Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

ш ШШж. На все сезоны разрабатывает модную одежду эксперимен­ тальный цех липецкого Дома мод. Многие разработанные здесь модели уж е стали популярными у липчан. По образ­ цам, изготовленным в цехе, работают многие ателье области. В цехе повышают квалификацию закройщики. Словом, цех стал лабораторией по разработке новых модных моделей одежд> 1 . НА СНИМКЕ: конструктор одежды комсомолка Любовь Сухинина. Фото А.'ЩУРОВА. Службой хорошего настроения называют предприятия сфе­ ры услуг. От искусства их работников, готовности придти на помощь, вежливости и внимания зависят не только наше хорошее настроение, но и деловой настрой. Десятки органи­ заций входят в состав коммунальной и бытовой служб обла­ сти, где заняты тысячи людей, большинство из которых дей­ ствительно мастера своего дела. Сегодня, в день профессионального праздника, мы рас­ сказываем об одной из служб, к услугам которой нередко приходится прибегать многим липчанам. ...Киоск с надписью «Гор- справка» стоит в районе вок­ зала. как говорится, с незапа- мятних времен. Целое десяти­ летие его хозяйка Алла Алек­ сеевна Седышева отвечает на наши «когда?», «где?» и «как?». Отвечает без запинки, для ответов на большинство вопросов ей требуются считан­ ные минуты, а то и секунды. Весь справочный материал — здесь же,' под рукой. Только место жительства того или иного человека приходится «прозванивать» через адресное бюро. — О чем обычно спрашива­ ют липчане и гости города? — Диапазон вопросов самый широкий, в день приходится давать до 150 справок. К при­ меру, летом У киоска немало молодежи; будущие абитури­ енты интересуются условиями поступления в вузы и техни­ кумы страны, профессиональ­ но-технические училища облас­ ти. Принимаем мы также объ­ явления об обмене квартир которые потом расклеиваются на специальных стендах по всему городу. А то и просто помогаем людям в беде. — Что вы имеете в виду? — Недавно, например, об­ ратилась сюда старушка, приехавшая из Тамбова: мол. помогите найти адрес сына. Фамилия распространенная— не посылать же 80-летнюю женщину по нескольким адре­ сам. На счастье, старушка приблизительно знала место работы. Позвонили мы туда, разыскали, он приехал и за­ брал мать... Или вот как-то обратился в киоск ' за помо­ щью мужчина; оставил в про­ ходящем поезде вещи. И здесь помогли, подсказали, где искать. Пропажа потом нашлась, так тот мужчина письмо прислал с благодарно­ стью... Разговор о справочно-ин­ формационной службе Липец­ ка мы продолжили в кабинете ее заведующей В. П. Замяти­ ной. — Валентина Петровна, в вашей службе, наверное, не только справочные киоски?.. — Разумеется. Кстати, в Липецке работает пять таких киосков; кроме вокзала, они есть на Театральной площади, у «Котбуса», на площади Ми­ ра и у проходных ЛТЗ. В эти дни открывается еще один — в поселке сокольских метал­ лургов. Кроме этого у нас имеется очень .популярный среди многих липчан отдел газетно-журнальной информа­ ции. Ежедневно в адрес служ­ бы приходит целая машина газет и журналов. И наши женщины — подборщики, об­ работчики — «перелопачива­ ют» все эти издания, раскла­ дывая по темам и составляя подборки для читателей. ■ ■ га Добавим к этому, что крут вопросов, интересующих лип­ чан {кстати, не только нащи земляки являются постоян­ ными абонентами, идут отсю­ да подборки и в другие горо­ да и даже республики), са­ мый широкий. Это и серьез­ ные темы, такие как «Сель­ ское хозяйство», «Транспорт». «Профсоюзы», материалы по интересам: «Киноискусство», «Спорт», «Кулинария», «Вяза­ ние», «Советы рыболовам» и т. д. Очень много договоров заключают с горсправкой предприятия области. Одним словом, недостатка в клиен­ тах здесь не бывает. Наверное, немало добрых слов можно еще сказать- об этой, на первый взгляд, «неза­ метной» службе, занимающей тем не менее достойное место в системе услуг, оказываемых населению области. Но самое главное — здесь работают лю­ ди, которые способствуют по­ вышению настроения, избав­ ляют нас от лишних хлопот. В. СПИВАК, ксрр. «Ленинского знамени». Как уже сообщалось, Липецкий облдрамтеатр имени Л. Н. .Толстого стал одним из 70 театральных коллективов страны, включившихся в двухгодичный комплексный экс. перимент по совершенствованию управления и повышению эффективности их деятельности. Условия эксперимента затрагивают широкий круг вопросов и идейно-художест­ венных, и сугубо экономических. Как всякому творческому организму, театру необхо­ дима обратная связь — живая реакция, оценка его дея­ тельности зрителями. О взаимоотношениях тех, кто на сцене, и тех, кто в зале, на страницах газеты уже шел разговор («ЛЗ» от 4 октября 1985 г.). Тогда, в частно, сти, отмечалось: «Будем справедливы: есть у нашего теат. ра истинно свой зритель, нравственно чуткий, эстети­ чески бескомпромиссный. Он радуется успехам театра и печалится по поводу постигших его неудач (кто же от них застрахован?)... Он понимает: не только актеры или режиссер, но и публика, заполнившая зрительный зал, несет 'духовную ответственность за судьбу спектакля. И это на самом деле так: разве, например, холодок, воз­ никший по ту, «воспринимающую» сторону рампы, не остужает тех, кто трудится по эту ее сторону?» Так что же ждет такой заинтересованный зритель се. годня от мастеров сцены? Что смотрит и что хотел бы он посмотреть?' Какого героя предпочитает? Как сам оцени­ вает свои отношения с театром, что предлагает для их совершенствования? Такие вопросы редакция «Ленинского знамени» вме­ сте с коллективом театра предложила для обсуждения за «круглым столом», за который были приглашены работ­ ники обкома ВЛКСМ, институтов — педагогического и политехнического, областного театра кукол, облоно, уп­ равления профтехобразования, партийных комитетов НЛМК и ЛТЗ, журналисты, критики. В беседе п ри н я л и участие главный режиссер облдрамтеатра имени Л. Н. Тол. стого В. М. Пахомов, заведующая литературной частью Г. И. Коваленко, актеры М. Янко, О. Овчинников, Н. Че- быкин. —С- Что сегодня в репертуаре? Творческий коллектив, вот уже десять лет возглавляе­ мый заслуженным деятелем культуры РСФСР В. М. Па­ хомовым, хорошо знают не только в области, но во мно­ гих городах страны. Как от. мечал. в своем выступлении литературовед В. И. Славец- щий, «стабильность — вот <слово, которое может пере­ дать общее впечатление от работы театра. Театр выра­ ботал долгосрочную стра­ тегию, направленную на то, чтобы повысить духовный . потенциал большого про­ мышленного города. Вдумчивая работа над клас­ сикой в наибольшей мере определяла его лицо. его судьбу, добротный уровень; целенаправленность поиска. Недавняя премьера спектак­ ля «Если бы знать, если бы знать!» — ретроспективный отчет о том, как пришел те­ атр к творчеству А. П. Че­ хова, как в работе над че­ ховскими пьесами формиро­ вался коллектив единомыш­ ленников». Доценты пединститута А. И. Засимова, С. А. Шма­ ков, учительница грязинской средней школы № 4 Г. В. Шкатова, журналист Л. Г. Бадарина и другие тепло го­ ворили о чеховских спектак­ лях «Чайка», «ДяДя Ваня», «Пять пудов любви», о за­ поминающемся воплощении образов чеховских героев Светланой Погребняк, Ми­ хаилом Янко, Михаилом Со­ болевым, Юлией Ганиной... Спектакль «Дядя Ваня», как известно, был удостоен Го­ сударственной премии РСФСР. К коллективу пришел .ус­ пех, поднялся его авторитет. Но одновременно выросли и критерии оценки его дости­ жений. Из них и исходили участники «круглого стола», откровенно высказывая свои впечатления о сегод­ няшнем дне театра. поже­ лания и предложения на бу­ дущее. В. Э. БРЕДИС, проректор Липецкого политехнического института; — Я — поклонник нашего театра, люблю его, с.мотрю все спектакли, Нередко при. ходится слышать: театраль­ ный ли наш город? Думаю, что в полной, мере таким Ли­ пецк не стал, театральных традиций пока все же нет. Отчасти это беда многих быстро растущих городов. Я всю жизнь связан с мы теперь и большего от не­ го ждем. Время сейчас какое интересное! Может быть, стоит поискать и новые пье­ сы, отвечающие духу этого времени перемен? Нашел же театр пьесу В. Дозорцева «Последний посетитель», по­ ставил ее одним из первых в стране. Я с удовольствием смотрел спектакль, он слов­ но ударил по нервам, он отозвался в душе актуально­ стью нравственного своего пафоса. В афише есть все-таки ка­ кой-то пробел, мало спек­ таклей для детей 12—15 лет, старшеклассников. «Страсти по Варваре», «Факультатив, или Декабристы 10 «а»... Все это хорошо, но мне, как педагогу, хотелось бы боль­ ше постановок о сегодняш­ нем дне школы, которая жи­ вет очень напряженно, в ко­ торой многое проблематично. Л. Ф. ПЛАТОНОВА, зав. отделом пропаганды обкома ВЛКСМ: техникой, поэтому мне лег­ че мыслить техническими категориями. Театр — уп­ равляющая система, приз­ ванная воспитывать этиче­ ские, нравственные, мораль­ ные качества, гражданское отношение, активную пози­ цию. Но любая управляю­ щая система может полно­ ценно функционировать то­ лько тогда, когда имеется прямая и обратная связь. Прямая связь — репертуар обратная — его восприятие зрителем. Мне кажется, на­ шему театру надо более пол­ но знать, как реагирует-зри­ тель на все его спектакли... В. М. ПАХОМОВ, глав­ ный режиссер театра: — Вы попали как раз в точку. Недавно Ленинград­ ский институт театра, му­ зыки и кино закончил в Ли­ пецке такие исследования на самом высоком научном и искусствовздческом уровне... B. Э. БРЕДИС: — Что ж, это хорошо. Ко­ го сегодня в зале большинст. во? Молодежи — от 18 до 25 лет. Всегда ли такой зри­ тель готов воспринимать Че­ хова? Ведь для этого нужен определенный уровень раз вития? Думаю, не всегда. А что волнует молодежь боль­ ше всего? Проблемы сегод­ няшнего дня. Спектаклей, 'за­ трагивающих такие пробле­ мы, хотелось бы видеть в репертуаре больше. C. А. ШМАКОВ, доцент ЛГПИ: ■— Поскольку речь зашла об отношении молодежи к классике, скажу о своем ву­ зе. Театр с, его чеховскими спектаклями, безусловно, наш помощник в воспитании учителя. Но, к сожалению, мы эту помощь еще плохо используем: студенты ходят в театр эпизодически. А ведь, если мы не будем формиро­ вать'интересы будущего пе­ дагога, значит, и завтрашний школьник не пойдет в театр. Согласен: к классике у молодежи отношение пред­ взятое — и в немалой степе­ ни в силу того, что и наша школа подчас отвращает де­ тей от литературы. Не скажу, будто у нас нет совсем учи­ телей-театралов, прекрасных словесников. Но ведь обще­ признано; уровень препода­ вания' литературы еще далек от желаемого. Отлученный от Чехова в школе, подрос­ ший ученик вряд ли прибли­ зится к нему в театре... Наш театр, несомненно, вырос за последнее время в художественном плане. Но — Мы рады рождению спектакля «Вся надежда», обязательно организуем его просмотр для комсомольских активистов, будем говорить о нем в молодежных ауди­ ториях. Ждем и новых ра­ бот о молодом современни­ ке. Ведь он не только увле­ чен брейком и рок-музы­ кой, он учится, трудится, ищет себя в деле, нужном людям, обществу. Недавно ЦК ВЛКСМ подвел итоги мающие нравственные и со­ циальные проблемы совре­ менности.., Театр усилил внимание к современной драматургии. К этому побуждают и условия эксперимента, который да­ ет право на самостоятель. ность, но с другой стороны, проверяет на жизнестойкость — и творческую, и финан­ совую. И хорошо, что один ИЗ основных принципов теат­ ра — это установка на ху­ дожественное качество. А. И. ШУМ, зам, секре­ таря парткома НЛМК: — Мне думается, что это одна цз самых острых проб­ лем сегодня и в контактах между театром и НЛМК. Ка­ кими они подчас были рань­ ше? Нам говорили: надо рас­ пространить билеты па спектакль. Мы помогали в этом. А что получалось на деле? Многие зрители, вро­ де бы и «отоваренные» биле­ том, так и не приходили в театр. Думаю, что «мертвые души» взамен живой, жаж- простое. Помогает нам в этом пединститут. Хотелось бы, чтобы более деловые свя­ зи установились и с педаго­ гической частью театра. С. А. ШМАКОВ: — Вообще, неплохо бы было развить в городе такое «движение» — «Папа, мама, я — театральная семья». Глядишь, и переросло бы оно в хорошую традицию... В. И. ЧУНИХНН: — Слушал коллегу с НЛМК и думал; а вот нам, тракторостроителям, похва­ статься нечем; сегодняшний уровень взаимоотношений нашего трудового коллекти­ ва с театром безнадежно ус­ тарел. Хорошо бы творчес­ кие встречи театра, актеров с рабочей аудиторией прев­ ратить в систему, тради­ цию. \ Поддерживаю коллегу: прежняя форма распростра­ нения билетов, подчас чуть ли не навязывания их, ниче­ го, кроме вреда, не приносит. Воспитание зрителя — дело тонкое. Это, конечно, и на­ ша забота, идеологических работников. Кстати, о билетах. А по­ чему, например, в нашем бо­ льшом поселке нет театраль­ ной кассы? Ее место — у заводской проходной, где ежедневно бывают тысячи людей ..4 ский транспорт поздним ве­ чером ходит нерегулурно, порой по полчаса ждешь ав­ тобус. Это тоже влияет на посещаемость театра. Слы­ шал я, что в других городах есть даже специальные «те­ атральные маршруты». Мо­ жет быть, стоит подумать об этом и у нас. в Липецке? В. М. ПАХОМОВ: — Вопрос этот уже под­ нимался однажды, В горко­ ме партии, на одном из сове­ щаний у нас попросили гра­ фик, когда, в какое время кончаются спектакли. Мы все спектакли начинали в 19.00. Но ,поело всех дебатов ра­ бота транспорта, как видим, не улучшилась... смотра-конкурса драматур­ гов, пишущих о комсомоле, о молодом современнике. Мо­ жет, театру стоит ознако­ миться с одобренными пье­ сами? Нам надо шире ис­ пользовать их и на самодея­ тельной сцене. В. И. ЧУИИХИН, зам. секретаря парткома ЛТЗ: — Какие спектакли нуж­ ны сегодня? По-моему, преж­ де всегосоциально направ­ ленные, ' социально острые. Какие работы, скажем так, делали «погоду» и на какие с удовольствием ходили наши заводчане? Это' — «Синие кони на красной траве», «Закон вечности», «А поутру они проснулись...», «Послед­ ний посетитель»... И сегодня, в тот момент, когда мы у, себя в трудовых коллекти­ вах решаем непростые зада­ чи, хочется, чтобы театр ак­ тивнее помогал нам в пере­ стройке, может быть, в боль­ шей степени, чем он это де­ лал раньше. Театр может и должен стать сегодня публи­ цистически острым, не те­ ряя при этом художественно­ сти. В. И. СЛАВЕЦКИИ: — Очень нужны нашему зрителю спектакли, подни- К т о п р и х о д и т в з р и т е л ь н ы й зал? Разговор о спектаклях, ре­ пертуаре постепенно пере­ шел на вопросы взаимоот­ ношений театра и зрителя после довольно острого, эмо­ ционального выступления. Л. Г. БАДАРИНА, жур­ налист: — Я поделюсь с вами по­ трясением, которое испытала цедавно, побывав вместе с сыном на спектакле «Фа­ культатив, или Декабристы 10 «а». Он и ему, и мне понравился, мы говорили о нем и дома... Но скажу о другом. Меня поразило, что в зрительном зале было в этот вечер... 36 зрителей. Считаю, что не только о спектаклях, но и о воспита­ нии зрителя средствами теат­ ра надо говорить. Все ли мы сами делаем для того, чтобы привить липчанам подлин­ ную потребность в театраль­ ном искусстве? Нас, идеоло­ гических работников. это касается в первую очередь... дущей искусства души, не нужны никому. В ходе экс­ перимента такие явления на­ до решительно изживать. Наш совет содружества с театром сейчас во многом пересматривает свои планы. Нужны не просто . призывы — голыми призывами до ду­ ши не достучишься — нуж­ на умная пропаганда того, что делает театр. Мы у се­ бя занялись сегодня поиском зрителей, истинно любящих сценическое искусство — в среде инженерно-техничес­ ких работников, активистов- общественников, книголюбов, Важно расширять этот круг. И здесь нам должен помочь и сам театр. Необходимо ча­ ще использовать его спек­ такли во всех массовых ме­ роприятиях комбината. Что скрывать, несмотря на, каза­ лось бы, многолетние связи НДМК с театром, о его работе, постановках метал­ лурги сегодня мало знают. Лишь недавно появились уго­ лок театра, фотоэкспозиции, о новых работах мастеров сцены рассказывает «бегу, щая строка» информацион­ ного табло. Следует энергичнее ис­ кать и новые формы. Недав­ но на комбинате начат роди­ тельский всеобуч. Дело не- В. М. ПАХОМОВ: — Очень хорошо, что вы заговорили об этом. Сам те­ атр уже неоднократно в те. чение последних пяти лет обращался в горисполком с просьбой открыть театраль­ ные кассы в городе, но, ж сожалению, каждый раз по­ лучал отказ. Поддержите нас! В. Д. ГОРШКОВ, рабочий завода «Свободный сокол», делегат XXVII съезда КПСС: — Нужна такая касса и у нас. Кстати, добавлю, мало в городе и театральной рекла. мы. Если фотостенды, рек­ ламные афиши еще кое-где встретишь на центральных улицах, то в поселке соколь. цев их вовсе нет. Да и сам театр не осо­ бенно балует нас творчески­ ми встречами, рабочие мало осведомлены о том, чем он живет, какими проблемами болеет... И еще. Непросто добрать. ся из театра до дома тем зрителям, кто живет в за­ водском поселке. Нассажир- Только в содружестве Взаимоотношения театра и тех, кто занят организацией зрителя, — это целый ком­ плекс вопросов, предполага­ ющих взаимодействие, вза­ имную ответственность, со­ дружество. Острый характер приобрел разговор за «круг­ лым столом» после выступ­ ления инспектора облоно Л. М. Корняковой. Театр, от­ метила она, давно дружит со многими школами города, но эти связи надо продолжать и развивать. — Хорошо бы провести в театре, — предложила она, — день директора школы, В. М. ПАХОМОВ: — Предложение принима- ' ем. Но позвольте нам выра. зить и свои обиды. Что-то предлагая театру, в свою очередь, тоже надо помогать. Вот недавний пример. Осенью прошлого года облоно пред­ ложило нам провести фести­ валь «Театр — детям села». Мы с готовностью откликну­ лись, привлекли учителей — любителей театра, художни­ ков. В октябре, поехали по се­ лам. Но, что удивительно — ни на одном спектакле не было ни одного работника облоно, да и товарищи из районных отделов народного образо­ вания не проявили особого интереса к, казалось бы, об­ щему делу. А вот еще пример. В этом сезоне неделя «Театр — де. тям и юношеству» прошла почти без участия работников обкома и горкома комсомола, того же облоно. И, не скрою, прошла хуже, чем в преды­ дущие годы. Так что давай­ те говорить не о претензиях друг к другу, а о содружест­ ве, о дом, каким ему быть. Об опыте творческого взаимодействия педагогиче­ ского коллектива с театром рассказала учительница гря­ зинской средней школы № 4 Г. В. ШКАТОВА: — Последнее время все чаще идет речь о педагогике сотрудничества, о воспита­ нии в наших детях духовно­ сти. Театр тут — наш союз­ ник. Уже не первый год проходят в школе театраль­ ные праздники, ребята по. смотрели многие спектак­ ли. Мне многое дали заня­ тия театрального. факульта­ тива, общение с актерами, режиссерами, знакомство с опытом работы коллег из других школ по пропаганде сценического искусства. Не­ давно в нашей школе с уча­ стием работников театра, ак­ теров состоялось открытое партийное собрание «Борьба за духовность ученика, буду­ щего гражданина СССР — есть дело общенародное». Мы пригласили на это собрание и представителей интелли­ генции города, комсомольс­ ких активистов, работников грязинской школы искусств... Встреча оказалась полезной и интересной для всех, кто занимается эстетическим воспитанием ребят. В. Д. ГОРШКОВ: — Воспитание зрителя на­ чинается с детства. В прош­ лом сезоне театр очень хо­ рошо организовал показ спек­ таклей для детей по або­ нементам. Эта форма, мне кажется, способствует посе­ щению театра родителей с детьми. В. И. ЧУНИХИН: — Пока недостаточно ак­ тивно использует театр для работы со зрителем свор фойе. В большинстве мос­ ковских театров, где мне приходилось бывать, фейе '— не только место, где мо. жно выпить чашечку кофе. Они интересно оформлены, там есть фотографии акте­ ров, фотостенды, рассказы­ вающие об истории творчес­ кого коллектива. Так что и антракты проходят не без пользы для зрителя. В, М. ПАХОМОВ: — Перемены в фойе бу_ дут у нас в скором времени. Приходите познакомиться... В. И. ЧУНИХИН: — В пропаганде театраль­ ного искусства большими по­ мощниками могли бы стать самодеятельные драматиче. ские коллективы. У нас на заводе есть народный театр. Его у нас любят, каждую премьеру встречают с ра­ достью. Но ему нужна про. Фессиональная помощь. Не мог бы театр помочь нам в этом? В. М. ПАХОМОВ: — Конечно, можем, да это и наш долг! Но к нам до этого никто не обращался. Будем рады помочь и дру­ гим самодеятельным драма, тическим коллективам. Все это — частичка тех куль­ турных традиций, которых нам в городе еще остро не хватает. Нам иногда говорят: у вас, в Липецке, из крупных куль­ турных учреждений один те­ атр, вам легче найти зрите­ ля. Это заблуждение. Чем шире у зрителя культурная среда общения, тем охютнее придет Он и в театр. К со­ жалению, у нас нет до сих пор концертного зала, долгие годы без своего помещения живет театр кукол... В. В. ТЕПЛЯКОВ, дирек­ тор театра кукол; — Наконец-то заговори­ ли и о наших проблемах. Га­ зета «Ленинское знамя» наз­ вала нас как-то в одном из своих выступлений «кочу­ ющим театром». Писала о наших бедах и центральная пресса. Но изменений ника, них. Кочуем уже много лет. Работаем, конечно, и в та­ ких условиях, и, говорят, не­ плохо. Но насколько же это трудно, если еще иметь в ви­ ду и для нас актуальную проблему воспитания малень­ кого зрителя. Подчас тоже не находим должного кои. такта с гороно. Предлагали как-то учесть возможности нашего детского театра в учебном процессе, но нас не поддержали. Разговор заинтересован­ ный, подчас острый, про­ должался за «круглым сто­ лом» около четырех ча­ сов. Тема его никого не оставила равнодушным. Про­ звучало много деловых, кон. кретных предложений. Впереди у театра напря­ женная работа. Начав двух, годичный эксперимент, кол­ лектив взял на себя и новые ответственные обязательст. ва. Однако эту ответствен­ ность с ним разделяют все те, кому дорог, кому нужен театр. Театр работает для нас, зрителей, А что же требу­ ется от зрителей? Не быть равнодушным к его твор­ честву. его судьбе... Материалы «круглого стола» подготовила Л. ДУБИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz