Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
ш ШШж. На все сезоны разрабатывает модную одежду эксперимен тальный цех липецкого Дома мод. Многие разработанные здесь модели уж е стали популярными у липчан. По образ цам, изготовленным в цехе, работают многие ателье области. В цехе повышают квалификацию закройщики. Словом, цех стал лабораторией по разработке новых модных моделей одежд> 1 . НА СНИМКЕ: конструктор одежды комсомолка Любовь Сухинина. Фото А.'ЩУРОВА. Службой хорошего настроения называют предприятия сфе ры услуг. От искусства их работников, готовности придти на помощь, вежливости и внимания зависят не только наше хорошее настроение, но и деловой настрой. Десятки органи заций входят в состав коммунальной и бытовой служб обла сти, где заняты тысячи людей, большинство из которых дей ствительно мастера своего дела. Сегодня, в день профессионального праздника, мы рас сказываем об одной из служб, к услугам которой нередко приходится прибегать многим липчанам. ...Киоск с надписью «Гор- справка» стоит в районе вок зала. как говорится, с незапа- мятних времен. Целое десяти летие его хозяйка Алла Алек сеевна Седышева отвечает на наши «когда?», «где?» и «как?». Отвечает без запинки, для ответов на большинство вопросов ей требуются считан ные минуты, а то и секунды. Весь справочный материал — здесь же,' под рукой. Только место жительства того или иного человека приходится «прозванивать» через адресное бюро. — О чем обычно спрашива ют липчане и гости города? — Диапазон вопросов самый широкий, в день приходится давать до 150 справок. К при меру, летом У киоска немало молодежи; будущие абитури енты интересуются условиями поступления в вузы и техни кумы страны, профессиональ но-технические училища облас ти. Принимаем мы также объ явления об обмене квартир которые потом расклеиваются на специальных стендах по всему городу. А то и просто помогаем людям в беде. — Что вы имеете в виду? — Недавно, например, об ратилась сюда старушка, приехавшая из Тамбова: мол. помогите найти адрес сына. Фамилия распространенная— не посылать же 80-летнюю женщину по нескольким адре сам. На счастье, старушка приблизительно знала место работы. Позвонили мы туда, разыскали, он приехал и за брал мать... Или вот как-то обратился в киоск ' за помо щью мужчина; оставил в про ходящем поезде вещи. И здесь помогли, подсказали, где искать. Пропажа потом нашлась, так тот мужчина письмо прислал с благодарно стью... Разговор о справочно-ин формационной службе Липец ка мы продолжили в кабинете ее заведующей В. П. Замяти ной. — Валентина Петровна, в вашей службе, наверное, не только справочные киоски?.. — Разумеется. Кстати, в Липецке работает пять таких киосков; кроме вокзала, они есть на Театральной площади, у «Котбуса», на площади Ми ра и у проходных ЛТЗ. В эти дни открывается еще один — в поселке сокольских метал лургов. Кроме этого у нас имеется очень .популярный среди многих липчан отдел газетно-журнальной информа ции. Ежедневно в адрес служ бы приходит целая машина газет и журналов. И наши женщины — подборщики, об работчики — «перелопачива ют» все эти издания, раскла дывая по темам и составляя подборки для читателей. ■ ■ га Добавим к этому, что крут вопросов, интересующих лип чан {кстати, не только нащи земляки являются постоян ными абонентами, идут отсю да подборки и в другие горо да и даже республики), са мый широкий. Это и серьез ные темы, такие как «Сель ское хозяйство», «Транспорт». «Профсоюзы», материалы по интересам: «Киноискусство», «Спорт», «Кулинария», «Вяза ние», «Советы рыболовам» и т. д. Очень много договоров заключают с горсправкой предприятия области. Одним словом, недостатка в клиен тах здесь не бывает. Наверное, немало добрых слов можно еще сказать- об этой, на первый взгляд, «неза метной» службе, занимающей тем не менее достойное место в системе услуг, оказываемых населению области. Но самое главное — здесь работают лю ди, которые способствуют по вышению настроения, избав ляют нас от лишних хлопот. В. СПИВАК, ксрр. «Ленинского знамени». Как уже сообщалось, Липецкий облдрамтеатр имени Л. Н. .Толстого стал одним из 70 театральных коллективов страны, включившихся в двухгодичный комплексный экс. перимент по совершенствованию управления и повышению эффективности их деятельности. Условия эксперимента затрагивают широкий круг вопросов и идейно-художест венных, и сугубо экономических. Как всякому творческому организму, театру необхо дима обратная связь — живая реакция, оценка его дея тельности зрителями. О взаимоотношениях тех, кто на сцене, и тех, кто в зале, на страницах газеты уже шел разговор («ЛЗ» от 4 октября 1985 г.). Тогда, в частно, сти, отмечалось: «Будем справедливы: есть у нашего теат. ра истинно свой зритель, нравственно чуткий, эстети чески бескомпромиссный. Он радуется успехам театра и печалится по поводу постигших его неудач (кто же от них застрахован?)... Он понимает: не только актеры или режиссер, но и публика, заполнившая зрительный зал, несет 'духовную ответственность за судьбу спектакля. И это на самом деле так: разве, например, холодок, воз никший по ту, «воспринимающую» сторону рампы, не остужает тех, кто трудится по эту ее сторону?» Так что же ждет такой заинтересованный зритель се. годня от мастеров сцены? Что смотрит и что хотел бы он посмотреть?' Какого героя предпочитает? Как сам оцени вает свои отношения с театром, что предлагает для их совершенствования? Такие вопросы редакция «Ленинского знамени» вме сте с коллективом театра предложила для обсуждения за «круглым столом», за который были приглашены работ ники обкома ВЛКСМ, институтов — педагогического и политехнического, областного театра кукол, облоно, уп равления профтехобразования, партийных комитетов НЛМК и ЛТЗ, журналисты, критики. В беседе п ри н я л и участие главный режиссер облдрамтеатра имени Л. Н. Тол. стого В. М. Пахомов, заведующая литературной частью Г. И. Коваленко, актеры М. Янко, О. Овчинников, Н. Че- быкин. —С- Что сегодня в репертуаре? Творческий коллектив, вот уже десять лет возглавляе мый заслуженным деятелем культуры РСФСР В. М. Па хомовым, хорошо знают не только в области, но во мно гих городах страны. Как от. мечал. в своем выступлении литературовед В. И. Славец- щий, «стабильность — вот <слово, которое может пере дать общее впечатление от работы театра. Театр выра ботал долгосрочную стра тегию, направленную на то, чтобы повысить духовный . потенциал большого про мышленного города. Вдумчивая работа над клас сикой в наибольшей мере определяла его лицо. его судьбу, добротный уровень; целенаправленность поиска. Недавняя премьера спектак ля «Если бы знать, если бы знать!» — ретроспективный отчет о том, как пришел те атр к творчеству А. П. Че хова, как в работе над че ховскими пьесами формиро вался коллектив единомыш ленников». Доценты пединститута А. И. Засимова, С. А. Шма ков, учительница грязинской средней школы № 4 Г. В. Шкатова, журналист Л. Г. Бадарина и другие тепло го ворили о чеховских спектак лях «Чайка», «ДяДя Ваня», «Пять пудов любви», о за поминающемся воплощении образов чеховских героев Светланой Погребняк, Ми хаилом Янко, Михаилом Со болевым, Юлией Ганиной... Спектакль «Дядя Ваня», как известно, был удостоен Го сударственной премии РСФСР. К коллективу пришел .ус пех, поднялся его авторитет. Но одновременно выросли и критерии оценки его дости жений. Из них и исходили участники «круглого стола», откровенно высказывая свои впечатления о сегод няшнем дне театра. поже лания и предложения на бу дущее. В. Э. БРЕДИС, проректор Липецкого политехнического института; — Я — поклонник нашего театра, люблю его, с.мотрю все спектакли, Нередко при. ходится слышать: театраль ный ли наш город? Думаю, что в полной, мере таким Ли пецк не стал, театральных традиций пока все же нет. Отчасти это беда многих быстро растущих городов. Я всю жизнь связан с мы теперь и большего от не го ждем. Время сейчас какое интересное! Может быть, стоит поискать и новые пье сы, отвечающие духу этого времени перемен? Нашел же театр пьесу В. Дозорцева «Последний посетитель», по ставил ее одним из первых в стране. Я с удовольствием смотрел спектакль, он слов но ударил по нервам, он отозвался в душе актуально стью нравственного своего пафоса. В афише есть все-таки ка кой-то пробел, мало спек таклей для детей 12—15 лет, старшеклассников. «Страсти по Варваре», «Факультатив, или Декабристы 10 «а»... Все это хорошо, но мне, как педагогу, хотелось бы боль ше постановок о сегодняш нем дне школы, которая жи вет очень напряженно, в ко торой многое проблематично. Л. Ф. ПЛАТОНОВА, зав. отделом пропаганды обкома ВЛКСМ: техникой, поэтому мне лег че мыслить техническими категориями. Театр — уп равляющая система, приз ванная воспитывать этиче ские, нравственные, мораль ные качества, гражданское отношение, активную пози цию. Но любая управляю щая система может полно ценно функционировать то лько тогда, когда имеется прямая и обратная связь. Прямая связь — репертуар обратная — его восприятие зрителем. Мне кажется, на шему театру надо более пол но знать, как реагирует-зри тель на все его спектакли... В. М. ПАХОМОВ, глав ный режиссер театра: — Вы попали как раз в точку. Недавно Ленинград ский институт театра, му зыки и кино закончил в Ли пецке такие исследования на самом высоком научном и искусствовздческом уровне... B. Э. БРЕДИС: — Что ж, это хорошо. Ко го сегодня в зале большинст. во? Молодежи — от 18 до 25 лет. Всегда ли такой зри тель готов воспринимать Че хова? Ведь для этого нужен определенный уровень раз вития? Думаю, не всегда. А что волнует молодежь боль ше всего? Проблемы сегод няшнего дня. Спектаклей, 'за трагивающих такие пробле мы, хотелось бы видеть в репертуаре больше. C. А. ШМАКОВ, доцент ЛГПИ: ■— Поскольку речь зашла об отношении молодежи к классике, скажу о своем ву зе. Театр с, его чеховскими спектаклями, безусловно, наш помощник в воспитании учителя. Но, к сожалению, мы эту помощь еще плохо используем: студенты ходят в театр эпизодически. А ведь, если мы не будем формиро вать'интересы будущего пе дагога, значит, и завтрашний школьник не пойдет в театр. Согласен: к классике у молодежи отношение пред взятое — и в немалой степе ни в силу того, что и наша школа подчас отвращает де тей от литературы. Не скажу, будто у нас нет совсем учи телей-театралов, прекрасных словесников. Но ведь обще признано; уровень препода вания' литературы еще далек от желаемого. Отлученный от Чехова в школе, подрос ший ученик вряд ли прибли зится к нему в театре... Наш театр, несомненно, вырос за последнее время в художественном плане. Но — Мы рады рождению спектакля «Вся надежда», обязательно организуем его просмотр для комсомольских активистов, будем говорить о нем в молодежных ауди ториях. Ждем и новых ра бот о молодом современни ке. Ведь он не только увле чен брейком и рок-музы кой, он учится, трудится, ищет себя в деле, нужном людям, обществу. Недавно ЦК ВЛКСМ подвел итоги мающие нравственные и со циальные проблемы совре менности.., Театр усилил внимание к современной драматургии. К этому побуждают и условия эксперимента, который да ет право на самостоятель. ность, но с другой стороны, проверяет на жизнестойкость — и творческую, и финан совую. И хорошо, что один ИЗ основных принципов теат ра — это установка на ху дожественное качество. А. И. ШУМ, зам, секре таря парткома НЛМК: — Мне думается, что это одна цз самых острых проб лем сегодня и в контактах между театром и НЛМК. Ка кими они подчас были рань ше? Нам говорили: надо рас пространить билеты па спектакль. Мы помогали в этом. А что получалось на деле? Многие зрители, вро де бы и «отоваренные» биле том, так и не приходили в театр. Думаю, что «мертвые души» взамен живой, жаж- простое. Помогает нам в этом пединститут. Хотелось бы, чтобы более деловые свя зи установились и с педаго гической частью театра. С. А. ШМАКОВ: — Вообще, неплохо бы было развить в городе такое «движение» — «Папа, мама, я — театральная семья». Глядишь, и переросло бы оно в хорошую традицию... В. И. ЧУНИХНН: — Слушал коллегу с НЛМК и думал; а вот нам, тракторостроителям, похва статься нечем; сегодняшний уровень взаимоотношений нашего трудового коллекти ва с театром безнадежно ус тарел. Хорошо бы творчес кие встречи театра, актеров с рабочей аудиторией прев ратить в систему, тради цию. \ Поддерживаю коллегу: прежняя форма распростра нения билетов, подчас чуть ли не навязывания их, ниче го, кроме вреда, не приносит. Воспитание зрителя — дело тонкое. Это, конечно, и на ша забота, идеологических работников. Кстати, о билетах. А по чему, например, в нашем бо льшом поселке нет театраль ной кассы? Ее место — у заводской проходной, где ежедневно бывают тысячи людей ..4 ский транспорт поздним ве чером ходит нерегулурно, порой по полчаса ждешь ав тобус. Это тоже влияет на посещаемость театра. Слы шал я, что в других городах есть даже специальные «те атральные маршруты». Мо жет быть, стоит подумать об этом и у нас. в Липецке? В. М. ПАХОМОВ: — Вопрос этот уже под нимался однажды, В горко ме партии, на одном из сове щаний у нас попросили гра фик, когда, в какое время кончаются спектакли. Мы все спектакли начинали в 19.00. Но ,поело всех дебатов ра бота транспорта, как видим, не улучшилась... смотра-конкурса драматур гов, пишущих о комсомоле, о молодом современнике. Мо жет, театру стоит ознако миться с одобренными пье сами? Нам надо шире ис пользовать их и на самодея тельной сцене. В. И. ЧУИИХИН, зам. секретаря парткома ЛТЗ: — Какие спектакли нуж ны сегодня? По-моему, преж де всегосоциально направ ленные, ' социально острые. Какие работы, скажем так, делали «погоду» и на какие с удовольствием ходили наши заводчане? Это' — «Синие кони на красной траве», «Закон вечности», «А поутру они проснулись...», «Послед ний посетитель»... И сегодня, в тот момент, когда мы у, себя в трудовых коллекти вах решаем непростые зада чи, хочется, чтобы театр ак тивнее помогал нам в пере стройке, может быть, в боль шей степени, чем он это де лал раньше. Театр может и должен стать сегодня публи цистически острым, не те ряя при этом художественно сти. В. И. СЛАВЕЦКИИ: — Очень нужны нашему зрителю спектакли, подни- К т о п р и х о д и т в з р и т е л ь н ы й зал? Разговор о спектаклях, ре пертуаре постепенно пере шел на вопросы взаимоот ношений театра и зрителя после довольно острого, эмо ционального выступления. Л. Г. БАДАРИНА, жур налист: — Я поделюсь с вами по трясением, которое испытала цедавно, побывав вместе с сыном на спектакле «Фа культатив, или Декабристы 10 «а». Он и ему, и мне понравился, мы говорили о нем и дома... Но скажу о другом. Меня поразило, что в зрительном зале было в этот вечер... 36 зрителей. Считаю, что не только о спектаклях, но и о воспита нии зрителя средствами теат ра надо говорить. Все ли мы сами делаем для того, чтобы привить липчанам подлин ную потребность в театраль ном искусстве? Нас, идеоло гических работников. это касается в первую очередь... дущей искусства души, не нужны никому. В ходе экс перимента такие явления на до решительно изживать. Наш совет содружества с театром сейчас во многом пересматривает свои планы. Нужны не просто . призывы — голыми призывами до ду ши не достучишься — нуж на умная пропаганда того, что делает театр. Мы у се бя занялись сегодня поиском зрителей, истинно любящих сценическое искусство — в среде инженерно-техничес ких работников, активистов- общественников, книголюбов, Важно расширять этот круг. И здесь нам должен помочь и сам театр. Необходимо ча ще использовать его спек такли во всех массовых ме роприятиях комбината. Что скрывать, несмотря на, каза лось бы, многолетние связи НДМК с театром, о его работе, постановках метал лурги сегодня мало знают. Лишь недавно появились уго лок театра, фотоэкспозиции, о новых работах мастеров сцены рассказывает «бегу, щая строка» информацион ного табло. Следует энергичнее ис кать и новые формы. Недав но на комбинате начат роди тельский всеобуч. Дело не- В. М. ПАХОМОВ: — Очень хорошо, что вы заговорили об этом. Сам те атр уже неоднократно в те. чение последних пяти лет обращался в горисполком с просьбой открыть театраль ные кассы в городе, но, ж сожалению, каждый раз по лучал отказ. Поддержите нас! В. Д. ГОРШКОВ, рабочий завода «Свободный сокол», делегат XXVII съезда КПСС: — Нужна такая касса и у нас. Кстати, добавлю, мало в городе и театральной рекла. мы. Если фотостенды, рек ламные афиши еще кое-где встретишь на центральных улицах, то в поселке соколь. цев их вовсе нет. Да и сам театр не осо бенно балует нас творчески ми встречами, рабочие мало осведомлены о том, чем он живет, какими проблемами болеет... И еще. Непросто добрать. ся из театра до дома тем зрителям, кто живет в за водском поселке. Нассажир- Только в содружестве Взаимоотношения театра и тех, кто занят организацией зрителя, — это целый ком плекс вопросов, предполага ющих взаимодействие, вза имную ответственность, со дружество. Острый характер приобрел разговор за «круг лым столом» после выступ ления инспектора облоно Л. М. Корняковой. Театр, от метила она, давно дружит со многими школами города, но эти связи надо продолжать и развивать. — Хорошо бы провести в театре, — предложила она, — день директора школы, В. М. ПАХОМОВ: — Предложение принима- ' ем. Но позвольте нам выра. зить и свои обиды. Что-то предлагая театру, в свою очередь, тоже надо помогать. Вот недавний пример. Осенью прошлого года облоно пред ложило нам провести фести валь «Театр — детям села». Мы с готовностью откликну лись, привлекли учителей — любителей театра, художни ков. В октябре, поехали по се лам. Но, что удивительно — ни на одном спектакле не было ни одного работника облоно, да и товарищи из районных отделов народного образо вания не проявили особого интереса к, казалось бы, об щему делу. А вот еще пример. В этом сезоне неделя «Театр — де. тям и юношеству» прошла почти без участия работников обкома и горкома комсомола, того же облоно. И, не скрою, прошла хуже, чем в преды дущие годы. Так что давай те говорить не о претензиях друг к другу, а о содружест ве, о дом, каким ему быть. Об опыте творческого взаимодействия педагогиче ского коллектива с театром рассказала учительница гря зинской средней школы № 4 Г. В. ШКАТОВА: — Последнее время все чаще идет речь о педагогике сотрудничества, о воспита нии в наших детях духовно сти. Театр тут — наш союз ник. Уже не первый год проходят в школе театраль ные праздники, ребята по. смотрели многие спектак ли. Мне многое дали заня тия театрального. факульта тива, общение с актерами, режиссерами, знакомство с опытом работы коллег из других школ по пропаганде сценического искусства. Не давно в нашей школе с уча стием работников театра, ак теров состоялось открытое партийное собрание «Борьба за духовность ученика, буду щего гражданина СССР — есть дело общенародное». Мы пригласили на это собрание и представителей интелли генции города, комсомольс ких активистов, работников грязинской школы искусств... Встреча оказалась полезной и интересной для всех, кто занимается эстетическим воспитанием ребят. В. Д. ГОРШКОВ: — Воспитание зрителя на чинается с детства. В прош лом сезоне театр очень хо рошо организовал показ спек таклей для детей по або нементам. Эта форма, мне кажется, способствует посе щению театра родителей с детьми. В. И. ЧУНИХИН: — Пока недостаточно ак тивно использует театр для работы со зрителем свор фойе. В большинстве мос ковских театров, где мне приходилось бывать, фейе '— не только место, где мо. жно выпить чашечку кофе. Они интересно оформлены, там есть фотографии акте ров, фотостенды, рассказы вающие об истории творчес кого коллектива. Так что и антракты проходят не без пользы для зрителя. В, М. ПАХОМОВ: — Перемены в фойе бу_ дут у нас в скором времени. Приходите познакомиться... В. И. ЧУНИХИН: — В пропаганде театраль ного искусства большими по мощниками могли бы стать самодеятельные драматиче. ские коллективы. У нас на заводе есть народный театр. Его у нас любят, каждую премьеру встречают с ра достью. Но ему нужна про. Фессиональная помощь. Не мог бы театр помочь нам в этом? В. М. ПАХОМОВ: — Конечно, можем, да это и наш долг! Но к нам до этого никто не обращался. Будем рады помочь и дру гим самодеятельным драма, тическим коллективам. Все это — частичка тех куль турных традиций, которых нам в городе еще остро не хватает. Нам иногда говорят: у вас, в Липецке, из крупных куль турных учреждений один те атр, вам легче найти зрите ля. Это заблуждение. Чем шире у зрителя культурная среда общения, тем охютнее придет Он и в театр. К со жалению, у нас нет до сих пор концертного зала, долгие годы без своего помещения живет театр кукол... В. В. ТЕПЛЯКОВ, дирек тор театра кукол; — Наконец-то заговори ли и о наших проблемах. Га зета «Ленинское знамя» наз вала нас как-то в одном из своих выступлений «кочу ющим театром». Писала о наших бедах и центральная пресса. Но изменений ника, них. Кочуем уже много лет. Работаем, конечно, и в та ких условиях, и, говорят, не плохо. Но насколько же это трудно, если еще иметь в ви ду и для нас актуальную проблему воспитания малень кого зрителя. Подчас тоже не находим должного кои. такта с гороно. Предлагали как-то учесть возможности нашего детского театра в учебном процессе, но нас не поддержали. Разговор заинтересован ный, подчас острый, про должался за «круглым сто лом» около четырех ча сов. Тема его никого не оставила равнодушным. Про звучало много деловых, кон. кретных предложений. Впереди у театра напря женная работа. Начав двух, годичный эксперимент, кол лектив взял на себя и новые ответственные обязательст. ва. Однако эту ответствен ность с ним разделяют все те, кому дорог, кому нужен театр. Театр работает для нас, зрителей, А что же требу ется от зрителей? Не быть равнодушным к его твор честву. его судьбе... Материалы «круглого стола» подготовила Л. ДУБИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz