Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
рт н ояб ря 1987 г. , № 275 (17972)’ Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Р А З В И Т И Я О Х Р А Н Ы З Д О Р О В Ь Я Н А С Е Л Е Н И Я И П Е Р Е С Т Р О Й К И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР В ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА | (О кон чан ие. Н ач ало на 1-й н 2-й ст р.). I Рек ом енд овать т руд овым к олл ект ивам объ ед ин ен ий, предприятий и организаций предоставлять врачам, прови зорам, средним медицинским н фармацевтическим работни кам, непосредственно обслу живающим эти трудовые кол лективы, жилую площадь, ме ста в общежитиях, детских дошкольных учреждениях, пи онерских лагерях, санаториях- профилакториях наравне с ра бочими и служащими. Шире использовать формы морально го и материального стимули рования за высокие показате ли в работе, активное внедре ние в практику достижений науки и техники. Продолжить работу по дальнейшему совершенство ванию подготовки кадров ру ководителей всех звеньев здравоохранения. Сист емат и ч еск и повышать их деловую квалификацию, добиваться, чтобы они глубоко овладели основами управления и эконо мики здравоохранения, созда вали в коллективах обстанов ку высокой требовательности, благоприятные условия для выполнения профессионально го долга, развивали инициати ву, наставничество, социали стическое соревнование. Об ес печить подготовку действенно го резерва руководящих кад ров. В целях повышения уровня цдейно-воспитательной работы с кадрами здравоохранения, пропаганды передового опыта и внедрения в практику новых методов профилактики, диаг ностики и лечения увеличить объем и периодичность выхо да « М ед ицин ск ой га зеты». Улучшить условия т руда , быта и отдыха ра ботни к ов зд рав оох ранен ия. О рган изо вать для них санита рн о-быто- // вые помещения, столовые, бу феты, пункты обслуживания, комнаты отдыха, кабинеты психофизиологической раз. грузки, Уве личить к олич ест во путевок на санаторно-курорт ное лечение и отдых. Разви вать сеть жилищно-строитель ных кооперативов, общежитий, санаториев - профилакториев, баз отдыха, спортивно-оздоро вительных комплексов, клу. бов, домов культуры, пионер ских лагерей. Сов етам Мини стр ов союзных и автономных рес публик, ис полкомам краевых, областных Со вет ов на р одных д е путатов при рассмотрении планов экономического и социального развития предусматривать на эти цели выделение лимитов капитальных вложений. Работники здравоохранения призваны создавать в каждом трудовом коллективе атмос феру творческой активности, поиска новых путей улучше ния дела охраны здоровья со ветских .людей, объединения усилий врачей всех стран в борьбе против угрозы термо ядерной войны. IV. Активнее развивать медицинскую науку, шире использовать ее достижения в практике здравоохранения Б укреплении здоровья на рода, в создании принципиаль но новых средств и методов оказания медицинской помо щи, в формировании и утвер-, ждении здорового образа жиз ни советских людей ведущую роль играет медицинская нау ка. Она заво ева ла прочный авторитет в мире. Одна к о ее в озможности еще не в пол ной мере используются для решения .важнейшей задачи — охраны и укрепления здо ровья людей, продления их активной жизнедеятельности. Мало вы полняется крупных комплексных исследований, связанных с решением карди нальных проблем здравоохра нения. Качеств о многих науч но-иссл ед оват е льс к их раб от ос та ется на н из к ом у р овн е. На м ет илось отставани е в области фундам ента льных иссл ед ова ний в иммунологии, г енет и ке , биот ехн ологии, т ранс плантоло гии, гематологии, фармаколо гии. М ед л енн о реа лизуются в м ед ицинс к ой П рак ти ке д ости ж ен ия сов ременн ой нау к и, что обусловл ен о фо рма лиз мом в планировании и финан сировании научных работ, от сутствием социального заказа на проводимые исследования, низкой требовательностью к качеству конечных “результа- татов научных разработок. Достижения мировой меди цины, опыт интенсивно раз вивающихся отраслей народ ного хозяйства страны пока зывают, что своевременное и широкое внедрение новых ме тодов и средств профилактики, диагностики и лечения в прак тику здравоохранения молено обеспечить только путем соз дания специализированных Подразделений с высококва лифицированными кадрами и материального стимулирова ния процесса внедрения. Наз р ела необходимость ко ренной перестройки управле ния медицинской наукой, пла. нироваиия и организации на учной деятельности, придания этим процессам конкретного, целевого характера. Н е обходи мо вест и иссл ед оват е льс кую раб оту в соотв етств ии с соци альными за казам и зд рав оох ра нен ия. Сос ред оточить усилия уч еных на основных фунда м ента льных м ед и к о-биологи ч еск их, к линич еск их, э пидеми ологических и социально-гиги енических исследованиях, ре зультаты которых должны при вести к радикальному решению проблем практического здра воохранения, и прежде всего к выявлению п ри ч и н болезней с целью их профилактики, ран ней диагностики и лечения. Считать первоочередными за дачами науки изучение меди ко-социальных проблем, ана лиз состояния и динамики здоровья населения в связи с демографическими сдвигами, изменяющимися условиями производства и окружающей среды и миграционными про цессами, прогнозировать уро вень заболеваемости. Особо е вн имани е уде лить ох ране зд о ровья м атер и и ребенка , пре дупреждению и лечению сер дечно-сосудистых, онкологи ческих, нервно-психических, эндокринных, инфекционных, гематологических, аллергиче ских. стоматологических забо леваний. С концентриров ать ус илия на научных иссл ед ованиях в об ласти генн ой инж енер ии и био т ехн ологии, разраб от ке с ов ре менных л екарственных средств , приборов и автоматизирован ных систем, методов дистан ционного и автоматизированно го контроля окружающей сре ды. Активизиро вать разраб от ку новых принципов организа ции и управления научными учреждениями, реализацию достижений научно-техниче ского прогресса, создание современных информационно- поисковых систем. На вс ех эт их важн ейш их на правлени ях сконцентрировать усилия не только специалистов в облас ти медицины, но и социоло гов, экономистов, демографов, математиков и представителей других отраслей науки и тех ники. Ак адем ия м ед ицинс к их нау к СССР должна стать подлинным штабом по руководству и пла нированию всей медицинской науки в стране и строить свою деятельность в теснейшем кон такте с Ак адем и ей наук СССР и научно-иссл ед оват е льс к ими институтами д руг их от рас л ей нар одного хозяйства. Одной из важн ейш их задач Ак адем ии м ед ицинс к их нау к СССР счи тать" значит е льно е повышение эффективности работы каждого научного коллектива и сотцуд- иика, усиление их ответствен ности за теоретическую и практическую ценность науч ных разработок. Минист ерству здрав оох ране ния СССР и Минист ерствам здрав оох ранен ия союзных рес публик обеспечить формирова ние социального заказа науке, интенсификацию использования научного потенциала, оператив ную организацию широкомас штабного внедрения в практи ку результатов научно-исследо вательских работ и передового опыта, методов и средств на родной медицины, Значит ельно расширить объем и повысить качество научных исследова ний. проводимых в вузах и ин ститутах усовершенствования врачей, принять меры к усиле нию связи науки и практиче ского здравоохранения. Повы сить роль научных медицин ских обществ. Минист ерству здрав оох ране ния СССР предоставить право определять категорийность, упразднять, изменять профиль и создавать новые научно-ис следовательские учреждения системы здравоохранения в пределах имеющихся в отрас ли фондов заработной платы и лимитов численности научных работников; упорядочить в 1987—1938 годах сеть научно- исследовательских учреждений в отрасли, используя освобож дающуюся штатную числен ность, материальные и финан совые ресурсы для наиболее актуальных исследований; по высить роль экспертизы в оценке планируемых и закон ченных научных разработок, усовершенствовать патентно лицензионную службу. Повы сить заинтересованность ра ботников науки в ускорении разработок научных исследова ний и внедрение их в практи ку, дифференцировав оплату тпуда работника в зависимости от конкретного вклада в дости жение конечного результата. Предоставить право руководи телям научных учреждений при расширении объема вы полняемых работ устанавли вать инженерно-техническим работникам, лаборантам и об служивающему персоналу над бавки к заработной плате. За счет интенсификации ра боты научных уч режден ий расширить практику заключе ния договоров на выполнение дополнительных, имеющих важное практическое значение исследований на хозрасчетной основе. При необходимости привле кать для выполнения таких ра бот специалистов практическо го здравоохранения. Получае мые °т заказчика средства направлять на укрепление ма териальной базы этих учреж дений, дополнительное стиму лирование труда и улучшение социально-бытовых условий ра ботников- Расширить права руководите лей головных научно исследо вательских учрежд'1'ий по ру ководству субординированны ми учреждениями и кафедра ми, по планированию научно- исследовательских работ, под готовке и аттестации научных кадров, рациональному исполь зованию и распределению фи нансовых и материальных ре сурсов. Считать ц е л ес ооб раз ным о рган изацию при научных центрах и головных научно- исследовательских институтах опытно - экспериментальных производств. Ак адем ии м ед ицинс к их нау к СССР с участи ем Ак адем ии на у к СССР, Минист ерства мед и цин ск ой и ми кр обиологич еск ой промышленности СССР, д руг их минист ерств и вед омств созда вать м еж от рас л евые и научно- т ехн ич еск и е ком плексы, в пер вую очередь по разработке и промышленному производству высококачественных химиче ских и биологических реаген тов, эффективных лекарствен? ных средств, Шире использовать органи зацию научных центров, науч но-практических (производст венных) объединений, межот раслевых научно-технических комплексов (лабораторий), вре менных научных коллективов для комплексной разработки актуальных проблем и интен сификации внедрения резуль татов исследований в практи ку. Г осснабу СССР, Госуда рст венн ому к омит ету СССР по науке и технике, машиностро ительным министерствам обе спечить научные учреждения здравоохранения отечествен ными приборами и аппарата ми, соответствующими луч шим мировым образцам. Об ес печить развитие единой системы научной медицинской информации на основе ком пьютерных технологий, фор мирования документальных и фактографических, баз данных. Ук репить материально-техни ческую базу медицинских биб лиотек. Перестроить пропа ганду достижений советской медицинской науки народного здравоохранения средствами массовой информации, придав ей активный, наступательный характер. Минист ерству здрав оох ра нен ия СССР, Ак адем ии м е д ицинс к их на ук СССР разв и вать м еждунар одно е с от руд н ич еств о в области м ед ицин ск ой нау ки и здр ав оох ранен ия, прежде всего с социалистиче скими 'странами, шире обме ниваться научной информаци ей. оперативнее внедрять наи более ценные разработки в практику. Создавать м ежду нар одны е научные и научно- практические объединения. V. Охране необходимое техническое Новы е задач и в области ох раны зд о р овья сов етск их лю д ей , выдвинуты е партией и правительством, требущт су щественного укрепления мате- риалыкт-техиической базы уч реждений здравоохранения, оснащения их современными техническими средствами и обеспечения лекарственными препаратами. Эта работа дол жна стать органической частью реализации установок XXVII съезда КП СС, направленных на развитие социально-куль турной сферы. В настоящее время меди цинскую и лекарственную по мощь населению оказывают 23 тыс. больниц, 40 тыс. амбу лато рн о -поликлинических уч реждений и 30 тыс. аптек. Вместе с тем почти треть больничных коек размещена с нарушением установленных санитарно-гигиенических норм в приспособленных помеще ниях. Многи е л ечебн о- профи лактические учреждения пло хо обеспечены медицинским оборудованием, медикамента ми, инвентарем и предметами ухода за больными. В целях коренного улучше ния материальной базы учреж дений здравоохранения суще ственно увеличить в двенад цатой—четырнадцатой пяти летках капитальные вложения, предусматриваемые на их строительство. Повысить удель ные капиталовложения на стро ительство больниц и полик линик в 2—-2,5 раза, дове дя при этом долю средств,, направляемых на. их оснаще ние современной медицинской техникой, до 40 процентов. Решительно изменить структу ру капитальных вложений, на правив их в первую очередь на реконструкцию, техническое обновление и приведение к установленным санитарным нормам лечебно-профилакти ческих учреждений. За счет все х источн иков финанси р ова ния вве сти в д ейств и е б оль ницы на 1,3—1, 4 млн. коек и поликлиники на 2,9—3,2 млн. посещений в смену. Соо ружать объ екты здрав оох ранен ия ис ключительно по новым типо вым и индивидуальным проек там, разработанным с учетом достижений и перспектив на учно-технического прогресса и обесцечивающим оптимальные условия для лечения больных и эффективной работы персо нала. Осущ еств лять о пережающи ми темпами строительство ро дильных домов, женских кон сультаций, детских больниц и поликлиник, направляя на эти цели не менее 40 процентов выделяемых капитальных вло жений. К 1995* г оду полностью удовлетворить потребности на селения в родовспомогатель ных и детских лечебно-про филактических, а к 2000 году в стационарных и амбулатор но-поликлинических учрежде ниях. Для строительства и техни ческого переоснащения лечеб но-профилактических и аптеч ных учреждений шире исполь зовать средства предприятий и организаций промышленности, транспорта, сельского хозяйст ва, Всесоюзных коммунистиче ских субботников, а также добровольные взносы трудо вых коллективов й граждан, поступающие в Со ветск ий фонд здо р овья и милос ерд ия. Создавать при республикан ских, краевых и областных лечебно-профилактических уч реждениях, диагностических центрах, научно-исследователь ских институтах пансионаты на здоровья— материально- обеспечение хозрасчетной основе для вре менного проживания больных И сопровождающих их лиц. С це лью сущ ественн ого улучш ен ия оздо р овит е льной раб оты с ред и т ружен и к ов го р ода и с е ла рек ом енд овать т руд овым коллективам пред приятий и хозяйств создавать медико-санитарные части и . са натории профилактории, а так же развивать сеть оздорови тельных комплексов, специаль ных цехов и участков для про ведения медико-социальной, профессиональной и трудовой реабилитации работников. При этом шире практиковать кооперирование средств не скольких предприятий или организаций. По просьбам трудовых кол лективов передавать иа баланс предприятий и организаций построенные медико-санитар ные части, разрешать их фи нансирование и содержание. Сущ ественн о улучшить о ка зан и е мед ицинс к ой помощи сельскому населению. Продол жить практику строительства врачебных амбулаторий в ком плексе с аптеками и квартира ми для медицинских и фарма цевтических работников. По строить в двенадцатой-четыр надцатой пятилетках более 1 4 тыс. та ких ком плексов. Кар динально укр епить мате риально-техническую базу диспансеров, санитарно эпиде миологических станций и дру гих учреждений здравоохране ния, а также ^ научно-исследо вательских институтов, выс ших и средних медицинских учебных . заведений и институ тов усовершенствования вра чей. За счет н ового ст р оит е льст ва и выд еления исполкомами местных Со вет ов на р одных д е путатов дополнительных по мещений в тринадцатой пяти летке повсеместно решить во просы создания надлежащей материальной базы хозрасчет ных поликлиник. К к онцу 2000 года уве личить в 5 раз объ ем о казываемых насе л ен ию плат ных медицинских услуг. Сов етам Минист р ов союзных рес публик, министерствам и ведомствам СССР об ес печить высокое качество строительст ва объектов здравоохранения и безусловное освоение выде ляемых ассигнований. При их проектировании предусматри вать строительство жилых до мов с тем, чтобы не менее 25 процентов работающих были обеспечены ведомственной жи лой площадью, В целях осуществления свое временной и качественной ре конструкции и ремонта меди цинских учреждений создать в двенадцато.1.—четырнадцатой пя тилетках в столицах союзных и автономных республик, крае вых и областных центрах спе циализированные ремонтно- строительные организации, с подчинением их местным орга нам здравоохранения. Минист ерствам и вед омствам уве личить производство лекар ственных средств, имея в виду обеспечить к 1993 году полное удовлетворение потребностей в них. Осущ еств ить меры по по вышению их качества до уров ня лучших мировых образцов, обеспечив рациональную рас фасовку и упаковку, К 1995 г оду увеличить в 2 раза объем реализации медикаментов и из делий медицинского назначе ния. Пересмотреть номенклатуру лекарственных средств, сокра щать выпуск малоэффективных препаратов, используя высво бождающиеся мощности и ре сурсы для производства новых медикаментов. Об ес печить их рациональное использование и распределение цо отдельным регионам страны с учетом чис ленности, уровня и структуры заболеваемости населения. В целях повышения доступ ности и качества лекарственной помощи развивать сеть и укре плять материально-техническую базу аптечных учреждений. Довести к 2000 году число ап тек и мощности аптечных скла дов др установленных норма тивов. Шире практиковать раз мещение аптечных учреждений в комплексе с учреждениями здравоохранения. Провести специализацию и концентра цию аптечного производства на основе новых технологий и механизации производственных процессов. Создать инфо рмац и онно-с правочную службу о ле карственных средствах. Повысить в двенадцатой— тринадцатой пятилетках де нежные нормы расходов на приобретение медикаментов в стационарах соответственно в 1,8—2,2 раза, в поликлиниках —в 2—3 раза, а на питание больных в стационарах — в 1,5—2,5 раза, Предусмотреть дальнейшее расширение переч ня заболеваний и континген тов населения, при лечении ко торых лекарства отпускаются бесплатно или на льготных ус ловиях, Провести переоснащение уч реждений здравоохранения со временным медицинским обо рудованием, приборами и ин струментарием, в первую оче редь рентгеновскими комплек сами, компьютерными томогра фами, ультразвуковой, элек тронной, эндоскопической тех никой, лабораторными анализа торами, системами непрерыв ного наблюдения за больными, вычислительной техникой, сред ствами малой механизации. Особо е вн има ние обратить на оснащение создаваемых диаг ностических центроз, а также родильных домов, детских больниц и поликлиник. Увеличить пр оизводство и поставку медицинской техники в тринадцатой пятилетке в 2,5 раза и в четырнадцатой — в 3,5 раза. Шире привлекать для ее разработки и изготовления предприятия оборонных отрас лей промышленности. Полно стью обеспечить потребность в запасных частях. Осущ еств ить к 1992 г оду в н е обходимых к о лич ествах вы пуск медицинских изделий одноразового исполь зования и предметов ухода за больными. Разработать и внед рить в практику средства для проведения массовых экспресс- анализов. В техническом перевооруже нии и лекарственном обеспе чении учреждений здравоохра нения максимально использо вать возможность кооперации со странами—членаки СЭВ. Создавать совм естные с зару бежным и фи рмам и предприя тия по выпуску медицинской техники и лекарственных средств. Включать в необхо димых случаях в состав госу дарственного заказа задания министерствам и ведомствам по поставкам медикаментов и ме дицинской техники. Осущ еств лять переход на систему долго срочных прямых связей с пос тавщиками медицинской про дукции. Повысить ответственность ру ководителей учреждений здра воохранения за рациональное и эффективное использование технических средств и обору дования. Со действ овать рац ио нализато рам и изоб ретате лям в разраб от ке н овой м ед ицин ск ой т ехн и к и. Укрепить мате р иальную базу и у к ом плекто вать квалифицированными ин женерно-техническими кадра ми организации системы Мини ст ерства здрав оох ранен ия СССР, об ес печивающие снабже ние медицинской техникой, а также ее монтаж, эксплуата цию и ремонт. О рга низовать на догово рных нач алах фи рменн о е обслужива ни е и сво евременный рем онт сложной м ед ицинс к ой а ппарату" ры заводами-изготовителями. В четырнадцатой пятилетке полностью удовлетворить по требности отрасли в санитар ных автомобилях. Разработать качественно новые специализи рованные средства автомобиль ного, авиационного и речного транспорта для скорой и неот ложной медицинской помощи и щадящей перевозки больных. Расширить парк автомашин по вышенной проходимости, а так же передвижных средств для оказания специализированной диагностической и лечебной помощи населению. Об ес печит* специализирован ные транспортные средства за пасными частями и горюче-сма зочными материалами. Предоставить право медицин ским работникам территори альных поликлиник, участко вых больниц, сельских врачеб ных амбулаторий и фельдшер ско-акушерских пунктов, непо средственно оказывающих по мощь на дому, приобретать в личное пользование на льгот ных условиях малолитражные легковые автомобили, имея в виду использовать их для об служивания больных. Улучшить оснащ енн ость л е чебн о- профилактических уч реждений мягким инвентарем и мебелью. К 1995 г оду по сравнению с 1986 годом увели чить ассигнования на их при обретение в 2, а к 2000 году-?- в 2,8 раза. В двенадцатой—тринадцатой пятилетках полностью обеспе чить потребности здравоохра нения в дезинфицирующих препаратах и перевязочных средствах. Осущ еств л ен и е намеченных мер о приятий потребует значи тельного увеличения финансо вых и материальных ресурсов. С этой це лью предусматривать в государственных планах эко номического и социального развития страны существенный прирост средств, направляемых на развитие здравоохранения и обеспечивающих решение по- ф ставленных задач. Минист ерствам и вед омствам СССР, партийным, советским, профсоюзным и комсомоль ским организациям считать вы полнение установленных зада ний по вводу в эксплуатацию учреждений здравоохранения и укреплению их материальной базы делом первостепенной по литической важности, VI. Совершенствовать управление здравоохранением Интенс ивно е разв ити е здра в оох ранен ия, об ес печение вы сококвалифицированной меди цинской помощи населению на стоятельно требуют коренного совершенствования руковод ства отраслью, ее планирова ния и финансирования на ос нове расширения демократиче ских начал и развития самоуп равления, более полного ис пользования хозяйственного ра счета, передового опыта рабо ты органов и учреждений здра воохранения, результатов гаиро" комасштабных экспериментов по новым формам управления, интеграции медицинской науки и практики. В современных условиях сле дует обратить особое внимание на: разработку и реализацию це левых и многоцелевых мздико- социальных программ — наи более рациональной формы перспективного планирования здравоохранения; осуществление специальных отраслевых и региональных программ « Зд оровье», направ ленных на ускорение медико- социального развития как тру довых коллективов, так и от дельных регионов страны; концентрацию финансовых, материальных, научных и тру довых ресурсов на приоритет ных направлениях развития здравоохранения; обеспечение качественного преобразования работы меди цинских учреждений, коренно го обновления их материально- технической базы; переход к планированию и оценке деятельности органов и учреждений здравоохране ния не по “койка-местам» и «поликлиническим посещени ям», а по показателям, отра жающим состояние здоровья населения, включая уровень общей и инфекционной забо леваемости, временной нетру доспособности, инвалидности, смертности, санитарно-эпиде миологического благополучия и другие качественные характе ристики, Осущ еств лять финанси р ова ни е здрав оох ранен ия (б ез лимитов капитальных вложе ний) по отдельным республи кам, краям и областям, исхо дя из нормативов в расчете на численность населения и с учетом демографических, со циальных, экономических и экологических особенностей ре гиона. В целях улучшения организа ции управления делом охраны здоровья населения повысить роль Минист ерства здрав оох ранен ия СССР, рес публикан ских министерств, краевых, об ластных, городских отделов здравоохранения и централь ных районных больниц, рас ширить их права в решении финансовых, организационных, штатных вопросов в пределах выделяемых по отрасли средств- Об ес печить на всех уровнях управления возмож ность маневрирования мате риальными, финансовыми я кадровыми ресурсами. Улучшить о рган изацию и т ехн ич ескую оснащ енн ость у п равленческого труда, сокра тить количество инструктив ных учетных и отчетных ма териалов. Решительно устра нять дублирование, формализм и бюрократизм в работе отра. ели. Считать первоочередной за дачей органов управления здравоохранением — в крат чайшие сроки разобраться с состоянием работы каждого медицинского учреждения, компетентно и объективно оце нить его возможности, место и роль в общей структуре эко номического и социального развития региона, наметить конкретные меры, вытекаю щие из задач перестройки всей системы здравоохранения. Перенести центр. тяжести работы по оказанию медицин ской помощи населению на амбулаторно - поликлиническое звено и добольничную диаг ностику. Провести' в 1988—- 1991 годах в ряде районов страны крупномасштабный эк сперимент по отработке новых форм управления, планирова ния и финансирования учреж дений здравоохранения. Укрепить краев ы е, о бластны е и го р одс к и е отд елы здравоох ранения исполкомов Сов ет ов на р одных д е путатов за счет упразднения районных отде лов в городах с численностью населения до 500 тыс. человек. В сельских районах усилить организующую роль централь ных районных больниц и соз даваемых межрайонных спе циализированных центров. По высить ответственность рес публиканских, краевых, обла стных больниц и диспансеров, - а также главных специалистов органов здравоохранения за состояние и улучшение каче ства специализированных ви дов медицинской помощи. Об ес печить научную обосно ванность долгосрочных прогно зов, перспективного и текуще. го планирования развития раз личных видов медицинской помоши, потребности в лекар ственных препаратах и меди цинской технике на основе тенденций состояния здоровья населения, учета особенностей демографических процессов, социального и экономического развития регионов страны, их экологических и иных харак. теристик. Разработать в каждом ре гионе нормативы обеспечения населения медицинской по мощью, рациональные схемы развития и размещения сети учреждений здравоохранения. Планирование и оценку де ятельности организаций, обе спечивающих снабжение на селения и учреждений здраво охранения лекарственными средствами и медицинской техникой, осуществлять по по казателям, характеризующим своевременность и полноту удовлетворения потребности в этих изделиях. Для быстрейшего внедрения новейших медицинских техно логий, освоения производства и применения уникального ле чебно-диагностического обору дования, подготовки высоко-- квалифицированных кадров по их разработке и эксплуатации создать сеть межотраслевых медико-технических комплек сов. Со вершенст вовать хозяйст венный механ изм в от ра сли, усилить ег о стимули рующую р оль в инт ен сифи кац ии раб о ты ор га нов и уч режден ий зд рав оох ранен ия и повышении качества оказываемой населе нию медицинской помощи. Ра сширить права руководителей учреждений здравоохране ния в вопросах планирования и использования финансовых и материальных ресурсов. Об ес печить дальнейшую дифференциацию заработной платы и стимулирование труда работников здравоохранении» усилить ее зависимость от сложности, интенсивности и качества работы, достижения лучших конечных результа тов, Внедрить бригадные фор мы организации и оплаты тру да. Для оперативного маневри рования и проведения неот ложных мероприятий разре шить органам здравоохранения ( образовывать резервы денеж ных средств в размере до- 5 процентов ассигнований, вы деляемых на содержание ме дицинских учреждений. В целях повышения ответст венности руководителей пред приятий, учреждений, органи заций, колхозов и совхозов за улучшение условий труда и быта, проведения профилакти ческих и оздоровительных ме роприятий установить, что при заболеваемости работни ков с временной утратой тру доспособности, обусловлен ной неблагоприятными произ водственными условиями, эти предприятия, учреждения, ор ганизации, колхозы и совхозы частично возмещают органам здравоохранения расходы на их лечение. В случаях, когда заболевание вызвано производ ственными травмами и отрав лениями, дорожно-транспорт ными происшествиями по ви не транспортных организаций и частных лиц, пищевыми от равлениями и острыми кишеч ными инфекциями, связанны ми с нарушением противо эпидемического режима на пищевых объектах, предоста вить право органам и учреж дениям здравоохранения, про фсоюзным комитетам предъ являть иски предприятиям, уч реждениям, организациям и отдельным лицам для возме щения расходов на лечение больных- В соответствии с Зак оном СССР о госуда рственн ом пред приятии (объединении) разре шить объединениям, предприя тиям и организациям заклю чать на хозрасчетной основе договоры с учреждениями здравоохранения, медицински ми вузами, научно-исследова тельскими институтами и да* бораториями о предоставле нии сверхустановленных норм медицинской помощи работни кам и членам их семей. Рекомендовать колхозам ши ре использовать практику за ключения указанных догово ров. С редства , поступающие в учреждения здравоохранения за оказание такой помощи, не подлежат изъятию в бюджет, Часть средств, поступающих по договорам, направлять в по ощрительные фонды учрежде ний здравоохранения. Считать возможным орг ани зацию в л ечебных учрежден и ях на догово рных началах до полнительного питания по ин дивидуальным заказам с уче том меДищшеких показаний за счет средств больных, их родственников. Рекомендовать ВЦ СПС при нять мефы по более рацио нальному использованию фон да социального страхования с увеличением размеров той его части, которая расходует ся на мероприятия по профи лактике заболеваемости и улучшению медицинской по- - Мощи нас е л ен ию. Ис полкомам Сов ет ов на р од/ ных д епутатов . осуществить „ мероприятия по централизации ,, технического и хозяйственного обеспечения учреждений здра- воохранения (обслуживание - <?:* отопления, водоснабжения, лифтового хозяйства и дру гих служб). Для усиления действенности государственного санитарного надзора осуществить нерест- - ройку управления санитарно-, . эпидемиологической службой страны, усовершенствовать,.. нормативные и правовые ос новы ее деятельности. Пере- . . дать в 1988 году санитарно- эпидемиологические станции . . Минист ерства гражданск ой авиации СССР ( вк лючая шта-, ты, мат ери альны е и финансо- ..., вые ресурсы по состоянию на 1 июля 1987 года) санитарно- эпидемиологической службе. Минист ерства здрав оох ране ния СССР. В го р одах с нас е л ен и ем д о 500 тыс. ч е лов ек укре пить городские санитарно- эпидемиологические станции с учетом местных условий за счет упразднения районных. Минист ерству здрав оох ране ния СССР с участи ем за инт е рес ованных минист ерств .и в е д омств СССР рассм от реть в двенадцат ой пятилетке в ус тановленном порядке вопрос о создании единой системы здра воохранения для всего насе ления страны. Для приведения структуры управления системой « М ед- техн и ка» и аптечной службы в соответствие с новыми метода ми хозяйственного механизма на принципах самоокупаемос ти и самофинансирования ре. организовать в 1988—1990 го дах республиканские, краевые и областные управления «М ед- техн и ка» в производственно- торговые объединения, а рес публиканские, краевые, обла стные и городские аптечные управления — в производст венные объединения «Фарма ция». Об ес печить начиная с 1991 года широкое использова ние автоматизированных ин формационных систем для раз личных уровней , управления органов и учреждений здраво охранения. * * * Сов ершенств овани е де ла ох. 4 раны и укре пления здоровья советских людей, повсемест ное удовлетворение их потреб ностей в высококвалифициро ванной медицинской помощи — один из ключевых вопросов социальной политики партии и правительства, насущное тре бование времени. Перестройка здравоохране ния — крупномасштабное го-, сударственное мероприятие, важное событие в жизни со ветского общества, В процес се перестройки предстоит раз вивать все лучшее из достиг нутого отечественной меди циной, устранить преграды на пути дальнейшего .улучшения,, дела охраны здоровья населе-, ния, увеличить вклад здраво-, охранения в развитие социа- • диетического общества и его • Экономику, укрепление оборо носпособности страны. В каждой союзной и авто номной республике, крае, об ласти, городе и районе с уче- ’ том местных особенностей раз работать конкретные планы со вершенствования системы ох^ раны здоровья населения. Основны е мер оприятия по перестройке здравоохранения, осуществить поэтапно в тече ние двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой пятилеток. ЦК ком партий союзных рес- ‘ публик, крайкомам, обкомам; окружкомам, горкомам и рай комам партии усилить партий ное руководство делом охраны здоровья советских людей, по высить ро л ь и ответственность первичных партийных органи заций органов и учреждений здравоохранения за повсемест ное обеспечение . населения высококвалифицированной ме дицинской помощью, подбор и расстановку кадров, развитие демократических начал, созда ние в коллективах атмосферы принципиальности, творческой активности, непримиримости к недостаткам в работе, заинте ресованности в высоких ко нечных результатах. Н аправ лять деятельность министерств и ведомств, советских органов и хозяйственных руководите лей, профсоюзных, комсомоль ских и других общественных организаций на первоочеред ное решение вопросов, связан ных с охраной и укреплением здоровья народа. У лучш ен и е зд о р овья кажд о го сов етск ого че лов ека — де ло первостепенной важности, гуманная и благородная цель экономического и социального развития нашего общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz