Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Р А С Т И Т Ь А К Т ИВНЫХ БОРЦОВ З ам ет ки с областного семинара секретарей парторганизаций учебных заведений Сегодня школа — забота и тревога общества. Не все нас удовлетворяет в реализации ее реформы. Не уменьшается число нерешенных проблем. Вскрыть их, глубоко проанализировать, сообща найти пу­ ти их решения — эту цель ставил состоявшийся недавно в Липецке семинар секретарей парторганизаций учебных заве­ дений области. Прошедший в преддверии Всесоюзного съезда учителей, Пленума ЦК КПСС по народному образо­ ванию, он подвел итоги трех лет реформы, обобщил пред­ ложения педагогов по совершенствованию работы всех звень­ ев обучения и воспитания в соответствии с перестройкой в стране. К оммунист в школе Что дали три года рефор­ мы? В чем выражается пере­ стройка в народном образова­ нии? С этой главной темы начал- -ся большой разговор коммуни- стов-педагогов. Три дня семи­ нара, наполненные встречами, обменом мнениями за «круг­ лым столом», посещением луч­ ших школ и училищ Липецка, дали обширный материал для размышлений, обобщения опы­ та. Шаги реформы видны во многом. Возрос объем строи­ тельства школ. За неполные два года пятилетки «ново­ селье» справило более четы­ рех тысяч ребят. Планомерно осуществляется перевод детей на обучение с шести лет. В этом учеб­ ном году оно ведется в 150 школах и 68 детсадах. В жизнь учебных заведений входит новая вычислительная техника. В двух учебно-произ­ водственных комбинатах, в средней школе № 12 Липецка соеданы специальные кабине­ ты. в ПТУ №№ 2, 10, 23 — роботизированные комплексы. Совершенствуется трудовое обучение. Широк круг проблем, решае­ мых сегодня педколлективами. И направлять эту работу приз­ ваны, прежде всего, партийные организации учебных заведе­ ний. Участники семинара познако­ мились с конкретным опытом работы ряда партийных орга­ низаций. В числе лучших на­ зывались средние школы — Больше-Боевская Долгоруков­ ского района, липецкие №№ 14, 62, 29. Интересен опыт коммунистов Липецкого металлургического техникума, которые практику­ ют отчеты педагогов, в том .числе руководителей. Добились стабильности, твор­ ческой обстановки в коллекти­ ве коммунисты Завальновской средней школы Усманского района. И тут есть чему учить­ ся. В содружестве с совхозом «Коммунар» укреплена учебно-' материальная база школы, обо­ рудованы кабинеты и комна­ ты психологической разгрузки учителей. Оживилось настав­ ничество над молодыми учи­ телями, вошли в практику об­ мены опытом проведения уро­ ков. Учителя — первые по­ мощники в работе сельского культурно - спортивного комп­ лекса. Школьные парторганизации, как известно, малочисленны. Но им многое по силам. В то же время им нужна и помощь районных, городских комите­ тов партии. К сожалению, вы­ шестоящие организации ред­ ко анализируют их деятель­ ность. За два последних го­ да, например. Краснинский и Тербунский райкомы партии ни разу не позаботились, как и чем живут коммунисты-педаго­ ги. Такое невнимание и порож­ дает порой негативные явле­ ния. Как ни горько, но на се­ минаре не раз звучали факты, трудно совместимые с обли­ ком учителя. Имели место слу­ чаи пьянства среди педагогов Каменно-Лубновской школы Лебедянского района, Лебедян­ ского техникума советской торговли, липецкой средней школы № 22. Атмосфера не­ требовательности порождает нездоровый морально-психо­ логический климат в коллек­ тиве. Основа конфликтов — неумение и нежелание комму­ нистов глубоко и объективно анализировать положение дел, в неквалифицированном руко­ водстве. Опыт подтверждает: прини­ жен персональный спрос — не­ избежны нарушения партийной и государственной дисциплины. Всем известна печальная ис­ тория о подделке школьных аттестатов в средних школах № 48 и Дмитряшевской Хле- венского района, о которой пи­ сала и наша газета. Ведь толь­ ко с попустительства коммуни­ сте® пошла гулять «школьная липа». Партийная организация не должна прощать своеволия руководителю, его безответст­ венности, нарушения законно­ сти. Демократизаци я —веление времени Обогатил семинар и первым опытом развития внутрипар- тийной демократии. Обста­ новка критики и самокритики на партсобраниях, широкая гласность, — вот те инструмен­ ты, которые помогают реши­ тельно преодолевать рутину, равнодушие. Сейчас во всех парторганизациях идут отче- ты партийных комитетов и партбюро. Есть возможность глубже вскрывать недостатки, объективно оценивать позитив­ ные перемены, умело выявлять резервы. Откровенный разговор воз­ можен лишь тогда, когда он затрагивает наболевшее. В хо­ де обсуждений рождается не­ мало ценных предложений, рассчитанных на перспективу. Интересен опыт работы Дряз- гинской средней школы Усман­ ского района, о котором рас­ сказала А. М. Кабанова. Мно­ гих здесь задело за живое собрание на тему «Нравствен­ ный облик учителя», на кото­ ром не обошли любителей не дела, а его видимости, тех, кто подраспустился в поведе­ нии. Выявили недостатки, при­ няли решительные меры вме­ сте с администрацией, кое с кем пришлось ради пользы де­ ла расстаться. Шаблон, формализм, заорга- низованность ломать нелегко. Сжились с ними во многих учебных заведениях. В СПТУ № 24 Усманского района, на­ пример, новизной собраний партбюро себя не утруждает. Доклады на них представля­ ют собой лекции без должно­ го анализа положения дел. И не удивительно, что многие коммунисты просто отсижива­ ются, хотя поговорить есть о чем: училище в этом году не выполнило план набора, вы­ сока преступность среди уча­ щихся, идут потоком в выше­ стоящие органы жалобы... Демократические начала проявляются в последнее вре­ мя все заметнее и в работе с ; кадрами. Добрая традиция ро­ ждается в школах Октябрьско­ го района г. Липецка: педаго­ ги сами выбрали заместителя заведующего районо Н. Я. Буркову, директора средней школы № 63 О. Ф. Гордиен­ ко. Парторганизациям надо смелее браться за кадровые вопросы, участвовать в подго­ товке резерва, шире практико­ вать стажировку молодых пе­ дагогов у опытных руководи- телей-наставников, совершен­ ствовать их идейно-политиче­ скую подготовку. В союз е с базо в ым лы Долгоруковского района Л. В. Алябьева и другие. Директор совхоза «Куйман- ский» Лебедянского района А. Н. Печенкин рассказал . об. опыте перевода ученической производственной бригады на хозрасчет. На учебном , поле введен севооборот, ребята са­ ми выполняют весь цикл сель­ хозработ от посева до уборки урожая, бригада работает на принципах самоуправления. За груд совхоз рассчитывается со школьниками по конечным ре­ зультатам. Нынешним летом урожай на школьном поле был даже лучше, чем в среднем по хозяйству. В условиях экономической перестройки перевод учениче­ ских производственных бригад на хозрасчет становится пот­ ребностью времени. При уме­ лом руководстве ученическая производственная не будет об­ ременительной или •убыточной. Выращенная школьниками про­ дукция засчитывается хозяйст­ ву в выполнение Госплана. Ре­ бята наравне со взрослыми учатся азам экономики, при­ выкают к самостоятельности. К сожалению, хозрасчет в школах области приживается пока плохо. Жизнь подсказывает: тру­ довое воспитание школьников нуждается в корректировке, его основной посыл — дать ребятам широкое представле­ ние о различных профессиях, нужных народному хозяйству. И потому одобрительно встре­ тили участники семинара вы­ ступление Ю. А. Можарова из совхоза «Талицкий» Елецкого района. Вот уже много лет в хозяйстве работает летний ла­ герь труда и отдыха. С удо­ вольствием работают школьни­ ки, заменяя доярок, скотников, ушедших в отпуск, обрабаты­ вают посевы свеклы. Но поче­ му ‘сложилась практика орга­ низации лагерей труда и отды­ ха школьников только живот­ новодческого профиля? Ведь мальчики охотнее тянутся к технике, чем к доильному ап­ парату. Дело в возрастном ог­ раничении — доверить техни­ ку им можно только с 16 лет. Выход из положения шко­ ла ищет сама. В этом учебном году профессиональную под­ готовку учащихся расширили, организовав для них рабочие места не только на ферме и в мастерской, но,и в стройце- хе совхоза, в столовой. Есть возможность такие же места создать в сельской больнице, на хлебоприемном пункте, в магазине. Ведь селу нужны кадры самых разных профес­ сий, вот и пусть ребята зна­ комятся с ними с юности. предприятие м Дет ский дом— В один из дней семинара состоялась встреча педагогов с руководителями областных ор­ ганизаций — агропрома, обл- оно, управления профтехоб­ разования, директорами базо­ вых предприятий, совхозов, уп­ равляющими строительных трестов. Пожалуй, впервые за три последних года был орга­ низован такой представитель­ ный «круглый стол» по набо­ левшим вопросам школьной реформы, взаимодействия пар­ тийных организаций, учебных заведений и базовых предприя­ тий. Прежде всего, разговор ка­ сался совершенствования обу­ чения и воспитания. Как соз­ дать условия для настоящего производительного труда под­ ростков? Как лучше использо­ вать его воспитательный за­ ряд? Все давно уяснили истину: школьный труд не может стро­ иться в отрыве от живого де­ ла. Нужны определенная си­ стема, единая методика, пе­ дагогические требования. И хорошо,, когда педагоги нахо­ дят взаимопонимание в этом с руководством предприятия. Полезен опыт, о котором рассказал управляющий трес­ том «Железобетон» Н. Г. Го- ревалов. За три года предприя­ тие помогло значительно улуч­ шить учебно-материальную и спортивную базу средней шко­ лы № 29 и, ПТУ-11. В учили­ ще открыли кабинет профори­ ентации, где работа с учащи­ мися ведется с первого клас­ са. Будут подрастать ребята, с каждым годом все больше узнавая о рабочих профессиях, обретая навыки полезного тру­ да. За десять лет лучше позна­ комятся с жизнью и училища, и предприятия, в старших клас­ сах сами поработают в его учебном цехе. Только такая система профподготовки и мо­ жет способствовать закрепле­ нию молодежи на производст­ ве. Первые результаты уже есть. Если несколько лет на­ зад в базовое училище посту­ пали единицы, то в этом учеб­ ном году принято на учебу 22 выпускника школы. Свои традиции сложились у домостроительного комбина­ та — базового предприятия средней школы № 21 и СПТУ- 5. Коллектив ДСК помог соз­ дать все условия для учебы, труда и отдыха ребят, вплоть до спортклуба «Юный бога­ тырь». Для старшеклассников оборудовано более ста рабо­ чих мест на производстве, в самой школе- — кабинет ин­ форматики. Опытом совместной работы со школами поделились на се­ минаре директор Лебедянского машзавода А. С. Манаенков, секретарь парторганизации Екатериновской средней шко- теплый дом Особой темой на семинаре был.вопрос о внимании к дет­ ским домам, школам-интерна­ там, заботе о детях-сиротах. Как известно, в нашей стране создан детский фонд имени В. И. Ленина, пополняемый на добровольных началах совет­ скими людьми. Шлют на его счет личные сбережения, пе­ речисляют однодневный зара­ боток трудовые коллективы... Конечно, пополнение такого фонда важно. Но не менее важна и повседневная забота о детдомах, конкретная по­ мощь им. Об этом говорил ди­ ректор Боринского РТП А. А. Малецкий: — К детскому дому должно быть отношение особое. Его питомцам нужна, прежде все­ го, обыкновенная человече­ ская доброта. И работы для нас здесь — непочатый край. Коллектив РТП трудно уп­ рекнуть в невнимании к под­ шефному детдому. Он входит в попечительский совет нарав­ не с другими предприятиями и организациями поселка, оказы­ вает значительную помощь детдому в ремонте, приобрете­ нии мебели и оборудования. Шефы организуют для ребят автобусные экскурсии, предо­ ставляют в их распоряжение свой спорткомплекс. О совместной работе педкол­ лектива школы-интерната № 1 с грязинскими предприятиями го­ ворила Р. Д. Николаева. Не­ просто сначала складывались отношения с шефами: в текуч­ ке своих дел было им не до школы. Но в этом случае бы­ ли настойчивы сами коммуни­ сты-педагоги. Поддержал их и горком партии, специально) обсудив вопрос о ходе шефст­ ва на одном из совещаний. А сейчас педагоги говорят трудо­ вым коллективам города толь­ ко спасибо. Онй помогли от­ ремонтировать теплотрассу, оборудовать кабинеты, приоб­ рести необходимую мебель. Все предприятия перечислили деньги на счет детского фон­ да. Большую помощь оказывают детдому данковские химзавод, автоколонна, элеватор. Дирек­ тор элеватора В. В. Осипов, рассказывая об этом, подчерк­ нул: —Не хватает ребятам домаш­ него очага, полностью заме­ нить его трудно,, но в наших силах — согреть ребячьи серд­ ца повседневным вниманием. Не расскажешь в заметках обо вЬем, о чем шла речь на семинаре. По-своему интерес­ ной и кое в чем неожиданной оказалась встреча за «круглым столом» педагогов с представи­ телями творческих организаций и союзов — художниками, ра­ ботниками культуры и кино­ фикации, театра, журналиста­ ми. Оказалось, много, накопи­ лось нерешенных вопросов в школах и училищах по эсте­ тическому воспитанию ребят. Видимо, настало время обл- оно и областному управлению культуры на совместной колле­ гий глубже рассмотреть воп­ росы взаимодействия учреж­ дений культуры и школ. Один из дней семинара был полностью посвящен знакомст­ ву педагогов с конкретным опытом работы лучших ,школ и училищ Липецка. Была воз­ можность увидеть многое из того, над чем работают педа­ гоги-новаторы: побывать на уроках в классах шестилеток, в мастерских училищ, посе- гить занятия различных школь­ ных клубов по интересам — интернациональных, любите­ лей ч искусств, спортивных. Многим обогатило и знаком­ ство с планами работы партий­ ных организаций. Опыт от­ дельных педколлективов мы постараемся подробнее осве­ тить позднее. Участники семинара высказа­ ли предложения по улучшению работы парторганизаций учеб­ ных заведений, реализации школьной реформы. Мы счи­ таем необходимым опублико­ вать часть из них сегодня, так как они содержат вопросы, за­ служивающие внимания и об­ ластных организаций, и пред­ стоящего Всесоюзного съезда учителей. Предложения, высказанные коммунистами-педагогами ОБЛ- ОНО, ОБЛЗДРАВОТДЕЛУ. Необходимо решить вопрос организации рабочих мест уча­ щихся на,период летних каникул, на предприятиях и строй­ ках Липецка. Улучшить работу с детьми по месту жительства, привле­ кая общественные организации .базовых предприятий, районо, райкомов ВЛКСМ. Требует совершенствования профориентационная работа с учащимися начальной школы. Дмитряшевской школе-интернату Хлевенского района не­ обходима помощь в проведении ремонтных работ, В интер­ нате нет также врача-психоневролога. ОБЛАСТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ Чаще практиковать на заседаниях методических советов от­ четы преподавателей и мастеров производственного обуче­ ния. Низка эффективность использования станочного парка учи­ лищ. По старинке ведется работа в общежитиях, учащиеся чув­ ствуют себя в них не хозяевами, а квартирантами, мало уча­ ствуют в благоустройстве. . Слабо распространяется договорная основа взаимоотноше­ ний ПТУ и базовых предприятий. Иные училища находятся в роли просителя, а базовые предприятия в роли мецената. Столовые училищ нуждаются в эстетическом оформлении. Строительному управлению № 8 треста «Промстрой» сле­ дует улучшить свои связи с базовым СПТУ-22. В АДРЕС АГРОПРОМА Производительный труд школьников во многих хозяйствах организован неудовлетворительно. Преобладают подсобные ра­ боты со значительной долей ручного труда. АПК не решает вопрос оплаты детского труда, подчас ис­ пользуются устаревшие расценки, не стимулирующие стара­ ние учащихся. Необходимо организовать многопрофильные лагеря труда и отдыха школьников, что позволит повысить эффективность их работы. Руководителями ряда хозяйств не выполняется приказ агро­ прома о снабжении учителей школ сельскохозяйственными продуктами. Слабо осуществляется подготовка кадров для села по до­ говорной системе училищ с хозяйствами. ОБКОМУ ВЛКСМ Обкому ВЛКСМ следует шире распространить инициативу «Комсомольцы! Отработаем один день на благоустройстве дет­ ских домов, школ-интернатов, интернатов для престарелых». Велика сменяемость освобожденных секретарей комсомоль­ ских организаций техникумов и училищ. Это сказывается иа качестве воспитательной работы с учащимися. ОТ РЕДАКЦИИ: Надеемся, что предложения коммунистов- педагогов будут учтены в перспективных планах работы об­ ластных организаций, а по конкретным фактам оперативно приняты меры. Л. ДУВИНА, зав. отделом культуры и народного образования «Ленинского знамени». РЕЗОНАНС Г В О З Д И « К У С А Ю Т С Я » В апреле этого года мы рас­ сказали о мытарствах снабжен­ ца из Астрахани, две недели безуспешно пытавшегося вы­ яснить судьбу вагона с метал­ лом, который должны были, но «забыли» отгрузить новоли­ пецкие металлурги {«Хождения по мукам», «АЗ» № 83). Судя по редакционной почте, затро­ нута животрепещущая тема. Работа снабженца — это сплошь и рядом — невидимые миру слезы". Что ж, давайте общими усилиями приподни­ мем завесу. Публикуя новые письма, приглашаем читателей к разговору — о дисциплине поставок, организации матери­ ально-технического снабжения у нас в области. * -* * Тем, кто хочет испытать свою физическую силу, лов­ кость, закалить . волю, сове­ тую почаще наведываться на базы объединения «Лйпецк- комплектснаб». Но предупреж­ даю: испытания выдерживают далеко не все. На участке ме­ тизов металлобазы вам, напри­ мер, предложат загрузить в свою тару гвозди... голыми ру­ ками. Это не очень приятно. Но, в конце-концов, индийские йоги, говорят, возлежат даже ■на тех гвоздях. Здесь же зада­ ча намного проще. Тем, кто достойно прошел через это испытание, болты и гайки раз­ решают грузить уже лопатой. Правда, сначала клиентам при­ ходится самим полазить-по Стеллажам в поисках нужных изделий. Это небезопасно: рис­ куешь сорваться в любую се­ кунду. Но чего не сделаешь ради родного производства, которое смотрит на тебя с на­ дежной и ждет болт! Не любой, а вон тот, что запря­ тан на самой верхотуре... На другом участке, который находится на улице Чехова, 2, считают, что для снабженца в&жна не столько ловкость, сколько сила мышц. Здесь созданы все условия для заня­ тий тяжелой атлетикой: отсут­ ствуют элементарные средст­ ва механизации, а ’ штатных грузчиков в помощники ЗЕвТЬ не советуют — могут обидеть­ ся. Все прелести комплектсна- бовского «сервиса» я не раз имел возможность оценить, по­ лучая металлоизделия, гидрав­ лику для Елецкого машзавода. И ничего, как видите, жив и здоров. Вот только одного не пойму: почему за каждую тон­ ну, погруженную самим же заказчиком, «Липецккомплект- снаб» удерживает с него 6 руб. 80 коп.? То ли это плата за приятное общение с работ­ никами базы, то ли за посеще­ ние некоего аттракциона — «Грузите с нами, грузите, как мы, грузите лучше нас». На­ до бы разобраться... г. ЕЛЕЦ. А. ДОМАНЦЕВ. В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ КАРУСЕЛИ И чего я только не натер­ пелся, пока работал завхозом! Больше всего выматывало оформление всевозможных бу­ мажек, ожидание в очередях, беготня по кабинетам. Однажды во время капита­ льного ремонта нашей фабри­ ки потребовалось двести кило­ граммов растворителя. В «Аи- пецккомпдектснабе» нужного не оказалось. Вместо него да­ ли мне документ и отправили в отдел снабжения НЛМК: «Там вашу проблему решат». Но не тут-то было! Работник отдела снабжения Барков дол­ го рассматривал мою бумагу., Наконец, сообразил о чем идет речь. «Так это вам к т. Ленчику надо, пусть он вна­ чале подпишет». В приемной у т. Ленчика ожидали просите­ ли. В этот день я своей очере­ ди так и не дождался. Зато на второй мне удалось пере­ хватить начальника отдела снабжения, когда тот шел на обед. Он взглянул на бумагу и сказал: «Этот вопрос надо решать через Баркова». Де­ лать нечего, снова иду к Бар­ кову. Наконец, бумага препро­ вождена согласно правилам субординации т. Ленчику. Вы­ ходит Барков от шефа, и по­ тупившись, - отдает мне доку­ мент назад: «Извините, но с вашей просьбой ничего не выйдет»... Каков стиль! В луч­ ших традициях эпохи бурного застоя. Снова иду с поклоном в «Ли- пецккомплекснаб». Здесь дают другой адрес — завод «Сво­ бодный сокол». Едем туда. За­ хожу в материально-техниче­ скую бухгалтерию. Вниматель­ но изучив документ, мне сове­ туют подписать его у замес­ тителя директора. Новая при­ емная, снова — очередь, ожи­ дание. Наконец, бумага подпи­ сана! Но, видно, не такая про­ стая штука растворитель, что­ бы обойтись одной подписью. С волокитой, бюрократиз­ мом, отсутствием элементарно­ го порядка в сфере снабжения приходится сталкиваться сплошь и рядом. К тому же система отпуска, оформления документов сейчас настолько пестра, запутана, что даже опытный снабженец нередко попадает впросак. А ведь мо­ жно, наверное, сделать ее единообразной, общей для всех организаций. Ведь речь идет о государственных инте­ ресах, и порядок здесь дол­ жен быть особый — государ­ ственный. Е. БЕЛЯКОВ, завхоз (к счастью, бывший). « ЯЗ» ВЫ С ТУ П И Л О . Ч Т С С Д Е Л А Н О ! «КОГДА ПЛАЧУТ СЫРЫ» Критический материал под таким заголовком был опубли­ кован в «Ленинской знамени» 5 ноября с. г. Как сообщил ре­ дакции директор Краснинского молзавода В. Королев, публи­ кация обсуждена в коллекти­ ве. Лица, ответственные за выпуск некачественной продук­ ции, наказаны. В частности, на­ ложено денежное взыскание на начальника производства, заведующего лабораторией и старшего мастера. Пришел ответ и от тербун- ских сыроделов. Далеко не во всем согла­ шаясь с автором статьи ;— ра­ ботником Липецкого центра стандартизации и метрологии Г. Кузьминой, администрация завода считает, что место мог­ ли иметь лишь единичные, не­ характерные факты выпуска некачественной . продукции. Даже у ученых, специа- листов-пшцевиков в вопросах сортности этой продукции нет единого мнения. Охотно верим тербунским сыроделам. Но раз­ ве 'все это оправдывает изъяны в технологии, организации про­ изводства? Кто, если не адми­ нистрация завода, должен то­ ропить реконструкцию, обнов­ лять оборудование? Ведь впол­ не может статься, что брак на заводе из единичных случаев превратится в явление массо­ вое. Тогда уже никакие ссыл­ ки на ученых не помогут. Аукцион бесхозяйственности ( В П О М О Щ Ь Р А Б О Т Н И ­ К АМ « ВТОР Ч Е РМ ЕТА» ) На железнодорожных пу­ тях Лебедянского сахарного завода уже долгие годы сто­ ит отслуживший свое паро­ воз. Думал я, собираются превратить его в памятник. Ведь п ар о в о з— это история нашей страны, первых пяти­ леток, а потом понял — па­ мятник, да не тот. Забытый всеми, ржавеющий локомо­ тив стал памятником бесхо­ зяйственности. Да что там паровоз! Це­ лый железнодорожный - мост лежит бесхозным по-соседст- ву все с тем же сахарным заводом. Его сняли год на­ зад и заменили новым. Тон­ ны металла, пропадают, и никому до этого нет дела! Про мост я писал работ­ никам «Вторчермета», но мне ответили, чтобы я выс­ лал фотоснимки. А не луч­ ше ли выехать на место и увидеть все своими глазами? М. ЯКОВЛЕВ. ■ * * * Под моими окнами (ул. Кротевича, 68) прямо на до­ роге валяется кузов мото­ коляски. Обратился на ба­ зу утильсырья (все-таки 400 кг. металла!). Но мне ответили, что их интересу­ ет только мелкий лом, а крупный — забота «Втор­ чермета». И вот я в сомне­ ниях:, куда этот кузов деть? Разве что позвать соседей и сбросить в лог, чтобы не ме­ шался на дороге? В. ТАМБОВСКИЙ. г. Липецк. * * * В 20-м микрорайоне Ли­ пецка жильцы .объявили са­ мую настоящую воину... пла­ стинчатым отопительным ра­ диаторам'. Не знаю, кто в этом виноват — конструкто­ ры ли, завод ли-изготовитель, только греть, как положено, те радиаторы наотрез отка­ зываются, в квартирах хо­ лод. Ответственные кварти­ росъемщики всеми правдами и неправдами добывают и устанавливают чугунные радиаторы старого образца. А .ненавистные пластинчатые выбрасывают на улицу. Ма­ ло того, что пропал труд, вложенный в эти изделия, теперь еще пропадает и ме­ талл. С кого за это спросить? И. к и к и н . ДРАКА ВОКРУГ ТРАКА «Уважаемый товарищ редак­ тор! В номере газеты от 19 нояб­ ря 1987 г. напечатана статья формовщика сталелитейного цеха ПО ЛТЗ Шмелева А. Т. под названием «И выставили за дверь...» Мы, присутство­ вавшие в тот момент на опе­ ративном совещании у началь­ ника цеха, не согласны с фак­ тами, изложенными в статье. А было так: на совещание вры­ вается т. Шмелев с бракован­ ной отливкой трака в руке и начинает читать техминимум по литейному производству, в котором мало что смыслит. Кстати, на этом совещании стоял вопрос о качестве литья «Уважаемая редакция! Прочитали в «Ленинском зна­ мени» письмо рабочего А. Шмелева — «И выставили за дверь...», и решили сами взять­ ся за перо. Поднятые пробле­ мы касаются не только участ­ ка, на котором работает Шме­ лев, но и нашей автоматиче­ ской формовочной линии, все­ го сталелитейного цеха ПО ЛТЗ. В браке мы увязли по уши, это точно, а администра­ ция цеха делает вид, что ниче­ го не происходит. Обратимся к цифрам. Ли­ мит по браку нашему участку доведен в пределах 0,8 про­ цента. Но уложиться в него при нынешнем положении дел — это из области фанта­ стики. Фактически брак со­ ставляет 15—20 процентов от общего количества заформован- ных отливок. Начальник цеха Л. Федоров смело называет вам скромную цифру — 1,5 * В ЧИТАЕМСЯ в эти пись* ма-отклики, пришед­ шие в редакцию поч­ ти одновременно. Авторы их часто встречаются, хорошо знают друг друга: еще бы, ра- ботают-то в одном цехе! Одни руководят, другие стоят у конвейера, но вместе делают одно общее дело. И болеют за него, не сомнева­ юсь, вполне искренне. Ни на минуту не сомнева­ юсь в глубоких знаниях спе­ циалистов сталелитейного цеха ЛТЗ, их опьгГе, все же отдаю- свои симпатии рабочим вто­ рого конвейера. О деле, о де­ де надо вести речь, а не о личности того или иного ав­ тора! Ну, какая, скажите, раз­ ница — громко или не очень хлопнул дверью рабочий Шме­ лев, ворвался он на совещание или вошел, скромно потупив взор, отливка у него была в руке или, к примеру, кувал­ да? Допустим, он был неправ в своем желании немедленно получить аудиенцию у началь­ ника цеха. Допустим, погоря­ чился. Но ведь, не в Шмелеве же дело и даже не в его прес­ на автоматической формовоч­ ной линии. Начальник цеха т. Федоров Л. П. предложил ему обождать до конца оператив­ ки, а потом выслушать его предложения, но т. Шмелев стал настаивать на немедлен­ ном рассмотрении его вопро­ са. Начальник цеха вторично объяснил ему, что идет сове­ щание, и 20 человек инжене­ ров не следует задерживать без дела. После этого Шмелев выскочил из кабинета, гром­ ко хлопнув дверью. Брак от­ ливок был ликвидирован еще до вмешательства т. Шмелева и был он совсем не по вине формы и излишних газов, как . утверждает т. Шмелев. ^ ^ ^ процента. Еще бы! Эта цифра «официальная», именно она по­ падает в отчеты. Но мы-то прекрасно знаем, что происхо­ дит на самом деле. В цехе действует целая система, поз­ воляющая скрывать брак. Ис­ порченные отливки ие предъ­ являются ни работникам ОТК, ни госприемщикам, а выбрасы­ ваются на эпрон и затем идут на переплавку. Все, брака нет, он исчез, испарился! А раз так, то и беспокоиться адми­ нистрации ие о чем. За месяц наш участок про­ изводит 140—150 тысяч траков для гусеничных тракторов. 20—30 тысяч из них идут пря­ миком в печь. Сколько труда, сырья переводится впустую! Мы неоднократно обращались по этому поводу к руководст­ ву цеха, в отдел главного ме­ таллурга, писали в заводскую многотиражку. Часть вины за брак, конечно, лежит и на са- * * * * се, который штампует негод­ ные формы. Речь в публика­ ции шла о громадном процен­ те негодных отливок, о браке, в котором по уши увяз весь сталелитейный цех. То, что не является секретом для рабо­ чих, о чем говорят они гром­ ко, не таясь, администрация упорно не желает замечать, за­ тушевывает. В сентябре в многотиражной газете объединения появилось письмо формовщиков автома­ тической линии «ХТЗ», в ко­ тором резко критиковались на­ чальник сталелитейного кор­ пуса Л. П. Федоров, началь­ ник цеха Б. В. Грушевский и опять-таки называлась та же цифра -г- брак доходит до 25 процентов. На публикацию отреагирова­ ли. Партийное бюро корпуса сообщило, что Л. П. Федоро­ ву указано на ухудшение ка­ чества продукции (можно по­ думать что до этого началь­ ник корпуса пребывал в пол­ ном неведении!). А заместите­ лю Федорова В. В. Григорьеву даже объявили выговор. Что же касается 25 процентов бра- Нас, коллектив ИТР стале­ литейного цеха, присутствовав­ ших на оперативном совеща­ нии, мягко говоря, возмущает напечатание в вашей газете такой громкой критической статьи без должной проверки фактов». Председатель совета « мастеров б а рб а ш и н , начальник плавильного отделения КУЗНЕЦОВ, начальник формовочного отделения БИРЮКОВ, (всего 15 подписей), и * мих рабочих. Но главные при­ чины — это плохая организа­ ция производства, скверные условия труда, низкое качест­ во модельно-опочяой оснастки, формовочной смеси. Ежемесяч­ ные простои составляют 25—30 процентов рабочего времени. По нашим сигналам собира­ лись различные комиссии, раз­ рабатывались мероприятия по снижению брака. Но админи­ страция цеха, иа словах де- монстрируя готовность бороть­ ся за качество, как только д о ­ ходит до дела, идет на попят­ ный. Липовые 1,5 процента цеху всегда обеспечены. А брак как был массовым, так и остается!» Рабочие второго конвейера сталелитейного цеха ПРОХОРОВ, АРТЮХ, КАЛАЧЕВ, (всего 17 подписей). * ка, их в ответе обошли мол­ чанием. Во всяком случае, ос­ паривать никто не пытался. Выходит, так оно и есть? Но как выходить из тупика? Парт­ бюро, сообщалось в том же ответе, «обязало руководство корпуса разработать комплек­ сные мероприятия, направлен­ ные на резкое улучшение ра­ боты линии «ХТЗ». «Разработать мероприятия» — звучит солидно. Но вот что странно: за два последних го­ да формовщики извели целую гору бумаг, «бомбардируя» главных специалистов объеди­ нения, свое цеховое начальст­ во (сталелитейный корпус не­ давно реорганизован в цех) предложениями по улучшению работы, повышению качества отливок. Наиболее ценные из них были даже сведены в офи­ циальный документ, под кото­ рым стоит подпись Д. П. Фе­ дорова. Пунктов в этих меро­ приятиях не так уж и много, все они осуществимы. Време­ ни прошло немало, а не сде­ лано ничего. Ровным счетом ничего! Стоит ли после этого удивляться резким высказыва­ ниям рабочих, тому, что це­ лые участки, в частности, вто­ рой конвейер и участок заточ­ ки крупного литья, выражают недоверие руководству цеха? О нем было заявлено на соб­ рании, когда подводили итоги работы в первом полугодии. Накануне введения госприем- ки второй конвейер лихоради­ ло. Бригада Сергея Артюха, об­ служивающая линию «ХТЗ», поделилась с администрацией опасениями: линию остановят, идет массовый брак! — Ничего, ребята, работай­ те, это наша забота, — успо­ коили их. Но брак ощутимо бил литейщиков по карману. И, что обидно, снизить его бригада сама не могла: опоч­ ный парк на линии износился донельзя, формовочная смесь шла некачественная. На стол Л. П. Федорову легла служеб­ ная записка. «Ну что ж, раз вы так настаиваете... — уди­ вился Федоров такому упорст­ ву и написал иа ней — «Не­ годные опоки снять, заме­ нить» . Федоров ни минуты не сомневался, что его распоря­ жение... выполнено не будет. Снять негодные опоки это оз­ начало остановить линию, по­ скольку негодными были поч­ ти все. А кто же из рабочих захочет остаться без зарпла­ ты? Здесь был тонкий психо­ логический расчет. Но брига­ да Артюха вдруг нарушила «правила» игры. 26 января опоки были сняты, и оказа­ лось, что из ста годных все­ го... десять. Начальство бро­ силось в модельный цех: увы, там имелось в наличии всего пять опок. Никто не думал, что формовщики пойдут на это — все было не по «пра­ вилам». Линия остановилась. — Ставьте опоки назад, —• распорядился Федоров. — Воп­ рос утрясем. Вопрос «утрясается» до сих пор... В сталелитейном цехе идет самое настоящее единоборство, в центре которого оказался гу­ сеничный трак. Более решите­ льную, принципиальную пози­ цию, как мы убедились, зани­ мают рабочие. Ведь по ним-то брак бьет гораздо больнее, чем по руководству цеха,^ ко­ торое, словно щитом, заслоня­ ется скромным «официальным» процентом. А можно ли вообще бороть­ ся с внутрицеховым браком, делая вид, что его нет, не по­ казывая, не учитывая его? Ра­ бочие считают, что нельзя. Ру­ ководство же цеха предпочита­ ет вести «бой с тенью». Так удобнее. Вроде и руками ма­ шешь, И уд&ры никому особо­ го вреда не причиняют. Раз­ ве что рабочим, на которых внутрицеховой брак списыва­ ют. О. ШАПОВАЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz