Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
О р г а н Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о к о м и т е т а К П С С ф 7° -й ^ Пятница, N«275(17 9721 и о б л а с т н о г о С о в е т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в год и здания 27 ноября 1987 г. ценазкоп. ♦ Липецкий цементный завод имени 50-летия СССР—одно из передовых предприятий нашей стразы. По,итогам работы в нынешнем году коллективу за вода неоднократно присужда лось переходящее Красное зна мя Министерства промстрой- материалов СССР и ЦК отрас левого профсоюза. НА СНИМКАХ: один из лучших электросварщиков и ра ционализаторов в цехе псмола Евгений Григорьевич Мешков. А на втором снимке — одна из старейших и опытнейших лаборанток Валентина Петров на Бевзкж, которая стоит на страже качества продукции. Фото А. ГИРЕВА. ♦ В ЦК К П С С и С ов е те Ми нистров СССР Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР утвердили «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохране ния СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» с учетом дополне ний и изменений, внесенных по итогам их всенародного обсуждения в трудовых коллективах, учреждениях здравоохране ния и медицинской науки, партийно-хо зяйственных активах республик, краев и областей, коллегиях министерств и ве домств, в центральной печати и письмах трудящихся. Ы Е Н А П Р А В Л Е Н И Я РА ЗВ ИТИЯ О ХРАНЫ ЗДОРО ВЬЯ . З ДРАВОО ХРАНЕН ИЯ СССР ВДВЕНАДЦАТОЙ НА С ЕЛЕНИЯ И ПЕРЕ СТРОЙКИ ПЯТИЛ ЕТКЕ И НА ПЕРИОД ДО 2000 Г ОДА А Намеченный XXVII съездом КПСС курс на ускорение со циально - экономического раз вития страны предусматрива ет реализацию крупных соци альных программ. Делом - пер востепенной важности партия и государство считают охра ну и укрепление здоровья советских людей, увеличение продолжительности их жизни и творческой активности, кар динальное повышение каче ства медицинской помощи. Здоровье — благо и счастье для каждого человека и необ ходимое условие роста произ водительности труда, экономи ческой мощи страны, благосо стояния народа. Забота Ком мунистической партии и Со ветского государства о здо ровье каждого гражданина от вечает принципам гуманизма и социальной справедливости, служит целям дальнейшего процветания социалистическо го общества. . Великая Октябрьская социа листическая революция поло жила начало осуществлению коренных преобразований, от вечающих самым насущным и сокровенным чаяниям широких народных масс. Впервые в истории государство взяло на себя ответственность за здо ровье населения, гарантиро вало законодательное, орга низационное и материальное обеспечение соответствующих экономических, социальных и медицинских мер. В СССР создана подлинно общенародная система здраво охранения, основанная на ле нинских принципах бесплатно сти и общедоступности меди цинской помощи, профилакти ки, единства науки и практи ки, активного участия обще ственности в оздоровительных мероприятиях. На всех эта пах развития нашего общест ва эта система надежно обес печивала охрану здоровья на селения и санитарное благопо лучие. страны. За 70 лет Советской власти в результате последовательно го осуществления планов со циалистического строительст ва, проведения крупномасш табных государственных мер профилактики заболеваний, улучшения условий труда и быта, развития здравоохране ния и медицинской науки до стигнуто кардинальное улуч шение состояния здоровья на селения. В 3 раза уменьшилась общая и в 11 раз — детская смертность, вдвое увеличилась средняя продолжительность жизни, ликвидированы мно гие опасные инфекционные за болевания. Постоянно снижа ется уровень производственно го травматизма, профессиона льной заболеваемости, инва лидности среди трудящихся. К неоспоримым завоевани ям социализма следует отнес ти и стойкую тенденцию к со циальной однородности обще ственного здоровья. Улучше ние физического развития, снижение смертности, увели чение продолжительности творческой жизни характерны для различных групп населе ния, для всех наций и народ ностей Советского Союза. Мно гие народы, обреченные до Великой Октябрьской социа листической революции на вымирание, достигли ныне вы соких показателей здоровья. Советское здравоохранение превратилось в крупную от расль социальной сферы. По строены и оснащены десятки тысяч поликлиник, больниц, . станций скорой и неотложной медицинской помощи, детс ких учреждений, сотни науч но-исследовательских инсти тутов и учебных заведений. Созданы система охраны ма теринства и детства, санитар- но - эпидемиологическая слу жба, широкая сеть санатори ев и домов отдыха. В отрасли работаю!- 1,2 миллиона вра чей и 3,3 миллиона средних медицинских работников. Рост кадрового, материально-техни ческого и научного потенциа ла позволяет обеспечивать на селение не только общеврачеб ной, но и различными видами специализированной помощи. Впечатляющие достижения советского здравоохранения получили всеобщее признание. Его принципы, система орга низации первичной медико- санитарной помощи рекомен дованы всемирной организаци ей здравоохранения как обра зец д \я создания националь ных служб. Достигнутые успехи свиде тельствуют об огромных пре имуществах и возможностях социалистического общества в решении проблем охраны здо ровья населения. Однако, как показывает объективный ана лиз, эти возможности исполь- зуютса не в полной мере. В 70-е и начале 80-х годов в сфере здравоохранения ста ли проявляться и нарастать не гативные тенденции. Сниже ние темпов экономического ро ста в стране, ослабление вни мания к вопросам охраны здо ровья привели к уменьшению доли расходов на здравоохра нение в государственном бюд жете, замедлению процессов обновления его материально- технической базы, освоения но вых лекарств и методов ле чения. Недостатки в организа ции, планировании, снижение требовательности и контроля стали причиной серьезных оши бок в определении основных направлений деятельности от расли, пропорций развития отдельных служб. Сложивший ся порядок оценки работы ме дицинских учреждений не ориентирован на повышение качества лечебной, профилак тической и лекарственной по мощи населению. Получили распространение такие явле ния, как черствость, безду шие, грубость, безответствен ное отношение к выполнению профессионального долга, взя точничество, бюрократизм. Нравственные и этические де формации распространились на прием в высшие медицин ские учебные заведения, оцен ку результатов обучения и ра боты, продвижение по служ бе. Существовавшая система оплаты труда не стимулиро вала стремления к улучшению качества работы, овладению знаниями и навыками, повы шению квалификации. Ослаблено внимание к про филактической работе — ве дущему направлению в охра не здоровья населения СССР. Министерства и ведомства, ме стные Советы народных депу татов не осуществляют в дол жном объеме меры но охра не от загрязнений водоемов, атмосферного воздуха, поч вы, по созданию безопасных условий труда на производст ве. В ряде регионов страны население не обеспечивается доброкачественной питьевой водой, в некоторых городах концентрация вредных для здоровья веществ в воздушном бассейне в несколько раз пре вышает установленные норма тивы. Санитарно - эпидемиоло гическая служба проявляет бездеятельность* и пассивность в решении экологических про блем, не использует для это го предоставленные ей широ кие полномочия. Низка эффек тивность государственного санитарного надзора за соб людением санитарно-гигиениче ских норм и правил на пред приятиях, в учреждениях и организациях. • В течение многих лет не уделялось необходимого вни мания работе по формирова нию здорового образа жизни. Более двух третей населения не вовлечено в систематичес кие занятия физической куль турой и спортом, до 30 про центов имеет избыточный вес, около 70 млн. человек курят. Широкое распространение по лучили пьянство и алкоголизм, увеличивается число лиц, упот ребляющих наркотики. В стране развернулась решитель ная и непримиримая борьба с этими чуждыми социалисти ческой морали явлениями. Од нако ведется она не везде с должной настойчивостью и последовательностью. Уровень и качество меди цинской помощи не в полной мере отвечают возросшим пот ребностям советских людей. Медленно внедряются в прак тику передовой опыт, новые, более эффективные методы вы явления заболеваний и их ле чения. Не обеспечена преем ственность в работе стацио нарных и внебольничных уч реждений. Допускаются не обоснованные отказы в госпи тализации, несвоевременная доставка в лечебйое учрежде ние больных, нуждающихся в экстренной помощи, неэффек тивное использование коечно го фонда и лечебно-диагности ческого оборудования, дли тельные сроки обследования в больницах, в ряде поликли ник не налажен прием в удоб ное для населения время. Особую тревогу вызывает состояние работы по охране здоровья матери и ребенка. Родильные дома, детские по ликлиники и стационары, жен ские консультации из-за неу довлетворительного оснаще ния, слабой подготовки кад ров не обеспечивают совре менного уровня профилакти ки, диагностики и лечения. В учреждениях родовспоможе ния, отделениях и палатах для выхаживания недоношенных детей и лечения новорожден ных грубо нарушаются сани тарно-гигиенические требова ния. В серьезном укреплении нуждается материально-тех ническая база отрасли. Многие больницы, родильные дома, поликлиники, амбулатории и аптеки размещены в приспо собленных и даже аварийных помещениях, нуждаются в ка питальном ремонте или ре конструкции, не* имеют цент- рального отопления, водопро вода, канализации, горячей во ды.' В то же время из года в год не осваиваются средства, выделяемые на сооружение объектов здравоохранения. Действующие типовые проек ты лечебно-профилактических учреждений не предусматри вают использования в полном объеме современных медицин, ских технологий. Потребности лечебно-профи лактических учреждений и населения в медицинской тех нике, лекарствах, перевязоч ных и дезинфекционных сред, ствах, предметах ухода за больными удовлетворяются не полностью. Большинство вы пускаемых отечественной про мышленностью приборов и ап паратов по своим характери стикам уступает лучшим за рубежным образцам. Не в полной мере использу ется крупный потенциал оте чественной медицинской нау ки. Научные медицинские ис следования проводятся без учета социальных заказов и приоритетных направлений практики. Существующая си стема планирования не обес печивает эффективного ис пользования имеющегося ин теллектуального и материаль но-технического потенциала. Низок уровень фундаменталь ных и прикладных работ: только пять процентов из них патентоспособны, треть отече ственных разработок повторя ет зарубежные. Медленно осу ществляется внедрение науч ных достижений. Остро стоит проблема подготовки молодой научной смены. Академия медицинских наук СССР не объединяет научные силы, на предъявляет Долж ной требовательности к каче ству и значимости исследова ний. В большом долгу перед практикой вузовская наука, в которой занята почти полови на научных медицинских кад ров высшей квалификации. Эти и другие недостатки оказали негативное влияние на состояние здоровья насе ления. В стране ухудшилась Динамика демографических процессов, высока детская смертность и смертность муж чин трудоспособного возраста, длительное время не увеличи валась средняя продолжитель ность жизни, практически не снижается уровень заболевае мости сердечно-сосудистыми и онкологическими болезнями. Народное хозяйство несет большие потери из-за утраты трудоспособности рабочими, служащими и колхозниками вследствие болезней и травм, а также ухода за больными детьми. Ежедневно по этим причинам на работу не вы ходит около 4 млн. человек, ежегодные выплаты пособий по временной нетрудоспособ ности превышают 7 млрд, рублей. Состояние охраны и укреп ления здоровья народа вы зывает обоснованные нарека ния трудящихся, серьезную озабоченность Центрального Комитета КПСС и Советского правительства. Недостатки в деятельности органов и уч реждений здравоохранения на носят значительный ущерб осуществлению социальной политики партии, упрочению социалистического образа жизни, ускорению развития общества в целом. ЦК КПСС и Совет Минист ров СССР выдвигают задачу коренным образом перестро ить здравоохранение, устра нить недостатки, обеспечить эффективное использование имеющегося потенциала, рез ко повысить качество меди цинской помощи. Необходимо добиться такого положения, чтобы деятельность всех звеньев отрасли, каждого ме дицинского работника отвеча ла современным требованиям. Полностью и повсеместно удовлетворить потребности на селения в лекарственных пре паратах и предметах ухода за больными. С этой целью в соответст вии с Основными направлени ями экономического и соци ального развития СССР на 1986—1990 годы и на период . до 2000 года осуществить си стему мер по усилению про филактики болезней, поэтап ному введению диспансериза ции всего населения, совер шенствованию профессиональ ного мастерства медицинских кадров, повышению качества и культуры работы лечебно-про филактических и аптечных уч реждений. ЦК компартий союзных рес публик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров со юзных и автономных респуб лик, местным Советам народ ных депутатов, руководителям министерств, ведомств и пред приятий, общественны^ орга низациям усилить внимание к нуждам здравоохранения, ре шению вопросов охраны ок ружающей среды, улучшению условий труда и быта населе ния,> обеспечить безусловное выполнение планов по укреп лению материально-техниче ской базы здравоохранения, ак тивно участвовать в работе по формированию у граждан здо рового образа жизни, уком плектованию отрасли кадрами, их закреплению и идейно нравственному воспитанию. Необходимо, чтобы совет ское общество уделяло все больше внимания сохранению и укреплению здоровья здо ровых людей. Для привлечения широкой общественности к охране здо ровья населения и перестрой ке народного здравоохране ния, расширению информа ции о достижениях СССР в этой области поддержать ини циативу трудящихся о созда нии Советского фонда здо ровья и милосердия, форми руемого за счет добровольных взносов трудовых коллекти вов, общественных организа ций, творческих союзов и от дельных граждан. Подъем здравоохранения в нашей стране на качественно новый уровень — дело обще народное, государственное. Ре шение поставленных задач требует творческого подхода к совершенствованию охраны и укреплению здоровья населе ния со стороны всех медицин ских работников, партийных, советских и профсоюзных ор ганов, комсомольских и дру гих общественных организа ций. I. Повышение эффективности профилактики — генеральная линия советского здравоохранения На всех этапах развития советского здравоохранения профилактическое направле ние было и остается осново полагающим принципом, идео логией охраны здоровья наро да. Профилактика по сути представляет комплекс меро приятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творче ского долголетия, устранение каких бы то ни было причин заболеваний, улучшение усло вий труда, быта и отдыха на селения, охрану окружающей среды. Осуществление их не только задача органов здраво охранения, но и важнейший раздел деятельности партий ных комитетов, министерств и ведомств. Советов народных депутатов, профсоюзов, ком сомола, хозяйственных руково дителей, трудовых коллекти вов предприятий, организаций и учреждений. В успехах советского здра воохранения роль профилакти к и ' несомненна. Вместе с тем Министерство здравоохране ния СССР, ВЦСПС, министер ства и ведомства, местные Со веты народных депутатов воз можности профилактического направления используют еще недостаточно. Профилактика носит во многом декларатив ный характер и не предусмат ривает осуществления широ ких оздоровительных мер. При возрастающих масшта. бах и интенсификации общест венного производства особое значение приобретают ком плексные государственные и региональные программы по охране и укреплению здо ровья человека. Рассматривая проведение масштабных природоохранных мероприятий как неотъемле мую часть массовой профилак тической работы, надлежит обеспечить вывод из районов жилой застройки предприятий, являющихся источником за грязнения окружающей среды, шума, активно внедрять без отходные и малоотходные технологии, исключающие вредные выбросы. Не допус кать ввода и эксплуатации промышленных и сельскохо зяйственных объектов без очистных сооружений и орга низации санитарно-защитных зон. Повсеместно удовлетво рить потребности населения в доброкачественной питьевой воде, принять безотлагатель ные меры по нормализации состояния воздушного бассей на. Ввести более строгие эко номические санкции к пред приятиям, наносящим ущерб здоровью человека и окружа ющей среде. Повысить роль исполкомов Советов народных депутатов, министерств и ве домств в проведении меропри ятий, направленных на сохра нение экологического равнове сия. Министерству здравоох ранения СССР усилить работу по организации борьбы с заг рязнением окружающей сре ды, рассматривая ее как одно из первостепенных направле ний профилактической дея тельности. Органам государственного санитарного надзора надлежит более решительно и эффек тивно использовать имеющие ся правовые рычага для безу словного соблюдения законо дательства по санитарной ох ране почвы, водоемов и воз душного бассейна,1выполнения на предприятиях, в учрежде ниях и организациях сани тарно-гигиенических и проти воэпидемических правил и норм. ЦК компартий союзных рес публик, Советам Министров союзных и автономных рес публик, исполкомам краевых и областных Советов народ ных депутатов, Министерству здравоохранения СССР, ВЦСПС, министерствам и ве домствам обеспечить проведе ние комплексных крупномас штабных мероприятий по про филактике и снижению забо леваемости и травматизма. До биться к 2000 году снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 15—20 процентов. В этих це лях ужесточить контроль за выполнением отраслевых и территориальных программ «Здоровье», направленных на снижение производственного травматизма и профессиональ. ной заболеваемости, сокраще ние доли ручного труда и ра бочих мест с неблагоприятны ми для здоровья производст венными факторами, освобож дения женщин от работ на участках с тяжелыми и вред ными условиями труда, а так же на улучшение техники бе зопасности и отдыха трудя щихся. Привлечь внимание к этим вопросам органов народного контроля и широкой общест венности. Включать основные положения программ «Здо ровье» в текущие и перспек тивные планы социально-эко номического развития соответ ствующих регионов и отрас лей народного хозяйства. Считать необходимым коди фицировать в едином государ ственном акте правила и по рядок соблюдения санитарно- гигиенических норм, действу ющих на всей территории страны и обязательных для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан СССР, Госагропрому СССР, Мини стерству торговли СССР, Центросоюзу, органам госу дарственного санитарного над зора ужесточить требователь ность на всех этапах изготов ления продуктов питания, осо бенно тщательно контролиро вать применение минеральных удобрений, сельскохозяйствен ных ядохимикатов и других химических средств с тем, чтобы исключить возможность проникновения в пищевые продукты веществ, вредных для здоровья человека. Усилить контроль за про цессами переработки, хране ния, транспортировки и реа лизации пищевых продуктов. Не допускать их производства с нарушениями требований технологии и не отвечающих санитарно-гигиеническим нор мативам. Привести Государст- венные стандарты СССР на продукцию пищевой промыш ленности и сельского хозяйст ва в соответствие с научно обоснованными гигиенически ми требованиями. Особое вни мание обратить на соблюде ние санитарно-гигиенических правил на предприятиях обще ственного питания, чтобы ис ключить любую возможность заболеваний, вызванных упот реблением недоброкачествен ных продуктов. Органам прокуратуры и са нитарного надзора принимать исчерпывающие меры по вы явленным фактам нарушений санитарно-гигиенических и противоэпидемических пра вил и норм, активнее приме нять правовые средства в це лях надежной охраны здо ровья и жизни советских лю дей, привлекая виновных в ус тановленном порядке к мате риальной, дисциплинарной, ад министративной или уголов ной ответственности. Учитывая большое значение для здоровья населения сба лансированного, полноценного питания, последовательно осу ществлять меры по улучше нию качества и рациональному использованию пищевых про дуктов. Предусмотреть вклю чение в Государственные стандарты СССР показателей, характеризующих их биологи ческую ценность. Увеличить производство продуктов Повы шенной биологической ценно сти, с пониженным содержа нием животного жира, саха ра, поваренной соли, а также выпуск растительных жиров, диетических, витаминизирован ных и белковых продуктов. К 1991 году полностью удовлет ворить потребности детей ран него возраста в жидких пасто образных молочных изделиях, детских консервах, сухих адаптированных молочных сме сях. Наряду с этим следует ак тивно проводить санитарно-про светительную работу по по вышению культуры питания с тем, чтобы пищевой рацион соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма, В основе профилактической деятельности должно быть ут верждение здорового образа жизни каждого человека и всего общества. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общенарод ному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Это предполагает искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематиче ские занятия физкультурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гиги енических знаний, гармонич ное развитие личности. Целенаправленная работа в этом направлении должна на чинаться с детства. Необходи мо повысить роль и ответст венность семьи за сохранение и укрепление здоровья ребен ка, улучшить обучение роди телей правилам гигиенического воспитания и ухода за деть ми. Принять меры к широко му внедрению в практику ра боты дошкольных учреждений современных методов закали вания и всестороннего разви тия детей. Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального обра. зования СССР, Государствен ному комитету СССР по про фессионально - техническому образованию совмеСтг с Ми нистерством здраг охранения СССР, Союзом обществ Крас ного Креста и Красного Полу месяца СССР разработать про грамму гигиенического воспи тания подрастающего поколе ния и обучения его приемам оказания перв >й медицинской помощи, активно добиваться создания условий для форми рования у молодежи здорово го образа жизни. Осущест влять обязательное проведе ние оздоровительных меропри ятий в школах, профессио нально-технических учили щах, пионерских лагерях и са наториях-профилакториях для родителей с детьми. Организо вать для ослабленных и часто болеющих детей специальные дошкольные учреждения са наторного типа. Разработать и внедрить в 1989 году единую программу физического воспитания насе ления, определив научно обо снованные нормы и требова ния к физической подготовке и двигательной активности различных возрастно-половых групп. В двенадцатой — тринадца той пятилетках ввести в об щеобразовательных школах, профтехучилищах, высших и средних специальных учебных заведениях дополнительные за нятия по физическому воспи танию с тем, чтобы объем двигательной нагрузки уча щихся и студентов составлял не менее 6—8 часов в неде лю. Расширить сеть спортив ных секций при предприяти ях, учреждениях и организа циях, создавать то месту жи тельства хозрасчетные объ единения «Физкул: тура и здоровье». Повысить эффек тивность использования спор, тивно-оздоровительных соору жений. Создавать за счет средств трудовых коллективов (с их согласия) центры здо ровья, в том числе и на хоз расчетной основе, с широким использованием методов зака ливания, физической трениров ки, психологической разгрузки и других средств укрепления здоровья. (Продолжение на 2-й стр ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz