливые, такие возвышен но духовные и независимые, — в его полной, безраздельной власти И втайне он у ж е ре шил вернуться сюда в черных средневековых доспехах, и, прикрыв пенсне забралом, по кончить с ними. Об Элене хочется сказать чуть пространнее. Именно о ней, хотя она вовсе не глав ная героиня и не главный оп понент Варлама. Последняя обязанность в фильме возло жена на художника Сандро. Но мне его фигура представ ляется наиболее, что ли, у с ловной, функциональной в структуре ленты. Актер Эди- шер Гиоргобиани точно доно сит тему стоического протеста против Варламовой демагогии, фиглярства, жестокости. Не меньше, но и не больше. О Сандро скорее, чем о каком- нибудь другом персонаже, ре шишься написать слова с те ми самыми заглавными буква ми: Художник, воплощение Добра и Духовности. Иное дело Элене. Удиви тельно, на каком малом «пя тачке» воссоздали режиссер И актриса Нино Закариадзе ис торически убедительный тип интеллигентки, ушедшей в р е волюцию. В самом ее облике, в ее ясной молбдости, соеди ненной с завидным духовным опытом, нравственной непоко лебимостью, прочитывается вся ее биография. Во вневре менной, условной притче Эле не чуть ли Не самая безуслов ная, узнаваемая, живая герои ня.- Стоит присмотреться, при слушаться, как призывает она к муж еству и стойкости Нино, ж ен у Сандро, сосланного без Права переписки. Как напоми нает ей о долге растить дочь достойной гражданкой своей страны, достойной женщиной. Как, вся светясь, начинает сла бым голосом Петь по-немецки великую бетховенскую, шилле- ровскую «Оду к радости» — «Обнимитеся, миллионы...». Ее голос будет мощно под хвачен, продолжен хором за кадром... И вдруг — как уДар: в залитом водой помещении вздергивают на дыбу измучен ного Сандро. Хор гремит о грядущем братстве и счастье миллионов, а здесь умирает одинокий человек. Умирает за то, что был верен идеалу это го братства и памяти о про шлом своего народа, вопло щенном в старинном храме. Смерть Сандро служит как бы сигналом для Варлама, и храм Богородицы взлетает на воздух. М ож ет ли Он. однако, совсем исчезнуть? Спустя го ды, у ж е после того, как Вар лам умрет, будет пышно по хоронен и трижды вырыт из могилы, ибо разрушителю нет места в земле, древняя, как мир, женщина спросит дорогу К храму. К тому самому. Ведь историю и память уничто жить, превратить в обломки не удавалось никому. Живет в народе память о храме как символе творчества и духовности. Равно как и страшная память о преступ лениях Варлама Аравидзе. По скольку память ведь не толь ко с л э е и т или скорбит, но и судит. И вершит возмездие. Оно настигает наследников Варлама. Авеля (в этой роли мы видим того ж е Автандила Махарадзе), понаторевшего в рассуждениях о том, что отец его не виноват, такое уж бы ло сложное время. И внука — артист Мераб Нинидзе, кото рый потрясенно узнает правду о прошлом своей семьи. А у з нав, судит. Деда. Отца. Себя. Такой домашний, такой интим ный Страшный суд. И приго вор Торнике не подлежит об жалованию. Аравидзевнук убивает себя, прерывая цепоч ку лжи и позора, на которые его обрекают преступления Аравидзедеда. Выстрел последнего из кла на, однако, еще не финал. Фильм завершается острее и неожиданнее. Мы вновь уви дим перепачканную мукой женщину по имени Кетеваи *— актриса Зейнаб Боцвадзе. Она дочь художника Сандро, дав но повзрослевшая, у ж е старе ющая. Это она в знак возмез дия трижды вырыла труп Вар лама, чтобы напомнить людям, кем он был. Но вдруг мы понимаем, что , и месть, и суд над Аравидзе — всего лишь плод ее вооб ражения. А в действительно сти она занимается су-губо мирным женским делом: печет роскошные торты, правда, ук рашая их храмиками из кре ма. И заработок, и какое-то, пусть вполне безобидное, са моутешение, пусть никому не слышный, а все ж е протест: Варлам Аравидзе храмы раз рушал, а я их восстанавли ваю... хотя бы из крема. Трудно судить ее за неспо собность совершить акт воз мездия в реальном, а не во ображаемом мире, или возро дить настоящий, а не кремо вый храм. Вероятно, ей, уста лой, измученной женщине, такое просто не под силу. Это дело всех. Дело и долг народа. Его совести. Его нрав ственного возрождения. Только это можно противопоставить «нравственной низости» «бато но Варлама». Только этим она мож ет быть опровергнута. От вергнута. Изобличена. И. НЕВЕРОВ. Д ВАДЦАТИЛЕТИЕ твор ческого самодеятельного коллектива — большое событие в его жизни, праздник для зрителей. Думаю, что именно таким праздником для многих липчан стал отчетный концерт народ ного хореографического кол лектива Дворца культуры проф союзов, состоявшийся во Двор це. I Подробно рассказывать чита телю историю этого ан самбля, наверное, нет не обходимости: наша газе та не раз писала о нем. Скажу только, что если бы мы сегод ня захотели хоть кратко пере числить все грамоты, дипломы, звания и медали, которых он удостоен за' двадцать лет су ществования, получился бы на столько длинный перечень об ластных, республиканских, все союзных и даж е международ ных призов, что уж е не оста лось бы места для рассказа о празднике. Этот уважаемый и заслуженный самодеятельный коллектив много раз приглаша ли для участия в наиболее от ветственных концертах в сто лицу нашей Родины, его ис кусству восторженно аплодиро вали зрители Венгрии, Англии, Германской Демократической Республики. И еще одну деталь нельзя забывать: все эти годы его растил, выводил, как гово рится, в люди, бессменный руководитель заслуженный ра ботник культуры РСФСР Вале рий Серафимович Шелякин. С ним связаны все победы кол лектива, все достижения, все радости. А теперь о самом празднике. Сначала юбиляра, торжествен н о , восседавшего на сцене (шу тка ли —- сто десять человек в полном составе!) поздравляли представители областного уп равления культуры и облсов- профа, городского и районно го комитетов партии, городско го и районного исполкомов, комитетов ВЛКСМ. Это не бы ли дежурны е речи. У каждого выступающего нашлось свое теплое, от сердца идущее сло во привета и благодарности ансамблю за его сплоченность, огромный труд, за его искус ство. Затем на сцену один за другим поднимались со специ ально подготовленными песня ми-поздравлениями творческие коллективы. А потом были танцы — мед ленные, быстрые, с простой, внешне непритязательной, и са- ШтШ ’ЩЩщ В Е Ч Н А Я М ОЛ ОД ОСТЬ ТАН Ц А ------ - Ансамблю ДК профсоюзов 20 лет-------- мой сложной хореографией. Из шестидесяти работ, которые составляют огромный реперту ар коллектива, на отчетный концерт была отобрана почти треть «самых— самых» с таким расчетом, чтобы познакомить публику с работами различных направлений: были представле ны разнообразные танцы —и местные, и народов Советско го Союза, и народов мира. Н е сомненно, самого большого уважения заслуживает стремле ние самодеятельных артистов изучать и активно влиять на развитие местной хореографии. С этой целью их руководители неоднократно бывали на сель ских праздниках области, при сматривались к тому, как пля шут люди, >записывали фигу ры. И впт родились два вели колепных танца: «Сюита фоль клорных танцев Липецкой об ласти» и «Елецкие кружева». Первый из них —веселый, ог невой, раздольный и очень у з наваемый. Второй — лиричес кий хоровод, исполненный женской группой ансамбля. Мо ж ет быть, он не столь внешне узнаваем, как сюита, но испол ненный на фоне кружев, впечатляет тончайшими у зо рами, которые очень мягко, изящно «ткут» девушки. И становится очевидной неразры вная глубинная связь танца с историей и сегодняшним дн§м нашего края. Но еще большее удивление вызывает умение артистов пе редать пластикой даж е мгно венные эмоциональные всплес ки. Скажем, исполняется «Не мецкий танец»; Мы видим плавные, немного скуповатые движения исполнителей, тонко передающих приверженность' народа к порядку и аккуратно сти. И вдруг молодость танцо ров как бы взрывает привыч ные рамки, на секунду хочет ся раздолья— и тогда взлетают в воздух девушки в сильных руках партнеров, кружится го лова от счастья... Но только на секунду. А затем движения становятся снова умеренными, сдержанными — до следую щего взрыва... Трудная это штука *— рас сказать о танце. Его надо видеть, чтобы оценить по-нас- тоящему способность артистов зажечь зрителя, увлечь его в этот чудесный мир. Что особен но запомнилось на концерте? «Арагонская хота» — чудес ный, стремительный и техниче ски очень сложный танец? Или великолепная «Калинка», в ко торой через край бьет молодец кая удаль? Знойная «Молдаве- няска» с берегов Днестра или горделивая «Кумбия», пришед шая на сцену из далекой Ко лумбии? Так мы могли бы пе ребрать весь концерт, и не найти ответа. Каждый танец по-своему хорош , каждый не сет что-то новое, незабывае мое. М ож ет быть, после дол гих размышлений я все ж е вы делил бы развернутые театра лизованные хореографические картины «Зимушка» и «Русское раздолье» и то очень условно, в связи с и х эмоциональной насыщенностью и фантазией хореографов. Было бы несправедливо, если бы мы не сказали о , том, что немалая заслуга в успехе ан самбля принадлежит балетмей стеру Александру Меркулову и оркестру под управлением Сер гея Зикеева, В заключение концерта, да все его участники вг сказывались на сцене, а в за ле гремели и гремели аплоди сменты, одна из участниц об ратилась к Валерию Шелякину с горячим словом признатель ности коллектива. А он стоял в глубине сцены, высокий, стройный, седой, ог лушенный новым взрывом ап лодисментов и, наверное, был очень счастлив... К. ГУРЕНОК. Фото А . ЩУРОВА. ТАЛАНТЫ НАРОДНЫЕ Отчеты самодеятельного художественного творчества, проходившие в рамках В се союзного фестиваля с нояб ря прошлого года сначала в районах, а затем в област ном центре, обнаружили не виданный ранее всплеск тво рческой деятельности, извеч ной потребности к худож ест венному самовыражению, о с мыслению действительности. Это отрадный факт происхо дящих в обществе перемен. Статистика в искусстве-— вещь сомнительная, но этот случай особый, ибо за циф рами — люди, бескорыстно и страстно отдающие свой Досуг творчеству. 1 6 2 0 ху дожников, принявших учас тие в фестивале, показали 3 8 7 0 произведений живопи си, скульптуры, графики, де коративно-прикладного ис кусства. Только пятая часть этих работ смогла помес титься в Выставочном зале Липецка, заполнив его до предела. Здесь завершается смотр ярким праздником — областной выставкой самоде ятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвященной 70- летию Великой Октябрьской социалистической революции; Необычно открывалась вы ставка. Отзвучали поздрав ления, приветствия, напутст вия, разрезана традиционная ленточка и вдруг— сюрприз: с песней русской, от самых истоков народных, вып лыл в зал фольклорный ан самбль совхоза «Колыбель- ский» Чаплыгинского района, его сменил детский фольк лорный коллектив изХлевно- го. И так уместна была пес ня, так естественно краски костюмов слились с краска ми экспонатов, что явственно ощутимы стали единые кор ни и песен, и костюмов,, и произведений выставки. Отличие нынешней экс позиции от прошедшей двумя годами раньше— в ее изоби лии и многообразии. В «та бели о рангах» на первое ме сто принято ставить живо пись. Но здесь внимание зри телей сразу ж е притягивают произведения декоративно прикладного искусства. Сколько любви, фантазии, умения, вкуса, незабвеннос- ти вековых традиций в р ез ных деревянных ркульптурах В. М. Пировского, А . Н. Тол стых, в глиняной игрушке И. Ф. Гунькина, И, К. Пусто- валова, хранящей славу рома новских и добровских умель цев, в национальной вышив ке, в сплетенных из лозы рит заведующий отделом изобразительного искусства Межсоюзного Дома самодея тельного творчества Я. Т. Ходаков, — помочь худож нику сохранить творческую индивидуальность. Проводя занятия, консультации, и всегда выступаю против под ражательства профессиона лам, но не против приобре тения профессиональных ка честв. И сегодняшняя выставка корзинах. Сколько изобрета тельности, понимания выра зительных свойств материала в деревянной сказочной м е бели (И. М. Пономарев), в смастеренных из цветных ниток фигурках (Т. В. Гра- фова). Как остроумно и тон ко использованы зерна и се мена растений в декоратив ной композиции «Дерево жизни» 3 . И. Агарковой, за сушенные лепестки и листья в натюрмортах Т. Г. Ла- маевой. Р адуя мастерством, рукодельницы не обходят и серьезных тем. Вот — ком позиция «Друж ба народов» (аппликация, вышивка) 3. С. Ситниковой, а рядом — пор треты В. И. Ленина и К. Маркса В. Т. Трубицыной. Не перечислить всего, как и не назвать имен всех участ ников выставки. О каждом можно писать отдельную статью. Так ж е трудно с у дить.* чья работа лучше: на каких весах вымерить вло женные в произведения лю бовь и сердце? Тем не менее, не все, предъявленное на выставку, было принято жюри. В при кладном искусстве определя ющим критерием стал уровень мастерства и вкуса. Но более всего все-таки ценим мы у любителей обаяние их неис кушенности, непосредственно сти, самобытную, интуитив ную красоту. — Наша задача, — гово- демонстрирует значительный рост мастерства живописцев, что позволяет им все настой чивее обращаться к сюж ет ной картине, к значительной теме. Примером тому — ис полненные патриотического звучания полотна « З а счастье народное» Н. Г. Рожнова, «Алексей! Алешенька! Сы нок!» В. А . Плакущева, « Р у с ские женщины» В. Н. Чер- нецова, «Москва осенняя» М. А. Ржанникова, «Капиту ляция немцев под Сталингра дом» М. Е. Тамбовцева, « З а вещание» Н. П. Лелявина и другие. В них — и уважение к нашей истории, и боль па мяти о Великой Отечествен ной войне, и гордость за наш народ. Проникновеннее стал пор трет. Как всегда тщательные и добротные работы в этом жанре представил Н. С. Д е нисов. Внимательно вгляды вается в лица своих героев, прочитывая характеры *и судьбы, Н. А . ИгошиН, Пол ны достоинства женсНие об разы В. М. Гвоздева, портре ты родителей — Ю. А . Б ез лепкина. На выставке выделяется особой красотой целая груп па пейзажей. Идиллические картины природы, сочетаю щие возвышенность и безм я тежность, будто омыты дож дем: хрустально прозрачен воздух, чисты и сочны крас ки, недвижны деревья и тра вы, зеркальна вода в произ ведениях художников В, И. Удачина, Г. В. Симонова, В. С. Стриго. Их живопис ные полотна выражают об щую мечту о мирной, счаст ливой жизни, о гармонии ме жду человеком и природой. Представленные пейзажи удивительно разнообразны по манере,, по настроению. Взволнованно взметнулись морские волны под порывом упругого ветра на полотнах Н. М. Двойникова, художни ка заметно прогрессирующе го. Собственный мир, со сво им, особым движением ж и з ни, особым ароматом открыл перед нами дебютант выстав ки П. В. Пичугин. ...Праздник продолжается. Он уда,лся, и в этом боль шая заслуга его устроите лей. На сей раз все районы области приняли самое жи вое участие в смотрах. У каждого творческий «конек»: Данковский, Лебедянский, Чаплыгинский, Елецкий, Гря- зинский районы сильны жи вописцами: Становлянскйй, тот же Елецкий, Краснинский — кружевницами; мастерами- Ковроделами — Усманский и Воловский районы. Щ едр наш край на талан ты народные. Горожане и сельчане, люди всех возрас тов и самых разнообразных профессий тянутся к искус ству, обогащают свою жизнь творчеством, дарят' радость Другим. Нам представляется, что городу Липецку давно нужен салон, где можно бы ло бы купить необходимое или продать свое произведе ние. А ведь желающих при обрести работы любителей очень много, на выставке часто звучит вопрос: а нель зя ли купить? А уж тем бо лее необходима городу кар тинная галерея: без воспита ния на лучших произведени ях искусства в подлинниках трудно рассчитывать на ско рый рост духовной и худож е ственной культуры личности. Т. НЕЧАЕВА . Н А СЦЕНЕ — ЮНЫЕ АРТИСТЫ Во Дворце культуры тракто ростроителей состоялся боль шой концерт, посвященный предстоящему 70-Летию Вели кого Октября, в котором при няли участие детские само деятельные коллективы. От крылся он прологом «Здравст вуй, родина Октября!», подго товленным юными любителями сцены. Хореографическую композицию «Юнармейцы» показали танцоры. Дружные аплодисменты заслужили ре бята из духового оркестра, исполнившие сюиту Я. Френ келя из кинофильма «Неуло вимые мстители», а также д е вочки из фольклорного анса мбля «Млада». Тепло принимали зрители самых маленьких — четырех пятилетних артистов из дет ской экспериментальной сту дии «Зернышки», участников ансамбля бального танца. Концерт завершился оришналь ным финалом, подготовлен ным цирковым коллективом Дворца культуры. А. ВОЛОШИНА. П Р И З «КОМСОМОЛКИ» У ЛИПЧАН В канун XX съезда ВЛКСМ в областной центр пришло ра достное сообщение: КМК мага зина № 105, что в 19-м микро районе, стал в своей отрасли победителем соревнования на Приз вызова, проходившего по инициативе редакции газеты «Комсомольская правда» с ав густа прошлого года по март нынешнего. Соревнование на Приз вызо ва длилось восемь месяцев , и десять дней, а участвовало в нем более 1000 комсомольско- молодежных бригад из 50-ти отраслей народного хозяйства. — Сначала, когда пришла телеграмма из Москвы, с тру дом поверили в свой успех, - с волнением рассказывает ди ректор магазина Валентина Ивановна Попова. — Конечно, по-настоящему обрадовались. Ведь соперниками у нас были многие более крупные, совре менные, а то и столичные кол лективы... Успех КМК продавцов слу чайным не назовешь. Со дня открытия магазина его дирек тор, комсорг, костяк опытных продавцов повели кропотливую работу по созданию коллектива единомышленников. Главным воспитательным средством в КМК стало доверие, мнение товарищей. Им дорожат, по не му сверяют свои поступки, а потому и не бывает здесь ЧП. А ведь работать приходится продавцам в условиях далеко не идеальных. Магазин обслуживает весь многотысячный 19-й микрорай он — это при сравнительно не большой площади торгового за ла. Очереди, конечно, не ред кость, особенно в конце рабо чего дня. Казалось бы, пово дов для неудовольствия у по купателей должно хватать. И тем не менее, все восемь меся цев, что длился конкурс, на Приз вызова, в Москву еж ем е сячно шли подтверждения из горторгинспекции и санэпид станция; жалоб в книге отзы вов нет, санитарное состояние отвечает нормам (такие справ ки для участников соревнова ния были обязательны так ж е, как и цифровые отчеты о ра боте). В магазине незыблем прин цип: покупатель всегда прав, и поэтому каждое неудовольст вие посетителей члены КМК стараются компенсировать п р е дельным вниманием, доброж е лательным и предупредитель ным отношением. По объему товарооборота магазин занимает второе место среди предприятий торговли липецкого объединения «Прод товары». В минувшем году план товарооборота выполнен на 106,6 процента, ^производи- тельность труда составила 122,5 процента. И это при том, что коллектив имеет самую боль шую нагрузку среди родствен ных предприятий, поскольку на него приходится максималь ная посещаемость в городе. Во время состязания на Приз вызова КМК достиг еще более высоких показателей, чем в минувшем году. Это позволи ло значительно перекрыть со циалистические обязательства, которые молодые продавцы при нимали в честь XX съезда ВЛКСМ. Так, сверх плана за первый квартал текущего года продано товаров на 45 тысяч рублей (в обязательствах —20 тысяч рублей), отработано 14 дней на строительстве объек тов соцкультбыта, в два с половиной раза больше, чем предполагалось, сэкономлено естественных убытков. Словом, свой комсомольский форум мо лодые продавцы встретили до стойно. Т. ГОРЯЧЕВА. НОВОСТИ д ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ФЕСТИВАЛЬ! Вчера в Липецке, во -Дворце культуры и техники НЛМК, состоялось торжественное от крытие Всероссийского фести валя любительского игрового и мультипликационного фильма. Для участия в этом смотре- конкурсе приехали кинолюби тели из многих областей Рос сии. В программе фестиваля, проходящего в рамках второго Всесоюзного фестиваля народ ного творчества, посвященно го 70-летию Октября, немало интересного. Это и встречи с мастерами-профессионалами, и просмотр конкурсных программ, и показ лучших фильмов в ки нотеатрах «Винница», «Космос», «Спутник». Гости ознакомятся с опытом народной киностудии «Липецкие зори», обсудят про-, блемы дальнейшего развития кинолюбительства в стране. РОССИЙСКИЙ КВАС, ГРУЗИНСКОЕ «БАХМАРО»... С каждым днем все больше примет весны на городских улицах: пробивается свежая зелень в скверах и парках, подновляются фасады домов, как грибы после дож дя, то тут, то там появляются тенты, матерчатые зонтики торговых точек. По-своему встречают ее и работники Липецкого пи во-безалкогольного комбината. Ж елтые бочки с броской над писью «квас» на боку, знако мые всем нам, согласитесь, то ж е примета весны... — Подготовка к новому се зону, —» рассказывает главный механик комбината В. Кузне цов, — идет полным ходом. Приводим в порядок старое оборудование, монтируем но вое. Установка, которой мы н е давно обзавелись, позволит вы пускать квас без гущи, более высокого качества. Еще одно приобретение — специальная автомашина, которая мож ет разом принять <*на борт» 9 тонн кваса. Она будет выпол нять рейсы в районы области, чтобы и там любители этого напитка не почувствовали себя обделенными. Будут установ лены три дополнительные 16- тонные емкости на самом ком бинате. А всего в нынешнем году в области будет реализо вано торговлей 7,47 миллиона литров кваса. Во всяком случае, именно столько мы планируем произвести. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Квас — не .единственный без алкогольный напиток, выпуска емый на комбинате. Их без малого полтора десятка наиме нований — «Колокольчик», «Тархун», «Золотой ранет», «Иссинди» и другие. Скоро этот список пополнится новым напитком — «Бахмаро». Его ре цептура включает в себя тони- ко-катехиновый комплекс, ви тамины и биологически актив ные вещества чая. А ДЕДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz