Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

У НДС В ГОСТЯХ — УЧАСТНИКИ ЗОНАЛЬНОГО СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ЛИТЕРАТОРОВ С о ве щ ани е- с ем ина р м олодых литераторов таллургическом комбинате имениЮ. В. Ан- Центрального Черноземья и Юга России в дропова, в Липецком, Добровском, Лев- Липёцкё вылилось в заметное событие Толстовском районах, приняли участие в культурной жизни нашей области. К нам приехали начинающие поэты и прозаики и з восьми краев и областей республики. В творческих секциях с ними в течение че­ тырех дней работали мастера советской поэзии и прозы. Гостям Липецка была предоставлена возможность широко познакомиться с жизнью ведущих трудовых коллективов промышленности и сельского хозяй ства, с объектами социально-культурного н азна­ чения. Они побывали на Новолипецком ме- ----------------------------- литературном вечере в областной научной библиотеке, посетили бывшую станцию Ас- тапово, где умер Л. Н. Толстой. Сегодня последний день пребывания молодых литераторов в Липецке. Вч ера на семинаре подведены итоги работы, и мы рады возможности познакомить наших чи­ тателей е некоторыми произведениями его участников. Всем участникам семинара мы желаем творческих успехов, осуществления сме­ лых, оригинальных творческих замыслов. • к ------------- ------- ---------- И З Н ОВЫХ стихов И. БАРАНЧИКОВА (г* Ростов-на-Дону). Твои осенние деревья, Твоя весенние цветы Берут начало из доверья. И з родниковой чистоты. Так непохожи, так едины Твоя леса, своя холмы... Нн края нет. ни середины, И есть лн где -—не знаем мы. Е. ЕРЕМ ИНА (г. Воронежу. Весна охватила планету, Но болью весь мир опален, И надают юноши где-то Под вечное иламя знамен. И скорбна душа человека, Где память и совесть встают. И крылья мятежного века По горькому воздуху бьют. Уехал поездом ночным... И с кленов капли отряхнуло, Когда дыханием сквозным На них от поезда пахнуло. Все снова ставлю по местам, Разлуку долгую почуяв... И только ветео по вискам И по следам от поцелуев. ' ♦ В. НИКИФОРОВ (г. Волгоград). А лес стоит такой опрятный, что и порядок в нем, и лад. До поднебесья и обратно — гармония и листопад. Но па тропинках узнаваний не то «ура», не то «ауэ, Нестройный хор воспоминаний^. Меня зовут иль я зову? Вот так Привносим мы в природу, почти навязывая ей, оскомину и несвободу бездарной музыки своей. Н синим медленным закатом та музыка несется вскачь вне поля зрения, за кадром, как улюлюканье и плач. Меня позабудь. Я сам о себе позабочусь. А став позабытым, мечтать о тебе научусь. В дожди облачусь, как в повесть печаля. как в почесть. в простор ледяной серебряной змейкой рвинчусь. И птиц не накормят такая вот горсточка праха. Я память учу видение это хранить: в зеленом окне сидит златокудрая п ря*а и тянет из облака голубоватую вить. В. КРАСНОВ (г. Тамбов!. Еще герои неизвестны. Еще по-детски спит страна. Еще июньский день воскресный, Не накалился докрасна. Еще былинки малой шорох, Не предвещает годы бед... И тишина суха, как порох,, И матери моей — пять лет. Б. ПЕТУХОВ (Г. РосгоВ’На-Дону). Помню: выдыхаясь ва отмашках, Чертыхаясь, взвод бежал сквозь дым... Раньше мы лежали ня ромашках, Нынче под тюльпанами лежим. После взрыва встанешь вал воронкой, Стряхивая страх, как ото сна... Думал — смерть я обошел сторонкой, А выходит — обошла она. Обошла н голы закружи ли сь Как метели, V моей плиты... Мы и под снарядом * не ложились, А пришлось ЛОЖИТЬСЯ под цветы. У фонтана. Фото А. ГИРЕВА. • В, КОРНЕЕВ (г. Курск). Ч Е Р Н О З Е М «Урал» завяз по оси , в черноземе, Шофер в кабине бился, как щегол, он проклинал дорога в нашей зоне и дергал посеревшею щекой. Он проклинал дожди, начальство, осень, многоэтажно поднимаясь вверх, а я бросал валежник под колеса, взметающие грязи фейерверк. И сам я был в грязи уже по пояс, был до предела вымотан и зол. Я опоздал на пригородный . > поезд — Не выпускал из плена чернозем. ...Спускалась ночь, опять заморосило, два трактора к асфальту ' • нас веля. А на душе светло — какая сила, какая сила у моей земли! СТ А Р А Я Ф О ТО ГРА Ф И Я Сердце от любви и боли дрогнет, лишь ва фотографию взгляну—- мать с отцом на курском ипподроме, молодые, пережив войну. День весенний, соловьиный, майский, беговое празднично кольцо, но кричащей черною повязкой у отца рассечено лицо. Плещутся на вешнем ветре флага, мама так красива и светла! За ее спиной фашистский лагерь, но душа не выжжен а дотла. Видно на поблекшем снимке давнем — вынесли в извечной их красе из нечеловеческих страданий чувства человеческие все. Впереди — и радости, и кроме — разное, что жизни не в вину... Мать с отцом стоят на ипподроме, молодые, пережив войну. 1 ^ 1 ветер сквозил прохладой. я Редкие капли лени­ во и безучастно били по клавишам жестяны х по­ доконников. Бродячие коты, обжи вши е технический тыл ресторана «Грузия», незаметно куда-то исчезли, серые воро­ ны, угрюмо н ахохлившись, взи рали на порожние баки для пищевых отходов. ...Расторопная и предприим­ чивая «Грузи я», делая ставку на нёйоГОжую бесприютность улиц и парков вечернего горо­ да, занималась приготовлением фирменных, ароматных шаш ­ лыков и заливных. Широкий балкон огибал весь ее второй этаж . Утром на него выходи ­ ли продышаться толстущи е по­ варихи в крахмальных колпа­ ках и длинных, грязных п ере­ дниках, выскаки вали на мину точку пухлен ькие и смешли ­ вые девушки -кухрабочйе Иногда на балкопе по вечерам выясняли отношения и д р а­ лись. Беспокойное соседство. Двор расположенного неподалеку блочного пяти этажн ого дома пустовал. Лишь одна фигурка ситотли во солировала на п я­ тачке случайной сцены, сплю­ снутой с боку стеклами тел е­ фонной будки. Поля. Она стра­ стно н ашептывала что-то в н е­ чуткое ухо мембраны, то, мор­ ща нос и обметанные п росту­ дой губы, неумело кокетнича­ ла и любовно ворковала. то сдавленно и хрипло выталки ­ вала из себя отдельные ф р а­ зы. И была она в эти -минуты совсем старой и уродливо ка­ рикатурной. Обычно Поля босиком, не спеша ходила по подъездам, стучалась в квартиры и п ро­ сила рубль. Откроет дверь и стоит побитая, будто только что кувыркн улась с подножки трамвая, смотрит как в п ус­ тоту, не здоровается, не заи с­ ки вает, деньги не попросит: «Д ай !», а угрюмо доведет до твоего сведения, что они ей нужны, и отдать никогда не пообещает. Такой ее знали и откровен ­ но презирали. Лишь как-то од­ н ажды на задворках общест- журны е у Поли: «И в кого у тебя девка такая башкови тая?» —она, сосредоточенно погоняв по лбу гармошку морщин, п о­ терев пальцем переносицу, п о­ том бровь, не видя насмешли ­ вою безразли чия, восклицала радостно: «Так в Яшку ли бо...» И ви д у нее, будто вот только тут, на этом самом месте ее и осенило. В тот день, который п озж е стала я н азы вать про себя днем телефонн ого разговора, Поля выглядела несколько н е­ обычно: светленький платочек с голубыми вилюшками по краю аккуратн о упеленал лоб, шею и большие уши с уродли ­ выми серьгами, клетчатая юб­ ка, обычно мятая до жвачки , п охож е, носила следы недавней стирки и глажки , неизменная ее гуашево-зелен ая вязан ка с ги гантским» пуговицами, име- дни напролет безмолвным сфинксом восседала на лавоч­ ке, подкарауливала идею оче­ редного вероломства, н аправ­ ленного против соседей, как единодушно виделось ок р уж а­ ющим. И только одна таинственная странн ость нарушала Полину привычную жизнь. Примерно раз в два месяца Поля вол ­ шебно. до н еузн аваемости п ре­ ображ ал ась: каким-то хитрым, известным лишь ей одной спо­ собом сводила с лица и шеи все синяки, слегка, с ви ртуоз­ ностью многоопытного гриме­ ра, краси лась и пудрилась, д е­ лала в парикмахерской приче­ ску, всегда одинаковую: уко­ роченное. подвитое «каре» н а­ чала пяти десятых годов, и зв­ лекала и з потайных недр сво­ его гардероба редикюльчик крокодиловой кожи с застеж - малометражка, два окошка с затянутыми марлей форточка­ ми, затерявши еся среди зелен и сильно разросшегося куста си ­ рени. Квартира оказал ась уют­ ной и застенчиво милой. Я будто н есуществующий словарь устаревши х слов п ере­ листывала: платьевой шкаф красного неполированного де­ рева весомо царил над другой обстановкой—узки м и длинным диваном с тугими валиками, кособоким комодом, трюмо, тонконогой, изящной и печ аль­ ной в своей ветхости , как п ре­ старелая балерина, этажеркой , вейскими «певучими» стулья­ ми с круглыми спайками и си­ деньями. На подоконнике, в ярких ж естян ках из под детского пи ­ тания, прорастало нечто ж и зн е­ радостное, пестро-зелен ое и курчавое на манер сэдоеой пе- Н и н а БЕЛЯКО ВА (г. В ол г ог рад ) РАССК АЗ ющими дырочки н асквозь и разительн ое сходство с поро­ сячьими пятачками, была огла­ ж ен а по бокам и д аж е зам усо­ ленные боты, обутые на голые, худые ном* со сплюснутыми икрами и шишкастыми колен я­ ми. выглядели умыто и игриво. Может, д руж ок новый у Нее появился? Или вдруг замуж кто-то Полю позвал? Хорошо, если так. Но вот Поля поговорила, по­ весила трубку и вышла и з буд­ ки. Злобно и лениво заворчал гром. Хлынул ливень. И з-под серой ряби пролилось н а зем ­ лю небо и солнце. За несколь­ ко минут омыло тротуар и за ­ асфальти рованные площадки. Тугие струи настойчиво затук а­ ли по стенам и крышам, слов­ но собираясь взять приступом каменные строения. Как обыч­ но во время дождя, во дворе кой в форме миниатюрной кедровой шишечки и.., выждав момен т безлюдия, бесследно испарялась неизвестно в к а­ ком направлении на несколько дней. Бывало, спросишь у нее: —Куда ж е, интересно знать, ты, Поля, собралась? Она сощурится лукаво, поч­ мокает толстыми, насмешли вы­ ми губами и ответит: — И звестно куда, н а куды- хины горы. ...В то лето, отгуляв первые институтские каникулы, я с трудом и неохотой, с тяж ел ен ­ ной сумкой вернулась домой. В золотых, дремотных сумер­ к ах нашего двора я беспричин­ но поулыбалась всему меня ок ­ руж ающему, села на лавочку. И тут увидела Полю. Она Шла заметн о пошатываясь. В крайнем возбужден и и и, как мне поначалу показалось, трушки. И еще были вышитые богатой мережкой салфетки: жел тый нитяной узор по крас­ ному полю, про подобные ве ­ щицы теперь говорят с у ва­ жен и ем: ручная работа... И, должн о быть, где-то хранился неизменный альбом с фотогра­ фиями, которые не вклеены «намертво», а бережн о встав­ лены ломкими уголками в о ва­ льные прорези , а между к аж ­ дой страничкой вложен а п ро­ мокашка или листок белой бу­ маги. Хмельные оргии и дебоши, попытки удушения, якобы п ро­ исходившие в этом доме, п о­ казали сь мне нелепейшей из всех вздорных выдумок. Никак было не втисн уть Полю в по­ добный стереотип. Говорили о ее внезапной бо­ лезни, но в подтексте ощуща­ лось брезгливое: допилась, ск о­ лько веревочке ни ви ться, а ни одной верной ноты! Сплош­ ная фальшь!» На кладбище все происходи­ ло по-деловому быстро и сла­ женно, будто «вовсе не хоро­ нили, а стремились уложиться в назначенный кем-то жесткий срок... 3. Через восемь месяц ев, как похоронили Полю, весной, .в День победы, в нашем дворе появился мужчи на лет шести ­ десяти. Одежда его и . утом­ ленный вид говорили о н еуют­ ной недальней дороге, вероят­ н ее всего, и з областн ого цен т­ ра или села. Он разыски вал Полину Сер­ геевну Самохвалову, учительни- — цу начальных классов, которая воевала и имеет боевы е н агра­ ды, и он перечислял эти н агра­ ды: :медаль «За отвагу», «За оборону Сталин града»... И ник- , то не мог взять в толк, кто ж е ему нужен , отсылали пришель­ ца и скать в другом месте, п о ­ пулярно, как иностранцу, со-, ветовали обратиться в ецравоч- . пое бюро... Он упорно никуда не шел, ходил от подъезда к подъезду, втолковывал вы сыпавшему в солнечное тепло праздник^ н а­ роду подробности своей биог­ рафии и биографии женщины, которую разыскивал. Еидимо, ему казалось, что еще одна, другая черточка, Деталь и —- словесный портрет, наконец, , обретя недостающи е мозаичные..... цветные стекляшки, сложи тся и будет узнан. И, дей стви тель­ н о,, вдруг было произнесено им нечаянно: «Поля. Поля, По- люшка-П оле...» Фронтовой эпи­ зод: солнце в зените, за ок о­ лицей сожжен н ой деревушки золотое рж ан ое поле, недоброе в своей картинной пышности, леденящий крик: «Мины! Ми ­ ны! Стоять!», а тон енькая го­ родская девушка Поля с отч а­ янной детской бесшабашностью • с разбегу, как в воду, окунулась по плечи в тяжки е, перестояв­ шие колосья... Он последние несколько лет не выкарабки вался и з ж естки х хвороб, не работал, получал пенсию по инвалидности, и она очень часто н авещала его в миром и богом забы ты х Чер- венного мнения прозвучало запахло сиренью, ею пахло все с желан и ем быть услышанной впрочем, бог ее зн ает, в горо- нышках, при возила мед с рын* скорбн о-жалеющее и несме­ лое: «Ах, Поля-Поля. Полюш­ ка-Поле...» Но ласковая эта сентимен тальн ость была не из теперешней ее, а из давн иш­ ней, безликой для нас и поэто­ му словно чужой жизни . Поля хотел а устрои ться в ресторан официанткой, но ее не брали. По субботам и воскресен ьям, когда кн яжи вшее вечерами ж аркое веселье достигало н аи ­ высшей точки накала, Поля занимала позицию н аблюдате­ ля: подолгу, щурясь, всматри-. Валась в черные силуэты лю­ дей. • - Упрямо и тщетно надеялась Поля отыскать взглядом свою беглую дочь. Отчего-то , она быля уверен а: должн а появи ть­ ся Танька именно там. Мы с Танькой вместе росли. Д ружбы у н ас почему-то не получалось. Меня донимала вездесущая родительская оп е­ ка, а Тан ьк а сделалась зам к­ нутой. тихой , очень нервной, ходили сл у хи ,, что как-то, н а­ пившись, мать пыталась ее душить, поэтому лишь при од ­ ном упоминании имени Поли она была готова прятать гл а­ за, плакать, беж ать. . Стыди­ лась матери. ...После восьмого класса Танька поступила в музы кал ь­ ное училище, своего общеж и ­ тия училище не имело, и она где-то снимала угол, дома не появлялась, д аж е за дом-то его $к тому времени уж е, видимо, считать перестала. Пела в во­ кально-инструментальном ан ­ самбле «Сон ». Когда и нтересовались де- лето. Время от времени в нашем дворе, как и в любом другом, что-нибудь да случалось: свадь­ бы, новоселья, отъезды ... Од­ н ажды нежданно-негаданно объяви ли сь студенты и за л е­ то сотворили чудо: сказочный детский городок с резными те ­ ремами, горками, каруселями, с наивными, милыми лупогла- й понятой, Поля залопотала что-то быстрое и невнятное. Сначала отдельные слова, четко ею произносимые, попа­ дались на слух, как редкие изюмины в плохо пропеченной сдобе. Но, по мере Того, как я н е­ вольно и расслабленно вслуши ­ валась, словесная бели берда местами начинала вы зревать, зыми близнецами-дракончиг.ами обретать смысл, и вот совсем и другим непонятным, ф ан тас­ тическим. но таким ж е н аи в­ ным и милым зверьем, которое непременно хотелось укрыть от горячего солнца' и непогоды. ...Поля оставал ась прежн ей . Н а короткий срок ее охва­ тывала деловая сосредоточен­ ность: она мел а двор и кусок улицы, рыхлила клумбу, пали ­ ла мусор. Не разги бала спи ­ ны. Одно время Поля разн оси ­ л а рочту, но делала это она у ж слишком произвольно: к чему,! к примеру, дряхлому старцкану Ландышеву-Графу журн ал с совершенно непод­ ходящим для него названием «Юн ость», ни к чему, —мсти ­ тельно решала про себя Поля, —и стари к вынимал из ящика «Здоровье». Ж дешь письма, а его все нет— получай, н еваж ­ но, что око чужое, а тебе н уж ­ но свое, главное — конверт, письмо! Впрочем, трудно п ору­ читься, что все происходило именно так: адресаты и п од­ писчики страдали скорее от иолиного неузаконенного твор­ чества, а не о г ее безалабер­ ности. А иногда, предаваясь благо­ образн ому безработн ому без- делию, она, трезвая и покойная, уж е четко было произнесено удивительн ое: «Винище, будь оно проклято, зар аза окаян ­ ная... Будь оно трижды прок­ лято... Ребятки-то, пятеро и з нашей роты, они не от нули* от отравы этой чертовой ...» И совсем отчетли во: «Страш ­ но как погибли... Под Берли­ ном, в городе Рудерсдорфе (Как только выговорила?), на радос­ тя х в винном погребе смертуш- ку свою нашли. Отравленным вино было...» Поля воевала? Поля — вете­ ран ?! Чуть п озж е он а с н еожи дан ­ ной при стальностью посмотре­ ла на меня в упор глазами , по- кошачьи зелен ущими и стоячи­ ми. Ясная и жи вая мы сль все еще сквози ла иссякающим сквозн яком в ее взгл яде... 2 . Вскоре Поля умерла. Ее похороны неожиданно случились пышными и много­ людными. Все те организации, куда она трудоустраи валась и откуда была гневно гонима, единодуш­ но, по чьей-то убедительной просьбе вспомнили о ее суще­ ствовании. Полина кварти рка... Угловая де эпидемия, глупеишии грипп Осложнился пневмонией. Говорят, обессилев и потеряв способность разговаривать, п ро­ ди раясь сквозь страшный плен смертельного беспамятства, По­ ля долго и тщетно силилась что- то сказать. Но н екому было вслушаться. Причитали вж авши еся в т е ­ сный полукруг женщины. Танька сидела ко мне спи ­ ной. Одета в черное, нелепое, ‘экстраваган тн о сши тое для к а­ кого-то концерта платье, си ль­ но в талию, с гипюровой встав­ кой на груди. В ее позе читалось скрытое возбужден и е, та давняя, под­ меченн ая мной телеви зионная растерянность: как держ ать себя? Что делать? И явная и ро­ ния над всем здесь происходя­ щим. Поэтому мне на миг п ок а­ залось, что сейчас она выкинет что-нибудь н есуразное. — О суждаешь меня? —■гл у­ хо спросила Танька. — Нет, -—ответила я одно­ сложн о. — За что? — Ну, и дура! — Не надо, не плачь, — попроси ла ее я, -— ты очень н екраси во это делаешь, Я зн аю. Поэтому тебя совсем не ж ал ­ ко. Больше в тот день между нами и е было произнесено ни слова. Когда жалки й похоронный оркестри к, состоявший и з об ­ трепанных, тщедушных лично­ стей, всхлипнул и брякнул медью, имитируя траурный марш Шопена, Танька глухо, без слез, обращаясь непонятно к кому, вскрикн ула: «Б ож е мой, ка и яблоки-шафран, туги е . мячики, пахучие, с желтой, со­ лнечной, гладкой на ощупь к о­ рочкой. и была радость, и был праздник. А этой осенью или зимой что-то случилось, он п о­ чувствовал, ж д ал пи сьма или телеграммы , не дождался и при ехал сам. Сороковой по счету мирный месяц май был теплым и без- дождли во ясным, дразни л и дурманил сладчайшим аром а­ том, котбрый щедро источали ажурны е сгустки цветения са­ довой сирени. Совсем стемнело. На низком, куполообразном небе замигали звезды . Ребятня, забравшаяся на крыши ближайших пяти эта­ ж ек, в ожи дании салюта шу­ мела, мальчишки в нетерпении опробуя свои голосовые связ­ ки, кричали: «Ура! Ура-ааа!» Н а скамей ке, за опустевшим столом кон курирующих между, собой лотошников И ДОМИНОШ­ НИКОВ, уронив голову на ск ре­ щенные руки, сидел человек, тяж елая орденская планка, к о­ торую открыл откинутый вет­ ром лацкан плаща, острым краем уперлась в некрашен ое, серое дерево. На углу стола влажн о поблескивал забытый кем-то граненый стакан, являя собой свидетельство торопли ­ вых поминок боевого товари ­ ща, неслучи вшейся и вечной любви. — Чер-ныш-кй! — вслух и твердо при казал себе мужчи на. Грузно поднялся и еще раз отрывисто произнес: г - Черны- шки ... , ...Вот какими они оказались, Полины кудыкины горы. «НЕ СЛАДЕНЬКОЕ ПИСАТЬ...» Заметк и о творчестве молодых Н ач н ем с п ри м ера — со ссы л ки н а р ас с к аз Ви к тор а Б у р я к о ва и з его книги «З и - . ма в Ф а т е е в к е ». П р огр ам ­ мный этот р асск аз, «Б а б к а А к си н ья », и н тересен п о­ пы ткой р аск р ы ть о б р аз м о­ л од ого хУдожн и ка-сверстн и - к а. свой ства хар ак те р а • и твор ч еск и е при нци пы к отор о­ го осмы сл ен ы п розаи к ом , к ак ч ерты ти пи ч ески е. Д аж е р ан ­ н я я см ер ть гер оя (в три д ц ать с н ебол ьши м ) в, чем-то си м ­ вол и чн а. О н а н евол ьн о з а ­ ставл я е т д у м ать то ли об и з­ вестн ой творч еск ой н ереал и - зоваи н ости , то ли р какой -то иной д р ам е п окол ен и я, к ото­ р ое кри ти ки усл овн о н а зы в а ­ ют п окол ен и ем «три д ц ати - л ети и х». Н ек оторы е ч ер ты м ол од о­ го художн и ка, (д аю тся они, п р авд а, в восп ри яти и бабки Акси н ьи , всп оми н ающей ; об у м ерш ем сы н е) н азван ы п р я ­ м о : «В с е соср ед оточ ен н ы й », «д у ш а ... д обр ая б ы л а *. Б ы л у н его и свой п р и н ц и п : «Ч т о п и сать — серд ц у не п ри к а­ ж е ш ь ». Еш е бол ее кон к рети -’ зи р овал этот при нцип его уч ен и к, п ар ен ек , зан и м ав­ ши й ся когда-то у худ ож н и к а в к р уж к е: , «Н е сл ад ен ьк ое п и сать уч и л ся , а ч тоб за д у ­ ш у б р а л о ». И так , сосред оточ ен н ость, и есуетн ость, в д у м ч и в о с т ь , устой ч и вое п ред убеж д ен и е к п арад н ости , гум ан н ость, сп о­ собн ость к сострад ан и ю п ри ­ с у ш и э т о м у п окол ен ию , к о­ тор ое стр ем и тся п и сать по вн утрен н ем у п обужден ию , а не по к он ъюн к турн ы м сооб­ р аж ен и я м . П орою ч ересч ур стор он я сь собы ти й зн ач и ­ тел ьн ы х, хар ак тер ов к р уп ­ ны х, к р асок броск и х и я р ­ ки х. З н ак ом ство с п ервы ми кн и гами , газетн ы м и п убл и к а­ ци ями и рук оп и сями (публи - . кац и й -то еш е м ал о) мол оды х ли п ец ки х л и тер атор ов у б еж ­ д ает, что они соср ед оточ и ва­ ю тся па воп р осах н р авствен ­ н ы х. П ри л еж н о у сваи вая у р о ­ ки п редшествен н и к ов, н ашей «д е р е ве н ск о й » п р озы , гл у бо­ ко эти воп росы р а зр а б о т а в ­ шей , они тож е заб о тя тся об об­ ретен и и и сохран ен и и кровн ой свя зи с родн ой зем л ей . в том чи сле — в совершен н о к он к ретн ом смы сл е, с л е- ревн ей , при родой . Вот п оч е­ м у стари к и и стар у хи , п ре­ и м ущ ествен н о сел ьск и е, н е­ ред к о вы ступ аю т у них н оси ­ тел ями и хран и тел я ми н р ав­ ствен н ой си лы р у сск ого х а­ р ак те р а. И мен н о б л агод ар я этой вн утрен н ей к реп ости д у х а и д е р ж атся , обн ар уж и вая з а ­ ви дн ую ж и зн естой к ость, две оди н оки е д еревен ск и е стар у ­ хи в р асск азе Вл ад и м и р а К орши к ова «М оги к ан ш и ». Т ем у и сток ов п ы тается н а­ щ у п ать и Гал и н а Ч ап лы ги н а в п овести «З ач е м ч ел овек у д ом ». П ам я ть о р од и тел ь­ ском доме стан ови тся м о­ рал ьн ой опорой д л я гер оев Вл ад и м и р а П етр ова (р а сс к а­ зы «К о гд а гол убеет ц и к ори й », «П е л со л о ве й »), В п рои зве­ д ен и ях мол одого п р озаи к а обн ар уж и вается обострен н ое ч у вство сп р авед л и вости и, естествен н о, н есп р авед л и во­ сти («С л е зы », «Л о ви сь, р ы б­ к а », «И р а го р о д ск ая »), н а­ ч ал о взы ск ую щ ее, тр е б о вате ­ л ьн ое, зам е тн а авто р ск ая п о­ зи ц и я. И ему, п охож е, м а ­ л о карти н , н уж н а и дея, мы сл ь, тр евож н ая , н ап р я ж ен ­ н ая , ч етко сф ор м у л и р ован ­ н ая . Во л е вы е эти к ач ества п и сателю н еобход и мы , они усп ешн о ср абаты ваю т в его сугубо п убл и ц и сти чески х вы ­ ступ л ен и я х, и звестн ы х ч и та­ тел я м по обл астн ой п ечати . О дн ако в худ ож ествен н ой п розе п ред п оч ти тел ьн ы ар ­ гум ен ты эстети ч еск и е. Во зь ­ мем р ас с к аз «Фе д о р Ю р ье­ ви ч ». З ам еч ател ьн о вы п и ­ сан , эм оц и он ал ьн о- и зобр ази ­ тел ьн ы й р я д в н ач ал е и в кон ц е этого п рои звед ен и я, ц ен тр ал ьн ая ж е его ч асть — и зл ож ен и е всей би огр а­ фи и гер оя , которой , есл и ее р азве р н у ть, хвати л о бы н а ц ел ую п овесть, а то и н а р о­ ман . При этом эл ем ен т и зоб­ р ази тел ьн ы й . собы ти й ный усту п ает м есто л оги ч еск ом у объясн ен и ю д рамы п ерсон а­ ж а, ок азавш е го ся в старости оди н оки м по собствен н ой ви ­ не. Д ается не стол ьк о ха р а к ­ тер , ск ол ьк о «хар ак те р и сти ­ к а »: к ап р и зен , н етерп ел и в, р езок , ( мелочн о-при ди рчи в, ч ер есч ур тр ебовател ен и т. п. Ч у вство худ ож ествен н о­ го ц ел ого зд есь н е ср аб о та­ л о. Вед ь в р ас с к азе д оста­ точ н о н емн оги х собы ти й и д етал ей , в к оторы х воп л ощ а­ л и сь бы хар ак те р гер оя , его суд ьба, авто р ск ая п ози ц и я. Вот этой объемн ости , вн у т­ рен н ей п ерсп екти вы , на н аш взгл я д , н ед остает. П р озаи к «м он ол оги ч ен », оч ен ь оп ре­ делен ен в свои х оц ен к ах и п ри стр асти я х. О дн ако не сл ед ует заб ы вать старую и сти н у, что «п р и го во р » в ли ­ те р ату р е вы н оси тся н а «я зы ­ к е » об р азов. В этом смы сл е Ви ктор Б у р я к о в и н тересен тем , что, тя готея к ск азовой м а­ н ере, он не то ч тобы п ол ­ н остью р аство р я е тся в п ер­ сон аж ах, но гол оса их сл ы ­ ш атся отч етл и во, составл я я п одчас оси овн уф трн ал ьн ость п овествован и я (так овы р а с ­ ск азы «А то сго р и ш ь», «К а к люди ж и ву т», «Б е р и , что п ож е л аеш ь», гд е ек азо вость, устн о-р азговор н ое н ач ал о ощ ущ аю тся уж е в заго л о в­ к ах). _ Его п ерсон аж ей можн о бы л о бы н азвать «п р осто­ д ушн ы м и », хотя . и не со в­ сем в том смы сл е, что в од ­ н ои мен н ой п овести Во л ьте ­ р а, где «естествен н ы й ч ел о­ ве к » п роти воп оставл ен н а­ ск во зь и спорчен ным ци ви ли ­ зован н ы м люд ям . В самом деле, тр о гае т и зн ач ал ьн ая н еи сп орч ен н ость. ч и стота и ных п ерсон аж ей книги мо­ л од ого п р озаи к а. Р а с с к а з «З и м а в Фа те е в к е » д аж е от­ к р ы вае тся эп и граф ом и з Ксен и и Н ек расовой : «О , серд ц е у людей , ж и вущ и х зд есь, д олж н о он о любезн ы м бы ть от эти х зи м . п р о зр ач ­ ным бы ть он о должн о и со­ весть, бел ую , к ак сн ег, н ести в с е б е ...». Но не з р я . н авер ­ ное. вы бр ан ы с т р о к и , где д важ д ы ф и гур и р ую т сл ова «д ол ж н о б ы ть », то есть реч ь и дет не стол ьк о о д ей стви ­ тел ьн ом , ск ол ьк о о ж е л ае ­ м ом ... Уд арн и к ж атвы Кй- рю ха Ан д р еев (р асск аз 4А то сго р и ш ь») стол к н ул ся с «д ач н и к ом », к оторы й ч уть бы л о не п ри стрел и л его за то л ишь, что тот, будучи в л егк ом подпи ти и , случ ай н о п овреди л его забор . Все вр о­ де ясн о: п ростод ушн ы й п осе­ лян и н п остр ад ал от вои н ст­ вующ его город ск ого ж л оба. О д н ако.., ж ен а Ки рюхи , н а­ п уган н ая тем , что" н а них п од адут в суд, р еши л а сам а ул ад и ть к он ф л и кт с сосед ом. И у л ад и л а. Су д я по всем у, цен ою очен ь д орогою . Ки- рю ха ж е, об этой ц ен е не д огад ы вая сь, не зам е ч ая страд ан и й ж ен ы , д овол ен тем , что все хорошо кон чи ­ л ось... И соч у вству еш ь эти м люд ям , и д осад уешь на и х н ер азбуж ен н ость. Н е зр я , н ап ри мер, о Верон и к е Г л у ш ­ к о в о й («Б е р и , ч то п ож ел а­ е ш ь ») так и говори тся (он а и сам а так сч и тает), что . ж и зн ь он а п рож и л а «б е с то л ­ к о вую ». А П ашк а З ай ц ев («П аш к и н к о зы р ь »), тр у ж е ­ ник, н естя ж ател ь, кн и гочей ? Не с р азу ж е он п он ял , к ак н аи вен и н елеп бы л , стр е­ м я сь д осад и ть род ствен н и ­ кам ж ен ы п о к у п к о й ц ветн ого тел еви зор а. Вот и п ол уч ает­ ся, ч то бесхи тр остн ость, п ро­ стод уши е подчас обор ач и ва­ ю тся д у х о в н о й и н р авствен ­ ной н ер азбуж ен н остью . П остан овк а остры х соцй-' а л ьн о-н равствен н ы х п роб­ л ем п ри сущ а п розе Ел ен ы Н еч аевой . Ее добротн о н а­ п и сан н ая п овесть «О бщ еж и ­ ти е » п рои звод и т си л ьн ое вп е­ ч атл ен и е, заставл я е т о мн о­ гом зад у м аться , в ней ут­ ве р ж д ае тся гум ан и сти ч еск ая мы сл ь об уваж ен и и «ч е л о ве ­ к а к ак ч е л о ве к а» (по сл ову В. Г, Б ел и н ск ого), о необхо-. д и мости ч уткости и уч асти я, К сож ал ен и ю , это сер ьезн ое п рои звед ен и е, к ак и д р у гая п овесть Е. Н еч аевой «И н ж е ­ н ерн ы е р асч е ты », н еодн о­ к р атн о обсуж д авши еся и од обр я вши еся , ещ е ж д у т вн и м ан и я и зд ател ей . Вд ум ч и вая сосред оточ ен ­ н ость, -п ри стал ьн ость взгл я ­ д а обн ар уж и вается и в л уч ­ ши х стр оч к ах м ол оды х > л и ­ п ец ки х п оэтов. Н ужн о и вп ря м ь об л ад ать зор к остью худ ож н и к а, ч тобы ви д еть, по­ добно Ан д рею Н ови к ову, к ак «к у ст н екошен ой к рап и вы сл або ц еди т бледный с ве т». Н уж н о бы ть способн ым к худ ож н и ч еск и обострен н ому восп ри яти ю всех зап ахо в, к р асок И' зву к о в, ч тобы обо­ н я ть «и д ух подошвен н ой р е ­ зи ны , и п ря н ость сы ром я тн ы х к ож ... А ря д ом — ч и стят ап ел ьси н ы . И зап ах остр о­ тою % схо ж ». Н уж н о вн и м а­ тел ьн о и любовн о всм атр и— ваться в ми р, ч тобы р а зг л я ­ д еть в веч ерн ей тьм е, к ак это у д ал ось Вал ер и ю Ж е л я ­ бовск ом у , ч то «вы р е за л а сь , ч ерн ого черн ее, л и ства и з п р осветл евшей си н евы ». П омн я те уроки к л асси к и , к оторы е, если говори ть о не­ д авн ем п рошл ом , были под­ хвач ен ы «ти хой ЛИРИКОЙ», п оэт стр ем и тся воп л оти ть ч увство д ушевн ого Р авн ове­ си я, ощ ущ ен и е гармон и и н е­ п реход ящ ей к р асоты ми ра: «Е щ е — ск во зь н асту п аю ­ щий покой , от ж аж д ы сл о ва до п рои зн ееен ья — н асти ч ь тебя усп ел о п отрясен и е. Т ак вот он, ми р... Т ак вот он, ми р, к ак о й !». О дн ако не всегд а н аши мо­ л оды е п оэты д остаточ н о убе­ ди тельн ы в худ ож ествен н ом отн ошен и и . Не «п р оп и сан ы » п од ч ас сти хи В. Ж ел я бовск о­ го. Н е всяки й р а з стан овя т­ ся ф ак там и п оэзи и ч астн ы е сл уч аи , п одробн о оп и сы вае­ мы е в сти хах А . Н ови к ова. Н ового ды хан и я Ж дем мы от Ал ек сан д ры Тамбовск ой ,' н ек огда оч ен ь и н тересн о н а­ ч и н авшей . И ван Хар и н у м е ­ ет «п е р е во д и ть» р я д и зобр а­ зи тел ьн ы й в ф и л ософ ск и й , д уховн ы й , од н ак о н ем ал о V н его сти хотворен и й и п ро­ сто оп и сател ьн ы х, Прозаи ч­ ны х. «П р о ц е н т» и х весьм а зам етен ещ е и п отому, ч то л учши е сти хотворен и я , Из­ вестн ы е н ам по рук оп и ся м ,, п убл и к ац и ям в п ери оди ке, не п опали в его сборн и к «П р и ­ ч астн о сть». Н а сегодн яшн и й д ен ь мо­ л од ая л и п ец к ая п р о за — во зьм ем хотя бы уп оми н ав­ ши еся п рои звед ен и я В. Б у ­ р я к о ва и Е. Н еч аевой—-см е­ л ее говори т о времен и и ч ел овек е, ч ем п оэзи я. П он ят­ но, ч то п ри рода ли ри ки д р у ­ гая , у н ее и н ая со д е р ж ате л ь­ н ая ф о р м а, п оэзи я «оч и - щ ен н ее», «о твл е ч е н н е е »,ч е м п р оза. О дн ако в д ушевн ом опы те ч утк ого п оэта не мо­ ж е т не отр ази ться д р ам ати зм бы ти я, в какой бы ф ор м е — п рямой или оп оср ед ован ­ н ой— он ни вы р аж ал ся . Сти ­ хи ж е ли п ец ки х авто р о в в ц ел ом ве сьм а бл агод ушн ы . О т н аш его п ок ол ен и я ж д у т п оступ к а, а от мол одого ли ­ те р ато р а — п оступ к а твор ч е­ ск ого, Н еобходи мы ак ти в­ н ое добро, д ей ствен ны й гу­ м ан и зм . п ри ч астн ость к тр е ­ вогам бол ьшого ми ра. В. СЛАВЕЦКИИ , кандидат филологических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz