Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
«ЛЗ » - для моло дежи 1— ! ^ — шшш «ЛЗ » —для молодежи ОРОШЕЕ д ело вы у себя начинаете , Владимир. От ком сомольцев разных районов только и слышно: хлевенцы... инициатива... А как родилась она? Не секрет ведь, нередко и инициатива «сверху» идет... — О перестройке, о новых формах комсомольской рабо ты разговоры в райкоме шли давно. Все мы чувствовали: за бот у нас вроде и много, а де- л'а, настоящего и большого, на котором молено было бы про верить себя, нет. А тут отчет но-выборное собрание в колхо зе «Россия». Здешняя молодеж ная бригада работает на пол ном севообороте. Вот и заяви ла она о желании соревновать ся с достойными соперниками, так ж е успешно осваивающи ми интенсивные и индустриаль ные технологии. Мы обещали помочь и вместе с тем не мог ли не задуматься, почему та ких бригад у нас все еще ма ло. Решили предложить всем КМК района перейти на рель сы «интенсивки». Нас поддер жали в райкоме партии, в об коме ВЛКСМ. Трудное, но стоящее дело. Я говорю не только об экономической поль зе. Она несомненна. Вместе с тем «интенсивна» помож ет мо лодым быстрее перенять у мастеров передовой опыт, под нимет их ответственность. Мы особенно рассчитываем и на воспитательный эффект. В районе, например, многие м е ханизаторы предпенсионного возраста. Кому им передать эстафету? Вот мы и попробу ем готовить молодую смену через КМК. Есть задумка вклю чить в них и старшеклассни ков ПТУ — отличная вышла бы практика! СТАРТУЕТ ИНИЦИАТИВА ДАЕШЬ «ИНТЕНСИВКУ»! Юноши и девушки Хлевенского района выступили с инициативой освоить интенсивные и индустриальные технологии возделывания сельскохозяйственных культур. О том, как развертывается эта работа, — беседа с секретарем райкома ВЛКСМ Владимиром Филоновым. С у — Насколько полно осведом лены о начин г1кии в первич ных организациях? Собрания вы провели? Что говорят ком сомольцы? — Работы предстоит еще много. Придется, например, н е которые звенья перекраивать А^я-того, чтобы ребята дейст вительно мастерства набира лись. На собраниях комсомоль цы с беспокойством говорят о недопоставках удобрений, о низком их качестве из-за пло хого хранения, о необходимос ти более совершенных машин на период подкормки озимых. Ведь после сева — это самое ответственное дело. Как-то все выйдет? После обсуждения на собраниях обозначилась и еще одна проблема, очень серьезная формирование коллективов. На селе, как известно, все друг друга хорошо знают. Так вот. намерениям отдельных руко водителей «спихнуть» в КМК кого послабее молодежь про тивопоставляет свое неж ела ние работать с людьми нера дивыми, недобросовестными. И тут никакие уговоры не по могают. Лентяям путь в КМК теперь заказан: «интенсивна» не терпит расхлябанности. — Следовательно, вам в рай коме предстоит еще обеспечить всестороннюю поддержку ини циативе? — Да, хотя КМК созданы почти во всех хозяйствах, — их теперь у нас четырнадцать. В их распоряжении около 80 процентов зерновых площа дей. И они должны работать в точном соответствии с техно логией. Иначе у нас мало что получится. Я уж е говорил о претензиях к агрохимикам. А ремонтники? Вроде партнеры, но подводят: техника часто вы ходит из строя. Вместе с тем, не хотелось бы, чтобы эти старые неполад ки превратились для членов КМК в отговорки, за которыми можно «спрятать» плохую ра боту. Надо неполадки смело изживать. Предстоит уточнить отношения и с администрацией хозяйств; в заключенных с ни ми договорах, оказалось, не указаны меры наказания для тех руководителей, которые на рушают условия соглашения. Придется как-то исправлять это упущение. В целом новые условия, в которых предстоит КМК работать, предполагают в основе своей намного больше доверия со стороны руководи телей хозяйств, чем это было раньше. Ведь как преж де про водили сев КМК? Молодых, по сути, лишали возможности ве сти его, опасаясь, как бы не напортачили. Их заменяли бо лее опытными земледельцами. Накануне сева райком пар тии провел расширен ное заседание бюро и еще раз детально обсудил вопросы нашей инициативы с предста вителями хозяйств и служб района. — Как вы собираетесь непо средственно в коллективах ра ботать? :— На недавней встрече в обкоме КПСС нам указали на необходимость учиться пере стройке. Подчеркивалось, что еще мало сделано по ее осу ществлению, снят лишь первый пласт недостатков, в том чис ле и в комсомольской работе. Например, стиль и методы ру ководства... Привыкли и мы «руководить» на бумаге. Сей час предстоит идти в «жизнь». Думаю, работа с КМК позво лит повысить нашу боевитость. Мы привлекаем к ней весь аппарат райкома и актив; у каждого свои конкретные обя занности. Члены бюро закреп лены за хозяйствами. Главное для них — не ходить по полям в качестве уполномоченных, не «подсказывать», а решать. Опе ративно, грамотно. Решать* са мые разные вопросы, касают ся ли они качества сева, ре монта техники, взаимоотноше ний в коллективе, с руководи телями. — Контролировать ситуацию помогает и соревнование. Если только оно хорошо продумано. Удастся ли ш через него на целить ребят на ударную ра боту? — Мы разрабатывали усло вия социалистического соревно вания КМК вместе с отрасле вым райкомом профсоюза и РАНО. Пересмотрели некото рые пункты морального и ма териального поощрения. Наш инструктор входит в состав пресс-центра при райкоме КПСС. Постараемся своевре менно оповещать о ходе сорев нования все комсомольско-мо лодежные бригады. На различ ных этапах соревнования по бедителям будет вручаться вымпел, а по итогам года пре дусмотрена премия, лучшему коллективу будет вручено п е реходящее Красное знамя ком сомольской организации ^.^йона. — Хочется пожелать успеха тебе, Владимир, и всем хле- венским комсомольцам. Ини циатива, ее успешная реали зация — тот барометр, по кото рому судят об уровне комсо мольской работы, о боевитос ти, сплоченности рядов ВЛКСМ. — Мы это понимаем и бу дем бороться за осуществле ние всего намеченного. Беседу вела Т. СПАССКАЯ. ^ Для молодого коммунис та Александра Голованова, как и для каждого хлеборо ба, весна — пора надежд! Значимость этой весны для Александра и его сверстни ков еще и в том, что откры вается XX съезд комсомола, который, наверняка, станет заметной вехой в жизни мо лодежи. Фото А. ЩУРОВА. НА СЪЕЗДОВСКОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ВАХТЕ ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ С Е Г О Д Н Я Задание на смену застави ло бы помрачнеть и бывалых мастеров-вальцовщиков: пред стояло прокатать внуши, тельную партию кииескопной стали. * — Одна морока с этой «кинескопкой», — ворчали ребята. — Поту прольешь больше, чем стали проката ешь. Никто пока в пятом пехе не знал, что в тот день КМК предстоит опрокинуть этот прогноз. Мы пришли сю да с инструктором партко ма НЛМК В. Яковцом. За интриговал Владимир обеща нием познакомить с «масте ром милостью божьей», сво - им первым наставником Пет. рЬм Михайловичем Амбурце- вым, бригадиром четвертой бригады, той самой, что ли дирует в цеховом соревнова нии чуть ли не с самого пус ка его первой очереди. Оба специалисты - вальцовщики, Г1. Амбурцев и В. Яковец, забыв про корреспондента, принялись обсуждать, трудно сти предстоящей прокатки. —- Легко ли, доносилось до меня, — работать при отключенной системе регу лировки обжатия?.. — А если все же попро бовать в автоматическом ре жиме? — Не пойдет! «Динамку» с «кинескопкой» не сравнишь по жесткости. Какой бы чувствительной не была си- стема, все одно «провалит ся». Недолго, впрочем, обсуж дали, времени до начала сме ны оставалось совсем не много. — Принимай пополнение, Михалыч. Вот командировали на подмогу. — Известный вальцовщик В. В. Астафьев из смежной бригады занял свое место за операторским пультом. — Добро, — улыбнулся П. М. Амбурцев. — В таком, то деле подсобить не грех. Еще несколько минут заняла бригадная оперативка. Про играв несколько возможных вариантов, прокатчики на мгновение как бы замерли у клетей. — Ну, тронулись! — не ожиданно буднично прозву чал голос бригадира. И ра зом вздрогнули огромные валковые оси, послушно ляз гнули прессы, «заговорил» громадина.стан... Специалистам судить, на сколько смелое и технически обоснованное решение при нял старший вальцовщик, на свой страх и риск изменив традиционный конус нарас тания скоростей. Но я видел, как, полагаясь только на чутье, «ловили» вальцовщи ки единственно правильный и... незнакомый прежде тех нологический режим, доби ваясь идеальной «геометрии» стальной полосы, ее особых свойств. Вчерашние новички в прокатном деле Сергей Ста риков и Геннадий Травкин не дрогнули на ответственных постах завершающих клетей стана. Ну, а сам бригадир, казалось, одновременно на ходился рядом с каждым — советовал, подсказывал. В жаркой работе промелькну ло время. Придирчивому, строгому контролю госпри- емки продукцию предъявля ли все вместе. Конечно же, волновались. Напряженно ждали, что покажет лабо. раторный анализ. Наконец, подведен итог необычной сме ны: из 380 тонн кииескопной ленты высоким требованиям ГОСТа соответствовали... все' 380 тонн. Достойная победа. Но вновь, возвращаясь к спо ру, прерванному работой, го ворил Петр Михайлович; что не дело катать специальный лист на _неприспособленном оборудовании, что порядок на производстве — не при хоть, а настоятельная необ ходимость. Часто приходится слышать эти, несомненно, правильные слова, но по. особому убедительно звуча, ли они в устах бригадира, только что взявшего верх над обстоятельствами не обычной смены. Плавно скользит между валков блестящий ручеек металлической полосы. Да же постороннему взгляду отчетливо виден почерк на стоящих мастеров. Но, ус лышав похвалу; недоуменно переглядываются ребята: ни кто из них раньше в прокат ке особо не блистал, да и... не работал на стане. И начи- нали.то здесь совсем недав но, с нуля. И сам П. М. Амбурцев против незаслуженных, по его мнению, комплиментов: — В каждом есть задатки настоящего мастера. А перед новым все равны. Вместе учились, вместе набирались опыта. Работаем сообща, не зачем и славу делить. Сергей Стариков «коман дует» сейчас четвертой, са мой ответственной клетью стана. С его мнением счита ются в цехе. Самого Амбур- цева не раз подменял. Так сразу у нас пове лось, — говорит Сергей, — не обратись я к Михалычу за помощью, сам не подой дет. Большая выдержка у бригадира. Он ведь отвечает за все. Но при таком его доверии ошибиться не имею права. ...В самый разгар пере валки вдруг застопорилось что-то в отлаженном меха низме, и, до половины не зайдя в пространство клети, недвижимо замерли массив ные валки. А рука вальцов щика В. Чувакова все еще по инерции продолжала да вить на пусковую кнопку. Петр Михайлович нето ропливо подошел к пареньку (а ведь так и подмывало бро ситься со всех ног — «ЧП»!). -— Не устал? — поинте ресовался он с улыбкой. — Ну отпусти, пусть отдохнет. Растерянно смотрел моло дой вальцовщик ■на брига дира... —- Что, не знаешь, как быть? Так ведь и я не знаю, — лукавил Петр Михайло вич. Знал, что допущенная только что погрешность мо жет дорого обойтись произ водству аварийным просто ем стана. Ну, что же, На ошибках учатся. — Может, еще... нада вить? — неуверенно предло жил рабочий. — Надавить, конечно можно. Только не сразу. — Вернемся на цикл? — Л у ч ш е на Два, к нача лу перевалки. Ну, смелее.-.. Со второй попытки валки вошли-таки в клеть. А Петр Михайлович говорит, какой сообразительный парень этот Чуваков. Молодец, что не растерялся и что обязатель но выйдет из него настоящий вальцовщик. ...Последние рулоны «ди намки» уходят по цеховому транспортеру. На короткие минуты пересменки смолкает разноголосый говор валков. Закончить этот репортаж хотелось бы всего одной строкой из рабочего рапорта молодых новолипчан XX съезду ВЛКСМ. В подарок комсомольскому форуму ком сомольско-молодежные кол лективы комбината произве ли дополнительно к произ водственному заданию пер вого квартала более 10,5 тысячи тонн стали и 13 ты сяч тонн готового металло проката. Э. СЕРГЕЕВ. Э ТО БЫЛО давно, еще д о службы в армии: проезж ал я в Липец к е мимр площади Героев и обратил. внимание на собравшихся там парней в зе леных форменных фуражках. Дома подошел к календарю, точно — День пограничника. Тогда, конечно, и не подозре вал, что пройдет время, отслу ж у на границе и тож е воль ю сь в эту по-братски родную толпу. Граница — это почти всег да так далеко от дома, что, ед ва появившись на заставе, пер вым делом ищешь земляков. Мне повезло: встретил много липчан. Был и тамбовчанин —-■ тож е, считай, свой. Одного из земляков — так у ж бывает — особенно выделяешь, и с этой минуты — койки рядом, и все- то у нас общее. Постепенно, но крепко берет в плен особая атмосфера заставы. Немного числен е е состав, и мы знаем друг о друге все: каково поло ж ени е в семье, как учится сестренка, о том, что мать тя ж ел о больна... Дни рождения отмечаем — это обязательно. Кто-то едет в город за сладос тями, жены офицеров пироги пекут. Б моей семье приняты чаепития, но таких, как на за ставе, больше не видел. Гранина нас воспитывает. Самое трудное бывает понять, что за тобой не собственный сарай, а очень и очень много людей. На словак, «в принци пе», всем это вроде понятно. Но осознаешь свою ответствен- ПРАЗДНИК, О КОТОРОМ ЗАБЫЛИ НАС ПОРОДНИЛА ЗАСТАВА • • • ность только в наряде, на ру беж е перекрытия, когда стоишь один, и вокруг тебя ни души. Отовсюду мнится опасность. С этим трудно свыкнуться, но со временем чувствуешь себя го раздо увереннее. Много новых ощущений дает граница. Вот первая встреча с пограничным столбом, обыкновенным дере вянным, с гербом Родины, на котором ни трещинки, ни ца рапинки. Но позади, — это лишь здесь особенно обострен но понимаешь, — твое родное приволье, а впереди — чуж би на, на которой и сосенки-то вроде другого цвета. Очень привыкает душа к широким пограничным просторам. Пом ню, в отпуск приехал домой г— подъезд показался тесен, думал, и боком не пройду. Тя нет и теперь на заставу... А ведь она испытывает че ловека на честность, душевную открытость, физическую вынос ливость и моральную стой кость. Вырабатывает наша служба в человеке постоянную готовность к немедленному дей ствию. Был, помню, случай. Две тревоги, одна за другой. Как потом оказалось, первая была ложной, но сделала свое дело — отвлекла людей." Но и оставшиеся выполнили все не обходимое, что полож ено бы ло заставе в полном составе. Вот такие они, мои товари щи. Когда мы уходим со слу жбы, берем с собой номер журнала «Пограничник» й ф у ражку. И еще — по странич ке от каждого — пожелания друзей, адреса. Переписываем ся, Ездим в гости. .Еще на за ставе уговариваемся о встрече на площади в своем городе. Помню, с Лешей Кузнецовым мы все мечтали, как поженим ся и встретимся в Липецке уж е семьями. Смеялись, не пред ставляя себя солидными мужь ями. Когда уволился в запас, подумал о возможности встре чи на площади Героев. Достал из целлофана фуражку (у многих она на стене висит), разгладил и утром пораньше отправился в центр города. Ребята только собирались. За метил таких ж е новичков, как и я: фуражки держат в руках — то наденут, то снимут. Я тож е поначалу немного стес нялся любопытных взглядов прохожих. А «старички», они приходят в фуражках, и наде вают их, кстати, как это по лож ено, без лишнего форса. Сколько вокруг улыбок, рас сказов! У многих гитары, по ним иногда узнают свою заста- ву — ребята специально под нимают их над головой. Охап ками покупаем у торгующих рядом старушек цветы и воз лагаем к обелиску. И мы шеренгой — по грани цам—направляемся к площади В. И. Ленина. Здесь нас обычно приветствовали представители города, старые чекисты. И вот тут встает вопрос: куда даль ше? Разбиваемся на группы и идем на пляж — поговорить, поиграть в волейбол, позаго рать. Чего греха таить, преж де некоторые — особенно моло деж ь — направлялись к мага зинам за спиртным. В прошлом году многое было иначе. Портили настроение не приятные моменты. Куда-то ис чезли бабушки с цветами. Бо льше стало представителей ми лиции. Вроде бы для порядка. Но, когда один из нас попро сил их на время перекрыть дви жение, чтобы наша шеренга мо гла пройти строем к площади В. И. Ленина, на просьбу мили ционеры не обратили внимания. Никто из представителей города нас на площади не встретил, а милиция требовала поскорее ее освободить. Вспоминается с обидой и то, как перебивались мы в парке пирожками, как на пляже нас «донимал» без всякого основания милиционер с собакой... Праздник наш заслуживает большего внимания. Он требу ет и цветов, и музыки д у х о вого оркестра, и добрых, д у шевных слов руководителей го рода, ветеранов погранвойск. Ведь около тысячи защитников границы, можно сказать, сти хийно собирает ежегодно пло щадь Героев! Разве ж е это только наш праздник? Предлагаю Липецкому гор кому ВЛКСМ подумать над этими вопросами. Ответ мо ж ем поискать сообща: мы гото вы собраться и обсудить все детали подготовки к наступа ющему Дню пограничника. Да и не только это. М ож ет быть, есть смысл организовать в го роде один или несколько клу бов, в которых мы, бывшие пограничники, могли бы инте ресно проводить свободное вре мя, воспитывать будущих за щитников Родины. Ю. БУРЛАКОВ, оператор ЛПЦ-4 Новоли пецкого металлургическо го комбината, член КПСС. „О ТКУДА берутся пло хие учителя?» Вам не приходилось слы шать такой вопрос? А мне его на днях задала женщина, при шедшая на конференцию от цов. — В семье, в том числе п е дагогической, не без урода, — пытался я отшутиться. — Да нет, — возразила родительница, — я ж е чувст вую, Е иж у: нас учило иное поколение, моим детям везет меньше. — А что вас тревожит осо бенно? I — Недоброе отношение к детям, — был ответ. Как ни печально, такое мнение становится распрост раненным, Есть у меня и бо лее веские аргументы, беспри страстные суждения вчераш них школьников — ныне студентов. В своих сочинени ях, анкетах молодые люди говорят о дефиците добра в школах, о массовом . проявле нии публичного неуважения к учащимся той категорией учи телей, которую так и хочется назвать «демобилизованными », но остающимися в строю. Признаюсь в сомнениях: пи сать дурное об учителе греш но, многие годы я пытался рассказывать о лучших из них. Но перестройки в обществе не добиться, если школа — зеркало общества! — не ре формирует главного — отно шения детей и педагогов. Мне кажется, что это проблема проблем реформы современ ной школы. И я уверен, что успех роста авторитета учи тельской профессии только в руках самих учителей. Очень надеюсь, что мои «больные строчки» будут поняты пра вильно. Надо сказать открыто о том, о чем давно стыдливо говорится в рабочих коллек- вах, в семьях, да и среди са мих учителей: к великому со жалению, школьный очаг для многих ребят стал холодным. Причина? Огрубление челове ческих отношений детей и наставников, от которых дети вправе, как писал Ф. Энгельс, ожидать возвышенных отноше ний, и поддержки, и помощи, и участия. — Выходит, мы должны ид ти на поводу у детей? Если им позволить, сядут на шею... Скажете, не все учителя рассуждают так, и не всегда? Пусть так. Но ведь такой бы товой стиль становится массо вым. — Предоставить им спорт зал для игры? Вы что? Я еще с ума не сошел: все порвут и поломают! — негодует учитель физкультуры., —- Дать йм право самим провести вечер? Да они клас сную комнату без нас не подметут, — вторит другой наставник. Давно осознали, но все еще редко учитываем, что совре менный школьник сызмальства осознает себя личностью, у него раннее взросление и обо стренное чувство собственно го достоинства, наконец, он ежедневно по радио и по т е левидению слышит про гума низацию отношений советских людей. А что в школе? Н е ловко писать, но идет «повет рие» среди учительства, что, мол, много среди ребят заве домо слабых и это якобы доказано (?!), что с умствен ной отсталостью детей надо считаться. Когда ж е и где мы подхватили эту «концеп цию»? Скорее всего она — удобная формула для бездель ников и бездушных людей с учительскими дипломами. На умственную отсталость веб ведь можно списать. Коллега по работе принесла на кафедру тетрадь, которую забрала у сына — десятиклас сника. В эту тетрадь школь ники записывали все оскор бительные выражения, что в их адрес на каждом уроке вы сказывала их наставница, но сящая высокое звание заслу женного учителя РСФСР. Вы ражения типа «тупицы» не са мые хлесткие. Ребята собира лись «подарить» ее своему учителю на выпускном вече ре. Бесспорно, педагог сильно устает, быстро изнашивает свою нервную систему, его артиста, без коего нет творче ства. Такие победы даются тер пением, при котором детское незнание, откуда Сы оно шло — от неразвитости или лени, — вызывает не раздра жение, а боль, озабоченность. Ребята тонко чувствуют всю разность этих отношений. Вот что еще мне хотелось бы сказать. О тех. кого мы именуем «трудными» школьни ками (я не имею в виду ребят ПОГОВОРИМ О ПРОФЕССИИ КОГДА ОСТЫВАЕТ ШКОЛЬНЫЙ ОЧАГ эмоциональные перегрузки ог ромны. Но нельзя ж е терять профессиональность и так при нижать свое ремесло! Вспомним знаменитую ф ор мулу коммунистического вос питания А. С. Макаренко — «как можно больше требо вательности, как можно боль ше уважения». Без максимума уважения к' личности ребенка ни за что и никогда не выз вать его доверия к школе, к предмету, к учителю. А без доверия не родится единствен ный путь к сердцам, душам, умам ребят — путь сотрудни чества учеников и учителей. Откуда берутся плохие учи теля? Они ведь появляются не случайно. Плохой не тот, кто неопытен. Опыт приходит. И не тот, кто мало знает: знания накапливаются. Плохой учи тель тот, кто не помнит свое го детства. Верно сказано: ре бят не надо воспитывать. с ними надо просто дружить. ...Несколько дней назад я побывал на уроке своего дав него студента. Он не учил ре бят своему предмету в обыч ном понимании этого слова. Он, как радарная установка высочайшей чувствительности, создавал притяжение человеч ности. Не нажимал, не пред лагал впрямую что то, а под водил детей к слову, к поступ ку на уроке. Учитель общался с детьми, проявляя неучебное внимание к ним, я бы сказал, обостренное чувство такта. Это был мастерский диалог со школьниками, а не традицион ный раздражительный монолог. Учитель, о котором я расска зываю, ходил по классу среди своих юных единомышленни ков, повторяя простые слова: — Смелей! Молодец! Умница! И дети магией его таланта «запускались» в предлож ен ные учебные обстоятельства. Радовались, смеялись, стара лись ответить лучше. Учитель растворялся на уроке в детях, был их доверенным и довери тельным лицом. И это прек расно. И совсем, поверьте, не трудно. Ведь что особенно мешает на уроках? Бескультурье, от сутствие чуткости, раздражи тельность, прямая грубость, прокурорский тон, короче — недемократичность отношений с ребятами. А что способству ет успеху? Профессиональное терпение. Чаще — безгоанич- ное доверие детям! Учитель, у которого глаза всегда насторо ж е, никогда не сумеет выда вить из себя улыбку. А без солнечной улыбки не смогут дети свои глаза-подсолнухи поворачивать к лику учитель скому. На уроке, о котором рассказываю, была атмосфера влюбленности, учитель ходил по классу, как по красочному лесу, любуясь своими ребята ми. У него был какой-то осо бый «кураж», как у хорошего с серьезными отклонениями в здоровье). Кому труднее — нам с ними или им с нами? И почему? М ож ет быть, потому что они не приемлют того, что называется «воспитательной деятельностью?». Не приемлют безразмерную словесную педа гогику. Не приемлют дела без дозы риска, без настоящих трудностей. Не приемлют эс кадроны скучных школьных дней... А ведь «трудные» ребя та, как правило, очень способ ные, если не сказать талант ливые люди. Им присущи от вага и смелость, риск и дер зость, прямота и фантазия. Они — наш барометр. Если и «трудный» с удовольствием участвует в деле, значит — победа! В нравственных отношен^ м еж ду учителями и учениками ч много неблагополучного. Ча стенько на глазах ребят учи теля «тянут» чью-то дочку или сынка на медаль, а ребя та знают, что у этого избран ного уровень чуть выше сред него. Учителя опять ж е на глазах школьников воюют друг с другом, иногда наиболее во инственная посредственность втягивает в эту борьбу детей. Почему гаснут факелы инте ресных начинаний в школе? Ответ прост: уходит мастер, а подмастерья ничего брать на себя не хотят. И уходят из школьной жизни агитбригады, музеи, клубы, кружки,' тради ции длительных походов и неформальных праздников. И бледнеет Мсизнь ребят, а глав ное, мельчают человеческие отношения. ...Много достижений у на шей школы. Но сегодня не о них. Сегодня пусть волнует нас то, что «центр тяжести», главное внимание ушло у нас на внешний порядок, внешнюю послушность, внешние формы жизни детей. Ради этого по рядка мы старались перема лывать, приспосабливать, под равнивать на свой лад всех и каждого. Потому то выросли в школе, как дурная трава, ин фантильность, равнодушие, пас сивность детей. Плотность во спитательных дел выросла н е имоверно, а результаты воспи тания ухудшились. Причина в том, что дела эти, как и ур<* ки, не согреты теплотою скающего, стимулирующего че ловеческого общения, челове ческого уважения, которые и рождают педагогическое сот рудничество. У нас много прекрасных идей и принципов. Самое главное сегодня *— перевести их на язык практики. Труд учителя настоятельно требует преодоления, и начинать сле дует, преж де всего, с самого себя. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz