Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
Пролетарии в с е х стран, соединяйтесь! 69 -й год издан ия Л Е НИН СКОЕ Э Н Н О р га н Л и п е ц ко го об ком а К П С С и областно го Совета народны х депута тов У ?-*40 ( 17 Цена 3 коп . | липе ц кая оа д г аотс . • ? ! н а у ч н а я т : - ' : ' | г.Лняеми/Куавспм^^ ^ В ч ера в Москве начала свою работу пятая сессия Верховного Совета СССР. Сессия рассматри- вает вопрос о Государственном пла- не экономического и социального развития СССР в двенадцатой пяти летке. ------------- ПЯ ТАЯ СЕССИЯ . ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ДИНН АДЦ А ТО ГО СОЗЫВА -------------- ПЯТ ИЛЕ ТКЕ С ОЗИДА НИЯ -ЭНЕРГИЮ ДЕЙСТВИЙ , Масштабные задачи корен ной перестройки народно- хЬзяйственного комплекса страны, ускорения социаль но-экономического прогрес са — в центре внимания пя той сессии Верховного Сове та СССР одиннадцатого со зыва. Она открылась 18. ию ня в Москве совместным за седанием Совета Союза и Со вета Национальностей. Деловой настрой, атмос феру высокой требовательно сти и взыскательности, царя щие в Большом Кремлевском дворце, где собрались народ ные избранники, определили решения июньского Пленума ЦК КПСС, направленные на реализацию экономической стратегии партии, разрабо танной XXVII съездом КПСС. Аплодисментами встрети ли депутаты и гости товари щей Горбачева М. С„ Али ева Г. А„ Воротникова В. И., Громыко А. А., Зайкова Л. Н., Кунаева Д. А., Лига чева Е. К„ Рыжкова Н. И„ Соломенцева М. С„ Шевард надзе Э. А., Щербицкого B. В., Демичева П. Н., Дол гих В. И., Ельцина Б. Н,,. Слюнькова Н. Н., Соколова C. Л., Соловьева Ю. Ф., Та лызина Н. В., Бирюкову А. П., Добрынина А. Ф„ Зимянина М. В., Медведева В. А., Ни конова В. П., Разумовского Г. П., Яковлева А. Н., Капи тонова И. В. Заседание открыл предсе датель Совета Союза Вер ховного Совета СССР Л. Н. Толкунов. Единогласно утверждается повестка дня сессии и поря док ее работы. На обсужде ние вынесены вопросы: 1. Об изменениях в соста ве Президиума Верховного Совета СССР. 2. О Государственном пла не экономического и соци ального развития СССР на 1986—1990 годы. 3. Об утверждении Ука зов Президиума Верховного Совета СССР. Сессия приступает к рас смотрению первого вопроса повестки дня. Слово предос- тавляется члену Политбюро ЦК КПСС, секретарю ЦК КПСС, депутату Лигачеву Е. К. Он сказал: Разрешите мне по поруче- чению Политбюро Централь ного Комитета партии, а так же Советов Старейшин Со вета Союза и Совета Нацио нальностей внести на ваше рассмотрение предложения об изменении в составе Пре зидиума Верховного Совета Союза ССР. Они были одоб рены на Пленуме Централь ного Комитета партии. Товарищ Кузнецов В. В. обратился с просьбой об ос вобождении его от обязанно стей первого заместителя Председателя Президиума Верховного Совета Союза ССР в связи с уходом На пенсию по состоянию здо ровья. Центральный Комитет партии, Президиум Верхов ного Совета Союза ССР ре комендуют избрать на пост первого заместителя Предсе дателя Президиума Верхов ного Совета Союза ССР то варища Демичева П. Н. Товарищ Демичев П. Н. длительное время входит в состав руководящих органов партии, является кандида том в члены Политбюро Центрального Комитета пар тии, министром культуры Союза ССР. Ранее работал первым секретарем Москов ского обкома и горкома пар тии, секретарем Центрально го Комитета партии. Словом, имеет значительный опыт партийной и государственной деятельности. Ему свойст венны ответственное отноше ние к делу, скромность, дру гие личные качества; необ ходимые для успешной ра боты на новом посту. Вносится предложение ос вободить от обязанностей за местителей Председателя Пре зидиума Верховного Совета Союза ССР депутатов Поля кова И. Е., Халилова К. А., Саркисова Б. Е. в связи с уходом на пенсию и Калина И. П. в'связи с назначением Председателем Совета Ми нистров Молдавской ССР. Заместителями Председа теля Президиума Верховного Совета СССР от Белоруссии. Азербайджана. Молдавии и Армении партийные и совет ские органы этих республик предлагают избрать предсе дателей Президиумов Вер ховных Советов; Белорусской ССР — депутата Таразеви- ча Г. С., Азербайджанской ССР — депутата Татлиева С. В., Молдавской ССР . — депутата Мокану А. А., Ар мянской ССР — депутата Восканяна Г. М. Нам надо также рассмот реть вопрос о некоторых чле нах Президиума Верховного Совета Союза ССР. Депутат Зайков Л. Н„ как известно. избирался в состав Прези диума Верховного Совета СССР, будучи первым сек ретарем Ленинградского об ластного комитета партии. Сейчас он является членом Политбюро ЦК, секретарем Центрального Комитета пар тии. Вносится предложение освободить товарища Зайко- ва Л. И. от обязанностей чле на Президиума Верховного Совета СССР в связи с не обходимостью сосредоточить ся на исполнении обязанно стей секретаря Центрального Комитета партии. Предлагается также осво бодить от обязанностей чле на Президиума депутата Гри шина В. В. в связи с уходом на пенсию. Членами Президиума Вер ховного Совета СССР пред лагается избрать депутата Ельцина Б. Н.. кандидата в члены Политбюро Централь ного Комитета партии, перво го секретаря 4Московского горкома партии, и депутата Соловьева Ю. Ф.. кандидата в члены Политбюро Цент рального Комитета партии, первого секретаря Ленин градского областного коми тета партии. Сессия освободила депута та Кузнецова В. В. от обя занностей первого замести теля Председателя Президи ума Верховного Совета СССР. Первым заместителем Председателя Президиума Верховного Совета СССР единогласно избран депутат Демичев II. Н. Одновременно он освобожден от обязанно стей министра культуры СССР. Были рассмотрены также другие предложения об из менениях в составе Президи ума Верховного Совета СССР. Сессия освободила депута тов Полякова И. Е., Халило ва К. А., Калина И. П., Сар кисова Б. Е. от обязанностей заместителей Председателя Президиума Верховного Со вета СССР, депутатов Зай- кова Л. Н. и Гришина В. В. —• от обязанностей членов Президиума Верховного Со вета СССР. Заместителями Председа теля Президиума Верховно го Совета СССР единоглас но избираются депутаты Та- разевич Г. С., Татлиев С. В., Мокану А. А., Восканян Г. М. Членами Президиума Вер ховного Совета СССР едино гласно избираются депутаты Ельцин Б. Н. и Соловьев Ю. Ф. Затем с докладом о Госу дарственном плане экономи ческого и социального раз вития СССР на 1986—1990 годы выступил Председатель Совета Министров СССР де путат Рыжков Н. И. На этом первое совмест ное заседание палат Верхов ного Совета СССР закончи лось. (Окончание на 2-й стр.) О Г О С У Д А РСТ ВЕН Н О М П Л А Н Е ЭК ОН ОМ И Ч ЕСК О Г О И СО Ц И А Л ЬН О Г О РА ЗВ И Т И Я СССР Н А 1986-1990 ГОД Ы Д о к л а д Председат еля Совета М инист ров СССР депутата РЫЖ КОВА Н . . Совет Министров СССР вносит на рассмотрение сес сии Верховного Совета СССР проект двенадцатого пятилет него плана. Он разработан в полном соответствии с реше ниями XXVII съезда КПСС. В нем воплощены установки Политического доклада ПК КПСС съезду. Основные на правления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на пе риод до 2000 года. Глубоко обоснованные, по истине революционные зада чи, выдвинутые съездом, рож денная им атмосфера творче ства и созиданйя оказывают все возрастающее плодотвор ное влияние на обществен но-политическую и экономи ческую жизнь страны. Они целиком отвечают интересам народа, получили его едино душное одобрение и под держку. Главное, на что на целивает сегодня партия, — сконцентрировать усилия -на полном и безусловном вы полнении решений съезда, превратить энергию замыс лов в энергию действий. На состоявшемся накану не сессии Пленуме Централь ного Комитета КПСС, в до кладе Генерального секрета ря ПК КПСС М. С. Горба чева дан развернутый и об стоятельный анализ происхо дящей в партии и в государ стве глубокой перестройки, показана объективная кар- |гииа послесъездовского раз вития советского общества, внешнеполитическая обста новка в мире. В центр рабо ты коммунистов, всех трудя щихся поставлена задача претворения в жизнь гене рального курса XXVII съез да на ускорение социально- экономического развития, приведение в действие всего потенциала страны. С пози ции практической реализа ции этого курса Пленум все сторонне рассмотрел проект пятилетного плана и его ' одобрил. Исходя из особого ■места пятилетки в осуществлении программных целей партии. в ы д в и н у т ы новые. важные установки. которые имеют первостепенное значение для реализации ее экономической стратегии. Пленум углубил поиск путей достижения вы сокой эффективности. под черкнул огромную роль пла на в мобилизации творческих сил и инициативы масс. Именно на основе планов в нашем социалистическом об ществе энергия миллионов сливается в единый поток, направленный на достижение ближайший и долговремен ных задач. Именно планы да ют я с н у ю и устойчивую пер спективу развития каждого трудового коллектива, каж дой отрасли, каждой респуб лики. В процессе подготовки проекта плана на предприя тиях и объединениях, в мини Д окдад публикуете* с сокраще ниямн. стерствах и ведомствах, в союзных республиках про ведена большая работа по выявлению дополнительных возможностей ускорения тем пов Роста производства и по вышения эффективности, бо- , лее полного удовлетворения общественных потребностей. Были внимательно изучены предложения и замечания де легатов XXVII съезда пар тии, материалы предсъездов ского обсуждения проектов новой редакции Программы КПСС и Основных направле ний. Обстоятельное, требо вательное и заинтересован ное обсуждение плана со стоялось в постоянных ко миссиях Верховного Совета. Все это позволило обогатить его коллективным разумом, опытом партии и народа, ста ло ярким проявлением Ра стущего демократизма совет ской системы планового уп равления. Остановившись на узло вых вопросах пятилетки. Н. И. Рыжков сказал, что в реализации стратегии уско рения социально-экономиче ского развития страны, вы работанной апрельским (1985 г.) Пленумом ' ЦК КПСС, обогащенной и одоб ренной XXVII съездом пар тии, особая роль принадле жит двенадцатой пятилетке. Она призвана преодолеть не гативные тенденции, сложив шиеся в развитии народного хозяйства в 70-х и начале 80-х годов, обеспечить ре альный перелом во всех от раслях экономики и сферах деятельности, решительный переход на путь интенсивного роста и. одновременно Зало жить п р о ч н ы й фундамент для дальнейшего движения впе ред. Претворение в жизнь это го курса требует коренной реконструкции народного хо зяйства. понимаемой в са мом «широком смысле этого слова. Оно предполагает ка чественные преобразования материального производства на основе достижений науч но-технического прогресса, кардинальную перестройку структурной и инвестицион ной политики, радикальную реформу всего хозяйственно го механизма, всемерную ак тивизацию человеческого фактора, усиление социаль ной направленности наших планов. Необходимость решения столь масштабных и ответст венных задач потребовала новых подходов к разработ ке пятилетки, перенесения центра тяжести на опреде ление конкретных путей до стижения высокой эффектив ности общественного произ водства. Никогда в п р о ш л о м вопросы интенсификации эко номики. мобилизации ее глу бинных резервов не играли такой решающей роли ВФор мировании пятилетки. Вся кий иной, привычный подход означал бы возврат в преж нюю колею экономической жизни и не позволил бы вывести экономику на ру бежи, определенные XXVII съездом КПСС. Почти по всем показателям проекта плана предусмотрено достичь верхнего уровня за даний Основных направлений, а по промышленности и не которым важнейшим соци альным показателям — не- скольно превзойти их. Предусмотренные в плане задания в полной мере обес печивают реализацию глав ной задачи пятилетки, суть которой состоит в повыше нии темпов и эффективности развития экономики, в дости жении на этой базе даль нейшего подъема благососто- яниясоветского народа. На меченные’ в пятилетием пла не масштабы материального производства позволяют на должном уровне поддержи вать оборонную мощь стра ны. Концепция ускорения, по ложенная в основу 'заданий плана, проявляется не толь ко в темпах, но и в сущест венном увеличении абсолют ных приростов важнейших экономических показателей. При разработке проекта плана учитывались задачи не только двенадцатой пятилет ки. но и необходимость реа лизации долговременной эко номической политики партии. В связи с этим взят курс на ускорение роста капитальных вложений. Тем самым будет преодолена отрицательная тенденция снижения темпов и абсолютных приростов ка питальных вложений, кото рая имела место в послед нее десятилетие. Принципиальным вопросом формирования пятилетнего плана, усиления его реально сти и надежности является экономическое обоснование ритма пятилетки, определение ступеней роста народного хо зяйства по годам, сказал до кладчиц. Мы извлекли уро ки из ошибок прошлого, ког да наращивание темпов пе рекладывалось на последние годы пятилетки, и тем самым ее выполнение ставилось под большое сомнение. В нойом пятилетием плане этот недо статок преодолен. В нем пре дусмотрено равномерное по вышение темпов прироста всех основных показателей. Достижение высоких ру бежей развития народного хозяйства в двенадцатой пя тилетке базируется на новых источниках экономического роста. Опорными, решающи ми в нынешних условиях яв ляются научно-технический прогресс, реконструкция, ка чество, эффективность/ Это тот фундамент, на котором основан пятилетний план. Прежде всего тщательно' прорабатывались меры по кардинальному ускорению научно-технического прогрес са. Суть состояла в том, что бы научно-технический про гресс пронизывал весь план, стал его органической частью. Каждой отрасли установ лены задания, характеризую щие конечные результаты использования новой техники и технологии. Это обязыва ет министерства и ведомства, объединения и предприятия проявлять большую самосто ятельность в выборе и осу ществлении конкретных пу тей решения поставленных перед ними задач. В то яке время, придавая особое значение широкому использованию новейших технологических ' процессов, В.плане предусмотрены кон кретные задания по быстро му наращиванию выпуска техники, способной револю ционизировать производство. В соответствии с Основны ми направлениями намечено увеличить в 1,5—2 раза при менение прогрессивных ба зовых технологий, значитель но расширить использование новых экономичных видов материалов, в 2 раза повы сить уровень автоматизации- производства. Суммарный эффект от ис пользования достижений на уки и техники весьма значи телен. В промышленности за счет этого фактора будет обеспечено две трети приро ста производительности тру да. Осуществление комплек са научно-технических ме- роприятияй только в области экономии ресурсов даст за пятилетие снижение себесто имости промышленной про дукции на 28,6 млрд, руб лей против 16,3 млрд, руб лей в одиннадцатой пятилет ке. В целях устранения серьез ных недостатков в интегра ции науки и производства предусматриваются крупные меры по ускорению этого процесса. Намечается соз дание новых научно-произ водственных объединений. Получает распространение та кая прогрессивная форма, как межотраслевые научно- технические комплексы, при званные обеспечить выход на рубежи, превышающие миро вые достижения на магист ральных направлениях науки и техники. Острейшей народнохозяй ственной проблемой является коренное улучшение положе ния дел с техническим уров нем и качеством продукции. В ,современных условиях она становится в один ряд с за дачей ускорения научно- технического прогресса. Рост технического уровня машин и оборудования, их произво дительности, ресурса и на дежности явится одним из важных источников 4 более полного удовлетворения пот ребностей народного хозяй ства. На прошедшем Пленуме ЦК нашей партии с особой озабоченностью М. С. Горба чев еще раз подчеркнул об щегосударственное значение проблемы качества. Было об ращено внимание на необхо димость п ри н я т и я Решитель ных мер по выполнению по становлений ЦК КПСС и Со вета Министров СССР по пе рестройке всей работы на этом направлении. Решать эту проблему предстоит ком плексно, используя как тех нологические, так и органи зационно-технические формы и методы. И. конечно, важ ная роль принадлежит здесь совершенствованию стандар тизации в стране, улучшению всей системы технического контроля, и прежде всего ее новой форме — государст венной приемке. Но ясно, что только этих -мер в борьбе за качество недостаточно. Нуж ны психологическая перест ройка. создание в трудовых коллективах такого нравст венного климата, который де лает нормой и возвышает высокопроизводительный ка чественный труд. С самого начала пятилетки надо объя вить решительный бой низ кому качеству — этому худ шему виду расточительства. В проекте плана в полной мере отражена принципиаль ная линия XXVII съезда КПСС на масштабную рекон струкцию отраслей народно го хозяйства. Она надежно подкрепляется всей струк турной и инвестиционной по литикой. Доля затрат на тех ническое перевооружение и реконструкцию действующе го производства во всех ка питальных вложениях на производственное строитель ство увеличится с 38,5 про цента в 1985 году до 50,5 процента в 1990 году. Такое существенное изменение ин вестиционной политики поз волило предусмотреть в две надцатой пятилетке коренные сдвиги в качественном обнов лении основных производст венных фондов, преодолеть сложившуюся в 70-х годах крайне негативную тенден цию нарастающего их физи ческого и морального старе ния. В двенадцатой пятилет ке намечена и будет после довательно проводиться в жизнь новая линия на неук лонное омоложение основных производственных фондов. И. конечно, важнейшей ма териальной гарантией уско рения ч научноттехнического прогресса. масштабной ре конструкции всех отраслей народного хозяйства являет ся машиностроение. Надо еще раз напомнить, что в годы последних пятилеток внимание к его развитию бы ло ослаблено. В результате оно оказалось неподготов ленным к решению тех но вых задач, которые дикту ются временем. Предусмотренные планом меры по ускорению научно- технического прогресса, из менения в инвестиционной и структурной политике позво лили обосновать технико экономическими расчетами задания, обеспечивающие ко ренной перелом в деле ин тенсификации общественно го производства, повышения его эффективности. Главная особенность двенадцатой пя тилетки, ее отличие от про шлых периодов — ох ват этим процессом всех факторов производства и на роднохозяйственных ресур сов: труда, топлива и сырья, капитальных вложений и ос новных Фондов. Прежде всего, в плане рез ко повышена роль произво дительности труда как глав ного фактора роста экономи ки. Впервые в истории пяти леток увеличение, материаль ного производства в масшта бах страны предусмотрено обеспечить практически без привлечения дополнительной рабочей силы, а весь ее при рост намечено направить в непроизводственную сферу. Далее. Принципиально но вым и важным моментом в плановой практике является обеспечение большей части дополнительных потребно стей' народного хозяйства в топливе и сырье путем ре сурсосбережения. В плане полностью выдержана уста новка съезда на снижение энергоемкости и металлоем кости национального до хода. Предусмотрено зна чительное вовлечение в хозяйственный оборот вто ричных ресурсов. Ускорение темпов эконо мического роста, повышение эффективности обществен ного производства позволяют наращивать производствен ный потенциал и одновре менно решать все больший круг социальных проблем, расширяют материальные воз можности для осуществления курса партии на усиление со циальной направленности в развитии экономики. Это выражается ( прежде всего в существенном увели чении капитальных вложений в отрасли, непосредственно связанные с ростом благосо стояния народа. На укрепле ние материально-техниче ской базы агропромышленно го комплекса, производство товаров народного потребле ния и платных услуг, соци ально-культурное ц жилищно- коммунальное строительст во направляется почти 500 млрд, рублей, или половина всех капитальных вложений в народное хозяйство. Здесь удалось решительно, преодо леть так называемый «оста точный» подход к планиро ванию социальной сферы. Ха рактерной чертой плана яв ляется широкий охват прак тически всех-слоев населения мерами по увеличению дохо дов и решению социальных проблем. При разработке плана раз вития материального произ водства. сказал далее Н. И. Рыжков, всесторонне учиты вались глубокие изменения, происходящие в советской экономике, в интеграции от дельных ее отраслей и звень ев. Она во все большей мере приобретает новый облик тесно язяимстдействуюших крупных народ.нехозяйствен ход позволил сконцентриро вать внимание на основных народнохозяйственны^ про порциях, более четко опре делить соотношение между добывающими и обрабатыва ющими отраслями, шире ох ватить планом межотрасле вые проблемы научно-техни ческого прогресса, усилить направленность заданий пла на на достижение всеми от раслями главной цели удовлетворение обществен ных потребностей при наи меньших затратах. Ускорение социально-эко номического развития стра ны опирается на качествен ные преобразования инду стриальной базы народного хозяйства. В ходе подготов ки плана Совет Министров СССР руководствовался прин ципиальным положением о том, что эти преобразования требуют укрепления тяже лой промышленности, кото рая была, есть и будет осно вой нашего экономического могущества. Прирост ее про дукции увеличится в 1.5 ра за. Курс на интенсификацию и здесь предопределил сме ну приоритетов, и прежде всего перемещение усилий с наращивания добычи и про изводства топлива и сырья на всемерное их сбережение, на форсированное развитие перерабатывающих отраслей, особенно машиностроения. В соответствии с этим уста новлены задания по комплек сам отраслей тяжелой про мышленности в двенадцатой пятилетке. Две трети прироста про дукции тяжелой промыш ленности приходится на ма шиностроительный ком плекс. являющийся матери альной базой ускорения на учно-технического прогресса и технической реконструкции народного хозяйства. Исходя из насущных пот ребностей экономики в но вой технике и необходимости интенсивного обновления ак тивной части основных фон дов, планом предусмотрен прирост машиностроения в размере 43 процентов, что в 1,7 раза выше, чем в це лом по промышленности1. Таковы количественные па раметры развития машиност роительного комплекса. Но главное внимание в плайе уделено качественной сторо не роста. Нынешнее состоя ние дел здесь вызывает обос нованную тревогу. Оно нас не устраивает сегодня и тем более не будет устраивать завтра. Без коренного улучшения структуры ма шиностроительного произ водства и повышения технического уровня его про дукции нельзя будет решить ни одну из программных за дач, стоящих перед страной. Поставлена задача, чтобы в 1990 году от 80 до 95 про центов основных видов вы пускаемой продукции .соот ветствовали МИРОВОМУ УРОВ НЮ. В конечном же счете местно достичь его. но по многим видам техники прев зойти. Решение этой задачи должно быть законом для машиностроительных пред приятий и конструкторских организаций, коллективы ко торых, как показывает пере довой опыт, способны на революционные сдвиги в этой области. Значительное повышение эффективности машиностро ения связано с интенсивным ростом производства прогрес сивной техники. Речь идет о роботах и обрабатывающих центрах, роторно-конвейер ных линиях и гибких авто матизированных системах, микропроцессорных средст вах. выпуск которых возрас тет от 2 до 10 раз. Решение стоящих перед машиностроением проблем требует кардинальных мер по укреплению и реконструк ции его материально-техни ческой базы. Масштабы этой работы огромны. Капиталь ные вложения в этот ком плекс определены в полном соответствии с известным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Они составят 63 млрд, руб лей. В то же время, вкладывая многомиллиардные средства в обновление парка, необхо димо обеспечить максималь ное использование техники. На это надо обратить особое внимание. Ведь на протяже-" нии многих лет коэффициент сменности работы оборудо вания непрерывно падает. Большинство машинострои тельных предприятий рабо тает в о д н у смену. Это недо пустимая расточительность в использовании национального богатства. И на этом фоне министерства настойчиво до биваются дополнительных ас сигнований для создания все новых и новых рабочих мест. На Пленуме ПК КПСС бы ла осуждена эта пброчная практика и поставлена задача повсеместно перейти в ма шиностроении, как мини мум, на двухсменную рабо ту по инициативе ленинград цев, одобренной ПК КПСС. Совет Министров поручил Госплан# СССР, Госкомтруду СССР подготовить в ближай шее время конкретные пред ложения о мерах по матери альному и моральному . стимулированию трудо вых коллективов, прежде всего в отраслях машиностро ения, в целях осуществления широкомасштабного перевода предприятий н объединений на двух- и трехсменную ра: боту. В плане' на двенадцатую пятилетку делается крупный шаг в осуществлении постав ленной XXVII съездом КПСС задачи — коренным образом преобразовать совет ское машиностроение, вывес ти его на самые передовые научно-технические позиции (Окончание на 2-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz