Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
I НЁ . Я 'г стг^' / Д нЯвГ,» ^ : ■'' Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ О р г а н Л и п е ц к о го о бл а с тно го ком и те та К П С С о бл а с тно го С о в е т а народ ны х д е п у та то в и 7 0 -й год издания Вторник, 17 ф евраля 1987 г. № 40 (17 737) Цена 3 коп. ЗА БЕ ЗЪ Я Д Е РНЫ Й МИР, ЗА ГУМАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Уважаемые дамы и госпо да! Товарищи! Наверное, с тех самых пор, как человек впервые задумался о завтрашнем дне, лучшие умы разных стран и народов неизменно задава лись вопросом о судьбах мира, о будущем человечест ва. Вплоть до относительно недавнего времени размыш ления на эти и связанные с ними темы воспринимались как игра ума, как далекие от будничных людских забот занятия философов, ученых, богословов^ В последние де сятилетия проблемы ‘ эти встали в сугубо практиче ской плоскости. Причины понятны. Создание, а затем и на копление за всякие разум ные пределы ядерного ору жия. средств его доставки сделало человека технически способным положить конец своему собственному сущест вованию. Одновременно на копление в мире взрывчато го социального материала, попытки продолжать решать проблемы кардинально чизме. нившегося мира силой, прие мами, унаследованными от ^ Каменного века, делают и политически катастрофу весьма вероятной. Милитари зация мышления, образа жизни ослабляет, а то и во все устраняет моральные тормоза на пути к ядерному самоубийству. Мы не имеем права забы вать: первый шаг к этому, всегда самый рискованный, уже сделан. Ядерное оружие было практически применено против людей, применено дважды. Документально уста новлены и признаны десятки — я подчеркиваю, десятки! — случаев, когда всерьез рассматривалась возмож ность его использования про тив других государств. Гово рю это не в порядке критики или осуждения —* хотя того и другого такие планы более чем заслуживают. Говорю для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, насколько близ ко подошло человечество к грани, из-за которой возвра та не будет. Первая мировая война по трясла ее современников не бывалыми до того масштаба ми страданий и разрушений, жестокостью и технической обезличенностью процесса уничтожения. Но как ни страшны были нанесенные ею раны, вторая мировая война многократно перекрыла все «рекорды» первой, если мож но в этом случае применить I это слово. Сегодня одна стратегиче ская подводная лодка несет потенциал уничтожения, рав ный нескольким вторым ми ровым войнам. А таких лодок — многие десятки, и ими ядерные системы далеко не исчерпываются. Воображение бессильно представить себе тот ад, то отрицание самой идеи человека, если будет пущена в ход даже самая ма лая часть нынешнего ядерно" го потенциала. После второй мировой вой ны (как, впрочем, и после первой) были предприняты попытки организовать такой мировой порядок, который исключал бы повторение бойни народов. Эти попытки не прошли бесследно, хотя и не оправдали в полной мере возлагавшихся на них на дежд. Тем не менее Органи" зация Объединенных Наций действует. Существуют ре гиональные и иные структу ры межгосударственных и общественных контактов, ко торых раньше не было. Сло вом, продолжается * полити ческий поиск вывода мирово го сообщества из порочной «логики», приводившей к ми ровом войнам. После же войны ядерной никаких проблем не останет ся, некому будет садиться не то что за стол — за пень, за камень переговоров. Второй Ноев ковчег- не выйдет из ядерного потопа. Разумом это, пожалуй, все понимают. Дело за тем, чтобы осознать: рассчитывать, что все «обра- , зуется само собой», уже нельзя, но в мире немало еще людей, которые именно так и думают. Необходимо, не откладывая более, приводить 'международное общение поведение правительств и государств в соответствие с реальностями ядерного века. Да, вопрос стоит именно так: либо политическое мыш ление придет в соответствие с требованиями времени,либо цивилизация и сама жизнь на Земле могут исчезнуть. Во всех делах человече ских, тем более в междуна родной политике, ни на ми нуту нельзя забывать о до- Р е ч ь Г О Р Б А Ч Е В А минирующем ныне над всем противоречии — между вой ной и миром, между сущест вованием и цебытием чело вечества. И стремиться раз решить его своевременно и в пользу мира. А для этого надо выяв лять, ч пестовать, делиться друг с другом всем самым лучшим, что достигнуто исто рией, искать новые ' творче ские подходы к застарелым проблемам. Не только прогресс рода людского, но и просто само его сохранение зависят от того, найдем ли мы в себе силы и мужество одолеть уг розы, таящиеся в современ ном мире. Полагаю, что есть основа ния на это рассчитывать. Са мые последние десятилетия отмечены тем, что впервые в своей истории человечест во, а не отдельные только его представители, начинает осознавать себя единым це лым, видеть глобальные взаимосвязи человека, об щества и природы, оценивать последствия масштабов своей материальной деятельности. И не только пришло осо знание, но и развернулась борьба за устранение ядер ной угрозы. И невозможно отрицать, что она уже стала большой нравственно-поли тической школой, в которой масса людей, целые народы учатся трудному, но необхо димому искусству: жить в мире друг с другом. Нахо дить равновесие интересов общих и частных. Смело и честно глядеть в глаза нас тоящему и будущему, пости гать его и, постигая, свое временно дёлатъ выводи д л я практики. Ваш форум — од но из доказательств этого.' Уважаемые дамы, господа, товарищи! Прежде чем поделиться с вами подробнее по существу всех этих проблем, я хотел бы от имени народа и прави тельства Советского Союза сердечно приветствовать всех вас -— участников Мос ковского форума — полити ков и публицистов, бизнесме нов и ученых, врачей, деяте лей культуры и искусства, писателей, представителей различных церквей. (Апло дисменты). Мы очень высоко ценим сам факт проведения такого форума и то обстоятельство, что на него со всех концов Земли съехалось такое коли чество знаменитых и авто ритетных людей. Мы пони маем: у каждого свои обя занности, свои дела. Тем не менее, вы их отложили и за тысячи километров приехали сюда, чтобы заявить о своих тревогах и беспокойстве, по делиться мыслями с людь ми, которых волнуют те же проблемы. Уже одно это само по се бе значительно, ибо в составе участников форума — представители разных слоев населения, люди со всех континентов, из многих десятков государств. Форум — поистине олице творение мировой обществен ности. Советским людям близки и понятны идеи форума, за боты и настроения, которые привели вас сюда. Именно в этом духе я еще раз обра щаюсь к вам со словами при ветствия и признательности за проделанную вами в эти дни работу, о которой рас сказали здесь представители всех «круглых столов», и думаю, что голос этого фору ма, каждого из вас будет ус лышан рано или поздно. Очень важно, чтобы идеи форума, сам дух его дошли до широких общественных и политических кругов и, что еще важнее, нашли отраже ние в деятельности тех, кто находится у государственно го руля. Такое положение, как я понимаю, высказано всеми представителями на этой общей вашей встрече здесь, в Большом Кремлев ском дворце. Во всяком слу чае Советское правительство со всем вниманием отнесется ко всему тому, что было вы сказано на Московском фо руме. Так должно быть, потому что эти идеи выхо дят на самое насущное, са мое важное — как спасти для человечества будущее. По обсуждавшимся на фо руме проблемам у меня есть что сказать, и я хотел бы изложить вам точку зрения нашего правительства'. Но сначала хочу привлечь ваше внимание к следующему. Вы приехали в Советский Союз, когда у нас разверну лись революционные по своей сути преобразования. Они имеют громадное значение и для нашего общества, и Для социализма в целом, и для всего мира. Только поняв их содержание, смысл и цели, можно правильно судить и о нашей международной поли тике. Перед своим народом, и перед вами, и перед всем миром откровенно говорю: наша международная полити ка более, чем когда-либо, оп ределяется политикой внут ренней, нашей заинтересо ванностью в том, чтобы со средоточиться на созидатель ной работе по совершенство ванию своей страны. Именно поэтому нам. нужны прочный мир, предсказуемость и кон структивная направленность международных отношений. Часто говорят —- это мы слышим до сих пор — об угрозе, якобы исходящей от СССР, о «советской угрозе» миру и свободе. Так вот: перестройка, ко торую мы начали с таким размахом и которая необра тима, показывает всем: вот, куда мы хотим направить наши ресурсы, вот, к чему обращены наши помыслы, вот„ каковы наши действи тельные программы и наме рения, вот, на что мы наме рены расходовать интеллек туальную энергию нашего общества. ' Главный наш замысел со стоит в том, чтобы раскрыть потенциал социализма через включение ^сех сил народа^ Для этого нам нужны полно ценное, полнокровное функ ционирование всех обществен ных и государственных ор ганизаций, всех производ ственных коллективов и творческих союзов, новые формы деятельности граж* . дан и возрождение тех, ко торые несправедливо были забыты. Короче говоря, нуж на широкая демократизация всей жизни общества. Она же является и главной га рантией необратимости на чавшихся процессов. Мы хо тим больше социализма и поэтому больше демократии. Так мы теперь продолжа ем дело нашей великой ре волюции. И это встречено с энтузиазмом нашим наро дом. Чтобы исключить всякие кривотолки и спекуляции (а их немало мы слышим с За пада), хочу подчеркнуть: свои преобразования мы осуществ ляем в соответствии со своим собственным, социалистиче ским выбором, на основе сво их представлений об обще ственных ценностях, руко водствуемся критериями со ветского образа жизни. На ши успехи и наши ошибки мы мерим. социалистически ми мерками и никакими дру гими. Но мы хотим быть поня тыми. И надеемся, что все мировое сообщество призна ет, наконец, что от того, что мы хотим сделать свою стра ну лучше, никому хуже не будет, весь мир от этого только выиграет. Перестройка, если отте нить ее международный аспект, — это пригла шение социализма к мир ному соревнованию с любой другой социальной системой. И мы сумеем делом дока зать, что такое соревнование — на пользу всеобщему про грессу и миру во всем мире. Но чтобы такое соревнова ние состоялось и развертыва лось в цивилизированных формах, достойных челове чества XXI века, нужно но вое мышление, нужно пре одолеть образ мысли, стерео типы и догмы, унаследован ные от безвозвратно ушед шего прошлого. Сама проблема нового мышления занимает наше общество, советское руко водство не со вчерашнего дня. Мы над этим много ду мали. Критиковали себя, других, задавали самим се бе трудные, головоломные вопросы, прежде чем увиде ли реальности в их настоя щем виде, и пришли к убеж дению, что в сегодняшнем сложном и противоречивом мире, который оказался на распутье, необходимы новые подходы и методы решения международных проблем. Мы пришли к выводам, которые заставили нас пере смотреть кое-что из того, что раньше казалось аксиомой. Ибо после Хиросимы и На гасаки мировая война пере стала быть продолжением политики другими средства ми. В ядерной войне сгорят и сами авторы такой полити ки.' . V’ ;ч; г. Мы заставили себя глу боко проникнуться понимани ем того, что с накоплением ядерных вооружений и их совершенствованием род людской лишился бессмер тия. Вернуть его можно, лишь уничтожив ядерное оружие. Мы отвергли право руко водства какой бы то ни бы ло страны, будь то СССР, США или любой другой, выносить человечеству смертный приговор. Мы не судьи, а миллиарды людей не преступники, которых надо покарать. (Аплодис менты). Поэтому и необ ходимо сломать ядер- ную гильотину. Ядерные державы должны перешаг нуть через свою ядерную тень в безъядерный мир. И тем самым покончить с от торжением политики от об щечеловеческих норм нрав ственности. Ядерный смерч сметет и социалистов, и капиталистов, и праведников, и грешни ков. Нравственна ли эта ситуация? Мы. коммунисты, считаем, что — нет. Можно сказать, мы вы страдали новое мышление, которое призвано ликвиди ровать разрыв между поли тической практикой и обще человеческими морально- этическими нормами. На высшем форуме совет ского общества — на съезде партии год назад мы изло жили свое видение мира, свою философскую концеп цию его настоящего и буду щего. Но мы не ограничи лись провозглашением своей теоретической доктрины- На ее основе разработали конк ретную политическую плат форму всеобъемлющей си стемы международной без опасности. Это именно си стема, опирающаяся на принцип, что "нельзя стро ить собственную безопас ность за счет безопасности других, и органически объе диняющая главные ее сфе ры: военную, политическую, экономическую, гуманитар ную. В сфере военно-политиче ской мы выступили с про граммой ликвидации ядерио- го оружия к 2000 году. Она была провозглашена от име ни советского народа три надцать месяцев назад, 15 января 1986 года. И мы убеждены, что эта дата вой дет в историю борьбы за из бавление цивилизации от гибели. Еще до этого мы высту пили с инициативой — прек ратить все ядерные взрывы и неоднократно продлевали односторонний мораторий. Нам принадлежит идея Рей кьявика, и мы привезли ту да инициативы, которые, ес ли бы на них откликнулась другая сторона, означали бы прекращение гонки воо ружений и коренной поворот к разоружению и устране нию' ядерной опасности. Вме сте со своими союзниками мы пошли на смелые, широ комасштабные шаги в воп росах о мерах доверия и со кращения обычных вооруже ний и вооруженных сил в Европе. Мы выразили го товность к полной ликвида ции химического оружия. Во Владивостоке мы приг ласили страны Азии и Ти хого океана к совместному поиску безопасности для всех и каждого в этом огромном и поднимающемся регионе мира, к взаимовыгодному и равноправному сотрудниче ству. Мы подписали Делий скую декларацию, в которой смыкаются наши философ ские и политические подхо ды к строительству безъ ядерного, ненасильственно го мира с .подходами великой Индии и миллиардов людей, представленных Движением неприсоединения. Решительные сторонники нового мирового экономичес кого порядка, мы сформули ровали и предложили на все общее рассмотрение концеп цию международной эконо мической безопасности. Наконец, у всех на виду — наши новые подходы к гуманитарным проблемам, находящимся в «третьей хельсинкской корзине». И должен разочаровать тех, кто полагает, что наши пред ложения, такая наша пози ция—результат давления со стороны Запада, что мы хо тим кому-то понравиться, преследуя какие-то затаен ные цели. Нет, Это — то же результат нового мыш ления. Таким образом, по веем направлениям наше фило софское видение мира мы стремимся перевести в плос кость практической полити ки, конкретных действий. Новое здание междуна родной безопасности может строиться и цементировать ся, естественно, только на доверии. Понимаем: путь к нему не простой. И пройти его — не только нам, хотя у нас, если вы вспомните на шу историю, больше причин для недоверия. Не буду вдаваться в поле мику на этот счет, хочу лишь констатировать, что на ряду с дефицитом нового мышления все ощущают и дефицит доверия. Не соби раюсь сейчас в широком пла не углубляться в причины Такой ситуации, хотя тут можно было бы многое ска зать. Сейчас мы должны смотреть вперед, а не нахо диться в плену у прошлого. Доверие необходимо соз давать опытом сотрудниче ства, взаимным узнаванием, решением общих вопросов. В принципе неверно ставить вопрос так: вначале — дове рие, а уже потом — все ос тальное; разоружение, сот рудничество, совместные проекты. Через общие дела — к доверию, его созданию, укреплению и развитию. Вот — рациональный путь. Во всяком случае, мы так ду маем. Одно из наиболее весомых последствий перестройки в Советском Союзе — всемер ное и повсеместное укрепле ние доверия в нашем общест ве. И это укрепляет нашу уверенность в возможности внести необходимое дбверие и в сферу межгосударствен ных, международных отно шений. И повторяю — начинать каждому с себя. Не поза са мозваного верховного судьи по отношению ко всему ми ру, а уважение к другим в сочетании с объективным, са мокритичным взглядом на собственное общество — это го остро не хватает ныне международным отношениям. Новое мышление пока еще трудно пробивает себе доро гу в международную поли тику. С очень большим тру дом идет формирование до верия. Именно поэтому, ду маю, крепнет убеждение, что нельзя судьбу важнейшей за дачи современности отдавать в руки исключительно толь ко политикам. Это не толь ко дело политиков. И мы — живые свидетели того, как ширится и поднимается огромное общественное дви жение, в котором участвуют повсюду в мире ученые, ин теллектуалы разных профес сий, религиозные деятели, женщины, молодежь, дети — все больше детей! Даже бывшие военные, генералы, близко знающие, что такое современное оружие. Они здесь присутствуют, участ вуют в этом форуме. И все это потому, что люди глуб же осознают, где оказался мир, к какому краю подо шел, насколько реальна на висшая над ним угроза. Полагаю, что ваш фо рум — очень крупный шаг в развитии общественного движения за безъядерный мир, за выживание человече ства. И я приветствую вклад Московского форума. Хочу еще особо сказать о Рейкьявике. То был не про вал, а прорыв. Это были не очередные переговоры, а мо мент истины, когда приот крылась величайшая перс пектива выйти на дорогу к безъядерному миру. Рейкьявик вызвал стоЛь сильную реакцию по всюду в мире потому, что к проблеме сокра щения ядерных арсеналов мы подступили в совершенно новом концептуальном клю че — как к проблеме поли тической и психологической, а не только военно-техниче ской. И решение было почти найдено. Но что делать с этим «почти», из-за кото рого в Рейкьявике мы не до шли до финиша? Не буду возвращаться к полемике, почему это про изошло. Надеюсь, вы знако мы с нашей оценкой. Хочу обратить ваше внимание на следующий факт: когда в ка кой-то момент обе стороны в Рейкьявике согласились резко сократить свои ядер ные арсеналы, а затем их ликвидировать, это означало фактически признание ими того, что ядерные средства уже не могут надежно обес печивать безопасность. Это— важная политическая конста тация. Происшедшее в Рейкья вике необратимым образом изменило характер и суть де батов о будущем мире. Тем не менее некоторых испуга ла открывшаяся возможность, и они тянут нас назад. Но, как бы ни цеплялось прош лое, к нему возврата не бу дет. Уверен, что человечест во может и. надеюсь, доста точно скоро, начнет сбрасы вать с себя ядерные вериги. Но за это надо побороться, побороться всерьез. Новое политическое мыш ление призвано поднять ци вилизацию на качественно новую ступень. Уже по одно му этому оно — не однора зовая корректировка позиции, а методология ведения меж дународных дел. Не только в этом зале, но, наверное, и вне его не най ти человека, кто считал бы ядерное оружие безобидной вещью. Однако есть немало людей, искренне верящих, что это зпо необходимо для предотвращения большего зла — войны. Именно такой те зис лежит в основе доктрины ядерного сдерживания. Что хотелось бы высказать в этой связи? Первое. Даже если оста ваться на почве этой доктри ны, нельзя не признавать, что «ядерная охранная гра мота» не безотказна и не бессрочна. Она может в лю бой момент обернуться смер тным приговором человече ству. Чем больше ядер ного оружия, тем меньше шансов на его, скажем так, «послушное поведе ние». Расползание этого ору жия, усложнение связанных с ним технических систем, увеличение масштабов тран спортировки, постоянная воз можность технических сбоев, проявлений человеческой слабости или чьей-то злой воли — все это в совокупно сти представляет собой ог ромный набор случайностей, от которых зависит, быть или не быть человечеству. Второе. Посмотрим на доктрину сдерживания с другой стороны. По существу это политика угроз. В каж дой модели поведения есть своя внутренняя логика. Ко гда угроза выступает как средство политики, естест венно желание, чтобы такая угроза в каждом случае рас сматривалась бы всеми все рьез. Но для этого нужно периодически подкреплять угрозы делом. В данном слу чае — применением воен ной силы. Вывод отсюда мо жет быть только один; по литика сдерживания, рас сматриваемая в исторической перспективе, не только не снижает, а даже повышает воз можность военных конфлик тов. Тем не менее даже по сле Рейкьявика за эту докт рину продолжают цепляться. И делают это, пожалуй, чаще всего те, кто склонен в конфронтации с нами апе ллировать к морали. Но как сами они выглядят с этой точ ки зрения — с точки зрения нормальной современной мо рали? Ведь они убеждены и не скрывают этого, что раз говаривать с, другими, строить отношения с ними можно и нужно только на фундаменте угроз, на силе и постоянной возможности эту силу применить. Как от неслись бы мы к подобному человеку, случись с ним встретиться на улице? Поче му же такие стандарты, дав но признанные дикостью, когда речь идет об отношени ях между отдельными людь ми, продолжают считаться — казалось бы, весьма просве щенными деятелями — чуть ли не естественной нормой в отношениях межгосударст венных! Третье. В дискуссиях о разоружении то и дело мож но слышать такой тезис: в человеке, мол, от природы заложен некий «инстинкт на силия», «инстинкт войны», и этот инстинкт якобы неистре бим. Что же получается? Вой на — неотъемлемый спутник человека? А значит, неизбеж но и возникновение, и совер шенствование, и накопление все новых и новых средств уничтожения человека? Невозможно мириться с такими взглядами. Они на поминают времена, когда бо лее совершенное оружие изо бреталось и использовалось для того, чтобы покорять другие народы и заставлять их на себя работать или по просту грабить их. Такое прошлое — не резон для бу дущего, тем более — не шаб лон для него. Человек кану на XXI века знает и может колоссально много. Именно поэтому он обязан осознать необходимость демилитари зации мира. Мы верим, что такой мир возможен, и бу дем делать все, чтобы обес печить конечный успех это го, пожалуй, самого крупного социального начинания сов ременности. (Аплодисменты). Есть у темы ядерного сдер живания и еще один аспект. В политике нельзя забывать о проблеме рационального и иррационального. Особенно в нашем сложном мире, где само содержание этих по нятий испытывает сильней шее влияние особенностей исторического опыта наро дов, весьма разных полити ческих культур, традиций и многого другого. Очень не просто приводить это все к общему знаменателю, рацио нальному для всех без исклю чения. И поэтому также не опровержимой истиной оста ется: чем больше ядерного оружия, тем больше вероят ность рокового сбоя. Тем не менее создание еще более мощных и изощренных, как их цинично называют, экзотических видов оружия продолжается. Уникальность, я бы сказал, драматизм ситуации под черкивает угроза выхода гонке вооружений в космос. Если это произойдет, будет скомпрометирована ‘ сама идея контроля над вооруже ниями, Резко возрастут не доверие, взаимная подозри тельность; соблазн упредить в развертывании все новых систем. Это, по-моему, ясно даже самому непосвященно му в военное дело человеку. Дестабилизация станет фак том и примет кризисный ха рактер. Риск случайного воз никновения войны увеличит ся сразу на несколько по рядков. Мы сожалеем, что продол жение американцами испыта ний прекращает действие на шего моратория.; Но он не пропал даром. Своим мораторием мы по казали, что непроведение ис пытаний — дело реальное, лишь бы была на то полити ческая воля. Выступая перед, такой ав торитетной аудиторией, хо чу заявить — и этим отве тить доктору Лауну, который призвал нас продлить мора торий: Советский Союз не отступит от своей цели по кончить с ядерными испыта ниями, добиться крутого со кращения накопленных' запа сов ядерных вооружений, а затем их ликвидации. В этой связи хочу кос нуться разгоревшихся в пос ледние Дни страстей относи тельно развертывания перво го эшелона СОИ. Сторонни ки этой акции настаивают на «расширительном толкова нии» Договора по ПРО. Впро чем, пока идут споры на эту тему и в самом Вашингтоне, и между ним и его союзни ками по НАТО, администра ция уже официально в Же неве предложила узаконить такое толкование. Так что дискуссии в данном случае — не способ прозондировать общественное мнение. Это близко к реальной политике, если уж не сама реальная по литика. И это должно нас всех обеспокоить. Речь идет фактически о сломе Догово ра по ПРО. Ведь политиче ский и, если угодно, фило софский его смысл был с са мого начала в том, чтобы обеспечить стабильность за счет отсутствия противора кетной обороны и тем самым прекратить извечное и осо бенно опасное в ядерный век соревнование «щита» и «ме ча». Ведь пришли к Догово ру по ПРО в результате дли тельной, долголетней дискус сии, в которой участвовали самые лучшие умы, способ ные оценить ситуацию. Тог да Соединенные Штаты при знали его правильность. А теперь через широкое толко вание Договора хотят сло мать этот важнейший тормоз на пути гонки вооружений. С разрушением Договора ракетно-ядерная гонка при обретет новые измерения и к ней добавится гонка в космо се, о неизбежных последст виях которой я только что сказал. В ноябре 1985 года в Женеве мы с президен том Рейганом взяли обяза тельство: «Предотвратить гонку вооружений в космосе и прекратить ее на Земле, ограничить и сократить ядер ные вооружения и укрепить стратегическую стабиль ность». Это было зафиксиро вано в Женевском совмест ном заявлении. Взламывая Договор по ПРО, администра ция топчет это обязательство вместе с подписью, постав ленной Соединенными Шта тами под этим бессрочным Договором 15 лет назад. Ситуация требует повыше ния уровня и укрепления международно-правового ре жима, а не расшатывания его, не выбивания из него ключевых звеньев. Мы думаем сейчас над та кой, например, проблемой. Почему те или иные страны присваивают себе право изобретать и разрабатывать новые системы орудия, при чем такого, которое угрожа ет другим народам и государ ствам, даже если оно не раз вернуто и не применяется? Наверно, и у вас возникает такой вопрос. Эта проблема выходит за рамки националь ного суверенитета. Она — международная. Или. Сейчас на атмосфер ное пространство над нацио нальной территорией расп ространяется суверенитет данного государства. И оно обладает неоспоримым пра вом защищать его от втор жения. Но из космоса, ку да теперь хотят вывести ору жие, будет исходить гораз до большая опасность. Та кие намерения — это попыт ка создать новый инструмент шантажу в отношении неза висимых государств. Поэтому не пора ли в международно правовом плане поставить вопрос о запрете «гонять» в космосе оружие над голова ми людей других стран? (Ап лодисменты). Конечно, я рас считывал на более дружные и мощные аплодисменты в этом случае, но и этого до статочно. (Бурные аплодис менты). Теперь позвольте сказать о другой крупнейшей реально сти наших дней. Она также требует нового мышления. Я имею в виду небывалое мно гообразие и одновременно растущую взаимосвязанность и все большую целостность мира. Его объединяет не то лько интернационализация экономической жизни и мощ ные средства информации и коммуникации, но и одина ковая опасность ядерной смерти, экологической ката строфы и глобального взры ва противоречий между бед ностью и богатством различ ных его частей. Мировое сообщество пред стает теперь перед нами мно жеством государств с не одинаковыми историей, тра дициями, обычаями, укладом. У каждой страны и народа есть своя правда, свои на циональные интересы, свои устремления. Это — важней шая реальность современно го мира, 30—40 лет назад этого не было. Она появилась в результате выбора, кото рый сделали сами народы, избрали путь собственного развития, своего националь ного движения. Но развитие этого процес са явно обогнало способность некоторых политиков понять и осмыслить необратимые перемены. Как и в сфере ядерного оружия, они живут старыми представлениями. Выход — тоже в том, что бы сократить и преодолеть разрыв между опережающим ходом событий и осознани ем реальностей, пониманием того, что происходит и чем это чревато. Пока —не позд но'. Взгляд на мир, как на свою вотчину, произвольное провозглашение зон своих «жизненных интересов» со храняются и сегодня. А это стимулирует и гонку воору жений, потому что происте кает из ставки на силу, без которой не обеспечишь себе возможность для политичес кого и экономического дик тата. Это — стереотипы про шлого мышления, когда счи талось «законным» эксплуа тировать другие народы, рас поряжаться их ресурсами, самоуправно вершить их су дьбами. К чему ведет сохранение таких взглядов? К росту ре гиональных конфликтов. Ко- (Окончание на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz