Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
5 октября 1986 г., № 230 {17 627) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 штат ...................... — 1 ..............— ...................................... —------ -—------- ...-—.......... ............... ................. СЕГОДНЯ - ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ П О Э Т И Ч Е С К А Я РУ Б РИ К А ТАМ , В БОРИСОВНЕ. . . „.В Борисовской школе шла последняя, самая длин ная, перемена. С Галиной Алексеевной Смыкаловой мы остановились у окна, за ко торым еще только занима лась по-особому нарядная в селе осень. Третья осень ее самостоятельного учительст ва. Всего два года минуло, легко всплывают в памяти хлопоты последних студенче ских месяцев. Выпускники ЛГПИ ждали распределения, волновались. Галя Смыкало- ва, отличница, ленинский стипендиат, была спокойна: решено — едет в сельскую школу. Не все понимали, одобряли, кто-то искал под спудный смысл поступка де вушки. Объяснение же было простым: будучи комсоргом Галя горячо агитировала од нокурсников «быть там, где трудно». Хотя, как горожан ка, хорошо понимала нере шительность некоторых сво. *их друзей: легко ли менять сложившийся с детства уклад жизни? Но, вместе с тем, и то комсорг понимала, что ей- то как раз отступать нельзя, стыдно. По закону она обязана была отработать в Борисовне лишь два года, но осталась и на третий. Почему? Вопрос этот уже давно задать хоте лось, но мы все говорили и говорили о предмете, который она преподает и который, по глубокому ее убеждению, яв ляется основным в школе. И вдруг наступила минута, ког да улыбка сошла с миловид ного* очень юного лица, меж тонких бровей залегла стро гая складочка, а вся она, не высокая, тоненькая, как бы старше в летах стала, и в голосе не то удивление, не то горечь засквозила: ■— Знаете, я хлеборобу очень завидую: зерно в зем лю бросит! взрастит его, и по осени 4— урожай! Можно в руках подержать, каравай испечь -г не пропал труд даром. А учитель..: Сколько доброго, светлого вкладывает он в души своих воспитан ников, уже, кажется, и го тов хороший человек, но жизнь еще не однажды пре поднесет ему горькие уроки. Вот после этого как знать, каким он будет наш, учитель ский урожай... Ей очень хочется уже сей час увидеть, ощутить резуль таты своего труда. Но не в угоду собственному тщесла вию. Молодая учительница торопится долг отдать. Чей? — спросите вы. Приехав в Борисовну, она поняла, как давно и многое недополучают здешние труженики из того обилия всевозможных благ, коими окружены горожане. Нет# бани, едва теплится жизнь в клубе, на экране — сплошь слезливые мелодра мы... Более двадцати учите лей не хватает в школах рай она. Результат? Она столк нулась с ним непосредствен но, когда два года назад ей дали один из трудных клас сов — четвертый. За три го да у этих ребятишек смени лось семеро воспитателей — не было в школе учителя на чальных классов.,. Она взяла их уже в четвертом, а при- ходилось даже учить буквы писать, как первачков. Чу жую вину на себя брала, чу жие ошибки исправляла. Спрашиваю теперь: «Что удалось?» «Ничего- не уда лось, — отвечает, — сдвиги мизерные: в дневниках боль ше порядка, тетрадки чис тенькие, потише ведут себя на уроках. Но любовь к язы ку еще воспитывать и воспи тывать и одними уроками тут явно не обойтись, организуем литературный кружок. Надо было, конечно, сделать это пораньше, да руки не дохо дили, ведь еще вела литера туру в двух выпускных». Да,- нелегким выдался пер вый ее год в Борисовской школе: явно запущенный чет вертый класс и два девятых, предвыпускных. А ведь она только начинала. Самые пер вые уроки? Она их почти не помнит — так волновалась. Случалось, только после звонка, в учительской, спох ватывалась: дала ли домаш нее задание? Первый педсо вет? И тут не обошлось без казусов: новые коллеги мне нием о «втором расписании» интересуются, а она недоуме вает — второй экземпляр учебного, что ли? Над планом пионерской работы своего класса несколько вечеров просидела. Вузовские пробе лы приходилось восполнять на ходу. Трудностей и других хва тало. Но мы оставим за рам ками нашего рассказа о мо лодой учительнице описание бытовых невзгод (вместе с молодыми своими коллегами она живет в общежитии, где нет'водопровода и печь то пить надо), опустим подроб ности приобщения к сельско му труду, к которому питом цы ее с малых лет приуче ны, так что в поле ей пока за ними не угнаться... Об этом хама Галина Алексеевна не говорила, со слов старших товарищей довелось узнать о спокойном упорстве, с ко торым она осваивается в но вой своей жизни. Они же рассказали и о письме вы пускницы Т. Мироновен, при сланном маме — в нем была обрадовавшая их всех просьба передать Галине. Алексеевне особый привет и поблагодарить за уроки доб ра. Об уроках Галины Алексе евны Смыкаловой знают те перь многие в районе. На ав густовском совещании ее имя прозвучало рядом с име нами учителей, особо почи таемых. Но не в этом дело. Ее уроки как-то сразу приня ли и полюбили дети. Как рас сказать о них? Помнится, с каким недоумением привела Галина Алексеевна слова бывшей сокурсницы: мол, неинтересно в сельской шко ле, плохо подготовленным ре бятишкам приходится чуть-ли не на пальцах все объяснять. Ей и в самом деле никогда такого отношения не понять. Наоборот: немудреный раз бор былин в пятом классе, где всего-то человек восемь и наберется, она ухитряется превратить в живой, увлека тельный разговор о красоте труда земледельца, об исто ках силы русского воина и дать детям первые представ ления о доброте и справед ливости. Не скрою, мне было очень интересно в этом клас се, где за партами сидело всего восемь учеников. Я им немного даже завидовала... Уроки Галины Алексеевны, говорят в школе, всегда от крытые. Приезжают из сосед них сел, чтобы понять: отку да эти живость, глубина, ем кость? Какая-то особая ме тодика? Она, конечно, много училась и до сих пор учится, очно — у лучших педагогов своего района, области, заоч но — у тех, о ком лишь на слышана. Но не этим берет. В основе ее удач — стрем ление к действенной помо щи. Ее урок — это всегда как протянутая детям дру жеская рука. Молодая учи тельница одновременно и верит в силу слова, и сом невается в ней. Ей бывает мучительно больно, когда во спев на уроке самоотвержен ность Данко, ее ученик под нимает руку на того, кто сла бее. «Мой брак», — укоряет себя. Ее беспокоят легковес ные суждения шестнадцати летних о некой свободе по ступков, их порой не осмыс ленный порыв к «самостоя тельности». Свобода, само стоятельность — а во имя чего? Поговорить бы... Про ходят «Старуху Изергиль» — не использовать ли этот ма териал? Но отведенных учеб ным планом двух уроков клас су не хватило, чтобы довес ти спор до конца, всех убе дить, всем объяснить. И она выпрашивает у коллеги еще один, дополнительный урок. Он нужен, чтобы вернуться к героям Горького, а может быть, вспомнить и Достоев ского и непременно дока зать. что свобода — это всегда осознанная необходи мость. Она будет говорить с выпускниками и о-дружбе, в чем ей поможет Экзюпери. А начнет беседу о долге — на помощь придет Маяковский. Она станет терпеливо, настой чиво приучать их к искренне му, честному слову в сочине ниях, к необходимости ду мать, читая, заставлять душу трудиться, сопереживая и со чувствуя. Такими были ее первые самостоятельные уро ки литературы для тех, ко му вот вот предстояло выйти в жизнь. Поступив в меди цинский институт, отчего-то вспомнила эти уроки бывшая ученица и назвала уроками добра. И это первый важный итог для Галины Алексеев ны. Так почему же не уехала она из Борисовки? -Может быть, потому что не смогла бросить своих шестиклассни ков. для которых готовится открыть и кружок литератур ный, и —вместе с коллега ми — новый кабинет эстети ки. Но, возможно, и потому осталась, что никак ей нель зя обмануть доверие таких замечательных людей, как заслуженная учительница школы РСФСР В. А. Фроло ва, В. И. Сныткина, 3. И. Миронова, Л. II. Аникина. А может быть, потому держит молодую учительни цу Борисовна, что именно здесь ей впервые открылось радостное: «Какое же это счастье обнаружить однаж ды: вчерашний непоседа-, мальчишка вдруг заговорил твоими словами, а вот у этой девочки — проскользнул твой жест. И этот мальчик, и эта девочка, они — мое продолжение...» Т. СПАССКАЯ. Добровский район. П Р И З В А Н И Е : П Е Д А Г О Г Отличный подарок получили будущие пе дагоги от строителей, которые возвели но вое здание Лебедянского педагогического училища. Особая забота о тех, кто выбрал себе трудную, но такую необходимую профессию воспитателя, наставника, учителя, — при мечательная черта нашего времени. Мы все живем с думой о завтрашнем дне, все не терпеливее заглядываем в приближающееся двадцать первое столетие. А двадцать пер вое столетие — это ведь, прежде всего, на ши дети, те. кто сегодня сидит за партой, Какими они станут, оправдают ли надежды страны —• это во многом зависит от учи теля, от его знаний, мастерства, таланта, в конечном итоге — от его личности. А личность эта формируется в аудиториях пединститутов, училищ. И крайне важно, чтобы для будущих Сухомлинских и Шата ловых были созданы все условия. В Лебедянском училище такие условия теперь есть. Здесь все предусмотрено для серьезной подготовки воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Потому-то в училище имеются и хорошие спортивный зал, и учебные мастерские, и тир, и лыжная база, и зал для занятий рит микой и хореографией. В соответствии с требованиями времени оборудуются кабине ты информатики и вычислительной техники, технических средств обучения, обществен ных дисциплин. На втором рисунке вы видите Людмилу Алексеевну Колесову. Она окончила Липец кий пединститут и сейчас преподает в груп пе шестилеток, что действует на базе дет ского сада № 123 Липецка. Л. А. Колесо вой оказано высокое доверие — она избра на депутатом горсовета. Рисунки В. ЕРМОЛОВА. У Р О КИ И С Т А Р ТЫ Праздник народного учителя! Праздник людей, отдавших обу чению и воспитанию поколений много сил, энергии, творчества. К ним с полным правом можно отнести заслуженного учителя школы РСФСР Анатолия Алек сеевича Галенко и отличника просвещения РСФСР Татьяну Ивановну Галенко, преподающих Физическую культуру в Липец кой средней школе № 30. Спорт стал спутником многих их воспитанников. Из выпусков стенной газеты, пользующейся у ребят популярностью, можно узнать, что спортсмены школы много раз занимали призовые места в спартакиадах, в жизнь ребят прочно вошли массовые соревнования «Старты надежд». Ученики Галенко — неодно кратные победители областных соревнований, участники всесо юзных стартов в «Артеке». Результаты педагогических усилий Галенко видны и в культуре их воспитанников, в хороших н с азателях по воен но-физической подготовке. За мечательно что в шкОле спор тивные' соревнования стали за ботой НС’ только учителей физ- кулы\ры, но всего педагогиче ского коллектива. Супруги Галенко охотно де лятся сы им опытом с коллега ми гю профессии. Анатолий Алексеевич возглавляет методи ческое объединение учителей района, сотрудничает с кафед рой теоретических основ физи ческого воспитания ЛГПИ. Тать яна Ивановна руководит мето дическим объединением учите лей школы, много работает со студентами - практикантами, родителями, учащимися. ...Ветер несет золотистые листья по школьному стадиону. На его дорожках и секторах оживленно. И как всегда, вмес те с ребятами мастера спорта и педагогического труда, Анато лий Алексеевич и Татьяна Ива новна Галенко. П. ШПАКОВ, доцент, руководитель секции физического воспитания областного педобщества. Станция Графская. Память опять Времени бег повернула вспять. Маленький, старый, забытый вокзал Вновь через годы меня повстречал. Я покидаю, волнуясь, вагон И на промокший ступаю перрон. — Здравствуй! — далекому детству шепчу, Тихо склоняюсь к родному плечу. Запах твоих конопляных ЗВУЧИТ Блестит обильною росой Матыры берег невысокий. Шуршит, склонившись над водой. Печально желтая осока. О чем печаль ее? О том, Что небо хмуро, день ВЕТЕРАНЫ Живем, за делом не скучая. Все меньше нас — Никто не вечен. Не потому ль желанны встречи И в феврале, н в теплом мае? Сойдемся, как родные братья. Взволнованны, белоголовы. Еще крепки рукопожатья И твердо сказанное слово. Верны Отечеству, как прежде, Верны себе, Верны друг другу. Над селом, антенны подпирая, Теплится несмытая заря. Праздник жизни — 4 осень золотая Входит в переливы сентября. Исподволь, нацеленво, сторожко, Обжигая новью жизнь мою. В каждой ливнем вымытой сережке Я тебя, родная, узнаю. Узнаю, приветствуя, как друга, Зимородком, вспугнутым ВЯЧЕСЛАВ ДЕНИСОВ. волос Я не забыл и по жизни пронес. Взгляд твой березовый совестью был, Мне маяком в непогоду светил. Свист тепловоза. Дрогнул вагон. В дымке растаял из детства перрон. Капелькой солнца на сердце легло Мира далекого — детства— тепло. ВЛАДИСЛАВ ЗОРИН. В ДЕТСКОМ ПАРКЕ В этом парке, наполненном лаской, Где светлей материнская суть, Малыши в разноцветных колясках Начинают по миру свой путь. У тебя — ни сыночка, ни дочки, Неуютно сидишь на скамье, И лежат на коленях цветочки, Как венок нерожденной семье. А была ведь и юность, и сила, Все при всем, но все только твое. Слишком крепко себя ты любила И веселое имя свое. Отзвенели капели. И листья, Листья падают, не спеша, Героиней Агаты Кристи Ты за шагом следишь малыша. Он идет по аллейке непрочно, Взгляд крадется к нему, , как во тьме... Кто ж оставит тебе цветочек На твоем сиротливом холме? ЗЛЫЕ ЛЮДИ Я злых людей особо чту, Не желчных, не завистливых, • не злобных, Куо яростно стоит за доброту, Кто не считает жизнь свою удобной. В час роковой, коль быть или не быть, У них язык не присыхает к небу... Но как на этом свете победить Себе подобного, а в сущности .амебу! Она ведь дьпнит кислородом масс, Пространство заполняет, а не вакуум, Балласт. И ощутимый среди нас, Что под ногами путается в драке. Злой человек на подвиги идет За честь свою, а не награды ради, Но почему ж, порой наоборот, Амеба торжествует при параде? Нам предстоит тщету и суету Оставить за чертой у новой вехи... Я злых людей особо чту, Они, — залог всех будущий успехов. БОРИС ЦВЕТАЕВ. О С Е с гнезда, т---------------------------:— НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО МОТИВ... короткий? Гремит за огненным кустом Волна о старенькую лодку. Срывает ветер с тонких ив Листву озябшими руками. В душе моей звучит мотив, Рожденный в небе журавлями. ВОЙНЫ Глядим с любовью и надеждой На сыновей своих и внуков. Война забудется едва ли— И нынче раны нас тревожат. Сияют ордена, медали, Их блеск с годами нам дороже. \ Живем, за делом не скучая. Все меньше нас —- ' Никто не вечен. Не потому ль желанны встречи И в феврале, и в теплом мае? ЛЕОНИД ШИРНИН. Н Ь За прудом позванивают туго Голубые нити — провода. Манят в степь, в неведомые дали Травами расшитые стога. Тишь. Рассвет... Средь изморози талой Неба золотятся облака. Над селом, от края V ' и до края Разлилась, расплавилась заря. Праздник жизни — Осень золотая Бродит по дорогам сентября. т д о р о г о й о т ц а Итак, наконец, все выяс нилось... В год сорокалетия Великой Победы на имя моей сестры из Главного управления кад ров Министерства обороны СССР пришло письмо. «По учетным данным, — говори лось в нем, — младший лей тенант Стрельников Василий Федорович, 1907 года рож дения, командир взвода 78-го стрелкового полка 74-й стрел ковой дивизии, значится по гибшим 11 марта 1943 года. Захоронен в деревне Ели заветино Малоархангельского района Орловской области». Сестра нашла отца... А я? Сколько дум о нем переду мал, сколько изъездил горо- дов-героев. А написать в министерство не додумался. И в оправдание невольной своей вины решил, не меш кая, пройти военной дорогой отца, найти место, где поко ится его прах. Взяв отпуск, проехал сотни километров, побывал во Мно гих населенных пунктах Ор ловщины, разговаривал с те ми. кто помнит минувшую войну и с их уст записал де сятки рассказов. Особенно я расспрашивал о боях, кото рые шли в марте 1943 года в Малоархангельском районе: хотелось узнать, при каких об стоятельствах погиб отец. На шел двух женщин. Они и по казали мне большое поле, которое, по их словам, было устлано ■ телами советских бойцов. — Лежали снопами, — го ворила Мария Семеновна Ан тошкина из деревни Нижняя Гнилуша. А Пелагея Филипповна 1Т1умйев(а, узнав, что я толь-, ко через сорок лет выяснил, где погиб отец, охнула: — А у меня ведь в саду два разведчика похоронены. Может, их тоже дети разыс кивают? —• И поведала мне, как она с подружкой, —бы ло им тогда по четырнадцать лет, — из-под носа у немцев вывезли на санках обезобра женные трупы советских бой цов. — Их, видно, долго пы тали, а- когда узнать ничего не удалось, убили. Мы их привезли к нашему дому, хотя и боялись: дознаются немцы, самих расстреляют... А кто они? Чьи? Не знаю... Заведующая местным му зеем обороны северного фаса Курско-Орловской дуги Ма рия Федоровна Шеховцова рассказывала, как она с ре бятами, красными'’следопыта ми, собирала материалы для музея, связывалась с ветера нами здешних боев. — Теперь музей распола гает волнующими, дорогими для нас экспонатами, — с гордостью говорила она. Так, встречая, очевидцев тех кровопролитных боев, до шел я до Елизаветино. Ши рокая долина с чистым зерка лом пруда. Со склона горы террасами сбегают могучие деревья. Кругом зелень. И тишина... А мне казалось, что вот-вот она, эта тишина, ра зорвется грохотом снаряда и визгом осколков. Но оглядываюсь и вижу у пруда два домика. За ними, под высокой развесистой бере зой, — остроконечный обе лиск. На его мраморных пли тах золотыми буквами выби ты имена погибших! Сколько ни всматриваюсь, фамилии отца не нахожу. — Не волнуйся, — сказал мне мой проводник, храни тель этой святыни Виктор Васильевич Кононов, инвалид войны, участник боев за Ле нинград. — Раз есть доку мент, что твой отец здесь по хоронен, значит, он тут и лежит. Подходит еще один муж чина, подтверждает: — Тут он, твой отец. Сю да мы свозили после боев всех погибших... На памятнике не указано время' захоронения. Значились простые слова: «Героически павшим в 1943 году». — Мой отец погиб один надцатого марта, — говорю я, поняв, что собеседники вспоминают погибших позже, в июле, в огне Курско-Ор ловской битвы. — Да тут все поле могиль ник. — вздохнул Кононов.— Помню, после войны ребята пахали здесь на тракторах. Одна машина задними коле сами в землю стала провали ваться. Выяснилось: здесь мо гила. Командиры были захо ронены... Мне вспомнились слова из письма однополчанина отца: «В лесу, около ольховой ро щицы, где размещался штаб 78-й, похоронены разведчи ки». И снова... ни имен, ни фамилий. И я пришел к вы воду, что' этот памятник по ставлен всем, кто погиб на этом участке фронта. Всем бойцам и командирам 74-й стрелковой дивизии. Это была героическая ди визия. Она формировалась на липецкой земле. И среди ее славных бойцов — четве ро липчан, удостоенных вы сокого звания Героя Совет ского Союза. Это — Алтухов Иван Сергеевич из Чаплыгин- ского района, старший лейте нант, командир роты. Это Дешин Андрей Иванович, еф рейтор, старший телефонист, из Долгоруковского района. Это Игнатьев Владимир Мит рофанович, старший сержант, командир саперного взвода, из Липецкого района. И это Мешков Иван Георгиевич, лейтенант, комсорг баталь она, из Ельца. Б ноябре 1942 года диви зия была отправлена на пе редний’край фронта в район села Покровское 'Гербунеко го района. Первым ее сраже нием был прорыв фашистских укреплений в районе высо ты 194,9 под кодовым назва нием «Огурец» возле речуш ки Кшень. Участие в этих боях стало первой проверкой боевых качеств дивизии, мо рального духа ее солдат, во инского мастерства офицеров. Немцы стояли на высоте «Огурец» три с лишним ме сяца. Овладеть высотой дей ствительно было очень труд но. Но вражеская оборона была сломлена. с Развивая успешное насту пление, советские части дви нулись на запад. Дивизия с боями прошла более 200 километров, осво бодив десятки и сотни насе ленных пунктов. 23 февраля 1943 года враг был выбит и из города Малоархангельска. Тем самым был создан се верный фас знаменитого Курского выступа обороны наших войск. Со'второй по ловины февраля и почти до конца марта на всем участ ке фронта продолжались оже сточенные бои. В этих боях, вероятно, и погиб мой отец. Ему не пришлось участво вать в Курско-Орловской бит ве. А его товарищи летом держали оборону в районе Малоархангельска и Поны- рей, где в линии фронта на чинался изгиб в сторону про тивника. Враг и попытался прорвать фронт именно здесь и южнее Курска с тем, чтб- бы взять в клещи наши вой ска, находившиеся на терри тории «дуги». Только шесто, го и седьмого июля 74-й ди визии пришлось отбивать двадцать три яростных ата ки фашистских войск, поддер жанных авиацией и танками. Обескровив врага на Кур ско-Орловской дуге, советская армия перешла в наступле ние. 74-я стрелковая дивизия с ходу форсировала Днепр, заняла плацдарм и стойко удерживала его. Это дало возможность другим соедине ниям продвинуться вперед и занять выгодные позиции для наступления на Киев. Затем дивизия штурмом брала Киев, Белую Церковь, принимала участие в Ясско- Кишиневской операции, дваж ды форсировала Дунай, Тис су. Выцдя на территорию Ав стрии. она» загнала врага на австрийские Альпы... Вот какой славный путь прошла дивизия от липец кой земли, отстаивая честь и независимость нашей Роди ны. И я горд тем, что в этой воинской части воевав и мой отец И. СТРЕЛЬНИКОВ. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz