Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

- Ч Сегодняшн яя ли тературн ая страни ца предоставлен а молодым липецким авторам, и выходит она наканун е регио­ нального совещания-семинара молодых ли тераторов Цен траль­ ного Черн оземья и юга России, которое прой дет в Липецке 9— 12 июля. Состои тся конструкти вный критический разговор о творчестве наи более талан тли вы х ли тераторов девяти к ра­ ев и областей . Зан ятия пяти семин аров прозы и поэзии будут вести писатели и з Москвы, Воронежа, Липецка. Молодые ав­ торы встретят внимание и требовательн ость, доброж елател ь­ ность и строгость старши х товарищей но перу. В этом году исполйится д еся ть л ет со дня вы хода п остан ов­ ления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», бла­ готворно сказавшегося на воспт|ган ии нового поколения ху­ дожествен н ой интеллигенции. > Нынешние молодые входят в ли тературу, окружен ные при­ стальным вниманием. Но это — строгое и требовательн ое внимание, и оно не мож ет быть иным. Реальных успехов мож ­ но ожи дать только от глубокого, мужествен н ого и, разумеет­ ся, одарен ного человека, у которого это повышенное внимание вы зовет н е ощущен и е «льготы», не чувство упоения своей «при частностью» к ли тературе, а осознание долга и ответст­ вен ности. Хочется подчеркнуть, что мужан и е нового ли тературного поколения при ходи тся на. время, освежен н ое дыхан ием боль­ ши х перемен, не терпящее фальши и полуправды, бюрокра­ ти зма и парадности, время, способствующее тал ан ту и пре­ пятствующее бездарн ости . Такая атмосфера всегда была бла­ готворн а для ли тературы. Неделю н азад в Большом Кремлевском дворце заверши л ра­ боту VIII съезд советских писателей. Это была работа духов­ но, нравственно насыщенная. Шел острокритический, беском­ промиссный разговор о гражданском долге художника, о глу­ бокой озабоченности жизнью, трудом народа, о тревогах и надеждах времени. Несомненно, что в служении высоким це­ лям, вдохновляющим всех советских мастеров слова, найдут свое призвание и талантливые молодые литераторы В последние годы Липецкой писательской организацией под­ держан ряд интересных молодых авторов. Уровень их оаботы — при всей зыбкости прогнозов в этой области — позволяет говорить о них, как о людях одаренных и перспективных. Нелегко, но надежно складывается творческая судьба ин­ женера НЛМК Елены Нечаевой. Ее повесть «Инженерные расчеты» готовится к публикации в зональном издательстве. На предстоящем совещании-семинаре будет обсуждаться ее повесть «Общежитие». Серьезно работают молодые прозаики — сельский парторг Виктор Буряков и инженер Владимир Петров. Писательская организация рекомендовала для обсуж­ дения новые рукописи журналиста Александра Адпостенко- ва, преподавателей Владимира Коршикова и Галины Чаплы­ гиной, слесаря Валерия Желябовского и студента Андрея Но­ викова. Мы искренне желаем молодым липецким литераторам и нашим гостям из других областей и краев надежной творче­ ской судьбы, упорной учебы и успешной работы. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. СТИ ХИ МО ЛО ДЫХ ' $ \ Сергей ЧЕБОТАРЕВ Светлая березовая роща — Память отшумевших детских лет, Ничего на свете нету проще, Ничего сложней на свете нет. Я о ней в вечерний час тоскую, Я ее в душе своей храню, Я люблю ту рощу золотую, Я ее зеленую люблю. Сотрясают землю перемены, Выпадает на траву роса. Только остается неизменной Рощи той невинная краса. Эмма ПОПОВА Далёко ушедшие от дома. От громов и зарева войны, Женщиною, вовсе незнакомой, Были мы в тот дом приглашены... Кто она? Ж ива ль теперь? Не знаю. Только доброта ее живет. Беженцев встречала, как родная, Хлебом испеченным угощая, Каждый, сколько хочет. пусть берет. А сама тихонько уходила В прлё, чтоб работать за троих... В хате словно солнышко светило От пшеничных булок и ковриг. ...Жаль, что я лица ее не помню, Слишком память молода была, Только тем добром все душу полню, Чтобы одарить добром могла... Геннадий ЖЕРЕБИЛОВ Отечная туча в полнеба чернеет, С боков синевою обложенная. Темно на лугах, лишь река голубеет, Да кони бёлеют стреноженные. А тишь-то какая! Туман над рекою Всё звуки, как ватой. обкладывает; И конюх за вольной, высокой травою Коней лишь по ржанью угадывает. Андрей НОВИКОВ В сером пламени экрана Прорывается извне Боннская телепрограмма — Передача о войне. И в прыжках, на поворотах, В остановках, на бегу Иностранная пехота Бодро лупит по «врагу». Все движенья резки, четки. Местности под стать наряд. Выстрелы — удары плетки, В трудном воздухе стоят. Поступь смерти неустанна, И сквозь 'сполохи огня Целится солдат с экрана, Прямо целится в меня! Валерий ЖЕЛЯБОВСКИЙ Побудь со мной. Сегодня что-то грустно В моём лесу, где не светло, а пусто. Где тени нет, но застарелый лед Как верный пес, ей место стережет. В моем лесу весной такою ранней. Что воздуха чуть видимую дрожь. Смягченье линий влажность очертаний Приметами еще не назовешь Побудь со мной... Хоть затая лосаду И нетерпенья юного стыдясь, Ты вся уж е не здесь н не сейчас. — В листве, в цвету... Но мне того и надо! Мне надо, чтоб когда-нибудь. потом Ты мне сказала: «Как они летели. Те дни. — ты помнишь? — в марте... Нет. в апреле! Да. да. Мы оглянуться не успели... Как всё цвело в лесу . твоем пустом!» п АПА, ну где же она, гд е ?— сп р а­ ши вал а Све тл а­ на, робко трогая его за р у ­ кав куртки, и в ее н ап олн ен ­ ных слезами гл азах Виктор вп ервы е замети л н астоящую тревогу. — Ну, откуда я зн аю! — с досадой проговори л он. — Может, где-нибудь за углом на окне сидит или под тр у ­ бой. Д а не хнычь ты !.. , — Ага, а если мн е<»ж ал -, ко!.. С горки бы нашей гл я ­ н уть, — со слабой надеждой добави ла дочь. •— Нет, нет! — затороп и л ­ ся Виктор. — Нам сейчас некогда. Сн ова на заряд к у опоздаем. Пойдем скорей ... Д очка вяло подчинилась, но когда они проходили ми­ мо соляри я, посмотрела сни­ зу врерх на карн и з крыши: — А вдруг она уп ал а и р азби л ась? Видишь, как тут высоко. — Кошки не разби ваются, я ж тебе говори л... Посмот­ ри-ка лучше, каки е сн ежин ­ ки краси вые падают. Ви ктор и сам н евольн о з а ­ любовался. Мохнатый снег мягко ложи лся на сугробы , и двор сади ка светл о сиял, к а­ зал ся убранным к сочельн и ­ ку огромным зал ом . Пройдя мимо неровного пестрого штакетн и ка стоящих санок, они поднялись на вто ­ рой этаж . При хожая встр е­ ти ла их дремотно-сухой теп ­ лотой. Дочь открыла свой шкафчи к и стал а разд еваться . Ви ктор распи сал ся в тетради прихода, посмотрел меню. Потом н аскоро при чесал Светл ан ку и открыл ей дверь в группу. Она еще р аз огл я ­ н улась на него, и Ви ктор вдруг отч етли во понял: «О н а не верит мне. Она думает, что Агн ессы уже н ет». ...Кошк а появи лась в их жизни пятн адцатого или ш е­ стн адц атого декабря, во втор ­ ник вечером — в тот день на кафедре было итоговое п р оф ­ союзн ое собран ие, и он вер ­ нулся домой позж е обычного. Как р аз сел разби рать п у та­ ную статью по си стемному ан али зу, когда из спальни пришлепала дочка, — уже в пижаме, с книжкой в р у ­ ке. Ук азы вая на окно, спро­ сила: — Пап, а почему кошка до сих пор сидит на крыше? — К!акая еще кошка? — н едовольн о оторвал ся он от ж урн ал а, но все же встал и, поти рая поясницу, подошел к окну. По крыше соляри я д ей ст­ ви тельн о бегала н ебольшая и, вероятно, молодая еще кошка, из тех, что ежегодно выводи лись в подвале их до­ ма. Веррятн о, она упала на большой выступ ающий к озы ­ рек соляри я с основной кры ­ ши сади ка и теперь не р е­ шал ась сд ел ать еше один прыжок — уже на землю . — А когда ты ее зап ри м е­ ти л а? — спроси л он у доч е­ ри. — П осл езавтр а еще, — рассеян н о ответи ла Светл ан ­ ка, по обыкновению путая н а­ правление времени . — А по­ чему она так долго сидит на крыше, пап? — Н аверн ое, ей там н р а­ ви тся, р аз сидит, — покри­ ви в душой, ск азал Ви ктор, а сам с одобрением подумал: «Во т ведь дети! Взгл яд цепкий, острый, любозн ател ь­ ный, не то что у н ашего б р а­ та, взрослого. И нтересно, по­ чему мы теряем эту зоркость со времен ем, воспри нимаем многое лишь как «ш у м »? А фрамуги . Сн ять бы ее. Ж ал ь, окна сейчас оклеены, а лестницы у них в садике я что-то не припомню. Ладн о, потом ...», — он задерн ул за ­ н авеску. В тот же вечер Светл ан ­ ка спроси ла у него после ужи на: — Пап, а можно мы кош­ ку к себе возьм ем ? Мама разреши л а. Ви ктор писал реф ерат, шеф собрал ся в коман ди ров­ ку и нужн о было срочно сд авать матери ал. — Можно, . можно, — пробормотал он. — Только если она сама захочет. Вл ади ми р К орш и к о в АГНЕССА Расск аз вот для них все — главное, все ярко, эмоциональн о ок р а­ шен о». Он дружески потрепал Светл ан ку по плечу. — А кормит ее кто? — спроси ла дочь. — Корми т?.. М-м... Не зн аю. Птички, н аверное, — ск азал Ви ктор первое, что пришло ему в голову, и н е­ вольн о. зад ум ал ся : так что же все-таки лучше — ви ­ д еть мир в мельч айши х д ета­ л ях или опускать м ал озн а­ чи тельную информацию ради основн ой ? Последн ее — е в­ ропейский феномен, первое — вероятн о, Восток. Р азн ы е ри тмы жизни — вал ьс и чарльстон ... Он задерн ул зан авеску. — А она не ест того, что птички. Зернышки она ж е не ест, — ск азал а Светл ан к а. — Ну, конечно, конечно. Я ошибся. Все равн о кто-ни­ будь да корми т. З автр а у з ­ наю, ск аж у... Н а следующий день Ви к­ тор обрати л внимание на кошку, когда верн улся веч е­ ром домой необычно рано, еще до прихода жены со Светлан кой . Он. ср азу п ро­ шел на кухню и, вы к л ады ­ вая на стол хлеб и пакеты с молоком, н евольно посмот­ рел на ярко освещен ные ок ­ на Светланкиного сади ка. На стекл ах были н ари сованы фи гуры Д еда Мороза и к р о­ коди ла Гены. На подокон ­ нике си дела все та ж е н е­ смышлен ая кошка. Она ую т­ но, по-старушечьи н ахох­ ли лась и жи во вертел а го­ ловой, вероятно, провожая взгл ядом особо р асшал и в­ ши хся малышей . «П р авд а, кто же ее корми т? — снова подумал Виктор. — Б ез еды на ветру не сладко. Н авер ­ ное, воспи тательн ицы в окно бросают что-нибудь через Светлан ка промолчала. Однако, когда получасом позже Ви ктор пошел в каби ­ нет за сборником тези сов, он, еще не включи в свет, замети л у окна резк о и и с­ пуганно поверн увшуюся к нему фи гурку дочери. — Ты что здесь дел аешь? — спросил притворно гр о з­ но. Светл ан ка ви новато опус­ тила гл аза: — Пап, я киске рукой махал а. Чтобы он а к нам шла. — Рукой! — рассмеял ся Виктор. — Д а она ж тебя не видит. Эх ты, дедушка Ма- зай и зай цы , — он нежно потрепал дочку по худен ь­ кому плечу. — Зн аешь, пап, я реши ­ ла н азвать ее Агнессой, — вдруг ск азал а Светлан ка.-— Чтобы она была именно моей. — Звучи т недурно. А по­ чему Агн ессой ? — Я мультик такой смот­ рел а, про к о ш к у Агн ессу, — ожи ви лась Светл ан ка. — Она там тоже мороженое любила, как я. — Хорошо, договори лись. А теперь давай пожелаем Агн ессе спокойной ночи и будем готови ться ко сн у... Светл ан ку они всегда к у ­ пали вместе с женой . Ви к ­ тор любил смотреть, как дочка пл ещется в ванне, как поблески вает ее крепкое и еще смуглое после морск о­ го солнц а тело, как она го­ н яется за пластмассовой у т ­ к о й и. „ смешно при хвати в пальцами нос, ныряет, а по­ том долго моргает посвет­ левшими гл а зам и ., — Вот бы Агн ессу сюда! — попроси ла Светл ан ка в тот вечер. — Ой, Свети к, кошки не любят воды! -рг- р ассмея л ась жен а. — Я бы ее п л авать н а­ учила. Когда умеешь — не страшно. — Все не найду времени зай ти к заведующей , — со­ крушенно ск азал Виктор. — ' Кстати , не представляю, как ее оттуда снять без лестн и ­ цы. — Д а я была уже у з а ­ ведующей и у воспи татель­ ниц, — оглян улась на него жен а. — Н екогда им. И к а­ рантин в младшйх. группах, и коми сси я во питанию, вдо­ бавок окна оклеены. В обг щем, не зн аю. Ты бы что- нибудь сдел ал ... • — Думаю вот... Но не мяукает же она — значит, там, во всяком случ ае, не катастроф а. Хотя , конечно, сидеть на солярии не сл ад ­ ко. Ладно, завтр а что-нибудь решим. ...Веч ером он сам заби рал Светл ан ку из садика. Оде­ вая сь, та громко- прошепта­ л а ему на ухо: — Папа, папуля, пойдем скорей . Мальчишки р азы ск а­ ли лестницу. Она в снегу* за подсобкой. Только они не могли ее поднять, а ты сможешь. Ты ж е сильный, да, пап а? Ви ктору надо было спе­ шить на вечернюю лекцию, кроме того, почему-то было неловко перед воспи тательн и ­ цами: что подумают? Но гл аза у дочери свети ­ лись такой радостной н ад еж ­ дой. И Виктор реши тельн о полез в сугроб. Они со Све т­ ланкой с трудом выдернули из н аста большую пожарную лестницу и пронесли ее на середину двора. Он отдал дочке портфель, авоську с продуктами и, сбивая со сту ­ пеней н аледь, пол ез на к ры ­ шу. П адал ласковый мелкий сн ежок. Сугроб н аверху был столь велик, что показал ся ему частью улииы, ухарски взобравшей ся на козырек соляри я. И рядом, совсем рядом сияли бесчисленные окна их дома. «А ведь ви де­ ли, каждый из нас видел, — понял он. — Видели, но ждали чего-то. Как же так, поч ему?». Он оглян улся, позвал кошку. Той нигде *не было видно. «А если зам ер зл а? —вдруг к о л ь н у л о в сердце. — Тогда как я п о с м о т р ю Светл ан к ето в гл аза?». П ровали ваясь в снегу, он по­ л ез за угол. Кошка си дела под самым окном, на краю карн и за. Она, вероятно, давно зам е­ ти ла его и теперь сп р я та­ л ась подальше. Вбли зи она ок азал ась совсем мален ькой. Ви ктор при близился к самой кромке к р ы ш и , н аклонился и притянул сопроти вляю­ щийся живой комочек к се ­ бе. Кошка слабо и, п ок аза­ лось, жалобн о мяукн ула. 18 июня исполнилось 5 0 лет со дня смерти Ал ек сея Максимови ча Горького. НА СН ИМКАХ: памятник А, М, Горькому в Москве; «н ад седой равниной моря гордо реет Б ур евестн и к ...». Фото В. СО БРО ВИ Н А. Иван ХАРИН дож дь Зеленый дождь на землю оброня, на запад тучи мчатся * без оглядки. И у пруда, просеев луч . на гр я д к и , стоит осина, листьями звеня. Встречают солнце травы и кусты, купаясь в светлой бескорыстной негё... И только в принахмуренном коллеге ещё душа под гнетом немоты. Шальную продолжая канителд, он, как и прежде, обуян недугом, считает — в возвьппенъи друг над другом есть жизни исключительная цель. А рядом, отразясь от чистых вод, спеша до бесконечности продлиться, по шумным рощам и лугам струятся очищенный грозою небосвод. А н атол и й Ф и се н к о О Т Е Ц Фантастическая новелла — Боюсь, опоздали — пульс нитевидный. — Введи камфору. / — Они вытащили его и лишь цотом позво­ нили. «Скорую» надо вызывать не в конце по­ жара, а в начале. ...В начале жизни, когда окружающее толь­ ко получает свои имена, первыми запомнив­ шимися людьми для меня стали не отец с ма­ терью, а воспитатели детского дома, который располагался на окраине Н-ск^ и был не луч­ ше и не хуже других подобных заведений. Бо всяком случае мы не часто задумывались о том, что в остальном огромном мире большин­ ство ребят живут иначе, но порой накатыва­ лась обида от кажущейся «неполноценности», мы становились вспыльчивыми, уединялись, и никто не видел наших слез. Чаще такое слу­ чалось, когда появлялись новые или «старые» родители. Чужие — не твои. Но однажды... Прекрасно помню то яркое февральское ут­ ро: мороз серебрил заиндевевшие окна, а во дворе на ветках лип сидели, распушив перья, озябшие снегири. Я устроился на подоконни­ ке и рассеянно водил цветными карандашами по бумаге, искоса наблюдая за высоким муж ­ чиной у ворот. Он топтался среди сугробов, снег густо лежал на его плечах и шапке — именно таким я представлял Деда Мороза. Вдруг я ощутил сзади внимательный взгляд, обернулся — заведующая. — Вы чего? — Там внизу... твой отец. Наверное, она успела накинуть на меня пальтишко, потому что во дворю я не ощутил холода. Счастье — короткое слово, но вмещает и по­ ходы в лес, и уютные вечера за шахматами, и долгие беседы о жизни. Лишь иногда я вскрикивал ночами от странного чувства не­ реальности, от смутных воспоминаний, про­ кручиваемых во снах обрывками кинолент. Иногда казалось, что отцу известно про меня все, сам же он не любил рассказывать, где жил раньше, шутил, что добираются туда го­ дами и в свой срок я все узнаю. А затем мы спешили в парк, на стадион или еще куда-ни­ будь, где было не до расспросов. Об одном я тогда жалел — его работа в институте отни­ мала много времени, которого и без того не хватало, чтобы наверстать горькие годы оди­ ночества. Даже ночами, просыпаясь, я видел его склоненным над чертежами и книгами. А как-то утром, собираясь на службу, он взял меня за плечо и долго молчал. Последние не­ дели он часто бывал не в духе, хотя скры­ вал это, но теперь его лицо, бледное, с груст­ ными, как осенняя вода, глазами, Поразило ме­ ня. — Оставайся, сходим в кино. Он хмуро улыбнулся: — Когда вернусь. И погиб при взрыве лаборатории. Неправда, что годы лечат, просто к боли привыкают. — Привыкают, а я не могу, когда вижу умирающего. — Похоже, он слышит — веко дрогнуло. — Показалось. Иди, отдохни, — После... После школы я поступил в ун иверситет и, как отец, зан ялся биофизикой. Ученые знают, что под воздействием электричества на опре­ деленные участки мозга вспомин аются минув­ шие события, но активная незначительная часть клеток, назначение остальных оставалось тай ­ ной. А я доказал: именно они—«аккумуляторы прошлого», и в него можн о проникнуть, ис­ пользовав и х энергию. И злучение эти х кле­ ток, сконцентрированное в хрон окамере, соз­ давало поле, позволяющее вернуться в н еко­ торые особенно запомни вши еся события. Вер­ нуться, но не повторять их, а участвовать как бы со стороны, / другим, повзрослевшим чело­ веком. Я обосновал это теорети чески и практи­ чески — и потому настал миг, когда за мной, по праву первооткрывателя, сомкнулись створ­ ки хрон окамеры. А потом... Узкая улица, запорошен ная снегом, фон а­ ри, слепо озирающие улицу, ветер, осыпаю­ щий радужными блестками фонари. И й, знающий под размеренный скрип снега, что тетя Шура ведет н ас, завтракать, а потом я у окна буду рисовать белую сказку. Но случай­ ная витрина отр аж ает высокого мужчи ну с моим лицом. Время повернуло вспять, и теперь я стал гостем в нем. Я восторжен н о бродил по Н еку, разгляды­ вал полузабытый город, а перед концом отпу­ щенного срока неожи данно оказался на его окраине. Все дороги ведут в Рим. а все пути моего прошлого сошлись у детского дома. Я смотрел на него, забыв о времени, а оно за­ было обо мне, и, когда часы на пожарной баш­ не прощально прозвенели, снежин ки продол­ ж али таять н а моем лице Какие-то неполад­ ки в хрон окамере, это допускалось, надо было просто п ереждать, поэтому по заран ее подго­ товленной «легенде» я устроился на работу, обзавелся друзьями — и ждал, ждал, ждал, н о . тоскливыми бесконечными ночами все ча­ ще возвращали сь ко мне цветные воспомина­ н и я'детства, а если и подступал мучительный сон, то чтобы показать маленького, раненого одиночеством мальчишку, ждущего' чуда воз­ ле морозного стекла. Я понимал, что рискую замкн уть петлю времени, но крепнущая до гадка о судьбе отца постепенно стала уверен ­ ностью, что именно мне предстоит повторять его путь. И в том не было печали, а только щемящая радость, потому что вновь настало .ослепи тельн ое утро. когда из детдомовского подъезда выбежал синеглазый мальчик в рас пахн утом пальтишке и, словно очнувшись, бро сился в мои объятия. Не помня себя, я под­ хвати л его на руки: — Здравствуй , сынок. Вот мы и встретились! Мир был прекрасен — и в нем никого счастливее нас. — Нас вряд лц проинформируют, что взор валось в лаборатории. Жены у него нет. Надо сообщить сыну. — Остались секунды. Он так и не очнулся. — Говорят, напоследок вспоминается ёся жизнь, но чтобы умирали с улыбкой... Что ему видится, доктор? Прошлое? — Или будущее. Или несбывшееся желае­ мое... Кто знает? Фантазия, мечда, подсозна­ тельные комплексы рождают порой странные образы. Точно одно — ему достались счаст ливые сны. с ДВА уловимые коле- ЗАМ ЕТКИ х Ж г , бания самых тонких У * 1 / 1 с т р у н человеческой д у * КРИТИКА Ж Л ши способна передать ли­ рическая поэзия, она «...и з области предчувстви й и тол ­ кованию не подлежи т». Смысл поэтического слова никогда нё «п ереводи тся» по принципу «один к одному», оно при об­ ретает особый ореол, созд а­ ваемый за счет отсвета других слов получает эмоциональный заряд, реализующий ся в поэ. тической интонации. И зай дется душа на какой-то предельной черте, ни в сл езах и ни в слове еще не умея излиться, а мгновение жи зни все длится и длится, и длится на почти нежилой безвоздушной почти высоте. Только в сти хах «мгн ове­ ние» мож ет вечно «длиться», только в поэзии слова «б е з­ воздушн ая вы сота» не озн ач а­ ют простран ствен ного пон я­ тия. но передают состояние человека. В этих строчках из новой книги Людмилы Парщи- ковой «Перекресток» (Цент­ рально-Черноземн ое кн ижное и здательство 19851 есть пол­ нота ощущения жи зни и к а­ кая-то особая хрупкость. тре. петность этого ощущения словно дыхание перехватывает от одновременно нахлынувши х радости и предчувстви я неи з­ бежных потерь Интонация ведет, движет, руководит, она передает обая- «И З ОБЛАСТИ П РЕД ЧУВСТВИ Й ...» ние обн ажен н ого лиризма в строчках, напоминающи х по форме старий ные народные плачи и причитания: О враг за лесом. поле да р'ёка... Уж я ли вам себя не подарила! Уж я ли в тех веселых ивняках Любимым о любви не говорила! Не мой ли сын под этим небом рос? Не мой ли след пролег по трактам пыльным? Уж я ли здесь не сдержи вала слез над кустиком, над холмиком могильным? Стихи Людмилы Парщико- вой ж ен ски е в самом сердеч­ ном смысле, они напоминают, что женщи н а самим жизн ен, ным — материн ским — п ред­ назначением обязан а быть бо­ лее тонкой, более чувстви тель­ ной и д аж е более ранимой, чем мужчи на. Её лирическая героиня, конечно. знающая, что современ ная женщи на — «сильная», «деловая» и т. п.. вспомнила, тем не менее, об исконной трогательной «сл або­ сти »: «отмерьте мне малую долю заботы и ласки своей» Ведь именно «слабость» ве ­ ликий мы слитель назвал га мым ценным качеством женщи ­ ны. Она облагоражи вает, про светляет сильную половину человечества, напоми нает о не­ обходимости рыцарства, взы ­ вает к защите, нежности, уч а­ стию, любви. Вообще в наше время н аблюдается такое ин­ тересн ое, оправданн ое диалек­ тикой разви ти я явление; «реа­ билитация» — на новом угюв- не, с учетом нового социаль­ ного. нравственного, эстети ­ ческого опыта — устойчивых «истинно жен ски х» качеств. Бог и в сти хах Л. Парщико. вой «быт не каж ется н ево­ лей», он опоэти зи рован в са­ мых будничных своих прояв­ лениях: Просн улась — ветер выстудил ДОЛИНУ'. Я горло шарфом обвязала сыну. собачью утеплила конуру. осталось листья подмести с дорожек и бросить в ворох несколько картошек... Однако привязанности се­ мейные — лишь составн ая часть кровного оодства с ми ­ ром и людьми, в которых не случайно угадываются черты близких: «Р ассудка ль. ч у в с т ва на изломе, , застын ешь V ч у ж и х дверей! И женщина в дверном гтоем е так схож а с матерью твоей...». Такой взгляд, позволяющий угадать своё в чужом, боль­ шое в малом, вечное в , мгно­ венном. горечь в радости и наоборот — характери зует спо­ собность глубоко чувствовать жи знь, ее неи збежн ую теку­ честь и вечную возобн овляе­ мость Это лает силы совла. дать с мыслью о конечности человеческих сроков: «Д аж е если умру — разве я эту зем ­ лю покину?». Динамично раз­ ви вающаяся жи зн ь в то ж е время остается величиной по­ стоянной; «Земля продолжает вращаться». Мир навеки п ре­ красен, словно говорит нам поэтесса. В новой ее книге главной, «генеральн ой» (по слову Твардовского) остается мысль, составлявшая стержен ь и первого сборника Л. Парщи- ковой. который, напомню, так и назывался-. «Только жизнь». Ж изнь, жи ть, жи ву — эти значительные слова встр еч аю т ся многажды. Однако, если сразу примешь изрядную п ор­ цию сти хов, создается впечат­ ление определенного темати ­ ческого однообрази я «специ а­ лизации». в пределах которой у ю т н о и удобно работается автору. Иногда возни кает мысль об отвлеченном, абст­ рактном характере жи зн елю. бия, гуманизма поэтессы. Вчи­ таемся: «...людская печаль не мешает течению жи зн и ». Но разве торж ество жизни за­ слоняет человеческую печаль? Не зря' ж е сказан о; легко лх> бить все человечество, но го­ раздо труднее полюбить кон к­ ретн ого человека. Итак, все действи тельное разумн о и остается только- про­ стодушно умиляться: «в силу какой ж е причины я так сч а­ стлива жи ть на земле?.,» Ли­ рическая героиня то и дело уми ляется: д аж е слезы, часто упоми наемые в сти хах. — это, как правило, слезы уми­ ления. радости, счастья: «П ус­ кай во всем постигнет н еуда­ ча. Но жи ть в немом согла. сии с людьми, с землею, с н е­ бом, с горечью любви — так хорошо П о э т о м у и плачу,..». Но почему же. возни кает во­ прос. непременно .«немое со­ гласие» «с землею, с н ебом»? Не в тради циях ли русской классики бросать вы зов «аду и небесам», «власти телям и суди ям», не в обычае ли рус­ ского поэта быть в разладе, в борьбе . с самим собой? (С. Есенин так и пи сал: «Н и ­ когда с собой я не полажу, себе, любимому, чужой я че­ ловек»), Думается, и уроки мятежной поэзии Марины Ц ве­ таевой могли бы быть ближе молодой поэтессе. Когда ж е Л. Парщикова пишет: «Эта жизнь не станет хуж е, д аж е если я умру», то. с одной стороны, подобное самоотвержени е достойно ува­ жения, но все ж е смущает легкость, с которой об этом говорится. Признание объек­ тивного хода событий не от­ рицает возможн ости и н еобхо­ димости активно в них вме­ шиваться. ко умудренная, ф и ­ лософствующая лирическая ге­ роиня («Мне восемн адцать. Я, как мир. мудра») смотрит на вещи по-днутому: «Мне три д­ цать лет. Я все о жизни знаю. Я мало что сумею изменить». Как видим, идея. доведен ­ ная До предела, превратилась в свою проти воположн ость; жи зн елюбие обернулось ка. чеством. которое можн о было бы н азреть фатализмом, если бы это не звучало столь «ф а­ тальн о». Речь, конечно, идет о впол­ не кон кретных произведениях. В художествен н о состоявши х­ ся сти хах * действи тельно об­ разн о запеч атлены полнота, объемн ость ощущения жи зни (как в отрывке «И зай дется душа»). Но подчас драмати зм бытия ускользает от п оэтес­ сы, что оборачи вается именно эстетическим несовершенст. вом. Надо, ск азать что. всецело доверяясь интонации, мелодич­ но льющемуся, плавно раска­ чивающемуся сти ху. Л. П ар­ щи кова иногда проигрывает в точности слова. Не достигают силы выражен и я такие, напри­ мер, строчки Л. Парщиковой, уж е не столько .женские, сколько манерно-«дамски е»: «Как ти хо на земле! Так мир­ но рощам спится под вл аж ­ ным ветерком на краешке зи ­ мы. И благостно светлы поля­ ны и криницы, и нежен солн­ ца лик. всплывающий из тьмы. Предайся тиши не...» Сти хо­ творение, между прочим, н а­ зы вается «У Вечного огня», во тема не спасает напротив, возни кает чувство н еловкос­ ти. потому что в таком святом месте подобает быть естест­ веннее и строже. Обн адежи вающе звуч ат тё стихи в которых ощущается форми рующееся у молодою ав­ тора ч у в с т в о долга, тяга к ак ­ тивному добру, действенному гуманизму: И все-таки понять пора * настала, как мало знать, что не содеял зла. И тем, что я друзей не предавала и по летящей птице не стрёляла, я в общем-то. итог не подвела. В. СЛАВЕИКИЙ, кандидат филологи­ ческих наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz