Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
МИТИНГ ЧЕХОСЛОВАЦКО-СОВЕТСКОЙ ДРУЖБЫ (О кончание. Начало на 1-й стр.). вердить более высокие об разцы общественной органи зации и социальной справед ливости. Достижима ли такая цель? Мы отвечаем уверен но: да, достижима. Это не утопия, не фантазия, а впол не ^реальный план, основан ный на трезвом расчете и глу боко продуманном взвешен ном прогнозе. У нас поисти не огромные возможности. Дело в том, чтобы запустить на полную мощность те об щественные механизмы, ко торые до сих пор работали вполсилы, а то и с перебоя ми, чтобы отбросить то,что тормозит наше развитие, и внедрить то, что ведет к ус корению. Где же тот мотор, который обеспечит перестройку, даст нам желанное ускорение? Мы видим его в дальнейшем раз витии нашей социалистичес кой демократии. Включение в непосредственную работу но управлению страной ог ромных масс трудящихся, вплоть до каждого честного советского труженика — в этом, по существу, главный смысл решений январско го Пленума ЦК КПСС. Толь ко народ, располагающий всей полнотой власти в го сударстве и осознающий се бя хозяином, ответственным за положение дел в стране, области, городе, на каждом предприятий, способен ре шить те сложные и многооб разные задачи, которые вклю чает в себя перестройка,спо собен вывести советское об щество на новые рубежи со циального, экономического, научно-технического прогрес са. Определены и основные пути движения в этом нап равлении. Это — развитие всех форм представительной и непосредственной демок ратии, повсеместное расши рение самоуправления, по вышение роли трудовых кол лективов, Советов, общест венных организаций, укреп ление правовых и экономи ческих гарантий прав лично сти, законность, гласность, народный контроль. Жизнь подчас опережает замыслы. Так, изменения в избирательной системе еще только разрабатываются, а во многих партийных и об щественных организациях,на предприятиях, в коллективах научных работников и дея телей искусств руководители избираются уже по-новому. Так решили трудящиеся. Мы это приветствуем. Развертывание процесса демократизации открывает широкий простор развитию инициативы и творчества лю дей. В условиях демократии всем предоставляется воз можность проявить себя. А вместе с тем в такой демократической атмосфере плохо себя чувствуют стя жатели, бездельники, дема гоги и бюрократы, активи зируется борьба против та ких опасных социальных не дугов, как алкоголизм, нар комания, преступность. Де мократизация — это и нрав ственное очищение общества, восстановление его мораль ного здоровья. Особо скажу о том, как мы .собираемся решать задачу повышения эффективности своей экономики. Главное здесь — в кратчайший пе риод выйти на самый пере довой уровень в ключевых сферах научно-технического прогресса — информатике и вычислительной технике, электронизации и роботиза ции народного хозяйства, применении роторных и ро торно-конвейерных линий, биотехнологии и ряде других. В инвестиционно-струк турной политике акценты у нас переносятся с наращива ния добычи сырья и топли ва на ресурсосбережение. С нового строительства — на реконструкцию и техничес кое перевооружение дейст вующего производства. Ре сурсы выделяются прежде всего на развитие приоритет ных направлений научно- технического прогресса. Мы пошли даже на то, чтобы ос тановить строительство и реконструкцию предприятий там, где не предусматривал ся выход на самые совре менные технологические и экономические рубежи. Намеченная нами новая техническая реконструкция народного хозяйства подкреп лена невиданной за всю историю страны программой модернизации и развития отечественного машиност роения. К началу 90-х годов в основном должно завер шиться обновление его про дукции, и новая техника ши роким потоком будет вли ваться во все отрасли на родного хозяйства. Все это — глубинные ре зервы. Давать отдачу они начнут не сразу, а где-то к концу пятилетки и за ее пре делами. Пока же стремимся в полной мере использовать для ускорения организаци онно-экономические и мораль но-политические факторы: укрепление дисциплины, внед рение прогрессивных форм организации и оплаты труда, в том числе такой эффек тивной, как бригадный под ряд. Как вы. наверное, зна ете. у нас введена государ ственная приемка продук ции, чтобы поставить надеж ный заслон плохой работе, нарушениям технологического режима. Мы высоко ценим, что эти крупные меры, затрагиваю щие интересы миллионов лю дей, встретили активную под держку рабочего класса, всех трудящихся нашей страны. Большие надежды мы свя зываем с введением новой системы экономического уп равления и стимулирования, основанной на хозяйственном расчете. Она призвана обес печить гармоничное сочета ние интересов личности, кол лектива и общества, произво дителя и потребителя, пла на и рынка. Экономическая самостоя тельность предприятий и утверждение на производст ве самоуправления откроют широкий простор инициативе и социалистической пред приимчивости, будут способ ствовать воспитанию чувства хозяина у каждого работни ка. Крутые перемены нужны и на верхних этажах управле ния. Суть их — в сосредо точении центральных орга нов на решении стратегичес ких задач, в переходе к нор мативным методам планиро вания, управлению с • по мощью экономических ры чагов. По-новому надо пост роить отношения центра с низовыми звеньями. Мини стерства и ведомства долж ны по-настоящему ощутить свою ответственность за обес печение научно-техническо го прогресса, определяющее лицо отрасли, удовлетворе ние потребностей общества. За последнее время у нас приняты крупные решения, предусматривающие глубо кие изменения в условиях хозяйствования, планирова ния, управления. Идет , не простой процесс освоения но вых методов, их отработки на практике. И все больше ощущается потребность при вести принятые меры в цельную систему, создать новую структуру хозяйствен ного механизма. Рассмотре нию Этих вопросов предпола гается посвятить очередной Пленум ЦК КПСС. Мы отдаем себе отчет в том, что сделаны пока первые шаги, и самое трудное еще впереди. Не считаем, что нашли окончательные отве ты на все вопросы, постав ленные перед нами жизнью. Далеки и от намерения при зывать кого-либо копировать нас. В каждой социалистиче ской стране своя специфика, братские партии определяют политический курс с учетом национальных условий. К тому же, некоторые пробле мы, стоящие сейчас на пер вом плане в СССР, В других социалистических странах ре шены или уже решаются по- своему. Но при всем этом не скры ваем мы и уверенности в том, что предпринятая в Со ветском Союзе перестройка отвечает глубочайшей сущ ности социализма, властным потребностям общественного прогресса. И наша решимость добиваться осуществления задач, поставленных XXVII съездом партии, январским Пленумом ЦК КПСС, много кратно множится той под держкой, которую наша по литика находит у друзей и со юзников. Этой поддержкой мы дорожим! Известно, что и во всем мире коммунисты, друзья со циализма, люди, демократи чески и прогрессивно наст роенные, восприняли совет скую перестройку с горячей симпатией, во многом связы вают с ней надежды на бу дущее. По существу только самые махровые реакционе ры, милитаристы злобствуют на этот счет, понимая, что осуществление наших за. мыслов сделает социализм наиболее совершенным и значит более притягательным. Политические круги Запа да не прочь «поиграть» на нашей перестройке, поспо рить, какой выгоднее Со ветский Союз: слабый или сильный, вполне, так сказать, демократичный — по их мер кам—или не очень. Кое-кто рассчитывает посеять семена сомнения в осуществимости наших замыслов или с по мощью спекуляций на эту тему породить разногласия в социалистическом мире. По- своему пытаются толковать цели перестройки, прима заться к ней различного ро да оппортунисты. Все это надо видеть. Но не отказываться же нам от совершенствования социали стического общества из-за происков идеологического противника! Мы твердо изб рали свой путь и от него не отступим. Разрешите теперь оста новиться на вопросах сот рудничества между странами социализма. На прошедшей в ноябре прошлого года в Москве рабочей встрече руководи телей братских партий со. циалистических стран — чле нов СЭВ был сделан едино душный вывод, что надо при дать нашему взаимодействию большую динамику, что и его механизм нуждается в своего рода перестройке. Здесь есть на что опереть ся. За послевоенный период социализм превратился в мощное международное об разование. Между братски ми странами создана раз ветвленная сеть взаимосвя зей по партийной, государ ственной и общественной ли_ ниям. Заложены прочные основы международного со циалистического разделения труда. Накоплен большой опыт функционирования многосторонних организаций социалистических государств Крупные масштабы приобрел обмен ценностями науки и культуры. Однако сегодня многие сложившиеся в прошлом, фор мы и методы сотрудничест ва перестают отвечать сов ременным возможностям и потребностям.; Можно ска зать, что период становления социализма, как мировой си стемы, прошел. Начался нр- вый этап, который требует поднять всю систему взаимо действия наших стран на ка чественно новый уровень. Что выдвигается при этом на первый план, какие прин. пипы ставятся во главу уг ла? Мы исходим прежде всего из того, что всю систему по литических отношений меж ду странами социализма мо жно и должно' неукоснитель но строить на основе равно правия и взаимной ответст венности. Никто не распо лагает правом претендовать на особое положение в со циалистическом мире. Само стоятельность каждой партии, ее ответственность перед своим народом, право суве ренно решать вопросы раз вития страны — это для нас безусловные принципы. Вместе с тем мы глубоко убеждены, что успехи социа листического содружества невозможны без заботы каж дой партии и страны не то лько о собственных, но и об общих интересах, без уважи тельного отношения к друзь ям и союзникам, обязатель ного учета их интересов. В экономических отноше ниях, по общему мнению, представляется необходи мым последовательное соб людение принципов взаим ной выгоды и взаимной по мощи. Природе социализма в полной мере соответству ет эквивалентный обмен про дуктами национального тру да, он составляет >естествен ную основу интеграции. В то же время сама интерна циональная природа наше го общественного строя пред полагает содействие менее развитым странам в инте ресах более полного их вклю чения в социалистическое разделение труда, а в ко нечном счете ■— выравнива ния уровней экономическо го развития. Наконец, о нашем сотруд ничестве в международных делах. Оно подчинено реше нию таких жизненно важных для всех нас вопросов, как безопасность, предотвраще ние ядерной катастрофы, обеспечение нормальных внешних условий для мир ного труда народов. И опыт показал, что социалистичес кие государства тем успеш ней добиваются общих це лей, чем активней и инициа тивней действует каждое из них. Одна из наиболее важных качественных характеристик нынешнего этапа развития сотрудничества стран социа. лизма — это, по нашему мне нию, резко возросшее значе ние обмена опытом соци алистического строительст ва, его обобщения. Известны ленинские сло ва о том, что только из ря. да попыток, из которых каж дая будет односторонней, может сложиться цельный социализм. Исторически де ло пошло так, что на первом этапе формирования миро вой системы социализма Советский Союз был един, ственной страной с опытом социалистического строите льства. И опыт этот воспри нимался, естественно, как эталонный. В наше время уже ряд брагских стран име ет за плечами богатую исто рию социалистического раз вития, в ходе которого при менялись самобытные фор мы и оригинальные решения. Ни одна партия не облада ет монополией на истину. И, разумеется, все они кровно заинтересованы использо вать с учетом условий своих стран все ценное, что рож. дается в социалистическом мире. Можно сказать, что сегод ня надежным мерилом серь езности правящей Коммуни стической партии является не только ее отношение к собственному опыту, но и отношение к опыту друзей. Что же касается ценности этого •опыта, то критерий у нас один: общественно-поли тическая практика, резуль таты социально-экономичес кого развития, укрепление социализма на деле. Оценки и выводы, сде ланные на рабочей ветре, че генеральных секретарей Центральных Комитетов братских партий, открывают новый этап углубления Со циалистической экономиче ской интеграции, в том числе между СССР и Чехо словакией. Мы с вами вышли на круп ные масштабы экономиче ского сотрудничества. Вза имный товарооборот в этом году достигнет 14 млрд, руб лей. Однако резервы интег рации, заложенные в произ водственных и научно.техни. ' ческих . потенциалах наших стран, далеко еще не исполь зованы. Их и нельзя исполь зовать по-старому, на осно ве экстенсивного наращи вания товарообмена. Эко номические связи нуждают ся в серьезной перестройке, в качественном улучшении. Уже в следующей пяти летке есть возможность су щественно облагородить структуру взаимного раз деления труда. Мы соглас ны с чехословацкими това рищами в том, что во гла ву угла можно было бы по ставить развитие таких ин теграционных форм, как специализация и кооперация производства, прежде всего в машиностроении. Нам с вами, как говорится, сам бог велел теснее объединить усилия в производстве сов ременной продукции. Наприм ер, м еталлургиче ского, химического, эн ер гетического оборудования, роботов и автомобильны х м о. торов, видеом агнитоф онов и персональны х компьютеров. Чтобы решить эти задачи, берется курс на прямые про изводственные и научно-тех нические связи, создание совместных предприятий и организаций. Первые шаги сделаны — я имею в виду научно - производственное объединение «Робот», лабо раторию биотехнологии в г. Нитра. Подписаны и другие соглашения, но важ но, чтобы их реализации не помешали бюрократические рогатки, которых, увы, еще немало. Конечно, развитие прямых связей, а тем более создание совместных предприятий — дело очень и очень непрос тое. Здесь решены пока да леко не все экономические, управленческие, юридичес кие вопросы: ценообразо. вания, зарплаты, организа ции управления, распре деления доходов. Сейчас всём нам важно проявить конструктивный подход к их решению, всячески поддер жать новые ростки социа листической кооперации,, дать им окрепнуть. Это оку пится сторицей. Активное сотрудничество между многими советскими и чехословацкими коллектива ми — производственными, научными, конструкторски ми — должно быть налаже но и в рамках комплексной программы научно-техниче ского прогресса стран—чле нов СЭВ до 2000 года. Позвольте мне, дорогие товарищи, выразить уве ренность, что наши страны, тесно и дружно сотрудничая, успешно решат задачи, встав шие перед нами на нынеш нем этапе развития, внесут свой достойный вклад в об новление и возвышение со циализма, упрочение его позиций. Уважаемые товарищи! Вре мя, в которое мы живем, за дает нам сложные, пожалуй, даже головоломные вопросы, касающиеся судеб мира, бу дущности человечества. Взаимозависимость ны нешнего мира такова, что все народы подобны связке аль пинистов на горном склоне. Они могут либо вместе взби раться дальше, к вершине, либо вместе сорваться'в про пасть. А чтобы этого не слу чилось, политическим деяте лям надо подняться над узко- понятыми интересами, осоз нать весь драматизм современ ной ситуации. Вот почему так остро стоит вопрос о необхо димости нового политическо го мышления в ядерную эру. Только оно способно привести всех участников междуна родных отношений к приня тию неотложных мер по предотвращению ядерной катастрофы, грозящей ги белью человечества. Нельзя сказать, чтобы идея нового мышления не находила никакого отклика. Напротив, в мире ширится число людей, ее разделяю щих.; В том числе среди уче ных, врачей, представителей многих других профессий, творческой интеллигенции,в чем можно было лишний раз убедиться во время прошед шего недавно в Москве меж дународного форума «За безъядерный мир, за выжи вание человечества». В тех или иных вопросах видим мы проявление ново го подхода к международным делам и со стороны ряда видных политических и госу-* дарственных деятелей Запа да. Но это лишь первые ро стки. На Западе еще сильны старые стереотипы, наклады вающие свой отпечаток на внешнюю политику. По-насто ящему говорить о том, что новое политическое мышле ние превратилось в реальную силу, можно будет только тогда, когда дело разоруже ния будет сдвинуто, нако нец, с мертвой точки. Можно ли на это надеять ся, какие сегодня существу ют перспективы? Отвечу: надежды есть, во енную опасность можно сни зить. Это наше убеждение основывается как на расту щем в мире понимании ги бельных Для человечества последствий ядерного столк новения, так и на открывших ся в Рейкьявике возможнос тях достижения договорен ности о кардинальном сокра щении и ликвидации наиболее разрушительных видов ядер- ных вооружений. Советский Союз ответст венно заявляет о своем стрем лении искать взаимоприем лемые развязки по всему комплексу вопросов ядерного разоружения. Коренной про блемой остается радикальное сокращение стратегических наступательных вооружений. Мы, как известно, готовы в этом отношении на самые ре шительные шаги — как на 50-процентное их сокращение в течение пяти лет, так и на полную ликвидацию в тече ние десяти лет. При том, ес тественно, непременном ус ловии, что договор по ПРО будет строго выполняться, что не начнется гонка вооруже ний в космосе. Стремясь сделать, наконец, первый, и потому чрезвы. чайно важный, шаг на пути разоружения, мы предложи ли договориться по ракетам средней дальности. Учли мы при этом и голос мировой общественности, и высказы вающуюся нашими западны ми партнерами привержен ность полному очищению "Ев ропы от этих ракет. Но по лучилась парадоксальная си туация: иные политики, а то и правительства, теперь открещиваются от своего же «нулевого варианта», как от нечистой силы, пытаются обставить решение вопро са по ракетам средней да льности всякого рода ого ворками и увязками. На Западе сейчас много пишут и говорят о проблеме ракет оперативно-тактичес кого назначения. Мы гото вы конструктивно решить и эту проблему, но сделать это так, чтобы не осложнять до стижение договоренности по центральному сегодня воп росу о ракетах средней даль ности. Чтобы облегчить безотла гательное заключение согла шения по ракетам средней дальности в Европе, мы пред лагаем начать обсуждение вопроса о сокращении и по следующей ликвидации ра кет с дальностью от 500 до 1000 километров, дислоци рованных на европейском кон тиненте, не увязывая с этим ход и исход решения проб лемы РСД. На период переговоров сто роны взяли бы обязательства не наращивать число опера тивно-тактических ракет. Подчеркиваю: мы за то, чтобы вести дело к радика. льному сокращению и в ко нечном итоге полной ликви дации оперативно-такти ческих ракет в Европе, считаем ненужным закла дывать в будущую до говоренность всякого рода «допуски» для их наращива ния и совершенствования^ После подписания соглаше ния о РСД и независимо от хода обсуждения вопроса об оперативно - тактических ра кетах Советский Союз, по согласованию с правительст вами ЧССР и ГДР, выведет из этих стран ракеты, кото рые были размещены там в качестве ответных мер на развертывание «Першннгов- 2» и крылатых ракет в За падной Европе. Реализация договореннос ти об оперативно-тактических ракетах, естественно, осу ществлялась бы под строгим контролем. Точно так же, как ракет средней дальности и стратегических ядерных во оружений. Коль скоро речь идет о сокращении, а тем более лик видации целых классов ядер ных вооружений в Европе, качественно новое значение приобретают вопросы провер ки соблюдения будущих со глашений. Контроль в этих условиях становится одним из важнейших средств обес печения безопасности. Вот почему мы будем выступать за разработку самых строгих мер в этой области, им&я в виду, разумеется, не конт роль ради контроля, а про верку выполнения принятых сторонами обязательств на всех стадиях ядерного разо ружения. \ Соответствующим контро лем, в том числе с примене нием инспекций на местах, должны быть охвачены оста ющиеся после сокращений ракеты и пусковые установ ки, причем как находящиеся в боевом составе, так и на всех других объектах: испы тательных полигонах, заво- дах.изготовителях, учебных центрах и т. д. Допуск инс пекторов должен быть обес печен и на военные базы другой стороны на тер риториях третьих стран. Это необходимо, что бы получить полную уверен ность в том, что соглашение строго соблюдается. Еще один назревший воп рос, прямо связанный с ев ропейской безопасностью, — сосредоточение в этом реги оне огромного потенциала вооруженных сил и обычных вооружений. Конечно, для Европы, как и для всего мира в целом, ликвидация ядерного ору жия — стратегического, сред ней дальности и оперативно тактического — задача прио ритетная. С этим вряд ли кто-нибудь будет спорить. Однако давайте поставим во прос так; соответствует ли представлению о безопас ном мире огромная концен трация на континенте так тического ядерного и не ядерного оружия, а также противостоящих друг дру гу вооруженных сил? Думаю, ответ на этот вопрос ясен. К сожалению, пока не сделано ровным счетом ни чего, чтобы исправить сло жившееся тут крайне не. удовлетворительное положе ние. Надо круто изменить ситуацию путем принятия мер по сокращению и в ко нечном итоге ликвидации так тического ядерного оружия, по радикальному сокраще нию вооруженных сил и обычных вооружений, чтобы исключить возможность вне запного нападения. Крупным шагом в этом направлении была бы реали зация будапештской про граммы стран Варшавского Договора, в которой вопро сы сокращения вооружен ных сил и обычных воору* жений предлагается решать в комплексе с тактическими ракетами, ударной авиацией, атомной артиллерией и дру гими тактическими ядерны- ми средствами. Необходи мость такого совместного рассмотрения диктуется тем, что тактические ядерные вооружения в своем боль шинстве являются оружием «двойного назначения», то есть могут нести как обыч ные. так и ядерные заряды. Для сокращения воору женных сил и вооружений в Европе нужны усилия всех европейских государств, США и Канады. Сейчас В Вене проводятся консульта ции между странами Вар шавского Договора и НАТО. Возникает, однако, вопрос: не настало ли время собрать ся там всем министрам ино странных дел государств — участников Совещания по безопасности и сотрудниче ству в Европе и принять ре шение о начале крупномас штабных переговоров в це лях радикального сокраще ния тактического ядерного оружия, вооруженных сил и обычных вооружений? На таких переговорах можно было бы обсудить и ряд первоочередных мер. связанных с понижением во енного противостояния и предотвращением угрозы внезапного нападения. а также взаимным выводом из зоны непосредственного со прикосновения двух военных союзов наиболее опасных, на ступательных видов воору жений. Конечной целью этих пе реговоров были бы крупные сокращения вооруженных сил и вооружений с уста новлением международного контроля и применением ин спекций на местах. Опыт вы работки возможных мер да ла прошлогодняя конферен ция в Стокгольме, Разумеется, потребовался бы и обмен соответствующи ми данными о вооруженных силах и вооружениях СССР, США и других государств этого региона. Со стороны Запада гово рят о неравенстве, дисба лансе. Конечно, в вооружен ных силах обеих сторон в Европе есть асимметрия, обусловленная исторически ми, географическими и ины ми факторами. Мы за уст ранение возникшего в ка- йих-то элементах неравен ства, но не за счет наращи вания у отставшего, а за счет сокращения у того, кто оказался впереди. Процесс понижения воен ного противостояния в Ев ропе мы видим поэтапным при соблюдении на каждом этапе равновесия на уровне разумной достаточности. Та кие меры позволили бы сдвинуть всю махину нако пившихся. в Европе проблем вооруженных сил и воору жений. Сейчас есть поистине уникальный шанс и было бы непростительно его упус тить. Целям укрепления евро пейской безопасности содей ствовали бы и такие меры, как создание безъядерных зон, зон, свободных от хи мического оружия. Хочу заявить, что мы поддержи ваем обращение прави тельств ГДР и ЧССР к пра вительству ФРГ с предло жением о создании безъ ядерного коридора в Цент ральной Европе. Как извест но, вклад в разработку идеи такого коридора внесла и социал-демократическая пар тия Германии. Отводу из этой зоны под лежали бы: все ядерные бое припасы, включая ядерные мины, оперативно-тактиче ские и тактические пакеты, атомная артиллерия, самоле ты-носители ударной такти ческой авиации, а также зе нитно-ракетные комплексы, способные применять ядер- ное оружие. Среди этих средств значительная часть — средства так называемо го «двойного назначения». Со своей стороны мы го товы вывести из такого ко ридора все советские ядер ные средства. Готовы га рантировать и уважать безъядерный статус этой зо ны. Разумеется, договорен ность о таком коридоре дол жна предусматривать, что на стороне НАТО в предлагае мом правительствами ГДР и ЧССР коридоре не будет ядерного оружия. Нам представляется, что большое значение имела бы реализация предложений Болгарии, Румынии, Греции о зоне, свободной от ядер ного и химического оружия на Балканах. Заслуживают поддержки активная позиция Польши в вопросах повыше ния доверия на европейском континенте, а также предложе ние Финляндии и других стран Северной Европы о безъядерной зоне в этом районе. И еще об одном далеко не маловажном вопросе — за прещении химического ору жия. Мы последовательно выступаем за скорейшую — уже в этом году — разра ботку соответствующей меж дународной конвенции, ве дем активные на этот счет переговоры. Могу сообщить, что Советским Союзом пре кращено производство хи мического оружия. Другие страны Варшавского Догово. ра; как известно, никогда его не производили и не имели на своей территории. СССР не имеет химического оружия за пределами своих границ, а что касается его запасов, то хотел бы информировать, что у нас начато строитель ство специального предпри ятия по их уничтожению. Ввод в строй такого пред приятия позволит быстро осуществить процесс хими ческого разоружения после заключения международной конвенции. Возвращаясь к проблемам ядерного разоружения, хо чу сказать, что из них наи более близка сейчас к в о з м о ж н о м у решению пробле ма ракет средней дальности в Европе. В мире множатся призывы к США пойти на этот первый, действительно крупный шаг в области разо ружения и способствовать тем самым созданию прин ципиально нового климата взаимопонимания между За падом и Востоком. Мы считаем фактором большой политической важ ности, что в п о л ь з у решения проблем евроракет возвы сили свой голос Греция, Голландия, Испания, Ита лия, Финляндия, многие дру гие европейские страны. Мы приглашаем Париж, Лондон, Бонн со своей сто роны содействовать осво бождению Европы от ядер ных ракет средней дально сти, перейти, наконец, к ядерному разоружению. Да и где же. как не в Ев ропе, пора пробивать до рогу новому политическому мышлению! Позвольте мне в этой свя зи сказать о роли Европы в современном мире. Ведь бо лее чем уместно поделить ся мыслями на этот счет, именно здесь, в Чехослова кии, где расположен геогра фический центр Европы и есть даже камень, -символи зирующий эту точку. Мы придаем первостепен ное значение европейскому направлению нашей внешней политики. Почему так? Пре жде всего — наши народы живут на этом континенте, являются вместе с д ру г и м и законными наследниками возникшей здесь цивилиза ции, вносят свой неотъемле мый вклад в ее развитие. Социализм обозначил глу бокий поворот в многовеко вой истории и этой части мира. Вехами здесь издавна были войны. Разгром фашиз ма и победа социалистиче ских революций в восточно европейских странах созда ли новую ситуацию на кон тиненте — здесь сложилась мощная сила, поставившая целью прервать нескончае мую цепь вооруженных кон фликтов. Именно социализ му Европа обязана тем, что вот уже пятый десяток ' лет ее народы не знают войн. Мы и сейчас решительно выступаем против разделе ния континента на ппотиво- стоящие военные блоки, на копления здесь арсеналов оружия, против всего, что является источником воен ной угрозы. В свете нового мышления мы выдвинули идею «обще европейского дома». Это — не красивая фантазия, а ре зультат серьезного анали. за ситуации на континенте. Понятие «общеевропейский дом» означает прежде все го признание определенной целостности, хотя речь идет о государствах, принадлежа щих к разным социальным системам и входящих в про тивоположные военно- по литические блоки. Оно со четает в себе назревшие про, блемы с наличием реальных возможностей их решения. При высокой плотности населения и уровне урбани зации Европа перенасыще на оружием, в ней противо стоят друг другу трехмил лионные армии. Даже «обыч ная» война была бы ■ здесь губительной. Не только по тому, что «обычное» ору жие сейчас на много поряд ков разрушительнее, чем. то, которое применялось во вто.! рой мировой войне. Но и по тому, что на ее территории около 200 блоков на атом ных электростанциях, раз ветвленная сеть мощных химических заводов, пора жение которых сделало бы континент непригодным для жизни. А возьмите загрязнение среды обитания. Масштабы индустриализации и развития транспорта на нашем конти ненте таковы, что экологи ческая опасность уже при близилась к критической от метке. Проблема эта выш ла далеко за национальные границы, она — общеевро пейская. Пора подумать и о том, как будут дальше проте кать интеграционные про цессы в обеих частях Ев ропы, Мирохозяйственные законы объективны. Да и научно-технический прогресс подталкивает к поиску ка. ких.то форм взаимовыгод ной кооперации. Совет Экономической Вза имопомощи подал сигнал к наведению мостов в интере сах всех европейских наро дов. Можно рассчитывать, что новые процессы в эконо мике стран социалистическо го содружества позволят активизировать и обогатить, наполнить новым содержани ем экономическое сотруд ничество обеих половин Европы. Европа «от Атлантики до Урала» —.. это и. историко- культурная категория в вы. соком духовном смысле. Здесь мировая цивилизация обогатилась "идеями возрож. дения и просвещения, по лучили мощное развитие гу манистическая традиция и учение о социализме, уси лиями гениальных людей * всех европейских наций соз давался бесценный фонд во всех отраслях научного зна ния и художественного по стижения мира. Итак, вместо ядерного кре матория для Европы мы предлагаем мирное разви тие многоликой и вместе с тем целостной европейской культуры. Наше представление об «общеевропейском доме» от нюдь не означает намерения захлопнуть его двери для кого-либо. Напротив, про гресс Европы позволил бы ей вносить еще больший вклад в прогресс всего остально го мира. Европа не должна уклоняться от участия в ре шении проблем голода, за долженности, слаборазвито. сти, содействия ликвидацйи вооруженных конфликтов. Можно не сомневаться, что европейские народы без исключения стоят за то, чтобы на континенте утвер дилась атмосфера добросо седства и доверия, сосуще ствования и сотрудничества. Это было бы в полном смы сле триумфом нового поли тического мышления. Движение к этой цели диктуется отнюдь не только соображениями морального порядка. Оно отвечает глу. боким интересам всех евро пейских наций, ибо в наш век взаимозависимости воз никает все больше проблем, которые могут быть решены только совместными усили ями европейского, да и всего мирового сообщества. Разве не требует объедине ния борьба с такими угро жающими цивилизаций я% лениями,. как терроризм, пре^з ступность, наркомания? Раз ве. не ясно, что, если мы се годня не соединим усилия в борьбе против такой новой беды, обрушившейся на че ловечество, как СПИД, то завтра может быть уже по здно. Этот перечень можно про должить. Буквально десят ки сложнейших проблем при обретают сегодня статус глобальных, то есть их ре шение по плечу лишь объ единенному мировому со обществу. Европа может по казать достойный пример, и наши страны полны решимо. сти внести в это свой дос тойный вклад. В этом контексте мы рас сматриваем инициативу Че хословакии о созыве экономи ческого форума. Убежде ны, что он сможет сыграть большую роль в упрочении экономической безопаснос ти государств, в развитии взаимовыгодной кооперации. Тем же стремлением про диктовано и наше предло жение провести в Москве конференцию государств — участников общеевропейско го совещания по развитию гуманитарного сотрудничест ва. Мы считаем, что выдвиже ния и обсуждения достойна любая идея, хоть в чем-то реально ослабляющая нап ряженность противостояния. Сообща уже сделано многое, чтобы понятие общего евро,- пейского дома обрело права гражданства. Общепризнано^, послевоенное европейское устройство. Жив хельсинк ский .процесс, позволяющий шаг за Шагом укреплять До верие между всеми европей: сними странами. Действовать в этом клю че, выявлять общие интере сы, снижать уровень воен ного противостояния, стре миться к безъядерному ми ру — так мы хотели бы ве сти дела в Европе. Дорогие товарищи! В конце этого года мы бу дем отмечать 70-летие Ве ликой Октябрьской револю ции, а в начале года буду щего I — 40-летие февраль, ской революции в .Чехосло вакии. События эти тесно связаны. Они раскрывают историческую закономер ность перехода к социализ му, богатство и разнообразие его форм. Много нами пройдено, много сообща достигнуто. И как ни велики задачи, по ставленные перед страна ми социализма историей, мы уверены, что сумеем их решить. Порукой тому — воля наших партий, неис черпаемые возможности со циалистического обществен ного строя, дружба и това рищество наших народов. . Да здравствует наш со юз! Пусть год от года креп нут дружба и братство со ветского и чехословацкого нас- родов! Пусть новые богатые пло ды принесут нашим народам их социалистический выбор, их тесное сотрудничество и взаимодействие! Пусть будет мир на Зем ле! - * * * Речи товарищей Г. Гуса ка и. М. С. Горбачева были выслушаны с большим вни манием и сопровождались продолжительными аплоди сментами. Оркестр исполнил партий ный гимн «Интернационал!.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz