Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

1МЖ1МЯ«,'.Ж в1 К 80 -ЛЕТИЮ СО Д НЯ РОЖДЕНИЯ С П. КОРОЛЕВА В К А НУН ЮБИЛЕЯ Общественность страны готовится отметить 80-летие со дня рождения Основоположника практической космонавтики, дваж­ ды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской пре­ мии, академика С. П. Королева. Глубоко символично, что юбилей ученого и конструктора отмечается в год 70-летия Великого Октября, открывшего но­ вую эру в жизни человечества — эру, ставшую космической, и в год 30-летия запуска первого в мире искусственного спут ника Земли. С именем С. П. Королева связаны создание первых отечест­ венных экспериментальных ракетных летательных аппаратов, межконтинентальных баллистических ракет и космических ракетных комплексов, первых в мире искусственных спутни­ ков Земли, первый полет человека в космос, начало исследо­ вания Луйы, Венеры и Марса с помощью межпланетных ав­ томатических станций. Академия наук СССР разработала план мероприятий, посвя­ щенных памяти главного конструктора первых ракетно-косми­ ческих систем. В мемориальных музеях в \ Житомире — на родине С. П- Королева и в Москве, где он долгие годы жил и работал, к знаменательной дате откроются выставки, расска­ зывающие о достижениях советской науци и техники, сотруд­ ничестве народов разных стран в мирном освоении космичес­ кого пространства. Обновятся и расширятся экспозиции в павильоне «Космос» на ВДНХ СССР, в Звездном городке, на космодроме Байко­ нур, в Центральном музее авиаций И космонавтики имейи М. В. Фрунзе и Государственном музее истории космонавтики Имени К. Э. Циолковского в Калуге. Издательства выпускают книги и брошюры, рассказываю­ щие о жизни и деятельности С. П. Королева, его учеников и последователей, о сегодняшнем дне космонавтики. Этбй теме посвящены и Всесоюзные королевские чтения для студенчес­ кой и учащейся молодежи. На экраны страны в юбилейные днй выйдут художественные и документальные фильмы,.по­ вествующие о подвиге ученых и космонавтов. Подготовлены теле- и радиопередачи о штурмующих космос. 12 января — в дейь рождения С. П. Королева —• в Москве состоится торжественное собрание общественности, посвящен­ ное знаменательной дате. <Корр- ТАСС). лев назначается главным ин­ женером первого в СССР ре­ активного научно-исследова- К О НСТРУКТ О Р З ВЕЗД Н ЫХ КОРАБЛЕЙ тельского института. В годы Великой Отечественной вой­ ны С. П. Королев занимался вопросами оснащения серий­ ных боевых самолетов жид­ костными ракетными ускори­ телями, другими вопросами, имеющими непосредственное отношение к повышению бое­ способности авиации. После окончания войны в 1946 году С- П. Королев был назначен главным конструктором бал­ листических рак§т. С. П. Королев — йионер освоения космического про­ странства. Талант выдающе­ гося ученого, отличные ор-. ганизаТорские способности позволяли ему на протяже­ нии многих лет направлять деятельность многих НИИ и КБ На решение комплексных задач освоения космоса. С. П. Королев воспитал многочисленные кадры уче­ ных и инженеров. тесная дружба связывала с главным конструктором советских кос­ монавтов. . За заслуги перед совет­ ской наукой С. П. Королев дважды был удостоен высо­ кого звания Героя Социалис­ тического Труда, награжден двумя орденами Ленина и орденом «Знак Почета», мно­ гочисленными медалями, в том числе золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, являлся лауреа­ том Ленинской пиемии- НА СНИМКАХ: С. П. Ко­ ролев; гостиная в Доме-музее С. П. Королева в Москве. (Фотохроника ТАСС). З АПУСК первого ис­ кусственного спутни­ ка Земли, полет Ю. Гагарина в космос, облет и фотографирование обрат­ ной стороны Луны, другие выдающиеся успехи советской космонавтики связаны с име­ нем выдающегося ученого на­ шего времени — Сергея Пав­ ловича Королева. Главному конструктору ра­ кетно-космических систем 12 января 1987 года исполни­ лось бы 80 лет- С. П. Коро­ лев, открывший человечеству дорогу к звездам, прожил не­ легкую жизнь, пройдя путь от простого инженера до при­ знанного руководителя осво­ ения космического простран­ ства в стране. Начинал он свою научную и конструктор­ скую деятельность еще в сту­ денческие годы. После окон­ чания МВТУ имени Баумана и знакомства с идеями К. Э. Циолковского С. П. Коро­ лев возглавил в 1932 году группу изучения реактивного движения. В 1933 году С. П. Коро- Фото ­ информация ♦ К ГАСТРОЛЯМ М О С КО ВС КО ГО ТЕАТРА «СОВРЕМЕННИК* И С К А Т Ь П У Т И О Б Н О В Л Е Н И Я С 14 по 20 января в Липецке пройдут гастроли москов­ ского театра «Современник». Наш корреспондент встре­ тился с главным режиссером театра народной артисткой -РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР Гали­ ной Борисовной Волчек и попросил ее ответить па неко­ торые вопросы. — Галина Борисовна, как в гастрольных маршрутах вашего театра появился Ли­ пецк? Выступая в ноябре на страницах нашей газеты, глав­ ный режиссер Липецкого дра­ матического театва им Л- Н. Толстого В. М. Пахомов говорил о том, что в самых ближайших планах театра — возобновление и расширение неформального творческого содружества с театром «Сов­ ременник». Надо полагать, ■|Тто предстоящие гастроли меть практическое осуществ­ ление этих планов? Творческие связи «Сов­ ременника» с Липецким те­ атром драмы имени Л. Н. Толстого существуют уже на протяжении десяти лет. На липецкую сцену в разные годы выходили ведущие ар­ тисты «Современника» —на­ родная артистка РСФСР А. Покровская, заслуженные артисты РСФСР Л. Ахеджа­ кова, В. Никулин и другие. Липчане хорошо знакомы с творчеством главного худож­ ника «Современника» Д. Боровского, который офор­ мил в липецком театре спек­ такли «А поутру они просну­ лись..-» В. Шукшина, «Вечно живые» В. Розова, «Послед­ ний посетитель» В. Тозорпе- ва. Имя нашего режиссера И. Райхельгауза тоже хоро­ шо известно липецкому зри­ телю. Пять постановок осу- цествлено им на липецкой сцене. В настоящее время он репетирует в вашем театре новый спектакль по пьесам Ф. Дгорренмотта и В. Слав­ кина «Два сюжета для муж­ чин» . Как видите, контакты, сое­ диняющие наши коллективы, достаточно разнообразны. Мой интерес к Липецкому театру возник с тех пор, ког­ да я познакомилась с его ру­ ководителем В. М* Пахомо­ вым. Это закономерно, ведь театры, как люди: сначала возникает взаимный интерес на уровне человеческих сим. патий, а затем это перерас­ тает в длительный творчес­ кий союз. Я глубоко убежде­ на. что без фанатичной люб­ ви к своему делу ни артисту; ни режиссеру нечего делать в театре. Не могу не вспом. нить здесь слова Жана-Луи Ба^ро: «Театр —это любовь. Роли и спектакли можно со­ здавать, только любя людей и те произведения, над ко­ торыми работаешь», В. М. Пахомов бесконечно предан -своему делу, он — живой, интересный режиссер и, что самое главное, много лет строит «свой» театр с очень интересной и трудной худо­ жественной программой. Это не может не подкупать, тем более, что программа эта созвучна тому направлению, которому следует «Совре­ менник». Одно из подтверждений этой общности — тяготение наших театров к исследова­ нию важнейших нравствен­ ных проблем сегодняшнего дня. Современность — это жизненная основа практики нашего театра, претендующе­ го на это уже своим именем. Интересно, что в репер­ туарных афишах наших теат­ ров есть даже одинаковые на­ звания. Творческие устремле­ ния коллективов схожи и в пристальном внимании к сце­ ническому воплощению на­ следия А. П. Чехова. На сце­ не «Современника» была по­ ставлена «Чайка», идут «Три сестры», «Вишневый сад». И мечта моя, чтобы все чехов­ ские пьесы были поставлены в нашем театре. Знаю, что липецкий театр одержим той же идеей. Даже если бы ли­ пецкий театр был известен мне только своими чеховски­ ми работами, это не могло бы не вызвать огромного уважения. Поверьте, иметь в афише театра, работающего в условиях небольшого го­ рода, каким по сравнению с Москвой является Липецк, четыре чеховских спектакля, а не какие-то кассовые одно­ дневки — это дорогого стоит, Это много говорит о творче­ ском достоинстве театра, о его просветительской мис­ сии. Практику «малых гастро­ лей» мы планируем сделать постоянной- Причем, это бу­ дет взаимный обмен спектак­ лями: в то время к,ак липча­ не будут знакомиться с на­ шими работами, на сцене «Современника» будут пред­ ставлены лучшие спектакли липецкого театра. Опыт та­ кой дружбы у нашего театра уже есть: так. например, мы выезжали в Венгрию и Че­ хословакию, а мастера вен­ герской и чешской сцены иг­ рали в Москве. — Галина Борисовна, воз­ можно ли проведение боль­ ших гастролей «Современни­ ка» в Липецке? —К сожалению, на сегод­ няшний день это невозмож­ но. Наш театр выезжает на гастроли редко и, как пра­ вило. либо в крупные города Советского Союза, либо за границу. Но. я думаю, в хо­ де регулярных малых гаст­ ролей липчане с м о г у т доста­ точно. полно познакомиться и с нашим репертуаром, и, главное, с нашими артистами. Есть театры, где довлею­ щая роль принадлежит ре, жиссеру, «Современник» — театр актерский. В нашем те­ атре создан, как мне кажет­ ся, очень интересный ан­ самбль творческих индивиду­ альностей, во всех актерских поколениях театра предста­ влены яркие. непохожие друг на друга дарования. В предстоящие сезоны любите­ ли театрального искусства вашего города встретятся с некоторыми из них. Мы на­ деемся, что в Липецке побы­ вают народные артисты РСФСР В. Гафт, И. Кваша, Л. Толмачева, заслуженные артисты РСФСР М- Неелова, Л. Филатов. — Вы —известный со­ ветский режиссер, работали с артистами многих стран мира, ставили спектакль в США и других странах. Входит ли в ваши ближай­ шие планы постановка спек­ такля па липецкой сцене? — Наш театр, так же как и липецкий, с первого янва­ ря начал работать в услови­ ях эксперимента. Дело это новое, хлопотное, оно требу­ ет тебя всего целиком- По­ этому я была вынуждена от- казаться от ряда предложе­ ний на постановку спектак­ лей за рубежом и не хочу строить бесперспективных пока планов на работу в Ли­ пецке, но я обещаю в самое ближайшее время приехать в ваш город, познакомиться с ним. встретиться с липец­ ким зрителем. — Галина Борисовна, в программе предстоящего по­ каза «Современника» в Ли. пецке два спектакля — «Двое на качелях» У. Гибсона и «1945». Представьте их не­ сколько подробнее нашим чи­ тателям. — Пьеса американского драматурга У. Гибсона «Двое на качелях» — мой режис­ серский дебют. Премьера этого спектакля состоялась еще в 1962 году. Через этот спектакль прошло уже три актерских поколения. В премьерном спектакле игра­ ли артисты Т. Лаврова и М. Козаков, их сменили Л. Тол­ мачева и Г. Фролов. Недавно была подготовлена третья ре­ дакция этой постановки, в которой заняты молодые ар­ тисты Е- Яковлева и Н. Поп­ ков. Зрители, которые при­ дут смотреть спектакль «Двое на качелях», смогут сами решить, насколько он совре­ менен, интересен. «1945» — спектакль, по­ священный поэтам Великой Отечественной войны. Жанр этого спектакля необычный — это драматический моно­ лог, и ведет его один из ве­ дущих артистов театра за­ служенный артист РСФ ЗР В. Никулин. В спектакле от. врываются малоизвестные зрителям страницы из биог­ рафий наших замечательных поэтов Б. Окуджавы. К. Си­ монова, Д. Самойлова и мно­ гих других поэтов-фронтови. ков, звучат любимые вс^ми и малоизвестные песни. Р е­ жиссер спектакля И. Рай- хельгауз, — Галина Борисовна, су­ дя по последним событиям, советский театр сегодня вступает в полосу смелых перемен, идет серьезная пе­ рестройка внутритеатральной жизни. Недавпо созданы но­ вые творческие союзы теат­ ральных деятелей, в некото­ рых театрах начат экспери­ мент, о потопом вы • здесь упоминали. Что Вы ждете от этих перемен? -— Есть союзы, которые назначаются и существуют только на бумаге, а есть те, которые возникают на основе острой внутренней потребно­ сти в них- Важно, чтобы со­ зданные союзы стали живы­ ми, действенными органами, а не еще одной бюрократи­ ческой инстанцией. А для то­ го, чтобы это было так, каж ­ дому театру надо не сидеть сложа руки в ожидании бла­ готворных перемен, а само­ му искать пути обновления. Думаю, что' наше содружест­ во с Липецким театром мо­ жет стать примером нового неформального. истинного творческого содружества. л. и в Ан о а дом К УЛ Ь Т УР Ы - ХИ М И К А М Охотно посещают свой Дом культуры труженики Дайков- схого химического завода. Здесь стало хорошей тради­ цией проводить развлекатель­ ную программу «Папа, мама и я — спортивная семья». Попу­ лярны и молодежные вечера отдыха. Три раза в неделю работает молодежное кафе, в котором совместно с заводским комитетом комсомола устраи­ ваются дискотеки, встречи по интересам, диспуты, виктори­ ны. ,В Доме ^культуры есть и ки­ нолекторий «Подросток и за­ кон».. Перед школьниками и молодежью выступают сотруд­ ники милиции, прокуратуры и суда. Лекции сопровождаются показом документальных Филь­ мов. Многие посещают клубы «Светофор» и «Атеист». В вос­ кресный день работают «Клуб выходного дня» и шахматно- шашечный клуб- В честь 70-летия Великого -Октября здесь начинается за­ водской смотр художественной самодеятельности и народного творчества. В. ВОЛОДИН. СТАЛО ЗДАНИЕ КРАСИВЫМ Заметно похорошело пос­ ле наружного ремонта зда­ ние Задонского краеведче­ ского музея. Белоснежные колонны, свежевыкрашен­ ная крыша видны издалека. Два с лишним месяца брига­ да реставраторов-высотци- ков, возглавляемая А. А. Уткиным, работала на зда­ нии музея. Общий объем строймонтажа составил 12 тысяч рублей. А. КОСЯКИН. БЕРЕЗЫ Русские снегурочки -—березы, Внучки добрых дедушек морозов, Дочери шальных метельных зим- Ваш отец —простор необозрим. Вы несете женственно и вечно Хрупкую родную красоту. Светлые, земные дети млечные, Сделав осиянной доброту. Русские снегурочки—березы. Гордые лебедушки полей, ------------НАШ Е СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ--------------- В ЕЧЕРА В СЕЛ ЬСК ОМ К АФ Е За последние годы наше село Махоново — централь­ ная усадьба совхоза «Роди­ на» —: очень изменилось. На его площади — Дом культу­ ры, магазин, столовая, раз­ биты клумбы, с весны до осени утопающие в цветах. Появились улицы красивых домов, в которых справили новоселья многие мои одно­ сельчане. Вместе с обновленным бытом активно утверждают­ ся и новые традиции. С ле­ та прошлого года, например, по решению сельского схода зона нашего Совета объяв­ лена зоной трезвости. Это заставило нас искать такие формы досуга, которые бы способствовали утверждению и развитию здорового образа жизни. Честно говоря, ни я, ни мои подруги по работе в местной столовой вначале и не представляли, какой вклад в это важное дело мо­ жем внести мы, работники общественного питания. Ока­ залось —можем. Начну с рассказа о том, как у нас проходят праздни­ ки. В прошлые времена они, как правило, отмеча­ лись хмельным застольем, а то и драками. Нын­ че же мы на главной пло­ щади села установили соо­ ружения для игр, на откры­ той / автомашине располага­ ются артисты нашего во­ кально - инструментального ансамбля под руководством директора Дома культуры А. И. Ярикова. А работники столовой пекут блины, пи­ рожки, готовят чай, при­ правленный дущицей, мятой, зверобоем и другими трава­ ми. И без вина всем очень весело -— танцы и пляски, песни и хороводы. Помню, после одного из таких праздников зашел к нам в столовую директор совхоза И. Н: Зблотарев. — А что, девчата, — спросил, —■не пора ли нам как следует отремонтировать столовую и сделать здесь уютное кафе? Знаем по многолетней совместной работе: Иван Николаевич зря говорить не будет. По-видимому, он дав­ но уже вынашивал эту мысль, продумал все детали обновления столовой. И вот в помещение, пришли плот­ ники. У входа сделали де­ коративную вешалку, не­ большую сцену. На проти­ воположной стене смастери­ ли специальные ниши для установки радиолы и телеви­ зора. Были заменены све­ тильники, стены обиты рей­ кой, Короче, наша столовая словно помолодела. Сразу же в новом кафе был про­ веден первый запомнивший­ ся всем его участникам ве­ чер. Следует оговориться: ве­ чера в кафе имеют темати­ ческую направленность и очень тщательно готовятся. Вход сюда по пригласитель­ ным билетам. В мае, напри­ мер, состоялся вечер, посвя­ щенный передовикам весен­ него сева, в октябре — ге­ роям уборочной страды. Их тепло поздравили, под зву­ ки торжественного марша вручили передовикам благо­ дарственные письма и по­ четные грамоты. Все это проходило, мож­ но сказать, в семейной об­ становке. Участники вече­ ров сидели за столами, на которых в вазах лежали яб­ локи. виноград, печенье и пирожки, а в графинах — разнообразные соки. Работ­ ники кафе порадовали гос­ тей фирменными пельменя­ ми, ароматным чаем, моро­ женым с вареньем- А потом — танцы и пля­ ски. Честное слово, мне лич­ но не приходилось видеть такого непринужденного ве­ селья, столько радостных улыбок и счастливых глаз, как в нашем скромном сель­ ском кафе. Добрая слава о наших праздниках быстро разнес­ лась по селу. В последнее время все чаще и чаще слышишь один и тот же вопрос: когда очередной ве­ чер? В скором времени гос­ тями сельского кафе, а вер­ нее, его хозяевами станут работники цеха животновод­ ства. И мы делаем все, что­ бы и они хорошо, от души, отдохнули. Разумеется, готовить та­ кие праздники нелегко. Требуется активное участие и администрации совхоза, и его общественных организа­ ций, и работников культуры, сельской интеллигенции, мо­ лодежи. Словом, всем миром у ме­ няем мы в нашем селе мик­ роклимат. И поэтому все чаще слышишь: «Я — . за трезвый образ жизни}». Т. ИВАНОВА, зав. столовой-кафе совхо­ за «Родина» Добровского района. ПРОТИВ ДУРМАНА В нашей области немало де­ лается для Искоренения нега­ тивных явлений. Эта работа уж е дала некоторые плоды: заметно очистилась от пьянст­ ва атмосфера на производстве, в общественных местах. Но па этом фоне виднее стали такие пороки, как самогоноварение, употребление всякого рода суррогатов и наркотических ве­ ществ. До недавнего времени их опасность недооценивалась. Теперь подход к борьбе с этим злом будет в корне изменен. Об этом шла речь на состояв­ шемся в Липецке расширенном координационном совещании руководителей правоохрани­ тельных органов области. ■/ С информацией по этому во­ просу выступили начальник управления уголовного розыс­ ка УВД Ю. П. Лупанов и глав­ ный врач областного нарколо­ гического диспансера В. С, Лепесов. На совещании выступили за­ ведующий отделом админист­ ративных органов обкома КПСС В. Д. Шикин и проку­ рор области В. П. Потудинский. Намечен широкий комплекс мер с целью предотвратить раз­ витие наркомании, в частно­ сти, среди молодежи. В. НАУМЕНКО, старший помощник прокурора областн. Н А ОТОЙ выставке много необычного, непривыч­ ного. При входе в зал на фоне белого стенда — -композиция из цве­ тов, символизирующая вечное дерево жизни, бесконечное ее Обновление, Рядом — укреп­ ленная на мольберте палитра, собравшая все краски жизни* На завораживающей цветовой смеси палитры словно светят­ ся слова: «Мир. Искусство. Че­ ловек». Это девиз выставки, серьезная заявка авторов. Экспозиция напоминает ог­ ромную мастерскую: драпиров­ ки, чистые в рамах ..холсты, словно ожидающие прикосно­ вения кисти...Беглые, эскизно схваченные впечатления, наст­ роения, фантазии, быть может, — основы будущих произведе­ ний, набросаны торопливой ру­ кой, не поспевающей за мыслью, на бумажных «шпале­ рах»* Эти эскизы-шпалеры вступают в конкуренцию за внимание зрителя с развешан­ ными тут ж е картинами. Первое, общее впечатление от выставки — насыщенность, разнообразие, довольно высо­ кий профессиональный уро­ вень. Отсутствие тематической ориентации предполагает сво­ боду йыбора: пой о чем поет­ ся. Но вспомним девиз выстав­ ки... Подавляющее большинство работ — живописных и графи­ ческих — пейзажи. Нет ничего предосудительного в симпатии К этому жанру. История ис­ кусств знает немало великих пейзажистов, отразивших дух времени, эпохи, создавших про­ изведения глубокого философ­ ского содержания. На нашей выставке многие работы доста­ вляют истинное наслаждение* Среди них живописные полот­ на В. Агафонова, тонкие по колористическому строю, на­ полненные любовью к земле, поэзией; одухотворены зимние пейзажи X. Аветисяна: при­ влекает лаконизм и сдержан­ ность манеры, с какой переда­ ет А. Мещеряков суровые, не­ рушимые архитектурные па­ мятники древнего Пскова. Прозрачны, светлы и нежны акварели В. Злобина, задумчи­ вы и лиричны они у А. Колы- халова. Щемящая печаль пронизыва­ ет небольшой, изящно выпол­ ненный офорт С. Толчеева «Осенний этюд». Этот ряд мог бы быть про­ должен* Но сколько ж е здесь работ, отличающихся лишь большим или меньшим профес­ сионализмом, более или менее воспитанным вкусом, пристра­ стием к той или иной цветовой З Р Е Л О С Т И Выставки гамме! Пейзаж выступает не как Средство или повод для вы­ ражения душевных волненйй, мучительных раздумий, высо­ ких духовных устремлений, а как констатация, пусть и лю­ бовная, ' визуальных впечатле­ ний. Впрочем, есть и иные про­ изведения, включающие и са­ моценность формы, и сложную гамму чувств,, и неоднознач­ ность мыслей. Это серия ри­ сунков «Сельские персонажи» Б. Инкелеса и цикл офортов В. Шальнева. За внешней про­ стотой мотивов и языка -—глу­ бина содержания: природа, че­ ловек, настоящее, прошлое, бу­ дущее, одним словом —жизнь. Другая крупная группа про­ изведений вводит нас в мир творчества, в личный мир мо­ лодого художника. Здесь и романтические работы О. Ку­ зина, и выполненные в более условной манере — Т. Кузне­ цовой- Путешествуя по выставке, зритель не раз встречается с авторами Н. и В. Куликовыми, удивляясь многогранности их интересов и деятельности: мо­ нументальное искусство (вит­ ражи, проекты оформления общественных помещений), жи­ вопись, графика. Широка и те­ матика — от государственного герба до камерного портрета, натюрморта. Заметны в экспозиции порт­ реты, выполненною в технике пастели В. Басинским, работа А. Шальнева «Коля и Джоник у меня в гостях», графические листы В. ГогаДзе из цикла «Го­ ды и люди», в которых ощуща­ ется индивидуальность худо­ жественного видения автора. К сожалению, скульптура представлена слабее, нежели живопись и графика. Скуль­ птурные портреты лишены глу­ бины психологических харак­ теристик, заурядны по форме и потому скучны- Наиболее ин­ тересная композиция И. Мазу­ ра «Милиционер» вызывает споры, свидетельствует о поис­ ках ярких выразительных средств. Раздел декоративно приклад­ ного искусства невелик. Изде­ лия мастеров фабрики «Липец* кие узоры» обещают появление нового, местного направления а росписи. Такие ж е надежды оставляют работы в лаковой миниатюрной живописи А. Ко­ валева. Вновь радуют эмали по металлу Ю. Потапова. Талант­ лива керамика В. Уваровой, но складывается впечатление, что художница реализует лишь часть творческих возможнос­ тей. Так оправдала ли свой девиз выставка? Внимание художни­ ков сосредоточилось в основ­ ном на двух аспектах жизни-^- природа и искусство, будто живут они в бесконфликтном, беспроблемном мире. Не уви­ дели мы в творчестве молодых и современного героя, и про­ сто человека, живущего тру­ дом и заботами, с его силой и слабостями, с земными радос­ тями и трудностями. Авторы будто прячутся от реальной действительности в «красивое», «эстетичное». Не увидели мы и дерзновенных открытий, сме­ лых решений. Но только ли вина здесь уча­ стников выставки, вернее, толь­ ко ли их беда? Последняя мо­ лодежная выставка прошла 7 лет назад. Многие за эти годы успели созреть, так и не по­ участвовав в «молодежке». Один, теперь уж е среднего воз­ раста художник, посмотрев вин ставку, заметил: «Я не испы­ тал счастья быть молодым х у ­ дожником. Молодому организ­ му нужно переболеть детски­ ми болезнями». Но есть ли у молодых возможность для эк­ сперимента, проб и даже оши­ бок, есть ли простор для спо­ ра, состязания? Художнику необходим зри­ тель, он должен постояно ощу­ щать необходимость своегр творчества, иначе трудно рабо­ тать. Судьба ж е'многих произ­ ведений — три недели экспо­ нирования, дальше—чулан мас­ терской. Ни моральной, ни ма­ териальной заинтересованности. Выставка показала', что в Липецке растет талантливое молодое поколение — буду­ щее творческой организации художников, ему нужно помочь. Советом, делом, личным при­ мером старших. Т. НЕЧАЕВА, искусствовед. ПОЭТИЧЕСКО Й в о л н е НА ГАЛИНА ГРИГОРЕНКО. Зоревые, ласковые, розовые. На земле на утренней моей... ЖЕНЩИНА Шел дождь, а женщина косила. Вся в струнах солнечных дождя. Была травы такая сила — Вторым дождем навстречу шла- ШеЛ дождь, а женщина косила Как бы играючи косой — Легко, умеючи, красиво, И тек прокос за ней рекой. И шла она вперед по лугу, Ту реку за собой ведя, И о плечо дробились круглое На искры капельки дождя... * * * Благословенье осени сошло На мир багряно-золотым приветом, Отшелестело в тонких травах лето, Но душу мне иззябшую спасло. В предчувствии дождей светла земля. Звенят ромашки снежно у обочин, И так нежны, пушисты зеленя. Как будто лето возвратиться хочет. И отдыхает от забот душа, Й пьет покоя мягкую усладу, Под золотую сказку листопада Былое отрешенно вороша, Как будто' тоже ждет своих дождей — Осенних, освежающих, целебных. Чтобы принять, зима, твою" «олшебность. Не устрашась свирепости твоей*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz