Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н СК О Е З Н АМЯ 13 февраля 1987 г., № 37 ( 17734 )' Г О С П Р И Е М К А : П О Р А С Т А Н О В Л Е Н И Я И СВОЙ, РАБОЧИЙ, КОНТРОЛЬ «—•Явно поторопились тог- ципиальный анализ ситуа- пог.т\гпаюггтну из Новокуз- ОТК выплачивается теперь с у щих 1да в смолоперегонном цехе ции, разом отбросивший все иецка, от шахтеров объели- только за стопроцентное ка коксохимпроизводства. «Сэко- «объективные» оправдания, нения «Воркутауголь». А вот чество маркируемой продук _ номили» время на окислении бесстрастно назвал ее дейст- дорогостоящие донецкие уг- ции В случае совместного же Уже ДРУгая бригада. Возник. - ------------- - .....---- ------ м ^ ли взаимные, вполне ооосно- мония., Строго были наказа ны руководители цеха, соот ветствующие изменения вне сены и в технологический процесс. Но вот найти конк ретных виновников среди сменных бригад оказалось не так-то просто. Дело в том, что в самом конце смены за качали в агрегат маточный раствор для приготовления сульфата, а работала с ним и допустили ошибку при из- вительные причины. В крат- ли заметно ухудшают кайе- контроля получится, что уже готовлении пека. И если бы чайшие сроки была изменена ственные показатели. Полу- не мы, а госприемка обнару- не госприемка, так и отпра- технологическая схема при- чается, и дороже, и хуже, живает наш брак... вили бы эту цистерну к не готовления дегтя, пересмот- Особенно тревожное положе. Решать возникший вопрос, слишком взыскательным пот- рен и усовершенствован ре- ние сложилось в результате конечно, самим специалис- ребителям. Но возвратили жим работы кубов-реакто- нынешних зимних недопо- там. И все же очевидно, что уже готовую к отправке ров, и сразу словно бы ото- ставок. Конечно же, решение никакими аргументами не- двинулись верхние «допус- проблемы сырьевых поступ. возможно оправдать потери партию назад. Пришлось «рационализаторам» бес платно переделывать брак. “Редкий это случай, тимые» пределы ГОСТов. Интересно, что самое дея тельное участие принял в лений необходимо, но не ме- производства, явную бесхо- нее важной представляется и зяйственность, когда из-за задача перевода производст. несовершенства «процедур на на использование гибких ного порядка» понапрасну технологий, предотвращаю- теряется драгоценное время; щих возможные осложнения, задерживается отправка про- — А теперь представьте дукции потребителям. Кста- себе, говорит главный ин. ти, в минувшем месяце КХП уже не вобъяснении недос- женер КХП П. И. Барышев, осталось в числе немногих татков, авустранении их. — что подготовили мы к от- подразделений Новолипец- комментирует ситуацию пред- этих работа# сам начальник ставитель госприемки НЛМК цеха А. II. Ковалев. Его вы- В. Е. Яковец, — но лучше сокая квалификация, специ- многих бесплодных увещева. альные знания нашли эффек- ний заставляет людей заду- тивное применение, только маться: никакой производст венной необходимостью не может и не будет оправдана Собственными силами взя- правке, ну скажем, цистерну кого комбината, Допустивших недоброкачественная рабо- лись за реконструкцию и на пекового кокса. И что же? перепростой вагонов. А про- та* производстве пекового кокса^ Ждем результатов анализов стоев вполне можно было бы В группе госприемки на Силы эти оказались внуши- взятых проб. Без малого избежать, сократив потери коксохиме — всего три тельными. И здесь возгла- шесть часов займет эта ра- чуть ли не вдвое. Следует вил работу начальник цеха бота у специалистов ЦЛК, И здесь, наверное, напомнить В. В. Гордеев. столько же повторный ана- об опыте работы госприемки Новаторы производства од- лиз проб, отобранных гос- во втором листопрокатном ними из первых включились приемкой. Часами стоит этот цехе НЛМК, где формальные в борьбу за качество. Ре- «мертвый груз» на подъезд- помехи не препятствуют ее зультативной оказалась их 'ных путях, растет простой представителям контролиро- ного инженера.,В. Е. Яковец творческая мысль. Достаток. вагонного парка, в излиш- вать выйускаемую продук- — заместителем начальника но назвать только осуществ- нем ожидании и потребитель, цию на технологических и начальником ряда веду- ленные здесь реконструкции — Видимо, качество стоит переделах совместно со сце- щих цехов» А Н. М. Величко бензольных колонн в цехе того? циалистами ОТК. Во всяком и прежде стояла на страже ка- химулавливания М 1, техно- — Да разве проиграет случае, обходятся здесь без чества продукции, работала логической линии по лроиз- оно от иного, более эконо- бумажных препон, старшим контролером участ. водству смол в цехе смоло- мичного организационного Надо сказать, что введе- перегонки, в ходе которых решения? Куда проще одно- ние госприемки не только не были применены оригиналы временно выполнять анализы подорвало, как ожидалось, ные и перспективные техни- и для ОТК, и для приемки, но, напротив, укрепило пози- человека. Опытные, извест ные в коллективе специа- !листы.. Старший лредстави- |Тель- приемки А. И. Краше нинников долгое время рабо. тал здесь заместителем глав ка ОТК.- — Что же изменилось в вашей работе? — спраши ваю у Нины Максимовны. — Не могу пожаловаться ческие решения. И все же на повестке дня невнимание производства и на прежнее руководителей производст- ная реконструкция, модер- ва к вопросам качества. В низация устаревшего обору- г.-озй практике ни один слу- дования, тормозящего темпы чай технологических нару шений не оставался безнака занным. Но одно дело бо- возможно добиться «высшего роться с-*браком (то вчераШ- качества» сульфата аммония, ний день производства), и А вот другая проблема, другое — за качество. Здесь Как могут уживаться годами требуются иные решения. устоявшаяся технология и... Вместе с коксохимиками совсем не отличающийся по- со знанием дела взялись стоянством сырьевой состав, представители госприемки за - Так вот соответственно и ко. работать совместно. — Мы не против, — со- комплекс- глашается представитель вневедомственной инспек ции В. Е. Яковец, — только ции ОТК на коксохиме. Прав да, количественный состав контролеров несколько .со кратился, зато теперь на участке лишь высококвали- качественного роста. Так, на емлемо это для контролёров действующих агрегатах не- ОТК. в нынешних условиях непри- фицированные специалис ты, досконально владеющие всеми тонкостями производ- Обоснованы возражения и ства. Соответственно увели- начальника участка ОТК чивается и оплата их труда. В. В. Зеленева: Уже в ближайшее время она — Процедурный порядок будет сопоставима с уровнем требует от нас предваритель- заработной платы технологи, ного анализа. Работая одно- ческого персонала., временно с госприемкой, мы Идея перевода технологи- будем вынуждены оформ- . ческих бригад производства так называемые узкие места леблется в выпускаемой про- лять на продукцию докумен- на самоконтроль родилась в производства. Одно время дукции строго оговоренноеты, еще не зная качествен- ходе разбора одной из спор ьте : все благополучно об- ГОСТом содержание отдель- ных показателей. Обнару- ных ситуаций в цехе хим- етоило с качеством дорожно- ных компонентов — золы, се- жится брак — останемся улавливания № 2. Контроле, го дегтя, выпускаемого в ры. Отличный кокс получа- «без вины виноватыми», ры ОТК зафиксировали здесь смолоперегонном цехе. Прин. ется при работе на углях, Ведь премия работникам брак в партии сульфата ам- ванные, претензии. Логично, что если бы трудились бригады на «один котел», разногласий бы не было. Именно отказ от порочной практики взаимных претен зий и определил создание сквозных технологических коллективов, работающих на общий конечный результат. В качестве выпускаемой про дукции заинтересованы.уже не смежники, а равноправные и взаимозависимые партне ры — звенья одной бригады. И хотя еще рано говорить о результатах' принятого орга низационного решения, все же эффективность выбранно го направления сомнений не вызывает. — . Рабочий самоконтроль, — продолжает II. И. Бары шев, — это,- пожалуй, одна из самых значительных ини циатив, выдвинутых сравни тельно недавно созданными на производстве группами ка чества. — А какими правами об ладают члены группы каче ства, -какие формы и методы используются в их работе? — Главная «привилегия», да и главный метод борьбы за качество, — отвечает Петр Иванович Барышев, — это личный пример добросо вестного отношения к делу, работы по-настоящему высо кокачественной. В полной мере отвечают этому брига диры смолоперегонки С. Ф. Чахов, И. А. Аршинов, ап паратчик В. А. Власов, дру гие наши общественные контролеры. Именно они сейчас — на переднем крае... Я поинтересовался на кок. сохимическом производстве результатами работы коллек тива в минувшем месяце. — Ни одного отклонения от ГОСТов не зафиксирова ли контролеры ОТК и пред ставители госприемки — был ответ. С. ФЕДОРОВ, внешт. корр. «Ленинского знамени». ВСТРЕЧИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ В трудовых коллективах кол хоза имени Фрунзе, совхозов «Дмитровский» и «Красный ко лос» Липецкого района состоя лись встречи и беседы с изби рателями депутата областного Совета народных. депутатов, первого секретаря обкома КПСС Ю. А. Манаенкова. Встречи проходили в школах, на животноводческих фермах и комплексах, на предприятиях торговли, бытового и медицин ского обслуживания населения. Их участники — рабочие, кол хозники и интеллигенция еди нодушно отмечали, что положе ния и выводы январского Пле нума .ЦК КПСС отвечают ко ренным интересам широких трудящихся масс. Подчеркива лась мысль, что осуществляе мая перестройка — объектив ная необходимость, что отно шение к ней ее настойчивое практическое осуществление — решающий критерий оценки работы кадров всех уровней, показатель их зрелости и дело витости. Во время одной из бе сед в совхозе «Красный колос» рабочие высказали мысль, что перестройка требует строгой объективности как в оценке недостатков, так и сделанного, мы Должны замечать наши ша ги вперед. В ходе встреч и бесед стави лись самые разнообразные во просы. В частности о необхо димости более резкого повы шения производительности тру да в каждом колхозе и совхо зе на основе внедрения хозяй ственного расчета и коллектив ного подряда, расширения де мократизации всех сторон про изводственной и общественной жизни, повышения уровня гла сности критики и самокрити ки. Рабочие и колхозники го ворили о необходимости бо лее оперативно решать вопро сы улучшения условий труда, быта и отдыха сельских труже ников, создавать все необходи мые условия для укрепления сельских подворий. всемерно повышать .роль Советов народ ных депутатов. На встречах в домах культу ры колхоза имени Фрунзе, сов хозов «Дмитровский» и «Крас ный колос» Ю. А. Манаенков проинформировал избирателен округа № 153 о ходе выпол нения их наказов подробно остановился на задачах, кото рые решают сейчас областная партийная организация, мест ные Советы . •все трудящиеся области, выполняя установки XXVII съезда партии ( январ ского (198? г 1 Пленума ЦК КПСС по ускорению социально- экономического развития обла сти. перестройке всех сторон жизни, дальнейшему углубле нию демократии и улучшению работы с кадрами. КАЧЕСТВО-ОТЛИЧНОЕ! В апреле месяце прошлого года бригада автоматической ли нии по фасовке сыпучих круп в мелкие тары на Липецком комбинате хлебопродуктов перешла работать на бригадный подряд. Бригада уменьшилась на 3 человека. В настоящее вре мя коллектив из 6 человек фасует за смену 18 тонн круп вместо 12,5 тонны девятью рабочими. Причем качество работы — отличное! Такую оценку дает работе бригады технолог Ирина Михайловна Варнавская. НА СНИМКЕ: технолог И. М. Варнавская за проверкой ка чества работы бригады. г Фото Ю. КЛЮЕВА. П ОЧЕМУ З АБЫ ТА СТАР АЯ МУД РОСТЬ ? Есть такая поговорка: «От легкое, требует высокого го сена через дробилку и худого семени не жди добро- профессионализма и добро- полученную массу, дббавля- го племени». Чтобы полу чить максимальную отдачу, животноводам нужен скот с высоким генетическим по тенциалом. Помогать колхо зам и совхозам обзаводить ся таким стадом — наша задача. «Правда» — одно из ста рейших племенных хозяйств .совестности. Речь прежде ем в рацион свиней. Однако, всего о зоотехническом уче- несмотря на принимаемые те. Начиная с трехдневиого меры, дефицит белка суще- возраста на каждую голову ствует. В .каждой -кормовой заводится специальная кар- единице его содержится лишь 92 грамма. Так что теоретически мы не. можем выращивать элит ный МОЛОДНЯК, НО — ; ВЫ- ращиваем. Как? Все старто- точка. В работе появляются элементы подлинно творче ские. Попутно замечу: такой подходу привлекает моло- области. Много лет оно спе- дежь. «Хочу работать сви- "вые корма, которые выделя- циализируется» на выращй- наркой ...»— с такими ются совхозу по фондам; вании племенного молодня- просьбами ко мне и другим даются исключительно илем, ка свиней крупно-белой по- руководителям хозяйства молодняку. Когда нет таких роды. В разные годы дела довольно часто теперь обра- кормов, рационы обогаща- животного происхождения, такими, как обрат, мясо костная мука. То есть плем- молодняк обеспечивается - сбалансированным^ .рацио. . нами за счет .остальных групп животных. Не нужно, быть специалистом! чтобы понять: это не проходит бес- здесь складывались по-раз- щаются вчерашние выпуск, ются белковыми добавками. - ному. Особенно низкими по- цицы школ. Молодежи на каздтели были в десятой комплексе уже немало. До- пятилетке, когда мы не по- статочно сказать, что две ставили и половины запла- трети свинарок моложе трид. нированного количества вы- цати лет. сокопородного молодняка, А рядом с ними — опыт- Почему? нейшие люди, специалисты, Да, допускались просчеты на чьем примере можно и в- руководстве отраслью. Но нужно учиться. Более полу- при этом нельзя пройти ми- тора десятков лет трудится следно. На обеднённых бел- мо такой закономерности: свинарка В. В. Шепелева, ком рационах в группах от чем выше был план заготов- Благодаря мастерству и тру- корма не удается получать ки мяса, тем меньше удава- долюбию Валентина Василь, достаточно высокие средне- лось выраститьплеменного евна добивается высоких ре- суточные привесы, молодняка. Так, в 1977 году зультатов. За ней закрепле- На нашем комплексе внеД-. в районе довели план сдачи но 28 свиноматок. От каж- мяса до 450 тонн. С зада- дой за один опорос Шепеле- нием по продаже племенно- ва получает одиннадцать го молодняка тогда удалось поросят. С ней в паре до не- справиться лишь на 75 про- давнего времени работала центов. В последующие два Н. П. Горяйнова, выдвину- года задания по мясу были тая теперь на должность ропрому. А как на деле? Вот соответственно — 520 и 525 бригадира маточного стада, тот же белок. Какую-то часть тонн, продажа племмолодняка Высокой сохранности молод- его мы восполняем нолучае- няка добивается Н. И. Бур- мым с молокозавода обратом, кова. И вместе с ними при Но как его поставляют? Ле- подведении итогов соревно- том ежедневно завозится до вания все чаще ; называют двенадцати тони, а в ноябре, фамилии молодых работниц, например, всего пр тонне.., таких как Валентина Та- Не случайно в летние меся- лицких, Галина Плотникова, цы свинарки сдают в отъем Зинаида Коробова. Значит, поросят средним весом 25, а растет, набирается опыта и знаний надежная смена. Совхоз сегодня может по рены поточно-туровые опо росы. За год проходит шесть туров. То есть отрасль рабо- ' тает в строго определенном- ритме. Это должны учиты вать наши партнеры по аг- составила 52 и 49 процентов Так желание заставить племхоз производить больше мяса на практике привело к ликвидации по существу са мого племенного хозяйства., Результат плачевный: за пя. тилетку «Правда» недопо ставила колхозам и совхо зам десять тысяч голов пле менного молодняка! Шесть лет назад облисполком по правил плановые органы, отношение к племхозам из менилось. На 1981 год нам план продажи мяса опреде лили в 360 тонн. Считаем, 15-—16 килограм- зимой мов. Давно уже говорится о ставлять хозяйствам области низком качестве концкормов, значительно больше элиты, чем ранее, но... Главное, что мешает, — это недостаток высококачественных кормов, точнее —- дефицит белка, это оптимальная цифра, учи- Работники цеха растениевод, тывающая реальные воз- ; ства стараются увеличить числе и наш совхоз «прав- можности и задачи, И дела производство переваримого ла>>' получили оелковые до. ____________ 7_„.. ______ 7 V1 -7 о7п бавки (рыбный фарш, заме- которые мы получаем по на рядам с комбикормовых за* водов. Но пока мало что из менилось. А разве нормаль но, когда в прошлом году племенные хозяйства, в том сразу пошли в гору. В один- протеина. Со '150 до 370 надцатои пятилетке мы уже успешно справились с произ. водством привеса, заготовка ми мяса, выходом молодня ка. Продажа его на племя возросла в три с лишним ра за. Эти перемены — прежде гектаров расширены посевы гороха. В прошло^ году впервые выращивали куку рузу по зерновой техноло-, гни. Это позволило почти нитель цельного молока) в меньшем количестве, чем то, варные хозяйства? Так что старую мудрость о худом семени и- добром всего итог напряженной ра- шим летом механизаторы по. боты коллектива. В послед- ловину люцерны убрали на нее время заметно поввгеил- сено, запрессовали 150 тонн ся уровень механизации тру- его в тюки и уложили в доемких процёссов. скирд для активного венти- Выращивание поросят лирования. Теперь мы про класса «элита» — дело не- пускаем тюки первсжлассно- месяц использовать на ком- племени кое-кто, как видим, плексе вместо хлеба зерно- забывает. Это неправильно, стержневую массу. Минув- ведь отношение к племенным хозяйствам — один из важ нейших резервов ускорения сельской экономики. Н. ШАБУНИН, директор племсовхоза «Правда» Грязинского района. К АК УЙТИ ОТ СТАН Д АР ТА ПОЧЕТНЫ Е ЗВ А Н И Я Президиум Верховного Сове та РСФСР за заслуги в области профес сионально-технического образо вания и многолетний добросо вестный труд присвоил почет ные звания: «Заслуженный мастер про фессионально-технического об разования РСФСР» Иванову Николаю Михайло вичу — мастеру производствен ного обучения среднего про фессионально - технического училища № 1 Липецкой облас ти. Масловой Марии Павловне— мастеру производственного обу чения среднего профессиональ но-технического училища № 30 Липецкой области. «Заслуженный учитель про фессионально-технического об разования РСФСР» Грачевой Людмиле Ивановне — преподавателю среднего профессионально - технического училища № 21 Липецкой обла сти. Логунову Виктору Александ ровичу — заместителю дирек тора по учебно-производствен ной работе среднего професси онально-технического училища № 31 Липецкой области. Окорочкову Виктору Алексе евичу — руководителю физиче ского воспитания среднего про фессионально - технического училища № 25 Липецкой обла сти. «ПЗ» выступило. Что сделано? «ВЫБРОШЕННОЕ ПЛОДОРОДИЕ» Агропромышленный комитет области сообщает, что факты о нерациональном использова нии осадков сточных вод, из ложенные в статье «Выброшен ное плодородие» («АЗ» № 182 за прошлый год), подтверди лись. Липецкая проектно-изыска тельская станция химизации «Липецкагропромхимия» по за данию агропромышленного ко митета разработала мероприя тия по использованию подсу шенных на иловых площадках осадков городских сточных вод. Они предусматривают склади рование осадков, доведение их до транспортабельного состоя- ш о те ■вывоз на ПОЛЯ ХОЗЯЙСТВ. На каждую партию таких удобрений лаборатория очист ных сооружений обязана вы давать специальный паспорт, в котором указывается: влаж ность. содержание органическо го вещества, азота, фосфора, кальция, а также наличие вред ных примесей — мышьяка, ртути, свинца и т. д. Как 'счи тают специалисты, в случае, если вредные вещества не бу дут превышать предельно до пустимых концентраций, оса док с иловых площадок можно .вносить на поля. В. ВИНОГРАДОВ, начальник отдела растениеводства. Примечательный вышел у меня недавно разговор с од ним из выпускников нашего института, вот уже много лет возглавляющим одно из промышленных предприя тий. Мой собеседник поде лился: в последнее вре мя, замечает, стали как бы терять силу его слова, не так, как прежде, зажигают, моби- тизуют людей. Он искренне не доумевал, а мне было очевид но: мой собеседник так и ^ сыпал . гладкими стандарт- ’ ными фразами. Они не то, что не зажигали, они сов сем не задевали внимания. И сделалось тревожно: не стал ли с годами 'зрелый ру ководитель рабом соблазни тельной привычки мыслить в пределах каких-то схем, пусть им самим созданных, но все-таки схем? Стандартность мышления... Она способна стать камнем преткновения на пути че ловека,. тормозя его творче ский рост, и целых коллек тивов, мешая им успешно продвигаться к намеченной цели. На недавнем январ ском Пленуме партия прямо указала на недостатки, став шие тормозом развития на шей страны, — консерватив ные настроения, инерция, стремление отмахнуться от всего, что не укладывается в привычные схемы. Не есть ли это составляющие емкого понятия — стандартности мышления? И, видимо, была острая необходимость для партии собрать нас, общест воведов страны, чтобы обсу дить причины сложившегося положения и выработать еди ную линию по его преодоле нию. На Всесоюзном сове щании были осуждены книж ность, догматизм, начетниче ство. .формализм в препода вании общественных наук, оторванное от жизни теоре тизирование. Большая здесь доля вины ученых, минис терств и тех, кто курировал работу кафедр общественных наук на местах. Вспоминаю свое первое по явление на нашей кафедре. Тогда на мое робкое выска зывание о необходимости более творческого подхода последовал ответ: «Лекции у нас уже обкатаны». То есть —*никакого творчества. В последующие годы такие «обкатанные» лекции, сугу бо информативные, приходи лось слушать не только у нас, но и в Воронеже, в Ки еве, Ленинграде. Творчески работавшие педагоги говори ли об их методической и ме тодологической слабости, студенты же такие лекции просто не посещали. А от кол леги, ведущего семинарские занятия, нередко приходи лось слышать: «Я им пять раз объяснил, растолковал, а они молчат». И чневдомек такому педагогу, что лучше дать студенту пять раз оши. биться, дать возможность са мому поискать, разговорить ся, дать почувствовать веру в свои возможности. Но та кой подход был редкостью. Еще один серьезный наш недостаток, до сих пор не преодоленный, — вопросно- ответная форма семинарских занятий, на которых преоб ладает либо монолог препог давателя, либо диалог его и выступающего студента. Так мы приучаем студентов к шаблонным, дежурным отве там, к поверхностному пере сказыванию содержания пер воисточника. Такие занятия — прекрасная питательная среда для нерадивых, аполи тичных, пассивных. Не случайно после дли тельных и на разных уров нях проводившихся обсуж дений о путях перестройки обучения в высшей школе Минвуз СССР в активной, энергичной перестройке на первое место выдвигает ре шительное, творческое об новление, методики препо давания. Это трудная работа, она неразрывно связана с психо» логической перестройкой каждого из нас: предстоит перейти от привычного со стояния взаимопрощения и взаимовосхваления к повы шению требовательности и к себе, и к товарищам по ра боте, и к студентам. Каждо му предстоит научиться са мокритично оценивать дос тигнутое, видеть нерешенные вопросы, с высокой партий ной позиции оценивать недо статки и промахи свои соб ственные и своих коллег, преодолевать их, вырабаты вая конкретную положитель ную программу действий. Этот переход связан с интен сификацией учебной, научно- методической и идейно-вос питательной работы не толь ко вузовских педагогов, но, пожалуй, в первую очередь, —школьных. На слабых, се рых и безликих уроках на чинается ' формирование стандартного мышления. Придя в вуз, студент в тре тий раз (!) обращается к «Манифесту Коммунистиче ской партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. .Ему хорошо известен вывод его авторов об исторической миссии ра бочего класса. В манифесте он обосновывается несколь кими положениями, и в пер вую очередь, местом и ро лью рабочего класса в эко номике, в производстве, в обеспечении научно-техни ческого прогресса. Студенты же, как правило, обосновыва ют этот вывод расхожей фразой: «пролетариату нече го терять, кроме своих це пей...» Стандартен и ответ на вопрос об историческом месте империализма: сту дент скажет, что империа л и з м— это загнивающий и умирающий капитализм, и "очень удивится, если препо даватель потребует от него глубокого обоснования исто рического места империализ. ма с учетом современных данных. А ведь все это — материал, известный им по программе средней школы. Решительное . обновление методики преподавания обще ственных дисциплин в шко ле — это первоочеред ная забота методиче ских советов роно, институ та усовершенствования учи телей, а в вузе — кафедры. В методических указаниях, которые до сих пор нами разрабатывались, вместо то го, чтобы направить мысль студента на самостоятельный поиск, перечислялись основ ные положения, которые ре комендовалось прочитать и усвоить. Не случайно сту денты довольствовались на шими малого формата «Ме. тодическими указаниями по изучению первоисточников», вместо изучения самого пер воисточника. А кое-кто по ним сдавал не только »кур совые, но и, вступительные экзамены в аспирантуру. Решили мы обновить одну из своих «методичек» и убе дились, что это непросто. Некоторым коллегам не один раз пришлось обра щаться , к своей рукописи, перестраивать поначалу собственное мышление... Начав год назад работать по-новому, мы можем кон статировать, что перестройка чтения лекционного курса идет сложно, медленно. Бо лее заметны сдвиги в орга низации самостоятельной ра боты студентов, в проведе нии семинаров, но не у всех преподавателей. В несколь ких группах мы начали с того, что ^:тали работать только с теми, кто готов к занятию. Оценивали знания каждого и по каждой теме в ходе обязательного собесе дований. У студентов, при выкших к пассивному ниче гонеделанию, это вызвало замешательство, и на первом занятии в группах решились выступить лишь единицы. Незачтенная тема заставила активизироваться, и на тре- тьем-четвертом занятиях по- настоящему работала уже половина группы, а требова ния к выступающим стано вились постепенно все стро же. После шестого-седьмого занятия старались работать все... Равнодушие и пассив ность были сломлены, под нялись интерес и активность. Сделаны первые шаги в преодолении стандартных подходов при подготовке ре фератов и научно-теоретиче ских конференций. Особые волнения вызвала конферен ция, посвященная 70-летию Великого Октября. Мы пред ложили подготовить сообще ния студентам разных групп и объявили жесткий регла мент. Стандартное выступле ние, не учитывавшее уровень подготовленности аудите- ' рии, вежливо, но решительно % приостанавливалось. Повто. ры не разрешались. Гото вившимся по одной теме предложено было так пере строиться, чтобы суметь удержать внимание аудито-' рии в течение пяти минут., Немногие с этим *заданием справились, но все получили урок, как непросто овладеть вниманием большого числа людей. Так, на нащ взгляд, ■ можно формировать еерьез. ное отношение к выступле- - нию, понимание того, что-, успех его обеспечивается зна ниями, характером, волей. Для такой работы со сту дентами не требуется по мощь ни Министерства, ни партийных органов, ни рек тората или дирекции. Нуж ны усилия, и 'значительные, со стороны -преподавателя,' нужна его собранность, на пряженная работа в- течение всего времени, пока идет се. минар, конференция или урок. Конечно, наличие центра лизованно изданной' методи ческой литературы значи тельно облегчило бы нашу работу. Слов нет. Но пока ее нет, надо действовать в лучших традициях советской высшей школы, используя все доступные средства. Одно из них — это науч но-исследовательская рабо та педагогов высшей школы. Только при поверхностном взгляде кажется, что она не сказывается на качестве пре. подавания. Сказывается) Остановка в научно-теорети- 1 ческом росте обществоведа опасна в особенности. После Всесоюзного сове щания возросла помощь ву зам со стороны союзного и республиканского мини стерств. На уровне ректора та и парткома ЛипПИ тоже немало делается для акти визации нашей работы.. Те перь слово —за обществове дами. Е. ГРИГОРЬЕВА, зав. кафедрой истории КПСС Липецкого поли технического института.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz