Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

ВЗО Р В А ННЫЙ Х Р А М --------- Заметки о фильме «Покаяние»------------ р е х Я к ны чЩ п к п Вре мя действия ? Соб лазни­ т ел ь но позаи мствова ть ответ у Гоголя: «Числа не помню. М е­ сяца тож е не было. Было Зерт знает что». Доподлинно известно, однако, что по город­ ским мостовым тогда все еще скакали всадники в черных средневековых доспехах с копьями наперевес, но уж е существовали пищущие ма- цшнки, автомобили и даж е кубик Рубика. М есто действия? Судя по именам персонажей и марке студии ~ Грузия. Но это не Грузия. Не только Грузия. Так было, так есть, так мож ет быть где угодно, если к вла­ с т и . приходит диктатор, кото- грый готов самоутверждаться любыми средствами — дема­ гогией, страхом, репрессиями. Главный герой? Его зовут Варлам Аравидзе. Плотный, подстриженный под бобрик мужчина в интеллигентском пенсне и черном, перетянутом - ремнями, полувоенном к<?стю- ме. У него не счесть реальных прототипов. Причем, не толь­ ко за рубеж ом . Есть среди них и Носившие грузинские и русские имена. Боюсь, правда, имена эти, прочертившие го­ рестный след в сознании стар­ ших поколений, двадцатилет­ нему кинозрителю незна­ комы, У него нет ключа к притче о судьбе неведомо где и когда обретавшегося клана Аравидзе — Варлама, что, став градоначальником, планомер­ но уничтожал ни в чем непо­ винных людей, сына его Аве­ ля, что так респектабельно лгал, обеляя отца, внука его Торнике, который ' страшной ценой уплатил за грехи деда. Он не мож ет рассмотреть, как сквозь метафорический флер п^рсвечивает плоть истории. Не исключая истории нашей, отечественной. Не потому ли иные молодые люди 'смотрят «Покаяние» со скукой, а то и уходят, не досмотрев? Видимо, мы чересчур у ж долго вычер­ кивали из учебников трагиче­ ские строки, связанные с культом личности, оставляя линь записи о героических свершениях и славных победах. М еж ду тем, горькие уроки : ->льзя ни замалчивать, ни 1 . усахаривать, если мы не хотим, чтобы они повтори­ лись. Погибший в гитлеровских концлагерях чехословацкий х у ­ дожник и писатель Йозеф Ча­ пек однажды заметил: «Где нравственная низость обретает власть, там власть оборачи­ вается •нравственной низостью». Добавим: эти превращения про­ исходят от того, какие лозунги выкрикивала, в верности кому и чему клялась «нравственная низость», пробиваясь наверх. Лозунгй-то как раз могли быть самые святые. Такой тяжкий опыт есть и у нашего народа, у нашего об­ щества. И заплачено за него было дорого. Знать его, помнить о нем необходимо, чтобы пере­ крыть «батоно Варламу» нав­ сегда и все лазейки. Вот по­ чему выход на экраны фильма «Покаяние» — событие особо­ го рода. Его не вместишь в рамки сугубо кинематографиче­ ские... О некоторых прошлых фи­ лософских, поэтических, мета­ форических фильмах режиссера Тенгиза АбулаДзе писали, охотно прибегая к заглавным Iбуквам. Например: Добро и Зло. Или Жизнь и Смерть. Или Человечность и Ж есто­ кость. О последней его не менее глубокой и поэтической картине так, пожалуй, не на­ пишешь. Абстракции, иерогли­ фы-символы легко обнару­ живаются и в «Покаянии», но здесь они иначе соотносятся с исторической конкретностью. Во многих эпизодах эта кон­ кретность, эта конкретика вос­ создаются чуть ли не с доку­ ментальной достоверностью. И персонаж ей никак не удастся приравнять к отвлеченным понятиям, начертанным с заг­ лавной буквы. У них свои име­ на. Лица. Свои судьбы. Городок, где верховодят Варлам и его подручные с физиономиями и повадками не то ресторанных вышибал, не то полицейских филеров, странен, фантастичен и — му­ чительно узнаваем. Здесь пе­ путались не только времен- е, географические коорди­ наты, но также трагедия и фарс, сон и явь, здравый смысл и абсурд. Обитателям его мерещатся кошмары, в которых людей закапывают живыми в землю. Но стоит освободиться из пут дремот­ ного бреда, как оказываешься один на один с не менее бре­ довой, кошмарной явью: твою дверь распахивают посланные Варламом черные рыцари й после ритуального приветствия «Мир вашему дому» навсегда уводят тебя или твоего сына, мужа, отца... Здесь трижды выкапывают из могилы мертвеца, и он, уж е тронутый тленом, стоит в за­ думчивой наполеоновской позе посреди цветущего сада- Здесь под сводами древнего храма звучат, сменяя друг друга, ци­ таты из Альберта Эйнштейна и кощунственно развязная эстрадная песенка. Здесь арестованных допрашивают не в казенном кабинете, но на лоне природы, посреди живо­ писных . зарослей Дравы и кус­ тарника. И не успевший снять жениховский костюм следо­ ватель задает вопросы, игриво устроившись на крышке бело­ го концертного рояля. А его новоиспеченная- супруга охот­ но предстает в роли Фемиды, наскоро завязав себе Глаза и вооружившись весами и м е­ чом правосудия. Ах, до .чего ж е удобная, покладистая, д о ­ машняя Фемида! Все это не эстетические уп­ ражнения в д ухе модного черного юмора и абсурдизма. Придуманный режиссером Тенгизом А буладзе и бли­ стательно снятый опера­ тором Михаилом Аграно­ вичем мироктородок, в сущ ­ ности, порождение смятенно­ сти, тревоги, болезненного сдвига в душ е человеческой, которую долго дерзали стра­ хом, травили ложью, ломали, выкручивали, безжалостно внедряя в нее искаженные, бредовые, противоестествен­ ные представления. Градоначальник Варлам Ара­ видзе возводит алогичность, попрание здравого смысла в политический принцип. — Из каждых трех человек четверо враги, — провозгла­ шает он. — Мы не боимся трудностей и поймаем черного кота в темной комнате, даж е если его там нет! Его демагогия откровенна, поскольку он твердо уверен, что ему возразить не посме­ ют. Нелепость? Злобный аб­ сурд? Ничего, все равно прог­ лотят. И еще будут аплодиро­ вать, прославлять его м уд­ рость. Кто — из страха, кто — из корысти, кто — от п о­ добострастия, приученный вос­ торженно подхватывать любую банальность или глупость, раз ее изрекли там, наверху. Вот А буладзе и проёцирует, материализует в границах к«А‘ ра это извращенное сознаний бездуховных палачей и подав­ ленных ими жертв, делая не­ видимое видимым. Бесплотное — осязаемым. Ирреальное —■ реальным. Впрочем, в «По­ каянии» такого эффекта доби ­ ваются отнюдь не всегда с помощью фантастических ме­ тафор, фантасмагорических ви­ дений. В нем предостаточно, так сказать, вполне реалисти­ ческих эпизодов, оставляющих не менее абсурдное впечатле­ ние. Вот женщина стучится к подруге. Ей не открывают. На­ конец, из соседней квартиры боязливо, через цепочку, со­ общают: «Ну что вы стучите? Элене взяли. Не видите, дверь опечатана?». Это «Элене взя­ ли» звучит также обыденно, как если бы Элене ушла в мага­ зин или уехала погостить к родственникам. И стоАь буд­ ничное, покорное, привычное приятие беззакония, гибели чистого, честного, прекрасного человека, пожалуй, потрясает не меньше, чем аттракционы с черными рыцарями и живь­ ем зарытыми в землю людьми. Ибо это — самая важная по­ беда власти «нравственной ни­ зости». Главное, хотя и не око­ нчательное торжество Аравидзе. Великолепный актер Автан­ дил Махарадзе не упро­ щает Варлама. В его пер­ сонаж е есть даж е какое-то простодушие, толика обаяния. Как он любит, как ум еет и г рать в демократию! М ож ет нагрянуть к художнику и зна­ чительно помолчать, поблески­ вая стеклышками *пенсне на картины хозяина дома, пошу­ тить с его маленькой дочкой, со старомодной галантностью восхититься красотой жены. Эта игра доставляет ему осо­ бое, острое наслаждение, по­ тому что он знает: обитатели дома, такие красивые, такие талантливые, такие возвышен­ но духовные и независимые, — в его полной, безраздельной власти И втайне он у ж е ре­ шил вернуться сюда в черных средневековых доспехах, и, прикрыв пенсне забралом, по­ кончить с ними. Об Элене хочется сказать чуть пространнее. Именно о ней, хотя она вовсе не глав­ ная героиня и не главный оп­ понент Варлама. Последняя обязанность в фильме возло­ жена на художника Сандро. Но мне его фигура представ­ ляется наиболее, что ли, у с ­ ловной, функциональной в структуре ленты. Актер Эди- шер Гиоргобиани точно доно­ сит тему стоического протеста против Варламовой демагогии, фиглярства, жестокости. Не меньше, но и не больше. О Сандро скорее, чем о каком- нибудь другом персонаже, ре­ шишься написать слова с те­ ми самыми заглавными буква­ ми: Художник, воплощение Добра и Духовности. Иное дело Элене. Удиви­ тельно, на каком малом «пя­ тачке» воссоздали режиссер И актриса Нино Закариадзе ис­ торически убедительный тип интеллигентки, ушедшей в р е­ волюцию. В самом ее облике, в ее ясной молбдости, соеди­ ненной с завидным духовным опытом, нравственной непоко­ лебимостью, прочитывается вся ее биография. Во вневре­ менной, условной притче Эле­ не чуть ли Не самая безуслов­ ная, узнаваемая, живая герои­ ня.- Стоит присмотреться, при­ слушаться, как призывает она к муж еству и стойкости Нино, ж ен у Сандро, сосланного без Права переписки. Как напоми­ нает ей о долге растить дочь достойной гражданкой своей страны, достойной женщиной. Как, вся светясь, начинает сла­ бым голосом Петь по-немецки великую бетховенскую, шилле- ровскую «Оду к радости» — «Обнимитеся, миллионы...». Ее голос будет мощно под­ хвачен, продолжен хором за кадром... И вдруг — как уДар: в залитом водой помещении вздергивают на дыбу измучен­ ного Сандро. Хор гремит о грядущем братстве и счастье миллионов, а здесь умирает одинокий человек. Умирает за то, что был верен идеалу это­ го братства и памяти о про­ шлом своего народа, вопло­ щенном в старинном храме. Смерть Сандро служит как бы сигналом для Варлама, и храм Богородицы взлетает на воздух. М ож ет ли Он. однако, совсем исчезнуть? Спустя го­ ды, у ж е после того, как Вар­ лам умрет, будет пышно по­ хоронен и трижды вырыт из могилы, ибо разрушителю нет места в земле, древняя, как мир, женщина спросит дорогу К храму. К тому самому. Ведь историю и память уничто­ жить, превратить в обломки не удавалось никому. Живет в народе память о храме как символе творчества и духовности. Равно как и страшная память о преступ­ лениях Варлама Аравидзе. По­ скольку память ведь не толь­ ко с л э е и т или скорбит, но и судит. И вершит возмездие. Оно настигает наследников Варлама. Авеля (в этой роли мы видим того ж е Автандила Махарадзе), понаторевшего в рассуждениях о том, что отец его не виноват, такое уж бы­ ло сложное время. И внука — артист Мераб Нинидзе, кото­ рый потрясенно узнает правду о прошлом своей семьи. А у з­ нав, судит. Деда. Отца. Себя. Такой домашний, такой интим­ ный Страшный суд. И приго­ вор Торнике не подлежит об­ жалованию. Аравидзевнук убивает себя, прерывая цепоч­ ку лжи и позора, на которые его обрекают преступления Аравидзедеда. Выстрел последнего из кла­ на, однако, еще не финал. Фильм завершается острее и неожиданнее. Мы вновь уви­ дим перепачканную мукой женщину по имени Кетеваи *— актриса Зейнаб Боцвадзе. Она дочь художника Сандро, дав­ но повзрослевшая, у ж е старе­ ющая. Это она в знак возмез­ дия трижды вырыла труп Вар­ лама, чтобы напомнить людям, кем он был. Но вдруг мы понимаем, что , и месть, и суд над Аравидзе — всего лишь плод ее вооб­ ражения. А в действительно­ сти она занимается су-губо мирным женским делом: печет роскошные торты, правда, ук­ рашая их храмиками из кре­ ма. И заработок, и какое-то, пусть вполне безобидное, са­ моутешение, пусть никому не слышный, а все ж е протест: Варлам Аравидзе храмы раз­ рушал, а я их восстанавли­ ваю... хотя бы из крема. Трудно судить ее за неспо­ собность совершить акт воз­ мездия в реальном, а не во­ ображаемом мире, или возро­ дить настоящий, а не кремо­ вый храм. Вероятно, ей, уста­ лой, измученной женщине, такое просто не под силу. Это дело всех. Дело и долг народа. Его совести. Его нрав­ ственного возрождения. Только это можно противопоставить «нравственной низости» «бато­ но Варлама». Только этим она мож ет быть опровергнута. От­ вергнута. Изобличена. И. НЕВЕРОВ. Д ВАДЦАТИЛЕТИЕ твор­ ческого самодеятельного коллектива — большое событие в его жизни, праздник для зрителей. Думаю, что именно таким праздником для многих липчан стал отчетный концерт народ­ ного хореографического кол­ лектива Дворца культуры проф­ союзов, состоявшийся во Двор­ це. I Подробно рассказывать чита­ телю историю этого ан­ самбля, наверное, нет не­ обходимости: наша газе­ та не раз писала о нем. Скажу только, что если бы мы сегод­ ня захотели хоть кратко пере­ числить все грамоты, дипломы, звания и медали, которых он удостоен за' двадцать лет су­ ществования, получился бы на­ столько длинный перечень об­ ластных, республиканских, все­ союзных и даж е международ­ ных призов, что уж е не оста­ лось бы места для рассказа о празднике. Этот уважаемый и заслуженный самодеятельный коллектив много раз приглаша­ ли для участия в наиболее от­ ветственных концертах в сто­ лицу нашей Родины, его ис­ кусству восторженно аплодиро­ вали зрители Венгрии, Англии, Германской Демократической Республики. И еще одну деталь нельзя забывать: все эти годы его растил, выводил, как гово­ рится, в люди, бессменный руководитель заслуженный ра­ ботник культуры РСФСР Вале­ рий Серафимович Шелякин. С ним связаны все победы кол­ лектива, все достижения, все радости. А теперь о самом празднике. Сначала юбиляра, торжествен­ н о , восседавшего на сцене (шу­ тка ли —- сто десять человек в полном составе!) поздравляли представители областного уп ­ равления культуры и облсов- профа, городского и районно­ го комитетов партии, городско­ го и районного исполкомов, комитетов ВЛКСМ. Это не бы­ ли дежурны е речи. У каждого выступающего нашлось свое теплое, от сердца идущее сло­ во привета и благодарности ансамблю за его сплоченность, огромный труд, за его искус­ ство. Затем на сцену один за другим поднимались со специ­ ально подготовленными песня­ ми-поздравлениями творческие коллективы. А потом были танцы — мед­ ленные, быстрые, с простой, внешне непритязательной, и са- ШтШ ’ЩЩщ В Е Ч Н А Я М ОЛ ОД ОСТЬ ТАН Ц А ------ - Ансамблю ДК профсоюзов 20 лет-------- мой сложной хореографией. Из шестидесяти работ, которые составляют огромный реперту­ ар коллектива, на отчетный концерт была отобрана почти треть «самых— самых» с таким расчетом, чтобы познакомить публику с работами различных направлений: были представле­ ны разнообразные танцы —и местные, и народов Советско­ го Союза, и народов мира. Н е­ сомненно, самого большого уважения заслуживает стремле­ ние самодеятельных артистов изучать и активно влиять на развитие местной хореографии. С этой целью их руководители неоднократно бывали на сель­ ских праздниках области, при­ сматривались к тому, как пля­ шут люди, >записывали фигу­ ры. И впт родились два вели­ колепных танца: «Сюита фоль­ клорных танцев Липецкой об­ ласти» и «Елецкие кружева». Первый из них —веселый, ог­ невой, раздольный и очень у з­ наваемый. Второй — лиричес­ кий хоровод, исполненный женской группой ансамбля. Мо­ ж ет быть, он не столь внешне узнаваем, как сюита, но испол­ ненный на фоне кружев, впечатляет тончайшими у зо ­ рами, которые очень мягко, изящно «ткут» девушки. И становится очевидной неразры­ вная глубинная связь танца с историей и сегодняшним дн§м нашего края. Но еще большее удивление вызывает умение артистов пе­ редать пластикой даж е мгно­ венные эмоциональные всплес­ ки. Скажем, исполняется «Не­ мецкий танец»; Мы видим плавные, немного скуповатые движения исполнителей, тонко передающих приверженность' народа к порядку и аккуратно­ сти. И вдруг молодость танцо­ ров как бы взрывает привыч­ ные рамки, на секунду хочет­ ся раздолья— и тогда взлетают в воздух девушки в сильных руках партнеров, кружится го­ лова от счастья... Но только на секунду. А затем движения становятся снова умеренными, сдержанными — до следую­ щего взрыва... Трудная это штука *— рас­ сказать о танце. Его надо видеть, чтобы оценить по-нас- тоящему способность артистов зажечь зрителя, увлечь его в этот чудесный мир. Что особен­ но запомнилось на концерте? «Арагонская хота» — чудес­ ный, стремительный и техниче­ ски очень сложный танец? Или великолепная «Калинка», в ко­ торой через край бьет молодец­ кая удаль? Знойная «Молдаве- няска» с берегов Днестра или горделивая «Кумбия», пришед­ шая на сцену из далекой Ко­ лумбии? Так мы могли бы пе­ ребрать весь концерт, и не найти ответа. Каждый танец по-своему хорош , каждый не­ сет что-то новое, незабывае­ мое. М ож ет быть, после дол­ гих размышлений я все ж е вы­ делил бы развернутые театра­ лизованные хореографические картины «Зимушка» и «Русское раздолье» и то очень условно, в связи с и х эмоциональной насыщенностью и фантазией хореографов. Было бы несправедливо, если бы мы не сказали о , том, что немалая заслуга в успехе ан­ самбля принадлежит балетмей­ стеру Александру Меркулову и оркестру под управлением Сер­ гея Зикеева, В заключение концерта, да все его участники вг сказывались на сцене, а в за­ ле гремели и гремели аплоди­ сменты, одна из участниц об­ ратилась к Валерию Шелякину с горячим словом признатель­ ности коллектива. А он стоял в глубине сцены, высокий, стройный, седой, ог­ лушенный новым взрывом ап­ лодисментов и, наверное, был очень счастлив... К. ГУРЕНОК. Фото А . ЩУРОВА. ТАЛАНТЫ НАРОДНЫЕ Отчеты самодеятельного художественного творчества, проходившие в рамках В се­ союзного фестиваля с нояб­ ря прошлого года сначала в районах, а затем в област­ ном центре, обнаружили не­ виданный ранее всплеск тво­ рческой деятельности, извеч­ ной потребности к худож ест­ венному самовыражению, о с­ мыслению действительности. Это отрадный факт происхо­ дящих в обществе перемен. Статистика в искусстве-— вещь сомнительная, но этот случай особый, ибо за циф­ рами — люди, бескорыстно и страстно отдающие свой Досуг творчеству. 1 6 2 0 ху­ дожников, принявших учас­ тие в фестивале, показали 3 8 7 0 произведений живопи­ си, скульптуры, графики, де­ коративно-прикладного ис­ кусства. Только пятая часть этих работ смогла помес­ титься в Выставочном зале Липецка, заполнив его до предела. Здесь завершается смотр ярким праздником — областной выставкой самоде­ ятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвященной 70- летию Великой Октябрьской социалистической революции; Необычно открывалась вы­ ставка. Отзвучали поздрав­ ления, приветствия, напутст­ вия, разрезана традиционная ленточка и вдруг— сюрприз: с песней русской, от самых истоков народных, вып­ лыл в зал фольклорный ан­ самбль совхоза «Колыбель- ский» Чаплыгинского района, его сменил детский фольк­ лорный коллектив изХлевно- го. И так уместна была пес­ ня, так естественно краски костюмов слились с краска­ ми экспонатов, что явственно ощутимы стали единые кор­ ни и песен, и костюмов,, и произведений выставки. Отличие нынешней экс­ позиции от прошедшей двумя годами раньше— в ее изоби­ лии и многообразии. В «та­ бели о рангах» на первое ме­ сто принято ставить живо­ пись. Но здесь внимание зри ­ телей сразу ж е притягивают произведения декоративно­ прикладного искусства. Сколько любви, фантазии, умения, вкуса, незабвеннос- ти вековых традиций в р ез­ ных деревянных ркульптурах В. М. Пировского, А . Н. Тол­ стых, в глиняной игрушке И. Ф. Гунькина, И, К. Пусто- валова, хранящей славу рома­ новских и добровских умель­ цев, в национальной вышив­ ке, в сплетенных из лозы рит заведующий отделом изобразительного искусства Межсоюзного Дома самодея­ тельного творчества Я. Т. Ходаков, — помочь худож ­ нику сохранить творческую индивидуальность. Проводя занятия, консультации, и всегда выступаю против под­ ражательства профессиона­ лам, но не против приобре­ тения профессиональных ка­ честв. И сегодняшняя выставка корзинах. Сколько изобрета­ тельности, понимания выра­ зительных свойств материала в деревянной сказочной м е­ бели (И. М. Пономарев), в смастеренных из цветных ниток фигурках (Т. В. Гра- фова). Как остроумно и тон­ ко использованы зерна и се­ мена растений в декоратив­ ной композиции «Дерево жизни» 3 . И. Агарковой, за ­ сушенные лепестки и листья в натюрмортах Т. Г. Ла- маевой. Р адуя мастерством, рукодельницы не обходят и серьезных тем. Вот — ком­ позиция «Друж ба народов» (аппликация, вышивка) 3. С. Ситниковой, а рядом — пор­ треты В. И. Ленина и К. Маркса В. Т. Трубицыной. Не перечислить всего, как и не назвать имен всех участ­ ников выставки. О каждом можно писать отдельную статью. Так ж е трудно с у ­ дить.* чья работа лучше: на каких весах вымерить вло­ женные в произведения лю ­ бовь и сердце? Тем не менее, не все, предъявленное на выставку, было принято жюри. В при­ кладном искусстве определя­ ющим критерием стал уровень мастерства и вкуса. Но более всего все-таки ценим мы у любителей обаяние их неис­ кушенности, непосредственно­ сти, самобытную, интуитив­ ную красоту. — Наша задача, — гово- демонстрирует значительный рост мастерства живописцев, что позволяет им все настой­ чивее обращаться к сюж ет­ ной картине, к значительной теме. Примером тому — ис­ полненные патриотического звучания полотна « З а счастье народное» Н. Г. Рожнова, «Алексей! Алешенька! Сы­ нок!» В. А . Плакущева, « Р у с ­ ские женщины» В. Н. Чер- нецова, «Москва осенняя» М. А. Ржанникова, «Капиту­ ляция немцев под Сталингра­ дом» М. Е. Тамбовцева, « З а ­ вещание» Н. П. Лелявина и другие. В них — и уважение к нашей истории, и боль па­ мяти о Великой Отечествен­ ной войне, и гордость за наш народ. Проникновеннее стал пор­ трет. Как всегда тщательные и добротные работы в этом жанре представил Н. С. Д е­ нисов. Внимательно вгляды­ вается в лица своих героев, прочитывая характеры *и судьбы, Н. А . ИгошиН, Пол­ ны достоинства женсНие об­ разы В. М. Гвоздева, портре­ ты родителей — Ю. А . Б ез­ лепкина. На выставке выделяется особой красотой целая груп­ па пейзажей. Идиллические картины природы, сочетаю­ щие возвышенность и безм я­ тежность, будто омыты дож ­ дем: хрустально прозрачен воздух, чисты и сочны крас­ ки, недвижны деревья и тра­ вы, зеркальна вода в произ­ ведениях художников В, И. Удачина, Г. В. Симонова, В. С. Стриго. Их живопис­ ные полотна выражают об­ щую мечту о мирной, счаст­ ливой жизни, о гармонии ме­ жду человеком и природой. Представленные пейзажи удивительно разнообразны по манере,, по настроению. Взволнованно взметнулись морские волны под порывом упругого ветра на полотнах Н. М. Двойникова, художни­ ка заметно прогрессирующе­ го. Собственный мир, со сво­ им, особым движением ж и з­ ни, особым ароматом открыл перед нами дебютант выстав­ ки П. В. Пичугин. ...Праздник продолжается. Он уда,лся, и в этом боль­ шая заслуга его устроите­ лей. На сей раз все районы области приняли самое жи­ вое участие в смотрах. У каждого творческий «конек»: Данковский, Лебедянский, Чаплыгинский, Елецкий, Гря- зинский районы сильны жи­ вописцами: Становлянскйй, тот же Елецкий, Краснинский — кружевницами; мастерами- Ковроделами — Усманский и Воловский районы. Щ едр наш край на талан­ ты народные. Горожане и сельчане, люди всех возрас­ тов и самых разнообразных профессий тянутся к искус­ ству, обогащают свою жизнь творчеством, дарят' радость Другим. Нам представляется, что городу Липецку давно нужен салон, где можно бы­ ло бы купить необходимое или продать свое произведе­ ние. А ведь желающих при­ обрести работы любителей очень много, на выставке часто звучит вопрос: а нель­ зя ли купить? А уж тем бо­ лее необходима городу кар­ тинная галерея: без воспита­ ния на лучших произведени­ ях искусства в подлинниках трудно рассчитывать на ско­ рый рост духовной и худож е­ ственной культуры личности. Т. НЕЧАЕВА . Н А СЦЕНЕ — ЮНЫЕ АРТИСТЫ Во Дворце культуры тракто­ ростроителей состоялся боль­ шой концерт, посвященный предстоящему 70-Летию Вели­ кого Октября, в котором при­ няли участие детские само­ деятельные коллективы. От­ крылся он прологом «Здравст­ вуй, родина Октября!», подго­ товленным юными любителями сцены. Хореографическую композицию «Юнармейцы» показали танцоры. Дружные аплодисменты заслужили ре­ бята из духового оркестра, исполнившие сюиту Я. Френ­ келя из кинофильма «Неуло­ вимые мстители», а также д е­ вочки из фольклорного анса­ мбля «Млада». Тепло принимали зрители самых маленьких — четырех­ пятилетних артистов из дет­ ской экспериментальной сту­ дии «Зернышки», участников ансамбля бального танца. Концерт завершился оришналь ным финалом, подготовлен­ ным цирковым коллективом Дворца культуры. А. ВОЛОШИНА. П Р И З «КОМСОМОЛКИ» У ЛИПЧАН В канун XX съезда ВЛКСМ в областной центр пришло ра­ достное сообщение: КМК мага­ зина № 105, что в 19-м микро­ районе, стал в своей отрасли победителем соревнования на Приз вызова, проходившего по инициативе редакции газеты «Комсомольская правда» с ав­ густа прошлого года по март нынешнего. Соревнование на Приз вызо­ ва длилось восемь месяцев , и десять дней, а участвовало в нем более 1000 комсомольско- молодежных бригад из 50-ти отраслей народного хозяйства. — Сначала, когда пришла телеграмма из Москвы, с тру­ дом поверили в свой успех, - с волнением рассказывает ди­ ректор магазина Валентина Ивановна Попова. — Конечно, по-настоящему обрадовались. Ведь соперниками у нас были многие более крупные, совре­ менные, а то и столичные кол­ лективы... Успех КМК продавцов слу­ чайным не назовешь. Со дня открытия магазина его дирек­ тор, комсорг, костяк опытных продавцов повели кропотливую работу по созданию коллектива единомышленников. Главным воспитательным средством в КМК стало доверие, мнение товарищей. Им дорожат, по не­ му сверяют свои поступки, а потому и не бывает здесь ЧП. А ведь работать приходится продавцам в условиях далеко не идеальных. Магазин обслуживает весь многотысячный 19-й микрорай­ он — это при сравнительно не­ большой площади торгового за­ ла. Очереди, конечно, не ред­ кость, особенно в конце рабо­ чего дня. Казалось бы, пово­ дов для неудовольствия у по­ купателей должно хватать. И тем не менее, все восемь меся­ цев, что длился конкурс, на Приз вызова, в Москву еж ем е­ сячно шли подтверждения из горторгинспекции и санэпид­ станция; жалоб в книге отзы­ вов нет, санитарное состояние отвечает нормам (такие справ­ ки для участников соревнова­ ния были обязательны так ж е, как и цифровые отчеты о ра­ боте). В магазине незыблем прин­ цип: покупатель всегда прав, и поэтому каждое неудовольст­ вие посетителей члены КМК стараются компенсировать п р е­ дельным вниманием, доброж е­ лательным и предупредитель­ ным отношением. По объему товарооборота магазин занимает второе место среди предприятий торговли липецкого объединения «Прод­ товары». В минувшем году план товарооборота выполнен на 106,6 процента, ^производи- тельность труда составила 122,5 процента. И это при том, что коллектив имеет самую боль­ шую нагрузку среди родствен­ ных предприятий, поскольку на него приходится максималь­ ная посещаемость в городе. Во время состязания на Приз вызова КМК достиг еще более высоких показателей, чем в минувшем году. Это позволи­ ло значительно перекрыть со­ циалистические обязательства, которые молодые продавцы при­ нимали в честь XX съезда ВЛКСМ. Так, сверх плана за первый квартал текущего года продано товаров на 45 тысяч рублей (в обязательствах —20 тысяч рублей), отработано 14 дней на строительстве объек­ тов соцкультбыта, в два с половиной раза больше, чем предполагалось, сэкономлено естественных убытков. Словом, свой комсомольский форум мо­ лодые продавцы встретили до стойно. Т. ГОРЯЧЕВА. НОВОСТИ д ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ФЕСТИВАЛЬ! Вчера в Липецке, во -Дворце культуры и техники НЛМК, состоялось торжественное от­ крытие Всероссийского фести­ валя любительского игрового и мультипликационного фильма. Для участия в этом смотре- конкурсе приехали кинолюби­ тели из многих областей Рос­ сии. В программе фестиваля, проходящего в рамках второго Всесоюзного фестиваля народ­ ного творчества, посвященно­ го 70-летию Октября, немало интересного. Это и встречи с мастерами-профессионалами, и просмотр конкурсных программ, и показ лучших фильмов в ки­ нотеатрах «Винница», «Космос», «Спутник». Гости ознакомятся с опытом народной киностудии «Липецкие зори», обсудят про-, блемы дальнейшего развития кинолюбительства в стране. РОССИЙСКИЙ КВАС, ГРУЗИНСКОЕ «БАХМАРО»... С каждым днем все больше примет весны на городских улицах: пробивается свежая зелень в скверах и парках, подновляются фасады домов, как грибы после дож дя, то тут, то там появляются тенты, матерчатые зонтики торговых точек. По-своему встречают ее и работники Липецкого пи­ во-безалкогольного комбината. Ж елтые бочки с броской над­ писью «квас» на боку, знако­ мые всем нам, согласитесь, то­ ж е примета весны... — Подготовка к новому се­ зону, —» рассказывает главный механик комбината В. Кузне­ цов, — идет полным ходом. Приводим в порядок старое оборудование, монтируем но­ вое. Установка, которой мы н е­ давно обзавелись, позволит вы­ пускать квас без гущи, более высокого качества. Еще одно приобретение — специальная автомашина, которая мож ет разом принять <*на борт» 9 тонн кваса. Она будет выпол­ нять рейсы в районы области, чтобы и там любители этого напитка не почувствовали себя обделенными. Будут установ­ лены три дополнительные 16- тонные емкости на самом ком­ бинате. А всего в нынешнем году в области будет реализо­ вано торговлей 7,47 миллиона литров кваса. Во всяком случае, именно столько мы планируем произвести. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Квас — не .единственный без­ алкогольный напиток, выпуска­ емый на комбинате. Их без малого полтора десятка наиме­ нований — «Колокольчик», «Тархун», «Золотой ранет», «Иссинди» и другие. Скоро этот список пополнится новым напитком — «Бахмаро». Его ре­ цептура включает в себя тони- ко-катехиновый комплекс, ви­ тамины и биологически актив­ ные вещества чая. А ДЕДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz