Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

5 октября 1986 г., № 230 {17 627) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 штат ...................... — 1 ..............— ...................................... —------ -—------- ...-—.......... ............... ................. СЕГОДНЯ - ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ П О Э Т И Ч Е С К А Я РУ Б РИ К А ТАМ , В БОРИСОВНЕ. . . „.В Борисовской школе шла последняя, самая длин­ ная, перемена. С Галиной Алексеевной Смыкаловой мы остановились у окна, за ко­ торым еще только занима­ лась по-особому нарядная в селе осень. Третья осень ее самостоятельного учительст­ ва. Всего два года минуло, легко всплывают в памяти хлопоты последних студенче­ ских месяцев. Выпускники ЛГПИ ждали распределения, волновались. Галя Смыкало- ва, отличница, ленинский стипендиат, была спокойна: решено — едет в сельскую школу. Не все понимали, одобряли, кто-то искал под­ спудный смысл поступка де­ вушки. Объяснение же было простым: будучи комсоргом Галя горячо агитировала од­ нокурсников «быть там, где трудно». Хотя, как горожан­ ка, хорошо понимала нере­ шительность некоторых сво. *их друзей: легко ли менять сложившийся с детства уклад жизни? Но, вместе с тем, и то комсорг понимала, что ей- то как раз отступать нельзя, стыдно. По закону она обязана была отработать в Борисовне лишь два года, но осталась и на третий. Почему? Вопрос этот уже давно задать хоте­ лось, но мы все говорили и говорили о предмете, который она преподает и который, по глубокому ее убеждению, яв­ ляется основным в школе. И вдруг наступила минута, ког­ да улыбка сошла с миловид­ ного* очень юного лица, меж тонких бровей залегла стро­ гая складочка, а вся она, не­ высокая, тоненькая, как бы старше в летах стала, и в голосе не то удивление, не то горечь засквозила: ■— Знаете, я хлеборобу очень завидую: зерно в зем­ лю бросит! взрастит его, и по осени 4— урожай! Можно в руках подержать, каравай испечь -г не пропал труд даром. А учитель..: Сколько доброго, светлого вкладывает он в души своих воспитан­ ников, уже, кажется, и го­ тов хороший человек, но жизнь еще не однажды пре­ поднесет ему горькие уроки. Вот после этого как знать, каким он будет наш, учитель­ ский урожай... Ей очень хочется уже сей­ час увидеть, ощутить резуль­ таты своего труда. Но не в угоду собственному тщесла­ вию. Молодая учительница торопится долг отдать. Чей? — спросите вы. Приехав в Борисовну, она поняла, как давно и многое недополучают здешние труженики из того обилия всевозможных благ, коими окружены горожане. Нет# бани, едва теплится жизнь в клубе, на экране — сплошь слезливые мелодра­ мы... Более двадцати учите­ лей не хватает в школах рай­ она. Результат? Она столк­ нулась с ним непосредствен­ но, когда два года назад ей дали один из трудных клас­ сов — четвертый. За три го­ да у этих ребятишек смени­ лось семеро воспитателей — не было в школе учителя на­ чальных классов.,. Она взяла их уже в четвертом, а при- ходилось даже учить буквы писать, как первачков. Чу­ жую вину на себя брала, чу­ жие ошибки исправляла. Спрашиваю теперь: «Что удалось?» «Ничего- не уда­ лось, — отвечает, — сдвиги мизерные: в дневниках боль­ ше порядка, тетрадки чис­ тенькие, потише ведут себя на уроках. Но любовь к язы­ ку еще воспитывать и воспи­ тывать и одними уроками тут явно не обойтись, организуем литературный кружок. Надо было, конечно, сделать это пораньше, да руки не дохо­ дили, ведь еще вела литера­ туру в двух выпускных». Да,- нелегким выдался пер­ вый ее год в Борисовской школе: явно запущенный чет­ вертый класс и два девятых, предвыпускных. А ведь она только начинала. Самые пер­ вые уроки? Она их почти не помнит — так волновалась. Случалось, только после звонка, в учительской, спох­ ватывалась: дала ли домаш­ нее задание? Первый педсо­ вет? И тут не обошлось без казусов: новые коллеги мне­ нием о «втором расписании» интересуются, а она недоуме­ вает — второй экземпляр учебного, что ли? Над планом пионерской работы своего класса несколько вечеров просидела. Вузовские пробе­ лы приходилось восполнять на ходу. Трудностей и других хва­ тало. Но мы оставим за рам­ ками нашего рассказа о мо­ лодой учительнице описание бытовых невзгод (вместе с молодыми своими коллегами она живет в общежитии, где нет'водопровода и печь то­ пить надо), опустим подроб­ ности приобщения к сельско­ му труду, к которому питом­ цы ее с малых лет приуче­ ны, так что в поле ей пока за ними не угнаться... Об этом хама Галина Алексеевна не говорила, со слов старших товарищей довелось узнать о спокойном упорстве, с ко­ торым она осваивается в но­ вой своей жизни. Они же рассказали и о письме вы­ пускницы Т. Мироновен, при­ сланном маме — в нем была обрадовавшая их всех просьба передать Галине. Алексеевне особый привет и поблагодарить за уроки доб­ ра. Об уроках Галины Алексе­ евны Смыкаловой знают те­ перь многие в районе. На ав­ густовском совещании ее имя прозвучало рядом с име­ нами учителей, особо почи­ таемых. Но не в этом дело. Ее уроки как-то сразу приня­ ли и полюбили дети. Как рас­ сказать о них? Помнится, с каким недоумением привела Галина Алексеевна слова бывшей сокурсницы: мол, неинтересно в сельской шко­ ле, плохо подготовленным ре­ бятишкам приходится чуть-ли не на пальцах все объяснять. Ей и в самом деле никогда такого отношения не понять. Наоборот: немудреный раз­ бор былин в пятом классе, где всего-то человек восемь и наберется, она ухитряется превратить в живой, увлека­ тельный разговор о красоте труда земледельца, об исто­ ках силы русского воина и дать детям первые представ­ ления о доброте и справед­ ливости. Не скрою, мне было очень интересно в этом клас­ се, где за партами сидело всего восемь учеников. Я им немного даже завидовала... Уроки Галины Алексеевны, говорят в школе, всегда от­ крытые. Приезжают из сосед­ них сел, чтобы понять: отку­ да эти живость, глубина, ем­ кость? Какая-то особая ме­ тодика? Она, конечно, много училась и до сих пор учится, очно — у лучших педагогов своего района, области, заоч­ но — у тех, о ком лишь на­ слышана. Но не этим берет. В основе ее удач — стрем­ ление к действенной помо­ щи. Ее урок — это всегда как протянутая детям дру­ жеская рука. Молодая учи­ тельница одновременно и верит в силу слова, и сом­ невается в ней. Ей бывает мучительно больно, когда во­ спев на уроке самоотвержен­ ность Данко, ее ученик под­ нимает руку на того, кто сла­ бее. «Мой брак», — укоряет себя. Ее беспокоят легковес­ ные суждения шестнадцати­ летних о некой свободе по­ ступков, их порой не осмыс­ ленный порыв к «самостоя­ тельности». Свобода, само­ стоятельность — а во имя чего? Поговорить бы... Про­ ходят «Старуху Изергиль» — не использовать ли этот ма­ териал? Но отведенных учеб­ ным планом двух уроков клас­ су не хватило, чтобы довес­ ти спор до конца, всех убе­ дить, всем объяснить. И она выпрашивает у коллеги еще один, дополнительный урок. Он нужен, чтобы вернуться к героям Горького, а может быть, вспомнить и Достоев­ ского и непременно дока­ зать. что свобода — это всегда осознанная необходи­ мость. Она будет говорить с выпускниками и о-дружбе, в чем ей поможет Экзюпери. А начнет беседу о долге — на помощь придет Маяковский. Она станет терпеливо, настой­ чиво приучать их к искренне­ му, честному слову в сочине­ ниях, к необходимости ду­ мать, читая, заставлять душу трудиться, сопереживая и со­ чувствуя. Такими были ее первые самостоятельные уро­ ки литературы для тех, ко­ му вот вот предстояло выйти в жизнь. Поступив в меди­ цинский институт, отчего-то вспомнила эти уроки бывшая ученица и назвала уроками добра. И это первый важный итог для Галины Алексеев­ ны. Так почему же не уехала она из Борисовки? -Может быть, потому что не смогла бросить своих шестиклассни­ ков. для которых готовится открыть и кружок литератур­ ный, и —вместе с коллега­ ми — новый кабинет эстети­ ки. Но, возможно, и потому осталась, что никак ей нель­ зя обмануть доверие таких замечательных людей, как заслуженная учительница школы РСФСР В. А. Фроло­ ва, В. И. Сныткина, 3. И. Миронова, Л. II. Аникина. А может быть, потому держит молодую учительни­ цу Борисовна, что именно здесь ей впервые открылось радостное: «Какое же это счастье обнаружить однаж­ ды: вчерашний непоседа-, мальчишка вдруг заговорил твоими словами, а вот у этой девочки — проскользнул твой жест. И этот мальчик, и эта девочка, они — мое продолжение...» Т. СПАССКАЯ. Добровский район. П Р И З В А Н И Е : П Е Д А Г О Г Отличный подарок получили будущие пе­ дагоги от строителей, которые возвели но­ вое здание Лебедянского педагогического училища. Особая забота о тех, кто выбрал себе трудную, но такую необходимую профессию воспитателя, наставника, учителя, — при­ мечательная черта нашего времени. Мы все живем с думой о завтрашнем дне, все не­ терпеливее заглядываем в приближающееся двадцать первое столетие. А двадцать пер­ вое столетие — это ведь, прежде всего, на­ ши дети, те. кто сегодня сидит за партой, Какими они станут, оправдают ли надежды страны —• это во многом зависит от учи­ теля, от его знаний, мастерства, таланта, в конечном итоге — от его личности. А личность эта формируется в аудиториях пединститутов, училищ. И крайне важно, чтобы для будущих Сухомлинских и Шата­ ловых были созданы все условия. В Лебедянском училище такие условия теперь есть. Здесь все предусмотрено для серьезной подготовки воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Потому-то в училище имеются и хорошие спортивный зал, и учебные мастерские, и тир, и лыжная база, и зал для занятий рит­ микой и хореографией. В соответствии с требованиями времени оборудуются кабине­ ты информатики и вычислительной техники, технических средств обучения, обществен­ ных дисциплин. На втором рисунке вы видите Людмилу Алексеевну Колесову. Она окончила Липец­ кий пединститут и сейчас преподает в груп­ пе шестилеток, что действует на базе дет­ ского сада № 123 Липецка. Л. А. Колесо­ вой оказано высокое доверие — она избра­ на депутатом горсовета. Рисунки В. ЕРМОЛОВА. У Р О КИ И С Т А Р ТЫ Праздник народного учителя! Праздник людей, отдавших обу­ чению и воспитанию поколений много сил, энергии, творчества. К ним с полным правом можно отнести заслуженного учителя школы РСФСР Анатолия Алек­ сеевича Галенко и отличника просвещения РСФСР Татьяну Ивановну Галенко, преподающих Физическую культуру в Липец­ кой средней школе № 30. Спорт стал спутником многих их воспитанников. Из выпусков стенной газеты, пользующейся у ребят популярностью, можно узнать, что спортсмены школы много раз занимали призовые места в спартакиадах, в жизнь ребят прочно вошли массовые соревнования «Старты надежд». Ученики Галенко — неодно­ кратные победители областных соревнований, участники всесо­ юзных стартов в «Артеке». Результаты педагогических усилий Галенко видны и в культуре их воспитанников, в хороших н с азателях по воен­ но-физической подготовке. За­ мечательно что в шкОле спор­ тивные' соревнования стали за­ ботой НС’ только учителей физ- кулы\ры, но всего педагогиче­ ского коллектива. Супруги Галенко охотно де­ лятся сы им опытом с коллега ми гю профессии. Анатолий Алексеевич возглавляет методи­ ческое объединение учителей района, сотрудничает с кафед­ рой теоретических основ физи­ ческого воспитания ЛГПИ. Тать­ яна Ивановна руководит мето­ дическим объединением учите­ лей школы, много работает со студентами - практикантами, родителями, учащимися. ...Ветер несет золотистые листья по школьному стадиону. На его дорожках и секторах оживленно. И как всегда, вмес­ те с ребятами мастера спорта и педагогического труда, Анато­ лий Алексеевич и Татьяна Ива­ новна Галенко. П. ШПАКОВ, доцент, руководитель секции физического воспитания областного педобщества. Станция Графская. Память опять Времени бег повернула вспять. Маленький, старый, забытый вокзал Вновь через годы меня повстречал. Я покидаю, волнуясь, вагон И на промокший ступаю перрон. — Здравствуй! — далекому детству шепчу, Тихо склоняюсь к родному плечу. Запах твоих конопляных ЗВУЧИТ Блестит обильною росой Матыры берег невысокий. Шуршит, склонившись над водой. Печально желтая осока. О чем печаль ее? О том, Что небо хмуро, день ВЕТЕРАНЫ Живем, за делом не скучая. Все меньше нас — Никто не вечен. Не потому ль желанны встречи И в феврале, н в теплом мае? Сойдемся, как родные братья. Взволнованны, белоголовы. Еще крепки рукопожатья И твердо сказанное слово. Верны Отечеству, как прежде, Верны себе, Верны друг другу. Над селом, антенны подпирая, Теплится несмытая заря. Праздник жизни — 4 осень золотая Входит в переливы сентября. Исподволь, нацеленво, сторожко, Обжигая новью жизнь мою. В каждой ливнем вымытой сережке Я тебя, родная, узнаю. Узнаю, приветствуя, как друга, Зимородком, вспугнутым ВЯЧЕСЛАВ ДЕНИСОВ. волос Я не забыл и по жизни пронес. Взгляд твой березовый совестью был, Мне маяком в непогоду светил. Свист тепловоза. Дрогнул вагон. В дымке растаял из детства перрон. Капелькой солнца на сердце легло Мира далекого — детства— тепло. ВЛАДИСЛАВ ЗОРИН. В ДЕТСКОМ ПАРКЕ В этом парке, наполненном лаской, Где светлей материнская суть, Малыши в разноцветных колясках Начинают по миру свой путь. У тебя — ни сыночка, ни дочки, Неуютно сидишь на скамье, И лежат на коленях цветочки, Как венок нерожденной семье. А была ведь и юность, и сила, Все при всем, но все только твое. Слишком крепко себя ты любила И веселое имя свое. Отзвенели капели. И листья, Листья падают, не спеша, Героиней Агаты Кристи Ты за шагом следишь малыша. Он идет по аллейке непрочно, Взгляд крадется к нему, , как во тьме... Кто ж оставит тебе цветочек На твоем сиротливом холме? ЗЛЫЕ ЛЮДИ Я злых людей особо чту, Не желчных, не завистливых, • не злобных, Куо яростно стоит за доброту, Кто не считает жизнь свою удобной. В час роковой, коль быть или не быть, У них язык не присыхает к небу... Но как на этом свете победить Себе подобного, а в сущности .амебу! Она ведь дьпнит кислородом масс, Пространство заполняет, а не вакуум, Балласт. И ощутимый среди нас, Что под ногами путается в драке. Злой человек на подвиги идет За честь свою, а не награды ради, Но почему ж, порой наоборот, Амеба торжествует при параде? Нам предстоит тщету и суету Оставить за чертой у новой вехи... Я злых людей особо чту, Они, — залог всех будущий успехов. БОРИС ЦВЕТАЕВ. О С Е с гнезда, т---------------------------:— НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО МОТИВ... короткий? Гремит за огненным кустом Волна о старенькую лодку. Срывает ветер с тонких ив Листву озябшими руками. В душе моей звучит мотив, Рожденный в небе журавлями. ВОЙНЫ Глядим с любовью и надеждой На сыновей своих и внуков. Война забудется едва ли— И нынче раны нас тревожат. Сияют ордена, медали, Их блеск с годами нам дороже. \ Живем, за делом не скучая. Все меньше нас —- ' Никто не вечен. Не потому ль желанны встречи И в феврале, и в теплом мае? ЛЕОНИД ШИРНИН. Н Ь За прудом позванивают туго Голубые нити — провода. Манят в степь, в неведомые дали Травами расшитые стога. Тишь. Рассвет... Средь изморози талой Неба золотятся облака. Над селом, от края V ' и до края Разлилась, расплавилась заря. Праздник жизни — Осень золотая Бродит по дорогам сентября. т д о р о г о й о т ц а Итак, наконец, все выяс­ нилось... В год сорокалетия Великой Победы на имя моей сестры из Главного управления кад­ ров Министерства обороны СССР пришло письмо. «По учетным данным, — говори­ лось в нем, — младший лей­ тенант Стрельников Василий Федорович, 1907 года рож­ дения, командир взвода 78-го стрелкового полка 74-й стрел­ ковой дивизии, значится по­ гибшим 11 марта 1943 года. Захоронен в деревне Ели­ заветино Малоархангельского района Орловской области». Сестра нашла отца... А я? Сколько дум о нем переду­ мал, сколько изъездил горо- дов-героев. А написать в министерство не додумался. И в оправдание невольной своей вины решил, не меш­ кая, пройти военной дорогой отца, найти место, где поко­ ится его прах. Взяв отпуск, проехал сотни километров, побывал во Мно­ гих населенных пунктах Ор­ ловщины, разговаривал с те­ ми. кто помнит минувшую войну и с их уст записал де­ сятки рассказов. Особенно я расспрашивал о боях, кото­ рые шли в марте 1943 года в Малоархангельском районе: хотелось узнать, при каких об­ стоятельствах погиб отец. На­ шел двух женщин. Они и по­ казали мне большое поле, которое, по их словам, было устлано ■ телами советских бойцов. — Лежали снопами, — го­ ворила Мария Семеновна Ан­ тошкина из деревни Нижняя Гнилуша. А Пелагея Филипповна 1Т1умйев(а, узнав, что я толь-, ко через сорок лет выяснил, где погиб отец, охнула: — А у меня ведь в саду два разведчика похоронены. Может, их тоже дети разыс­ кивают? —• И поведала мне, как она с подружкой, —бы­ ло им тогда по четырнадцать лет, — из-под носа у немцев вывезли на санках обезобра­ женные трупы советских бой­ цов. — Их, видно, долго пы­ тали, а- когда узнать ничего не удалось, убили. Мы их привезли к нашему дому, хотя и боялись: дознаются немцы, самих расстреляют... А кто они? Чьи? Не знаю... Заведующая местным му­ зеем обороны северного фаса Курско-Орловской дуги Ма­ рия Федоровна Шеховцова рассказывала, как она с ре­ бятами, красными'’следопыта­ ми, собирала материалы для музея, связывалась с ветера­ нами здешних боев. — Теперь музей распола­ гает волнующими, дорогими для нас экспонатами, — с гордостью говорила она. Так, встречая, очевидцев тех кровопролитных боев, до­ шел я до Елизаветино. Ши­ рокая долина с чистым зерка­ лом пруда. Со склона горы террасами сбегают могучие деревья. Кругом зелень. И тишина... А мне казалось, что вот-вот она, эта тишина, ра­ зорвется грохотом снаряда и визгом осколков. Но оглядываюсь и вижу у пруда два домика. За ними, под высокой развесистой бере­ зой, — остроконечный обе­ лиск. На его мраморных пли­ тах золотыми буквами выби­ ты имена погибших! Сколько ни всматриваюсь, фамилии отца не нахожу. — Не волнуйся, — сказал мне мой проводник, храни­ тель этой святыни Виктор Васильевич Кононов, инвалид войны, участник боев за Ле­ нинград. — Раз есть доку­ мент, что твой отец здесь по­ хоронен, значит, он тут и лежит. Подходит еще один муж­ чина, подтверждает: — Тут он, твой отец. Сю­ да мы свозили после боев всех погибших... На памятнике не указано время' захоронения. Значились простые слова: «Героически павшим в 1943 году». — Мой отец погиб один­ надцатого марта, — говорю я, поняв, что собеседники вспоминают погибших позже, в июле, в огне Курско-Ор­ ловской битвы. — Да тут все поле могиль­ ник. — вздохнул Кононов.— Помню, после войны ребята пахали здесь на тракторах. Одна машина задними коле­ сами в землю стала провали­ ваться. Выяснилось: здесь мо­ гила. Командиры были захо­ ронены... Мне вспомнились слова из письма однополчанина отца: «В лесу, около ольховой ро­ щицы, где размещался штаб 78-й, похоронены разведчи­ ки». И снова... ни имен, ни фамилий. И я пришел к вы­ воду, что' этот памятник по­ ставлен всем, кто погиб на этом участке фронта. Всем бойцам и командирам 74-й стрелковой дивизии. Это была героическая ди­ визия. Она формировалась на липецкой земле. И среди ее славных бойцов — четве­ ро липчан, удостоенных вы­ сокого звания Героя Совет­ ского Союза. Это — Алтухов Иван Сергеевич из Чаплыгин- ского района, старший лейте­ нант, командир роты. Это Дешин Андрей Иванович, еф­ рейтор, старший телефонист, из Долгоруковского района. Это Игнатьев Владимир Мит­ рофанович, старший сержант, командир саперного взвода, из Липецкого района. И это Мешков Иван Георгиевич, лейтенант, комсорг баталь­ она, из Ельца. Б ноябре 1942 года диви­ зия была отправлена на пе­ редний’край фронта в район села Покровское 'Гербунеко­ го района. Первым ее сраже­ нием был прорыв фашистских укреплений в районе высо­ ты 194,9 под кодовым назва­ нием «Огурец» возле речуш­ ки Кшень. Участие в этих боях стало первой проверкой боевых качеств дивизии, мо­ рального духа ее солдат, во­ инского мастерства офицеров. Немцы стояли на высоте «Огурец» три с лишним ме­ сяца. Овладеть высотой дей­ ствительно было очень труд­ но. Но вражеская оборона была сломлена. с Развивая успешное насту­ пление, советские части дви­ нулись на запад. Дивизия с боями прошла более 200 километров, осво­ бодив десятки и сотни насе­ ленных пунктов. 23 февраля 1943 года враг был выбит и из города Малоархангельска. Тем самым был создан се­ верный фас знаменитого Курского выступа обороны наших войск. Со'второй по­ ловины февраля и почти до конца марта на всем участ­ ке фронта продолжались оже­ сточенные бои. В этих боях, вероятно, и погиб мой отец. Ему не пришлось участво­ вать в Курско-Орловской бит­ ве. А его товарищи летом держали оборону в районе Малоархангельска и Поны- рей, где в линии фронта на­ чинался изгиб в сторону про­ тивника. Враг и попытался прорвать фронт именно здесь и южнее Курска с тем, чтб- бы взять в клещи наши вой­ ска, находившиеся на терри­ тории «дуги». Только шесто, го и седьмого июля 74-й ди­ визии пришлось отбивать двадцать три яростных ата­ ки фашистских войск, поддер­ жанных авиацией и танками. Обескровив врага на Кур­ ско-Орловской дуге, советская армия перешла в наступле­ ние. 74-я стрелковая дивизия с ходу форсировала Днепр, заняла плацдарм и стойко удерживала его. Это дало возможность другим соедине­ ниям продвинуться вперед и занять выгодные позиции для наступления на Киев. Затем дивизия штурмом брала Киев, Белую Церковь, принимала участие в Ясско- Кишиневской операции, дваж­ ды форсировала Дунай, Тис­ су. Выцдя на территорию Ав­ стрии. она» загнала врага на австрийские Альпы... Вот какой славный путь прошла дивизия от липец­ кой земли, отстаивая честь и независимость нашей Роди­ ны. И я горд тем, что в этой воинской части воевав и мой отец И. СТРЕЛЬНИКОВ. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz