Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
Л етопись Липецко й Магнитки. Страница 313-я. Август 1986 года О р и е н т и р т у т о д и н : п р и м е н ьш и х з а т р а т а х м ы д о лж ны) взя т ь б о ле е высо к и е р у б е ж и в д ве н а д ц а т о й п я т и ле т к е . , Т а к о в а эк о н о м и че ск а я и , е сли х о т и т е , п о ли т и ч е ск а я з а д а ч а . М. С. ГОРБАЧЕВ ■V В предыдущем выпуске «Летописи Липецкой Магнит ки», посвященном завершению сооружения первой оче реди цеха дннамной стали, было опубликовано интервью с начальником Главлипецкстроя В. Т. Гусевым. Корот ко анализируя итоги строительства, начальник главка, от давая должное общему укреплению порядка и дисципли ны, дальнейшему расширению сферы применения бригад ного подряда, повышению действенности социалистиче ского соревнования трудовых коллективов, обратил осо бое внимание на внедрение в строительное производство новинок научно-технического прогресса, что явилось од ним из решающих факторов сокращения нормативных сроков возведения этого сложного в инженерном плане объекта иа целый год. Завершенная стройка велась на стыке двух пятилеток и стала, таким образом, первенцем пятилетки нынешней. На ней в полной мере отразились требования партии об ускоренном развитии всех отраслей экономики и, в част ности, капитального строительства. Ведь, как подчеркнул в одном из своих выступлений М. С. Горбачев, в пробле ме улучшения положения дел в капитальном строительст ве — ключ ко многим вопросам, и прежде всего к уско рению научно-технического прогресса. В данном случае продукция нового цеха предназначается для изготовления ----------------------------------------------------------★ электротехнических машин нового поколения, отличаю щихся значительным уменьшением габаритов при той же мощности и снижением потерь электроэнергии, что даст весомый экономический эффект в народном хозяйстве. Таким образом, четко прослеживалась связь: ускорение строительства с помощью научно-технических новшеств, досрочный ввод объекта позволяли одной из отраслей машиностроения получить дополнительный резерв для ускоренного выхода на качественно новые рубежи. Такая конкретная постановка вопроса не могла не сказаться на деятельности всех трудовых коллективов, занятых иа со оружении цеха, — проектировщиков, строителей, монтаж ников, эксплуатационников, явилась мобилизующим сти мулом для их творческого поиска, смелых решений. Сегодняшний выпуск «Летописи» н посвящен обзору некоторых новинок, примененных на стройке ЦДС. Авто ры не ставили перед собой задачу углубленного показа технологии (для этого есть специальные информационные вестники), для них важнее был подход к традиционным, привычным, устоявшимся решениям, без ломки которых невозможен был бы сегодняшний успех (а как уже сооб щалось в «ЛЗ», цех начал отгрузку своей продукции за водам-потребителям ). ★ ------------------------------------------------------ - Один из участков цеха дин амной стали. Фото А. ЩУРОВА. Е ЖЕГОДНО главное техническое управление Мин- тяжстроя СССР (сегодня мы еще будем использо вать старое название министерства, в состав ко торого до недавнего времени входил Глаялипецкстрой) выпускает брошюру с перечнем предложений для изуче ния передового опыта в своих территориальных главках. Вышел подобный перечень и на нынешний год. Среди пятнадцати подразделений липчане занимают второе ме сто с восемью своими внедренными новинками, которые рекомендуются к изучению и использованию всеми стро ителями страны. Вот, например, освоенное трестом «Липецкстрой» устройство бетонных полов методом вибровакуумирова ния. Этот метод позволяет работать с более подвижными (проще говоря — более жидкими) бетонными смесями, что снижает трудозатраты и — самое главное — дает экономию 17 килограмов цемента на каждом квадратном метре полов. Тот же трест «Липецкстрой» освоил и спо соб покрывать такие полы упрочненным слоем, имеющим высокие эксплуатационные свойства, которые как раз и требуются в прокатных цехах. Среди новинок — спец- строевская конвейерная линия для заготовки и сварки стальных труб в удлиненные плети, которая сокращает сроки строительства, улучшает условия труда рабочих и даст полторы тысячи рублей экономии на каждом кнло- . метре трубопроводов. Для широкого внедрения рекомен дуются конвейерно-блочный монтаж покрытий, центра лизованная сборка и монтаж инвентарной опалубки и ряд других новшеств. Указанный министерский перечень — довольно объек тивное свидетельство того, что липецкие строители ин тенсивно ведут поиск и внедрение новинок, позволяющих ускорить ряд технологических процессов, уменьшить тру дозатраты, облегчить условия работы, повысить произ водительность труда, сэкономить материальные и сырье вые ресурсы. И это качество липчан в большей или мень шей степени было характерно для них при сооружении практически всех крупных объектов последних лет. Одна ко после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС и осо бенно после XXVII съезда партии все эти вопросы при обрели особенную остроту. Достаточно сказать, что обя зательствами. принятыми на нынешнюю пятилетку всеми коллективами главка, предусмотрен рост производитель ности труда на 28 процентов, что значительно превыша ет этот показатель в целом по отрасли, включенный в Основные направления экономического и социального раз витий страны. Липчане наметили этот крайне напряжен ный рубеж не для показухи или красного словца. Расчет простой, но дальновидный: только при таком интенсив ном старте можно достичь к 2000 -му году удвоения про изводительности труда, намеченного партийным съездом. За эту же пятилетку объем строительно-монтажных работ *■"' должен увеличиться на 15 процентов при одновременном снижении расхода металлопроката почти на 20 (!) ^про центов цемента — на 9 и лесоматериалов — на пять с лишним процентов. Ясно, что при традиционных методах ведения Дела такой рывок просто невозможен. Нужны новые пути... ' , С УЩЕСТВУЕТ мнение, что строительство чуть ли не самая консервативная отрасль народного хозяй ства. Довод, как правило, приводится один: мину ли, мол. века, а схема любой стройки осталась неизмен ной: фундамент — стены •— крыша. Но, оперируя таки ми, с позволения Сказать, доводами, в консерватизме можно обвинить любую отрасль. Судите сами. минули тысячелетия, а хлебороб все пользуется одной схемой: земля —плуг—зерно. Но внутри-то этой схемы произошли громадные изменения: земля получает высокоэффектив ные удобрения, совершенствуются механизм^ ее обра ботки, селекционеры выводят новые, более урожайные - сорта растений. Так и в строительстве. На том же Ново липецком комбинате 1 сохранились еще цеха, построенные из кирпича. Рядом — собранные из железобетонных кон струкций. А последние новостройки «облицованы» уже панелями «сэндвич» — в тысячи квадратных метров каждая Стало быть, сегодня преждевременно говорить о принципиальной ломке традиционной схемы в строитель стве. Но актуальной продолжает оставаться задача по со вершенствованию каждого из элементов этой схемы. Именно на решение такой задачи и направлены постоян но усилия наших инженерно-технических работников, пе редовых, творчески мыслящих рабочих. С чего начинается поиск? Не так давно большим дости жением считалась организация своеобразной ревизии про- скта сотрудниками треста «Оргтехстрой». Они- тщатель но изучали всю техническую документацию и вносили свои аргументированные предложения по замене отдель ных видов материалов, конструкций на более современ ные, технологичные, повышенной заводской готовности. Иногда эти предложения касались изменений в размеще нии оборудования, что позволяло сделать цех более ком пактным и, следовательно, требующим для своего соору жения меньше материалов, а в конечном итоге более дешевым. Изучались возможности замены монолитного железобетона на сборный, что позволяло сократить сроки возведения отдельных узлов. Одним словом, работа ве лась под девизом «Как сделать запланированное лучше, быстрее и дешевле». И это давало весомые результаты: при сооружении цеха холодной прокатки углеродистой стали такая «ревизия» позволила еще до начала строи тельства сберечь государству более пяти миллионов руб лей. Следует отметить, что подобная практика сразу же от разилась на формальных показателях рационализатор ской деятельности в подразделениях главка. Ведь многое из того, что «вылавливали» оргтехетроевцы, раньше ухо- дило непосредственно в тресты, управления, бригады. И там, разумеется, находились специалисты, которые заме чали просчеты проектировщиков и вносили свои рацпред- тожения предусматривавшие порой значительный эконо мический эффект. Теперь же. строго говоря, любое серь езное предложение — это своего рода рекламация на ра боту «Оргтехстроя». Разумеется, поле деятельности р а ционализаторов не сузилось (достаточно сказать, что г период сооружения первой очереди цеха динамной стали от инженеров, техников и рабочих поступило около 800 предложений с экономическим эффектом почти в милли он рублей), но поиск углубился, стал носить более твор ческий характер. Однако «ревизия» готового проекта выявила и неко торые негативные стороны этого процесса. Прежде все го именно потому, что проект был полностью готов. Втор жение в его тесно переплетенную ткань вызывало целую цепочку переделок, которых можно было бы избежать при одновременном сотрудничестве проектировщиков, специалистов треста «Оргтехстрой» и представителей главка и трестов, которым непосредственно предстояло осуществлять замысел, превращать линии на чертежах в реальные объекты. Именно такой метод и был использо ван при проектировании цеха динамной стали. Здесь тес но сотрудничали работники Гипромеза, специалисты орга низаций главка, в том числе — и треста «Оргтехстрой». Окончательные варианты решений, связанных с прогрес сивной организацией строительства, повышением инду стриализации производства, расширением применения новых эффективных конструкций и материалов, прини мались только после учета предложений строителей, ис ходя из их реальных возможностей и возможностей пред- приятий-поставщиков. В результате такой совместной ра боты значительно улучшилось качество проекта, а орга низация и технология строительства вобрали в себя мно гое из передового отечественного и зарубежного опыта. М Ы МНОГО говорим об использовании этого пе редового опыта. Но на деле Зачастую оставляем в туне даже те новинки, которые нам хорошо из вестны (в газетах немало писалось о командировках «по обмену опытом», дававших в конечном итоге нулевой ре зультат). Так было до недавнего времени, и парадокс этот вполне объясним. Дело в том, что не было острой нужды в широком применении и использовании новинок, найденных где-то на стороне. Порой собственных неболь ших усовершенствований технологии, да два-три не столь обременительных в организационном плане новшеств, по черпнутых в информационных бюллетенях, было вполне достаточно, чтобы без особых хлопот выйти на намечен ные рубежи и в росте производительности труда, и в об щем объеме выполняемых работ. Причем, основной упор делался как раз на собстгенные силы, в результате чего буквально в соседних организациях изобретались свои «велосипеды», чаще всего примитивные и малоэффектив ные. Справедливости ради над 0 заметить, что подобную практику липчане начали ломать уже несколько лет на зад. И в этом кроется одна из причин того, что вместо ставшего уже привычным многократного переноса сроков ввода того или иного объекта последние, поистине уни кальные стройки Липецкой Магнитки были сданы в эк сплуатацию или точно в запланированные сроки, или с их опережением (вспомним шестую домну, цех холодной про катки, а теперь .— и цех динамной стали). Нынешнее строительное ускорение поставило внедре ние новшеств (найденных в нашей стране и за рубежом) буквально во главу угла. Вот почему при разработке про екта ЦДС (а; этот объект, напомним, необходимо было по строить с годовым опережением нормативных сроков) бы ли использованы десятки прогрессивных решений, апро бированных к этому времени на многих стройках страны, в том числе и на тех, которые велись с участием зару бежных фирм и специалистов. Одновременно (чаще всего в ходе строительства) совершенствовались и собственные находки, прошедшие проверку на предыдущих стройках. Характерны в этом п/лане такие примеры. Наш липецкий конвейер по сборке и установке многотонных блоков по крытия цеховых пролетов нынче известен повсеместно. При строительстве ЦДС были организованы две линии конвейера производительностью до 20 блоков в месяц. Но дело было не только в количестве (хотя быстрота их «по ставки» позволила своевременно закрыть цех и подгото вить его к работе в зимних условиях). По сравнению с предыдущей стройкой' каждый блок уже отличался и по своему качеству: еще на земле, на монтажной площадке, он покрывался' несколькими слоями кровли, оснащался необходимыми трубопроводами. Это резко снижало объе мы сложных работ на высоте, ускоряло общий ход строи тельства. Примерно такую же модернизацию прошла тех нология сборки и установки мостовых кранов. Механо монтажники еще при сооружении ЦХП собирали эти гру зоподъемные устройства на земле, оставляя электрикам работу иа высоте. И очевидное, казалось бы, решение осу ществилось только на строительстве ЦДС: электрики так же перенесли свою часть работы на землю. Теперь уста новленный под крышу цеха кран после нескольких часов наладки мог сразу же включаться в общестроительный процесс. Последний пример особенно характерен в психо логическом плане: прогрессивное решение, можно сказать, лежало прямо на поверхности, все время было перед гла зами, но мешала шаблонность мышления, своеобразные шоры традиций (так, мол. всегда было и, следовательно, правильно). И НТЕРЕСНЫЕ и очень эффективные решения при проектировании ЦДС были заимствованы из прак тики сооружения Белорусского металлургического завода в г. Жлобине. В частности, электротехнические по мещения цеха динамной стали, для обслуживания которых не нужны мостовые краны, размещены между колоннами здания, что позволило отказаться от строительства допол нительных пролетов. А ведь каждый пролет — это сотни тысяч рублей, десятки.тонн металла, масса других мате риалов (кроме того, дополнительные пролеты — эго и до полнительное время, необходимое для их строительства). Многоярусная компоновка непрерывных технологических линий дала возможность сократить общую длину пролетов цеха. По этой же причине резко уменьшена глубина зало жения фундаментов, в результате чего примерно на 15 процентов снижена материалоемкость «нулевого» цикла. А изготовление фундаментов и других подъемных соору жений из облегченных высокомарочных сборных и моно литных конструкций сократило затраты труда и снизило расход железобетона на 25(!) процентов. На строительстве цеха динамной стали применялись эф фективные и высокопрочные профили проката. Это дало экономию металла около четырех тысяч тонн — почти 12 процентов от общего объема. Кстати сказать, и на этой стройке (начало было положено еще при сооружении ЦХП) широкое применение при соединении металлоконст рукций каркаса здания вместо электросварки нашли вы сокопрочные болты, что снизило затраты труда на монтаже без малого на десять процентов. Объем сборных бетонных и железобетонных изделий заводского изготовления по от ношению к объему монолитных конструкций составил На этой стройке около 40 процентов (ЦХП—24 процента). Только это уменьшило затраты труда на возведении объ екта на 25 тысяч человеко-дней. Известно, что монолитный железобетон дешевле сбор ного. Поэтому в среде экономистов иной раз возникают споры, имеет ли смысл добиваться выигрыша во времени, если за него приходится расплачиваться более дорогой ценой? Эти же сомнения порой возникали при изготовле нии фундаментов в сборно-монолитном варианте, когда для части опалубки использовались железобетонные плиты, составлявшие затем единое целое с фундаментом. Удоро жание возникало и при использовании несъемной опалуб ки из профилированного стального листа, армоопалубоч- ных блоков при устройстве монолитных перекрытий тон нелей, электромашинных помещений, расположенных пря мо в теле фундамента. Примитивное понимание экономии в данном случае требовало, чтобы дополнительный металл не использовался, оставался лежать на складе, олицетво ряя собой реальную бережливость. Но в этих случаях противники метода забывали, что новшество превращало сложные опалубочные и арматурные работы на площадке в быстрый и удобный монтаж изделий заводского изго товления. Это уменьшало трудозатраты и, что очень важ но, экономило массу времени. Существует такое выраже ние: «Время — деньги». На стройке ЦДС оно имело бук вальный смысл: досрочный пуск мощностей позволял ме таллургам досрочно начать производство продукции, сто имость которой намного превышала стоимость некоторых дополнительно израсходованных материалов. Таким обра зом, народное хозяйство, экономика страны оставались в выигрыше. Это отнюдь не означает, что ради опережения сроков ввода оправданы любые расходы и с экономией ма териалов можно не считаться. Это, конечно, не так. Нов разумных пределах, исходя из общей стратегической ли нии, подобные тактические маневры вполне допустимы. Не будем, к слову сказать, забывать и о том, что по ряду других позиций стройка экономила металл в объемах,зна чительно превышающих допущенный перерасход. Просто в подобных случаях надо считать, учитывая многие фак торы и помня ие только (и не столько) о ведомственных интересах, но и о государственных. Кстати сказать, тот же сборно-монолитный вариант изготовления фундаментов под колонны здания сократил трудозатраты на 1115 (!) человеко-дней и дал экономический эффект в сумме 30 тысяч рублей. Такой вот экономией обернулось неэконо мичное, на первый взгляд, решение. В копилку ускорения и экономии делали свои вклады времени и средств все коллективы строителей и монтаж ников, участвовавшие в сооружении первой очереди цеха и продолжающие свои работы иа объектах второй очере ди. Было резко сокращено (по сравнению с предыдущи ми стройками) применение кирпичной кладки. Использова ние пластмассовых труб для разводки электрокабеля поз волило сэкономить 133 тысячи рублей и снизить трудозат раты на пять тысяч человеко-дней. Устройство рулонных кровель выполнялось методом пластификации слоя рубе роида растворителями. Только в минувшем году таким методом было уложено более 100 тысяч квадратных мет ров кровли. Экономия — .100 тысяч рублей, по рублю с метра. Список подобных примеров можно продолжить... Мы уже упоминали новшество, освоенное специалиста ми треста «Липецкстрой», по устройству полов методом вакуумирования. Интересна история его внедрения. Пло щадь полов в цехе динамной стали — 70 тысяч квадрат ных метров. Ветераны металлургии еще, видимо, помнят, что когда-то в подобных цехах полы делали металличе скими. Почему? Да потому, что требования, к ним предъ являемые, были довольно строги: высокая прочность, не- стираемость, беспылевые качества (последнее особенно важно при наличии массы электроники в современном це хе). Но массивные полы из металла чрезвычайно дороги. Западные фирмы разработали технологию изготовления подобных полов с применением особой мастики. И они готовы были продать нам необходимые 120 тонн этой ма стики, но с оплатой услуги золотом. Тогда липецкетроев- цы и совместно с учеными ЦНИИпромзданий разработали свой метод изготовления полов, отвечающих всем совре менным требованиям производства, но не требующих до рогостоящих импортных компонентов. Не случайно эта разработка ныне рекомендована для применения на всех аналогичных стройках страны. Использовались на стройке и, так сказать, прямые за имствования. Липчане узнали, например, что на площадке КостомукШского горно-обогатительного комбината при про кладке кабеля в траншеях его не укрывают кирпичом или железобетонными плитами, а используют для этой цели широкую (до 30 сантиметров) полиэтиленовую ленду яр ких расцветок. Ведь и кирпич, и лента несут лишь сиг нальную функцию: при проведении земляных работ они показывают местонахождение кабеля. Но, согласитесь, ленту уложить куда проще, быстрее и дешевле, чем во зиться с кирпичами, а тем более —- с плитами. Госстрой СССР разрешил липчанам в порядке эксперимента приме нить и эту новинку, которая опять же позволила уменьшить трудозатраты на подобных операциях, сэкономить на каж дых ста метрах проложенного кабеля около тысячи штук кирпича. Приведенные примеры говорят о том, что поиск и внед рение новинок шел по многим направлениям. И это дало значительный суммарный эффект. Достаточно отметить, что даже в самый напряженный период сооружения цеха динамной стали на его площадке было занято в 1,2 раза меньше строителей и монтажников, чем в «пик» строи тельства примерно аналогичного по объемам цеха холод ной прокатки. В НАСТОЯЩЕЕ время все строительные и проект ные организации имеют перечень прогрессивных видов работ, материалов, конструкций, оборудова ния, утвержденный Госстроем СССР. Одной из задач ны нешней пятилетки является максимальное повышение удельного веса этих прогрессивных видов работ в общем объеме строительства. Ныне они составляют около трети всего объема. Следовательно, любой проект, имеющий этот показатель ниже 35 процентов, не может отвечать требованиям дня и получать путевку на строительную пло щадку. Применение подобного обобщающего показателя новиз ны позволит по-настоящему управлять научно-техническим прогрессом в отрасли. Он позволит объективно оценивать соответствие уровня производства современным требова ниям и будет побуждать проектные, строительные и мон тажные коллективы интенсивнее использовать последние достижения науки и техники, крепить связь между нау кой и производством. Показатель «Прогрессивные виды работ» проектные Ор ганизации будут закладывать в техническую документа цию — и сразу станет виден фактический уровень Плани руемого производства. А в конечном итоге применение это го показателя позволит дать оценку деятельности всех Ор ганизаций, участвующих в сооружении того или иного объекта, по внедрению прогрессивных решений и реально му ускорению научно-технического прогресса. Но какой бы совершенной и производительной ни была техника и технология строительства, результаты их ис пользования в -конечном счете зависят от того, насколько полно им соответствует квалификация работников, органи зация производства и труда, насколько высока трудовая активность людей, их сознательное и творческое отноше ние к порученному делу. Активизация роли личного, че ловеческого фактора в ускорении движения вперед, в по вышении производительности труда, необходимо в первую очередь связывать с дальнейшим совершенствованием бри гадного подряда. Сейчас на стройках Липецкой Магнитки взят курс на планомерное и последовательное укрупнение малочисленных бригад. Практика показывает, что наибо лее значительный эффект от внедрения подрядных форм организации и оплаты труда достигается только от укруп ненных бригад, в которых созданы условия для выполне ния технологически обособленных этапов строительства или целых объектов с объемом строительно-монтажных работ до полутора миллиона рублей. Только на нынешний год запланировано укрупнить 40 процентов всех бригад, а выполняемая бригадным подрядом работа превысит 70 процентов ее общего объема. При этом всемерно повыша ется роль и ответственность мастеров, прорабов, началь ников участков и Других инженерно-технических работни ков в достижении высоких конечных результатов. Их твор ческая активность, влияние на внедрение достижений на учно-технического прогресса — один из важнейших зало гов успешной интенсификации строительного производства, ЕЙЧАС перед липецкими строителями поставлена новая серьезная задача: тщательно подготовиться и образцово провести сооружение еще одного слож ного объекта Липецкой Магнитки — прокатного стана «2500». И этот комплекс необходимо построить с широ ким использованием последних достижений зарубежной и отечественной практики. При этом инвестиционный цикл «проектирование—строительство — ввод и освоение мощ ностей» должен быть значительно сокращен. Уже присту пила к работе межведомственная инициативная рабочая группа, в которую вошли проектировщики, металлурги, строители и монтажники. Поиск продолжается... В. СКОМОРОХОВ, начальник технического управления Главлипецкстроя, Б. СЕМЕНОВ, корр, «ЛЗ». + Реализация мероприятий по повышению уровня индустриализации, расширению применения новых эффективных материалов и конструкций дали на строительстве це ха динамной стали экономический эффект в сумме более 4,5 миллиона рублей, снизив трудозатраты почти на 67 тысяч человеко-дней. + Общий экономический эффект от внедрения передовой технологии и организа ции строительства составил 1,5 миллиона рублей при снижении трудозатрат на 15 тысяч человеко-дней. ф Предложения рационализаторов позволили сэкономить около миллиона рублей. + В результате досрочного завершения строительства народное хозяйство страны получит экономический эффект от дополнительной эксплуатации цеха за этот период в сумме, превышающей 21 миллион рублей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz