Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н СК О Е З Н АМЯ 13 февраля 1987 г., № 37 ( 17734 )' Г О С П Р И Е М К А : П О Р А С Т А Н О В Л Е Н И Я И СВОЙ, РАБОЧИЙ, КОНТРОЛЬ «—•Явно поторопились тог- ципиальный анализ ситуа- пог.т\гпаюггтну из Новокуз- ОТК выплачивается теперь с у щих 1да в смолоперегонном цехе ции, разом отбросивший все иецка, от шахтеров объели- только за стопроцентное ка коксохимпроизводства. «Сэко- «объективные» оправдания, нения «Воркутауголь». А вот чество маркируемой продук _ номили» время на окислении бесстрастно назвал ее дейст- дорогостоящие донецкие уг- ции В случае совместного же Уже ДРУгая бригада. Возник. - ------------- - .....---- ------ м ^ ли взаимные, вполне ооосно- мония., Строго были наказа­ ны руководители цеха, соот­ ветствующие изменения вне­ сены и в технологический процесс. Но вот найти конк­ ретных виновников среди сменных бригад оказалось не так-то просто. Дело в том, что в самом конце смены за­ качали в агрегат маточный раствор для приготовления сульфата, а работала с ним и допустили ошибку при из- вительные причины. В крат- ли заметно ухудшают кайе- контроля получится, что уже готовлении пека. И если бы чайшие сроки была изменена ственные показатели. Полу- не мы, а госприемка обнару- не госприемка, так и отпра- технологическая схема при- чается, и дороже, и хуже, живает наш брак... вили бы эту цистерну к не готовления дегтя, пересмот- Особенно тревожное положе. Решать возникший вопрос, слишком взыскательным пот- рен и усовершенствован ре- ние сложилось в результате конечно, самим специалис- ребителям. Но возвратили жим работы кубов-реакто- нынешних зимних недопо- там. И все же очевидно, что уже готовую к отправке ров, и сразу словно бы ото- ставок. Конечно же, решение никакими аргументами не- двинулись верхние «допус- проблемы сырьевых поступ. возможно оправдать потери партию назад. Пришлось «рационализаторам» бес­ платно переделывать брак. “Редкий это случай, тимые» пределы ГОСТов. Интересно, что самое дея­ тельное участие принял в лений необходимо, но не ме- производства, явную бесхо- нее важной представляется и зяйственность, когда из-за задача перевода производст. несовершенства «процедур­ на на использование гибких ного порядка» понапрасну технологий, предотвращаю- теряется драгоценное время; щих возможные осложнения, задерживается отправка про- — А теперь представьте дукции потребителям. Кста- себе, говорит главный ин. ти, в минувшем месяце КХП уже не вобъяснении недос- женер КХП П. И. Барышев, осталось в числе немногих татков, авустранении их. — что подготовили мы к от- подразделений Новолипец- комментирует ситуацию пред- этих работа# сам начальник ставитель госприемки НЛМК цеха А. II. Ковалев. Его вы- В. Е. Яковец, — но лучше сокая квалификация, специ- многих бесплодных увещева. альные знания нашли эффек- ний заставляет людей заду- тивное применение, только маться: никакой производст­ венной необходимостью не может и не будет оправдана Собственными силами взя- правке, ну скажем, цистерну кого комбината, Допустивших недоброкачественная рабо- лись за реконструкцию и на пекового кокса. И что же? перепростой вагонов. А про- та* производстве пекового кокса^ Ждем результатов анализов стоев вполне можно было бы В группе госприемки на Силы эти оказались внуши- взятых проб. Без малого избежать, сократив потери коксохиме — всего три тельными. И здесь возгла- шесть часов займет эта ра- чуть ли не вдвое. Следует вил работу начальник цеха бота у специалистов ЦЛК, И здесь, наверное, напомнить В. В. Гордеев. столько же повторный ана- об опыте работы госприемки Новаторы производства од- лиз проб, отобранных гос- во втором листопрокатном ними из первых включились приемкой. Часами стоит этот цехе НЛМК, где формальные в борьбу за качество. Ре- «мертвый груз» на подъезд- помехи не препятствуют ее зультативной оказалась их 'ных путях, растет простой представителям контролиро- ного инженера.,В. Е. Яковец творческая мысль. Достаток. вагонного парка, в излиш- вать выйускаемую продук- — заместителем начальника но назвать только осуществ- нем ожидании и потребитель, цию на технологических и начальником ряда веду- ленные здесь реконструкции — Видимо, качество стоит переделах совместно со сце- щих цехов» А Н. М. Величко бензольных колонн в цехе того? циалистами ОТК. Во всяком и прежде стояла на страже ка- химулавливания М 1, техно- — Да разве проиграет случае, обходятся здесь без чества продукции, работала логической линии по лроиз- оно от иного, более эконо- бумажных препон, старшим контролером участ. водству смол в цехе смоло- мичного организационного Надо сказать, что введе- перегонки, в ходе которых решения? Куда проще одно- ние госприемки не только не были применены оригиналы временно выполнять анализы подорвало, как ожидалось, ные и перспективные техни- и для ОТК, и для приемки, но, напротив, укрепило пози- человека. Опытные, извест­ ные в коллективе специа- !листы.. Старший лредстави- |Тель- приемки А. И. Краше­ нинников долгое время рабо. тал здесь заместителем глав­ ка ОТК.- — Что же изменилось в вашей работе? — спраши­ ваю у Нины Максимовны. — Не могу пожаловаться ческие решения. И все же на повестке дня невнимание производства и на прежнее руководителей производст- ная реконструкция, модер- ва к вопросам качества. В низация устаревшего обору- г.-озй практике ни один слу- дования, тормозящего темпы чай технологических нару­ шений не оставался безнака­ занным. Но одно дело бо- возможно добиться «высшего роться с-*браком (то вчераШ- качества» сульфата аммония, ний день производства), и А вот другая проблема, другое — за качество. Здесь Как могут уживаться годами требуются иные решения. устоявшаяся технология и... Вместе с коксохимиками совсем не отличающийся по- со знанием дела взялись стоянством сырьевой состав, представители госприемки за - Так вот соответственно и ко. работать совместно. — Мы не против, — со- комплекс- глашается представитель вневедомственной инспек­ ции В. Е. Яковец, — только ции ОТК на коксохиме. Прав­ да, количественный состав контролеров несколько .со­ кратился, зато теперь на участке лишь высококвали- качественного роста. Так, на емлемо это для контролёров действующих агрегатах не- ОТК. в нынешних условиях непри- фицированные специалис­ ты, досконально владеющие всеми тонкостями производ- Обоснованы возражения и ства. Соответственно увели- начальника участка ОТК чивается и оплата их труда. В. В. Зеленева: Уже в ближайшее время она — Процедурный порядок будет сопоставима с уровнем требует от нас предваритель- заработной платы технологи, ного анализа. Работая одно- ческого персонала., временно с госприемкой, мы Идея перевода технологи- будем вынуждены оформ- . ческих бригад производства так называемые узкие места леблется в выпускаемой про- лять на продукцию докумен- на самоконтроль родилась в производства. Одно время дукции строго оговоренноеты, еще не зная качествен- ходе разбора одной из спор­ ьте : все благополучно об- ГОСТом содержание отдель- ных показателей. Обнару- ных ситуаций в цехе хим- етоило с качеством дорожно- ных компонентов — золы, се- жится брак — останемся улавливания № 2. Контроле, го дегтя, выпускаемого в ры. Отличный кокс получа- «без вины виноватыми», ры ОТК зафиксировали здесь смолоперегонном цехе. Прин. ется при работе на углях, Ведь премия работникам брак в партии сульфата ам- ванные, претензии. Логично, что если бы трудились бригады на «один котел», разногласий бы не было. Именно отказ от порочной практики взаимных претен­ зий и определил создание сквозных технологических коллективов, работающих на общий конечный результат. В качестве выпускаемой про­ дукции заинтересованы.уже не смежники, а равноправные и взаимозависимые партне­ ры — звенья одной бригады. И хотя еще рано говорить о результатах' принятого орга­ низационного решения, все же эффективность выбранно­ го направления сомнений не вызывает. — . Рабочий самоконтроль, — продолжает II. И. Бары­ шев, — это,- пожалуй, одна из самых значительных ини­ циатив, выдвинутых сравни­ тельно недавно созданными на производстве группами ка­ чества. — А какими правами об­ ладают члены группы каче­ ства, -какие формы и методы используются в их работе? — Главная «привилегия», да и главный метод борьбы за качество, — отвечает Петр Иванович Барышев, — это личный пример добросо­ вестного отношения к делу, работы по-настоящему высо­ кокачественной. В полной мере отвечают этому брига­ диры смолоперегонки С. Ф. Чахов, И. А. Аршинов, ап­ паратчик В. А. Власов, дру­ гие наши общественные контролеры. Именно они сейчас — на переднем крае... Я поинтересовался на кок. сохимическом производстве результатами работы коллек­ тива в минувшем месяце. — Ни одного отклонения от ГОСТов не зафиксирова­ ли контролеры ОТК и пред­ ставители госприемки — был ответ. С. ФЕДОРОВ, внешт. корр. «Ленинского знамени». ВСТРЕЧИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ В трудовых коллективах кол­ хоза имени Фрунзе, совхозов «Дмитровский» и «Красный ко­ лос» Липецкого района состоя­ лись встречи и беседы с изби­ рателями депутата областного Совета народных. депутатов, первого секретаря обкома КПСС Ю. А. Манаенкова. Встречи проходили в школах, на животноводческих фермах и комплексах, на предприятиях торговли, бытового и медицин­ ского обслуживания населения. Их участники — рабочие, кол­ хозники и интеллигенция еди­ нодушно отмечали, что положе­ ния и выводы январского Пле­ нума .ЦК КПСС отвечают ко­ ренным интересам широких трудящихся масс. Подчеркива­ лась мысль, что осуществляе­ мая перестройка — объектив­ ная необходимость, что отно­ шение к ней ее настойчивое практическое осуществление — решающий критерий оценки работы кадров всех уровней, показатель их зрелости и дело витости. Во время одной из бе­ сед в совхозе «Красный колос» рабочие высказали мысль, что перестройка требует строгой объективности как в оценке недостатков, так и сделанного, мы Должны замечать наши ша­ ги вперед. В ходе встреч и бесед стави­ лись самые разнообразные во­ просы. В частности о необхо­ димости более резкого повы­ шения производительности тру­ да в каждом колхозе и совхо­ зе на основе внедрения хозяй­ ственного расчета и коллектив­ ного подряда, расширения де­ мократизации всех сторон про­ изводственной и общественной жизни, повышения уровня гла­ сности критики и самокрити­ ки. Рабочие и колхозники го­ ворили о необходимости бо­ лее оперативно решать вопро­ сы улучшения условий труда, быта и отдыха сельских труже­ ников, создавать все необходи­ мые условия для укрепления сельских подворий. всемерно повышать .роль Советов народ­ ных депутатов. На встречах в домах культу­ ры колхоза имени Фрунзе, сов­ хозов «Дмитровский» и «Крас­ ный колос» Ю. А. Манаенков проинформировал избирателен округа № 153 о ходе выпол­ нения их наказов подробно остановился на задачах, кото­ рые решают сейчас областная партийная организация, мест­ ные Советы . •все трудящиеся области, выполняя установки XXVII съезда партии ( январ­ ского (198? г 1 Пленума ЦК КПСС по ускорению социально- экономического развития обла­ сти. перестройке всех сторон жизни, дальнейшему углубле­ нию демократии и улучшению работы с кадрами. КАЧЕСТВО-ОТЛИЧНОЕ! В апреле месяце прошлого года бригада автоматической ли­ нии по фасовке сыпучих круп в мелкие тары на Липецком комбинате хлебопродуктов перешла работать на бригадный подряд. Бригада уменьшилась на 3 человека. В настоящее вре­ мя коллектив из 6 человек фасует за смену 18 тонн круп вместо 12,5 тонны девятью рабочими. Причем качество работы — отличное! Такую оценку дает работе бригады технолог Ирина Михайловна Варнавская. НА СНИМКЕ: технолог И. М. Варнавская за проверкой ка­ чества работы бригады. г Фото Ю. КЛЮЕВА. П ОЧЕМУ З АБЫ ТА СТАР АЯ МУД РОСТЬ ? Есть такая поговорка: «От легкое, требует высокого го сена через дробилку и худого семени не жди добро- профессионализма и добро- полученную массу, дббавля- го племени». Чтобы полу­ чить максимальную отдачу, животноводам нужен скот с высоким генетическим по­ тенциалом. Помогать колхо­ зам и совхозам обзаводить­ ся таким стадом — наша задача. «Правда» — одно из ста­ рейших племенных хозяйств .совестности. Речь прежде ем в рацион свиней. Однако, всего о зоотехническом уче- несмотря на принимаемые те. Начиная с трехдневиого меры, дефицит белка суще- возраста на каждую голову ствует. В .каждой -кормовой заводится специальная кар- единице его содержится лишь 92 грамма. Так что теоретически мы не. можем выращивать элит­ ный МОЛОДНЯК, НО — ; ВЫ- ращиваем. Как? Все старто- точка. В работе появляются элементы подлинно творче­ ские. Попутно замечу: такой подходу привлекает моло- области. Много лет оно спе- дежь. «Хочу работать сви- "вые корма, которые выделя- циализируется» на выращй- наркой ...»— с такими ются совхозу по фондам; вании племенного молодня- просьбами ко мне и другим даются исключительно илем, ка свиней крупно-белой по- руководителям хозяйства молодняку. Когда нет таких роды. В разные годы дела довольно часто теперь обра- кормов, рационы обогаща- животного происхождения, такими, как обрат, мясо­ костная мука. То есть плем- молодняк обеспечивается - сбалансированным^ .рацио. . нами за счет .остальных групп животных. Не нужно, быть специалистом! чтобы понять: это не проходит бес- здесь складывались по-раз- щаются вчерашние выпуск, ются белковыми добавками. - ному. Особенно низкими по- цицы школ. Молодежи на каздтели были в десятой комплексе уже немало. До- пятилетке, когда мы не по- статочно сказать, что две ставили и половины запла- трети свинарок моложе трид. нированного количества вы- цати лет. сокопородного молодняка, А рядом с ними — опыт- Почему? нейшие люди, специалисты, Да, допускались просчеты на чьем примере можно и в- руководстве отраслью. Но нужно учиться. Более полу- при этом нельзя пройти ми- тора десятков лет трудится следно. На обеднённых бел- мо такой закономерности: свинарка В. В. Шепелева, ком рационах в группах от­ чем выше был план заготов- Благодаря мастерству и тру- корма не удается получать ки мяса, тем меньше удава- долюбию Валентина Василь, достаточно высокие средне- лось выраститьплеменного евна добивается высоких ре- суточные привесы, молодняка. Так, в 1977 году зультатов. За ней закрепле- На нашем комплексе внеД-. в районе довели план сдачи но 28 свиноматок. От каж- мяса до 450 тонн. С зада- дой за один опорос Шепеле- нием по продаже племенно- ва получает одиннадцать го молодняка тогда удалось поросят. С ней в паре до не- справиться лишь на 75 про- давнего времени работала центов. В последующие два Н. П. Горяйнова, выдвину- года задания по мясу были тая теперь на должность ропрому. А как на деле? Вот соответственно — 520 и 525 бригадира маточного стада, тот же белок. Какую-то часть тонн, продажа племмолодняка Высокой сохранности молод- его мы восполняем нолучае- няка добивается Н. И. Бур- мым с молокозавода обратом, кова. И вместе с ними при Но как его поставляют? Ле- подведении итогов соревно- том ежедневно завозится до вания все чаще ; называют двенадцати тони, а в ноябре, фамилии молодых работниц, например, всего пр тонне.., таких как Валентина Та- Не случайно в летние меся- лицких, Галина Плотникова, цы свинарки сдают в отъем Зинаида Коробова. Значит, поросят средним весом 25, а растет, набирается опыта и знаний надежная смена. Совхоз сегодня может по рены поточно-туровые опо­ росы. За год проходит шесть туров. То есть отрасль рабо- ' тает в строго определенном- ритме. Это должны учиты­ вать наши партнеры по аг- составила 52 и 49 процентов Так желание заставить племхоз производить больше мяса на практике привело к ликвидации по существу са­ мого племенного хозяйства., Результат плачевный: за пя. тилетку «Правда» недопо­ ставила колхозам и совхо­ зам десять тысяч голов пле­ менного молодняка! Шесть лет назад облисполком по­ правил плановые органы, отношение к племхозам из­ менилось. На 1981 год нам план продажи мяса опреде­ лили в 360 тонн. Считаем, 15-—16 килограм- зимой мов. Давно уже говорится о ставлять хозяйствам области низком качестве концкормов, значительно больше элиты, чем ранее, но... Главное, что мешает, — это недостаток высококачественных кормов, точнее —- дефицит белка, это оптимальная цифра, учи- Работники цеха растениевод, тывающая реальные воз- ; ства стараются увеличить числе и наш совхоз «прав- можности и задачи, И дела производство переваримого ла>>' получили оелковые до. ____________ 7_„.. ______ 7 V1 -7 о7п бавки (рыбный фарш, заме- которые мы получаем по на­ рядам с комбикормовых за* водов. Но пока мало что из­ менилось. А разве нормаль­ но, когда в прошлом году племенные хозяйства, в том сразу пошли в гору. В один- протеина. Со '150 до 370 надцатои пятилетке мы уже успешно справились с произ. водством привеса, заготовка­ ми мяса, выходом молодня­ ка. Продажа его на племя возросла в три с лишним ра­ за. Эти перемены — прежде гектаров расширены посевы гороха. В прошло^ году впервые выращивали куку­ рузу по зерновой техноло-, гни. Это позволило почти нитель цельного молока) в меньшем количестве, чем то, варные хозяйства? Так что старую мудрость о худом семени и- добром всего итог напряженной ра- шим летом механизаторы по. боты коллектива. В послед- ловину люцерны убрали на нее время заметно поввгеил- сено, запрессовали 150 тонн ся уровень механизации тру- его в тюки и уложили в доемких процёссов. скирд для активного венти- Выращивание поросят лирования. Теперь мы про­ класса «элита» — дело не- пускаем тюки первсжлассно- месяц использовать на ком- племени кое-кто, как видим, плексе вместо хлеба зерно- забывает. Это неправильно, стержневую массу. Минув- ведь отношение к племенным хозяйствам — один из важ­ нейших резервов ускорения сельской экономики. Н. ШАБУНИН, директор племсовхоза «Правда» Грязинского района. К АК УЙТИ ОТ СТАН Д АР ТА ПОЧЕТНЫ Е ЗВ А Н И Я Президиум Верховного Сове­ та РСФСР за заслуги в области профес­ сионально-технического образо­ вания и многолетний добросо­ вестный труд присвоил почет­ ные звания: «Заслуженный мастер про­ фессионально-технического об­ разования РСФСР» Иванову Николаю Михайло­ вичу — мастеру производствен­ ного обучения среднего про­ фессионально - технического училища № 1 Липецкой облас­ ти. Масловой Марии Павловне— мастеру производственного обу­ чения среднего профессиональ­ но-технического училища № 30 Липецкой области. «Заслуженный учитель про­ фессионально-технического об­ разования РСФСР» Грачевой Людмиле Ивановне — преподавателю среднего профессионально - технического училища № 21 Липецкой обла­ сти. Логунову Виктору Александ­ ровичу — заместителю дирек­ тора по учебно-производствен­ ной работе среднего професси­ онально-технического училища № 31 Липецкой области. Окорочкову Виктору Алексе­ евичу — руководителю физиче­ ского воспитания среднего про­ фессионально - технического училища № 25 Липецкой обла­ сти. «ПЗ» выступило. Что сделано? «ВЫБРОШЕННОЕ ПЛОДОРОДИЕ» Агропромышленный комитет области сообщает, что факты о нерациональном использова­ нии осадков сточных вод, из­ ложенные в статье «Выброшен­ ное плодородие» («АЗ» № 182 за прошлый год), подтверди­ лись. Липецкая проектно-изыска­ тельская станция химизации «Липецкагропромхимия» по за­ данию агропромышленного ко­ митета разработала мероприя­ тия по использованию подсу­ шенных на иловых площадках осадков городских сточных вод. Они предусматривают склади­ рование осадков, доведение их до транспортабельного состоя- ш о те ■вывоз на ПОЛЯ ХОЗЯЙСТВ. На каждую партию таких удобрений лаборатория очист­ ных сооружений обязана вы­ давать специальный паспорт, в котором указывается: влаж­ ность. содержание органическо­ го вещества, азота, фосфора, кальция, а также наличие вред­ ных примесей — мышьяка, ртути, свинца и т. д. Как 'счи­ тают специалисты, в случае, если вредные вещества не бу­ дут превышать предельно до­ пустимых концентраций, оса­ док с иловых площадок можно .вносить на поля. В. ВИНОГРАДОВ, начальник отдела растениеводства. Примечательный вышел у меня недавно разговор с од­ ним из выпускников нашего института, вот уже много лет возглавляющим одно из промышленных предприя­ тий. Мой собеседник поде­ лился: в последнее вре­ мя, замечает, стали как бы терять силу его слова, не так, как прежде, зажигают, моби- тизуют людей. Он искренне не­ доумевал, а мне было очевид­ но: мой собеседник так и ^ сыпал . гладкими стандарт- ’ ными фразами. Они не то, что не зажигали, они сов­ сем не задевали внимания. И сделалось тревожно: не стал ли с годами 'зрелый ру­ ководитель рабом соблазни­ тельной привычки мыслить в пределах каких-то схем, пусть им самим созданных, но все-таки схем? Стандартность мышления... Она способна стать камнем преткновения на пути че­ ловека,. тормозя его творче­ ский рост, и целых коллек­ тивов, мешая им успешно продвигаться к намеченной цели. На недавнем январ­ ском Пленуме партия прямо указала на недостатки, став­ шие тормозом развития на­ шей страны, — консерватив­ ные настроения, инерция, стремление отмахнуться от всего, что не укладывается в привычные схемы. Не есть ли это составляющие емкого понятия — стандартности мышления? И, видимо, была острая необходимость для партии собрать нас, общест­ воведов страны, чтобы обсу­ дить причины сложившегося положения и выработать еди­ ную линию по его преодоле­ нию. На Всесоюзном сове­ щании были осуждены книж­ ность, догматизм, начетниче­ ство. .формализм в препода­ вании общественных наук, оторванное от жизни теоре­ тизирование. Большая здесь доля вины ученых, минис­ терств и тех, кто курировал работу кафедр общественных наук на местах. Вспоминаю свое первое по­ явление на нашей кафедре. Тогда на мое робкое выска­ зывание о необходимости более творческого подхода последовал ответ: «Лекции у нас уже обкатаны». То есть —*никакого творчества. В последующие годы такие «обкатанные» лекции, сугу­ бо информативные, приходи­ лось слушать не только у нас, но и в Воронеже, в Ки­ еве, Ленинграде. Творчески работавшие педагоги говори­ ли об их методической и ме­ тодологической слабости, студенты же такие лекции просто не посещали. А от кол­ леги, ведущего семинарские занятия, нередко приходи­ лось слышать: «Я им пять раз объяснил, растолковал, а они молчат». И чневдомек такому педагогу, что лучше дать студенту пять раз оши. биться, дать возможность са­ мому поискать, разговорить­ ся, дать почувствовать веру в свои возможности. Но та­ кой подход был редкостью. Еще один серьезный наш недостаток, до сих пор не преодоленный, — вопросно- ответная форма семинарских занятий, на которых преоб­ ладает либо монолог препог давателя, либо диалог его и выступающего студента. Так мы приучаем студентов к шаблонным, дежурным отве­ там, к поверхностному пере­ сказыванию содержания пер­ воисточника. Такие занятия — прекрасная питательная среда для нерадивых, аполи­ тичных, пассивных. Не случайно после дли­ тельных и на разных уров­ нях проводившихся обсуж­ дений о путях перестройки обучения в высшей школе Минвуз СССР в активной, энергичной перестройке на первое место выдвигает ре­ шительное, творческое об­ новление, методики препо­ давания. Это трудная работа, она неразрывно связана с психо» логической перестройкой каждого из нас: предстоит перейти от привычного со­ стояния взаимопрощения и взаимовосхваления к повы­ шению требовательности и к себе, и к товарищам по ра­ боте, и к студентам. Каждо­ му предстоит научиться са­ мокритично оценивать дос­ тигнутое, видеть нерешенные вопросы, с высокой партий­ ной позиции оценивать недо­ статки и промахи свои соб­ ственные и своих коллег, преодолевать их, вырабаты­ вая конкретную положитель­ ную программу действий. Этот переход связан с интен­ сификацией учебной, научно- методической и идейно-вос­ питательной работы не толь­ ко вузовских педагогов, но, пожалуй, в первую очередь, —школьных. На слабых, се­ рых и безликих уроках на­ чинается ' формирование стандартного мышления. Придя в вуз, студент в тре­ тий раз (!) обращается к «Манифесту Коммунистиче­ ской партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. .Ему хорошо известен вывод его авторов об исторической миссии ра­ бочего класса. В манифесте он обосновывается несколь­ кими положениями, и в пер­ вую очередь, местом и ро­ лью рабочего класса в эко­ номике, в производстве, в обеспечении научно-техни­ ческого прогресса. Студенты же, как правило, обосновыва­ ют этот вывод расхожей фразой: «пролетариату нече­ го терять, кроме своих це­ пей...» Стандартен и ответ на вопрос об историческом месте империализма: сту­ дент скажет, что империа­ л и з м— это загнивающий и умирающий капитализм, и "очень удивится, если препо­ даватель потребует от него глубокого обоснования исто­ рического места империализ. ма с учетом современных данных. А ведь все это — материал, известный им по программе средней школы. Решительное . обновление методики преподавания обще­ ственных дисциплин в шко­ ле — это первоочеред­ ная забота методиче­ ских советов роно, институ­ та усовершенствования учи­ телей, а в вузе — кафедры. В методических указаниях, которые до сих пор нами разрабатывались, вместо то­ го, чтобы направить мысль студента на самостоятельный поиск, перечислялись основ­ ные положения, которые ре­ комендовалось прочитать и усвоить. Не случайно сту­ денты довольствовались на­ шими малого формата «Ме. тодическими указаниями по изучению первоисточников», вместо изучения самого пер­ воисточника. А кое-кто по ним сдавал не только »кур­ совые, но и, вступительные экзамены в аспирантуру. Решили мы обновить одну из своих «методичек» и убе­ дились, что это непросто. Некоторым коллегам не один раз пришлось обра­ щаться , к своей рукописи, перестраивать поначалу собственное мышление... Начав год назад работать по-новому, мы можем кон­ статировать, что перестройка чтения лекционного курса идет сложно, медленно. Бо­ лее заметны сдвиги в орга­ низации самостоятельной ра­ боты студентов, в проведе­ нии семинаров, но не у всех преподавателей. В несколь­ ких группах мы начали с того, что ^:тали работать только с теми, кто готов к занятию. Оценивали знания каждого и по каждой теме в ходе обязательного собесе­ дований. У студентов, при­ выкших к пассивному ниче­ гонеделанию, это вызвало замешательство, и на первом занятии в группах решились выступить лишь единицы. Незачтенная тема заставила активизироваться, и на тре- тьем-четвертом занятиях по- настоящему работала уже половина группы, а требова­ ния к выступающим стано­ вились постепенно все стро­ же. После шестого-седьмого занятия старались работать все... Равнодушие и пассив­ ность были сломлены, под­ нялись интерес и активность. Сделаны первые шаги в преодолении стандартных подходов при подготовке ре­ фератов и научно-теоретиче­ ских конференций. Особые волнения вызвала конферен­ ция, посвященная 70-летию Великого Октября. Мы пред­ ложили подготовить сообще­ ния студентам разных групп и объявили жесткий регла­ мент. Стандартное выступле­ ние, не учитывавшее уровень подготовленности аудите- ' рии, вежливо, но решительно % приостанавливалось. Повто. ры не разрешались. Гото­ вившимся по одной теме предложено было так пере­ строиться, чтобы суметь удержать внимание аудито-' рии в течение пяти минут., Немногие с этим *заданием справились, но все получили урок, как непросто овладеть вниманием большого числа людей. Так, на нащ взгляд, ■ можно формировать еерьез. ное отношение к выступле- - нию, понимание того, что-, успех его обеспечивается зна­ ниями, характером, волей. Для такой работы со сту­ дентами не требуется по­ мощь ни Министерства, ни партийных органов, ни рек­ тората или дирекции. Нуж­ ны усилия, и 'значительные, со стороны -преподавателя,' нужна его собранность, на­ пряженная работа в- течение всего времени, пока идет се. минар, конференция или урок. Конечно, наличие центра­ лизованно изданной' методи­ ческой литературы значи­ тельно облегчило бы нашу работу. Слов нет. Но пока ее нет, надо действовать в лучших традициях советской высшей школы, используя все доступные средства. Одно из них — это науч­ но-исследовательская рабо­ та педагогов высшей школы. Только при поверхностном взгляде кажется, что она не сказывается на качестве пре. подавания. Сказывается) Остановка в научно-теорети- 1 ческом росте обществоведа опасна в особенности. После Всесоюзного сове­ щания возросла помощь ву­ зам со стороны союзного и республиканского мини­ стерств. На уровне ректора­ та и парткома ЛипПИ тоже немало делается для акти­ визации нашей работы.. Те­ перь слово —за обществове­ дами. Е. ГРИГОРЬЕВА, зав. кафедрой истории КПСС Липецкого поли­ технического института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz