Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
О С Н О В Н Ы Е Н А П Р А В Л Е Н И Я Р А З В И Т И Я О Х Р А НЫ З ДОРОВЬЯ Н А С Е Л Е Н И Я И П Е Р Е С Т Р О Й К И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР В ДВЕНАД ЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА (Продолжение. Начало на 1-й стр.). Коренным образом перест роить работу и улучшить вза имодействие органов здраво охранения и физической куль туры по совершенствованию физического развития населе ния, Важнейшей задачей профи. Фактической деятельности в современных условиях явля ете* активная пропаганда са нитарно-гигиенических знаний. Средствам массовой информа ции совместно с органами здравоохранения и Обществами Красного Креста и Красного Полумесяца увеличить число телевизионных и радиопере дач, газетных и журнальных публикаций по вопросам гиги енического воспитания и сани, тарного просвещения населе ния, включая половое воспита ние и подготовку к семейной жизни, обратив особое внима ние на доходчивость и убеди тельность публикуемых мате риалов. Шире освещать опыт работы по проведению про филактических и оздоровитель ных мероприятий. Министерству здравоохра нения СССР, Советам Мини стров союзных республик осу ществлять меры по значи тельному снижению инфекци онных болезней, в первую очередь гриппа и других ост рых респираторных заболева ний, на долю которых прихо дится около половины всех случаев временной нетрудо способности, а экономический ущерб составляет около 3,5 млрд, рублей в год. С этой целью разработать эффектив ные средства профилактики и лечения, широко использо вать общегигиенические и за каливающие процедуры, осо бенно среди детей, улучшить организацию прививочного де ла, Снизить заболеваемость кищечными инфекциями и ви русным гепатитом за счет предупреждения микробного и вирусного загрязнения питье вой воды и пищевых продуктов. Забота о здоровье нынешне го и будущих поколений тре бует решительной активизации борьбы с пьянством и алкого лизмом, наркоманией и куре нием, создания для этих целей эффективных лекарственных средств и методов лечения. Не обходимо усилить насгупатель- ность санитарной пропаганды, убедительно и доходчиво разъ яснять населению вред упот ребления спиртных напитков, наркотических веществ. Разра ботать в 1988 году государст венную программу по преодо лению курения, предусмотрев в ней широкий комплекс меди цинских, экономических, право вых, организационных и воспи тательных мер. В современной стратегии профилактической деятельно сти важное место принадлежит всеобщей диспансеризации на селения. Она предполагает еже годное медицинское обследова ние каждого жителя с целью выявления лиц с ранними про явлениями различных заболе ваний, а также подверженных воздействию неблагоприятных для здоровья факторов среды или образа жизни и проведем ние необходимых оздорови тельных мер. Всеобщая диспан серизация позволит создать единую систему оценки и сис тематического наблюдения за состоянием здоровья советско го человека и общества в це лом. Опираясь на достижения научно-технического прогрес са, эта система должна актив но обеспечить своевременное проведение предупредитель ных мер в отношении всего, что может стать причиной воз никновения и прогрессирова- игкя заболеваний. Осуществле ние этой грандиозной по сво им масштабам и социальной значимости программы явится качественно новым этапом в развитии советского здравоох ранения, когда государство возьмет на себя заботу о здо ровье каждого гражданина в наивысшей ее форме — актив ном, динамичном наблюдении и оздоровлении на протяжении всей его жизни- Введение диспансеризации Осуществить в два этапа: до 1991 года наряду с хронически ми больными диспансерным наблюдением повсеместно ох ватить детей и подростков, уча щуюся молодежь, беременных женщин, ветеранов войны, ра бочих и служащих отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а к 1995 году — все население страны. Министерству здравоохране ния СССР, Советам Министров союзных республик, ВЦСПС, органам здравоохранения, сою зу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяда СССР повысить эффективность разъ яснительной работы среди на селения о целях и задачах все общей диспансеризации, акти визировать участие в ней ши рокой медицинской обществен ности. Считать долгом каждого гражданина СССР прохожде ние диспансеризации и актив ное участие в проводимых про филактических и оздоровитель ных мероприятиях. И. Повышение качества медицинской помощи населению — главная задача здравоохранения Главной задачей органов и учреждений здравоохранения является своевременное, пол ное и повсеместное удовлетво рение потребности советских людей в высококачественной медицинской помощи. С этой целью осуществить коренную перестройку деятельности орга нов и учреждений здравоохра нения с активным использова нием прогрессивных форм ор ганизации работы, новых тех- пологий, современных методов и средств профилактики, диаг ностики лечения. Обеспечить при этом переход на интенсив ный путь развития здравоохра нения и оценку его деятельно сти по конечным результатам, Предусмотреть ускоренное развитие сети и существенное укрепление материально-техни ческой базы амбулаторно-поли клинических учреждений — основного звена системы здра воохранения, осуществляюще го постоянное динамическое наблюдение за здоровыми и больными, обеспечивающего Проведение широкого комплек са профилактических, лечебно- диагностических и оздорови тельных мероприятий. В целях более полного и своевременного проведения ди агностики заболеваний среди взрослого и детского населения на догоспитальном этапе орга низовать сеть диагностических центров, сосредоточив в них современное н высокоэффек тивное оборудование „ меди цинскую технику — компью терные томографы, аппараты для ультразвуковых и радио изотопных, рентгеиоконтраст- ных и других методов исследо вания, а также кадры наибо лее квалифицированных специ алистов. Создать до конца тринадцатой пятилетки диагностические центры в каждой республике, крае, области. Для дальнейше го развития и совершенствова ния поликлинической консуль тативно-диагностической служ бы в полной мере использовать потенциал высших медицин ских учебных заведений, ин ститутов усовершенствования врачей, научно-исследователь ских учреждений, многопро фильных больниц. Увеличить число лиц, обсле дование и лечение которых осуществляются в поликлини ках и на дому. Перестроить работу диспансеров, обеспечить поеемственность в их работе с амбулаторно - поликлинически ми учреждениями. Продолжить практику организации при по ликлиниках отделений активно го лечения и стационаров на дому с применением современ ных методов диагностики, бес платным выделением медика ментов. Значительно активизировать работу поликлиник и диспансе ров по профилактике заболе ваний и оздоровлению населе ния, повысить их роль в меди ко-социальной реабилитации больных и обеспечить преем ственность в деятельности этих учреждений. Завершить к 1990 году организацию во всех по ликлиниках отделений (кабине тов) профилактики и восстано вительного лечения. Оказывать внебольничную помощь трудя щимся преимущественно в их свободное от работы время с учетом режима работы пред приятий и организаций произ водственных отраслей, Повысить роль и престиж участкового врача — основно го специалиста, осуществляю щего комплекс лечебно-профи лактических и оздоровитель ных мер, систематическое на блюдение за состоянием здо ровья населения. Создавать все необходимые условия для его плодотворной деятельности, Руководителям амбулаторно поликлинических учреждений учитывать предложения обслу живаемого населения при фор мировании контингентов терри ториальных врачебных участ ков. Проводить линию на посте пенный переход к оказанию медицинской помощи по прин ципу «семейного врача», Для обеспечения преемствен ности в оказании медицинской помощи унифицировать доку ментацию, ввести для каждого гражданина СССР медицинский паспорт. Освободить врачей от несвойственных им функций, сосредоточить их усилия на непосредственной работе, свя занной с проведением профи лактических и лечебных меро приятий. С целью расширения воз можностей удовлетворения по требности населения в отдель ных видах медицинской помо щи в двенадцатой —тринадца той пятилетках организовать в каждом республиканском, кра евом и областном центре хоз расчетные поликлиники, в том числе стоматологические и фи зиотерапевтические, а также косметологические лечебницы и оздоровительные комплексы. Основным направлением улучшения стационарной по мощи населению считать раз витие сети многопрофильных больниц и специализированных центров, интенсификацию ле чебно-диагностического про цесса, максимальное использо вание высококвалифицирован ных кадров, современного ме дицинского оборудования й эффективных лекарственных средств, внедрение этапности в организацию лечебного про цесса. Увеличить число отделе ний (палат) анестезиологии, ре анимации и интенсивной тера пии, больниц и отделений для восстановительного лечения. Организовать стационары для дневного пребывания больных, хозрасчетные и бюджетные пансионаты, в том числе спе циализированные, для лиц, нуждающихся в постоянном уходе. Развивать реабилитационное направление санаторно-курорт ной помощи, создать во всех регионах санатории и отделе ния для долечивания больных, перенесших острый инфаркт миокарда, операции на сердце и магистральных сосудах, с по следствиями тяжелых травм и других. Повысить эффектив ность санаторно-курортного ле чения и отдыха. Расширить сеть специализированных сана ториев для больных с заболе ваниями органов кровообраще ния, пищеварения, дыхания, нервной системы, максимально приближать санаторную /» по мощь к месту постоянного жи тельства населения, развивая местные курорты, прежде все го в регионах интенсивного экономического освоения. Улучшить уход за больными путем широкого внедрения бригадных форм организации и оплаты труда медицинского персонала, расширения зон об служивания, совмещения про фессий, применения средств малой механизации. Привле кать к этой работе студентов медицинских институтов и уча щихся средних медицинских заведений, общеобразователь ных школ, активистов Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Для обеспечения ухода за больными и доставки лекарств на дом использовать возможности, предусмотренные Законом СССР об индивидуаль ной трудовой деятельности. Расширить практику заключе ния договоров с предприятия ми коммунально-бытового об служивания по уборке и содер жанию помещений, а также по оказанию других видов услуг. Обеспечить во всех лечебно- профилактических учреждени ях строгое соблюдение сани тарно-гигиенического режима. В целях оперативного обес печения безотказной экстрен ной помощи населению за вершить организацию системы скорой и неотложной меди цинской помощи с учетом до госпитального и госпитального этапов. Оснастить ее специ альным транспортом и средст вами связи, современной тех никой, необходимыми реакти вами и медикаментами. В республиканских, краевых и областных центрах, в горо дах с численностью населения свыше 1 млн. человек созда вать объединения «Скорая ме дицинская помощь», включаю щие станции скорой и неот ложной помощи, санитарную авиацию и больницы скорой медицинской помощи для взрослых и детей. Министерству здравоохра нения СССР и Министерству юстиции СССР разработать положение об административ ной ответственности граждан за ложные вызовы скорой ме дицинской помощи. Считать приоритетным на правлением советского здраво охранения всемерное развитие и совершенствование охраны материнства и детства. Необхо димо коренным образом пе рестроить работу амбулаторно поликлинических учреждений для женщин и детей, родиль ных домов и детских стацио наров, повысить уровень их ''профилактической деятельно сти, усилить пропаганду здо рового образа жизни. Для обеспечения профилактики за болеваний и повышения уров ня здоровья подрастающего поколения совершенствовать систему медицинской помощи женщинам, детям и подросткам на основе интеграции акушер ской, терапевтической и педи атрической служб и разработ ки региональных межведомст венных программ. В целях предупреждения преждевременных родов, сни жения заболеваемости и смер тности новорожденных детей организовать в многопрофиль ных больницах специализиро ванные отделения (палаты) для беременных женщин с заболе ваниями сердца, легких, по чек, эндокринной системы. Про должить развитие сети спе циализированных родильных домов и отделений для жен щин с патологией беременно сти. Шире использовать пре бывание в лечебных учрежде ниях матерей. госпитализиро ванных по уходу за больными детьми, для лечения имеющих ся у них заболеваний. Перестроить работу женских консультаций по профилактике абортов, имея в виду широкое внедрение современных мето дов предупреждения беремен ности. Организовать в столи цах союзных и автономных республик, краевых и област ных центрах кабинеты дородо вой диагностики заболеваний плода, консультации «Брак и семья», медико-генетические кабинеты и центры восстано вительного лечения для детей. Создавать в родильных домах и детских больницах условия для совместного пребывания матери и ребенка. Развивать передвижные ви ды оказания экстренной по мощи женщинам и детям. Ор ганизовать при крупных многопрофильных детсхих боль ницах и родильных домах, стан циях скорой и неотложной ме дицинской помощи специали зированные бригады интенсив ной терапии и реанимации но ворожденных и недоношенных детей раннего возраста, жен щин с патологией родов и пос леродового периода. Предус мотреть создание сети дневных стационаров для детей. Обес печить к 1995 году нуждаю щихся детей различными ви дами санаторно-^рортного ле чения, увеличить сеть детских санаториев, круглогодовых са наторных пионерских лагерей; с согласия трудовых коллек тивов шире использовать сана тории-профилактории промыш ленных и сельскохозяйствен ных предприятий ДЛЯ оздоров ления беременных работниц и детей. Министерству здравоохра нения СССР, министерствам и ведомствам СССР, ВЦСПС со вершенствовать медико-сани тарную помощь. Развивать в территориальных городских поликлиниках цехо вую службу для работников промышленных предприятий, на которых занято менее 1000 человек. Провести в 1987—1990 годах разукрупнение цеховых врачебных участков, доведя количество обслуживаемых на каждом из них до 1600 чело век. Повысить уровень оказания медицинской помощи на селе. Учитывая, что центральные районные больницы являются основными учреждениями по оказанию квалифицированной медицинской помощи сельског ■ му населению, значительно ук репить их материально-техни ческую базу за счет строитель ства новых и реконструкции действующих, широко исполь зуя кооперирование средств КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ и других предприятий. Увеличить коли чество межрайонных специали зированных больниц, диспансе ров и отделений с тем, чтобы обеспечить потребность сель ского населения в специализи рованной помощи. Осуществить дальнейшее ук репление участковых больниц, расширить практику использо вания их в качестве отделений центральных районных боль ниц, а также для организации социальной помощи одиноким и престарелым жителям. По высить роль фельдшерско-аку шерских пунктов в проведении профилактических мероприя тий на селе, Развивать передвижные ви ды медицинской и лекарствен ной помощи: врачебные амбу латории, клинико-диагностиче ские лаборатории, аптеки, флю орографические, стоматологиче ские и другие кабинеты. До 1990 года закончить организа цию в каждом районе станций (отделений) скорой и неотлож ной медицинской помощи, укомплектовав их врачебными кадрами. Повысить роль республикан ских, краевых и областных больниц как консультативно- диагностических, лечебных и методических центров, шире использовать крупные специа лизированные и многоирофиль- . ные больницы, а также диаг ностические центры в городах для оказания высококвалифи- цированной медицинской по мощи сельскому населению. Добиваться неуклонного сни жения заболеваемости с вре менной и стойкой утратой тру доспособности работающих на основе улучшения охраны тру да и техники безопасности, проведения оздоровительных мероприятий, повышения каче ства медицинской и врачебной экспертизы. Непременным условием даль нейшего снижения заболевае мости и смертности населения, повышения качества медицин ской помощи является разви тие и укрепление ее специали зированных видов. Для этого создать сеть всесоюзных, рес публиканских, межобластных (региональных) центров с отде лениями и филиалами по мик рохирургии, электрокардио стимуляции, протезированию суставов, пересадке органов и тканей, сердечно-сосудистой хирургии, для лечения боль ных с хронической почечной недостаточностью и другими за болеваниями. Завершить в двенадцатой пя тилетке создание кардиологи ческих диспансеров во всех республиканских, краевых и областных центрах, расширить количество кардиологических кабинетов в поликлиниках, от делений в стационарах. Обеспечить эффективное ле чение онкОлогических .больных, обратив « особое внимание на раннее выявление злокачест венных новообразований с ис пользованием современных ме тодов диагностики. При пла нировании онкологической по мощи населению учитывать особенности распространения и прогноз заболеваемости по регионам. Во всех союзных республиках создать онколо гические центры, расширить строительство онкологических диспансеров, радиологических корпусов. Оснастить их сов ременной диагностической и лечебной аппаратурой, обеспе чить радиоизотопными препа ратами и лекарственными сред ствами, снизить заболевае мость и смертность населения от отдельных форм злокачест венных новообразований. Повысить уровень хирурги ческой помощи. Развивать и укреплять кардиохирургические, сосудистые, ортопедические, травматологические, нейрохи рургические, урологические, проктологические, ожоговые и другие специализированные от деления. Обеспечить более эффективное лечение больных с острыми хирургическими за болеваниями и травмами, зна чительно шире использовать методы микрохирургии диали за, более активно внедтэять пе ресадку органов и тканей, но вые способы оперативных вмешательств. Коренным образом улучшить оказание стоматологической помощи населению, прежде всего детям, обеспечить в тринадцатой пятилетке полное удовлетворение потребности во всех ее видах. Расширить сеть стоматологических поликли ник, отделений и кабинетов. С целью профилактики заболева ний полости рта повсеместно организовать работу по приви тию гигиенических навыков, бесперебойной деятельности фтораторных установок на водопроводных станциях. Пре дусмотреть производство фто рированной ‘ поваренной соли, увеличение выпуска фторсо держащих и других профилак тических зубных паст. Актив но внедрять современные ме тоды зубного протезирования. Министерствам и ведомствам для удовлетворения потребно сти населения увеличить про изводство современных высоко качественных аппаратов, инст рументов и материалов для лечения и протезирования зу бов. Совершенствовать профилак тику заболеваний органов зре ния, особенно близорукости, глазного травматизма. внед рять в практику новые мето ды и организационные формы раннего выявления и лечения катаракты, глаукомы и забо леваний сетчатки. Развивать межрайонные офтальмологиче ские отделения. Активно ис пользовать накопленный веАУ‘ щими научно-исследователь скими и лечебными учрежде ниями опыт по дальнейшему совершенствованию оказания медицинской помощи больным с заболеваниями глаз. Шире внедрять в практику микро хирургические оперативные вмешательства и лазерную технику. Освоить современные мето ды микроанализа для ранней диагностики заболеваний, орга низовать в каждой республике, крае, области аллерГологиче- ские кабинеты и иммунологи ческие лаборатории. Осуществить меры по про филактике наиболее распрост раненных заболеваний нервной системы и психических рас стройств. Продолжить органи зацию и улучшить работу от делений для больных с остры ми нарушениями мозгового кровообращения. Создать в крупных городах цэнтпы вос становительного лечения для трудовой и социальной реаби литации лиц с заболеваниями сосудов головного мозга и пе риферической нервной систе мы. Расширить сеть психонев рологических диспансеров, больниц и их отделений в сельской местности, домов- интернатов с лечебно-трудовы ми мастерскими. Организовать на предприятиях промышлен ности и сельского хозяйства необходимое количество специ альных участков для социаль но-трудовой реабилитации больных с нарушениями пси хики. Создать в крупных горо дах специализированную ме дицинскую службу для оказа ния социально-психологиче- ' ской помощи по телефону — «Телефон доверия». Обеспечить коренное улуч шение работы по раннему выявлению и эффективному лечению лиц, страдающих ал коголизмом и наркоманией. До 1990 года завершить фор мирование сети наркологиче ских диспансеров и кабинетов, а также отделений пои пред приятиях промышленности, строительства и сельскохозяй ственного производства, уком плектовать их квалифициро ванными кадрами. Создать хоз расчетные наркологические ам булатории и кабинеты аноним ного лечения. Укреплять и развивить пуль монологическую, гастроэнте рологическую, эндокринологи ческую, гематологическую и другие виды специализирован ной помощи. Обеспечить дальнейшее раз витие и совершенствование работы лечебно-диагностиче ских служб, привести их чис ленность и мощность в соот ветствие с потребностями уч реждений здравоохранения. Осуществить конкретные меры для развития службы крови и поощрения донорского движе ния. Существенно повысить уро вень и качество медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, инвали- дам, в том числе инвалидам с детства. Союзу Обществ Крас ного Креста и Красного Полу месяца СССР осуществлять во взаимодействии с учреждения ми здравоохранения, социаль ного обесценения, обществен ными организациями и трудо выми коллективами меры по развитию службы милосердия, оказанию социальной помощи, бытового обслуживания инва лидов, ветеранов войны и тру да, а также одиноких преста релых и нетрудоспособных граждан. III. Подготовку, воспитание и организацию труда медицинских кадров ый уровень современных требований Успешное решение стоящих перед здравоохранением за дач в значительной степени зависит от компетентности ме дицинских и фармацевтических работников, их профессиона лизма, идейно - нравственного облика и приверженности ко всему передовому, прогрессив, ному, от стремления перестро. ить свою деятельность в це лях достижения высоких ко нечных результатов. Врачу доверяется самое до рогое — жизнь и здоровье со ветских людей- Гуманность и благородство, самоотвержен ность и милосердие, умение целиком посвятить себя инте ресам больного, постоянное со вершенствование знаний — для врача не просто заслужи вающие уважения свойства личности, а качества, опреде ляющие его профессиональ ную и гражданскую зрелость. Советский врач — носитель самого передового коммуни стического мировоззрения- Ему должны быть присущи высо кая идейная убежденность, чувство долга перед социали стическим обществом, созна ние социальной значимости своей профессии. В нашей стране труд врачей высоко оценивается народом, они пользуются заслуженным авторитетом и доверием, по давляющее их большинство честно и добросовестно выпол няет свой гражданский и про фессиональный долг. Следует и дальше повышать престиж медицинских работников, соз давать условия для качест венной и творческой работы, воспитывать у населения чув- ' ство глубокого уважения к их труду. Перестройка здравоохране ния, повышение его роли в жизни советского общества предъявляют новые требования к профессиональному мастер ству, нравственному облику и организации работы медицин ских и фармацевтических кад. ров. Высокое качество подготов ки и повышения квалификации специалистов здравоохранения на основе достижений науч но-технического прогресса, ус. корения внедрения в практику новейших методов предупреж дения, диагностики и дечеиия заболеваний, воспитание вер ности присяге врача Советско. го Союза являются главнейшей задачей медицинского образо вания. С этой целью предстоит усо вершенствовать систему отбо ра в высшие медицинские учебные заведения профессио нально ориентированной моло дежи. Комплектование вузов осуществлять преимуществен но из числа лиц, имеющих стаж работы в лечебно-профи лактических учреждениях, а также уволенных в запас во еннослужащих, проявивших призвание к профессии врача. Расширить обучение школьни ков в межшкольных учебно производственных комбина тах по медицинскому профи лю, использовать их труд в лечебно-профилактических уч реждениях по уходу за боль ными. Распространить на них, а также на учебно-вспомога тельный персонал медицин ских и фармацевтических ву зов и научно-исследователь ских институтов (лаборантов, препараторов и других) условия приема в эти вузы, установ ленные для лиц с опытом ра боты в практическом здраво охранении. Завершить в две надцатой пятилетке - организа цию подготовительных отде лений при всех медицинских и фармацевтических институ тах, расширить целевые фор мы подготовки работников здравоохранения, привести кон тингенты приема в высшие и средние учебные заведения в соответствие с научно обосно ванной потребностью в кад рах. Изменить систему подготов ки врачей, ориентируясь на подготовку врача общей прак тики. Периодически пересмат ривать квалификационные ха рактеристики, учебные планы, содержание преподавания об щетеоретических, медико-био логических, клинических и ги гиенических дисциплин, органи зацию производственной прак тики, систему контроля зна ний студентов, максимально приблизив обучение к потребно стям практического здравоох ранения. Предусмотреть уве личение объема профессио нальной подготовки будущих врачей и более раннее изуче ние клинических дисциплин по единым программам; изменение соотношения между различны ми видами занятий в пользу самостоятельной работы сту дентов и овладение ими прак тическими навыками, в том числе обучение с использова нием современной и перспек тивной медицинской техники; сокращение миогопредметно- сти за счет объединения и ук рупнения родственных учеб ных курсов; усиление профес сиональной направленности преподавания общественных наук в медицинских и фарма цевтических вузах; введение с 1988/89 учебного года на вто ром и пятом курсах перевод ных государственных экзаме нов с аттестацией студентов; обучение лиц. имеющих сред нее медицинское и фармацев тическое образование, по спе циальным учебным планам и программам. Повысить требовательность к глубине и качеству знаний студентов. Создать в студен ческих коллективах обстановку творческой активности и со стязательности в овладении знаниями. Решительно избав ляться уже на младших кур сах от студентов, допускаю, щих безответственное отноше ние к учебе. Завершающую стадию под готовки врачей и провизоров проводить в современных, ос нащенных новейшей техникой учреждениях здравоохранения. Повысить эффективность субор динатуры и интернатуры, на целивая молодых специалис тов на углубленное освоение знаний и навыков по избран ной специальности. Создать организационные ус. а о э и я , способствующие иите- грации высшего медицинского и фармацевтического образова ния, практического здравоох ранения и пауки. Организовать объединения медицинских на учных институтов и вузов с крупными больницами, резне- щеть профильные кафедры на базе научно-исследовательских учреждений. Разработать и ввести в дей ствие с 1988/89 учебного го да типовые положения о ле чебно-профилактических и других учреждениях, исполь зуемых для подготовки специ алистов, проведения практики студентов, интернатуры и спе циализации врачей, Повысить значимость и и улучшить организацию го сударственных экзаменов. Ввести комплексную аттеста цию готовности будущих вра чей к самостоятельной про фессиональной деятельности как обязательное условие до пуска к ним. Обеспечить во всех вузах страны единые требования к уровню теорети ческой и практической подго товки выпускников. Включать в состав государственных эк заменационных комиссий представителей практического здравоохранения. Предоста вить право этим комиссиям решать вопрос о присвоении выпускникам вузов квалифика ции средних медицинских ра ботников в случае несдачи ими государственных экзаменов. Предусмотреть, что диплом врача они смогут получить через год работы по месту распределения при условии повторной сдачи государствен ных экзаменов. Важная роль в коренном улучшении медицинской помо щи населению принадлежит средним и младшим медицин ским работникам. Фельдшер, медицинская сестра, фарма цевт, санитарка — не просто первые помощники врача, они — опорное звено здравоохра нения. Их работа требует чет кого выполнения врачебных . назначений, наблюдательно сти, находчивости в трудных ситуациях, чувства сострада ния, отзывчивости и милосер дия. Сложность современных ме тодов диагностики и лечения выдвигает на первый план воп росы повышения качества под. готовки специалистов со сред ним медицинским и- фарма цевтическим образованием. В связи с этим необходимо пе ресмотреть учебные планы и программы училищ, увеличить в них объем производствен ной практики, обучения прие мам и методам работы с сов ременным оборудованием, тех никой, средствами малой ме ханизации. Устранить сложив шиеся диспропорции в подго товке специалистов со срод ним и высшим медицинским и фармацевтическим образо ванием. Уровень знаний молодых специалистов определяется прежде всего квалификацией профессорско - преподаватель ского состава. Важнейшей за дачей является совершенство вание работы по подбору, ис пользованию и организации труда педагогических’ кадров. . Для повышения их профессио нального уровня ввести ста жировку в ведущих научных центрах и клиниках, Шире при влекать к обучению студентов и учащихся ведущих ученых, специалистов и организаторов здравоохранения. Осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению подготовки научно-педагощче- ских кадров, неустанно совер шенствовать идейно-воспита тельную и методологическую работу, уделив первостепенное внимание формированию у них профессиональных и нравст венных качеств. Провести в 1988—1990 годах аттестацию медицинских и фармацевтиче ских институтов, в ходе кото рой решить вопрос об изме нении категории, сокращении приема на отдельные факуль теты и закрытии некоторых вузов. Ввести в практику проведе ние конкурсов на создание новых учебников для студен тов и учащихся, увеличить их тираж до полного удовлетво рения ^потребностей. Обеспе чить в достаточном количест ве 'систематический выпуск справочной и энциклопедиче ской литературы. Издать в 1988—1991 годах специальные энциклопедии для врачей ам булаторно - поликлинического звена н среднего медицинского персонала. В 1993—2000 годах осуществить выпуск нового издания Большой медицинской энциклопедии. Перестроить систему пере подготовки и повышения ква лификации медицинских и фармацевтических кадров. Принять действенные меры по дальнейшему развитию ин ститутов и факультетов усо вершенствования врачей и провизоров, Сосредоточить внимание профессорско-препо давательского состава на внедрении активных методов обучения, передового опыта работы органов и учреждений здравоохранения, новых науч ных разработок. Увеличить контингенты специалистов, на правляемых на повышение квалификации, в первую оче редь работников первичного звена здравоохранения, дет ских и родовспомогательных учреждений. Повысить заинтересован ность медицинских работников в непрерывном пополнении и обновлении знаний, поставив их заработную плату в пря мую зависимость от професси ональной компетентности. Ши ре использовать в этих целях периодическую аттестацию специалистов, в основе кото рой должна быть оценка их профессиональной подготовки, результатов их работы, соблю дения трудовой и исполни тельской дисциплины, мораль но-этических качеств и идей но-политической зрелости. Ввести конкурсную систему присвоения квалификационных категорий С широким обсуж дением кандидатов в трудовых коллективах. Усилить ответст венность руководителей и глав ных специалистов органов и учреждений здравоохранения за качество аттестации, иско ренить формализм при ее про ведении, обеспечить широкую гласность работы аттестацион ных комиссий. Министерству здравоохране ния СССР, Министерству юс тиции СССР совместно с ВЦСПС разработать дисципли нарный устав медицинских и фармацевтических работников, Объявить непримиримую борь бу с безответственностью, зло употреблением служебным по ложением и другими негатив ными явлениями, порочащими высокое звание медицинского и фармацевтического работни ка. Урегулировать вопросы юридического характера, поз воляющие лишать этих лиц диплома врача и провизора. Устранить диспропорции в обеспеченности медицински ми кадрами отдельных регио нов страны, укомплектовать ими наиболее важные участки здравоохранения: детские и родовспомогательные учреж дения, поликлиники, станции и отделения скорой и неот ложной медицинской помощи, больницы, амбулатории /и ап теки в сельских районах. В целях закрепления работников здравоохранения / создавать для них необходимые произ водственные и жилищные ус ловия, в полной мере предо ставлять установленные зако нодательством преимущества и льготы. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам решить в установ ленном порядке вопрос об увеличении продолжительно сти дополнительного отпуска до 12 рабочих дней медицин ским и аптечным работникам учреждений здравоохранения. (Окончание на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz