Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
кино ГЕРОЙ ИЛИ АНТИГЕРОЙ? Зрители обсуждают фильм «Плюмбум, или Опасная игра» -------- ------------------- ------------------- --------- На экраны липецких кино- ^ т еа тр о в вышел художествен- ф Ъ 1 Й фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (режиссер по становщик и сценарист — лау реаты Государственной пре мии РСФСР и премии Ленин ского комсомола Вадим Абдра шитов и Александр Миндад зе). Выпуску на экран новой работы студии «Мосфильм» предшествовала большая под готовительная работа. В кино театре «Винница» были прове. дены просмотры, в которых приняли участие учителя горо да, преподаватели профтехучи лищ и учащиеся. Сегодня мы публикуем пер вые отклики на* Фильм. В. И. ДАНИЛОВА, заведую щая Левобережным районо: — Возможно, мое мнение чересчур, категорично, но я считаю, что «Плюмбум» .— ки нолента умозрительная, в ос нову ее взят нетипичный слу чай.. Лично я таких подрост- • ков, как герой фильма, не | стречала. Фильм жестокий, а мы, преподаватели, должны воспитывать в наших детях доброту. Так станет ли «Плюм бум» в этом нам помощни ком? Жестокость рождает же стокость... Как мне приходилось читать в газетных рецензиях, фильм скорее не о подростке, а о ро дителях, о семье, неблагопо лучной во всех отношениях. Идея картины для меня так и . осталась непроясненной. 3 в. М. ЧЕРНЫШОВА, препо даватель липецкой средней школы № 57: — Герой киноленты, на смотревшись на взрослых, у которых слово постоянно рас ходится с делом, ставит перед собой нелегкую задачу: пора закончить разговоры и присту пить к делу, Плюмбум, по-существу, пре доставлен самому себе. Семья, в которой он воспитывается, до недавнего времени у нас считалась благополучной, а так ли это? На первый взгляд, герой фильма — идеальный. Выпол няет общественную работу, причем, добросовестно, хорошо учится, помогает в занятиях однокласснице. Но почему у нас вместо чувства восхище ния возникает к Плюмбуму чувство отвращения и брезгли вости? Не потому ли, что он— результат нашего воспитания? Фильм обращен к нам, взрослым. Это у нас слова не должны расходиться с дела ми. Вот когда так будет всег да, тогда и наши дети будут расти хорошими, достойными людьми и тогда не будет сре ди них Плюмбчмов. С. Г. ДЕГТЕРЕВА, препода ватель средней школы № 29: — Эта лента вызвала у ме ня противоречивые чувства. Смотрела его и думала: как затеряли мы до потери перво начального глубокого смысла крылатую фразу: «Семья — это ячейка общества». Мы со вершенно забыли о воспита тельной функции семьи, о тех высоких традициях, которые, к примеру, были во взаимоот ношениях в семье Ульяновых. Мы должны больше обра щать внимание на семью. Этот фильм — хороший повод для обсуждения среди тех, кто за нимается воспитанием детей, кто сам воспитывает сына или дочь. Его можно вынести и для коллективного просмотра в трудовые коллективы. Повод для этого есть: нора оцени вать достоинство людей не только по производственным показателям, сколько по тому, каковы они в семье, какую вы растили смену. Пока большая проблема вос питания в том, что нет единст ва требований, предъявляемых к ребенку в семье и в школе. В. В. ЯКОВЛЕВА, препода ватель школы № 57: — А мне фильм понравился, и жестоким я его не считаю. Н е. могу назвать бездуховным и бесчувственным и его героя. Он ведь По-своему заботится .о Маше, воспитывает ее. Но его ли беда, что он человек изломанный, растущий вкривь? Мне запомнилась сцена, ког да Плюмбум в начале фильма долго и внимательно рассмат ривает две нелепые гипсовые фигуры, стоящие во дворе на задворках, в конце фильма он опять натыкается на них, уже низвергнутых, побитых и за ненадобностью сваленных в кучу мусора. Это символы, по- моему, тех догм, которым мы иногда следуем в воспитании детей и которые опрокидыва ет сама жизнь... Публикуя мнения зрителей о новом фильме, мы не ста вим точку в нашем разговоре. Предлагаем вашему вниманию рецензию кинокритика. Пред лагаем вместе поразмышлять над проблемами воспитания подростков, поставленных в фильме. В Е С Н А С В Е ТА ПОСЛЕДНИЕ АККОРДЫ З И М Ы СВИНЦУ НЕ БЫВАЕТ Б О Л Ь Н 0 ... Мальчику пятнадцать лет, но он твердит, что ему сорок. Это не шутка и не розыгрыш. Руслан Чутко по прозвищу Плюмбум словно догадывается о разнообразных сомнениях на свой счет и хочет стать соро калетним, заматерелым, по скольку то, что сегодня в нем так непонятно, необъяснимо, так раздражает и отталкивает, для взрослого было бы нор мой. Никто бы и не подумал терзаться, откуда в нем такая холодная, головная, но непод дельная ненависть ко всякому, кто сбился с праведного пу ти. Разве что- чересчур чувст вительных покоробила бы лег кость, с какой он втирается в подозрительную компанию, де лит с нею хлеб-соль, а потом почти злорадно отдает (его словечко) всех скопом членам оперотряда. В конце концов, где принци пиальная разница между его, Руслана Чутко, поведением и \ тем, как действует, допустим, } .оперативник Аопатов (В. Стек лов)? Он понимающе кивает, когда ему напомнят, что, ска жем, облава на «бомжей» — а^дия сугубо гуманная, в инте ресах самих же «бомжей». Только они ему все равно без различны. Нет у него ни жа лости к ним, ни досады за их нескладную жизнь. Он ло вит, а не спасает. Но призна емся; и в жизни, а тем паче кино, мы часто готовы про стить Лопатовым дефицит доб роты за то, что они взвалили на себя трудную работу, кото рую в белых перчатках не вы полнишь... Однако Плюмбум не Лопа- тов. И не командир оператив ников «Седой» (А. феклистов), строгий, целеустремленный, как бы любующийся собою, своею нравственной безупречностью. Плюмбум — мальчик. И все, что в Лопатове или «Седом» может чуть ли не восхищать, в нем — путает. Хуже того: способно сделать его в глазах зрителей неубедительным. Вы думанным. Парадоксов сорок он со своим истовым ‘служе нием идее очищения от мрази (опять его выражение) был бы героем в Нервом, прямом зна чении слова. А в пятнадцать ему могут отказать в праве на существование хотя бы в ка честве киногероя, сиречь «пер сонажа». Объявить всего лишь ■Лиемом . Моделью для иссле- ^РИвания проблемы. Эдаким фантомом, . монстриком, что извлечен из чернильницы сце наристом Александром Мин дадзе и перенесен на целлуло идную пленку режиссером Ва димом Абдрашитовым в нази дание публике. Так это или нет — решить непросто. Однако условимся; даже если Плюмбум не жи вой, не настоящий, а только «прием», то прием весьма ; сильный, болевой. Ведь что, собственно, происходит? «Ус ловного» подростка создают по ббра-зу и подобию окружающих его и большей частью вполне узнаваемых взрослых людей. Разве мы не мечтаем, чтобы дети наши так ли, иначе ли повторили, продолжили нас самих? Вот это желание и ис полнилось. Образцы выбраны как будто бы доброкачествен ные. Не идеальные, но, по крайней мере, социально ак тивные, к тому же — на поп рище нелегком и благородном... И что же? Мы от него, от Плюмбума, шарахаемся. Мы утешаем себя, что в жизни та кого, слава богу, не встре тишь..; Итак, странный, Нереальный какой-то мальчик. И действует он в пространстве необычного, странного фильма. Многие фильмы развлекают, немногие потрясают. Этот — ошеломляет и озадачивает. Очерченный рамкой кадра мир как будто бы не отличим от нашего, заэкранного. Но — только почти... Он напоминает сновидение, в котором все ,— доподлинно, осязаемо и вместе с тем — чуть сгущено, смеще но, сдвинуто с привычных опор. Это — развернутая, мно. гослойная метафора. Она соз дана не зеркальным отраже нием, но с помощью увеличи тельного стекла. Использовать его, как известно, у искусства есть полное право. На сей раз оно понадобилось кинемато графистам, чтобы мы не про пустили, не недооценили опас. ности. Что же видим мы сквозь их линзу? Вот три примера — едва ли не наугад. ...Кружит по помосту невоз мутимая в своей профессио нальной привлекательности ма некенщица. И вдруг в тот миг, когда в упор на нее направ лен объектив телекамеры, она произносит легкомысленное, детское словечко — «кукаре ку». Алогичность ситуации для нас многократно усилена, ибо мы знаем: от этого неле пого словца зависит ни больше ни меньше вся ее жизнь и участь любимого ею человека... ...Откуда-то из подвала, из заброшенной котельной выле зают, выползают помятые лю ди с постаревшими до срока лицами. Неслышно, черной ле стницей, взбираются они под самый потолок на балюстра ду и, затаившись, из полумра ка наблюдают репетицию бальных танцев. Что это? Ба нальный контраст — вот нор ма, символ красивой, культур ной, достойной жизни, а вот— жалкое житье-бытье опус тившихся бродяг? О нет! При глядимся к танцующим. Какая уж тут норма. Движения за водных автоматов... Восковая застылость лиц... Удручающая разъединенность, отчужден, ность партнеров... И последний пример — уже не с сюжетной периферии, а из самого центра, сердцевины действия. За столиком в опер- отрядовском штабе мальчик, тот самый Плюмбум, задает вопросы и составляет прото кол. Перед ним —• немолодой мужчина. Он маскирует нелов кость, пробует шутить, потом интересуется; «А бывает раз ве такое, чтобы сын отца до прашивал?» И мальчик — а он и вправду сын задержанного — терпеливо, как ребенку- несмышленышу, скажет: «Бы вает, конечно...» И пододвинет протокол допроса — подпи сать... Так повторяется, варьирует ся в фильме «Плюмбум, или Опасная игра» этот сквозной мотив, то поднимаясь до от кровенного символа, то прини. мая вполне прозаическое об личье, столь же конкретное, сколь конкретны приведенные выше вопрос отца и ответ сы на. Мотив искажения, слома естественного хода вещей. Рвутся представлявшиеся прочными звенья, чтобы соеди ниться заново, но уже в ка кие-то диковинные комбина ции. И тогда оказывается воз можной бездушная имитация красоты и одухотворенности, как в отталкивающем зрелище танца людей-автоматов. И тог да страж порядка самоутверж дается за счет тех, кого при зван спасать, а . мирный, ин теллигентный отец семейства, попив чаю и попев Окуджаву, отправляется браконьерство вать. И тогда в подростка все ляется душа бестрепетного, ни чему уже не удивляющегося сорокалетиего человека. Руслан Чутко — средоточие, точнее — порождение или еще точнее — жертва этих этиче ских, эстетических и прочих суррогатов. Этой логики, вы вернутой наизнанку. Этой мно голикой противоестественнос ти. Он научился ненавидеть, не научившись любить. Его не трогают, не радуют покорные, восторженные, влюбленные глаза одноклассницы. Зато он проходит в охотничий экстаз, напав на след очередного, ж у лика. «Дети — тайные взрослые», — заметил поэт. Страшно и горько, когда эта тайная взрос лость становится явной, как у подранков военного времени. Понимаю всю рискованность такого сближения, но не могу отделаться от ощущения, что между ними и Русланом-— Плюмбумом есть что-то об щее. Его раннее, странное по- взросление — тоже итог тре вожного, опасного процесса, естественно, не столь очевид ного и тотально губительного, как война, но, тем не менее, крайне грозного. Что его Иска лечило? В конечном счете, то самое, что сегодня мы с та кими усилиями пробуем оста новить. Повернуть вспять. Изжить навсегда. Но позвольте — разве мож но искалечить «прием», «мо дель», гипотезу, героя на сквозь умозрительного? Вновь встает все тот же вопрос: кто он, Плюмбум — голый вымы сел или открытие, новый ха рактер, тип, выросший в ре альности и существующий в ее недрах? Если начистоту, я не вижу причин предпочесть ус покоительный ответ: да, это всего лишь модель. Трудные подростки, преступившие все грани и нравственные запреты, малолетние наркоманы или насильники — они ведь, к го рю нашему, вовсе не плод во ображения. Что же удивитель ного, ежели рядом с ними, формально противопоставляя себя — им, возникнет Плюм бум •или кто-то похожий на Плюмбума? Возникнет, одер жимый жаждой борьбы с ними во имя порядка, но прибегаю щий в этой борьбе со злом—ко злу. Его с ними объединяет привычка к жестокости, при чем, в наиболее страшной ее разновидности — к жестокос ти духовной. Неспособность чувствовать боль... Я напомню эпизод в гимна стическом зале. Он мог бы послужить чем-то вроде эпи графа или пролога к фильму. Сильный, тренированный сам бист Аопатов с обидной лег костью бросит мальчика на маты и проведет болевой при. ем. Но Плюмбум не запросит пощады. А Вадим Абдрашитов не Предложит оператору Геор гию Рербергу снять его круп ным планом, чтобы мы воочию убедились, чего стоит пацану завидная его выдержка. Мы не увидим побледневшего ли ца, упрямо закушенных губ... Растерянный Аопатов отпус тит его и спросит; «Я ж тебе руку ломал, ты не чувство вал, что ли?» А он — без вся кой рисовки, почти равнодуш но: «Я не чувствую боли». А вдруг и вправду не чувст вует? А вдруг — приблизь ка мера к нам его, распластавше. гося на матах, мы бы так и не прочли в его глазах боли? Сам Плюмбум, вероятно, убеж ден; это замечательный дар — невосприимчивость к боли. Физической или душевной, своей или чужой. Но на са мом-то дел<? это проклятье: как лечить боли мира, раз ты их не чувствуешь? Однако так ли он неуязвим, так ли, если воспользоваться выбранным им себе прозвищем, — свинцов? Ведь герой, пора зительно сыгранный Антоном Андросовым, не только оттал кивает, .но и притягивает. И это, к слову сказать, мне пред ставляется главным, неопро вержимым аргументом в поль зу того, что он — живой, а не сконструированный. «Прием» воспринимаешь головой, а его и ненавидишь, и жалеешь. Так же, как жалеет его Мария (Е. Яковлева), женщина, с ко торой свела Плюмбума его «опасная игра». Она просит Плюмбума не губить оступившегося челове ка, дать ему шанс самому вы правиться. И делает промаш ку, торопливо прибавляя, что — «ты же добрый, ведь, прав да, добрый, мальчик?». Ибо он принципиально, программно не добр. Быть может, потому что жизнь приучила его ставить знак равенства между добро той и попустительством? Мария вскоре догадается о своей ошибке. Но не ужаснет, ся, не отшатнется, хотя он ее унизит и предаст. Она бес сознательно, повинуясь женско му, материнскому инстинкту, восстановит одно из тех разру шенных звеньев жизни — по жалеет предавшего. Сердцем поймет; это предательство не только для нее трагедия, но и для него. Она жалеет Плюм бума как жалеют маленького калеку, уродца, пусть он и не приятен, и докучен, и сам никого пожалеть не способен... Естественное это движение ему навстречу пробьет крохотную, но тем не менее брешь в свин цовой обшивке его души. И он побежит за поездом, увозящим Марию к ее неведомой судьбе, пробуя оправдаться, крича, что не виноват, что не хотел... Вскрик совести, очнувшейся даже Ненадолго, чего-нибудь да стоит. Хотя авторы, по-ви димому, не обольщаются, го товя своему герою в послед них кадрах новый, еще более страшный толчок; у него на глазах погибнет та влюблен ная в него девочка-однокласс ница (Е. Дмитриева)... Интересно, он опять, как и после истории с Марией, быст ро успокоится, обретя привыч ную неуязвимость и равнове сие в преследовании очеред ного правонарушителя? Ведь свинец — металл тяжелый.,, И, НЕВЕРОВ. П О УТРАМ мороз же сткий, ветер пронизы вающе лют, и кажет ся, зиме не будет конца: так плотно, незыблемо еще ле жат снега, и степные дали сливаются с небом в густой дымной пелене, точно там, на краю света, намело фев ральских сугробов, и не от личишь, что там—снег или облака. В этой плотной сини дол го висит красным раскален ным диском солнце. Стыло оцепенели деревья, столбом поднимаются дымки хат. Но солнце постепенно вы путывается из туманной на волочи, занимается день свет, лый и какой-то прозрачный до едва заметной синевы. К полудню помягчает, застучит февраль — бокогрей в затул- ках скупой капелью. Вот так и соперничает весна с зимой: на сугревных тихих местах объявятся уже кро хотные проталинки, уже по веет от них легким земляным парком, а в тени все-тот же мороз, все так же по-зимне му жестко, с подвизгом, как мелко толченое стекло, скри пит под ногами снег... Но зима уже устала, по старела, и не в силах боль ше держать землю в своих оковах. Солнце поднимается все выше, все длиннее день •— наступает «весна света». Нет уже плотных декабрь ских сумерек, вечерние зо ри продолжительнее, светлее и загадочнее. Морозы морозами, а весна все заметнее. Выйдешь од нажды из дому и вдруг с удивлением обнаружишь, как свежо зазеленели корою обожженные ярким солнцем тополя и осины. На голых ветвях крупно обозначились почки. Берез ка еще дремлет, но и она чувствует приближение теп ла: смотрите, как посмугле ли и потяжелели ее сережки. Обычно в середине янва ря, в самую стужу, в город прилетают хохлатые свирис тели: голодно становится в степях и перелесках, и жмет ся эта хлопотливая юркая птичка поближе к жилью че ловека: возле него легче про кормиться и обогреться. Но как только солнце начинает пригревать, покидают сви ристели город, сбиваются в стайки и промышляют на проселках, по которым под возят к фермам солому: как ни старался человек, а все же остались в ней зернышки птичкам на поживу. И воробьи осмелели. То, сжавшись от холода, сирот ливо ютились, под стрехами, а то вдруг распушились, за. важничали, словно пополне ли, сидят на карнизах окон довольные, что пережили зи му, чистят перышки или за тевают шумную возню. Все живое чувствует при ближение тепла, весны, да же драчливые вороны и то, радуясь теплу, , не мечутся озабоченно по дворам, не гоняют друг за другом, что бы отнять хлебную корку, а смирно сидят на деревьях в парке, и их хриплое карканье .тоже иное, не зимнее, весе лое и беззаботное, точно эта хитрая вороватая птица, при выкшая с давних времен к человеку, прочистила горло первой талой водой. День ото дня все теплее греет солнце, подтаивают сугробы, с тихим звоном осе дают, наст уплотняется до ледяной твердости, так что свободно выдерживает че ловека. ' Идет Евдокия-плю- щиха, плющит, уплотняет, снега, марает проруби на реках и прудах. Так эта по ра отозвалась в народных по верьях. И тут нет ничего от суеверия, скорее всего вот так образно поэтически вос принимал, преображал сво ей фантазией окружающий мир человек, который пони мал Себя неразрывной частью всего сущего на земле. И чувствуется в этом рус ское озорство, ерничество, любовь к шутке. Мы, сегодняшние прагма, тики, отучились понимать мать-природу, отдалились от нее, наш взгляд не замечает ни резко потемневшего не. ред весной краснотала по бе. регам, мы не чувствуем его горьковато-нежного запаха, мы разучились понимать язык птиц. Мы спешим, нам не хватает времени, и в этой спешке, в погоне за всевоз можными благами, скудеем душою. Природа для нас не «приют вдохновения», а сме на обстановки, да и выезжа. ем-то мы на ее лоно не пе ние птиц слушать, не вни мать вечности в гуле вершин ника, а берем с собой виз. жащие и грохочущие ящики, будто бы нам мало этого грохота и визга в городских квартирах. Остановись, человек, вык- люди свой оболванивающий ящик! Смотри, как хрусталь но чисто голубое небо, как чутко дремлют позеленев шие ветлы и тополя, как в этой весенней прозрачности вдруг раздается чистое и громкое: «Пи-и-и! Пи-и-и!»; Ты смотришь на дерево, ищешь глазами кто это за вел такую веселую незатей ливую песню? И не нахо дишь. Наверное, думаешь, уле тел певец. Но лишь, опустил глаза, как снова раздается это призывное: «Пи-и-и!». Ах, это вон Кто! Сйдит, прижавшись к толстой ветке синичка в черном чепчике и поет свою весеннюю песню. ■ Она тоже отмылась в снеж нице, желтая манишка ее чиста, ярка, словно принаря дилась птичка, пережив су ровую зиму, радуется теплу, свету и жизни. А. КАРПОВ. А К Т У А Л Ь Н О Е И Н ТЕ Р В ЬЮ КООПЕРАТИВ. КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? Как известно, Политбюро ЦК КПСС одобрило меры по созданию в стране кооперативов в сферах производст ва товаров народного потребления, бытового обслуживания, общественного питания. Появятся такие объединения и в Липецкой Области, в частности, в системе потребкоопера ции. Наш корреспондент попросил рассказать заместителя председателя правления облпотребсоюза И. А. КАЗНА ЧЕЕВА о ближайших перспективах развития кооператив ного производства в области. — Прежде всего, Иван Антонович, чем вызвано по явление таких кооперативов, какова цель их создания? — Мы все знаем: у нас еще далеко не изжит дефи цит товаров народного пот ребления, оставляет желать лучшего и качество услуг. Да и людей, не занятых или только частично занятьях в сфере материального произ водства, больше чем доста точно. Вот и призваны коо. перативы, целая сеть кото рых уже появляется в стра не, обеспечить более полное удовлетворение запросов населения в товарах и услу гах, привлечь дополнитель. ные трудовые ресурсы и одновременно дать возмож ность членам этих объеди нений получить дополни тельный заработок. Иными словами, это и есть прове дение в жизнь Закона об ин дивидуальной трудовой дея тельности, который с перво го маДа вступает в силу. — Кто может быть чле ном кооператива? Каков ста тус этой организации? — По существующему по. ложению членами коопера тива могут быть лица, до стигшие 18-летнего возрас та. Причем, привлекаться к этому делу будет преимуще ственно дополнительная ра бочая сила; пенсионеры, ин валиды, домохозяйки, сту денты и учащиеся технику, мов, желающие в свободное от учебы время подработать. Как исключение, в этих ор ганизациях могут участво вать и работники сферы ма териального производства —- либо по совместительству, либо на полный рабочий день. Особенно это касается кооперативов, где без спе циалистов никак не обойтись. В каждом1объединении дол_ жно быть не менее пяти и не более пятидесяти чело век. Что касается статуса, то такие кооперативы будут входить в систему райпо на правах коллективных чле нов. — Иван Антонович, ка кие конкретно кооперативы намечено организовать уже в нынешнем году? — Положа руку на серд це, скажу, что организаци онный период у нас поряд ком затянулся. Кооперато ры ездят по селам, выясня ют возможности населения, но пока что реальной отда ли от этого не видно. Ко нечно, дело это новое, а значит, и требует оно новых форм работы с людьми. Од ними уговорами тут не по можешь. И все же мы наде емся, что около пятнадцати кооперативов появятся в . области уже в нынешнем году. Например, подобраны уже люди и готовятся поме щения для организации ша шлычных в Ельце и селе Елец-Лозовка. В Желтых Песках пытаемся создать объединение по производст ву валяной обуви, учитывая традиционное для этих мест ремесло. В Добром откроем кооператив по переработке крупяных культур, в Измал- ково — цо производству гончарных изделий, в За- донске и Чаплыгине — по выращиванию ранних ово щей. В Подгорном появится объединение народных про мыслов. В совхозе «Агро ном» Лебедянского района ?— кооператив по выработке хлебобулочных и кондитер ских изделий. В самом Ли пецке надеемся открыть ко оператив художников на ба зе художественно-реклам ной мастерской и цех по производству мясных полу фабрикатов. А в селе Кузь минские Отвержки — артель по заготовке и переработке тряпья на ветошь. Об этом кооперативе скажу особо. Прежде чем его организовы вать, мы поинтересовались на заводах, нужна ли такая продукция? Ответ был оди наковым: возьмем в лЬэбом количество и по любой це не... Сейчас специальное оборудование в адрес новой отели уже отгружено, под бираем людей, "желающих заниматься этим, кстати, прибыльным, делом. — Многих читателей «ЛЗ», очевидно, интересует, каковы преимущества членов кооператива перед обыкно венными «частниками»? — Самое главное, мы обя заны таким объединениям предоставить помещение, необходимое оборудование, сырье, транспорт. Ведь не так просто, например, тем же жителям села Желтые Пески доставать шерсть, ки слоту и иные компоненты для выделки валенок. Мы же сможем нм в этом су щественно помочь. Кроме того, за членами кооперати вов в полном размере сох раняются пенсия, стипендия и иные пособия. — И последний вопрос, Иван Антонович: нам ка жется, что возможности по созданию кооперативов этим далеко не исчерпаны... — Разумеется.. И в этом, как уже было сказано, боль шая доля нашей вины. Пы тались мы обратиться за опытом в Воронеж, Тамбов... Но и у наших соседей тоже пока что не хватает пред приимчивости и .. фантазии. Конечно же, это липчан ни как не оправдывает. Поэто му сейчас думаем, как су щественно ускорить это де ло. .Надеемся, что и сами жители области помогут нам Найти новые формы работы, адреса новых объединений. Это могли бы быть, напри мер, кооперативы по сбору и переработке лекарственно технического сырья, овощей и фруктов у владельцев са дово-огородных участков. Неплохо было бы объединить в кооперативы так называе мых надомников. Одним сло вом, возможности тут бес предельны. Об этом, кстати, говорится и в центральной печати: в Армении, напри мер, организованы коопера тивы по производству без алкогольных напитков, сбо ру и пераработке на масло облепихи, производству кон. дитерских изделий и других продуктов питания и даже есть объединение, которое поставляет в магазины... пе репелиные яйца с собствен ной фермы. К слову ска зать, напоминаем липчанам, что с предложениями следу ет обращаться в райпо по месту жительства или непо средственно в орготдел обл потребсоюза. Беседу вел В. СПИВАК. С Панюшкин. с в е ж и й ВЕТЕР ...Приставал к любому гостю, К тем, кто звались __ волгарями: Из-за борта черпали т_ „ горстью? Из-за борта пили горстями? А теперь и сам не смог бы Горстью черпать чудо- т. струи, И с внучатами стал строгим: — Воду пить не сметь сырую! Аведь шел по вольным - руслам!.. А теперь — по руслам т, УДИц. И, кажись, я не был • грустным Даже там, где пели пули, Шел бойцом —- не знал дороги, На юру-ветру, бездомный, ...Стали зябнуть руки, ноги, Как обрел свой мир укромный... Ну, а мир войной насыщен И готовый бросить жребий... Затаился и не слышен Худосочный бог на небе. Так галактика остынет, Коли сбавить обороты! ...Я—-всебог! Беру отныне Всепланетные заботы. Позабыв недуги, раны,' — Лечит ветер, свежий ветер. Подымаюсь раным-рано: Я теперь за все в ответе. Сам себя спрошу я строго: «В новой жизни что-то стою.?...» Коли в обществе тревога,— Бой рутине и застою! Всех приверженцев раскачки, Кто сует в колеса палки,— Было так, сажали в тачки И под свист везли на свалки. * * * Туман закрыл мне плес реки, Обрывисто висит, — как скалы. Не видно впереди ни зги. Я весь напрягся у штурвала. Иду в белесой темноте И подаю сигнал гудками. Гудит в тумане кто-то мне Так ходят речники веками. Не видно судовых огней И бакен не означит воды. Но в памяти река. По ней Ведут суда, не ждут погоды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz