Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
П артийная жизнь: как идет перестройка? В Т Е Н Е Т АХ ФОРМАЛИЗМА В становлянском колхозе «Память Ленина» обратил внимание на заметку стенга зеты под обязывающим за головком: «Путь решитель ных экономических преоб разований». В заметке гово рилось о всенародной под держке курса партии на пе рестройку и ускорение. Од нако в ней ни слова не бы ло' о том, как следует этому курсу мещерский колхоз и, в частности, его партийный ко митет, что сделано и делает ся для внедрения хозрасче та, коллективного подряда, новых форм организации, и стимулирования труда. Не внесла ясности и дол гая беседа с секретарем парткома колхоза В. И. Са фоновым. — Кое-что делаем, но сла бо, — сказал Владимир Иль- ,ич после долгой паузы, и обосновал причины «слабос ти» тем, что секретарем он избран чуть больше года на зад и не успел еще «пере квалифицироваться». И еще добавил: — Приходится мно го заниматься хозяйственной текучкой,х подменять специа листов... . ( * Сказать вернее, действуют партком и его секретарь по- ■старому, не определив свое го ведущего места в перест ройке, а сам секретарь, как 1 и в былые времена,—на под хвате. Услышав наш раз говор, председатель колхоза С. 3. Чемоданов заметил в сердцах: ' — Хозрасчет-то внедрен еще год назад. А каков эф фект? Никто не хочет считать затраты, к чекам отношение’, как к филькиной грамоте. .Сжились с бесхозяйствен ностью, боимся * новизны. Колхоз задолжал государству 6 миллионов рублей, а чем рассчитываться, коль вло женный рубль возвращается -копейками? Разве можно так хозяйствовать? Конечно, нельзя. Но, соз навая порочность избранного стиля , в колхозе все же крепко держатся самотека, а если и пытаются подступать ся к внедрению нового, то делают это, как с тем же хозрасчетом, ради показухи: форма соблюдена, в бумагах зафиксировано, а за конеч ные результаты партком вро- •’ Де бы и не отвечает. " В апреле коммунисты Об- ’ Судили на общем собраний задачи трудового коллекти ва в свете постановления ЦК КПСС «О неотложных мерах ' по повышению производи- •. тельности труда в сельском хозяйстве на основе внедре ния рациональных форм его организации и хозрасчета». Приходится только гадать, Что волновало коммунистов:' 6т собрания сохранилось лишь куцее постановление, ничего не говорящее ни уму ни сердцу. Протокол, как признался В. И. Сафонов, он «не успел написать»- — Захлестнула посевная... Судя по констатирующей части, оценка парткому про звучала нелестная: «Страте гические задачи,- выработан ные XXVII съездом КПСС, не получили полного вопло- щения. Положение дел с ос воением рациональных форм - хозяйствования находится на начальном этапе». Озабочен ные сложившейся обстанов кой, коммунисты потребовали • в двухнедельный срок разра ботать и утвердить мероприя тия по освоению хозрасчета, подряда, чеков, двухсменки. И что же? Парторг пере ложил эту обязанность на главного экономиста И. II. Бородину и посчитал, что де ло сделано. Прошу показать меропри ятия. Усердно роется парторг в куче бумаг, наконец беспо мощно разводит руками: — Куда-то затерялись. Мо жет, у главного экономиста? Не мог честно сказать, что сам он забыл о решении собрания, равнодушно игно рировал мнение коммунис тов. Но ведь год прошел, бы ло же что-то сделано? При зываю в помощь председате ля колхоза. По лицам вижу, уж лучше не вспоминать. С переводом скота на пастби ща лопнула просуществовав шая зиму двухсменна на Лесно-Локотецкой ферме. Со славшись на слабую кормо вую базу, застопорили внед рение подряда в животновод стве. — Если бы мы внедрили его, — путанно объяснил B. И. Сафонов, — то умы шленно толкнули бы жи вотноводов на худшие ре зультаты. Что называется, логика на изнанку, Все видят в кол лективном подряде мощное средство повернуть людей к общественному производст ву, а тут посчитали его чуть ли не вредным, решив пов ременить до тех дней, когда все изменится к лучшему. И чего добились? Удой за десять месяцев составил 1992 килограмма, суточные приве сы ;— 269 граммов. При этом себестоимость молока и привесов значительно превы сила плановую. Можно ошибиться в рас чете семейного бюджета: се мья простит .такой грех. Но не оправдать провалов в об щественной экономике. Ду малось, что после первого собрания здесь учтут уроки. Но нет. В июле партсобрание обсудило задачи по выполне нию решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Разговор опять шел невеселый. Действительное положение емко сформулиро вал в своем выступлении C. 3. Чемоданов: «Перелома в экономике не наступило, только попытки». Аналогич ная оценка прозвучала и в докладе В. И. Сафонова. И парторг, и председатель вы сказали пожелания форсиро- ' вать темпы перестройки. А каким образом? Что комму нисты решили? Полчаса за тратил Владимир Ильич на поиск протокола собрания: ворошил папки, хлопал двер цей сейфа, уходил даже в соседние кабинеты. Наконец протокол сыскался, но что в нем толку, если сам секре тарь парткома забыл о его существовании? За равноду шием, формализмом последо вал очередной сбой: приказал долго жить коллективный подряд в растениеводстве. По крайней мере, три меся ца кряду механизаторам не выставляли КТУ, решив сде лать это в конце года, чохом, так сказать, Вот так, два партсобрания с многообещающими повест ками и оба — верх форма лизма, пустая трата времени. Так идет перестройка в пар тийной организации а, стало быть, и в самом хозяйстве. За два года здесь не усвои ли, что организаторская роль партийного комитета меньше всего определяется словами и ритуалами. Спросил В. И. Сафонова, какую он видит нужду под менять тех же специалистов? Ответ все тот же: «Не успел перестроиться». И словно бы не сознает, что подменять, значит, не доверять, ущем лять права. Не знаю, на сколько чувствительны к та кой. опеке сами специалисты, только свой потенциал они не вырабатывают и наполо вину: не хватает смелости, чувства новизны, широты мышления. Сами специалис ты, а в равной степени ко мандиры подразделений не имеют четкого плана разви тия отраслей на год, пяти летку, живут без загляда в завтрашний день. На послед нем партсобрании выступили главный инженер Ю. В. Ла- ухин и главный зоотехник Д. А. Ташаев. Думалось, дип ломированные специалисты глубоко проанализируют при чины застоя, выскажут свое мнение по ускорению пере стройки. Но все свелось к повседневной текучке: пер вый посетовал на дефицит аккумуляторов, второй на бедность кормовой базы. Оп равдались, свалили вину с. себя на стороннего дядю. И словно не видит партком, что они работают бездумно, без перспективы, по указке, не проявляя ни инициативы, ни смелости. За весь год парт ком решился послушать толь ко отчет главного агронома Ю. Н. Пошилова, но разго вор свелся опять-таки к удобрениям и аккумулято рам, не затронув коренных проблем экономики колхоза. Логика простая: чтобы хо рошо делать свое дело, надо знать его. Из бесед с началь ником производственного участка Т. 1Т. Киселевой, за ведующей фермой В. И. Бо родиной, другими, выясняет ся, что командиры подразде лений слабо разбираются в хозрасчетных отношениях, на подряд смотрят с некоторой иронией, как на очередную формальную кампанию. Вро де бы перестройка—это где-то там, наверху, а здесь то ли будет она, то ли нет. Такова позиция специалистов, парт кома, хотя иерееграивать-то и людей, и экономику долж ны именно они: больше не кому. Парткому бы привлечь в помощь специалистов РАПО, ученых, но нет, вся учеба сводится к хозрасчет ным дням, где больше кон статируют факты, без анали за, без перспективы. А взять соревнование. Апрельское партсобрание потребовало от В. И. Сафонова и председа теля профкома С. II. Егоро ва спроецировать его на кол лективные формы организа ции труда, поднять глас ность, оперативность, разра ботать эффективное стимули рование. Оба согласились: да, конечно, нужно, но и палец о палец не ударили, чтобы что-то изменить. Невеселый получился у ме ня разговор с главным бух галтером А. А. Гуськовой. — К переходу на само финансирование мы не гото вы, — заявила она катего рично. — Не перестроились психологически, живем ста рыми представлениями, все новое встречаем с недовери ем, а то и в штыки. Свидетелями этого разго вора были партийный и кол хозный вожаки. Согласившись с мнением главного бухгал тера, они поспешили заве рить: будем, мол, принимать меры, сделаем выводы, что тут сказать? Одобрять курс партии на перестройку и ус корение надо не только и не столько в стенгазете и на собраниях, сколько на деле. Е. КАРПУХИН, со б. корр. «Ленинского зн ам ени». Не секрет, что внедрение технических новинок силь нее всего тормозится н а сты ке на уки и пр оизводства. Долги е годы, а то и це лые пятилетки, пр оходят, прежде чем н овая техник а или техно логия пр обьют с е б е дорогу, н ачнут прин о сить эффект. Время же диктует совсем иные темпы. О том, как удалось его «сжать» на Лебедянском машиностроительном заводе, освоившем производство не имеющего в стране аналогов насосного модуля —газосепаратора для нефтяни ков, рассказывает главный конструктор предприятия Р. Ям- лиханов. завод успел полностью подго товиться к планируемому объ ему серийного производства— 1000 штук в год и в текущем году начал ритмичный выпуск газосепараторов — по 250 в квартал. Технических проблем, как и при создании любого нового изделия, возникало много. В ду скважин с особо тяжелы ми условиями эксплуатации межремонтные периоды обо рудования после применения газосепараторов увеличились с 70 до 119 суток, причем не было зафиксировано ни одного отказа собственно из-за газо сепаратора. В «паспортных» же скважинах газосепараторы по- водственных объединений во второй половине 1986 года эко номический эффект от приме нения газосепараторов соста вил свыше 1,9 млн. рублей. За счет увеличения производи тельности насосных установок здесь добыто дополнительно 247 тысяч тонн нефти. О д н и м словом, нефтяники Работа над созданием отече ственных газосепараторов на чалась в стенах лаборатории техники и технологии добычи нефти Московского Института нефти и газа имени И. М. Губкина в 1982 году, а пер вые серийные образцы были изготовлены Лебедянским ма шиностроительным заводом уже в конце 1985 года. Срок весь ма небольшой, если учесть . сложность технической задачи и огромную ответственность, которая легла на плечи соз дателей. Ошибка могла бы иметь самые серьезные пос ледствия для одной из важ нейших отраслей народного хозяйства — нефтяной про мышленности. К тому времени на промыс- ' лах страны, особенно на ин тенсивно разрабатываемых ме сторождениях Ззпадной Си бири, образовался значительный фонд скважин с высоким га зовым фактором нефти. Боль шое количество свободного га за, занимавшего порой полови ну объема месторождения, приводило к снижению про изводительности насосных ус тановок, к повышенной виб рации насоса, скачкообразным изменениям нагрузки на элект родвигатель и, как следствие, к преждевременному выходу установок из строя. Насосные заводы бились за каждые пол процента роста коэффициента полезного действия установок, а влияние газд снижало этот -показатель почти до нуля. Уве личилось число бездействую щих скважин, в которых на сосы вообще не работали. Пос ле почти двухлетних кропот ливых исследований, анализа накопленного в мире опыта, значительного объема про мысловых испытаний, коллек тивом лаборатории был создан прототип газосепаратора МНГ, Добросовестный научный по иск обеспечил высокий техни ческий уровень и новизну раз работки (на нее было по лучено авторское свидетельст во). Когда стала ясна перспек тивность разработки, был пе рекинут «мост» между наукой и производством. Надежная связка “вузовская наука — отраслевая проектная органи зация — завод» стала главным фактором быстрого внедрения. С этого момента все работы шли параллельно. Завод не стал ждать, когда ему «на блюдечке» преподнесут новое изделие, а принял активное участие в доведении его до МАШИНОСТРОЕНИЕ : РЕЗЕРВЫ ОТРАСЛИ М ООТ К „ЧЕРНОМ У З ОЛОТ У" п У с ко р е н и е обеспечило у чены х , ко н с тр у кто р о в твор че с кое содруж е с тво и прои звод с твенни ков требований серийного произ водства. Оперативно провела раз работку конструкторской до кументации отраслевая проект ная организация — Особое конструкторское бюро. Здесь нашли возможность до минимума сократить необходи мые согласования проектно конструкторской документа ции (сколько времени тратит ся на это, известно!). Благо даря этому уже несколько ме сяцев спустя завод получил всю техническую документа цию. Теперь темпы освоения за висели целиком от завода. Ну жно было разработать пол ный технологический цикл производства — изготовить большое количество литейной оснастки инструмента, ме- рйтеля, приспособлений, ис пытательного оборудования. Инструментальное хозяйство завода не могло быстро спра виться с таким объемом. Тог да, чтобы не снижать темпы, (к тому времени эта работа уже находилась на контроле Государственного комитета по науке и технике), было приня то решение: организовать из готовление первой промыш ленной партии газосепарато ров по опытной оснастке ОКБ с привлечением его опыт ного производства, а парал лельно проводить подготовку полномасштабного серийного производства. Именно таким образом в 1985 году были из готовлены первые 10 газосе параторов, а в 1986 году в рам ках вновь созданного научно- производственного объедине ния, в состав которо го вошёл и Лебедянский ма шиностроительный завод, коо перация была расширена. На нефтяные промыслы в корот кий срок было отгружено 250 газосепараторов. За это время частности, возникли сложности с размещением линии сборки газосепараторов: не хватало производственной площади. Лучшее решение нашли сами сборщики. Они предложили применить роторный сбороч ный стол, который не толь ко позволил решить пробле му, но и обеспечил высокую производительность. Начавшаяся эксплуатация газосепараторов поставила но вые задачи. Критическая си туация возникла, например, в месторождениях, которые ха рактеризуются особенно высо ким газовым фактором нефти. Кое-кто из нефтяников’ принял новую технику в штыки. Мне ние, что газосепараторы Сни жают надежность насосных установок, уже готово было оформиться в официальные от четы. Как ни абсурдно зву чит, но, как оказалось, имен но . положительные качества газосепараторов едва не дис кредитировали их в глазах промысловиков. Применение газосепарато ров, устраняющих вредное вли яние газа, позволяло вывести за сутки и менее на стабиль ный режим работы скважины, на освоение которых раньше' требовалось две-три недели. Новинка буквально «возрож дала» скважины, которые без действовали после прекращения фонтанирования. Зная об этом, сибирские нефтяники направля ли наши изделия именно на такие скважины. И они начи нали давать нефть! Но нара ботки оборудования оказыва лись ниже, чем в среднем по объединению — слишком тя желыми были условия эксплу атации. Последующий анализ пока жет, что даже в таких усло виях газосепараторы полно стью оправдали свое основное назначение. Отдельно по фон- казали очень высокую надеж ность, их непрерывная нара ботка достигла 400 и более су ток при норме 315 суток, а общая наработка некоторых из них уже превысила 1000 су ток. И в этот сложный период освоения газосепараторов не прекращалась работа над со вершенствованием конструк ции. «Ревизия» рабочей доку ментации позволила заводским конструкторам разработать ряд предложений, дающих сущест венное снижение трудоемкости и материалоемкости изделия. «Мост» между производством и наукой заработал вновь, но теперь в обратном направле нии. После тщательных стен довых и лабораторных испыта ний опытных образцов проек тировщики дали «добро» но вой конструкции. Канун 70-летия Великого Ок тября для тружеников Лебедян ского машиностроительного завода был отмечен приятным событием: газосепаратор ат тестовали по высшей категории качества. Решение государственной аттестационной комиссии бы ло единогласным. И это не удивительно. К началу работы комиссии мнение специалис тов о газосепараторах уже окончательно сложилось: за два неполных года насосные- модули с товарным знаком Ле бедянского машиностроитель ного завода узнали и оценили нефтяники и Белоруссии, и Коми, и Самотлора. Эффект от их применения впечатляет. Газосепаратор, сто имостью в 500 рублей, ока зался способным увеличить в полтора раза добычу нефти и почти на столько же—время непрерывной работы сложной насосной установки стоимостью 20—25 ' тысяч рублей. Только по одному из произ- страны получили в свое рас поряжение новое высокоэф фективное средство в борьбе за “черное золото». Рассказ о новой продукции не будет полным, если не ска зать о ее влиянии на экономи ку самого завода. Ведь лебе дянские машиностроители уже почти год работают на само финансировании, т. ё. практи чески в условиях действия За кона о социалистическом пред приятии. Выгодно ли заводу, его труженикам то, что вы годно государству? Безусловно! Аттестация газосепараторов на Знак качества и пддтвержде- ’ние их экономической эф фективности для народного хо зяйства дает заводу право в течение 5 лет (таков срок ат тестации) применять макси мальную надбавку к цене га зосепаратора — 30, процентов, что принесет заводу около мил лиона рублей дополнительной прибыли, из которой почти по ловина пойдет на развитие производства, строительство жилья, детских садов, преми рование. Здесь не назывались, имена тех, чей труд вложен в созда ние новшества — всех невоз можно перечислить. Эго соты ни человек, многие коллектив вы. Каждый из них может рас сматривать как признание его заслуг тот факт, что изделие аттестовано на Знак качества, что в областном краеведческом музее в экспозиции завода, посвященной 70-летию Вели кой Октябрьской социалисти ческой революции, его про дукцию представляет именно он — насосный модуль — га зосепаратор. Р. ЯМЛИХАНОВ, главный конструктор Лебедянского машиностроительного завода имени 60-летия Союза ССР. Пятнадцать лет трудится механизатором в совхозе «Россия» Грязинского района Раиса Михайловна Прояева. На своем Т*40 ее можно увидеть и на молочнотоварном комплексе, и на перевозке кормов и воды. Раиса Михайловна — ударник коммунистического труда. НА СНИМКЕ: механизатор Р. М. Прояева. *'* фото Ю. КЛЮЕВА. «Витамин в цейтноте», так называлась корреспон денция («ЛЗ» № 190 от 18 августа), в которой раз бирались причины сбоев сту денческого агроконвейера. Редакция получила ответы от руководства горплодо- овощторга и предприятий «Ли- пецкагроплодоовощтр а н с». Внимательно с ними озна комившись, мы попросили прокомментировать ответы инициаторов организации студенческой торговли ово щами — руководителей об ластного штаба студенчес ких отрядов. Итак —- ответы и комментарий к ним. • Горплодоовощторг сооб щает, что корреспонденция «Витамин в цейтноте» обсуж дена на расширенном засе дании администрации, пар тийного и комсомольского актива торга, где тща тельно рассмотрены и проа нализированы вопросы орга низации работы студенческо го агроконвейера. Факты, поднятые в статье, считаем частично обоснованными. Действительно, не был отра ботан вариант взаимосвязи студенческого агроконвейе ра с хозяйствами. Студен ческий отряд не готов к приемке плодоовощной про дукции под личную ма териальную ответствен ность с соответствующей то варно-материальной ' отчет ностью. В ходе оаботы со стороны студентов-продав- цов наблюдалась пассивность в работе, неудовлетворитель ная витринная выкладка, са нитарное состояние рабочих мест, что является одним из главных критериев работы «ЛЗ» вы ступило . Что сделано? «ВИ ТАМИН» НЕ ВЫШЕЛ ИЗ ЦЕЙТНОТА торгового предприятия. Ад министрация торга совмест но с обкомом комсомола, сту денческим отрядом и хозяй ствами прихмет необходимые меры по отработке всех звеньев студенческого агро конвейера. Н. АСЛАМОВ, директор горплодоовощторга. Решением Липецкого обл- исполкома на базе автотран спортного предприятия «Ли- пецкагроплодоовещтр а н с» был создан студенческий строительный отряд «Авто мобилист» из числа студен тов ЛипПИ. 15 июля с. г. отряд из 15 человек был зачислен в штат автобазы. Заводы-из готовители нужного количе ства автомобилей на момент формирования отряда авто базе не поставили. Совмест ными усилиями Липецкого облисполкома, областного ко митета ВЛКСМ, штаба сту денческого строительного отряда «Витамин», агро промышленного комитета области, а также админист рации автопредприятия бы ли приняты меры по до укомплектованию отряда ав томобильной техникой. От ряд водителей из 15 человек работал в июле месяце на семи автомобилях, свобод ные бойцы отряда привлека лись на сельхозработы. В первой декаде августа заво ды-изготовители поставили автобазе автомобили полнос тью, и отряд в полном соста ве приступил к работе по перевозке плодоовощной продукции. \ При формировании отря да администрация автобазы, не имея свободных автотран спортных единиц, пошла на встречу просьбе областного штаба ССО зачислить сту дентов в ..штат автопредприя тия, надеясь на то, что тех ника будет поставлена в ближайшее время, но по объективным причинам ’ по ставка автотехники была все же сорвана. В. ГОЛУБКОВ, директор АТП. Ответы руководства гор- плодоовощторга и автотран спортного предприятия «Ли- пецкагроплодоовощтр а н с» на статью «Витамин в цей тноте,», опубликованную в газете «Ленинское знамя» (18.08.87), лишь подтверж дают выводы корреспонден та. Анализа же причин неу довлетворительной работы, ответов по существу постав ленных вопросов и предло жений по улучшению орга низации этой работы они не содержат. Более того, руко водство Липецкого горпло- доовощторга перекладыва ет, практически, всю ответ ственность за неудовлет ворительную работу агрокон вейера на плечи студентов, хотя большинство вопросов могли быть сняты при нор мальном отношении к делу руководства именно этой организации. Областной штаб студенче ских отрядов считает, что главная причина неудовлет ворительной работы агрокон вейера в потребительском от ношении к. труду студентов. Отсюда и безответствен ное отношение к подготовке всех звеньев агроконвейера к работе. В результате, ма шины для отряда «Автомо билист» в полном объеме по ступили лишь к середине августа, рабочие места для отряда «Витамин» так и не были готовы. Из-за такой «организации» агроконвей ера у его участников пропал энтузиазм и осталось лишь одно желание: поскорее за кончить работу, чтобы до конца не компрометировать хорошую идею. Но, главное, из ответов не ясно: нужна все-таки или нет помощь студентов в обес печении города овощами? В них нет общественной оцен ки начинания. Администра ция торга обещает принять «необходимые меры». Но ка кие именно? Собираются ли партнеры делить впредь от ветственность на равных со студентами? ^ С. ЧУРАКОВ, командир областного студенческого отряда. Редакция полностью сог ласна с мнением командира областного студенческого от- ряда. Минувшим летом гор плодоовощторг ц «Липецкаг- роплодоовощтранс» серьезно подвели студентов, показали себя как неразворотливые, ненадежные партнеры. По тому и в ответах они пред почли выискивать мелкие просчеты у молодых и, ес тественно, гораздо более не опытных партнеров. Более того, в ответах мы не нашли конкретных предложений по улучшению совместной рабо ты со студентами. Редакция считает, что статья «Витами ны в цейтноте» должна быть обсуждена на совместном за седании представителей трех заинтересованных сторон: торга, транспортников и сту дентов ЛипПИ. Необходимо выработать общий план, с указанием конкретных ме роприятий и точных сроков их исполнения. Только та- кой ответ на публикацию мо жет удовлетворить газету. МНЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННИКА У Р О К Д А Е Т г г Э К О Н О М И К А 1 Сейчас на селе затишье и можно перевести дух, огля нуться, подвести итоги. Двухлетку в растениеводст ве елецлозовцы выполнили в октябре, рассчитались с государством по всем без исключения культурам. Зер новых собрали по 31,4 цент нера с гектара, свеклы — по 300. Первыми в Хлевенском районе выполнили годовой план заготовки молока, мяса, должны выйти на трех тысячный рубеж по надою от коровы. Результаты неплохие, но и проблем остается еще не мало. Решать их нужно сегодня же, не откладывая. Вот не которые. Плохие дороги — слезы «Елец-Лозовского». У нас есть так называемые «неперспективные» дере веньки Мечок, Круглянка и Малинино, большинство жи телей в которых — предпен сионного и пенсионного воз раста'; Мы проложили туда водопровод, построили Дом механизатора, пункт техоб служивании тракторов. Но без дороги о перспективе думать нечего. Совхоз нема ло теряет на транспортиров ке молока с ферм из этих дальних отделений: трижды в день сопровождают моло ковозы гусеничные тракторы. Но еще больше теряем, не используя ■плодородные пой менные земли нашей глубин ки. А это немало — 300 гектаров. Вторая проблема — гра мотное, экономически обос нованное использование ма шинно-тракторного парка. Объемы работ год от года возрастают, и выдержать заданный темп можно лишь, применяя новые интенсив ные технологии, по-хозяй ски используя машины и ме ханизмы. Расширили авто парк, хотя были и сомнения: амортизация, низкий, как и всюду., коэффициент техническом готовности сильно бьют по карману. В районе нет железной дороги, поэтому без привлеченного, транспорта, особенно в пик сезона, чхозяйства не могут обойтись, а это дорого. В прошлом году мы на 60 ты сяч рублей сократили вы плату «чужим» транспорт ным организациям при воз росшем грузообороте. Наш автопарк дал совхозу 17 тысяч рублей прибыли. В нынешнем году все зерно, половину урожая свеклы, силоса вывезли своими ма шинами, себестоимость одно го тонна-километра снизили на 2 копейки. Общая грузо подъемность парка за два года увеличилась на 90 тонн. И уже совхоз оказы вает транспортные услуги другим хозяйствам. А вот система приобрете ния техники остается, к со жалению, прежней. И разго воры о самостоятельности, о праве выбора не помогают. В агроснабе на наши заявки ■— ноль внимания, там по- прежнему в чести формула: бери, что даЮт. Взяли мы два новых НСК-100, посади ли на них своих лучших ме ханизаторов, так они до .сих пор клянут заводских «умельцез». Разве купили бы мы эту технику втридо рога, если бы был выбор? Но снабженцы многозначи тельно указывают наверх, дескать, там все решают, а мы — люди маленькие. По чему бы, собрав заявки всех хозяйств на н о ву ю тех нику и изучив их, не постав лять в хозяйства то, что они заказывали? Попробуй-ка закройщик сшить вместо за казанного мужского костюма вечернее женское платье — в книге жалоб места не хва тит. А взять зерноуборочные комбайны. Который год идут те лее «Нивы» в колхозы, совхозы. Пора бы, казалось, научиться делать их как сле дует. Ан нет, до сих пор на склады агроснаба они посту пают в разобранном виде. И вот в мастерских ремонтно технического предприятия начинается «лепка» комбай на, который потом минимум две недели будут доводить до ума еще и‘сельские меха низаторы. Трата времени, де нег, нервов... Минувшим летом в районе произошел курьезный слу чай. По пути на какой-то смотр сломался вдруг новый «Дон-1500». И хотя сопрово ждали его четверо инжене ров, неделю потом в РТГ1 с ним провозились. А за не делю во время жатвы сколь ко можно потерять? Нам не сегодня-завтра предстоит ра ботать на серийных «Дон- 1500». Готовы ли м:ы к это му? Есть ли в районе'специа листы по их обслуживанию? Увы, нет. Существуют проблемы и в животноводстве. По наших прикидкам, в ближайшие гъ- ды мы сможем поднять го довой удой от коровы до 3,5 тысячи килограммов. Но это будет чуть не потолок для наших симменталок, ' Требу ется смена породы, но как это сделать? Облагропром обещает с будущего года вы делить для комплекса тело- чек черно-пестрой породы. Однако по нашим расчетам, их нужно будет по крайней мере’ в два раза больше. Или взять тот же ком плекс, построенный.,, по до вольно бестолковому проекту и за немалые день ги. Только амортизационные отчисления уносят в год 120 тысяч, да текущий ‘ремонт еще 40 тысяч рублей. Эти траты тяжким грузом ло жатся на себестоимость мо лока. • . Теряем мы и в мясном производстве. Причем лю бопытный факт: с крестьяни ном хозяйству выгоднее со трудничать, чем с государст венным партнером — откорм- совхозом «Хлевенский». Су дите сами. Стокилограммо вого бычка мы сдаем крес тьянину на откорм по догово ру за 144 рубля и получаем через год в счет плана ми нимум 4 центНера мяса. Чи стая реализационная цена его — 428 рублей да плюс первоначальный взнос. От- кормсовхозу сдаем бычка за ту же цену и больше никаких контактов с ним не имеем. Забыли обязанность партне ры: 40 процентов своей при были отдавать совхозам-сдаг - 1 чинам. ■ жв>- Словом, проблем на пути к новому, только экономикой и выгодой обусловленному хо зяйствованию, у нас еще хва тает. Но одно ясно — буду щее за хозрасчетом, самооку паемостью, самостоятель ностью колхозов и совхозов. Только считая каждую ко пейку. мы научимся вести де ло прибыльно и эффективно. В. ПОЖИДАЕВ, директор хлевенского совхоза «Елец-Лозовский».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz