Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Эта страница посвящена всенародному празднику — Дню знании. С торжественных, радостных минут начнет­ ся он в каждом учебном заведении области. Со школьно­ го певучего звонка, с теплых взволнованных слов на­ путствия юным педагогов, наставников учиться и труди­ ться отлично, расти достойной сменой старших, по-насто­ ящему ощущать себя поколением 80-х годов, готовым к тем большим переменам в жизни советского общества, кото­ рые предначертал исторический XXVII съезд партии, {Школа шагает в свой третий, определяющий год ре­ формы. Приметы ее реализации ощущаются и на уроке, и в школьной мастерской, и в крепнущих связях педаго­ гических коллективов с базовыми предприятиями, и в возросшем мастерстве учителя... Обо всем этом и рассказывается на странице, подготов­ ленной внештатным отделом школ «Ленинского знамени». И РАСТУТ УМЕЛЬЦЫ УЧАЩИМСЯ СТРАНЫ СОВЕТОВ Новый учебный год в школах нашей страны по традиции открывается Уро­ ком мира. ■В связи с этим Советский комитет защиты мира получил послание, с которым к учащимся нашей страны обратился генераль­ ный секретарь ООН Перес де Куэльяр. В нем говорит­ ся: , Дорогие юные друзья! Мне доставляет огромное удовольствие обратиться с этим посланием к вам — молодому поколению Со­ ветского Союза пЪ случаю Урока мира, которым тра­ диционно начинается учеб­ ный год в советских , шко­ лах. Потребность в мире — это тот урок, который дол­ жны усвоить все.' Особенно значимым является то, что Урок мира проводится пер­ вого сентября — в день, когда была развязана вто­ рая мировая война. Для предотвращения подобных войн и была создана 41 год тому назад Организация Объединенных Наций. Со­ ветский Союз, понесший столь тяжелые потерн в от­ ражении агрессии, был од­ ним из основателей ООН. Сейчас членами ООН являются 159 государств. Все они были едины в объ­ явлении 1986 года Между­ народным годом мира с целью побудить правитель­ ства и народы всех стран объединить усилия в деле укрепления международной безопасности и сохранения мира. Для молодежи Совет­ ского Союза и других стран исключительно важно, что­ бы эти усилия увенчались успехом, поскольку от это­ го зависит будущее, кото­ рое они унаследуют. Обращаясь с приветстви­ ем к советским учащимся по случаю Урока мира, я хочу призвать молодежь всего мира крепить узы дружбы и взаимопонимания. Подрастающее поколение может сделать многое для преодоления предубежде­ ний и недоверия, унаследо­ ванных от прошлого. Пред­ ставители этого поколения, где бы они ни жили, дол­ жны суметь увидеть через национальные границы объ­ единяющие их интересы. В этом заложена великая на­ дежда на будущее. Ибо, как отмечено в лозунге Меж­ дународного года мира, все должны объединиться для того, чтобы «сохранить мир и будущее человечества». ПЕРЕС ДЕ КУЭЛЬЯР. „ С - | ЕГОЛНЯ, в 18.30. — родительское собра­ ние. Ваша явка с т ро ­ го обязательна! Классный ру­ ководитель (подпись)». Про­ читав такую категоричную за­ пись в дневнике сына или до­ чери,. далеко не каждый из ро­ дителей ощущает радость от ' предстоящего события. Увы, в практике школы нередкое яв­ ление, когда, посетив одно- два первых собрания, роди­ тели надолго теряют инте­ рес к ним. Думается, проис­ ходит это от внутреннего про­ теста пап и мам против фор­ мализма, а порой- и бестакт­ ности, которыми бывают про­ никнуты подобные школьные мероприятия. Если вниматель­ но вслушаться в звучание са­ мого. слова «мероприятие», то нетрудно ощутить весь его холодноватый официальный смысл: «Мы — высказали, вы — действуйте!» Л ведь родительское собра­ ние, пожалуй, одна из самых интереснейших форм общения школы с. семьей. Да-да, об­ щения людей, связанных одни­ ми интересами, заботами о воспитании детей. И там, где классный руководитель су. меет сплотить родителей едино- , мышленников, рождается вол- нующее сотворчество, при­ носящее успех. ... На самодельной книжеч­ ке-раскладке, врученной маме сыном, хитрым способом уме­ стился складной трамвайчик, приглашавший в среднюю ш к о ­ л у М® 44. в 4 «а» класс на Ро­ дительское собрание. ...В распахнутую дверь ка­ бинета литературы, где соб­ рались родители и ребята, во­ шел строй барабанщиков. Сиг­ нал «Внимание!» Торжественно звучит сообщение, что пионер­ скому отряду 4 «а» класса в канун Дня космонавтики при­ своено имя Ю. А. Гагарина, за честь носить которое он борол­ ся с начала учебного года. Поднявшиеся со своих мест пи­ онеры произнесли девиз — и всех присутствующих объе­ динила отрядная песня «Ор­ ленок». Ее пели стоя и дети, и их па. пы и мамы. А потом в 4 «а» появились ШКОЛА ВСТРЕЧАЕТ Ш Е С Т И Л Е Т О К ^ Они жизнерадостны и непосредственны, школьные новички, но свою первую учительницу слушают внимательно... В двенадцатую школу города Липецка, как и все ученики, самые малень­ кие ее питомцы будут приходить строго в назна­ ченное время -г- опаздывать нельзя! И во многом другом они учатся у старших. А речь идет о но­ вом классе, где и сфотографированы эти шести­ летние дети. И учительница у них совсем молодая — Юлия Владимировна Вострикова, недавняя вы­ пускница ЛГПИ. Кажется, они взаимно довольны друг другом... ф НА СНИМКАХ: Ю. В. Вострикова и ее шести­ летние ученики. Фото А. ЩУРОВА. _____ ~1" РИ, два, один — 1 | пуск! — слышатся звонкие голоса, и корабль с экипажем шестиле­ ток на борту, Аедомый коман­ диром Денисом и штурманом Сашей, уходит в полет со стар­ товой площадки... урока мате­ матики липецкой средней шко­ лы № 12. Сколько интересной работы выполняет экипаж в полете: называет, пролетая над горо­ дом, новостройки пятилетки, по команде штурмана каждый становится звездочетом, на одной из станций принимают на борт корабля веселых че­ ловечков. сделанных из геомет­ рических фигур... А шестилетки нулевого «Б» класса с Буратино и Незнай­ кой отправляются в лес. Ог­ ромная корзина быстро напол­ няется грибами: белыми, под­ березовиками. Незнайка кла­ дет и кладет самые красивые — мухоморы: поди теперь, пе­ ребери, сосчитай их. Любо­ пытный Буратино засыпал ма­ лышей своими «что?», «поче­ му?», «сколько?» Много узнали дети о деревьях родного края, услышали голоса птиц, а на лесной поляне соревновались в прыжках с зайцем и лисой. Молодые учительницы ма­ тематики Надежда Леонидов­ на Павлова, Юлия Владимиров­ на Вострикова ищут, строят, пробуют множество вариан­ тов урока. В мудром уроке-нг- ре дети живут, учатся, разви­ ваются, дружат, радуются. Обу­ чение с шести лет «плавное», систематичное, посильное, обеспечивает отработку 'при­ обретаемых навыков, закреп­ ление интереса к познаватель­ ному труду. На каждом уроке Первейшая задача, решаемая учителями, — обеспечение требований школьной гигиены: предупреж­ дение !усталости, умение сиять ее. В этом им помогают про­ граммы, методические пособия, учебники, нарабатываемый опыт. Будут ли шестилетки учить­ ся за партами или удобнее легкие/ столики, позволяющие быстро превратить класс в космодром, в лесную поляну, в дно океана? Будут ли малы­ ши носить обычную школьную форму или для них следует разраббтать вариант удобной спортивной одежды? Ведь режим шестилеток особый, и более всего в нем занимают уроки физкультуры, ди­ намические паузы, наб­ людения окружающего ми­ ра, ритмика, уроки плавания, прогулки. Ответы на эти воп­ росы искали сообща учителя, врачи, ученые. Много, очень много нужно было сделать доя создания условий малышам в школе вместе с базовыми пред­ приятиями. Мы не можем сегодня оби­ жаться на своих шефов. Наши шестилетки имеют светлые классы, уютные спальни -игро­ вые, спортивно-хореографиче. екий зал, крытую веранду спортивно игровой городок, все это находится в отдельном блоке здания, с отдельным вхо дом. Коллективы хлебозавода № 3, участка «Союзспеццемстрой- ремонт» оборудовали спаль­ ни и классы, работники УВД ,позаботились о пристройке крытой веранды, подсобных помещений, ифового городка^ Члены авиаотряда закупили ма­ лышам самые красивые игры игрушки, оборудовали каби пет ручного труда. Комбинат хлебопродуктов позаботился о закупке постельного белья, ремзавод — о приобретении шкафчиков доя одежды... Педотрядовцы художествен но-графического факультета ЛП1И сделали оформление школы. Правобережный рай­ ком партии, райисполком, рай оно, учителя, учащиеся, ро­ дители — все принимали и принимают активное участие в том, чтобы малышам в нашей школе было уютно, как дома. Завтра, первого сентября, средняя школа № 12 начнет полцое обучение детей с ше­ сти лет, и самые маленькие школьники войдут в свою сим воличоскую дверь — раскрытую книгу. Школа говорйт им: «Доб­ ро пожаловать, ребята!» Н. СУШКОВА, директор средней х школы № 12 г. Липецка. «Живая газета», клуб веселых и находчивых, «викторины». А чуть позже зазвенел «Коло­ кольчик» классного театра, который стал помощником в воспитательной работе. Вот как необычно прошло однажды родительское соб­ рание вместе с ребятами. Иг­ ра помогла взрослым и детям стать «пассажирами» необыч­ ного «трамвая», следующего по необычному маршруту. — Есть ля отрицательные черты в твоем характере? Со вздохом: —- Да, бывает, грублю, не­ сдержан... — Твоя мечта? — Стать инженером-элект- ронщиком... Это лишь некоторые из воп­ росов викторины. Они просты, но как хорошо раскрывается с их помощью духовный мир детей. ЗТИ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАИИЯ... Первая остановка — 4 «а». Ее провели пионеры, ответст­ венные за учебу, дисципли­ ну, дежурство по классу и в столовой, за подготовку и про­ ведение политинформаций. Сколько раз, наверно, чув­ ствовали многие мамы и папы всю безрезультатность своих нравоучений по поводу того, как хорошо учиться на «4» и «5» и как плохо получать «3» и «2». «Великая сила искусст­ ва» сегодня пришла на помощь несовершенству домашней пе­ дагогики. В веселой интерме­ дии «Спор отметок», показан­ ной на следующей «остановке» артистами из отрядного клуба «Колокольчик», многие ребя­ та увидели себя со стороны. Никому не пришлись по душе образы неумехи, во всем сом­ невающейся Тройки и настыр­ ной, невежественной задава­ ки Двойки, зазывавших ребят стать их друзьями. Следующая остановка трам­ вая — «Викторина-13». По ус­ ловиям игры отвечающий на вопрос имеет право задумать­ ся только на пять секунд. — Какие качества ценишь в людях? — Скромность, честность, неравнодушие... От «остановки» к «останов­ ке» у пассажиров формируется ощущение особой душевной те­ плоты от взаимного общения. Растет чувство праздничности и доброжелательности. Не фор­ мально, а всей душой проника­ ются и взрослые, и дети те­ ми воспитательными задачами, которые предстоит решить в школьной четверти. Посещая открытые уроки заслуженной учительницы школы РСФСР, преподавателя русского языка и литературы А. И / Борисовой, внеурочные кружковые занятия, которые она ведет как классный руко­ водитель, невольно подмеча­ ешь в ее ребятах какую-то осо­ бую самостоятельность. «Уста­ новка» на воспитание этого качества у педагога твердая. Александра Ивановна счи­ тает, что пассивных ребят вообще нет, каждому хочется заслужить уважение товари­ щей. коллектива. Другое дело, что одним это дается легко, а. другим надо помочь обрести себя, раскрыть лучшие черты его души, его способности. В этом ее первые помощни­ ки — мамы и папы, лучше все­ го знающие, понимающие ре­ бят. И сама она не жалеет времени на общение с ребя­ тами. Со многими из них у педагога дружеские, довери­ тельные отношения, В классе создана атмосфера творческо­ го поиска, самораскрытия. Нет, не «выставиться» друг перед другом, а привнести что-то свое, интересное, что оценится тоЕарищами, станет полезным для всех. I Уже сейчас и не вспомнишь, как появилась в 4 «а» игруш­ ка-самоделка из бумага — смешной человечек. Кто-то предложил сделать его по­ четным членом клуба театра­ лов «Колокольчик». И теперь к отличившимся на сборе клуба ребятам Театрал Теат- ралыч, так назвали этого че­ ловечка, «идет» домой пого­ стить до следующего занятия. А забавный пластмассовый слоненок Тимошка гостит в доме только у тех, кто полу­ чит в один день не менее двух «пятерок». Ни одно доброе движение детской души, так же как и не­ гативные поступки, не остают­ ся без внимания классного ру­ ководителя и ребячьей обще­ ственности. Нелегко некоторым маль­ чишкам овладеть умением «властвовать собой» на переменах, уроках. С их доб­ ровольного согласия на сове­ те отряда было решено заве­ сти тетрадки по воспитанию самодисциплины. Как относятся к этому то­ варищескому контролю сами «воспитуемые»?Если попросить их показать эти своеобразные дневники, они не без гордо­ сти перелистают страницы, где немало «пятерок» -— зна­ ков одержанных над собой побед. В тесном контакте и взаи­ мопонимании школы и семьи, в , единстве педагогических тре­ бований видит А. И. Борисо­ ва успех всей воспитатель­ ной работы. Каждая из ее общих и индивидуальных бе­ сед с папами и мамами — это откровенный разговор о «се­ кретах » тактики семейного воспитания. Если вдуматься, то это беседы о радости родитель­ ского труда. О. БОРОВСКИХ. ЕСЛИ НУЖНО П О М О Ч Ь Как председателю общешкольного родительского коми­ тета липецкой средней школы № 28, мне часто прихо­ дится обращаться к различным руководителям по обще­ ственным вопросам. Так однажды и познакомился я с начальником ЖКО завода «Свободный сокол» — Сергеем Михайловичем Селяниным. Помню, в школе возникла необходимость обрезать деревья во дворе: слишком разрослись, затеняли окна. Куда только ни обращались, чтобы на время выделили "автовышку, везде — отказ. Пошел я к Сергею МйхаГг ловичу. Он сразу произвел на меня впечатление коррект­ ного, внимательного руководителя. Вопрос тут же был ре­ шен. И позже еще не раз выручал Сергей Михайлович школу. Как-то не сумели для новогоднего утренника вовремя приобрести елку. Дефицит этот в последние декабрьские дни известен. И вновь нас выручили в жилищно-комму­ нальном отделе завода. Длительное время территория, прилегающая к мага­ зину № 33, была неблагоустроена. Нуждался в наведении порядка и двор дома, в котором находится магазин. Ку­ да бы ни обращались жильцы — все ссылались на то что территорию должно обслуживать ЖЭУ-5 горжилуп- равления. Сергей Михайлович ответил так: «Поселок наш, нам и наводить в нем порядок». Вскоре вокруг магазина стало чисто, во дворе появились скамейки. , Хочется от имени дирекции и родительского комите­ та школы № 28, от имени жильцов дома № 2 улицы Кутузова высказать слова благодарности коммунисту С. М. Селянину за егг> чуткое отношение к людям, внима­ ние, отзывчивость и доброту. И. ГРИБАНОВ, председатель родительского комитета средней школы № 28. В мастерской пахло дере­ вом. Белая стружка горками лежала на полу. Только что прозвенел звонок, и ребята поспешили на улицу. Дежур­ ные принялись подметать пол, готовя школьную ма­ стерскую к очередному уро­ ку. Петр Федорович Сысоев одобрительно похваливал мальчишек. Кто такой Сысоев? Сам он отрекомендовался так: «П1е- подаватель физики, матема­ тики и труда Кругловской восьмилетней школы.. Трех равных дисциплин». Послед, нее он подчеркнул голосом: «равйых». Это его убежде­ ние. Да так оно и есть. Именно за успехи, достиг­ нутые в трудовом воспитании подрастающего поколения, он награжден Почетной грамо­ той Министерства просве­ щения РСФСР. Петр Сысоев когда-то сам учился в этой (тогда сред­ ней) школе. Готовил себя к службе на флоте. Но недо­ брал проходного балла, не поступил в училище. Что делать, думал недолго. Поступил на стройку. С охо­ той мастерил рамы, подокон­ ники, двери. Строили тогда новое здание технологи­ ческого института. Как- то на объект загля­ нул ректор вуза. За­ метив умелые руки парня, по­ интересовался. где учился I мастерить. «У отца. Он и плотник, и столяр, что на­ до». Помолчали. «Поступай к нам, в технологический. С твоими баллами примем». «Нет, уже решил: буду учи­ телем». Сказал, как отрубил. Так и вышло. Он окончил два факультета педагогического института — физико-матема­ тический и физвоспитания. А затем вернулся в родную школу. И вот уже свыше 30 лет преподает здесь. Пятнад­ цать из них занимается с ре­ бятами в школьной мастер­ ской. Мастерская — десять мет­ ров в длину, пять в шири­ ну — заставлена столярны­ ми верстаками, электрото­ чилом, токарным, строгаль- но-фуговдльным станками. Но не такими, за которыми стоят рабочие в цехах. Эти и размером, и мощностью по­ меньше. Не от хорошей, ко­ нечно, жизни ими обходятся: других-то просто нет. В сов­ хозе имени М. Горького не очень-то озабочены нуждами учителя труда. А, может, руки не доходят?.. Не было и инструментов. Но тут Петр Федорович сам засучил рукава — сделал. Колевки разных видов, фи- гареи для изготовления фи­ ленчатых дверей — вот они, иод рукой. Многое потом сде­ лали и сами ребята под его руководством. Творения ребячьих рук на каждом шагу. Петр Федоро­ вич с удовольствием, с осо­ бой гордостью показывает школу. В классах и коридо­ рах не счесть стендов. Спор­ тивный, по профориентации, «Знаменательные даты», «Они защищали Родину» — всех не перечислить — и все в аккуратных рамочках из дерева. В кабинетах химии и физики ребята изготови­ ли перегородки для хранения пособий, химикатов, дере­ вянные «хранилища» для карт. Стараются у него не толь­ ко старшеклассники. Млад­ шие на уроках труда делают скамеечки (доярки на фер­ ме очень ими довольны), че­ ренки к вилам, граблям. Уча­ тся держать в руках стекло­ рез, раскраивать стекло на полосы нужных 1 размеров. Такие навыки всегда приго­ дятся в жизни. Старшие ув­ леченно занимаются в круж­ ке «Умелые руки». Не все, конечно, одинаковы по опы­ ту и мастерству. Семиклас­ сникам Юрию Филимонову, Александру Овсянникову, Юрию Андрюшину под силу выполнить сложный заказ: связать оконные, дверные блоки, стул смастерить.' Заказы-то бывают разные. Особенно от совхоза. При­ ходилось изготавливать трак­ торные сани, летнюю будку, столы и даже буфеты. К Международному жен­ скому Дню ребята, как пра­ вило, обсуждают вопрос, что подарить мамам? Разумеет­ ся, речь не идет о покупке подарка в магазине. Его должны сделать сами, да как можно лучше, чтобы чувст­ вовались в нем и праздник, и искренность, и горячая при­ знательность матерям за их нелегкий и благородный труд. И дарили. Деревян­ ные фужеры, солонки. Вы­ тачивали на токарном стан­ ке, что приютился в углу мастерской. На этом самом станке Петр Федорович вы- точид макет Останкинской башни, уменьшенный в две­ сти раз. Получился очейь красивым... Однажды Петр Федорович подкинул идею: — Вот над чем давайте поработаем, ребята! Стол разрежем, установим цир­ кулярную пилу и мотор... Загорелись мальчишки. Теперь на станке и строгать, и резать можно. Оконную коробку по просьбе админи­ страций Кругловского от­ деления за полчаса изгото­ вили. Сысоев посмотрел пер­ вую, сказал: «Вот молодцы, так и продолжайте!» Маль­ чишки засветились улыбка­ ми. Знают: Петр Федорович незаслуженно не похвалит. В его мастерской можно практически освоить изго­ товление многих вещей, тш необходимых на селе. Однал*- ды потребовалось —еделгыи бочки для солений. Каждый школьник подарил такую бочку родителям. Сначала удивились, потом обрадова­ лись. — Возможно, совхоз на меня в обиде, — шутит Сы­ соев. — Большинство моих воспитанников идут в проф­ техучилища, работают плот, никами, столярами. Выходят из них замечательные от­ делочники, безошибочно раз­ бирающиеся в разновиднос­ тях древесины. Объяснение тому простое; коллекция «Виды древе­ сины нашей зоны», вот она, в мастерской. На пришколь­ ном участке под руководст­ вом наставника посажены де­ ревья всевозможных пород. А у дома самого учителя поднимается даже сибирский кедр. За молодыми дерев­ цами Петр Федорович и сам ухаживает, и школьников приучает. Сысоев не садовод, но как- то написал письмо в Мичу­ ринскую центральную гене, тическую лабораторию. Ему прислали черенки яблонь и груш, обстоятельно написа­ ли, как проводить прививки. Он воспользовался совета­ ми. И теперь появились в селе новые сорта. Черенки Сысоев охотно раздает всем желающим. Треть века учительствует Петр Федорович Сысоев. Из них почти добрая половина отдана трудовому воспитанию детей. Случайность? Отнюдь нет. Сам педагог любит и уважает труд и вокруг себя хочет видеть людей трудо­ любивых. И сколько же раз его повзрослевшие питомцы скажут ему «спасибо!..» В. ПЯТАКОВ. Лев-Толстовский район. ПО ЗАКАЗАМ ЗАВОДА Учебный цех в Школе... Се­ годня это сочетание уже ни­ кого не удивит. Такой цех есть и в елецкой средней школе № 21. Здесь размещено восемь токарных станков, здесь ребя­ та выпускают продукцию по заказам базового предприя­ тия — завода медицинского оборудования. Заказы довольно сложные: изготовление ручек для меди­ цинских кресел и операцион­ ных столов, другие изделия, требующие точности и особой отделки. Всему этому учит ре­ бят замечательный мастер, заслуженный учитель школы РСФСР Александр Семенович Курский. Его педагогический стаж — более 40 лет. Раз ребятам поручено на­ стоящее дело, то и организо­ вано оно должно быть по-на­ стоящему, как на производст­ ве, — считает наставник. Школьники имеют свои зада­ ния, план. В цехе идет сорев­ нование за звание лучшего по профессии, за высокое качест­ во изделий. /' А. КОРЧАГИН. П О С Т А Р А Л И С Ь Д Л Я Р Е Б Я Т Матырский -— самый моло­ дой поселок Липецка. В нем живут металлурги НЛМК, теплоэнергетики Липецкой ТЭЦ 2, рабочие местного сов­ хоза «Россия». Поселок по­ стоянно растет, расширяет­ ся. В одиннадцатой пятилетке в нем справили новоселье бо­ лее 130 семей. Только строи­ тели второго управления Ли­ пецкого домостроительного комбината возвели здесь семь двухэтажных домов на 112 квартир. С каждым годом прибавля­ ется в поселке и детей. Ста­ рая школа стала тесновата, поэтому в прошлом году стро­ ители треста «Жилстрой» воз­ вели новое, боЛьшое трехэтаж­ ное здание с большими свет­ лыми классами, спортивным и актовым залами, лаборато­ риями и кабинетами. В новом учебном году в Матырском сядут за парты 1300 учеников. В десяти школь­ ных классах будут заниматься первоклашки: пять классов — семи лет, пять — шеста. Шестилетки разместятся в отдельном здании бывшей ста­ рой школы, переоборудованной специально доя воспитания и обучения малышей. Хорошо потрудились шефы, создавая удобства для ребя­ тишек. Энергетики ТЭЦ-2 вы­ делили доя школы обои улуч­ шенного качества, отличные половые материалы, краски. Шефы из СУ ТЭЦ капитально отремонтировали с т о л о ву ю . В переоборудовании старой шко­ лы доя шестилеток принимал участие и коллектив СМУ тре­ ста «Коксохимремонт» Сейчас старое здание не узнать: оно стало красивее, на­ ряднее. Клуб, спортивный зал, учебные классы, игровые и спальные комнаты уютны, по­ лы блестят свежей краской. На них всюду паласы, ковро­ вые дорожки. В классах, игро­ вых и спальных комнатах ус­ тановлена специальная ме­ бель. На стенах красивые ми­ ниатюры. картины со ска­ зочными сюжетами, живые цветы. Все учащиеся сред­ ней школы № 54 будут обеспечены горячим пита­ нием. Вокруг школы — ог­ ромный участок, обнесенный изгородью. Школьные учителя биологии превратили его в цветущую оранжерею и опыт­ ное поле для практического труда учащихся. В школу пришло солидное пополнение молодых педагогов. Словом, все готово к началу занятий. Как и во всех шко­ лах страны, учителя свой пер­ вый урок начнут с Урока ми- И. ХОВАНСКИЙ. Пос. Матырский ЗА В ТРА -Д ЕН Ь ЗНАНИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz