Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

«ЛЗ » - для моло дежи 1— ! ^ — шшш «ЛЗ » —для молодежи ОРОШЕЕ д ело вы у себя начинаете , Владимир. От ком­ сомольцев разных районов только и слышно: хлевенцы... инициатива... А как родилась она? Не секрет ведь, нередко и инициатива «сверху» идет... — О перестройке, о новых формах комсомольской рабо­ ты разговоры в райкоме шли давно. Все мы чувствовали: за­ бот у нас вроде и много, а де- л'а, настоящего и большого, на котором молено было бы про­ верить себя, нет. А тут отчет­ но-выборное собрание в колхо­ зе «Россия». Здешняя молодеж ­ ная бригада работает на пол­ ном севообороте. Вот и заяви­ ла она о желании соревновать­ ся с достойными соперниками, так ж е успешно осваивающи­ ми интенсивные и индустриаль­ ные технологии. Мы обещали помочь и вместе с тем не мог­ ли не задуматься, почему та­ ких бригад у нас все еще ма­ ло. Решили предложить всем КМК района перейти на рель­ сы «интенсивки». Нас поддер­ жали в райкоме партии, в об­ коме ВЛКСМ. Трудное, но стоящее дело. Я говорю не только об экономической поль­ зе. Она несомненна. Вместе с тем «интенсивна» помож ет мо­ лодым быстрее перенять у мастеров передовой опыт, под­ нимет их ответственность. Мы особенно рассчитываем и на воспитательный эффект. В районе, например, многие м е­ ханизаторы предпенсионного возраста. Кому им передать эстафету? Вот мы и попробу­ ем готовить молодую смену через КМК. Есть задумка вклю­ чить в них и старшеклассни­ ков ПТУ — отличная вышла бы практика! СТАРТУЕТ ИНИЦИАТИВА ДАЕШЬ «ИНТЕНСИВКУ»! Юноши и девушки Хлевенского района выступили с инициативой освоить интенсивные и индустриальные технологии возделывания сельскохозяйственных культур. О том, как развертывается эта работа, — беседа с секретарем райкома ВЛКСМ Владимиром Филоновым. С у — Насколько полно осведом­ лены о начин г1кии в первич­ ных организациях? Собрания вы провели? Что говорят ком­ сомольцы? — Работы предстоит еще много. Придется, например, н е­ которые звенья перекраивать А^я-того, чтобы ребята дейст­ вительно мастерства набира­ лись. На собраниях комсомоль­ цы с беспокойством говорят о недопоставках удобрений, о низком их качестве из-за пло­ хого хранения, о необходимос­ ти более совершенных машин на период подкормки озимых. Ведь после сева — это самое ответственное дело. Как-то все выйдет? После обсуждения на собраниях обозначилась и еще одна проблема, очень серьезная формирование коллективов. На селе, как известно, все друг друга хорошо знают. Так вот. намерениям отдельных руко­ водителей «спихнуть» в КМК кого послабее молодежь про­ тивопоставляет свое неж ела­ ние работать с людьми нера­ дивыми, недобросовестными. И тут никакие уговоры не по­ могают. Лентяям путь в КМК теперь заказан: «интенсивна» не терпит расхлябанности. — Следовательно, вам в рай­ коме предстоит еще обеспечить всестороннюю поддержку ини­ циативе? — Да, хотя КМК созданы почти во всех хозяйствах, — их теперь у нас четырнадцать. В их распоряжении около 80 процентов зерновых площа­ дей. И они должны работать в точном соответствии с техно­ логией. Иначе у нас мало что получится. Я уж е говорил о претензиях к агрохимикам. А ремонтники? Вроде партнеры, но подводят: техника часто вы­ ходит из строя. Вместе с тем, не хотелось бы, чтобы эти старые неполад­ ки превратились для членов КМК в отговорки, за которыми можно «спрятать» плохую ра­ боту. Надо неполадки смело изживать. Предстоит уточнить отношения и с администрацией хозяйств; в заключенных с ни­ ми договорах, оказалось, не указаны меры наказания для тех руководителей, которые на­ рушают условия соглашения. Придется как-то исправлять это упущение. В целом новые условия, в которых предстоит КМК работать, предполагают в основе своей намного больше доверия со стороны руководи­ телей хозяйств, чем это было раньше. Ведь как преж де про­ водили сев КМК? Молодых, по сути, лишали возможности ве­ сти его, опасаясь, как бы не напортачили. Их заменяли бо­ лее опытными земледельцами. Накануне сева райком пар­ тии провел расширен­ ное заседание бюро и еще раз детально обсудил вопросы нашей инициативы с предста­ вителями хозяйств и служб района. — Как вы собираетесь непо­ средственно в коллективах ра­ ботать? :— На недавней встрече в обкоме КПСС нам указали на необходимость учиться пере­ стройке. Подчеркивалось, что еще мало сделано по ее осу­ ществлению, снят лишь первый пласт недостатков, в том чис­ ле и в комсомольской работе. Например, стиль и методы ру­ ководства... Привыкли и мы «руководить» на бумаге. Сей­ час предстоит идти в «жизнь». Думаю, работа с КМК позво­ лит повысить нашу боевитость. Мы привлекаем к ней весь аппарат райкома и актив; у каждого свои конкретные обя­ занности. Члены бюро закреп­ лены за хозяйствами. Главное для них — не ходить по полям в качестве уполномоченных, не «подсказывать», а решать. Опе­ ративно, грамотно. Решать* са­ мые разные вопросы, касают­ ся ли они качества сева, ре­ монта техники, взаимоотноше­ ний в коллективе, с руководи­ телями. — Контролировать ситуацию помогает и соревнование. Если только оно хорошо продумано. Удастся ли ш через него на­ целить ребят на ударную ра­ боту? — Мы разрабатывали усло­ вия социалистического соревно­ вания КМК вместе с отрасле­ вым райкомом профсоюза и РАНО. Пересмотрели некото­ рые пункты морального и ма­ териального поощрения. Наш инструктор входит в состав пресс-центра при райкоме КПСС. Постараемся своевре­ менно оповещать о ходе сорев­ нования все комсомольско-мо­ лодежные бригады. На различ­ ных этапах соревнования по­ бедителям будет вручаться вымпел, а по итогам года пре­ дусмотрена премия, лучшему коллективу будет вручено п е­ реходящее Красное знамя ком­ сомольской организации ^.^йона. — Хочется пожелать успеха тебе, Владимир, и всем хле- венским комсомольцам. Ини циатива, ее успешная реали­ зация — тот барометр, по кото­ рому судят об уровне комсо­ мольской работы, о боевитос­ ти, сплоченности рядов ВЛКСМ. — Мы это понимаем и бу­ дем бороться за осуществле­ ние всего намеченного. Беседу вела Т. СПАССКАЯ. ^ Для молодого коммунис­ та Александра Голованова, как и для каждого хлеборо­ ба, весна — пора надежд! Значимость этой весны для Александра и его сверстни­ ков еще и в том, что откры­ вается XX съезд комсомола, который, наверняка, станет заметной вехой в жизни мо­ лодежи. Фото А. ЩУРОВА. НА СЪЕЗДОВСКОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ВАХТЕ ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ С Е Г О Д Н Я Задание на смену застави­ ло бы помрачнеть и бывалых мастеров-вальцовщиков: пред­ стояло прокатать внуши, тельную партию кииескопной стали. * — Одна морока с этой «кинескопкой», — ворчали ребята. — Поту прольешь больше, чем стали проката­ ешь. Никто пока в пятом пехе не знал, что в тот день КМК предстоит опрокинуть этот прогноз. Мы пришли сю­ да с инструктором партко­ ма НЛМК В. Яковцом. За­ интриговал Владимир обеща­ нием познакомить с «масте­ ром милостью божьей», сво - им первым наставником Пет. рЬм Михайловичем Амбурце- вым, бригадиром четвертой бригады, той самой, что ли­ дирует в цеховом соревнова­ нии чуть ли не с самого пус­ ка его первой очереди. Оба специалисты - вальцовщики, Г1. Амбурцев и В. Яковец, забыв про корреспондента, принялись обсуждать, трудно­ сти предстоящей прокатки. —- Легко ли, доносилось до меня, — работать при отключенной системе регу­ лировки обжатия?.. — А если все же попро­ бовать в автоматическом ре­ жиме? — Не пойдет! «Динамку» с «кинескопкой» не сравнишь по жесткости. Какой бы чувствительной не была си- стема, все одно «провалит­ ся». Недолго, впрочем, обсуж­ дали, времени до начала сме­ ны оставалось совсем не­ много. — Принимай пополнение, Михалыч. Вот командировали на подмогу. — Известный вальцовщик В. В. Астафьев из смежной бригады занял свое место за операторским пультом. — Добро, — улыбнулся П. М. Амбурцев. — В таком, то деле подсобить не грех. Еще несколько минут заняла бригадная оперативка. Про­ играв несколько возможных вариантов, прокатчики на мгновение как бы замерли у клетей. — Ну, тронулись! — не­ ожиданно буднично прозву­ чал голос бригадира. И ра­ зом вздрогнули огромные валковые оси, послушно ляз­ гнули прессы, «заговорил» громадина.стан... Специалистам судить, на­ сколько смелое и технически обоснованное решение при­ нял старший вальцовщик, на свой страх и риск изменив традиционный конус нарас­ тания скоростей. Но я видел, как, полагаясь только на чутье, «ловили» вальцовщи­ ки единственно правильный и... незнакомый прежде тех­ нологический режим, доби­ ваясь идеальной «геометрии» стальной полосы, ее особых свойств. Вчерашние новички в прокатном деле Сергей Ста­ риков и Геннадий Травкин не дрогнули на ответственных постах завершающих клетей стана. Ну, а сам бригадир, казалось, одновременно на­ ходился рядом с каждым — советовал, подсказывал. В жаркой работе промелькну­ ло время. Придирчивому, строгому контролю госпри- емки продукцию предъявля­ ли все вместе. Конечно же, волновались. Напряженно ждали, что покажет лабо. раторный анализ. Наконец, подведен итог необычной сме­ ны: из 380 тонн кииескопной ленты высоким требованиям ГОСТа соответствовали... все' 380 тонн. Достойная победа. Но вновь, возвращаясь к спо­ ру, прерванному работой, го­ ворил Петр Михайлович; что не дело катать специальный лист на _неприспособленном оборудовании, что порядок на производстве — не при­ хоть, а настоятельная необ­ ходимость. Часто приходится слышать эти, несомненно, правильные слова, но по. особому убедительно звуча, ли они в устах бригадира, только что взявшего верх над обстоятельствами не­ обычной смены. Плавно скользит между валков блестящий ручеек металлической полосы. Да­ же постороннему взгляду отчетливо виден почерк на­ стоящих мастеров. Но, ус­ лышав похвалу; недоуменно переглядываются ребята: ни­ кто из них раньше в прокат­ ке особо не блистал, да и... не работал на стане. И начи- нали.то здесь совсем недав­ но, с нуля. И сам П. М. Амбурцев против незаслуженных, по его мнению, комплиментов: — В каждом есть задатки настоящего мастера. А перед новым все равны. Вместе учились, вместе набирались опыта. Работаем сообща, не­ зачем и славу делить. Сергей Стариков «коман­ дует» сейчас четвертой, са­ мой ответственной клетью стана. С его мнением счита­ ются в цехе. Самого Амбур- цева не раз подменял. Так сразу у нас пове­ лось, — говорит Сергей, — не обратись я к Михалычу за помощью, сам не подой­ дет. Большая выдержка у бригадира. Он ведь отвечает за все. Но при таком его доверии ошибиться не имею права. ...В самый разгар пере­ валки вдруг застопорилось что-то в отлаженном меха­ низме, и, до половины не зайдя в пространство клети, недвижимо замерли массив­ ные валки. А рука вальцов­ щика В. Чувакова все еще по инерции продолжала да­ вить на пусковую кнопку. Петр Михайлович нето­ ропливо подошел к пареньку (а ведь так и подмывало бро­ ситься со всех ног — «ЧП»!). -— Не устал? — поинте­ ресовался он с улыбкой. — Ну отпусти, пусть отдохнет. Растерянно смотрел моло­ дой вальцовщик ■на брига­ дира... —- Что, не знаешь, как быть? Так ведь и я не знаю, — лукавил Петр Михайло­ вич. Знал, что допущенная только что погрешность мо­ жет дорого обойтись произ­ водству аварийным просто­ ем стана. Ну, что же, На ошибках учатся. — Может, еще... нада­ вить? — неуверенно предло­ жил рабочий. — Надавить, конечно можно. Только не сразу. — Вернемся на цикл? — Л у ч ш е на Два, к нача­ лу перевалки. Ну, смелее.-.. Со второй попытки валки вошли-таки в клеть. А Петр Михайлович говорит, какой сообразительный парень этот Чуваков. Молодец, что не растерялся и что обязатель­ но выйдет из него настоящий вальцовщик. ...Последние рулоны «ди­ намки» уходят по цеховому транспортеру. На короткие минуты пересменки смолкает разноголосый говор валков. Закончить этот репортаж хотелось бы всего одной строкой из рабочего рапорта молодых новолипчан XX съезду ВЛКСМ. В подарок комсомольскому форуму ком­ сомольско-молодежные кол­ лективы комбината произве­ ли дополнительно к произ­ водственному заданию пер­ вого квартала более 10,5 тысячи тонн стали и 13 ты­ сяч тонн готового металло­ проката. Э. СЕРГЕЕВ. Э ТО БЫЛО давно, еще д о службы в армии: проезж ал я в Липец­ к е мимр площади Героев и обратил. внимание на собравшихся там парней в зе ­ леных форменных фуражках. Дома подошел к календарю, точно — День пограничника. Тогда, конечно, и не подозре­ вал, что пройдет время, отслу­ ж у на границе и тож е воль­ ю сь в эту по-братски родную толпу. Граница — это почти всег­ да так далеко от дома, что, ед­ ва появившись на заставе, пер­ вым делом ищешь земляков. Мне повезло: встретил много липчан. Был и тамбовчанин —-■ тож е, считай, свой. Одного из земляков — так у ж бывает — особенно выделяешь, и с этой минуты — койки рядом, и все- то у нас общее. Постепенно, но крепко берет в плен особая атмосфера заставы. Немного­ числен е е состав, и мы знаем друг о друге все: каково поло­ ж ени е в семье, как учится сестренка, о том, что мать тя­ ж ел о больна... Дни рождения отмечаем — это обязательно. Кто-то едет в город за сладос­ тями, жены офицеров пироги пекут. Б моей семье приняты чаепития, но таких, как на за­ ставе, больше не видел. Гранина нас воспитывает. Самое трудное бывает понять, что за тобой не собственный сарай, а очень и очень много людей. На словак, «в принци­ пе», всем это вроде понятно. Но осознаешь свою ответствен- ПРАЗДНИК, О КОТОРОМ ЗАБЫЛИ НАС ПОРОДНИЛА ЗАСТАВА • • • ность только в наряде, на ру­ беж е перекрытия, когда стоишь один, и вокруг тебя ни души. Отовсюду мнится опасность. С этим трудно свыкнуться, но со временем чувствуешь себя го­ раздо увереннее. Много новых ощущений дает граница. Вот первая встреча с пограничным столбом, обыкновенным дере­ вянным, с гербом Родины, на котором ни трещинки, ни ца­ рапинки. Но позади, — это лишь здесь особенно обострен­ но понимаешь, — твое родное приволье, а впереди — чуж би­ на, на которой и сосенки-то вроде другого цвета. Очень привыкает душа к широким пограничным просторам. Пом­ ню, в отпуск приехал домой г— подъезд показался тесен, думал, и боком не пройду. Тя­ нет и теперь на заставу... А ведь она испытывает че­ ловека на честность, душевную открытость, физическую вынос­ ливость и моральную стой­ кость. Вырабатывает наша служба в человеке постоянную готовность к немедленному дей­ ствию. Был, помню, случай. Две тревоги, одна за другой. Как потом оказалось, первая была ложной, но сделала свое дело — отвлекла людей." Но и оставшиеся выполнили все не­ обходимое, что полож ено бы­ ло заставе в полном составе. Вот такие они, мои товари­ щи. Когда мы уходим со слу­ жбы, берем с собой номер журнала «Пограничник» й ф у­ ражку. И еще — по странич­ ке от каждого — пожелания друзей, адреса. Переписываем­ ся, Ездим в гости. .Еще на за­ ставе уговариваемся о встрече на площади в своем городе. Помню, с Лешей Кузнецовым мы все мечтали, как поженим­ ся и встретимся в Липецке уж е семьями. Смеялись, не пред­ ставляя себя солидными мужь­ ями. Когда уволился в запас, подумал о возможности встре­ чи на площади Героев. Достал из целлофана фуражку (у многих она на стене висит), разгладил и утром пораньше отправился в центр города. Ребята только собирались. За­ метил таких ж е новичков, как и я: фуражки держат в руках — то наденут, то снимут. Я тож е поначалу немного стес­ нялся любопытных взглядов прохожих. А «старички», они приходят в фуражках, и наде­ вают их, кстати, как это по­ лож ено, без лишнего форса. Сколько вокруг улыбок, рас­ сказов! У многих гитары, по ним иногда узнают свою заста- ву — ребята специально под­ нимают их над головой. Охап­ ками покупаем у торгующих рядом старушек цветы и воз­ лагаем к обелиску. И мы шеренгой — по грани­ цам—направляемся к площади В. И. Ленина. Здесь нас обычно приветствовали представители города, старые чекисты. И вот тут встает вопрос: куда даль­ ше? Разбиваемся на группы и идем на пляж — поговорить, поиграть в волейбол, позаго­ рать. Чего греха таить, преж де некоторые — особенно моло­ деж ь — направлялись к мага­ зинам за спиртным. В прошлом году многое было иначе. Портили настроение не­ приятные моменты. Куда-то ис­ чезли бабушки с цветами. Бо­ льше стало представителей ми­ лиции. Вроде бы для порядка. Но, когда один из нас попро­ сил их на время перекрыть дви­ жение, чтобы наша шеренга мо­ гла пройти строем к площади В. И. Ленина, на просьбу мили­ ционеры не обратили внимания. Никто из представителей города нас на площади не встретил, а милиция требовала поскорее ее освободить. Вспоминается с обидой и то, как перебивались мы в парке пирожками, как на пляже нас «донимал» без всякого основания милиционер с собакой... Праздник наш заслуживает большего внимания. Он требу­ ет и цветов, и музыки д у х о ­ вого оркестра, и добрых, д у ­ шевных слов руководителей го­ рода, ветеранов погранвойск. Ведь около тысячи защитников границы, можно сказать, сти­ хийно собирает ежегодно пло­ щадь Героев! Разве ж е это только наш праздник? Предлагаю Липецкому гор­ кому ВЛКСМ подумать над этими вопросами. Ответ мо­ ж ем поискать сообща: мы гото­ вы собраться и обсудить все детали подготовки к наступа­ ющему Дню пограничника. Да и не только это. М ож ет быть, есть смысл организовать в го­ роде один или несколько клу­ бов, в которых мы, бывшие пограничники, могли бы инте­ ресно проводить свободное вре­ мя, воспитывать будущих за­ щитников Родины. Ю. БУРЛАКОВ, оператор ЛПЦ-4 Новоли­ пецкого металлургическо­ го комбината, член КПСС. „О ТКУДА берутся пло­ хие учителя?» Вам не приходилось слы­ шать такой вопрос? А мне его на днях задала женщина, при­ шедшая на конференцию от­ цов. — В семье, в том числе п е­ дагогической, не без урода, — пытался я отшутиться. — Да нет, — возразила родительница, — я ж е чувст­ вую, Е иж у: нас учило иное поколение, моим детям везет меньше. — А что вас тревожит осо­ бенно? I — Недоброе отношение к детям, — был ответ. Как ни печально, такое мнение становится распрост­ раненным, Есть у меня и бо­ лее веские аргументы, беспри­ страстные суждения вчераш­ них школьников — ныне студентов. В своих сочинени­ ях, анкетах молодые люди говорят о дефиците добра в школах, о массовом . проявле­ нии публичного неуважения к учащимся той категорией учи­ телей, которую так и хочется назвать «демобилизованными », но остающимися в строю. Признаюсь в сомнениях: пи­ сать дурное об учителе греш­ но, многие годы я пытался рассказывать о лучших из них. Но перестройки в обществе не добиться, если школа — зеркало общества! — не ре­ формирует главного — отно­ шения детей и педагогов. Мне кажется, что это проблема проблем реформы современ­ ной школы. И я уверен, что успех роста авторитета учи­ тельской профессии только в руках самих учителей. Очень надеюсь, что мои «больные строчки» будут поняты пра­ вильно. Надо сказать открыто о том, о чем давно стыдливо говорится в рабочих коллек- вах, в семьях, да и среди са­ мих учителей: к великому со­ жалению, школьный очаг для многих ребят стал холодным. Причина? Огрубление челове­ ческих отношений детей и наставников, от которых дети вправе, как писал Ф. Энгельс, ожидать возвышенных отноше­ ний, и поддержки, и помощи, и участия. — Выходит, мы должны ид­ ти на поводу у детей? Если им позволить, сядут на шею... Скажете, не все учителя рассуждают так, и не всегда? Пусть так. Но ведь такой бы­ товой стиль становится массо­ вым. — Предоставить им спорт­ зал для игры? Вы что? Я еще с ума не сошел: все порвут и поломают! — негодует учитель физкультуры., —- Дать йм право самим провести вечер? Да они клас­ сную комнату без нас не подметут, — вторит другой наставник. Давно осознали, но все еще редко учитываем, что совре­ менный школьник сызмальства осознает себя личностью, у него раннее взросление и обо­ стренное чувство собственно­ го достоинства, наконец, он ежедневно по радио и по т е­ левидению слышит про гума­ низацию отношений советских людей. А что в школе? Н е­ ловко писать, но идет «повет­ рие» среди учительства, что, мол, много среди ребят заве­ домо слабых и это якобы доказано (?!), что с умствен­ ной отсталостью детей надо считаться. Когда ж е и где мы подхватили эту «концеп­ цию»? Скорее всего она — удобная формула для бездель­ ников и бездушных людей с учительскими дипломами. На умственную отсталость веб ведь можно списать. Коллега по работе принесла на кафедру тетрадь, которую забрала у сына — десятиклас­ сника. В эту тетрадь школь­ ники записывали все оскор­ бительные выражения, что в их адрес на каждом уроке вы­ сказывала их наставница, но­ сящая высокое звание заслу­ женного учителя РСФСР. Вы­ ражения типа «тупицы» не са­ мые хлесткие. Ребята собира­ лись «подарить» ее своему учителю на выпускном вече­ ре. Бесспорно, педагог сильно устает, быстро изнашивает свою нервную систему, его артиста, без коего нет творче­ ства. Такие победы даются тер­ пением, при котором детское незнание, откуда Сы оно шло — от неразвитости или лени, — вызывает не раздра­ жение, а боль, озабоченность. Ребята тонко чувствуют всю разность этих отношений. Вот что еще мне хотелось бы сказать. О тех. кого мы именуем «трудными» школьни­ ками (я не имею в виду ребят ПОГОВОРИМ О ПРОФЕССИИ КОГДА ОСТЫВАЕТ ШКОЛЬНЫЙ ОЧАГ эмоциональные перегрузки ог­ ромны. Но нельзя ж е терять профессиональность и так при­ нижать свое ремесло! Вспомним знаменитую ф ор­ мулу коммунистического вос­ питания А. С. Макаренко — «как можно больше требо­ вательности, как можно боль­ ше уважения». Без максимума уважения к' личности ребенка ни за что и никогда не выз­ вать его доверия к школе, к предмету, к учителю. А без доверия не родится единствен­ ный путь к сердцам, душам, умам ребят — путь сотрудни­ чества учеников и учителей. Откуда берутся плохие учи­ теля? Они ведь появляются не случайно. Плохой не тот, кто неопытен. Опыт приходит. И не тот, кто мало знает: знания накапливаются. Плохой учи­ тель тот, кто не помнит свое­ го детства. Верно сказано: ре­ бят не надо воспитывать. с ними надо просто дружить. ...Несколько дней назад я побывал на уроке своего дав­ него студента. Он не учил ре­ бят своему предмету в обыч­ ном понимании этого слова. Он, как радарная установка высочайшей чувствительности, создавал притяжение человеч­ ности. Не нажимал, не пред­ лагал впрямую что то, а под­ водил детей к слову, к поступ­ ку на уроке. Учитель общался с детьми, проявляя неучебное внимание к ним, я бы сказал, обостренное чувство такта. Это был мастерский диалог со школьниками, а не традицион­ ный раздражительный монолог. Учитель, о котором я расска­ зываю, ходил по классу среди своих юных единомышленни­ ков, повторяя простые слова: — Смелей! Молодец! Умница! И дети магией его таланта «запускались» в предлож ен­ ные учебные обстоятельства. Радовались, смеялись, стара­ лись ответить лучше. Учитель растворялся на уроке в детях, был их доверенным и довери­ тельным лицом. И это прек­ расно. И совсем, поверьте, не­ трудно. Ведь что особенно мешает на уроках? Бескультурье, от­ сутствие чуткости, раздражи­ тельность, прямая грубость, прокурорский тон, короче — недемократичность отношений с ребятами. А что способству­ ет успеху? Профессиональное терпение. Чаще — безгоанич- ное доверие детям! Учитель, у которого глаза всегда насторо­ ж е, никогда не сумеет выда­ вить из себя улыбку. А без солнечной улыбки не смогут дети свои глаза-подсолнухи поворачивать к лику учитель­ скому. На уроке, о котором рассказываю, была атмосфера влюбленности, учитель ходил по классу, как по красочному лесу, любуясь своими ребята­ ми. У него был какой-то осо­ бый «кураж», как у хорошего с серьезными отклонениями в здоровье). Кому труднее — нам с ними или им с нами? И почему? М ож ет быть, потому что они не приемлют того, что называется «воспитательной деятельностью?». Не приемлют безразмерную словесную педа­ гогику. Не приемлют дела без дозы риска, без настоящих трудностей. Не приемлют эс­ кадроны скучных школьных дней... А ведь «трудные» ребя­ та, как правило, очень способ­ ные, если не сказать талант­ ливые люди. Им присущи от­ вага и смелость, риск и дер­ зость, прямота и фантазия. Они — наш барометр. Если и «трудный» с удовольствием участвует в деле, значит — победа! В нравственных отношен^ м еж ду учителями и учениками ч много неблагополучного. Ча­ стенько на глазах ребят учи­ теля «тянут» чью-то дочку или сынка на медаль, а ребя­ та знают, что у этого избран­ ного уровень чуть выше сред­ него. Учителя опять ж е на глазах школьников воюют друг с другом, иногда наиболее во­ инственная посредственность втягивает в эту борьбу детей. Почему гаснут факелы инте­ ресных начинаний в школе? Ответ прост: уходит мастер, а подмастерья ничего брать на себя не хотят. И уходят из школьной жизни агитбригады, музеи, клубы, кружки,' тради­ ции длительных походов и неформальных праздников. И бледнеет Мсизнь ребят, а глав­ ное, мельчают человеческие отношения. ...Много достижений у на­ шей школы. Но сегодня не о них. Сегодня пусть волнует нас то, что «центр тяжести», главное внимание ушло у нас на внешний порядок, внешнюю послушность, внешние формы жизни детей. Ради этого по­ рядка мы старались перема­ лывать, приспосабливать, под­ равнивать на свой лад всех и каждого. Потому то выросли в школе, как дурная трава, ин­ фантильность, равнодушие, пас­ сивность детей. Плотность во­ спитательных дел выросла н е­ имоверно, а результаты воспи­ тания ухудшились. Причина в том, что дела эти, как и ур<* ки, не согреты теплотою скающего, стимулирующего че­ ловеческого общения, челове­ ческого уважения, которые и рождают педагогическое сот­ рудничество. У нас много прекрасных идей и принципов. Самое главное сегодня *— перевести их на язык практики. Труд учителя настоятельно требует преодоления, и начинать сле­ дует, преж де всего, с самого себя. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz