Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Т Е А Т Р НАЧАЛ ИСЬ РЕ П ЕТИ Ц ИИ К анун нового театрального сезона, канун новой встре­ чи творческого коллектива со своими постоянными зри­ телями. Это уточнение о постоянных зрителях не слу­ чайно: ведь в период межсезонья мастера сцены продол­ жали напряженную работу на гастролях. О делах н пла­ нах областного театра рассказываем мы сегодня. Необычайно долгим было в этом году театральное межсе­ зонье. Еще в мае Липецкий драматический театр имени Л. Н. Толстого простился с родным городом, отправив­ шись в первую в своей исто­ рии гастрольную поездку по Дальнему ВбСтоку — в города Хабаровск и Владивосток, а двери его здания, обычно гос­ теприимно распахнутые летом для гастролирующих коллек­ тивов, закрылись. Начался ка­ питальный ремонт. И в от уж е готовится при­ нять публику обновленный зри­ тельный зал, непривычной бе­ лизной свежевыстругаинных досок встречает нас пустую­ щая пока сцена. сменившая отслужившие свое старьте подмостки, благоустраиваются гримерные артистов. Строи­ тельные работы еще продолжа­ ются, а между тем состоялся традиционный сбор труппы, и это ' значит,’ что открытие но­ вого шестьдесят шестого се­ зона не за горами. Первая, праздничная и од­ новременно рабочая. встреча творческого состава, как всег­ да, вылилась в своеобразный художественный совет коллег- единомышленников, на кото­ ром были подведены творчес­ кие и финансовые итоги гаст­ рольного лета. Они радуют: искусство ли­ пецких мастеров сцены при­ влекло внимание тысяч даль­ невосточников. Шесть »спек­ таклей театра —* «Дядя Баня» А, Чехова, «Последний посети­ тель» В. Дозорцева, «Триптих лдя двоих» С. Злотникова, «Двери хлопают!» М. Ферме, «Золушка» Е. Шварца, спек- •"чл.ь-коицерт «Прекрасное — это серьезно» (по произведе­ ниям А. П. Чехова) были за­ писаны на радио и телевиде­ нии Хабаровска и Владивосто­ ка. Так что, встречи дальне­ восточников с Липецким те­ атром как бы еще продолжа­ ются. Следствием Творческих ус­ пехов коллектива является и то, что в августе театр выпол­ нил годовой финансовый план. Теплые слова поздравления и аплодисменты прозвучали на сборе труппы в адрес артис­ тов Ю. Репина, которому при­ своено почетное звание заслу­ женного артиста РСФСР н Л. Кабановой, удостоенной ор­ дена «Знак Почета». Но более всего и работни­ ков театра, и, конечно, его постоянных зрителей волнует главный вопрос: каким будет предстоящий сезон? В ряду других 69 советских театров Липецкий драматичес­ кий с первого января 1987 го­ да будет жить и работать в условиях широкомасштабного эксперимента, который откро­ ет перед коллективом боль­ шие творческие и экономичес­ кие возможности и одновре­ менно потребует дальнейшего поиска новых путей к зри­ тельским сердцам. В литературном портфеле театпа есть целый' ряд пьес М. Рощина, А. Галина, А. Ка­ занцева, А. Кудрявцева и дру­ гих советских драматургов. Каждая из них подкупает не только высоким профессиона­ лизмом, но и своей художни­ ческой страстностью, попыт­ кой проникновения в глубин­ ные пласты сложнейших воп­ росов человековедения. Одной из первых премьер нового сезона станет спек­ такль По пьесе М. Рощина «Вся Надежда». Он будет ад­ ресован . самым широким зри­ тельским кругам, но, пожалуй, наибольший интерес представ­ ляет для юношества: в центре внимания драматурга острые проблемы становления моло­ дой души, непростые вопросы ранней бездуховности, жесто­ косердия. .Драматург поднима­ ет важнейшую проблему нрав­ ственной взаимосвязи разных поколений, их ответственнос­ ти друт перед другом. В ноябрьской афише театра еще одна премьера — епек- такль-коциерт, в котором на сцену выйдут чеховские ге­ рои, зазвучат письма писате­ ля. Уже восемь сезонов театр не расстается с его драматур­ гией. и в премьерном спектак­ ле-концерте артисты хотят рассказать о своих встречах с Чеховым-художником и чело­ веком. В театре идут первые репе­ тиции, он готовится к празд­ ничному открытию нового се­ зона, которое намечено на первое ноября. А .пока в рай­ онах области идет детский фе­ стиваль. В его программе спек­ такли «Кот в сапогах» С. Про­ кофьевой и Г. Сапгир, «Фа­ культатив. цли Декабристы 1 0 «а» Ю. Рыжова и С. Гро­ мова. Впервые вместе с артистами в гастрольную поездку по об­ ласти отправились липецкие педагоги, которые проведут с сельскими школьниками Фа­ культативные занятия «Основы театральной культуры». Со­ стоятся и встречи с артиста­ ми, ребята познакомятся с вы­ ставкой детских рисунков, ко­ торую специально к фестива­ лю подготовили юные худож ­ ники изостудии городского Дворца пионеров и школьни­ ков. Г. КОВАЛЕНКО. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Ш Р А М Ы НА Л И ЦЕ ГОРОДА » В Липецке заканчивается за­ стройка 20-го микрорайона. С каждым новым домом все пол­ нее выявляется замысел архи­ текторов, создавших проект застройки. Много старания вло­ жили в отделку домов и стро­ ители ДСК. В итоге общего труда на проспекте Победы по­ явились •стройные 9-этажные здания, - радующие глаз своими четкими, своеобразными фоп - мами, яркой цветовой гаммой. Но не успели липчане даже полюбоваться на них, как на Фасадах появились, словно бы шрамы на лице, первые само­ дельные рамы в проемах лод­ жий. Кто-то уж е застеклил, кто-то только выставил каркас и выжидает: уж слишком оче­ видное .безобразие — как бы не запретили. Но пройдет не­ много времени, и «украшенный» Разномастными решетками фа­ сад станет похож на' сотни дру­ гих обезображенных домов в городе;* _ Почему это происходит? Го­ ворят, в целях экономии теп­ ла. Но для ликвидации потерь тепла нужно в первую' очередь хорошо утеплить балконную дверь, а легкое стекольное ог­ раждение мало что даст в этом отношении. А что мы теряем? Как показывает практика, ос- текленный балкон ухудшает освещенность квартиры, летом балконное пространство плохо проветривается и перегревает­ ся, балкон превращается в чу- лан для. всякой рухляди. Еще нужно учесть, что самодельные рамы, установленные без про­ фессиональной подготовки, про­ сто могут упасть. Но самое главное . т-г,' эстетическое хлицо лома, улицы, города. Разве это ничего уже не значит? По­ смотрите, как выглядят лома в 13-м, 15-м,- 16-м и других мик­ рорайонах, где чуть ли не каж­ дая лоджия застеклена по ин­ дивидуальному нраву и вкусу хозяина. Дома сразу стали не­ ряшливыми, безобразными по внешнему виду. Но и этого ма­ ло: находятся еше и «художни­ ки», котбрйе красят «свою» стенку в какой-нибудь невразу­ мительный цвет, благо осталась краска от ремонта гаража. Почему люди так поступают? Думаю, из-за дефицита куль­ туры горожанина, из-за чувст­ ва вседозволенности («мой бал­ кон— что хочу, то и ворочу»), а большинство по принципу: «У соседа балкон остеклен, а я что, хуже?» Бот и стеклит каждый во что горазд... Наверное, есть кому следить за этим самоуправством, ведь есть же жэки, домоуправления, в конечном счете — райиспол­ комы? Все признают, что го­ род теряет свое лицо от этой эпидемии, но ничего серьезно­ го не предпринимается. Архитекторы института сде­ лали для пробы остекление лоджий на жилом доме станко­ строителей по улице Советской. И х отя алюминиевые перепле­ т а здесь стали новым элемен­ том фасада, все же необходи­ мо признать, что такие дома могут быть единичны в горо­ де. Во всяком случае абсолют­ но ясно, что если мы желаем, чтобы лоджии; были с остекле­ нием, то это нужно предусмат­ ривать в самом начале проек- титювания. Несколько веков строили до­ ма с лоджиями и балконами, и никому не приходило в голову закрывать их. Почему? Да по­ тому/ что балконы создавались для связи с улицей, двором, на балконе отдыхали, читали, бе­ седовали, балкон — это часть квартиры на воздухе. Балконы, к тому же, являются украше' нием дома, элементами его внешней эстетики. А мы прев­ ращаем их в чуланы, В республике есть очень много старых и новых городов, где традиции и жесткие пра­ вила запрещают самовольное остекление, и очевидцы рас­ сказывают, что лома и улины выглядят там значительно луч­ ше, чище, наряднее. А это, в конечном счете, отражается на эмоциональном настроений го­ рожан. что сегодня со счетов тоже нельзя сбрасывать. Наведение порядка с фаса­ дами домов — дело, не тер­ пящее отлагательств. И в пер­ вую очередь необходимо стро­ го запретить самовольно вести какие-либо работы на фасадах зданий во вновь возводимых микрорайонах и на главных магистралях города. М. МОРДУ ХОВИЧ, ‘ архитектор института «Липецкгражданпроект». ОХОТНИЧЬЯ ТРОПА Не удивляйтесь, но на терри­ тории ВДНХ СССР живет... на­ стоящий медведь. Его зо ву т «Пух». А попал он к работни* кам павильона «Лесное и охот­ ничье хозяйство» прямо из уго­ лка Дурова. Те животные, ко­ торые не поддаются дрессиров­ ке, становятся как бы живыми экспонатами павильона. Именно здесь, неполдлекх от него, и находится охотничья тропа, участок, который явля­ емся тематическим продолже­ нием экспозиции. На открытом воздухе, в вольерах, демонстри- плются основные вилы охот- нтгчье - п ро м ы с л о во й Фауны Со­ ветского Союза: лоси, кабаны. олени, волки. А также водопла­ вающая дичь: гуси, утки. В экспозиции представлена также целая коллекния хищ­ ных птиц. Она создана для то­ го. чтобы люди могли, познако­ мившись с ними, всячески спо­ собствовать их сохранению. Живут на территории уголка соколы — пустельга и чеглок, канюк, осоед, полярные совы. Все эти животные прекрасно приспособлены к пребыванию на открытом воздухе. Так что наступившие осенние холода им совсем не страшны. Москва. (Корр. ТАСС). НУ, И Н АХОД КА ! На два с лишним килограмма потянул белый гриб-боровик, который нашел в Лабанорском сосновом бору рабочий из го­ рода Укмерге Альфредас фйал- каускас. Находка отличается необычной формой и цветом— на одной ножке — восемь тем­ но-коричневых, почти черных «шапок». Корреспондент ТАСС попро­ сил прокомментировать этот сюрприз природы миколога из института ботаники Академии наук Литовской ССР П. Шлей- куса. — Видимо, эта уникальная «колония» появилась в резуль­ тате соединения расположен­ ных близко друт к другу гриб­ ниц, — сказал ученый. — Та­ кое может случиться только в условиях обильной дождями теплой осени. А необычно тем­ ную окраску «шляп» обусловил состав древостоя и образовав­ шийся в спорах под его влия­ нием пигмент. Д. РУЧИНСКАС, корр. ТАСС. Игналина, Литовская ССР. Е ДВА приметная тро­ па обрывается* на вы­ соком крутом бе­ регу Дона. Отсюда, как на ладони — вся округа. На изумрудной зелени озимых полей ярко желтеют осенним нарядом островки леса, отра­ жаются в зеркальной глади воды подступившие к самому берегу березняки и дубравы, Но не только красотами лан­ дшафта привлекает заповедник Галичья гора. Взгляните с на­ висшего над Доном обрыва ■ вниз. На уступах почти отвес­ ной стены, в расщелинах древ­ них девонских известняков ка­ ким-то чудом укрепились и живут растения. Округлые листья с резной каймой, неб­ роские мелкие цветы. Вот они- то и составляют гордость и славу заповедника. Более ста лет назад здесь были обнару­ жены редчайшие виды, до это­ го встречавшиеся только в высоких горных поясах Сре­ диземноморья, Кавказа, Алтая и Сибири. С тех пор Галичья гора стала местом паломниче­ ства уж е не одного поколения натуралистов. стремящихся разрешить загадку: каким об­ разом альпийские горные расте­ ния оказались в центре Рус­ ской равнины? Гипотез, объяс­ няющих этот феномен, выдви­ галось немало. Согласью од­ ной, островок редких растений на Средне-Русской возвышен­ ности сохранился с доледни­ ковой эпохи, когда они были га спространены повсеместно. Как выжили реликты? При наступлении ледника возвы­ шенность осталась стоять не­ занятой крепостью, а льды упустились на юг по долинам рек. Так и уцелели эти живые ископаемые. Другая версия гласит, что нетипичные для этих мест растения принесли потоки талых вод при таянии ледника. Исходя из третьей, нынешние редкости пришли сюда вместе с человеком, во времена больших переселений людских масс в связи с тата­ ро-монгольским нашествием. Споры, Начавшиеся сто лет назад, продолжаются и поны­ не. Столкновения научных мне­ ний, неутихающие страсти вокруг Галичьей горы лишний раз подтверждают ее уникаль­ ность. Надо видеть, какая гам­ ма чувств — *недоверие, удив­ ление, растерянность, радость — появляется на лицах бота­ ников, впервые попавших в эти края, где мирно соседст­ вуют, вопреки привычному по­ рядку, растения средней поло­ сы и экзоты, которым здесь быть ну никак не положено! Шиверекич подольская и костенец постенный, лапчат­ ка донская и шлемник Хитро­ во, истод сибирский —25 ви­ дов редких растений обнару­ жено лишь на самой Галичьей горе, которая ж дала название всему заповеднику. В урочище Быкова шея произрастает 700 видов, сорок из которых — редкие и реликтовые — пора­ жают сохранившиеся с после­ ледникового периода и никог­ да не знавшие плуга перисто- ковыльные и тырсовые степи. Лесостепное урочище Воргол — место скопления семи видов папоротников. Подобной кон­ центраций на Средие -Русстой возвышенности больше не встретить. А на Плющани рас­ положен уникальный лесной комплекс с набором сибирских лесных видов растений. Поразительно, что все эти ботанические и географические загадки сосредоточены на крайне ограниченной террито­ рии: общая площадь шести разбросанных по Липецкой об­ ласти участков этого самого маленького в Российской Фе­ дерации заповедника состав­ ляет всего 240 гектаров. Сох­ ранить прожившие здесь, воз­ можно, свыше миллиона лет виды растений, сберечь этот музей под открытым небом для наших потомков в первоз­ данном виде — одна из глав­ ных задач работающих в за­ поведнике ученых. А сохранить становится все труднее. Почему? Дело в том, объясняют специалисты, что существующий в нескольких сто лет после открытия — и еще сто лет проживут» — та­ кие аргумента можно расце­ нить лишь как неуместную шутку: слишком силен ныне напор человека на природу, Этот напор могла бы хоть отчасти смягчить, словно бу­ фер приняв на себя удары цивилизации, охранная зона заповедника. Могла бы... Од­ нако беда в том, что охранной зоны со строгой регламентаци­ ей хозяйственной деятельно­ сти, какие есть у большинства заповедников, Галичья гора — все шесть ее участков — не имеет. Но и этот острый для дорожные знаки. Понимает прекрасно, что незаконно взял на себя функции автоинспек­ ции, но обстоятельства к тому вынуждают... Что и говорить, всех забот директора ни одна должност­ ная инструкция не предусмот­ рит. Но, вероятно, наделен он и большими правами? Это предположение вызвало у со­ беседника невеселую улыбку. Как известно, заповедник, рас­ положенный в центре Липец­ кой области, является подраз­ делением университета сосед­ ней Воронежской области. Но удаленность от «альма матер», ЯЙ |Ш У М А Н ГАЛИЧЬЕЙ Г О Р О Й С б е р е ч ь у н и к а л ь н ы й з а п о в е д н и к экземплярах и к тому же в од­ ном месте вид почти обречен на вырождение и гибель. Что­ бы этого не произошло, необ­ ходимо сохранить популяции хотя бы на нескольких участ­ ках. Тогда обмен информацией в процессе опыления, ттиобре- тэние растениями лучших при­ знаков приведет к укреплению генотипа, а следовательно, и к стабилизации вида. Что для этого нужно? Главное *— но­ вые площади, которых ката­ строфически не хватает. Не говоря уже о том, что сберечь сорокагектарные пятачки не­ прикосновенными при интен­ сивной хозяйственной дея­ тельности буквально в двух шагах от них практически не­ возможно: с широкой точки зрения охраны природы в це­ лом эти попытки просто бес­ смысленны, ибо лишь замкну­ тая эколотическая система спо- *собиа существовать и самовос- станавливаться. Потому-то вот уж е который год ведет запо­ ведник борьбу за территорию, а значит — борьбу за выжи­ вание «живых ископаемых». К сожалению, до успеха по­ ка далеко. И в 1976, и в 1988 годах, несмотря на поддерж ку видных ученых и обществен­ ности, попытки доказать обос­ нованность территориальных претензий закончились ничем. Лишь в минувшем году, пос- ' ле того, как комиссия по ох­ ране природы и рационально­ му использованию притюдных ресурсов п ри Совете Минист­ ров РСФСР дала предписание о расширении заповедника, дело сдвинулось с мертвой точки. — Пока в областных ин­ станциях речь идет о выде­ лении 244 гектаров, куда меньше, чем требуется, — рас­ сказывает и. о. директора за­ поведника Николай Яковлевич Скользнев. — Но подушить и это — история долгая. Как сказали в управлении лесного хозяйства области, на согласо­ вание уйдут многие месяцы, если не годы. А ведь новые территории будут нужны не завтра — они требовались еще вчера. «Жили ваши реликты заповедника вопрос который год находится «в стадии реше­ ния». А пока на правом берегу Дона впритык к ограде Га- личьей горы расположен ла­ герь скота совхоза «Донской». На левом, близ уникальной Морозовой горы, облюбовали место для отдыха моторизован­ ные туристы и вольно чувст­ вующие себя в пути водители государственного транспорта. Не обделяют вниманием , это место и автобусные экскур­ сии областного бюро путе­ шествий. Десятки машин съез­ жаются здесь в погожие дни. «Любителей природы» не сму­ щают предупреждающие знаки вдоль изгороди, как не стала препятствием и пропаханная работниками заповедника в самодеятельном порядке, как жест отчаяния, глубокая тран­ шея. В итоге вытаптываются редкие травы, губятся деревья, распугиваются птицы и живот­ ные. Между тем пусть не ре­ шить, но. хотя бы сгладить ост­ роту проблемы можно относи­ тельно просто: поставить огра­ ничительные знаки ГАИ вдоль единственной ведуньей сюда дорога. За чем ж е Дело стало? — Трехкилометровый отре­ зок, строительство которого восемь лет назад обошлось в 234 тысячи рублей, не берут на обслуживание дорожные службы, — поясняет Н. Я. Скользнев. — Строители в евре время отступили от ГОСТов, а прежние руководители запо­ ведника подписали акт о при­ емке не глядя. И теперь воз­ никла весьма странная ситуа­ ция: с одной стороны, дорога существует реально, по ней ин­ тенсивно движется транспорт, нанося ущерб заповеднику, с другой —- ни дорожные служ­ бы, ни ГАИ ее не признают, будто и нет вовсе. Чтобы поддерживать этот отрезок в рабочем состоянии, директор правдами и неправ­ дами добывает асфальт, ученые осваивают «смежные» специ­ альности дорожных рабочих... На свой страх и риск Николай Яковлевич начал рисовать и устанавливать самодельные как говорится, полбеды. Куда хуже другое. Будучи не само­ стоятельной организацией, а лишь структурной единицей университета, ни юридическо­ го лица, ни счета в банке, ни лимитов на приобретение тех­ ники, инвентаря, горючего за­ поведник не имеет. В таких условиях планировать очеред­ ность хозяйственных задач и тем более качественно их ре­ шать практически невозмож­ но. «Бери, что дают» —- вот, с позволения сказать, прин­ цип, на котором держится ма­ териальная база заповедника. Это — хозяйственная сторона зависимости от университета. А как насчет научной? — Университету Галичья го­ ра нужна прежде всею как учебная база для практики студентов-биологов, — рас-- сказывает научный сотрудник заповедника Наталья Юрьевна Пантелеева. — Большой нап­ лыв студентов на весьма ог­ раниченную территорию стал мощным антропогенным прес­ сом, под которым трудно вы­ стоять природе. В свое время был издан приказ ректора о прекращении практики сту­ дентов на Галичьей горе. Но затем «в частичное изменение» первого появился иной приказ — и все возвратилось на кру­ ги своя. Неужели студентам второго курса, лишь постига­ ющим азы науки, нельзя най­ ти менее ценные местности, причем прямо в окрестностях Воронежа? Что касается научной рабо­ ты заповедника, то и здесь неурядиц предостаточно. Нет, •в смысле производительности научного труда все более-ме­ нее благополучно. На Галичьей горе собраны крупные кол­ лекции растений и энтомофау- кы, сотрудники, как и в лю­ бом научном учреждении, го­ товят отчеты — ..годовые, про­ межуточные, пятилетние. Ре­ гулярно публикуют статей в научных журналах и сборни­ ках, Немало кандидатских дис­ сертаций защищено на базе заповедника. Но вот парадокс: научная работа идет, однако статуса научного учреждения заповедник не имеет. А это далеко не пустая формаль­ ность. Ведь отсутствие статуса главная причина того, что уче­ ным здесь не засчитывается стаж научной работы, не повы­ шается оплата при присвоении степени. В результате, отдав годы и годы заповеднику, «ос. тепененные» сотрудники вы­ нуждены искать новое место работы, где их труд будет оп­ лачиваться соответственно ква­ лификации. А молодые, увле­ ченные изучением этого уни­ кального места, защищаться спешат не всегда, ибо сулит это расставание с заповедни­ ком. — Десять лет изучаю я эн- томофауну Центрального Чер­ ноземья, продолжает уж е знакомая нам Н. Ю. Пантелее­ ва. — Собран богатый науч­ ный материал, имею немало публикаций. Но ни педагоги­ ческого, ни научного стажа моя трудовая книжка не отражает. Не изменится ситуация в луч­ шую сторону и с защитой кан­ дидатской диссертации, разве что острее встанет вопрос о поисках новой работы. Геоботаники, флористы, ор­ нитологи, биохимики, фито­ климатологи, энтомолога, ми­ кологи — широк спектр спе­ циалистов, работающих на Га­ личьей горе. Такому составу могут позавидовать и крупные государственные заповедники. Вот бы и мобилизовать эти научные силы на максималь­ но эффективную работу. Сде­ лать для этого надо немногое — перевести штат заповедника из учебной части университета в научную. Но обновляется состав ученых на Галичьей горе. Вновь прибывающим, как эстафету, передают неравную тяжбу с университетом. Че­ моданное настроение, чувство, что жить здесь будешь вре­ менно, в большей или меньшей степени испытывают 'многие сотрудники заповедника. ...Утром, когда я покидал Галичью гору, завеса тумана стелилась над Доном, скрывая прибрежные травы, окутывая уступы известняковых скал с их загадочным путем попав­ шими сюда обитателями. Прой­ дет каких-то полчаса — ветер и солнце прорвут эту дымку. Вновь откроются взору шивере- ьяя подольская, лапчатка дон­ ская, дендротема Завадского — уникумы, ставшие символа­ ми заповедника. Увы, туман неопределенно­ сти, нависшей над будущим Галичьей горы, вот так же, в одночасье, не развеется. А по­ тому лирическое настроение, охватившее при знакомстве с заветным уголком России, дав. но сменилось тревогой: что ждет заповедник завтра? Это хотят знать и коллектив уче­ ных, и и. о. директора Н. Я. Скользнев. Прощаясь, он поде­ лился крамольной для сот­ рудника университета мыслью: — Будь Галичья гора госу* дарственным заповедником йод эгидой Гоеагропрома — своей уникальностью он того заслу­ живает •— а не учебным поли­ гоном университета, многих нынешних проблем просто не возникло бы. Но иметь «собст­ венный» заповедник — пусть с массой нерешенных проблем при этом —- все-таки престиж­ но: немногие вузы похвалить­ ся могут. А какова его даль­ нейшая судьба — вопрос Для университета второй... Добавить к этому годами, выношенному выводу пока не­ чего... О. СОКОЛОВ. ВЫСТАВКИ П Р И З Н А Н И Е Вероятно, каждый худож­ ник приходит к необходимо­ сти отчитаться перед теми, для кого он работал, да и пе­ ред самим собой ,тоже. На­ стала пора взвесить творче­ ский багаж и липецкому жи­ вописцу Виктору Ивановичу Королеву, чья персональная выставка недавно была тор­ жественно открыта в Липец­ ке. Королев относится к ко­ горте ветеранов областной организации Союза худож,- ников. Его становление шло не без влияния Виктора Се­ меновича Сорокина, тогда преподавателя Елецкого ху­ дожественного училища, ны­ не ведущего липецкого жи­ вописца. Под обаянием таланта это­ го мастера, а еще вернее— большой художественной правды его произведений написана одна'из первых ра­ бот — «У Шамоновой мель­ ницы» (1958 г.), в которой чувствуются отголоски поэ­ тических сорокинских «зи- мок*. На ранней стадии твор­ чества намеренное, либо под­ сознательное подражание кумирам неизбежно, но и для этого н у ж н о немало, во вся­ ком случае, и единомыс­ лие. и профессиональный навык, и чутье. Однако цель любого художника — найти свое собственное липо. Ко­ ролев пытается писать в раз­ личных манерах, К началу 60-х голов относятся холсты «Борисоглебский мона­ стырь». «Суздаль». «Ростов Великий», построенные круп­ ными однородными цветовы­ ми плоскостями, масштабно, в духе пейзажей так назы­ ваемого «сурового стиля». Это направление, ознамено­ вавшее процесс обновления отечественного искусства, захватило молодых х у д о ж н и ­ к о в его поколения, стремив­ шихся к правдивому отобра­ жению действительности. Но монументализм. герои­ ческие интонации «сурового стиля» оказались внутренне чужды сугубо лирическому складу Королева. Кроме то­ го, манера, в которой напи­ саны названные работы, не давала ему возможностей для тонких цветовых июансиро- вок, к которым он тяготел. Так, после проб и разочаро­ ваний художник возвраща­ ется к традициям русской живописи, к школе, в кото­ рую его ввел В. С. Сорокин и которая органично совпа­ дала с его художнической природой. Отныне поиски своего живописного языка Королев ведет в рамках этих традиций. И в начале творческого пути, и позже он обращает­ ся к разным жанрам и те­ мам: пейзажи, портреты, на­ тюрморты.. сюжетные карти­ ны. Но постепенно главным героем художника становит­ ся родная природа. Если на полотне и присутствует че­ ловек, то он естественно сплавлен с окружающей сре­ дой, как, например, в карти­ не «Вечер». Горячая, плот­ ная, тяжеловатая живопись эмоционально передает уста­ лость уходящего дня. уста­ лость людей, возвращающих­ ся с работы, и в то же вре­ мя — взволнованное удив­ ление. красотой момента столкновения дня и , ночи, длящегося несколько мгно­ вений. Способность удив­ ляться прекрасному и пот­ ребность делиться своими открытиями —■ пеннейшие качества Виктора Ивановича. В подтверждение сказан­ ному и другая, более ранняя работа — «Осенью», в ко­ торой напряженностью ма­ жорных красок автор стре­ мится воплотить сельский праздник, расцвеченный баг­ рянцем октября. Есть в картине и новизна видения, и нечто настолько знакомое/ словно извечно в нас живу­ щее. Королев по-своему воспри­ нимает природу, и его вос­ приятие, на мой взгляд, глу­ боко народно. Он любит про­ стор, широкие горизонты, но п р и том пейзажи его, сохра­ няя величавое достоинство, лишены эпической отстранен­ ности. Природа у него сораз­ мерна человеку, интуитивно переживаема, как в русских песнях. Художник .много пу­ тешествует, — но пишет лишь свой край, близкий, родной. «Люблю, потому, на­ верное,! и получается кое- что», — объясняет он. Его пейзажи, не претендующие на серьезные философские обобщения, — есть простое,' как дыхание, и искреннее при­ знание в любви. Если сделать мысленно срез со всего творчества Вик­ тора Ивановича, то мы обна­ ружим сменяющие друт друга совершенно различные периоды. Они-то и показыва­ ют искания автора. Как пра­ вило. после периода насы­ щенной, контрастной живо­ писи наступает черед легкой, прозрачной, светлой, дымча­ то-жемчужной и т. д. Хочет­ ся остановиться на одном из них, который можно условно назвать (вслед за автором) периодом «нежной» живопи­ си. когда были написаны «Ти­ хий вечер», «На реке Воро­ неж» , «Серое утро» и ' ряд других вещей. Признавая ра­ боту только с натуры и ос­ новываясь на живых этюдах, Королев ставил своей целью писать с них картины в той или иной гамме, добиваясь при цветовой скупости тон­ чайших градаций то­ нов. Ограниченная ав­ тором палитра сбли­ женных цветов, с одной сто­ роны, дисциплинировала, с другой, — способствовала цельности и гармоничности Посредством тонкослойны* прозрачных наслоений красок — лессировок художник хо тел добиться такого загадок ного цвета, «чтоб непонятно как светился», и передать этим нежным вибрирующим свечением поэзию, разлитую в природе, сложные лириче­ ские чувства легкой печали, просветленного умиления, невыразимых словами предо­ щущений чего-то... Эти по­ лотна красивы, услаждают глаз акварельной утончен­ ностью, но все же оставляют впечатление рафинированно­ сти. Да и сам автор, несмот­ ря на успех этих работ у коллег и зрителей, почувст­ вовал, что им несколько не­ достает правды: и вновь об­ егалс я к реальным впечат­ лениям: можно ли соревно­ ваться с природой в ее мно­ гообразии? На выставке внимательный зритель заметит, что подав­ ляющее число произведений создано за последние несколь­ ко лет. Это свидетельствует о накопленных внутренних ресурсах, об активном твор­ ческом тонусе художника, о жажде работы. И хотелось бы пожелать ему дальнейше­ го продвижения на стезе серьезного, вдумчивого по­ стижения окружающего мира, сколь прекрасного, столь и многозначного, проблемного. Т. НЕЧАЕВА, искусствовед. ПОДВИГ ж и зни И ТВОРЧЕСТВА «Третий отсчет временя» — так назвал свою новую книгу наш земляк писатель Владис­ лав Титов. Это его воспомина­ ния о замечательном мастере слова Борисе Полевом. Двух литераторов связывала много­ летняя дружба, они часто встречались, переписывались. Б прошлом В. Титов был горняком. Однажды на шахте, где он работал, случилась бе­ да. Спасая от гибели товари- щец, двадцатилетний Владис­ лав замкнул на себя ток тран­ сформатора. Тысячевольтный разряд ожег ему руки... Нелегкие испытания не’ сло­ мили горняка. По примеру ге­ роев Н. Островского и Б. По­ левого он нашел свое место в строю — стал литератором. В правильности выбора жизнен,- ного пути его первым горячо поддержал Б. Полевой, который тогда был главным редактором журнала «Юность». «...Произведение ваше рож­ дает веру в любовь к жизни, слабых делает сильнее, — писал он автору после проч­ тения его повести «Всем смер­ тям назло». — А сила есть в каждом. Нужно только уметь ее пробудить... Главное — не давать себе передышки, рабо­ тать, работать и работать...». С этих слов начался для В. Титова новый отсчет време­ ни. — Работая над воспомина­ ниями о Полевом, я как бы заново перелистал страницы своей жизни, — говорит он. — ВнОвь и вновь задумываюсь над тем. что было бы со мной, писателем и человеком, если бы не встретил на своём пу­ ти настоящего коммуниста. Ныне на счету В. Титова не­ сколько книг, посвященных шахтерам. Ему присвоена Го­ сударственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко. (ТАСС). Ворошиловград.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz