Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Н а в с т р е ч у В с е с о ю з н о м у с ъ е з д у у ч и т е л е й Р Е ФО Р М А ШКО ЛЫ РЕФ О РМА ВУЗА В статье профессора ЛГПИ Е. Пассова рассматривают­ ся узловые проблемы школьной и вузовской реформы, которые автбр совершенно справедливо рассматривает в неразрывной взаимосвязи. Этим материалом мы решили начать серию публикаций навстречу Всесоюзному съезду учителей. Каждый, кому по-настоя­ щему дорого будущее нашей страны, не может не думать о причинах пробуксовывания школьной реформы. Причин несколько. Но есть одна, которую я назвал бы первопричиной: это — уро­ вень профессиональной ’ и гражданской подготовки учи­ теля, который в Основных направлениях реформы шко­ лы назван «доверенным ли­ цом общества». И совершен­ но естественно возникает во­ прос: а каждый ли нынеш­ ний выпускник педагогичес­ кого вуза способен (профес­ сионально, духовно, граж­ дански) быть «доверенным лицом общества»? Увы! Про­ фессиональная серость и гражданская незрелость ха­ рактерны еще для многих учителей. Где, в чем их ис­ токи? Думаю, во-первых, в существующей системе про­ фессиональной подготовки и, во-вторых, в личности тех, кто реализует эту систему. И то, и другое ныне, на мой взгляд, далеко от совершен­ ства. Начну с системы подго­ товки учителя. Отвечает ли она современным требовани- Мг? Способна ли сформиро­ вать учителя XXI века? Можно со всей определен­ ностью ответить: не отвеча­ ет, не способна. Ведь если Исходить из того, что любое обучение есть передача куль­ туры (в философском смыс­ ле слова), то содержание подготовки учителя должно включить в себя определен­ ную совокупность системно организованных видов куль­ туры. Так, например, учи­ тель иностранного языка до­ лжен обладать политической культурой, которую обеспе­ чивают дисциплины цикла общественных наук; иноязыч­ ной культурой, то есть си­ стемой знаний и умений, связанных с предметом «ино­ странный язык»; методичес­ кой культурой, то есть систе­ мой умелого преподавания своего предмета; педагогиче­ ской культурой, психологи­ ческой культурой, физичес­ кой культурой и, наконец, культурой эстетической, ибо ни обучение, ни тем более воспитание немыслимо без хотя бы основных знаний в области живописи, музыки, литературы, театра и кино, архитектуры и т. и., то есть всех тех духовных богатств, которые' накопило человече­ ство. Получает ли это будущий учитель? Далеко не все и не в должной мере. Так, на­ пример, на все дисциплины педагогического цикла (пе­ дагогика, психология, мето­ дам ) отводится... менее де­ сятой доли всех занятий, за­ то одиннадцать^.) дисциплин лингвистического (филологи­ ческого) цикла занимают значительно больше учебных часов. Спрашивается’, кого готовит педагогический вуз — учителя или филолога? В курсе психологии непрости­ тельно мало внимания уде­ ляется тем проблемам, без которых учителю не обой­ тись, тем более в „условиях педагогики сотрудничества — психологии коллектива, 4 индивидуализации обучения и др. Такие курсы, как «Ак­ туальные проблемы дидакти­ ки средней школы», «Мето­ ды изучения личности и кол­ лектива учащихся», «Психо­ логия педагогической дея­ тельности», «Основы педаго­ гического мастерства» и др. вынесены в разряд... фа­ культативных. Мыслима ли профессиональная подготов­ ка учителя без всего этого? О' какой постановке вне­ классной воспитательной ра­ боты по предмету в школе может идти речь, если буду­ щий учитель слушает лишь одну(!) лекцию по данной те­ ме? Мы требуем от учителя использования на уроках тех­ нических средств обучения, забыв, что он не в состоянии этого делать; на обучение этому также отведено два ча­ са. Не существует предмета в программе педагогического вуза, который бы обеспечил усвоение эстетической куль­ туры. Откуда возьмет учи­ тель этот, жизненно необхо­ димый ему багаж? А без не­ го как стать «ваятелем ду­ ховного мира юной личнос­ ти»? * Необходимо совершенст- аовать содержание и цикла общественных наук. Так, не отдельные студенты в спец­ курсах. а каждый будущий учитель должен более под­ робно узнать из курса исто­ рии КПСС о политике пар­ тии в области народного об­ разования, в курсе политэко­ номии— об экономике на­ родного образования, в кур­ се философии — о пробле­ мах взаимоотношений языка и мышления и др. Вряд ли можно Читать одинаковый курс философии, психологии или педагогики на факульте­ тах историческом, иностран­ ных языков или физвоспита- ния. Нужно, наконец, понять одну нехитрую истину: педа­ гогический вуз готовит не «физиков», «химиков», «пе­ реводчиков» *или «спортсме­ нов», а учителя физики, учителя химии, учителя ино­ странных языков и т. д. При­ знание этой истины поставит все содержание обучения с головы на ноги. Оно потре­ бует сделать стержнем со­ держательного аспекта си­ стемы обучения методиче­ скую подготовку будущего учителя, заставив остальное «работать» на выработку про­ фессионального мастерства. Все это требует глубоких ра­ здумий и многих усилий. Но их нельзя не сделать, если педагогический институт во­ обще хочет оправдать* свое существование как учебное заведение. На это нужно на­ править всю энергию коллек­ тива. Прежде всего следует пе­ ресмотреть аспект практиче­ ской подготовки учителя. Об­ щеизвестно, что специалиста надо готовить в адекватных условиях. Мы же больше рассказываем о школе, чем работаем в ней. Необходимо изменить систему обучения: один день в неделю—школь­ ный; содержание работы — продуманная последователь­ ность заданий, соотнесенных с теоретическими курсами и практическими занятиями и спроецированных на методи­ ку обучения своему предме­ ту; у каждой кафедры своя школа, где учителями рабо­ тают некоторые ее члены. Впрочем, практическая по­ дготовка студента зависит и от уровня взаимоотношений вуза и школы. В настоящее время эти отношения можно назвать «ухаживанием», в лучшем случае помощью, а должно быть сотрудничест­ во, взаимозаинтересован- ность, взаимоответствен- ность в едином деле, когда школа становится заинтере­ сованным помощником в профессиональной подготов­ ке учителя, заказчиком и соавтором научной работы, советником в делах. «Кафед­ ра — институт усовершен­ ствования учителей 4 отдел народного об­ разования — школа» есть единое интегративное «учреждение», отвечающее за качество продукции. Толь­ ко тогда школа поймет, что она «поставляет» в институт не студентов, а своих бу­ дущих работников. Только тогда наробразовцы поймут, что затыкание пустующих учительских мест в селах на время педагогической прак­ тики наносит непоправимый урон профессиональной под­ готовке, следовательно, «не­ выгодно экономически». Только тогда проблема ста- жерства, перешедшая в раз­ ряд вечных, получит свое ре­ шение. Только тогда учитель станет не редким гостем в Институте, а участником про­ фессиональной подготовки Своих будущих молодых кол­ лег. Но главное: в этой инте­ грации лежит источник цен­ ностной ориентации студента На школу, на свою профес­ сию, на свое место в жизни. Перестройка системы под­ готовки учителя требует из­ менения отношения и к науч­ ной работе студента. Послу­ шаем В. А. Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы Пе­ дагогический труд давал учи­ телю радость, ведите каждо­ го учителя на счастливую тропинку исследований». Сту­ денческая научная работа является сейчас придатком обучения. Речь же идет о Том, чтобы исследователь­ ский элемент органично вхо­ дил в теоретическую и пра­ ктическую учебную деятель­ ность на протяжении всех пяти лет учебы.. Разве не об этом говорится в специаль­ ных партийных документах? В нашем институте был опыт работы учебно-научных групп, опередивший совре­ менное требование к интег­ рации учебной и научной ра­ боты студента, опыт, кото­ рый неразумно был заглу­ шен чисто волюнтаристски только потому, что он... не вписывался в существующие инструкции по организации учебного процесса. Необхо­ димо возродить этот опыт, найти другие формы раз­ вития у будущего учителя так называемых гностичес­ ких умений, без которых че­ рез 5—7 лет работы моло­ дой учитель деградирует: практика сама по себе не прибавляет профессиональ­ ного мастерства. Словом, реформа школы начинается с реформы вуза, с коренной перестройки учебного процесса, и прежде всего нас самих, нашего со­ знания, нашей психологии, даже прежде всего с нас, а потом — с учебного про­ цесса. С чисто профессиональной точки зрения педагогический вуз предъявляет к препода­ вателю особые требования:' здесь нельзя преподавать се­ ро, бездарно, беспомощно. В любом другом институте тус­ клая лекция, методически неграмотное занятие сказы­ ваются на уровне знаний—в педагогическом Институте они формируют личность, профессиональное мастерст­ во будущего педагога. К не­ счастью, модель «Марьи Ива­ новны» легко воспринимает­ ся и присваивается будущим учителем, становится его достоянием и пе.реносится в среднюю школу. Бытующее деление преподавателей , . на предметников и методистов не только свидетельствует о педагогической близорукости и методическом невежестве, но наносит непоправимый ущерб профессиональной по­ дготовке учителя. Думая о перестройке по су­ ти, необходимо в первую оче­ редь выдвинуть лозунг — «Каждый преподаватель пед­ вуза — методист!». В этом нужно убедйть всех, кто спо­ собен, и предоставить им возможность в обязательном порядке совершенствовать свои педагогические умения. Вероятно, организуемая в ин­ ституте «Школа педагоги­ ческого мастерства» сможет со временем стать Действи­ тельной школой для многих. Ведь в институте есть у ко­ го поучиться, есть и опыт работы, который достоин ши­ рокого внедрения. Но чего греха таиТь: есть люди, которые и не смогут, и не захотят учиться. Убеж­ ден, нужно от них избавлять­ ся. Наша ложно понятая гу­ манность обходится нам сли­ шком дорого. «Мы не дол­ жны и не мойФм, — говорил на январском Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев, — быть «добренькими» за счет интересов партии, общества, народа. Партийные, народ­ ные интересы превыше все­ го— таков наш незыблемый закон. Настоящая забота о кадрах не имеет ничего об­ щего с благодушием и все­ прощением, благотворитель­ ностью и заигрыванием». Однако всепрощение и благодушие все еще царят у нас. Рядом работают два до- , цента, один из которых по-1 стоянно ведет научные иссле­ дования, публикует статьи, ! руководит проблемной науч­ ной группой, Другой — за пять лет в лучшем случае публикует тезисы доклада. И пример этот не единичен. Из года в год в отчете прорек­ тора по науке фигурирует одна и та же цифра: научной работой занимаются всего треть преподавателей, хоз- договоры, выполняемые ка­ федрами, заключаются с консервным заводом, строи­ тельной организацией, но не с органами народного обра­ зования. Нуждается в срочном об­ новлении и нравственно-пси­ хологический климат. Это не­ обходимо сделать во имя сту­ дентов, будущих педагогов. Студенты, как и все со­ ветские люди, всем сердцем восприняли идеи перестрой-. ки, они видят, с какой чест­ ностью, бескомпромисснос­ тью партия и здоровые си­ лы народа ведут борьбу против всего, что накопилось и мешает нам жить. Это —- блестящий урок жизни для них, школа нравственности и гражданственности, школа воспитания. Но воспитывает, как из­ вестно, прежде всего окру­ жающая жизнь, дела и по- . мыслы наставников. Воспита­ ем ли мы у студента чувст­ во социальной справедливо­ сти, если он знает, что пре­ подаватель, имея квартиру нужной площади, получает новую, намного превосхо­ дящую разумные потребно­ сти его семьи? Чему научит преподаватель, упорно пи­ шущий однообразные кляу­ зы на своего коллегу?.. Именно это, наряду со всем вышеизложенным, остро за­ ботит и волнует меня сегод­ ня. Е. ПАССОВ, профессор, доктор педагогических наук. Т ОРЖЕСТВЕНН Ы М вечером во Дворце культуры профсою­ зов в минувший понедельник открылись в нашей области Дни культуры округа Котбус (ГДР), посвященные 38-й годовщине образования ГДР и 70-летню Октября. Тепло встречали липчане, собравшиеся в этот вечер в зале Дворца — представите­ ли трудовых коллективов, партийных, советских орга­ низаций, интеллигенции, ра­ бочей, студенческой и уча­ щейся молодежи города, не­ мецких друзей—участников культурной делегации из ок­ руга-побратима, возглавляе­ мой заместителем заведую­ щего отделом науки, народ­ ного образования и культуры окружкома СЕПГ Гансом Шонгерром. От имени бюро обкома КПСС, Липецкого горкома партии, областного и город­ ского Советов народных де­ путатов, всех трудящихся области горячо приветство­ вала котбусских друзей сек­ ретарь Липецкого горкома партии Л. И. Мещерякова. Особенно приятно, отмети ла Л. И. Мещерякова, что Дни культуры округа-побра­ тима посвящены двум боль­ шим праздникам в жизни на­ шей страны и Германской Демократической Республики — 70-летию Октября и 38- летию образования ГДР. В едином строю вот уже много лет решают общие задачи строительства и развития со­ циалистического общества коммунисты, все трудящие­ ся двух стран. Л. И. Мещерякова рас­ сказала о том, какими тру­ довыми успехами встречают липчане свой праздник — 70-летие Октября, о дости­ жениях в социально-эконо­ мическом развитии города, его культурной жизни, поже­ лала гостям интересных, взаимно обогащающих встреч на липецкой земле. От имени областного отде­ ления советского общества дружбы с ГДР выступил Д н и к у л ь т у р ы К о т б у с с к о г о о к р у г а Г Д Р в Л и п е ц к о й о б л а с т и ВН ОВЬ ЗВУЧАТ ПЕ СНИ ЕДИНСТВА его председатель ректор Липецкого политехническо­ го института, доктор техни­ ческих наук С. Л. Коцарь. Каждый второй житель ГДР, сказал он, является членом общества германо-советской дружбы, одной из самых массовых организаций в рес­ публике. Она ведет большую патриотическую работу, вно­ ся свой вклад в укрепление уз дружбы народов, мира на земле. Советское общест­ во дружбы с ГДР в области объединяет 50 организаций — коллективных членов об­ щества, В их числе крупней­ шие промышленные пред­ приятия города, высшие учебные заведения, колхозы и совхозы. — Мы рады сегодня, — сказал С. Л. Коцарь, — при­ ветствовать на липецкой земле дорогих гостей, при­ ехавших к нам с очень важ­ ной миссией укрепления дружбы двух народов. В память о встрече гос­ тям преподнесли памятные сувениры, цветы. От имени немецкой куль­ турной делегации выступил ее руководитель Ганс Шон- герр. Горячо поблагодарив липчан за радушный прием, он выразил надежду, что Дни культуры округа-побратима на липецкой земле станут еще одной важной вехой в развитии многосторонних контактов трудящихся двух государств, послужат даль­ нейшему укреплению друж­ бы и солидарности в борьбе за мир. Торжественный вечер, по­ священный открытию Дней культуры округа-побратима, завершил большой концерт, показанный силами котбус­ ских самодеятельных артис­ тов. Самые искренние симпа­ тии зрителей завоевал моло­ дежный хоровой коллектив, художественным руководи­ телем которого является До­ ра Гебауэр. Участники хора — старшеклассники общеоб­ разовательной школы из го­ рода Хойерсверде с 12-лет­ ним сроком обучения. В этой школе в специальном клас­ се юноши й девушки учатся многому — изучают музы­ кальную грамоту, осваивают школу вокала, постигают ос­ новы’хорового пения. Большое удовольствие до­ ставило всем исполнение этим оригинальным коллек­ тивом песен самого разного характера. Кажется, они с одинаковым мастерством и легкостью справляются и со сложными классическими произведениями, и .с народ­ ными, и с современными. Песни звучали на языках многих народов •— русском, немецком, французском, анг­ лийском, но были понятны и близки одинаково всем. Это были песни о мире, о друж­ бе, о любви. Понравились зрителям и задорные, жизнерадостные, искрометные танцы в испол­ нении самодеятельных тан­ цоров. Они шире познакоми­ ли с народным хореографи­ ческим искусством лужичан. Дни культуры округа Кот­ бус ГДР в нашей области продолжаются. Вчера гостей принимали труженики Лебе­ дянского района, а сегодня они побывают на Новоли­ пецком металлургическом комбинате, примут участие в вечере дружбы в молодеж­ ном центре предприятия, вы­ ступят с концертом перед металлургами. Л. ДУБИНА. На снимках: выступают самодеятельные артисты из округа Котбус ГДР. Фото А. ЩУРОВА. Г ^ТП П ИНФОРМАЦИЯ А Р О Д НЕДЕЛЯ ДЕЙСТВИЙ ЗА РАЗОРУЖЕНИЕ НЬЮ-ЙОРК, 27 октября. (ТАСС). Делегаты 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН отметили в понедельник неде­ лю действий за разоружение. Выступай на специальном за­ седании первого комитета (по­ литические вопросы и вопросы безопасности, включая разору­ жение), председатель сессии П. Флорин указал на обнаде­ живающие результаты состо­ явшихся советско-американ­ ских переговоров в Москве. Однако, сказал он, опасность распространения гонки воору­ жений на космическое прост­ ранство не миновала. По оценке генерального сек­ ретаря ООН X. Переса де Ку­ эльяра, в этом году неделя действий за разоружение про­ водится на благоприятном фо­ не различных достижений в вопросах разоружения на двустороннем и многосторон­ нем уровнях. При этом он осо­ бо подчеркнул, что соглаше­ ние между СССР и США о ликвидации ракет" средней и меньшей дальности сделало бы многое для улучшения возможностей ведения пере­ говоров по . ограничению Во­ оружений и разоружению. «Особенно важен и ценен для повышения международного доверия прогресс в направле­ нии всеобъемлющего договора о запрещении испытаний ядер- ного оружия и предотвращения гонки вооружений в космосе», —- • констатировал X. Перес де Куэльяр. РАЗВИВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПРИМИРЕНИЯ КАБУЛ, 27 октября. Корр. ТАСС Олег Кузьмин передает: 600 афганских граждан вер­ нулись на родину из-за рубе­ жа за истекшую неделю. На сторону народной власти пе­ решли две вооруженные группы в провинциях Джаузджан и Кандагар. Соглашение о прек­ ращении огня подписали два антиправительственных фор­ мирования в провинции Капи- са. С восстановлением нормаль­ ной Обстановки в ряде районов провинции Кандагар местные власти приступили к воссоз­ данию системы народного об­ разования, бездействовавшей в течение ряда лет из-за непрек- ращавшегося кровопролития. IВ настоящее время в провин­ ции открылись 40 Школ. Возоб- нрвились занятия в педагоги- ОТЗОВИТЕСЬ, ДРУЗЬЯ ФРОНТОВЫЕ Совет ветеранов 47 стрел­ ковой Невельской дивизии, входившей в состав 4 Удар­ ной и 6-й Гвардейской армий Первого Прибалтийского (Ка­ лининского) фронта, разыскива­ ет ветеранов 148, 334 и 353 стрелковых полков, 559 артил­ лерийского полка, других ча­ стей и подразделений- дивизии, а также ветеранов 21 отдель­ ной курсантской бригады. Отзовитесь однополчане быв­ шего 504 Мгинского Красно­ знаменного минометного пол­ ка РГКА по адресу: 320036, г. Днепропетровск, проспект К. Маркса, 101, кв. И. Атйки- ву Ф, Ф. ческом училище и медресе «Мухаммедия». Вновь органи­ зовано 560 курсов ликвидации неграмотности, где учатся чи­ тать и писать более 8 тысяч афганцев. Вместе с тем непримиримая часть контрреволюции про­ должает противодействовать восстановлению мира и безо­ пасности в Афганистане. За Прошедшие 7 дней были со­ рваны попытки бандитов про­ извести три взрыва в ожив­ ленных районах города Дже- лалабада. Вооруженные силы республики разгромили банду, которая терроризировала на­ селение провинции Аогар. В Ходе операции 36 бандитов за­ хвачены в плеи. У преступни ков изъято значительное коли­ чество оружия. ИКП ОТМЕЧАЕТ 70-ЛЕТИЕ ОКТЯБРЯ РИМ, 27 октября. (Корр. ТАСС). «Да здравствует Ве­ ликая Октябрьская социа­ листическая революция!» —* начертано на огромном тран­ спаранте на русском и Ита­ льянском языках у входа в секцию Итальянской комму­ нистической партии в одном из жилых кварталов рабоче­ го района Рима — Тибур- тина. Мощные динамики раз­ носят по улице знакомые мелодии маршей н револю­ ционных песен: в районе проводится праздник, посвя­ щенный 70-летию Великого Октября. На сцену поднимается Нор- берто Натали—один из руко­ водителей секции ИКП. «Ве­ ликая Октябрьская социалис­ тическая революция, —взвол­ нованно говорит оратор,—вы­ дающееся событие нашего столетия, полностью изме­ нившее облик мира. Она да­ ла мощный импульс мирово­ му революционному и рабо­ чему движению, борьбе на­ родов за национальное ос­ вобождение. Слова Норберто буквально тонут в громе оваций. На сцену поднимаются все новые и новые ораторы. «Долгие 70 лет отделяют нас от того дня, когда в Петрограде пролетариат под руководством партии боль­ шевиков взял власть в свои руки, — говорит ветеран компартии, участник движе­ ния Сопротивления Стефани- ди Калисто. — Много ис­ пытаний выпало на долю со­ ветских людей. Однако, не­ смотря на все трудности, Со- ветйкий Союз всегда нахо­ дился и продолжает нахо­ диться в авангарде сил, бо­ рющихся за светлое будущее человечества». Р ЕФ ЕРЕН Д УМ В ЮЖ НОЙ КОРЕЕ ТОКИО, 27 октября. Корр. ТАСС Василий Головнин пере­ дает: длинные очереди вы­ строились сегодня с раннего утра перед избирательными участками в городах и дерев­ нях Южной Кореи, где прохо­ дит общенациональный рефе­ рендум по вопросу о пере­ смотре конституции. По под­ счетам специалистов, сообща­ ет агентство Киодо Цусин, в голосовании принимают учас­ тие до 90 процентов избирате­ лей. Под давлением беспреце­ дентных по размаху выступле­ ний общественности сеульский режим летом этого года со­ гласился включить в проект конституции положение о пря­ мых всеобщих выборах прези­ дента, за что долгие годы бо­ ролась оппозиция. В документ вошли статьи об' основных гражданских свободах и пра­ вах профсоюзов, а также пункт, ограничивающий полно­ мочия главы государства по введению чрезвычайного поло­ жения и роспуску националь­ ного собрания (парламента). Эти меры в прошлом не раз использовались для террора против инакомыслящих и оппо­ зиции. Одновременно сеульский режим обещал гарантировать «политический нейтралитет» армии, хотя все ключевые по­ сты в нынешнем южнокорей­ ском руководстве занимают выходцы из армейской вер­ хушки. ОБОСТРЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ГОЛОДА НЬЮ-ЙОРК, 27 октября. (ТАСС). Все большее число работающих американцев по­ полняют армию голодных. Та­ кой вывод содержится в опуб­ ликованном здесь докладе группы врачей и исследовате­ лей из школы обхцественного здравоохранения при Гарвард­ ском университете. «Мы обнаружили две Аме­ рики, — говорится в докладе. — Одна Америка — страна богатых, другая — страна, где многие трудолюбивые люди сейчас оказались нуждающи­ мися и голодными». Хотя в Вашингтоне без устали твердят о том, что в США наблюдает­ ся экономический рост, указал руководитель исследователь­ ской группы Лэрри Браун, около 20 млн. американцев страдают от голода, и среди них увеличивается доля семей с детьми, родители которых имеют работу. Однако зарабо­ ток их ниже уровня доходов, официально определенного как «черта бедности», и его не хватает даже на то, чтобы прокормить всех членов се­ мьи. «Это совершенно новая тенденция, —- заявил Браун. — Голод и нищета все в большей степени охватывают семьи «си­ них воротничков» — промыш­ ленных рабочих США». По данным организации «армия спасения», члены этих семей составляют сейчас почти по­ ловину тех американцев, кото­ рые выстраиваются в очереди у «суповых кухонь» за миской благотворительной похлебки. В целом с 1979 года число работающих американцев, ока­ завшихся за порогом нищеты, увеличилось иа 36 проц., ука­ зывается в исследовании. По мнению его авторов, усиление процесса обнищания американ­ ских трудящихся — прямой результат политики официаль­ ного Вашингтона, нещадно со­ кращающего важнейшие про­ граммы социального вспомо­ ществования в пользу наращи­ вания военных расходов. П О Д М А С К О Й Ф Е М И Д Ы Руководство университета в Оснабрюке (ФРГ) после недол­ гих раздумий вынесло вердикт: преподавателя Манфреда Кро- бота от науки «отлучить»; за­ претить ему появляться в ауди­ ториях, дабы «оградить от его пагубного влияния неокрепшие умы студентов». Университет­ ское начальство, верша свой суд, пришло к выводу, что преподавание.и деятельность в местной организации Герман­ ской компартии — вещи несов­ местимые, невзирая на все до­ стоинства М. Кробота как уче­ ного. Земельное правительство Нижней Саксонии утвердило этот акт произвола, пополнив тем самым длинный список жертв пресловутого «Постанов­ ления о радикальных элемен-. тах», принятого в ФРГ в 1972 году. История знает немало при­ меров, когда мракобесие высту­ пало под маской Фемиды. В средние века отцы-инквизито­ ры, потрясая изъеденными мы­ шами церковными книгами, не­ щадно отправляли «отступни­ ков» на костер. Буржуазное правосудие не раздувало костров, но меч за­ кона также был беспощаден к «политической ереси». И хотя сегодня «Закон против социа­ листов», введенный Бисмарком в 1878 году, нацистский «Закон о восстановлении профессио­ нального чиновничества» 1933 года и аденауэровский «Указ 1950 года», позволявшие пре­ следовать политических против­ ников, пылятся в архивах, мракобесие не сложило ору­ жия. Наиболее широкие масштабы борьба с «инакомыслием» при­ няла со времени прихода к власти правоконсервативной коалиции . ХДС/ХСС—СвДП. Под предлогом обеспечения «внутренней безопасности» в стране ужесточается законо­ дательство, расширяются пол­ номочия полиции, судов, про­ куратуры, спецслужб, уреза­ ются демократические права трудящихся. Если в начале 70-х годов «запреты на профессии» применялись в основном к чле­ нам Германской компартии, то теперь сфера действия этой антидемократической практи­ ки распространяется и на со­ циал-демократов, профсоюз­ ных активистов, членов партии «зеленых», сторонников мира, участников движения против расизма и т. д. «Первыми жертвами» «за­ претов на профессии» были коммунисты. Затем те, кого подозревали в симпатиях к ним. Теперь очередь дошла до социал-демократов. Становит­ ся все более очевидным, что ведомство По охране конститу­ ции, занимающееся слежкой за инакомыслящими, является ин­ струментом ХДС», — отмечают в своем заявлении депутаты ландтага земли Шлезвиг-Голь­ штейн от СДПГ Клингнер и Либрехт. Поводом для их выступления Послужил отказ властей этой земли, где правит консервативный христианско- демократический союз, принять на службу в юридические ор­ ганы молодого юриста социал- демократа. Ему навесили яр­ лык «политически неблагона­ дежного» лишь за то, что он состоит членом Немецкого об­ щества мира. И это отнюдь не единичный случай. В настоя­ щее время, по данным общест­ венных организаций, более Ю тысяч граждан ФРГ в той или иной форме стали Жертвами «запрета йа профессии». Ведущая роль в осуществле­ нии практики «запретов на профессии», установлении бес­ прецедентного контроля За по­ литической деятельностью граждан принадлежит западно­ германским спецслужбам. Сов­ ременные «инквизиторы» обос­ новались в федеральном ве­ домстве по охране конститу­ ции и военной Контрразведке МАД. В своей книге «Шпики, лгуны, провокаторы» ■извест­ ный писатель Фриц Зайберт вскрывает многие закулисные стороны деятельности западно- германской охранки, под не­ усыпным оком которой нахо­ дится в той или иной степени практически все взрослое на­ селение ФРГ. «С момента при­ нятия пресловутого «закона о радикальных элементах», — пишет автор, —- по достовер­ ным сведениям почти на 20 миллионов «бюргеров» заведе­ ны различные досье в секрет­ ных картотеках и компьюте­ рах». В выборе средств «рыцари плаща и кинжала» не особенно разборчивы. В широком ходу подкуп и шантаж, прямые угрозы и засылка провокато­ ров в демократические органи­ зации. За политически небла­ гонадежными и членами оппо­ зиции устанавливается, как правило, негласный надзор. Не так давно стало известно, что охранка вела тайную слежку за такими видными деятелями СДПГ, как Оскар Лафонтен, Эгон Бар, Дитер Шпери, Гер­ ман Шеер. Поводом для слеж­ ки за премьер-министром зем­ ли Саар О. Лафонтеном послу­ жило то, что в 1983 году он участвовал в «марше мира» в Руре. Лидер социал-демокра­ тов Нижней Саксонии Д. Шре­ дер открыто протестовал про­ тив размещения американских ракет в ФРГ, а член президиу­ ма СДПГ Э. Бар «не побоял­ ся» дать интервью газете за­ падногерманских коммунистов «Унзере цайт». Демократическая обществен­ ность страны требует положить конец преследованиям за по­ литические убеждения. Сего­ дня в ряде западногерманских земель, возглавляемых прави­ тельством социал-демократов, антиконституционная практи­ ка «запретов на профессии» отменена. Однако там, где за­ правляют консерваторы из ХДС/ХСС, «инквизиторы» в су­ дейских мантиях по-прежнему вершат произвол над «инако­ мыслящими». «Когда-нибудь мы будем со стыдом вспоми­ нать об этих процессах», — подчеркивал председатель ок­ ружной организации СДПГ в Пфальце, депутат европейского парламента Вилли Ротлей. В. БАШКИ Н . (АПН ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz