Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Н а в с т р е ч у В с е с о ю з н о м у с ъ е з д у у ч и т е л е й Р Е ФО Р М А ШКО ЛЫ РЕФ О РМА ВУЗА В статье профессора ЛГПИ Е. Пассова рассматривают ся узловые проблемы школьной и вузовской реформы, которые автбр совершенно справедливо рассматривает в неразрывной взаимосвязи. Этим материалом мы решили начать серию публикаций навстречу Всесоюзному съезду учителей. Каждый, кому по-настоя щему дорого будущее нашей страны, не может не думать о причинах пробуксовывания школьной реформы. Причин несколько. Но есть одна, которую я назвал бы первопричиной: это — уро вень профессиональной ’ и гражданской подготовки учи теля, который в Основных направлениях реформы шко лы назван «доверенным ли цом общества». И совершен но естественно возникает во прос: а каждый ли нынеш ний выпускник педагогичес кого вуза способен (профес сионально, духовно, граж дански) быть «доверенным лицом общества»? Увы! Про фессиональная серость и гражданская незрелость ха рактерны еще для многих учителей. Где, в чем их ис токи? Думаю, во-первых, в существующей системе про фессиональной подготовки и, во-вторых, в личности тех, кто реализует эту систему. И то, и другое ныне, на мой взгляд, далеко от совершен ства. Начну с системы подго товки учителя. Отвечает ли она современным требовани- Мг? Способна ли сформиро вать учителя XXI века? Можно со всей определен ностью ответить: не отвеча ет, не способна. Ведь если Исходить из того, что любое обучение есть передача куль туры (в философском смыс ле слова), то содержание подготовки учителя должно включить в себя определен ную совокупность системно организованных видов куль туры. Так, например, учи тель иностранного языка до лжен обладать политической культурой, которую обеспе чивают дисциплины цикла общественных наук; иноязыч ной культурой, то есть си стемой знаний и умений, связанных с предметом «ино странный язык»; методичес кой культурой, то есть систе мой умелого преподавания своего предмета; педагогиче ской культурой, психологи ческой культурой, физичес кой культурой и, наконец, культурой эстетической, ибо ни обучение, ни тем более воспитание немыслимо без хотя бы основных знаний в области живописи, музыки, литературы, театра и кино, архитектуры и т. и., то есть всех тех духовных богатств, которые' накопило человече ство. Получает ли это будущий учитель? Далеко не все и не в должной мере. Так, на пример, на все дисциплины педагогического цикла (пе дагогика, психология, мето дам ) отводится... менее де сятой доли всех занятий, за то одиннадцать^.) дисциплин лингвистического (филологи ческого) цикла занимают значительно больше учебных часов. Спрашивается’, кого готовит педагогический вуз — учителя или филолога? В курсе психологии непрости тельно мало внимания уде ляется тем проблемам, без которых учителю не обой тись, тем более в „условиях педагогики сотрудничества — психологии коллектива, 4 индивидуализации обучения и др. Такие курсы, как «Ак туальные проблемы дидакти ки средней школы», «Мето ды изучения личности и кол лектива учащихся», «Психо логия педагогической дея тельности», «Основы педаго гического мастерства» и др. вынесены в разряд... фа культативных. Мыслима ли профессиональная подготов ка учителя без всего этого? О' какой постановке вне классной воспитательной ра боты по предмету в школе может идти речь, если буду щий учитель слушает лишь одну(!) лекцию по данной те ме? Мы требуем от учителя использования на уроках тех нических средств обучения, забыв, что он не в состоянии этого делать; на обучение этому также отведено два ча са. Не существует предмета в программе педагогического вуза, который бы обеспечил усвоение эстетической куль туры. Откуда возьмет учи тель этот, жизненно необхо димый ему багаж? А без не го как стать «ваятелем ду ховного мира юной личнос ти»? * Необходимо совершенст- аовать содержание и цикла общественных наук. Так, не отдельные студенты в спец курсах. а каждый будущий учитель должен более под робно узнать из курса исто рии КПСС о политике пар тии в области народного об разования, в курсе политэко номии— об экономике на родного образования, в кур се философии — о пробле мах взаимоотношений языка и мышления и др. Вряд ли можно Читать одинаковый курс философии, психологии или педагогики на факульте тах историческом, иностран ных языков или физвоспита- ния. Нужно, наконец, понять одну нехитрую истину: педа гогический вуз готовит не «физиков», «химиков», «пе реводчиков» *или «спортсме нов», а учителя физики, учителя химии, учителя ино странных языков и т. д. При знание этой истины поставит все содержание обучения с головы на ноги. Оно потре бует сделать стержнем со держательного аспекта си стемы обучения методиче скую подготовку будущего учителя, заставив остальное «работать» на выработку про фессионального мастерства. Все это требует глубоких ра здумий и многих усилий. Но их нельзя не сделать, если педагогический институт во обще хочет оправдать* свое существование как учебное заведение. На это нужно на править всю энергию коллек тива. Прежде всего следует пе ресмотреть аспект практиче ской подготовки учителя. Об щеизвестно, что специалиста надо готовить в адекватных условиях. Мы же больше рассказываем о школе, чем работаем в ней. Необходимо изменить систему обучения: один день в неделю—школь ный; содержание работы — продуманная последователь ность заданий, соотнесенных с теоретическими курсами и практическими занятиями и спроецированных на методи ку обучения своему предме ту; у каждой кафедры своя школа, где учителями рабо тают некоторые ее члены. Впрочем, практическая по дготовка студента зависит и от уровня взаимоотношений вуза и школы. В настоящее время эти отношения можно назвать «ухаживанием», в лучшем случае помощью, а должно быть сотрудничест во, взаимозаинтересован- ность, взаимоответствен- ность в едином деле, когда школа становится заинтере сованным помощником в профессиональной подготов ке учителя, заказчиком и соавтором научной работы, советником в делах. «Кафед ра — институт усовершен ствования учителей 4 отдел народного об разования — школа» есть единое интегративное «учреждение», отвечающее за качество продукции. Толь ко тогда школа поймет, что она «поставляет» в институт не студентов, а своих бу дущих работников. Только тогда наробразовцы поймут, что затыкание пустующих учительских мест в селах на время педагогической прак тики наносит непоправимый урон профессиональной под готовке, следовательно, «не выгодно экономически». Только тогда проблема ста- жерства, перешедшая в раз ряд вечных, получит свое ре шение. Только тогда учитель станет не редким гостем в Институте, а участником про фессиональной подготовки Своих будущих молодых кол лег. Но главное: в этой инте грации лежит источник цен ностной ориентации студента На школу, на свою профес сию, на свое место в жизни. Перестройка системы под готовки учителя требует из менения отношения и к науч ной работе студента. Послу шаем В. А. Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы Пе дагогический труд давал учи телю радость, ведите каждо го учителя на счастливую тропинку исследований». Сту денческая научная работа является сейчас придатком обучения. Речь же идет о Том, чтобы исследователь ский элемент органично вхо дил в теоретическую и пра ктическую учебную деятель ность на протяжении всех пяти лет учебы.. Разве не об этом говорится в специаль ных партийных документах? В нашем институте был опыт работы учебно-научных групп, опередивший совре менное требование к интег рации учебной и научной ра боты студента, опыт, кото рый неразумно был заглу шен чисто волюнтаристски только потому, что он... не вписывался в существующие инструкции по организации учебного процесса. Необхо димо возродить этот опыт, найти другие формы раз вития у будущего учителя так называемых гностичес ких умений, без которых че рез 5—7 лет работы моло дой учитель деградирует: практика сама по себе не прибавляет профессиональ ного мастерства. Словом, реформа школы начинается с реформы вуза, с коренной перестройки учебного процесса, и прежде всего нас самих, нашего со знания, нашей психологии, даже прежде всего с нас, а потом — с учебного про цесса. С чисто профессиональной точки зрения педагогический вуз предъявляет к препода вателю особые требования:' здесь нельзя преподавать се ро, бездарно, беспомощно. В любом другом институте тус клая лекция, методически неграмотное занятие сказы ваются на уровне знаний—в педагогическом Институте они формируют личность, профессиональное мастерст во будущего педагога. К не счастью, модель «Марьи Ива новны» легко воспринимает ся и присваивается будущим учителем, становится его достоянием и пе.реносится в среднюю школу. Бытующее деление преподавателей , . на предметников и методистов не только свидетельствует о педагогической близорукости и методическом невежестве, но наносит непоправимый ущерб профессиональной по дготовке учителя. Думая о перестройке по су ти, необходимо в первую оче редь выдвинуть лозунг — «Каждый преподаватель пед вуза — методист!». В этом нужно убедйть всех, кто спо собен, и предоставить им возможность в обязательном порядке совершенствовать свои педагогические умения. Вероятно, организуемая в ин ституте «Школа педагоги ческого мастерства» сможет со временем стать Действи тельной школой для многих. Ведь в институте есть у ко го поучиться, есть и опыт работы, который достоин ши рокого внедрения. Но чего греха таиТь: есть люди, которые и не смогут, и не захотят учиться. Убеж ден, нужно от них избавлять ся. Наша ложно понятая гу манность обходится нам сли шком дорого. «Мы не дол жны и не мойФм, — говорил на январском Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев, — быть «добренькими» за счет интересов партии, общества, народа. Партийные, народ ные интересы превыше все го— таков наш незыблемый закон. Настоящая забота о кадрах не имеет ничего об щего с благодушием и все прощением, благотворитель ностью и заигрыванием». Однако всепрощение и благодушие все еще царят у нас. Рядом работают два до- , цента, один из которых по-1 стоянно ведет научные иссле дования, публикует статьи, ! руководит проблемной науч ной группой, Другой — за пять лет в лучшем случае публикует тезисы доклада. И пример этот не единичен. Из года в год в отчете прорек тора по науке фигурирует одна и та же цифра: научной работой занимаются всего треть преподавателей, хоз- договоры, выполняемые ка федрами, заключаются с консервным заводом, строи тельной организацией, но не с органами народного обра зования. Нуждается в срочном об новлении и нравственно-пси хологический климат. Это не обходимо сделать во имя сту дентов, будущих педагогов. Студенты, как и все со ветские люди, всем сердцем восприняли идеи перестрой-. ки, они видят, с какой чест ностью, бескомпромисснос тью партия и здоровые си лы народа ведут борьбу против всего, что накопилось и мешает нам жить. Это —- блестящий урок жизни для них, школа нравственности и гражданственности, школа воспитания. Но воспитывает, как из вестно, прежде всего окру жающая жизнь, дела и по- . мыслы наставников. Воспита ем ли мы у студента чувст во социальной справедливо сти, если он знает, что пре подаватель, имея квартиру нужной площади, получает новую, намного превосхо дящую разумные потребно сти его семьи? Чему научит преподаватель, упорно пи шущий однообразные кляу зы на своего коллегу?.. Именно это, наряду со всем вышеизложенным, остро за ботит и волнует меня сегод ня. Е. ПАССОВ, профессор, доктор педагогических наук. Т ОРЖЕСТВЕНН Ы М вечером во Дворце культуры профсою зов в минувший понедельник открылись в нашей области Дни культуры округа Котбус (ГДР), посвященные 38-й годовщине образования ГДР и 70-летню Октября. Тепло встречали липчане, собравшиеся в этот вечер в зале Дворца — представите ли трудовых коллективов, партийных, советских орга низаций, интеллигенции, ра бочей, студенческой и уча щейся молодежи города, не мецких друзей—участников культурной делегации из ок руга-побратима, возглавляе мой заместителем заведую щего отделом науки, народ ного образования и культуры окружкома СЕПГ Гансом Шонгерром. От имени бюро обкома КПСС, Липецкого горкома партии, областного и город ского Советов народных де путатов, всех трудящихся области горячо приветство вала котбусских друзей сек ретарь Липецкого горкома партии Л. И. Мещерякова. Особенно приятно, отмети ла Л. И. Мещерякова, что Дни культуры округа-побра тима посвящены двум боль шим праздникам в жизни на шей страны и Германской Демократической Республики — 70-летию Октября и 38- летию образования ГДР. В едином строю вот уже много лет решают общие задачи строительства и развития со циалистического общества коммунисты, все трудящие ся двух стран. Л. И. Мещерякова рас сказала о том, какими тру довыми успехами встречают липчане свой праздник — 70-летие Октября, о дости жениях в социально-эконо мическом развитии города, его культурной жизни, поже лала гостям интересных, взаимно обогащающих встреч на липецкой земле. От имени областного отде ления советского общества дружбы с ГДР выступил Д н и к у л ь т у р ы К о т б у с с к о г о о к р у г а Г Д Р в Л и п е ц к о й о б л а с т и ВН ОВЬ ЗВУЧАТ ПЕ СНИ ЕДИНСТВА его председатель ректор Липецкого политехническо го института, доктор техни ческих наук С. Л. Коцарь. Каждый второй житель ГДР, сказал он, является членом общества германо-советской дружбы, одной из самых массовых организаций в рес публике. Она ведет большую патриотическую работу, вно ся свой вклад в укрепление уз дружбы народов, мира на земле. Советское общест во дружбы с ГДР в области объединяет 50 организаций — коллективных членов об щества, В их числе крупней шие промышленные пред приятия города, высшие учебные заведения, колхозы и совхозы. — Мы рады сегодня, — сказал С. Л. Коцарь, — при ветствовать на липецкой земле дорогих гостей, при ехавших к нам с очень важ ной миссией укрепления дружбы двух народов. В память о встрече гос тям преподнесли памятные сувениры, цветы. От имени немецкой куль турной делегации выступил ее руководитель Ганс Шон- герр. Горячо поблагодарив липчан за радушный прием, он выразил надежду, что Дни культуры округа-побратима на липецкой земле станут еще одной важной вехой в развитии многосторонних контактов трудящихся двух государств, послужат даль нейшему укреплению друж бы и солидарности в борьбе за мир. Торжественный вечер, по священный открытию Дней культуры округа-побратима, завершил большой концерт, показанный силами котбус ских самодеятельных артис тов. Самые искренние симпа тии зрителей завоевал моло дежный хоровой коллектив, художественным руководи телем которого является До ра Гебауэр. Участники хора — старшеклассники общеоб разовательной школы из го рода Хойерсверде с 12-лет ним сроком обучения. В этой школе в специальном клас се юноши й девушки учатся многому — изучают музы кальную грамоту, осваивают школу вокала, постигают ос новы’хорового пения. Большое удовольствие до ставило всем исполнение этим оригинальным коллек тивом песен самого разного характера. Кажется, они с одинаковым мастерством и легкостью справляются и со сложными классическими произведениями, и .с народ ными, и с современными. Песни звучали на языках многих народов •— русском, немецком, французском, анг лийском, но были понятны и близки одинаково всем. Это были песни о мире, о друж бе, о любви. Понравились зрителям и задорные, жизнерадостные, искрометные танцы в испол нении самодеятельных тан цоров. Они шире познакоми ли с народным хореографи ческим искусством лужичан. Дни культуры округа Кот бус ГДР в нашей области продолжаются. Вчера гостей принимали труженики Лебе дянского района, а сегодня они побывают на Новоли пецком металлургическом комбинате, примут участие в вечере дружбы в молодеж ном центре предприятия, вы ступят с концертом перед металлургами. Л. ДУБИНА. На снимках: выступают самодеятельные артисты из округа Котбус ГДР. Фото А. ЩУРОВА. Г ^ТП П ИНФОРМАЦИЯ А Р О Д НЕДЕЛЯ ДЕЙСТВИЙ ЗА РАЗОРУЖЕНИЕ НЬЮ-ЙОРК, 27 октября. (ТАСС). Делегаты 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН отметили в понедельник неде лю действий за разоружение. Выступай на специальном за седании первого комитета (по литические вопросы и вопросы безопасности, включая разору жение), председатель сессии П. Флорин указал на обнаде живающие результаты состо явшихся советско-американ ских переговоров в Москве. Однако, сказал он, опасность распространения гонки воору жений на космическое прост ранство не миновала. По оценке генерального сек ретаря ООН X. Переса де Ку эльяра, в этом году неделя действий за разоружение про водится на благоприятном фо не различных достижений в вопросах разоружения на двустороннем и многосторон нем уровнях. При этом он осо бо подчеркнул, что соглаше ние между СССР и США о ликвидации ракет" средней и меньшей дальности сделало бы многое для улучшения возможностей ведения пере говоров по . ограничению Во оружений и разоружению. «Особенно важен и ценен для повышения международного доверия прогресс в направле нии всеобъемлющего договора о запрещении испытаний ядер- ного оружия и предотвращения гонки вооружений в космосе», —- • констатировал X. Перес де Куэльяр. РАЗВИВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПРИМИРЕНИЯ КАБУЛ, 27 октября. Корр. ТАСС Олег Кузьмин передает: 600 афганских граждан вер нулись на родину из-за рубе жа за истекшую неделю. На сторону народной власти пе решли две вооруженные группы в провинциях Джаузджан и Кандагар. Соглашение о прек ращении огня подписали два антиправительственных фор мирования в провинции Капи- са. С восстановлением нормаль ной Обстановки в ряде районов провинции Кандагар местные власти приступили к воссоз данию системы народного об разования, бездействовавшей в течение ряда лет из-за непрек- ращавшегося кровопролития. IВ настоящее время в провин ции открылись 40 Школ. Возоб- нрвились занятия в педагоги- ОТЗОВИТЕСЬ, ДРУЗЬЯ ФРОНТОВЫЕ Совет ветеранов 47 стрел ковой Невельской дивизии, входившей в состав 4 Удар ной и 6-й Гвардейской армий Первого Прибалтийского (Ка лининского) фронта, разыскива ет ветеранов 148, 334 и 353 стрелковых полков, 559 артил лерийского полка, других ча стей и подразделений- дивизии, а также ветеранов 21 отдель ной курсантской бригады. Отзовитесь однополчане быв шего 504 Мгинского Красно знаменного минометного пол ка РГКА по адресу: 320036, г. Днепропетровск, проспект К. Маркса, 101, кв. И. Атйки- ву Ф, Ф. ческом училище и медресе «Мухаммедия». Вновь органи зовано 560 курсов ликвидации неграмотности, где учатся чи тать и писать более 8 тысяч афганцев. Вместе с тем непримиримая часть контрреволюции про должает противодействовать восстановлению мира и безо пасности в Афганистане. За Прошедшие 7 дней были со рваны попытки бандитов про извести три взрыва в ожив ленных районах города Дже- лалабада. Вооруженные силы республики разгромили банду, которая терроризировала на селение провинции Аогар. В Ходе операции 36 бандитов за хвачены в плеи. У преступни ков изъято значительное коли чество оружия. ИКП ОТМЕЧАЕТ 70-ЛЕТИЕ ОКТЯБРЯ РИМ, 27 октября. (Корр. ТАСС). «Да здравствует Ве ликая Октябрьская социа листическая революция!» —* начертано на огромном тран спаранте на русском и Ита льянском языках у входа в секцию Итальянской комму нистической партии в одном из жилых кварталов рабоче го района Рима — Тибур- тина. Мощные динамики раз носят по улице знакомые мелодии маршей н револю ционных песен: в районе проводится праздник, посвя щенный 70-летию Великого Октября. На сцену поднимается Нор- берто Натали—один из руко водителей секции ИКП. «Ве ликая Октябрьская социалис тическая революция, —взвол нованно говорит оратор,—вы дающееся событие нашего столетия, полностью изме нившее облик мира. Она да ла мощный импульс мирово му революционному и рабо чему движению, борьбе на родов за национальное ос вобождение. Слова Норберто буквально тонут в громе оваций. На сцену поднимаются все новые и новые ораторы. «Долгие 70 лет отделяют нас от того дня, когда в Петрограде пролетариат под руководством партии боль шевиков взял власть в свои руки, — говорит ветеран компартии, участник движе ния Сопротивления Стефани- ди Калисто. — Много ис пытаний выпало на долю со ветских людей. Однако, не смотря на все трудности, Со- ветйкий Союз всегда нахо дился и продолжает нахо диться в авангарде сил, бо рющихся за светлое будущее человечества». Р ЕФ ЕРЕН Д УМ В ЮЖ НОЙ КОРЕЕ ТОКИО, 27 октября. Корр. ТАСС Василий Головнин пере дает: длинные очереди вы строились сегодня с раннего утра перед избирательными участками в городах и дерев нях Южной Кореи, где прохо дит общенациональный рефе рендум по вопросу о пере смотре конституции. По под счетам специалистов, сообща ет агентство Киодо Цусин, в голосовании принимают учас тие до 90 процентов избирате лей. Под давлением беспреце дентных по размаху выступле ний общественности сеульский режим летом этого года со гласился включить в проект конституции положение о пря мых всеобщих выборах прези дента, за что долгие годы бо ролась оппозиция. В документ вошли статьи об' основных гражданских свободах и пра вах профсоюзов, а также пункт, ограничивающий полно мочия главы государства по введению чрезвычайного поло жения и роспуску националь ного собрания (парламента). Эти меры в прошлом не раз использовались для террора против инакомыслящих и оппо зиции. Одновременно сеульский режим обещал гарантировать «политический нейтралитет» армии, хотя все ключевые по сты в нынешнем южнокорей ском руководстве занимают выходцы из армейской вер хушки. ОБОСТРЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ГОЛОДА НЬЮ-ЙОРК, 27 октября. (ТАСС). Все большее число работающих американцев по полняют армию голодных. Та кой вывод содержится в опуб ликованном здесь докладе группы врачей и исследовате лей из школы обхцественного здравоохранения при Гарвард ском университете. «Мы обнаружили две Аме рики, — говорится в докладе. — Одна Америка — страна богатых, другая — страна, где многие трудолюбивые люди сейчас оказались нуждающи мися и голодными». Хотя в Вашингтоне без устали твердят о том, что в США наблюдает ся экономический рост, указал руководитель исследователь ской группы Лэрри Браун, около 20 млн. американцев страдают от голода, и среди них увеличивается доля семей с детьми, родители которых имеют работу. Однако зарабо ток их ниже уровня доходов, официально определенного как «черта бедности», и его не хватает даже на то, чтобы прокормить всех членов се мьи. «Это совершенно новая тенденция, —- заявил Браун. — Голод и нищета все в большей степени охватывают семьи «си них воротничков» — промыш ленных рабочих США». По данным организации «армия спасения», члены этих семей составляют сейчас почти по ловину тех американцев, кото рые выстраиваются в очереди у «суповых кухонь» за миской благотворительной похлебки. В целом с 1979 года число работающих американцев, ока завшихся за порогом нищеты, увеличилось иа 36 проц., ука зывается в исследовании. По мнению его авторов, усиление процесса обнищания американ ских трудящихся — прямой результат политики официаль ного Вашингтона, нещадно со кращающего важнейшие про граммы социального вспомо ществования в пользу наращи вания военных расходов. П О Д М А С К О Й Ф Е М И Д Ы Руководство университета в Оснабрюке (ФРГ) после недол гих раздумий вынесло вердикт: преподавателя Манфреда Кро- бота от науки «отлучить»; за претить ему появляться в ауди ториях, дабы «оградить от его пагубного влияния неокрепшие умы студентов». Университет ское начальство, верша свой суд, пришло к выводу, что преподавание.и деятельность в местной организации Герман ской компартии — вещи несов местимые, невзирая на все до стоинства М. Кробота как уче ного. Земельное правительство Нижней Саксонии утвердило этот акт произвола, пополнив тем самым длинный список жертв пресловутого «Постанов ления о радикальных элемен-. тах», принятого в ФРГ в 1972 году. История знает немало при меров, когда мракобесие высту пало под маской Фемиды. В средние века отцы-инквизито ры, потрясая изъеденными мы шами церковными книгами, не щадно отправляли «отступни ков» на костер. Буржуазное правосудие не раздувало костров, но меч за кона также был беспощаден к «политической ереси». И хотя сегодня «Закон против социа листов», введенный Бисмарком в 1878 году, нацистский «Закон о восстановлении профессио нального чиновничества» 1933 года и аденауэровский «Указ 1950 года», позволявшие пре следовать политических против ников, пылятся в архивах, мракобесие не сложило ору жия. Наиболее широкие масштабы борьба с «инакомыслием» при няла со времени прихода к власти правоконсервативной коалиции . ХДС/ХСС—СвДП. Под предлогом обеспечения «внутренней безопасности» в стране ужесточается законо дательство, расширяются пол номочия полиции, судов, про куратуры, спецслужб, уреза ются демократические права трудящихся. Если в начале 70-х годов «запреты на профессии» применялись в основном к чле нам Германской компартии, то теперь сфера действия этой антидемократической практи ки распространяется и на со циал-демократов, профсоюз ных активистов, членов партии «зеленых», сторонников мира, участников движения против расизма и т. д. «Первыми жертвами» «за претов на профессии» были коммунисты. Затем те, кого подозревали в симпатиях к ним. Теперь очередь дошла до социал-демократов. Становит ся все более очевидным, что ведомство По охране конститу ции, занимающееся слежкой за инакомыслящими, является ин струментом ХДС», — отмечают в своем заявлении депутаты ландтага земли Шлезвиг-Голь штейн от СДПГ Клингнер и Либрехт. Поводом для их выступления Послужил отказ властей этой земли, где правит консервативный христианско- демократический союз, принять на службу в юридические ор ганы молодого юриста социал- демократа. Ему навесили яр лык «политически неблагона дежного» лишь за то, что он состоит членом Немецкого об щества мира. И это отнюдь не единичный случай. В настоя щее время, по данным общест венных организаций, более Ю тысяч граждан ФРГ в той или иной форме стали Жертвами «запрета йа профессии». Ведущая роль в осуществле нии практики «запретов на профессии», установлении бес прецедентного контроля За по литической деятельностью граждан принадлежит западно германским спецслужбам. Сов ременные «инквизиторы» обос новались в федеральном ве домстве по охране конститу ции и военной Контрразведке МАД. В своей книге «Шпики, лгуны, провокаторы» ■извест ный писатель Фриц Зайберт вскрывает многие закулисные стороны деятельности западно- германской охранки, под не усыпным оком которой нахо дится в той или иной степени практически все взрослое на селение ФРГ. «С момента при нятия пресловутого «закона о радикальных элементах», — пишет автор, —- по достовер ным сведениям почти на 20 миллионов «бюргеров» заведе ны различные досье в секрет ных картотеках и компьюте рах». В выборе средств «рыцари плаща и кинжала» не особенно разборчивы. В широком ходу подкуп и шантаж, прямые угрозы и засылка провокато ров в демократические органи зации. За политически небла гонадежными и членами оппо зиции устанавливается, как правило, негласный надзор. Не так давно стало известно, что охранка вела тайную слежку за такими видными деятелями СДПГ, как Оскар Лафонтен, Эгон Бар, Дитер Шпери, Гер ман Шеер. Поводом для слеж ки за премьер-министром зем ли Саар О. Лафонтеном послу жило то, что в 1983 году он участвовал в «марше мира» в Руре. Лидер социал-демокра тов Нижней Саксонии Д. Шре дер открыто протестовал про тив размещения американских ракет в ФРГ, а член президиу ма СДПГ Э. Бар «не побоял ся» дать интервью газете за падногерманских коммунистов «Унзере цайт». Демократическая обществен ность страны требует положить конец преследованиям за по литические убеждения. Сего дня в ряде западногерманских земель, возглавляемых прави тельством социал-демократов, антиконституционная практи ка «запретов на профессии» отменена. Однако там, где за правляют консерваторы из ХДС/ХСС, «инквизиторы» в су дейских мантиях по-прежнему вершат произвол над «инако мыслящими». «Когда-нибудь мы будем со стыдом вспоми нать об этих процессах», — подчеркивал председатель ок ружной организации СДПГ в Пфальце, депутат европейского парламента Вилли Ротлей. В. БАШКИ Н . (АПН ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz