Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

- - - - - - - - - - - - В Ы С Т А В К И - - - - - - - - - - - - НА ПОРОГЕ НОВОГО ЭТАПА Перс ональная выставка всегда событие. И не только потому, что итожит творче­ скую деятельность художни­ ка за определенный период, дает материал для наблюде­ ния духовной и профессйо- нальной эволюции автора. Выйдя из стен мастерской, работы художника ста­ новятся достоянием обще­ ственным. Одни из них вдруг обнаруживают явную пусто­ ту, другие — раскрывает содержательную наполнен, ность, значительность. Види­ мо, поэтому выставка персо­ нальная даже для коллег, десятилетиями работающих бок о бок с автором, нередко оказывается неожиданнос­ тью, связанной с открытием новых качеств казалось бы хорошо знакомых. Так, по- новому было оценено твор­ чество В. И. Королева. Под­ тверждается это и на недав­ но открывшейся выставке пейзажиста Виктора Петро­ вича Слушника. После яркой, праздничной, почти ярмарочной сутолоки предыдущей экспозиции но­ вая — контрастно поражает обилием света и воздуха, за­ думчивой тишиной, особым лирическим настроением, предопределяющими не­ спешное проникновение в мир художника. Атмосфера эта создана самой природой чувствований автора: не пла. менная страсть, а уравнове­ шенная, спокойная и верная любовь к окружающему ми­ ру, согласие с ним. Профессиональная подго­ товка, полученная сначала в Одесском училище, затем в Академии художеств Латвии, позволила художнику с года­ ми выработать свою манеру, полностью соответствующую его индивидуальности: ши­ рокий протяжный мазок, крупные, мягко соотносящие, ся'цветовые плоскости, пре­ обладание спокойных, плав­ ных, чаще всего горизонталь­ ных ритмов. Чуть замедлен­ ная, как бы приглушенная интонация присуща многим, особенно ранним, произведе­ ниям. Окутанные влажной се­ дой дымкой, городские пей­ зажи Латвии — «Серый день», «Старая Рига», выбе­ ленные жарким солнцем ули. цы Ленинабада, панорама металлургического завода, величественность которого подчеркнута торжественным природным окружением. — «Новолипецкий», дремлю­ щие в летнем мареве сочные луга, затихшие в сугробах липецкие окраины... Но вот мы замечаем, как ускоряет­ ся движение кисти, всщ>тхи_ вают звонкие краски. Это работы последнего времени. Любование «тихими» состоя­ ниями природы сменяется повышенной эмоциональ. ностью. Связано ли это с профессиональным совер. шенствования, либо с пере­ менами в мироощущении (здесь труднб отделить одно от другого), так или иначе хы можем предположить, что Потенциал художника не ис­ черпан, что он на пороге но­ вого этапа в своем творчест­ ве. Уже в первый день работы выставки книга отзывов за­ печатлела слова благодарно­ сти в адрес автора. Делятся радостью узнавания и липец­ кие художники. И . В. КОЛЕСНИКОВ, жи. вописец: — Мое впечатление от вы. ставки: свежесть, сочность, жизнерадостность. Привле­ кает обилие работ, широта географии пейзажей, от При­ балтики до Средней Азии. Это интересно. Разнообраз­ ны и темы: городская, сель­ ская, море. горы... В срав­ нении с прошлой выставкой В. П. Слушника нынешняя дает более полное представ, ление о его творчестве. Про­ изведения выполнены на вы. соком Профессиональном уровне. Хотелось бы, чтобы и другие наши художники последовали хорошему при­ меру и чаще устраивали пер­ сональные и групповые вы­ ставки, которые более широ. ко знакомят зрителей с твор­ чеством липецких авторов. М. Н. САПРЫКИНА, жи­ вописец: — Приятно прийти на вы. ставку и найти новое, неожи­ данное, хорошее, словно по­ дарок получила. Виктор Пет. рович работает много и пло­ дотворно. С возрастом, жиз­ ненным опытом на душу чело­ века разное наносится, а в произведениях Слушника чувствуется чистота и добро­ та. Мне кажется, что попа. Дая на природу, художник отрешается от суеты, не ду­ мает о приемах письма, а просто наслаждается и пере­ носит свое чувство на полот­ но. Ощущение покоя, кото, рое найдет здесь зритель думаю, необходимо для от­ дыха от спешки, нервных на­ пряжений повседневности. «Серебристый день», «Частая Дубрава». «Болото» — эти работы мне доставили нас­ тоящее удовольствие. В этю­ дах, на мой взгляд, больше жизни, чем в картинах, они будто дышат. В. С. СОРОКИН, живопи­ сец. заслуженный художник РСФСР: — Прихожу к выводу, что выставки наших художников не хуже привозных, пере­ движных. Думаю, это пото­ му. что мы относимся к себе и друг к другу критично. Бывают и обиДы, но вскоре сама жизнь убеждает, на­ сколько критика полезней для творческого, развития, чем «добрая» лесть. Выстав. ка В. П. Слушника показы­ вает, что он много работает. Среди наиболее интересных пейзажей назову цельный по цвету и композиции — «Ут­ ро», высокий по культуре цвета —г «Рига. ул. М\ Горь. кого», тонко передающие на­ строение, написанные гармо­ нично, густо, плотно — «Дон», «Вечер», «Полово­ дье». В недавней работе «Болото» художник не побо­ ялся напряженности цвета, открытой взволнованности. Ему нужно развивать это на­ правление. В. М. ЛУЗАНОВ, живопи. сец: — Мгновенность впечат­ лений в последних работах В. П. Слушника выражена очень тонко. Он'хорошо пе­ редает состояние свето.воз- душной среды, изучает ее. о чем свидетельствуют лучшие произведения. У него есть приемы, закрепленные на практике, ставшие индивиду, альными, для передачи про­ странства, например, — чет. кое деление композиции на планы. И делает он это ма­ стерски, точно, лаконично, несколькими широкими маз­ ками. Считаю, нам, худож­ ника^, следует обратить вни­ мание на некоторые его про­ фессиональные качества и кое-чему поучиться. Т. НЕЧАЕВА, искусствовед. ЗОВЕТ МАЛЬЧИШЕК РИНГ При Доме культуры птице­ фабрики «Липецкая» действу­ ет филиал детской юношеской спортивной школы. Разговор об организации фи­ лиала ДЮСШ на птицефабри­ ке зашел сразу же после сда­ чи Дома культуры. Осенью прошлого года, наконец, все трудности остались позади и тренер А. П. Желудевский со­ ставил график тренировок юных боксеров. Около пятидесяти ребят за­ нимается сегодня в трех воз­ растных группах. К 7 0 - л е т и м » В е л и к о г о О к т я б р я С ВОЛНЕНИЕМ ожи­ дали мы встречу с творческими кол­ лективами Воловского рай­ она. Праздник открыла замести­ тель начальника областного управления культуры Л. М. Юнченко. Приветствиями об­ менялись, выйдя на сцену, руководители района и шеф­ ствующего треста «Липецк- металлургстрой», Первый сек. ретарь Воловского РК КПСС М. Д. Перцев рассказал о том, чем богат и славен край’ Издавна известна воловская земля народными талантами, и особенно любят здесь пес­ ни. Много их было в кон­ церте: тепло встретили зри. тели солистов Н. Серову, В. Капленкову, А. Бачури­ на, мужские Дуэты в соста­ ве Н. Новикова и А. Соро­ кина из колхоза имени XX партсъезда, пчеловодов В. Аносова и Л. Подоприхина из колхоза «Родина», вокаль­ ные ансамбли. Что приятно, не было в концерте «запе­ тых» песен, кочующих из од-~ ной программы в другую. В Липецк приехали пять хоровых коллективов — это более 230 участников. а всего в районе их семнад­ цать, В одном райцентре, а не надо забывать,-* *что это— село, существует пять хоров. руководит которыми Раиса Семеновна Гостева. Старей­ шему хору воловских мед­ работников было доверено по­ четное право открывать кон­ церт. Широко и мощно зву­ чали в его исполнении песни «Россия моя» И. Мурадели и «Воловская хлеборобная» — на стихи местного автора И. Шуйского. Мужской хор РДК, носящий с 1970 года звание народного, покорил техникой исполнения, обра­ зностью, эмоциональ­ ностью. Трудный экзамен пришлось ему выдержать, прежде чем выйти на обла­ стную сцену. Дело в том, что между коллективами руково­ димыми Р. С. Гостевой, идет негласное соревнование, бо. ролись они и за почетное право представлять свой рай­ он в отчетном концерте. Теперь о песенных тради­ циях края. Они были пред­ ставлены в репертуаре трех поколений фольклорных кол. лективов. Небольшая фольк­ лорная картинка, к сожале­ нию, не дала о них полного представления, так как пост, ровна была на частушках. А ведь в их репертуаре есть много старинных русских об­ рядов: сватовство, девичник, помолвка, свадьба, масленни- ца, посиделки и другие. А песня «Вот вспыхнуло утро, румянятся, воды...», как счи­ тают знатоки фольклора, бы­ ла известна еще в восемнад­ цатом веке. Не случайно ре­ пертуар Васильевского фоль­ клорного коллектива записан на пленку преподавателями педагогических вузов Липец­ ка, Воронежа, Москвы и ис­ пользуется при изучении фольклора студентами. Оста­ ется только добавить, что это Мария. Митрофановна Еремина, старейшая учитель­ ница местной Васильевской школы, не дала Исчезнуть пе. сенному народному богатству и все 18 лет возглавляет фольклорный коллектив. Бе­ седуя с участницами ее ан­ самбля и фольклорной груп­ пы колхоза «Великий Ок­ тябрь», не перестаешь удив­ ляться, какие это энтузиас­ ты народного творчества и неутомимые труженицы — почти все достигли пенсион­ ного возраста, стали ветера­ нами труда, некоторые и сей. час продолжают работать, а на репетиции с собой вну­ ков за руку ведут. Есть сре­ ди них и ветеран войны — А. Г. Бачурина, прошедшая с 252-ой стрелковой дивизией от Волово до Германии. Запомнились зрителям по­ бедители районного конкурса «Играй, гармонь!». Русские вышитые рубашки, залихват­ ски заломленные фуражки с кокетливым цветком на ко­ зырьке, удалая выправка — вот такими молодцами вышли сельские гармонисты на сце­ ну. Зал вмиг ожил, когда за­ звучали озорные переборы «матани» и «барыни», про­ никновенные «Воронежские страдания». Не всегда музы­ ка так за душу берет, но здесь был какой-то особый настрой лихих исполнителей* Й хотя гармошки у всех де­ вяти были разные (у каждо­ го — своя марка), звучали они как сложившийся ан­ самбль. А ведь и репетиро- вали-то вместе всего несколь­ ко раз. Бурю аплодисментов вызвало их выступление. Конечно, концертная прог. рамма, рассчитанная на час с небольшим, не могла отра­ зить все лучшее, что есть в районе. Ведь необходимо бы­ ло и географию района пред, ставить, и разнообразие жан­ ров, и массовость. Все это - удалось воловчанам. как от* -ч метили члены оргкомитета- л фестиваля. Тем не менее, творческий отчет показал не только достижения, но и ре­ зервы, над которыми пред­ стоит работать. Невысока тех­ ника исполнения танцеваль­ ных коллективов, хотя задум­ ки хореографа сами по себе интересны. Надо добиваться большего мастерства оркест­ ровым коллективам, можно было шире представить на­ родные ремесла и художест­ венное творчество. И, конеч.. . но, важный вопрос, который не снимается с повестки дня и в период проведения фести­ валя, — пополнение кадров руководителей самодеятель- ных коллективов специали-. стами с высшим образовани.. . ем. А в целом жюри и зри- : тели положительно оценидц творческий отчет. А. МЫЗНИКОВА. редактор ОНМЦ областного управления культуры. \ рА СНИМКЕ: выступают самодеятельные артисты Во­ ловского района. Фото А. ЩУРОВА. Ф Е С Т И В А Л Ь Н А Р О Д Н О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А Светлана МЕКШЕН. Я ТВЕРДО ЗНАЮ... Напрасно соглядатай уповает на то, что время всех нас уровняет— под общий корень личность подведет. Ведь тот, кто утверждает это, метит в то равенство, где и его заметят, в ту сумму, где и он не пропадет. Напрасно он о времени печется и к тем, кто поизвесгней, тихо жмется - авось и в нем признают своего, и может назовут в газетном списке, и может приобщат к заветной миске, прибавят весу... Только и всего! Ах, милый мой, жуя горбушку хлеба и глядя то на землю, то на небо уж лучше слыть последним дураком слагающим себя из правд сермяжных, чем первым знатоком идей продажных, стоящим в очередь за ярлыком. * Да чем же я вам всем не угодила... Не так глядела? Не о том судила? Не тем узлом вязала смех и грех? И, может быть, когда себя лепила среди открытых мной — не тех любила, но ненавидела — уж точно тех. Пускай мне хуже, но я твердо знаю, что с игры состраданья не играю и в сестры милосердия не рвусь. Куда мне с чьей-то хваткой состязаться... Мне бы в себе суметь бы разобраться: какая боль внутри, какая грусть... Ах, кабы нам бы Епрок пошли уроКп жить, не юля, с чужой души оброки не собирать, свой ублажая нрав, не доверять бы голосу в конверте, не покупать бы за пятак бессмертье, все помнить об одном: хоть гол — да нрав НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ Светлый праздник приходит к детворе в дни весенних кани­ кул. — «Неделя детской книги». В Домах пионеров, библи­ отеках н школах проходят в эти дни творческие встречи ли­ пецких писателей с юными читателями. «Книжкины имени­ ны» продлятся в городах и селах области до апреля. Сегодня мы публикуем новые стихи липецких литераторов для детей. 8 МАРТА В 1955 ГОДУ Выступаю. Воспаряю. Возношусь над нищей прозой. Я — богаче всех, я знаю, в зале, пахнущем мимозой. Я читаю вдохновенно самодельные куплета и надеюсь непременно на успех, как все поэты. В самом розовом из платьев перед группой подростковой всех своих сестер и братьев в детском доме на Расковой. Прямодушно, без подтекста я рассказываю снова про счастливейшее детство, где о матери—ни слова. И пока грохочут марши, я ныряю резвой мышкой в кладовую кастелянши С платьем розовым под мышкой. С подзатыльником впридачу с видом жалким и убогим за спиной вождя поплачу — за его портретом строгим. И сама себя утешу, вспомнив за стихи награду: на ладошке нежно взвешу три осколка рафинаду. Отнесу я три осколка / трем дежурным бледнолицым, чтобы выпустили только добежать бы до больницы, чтоб, нарушив все порядки, пронести в подарок маме сладкие стихи в тетрадке, смешанные со слезами. ЖЕНЩИНА В ОКНЕ Жизнь прекрасна — это ясно и в романе, и в кино.: Отчего ж такой несчастной в этой ясности прекрасной смотрит женщина в окно. Ни грозы над ней, ни тучи, а на сердце тяжело — до подробностей изучен весь роман ее ползучий, и кино почти прошло... Безутешна в хороводе, как звезда среди планет. С ног до головы — в свободе, но в свободе этой вроде радости все нет и нет. Отчего ж теперь вот стынет возле этого окна... Кто окликнет? Кто обнимет? Кто с плеча пылинку , снимет, если ты — совсем одна. Неспроста окно открыто. Знает женщина и ждет: как из жизни позабытой —- мимо дома знаменитый сводный духовой идет. Оркестранты — молодые. Капельмейстер — мощь и сТзть. Трубы нежные, витые, звуки сине-золотые станут сердцем управлять. Волны, сопки, грезы, гроты —— фантанстический полет... Сводный — свел с ума кого ты?! — от субботы до суббота женщина тобой живет. Иван ЗАВРАЖИН В Центрально-Черноземном книжном издательстве подго­ товлена к печати книга стихо­ творений И. Завражина для де­ тей — «Честное-пречестное». Мы предлагаем вниманию юных читателей стихи из этой книги. Захочу, и просто так заведу себе собак. Не одну, а сразу много, чтобы жить и не скучать. Я приду, — а у порога есть кому меня встречать. Тихой утренней порою гляну, — Вот оно йое ;— ждет, когда глаза открою. дружелюбное зверье. А к весне — смурные с виду — из укромных уголков к нам, пошатываясь, выйдут сто взъерошенных щенков. Станет некуда девать — мы их будем раздавать. Но нельзя случайным * людям доверять судьбу щенка. Раздавать, конечно, будем, но не каждому пока. Чтоб не портилась болонка от капризного ребенка. Чтобы маленький бульдог научиться врать не мог. Чтобы видел фокстерьер положительный пример. Грубияну и задире не видать щенка в квартире. Тот, кто ноет и канючит, пса, понятно, не получит. К болтуну или вруну головы не поверну. А вполне достойным людям мы, конечно, раДы будем. Все они, наверняка, заведут себе щенка. В чистом поле теснота. Там трава густым-густа, Только лишней нет былинки, нет ненужного листа. Там дрожит трава- трясунка, там полна «пастушья сумка», там кудрявой головой никнет мятлик луговой. Примечай и различай — зверобой й молочай, Иван-чай, Йван-да-Марья. не сгуби их невзначай. Как прохладны и чисты после дождика цветы! Только черных и никчемньпс никогда не встретишь ты. В этой чаще, в этой гуще, шелестящей и цветущей, испокон веков живет всякий маленький народ. В разнотравье, В бездорожье там коровки бродят божьи. Ходят с думой в голове муравьи по мураве. В кочке птичка- чечевичка на пяти рябых яичках. Тих и вежлив козодой с козодойкой молодой. Чисто — поле, чисто —■поле. Травы, солнце, ветер, воля. Там, куда роса ни брызни, — всюду жизни, жизни. жизни. Там, куда ни брызни свет, — жизни, жизни — лишних нет. Пусть, — провеянное ветром, переполненное светом, хрустом, шелестом и свистом, — чисто — поле будет чистым, простираясь до небес, где темнеет чистый лес. КОРАБЛИКИ Бегут ручьи, шумят ручьи. Куда спешат? — Не знаю. Я в них кораблики свои бумажные пускаю. Умчат ручьи вперегонки Их в дальние края. , По ним ребята всей земли Узнают про меня. Р. ДЕРГУНОВА, воспитатель детского сада. ДЕЛУ—. ВРЕМЯ Во дворе гулял Антошка. Стало скучно одному,- К Саше постучал в окошко: -— Не выходишь почему? — Я задачу дорешаю, приготовлю пересказ, вот тогда и поиграю. Делу — день, потехе — час. М. МИХАЛЕВА, рабочая НЛМК. В ОДИН из солнечных августовских дней мы — автор этих строк, Борис Михайлович Шальнев и Михаил Васильевич Жит­ ков побывали в Средней Лу. кавке. ...Спустились мы на сухое дно бывшей «Аксюткиной ямы», поднялись на голйй косогор и вокруг обошли дом, поставленный «лицом на зарю», ныне с провалившими­ ся стропилами и островками черной соломы на крыше. По­ бывали в запущенном хра­ ме, построенном полтора века назад и хранившим еще крепкую кирпичную кладку. ,прошлись вдоль бывшего рус­ ла речки Лукавочки. натк­ нувшись на плотину, и вспом­ нили слова поэта Василия Федорова: «Крутое слово «покорись.». И это о родной природе?!» .. Мелиораторы не посоветовались с речкой: хо­ чет ли она изменить русло, ухлопали огромные средства а она. речка, закопала себя в песок, умерла... Не все. разумеется, так скорбно в Средней Лукавке Врач Михаил Житков искрен­ не радовался родному степ­ ному воздуху... Поэт Борис Шальнев молчал. И это раз­ думчивое молчание оберну лось заветным: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ К Н И Г И Л И П Е Ц К И Х А В Т О Р О В - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - НЕРАСТРАЧЕННОЕ ЧУВСТВО — Из всех земель я выбрал эту землю, Из всех -земных — вот эту вот зарю. И хотя земля где родился — это мать, матушка, а мать не выбирают, — откровение было понятным. Как понятен особый смысл строк: Белесое небо, Щемящий покой. Раздумчивое молчание вылилось потом во многие другие строки*, вошедшие в новую книгу «Соловьиные берега», только что вышед­ шую в Центрально-Черно­ земном книжном издательст ве. Знакомясь с новым поэ­ тическим „сборником, мыслен­ но повторял известное изре чение: хочешь лучше понять поэта, побывай на его роди не. Да. болью сердна созда на эта книга. Серьезные сти хи. «Планета наша для ве­ селья плохо оборудована» на ней. говоря словами Шаль нева, человек ...не все объединил ряды. Земля,*от несогласия людского на полюсах твоих крепчают льды! Таков лейтмотив книги, та. нова тревога автора И другая глобальная тема в книге — /тоже тревожная нота: Чтоб любой прогресс не сглазил Соловьиных берегов, так как ...убавляемся в нас Свет соловьиной весны. Жестоко? Да. Но ведь на­ значение поэзии — чувства добрые пробуждать, совесть, будить. Этим всегда была сильна наша национальная этика. Борис Шальнев следу­ ет этой традиции. Пятнадцать лет назад, ре. цензируя рукопись Бориса Шальнева «Лицом, к рассве­ ту» — заявку на первую кни­ гу в столице, Дмитрий Нова лев. с присущей ему чут костью и душевной прозор­ ливостью, отметил в ней «доб­ рые, жизненные, чистые сти­ хи», которые учат «понимать простые, но крепкие, верные истины». Эта негромкая похвала, на мой взгляд, очень справед­ лива, она точно определила своеобразие самого характе­ ра Бориса Шальнева, его гражданскую и литературную позицию, в чем убедятся чи­ татели, знакомясь с новой книгой, вышедшей в год пя­ тидесятилетия автора. Позволю себе такое суж­ дение: совершенные формы воздушного лайнера вос­ хищают, как и мастерски сра­ ботанные стихи. Но когда самолет на земле, он при­ землен. Замысел создателя в том, чтоб самолет летал. А взлетает он, самолет, с одной точки, И предназначение поэзии в том, чтоб мы рщу* тили взлет. Найти же точку от которой бы оно стихотво­ рение, взлетало, не всегда удается даже мастеру. Борис Шальнев — зрелый мастер стиха, но и у него встреча­ ются длинноты. Вот стихо­ творение всего из двух строф: Вовсе не красна изба углами, Пирогами тоже „ не красна. Детскими счастливыми глазами Добрая изба озарена. Пусть же вам родные светят очи На веселом на земном веку. В каждом уголочке чтоб — по дочке. В каждом уголку чтоб — по сынку! Разве так уж необходима тут вторая строфа, она ни­ чего не дополняет, а лишь разъясняет. Также и в сти­ хотворении «Медведь» из четырех строф. Точка долж­ на быть в самом центре — две последующие строфы это никчемное разъяенение. Та­ кое встречается в некоторых других вещах. Эта технология труда ли­ тератора, казалось бы, не интересна читателю, О, нет. Он, читатель, нередко недово­ лен длиннотами как в поэ­ зии, так и в прозе. Как ви­ дим, общественная роль ре. дактора важна. В этом, под­ черкиваю, издательская бо­ лезнь в стране всеобщая. Долгие годы я общаюсь с поэтом Борисом Шальневым и не перестаю восхищаться. Цельная, звучащая на доверительной ноте поэзия, не оставит равнодушным ни. кого. Снова в поле рожь заколосилась, Прямо за околицей села. Ничего как будто не случилось, Но печаль от сердца отлегла. Как это обобщенно и кон­ кретно: за околицей Средней Лукавки я видел такое. Ска­ зать о земле — «Движимая собственность моя!» — мог только поэт и хозяин, возде. лывающий поля. О чем бы ни говорил поэт, он — точен, афористичен: «На земле этой — все мы солдаты»; «Стре­ ляет птенцами скворешня. В живой, голубой небосвод». «Кружит лист — безголосая птица в сквозняковой лесной полосе»; «Отходчиво русское сердце, пытать бы не надо его»... В новой книге Б. Шальне­ ва судьбы людские, судьба Отчизны и судьба самого по. эта-гражданина, труженика; Не позорная земля -г* Дозорная. А холмы на ней *— Рукотворные. Это о них. начиная от по­ ля Куликова и до Великой Отечественной: Млечный Путь, как большак, обозначили Земляки, что домой не пришли... И опять на памяти Сред няя Лукавкаг Я видел сам. как, бросив костыли, Упал солдат в прибой ржаного поля, Он поклонился ‘ щедрости земли, Впервые хлеб родившей после боя. После этого сыновний пок­ лон и самого поэта, который «не в поисках зла уходил из отчего дома», жизнь его на­ делила «вечным огнем удив, ления» и благодарности этой жизни, в которую он «при­ шел не гостем»: В полях России главное — хлеба. Прости, индустриальная держава, В колосьях спелых — честь моя и слава, Любовь моя, надежда и судьба» Кровная 'причастность к делам и заботам земляков, в первую очередь — пахарей и сеятелей, которые умеют не только боронить, но и обо­ ронять хлебородные поля. Герои книги Бориса Шальне­ ва живут честно и открыто, потому, что «с землею и не­ бом имеют дела». В этом не­ растраченное чувство добра поэта. / , С. ПАНЮШКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz