Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Р А С Т И Т Ь А К Т ИВНЫХ БОРЦОВ З ам ет ки с областного семинара секретарей парторганизаций учебных заведений Сегодня школа — забота и тревога общества. Не все нас удовлетворяет в реализации ее реформы. Не уменьшается число нерешенных проблем. Вскрыть их, глубоко проанализировать, сообща найти пу ти их решения — эту цель ставил состоявшийся недавно в Липецке семинар секретарей парторганизаций учебных заве дений области. Прошедший в преддверии Всесоюзного съезда учителей, Пленума ЦК КПСС по народному образо ванию, он подвел итоги трех лет реформы, обобщил пред ложения педагогов по совершенствованию работы всех звень ев обучения и воспитания в соответствии с перестройкой в стране. К оммунист в школе Что дали три года рефор мы? В чем выражается пере стройка в народном образова нии? С этой главной темы начал- -ся большой разговор коммуни- стов-педагогов. Три дня семи нара, наполненные встречами, обменом мнениями за «круг лым столом», посещением луч ших школ и училищ Липецка, дали обширный материал для размышлений, обобщения опы та. Шаги реформы видны во многом. Возрос объем строи тельства школ. За неполные два года пятилетки «ново селье» справило более четы рех тысяч ребят. Планомерно осуществляется перевод детей на обучение с шести лет. В этом учеб ном году оно ведется в 150 школах и 68 детсадах. В жизнь учебных заведений входит новая вычислительная техника. В двух учебно-произ водственных комбинатах, в средней школе № 12 Липецка соеданы специальные кабине ты. в ПТУ №№ 2, 10, 23 — роботизированные комплексы. Совершенствуется трудовое обучение. Широк круг проблем, решае мых сегодня педколлективами. И направлять эту работу приз ваны, прежде всего, партийные организации учебных заведе ний. Участники семинара познако мились с конкретным опытом работы ряда партийных орга низаций. В числе лучших на зывались средние школы — Больше-Боевская Долгоруков ского района, липецкие №№ 14, 62, 29. Интересен опыт коммунистов Липецкого металлургического техникума, которые практику ют отчеты педагогов, в том .числе руководителей. Добились стабильности, твор ческой обстановки в коллекти ве коммунисты Завальновской средней школы Усманского района. И тут есть чему учить ся. В содружестве с совхозом «Коммунар» укреплена учебно-' материальная база школы, обо рудованы кабинеты и комна ты психологической разгрузки учителей. Оживилось настав ничество над молодыми учи телями, вошли в практику об мены опытом проведения уро ков. Учителя — первые по мощники в работе сельского культурно - спортивного комп лекса. Школьные парторганизации, как известно, малочисленны. Но им многое по силам. В то же время им нужна и помощь районных, городских комите тов партии. К сожалению, вы шестоящие организации ред ко анализируют их деятель ность. За два последних го да, например. Краснинский и Тербунский райкомы партии ни разу не позаботились, как и чем живут коммунисты-педаго ги. Такое невнимание и порож дает порой негативные явле ния. Как ни горько, но на се минаре не раз звучали факты, трудно совместимые с обли ком учителя. Имели место слу чаи пьянства среди педагогов Каменно-Лубновской школы Лебедянского района, Лебедян ского техникума советской торговли, липецкой средней школы № 22. Атмосфера не требовательности порождает нездоровый морально-психо логический климат в коллек тиве. Основа конфликтов — неумение и нежелание комму нистов глубоко и объективно анализировать положение дел, в неквалифицированном руко водстве. Опыт подтверждает: прини жен персональный спрос — не избежны нарушения партийной и государственной дисциплины. Всем известна печальная ис тория о подделке школьных аттестатов в средних школах № 48 и Дмитряшевской Хле- венского района, о которой пи сала и наша газета. Ведь толь ко с попустительства коммуни сте® пошла гулять «школьная липа». Партийная организация не должна прощать своеволия руководителю, его безответст венности, нарушения законно сти. Демократизаци я —веление времени Обогатил семинар и первым опытом развития внутрипар- тийной демократии. Обста новка критики и самокритики на партсобраниях, широкая гласность, — вот те инструмен ты, которые помогают реши тельно преодолевать рутину, равнодушие. Сейчас во всех парторганизациях идут отче- ты партийных комитетов и партбюро. Есть возможность глубже вскрывать недостатки, объективно оценивать позитив ные перемены, умело выявлять резервы. Откровенный разговор воз можен лишь тогда, когда он затрагивает наболевшее. В хо де обсуждений рождается не мало ценных предложений, рассчитанных на перспективу. Интересен опыт работы Дряз- гинской средней школы Усман ского района, о котором рас сказала А. М. Кабанова. Мно гих здесь задело за живое собрание на тему «Нравствен ный облик учителя», на кото ром не обошли любителей не дела, а его видимости, тех, кто подраспустился в поведе нии. Выявили недостатки, при няли решительные меры вме сте с администрацией, кое с кем пришлось ради пользы де ла расстаться. Шаблон, формализм, заорга- низованность ломать нелегко. Сжились с ними во многих учебных заведениях. В СПТУ № 24 Усманского района, на пример, новизной собраний партбюро себя не утруждает. Доклады на них представля ют собой лекции без должно го анализа положения дел. И не удивительно, что многие коммунисты просто отсижива ются, хотя поговорить есть о чем: училище в этом году не выполнило план набора, вы сока преступность среди уча щихся, идут потоком в выше стоящие органы жалобы... Демократические начала проявляются в последнее вре мя все заметнее и в работе с ; кадрами. Добрая традиция ро ждается в школах Октябрьско го района г. Липецка: педаго ги сами выбрали заместителя заведующего районо Н. Я. Буркову, директора средней школы № 63 О. Ф. Гордиен ко. Парторганизациям надо смелее браться за кадровые вопросы, участвовать в подго товке резерва, шире практико вать стажировку молодых пе дагогов у опытных руководи- телей-наставников, совершен ствовать их идейно-политиче скую подготовку. В союз е с базо в ым лы Долгоруковского района Л. В. Алябьева и другие. Директор совхоза «Куйман- ский» Лебедянского района А. Н. Печенкин рассказал . об. опыте перевода ученической производственной бригады на хозрасчет. На учебном , поле введен севооборот, ребята са ми выполняют весь цикл сель хозработ от посева до уборки урожая, бригада работает на принципах самоуправления. За груд совхоз рассчитывается со школьниками по конечным ре зультатам. Нынешним летом урожай на школьном поле был даже лучше, чем в среднем по хозяйству. В условиях экономической перестройки перевод учениче ских производственных бригад на хозрасчет становится пот ребностью времени. При уме лом руководстве ученическая производственная не будет об ременительной или •убыточной. Выращенная школьниками про дукция засчитывается хозяйст ву в выполнение Госплана. Ре бята наравне со взрослыми учатся азам экономики, при выкают к самостоятельности. К сожалению, хозрасчет в школах области приживается пока плохо. Жизнь подсказывает: тру довое воспитание школьников нуждается в корректировке, его основной посыл — дать ребятам широкое представле ние о различных профессиях, нужных народному хозяйству. И потому одобрительно встре тили участники семинара вы ступление Ю. А. Можарова из совхоза «Талицкий» Елецкого района. Вот уже много лет в хозяйстве работает летний ла герь труда и отдыха. С удо вольствием работают школьни ки, заменяя доярок, скотников, ушедших в отпуск, обрабаты вают посевы свеклы. Но поче му ‘сложилась практика орга низации лагерей труда и отды ха школьников только живот новодческого профиля? Ведь мальчики охотнее тянутся к технике, чем к доильному ап парату. Дело в возрастном ог раничении — доверить техни ку им можно только с 16 лет. Выход из положения шко ла ищет сама. В этом учебном году профессиональную под готовку учащихся расширили, организовав для них рабочие места не только на ферме и в мастерской, но,и в стройце- хе совхоза, в столовой. Есть возможность такие же места создать в сельской больнице, на хлебоприемном пункте, в магазине. Ведь селу нужны кадры самых разных профес сий, вот и пусть ребята зна комятся с ними с юности. предприятие м Дет ский дом— В один из дней семинара состоялась встреча педагогов с руководителями областных ор ганизаций — агропрома, обл- оно, управления профтехоб разования, директорами базо вых предприятий, совхозов, уп равляющими строительных трестов. Пожалуй, впервые за три последних года был орга низован такой представитель ный «круглый стол» по набо левшим вопросам школьной реформы, взаимодействия пар тийных организаций, учебных заведений и базовых предприя тий. Прежде всего, разговор ка сался совершенствования обу чения и воспитания. Как соз дать условия для настоящего производительного труда под ростков? Как лучше использо вать его воспитательный за ряд? Все давно уяснили истину: школьный труд не может стро иться в отрыве от живого де ла. Нужны определенная си стема, единая методика, пе дагогические требования. И хорошо,, когда педагоги нахо дят взаимопонимание в этом с руководством предприятия. Полезен опыт, о котором рассказал управляющий трес том «Железобетон» Н. Г. Го- ревалов. За три года предприя тие помогло значительно улуч шить учебно-материальную и спортивную базу средней шко лы № 29 и, ПТУ-11. В учили ще открыли кабинет профори ентации, где работа с учащи мися ведется с первого клас са. Будут подрастать ребята, с каждым годом все больше узнавая о рабочих профессиях, обретая навыки полезного тру да. За десять лет лучше позна комятся с жизнью и училища, и предприятия, в старших клас сах сами поработают в его учебном цехе. Только такая система профподготовки и мо жет способствовать закрепле нию молодежи на производст ве. Первые результаты уже есть. Если несколько лет на зад в базовое училище посту пали единицы, то в этом учеб ном году принято на учебу 22 выпускника школы. Свои традиции сложились у домостроительного комбина та — базового предприятия средней школы № 21 и СПТУ- 5. Коллектив ДСК помог соз дать все условия для учебы, труда и отдыха ребят, вплоть до спортклуба «Юный бога тырь». Для старшеклассников оборудовано более ста рабо чих мест на производстве, в самой школе- — кабинет ин форматики. Опытом совместной работы со школами поделились на се минаре директор Лебедянского машзавода А. С. Манаенков, секретарь парторганизации Екатериновской средней шко- теплый дом Особой темой на семинаре был.вопрос о внимании к дет ским домам, школам-интерна там, заботе о детях-сиротах. Как известно, в нашей стране создан детский фонд имени В. И. Ленина, пополняемый на добровольных началах совет скими людьми. Шлют на его счет личные сбережения, пе речисляют однодневный зара боток трудовые коллективы... Конечно, пополнение такого фонда важно. Но не менее важна и повседневная забота о детдомах, конкретная по мощь им. Об этом говорил ди ректор Боринского РТП А. А. Малецкий: — К детскому дому должно быть отношение особое. Его питомцам нужна, прежде все го, обыкновенная человече ская доброта. И работы для нас здесь — непочатый край. Коллектив РТП трудно уп рекнуть в невнимании к под шефному детдому. Он входит в попечительский совет нарав не с другими предприятиями и организациями поселка, оказы вает значительную помощь детдому в ремонте, приобрете нии мебели и оборудования. Шефы организуют для ребят автобусные экскурсии, предо ставляют в их распоряжение свой спорткомплекс. О совместной работе педкол лектива школы-интерната № 1 с грязинскими предприятиями го ворила Р. Д. Николаева. Не просто сначала складывались отношения с шефами: в текуч ке своих дел было им не до школы. Но в этом случае бы ли настойчивы сами коммуни сты-педагоги. Поддержал их и горком партии, специально) обсудив вопрос о ходе шефст ва на одном из совещаний. А сейчас педагоги говорят трудо вым коллективам города толь ко спасибо. Онй помогли от ремонтировать теплотрассу, оборудовать кабинеты, приоб рести необходимую мебель. Все предприятия перечислили деньги на счет детского фон да. Большую помощь оказывают детдому данковские химзавод, автоколонна, элеватор. Дирек тор элеватора В. В. Осипов, рассказывая об этом, подчерк нул: —Не хватает ребятам домаш него очага, полностью заме нить его трудно,, но в наших силах — согреть ребячьи серд ца повседневным вниманием. Не расскажешь в заметках обо вЬем, о чем шла речь на семинаре. По-своему интерес ной и кое в чем неожиданной оказалась встреча за «круглым столом» педагогов с представи телями творческих организаций и союзов — художниками, ра ботниками культуры и кино фикации, театра, журналиста ми. Оказалось, много, накопи лось нерешенных вопросов в школах и училищах по эсте тическому воспитанию ребят. Видимо, настало время обл- оно и областному управлению культуры на совместной колле гий глубже рассмотреть воп росы взаимодействия учреж дений культуры и школ. Один из дней семинара был полностью посвящен знакомст ву педагогов с конкретным опытом работы лучших ,школ и училищ Липецка. Была воз можность увидеть многое из того, над чем работают педа гоги-новаторы: побывать на уроках в классах шестилеток, в мастерских училищ, посе- гить занятия различных школь ных клубов по интересам — интернациональных, любите лей ч искусств, спортивных. Многим обогатило и знаком ство с планами работы партий ных организаций. Опыт от дельных педколлективов мы постараемся подробнее осве тить позднее. Участники семинара высказа ли предложения по улучшению работы парторганизаций учеб ных заведений, реализации школьной реформы. Мы счи таем необходимым опублико вать часть из них сегодня, так как они содержат вопросы, за служивающие внимания и об ластных организаций, и пред стоящего Всесоюзного съезда учителей. Предложения, высказанные коммунистами-педагогами ОБЛ- ОНО, ОБЛЗДРАВОТДЕЛУ. Необходимо решить вопрос организации рабочих мест уча щихся на,период летних каникул, на предприятиях и строй ках Липецка. Улучшить работу с детьми по месту жительства, привле кая общественные организации .базовых предприятий, районо, райкомов ВЛКСМ. Требует совершенствования профориентационная работа с учащимися начальной школы. Дмитряшевской школе-интернату Хлевенского района не обходима помощь в проведении ремонтных работ, В интер нате нет также врача-психоневролога. ОБЛАСТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ Чаще практиковать на заседаниях методических советов от четы преподавателей и мастеров производственного обуче ния. Низка эффективность использования станочного парка учи лищ. По старинке ведется работа в общежитиях, учащиеся чув ствуют себя в них не хозяевами, а квартирантами, мало уча ствуют в благоустройстве. . Слабо распространяется договорная основа взаимоотноше ний ПТУ и базовых предприятий. Иные училища находятся в роли просителя, а базовые предприятия в роли мецената. Столовые училищ нуждаются в эстетическом оформлении. Строительному управлению № 8 треста «Промстрой» сле дует улучшить свои связи с базовым СПТУ-22. В АДРЕС АГРОПРОМА Производительный труд школьников во многих хозяйствах организован неудовлетворительно. Преобладают подсобные ра боты со значительной долей ручного труда. АПК не решает вопрос оплаты детского труда, подчас ис пользуются устаревшие расценки, не стимулирующие стара ние учащихся. Необходимо организовать многопрофильные лагеря труда и отдыха школьников, что позволит повысить эффективность их работы. Руководителями ряда хозяйств не выполняется приказ агро прома о снабжении учителей школ сельскохозяйственными продуктами. Слабо осуществляется подготовка кадров для села по до говорной системе училищ с хозяйствами. ОБКОМУ ВЛКСМ Обкому ВЛКСМ следует шире распространить инициативу «Комсомольцы! Отработаем один день на благоустройстве дет ских домов, школ-интернатов, интернатов для престарелых». Велика сменяемость освобожденных секретарей комсомоль ских организаций техникумов и училищ. Это сказывается иа качестве воспитательной работы с учащимися. ОТ РЕДАКЦИИ: Надеемся, что предложения коммунистов- педагогов будут учтены в перспективных планах работы об ластных организаций, а по конкретным фактам оперативно приняты меры. Л. ДУВИНА, зав. отделом культуры и народного образования «Ленинского знамени». РЕЗОНАНС Г В О З Д И « К У С А Ю Т С Я » В апреле этого года мы рас сказали о мытарствах снабжен ца из Астрахани, две недели безуспешно пытавшегося вы яснить судьбу вагона с метал лом, который должны были, но «забыли» отгрузить новоли пецкие металлурги {«Хождения по мукам», «АЗ» № 83). Судя по редакционной почте, затро нута животрепещущая тема. Работа снабженца — это сплошь и рядом — невидимые миру слезы". Что ж, давайте общими усилиями приподни мем завесу. Публикуя новые письма, приглашаем читателей к разговору — о дисциплине поставок, организации матери ально-технического снабжения у нас в области. * -* * Тем, кто хочет испытать свою физическую силу, лов кость, закалить . волю, сове тую почаще наведываться на базы объединения «Лйпецк- комплектснаб». Но предупреж даю: испытания выдерживают далеко не все. На участке ме тизов металлобазы вам, напри мер, предложат загрузить в свою тару гвозди... голыми ру ками. Это не очень приятно. Но, в конце-концов, индийские йоги, говорят, возлежат даже ■на тех гвоздях. Здесь же зада ча намного проще. Тем, кто достойно прошел через это испытание, болты и гайки раз решают грузить уже лопатой. Правда, сначала клиентам при ходится самим полазить-по Стеллажам в поисках нужных изделий. Это небезопасно: рис куешь сорваться в любую се кунду. Но чего не сделаешь ради родного производства, которое смотрит на тебя с на дежной и ждет болт! Не любой, а вон тот, что запря тан на самой верхотуре... На другом участке, который находится на улице Чехова, 2, считают, что для снабженца в&жна не столько ловкость, сколько сила мышц. Здесь созданы все условия для заня тий тяжелой атлетикой: отсут ствуют элементарные средст ва механизации, а ’ штатных грузчиков в помощники ЗЕвТЬ не советуют — могут обидеть ся. Все прелести комплектсна- бовского «сервиса» я не раз имел возможность оценить, по лучая металлоизделия, гидрав лику для Елецкого машзавода. И ничего, как видите, жив и здоров. Вот только одного не пойму: почему за каждую тон ну, погруженную самим же заказчиком, «Липецккомплект- снаб» удерживает с него 6 руб. 80 коп.? То ли это плата за приятное общение с работ никами базы, то ли за посеще ние некоего аттракциона — «Грузите с нами, грузите, как мы, грузите лучше нас». На до бы разобраться... г. ЕЛЕЦ. А. ДОМАНЦЕВ. В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ КАРУСЕЛИ И чего я только не натер пелся, пока работал завхозом! Больше всего выматывало оформление всевозможных бу мажек, ожидание в очередях, беготня по кабинетам. Однажды во время капита льного ремонта нашей фабри ки потребовалось двести кило граммов растворителя. В «Аи- пецккомпдектснабе» нужного не оказалось. Вместо него да ли мне документ и отправили в отдел снабжения НЛМК: «Там вашу проблему решат». Но не тут-то было! Работник отдела снабжения Барков дол го рассматривал мою бумагу., Наконец, сообразил о чем идет речь. «Так это вам к т. Ленчику надо, пусть он вна чале подпишет». В приемной у т. Ленчика ожидали просите ли. В этот день я своей очере ди так и не дождался. Зато на второй мне удалось пере хватить начальника отдела снабжения, когда тот шел на обед. Он взглянул на бумагу и сказал: «Этот вопрос надо решать через Баркова». Де лать нечего, снова иду к Бар кову. Наконец, бумага препро вождена согласно правилам субординации т. Ленчику. Вы ходит Барков от шефа, и по тупившись, - отдает мне доку мент назад: «Извините, но с вашей просьбой ничего не выйдет»... Каков стиль! В луч ших традициях эпохи бурного застоя. Снова иду с поклоном в «Ли- пецккомплекснаб». Здесь дают другой адрес — завод «Сво бодный сокол». Едем туда. За хожу в материально-техниче скую бухгалтерию. Вниматель но изучив документ, мне сове туют подписать его у замес тителя директора. Новая при емная, снова — очередь, ожи дание. Наконец, бумага подпи сана! Но, видно, не такая про стая штука растворитель, что бы обойтись одной подписью. С волокитой, бюрократиз мом, отсутствием элементарно го порядка в сфере снабжения приходится сталкиваться сплошь и рядом. К тому же система отпуска, оформления документов сейчас настолько пестра, запутана, что даже опытный снабженец нередко попадает впросак. А ведь мо жно, наверное, сделать ее единообразной, общей для всех организаций. Ведь речь идет о государственных инте ресах, и порядок здесь дол жен быть особый — государ ственный. Е. БЕЛЯКОВ, завхоз (к счастью, бывший). « ЯЗ» ВЫ С ТУ П И Л О . Ч Т С С Д Е Л А Н О ! «КОГДА ПЛАЧУТ СЫРЫ» Критический материал под таким заголовком был опубли кован в «Ленинской знамени» 5 ноября с. г. Как сообщил ре дакции директор Краснинского молзавода В. Королев, публи кация обсуждена в коллекти ве. Лица, ответственные за выпуск некачественной продук ции, наказаны. В частности, на ложено денежное взыскание на начальника производства, заведующего лабораторией и старшего мастера. Пришел ответ и от тербун- ских сыроделов. Далеко не во всем согла шаясь с автором статьи ;— ра ботником Липецкого центра стандартизации и метрологии Г. Кузьминой, администрация завода считает, что место мог ли иметь лишь единичные, не характерные факты выпуска некачественной . продукции. Даже у ученых, специа- листов-пшцевиков в вопросах сортности этой продукции нет единого мнения. Охотно верим тербунским сыроделам. Но раз ве 'все это оправдывает изъяны в технологии, организации про изводства? Кто, если не адми нистрация завода, должен то ропить реконструкцию, обнов лять оборудование? Ведь впол не может статься, что брак на заводе из единичных случаев превратится в явление массо вое. Тогда уже никакие ссыл ки на ученых не помогут. Аукцион бесхозяйственности ( В П О М О Щ Ь Р А Б О Т Н И К АМ « ВТОР Ч Е РМ ЕТА» ) На железнодорожных пу тях Лебедянского сахарного завода уже долгие годы сто ит отслуживший свое паро воз. Думал я, собираются превратить его в памятник. Ведь п ар о в о з— это история нашей страны, первых пяти леток, а потом понял — па мятник, да не тот. Забытый всеми, ржавеющий локомо тив стал памятником бесхо зяйственности. Да что там паровоз! Це лый железнодорожный - мост лежит бесхозным по-соседст- ву все с тем же сахарным заводом. Его сняли год на зад и заменили новым. Тон ны металла, пропадают, и никому до этого нет дела! Про мост я писал работ никам «Вторчермета», но мне ответили, чтобы я выс лал фотоснимки. А не луч ше ли выехать на место и увидеть все своими глазами? М. ЯКОВЛЕВ. ■ * * * Под моими окнами (ул. Кротевича, 68) прямо на до роге валяется кузов мото коляски. Обратился на ба зу утильсырья (все-таки 400 кг. металла!). Но мне ответили, что их интересу ет только мелкий лом, а крупный — забота «Втор чермета». И вот я в сомне ниях:, куда этот кузов деть? Разве что позвать соседей и сбросить в лог, чтобы не ме шался на дороге? В. ТАМБОВСКИЙ. г. Липецк. * * * В 20-м микрорайоне Ли пецка жильцы .объявили са мую настоящую воину... пла стинчатым отопительным ра диаторам'. Не знаю, кто в этом виноват — конструкто ры ли, завод ли-изготовитель, только греть, как положено, те радиаторы наотрез отка зываются, в квартирах хо лод. Ответственные кварти росъемщики всеми правдами и неправдами добывают и устанавливают чугунные радиаторы старого образца. А .ненавистные пластинчатые выбрасывают на улицу. Ма ло того, что пропал труд, вложенный в эти изделия, теперь еще пропадает и ме талл. С кого за это спросить? И. к и к и н . ДРАКА ВОКРУГ ТРАКА «Уважаемый товарищ редак тор! В номере газеты от 19 нояб ря 1987 г. напечатана статья формовщика сталелитейного цеха ПО ЛТЗ Шмелева А. Т. под названием «И выставили за дверь...» Мы, присутство вавшие в тот момент на опе ративном совещании у началь ника цеха, не согласны с фак тами, изложенными в статье. А было так: на совещание вры вается т. Шмелев с бракован ной отливкой трака в руке и начинает читать техминимум по литейному производству, в котором мало что смыслит. Кстати, на этом совещании стоял вопрос о качестве литья «Уважаемая редакция! Прочитали в «Ленинском зна мени» письмо рабочего А. Шмелева — «И выставили за дверь...», и решили сами взять ся за перо. Поднятые пробле мы касаются не только участ ка, на котором работает Шме лев, но и нашей автоматиче ской формовочной линии, все го сталелитейного цеха ПО ЛТЗ. В браке мы увязли по уши, это точно, а администра ция цеха делает вид, что ниче го не происходит. Обратимся к цифрам. Ли мит по браку нашему участку доведен в пределах 0,8 про цента. Но уложиться в него при нынешнем положении дел — это из области фанта стики. Фактически брак со ставляет 15—20 процентов от общего количества заформован- ных отливок. Начальник цеха Л. Федоров смело называет вам скромную цифру — 1,5 * В ЧИТАЕМСЯ в эти пись* ма-отклики, пришед шие в редакцию поч ти одновременно. Авторы их часто встречаются, хорошо знают друг друга: еще бы, ра- ботают-то в одном цехе! Одни руководят, другие стоят у конвейера, но вместе делают одно общее дело. И болеют за него, не сомнева юсь, вполне искренне. Ни на минуту не сомнева юсь в глубоких знаниях спе циалистов сталелитейного цеха ЛТЗ, их опьгГе, все же отдаю- свои симпатии рабочим вто рого конвейера. О деле, о де де надо вести речь, а не о личности того или иного ав тора! Ну, какая, скажите, раз ница — громко или не очень хлопнул дверью рабочий Шме лев, ворвался он на совещание или вошел, скромно потупив взор, отливка у него была в руке или, к примеру, кувал да? Допустим, он был неправ в своем желании немедленно получить аудиенцию у началь ника цеха. Допустим, погоря чился. Но ведь, не в Шмелеве же дело и даже не в его прес на автоматической формовоч ной линии. Начальник цеха т. Федоров Л. П. предложил ему обождать до конца оператив ки, а потом выслушать его предложения, но т. Шмелев стал настаивать на немедлен ном рассмотрении его вопро са. Начальник цеха вторично объяснил ему, что идет сове щание, и 20 человек инжене ров не следует задерживать без дела. После этого Шмелев выскочил из кабинета, гром ко хлопнув дверью. Брак от ливок был ликвидирован еще до вмешательства т. Шмелева и был он совсем не по вине формы и излишних газов, как . утверждает т. Шмелев. ^ ^ ^ процента. Еще бы! Эта цифра «официальная», именно она по падает в отчеты. Но мы-то прекрасно знаем, что происхо дит на самом деле. В цехе действует целая система, поз воляющая скрывать брак. Ис порченные отливки ие предъ являются ни работникам ОТК, ни госприемщикам, а выбрасы ваются на эпрон и затем идут на переплавку. Все, брака нет, он исчез, испарился! А раз так, то и беспокоиться адми нистрации ие о чем. За месяц наш участок про изводит 140—150 тысяч траков для гусеничных тракторов. 20—30 тысяч из них идут пря миком в печь. Сколько труда, сырья переводится впустую! Мы неоднократно обращались по этому поводу к руководст ву цеха, в отдел главного ме таллурга, писали в заводскую многотиражку. Часть вины за брак, конечно, лежит и на са- * * * * се, который штампует негод ные формы. Речь в публика ции шла о громадном процен те негодных отливок, о браке, в котором по уши увяз весь сталелитейный цех. То, что не является секретом для рабо чих, о чем говорят они гром ко, не таясь, администрация упорно не желает замечать, за тушевывает. В сентябре в многотиражной газете объединения появилось письмо формовщиков автома тической линии «ХТЗ», в ко тором резко критиковались на чальник сталелитейного кор пуса Л. П. Федоров, началь ник цеха Б. В. Грушевский и опять-таки называлась та же цифра -г- брак доходит до 25 процентов. На публикацию отреагирова ли. Партийное бюро корпуса сообщило, что Л. П. Федоро ву указано на ухудшение ка чества продукции (можно по думать что до этого началь ник корпуса пребывал в пол ном неведении!). А заместите лю Федорова В. В. Григорьеву даже объявили выговор. Что же касается 25 процентов бра- Нас, коллектив ИТР стале литейного цеха, присутствовав ших на оперативном совеща нии, мягко говоря, возмущает напечатание в вашей газете такой громкой критической статьи без должной проверки фактов». Председатель совета « мастеров б а рб а ш и н , начальник плавильного отделения КУЗНЕЦОВ, начальник формовочного отделения БИРЮКОВ, (всего 15 подписей), и * мих рабочих. Но главные при чины — это плохая организа ция производства, скверные условия труда, низкое качест во модельно-опочяой оснастки, формовочной смеси. Ежемесяч ные простои составляют 25—30 процентов рабочего времени. По нашим сигналам собира лись различные комиссии, раз рабатывались мероприятия по снижению брака. Но админи страция цеха, иа словах де- монстрируя готовность бороть ся за качество, как только д о ходит до дела, идет на попят ный. Липовые 1,5 процента цеху всегда обеспечены. А брак как был массовым, так и остается!» Рабочие второго конвейера сталелитейного цеха ПРОХОРОВ, АРТЮХ, КАЛАЧЕВ, (всего 17 подписей). * ка, их в ответе обошли мол чанием. Во всяком случае, ос паривать никто не пытался. Выходит, так оно и есть? Но как выходить из тупика? Парт бюро, сообщалось в том же ответе, «обязало руководство корпуса разработать комплек сные мероприятия, направлен ные на резкое улучшение ра боты линии «ХТЗ». «Разработать мероприятия» — звучит солидно. Но вот что странно: за два последних го да формовщики извели целую гору бумаг, «бомбардируя» главных специалистов объеди нения, свое цеховое начальст во (сталелитейный корпус не давно реорганизован в цех) предложениями по улучшению работы, повышению качества отливок. Наиболее ценные из них были даже сведены в офи циальный документ, под кото рым стоит подпись Д. П. Фе дорова. Пунктов в этих меро приятиях не так уж и много, все они осуществимы. Време ни прошло немало, а не сде лано ничего. Ровным счетом ничего! Стоит ли после этого удивляться резким высказыва ниям рабочих, тому, что це лые участки, в частности, вто рой конвейер и участок заточ ки крупного литья, выражают недоверие руководству цеха? О нем было заявлено на соб рании, когда подводили итоги работы в первом полугодии. Накануне введения госприем- ки второй конвейер лихоради ло. Бригада Сергея Артюха, об служивающая линию «ХТЗ», поделилась с администрацией опасениями: линию остановят, идет массовый брак! — Ничего, ребята, работай те, это наша забота, — успо коили их. Но брак ощутимо бил литейщиков по карману. И, что обидно, снизить его бригада сама не могла: опоч ный парк на линии износился донельзя, формовочная смесь шла некачественная. На стол Л. П. Федорову легла служеб ная записка. «Ну что ж, раз вы так настаиваете... — уди вился Федоров такому упорст ву и написал иа ней — «Не годные опоки снять, заме нить» . Федоров ни минуты не сомневался, что его распоря жение... выполнено не будет. Снять негодные опоки это оз начало остановить линию, по скольку негодными были поч ти все. А кто же из рабочих захочет остаться без зарпла ты? Здесь был тонкий психо логический расчет. Но брига да Артюха вдруг нарушила «правила» игры. 26 января опоки были сняты, и оказа лось, что из ста годных все го... десять. Начальство бро силось в модельный цех: увы, там имелось в наличии всего пять опок. Никто не думал, что формовщики пойдут на это — все было не по «пра вилам». Линия остановилась. — Ставьте опоки назад, —• распорядился Федоров. — Воп рос утрясем. Вопрос «утрясается» до сих пор... В сталелитейном цехе идет самое настоящее единоборство, в центре которого оказался гу сеничный трак. Более решите льную, принципиальную пози цию, как мы убедились, зани мают рабочие. Ведь по ним-то брак бьет гораздо больнее, чем по руководству цеха,^ ко торое, словно щитом, заслоня ется скромным «официальным» процентом. А можно ли вообще бороть ся с внутрицеховым браком, делая вид, что его нет, не по казывая, не учитывая его? Ра бочие считают, что нельзя. Ру ководство же цеха предпочита ет вести «бой с тенью». Так удобнее. Вроде и руками ма шешь, И уд&ры никому особо го вреда не причиняют. Раз ве что рабочим, на которых внутрицеховой брак списыва ют. О. ШАПОВАЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz