Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
- Ч Сегодняшн яя ли тературн ая страни ца предоставлен а молодым липецким авторам, и выходит она наканун е регио нального совещания-семинара молодых ли тераторов Цен траль ного Черн оземья и юга России, которое прой дет в Липецке 9— 12 июля. Состои тся конструкти вный критический разговор о творчестве наи более талан тли вы х ли тераторов девяти к ра ев и областей . Зан ятия пяти семин аров прозы и поэзии будут вести писатели и з Москвы, Воронежа, Липецка. Молодые ав торы встретят внимание и требовательн ость, доброж елател ь ность и строгость старши х товарищей но перу. В этом году исполйится д еся ть л ет со дня вы хода п остан ов ления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», бла готворно сказавшегося на воспт|ган ии нового поколения ху дожествен н ой интеллигенции. > Нынешние молодые входят в ли тературу, окружен ные при стальным вниманием. Но это — строгое и требовательн ое внимание, и оно не мож ет быть иным. Реальных успехов мож но ожи дать только от глубокого, мужествен н ого и, разумеет ся, одарен ного человека, у которого это повышенное внимание вы зовет н е ощущен и е «льготы», не чувство упоения своей «при частностью» к ли тературе, а осознание долга и ответст вен ности. Хочется подчеркнуть, что мужан и е нового ли тературного поколения при ходи тся на. время, освежен н ое дыхан ием боль ши х перемен, не терпящее фальши и полуправды, бюрокра ти зма и парадности, время, способствующее тал ан ту и пре пятствующее бездарн ости . Такая атмосфера всегда была бла готворн а для ли тературы. Неделю н азад в Большом Кремлевском дворце заверши л ра боту VIII съезд советских писателей. Это была работа духов но, нравственно насыщенная. Шел острокритический, беском промиссный разговор о гражданском долге художника, о глу бокой озабоченности жизнью, трудом народа, о тревогах и надеждах времени. Несомненно, что в служении высоким це лям, вдохновляющим всех советских мастеров слова, найдут свое призвание и талантливые молодые литераторы В последние годы Липецкой писательской организацией под держан ряд интересных молодых авторов. Уровень их оаботы — при всей зыбкости прогнозов в этой области — позволяет говорить о них, как о людях одаренных и перспективных. Нелегко, но надежно складывается творческая судьба ин женера НЛМК Елены Нечаевой. Ее повесть «Инженерные расчеты» готовится к публикации в зональном издательстве. На предстоящем совещании-семинаре будет обсуждаться ее повесть «Общежитие». Серьезно работают молодые прозаики — сельский парторг Виктор Буряков и инженер Владимир Петров. Писательская организация рекомендовала для обсуж дения новые рукописи журналиста Александра Адпостенко- ва, преподавателей Владимира Коршикова и Галины Чаплы гиной, слесаря Валерия Желябовского и студента Андрея Но викова. Мы искренне желаем молодым липецким литераторам и нашим гостям из других областей и краев надежной творче ской судьбы, упорной учебы и успешной работы. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. СТИ ХИ МО ЛО ДЫХ ' $ \ Сергей ЧЕБОТАРЕВ Светлая березовая роща — Память отшумевших детских лет, Ничего на свете нету проще, Ничего сложней на свете нет. Я о ней в вечерний час тоскую, Я ее в душе своей храню, Я люблю ту рощу золотую, Я ее зеленую люблю. Сотрясают землю перемены, Выпадает на траву роса. Только остается неизменной Рощи той невинная краса. Эмма ПОПОВА Далёко ушедшие от дома. От громов и зарева войны, Женщиною, вовсе незнакомой, Были мы в тот дом приглашены... Кто она? Ж ива ль теперь? Не знаю. Только доброта ее живет. Беженцев встречала, как родная, Хлебом испеченным угощая, Каждый, сколько хочет. пусть берет. А сама тихонько уходила В прлё, чтоб работать за троих... В хате словно солнышко светило От пшеничных булок и ковриг. ...Жаль, что я лица ее не помню, Слишком память молода была, Только тем добром все душу полню, Чтобы одарить добром могла... Геннадий ЖЕРЕБИЛОВ Отечная туча в полнеба чернеет, С боков синевою обложенная. Темно на лугах, лишь река голубеет, Да кони бёлеют стреноженные. А тишь-то какая! Туман над рекою Всё звуки, как ватой. обкладывает; И конюх за вольной, высокой травою Коней лишь по ржанью угадывает. Андрей НОВИКОВ В сером пламени экрана Прорывается извне Боннская телепрограмма — Передача о войне. И в прыжках, на поворотах, В остановках, на бегу Иностранная пехота Бодро лупит по «врагу». Все движенья резки, четки. Местности под стать наряд. Выстрелы — удары плетки, В трудном воздухе стоят. Поступь смерти неустанна, И сквозь 'сполохи огня Целится солдат с экрана, Прямо целится в меня! Валерий ЖЕЛЯБОВСКИЙ Побудь со мной. Сегодня что-то грустно В моём лесу, где не светло, а пусто. Где тени нет, но застарелый лед Как верный пес, ей место стережет. В моем лесу весной такою ранней. Что воздуха чуть видимую дрожь. Смягченье линий влажность очертаний Приметами еще не назовешь Побудь со мной... Хоть затая лосаду И нетерпенья юного стыдясь, Ты вся уж е не здесь н не сейчас. — В листве, в цвету... Но мне того и надо! Мне надо, чтоб когда-нибудь. потом Ты мне сказала: «Как они летели. Те дни. — ты помнишь? — в марте... Нет. в апреле! Да. да. Мы оглянуться не успели... Как всё цвело в лесу . твоем пустом!» п АПА, ну где же она, гд е ?— сп р а ши вал а Све тл а на, робко трогая его за р у кав куртки, и в ее н ап олн ен ных слезами гл азах Виктор вп ервы е замети л н астоящую тревогу. — Ну, откуда я зн аю! — с досадой проговори л он. — Может, где-нибудь за углом на окне сидит или под тр у бой. Д а не хнычь ты !.. , — Ага, а если мн е<»ж ал -, ко!.. С горки бы нашей гл я н уть, — со слабой надеждой добави ла дочь. •— Нет, нет! — затороп и л ся Виктор. — Нам сейчас некогда. Сн ова на заряд к у опоздаем. Пойдем скорей ... Д очка вяло подчинилась, но когда они проходили ми мо соляри я, посмотрела сни зу врерх на карн и з крыши: — А вдруг она уп ал а и р азби л ась? Видишь, как тут высоко. — Кошки не разби ваются, я ж тебе говори л... Посмот ри-ка лучше, каки е сн ежин ки краси вые падают. Ви ктор и сам н евольн о з а любовался. Мохнатый снег мягко ложи лся на сугробы , и двор сади ка светл о сиял, к а зал ся убранным к сочельн и ку огромным зал ом . Пройдя мимо неровного пестрого штакетн и ка стоящих санок, они поднялись на вто рой этаж . При хожая встр е ти ла их дремотно-сухой теп лотой. Дочь открыла свой шкафчи к и стал а разд еваться . Ви ктор распи сал ся в тетради прихода, посмотрел меню. Потом н аскоро при чесал Светл ан ку и открыл ей дверь в группу. Она еще р аз огл я н улась на него, и Ви ктор вдруг отч етли во понял: «О н а не верит мне. Она думает, что Агн ессы уже н ет». ...Кошк а появи лась в их жизни пятн адцатого или ш е стн адц атого декабря, во втор ник вечером — в тот день на кафедре было итоговое п р оф союзн ое собран ие, и он вер нулся домой позж е обычного. Как р аз сел разби рать п у та ную статью по си стемному ан али зу, когда из спальни пришлепала дочка, — уже в пижаме, с книжкой в р у ке. Ук азы вая на окно, спро сила: — Пап, а почему кошка до сих пор сидит на крыше? — К!акая еще кошка? — н едовольн о оторвал ся он от ж урн ал а, но все же встал и, поти рая поясницу, подошел к окну. По крыше соляри я д ей ст ви тельн о бегала н ебольшая и, вероятно, молодая еще кошка, из тех, что ежегодно выводи лись в подвале их до ма. Веррятн о, она упала на большой выступ ающий к озы рек соляри я с основной кры ши сади ка и теперь не р е шал ась сд ел ать еше один прыжок — уже на землю . — А когда ты ее зап ри м е ти л а? — спроси л он у доч е ри. — П осл езавтр а еще, — рассеян н о ответи ла Светл ан ка, по обыкновению путая н а правление времени . — А по чему она так долго сидит на крыше, пап? — Н аверн ое, ей там н р а ви тся, р аз сидит, — покри ви в душой, ск азал Ви ктор, а сам с одобрением подумал: «Во т ведь дети! Взгл яд цепкий, острый, любозн ател ь ный, не то что у н ашего б р а та, взрослого. И нтересно, по чему мы теряем эту зоркость со времен ем, воспри нимаем многое лишь как «ш у м »? А фрамуги . Сн ять бы ее. Ж ал ь, окна сейчас оклеены, а лестницы у них в садике я что-то не припомню. Ладн о, потом ...», — он задерн ул за н авеску. В тот же вечер Светл ан ка спроси ла у него после ужи на: — Пап, а можно мы кош ку к себе возьм ем ? Мама разреши л а. Ви ктор писал реф ерат, шеф собрал ся в коман ди ров ку и нужн о было срочно сд авать матери ал. — Можно, . можно, — пробормотал он. — Только если она сама захочет. Вл ади ми р К орш и к о в АГНЕССА Расск аз вот для них все — главное, все ярко, эмоциональн о ок р а шен о». Он дружески потрепал Светл ан ку по плечу. — А кормит ее кто? — спроси ла дочь. — Корми т?.. М-м... Не зн аю. Птички, н аверное, — ск азал Ви ктор первое, что пришло ему в голову, и н е вольн о. зад ум ал ся : так что же все-таки лучше — ви д еть мир в мельч айши х д ета л ях или опускать м ал озн а чи тельную информацию ради основн ой ? Последн ее — е в ропейский феномен, первое — вероятн о, Восток. Р азн ы е ри тмы жизни — вал ьс и чарльстон ... Он задерн ул зан авеску. — А она не ест того, что птички. Зернышки она ж е не ест, — ск азал а Светл ан к а. — Ну, конечно, конечно. Я ошибся. Все равн о кто-ни будь да корми т. З автр а у з наю, ск аж у... Н а следующий день Ви к тор обрати л внимание на кошку, когда верн улся веч е ром домой необычно рано, еще до прихода жены со Светлан кой . Он. ср азу п ро шел на кухню и, вы к л ады вая на стол хлеб и пакеты с молоком, н евольно посмот рел на ярко освещен ные ок на Светланкиного сади ка. На стекл ах были н ари сованы фи гуры Д еда Мороза и к р о коди ла Гены. На подокон нике си дела все та ж е н е смышлен ая кошка. Она ую т но, по-старушечьи н ахох ли лась и жи во вертел а го ловой, вероятно, провожая взгл ядом особо р асшал и в ши хся малышей . «П р авд а, кто же ее корми т? — снова подумал Виктор. — Б ез еды на ветру не сладко. Н авер ное, воспи тательн ицы в окно бросают что-нибудь через Светлан ка промолчала. Однако, когда получасом позже Ви ктор пошел в каби нет за сборником тези сов, он, еще не включи в свет, замети л у окна резк о и и с пуганно поверн увшуюся к нему фи гурку дочери. — Ты что здесь дел аешь? — спросил притворно гр о з но. Светл ан ка ви новато опус тила гл аза: — Пап, я киске рукой махал а. Чтобы он а к нам шла. — Рукой! — рассмеял ся Виктор. — Д а она ж тебя не видит. Эх ты, дедушка Ма- зай и зай цы , — он нежно потрепал дочку по худен ь кому плечу. — Зн аешь, пап, я реши ла н азвать ее Агнессой, — вдруг ск азал а Светлан ка.-— Чтобы она была именно моей. — Звучи т недурно. А по чему Агн ессой ? — Я мультик такой смот рел а, про к о ш к у Агн ессу, — ожи ви лась Светл ан ка. — Она там тоже мороженое любила, как я. — Хорошо, договори лись. А теперь давай пожелаем Агн ессе спокойной ночи и будем готови ться ко сн у... Светл ан ку они всегда к у пали вместе с женой . Ви к тор любил смотреть, как дочка пл ещется в ванне, как поблески вает ее крепкое и еще смуглое после морск о го солнц а тело, как она го н яется за пластмассовой у т к о й и. „ смешно при хвати в пальцами нос, ныряет, а по том долго моргает посвет левшими гл а зам и ., — Вот бы Агн ессу сюда! — попроси ла Светл ан ка в тот вечер. — Ой, Свети к, кошки не любят воды! -рг- р ассмея л ась жен а. — Я бы ее п л авать н а учила. Когда умеешь — не страшно. — Все не найду времени зай ти к заведующей , — со крушенно ск азал Виктор. — ' Кстати , не представляю, как ее оттуда снять без лестн и цы. — Д а я была уже у з а ведующей и у воспи татель ниц, — оглян улась на него жен а. — Н екогда им. И к а рантин в младшйх. группах, и коми сси я во питанию, вдо бавок окна оклеены. В обг щем, не зн аю. Ты бы что- нибудь сдел ал ... • — Думаю вот... Но не мяукает же она — значит, там, во всяком случ ае, не катастроф а. Хотя , конечно, сидеть на солярии не сл ад ко. Ладно, завтр а что-нибудь решим. ...Веч ером он сам заби рал Светл ан ку из садика. Оде вая сь, та громко- прошепта л а ему на ухо: — Папа, папуля, пойдем скорей . Мальчишки р азы ск а ли лестницу. Она в снегу* за подсобкой. Только они не могли ее поднять, а ты сможешь. Ты ж е сильный, да, пап а? Ви ктору надо было спе шить на вечернюю лекцию, кроме того, почему-то было неловко перед воспи тательн и цами: что подумают? Но гл аза у дочери свети лись такой радостной н ад еж дой. И Виктор реши тельн о полез в сугроб. Они со Све т ланкой с трудом выдернули из н аста большую пожарную лестницу и пронесли ее на середину двора. Он отдал дочке портфель, авоську с продуктами и, сбивая со сту пеней н аледь, пол ез на к ры шу. П адал ласковый мелкий сн ежок. Сугроб н аверху был столь велик, что показал ся ему частью улииы, ухарски взобравшей ся на козырек соляри я. И рядом, совсем рядом сияли бесчисленные окна их дома. «А ведь ви де ли, каждый из нас видел, — понял он. — Видели, но ждали чего-то. Как же так, поч ему?». Он оглян улся, позвал кошку. Той нигде *не было видно. «А если зам ер зл а? —вдруг к о л ь н у л о в сердце. — Тогда как я п о с м о т р ю Светл ан к ето в гл аза?». П ровали ваясь в снегу, он по л ез за угол. Кошка си дела под самым окном, на краю карн и за. Она, вероятно, давно зам е ти ла его и теперь сп р я та л ась подальше. Вбли зи она ок азал ась совсем мален ькой. Ви ктор при близился к самой кромке к р ы ш и , н аклонился и притянул сопроти вляю щийся живой комочек к се бе. Кошка слабо и, п ок аза лось, жалобн о мяукн ула. 18 июня исполнилось 5 0 лет со дня смерти Ал ек сея Максимови ча Горького. НА СН ИМКАХ: памятник А, М, Горькому в Москве; «н ад седой равниной моря гордо реет Б ур евестн и к ...». Фото В. СО БРО ВИ Н А. Иван ХАРИН дож дь Зеленый дождь на землю оброня, на запад тучи мчатся * без оглядки. И у пруда, просеев луч . на гр я д к и , стоит осина, листьями звеня. Встречают солнце травы и кусты, купаясь в светлой бескорыстной негё... И только в принахмуренном коллеге ещё душа под гнетом немоты. Шальную продолжая канителд, он, как и прежде, обуян недугом, считает — в возвьппенъи друг над другом есть жизни исключительная цель. А рядом, отразясь от чистых вод, спеша до бесконечности продлиться, по шумным рощам и лугам струятся очищенный грозою небосвод. А н атол и й Ф и се н к о О Т Е Ц Фантастическая новелла — Боюсь, опоздали — пульс нитевидный. — Введи камфору. / — Они вытащили его и лишь цотом позво нили. «Скорую» надо вызывать не в конце по жара, а в начале. ...В начале жизни, когда окружающее толь ко получает свои имена, первыми запомнив шимися людьми для меня стали не отец с ма терью, а воспитатели детского дома, который располагался на окраине Н-ск^ и был не луч ше и не хуже других подобных заведений. Бо всяком случае мы не часто задумывались о том, что в остальном огромном мире большин ство ребят живут иначе, но порой накатыва лась обида от кажущейся «неполноценности», мы становились вспыльчивыми, уединялись, и никто не видел наших слез. Чаще такое слу чалось, когда появлялись новые или «старые» родители. Чужие — не твои. Но однажды... Прекрасно помню то яркое февральское ут ро: мороз серебрил заиндевевшие окна, а во дворе на ветках лип сидели, распушив перья, озябшие снегири. Я устроился на подоконни ке и рассеянно водил цветными карандашами по бумаге, искоса наблюдая за высоким муж чиной у ворот. Он топтался среди сугробов, снег густо лежал на его плечах и шапке — именно таким я представлял Деда Мороза. Вдруг я ощутил сзади внимательный взгляд, обернулся — заведующая. — Вы чего? — Там внизу... твой отец. Наверное, она успела накинуть на меня пальтишко, потому что во дворю я не ощутил холода. Счастье — короткое слово, но вмещает и по ходы в лес, и уютные вечера за шахматами, и долгие беседы о жизни. Лишь иногда я вскрикивал ночами от странного чувства не реальности, от смутных воспоминаний, про кручиваемых во снах обрывками кинолент. Иногда казалось, что отцу известно про меня все, сам же он не любил рассказывать, где жил раньше, шутил, что добираются туда го дами и в свой срок я все узнаю. А затем мы спешили в парк, на стадион или еще куда-ни будь, где было не до расспросов. Об одном я тогда жалел — его работа в институте отни мала много времени, которого и без того не хватало, чтобы наверстать горькие годы оди ночества. Даже ночами, просыпаясь, я видел его склоненным над чертежами и книгами. А как-то утром, собираясь на службу, он взял меня за плечо и долго молчал. Последние не дели он часто бывал не в духе, хотя скры вал это, но теперь его лицо, бледное, с груст ными, как осенняя вода, глазами, Поразило ме ня. — Оставайся, сходим в кино. Он хмуро улыбнулся: — Когда вернусь. И погиб при взрыве лаборатории. Неправда, что годы лечат, просто к боли привыкают. — Привыкают, а я не могу, когда вижу умирающего. — Похоже, он слышит — веко дрогнуло. — Показалось. Иди, отдохни, — После... После школы я поступил в ун иверситет и, как отец, зан ялся биофизикой. Ученые знают, что под воздействием электричества на опре деленные участки мозга вспомин аются минув шие события, но активная незначительная часть клеток, назначение остальных оставалось тай ной. А я доказал: именно они—«аккумуляторы прошлого», и в него можн о проникнуть, ис пользовав и х энергию. И злучение эти х кле ток, сконцентрированное в хрон окамере, соз давало поле, позволяющее вернуться в н еко торые особенно запомни вши еся события. Вер нуться, но не повторять их, а участвовать как бы со стороны, / другим, повзрослевшим чело веком. Я обосновал это теорети чески и практи чески — и потому настал миг, когда за мной, по праву первооткрывателя, сомкнулись створ ки хрон окамеры. А потом... Узкая улица, запорошен ная снегом, фон а ри, слепо озирающие улицу, ветер, осыпаю щий радужными блестками фонари. И й, знающий под размеренный скрип снега, что тетя Шура ведет н ас, завтракать, а потом я у окна буду рисовать белую сказку. Но случай ная витрина отр аж ает высокого мужчи ну с моим лицом. Время повернуло вспять, и теперь я стал гостем в нем. Я восторжен н о бродил по Н еку, разгляды вал полузабытый город, а перед концом отпу щенного срока неожи данно оказался на его окраине. Все дороги ведут в Рим. а все пути моего прошлого сошлись у детского дома. Я смотрел на него, забыв о времени, а оно за было обо мне, и, когда часы на пожарной баш не прощально прозвенели, снежин ки продол ж али таять н а моем лице Какие-то неполад ки в хрон окамере, это допускалось, надо было просто п ереждать, поэтому по заран ее подго товленной «легенде» я устроился на работу, обзавелся друзьями — и ждал, ждал, ждал, н о . тоскливыми бесконечными ночами все ча ще возвращали сь ко мне цветные воспомина н и я'детства, а если и подступал мучительный сон, то чтобы показать маленького, раненого одиночеством мальчишку, ждущего' чуда воз ле морозного стекла. Я понимал, что рискую замкн уть петлю времени, но крепнущая до гадка о судьбе отца постепенно стала уверен ностью, что именно мне предстоит повторять его путь. И в том не было печали, а только щемящая радость, потому что вновь настало .ослепи тельн ое утро. когда из детдомовского подъезда выбежал синеглазый мальчик в рас пахн утом пальтишке и, словно очнувшись, бро сился в мои объятия. Не помня себя, я под хвати л его на руки: — Здравствуй , сынок. Вот мы и встретились! Мир был прекрасен — и в нем никого счастливее нас. — Нас вряд лц проинформируют, что взор валось в лаборатории. Жены у него нет. Надо сообщить сыну. — Остались секунды. Он так и не очнулся. — Говорят, напоследок вспоминается ёся жизнь, но чтобы умирали с улыбкой... Что ему видится, доктор? Прошлое? — Или будущее. Или несбывшееся желае мое... Кто знает? Фантазия, мечда, подсозна тельные комплексы рождают порой странные образы. Точно одно — ему достались счаст ливые сны. с ДВА уловимые коле- ЗАМ ЕТКИ х Ж г , бания самых тонких У * 1 / 1 с т р у н человеческой д у * КРИТИКА Ж Л ши способна передать ли рическая поэзия, она «...и з области предчувстви й и тол кованию не подлежи т». Смысл поэтического слова никогда нё «п ереводи тся» по принципу «один к одному», оно при об ретает особый ореол, созд а ваемый за счет отсвета других слов получает эмоциональный заряд, реализующий ся в поэ. тической интонации. И зай дется душа на какой-то предельной черте, ни в сл езах и ни в слове еще не умея излиться, а мгновение жи зни все длится и длится, и длится на почти нежилой безвоздушной почти высоте. Только в сти хах «мгн ове ние» мож ет вечно «длиться», только в поэзии слова «б е з воздушн ая вы сота» не озн ач а ют простран ствен ного пон я тия. но передают состояние человека. В этих строчках из новой книги Людмилы Парщи- ковой «Перекресток» (Цент рально-Черноземн ое кн ижное и здательство 19851 есть пол нота ощущения жи зни и к а кая-то особая хрупкость. тре. петность этого ощущения словно дыхание перехватывает от одновременно нахлынувши х радости и предчувстви я неи з бежных потерь Интонация ведет, движет, руководит, она передает обая- «И З ОБЛАСТИ П РЕД ЧУВСТВИ Й ...» ние обн ажен н ого лиризма в строчках, напоминающи х по форме старий ные народные плачи и причитания: О враг за лесом. поле да р'ёка... Уж я ли вам себя не подарила! Уж я ли в тех веселых ивняках Любимым о любви не говорила! Не мой ли сын под этим небом рос? Не мой ли след пролег по трактам пыльным? Уж я ли здесь не сдержи вала слез над кустиком, над холмиком могильным? Стихи Людмилы Парщико- вой ж ен ски е в самом сердеч ном смысле, они напоминают, что женщи н а самим жизн ен, ным — материн ским — п ред назначением обязан а быть бо лее тонкой, более чувстви тель ной и д аж е более ранимой, чем мужчи на. Её лирическая героиня, конечно. знающая, что современ ная женщи на — «сильная», «деловая» и т. п.. вспомнила, тем не менее, об исконной трогательной «сл або сти »: «отмерьте мне малую долю заботы и ласки своей» Ведь именно «слабость» ве ликий мы слитель назвал га мым ценным качеством женщи ны. Она облагоражи вает, про светляет сильную половину человечества, напоми нает о не обходимости рыцарства, взы вает к защите, нежности, уч а стию, любви. Вообще в наше время н аблюдается такое ин тересн ое, оправданн ое диалек тикой разви ти я явление; «реа билитация» — на новом угюв- не, с учетом нового социаль ного. нравственного, эстети ческого опыта — устойчивых «истинно жен ски х» качеств. Бог и в сти хах Л. Парщико. вой «быт не каж ется н ево лей», он опоэти зи рован в са мых будничных своих прояв лениях: Просн улась — ветер выстудил ДОЛИНУ'. Я горло шарфом обвязала сыну. собачью утеплила конуру. осталось листья подмести с дорожек и бросить в ворох несколько картошек... Однако привязанности се мейные — лишь составн ая часть кровного оодства с ми ром и людьми, в которых не случайно угадываются черты близких: «Р ассудка ль. ч у в с т ва на изломе, , застын ешь V ч у ж и х дверей! И женщина в дверном гтоем е так схож а с матерью твоей...». Такой взгляд, позволяющий угадать своё в чужом, боль шое в малом, вечное в , мгно венном. горечь в радости и наоборот — характери зует спо собность глубоко чувствовать жи знь, ее неи збежн ую теку честь и вечную возобн овляе мость Это лает силы совла. дать с мыслью о конечности человеческих сроков: «Д аж е если умру — разве я эту зем лю покину?». Динамично раз ви вающаяся жи зн ь в то ж е время остается величиной по стоянной; «Земля продолжает вращаться». Мир навеки п ре красен, словно говорит нам поэтесса. В новой ее книге главной, «генеральн ой» (по слову Твардовского) остается мысль, составлявшая стержен ь и первого сборника Л. Парщи- ковой. который, напомню, так и назывался-. «Только жизнь». Ж изнь, жи ть, жи ву — эти значительные слова встр еч аю т ся многажды. Однако, если сразу примешь изрядную п ор цию сти хов, создается впечат ление определенного темати ческого однообрази я «специ а лизации». в пределах которой у ю т н о и удобно работается автору. Иногда возни кает мысль об отвлеченном, абст рактном характере жи зн елю. бия, гуманизма поэтессы. Вчи таемся: «...людская печаль не мешает течению жи зн и ». Но разве торж ество жизни за слоняет человеческую печаль? Не зря' ж е сказан о; легко лх> бить все человечество, но го раздо труднее полюбить кон к ретн ого человека. Итак, все действи тельное разумн о и остается только- про стодушно умиляться: «в силу какой ж е причины я так сч а стлива жи ть на земле?.,» Ли рическая героиня то и дело уми ляется: д аж е слезы, часто упоми наемые в сти хах. — это, как правило, слезы уми ления. радости, счастья: «П ус кай во всем постигнет н еуда ча. Но жи ть в немом согла. сии с людьми, с землею, с н е бом, с горечью любви — так хорошо П о э т о м у и плачу,..». Но почему же. возни кает во прос. непременно .«немое со гласие» «с землею, с н ебом»? Не в тради циях ли русской классики бросать вы зов «аду и небесам», «власти телям и суди ям», не в обычае ли рус ского поэта быть в разладе, в борьбе . с самим собой? (С. Есенин так и пи сал: «Н и когда с собой я не полажу, себе, любимому, чужой я че ловек»), Думается, и уроки мятежной поэзии Марины Ц ве таевой могли бы быть ближе молодой поэтессе. Когда ж е Л. Парщикова пишет: «Эта жизнь не станет хуж е, д аж е если я умру», то. с одной стороны, подобное самоотвержени е достойно ува жения, но все ж е смущает легкость, с которой об этом говорится. Признание объек тивного хода событий не от рицает возможн ости и н еобхо димости активно в них вме шиваться. ко умудренная, ф и лософствующая лирическая ге роиня («Мне восемн адцать. Я, как мир. мудра») смотрит на вещи по-днутому: «Мне три д цать лет. Я все о жизни знаю. Я мало что сумею изменить». Как видим, идея. доведен ная До предела, превратилась в свою проти воположн ость; жи зн елюбие обернулось ка. чеством. которое можн о было бы н азреть фатализмом, если бы это не звучало столь «ф а тальн о». Речь, конечно, идет о впол не кон кретных произведениях. В художествен н о состоявши х ся сти хах * действи тельно об разн о запеч атлены полнота, объемн ость ощущения жи зни (как в отрывке «И зай дется душа»). Но подчас драмати зм бытия ускользает от п оэтес сы, что оборачи вается именно эстетическим несовершенст. вом. Надо, ск азать что. всецело доверяясь интонации, мелодич но льющемуся, плавно раска чивающемуся сти ху. Л. П ар щи кова иногда проигрывает в точности слова. Не достигают силы выражен и я такие, напри мер, строчки Л. Парщиковой, уж е не столько .женские, сколько манерно-«дамски е»: «Как ти хо на земле! Так мир но рощам спится под вл аж ным ветерком на краешке зи мы. И благостно светлы поля ны и криницы, и нежен солн ца лик. всплывающий из тьмы. Предайся тиши не...» Сти хо творение, между прочим, н а зы вается «У Вечного огня», во тема не спасает напротив, возни кает чувство н еловкос ти. потому что в таком святом месте подобает быть естест веннее и строже. Обн адежи вающе звуч ат тё стихи в которых ощущается форми рующееся у молодою ав тора ч у в с т в о долга, тяга к ак тивному добру, действенному гуманизму: И все-таки понять пора * настала, как мало знать, что не содеял зла. И тем, что я друзей не предавала и по летящей птице не стрёляла, я в общем-то. итог не подвела. В. СЛАВЕИКИЙ, кандидат филологи ческих наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz