Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
Т Е А Т Р НАЧАЛ ИСЬ РЕ П ЕТИ Ц ИИ К анун нового театрального сезона, канун новой встре чи творческого коллектива со своими постоянными зри телями. Это уточнение о постоянных зрителях не слу чайно: ведь в период межсезонья мастера сцены продол жали напряженную работу на гастролях. О делах н пла нах областного театра рассказываем мы сегодня. Необычайно долгим было в этом году театральное межсе зонье. Еще в мае Липецкий драматический театр имени Л. Н. Толстого простился с родным городом, отправив шись в первую в своей исто рии гастрольную поездку по Дальнему ВбСтоку — в города Хабаровск и Владивосток, а двери его здания, обычно гос теприимно распахнутые летом для гастролирующих коллек тивов, закрылись. Начался ка питальный ремонт. И в от уж е готовится при нять публику обновленный зри тельный зал, непривычной бе лизной свежевыстругаинных досок встречает нас пустую щая пока сцена. сменившая отслужившие свое старьте подмостки, благоустраиваются гримерные артистов. Строи тельные работы еще продолжа ются, а между тем состоялся традиционный сбор труппы, и это ' значит,’ что открытие но вого шестьдесят шестого се зона не за горами. Первая, праздничная и од новременно рабочая. встреча творческого состава, как всег да, вылилась в своеобразный художественный совет коллег- единомышленников, на кото ром были подведены творчес кие и финансовые итоги гаст рольного лета. Они радуют: искусство ли пецких мастеров сцены при влекло внимание тысяч даль невосточников. Шесть »спек таклей театра —* «Дядя Баня» А, Чехова, «Последний посети тель» В. Дозорцева, «Триптих лдя двоих» С. Злотникова, «Двери хлопают!» М. Ферме, «Золушка» Е. Шварца, спек- •"чл.ь-коицерт «Прекрасное — это серьезно» (по произведе ниям А. П. Чехова) были за писаны на радио и телевиде нии Хабаровска и Владивосто ка. Так что, встречи дальне восточников с Липецким те атром как бы еще продолжа ются. Следствием Творческих ус пехов коллектива является и то, что в августе театр выпол нил годовой финансовый план. Теплые слова поздравления и аплодисменты прозвучали на сборе труппы в адрес артис тов Ю. Репина, которому при своено почетное звание заслу женного артиста РСФСР н Л. Кабановой, удостоенной ор дена «Знак Почета». Но более всего и работни ков театра, и, конечно, его постоянных зрителей волнует главный вопрос: каким будет предстоящий сезон? В ряду других 69 советских театров Липецкий драматичес кий с первого января 1987 го да будет жить и работать в условиях широкомасштабного эксперимента, который откро ет перед коллективом боль шие творческие и экономичес кие возможности и одновре менно потребует дальнейшего поиска новых путей к зри тельским сердцам. В литературном портфеле театпа есть целый' ряд пьес М. Рощина, А. Галина, А. Ка занцева, А. Кудрявцева и дру гих советских драматургов. Каждая из них подкупает не только высоким профессиона лизмом, но и своей художни ческой страстностью, попыт кой проникновения в глубин ные пласты сложнейших воп росов человековедения. Одной из первых премьер нового сезона станет спек такль По пьесе М. Рощина «Вся Надежда». Он будет ад ресован . самым широким зри тельским кругам, но, пожалуй, наибольший интерес представ ляет для юношества: в центре внимания драматурга острые проблемы становления моло дой души, непростые вопросы ранней бездуховности, жесто косердия. .Драматург поднима ет важнейшую проблему нрав ственной взаимосвязи разных поколений, их ответственнос ти друт перед другом. В ноябрьской афише театра еще одна премьера — епек- такль-коциерт, в котором на сцену выйдут чеховские ге рои, зазвучат письма писате ля. Уже восемь сезонов театр не расстается с его драматур гией. и в премьерном спектак ле-концерте артисты хотят рассказать о своих встречах с Чеховым-художником и чело веком. В театре идут первые репе тиции, он готовится к празд ничному открытию нового се зона, которое намечено на первое ноября. А .пока в рай онах области идет детский фе стиваль. В его программе спек такли «Кот в сапогах» С. Про кофьевой и Г. Сапгир, «Фа культатив. цли Декабристы 1 0 «а» Ю. Рыжова и С. Гро мова. Впервые вместе с артистами в гастрольную поездку по об ласти отправились липецкие педагоги, которые проведут с сельскими школьниками Фа культативные занятия «Основы театральной культуры». Со стоятся и встречи с артиста ми, ребята познакомятся с вы ставкой детских рисунков, ко торую специально к фестива лю подготовили юные худож ники изостудии городского Дворца пионеров и школьни ков. Г. КОВАЛЕНКО. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Ш Р А М Ы НА Л И ЦЕ ГОРОДА » В Липецке заканчивается за стройка 20-го микрорайона. С каждым новым домом все пол нее выявляется замысел архи текторов, создавших проект застройки. Много старания вло жили в отделку домов и стро ители ДСК. В итоге общего труда на проспекте Победы по явились •стройные 9-этажные здания, - радующие глаз своими четкими, своеобразными фоп - мами, яркой цветовой гаммой. Но не успели липчане даже полюбоваться на них, как на Фасадах появились, словно бы шрамы на лице, первые само дельные рамы в проемах лод жий. Кто-то уж е застеклил, кто-то только выставил каркас и выжидает: уж слишком оче видное .безобразие — как бы не запретили. Но пройдет не много времени, и «украшенный» Разномастными решетками фа сад станет похож на' сотни дру гих обезображенных домов в городе;* _ Почему это происходит? Го ворят, в целях экономии теп ла. Но для ликвидации потерь тепла нужно в первую' очередь хорошо утеплить балконную дверь, а легкое стекольное ог раждение мало что даст в этом отношении. А что мы теряем? Как показывает практика, ос- текленный балкон ухудшает освещенность квартиры, летом балконное пространство плохо проветривается и перегревает ся, балкон превращается в чу- лан для. всякой рухляди. Еще нужно учесть, что самодельные рамы, установленные без про фессиональной подготовки, про сто могут упасть. Но самое главное . т-г,' эстетическое хлицо лома, улицы, города. Разве это ничего уже не значит? По смотрите, как выглядят лома в 13-м, 15-м,- 16-м и других мик рорайонах, где чуть ли не каж дая лоджия застеклена по ин дивидуальному нраву и вкусу хозяина. Дома сразу стали не ряшливыми, безобразными по внешнему виду. Но и этого ма ло: находятся еше и «художни ки», котбрйе красят «свою» стенку в какой-нибудь невразу мительный цвет, благо осталась краска от ремонта гаража. Почему люди так поступают? Думаю, из-за дефицита куль туры горожанина, из-за чувст ва вседозволенности («мой бал кон— что хочу, то и ворочу»), а большинство по принципу: «У соседа балкон остеклен, а я что, хуже?» Бот и стеклит каждый во что горазд... Наверное, есть кому следить за этим самоуправством, ведь есть же жэки, домоуправления, в конечном счете — райиспол комы? Все признают, что го род теряет свое лицо от этой эпидемии, но ничего серьезно го не предпринимается. Архитекторы института сде лали для пробы остекление лоджий на жилом доме станко строителей по улице Советской. И х отя алюминиевые перепле т а здесь стали новым элемен том фасада, все же необходи мо признать, что такие дома могут быть единичны в горо де. Во всяком случае абсолют но ясно, что если мы желаем, чтобы лоджии; были с остекле нием, то это нужно предусмат ривать в самом начале проек- титювания. Несколько веков строили до ма с лоджиями и балконами, и никому не приходило в голову закрывать их. Почему? Да по тому/ что балконы создавались для связи с улицей, двором, на балконе отдыхали, читали, бе седовали, балкон — это часть квартиры на воздухе. Балконы, к тому же, являются украше' нием дома, элементами его внешней эстетики. А мы прев ращаем их в чуланы, В республике есть очень много старых и новых городов, где традиции и жесткие пра вила запрещают самовольное остекление, и очевидцы рас сказывают, что лома и улины выглядят там значительно луч ше, чище, наряднее. А это, в конечном счете, отражается на эмоциональном настроений го рожан. что сегодня со счетов тоже нельзя сбрасывать. Наведение порядка с фаса дами домов — дело, не тер пящее отлагательств. И в пер вую очередь необходимо стро го запретить самовольно вести какие-либо работы на фасадах зданий во вновь возводимых микрорайонах и на главных магистралях города. М. МОРДУ ХОВИЧ, ‘ архитектор института «Липецкгражданпроект». ОХОТНИЧЬЯ ТРОПА Не удивляйтесь, но на терри тории ВДНХ СССР живет... на стоящий медведь. Его зо ву т «Пух». А попал он к работни* кам павильона «Лесное и охот ничье хозяйство» прямо из уго лка Дурова. Те животные, ко торые не поддаются дрессиров ке, становятся как бы живыми экспонатами павильона. Именно здесь, неполдлекх от него, и находится охотничья тропа, участок, который явля емся тематическим продолже нием экспозиции. На открытом воздухе, в вольерах, демонстри- плются основные вилы охот- нтгчье - п ро м ы с л о во й Фауны Со ветского Союза: лоси, кабаны. олени, волки. А также водопла вающая дичь: гуси, утки. В экспозиции представлена также целая коллекния хищ ных птиц. Она создана для то го. чтобы люди могли, познако мившись с ними, всячески спо собствовать их сохранению. Живут на территории уголка соколы — пустельга и чеглок, канюк, осоед, полярные совы. Все эти животные прекрасно приспособлены к пребыванию на открытом воздухе. Так что наступившие осенние холода им совсем не страшны. Москва. (Корр. ТАСС). НУ, И Н АХОД КА ! На два с лишним килограмма потянул белый гриб-боровик, который нашел в Лабанорском сосновом бору рабочий из го рода Укмерге Альфредас фйал- каускас. Находка отличается необычной формой и цветом— на одной ножке — восемь тем но-коричневых, почти черных «шапок». Корреспондент ТАСС попро сил прокомментировать этот сюрприз природы миколога из института ботаники Академии наук Литовской ССР П. Шлей- куса. — Видимо, эта уникальная «колония» появилась в резуль тате соединения расположен ных близко друт к другу гриб ниц, — сказал ученый. — Та кое может случиться только в условиях обильной дождями теплой осени. А необычно тем ную окраску «шляп» обусловил состав древостоя и образовав шийся в спорах под его влия нием пигмент. Д. РУЧИНСКАС, корр. ТАСС. Игналина, Литовская ССР. Е ДВА приметная тро па обрывается* на вы соком крутом бе регу Дона. Отсюда, как на ладони — вся округа. На изумрудной зелени озимых полей ярко желтеют осенним нарядом островки леса, отра жаются в зеркальной глади воды подступившие к самому берегу березняки и дубравы, Но не только красотами лан дшафта привлекает заповедник Галичья гора. Взгляните с на висшего над Доном обрыва ■ вниз. На уступах почти отвес ной стены, в расщелинах древ них девонских известняков ка ким-то чудом укрепились и живут растения. Округлые листья с резной каймой, неб роские мелкие цветы. Вот они- то и составляют гордость и славу заповедника. Более ста лет назад здесь были обнару жены редчайшие виды, до это го встречавшиеся только в высоких горных поясах Сре диземноморья, Кавказа, Алтая и Сибири. С тех пор Галичья гора стала местом паломниче ства уж е не одного поколения натуралистов. стремящихся разрешить загадку: каким об разом альпийские горные расте ния оказались в центре Рус ской равнины? Гипотез, объяс няющих этот феномен, выдви галось немало. Согласью од ной, островок редких растений на Средне-Русской возвышен ности сохранился с доледни ковой эпохи, когда они были га спространены повсеместно. Как выжили реликты? При наступлении ледника возвы шенность осталась стоять не занятой крепостью, а льды упустились на юг по долинам рек. Так и уцелели эти живые ископаемые. Другая версия гласит, что нетипичные для этих мест растения принесли потоки талых вод при таянии ледника. Исходя из третьей, нынешние редкости пришли сюда вместе с человеком, во времена больших переселений людских масс в связи с тата ро-монгольским нашествием. Споры, Начавшиеся сто лет назад, продолжаются и поны не. Столкновения научных мне ний, неутихающие страсти вокруг Галичьей горы лишний раз подтверждают ее уникаль ность. Надо видеть, какая гам ма чувств — *недоверие, удив ление, растерянность, радость — появляется на лицах бота ников, впервые попавших в эти края, где мирно соседст вуют, вопреки привычному по рядку, растения средней поло сы и экзоты, которым здесь быть ну никак не положено! Шиверекич подольская и костенец постенный, лапчат ка донская и шлемник Хитро во, истод сибирский —25 ви дов редких растений обнару жено лишь на самой Галичьей горе, которая ж дала название всему заповеднику. В урочище Быкова шея произрастает 700 видов, сорок из которых — редкие и реликтовые — пора жают сохранившиеся с после ледникового периода и никог да не знавшие плуга перисто- ковыльные и тырсовые степи. Лесостепное урочище Воргол — место скопления семи видов папоротников. Подобной кон центраций на Средие -Русстой возвышенности больше не встретить. А на Плющани рас положен уникальный лесной комплекс с набором сибирских лесных видов растений. Поразительно, что все эти ботанические и географические загадки сосредоточены на крайне ограниченной террито рии: общая площадь шести разбросанных по Липецкой об ласти участков этого самого маленького в Российской Фе дерации заповедника состав ляет всего 240 гектаров. Сох ранить прожившие здесь, воз можно, свыше миллиона лет виды растений, сберечь этот музей под открытым небом для наших потомков в первоз данном виде — одна из глав ных задач работающих в за поведнике ученых. А сохранить становится все труднее. Почему? Дело в том, объясняют специалисты, что существующий в нескольких сто лет после открытия — и еще сто лет проживут» — та кие аргумента можно расце нить лишь как неуместную шутку: слишком силен ныне напор человека на природу, Этот напор могла бы хоть отчасти смягчить, словно бу фер приняв на себя удары цивилизации, охранная зона заповедника. Могла бы... Од нако беда в том, что охранной зоны со строгой регламентаци ей хозяйственной деятельно сти, какие есть у большинства заповедников, Галичья гора — все шесть ее участков — не имеет. Но и этот острый для дорожные знаки. Понимает прекрасно, что незаконно взял на себя функции автоинспек ции, но обстоятельства к тому вынуждают... Что и говорить, всех забот директора ни одна должност ная инструкция не предусмот рит. Но, вероятно, наделен он и большими правами? Это предположение вызвало у со беседника невеселую улыбку. Как известно, заповедник, рас положенный в центре Липец кой области, является подраз делением университета сосед ней Воронежской области. Но удаленность от «альма матер», ЯЙ |Ш У М А Н ГАЛИЧЬЕЙ Г О Р О Й С б е р е ч ь у н и к а л ь н ы й з а п о в е д н и к экземплярах и к тому же в од ном месте вид почти обречен на вырождение и гибель. Что бы этого не произошло, необ ходимо сохранить популяции хотя бы на нескольких участ ках. Тогда обмен информацией в процессе опыления, ттиобре- тэние растениями лучших при знаков приведет к укреплению генотипа, а следовательно, и к стабилизации вида. Что для этого нужно? Главное *— но вые площади, которых ката строфически не хватает. Не говоря уже о том, что сберечь сорокагектарные пятачки не прикосновенными при интен сивной хозяйственной дея тельности буквально в двух шагах от них практически не возможно: с широкой точки зрения охраны природы в це лом эти попытки просто бес смысленны, ибо лишь замкну тая эколотическая система спо- *собиа существовать и самовос- станавливаться. Потому-то вот уж е который год ведет запо ведник борьбу за территорию, а значит — борьбу за выжи вание «живых ископаемых». К сожалению, до успеха по ка далеко. И в 1976, и в 1988 годах, несмотря на поддерж ку видных ученых и обществен ности, попытки доказать обос нованность территориальных претензий закончились ничем. Лишь в минувшем году, пос- ' ле того, как комиссия по ох ране природы и рационально му использованию притюдных ресурсов п ри Совете Минист ров РСФСР дала предписание о расширении заповедника, дело сдвинулось с мертвой точки. — Пока в областных ин станциях речь идет о выде лении 244 гектаров, куда меньше, чем требуется, — рас сказывает и. о. директора за поведника Николай Яковлевич Скользнев. — Но подушить и это — история долгая. Как сказали в управлении лесного хозяйства области, на согласо вание уйдут многие месяцы, если не годы. А ведь новые территории будут нужны не завтра — они требовались еще вчера. «Жили ваши реликты заповедника вопрос который год находится «в стадии реше ния». А пока на правом берегу Дона впритык к ограде Га- личьей горы расположен ла герь скота совхоза «Донской». На левом, близ уникальной Морозовой горы, облюбовали место для отдыха моторизован ные туристы и вольно чувст вующие себя в пути водители государственного транспорта. Не обделяют вниманием , это место и автобусные экскур сии областного бюро путе шествий. Десятки машин съез жаются здесь в погожие дни. «Любителей природы» не сму щают предупреждающие знаки вдоль изгороди, как не стала препятствием и пропаханная работниками заповедника в самодеятельном порядке, как жест отчаяния, глубокая тран шея. В итоге вытаптываются редкие травы, губятся деревья, распугиваются птицы и живот ные. Между тем пусть не ре шить, но. хотя бы сгладить ост роту проблемы можно относи тельно просто: поставить огра ничительные знаки ГАИ вдоль единственной ведуньей сюда дорога. За чем ж е Дело стало? — Трехкилометровый отре зок, строительство которого восемь лет назад обошлось в 234 тысячи рублей, не берут на обслуживание дорожные службы, — поясняет Н. Я. Скользнев. — Строители в евре время отступили от ГОСТов, а прежние руководители запо ведника подписали акт о при емке не глядя. И теперь воз никла весьма странная ситуа ция: с одной стороны, дорога существует реально, по ней ин тенсивно движется транспорт, нанося ущерб заповеднику, с другой —- ни дорожные служ бы, ни ГАИ ее не признают, будто и нет вовсе. Чтобы поддерживать этот отрезок в рабочем состоянии, директор правдами и неправ дами добывает асфальт, ученые осваивают «смежные» специ альности дорожных рабочих... На свой страх и риск Николай Яковлевич начал рисовать и устанавливать самодельные как говорится, полбеды. Куда хуже другое. Будучи не само стоятельной организацией, а лишь структурной единицей университета, ни юридическо го лица, ни счета в банке, ни лимитов на приобретение тех ники, инвентаря, горючего за поведник не имеет. В таких условиях планировать очеред ность хозяйственных задач и тем более качественно их ре шать практически невозмож но. «Бери, что дают» —- вот, с позволения сказать, прин цип, на котором держится ма териальная база заповедника. Это — хозяйственная сторона зависимости от университета. А как насчет научной? — Университету Галичья го ра нужна прежде всею как учебная база для практики студентов-биологов, — рас-- сказывает научный сотрудник заповедника Наталья Юрьевна Пантелеева. — Большой нап лыв студентов на весьма ог раниченную территорию стал мощным антропогенным прес сом, под которым трудно вы стоять природе. В свое время был издан приказ ректора о прекращении практики сту дентов на Галичьей горе. Но затем «в частичное изменение» первого появился иной приказ — и все возвратилось на кру ги своя. Неужели студентам второго курса, лишь постига ющим азы науки, нельзя най ти менее ценные местности, причем прямо в окрестностях Воронежа? Что касается научной рабо ты заповедника, то и здесь неурядиц предостаточно. Нет, •в смысле производительности научного труда все более-ме нее благополучно. На Галичьей горе собраны крупные кол лекции растений и энтомофау- кы, сотрудники, как и в лю бом научном учреждении, го товят отчеты — ..годовые, про межуточные, пятилетние. Ре гулярно публикуют статей в научных журналах и сборни ках, Немало кандидатских дис сертаций защищено на базе заповедника. Но вот парадокс: научная работа идет, однако статуса научного учреждения заповедник не имеет. А это далеко не пустая формаль ность. Ведь отсутствие статуса главная причина того, что уче ным здесь не засчитывается стаж научной работы, не повы шается оплата при присвоении степени. В результате, отдав годы и годы заповеднику, «ос. тепененные» сотрудники вы нуждены искать новое место работы, где их труд будет оп лачиваться соответственно ква лификации. А молодые, увле ченные изучением этого уни кального места, защищаться спешат не всегда, ибо сулит это расставание с заповедни ком. — Десять лет изучаю я эн- томофауну Центрального Чер ноземья, продолжает уж е знакомая нам Н. Ю. Пантелее ва. — Собран богатый науч ный материал, имею немало публикаций. Но ни педагоги ческого, ни научного стажа моя трудовая книжка не отражает. Не изменится ситуация в луч шую сторону и с защитой кан дидатской диссертации, разве что острее встанет вопрос о поисках новой работы. Геоботаники, флористы, ор нитологи, биохимики, фито климатологи, энтомолога, ми кологи — широк спектр спе циалистов, работающих на Га личьей горе. Такому составу могут позавидовать и крупные государственные заповедники. Вот бы и мобилизовать эти научные силы на максималь но эффективную работу. Сде лать для этого надо немногое — перевести штат заповедника из учебной части университета в научную. Но обновляется состав ученых на Галичьей горе. Вновь прибывающим, как эстафету, передают неравную тяжбу с университетом. Че моданное настроение, чувство, что жить здесь будешь вре менно, в большей или меньшей степени испытывают 'многие сотрудники заповедника. ...Утром, когда я покидал Галичью гору, завеса тумана стелилась над Доном, скрывая прибрежные травы, окутывая уступы известняковых скал с их загадочным путем попав шими сюда обитателями. Прой дет каких-то полчаса — ветер и солнце прорвут эту дымку. Вновь откроются взору шивере- ьяя подольская, лапчатка дон ская, дендротема Завадского — уникумы, ставшие символа ми заповедника. Увы, туман неопределенно сти, нависшей над будущим Галичьей горы, вот так же, в одночасье, не развеется. А по тому лирическое настроение, охватившее при знакомстве с заветным уголком России, дав. но сменилось тревогой: что ждет заповедник завтра? Это хотят знать и коллектив уче ных, и и. о. директора Н. Я. Скользнев. Прощаясь, он поде лился крамольной для сот рудника университета мыслью: — Будь Галичья гора госу* дарственным заповедником йод эгидой Гоеагропрома — своей уникальностью он того заслу живает •— а не учебным поли гоном университета, многих нынешних проблем просто не возникло бы. Но иметь «собст венный» заповедник — пусть с массой нерешенных проблем при этом —- все-таки престиж но: немногие вузы похвалить ся могут. А какова его даль нейшая судьба — вопрос Для университета второй... Добавить к этому годами, выношенному выводу пока не чего... О. СОКОЛОВ. ВЫСТАВКИ П Р И З Н А Н И Е Вероятно, каждый худож ник приходит к необходимо сти отчитаться перед теми, для кого он работал, да и пе ред самим собой ,тоже. На стала пора взвесить творче ский багаж и липецкому жи вописцу Виктору Ивановичу Королеву, чья персональная выставка недавно была тор жественно открыта в Липец ке. Королев относится к ко горте ветеранов областной организации Союза худож,- ников. Его становление шло не без влияния Виктора Се меновича Сорокина, тогда преподавателя Елецкого ху дожественного училища, ны не ведущего липецкого жи вописца. Под обаянием таланта это го мастера, а еще вернее— большой художественной правды его произведений написана одна'из первых ра бот — «У Шамоновой мель ницы» (1958 г.), в которой чувствуются отголоски поэ тических сорокинских «зи- мок*. На ранней стадии твор чества намеренное, либо под сознательное подражание кумирам неизбежно, но и для этого н у ж н о немало, во вся ком случае, и единомыс лие. и профессиональный навык, и чутье. Однако цель любого художника — найти свое собственное липо. Ко ролев пытается писать в раз личных манерах, К началу 60-х голов относятся холсты «Борисоглебский мона стырь». «Суздаль». «Ростов Великий», построенные круп ными однородными цветовы ми плоскостями, масштабно, в духе пейзажей так назы ваемого «сурового стиля». Это направление, ознамено вавшее процесс обновления отечественного искусства, захватило молодых х у д о ж н и к о в его поколения, стремив шихся к правдивому отобра жению действительности. Но монументализм. герои ческие интонации «сурового стиля» оказались внутренне чужды сугубо лирическому складу Королева. Кроме то го, манера, в которой напи саны названные работы, не давала ему возможностей для тонких цветовых июансиро- вок, к которым он тяготел. Так, после проб и разочаро ваний художник возвраща ется к традициям русской живописи, к школе, в кото рую его ввел В. С. Сорокин и которая органично совпа дала с его художнической природой. Отныне поиски своего живописного языка Королев ведет в рамках этих традиций. И в начале творческого пути, и позже он обращает ся к разным жанрам и те мам: пейзажи, портреты, на тюрморты.. сюжетные карти ны. Но постепенно главным героем художника становит ся родная природа. Если на полотне и присутствует че ловек, то он естественно сплавлен с окружающей сре дой, как, например, в карти не «Вечер». Горячая, плот ная, тяжеловатая живопись эмоционально передает уста лость уходящего дня. уста лость людей, возвращающих ся с работы, и в то же вре мя — взволнованное удив ление. красотой момента столкновения дня и , ночи, длящегося несколько мгно вений. Способность удив ляться прекрасному и пот ребность делиться своими открытиями —■ пеннейшие качества Виктора Ивановича. В подтверждение сказан ному и другая, более ранняя работа — «Осенью», в ко торой напряженностью ма жорных красок автор стре мится воплотить сельский праздник, расцвеченный баг рянцем октября. Есть в картине и новизна видения, и нечто настолько знакомое/ словно извечно в нас живу щее. Королев по-своему воспри нимает природу, и его вос приятие, на мой взгляд, глу боко народно. Он любит про стор, широкие горизонты, но п р и том пейзажи его, сохра няя величавое достоинство, лишены эпической отстранен ности. Природа у него сораз мерна человеку, интуитивно переживаема, как в русских песнях. Художник .много пу тешествует, — но пишет лишь свой край, близкий, родной. «Люблю, потому, на верное,! и получается кое- что», — объясняет он. Его пейзажи, не претендующие на серьезные философские обобщения, — есть простое,' как дыхание, и искреннее при знание в любви. Если сделать мысленно срез со всего творчества Вик тора Ивановича, то мы обна ружим сменяющие друт друга совершенно различные периоды. Они-то и показыва ют искания автора. Как пра вило. после периода насы щенной, контрастной живо писи наступает черед легкой, прозрачной, светлой, дымча то-жемчужной и т. д. Хочет ся остановиться на одном из них, который можно условно назвать (вслед за автором) периодом «нежной» живопи си. когда были написаны «Ти хий вечер», «На реке Воро неж» , «Серое утро» и ' ряд других вещей. Признавая ра боту только с натуры и ос новываясь на живых этюдах, Королев ставил своей целью писать с них картины в той или иной гамме, добиваясь при цветовой скупости тон чайших градаций то нов. Ограниченная ав тором палитра сбли женных цветов, с одной сто роны, дисциплинировала, с другой, — способствовала цельности и гармоничности Посредством тонкослойны* прозрачных наслоений красок — лессировок художник хо тел добиться такого загадок ного цвета, «чтоб непонятно как светился», и передать этим нежным вибрирующим свечением поэзию, разлитую в природе, сложные лириче ские чувства легкой печали, просветленного умиления, невыразимых словами предо щущений чего-то... Эти по лотна красивы, услаждают глаз акварельной утончен ностью, но все же оставляют впечатление рафинированно сти. Да и сам автор, несмот ря на успех этих работ у коллег и зрителей, почувст вовал, что им несколько не достает правды: и вновь об егалс я к реальным впечат лениям: можно ли соревно ваться с природой в ее мно гообразии? На выставке внимательный зритель заметит, что подав ляющее число произведений создано за последние несколь ко лет. Это свидетельствует о накопленных внутренних ресурсах, об активном твор ческом тонусе художника, о жажде работы. И хотелось бы пожелать ему дальнейше го продвижения на стезе серьезного, вдумчивого по стижения окружающего мира, сколь прекрасного, столь и многозначного, проблемного. Т. НЕЧАЕВА, искусствовед. ПОДВИГ ж и зни И ТВОРЧЕСТВА «Третий отсчет временя» — так назвал свою новую книгу наш земляк писатель Владис лав Титов. Это его воспомина ния о замечательном мастере слова Борисе Полевом. Двух литераторов связывала много летняя дружба, они часто встречались, переписывались. Б прошлом В. Титов был горняком. Однажды на шахте, где он работал, случилась бе да. Спасая от гибели товари- щец, двадцатилетний Владис лав замкнул на себя ток тран сформатора. Тысячевольтный разряд ожег ему руки... Нелегкие испытания не’ сло мили горняка. По примеру ге роев Н. Островского и Б. По левого он нашел свое место в строю — стал литератором. В правильности выбора жизнен,- ного пути его первым горячо поддержал Б. Полевой, который тогда был главным редактором журнала «Юность». «...Произведение ваше рож дает веру в любовь к жизни, слабых делает сильнее, — писал он автору после проч тения его повести «Всем смер тям назло». — А сила есть в каждом. Нужно только уметь ее пробудить... Главное — не давать себе передышки, рабо тать, работать и работать...». С этих слов начался для В. Титова новый отсчет време ни. — Работая над воспомина ниями о Полевом, я как бы заново перелистал страницы своей жизни, — говорит он. — ВнОвь и вновь задумываюсь над тем. что было бы со мной, писателем и человеком, если бы не встретил на своём пу ти настоящего коммуниста. Ныне на счету В. Титова не сколько книг, посвященных шахтерам. Ему присвоена Го сударственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко. (ТАСС). Ворошиловград.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz