Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Л ЕН ИН СК ОЕ 69-й год издания 1986 ОКТЯБРЬ 2 4 ПЯТН И ЦА Орган Липецкого обкома КПСС и областного Совета народных депутатов №245 <17642> Цена 3 коп. Народы всех стран! Решитель но выступайте против наращи вания смертоносных вооружений, за прекращение ядерных испы таний, за полную ликвидацию ядерного оружия! (Из Призывов ЦК КПСС}. Добрый вечер, дорогие товарищи! Мы опять встречаемся с вами и опять по тому же вопросу — о Рейкьявике. Вопрос слишком серьезный. Итоги встречи с президентом США взбудоражили весь мир. За истекшие дни поя вилось много новых данных, требующих оценки, которы ми я и хотел бы сегодня с вами поделиться. На пресс-конференции в Рейкьявике я, помните, гово рил, что мы еще не раз будем возвращаться к встрече меж ду руководителями СССР и США. Убежден: мы еще не осознали всей важности то го, что произошло. Но обя зательно поймем — не сей час, так завтра, — поймем все значение Рейкьявика и воздадим должное как до стижениям, приобретениям, так и упущенным возмож- / ностям, потерям. При всем драматизме — и хода переговоров, и их ито гов — встреча в Рейкьяви ке, может быть впервые за многие десятилетия, так да леко продвинула нас в по исках путей к ядерному ра зоружению. Я и сейчас считаю: в ито ге встречи мы поднялись на более высокую ступень не только в анализе ситуации, но и в определении целей и рамок возможных договорен ностей по ядерному разору жению. Оказавшись в нескольких шагах от практической дого воренности по столь трудной и жизненно важной пробле ме, все мы неизмеримо боль ше стали понимать опас ность, в которой находится мир, сильнее чувствуем не обходимость безотлагатель ных решений и, что самое главное, — сейчас мы зна ем: устранение ядерной уг розы — реально и возмож но. Здесь ‘я хотел бы заме тить, что еще совсем недав но советская программа лик видации ядерных вооруже ний к 2000 году многими «столпами» мировой поли тики объявлялась иллюзией, несбыточной мечтой. . Вот уж воистину — тот самый случай, когда прош лый опыт является не бо гатством и не советчиком, а грузом, отягощающим по иск решений. Но Рейкьявик породил не только надежды, Рейкьявик высветил и трудности на пу ти к безъядерному миру. Без понимания этого фак та нельзя правильно оце нить итоги исландской встре чи. Силы, противостоящие тенденции к разоружению, велики. Это мы почувство вали как на самой встрече, так и сейчас. О Рейкьявике сейчас говорится много. Встреча в Исландии реа листически мыслящими людьми расценивается как крупное политическое со бытие. Приветствуется тот факт, что в результате ее уда лось выйти на новые каче ственные рубежи в борьбе против ядерного оружия. Итоги Рейкьявика, как они видятся советскому руковод ству, ободряют всех, кто хо чет перелома к лучшему. Интересные оценки выска зываются в государственных, общественных и научных кругах большинства стран. Наметившиеся возможности характеризуются как отве чающие общечеловеческим устремлениям. По общему мнению, встре ча подняла на новый уро- вень советско-американский диалог, равно как и в це лом диалог Восток — За пад. Он выведен из плоскости технических выкладок, циф ровых сопоставлений на но вые параметры и измере ния. С этой высоты видны но вые перспективы в решении тех проблем, которые тйк остро сегодня стоят. — я имею в виду безопасность, ядерное разоружение, недо пущение новых витков гон ки вооружений, новое пони мание возможностей, от крывшихся перед человече ством. Дискуссия в мире по ито гам встречи, можно ска зать. еще только разворачи вается. Думаю; больше то го, убежден, она будет на растать. Будут нарастать, как мы думаем, и общие усилия народов. политиче ских и общественных кру гов, направленные на реа лизацию возможностей, от крывшихся на встрече в Рейкьявике. Там был обозначен мар шрут движения к решению важнейших проблем, от ко торых зависит сама судьба ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕК РЕТАРЯ ЦК КПСС М. С. ГОРБАЧЕВА человечества. Но время после Рейкьяви ка показало и другое. Круги, связанные с ми литаризмом, с прибылями от гонки вооружений, явно на пуганы. Они изо всех сил стараются справиться с но вой ситуацией и, координи руя свои действия, всяче ски стремятся сбить с толку людей. Взять под контроль настроения широких кругов мировой общественности, погасить их порыв к миру, помешать правительствам за нять четкую позицию в этот решающий исторический мо мент. В распоряжении этих кругов — власть политиче ская, экономические рычаги, мощные средства инфор мации. Не следует переоце нивать их силу, но и недоо ценивать тоже не следует. По всему, конечно, видно — борьба будет -трудной. В стане противников раз рядки и разоружения нача лась новая перегруппиров ка сил, предпринимаются ли хорадочные усилия выстро ить такие препятствия, что бы процесс, _ начатый в Рейкьявике, захлебнулся. В этих условиях считаю необходимым вернуться к вопросам, остро вставшим в повестку дня в связи со встречей в Исландии. Наша точка зрения, кото рую я высказал спустя час по ее окончании, не измени лась. Считаю необходимым сказать об этом не только для того, чтобы подтвердить ранее сделанные оценки. Делаю это, чтобы обра тить ваше внимание на че харду и разноголосицу, ко торые мы наблюдаем. То ли это от растерянности, за мешательства, то ли заранее продуманная акция по наду вательству простых людей. Идут разные объяснения целей, которые ставились перед встречей. От первых проклятий в адрес Рейкьяви ка быстро и дружно переш ли к восторгам. Началась суетливая кам пания по присвоению себе не своих предложений. Главные силы брошены на защиту посрамленной в Рейкьявике СОИ. В общем суматошные дни пережива ет сегодня Вашингтон. Что это — предвыборная игра, которая нуждается в успехе Рейкьявика? Или имеем дело с непредсказуе мой политикой на предстоя щие годы? Этот феномен нуждается в серьезном изучении. Мимо нашего внимания не прошло, как и куда не которые политические кру ги пытаются направить об суждение итогов встречи. О главных моментах та кой кампании стоит сказать. Хотят обелить деструктивную позицию администрации США, которая пришла на встречу неподготовленной, я бы сказал еще раз, со ста рым багажом, а когда де ваться было некуда и об становка потребовала ясных ответов, сорвала возмож ность завершить встречу до говоренностями. Хотят в новой ситуации, создавшейся после Рейкь явика, понудить СССР вер нуться к старым подходам, тянут назад к бесплодным цифровым дискуссиям, к блужданию по кругу в ус ловиях тупика. Очевидно, немало таких политиков на Западе, кото рых переговоры в Женеве устраивают как ширма, а не как форум для поиска договоренностей. Теперь становится яснее то, что раньше тщательно маскировалось: в американ ских и западноевропейских правящих кругах есть мощ ные силы, которые стре мятся сорвать процесс ядер ного разоружения, кое-кто опять стал утверждать, что ядерное оружие — чуть ли не благо. Говорят, что половина правды — самая опасная ложь. И очень тревожно, что на такую позицию — а подчас и позицию прямого обмана — встали не только средства массовой информа ции правого толка, но и высокопоставленные деятели американской администра ции. Я уже имел возможность рассказать, как было дело в Рейкьявике. Мы приехали на встречу с конструктивны ми и самыми радикальны ми за всю историю совет ско-американских перегово ров предложениями по со кращению вооружений, В них учитываются интересы обеих сторон. Прибыв в Исландию, я сказал об этом накануне встречи в беседе с руково дителями этой страны. И уже в середине первой бе п о с о в е т с к о м у т е л е в и д е н и ю седы с президентом США эти предложения ему были вручены. Далеко идущие и взаимо связанные, они составляют целостный пакет и основаны на объявленной 15 января нашей программе ликвида ции ядерного оружия к 2000 году. Первое. Вдвое сократить все без исключения страте гические вооружения. Второе. Полностью лик видировать советские и аме риканские ракеты средней дальности в Европе и неза медлительно приступить к переговорам по ракетам это го типа в Азии, а также и по ракетам с дальностью меньше 1000 км, число ко торых мы предложили сразу же заморозить. Третье. Упрочить режим ПРО и начать полномас штабные переговоры о пол ном запрещении ядерных испытаний. ( На базе советских пред ложений и развернулись дискуссии в Рейкьявике, о чем я подробно говорил в прежних своих выступле ниях. В результате трудной борьбы и острых споров произошло обнадеживаю щее сближение позиций по двум из трех направлений. Логика переговоров выве ла стороны на определение конкретных сроков ликви дации стратегических насту пательных вооружений. И мы с президентом Р. Рейга ном пришли к согласию, что такие вооружения СССР и США могут и должны быть полностью ликвидированы к 1996 году. Была достигнута догово ренность и о полной ликви дации американских и со ветских ракет средней даль ности в Европе, и о ради кальном сокращении ракет этого класса в Азии. Мы придаем этим догово ренностям между СССР н США принципиальное зна чение: они показали, что ядерное разоружение воз можно. Такова первая половина правды о Рейкьявике. Но есть и другая половина. Со стоит она, как я уже ска зал, в том, что американ ская сторона сорвала со глашение, до которого, ка залось, рукой подать. Сейчас администрация США изо всех сил старается убедить, что возможный крупный успех с выходом на конкретные соглашения не был достигнут ввиду неус тупчивости советской сторо ны по программе так назы ваемой «стратегической обо ронной инициативы». Говорят даже, будто мы заманили в ловушку прези дента, выдвинув «захваты вающие дух» предложения по сокращению стратегиче ских наступательных воору жений и ракет средней дальности, а потом, дескать, в ультимативной форме пот ребовали отказа от СОИ. Но суть нашей позиции, наших предложений вот в чем: мы за сокращение, а затем и полную ликвидацию ядерного оружия и реши тельно против н о е о го этапа гонки вооружений, переноса ее в космос. Отсюда — мы против СОИ и за укрепление дого вора по ПРО. Всякому здравомысляще му человеку понятно, что если мы вступаем на дорогу глубоких сокращений, а по том и полного уничтожения ядерного оружия, то надо исключить любую возмож ность, которую могла бы использовать то ли совет ская, то ли американская сторона для получения од ностороннего военного пре восходства. Как раз главную опас ность СОИ мы и видим в переносе гонки вооружений в новую сферу, в стремле нии вырваться с наступа тельным оружием в космос и таким способом добиться военного превосходства. СОИ встала на пути прек ращения гонки вооружений, избавления от ядерного ору жия, главным препятствием на пути к безъядерному ми* РУ- И когда господин Шульц, государственный секретарь США, говорит американско му народу, что СОЙ — это своего рода «страховой’ по лис» для Америки, то это, по меньшей мере, попытка ввести в заблуждение аме риканский народ. СОИ на самом деле не ук репляет безопасность Аме рики, не укрепляет, а, от крывая новый этап гонки вооружений, дестабилизиру ет военно-политическую си туацию и тем самым ослаб ляет и безопасность Соеди ненных Штатов, и всеобщую безопасность. Это американцы должны знать. Должны они знать и то, что позиция США по СОИ, объявленная в Рейкьявике, в корне противоречит до говору по ПРО. Статья XV этого договора действитель но позволяет выйти из дого вора, но только при опреде ленных обстоятельствах, а именно — если «исключи тельные обстоятельства по ставили под угрозу ее -(уча стницы договора) высшие интересы». Никаких таких обстоятельств не было и нет сейчас. И понятно, что' лик видация ядерного оружия, если бы она началась, дела ла бы возникновение таких чрезвычайных обстоятельств еще менее вероятным. Это логично. Статья XIII Договора по ПРО предусматривает и другое, а именно — что стороны должны «рассмат ривать по мере необходимо сти возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоя щего договора». США же стремятся, наоборот, обесце нить договор, лишить его смысла. Это все — цитаты из до кумента, подписанного выс шим представителем Соеди ненных Штатов. Много сочинили побасе нок, чтобы поднять автори тет СОИ. Одна из них — что русские страшно ее боятся. Другая — что имен но СОИ привела русских на переговоры в Женеву, а по том и в Рейкьявик. Третья — что СОИ — это единст венное спасение Америки от «советской угрозы». Четвер тая — что СОИ обеспечит Соединенным Штатам боль шой технологический отрыв от Советского Союза и дру гих стран й т. д. и т. п. ■Сейчас со знанием проб лемы я могу сказать только одно; продолжение про граммы СОИ втянет мир в новый этап гонки вооруже ний и дестабилизирует стра тегическую обстановку. Все остальное, что при. писывается СОИ, — во мно гом весьма сомнительно и делается для того, чтобы в кривлекате.льной упаковке сбыть этот подозрительный и опасный товар. Президент, отстаивая свою позицию, приведшую к сры ву договоренности в Рейкь-. явике, задает риторические вопросы: «Почему русские столь упорно требуют, что бы Америка навечно оста лась уязвимой для советско го ракетного удара? Почему Советский Союз настаивает на том, чтобы мы остава лись беззащитными навеч но?». Меня, признаться, такие вопросы удивляют. Из них вроде бы вытекает, что у американского президента есть возможность сделать свою страну неуязвимой, на дежно ее защитить от ядер ного удара. Но пока существует ядер ное оружие и продолжается гонка вооружений, у него нет такой возможности. Так же, разумеется, как и у нас. Если президент надеется здесь на СОИ, то зря. Эф фективной эта система бу дет разве что в случае, ес ли ликвидировать все раке ты. Но зачем тогда, спра шивается, вообще нужна противоракетная оборона? К чему ее строить? Я не гово рю уже о выброшенных на ветер средствах, о стоимр- сти этой системы — по не которым оценкам она дости гнет нескольких триллионов долларов. Пока же мы стараемся убедить Америку отказаться от опасной затеи. Убеждаем американскую администра цию ■искать неуязвимость, защиту на другом пути —на пути полной I ликвидации ядерного оружия, создания всеобъемлющей системы международной безопасно сти, исключающей любые войны — и яДерные, и обычные. Однако на сегодняшний день программа СОИ оста ется составной частью воен ной доктрины США. Поныне действующее «ру ководство по обороне на 1984—1988 годы», вышед шее из недр Пентагона в начале президентства Рейга на, прямо предусматривает «разработку систем косми ческого базирования», вклю чая средства уничтожения советских спутников, фор сирования систем противо ракетной обороны Террито рии Соединенных Штатов с возможным выходом США из Договора по ПРО. Как подчеркивается в этом Документе, «надо на править военное соперниче ство с СССР в новые. обла* ’ сти и тем самым сделать бессмысленными все пре дыдущие советские расходы на оборону и сделать все советское оружие устарев шим». Опять, как видите, погоня За призраком, выра жаясь словами бывшего пре зидента Никсона, опять рас четы измотать Советский Союз. Трудно даются уроки ны нешней администрации. Не здесь ли ответ на воп рос, почему так упорно дер жатся за СОИ? Планы «звездных войн» стали глав ным препятствием к дого воренности о ликвидации ядерной угрозы. Й зря сей час в Вашингтоне стремятся изобразить дело так, будто мы движемся к соглашению. Ликвидировать ядерное оружие как средство сдер живания американской аг рессии, поручив взамен уг розу из космоса, — на это могут пойти лишь полити ческие простаки. Таких в советском руководстве нет! Трудно примириться, что из-за всего этого упущен уникальный шанс — изба вить человечество от ядер ной угрозы. Имея именно это в виду, я говорил на пресс-конференции в Рейкь явике о том, что мы не счи таем диалог законченным и надеемся, что, вернувшись домой, президент Р. Рейган посоветуется с конгрессом США, с американским на родом и примет решения, необходимость которых ло гически вытекает из достиг нутого в Рейкьявике. Произошло же совсем другое, Помимо того, что исказили всю картину пе реговоров в Рейкьявике —- об этом я еще скажу, — предприняли в последние дни акции, которые на нор мальный человеческий взгляд выглядят просто ди кими после етбль важной встречи на уровне высшего руководства двух стран. Я имею в виду высылку из США еще 55 работников советского посольства и кон сульства. Мы, конечно, при мем ответные, меры, очень жесткие меры,’ так сказать, на равных. Спускать такое безобразие не намерены. Но сейчас я — о другом. Что же это за правитель ство, что же можно ожидать от него в других делах на международной арене? До каких пределов распростра няется непредсказуемость его действий? Оказывается, что не толь ко нет у него конструктив ных предложений по ключе вым вопросам разоружения, но нет даЖе желания сох ранить атмосферу, необходи мую для нормального про должения диалога. Получа ется, что Вашингтон не * го тов ни к тому, ни к друго му. Напрашивается вывод. Он подтверждается уже не малым опытом. Каждый раз, когда обнаруживается прос вет в подходах к крупным вопросам советско-амери канских отношений, к уре гулированию вопросов, зат рагивающих интересы всего человечества, тут же следу ет провокация, рассчитанная на то, чтобы сорвать воз можность позитивного реше ния, отравить обстановку. Так где же истинное лицо американской администра ции? За поиск ли она развя зок и решений или оконча тельно хочет разрушать все, что может служить основой для продвижения вперед, заведомо исключить всякую нормализацию? Складывается весьма не приглядный портрет адми нистрации великой страны,, быстрой на деструктивные, разрушительные действия. То ли президент не может справиться с окружением, ко-, торое буквально дышит не навистью к Советскому Сою зу и ко всему, что может ввести международные дела в спокойное русло, то ли он сам этого хочет. Во всяком случае, управы на «ястре бов» в Белом доме нет. И это очень опасно. Что же касается информи рования американцев о Рейкьявике, то произошло следующее — вполне в ду хе вышесказанного. От них утаили факты. Им сказали ту самую полуправду, о ко торой я говорил выше. Дело изобразили так, будто США, действуя с позиции силы, почти, вырвали у Советского Союза согласие договорить ся на американских услови ях. И недалек день, когда США, дескать, добьются своего: надо, мол, только не сбавлять темпа военных при готовлений, форсировать программу «звездных войн», усиливать нажим по всем направлениям. Эти дни стали свидетеля ми того, что великое дело топится в мелком политикан стве. В жертву фабрикан там оружия приносят жиз ненные интересы своего на рода, союзников. междуна родную безопасность в ” це лом. . Сколько сказано об от крытости американского об щества, о свободе информа ции, о плюрализме мнений, о том, что каждый может и видеть, и слышать то, что ■ хочет. В Рейкьявике, указывая на различия между нашими системами, президент сказал мне: «Мы признаем свободу печати, право выслушать любую точку зрения». Это я процитировал его слова. А как выглядит это на деле? Вот самый свежий факт. Мне рассказали, что наша общественная организация АПН' издала на английском языке Тексты моей пресс- конференции в Рейкьявике и выступления по советско му телевидению, направила это во множество стран, в том числе и в Соединенные Штаты. Так вот: брошюра с этими текстами уже несколько дней задерживается на американ ской таможне. Ее не пуска ют к американскому читате лю. Вот вам и «право вы слушать любую Точку зре ния»! Или; касаясь гуманитар ных дел, я говорил прези д ен т у ,— возьмите, фэпри мер, кино. На советском эк ране идет огромное количе ство американских фильмов. Советские люди имеют воз можность через них пред ставить, себе и образ жизни, и образ мыслей американ цев. В «свободной же Амери ке» советских фильмов прак тически не, показывают. Пре зидент ушел от ответа и, как обычно в таких, случаях, спрятался за частное пред принимательство, которое, мол, что хочет, то и делает. Говорил я ему и об изда нии американских книг у нас и наших книг — в США: соотношение, пример но, 20 к одному. Поставил я перед прези дентом и вопрос о радиоин формации. Сказал, что и здесь мы находимся в не равном положении. Вы ок ружили Советский Союз сетью радиопередатчиков и с территории других стран транслируете на многих языках Советского Союза круглые сутки все, что вам вздумается. Сама же Амери ка, пользуясь тем, что мы не близкие соседи, отгороди ла себя от нашей радиоин формации средними волна ми — у них приемники там только такие. Президент и на это ничего не мог возра зить. Тогда я ему предложил: давайте так поступим — мы прекращаем глушение «Го лоса Америки», а вы пре доставляете нам возможность на своей территории или где-то рядом наладить ра диопередачи на Соединен ные Штаты — так, чтобы это доходило до населения вашей страны. Президент обещал подумать. Похоже на то, что Соеди ненные Штаты становятся все более закрытым обще ством; хитро и эффективно изолируют там людей от объективной информации. Это — опасный процесс. *■ Американский народ дол жен знать правду о том, что происходит в Советском Со юзе, о подлинном содержа нии советской внешней по литики, о наших действи тельных намерениях, да и правду о положении в мире в целом. На нынешнем этапе, я бы сказал, это приобретает ис ключительное значение. Теперь — о том, как пре подносятся в Соединенных Штатах итоги Рейкьявика. Понадобилось всего несколь ко часов, от силы дней, что бы все, о чем говорилось в Рейкьявике, стало погру жаться в туман вымыслов и фантазий. Зерна доверия стараются погубить прежде, чем они дадут "всходы. Президент заявил на днях, что предметом согласия бы ли лишь баллистические ра кеты, а его помощники пря мо сказали, что бомбарди ровщики и все крылатые ра кеты .остаются в неприкос новенности. Государственный секре тарь дал другую версию — . что договоренность касалась всех стратегических воору жений. Кстати, он присутст вовал на моих беседах с президентом, как и наш ми нистр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Г-н Сгшкс, выступающий от имени Белого дома, зая вил, что Р. Рейган, возмож но, был неправильно понят и что президент никогда не давал согласия на ликвида цию всего ядерного оружия. Дело дошло до прямых передержек. Утверждается, рапример, будто на прошедшей встрече президент США не давал согласия на советское пред ложение о полном уничтоже нии всех стратегических на ступательных вооружений СССР и США к 1996 году. Будто единой точки зрения на это наше предложение достичь не удалось. Со всей ответственностью как участник переговоров заявляю: президент дал — хотя и без’ особого энтузиаз ма — согласие на то, чтобы были ликвидированы все — подчеркиваю — все, а не • только какие-то отдельные стратегические наступатель ные вооружения. И уничто жены именно за десять лет, в два этапа. Далеки от истины и ин терпретации обсуждения проблемы ядерных испыта ний. Односторонний подход к этому вопросу со стороны США изображается так, будто Советский Союз вы разил с ним полное согласие. Не было такого и н.е могло быть. Неправильно подается и вопрос о ликвидации ракет средней дальности в Евро пе. Мало того, что -он изы мается из предложенного советской стороной пакета. Но и наше согласие замо розить количество ракет с дальностью менее 1000 км начинают изображать как «признание»' Советским Со юзом «права» США разме стить в Западной Европе американские ракеты того же класса. При таких толкованиях скоро и сам засомневаешь ся, о чем же мы говорили в Рейкьявике — об устра нении ядерной угрозы, со кращении и уничтожении ядерных вооружений? Или же о том, как повышать та кую угрозу дальше, разнооб разить ядерные арсеналы, делать ареной военной кон фронтации не только всю планету, но и космос, Все ленную? Вот ведь как полу чается, товарищи. Перспектива возможного советско-американского вза имопонимания так напугала кого-то, что загодя приня лись сооружать совершенно немыслимые преграды, изо бретать «предварительные условия». Помощник президента до говорился до того* что США, прежде чем идти на ядер ное разоружение, «должны увидеть изменения полити ческого климата в Советском Союзе». Несерьезно все это, край не несерьезно. Когда подобные претен зии выдвигались семьдесят или сорок лет назад, их еще можно было принять за не домыслие, историческую сле поту, сейчас — это демонст рация полного непонимания реальностей. В качестве «предвари тельного -условия» называ ется также и вопрос об обычных вооружениях. Сам по себе он достаточно серь езен. До сих пор расхожим те зисом на Западе было ут верждение о «превосходстве» Советского Союза, государств Варшавского Договора в обычных вооружениях. Оно якобы и понуждает НАТО непрерывно наращивать ядерный потенциал. Конечно, никакого дис баланса нет. После Рейкья вика этот факт впервые пуб лично признали г-н Шульц и г-н Риган. Но суть пробле мы не сводится к поддержа нию паритета. Мы не хотим, чтобы гонка вооружений переместилась из области ядерных в сферу обычных вооружений. Напомню, что наше ян варское предложение о лик видации ядерного оружия до конца века включало также положения об уничтожении химического оружия и глу боких сокращениях обычных вооружений. Мы неоднократно возвра щались к этому вопросу и после января. В наиболее развернутом виде предложе ния стран Варшавского До говора были сформулирова ны летом этого года в Бу дапеште. Мы их направили другой стороне — я имею в виду членам НАТО. Ответа на них до сих пор не последовало. Каждый день после Рей кьявика проясняет, что встреча в Исландии оказа лась тем пробным камнем, на котором выверяется , ис тинная цена слов и декла раций политических деяте лей. Сколько было наговорено о том, что надо освободить ся от ядерного кошмара, как легко будет дышаться в безъядерном мире, пусть только СССР и США сдви нут проблему с мертвой точки! Но стоило забрезжить лу чу надежды, как многие из тех, кто еще вчера клял ядерное оружие, заверял в приверженности идее безъя дерного мира, разбежались по кустам. Даже раздаются голоса в Западной Европе, что труд но расстаться с американ ским ядерным оружием, с американскими ракетами.. Дело, видимо, в том, что те, кто делает политику на Западе, думают о ядерном оружии вовсе не в оборони тельном плане. Иначе труд на объяснить, почему выис киваются сейчас предлоги для сохранения ракет или высказывается поддержка программы СОИ на прави тельственном уровне. Есть над чем подумать и нам, и западноевропейской общественности. Наряду с лобовыми ата ками, предпринимаются и более изощренные маневры. Нельзя ли взять со стола переговоров то, что повы годнее, проигнорировав то, .что, по разным причинам, не по вкусу? Говорят, что трудности в Рейкьявике возникли-де из- за того, что мы, советская сторона, выдвинули наши кардинальные предложения в пакете. Но пакет — это баланс интересов, уступок, баланс снятия озабоченно стей, взаимозависимость интересов безопасности. Здесь все как бы на одних весах, надо уравновесить обе чаши. Вероятно, поэтому на За паде хотят этот логически обоснованный, справедли вый вариант суммарной до говоренности рассыпать на части, ничего не сделав для восстановления баланса ком промиссов. Все наши предложения, выдвинутые в Рейкьявике, объективно связаны с цент ральными стратегическими системами оружия. Наши ус тупки — тоже часть пакета. Не будет пакета — не бу дет и уступок. Это — реальность нашей национальной безопасности, Но такой подход обеспечи вает безопасность и США, и всех других стран. Вот почему мы прида ем такое значение ц укреп лению Договора по ПРО. Нет с нашей стороны ника кого покушения на него. Наоборот, мы против его ревизии, дополнений и т. п., тем более замены его чем-то другим, как сказал или, может, оговорился президент в Рейкьявике. Меня, признаться, очень удивило, когда он во время встречи принялся убеждать советскую сторону, меня лично, не относиться к До говору по ПРО как к «свя щенному писанию». А как же прикажете относиться к договорам? Как к клочку бумаги, что ли? Без строгого соблюдения договоров, тем более такого фундаментального, не обес печить международного по рядка и элементарной ста бильности, иначе в мире бу дут царить произвол и хаос, Скажу еще раз: когда СОИ предпочитают ядерно, му разоружению, возможен Л ИШЬ ОД И Н вывод — с по мощью этой военной про граммы пытаются опроверг нуть аксиому международ. НЫХ отношений нашей эпо хи, заключенную в простых и ясных словах, пол которы ми мы с президентом США в прошлом году поставили свои подписи. Вот эти слс ва: ядерную войну нельзя вести, в ней нельзя одер, жать победу. В заключение скажу: Со ветский Союз в свои предло жения вложил максимум доброй воли. Эти предложе ния мы не снимаем, не сни. маем! Все сказанное в их обоснование и развитие ос тается в силе. До свидания, товарищи, всего доброго.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz