Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

кино ГЕРОЙ ИЛИ АНТИГЕРОЙ? Зрители обсуждают фильм «Плюмбум, или Опасная игра» -------- ------------------- ------------------- --------- На экраны липецких кино- ^ т еа тр о в вышел художествен- ф Ъ 1 Й фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (режиссер по­ становщик и сценарист — лау­ реаты Государственной пре­ мии РСФСР и премии Ленин­ ского комсомола Вадим Абдра­ шитов и Александр Миндад­ зе). Выпуску на экран новой работы студии «Мосфильм» предшествовала большая под­ готовительная работа. В кино­ театре «Винница» были прове. дены просмотры, в которых приняли участие учителя горо­ да, преподаватели профтехучи­ лищ и учащиеся. Сегодня мы публикуем пер­ вые отклики на* Фильм. В. И. ДАНИЛОВА, заведую­ щая Левобережным районо: — Возможно, мое мнение чересчур, категорично, но я считаю, что «Плюмбум» .— ки­ нолента умозрительная, в ос­ нову ее взят нетипичный слу­ чай.. Лично я таких подрост- • ков, как герой фильма, не | стречала. Фильм жестокий, а мы, преподаватели, должны воспитывать в наших детях доброту. Так станет ли «Плюм­ бум» в этом нам помощни­ ком? Жестокость рождает же­ стокость... Как мне приходилось читать в газетных рецензиях, фильм скорее не о подростке, а о ро­ дителях, о семье, неблагопо­ лучной во всех отношениях. Идея картины для меня так и . осталась непроясненной. 3 в. М. ЧЕРНЫШОВА, препо­ даватель липецкой средней школы № 57: — Герой киноленты, на­ смотревшись на взрослых, у которых слово постоянно рас­ ходится с делом, ставит перед собой нелегкую задачу: пора закончить разговоры и присту­ пить к делу, Плюмбум, по-существу, пре­ доставлен самому себе. Семья, в которой он воспитывается, до недавнего времени у нас считалась благополучной, а так ли это? На первый взгляд, герой фильма — идеальный. Выпол­ няет общественную работу, причем, добросовестно, хорошо учится, помогает в занятиях однокласснице. Но почему у нас вместо чувства восхище­ ния возникает к Плюмбуму чувство отвращения и брезгли­ вости? Не потому ли, что он— результат нашего воспитания? Фильм обращен к нам, взрослым. Это у нас слова не должны расходиться с дела­ ми. Вот когда так будет всег­ да, тогда и наши дети будут расти хорошими, достойными людьми и тогда не будет сре­ ди них Плюмбчмов. С. Г. ДЕГТЕРЕВА, препода­ ватель средней школы № 29: — Эта лента вызвала у ме­ ня противоречивые чувства. Смотрела его и думала: как затеряли мы до потери перво­ начального глубокого смысла крылатую фразу: «Семья — это ячейка общества». Мы со­ вершенно забыли о воспита­ тельной функции семьи, о тех высоких традициях, которые, к примеру, были во взаимоот­ ношениях в семье Ульяновых. Мы должны больше обра­ щать внимание на семью. Этот фильм — хороший повод для обсуждения среди тех, кто за­ нимается воспитанием детей, кто сам воспитывает сына или дочь. Его можно вынести и для коллективного просмотра в трудовые коллективы. Повод для этого есть: нора оцени­ вать достоинство людей не только по производственным показателям, сколько по тому, каковы они в семье, какую вы­ растили смену. Пока большая проблема вос­ питания в том, что нет единст­ ва требований, предъявляемых к ребенку в семье и в школе. В. В. ЯКОВЛЕВА, препода­ ватель школы № 57: — А мне фильм понравился, и жестоким я его не считаю. Н е. могу назвать бездуховным и бесчувственным и его героя. Он ведь По-своему заботится .о Маше, воспитывает ее. Но его ли беда, что он человек изломанный, растущий вкривь? Мне запомнилась сцена, ког­ да Плюмбум в начале фильма долго и внимательно рассмат­ ривает две нелепые гипсовые фигуры, стоящие во дворе на задворках, в конце фильма он опять натыкается на них, уже низвергнутых, побитых и за ненадобностью сваленных в кучу мусора. Это символы, по- моему, тех догм, которым мы иногда следуем в воспитании детей и которые опрокидыва­ ет сама жизнь... Публикуя мнения зрителей о новом фильме, мы не ста­ вим точку в нашем разговоре. Предлагаем вашему вниманию рецензию кинокритика. Пред­ лагаем вместе поразмышлять над проблемами воспитания подростков, поставленных в фильме. В Е С Н А С В Е ТА ПОСЛЕДНИЕ АККОРДЫ З И М Ы СВИНЦУ НЕ БЫВАЕТ Б О Л Ь Н 0 ... Мальчику пятнадцать лет, но он твердит, что ему сорок. Это не шутка и не розыгрыш. Руслан Чутко по прозвищу Плюмбум словно догадывается о разнообразных сомнениях на свой счет и хочет стать соро­ калетним, заматерелым, по­ скольку то, что сегодня в нем так непонятно, необъяснимо, так раздражает и отталкивает, для взрослого было бы нор­ мой. Никто бы и не подумал терзаться, откуда в нем такая холодная, головная, но непод­ дельная ненависть ко всякому, кто сбился с праведного пу­ ти. Разве что- чересчур чувст­ вительных покоробила бы лег­ кость, с какой он втирается в подозрительную компанию, де­ лит с нею хлеб-соль, а потом почти злорадно отдает (его словечко) всех скопом членам оперотряда. В конце концов, где принци­ пиальная разница между его, Руслана Чутко, поведением и \ тем, как действует, допустим, } .оперативник Аопатов (В. Стек­ лов)? Он понимающе кивает, когда ему напомнят, что, ска­ жем, облава на «бомжей» — а^дия сугубо гуманная, в инте­ ресах самих же «бомжей». Только они ему все равно без­ различны. Нет у него ни жа­ лости к ним, ни досады за их нескладную жизнь. Он ло­ вит, а не спасает. Но призна­ емся; и в жизни, а тем паче кино, мы часто готовы про­ стить Лопатовым дефицит доб­ роты за то, что они взвалили на себя трудную работу, кото­ рую в белых перчатках не вы­ полнишь... Однако Плюмбум не Лопа- тов. И не командир оператив­ ников «Седой» (А. феклистов), строгий, целеустремленный, как бы любующийся собою, своею нравственной безупречностью. Плюмбум — мальчик. И все, что в Лопатове или «Седом» может чуть ли не восхищать, в нем — путает. Хуже того: способно сделать его в глазах зрителей неубедительным. Вы­ думанным. Парадоксов сорок он со своим истовым ‘служе­ нием идее очищения от мрази (опять его выражение) был бы героем в Нервом, прямом зна­ чении слова. А в пятнадцать ему могут отказать в праве на существование хотя бы в ка­ честве киногероя, сиречь «пер­ сонажа». Объявить всего лишь ■Лиемом . Моделью для иссле- ^РИвания проблемы. Эдаким фантомом, . монстриком, что извлечен из чернильницы сце­ наристом Александром Мин­ дадзе и перенесен на целлуло­ идную пленку режиссером Ва­ димом Абдрашитовым в нази­ дание публике. Так это или нет — решить непросто. Однако условимся; даже если Плюмбум не жи­ вой, не настоящий, а только «прием», то прием весьма ; сильный, болевой. Ведь что, собственно, происходит? «Ус­ ловного» подростка создают по ббра-зу и подобию окружающих его и большей частью вполне узнаваемых взрослых людей. Разве мы не мечтаем, чтобы дети наши так ли, иначе ли повторили, продолжили нас самих? Вот это желание и ис­ полнилось. Образцы выбраны как будто бы доброкачествен­ ные. Не идеальные, но, по крайней мере, социально ак­ тивные, к тому же — на поп­ рище нелегком и благородном... И что же? Мы от него, от Плюмбума, шарахаемся. Мы утешаем себя, что в жизни та­ кого, слава богу, не встре­ тишь..; Итак, странный, Нереальный какой-то мальчик. И действует он в пространстве необычного, странного фильма. Многие фильмы развлекают, немногие потрясают. Этот — ошеломляет и озадачивает. Очерченный рамкой кадра мир как будто бы не отличим от нашего, заэкранного. Но — только почти... Он напоминает сновидение, в котором все ,— доподлинно, осязаемо и вместе с тем — чуть сгущено, смеще­ но, сдвинуто с привычных опор. Это — развернутая, мно. гослойная метафора. Она соз­ дана не зеркальным отраже­ нием, но с помощью увеличи­ тельного стекла. Использовать его, как известно, у искусства есть полное право. На сей раз оно понадобилось кинемато­ графистам, чтобы мы не про­ пустили, не недооценили опас. ности. Что же видим мы сквозь их линзу? Вот три примера — едва ли не наугад. ...Кружит по помосту невоз­ мутимая в своей профессио­ нальной привлекательности ма­ некенщица. И вдруг в тот миг, когда в упор на нее направ­ лен объектив телекамеры, она произносит легкомысленное, детское словечко — «кукаре­ ку». Алогичность ситуации для нас многократно усилена, ибо мы знаем: от этого неле­ пого словца зависит ни больше ни меньше вся ее жизнь и участь любимого ею человека... ...Откуда-то из подвала, из заброшенной котельной выле­ зают, выползают помятые лю­ ди с постаревшими до срока лицами. Неслышно, черной ле­ стницей, взбираются они под самый потолок на балюстра­ ду и, затаившись, из полумра­ ка наблюдают репетицию бальных танцев. Что это? Ба­ нальный контраст — вот нор­ ма, символ красивой, культур­ ной, достойной жизни, а вот— жалкое житье-бытье опус­ тившихся бродяг? О нет! При­ глядимся к танцующим. Какая уж тут норма. Движения за­ водных автоматов... Восковая застылость лиц... Удручающая разъединенность, отчужден, ность партнеров... И последний пример — уже не с сюжетной периферии, а из самого центра, сердцевины действия. За столиком в опер- отрядовском штабе мальчик, тот самый Плюмбум, задает вопросы и составляет прото­ кол. Перед ним —• немолодой мужчина. Он маскирует нелов­ кость, пробует шутить, потом интересуется; «А бывает раз­ ве такое, чтобы сын отца до­ прашивал?» И мальчик — а он и вправду сын задержанного — терпеливо, как ребенку- несмышленышу, скажет: «Бы­ вает, конечно...» И пододвинет протокол допроса — подпи­ сать... Так повторяется, варьирует­ ся в фильме «Плюмбум, или Опасная игра» этот сквозной мотив, то поднимаясь до от­ кровенного символа, то прини. мая вполне прозаическое об­ личье, столь же конкретное, сколь конкретны приведенные выше вопрос отца и ответ сы­ на. Мотив искажения, слома естественного хода вещей. Рвутся представлявшиеся прочными звенья, чтобы соеди­ ниться заново, но уже в ка­ кие-то диковинные комбина­ ции. И тогда оказывается воз­ можной бездушная имитация красоты и одухотворенности, как в отталкивающем зрелище танца людей-автоматов. И тог­ да страж порядка самоутверж­ дается за счет тех, кого при­ зван спасать, а . мирный, ин­ теллигентный отец семейства, попив чаю и попев Окуджаву, отправляется браконьерство­ вать. И тогда в подростка все­ ляется душа бестрепетного, ни­ чему уже не удивляющегося сорокалетиего человека. Руслан Чутко — средоточие, точнее — порождение или еще точнее — жертва этих этиче­ ских, эстетических и прочих суррогатов. Этой логики, вы­ вернутой наизнанку. Этой мно­ голикой противоестественнос­ ти. Он научился ненавидеть, не научившись любить. Его не трогают, не радуют покорные, восторженные, влюбленные глаза одноклассницы. Зато он проходит в охотничий экстаз, напав на след очередного, ж у­ лика. «Дети — тайные взрослые», — заметил поэт. Страшно и горько, когда эта тайная взрос­ лость становится явной, как у подранков военного времени. Понимаю всю рискованность такого сближения, но не могу отделаться от ощущения, что между ними и Русланом-— Плюмбумом есть что-то об­ щее. Его раннее, странное по- взросление — тоже итог тре­ вожного, опасного процесса, естественно, не столь очевид­ ного и тотально губительного, как война, но, тем не менее, крайне грозного. Что его Иска­ лечило? В конечном счете, то самое, что сегодня мы с та­ кими усилиями пробуем оста­ новить. Повернуть вспять. Изжить навсегда. Но позвольте — разве мож­ но искалечить «прием», «мо­ дель», гипотезу, героя на­ сквозь умозрительного? Вновь встает все тот же вопрос: кто он, Плюмбум — голый вымы­ сел или открытие, новый ха­ рактер, тип, выросший в ре­ альности и существующий в ее недрах? Если начистоту, я не вижу причин предпочесть ус­ покоительный ответ: да, это всего лишь модель. Трудные подростки, преступившие все грани и нравственные запреты, малолетние наркоманы или насильники — они ведь, к го­ рю нашему, вовсе не плод во­ ображения. Что же удивитель­ ного, ежели рядом с ними, формально противопоставляя себя — им, возникнет Плюм­ бум •или кто-то похожий на Плюмбума? Возникнет, одер­ жимый жаждой борьбы с ними во имя порядка, но прибегаю­ щий в этой борьбе со злом—ко злу. Его с ними объединяет привычка к жестокости, при­ чем, в наиболее страшной ее разновидности — к жестокос­ ти духовной. Неспособность чувствовать боль... Я напомню эпизод в гимна­ стическом зале. Он мог бы послужить чем-то вроде эпи­ графа или пролога к фильму. Сильный, тренированный сам­ бист Аопатов с обидной лег­ костью бросит мальчика на маты и проведет болевой при. ем. Но Плюмбум не запросит пощады. А Вадим Абдрашитов не Предложит оператору Геор­ гию Рербергу снять его круп­ ным планом, чтобы мы воочию убедились, чего стоит пацану завидная его выдержка. Мы не увидим побледневшего ли­ ца, упрямо закушенных губ... Растерянный Аопатов отпус­ тит его и спросит; «Я ж тебе руку ломал, ты не чувство­ вал, что ли?» А он — без вся­ кой рисовки, почти равнодуш­ но: «Я не чувствую боли». А вдруг и вправду не чувст­ вует? А вдруг — приблизь ка­ мера к нам его, распластавше. гося на матах, мы бы так и не прочли в его глазах боли? Сам Плюмбум, вероятно, убеж ­ ден; это замечательный дар — невосприимчивость к боли. Физической или душевной, своей или чужой. Но на са­ мом-то дел<? это проклятье: как лечить боли мира, раз ты их не чувствуешь? Однако так ли он неуязвим, так ли, если воспользоваться выбранным им себе прозвищем, — свинцов? Ведь герой, пора­ зительно сыгранный Антоном Андросовым, не только оттал­ кивает, .но и притягивает. И это, к слову сказать, мне пред­ ставляется главным, неопро­ вержимым аргументом в поль­ зу того, что он — живой, а не сконструированный. «Прием» воспринимаешь головой, а его и ненавидишь, и жалеешь. Так же, как жалеет его Мария (Е. Яковлева), женщина, с ко­ торой свела Плюмбума его «опасная игра». Она просит Плюмбума не губить оступившегося челове­ ка, дать ему шанс самому вы­ правиться. И делает промаш­ ку, торопливо прибавляя, что — «ты же добрый, ведь, прав­ да, добрый, мальчик?». Ибо он принципиально, программно не добр. Быть может, потому что жизнь приучила его ставить знак равенства между добро­ той и попустительством? Мария вскоре догадается о своей ошибке. Но не ужаснет, ся, не отшатнется, хотя он ее унизит и предаст. Она бес­ сознательно, повинуясь женско­ му, материнскому инстинкту, восстановит одно из тех разру­ шенных звеньев жизни — по­ жалеет предавшего. Сердцем поймет; это предательство не только для нее трагедия, но и для него. Она жалеет Плюм­ бума как жалеют маленького калеку, уродца, пусть он и не приятен, и докучен, и сам никого пожалеть не способен... Естественное это движение ему навстречу пробьет крохотную, но тем не менее брешь в свин­ цовой обшивке его души. И он побежит за поездом, увозящим Марию к ее неведомой судьбе, пробуя оправдаться, крича, что не виноват, что не хотел... Вскрик совести, очнувшейся даже Ненадолго, чего-нибудь да стоит. Хотя авторы, по-ви­ димому, не обольщаются, го­ товя своему герою в послед­ них кадрах новый, еще более страшный толчок; у него на глазах погибнет та влюблен­ ная в него девочка-однокласс­ ница (Е. Дмитриева)... Интересно, он опять, как и после истории с Марией, быст­ ро успокоится, обретя привыч­ ную неуязвимость и равнове­ сие в преследовании очеред­ ного правонарушителя? Ведь свинец — металл тяжелый.,, И, НЕВЕРОВ. П О УТРАМ мороз же­ сткий, ветер пронизы­ вающе лют, и кажет­ ся, зиме не будет конца: так плотно, незыблемо еще ле­ жат снега, и степные дали сливаются с небом в густой дымной пелене, точно там, на краю света, намело фев­ ральских сугробов, и не от­ личишь, что там—снег или облака. В этой плотной сини дол­ го висит красным раскален­ ным диском солнце. Стыло оцепенели деревья, столбом поднимаются дымки хат. Но солнце постепенно вы­ путывается из туманной на­ волочи, занимается день свет, лый и какой-то прозрачный до едва заметной синевы. К полудню помягчает, застучит февраль — бокогрей в затул- ках скупой капелью. Вот так и соперничает весна с зимой: на сугревных тихих местах объявятся уже кро­ хотные проталинки, уже по­ веет от них легким земляным парком, а в тени все-тот же мороз, все так же по-зимне­ му жестко, с подвизгом, как мелко толченое стекло, скри­ пит под ногами снег... Но зима уже устала, по­ старела, и не в силах боль­ ше держать землю в своих оковах. Солнце поднимается все выше, все длиннее день •— наступает «весна света». Нет уже плотных декабрь­ ских сумерек, вечерние зо­ ри продолжительнее, светлее и загадочнее. Морозы морозами, а весна все заметнее. Выйдешь од­ нажды из дому и вдруг с удивлением обнаружишь, как свежо зазеленели корою обожженные ярким солнцем тополя и осины. На голых ветвях крупно обозначились почки. Берез­ ка еще дремлет, но и она чувствует приближение теп­ ла: смотрите, как посмугле­ ли и потяжелели ее сережки. Обычно в середине янва­ ря, в самую стужу, в город прилетают хохлатые свирис­ тели: голодно становится в степях и перелесках, и жмет­ ся эта хлопотливая юркая птичка поближе к жилью че­ ловека: возле него легче про­ кормиться и обогреться. Но как только солнце начинает пригревать, покидают сви­ ристели город, сбиваются в стайки и промышляют на проселках, по которым под­ возят к фермам солому: как ни старался человек, а все же остались в ней зернышки птичкам на поживу. И воробьи осмелели. То, сжавшись от холода, сирот­ ливо ютились, под стрехами, а то вдруг распушились, за. важничали, словно пополне­ ли, сидят на карнизах окон довольные, что пережили зи­ му, чистят перышки или за­ тевают шумную возню. Все живое чувствует при­ ближение тепла, весны, да­ же драчливые вороны и то, радуясь теплу, , не мечутся озабоченно по дворам, не гоняют друг за другом, что­ бы отнять хлебную корку, а смирно сидят на деревьях в парке, и их хриплое карканье .тоже иное, не зимнее, весе­ лое и беззаботное, точно эта хитрая вороватая птица, при­ выкшая с давних времен к человеку, прочистила горло первой талой водой. День ото дня все теплее греет солнце, подтаивают сугробы, с тихим звоном осе­ дают, наст уплотняется до ледяной твердости, так что свободно выдерживает че­ ловека. ' Идет Евдокия-плю- щиха, плющит, уплотняет, снега, марает проруби на реках и прудах. Так эта по­ ра отозвалась в народных по­ верьях. И тут нет ничего от суеверия, скорее всего вот так образно поэтически вос­ принимал, преображал сво­ ей фантазией окружающий мир человек, который пони­ мал Себя неразрывной частью всего сущего на земле. И чувствуется в этом рус­ ское озорство, ерничество, любовь к шутке. Мы, сегодняшние прагма, тики, отучились понимать мать-природу, отдалились от нее, наш взгляд не замечает ни резко потемневшего не. ред весной краснотала по бе. регам, мы не чувствуем его горьковато-нежного запаха, мы разучились понимать язык птиц. Мы спешим, нам не хватает времени, и в этой спешке, в погоне за всевоз­ можными благами, скудеем душою. Природа для нас не «приют вдохновения», а сме­ на обстановки, да и выезжа. ем-то мы на ее лоно не пе­ ние птиц слушать, не вни­ мать вечности в гуле вершин­ ника, а берем с собой виз. жащие и грохочущие ящики, будто бы нам мало этого грохота и визга в городских квартирах. Остановись, человек, вык- люди свой оболванивающий ящик! Смотри, как хрусталь­ но чисто голубое небо, как чутко дремлют позеленев­ шие ветлы и тополя, как в этой весенней прозрачности вдруг раздается чистое и громкое: «Пи-и-и! Пи-и-и!»; Ты смотришь на дерево, ищешь глазами кто это за­ вел такую веселую незатей­ ливую песню? И не нахо­ дишь. Наверное, думаешь, уле­ тел певец. Но лишь, опустил глаза, как снова раздается это призывное: «Пи-и-и!». Ах, это вон Кто! Сйдит, прижавшись к толстой ветке синичка в черном чепчике и поет свою весеннюю песню. ■ Она тоже отмылась в снеж­ нице, желтая манишка ее чиста, ярка, словно принаря­ дилась птичка, пережив су­ ровую зиму, радуется теплу, свету и жизни. А. КАРПОВ. А К Т У А Л Ь Н О Е И Н ТЕ Р В ЬЮ КООПЕРАТИВ. КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? Как известно, Политбюро ЦК КПСС одобрило меры по созданию в стране кооперативов в сферах производст­ ва товаров народного потребления, бытового обслуживания, общественного питания. Появятся такие объединения и в Липецкой Области, в частности, в системе потребкоопера­ ции. Наш корреспондент попросил рассказать заместителя председателя правления облпотребсоюза И. А. КАЗНА­ ЧЕЕВА о ближайших перспективах развития кооператив­ ного производства в области. — Прежде всего, Иван Антонович, чем вызвано по­ явление таких кооперативов, какова цель их создания? — Мы все знаем: у нас еще далеко не изжит дефи­ цит товаров народного пот­ ребления, оставляет желать лучшего и качество услуг. Да и людей, не занятых или только частично занятьях в сфере материального произ­ водства, больше чем доста­ точно. Вот и призваны коо. перативы, целая сеть кото­ рых уже появляется в стра­ не, обеспечить более полное удовлетворение запросов населения в товарах и услу­ гах, привлечь дополнитель. ные трудовые ресурсы и одновременно дать возмож­ ность членам этих объеди­ нений получить дополни­ тельный заработок. Иными словами, это и есть прове­ дение в жизнь Закона об ин­ дивидуальной трудовой дея­ тельности, который с перво­ го маДа вступает в силу. — Кто может быть чле­ ном кооператива? Каков ста­ тус этой организации? — По существующему по. ложению членами коопера­ тива могут быть лица, до­ стигшие 18-летнего возрас­ та. Причем, привлекаться к этому делу будет преимуще­ ственно дополнительная ра­ бочая сила; пенсионеры, ин­ валиды, домохозяйки, сту­ денты и учащиеся технику, мов, желающие в свободное от учебы время подработать. Как исключение, в этих ор­ ганизациях могут участво­ вать и работники сферы ма­ териального производства —- либо по совместительству, либо на полный рабочий день. Особенно это касается кооперативов, где без спе­ циалистов никак не обойтись. В каждом1объединении дол_ жно быть не менее пяти и не более пятидесяти чело­ век. Что касается статуса, то такие кооперативы будут входить в систему райпо на правах коллективных чле­ нов. — Иван Антонович, ка­ кие конкретно кооперативы намечено организовать уже в нынешнем году? — Положа руку на серд­ це, скажу, что организаци­ онный период у нас поряд­ ком затянулся. Кооперато­ ры ездят по селам, выясня­ ют возможности населения, но пока что реальной отда­ ли от этого не видно. Ко­ нечно, дело это новое, а значит, и требует оно новых форм работы с людьми. Од­ ними уговорами тут не по­ можешь. И все же мы наде­ емся, что около пятнадцати кооперативов появятся в . области уже в нынешнем году. Например, подобраны уже люди и готовятся поме­ щения для организации ша­ шлычных в Ельце и селе Елец-Лозовка. В Желтых Песках пытаемся создать объединение по производст­ ву валяной обуви, учитывая традиционное для этих мест ремесло. В Добром откроем кооператив по переработке крупяных культур, в Измал- ково — цо производству гончарных изделий, в За- донске и Чаплыгине — по выращиванию ранних ово­ щей. В Подгорном появится объединение народных про­ мыслов. В совхозе «Агро­ ном» Лебедянского района ?— кооператив по выработке хлебобулочных и кондитер­ ских изделий. В самом Ли­ пецке надеемся открыть ко­ оператив художников на ба­ зе художественно-реклам­ ной мастерской и цех по производству мясных полу­ фабрикатов. А в селе Кузь­ минские Отвержки — артель по заготовке и переработке тряпья на ветошь. Об этом кооперативе скажу особо. Прежде чем его организовы­ вать, мы поинтересовались на заводах, нужна ли такая продукция? Ответ был оди­ наковым: возьмем в лЬэбом количество и по любой це­ не... Сейчас специальное оборудование в адрес новой отели уже отгружено, под­ бираем людей, "желающих заниматься этим, кстати, прибыльным, делом. — Многих читателей «ЛЗ», очевидно, интересует, каковы преимущества членов кооператива перед обыкно­ венными «частниками»? — Самое главное, мы обя­ заны таким объединениям предоставить помещение, необходимое оборудование, сырье, транспорт. Ведь не так просто, например, тем же жителям села Желтые Пески доставать шерсть, ки­ слоту и иные компоненты для выделки валенок. Мы же сможем нм в этом су­ щественно помочь. Кроме того, за членами кооперати­ вов в полном размере сох­ раняются пенсия, стипендия и иные пособия. — И последний вопрос, Иван Антонович: нам ка­ жется, что возможности по созданию кооперативов этим далеко не исчерпаны... — Разумеется.. И в этом, как уже было сказано, боль­ шая доля нашей вины. Пы­ тались мы обратиться за опытом в Воронеж, Тамбов... Но и у наших соседей тоже пока что не хватает пред­ приимчивости и .. фантазии. Конечно же, это липчан ни­ как не оправдывает. Поэто­ му сейчас думаем, как су­ щественно ускорить это де­ ло. .Надеемся, что и сами жители области помогут нам Найти новые формы работы, адреса новых объединений. Это могли бы быть, напри­ мер, кооперативы по сбору и переработке лекарственно­ технического сырья, овощей и фруктов у владельцев са­ дово-огородных участков. Неплохо было бы объединить в кооперативы так называе­ мых надомников. Одним сло­ вом, возможности тут бес­ предельны. Об этом, кстати, говорится и в центральной печати: в Армении, напри­ мер, организованы коопера­ тивы по производству без­ алкогольных напитков, сбо­ ру и пераработке на масло облепихи, производству кон. дитерских изделий и других продуктов питания и даже есть объединение, которое поставляет в магазины... пе­ репелиные яйца с собствен­ ной фермы. К слову ска­ зать, напоминаем липчанам, что с предложениями следу­ ет обращаться в райпо по месту жительства или непо­ средственно в орготдел обл­ потребсоюза. Беседу вел В. СПИВАК. С Панюшкин. с в е ж и й ВЕТЕР ...Приставал к любому гостю, К тем, кто звались __ волгарями: Из-за борта черпали т_ „ горстью? Из-за борта пили горстями? А теперь и сам не смог бы Горстью черпать чудо- т. струи, И с внучатами стал строгим: — Воду пить не сметь сырую! Аведь шел по вольным - руслам!.. А теперь — по руслам т, УДИц. И, кажись, я не был • грустным Даже там, где пели пули, Шел бойцом —- не знал дороги, На юру-ветру, бездомный, ...Стали зябнуть руки, ноги, Как обрел свой мир укромный... Ну, а мир войной насыщен И готовый бросить жребий... Затаился и не слышен Худосочный бог на небе. Так галактика остынет, Коли сбавить обороты! ...Я—-всебог! Беру отныне Всепланетные заботы. Позабыв недуги, раны,' — Лечит ветер, свежий ветер. Подымаюсь раным-рано: Я теперь за все в ответе. Сам себя спрошу я строго: «В новой жизни что-то стою.?...» Коли в обществе тревога,— Бой рутине и застою! Всех приверженцев раскачки, Кто сует в колеса палки,— Было так, сажали в тачки И под свист везли на свалки. * * * Туман закрыл мне плес реки, Обрывисто висит, — как скалы. Не видно впереди ни зги. Я весь напрягся у штурвала. Иду в белесой темноте И подаю сигнал гудками. Гудит в тумане кто-то мне Так ходят речники веками. Не видно судовых огней И бакен не означит воды. Но в памяти река. По ней Ведут суда, не ждут погоды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz