Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
Эта страница посвящена всенародному празднику — Дню знании. С торжественных, радостных минут начнет ся он в каждом учебном заведении области. Со школьно го певучего звонка, с теплых взволнованных слов на путствия юным педагогов, наставников учиться и труди ться отлично, расти достойной сменой старших, по-насто ящему ощущать себя поколением 80-х годов, готовым к тем большим переменам в жизни советского общества, кото рые предначертал исторический XXVII съезд партии, {Школа шагает в свой третий, определяющий год ре формы. Приметы ее реализации ощущаются и на уроке, и в школьной мастерской, и в крепнущих связях педаго гических коллективов с базовыми предприятиями, и в возросшем мастерстве учителя... Обо всем этом и рассказывается на странице, подготов ленной внештатным отделом школ «Ленинского знамени». И РАСТУТ УМЕЛЬЦЫ УЧАЩИМСЯ СТРАНЫ СОВЕТОВ Новый учебный год в школах нашей страны по традиции открывается Уро ком мира. ■В связи с этим Советский комитет защиты мира получил послание, с которым к учащимся нашей страны обратился генераль ный секретарь ООН Перес де Куэльяр. В нем говорит ся: , Дорогие юные друзья! Мне доставляет огромное удовольствие обратиться с этим посланием к вам — молодому поколению Со ветского Союза пЪ случаю Урока мира, которым тра диционно начинается учеб ный год в советских , шко лах. Потребность в мире — это тот урок, который дол жны усвоить все.' Особенно значимым является то, что Урок мира проводится пер вого сентября — в день, когда была развязана вто рая мировая война. Для предотвращения подобных войн и была создана 41 год тому назад Организация Объединенных Наций. Со ветский Союз, понесший столь тяжелые потерн в от ражении агрессии, был од ним из основателей ООН. Сейчас членами ООН являются 159 государств. Все они были едины в объ явлении 1986 года Между народным годом мира с целью побудить правитель ства и народы всех стран объединить усилия в деле укрепления международной безопасности и сохранения мира. Для молодежи Совет ского Союза и других стран исключительно важно, что бы эти усилия увенчались успехом, поскольку от это го зависит будущее, кото рое они унаследуют. Обращаясь с приветстви ем к советским учащимся по случаю Урока мира, я хочу призвать молодежь всего мира крепить узы дружбы и взаимопонимания. Подрастающее поколение может сделать многое для преодоления предубежде ний и недоверия, унаследо ванных от прошлого. Пред ставители этого поколения, где бы они ни жили, дол жны суметь увидеть через национальные границы объ единяющие их интересы. В этом заложена великая на дежда на будущее. Ибо, как отмечено в лозунге Меж дународного года мира, все должны объединиться для того, чтобы «сохранить мир и будущее человечества». ПЕРЕС ДЕ КУЭЛЬЯР. „ С - | ЕГОЛНЯ, в 18.30. — родительское собра ние. Ваша явка с т ро го обязательна! Классный ру ководитель (подпись)». Про читав такую категоричную за пись в дневнике сына или до чери,. далеко не каждый из ро дителей ощущает радость от ' предстоящего события. Увы, в практике школы нередкое яв ление, когда, посетив одно- два первых собрания, роди тели надолго теряют инте рес к ним. Думается, проис ходит это от внутреннего про теста пап и мам против фор мализма, а порой- и бестакт ности, которыми бывают про никнуты подобные школьные мероприятия. Если вниматель но вслушаться в звучание са мого. слова «мероприятие», то нетрудно ощутить весь его холодноватый официальный смысл: «Мы — высказали, вы — действуйте!» Л ведь родительское собра ние, пожалуй, одна из самых интереснейших форм общения школы с. семьей. Да-да, об щения людей, связанных одни ми интересами, заботами о воспитании детей. И там, где классный руководитель су. меет сплотить родителей едино- , мышленников, рождается вол- нующее сотворчество, при носящее успех. ... На самодельной книжеч ке-раскладке, врученной маме сыном, хитрым способом уме стился складной трамвайчик, приглашавший в среднюю ш к о л у М® 44. в 4 «а» класс на Ро дительское собрание. ...В распахнутую дверь ка бинета литературы, где соб рались родители и ребята, во шел строй барабанщиков. Сиг нал «Внимание!» Торжественно звучит сообщение, что пионер скому отряду 4 «а» класса в канун Дня космонавтики при своено имя Ю. А. Гагарина, за честь носить которое он борол ся с начала учебного года. Поднявшиеся со своих мест пи онеры произнесли девиз — и всех присутствующих объе динила отрядная песня «Ор ленок». Ее пели стоя и дети, и их па. пы и мамы. А потом в 4 «а» появились ШКОЛА ВСТРЕЧАЕТ Ш Е С Т И Л Е Т О К ^ Они жизнерадостны и непосредственны, школьные новички, но свою первую учительницу слушают внимательно... В двенадцатую школу города Липецка, как и все ученики, самые малень кие ее питомцы будут приходить строго в назна ченное время -г- опаздывать нельзя! И во многом другом они учатся у старших. А речь идет о но вом классе, где и сфотографированы эти шести летние дети. И учительница у них совсем молодая — Юлия Владимировна Вострикова, недавняя вы пускница ЛГПИ. Кажется, они взаимно довольны друг другом... ф НА СНИМКАХ: Ю. В. Вострикова и ее шести летние ученики. Фото А. ЩУРОВА. _____ ~1" РИ, два, один — 1 | пуск! — слышатся звонкие голоса, и корабль с экипажем шестиле ток на борту, Аедомый коман диром Денисом и штурманом Сашей, уходит в полет со стар товой площадки... урока мате матики липецкой средней шко лы № 12. Сколько интересной работы выполняет экипаж в полете: называет, пролетая над горо дом, новостройки пятилетки, по команде штурмана каждый становится звездочетом, на одной из станций принимают на борт корабля веселых че ловечков. сделанных из геомет рических фигур... А шестилетки нулевого «Б» класса с Буратино и Незнай кой отправляются в лес. Ог ромная корзина быстро напол няется грибами: белыми, под березовиками. Незнайка кла дет и кладет самые красивые — мухоморы: поди теперь, пе ребери, сосчитай их. Любо пытный Буратино засыпал ма лышей своими «что?», «поче му?», «сколько?» Много узнали дети о деревьях родного края, услышали голоса птиц, а на лесной поляне соревновались в прыжках с зайцем и лисой. Молодые учительницы ма тематики Надежда Леонидов на Павлова, Юлия Владимиров на Вострикова ищут, строят, пробуют множество вариан тов урока. В мудром уроке-нг- ре дети живут, учатся, разви ваются, дружат, радуются. Обу чение с шести лет «плавное», систематичное, посильное, обеспечивает отработку 'при обретаемых навыков, закреп ление интереса к познаватель ному труду. На каждом уроке Первейшая задача, решаемая учителями, — обеспечение требований школьной гигиены: предупреж дение !усталости, умение сиять ее. В этом им помогают про граммы, методические пособия, учебники, нарабатываемый опыт. Будут ли шестилетки учить ся за партами или удобнее легкие/ столики, позволяющие быстро превратить класс в космодром, в лесную поляну, в дно океана? Будут ли малы ши носить обычную школьную форму или для них следует разраббтать вариант удобной спортивной одежды? Ведь режим шестилеток особый, и более всего в нем занимают уроки физкультуры, ди намические паузы, наб людения окружающего ми ра, ритмика, уроки плавания, прогулки. Ответы на эти воп росы искали сообща учителя, врачи, ученые. Много, очень много нужно было сделать доя создания условий малышам в школе вместе с базовыми пред приятиями. Мы не можем сегодня оби жаться на своих шефов. Наши шестилетки имеют светлые классы, уютные спальни -игро вые, спортивно-хореографиче. екий зал, крытую веранду спортивно игровой городок, все это находится в отдельном блоке здания, с отдельным вхо дом. Коллективы хлебозавода № 3, участка «Союзспеццемстрой- ремонт» оборудовали спаль ни и классы, работники УВД ,позаботились о пристройке крытой веранды, подсобных помещений, ифового городка^ Члены авиаотряда закупили ма лышам самые красивые игры игрушки, оборудовали каби пет ручного труда. Комбинат хлебопродуктов позаботился о закупке постельного белья, ремзавод — о приобретении шкафчиков доя одежды... Педотрядовцы художествен но-графического факультета ЛП1И сделали оформление школы. Правобережный рай ком партии, райисполком, рай оно, учителя, учащиеся, ро дители — все принимали и принимают активное участие в том, чтобы малышам в нашей школе было уютно, как дома. Завтра, первого сентября, средняя школа № 12 начнет полцое обучение детей с ше сти лет, и самые маленькие школьники войдут в свою сим воличоскую дверь — раскрытую книгу. Школа говорйт им: «Доб ро пожаловать, ребята!» Н. СУШКОВА, директор средней х школы № 12 г. Липецка. «Живая газета», клуб веселых и находчивых, «викторины». А чуть позже зазвенел «Коло кольчик» классного театра, который стал помощником в воспитательной работе. Вот как необычно прошло однажды родительское соб рание вместе с ребятами. Иг ра помогла взрослым и детям стать «пассажирами» необыч ного «трамвая», следующего по необычному маршруту. — Есть ля отрицательные черты в твоем характере? Со вздохом: —- Да, бывает, грублю, не сдержан... — Твоя мечта? — Стать инженером-элект- ронщиком... Это лишь некоторые из воп росов викторины. Они просты, но как хорошо раскрывается с их помощью духовный мир детей. ЗТИ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАИИЯ... Первая остановка — 4 «а». Ее провели пионеры, ответст венные за учебу, дисципли ну, дежурство по классу и в столовой, за подготовку и про ведение политинформаций. Сколько раз, наверно, чув ствовали многие мамы и папы всю безрезультатность своих нравоучений по поводу того, как хорошо учиться на «4» и «5» и как плохо получать «3» и «2». «Великая сила искусст ва» сегодня пришла на помощь несовершенству домашней пе дагогики. В веселой интерме дии «Спор отметок», показан ной на следующей «остановке» артистами из отрядного клуба «Колокольчик», многие ребя та увидели себя со стороны. Никому не пришлись по душе образы неумехи, во всем сом невающейся Тройки и настыр ной, невежественной задава ки Двойки, зазывавших ребят стать их друзьями. Следующая остановка трам вая — «Викторина-13». По ус ловиям игры отвечающий на вопрос имеет право задумать ся только на пять секунд. — Какие качества ценишь в людях? — Скромность, честность, неравнодушие... От «остановки» к «останов ке» у пассажиров формируется ощущение особой душевной те плоты от взаимного общения. Растет чувство праздничности и доброжелательности. Не фор мально, а всей душой проника ются и взрослые, и дети те ми воспитательными задачами, которые предстоит решить в школьной четверти. Посещая открытые уроки заслуженной учительницы школы РСФСР, преподавателя русского языка и литературы А. И / Борисовой, внеурочные кружковые занятия, которые она ведет как классный руко водитель, невольно подмеча ешь в ее ребятах какую-то осо бую самостоятельность. «Уста новка» на воспитание этого качества у педагога твердая. Александра Ивановна счи тает, что пассивных ребят вообще нет, каждому хочется заслужить уважение товари щей. коллектива. Другое дело, что одним это дается легко, а. другим надо помочь обрести себя, раскрыть лучшие черты его души, его способности. В этом ее первые помощни ки — мамы и папы, лучше все го знающие, понимающие ре бят. И сама она не жалеет времени на общение с ребя тами. Со многими из них у педагога дружеские, довери тельные отношения, В классе создана атмосфера творческо го поиска, самораскрытия. Нет, не «выставиться» друг перед другом, а привнести что-то свое, интересное, что оценится тоЕарищами, станет полезным для всех. I Уже сейчас и не вспомнишь, как появилась в 4 «а» игруш ка-самоделка из бумага — смешной человечек. Кто-то предложил сделать его по четным членом клуба театра лов «Колокольчик». И теперь к отличившимся на сборе клуба ребятам Театрал Теат- ралыч, так назвали этого че ловечка, «идет» домой пого стить до следующего занятия. А забавный пластмассовый слоненок Тимошка гостит в доме только у тех, кто полу чит в один день не менее двух «пятерок». Ни одно доброе движение детской души, так же как и не гативные поступки, не остают ся без внимания классного ру ководителя и ребячьей обще ственности. Нелегко некоторым маль чишкам овладеть умением «властвовать собой» на переменах, уроках. С их доб ровольного согласия на сове те отряда было решено заве сти тетрадки по воспитанию самодисциплины. Как относятся к этому то варищескому контролю сами «воспитуемые»?Если попросить их показать эти своеобразные дневники, они не без гордо сти перелистают страницы, где немало «пятерок» -— зна ков одержанных над собой побед. В тесном контакте и взаи мопонимании школы и семьи, в , единстве педагогических тре бований видит А. И. Борисо ва успех всей воспитатель ной работы. Каждая из ее общих и индивидуальных бе сед с папами и мамами — это откровенный разговор о «се кретах » тактики семейного воспитания. Если вдуматься, то это беседы о радости родитель ского труда. О. БОРОВСКИХ. ЕСЛИ НУЖНО П О М О Ч Ь Как председателю общешкольного родительского коми тета липецкой средней школы № 28, мне часто прихо дится обращаться к различным руководителям по обще ственным вопросам. Так однажды и познакомился я с начальником ЖКО завода «Свободный сокол» — Сергеем Михайловичем Селяниным. Помню, в школе возникла необходимость обрезать деревья во дворе: слишком разрослись, затеняли окна. Куда только ни обращались, чтобы на время выделили "автовышку, везде — отказ. Пошел я к Сергею МйхаГг ловичу. Он сразу произвел на меня впечатление коррект ного, внимательного руководителя. Вопрос тут же был ре шен. И позже еще не раз выручал Сергей Михайлович школу. Как-то не сумели для новогоднего утренника вовремя приобрести елку. Дефицит этот в последние декабрьские дни известен. И вновь нас выручили в жилищно-комму нальном отделе завода. Длительное время территория, прилегающая к мага зину № 33, была неблагоустроена. Нуждался в наведении порядка и двор дома, в котором находится магазин. Ку да бы ни обращались жильцы — все ссылались на то что территорию должно обслуживать ЖЭУ-5 горжилуп- равления. Сергей Михайлович ответил так: «Поселок наш, нам и наводить в нем порядок». Вскоре вокруг магазина стало чисто, во дворе появились скамейки. , Хочется от имени дирекции и родительского комите та школы № 28, от имени жильцов дома № 2 улицы Кутузова высказать слова благодарности коммунисту С. М. Селянину за егг> чуткое отношение к людям, внима ние, отзывчивость и доброту. И. ГРИБАНОВ, председатель родительского комитета средней школы № 28. В мастерской пахло дере вом. Белая стружка горками лежала на полу. Только что прозвенел звонок, и ребята поспешили на улицу. Дежур ные принялись подметать пол, готовя школьную ма стерскую к очередному уро ку. Петр Федорович Сысоев одобрительно похваливал мальчишек. Кто такой Сысоев? Сам он отрекомендовался так: «П1е- подаватель физики, матема тики и труда Кругловской восьмилетней школы.. Трех равных дисциплин». Послед, нее он подчеркнул голосом: «равйых». Это его убежде ние. Да так оно и есть. Именно за успехи, достиг нутые в трудовом воспитании подрастающего поколения, он награжден Почетной грамо той Министерства просве щения РСФСР. Петр Сысоев когда-то сам учился в этой (тогда сред ней) школе. Готовил себя к службе на флоте. Но недо брал проходного балла, не поступил в училище. Что делать, думал недолго. Поступил на стройку. С охо той мастерил рамы, подокон ники, двери. Строили тогда новое здание технологи ческого института. Как- то на объект загля нул ректор вуза. За метив умелые руки парня, по интересовался. где учился I мастерить. «У отца. Он и плотник, и столяр, что на до». Помолчали. «Поступай к нам, в технологический. С твоими баллами примем». «Нет, уже решил: буду учи телем». Сказал, как отрубил. Так и вышло. Он окончил два факультета педагогического института — физико-матема тический и физвоспитания. А затем вернулся в родную школу. И вот уже свыше 30 лет преподает здесь. Пятнад цать из них занимается с ре бятами в школьной мастер ской. Мастерская — десять мет ров в длину, пять в шири ну — заставлена столярны ми верстаками, электрото чилом, токарным, строгаль- но-фуговдльным станками. Но не такими, за которыми стоят рабочие в цехах. Эти и размером, и мощностью по меньше. Не от хорошей, ко нечно, жизни ими обходятся: других-то просто нет. В сов хозе имени М. Горького не очень-то озабочены нуждами учителя труда. А, может, руки не доходят?.. Не было и инструментов. Но тут Петр Федорович сам засучил рукава — сделал. Колевки разных видов, фи- гареи для изготовления фи ленчатых дверей — вот они, иод рукой. Многое потом сде лали и сами ребята под его руководством. Творения ребячьих рук на каждом шагу. Петр Федоро вич с удовольствием, с осо бой гордостью показывает школу. В классах и коридо рах не счесть стендов. Спор тивный, по профориентации, «Знаменательные даты», «Они защищали Родину» — всех не перечислить — и все в аккуратных рамочках из дерева. В кабинетах химии и физики ребята изготови ли перегородки для хранения пособий, химикатов, дере вянные «хранилища» для карт. Стараются у него не толь ко старшеклассники. Млад шие на уроках труда делают скамеечки (доярки на фер ме очень ими довольны), че ренки к вилам, граблям. Уча тся держать в руках стекло рез, раскраивать стекло на полосы нужных 1 размеров. Такие навыки всегда приго дятся в жизни. Старшие ув леченно занимаются в круж ке «Умелые руки». Не все, конечно, одинаковы по опы ту и мастерству. Семиклас сникам Юрию Филимонову, Александру Овсянникову, Юрию Андрюшину под силу выполнить сложный заказ: связать оконные, дверные блоки, стул смастерить.' Заказы-то бывают разные. Особенно от совхоза. При ходилось изготавливать трак торные сани, летнюю будку, столы и даже буфеты. К Международному жен скому Дню ребята, как пра вило, обсуждают вопрос, что подарить мамам? Разумеет ся, речь не идет о покупке подарка в магазине. Его должны сделать сами, да как можно лучше, чтобы чувст вовались в нем и праздник, и искренность, и горячая при знательность матерям за их нелегкий и благородный труд. И дарили. Деревян ные фужеры, солонки. Вы тачивали на токарном стан ке, что приютился в углу мастерской. На этом самом станке Петр Федорович вы- точид макет Останкинской башни, уменьшенный в две сти раз. Получился очейь красивым... Однажды Петр Федорович подкинул идею: — Вот над чем давайте поработаем, ребята! Стол разрежем, установим цир кулярную пилу и мотор... Загорелись мальчишки. Теперь на станке и строгать, и резать можно. Оконную коробку по просьбе админи страций Кругловского от деления за полчаса изгото вили. Сысоев посмотрел пер вую, сказал: «Вот молодцы, так и продолжайте!» Маль чишки засветились улыбка ми. Знают: Петр Федорович незаслуженно не похвалит. В его мастерской можно практически освоить изго товление многих вещей, тш необходимых на селе. Однал*- ды потребовалось —еделгыи бочки для солений. Каждый школьник подарил такую бочку родителям. Сначала удивились, потом обрадова лись. — Возможно, совхоз на меня в обиде, — шутит Сы соев. — Большинство моих воспитанников идут в проф техучилища, работают плот, никами, столярами. Выходят из них замечательные от делочники, безошибочно раз бирающиеся в разновиднос тях древесины. Объяснение тому простое; коллекция «Виды древе сины нашей зоны», вот она, в мастерской. На пришколь ном участке под руководст вом наставника посажены де ревья всевозможных пород. А у дома самого учителя поднимается даже сибирский кедр. За молодыми дерев цами Петр Федорович и сам ухаживает, и школьников приучает. Сысоев не садовод, но как- то написал письмо в Мичу ринскую центральную гене, тическую лабораторию. Ему прислали черенки яблонь и груш, обстоятельно написа ли, как проводить прививки. Он воспользовался совета ми. И теперь появились в селе новые сорта. Черенки Сысоев охотно раздает всем желающим. Треть века учительствует Петр Федорович Сысоев. Из них почти добрая половина отдана трудовому воспитанию детей. Случайность? Отнюдь нет. Сам педагог любит и уважает труд и вокруг себя хочет видеть людей трудо любивых. И сколько же раз его повзрослевшие питомцы скажут ему «спасибо!..» В. ПЯТАКОВ. Лев-Толстовский район. ПО ЗАКАЗАМ ЗАВОДА Учебный цех в Школе... Се годня это сочетание уже ни кого не удивит. Такой цех есть и в елецкой средней школе № 21. Здесь размещено восемь токарных станков, здесь ребя та выпускают продукцию по заказам базового предприя тия — завода медицинского оборудования. Заказы довольно сложные: изготовление ручек для меди цинских кресел и операцион ных столов, другие изделия, требующие точности и особой отделки. Всему этому учит ре бят замечательный мастер, заслуженный учитель школы РСФСР Александр Семенович Курский. Его педагогический стаж — более 40 лет. Раз ребятам поручено на стоящее дело, то и организо вано оно должно быть по-на стоящему, как на производст ве, — считает наставник. Школьники имеют свои зада ния, план. В цехе идет сорев нование за звание лучшего по профессии, за высокое качест во изделий. /' А. КОРЧАГИН. П О С Т А Р А Л И С Ь Д Л Я Р Е Б Я Т Матырский -— самый моло дой поселок Липецка. В нем живут металлурги НЛМК, теплоэнергетики Липецкой ТЭЦ 2, рабочие местного сов хоза «Россия». Поселок по стоянно растет, расширяет ся. В одиннадцатой пятилетке в нем справили новоселье бо лее 130 семей. Только строи тели второго управления Ли пецкого домостроительного комбината возвели здесь семь двухэтажных домов на 112 квартир. С каждым годом прибавля ется в поселке и детей. Ста рая школа стала тесновата, поэтому в прошлом году стро ители треста «Жилстрой» воз вели новое, боЛьшое трехэтаж ное здание с большими свет лыми классами, спортивным и актовым залами, лаборато риями и кабинетами. В новом учебном году в Матырском сядут за парты 1300 учеников. В десяти школь ных классах будут заниматься первоклашки: пять классов — семи лет, пять — шеста. Шестилетки разместятся в отдельном здании бывшей ста рой школы, переоборудованной специально доя воспитания и обучения малышей. Хорошо потрудились шефы, создавая удобства для ребя тишек. Энергетики ТЭЦ-2 вы делили доя школы обои улуч шенного качества, отличные половые материалы, краски. Шефы из СУ ТЭЦ капитально отремонтировали с т о л о ву ю . В переоборудовании старой шко лы доя шестилеток принимал участие и коллектив СМУ тре ста «Коксохимремонт» Сейчас старое здание не узнать: оно стало красивее, на ряднее. Клуб, спортивный зал, учебные классы, игровые и спальные комнаты уютны, по лы блестят свежей краской. На них всюду паласы, ковро вые дорожки. В классах, игро вых и спальных комнатах ус тановлена специальная ме бель. На стенах красивые ми ниатюры. картины со ска зочными сюжетами, живые цветы. Все учащиеся сред ней школы № 54 будут обеспечены горячим пита нием. Вокруг школы — ог ромный участок, обнесенный изгородью. Школьные учителя биологии превратили его в цветущую оранжерею и опыт ное поле для практического труда учащихся. В школу пришло солидное пополнение молодых педагогов. Словом, все готово к началу занятий. Как и во всех шко лах страны, учителя свой пер вый урок начнут с Урока ми- И. ХОВАНСКИЙ. Пос. Матырский ЗА В ТРА -Д ЕН Ь ЗНАНИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz