Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
ЗВУЧАТ СТИХИ ПУШКИНА... ' Интересно прошел вечер памяти А. С. Пушкина в филиале № 4 центральной библиотечной системы Липец ка. Организаторы его — за ведующая филиалом Т. В. Шмулевич и председатель клуба . любителей искусств Э. П. Фогельгез^нг максима льно разнообразили програм му. Читатели увидели боль шую выставку литературы, посвященную творчеству поэта, альбомы Пушкиниа ны, фотографии пушкинских мест, картины. В середине зала -г- портрет А. С. Пуш кина, выполненный липецким художником, под ним жи вые цветы... Зажгли свечи, и зазвучала скрипка. Мелодии Свири дова, Чайковского исполняет преподавательница музы кального училища А. Тру шина. Затем собравшиеся по очереди читали главы из «Евгения Онегина», звуча ли романсы на слова Пуш кина (пластинки), читатели высказывались, чем дорог и близок им поэт, слушали стихи Блока, Ахматовой, Мандельштама о Пушкине в исполнении М. Козакова. В завершение каждому участнику была . вручена маленькая визитка с про филем Пушкина, штампов библиотеки и датой вечера. Конечно, многим читателям захотелось написать свой отзыв в красиво оформлен ный альбом и даже предло жить свои темы по Пушки ниане для дальнейших встреч. Л. УСЕНКО, В. ДОРОХОВА. НА СНИМКЕ: и в цент ральной городской библиоте ке состоялся пушкинский ве чер. Выступает библиотекарь Г. С. Салищева Фото Н. ТКАЧЕНКО. ПЯТЬ МИНУТ РИСКА ХЕЛЬСИНКИ. (Соб. корр. «Известий»). Наши сталевары называют это «закозлить дом ну», а финны говорят «масу- нин яхтюминен», что значит «заморозить доменную печь». Для человека, даже мало- мальски знакомого с металлур гией, понятно, чем может обер нуться ситуация, когда рас плавленный металл начинает густеть. Случается, чугун превращается в застывшую чушку и застревает в печи. Нужны месяцы, чтобы разо греть домну и освободить ее от балласта. И все же это не самый худший случай. Когда Николай Сергеевич Антипов прибыл в город Ра- хе, встречавший его финский специалист сообщил, что ме талл уже показал характер — рванула, первая фурма... За два дня до этого Николая Серге евича вызвали прямо из це ха Новолипецкого комбината и сообщили, что надо ехать в Финляндию. Одна из двух до менных печей на металлурги ческом комбинате фирмы «Рау та руукки» находится ’в ава рийном состоянии, сказали ему. Эту домну финны ввели после капитального ремонта, но уже во время первой плавки обнаружились сбои: внутри печи падала температура, на. чалась утечка воды в охлади тельной системе. И вот теперь взрыв одной фурмы, выбросив ший наружу около 60 тонн чугуна. А фурм еще 13! К тому же... Разогретый в верх них этажах металл будет стре миться найти выход: поползет через край печи, как передер жанная квашня, станет рвать стены, круша и сжигая все на СЕоем пути. Дирекция комбината зап росила .по телексу мнение специалистов ФРГ и Швеции. Одновременно, обратилась и за помощью в Москву, в Мини стерство черной металлургии СССР Ответ был однозначным: высылаем нашего специалиста. Позже Николай Сергеевич мне скажет, что финны сделали все, что необходимо в таких усло- 1 ^ях, перекрыли все 14 фурм, по которым поступает в печь воздух, отключили воду. И все же трагическая развязка мо гла наступить в любой мо мент.- Вот что рассказывает сам Николай Сергеевич Антипов, человек немногословный, при выкший больше делать, чем описывать свои поступки: — Когда приехал на ком бинат, сразу пошел в цех ос матривать печь. За 33 года ра боты всякое у меня случалось, хотя двух похожих случаев не было. Это чугунная чушка бы- Ч Е Л О В Е К И З А К О Н ГУМАНИЗМ ИЛИ ВСЕПРОЩЕНИЕ В последнее время все ча ще в печати, по радио, на ра бочих собраниях и *сельских сходах заходит разговор о борьбе с пьянством, нетрудо выми доходами, о причинах преступности. Люди требуют ужесточить борьбу с этими негативными явлениями. Конечно, ни одно преступ ление не должно остаться безнаказанным. Но нужно учитывать, что есть люди, которые в жизни споткну лись случайно и которых можно вернуть на правиль ный путь. Мне вспоминается в связи с этим такое дело. Олег Пу зиков из десятого техниче ского училища Липецка слу чайно познакомился с парня ми, которые нигде не работа ли. Они привлекли его тем, что умели беззаботно провес ти время, с шиком одевались, смело держали себя. Под их влиянием Олег совершил ху лиганство и был привлечен к уголовной ответственности. В коллективе училища во сприняли это с болью. Юно ша неплохо учился, обешал быть неплохим вальцовщи ком. всегда отличался дисци плинированностью, увлекался спортом, горячо отстаивал честь училища в состязаниях по футболу и волейболу. Коллектив училища обра тился в суд с просьбой не ли шать Пузикова свободы. Со ветский районный народный суд с учетом всех / обстоя тельств отсрочил исполнение приговора на два года, пере дав осужденного н а.перевос питание в коллектив ГПТУ- 1 0 . Общественные организации училища поручили мастеру А. С. Бобылеву заняться парнем, да и сами не оста лись в стороне. И юноша стал более серьезным, по взрослел, успешно закончил техническое училище и по ступил на работу оператором в ЛГТЦ-5 НЛМК. А по вече рам занимался в ' школе ДОСААФ на курсах шофе ров. И вот прошлой осенью парня призвали на службу в Советскую Армию. Приведу еще один пример. Осенью 1984 года ^6-летний учащийся ГПТУ-21 Евгений Темерев со своим товарищем из хулиганских побуждений избили прохожего. Бурным было заседание педагогиче ского совета, на котором об суждалось . случившееся. Преподаватели Н. В. Труно ва, А. С. Кобзев, Т. И. Дань- шина, 3. В. Станкевич, мас тер Н. В. Бураков с большим волнением говорили о том, почему это стало возможным, как «упустили» в общем-то неплохого парня. Коллектив с возмущением осудил про ступок Евгения. В то же вре мя было решено ходатайство вать перед судом, чтобы Те- мерева не лишали свободы: в училище сами исправят свой педагогический брак. Народный суд осудил Те- мерева к двум годам лише ния свободы, но отсрочил исполнение приговора на один год. Подростка словно подмени ли: усердно учился, хорошо трудился на работах в совхо зе «Усманский». Е. Темерев в прошлом го ду окончил училище и сей час работает сварщиком-мон- тажником в СУ-9 треста «Ли- пецкстрой». Недавно я поин тересовался его делами. Бри гадир Михаил Михайлович Заев и начальник участка Ва лерий Николаевич Буев в один голос сказали, что он работает и ведет себя отлич но. Евгений трудолюбив, дис циплинирован, из него *рас тет хороший мастер. Можно привести немало примеров, когда доверие да ет великолепные плоды, и оступившийся под воздейст вием рабочей среды стано вится на ноги; распрямляет ся. Но это результат. А путь к нему лежит через труд. Огромный, упорный, неуто мимый. В нем должны сте реться грани между поняти ями «свое» и «обществен ное», «близкий» и «чужой» человек. Иначе —ничего не льзя достигнуть. Расширение прав общест венности в борьбе с наруши телями, предоставленное ей право брать на перевоспита ние возлагает на коллективы большую ответственность. К сожалению, не везде помнят об этом. Так, учащийся СПТУ-26 17-летний Валерий Куприя нов в группе с другими под ростками совершил злостное хулиганство, за что был при влечен к уголовной ответст венности и осужден. Причем, с учетом несовершеннолетне го возраста и положительной характеристики ему была на значена мера наказания, не связанная с лишением свобо ды. В СПТУ-26 в качестве общественного воспитателя за Валерием закрепили пре подавателя Галину Ивановну Турутину. Ну, и как Галина Иванов на выполняла свои общест венные обязанности? Прямо скажем, плохо. Бывало, ко нечно, парня журили, иной раз читали ему пространные нотации, но отлично видели; что они не находят отклика в его душе. Ничего не изменилось по сле суда ни в поведении Ку приянова, ни в отношении к нему учащихся и педагоги ческого коллектива. Он час то приходил домой поздно, проводил время с такими же шалопаями, неоднократно за держивался на улице в не трезвом состоянии и достав лялся в милицию. С ним за нималась комиссия по де лам несовершеннолетних.. Как же ко всему этому отно сился общественный воспита тель? .А никак. Закрепление преподавателя за подростком было пустой формальностью. Через полгода Валерий со вершил новое преступление. Он избил девушку и отнял у нее меховую шапку. В учили ще на собрании учащихся обсудили Куприянова и в су дебное заседание направили своего представителя Г. И. Турутину. Галина Ивановна, видимо, чувствуя угрызения совести перед подростком и своим коллективом, стала выгораживать Валерия. Она утверждала, что он в послед нее время вел себя хоро шо и среди первых сдал ди пломную работу. У парня, обмолвилась пре подаватель, есть доброе и святое. Так почему же она не развила эти черты, не по могла им раскрыться в пол ную силу, чтобы они стали доминирующими в его пове дении, его жизни? Люди, взявшие на себя та кое ответственное обязатель ство, как поручительство за правонарушителя, причем не совершеннолетнего, обязаны отвечать за свои действия. Иначе, в чем же смысл по ручительства? • Кстати, в училище никто и нё спросил у Турутиной, как могло случиться, что ее подопечный совершил новое преступление? А должны бы ли разобраться с этим чрез вычайным происшествием и спросить строСо. Безусловно, перевоспиты вать человека —дело нелег кое. Но скидок на трудности делать нельзя. Иначе, какой же смысл освобождать право нарушителя из-под стражи? Есть и такие случаи, когда коллективы просят «отпус тить грехи» даже рецидивис там. Вот тому пример. Рабо чий ЖКО завода «Центро- лит» Иван Пальчиков злоупо треблял спиртным, стал хро ническим алкоголиком. Ранее он уже четырежды был су дим. И вот, напившись оче редной раз, он поздним ве чером перелез через забор в чужой Двор на улице Солне чная. Рабочая нефтебазы В. В. Ефремова, увидев, что чужой человек залез во двор к соседу, крикнула об этом через окно хозяевам. Пальчи ков услышал это и избил Еф ремову. За злостное хулиганство органы, милиции возбудили против Пальчикова уголовное дело. И что Же? В”судебное заседание, явилась представи тельница -завода «Центролит» М. Я. Солодова. Пренебрегая своим долгом общественного обвинителя, она наградила Пальчикова самыми лестны ми отзывами и добродетеля ми. Чуткость, душевность — замечательные качества со ветских людей. Мы гордимся нашими гуманными закона ми, основанными на уваже нии к личности, глубокой ве ре в человека. Но всегда ли уместна гуманность? К злост ным нарушителям правил со циалистического общежития, преступникам, рецидивистам, тунеядцам мы должны быть беспощадны. И нет нужды превращаться в «добрячков», в ходатаев за преступников. Мы должны проявлять гума низм, но это ничего общего не имеет со слезливым все прощением. Н. УСИК, заместитель председателя областного суда. -------------" 1МЬ|СЛ1/| в с л у х -------------- РЖАВЧИНА Однажды мне пришлось услышать весьма злободнев ный разговор. Речь шла об очередях перед винными от делами магазинов. И вот в один из моментов беседы, перешедшей в оживленный спор, оппонент, исчерпав, кажется, все доводы о якобы нецелесообразности столь «крутых» мер по искорене нию пьянства, с непререкае мым убеждением запальчиво заявил: — И все равно, пила Рос сия и пить будет!.. Пила Россия? С этим сто ит разобраться. Откуда у .крестьянского сына, теперь рабочего-ме- таллурга с солидным ста жем, такая, охотно принятая на веру, убежденность в якобы историческом «питии» русского народа? Откуда у многих приверженцев и лю бителей спиртного эта бра вада, преподносимая едва ли не как национальное досто инство? Конечно, не столько из желания подвести «идейное» обоснование под хмельное пристрастие исповедуют по добное «знатоки» истории, сколько — оправдать собст венную слабость. Это понят но. Но настораживает дру гое — легкость и легкомыс ленность, с какими укоре нился в сознании определен ной группы людей насквозь лживый тезис, бездумно пе репеваемый по поводу и без. Если попытаться проана лизировать исторические ис точники, скажем, летописи, то вот что обнаружится: ни в одной из летописей X— XIII веков нет и упоминания о пьянстве какой-либо соци альной группы русского на рода, В годы трагического татаро-монгольского ига Русь решала задачи суровые и нелегкие; сохранения на циональной самостоятельно сти, — до «пития» ли было русским воинам и земле пашцам? Только к середине XVI века на Руси возникают ка баки — места продажи спиртного. И, может быть, именно кабаки, как наибо лее шумные и безобразные средоточия людей, давали повод заезжим иностранцам делать выводы о пристрастии россиян к пьянству, и кото рые поднимаются теперь на шими идеологическими про тивниками на щит. Но каба ки ли определяли лицо ве ликой нации, свергнувшей ненавистное ордынское иго и возрождавшей собственное достоинство в замечатель ных памятниках архитекту ры, письменности, музыкаль ной культуры, в государст венных «объединительных» усилиях? Отношение к пьющим — кстати, весьма немногочис ленной группе — в те дале кие времена (XVI—XVII вв.) было далеко не примирен ческим и благостным. Передо мной —-. литера турный памятник XVII-го "«бунташного» века: «По весть о Горе-Злосчастии». Надо сказать, что письмен ные памятники того време ни, хоть и сохраняли тради ции и тематику древнерус ской литературы, но, вместе с тем, отличались более пристальным вниманием, философским взглядом на человека, на его судьбу. Та кова и «Повесть», где зат ронуты вечные темы чело веческой жизни. Одна из частей памятника «По весть о Хмеле», где не только осуждаются и вы смеиваются те, кто «дружен со хмелем», но и подчерки вается пагубность пьянства и для человека, и для госу дарства. Вот «Слово о Хмеле, о высокоумном Хмеле и худо умных и нестройных пиани- цах». Уже в самом заглавии — едкая насмешка. «Аще кто здружится со мною... наложу ему печаль на серд це; вставшу ему с похмелиа, глава болит, очи сЕета не видят, а ум его не идет ни на что же на доброе, а ясти не требует, пити хощет... Воздвигну в нем... вся по мыслы з’лыя и потом вверг ну его в большую погибель». Это — хвастливая речь Хмеля, имеющего такой вот «обаятельный» образ: «А имею у себе нози тонцы, а ютробу необъядчеву, руце мои держат всю землю, а главу имею у себе высоко- умну, а умом еемь неровен, а языком многоглаголив, а очима бессрамен». А вот строки, словно об ращенные к тому защитнику «пития», б котором я вспомнил вначале-. «Еще глаголю тебе, человече; аще которой мастеровой человек учнет меня Держатца, аз бо сотворю его ленива, и руки его станут дрожать, и де лать ничего не восхощет...». Средневековые «антиал когольные» традиции под хватила демократическая сатира и на протяжении по следующих веков бичевала пьянство, как наиболее от вратительный социальный порок. В XIX веке страст ное слово о вреде пьянства возвысил Лев Толстой, хотя не лишним будет напомнить вывод исследователя этой стороны народной жизни Н. Осипова; «Россию по количеству алкоголя можно было бы причислить к самым трезвым странам Европы». Но, может быть, в самом укладе народной жизни тра диционно присутствовало увлечение спиртным? Нет, этого не могло быть. Вспом ним, как складывался тру довой год российского кре стьянина, наиболее массово го представителя полуаграр- ной страны. После короткой зимней передышки, когда — тем не менее — надо было «гото вить телегу к лету», насту пали весенние заботы: зем лю подымать и хлеб сеять, июнь мелькнул — рожь за цвела, значит сенокос подо шел, «роса косу то.чит»; се нокос не окончился еще, а пора зяби пахать. А уж яч мень «усы отрастил»* и рожь поклоны бьет, колос долу клонит; «Работа на работу находит, не успеть всюду по спеть — хоть, разорвись му жик!». Август — жнивень, снова пахота и сев озимых, затем черед осенних работ — фрукты, овощи собирать, «У зимы рот велик». И так — всю жизнь, от зари до зари. Свободных дней у кресть янина были считанные де сятки — на престольные праздники, на свадьбах да в поездках на базары. И ес ли увеличение потребле ния спиртного в период с XVI по XIX века было все же, то в значительной мере оно обусловливалось потреб ностями «государевой каз ны», все более растущими. Питейная реформа >1894 года монополизировала тор говлю водкой, она сосредо точивалась в руках государ ства, и царевы «винополки» просуществовали до 1914 года. Но, конечно же, и мо нополии, и последующий «сухой закон» были все же полумерами против пьянст- ва; уменьшить рост его мог ли лишь социальные изме нения. В народе всегда было жи во реальное чувство того зла, что несла водка. Не случайно такая демократи чная форма народного ис кусства, как лубок, являлась одновременно и средством «антиалкогольной пропаган ды», исходившей от самого народа. Хмель в русском лубке изображался символи чески в виде пьяного «коз лища», да и подписи дела лись яркими, точными, не в бровь, а в глаз: «Кто пьет вино, тот едет к своей мо гиле на худом козлище». Социалистическое госу дарство с первых, дней свое го существования повело ре. шительную борьбу с пьян ством, несовместимым с об ликом строителей нового мира. Сегодняшние меры по преодолению пьянства и ал коголизма — широкомас штабны и комплексны, И работа в этом направлении прежде всего работа поли- ' тическая, поскольку вплот ную касается дальнейшего развития экономики, а зна чит благополучия каждого из нас. Потому-то отношение к пьянству должно быть четко осмысленным и ясным. Оп равдывать пристрастие к спиртному ссылкой на «ис торическое пьянство русско го народа», значит — воль но или невольно — утверж дать ложь, ржавчиной въев шуюся в сознание доморо щенных «теоретиков». И многое тут зависит от каждого из нас, поскольку — я привожу прекрасную мысль М. Е. Салтыкова- Щедрина — «...в делах сов ременности от вас зависит многое, почти все... Просто от характера ваших отноше. ний к жизненным явлени ям... Сознайте же свою си лу, но не для того, чтобы безразлично посылать поце луи правде и неправде, а для того, чтобы дать нрав ственную поддержку добро совестному и честному убе ждению». Добавим — и делу. В. ПЕТРОВ. вершенствоваиия учи- КАКИМ БЫТЬ УЧЕБНИКУ? телеи состоялось вы- , ездное заседание учебно- дакцией немецкого языка тута усовершенствования методического совета Ми- издательства «Просвеще- учителей “ Н. М. Пятакова, нистерства просвещения ние» А. И. Ковалев, стар- Они отметили, что внесен- РСФСР, на котором ре- ший редактор Л. В. Петра- ные в учебник изменения от- цензировался дополненный нова. вечают требованиям новой учебник немецкого язы- На заседании с рецензией программы и способствуют ка для четвертого класса ав- выступили — старший пре- более качественному обу- торов И. Л. Бим и А. А. подаватель кафедры мето? чению языку на начальном Голотииой. В работе УМСа дики преподавания иност- этапе. Выступившие затем приняли участие главный ин- ранных языков ЛИГИ С. С. учителя-практики дали ав- спектор по иностранным язы- Артемьева, учитель-мето- торам советы по далънейше- кам министерства В. Н. Ива- диет школы № 49 Н. Н. Иса- му усовершенствованию нова, методист совета Т. Н. ева, заведующая кабинетом учебника. Сергеева, заведующий ре- иностранных языков инсти- ’ Т. ИВАННИКОВА. ла мертвая, а когда металл греешь, он оживает, и неиз вестно, как себя поведет. Все 14 фурм уже заклинило к мое му приезду, и прожечь их можно только сваркой. В таких ситуациях только опыт, доскональное знание ха рактера домны может подска зать правильное решение. Ан- А НАТОЛИИ Борисо вич Баюканский из вестен как пуб лицист, драматург, прозаик. Он автор более десяти книг, выходивших в Южно-Саха- 4линском и Центрально-Чер ноземном издательствах, «Профиздате». -------------------------------------------------------К Н И Г И Л И П Е Ц К И Х А В Т О Р О В -------------- ----------------------------------------- НЯ СОКОЛИНОМ ОСТРОВЕ типов начал отогревать печь с двух фурм, которые были бли же всего расположены к вы ходу металла. Потом пробили еще два отверстия. Через эти фурмы в печь поступал сжа тый в.оздух, и загустевшая чу гунная пробка стала рассасы- | ,ваться. Масса чугуна пришла в движение. Все ниже опускалась шихта, отогревая нижние эта жи домны. Это продолжалось пять суток- И все время Ни колай Сергеевич Антипов на ходился в доменном цехе. Я попросил директора ком бината «Раутаруукки» Эско Эркиля поделиться впечатле. ниями: — Мы чрезвычайно призна- тельны советским коллегам, быстро откликнувшимся на наш призыв. Финские спе циалисты впервые столкнулись с подобной аварийной ситуа цией. Если бы не квалифици рованная оперативная по- пощь вашего специалиста Ан типова, трудно сказать, чем бы это обернулось для нашего комбината. Так закончилась эта история, которая многому учит и мно гое позволяет понять в харак тере отношений наших двух стран. Н. ИВАНОВ. («Известия», 11 февраля 1987 года). И вот новая книга А, Ба. юканского «Соколиные рат ники», изданная в Вороне же. В ней он выступает в новом, довольно неожидан ном амплуа исторического романиста. Впрочем', неожиданном ли? . Этот роман, по , призна нию автора, был задуман давно. Может быть, еще тог да, когда он, молодой воин Советской Армии-освобо- дительницы, по долгу ком сомольца остался после де мобилизации на Сахалине. Работая в областной моло дежной и железнодорожной газетах, будущий писатель объездил весь остров, хоро шо изучил его исто рию, уклад жизни коренно го населения нивхов (по-ста рому гиляков), орочей, а также русских и украинцев, первые из которых появи лись на острове еще в 17 веке. Частично эти впечат ления, как и его боевое прошлое, легли в основу ро мана «Падение Кито-Кара- футо», опубликованного в шестидесятые годы. В нем запечатлен крах замыслов японской военщины утвер дить свое господство на ост рове, превратить его в плац дарм агрессии против Со ветского Союза. ■ Позже журналистская ра бота', серия очерков, повес тей, роман о липецких ме таллургах увели А. Баюкан- ского несколько в сторону от сахалинской темы, но не смогли заставить его поза быть о ней. Постепенно складывалось и отшлифовы валось большое историческое повествование о Сахалине конца девятнадцатого века. К тому времени Соколиный остров был превращен ца ризмом в место ссылки и каторги уголовных преступ ников (с 1869) и (с 1886), участников революционно го движения в России. Сре ди последних —- боевики «Народной воли» И. П. Ювачев (один из реальных персонажей романа), сослан ный на Сахалин после отбы тия части пятнадцатилетне го каторжного срока в Шлис. сельбургской крепости, И. Л. Манучаров, Л. А. Волнен- штейн, многие видные чле ны польской партии «Проле тариат», созданной видней шим польским революцио нером Людвиком Варынь- ским. На острове политка торжане содержались вместе с уголовниками, выполняли те же тяжелые работы в угольных копях, на лесораз работках и прокладке дорог, подвергались оскорблениям и телесным наказаниям. Про извол администрации,, одна ко, не мог сломить их бун тарский дух, заставить из менить своим убеждениям. Многие политкаторжане в, знак протеста . объявляли голодовку, принимали учас тие в ‘волнениях (наиболее крупное произошло в 1888), совершали дерзкие побеги с острова. Здесь в совместной борьбе с царской админи страцией укреплялся брат, ский союз русских и поль ских революционеров, помо гавший им выжить в экст ремальных условиях. От этого союза идут традиции польско-российского рево люционного сотрудничества пролетарского периода осво бодительного движения. В центре романа — об разы польского революцио нера Яна Лещинского и его друга народовольца Фелик са Игошина. Внешне они несхожи между собой: русо волосый, голубоглазый бо гатырь Янек, легко ломаю щий руками подкову, и хч- денький. болезненный Фе ликс. Но их роднит благо родство душ, общая цель и трагическая судьба. Студент технологического института Игошин приобщился к ре волюционному движению в 1879 году, когда познако мился на липецком курорте с сестрой Веры Фигнер Ев генией. Участвовал в подго товке многих террористиче ских актов «Народной во ли», вел агитацию в воин ских частях. Был пригово рен к смертной казни, за мененной бессрочной катор гой. На пятнадцать лет осужден и Янек, с юности включившийся в революци онную борьбу в составе пар тии «Пролетариат». Со все возрастающим ин тересом следим мы за ис торией дружбы этих незау рядных личностей, постав ленных автором в непростые ситуации каторги. Особен но много испытаний доста ется на долю Янека. Кто знает, как бы пришлось .Янеку, если бы не Феликс, использовавший весь свой авторитет среди заключен ных для облегчения участи друга. И если бы. не Оль га — дочь «полудикого», как тогда считалось, нивхского народа, которая помогла бе жать Яну с каторги на лод ке... Страницы, посвященные Ольге, ее романтической и одновременно наивной люб ви к Яну, представлявшему ся девушке легендарным бо. гатырем-избавителем из ги ляцких легенд, пожалуй, самые проникновенные и интересные в книге, хотя и не лишены известной мело драматичности и гиперболи зации. В целом же введение в канву повествования соро дичей Ольги «старщин- ки> Егора, его сына Вась ки, служившего надзирателем на каторге, придало роману необходимую многоплано вость и жизненную убеди, тельность. Как и изображе ние других слоев сахалин ского общества; революцио. неров.ссылънопоселенцев, ка- торжан.уголовников, цар ских администраторов —- то го же Кононовича, на сло вах склонного к либерализ му, а на деле утверждаю, щего «порядок» розгой и кандалами, правителя его канцелярии Олега Алексее вича, каторжного лекаря Скрынника — во всех от ношениях достойных своего начальника. Среди исторических пер сонажей романа — Антон Павлович Чехов, совершив ший, как известно, в девя ностые годы прошлого века путешествие на Сахалин. По воле автора (вполне имеюще го на то право) А. П. Че хов стал свидетелем и уча стником многих событий, изображенных в романе. Мы видим его в беседах с гене ралом Кононовичем и его семейством, .с представителя ми уголовного мира, катор ги и... даже с политически ми заключенными, встречи с которыми ему категориче ски запретил генерал-губер натор барон Корф. Эти встре чи можно было бы посчи тать авторской выдумкой, ес ли бы не обнаруженные уже после написания романа подлинные документы о встречах Чехова с политка торжанами. Так "что писа тельская интуиция (как это нередко бывает) не подвела А. Баюканского В романе (а он, без сом нения, удача автора) не все одинаково совершенно. Бро сается в глаза эскизность, неубедительность отдельных характеров. В частности, ге неральской дочери Лизы, по замыслу автора., девушки романтичной и не лишенной чувства справедливости. Ее заключительное объяснение в любви Скрыпнику, не отличающемуся особыми до стоинствами, скорее антиге роем, внутренне неубеди тельно. Зачем же тогда ав тор раздавал ей авансы? Не совсем ясен образ тю ремного надзирателя Беля кова . Кто он: злодей или добрый гений? Конечно, элемент загадочности в ис торическом /романе не не достаток, однако и у загадоч ности должны быть свои пределы. Пожалуй, несколько во льно обращается автор со словом, засоряя роман про стонародными, жаргонными словами. Причем, не только в разговорной речи, но и в авторском тексте. Тем не менее, без всяких натяжек можно рекомендо вать эту книгу всем, кто ин тересуется прошлым нашей страны, и в котором А. Баю канский открывает неизвест ную многим главу. А. КОЛЯДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz