Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
17 июня 1986 г., № 138 (17 535) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я О ПЯТИЛЕТНЕМ ПЛАНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР НА 1986 1990 ГОДЫ И ЗАДАЧАХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (Прод олжение . Начгло на 1-й. 2-й стр.). пустить выч ислительной тех ники в 2 ,4 раза бол ьше, че м в предыдущей, в том числе изготовить 1,1 миллиона персональных компьютеров. Все более широкое рас-' про#гранение получает опыт белорусских железнодорож ников. Сегодня 10 дорог страны перешли на новые методы организации и сти мулирования труда. Реали зация этой государственно важной инициативы позволит обеспечить более устойчивую работу транспорта и в то же время поднять производи тельность труда, высвобо дить около 100 .тысяч рабо тающих. Такое новаторское отношение трудовых коллек тивов к делу заслуживает высокой оценки и активной поддержки. В общем, творче ский поиск идет во всех от раслях народного хозяйства, во всех регионах страны. Но, товарищи, дело пере вооружения и реконструк ции производства требует к себе новых подходов. Вы знаете, сколько в прошлом было проведено реконструк ций на крупных предприя тиях. Миллиарды рублей затрачивались на замену ус таревшего оборудования. Тем не менее должного эф фекта зачастую не получа ли. Одна из главных причин того — низкое качество тех нических проектов. Нередко ■в них предусматривались ма лоэффективная технология и отсталая организация тру да, обновляемая техника от прежней частенько отлича лась лишь годом изготовле ния. Как же сейчас, в период перестройки, министерства относятся к вопросам техни ческого перевооружения? Какие проекты намечается реализовать в новом пятиле тии? По поручению ЦК прове дена выборочная оценка проектов реконструкции предприятий ряда промыш ленных министерств. Что она показала? Далеко не все проекты можно признать от вечающими современному уровню. Многие из них нуж даются в переработке. При чем некоторые настолько ус тарели, что начатые работы по их реализации рекомен довано прекратить. Вот некоторые примеры. Проект реконструкции Воз несенского завода гидропрес сов выполнен Харьковским институтом «Укргипромаш» Минстанкопрома. Посмотри те, какие показатели в нем заложены: численность ра ботаютцих намечено увели чить более чем н пять раз, а прирост производительно- гти труда — только на 70 пронентов. Более того, в этом приросте лишь треть обеспечивается за счет тех нических решений, а две тре ти — за счет роста цен на продукцию. Подобным образом дейст вуют и в других местах. Го сударственный ИНСТИТУТ по проектирова нию предприятий текстильной Промышленно сти разработал проект ре конструкции Московской ситценабивной Фабрики Мин- лептрома СССР: п о л о в и н у парка оборудования здесь должны составить машины, выпускаемый без модерниза ции более 15 лет. -На них нельзя получать высокока чественную продукцию н у ж н о г о ассортимента, добиться высокой производительности труда. Спрашивается: во что же хотят втянуть страну такие горе-проектанты и работники министерств, котопьто утверж дали эти проекты? Ясно, что подобные проекты могут скомпрометировать идею ускорения научно-техниче ского прогресса и вогнать экономику в обременитель ные расходы. В общем, товарищи, из всего этого мы должны из влекать необходимые уроки. Надо немедленно, в самые короткие сроки подвергнуть экспертизе все проекты технического перевооруже ния и реконструкции, наме чаемые к реализации в две надцатой пятилетке. И те, которые не будут отвечать задачам ускорения научно- технического прогресса, ре шительно отклонить, запре тить их реализацию, а вы свободившиеся ресурсы на править на развитие произ водства передовой техники. Ответственность за уро вень проектов технического перевооружения и реконст рукции в - первую голову обязаны нести министерст ва, призванные быть под линными техническими шта бами отраслей. С них' и спрос, прежде всего. На эти вопросы внимание минист ров было обращено еше на июньском совещании прош лого года, где было прямо поручено пересмотреть про екты технического перево оружения и реконструкции. Надо, товарищи, реши тельно изменить подходы к делу. Мы не. можем допус тить, чтобы миллиардные средства вкладывались в морально устаревшие объек ты. базирующиеся на не годных технических реше ниях. Действуя так, мы не выйдем на современный ми ровой уровень производства. А с этим мы не можем, я / бы сказал больше, не име- . ем права соглашаться. Все у.нают, как остро сто ит вопрос обеспечения на рода товарами легкой про мышленности. Некоторые специалисты предлагают для этого строить новые пред приятия. Такой Путь никто не исключает, особенно что касается выпуска современ ных материалов и изделий. Но в принципиальном плане задачу наращивания произ водства товаров можно ре шать только на основе тех нического перевооружения и реконструкции предприятий легкой промышлеиноети. Главное — найти в этом де ле правильные решения. Вот о чем свидетельству ют расчеты. Если реконст рукцию предприятий провес ти с использованием самой Црогрессивной техники и технологий, то Мы сможем поднять их эффективность на 30—40 процентов. Очевид но, надо поступать так: там, где имеется такое оборудова ние, проводить энергично реконструкцию, а где нет его, повременить с реконструкци е й два—три года, наладить 'выпуск эффективного обо рудования, а затем на новой производственной баз-1 на- . верстать упущенное. В об щем, министерствам и ве домствам нужно с высокой степенью ответственности подойти к этим вопросам, не цепляться за старое, чтобы не оказаться банкротами перед народом. Товарищи! Вы хорошо по нимаете, что планы рекон струкции народного хозяй ства на базе новейших до стижений науки и техники, в конце концов, упиваются в машиностроение. ИМенно здесь сегодня сфокусирова ны все актуальные " пробле мы экономики. Не осущест вив в короткие сроки мо дернизацию машиностроения, не перестроив его на выпуск новых систем машин и про грессивного оборудования для всех отраслей народно го хозяйства, мы не смо. жем решить поставленные съездом задачи. Рассмотрению этого воп роса было посвящено не давно пооведенное совеща ние в ЦК КПСС руководи телей машиностроительных отраслей. Разговор с мини- -страми состоялся серьезный. Обсуждение прказало, что нельзя ограничиться теми мерами, которые были на мечены в известном поста новлении по развитию ма шиностроения. Нужны до полнительные и не менее масштабные усилия по ко ренной модернизации ма шиностроительного комплек са. По поручению Централь ного Комитета подготовлены предложения о дополнитель ных мерах по ускорению развития машиностроения. Прежде всего определе ны основные направления значительного повышения технического уроддя машин, оборудования и приборов, увеличения производства изделий, 'оснащенных авто матическими средствами уп равления, резкого наращи вания выпуска специально го технологического обору дования для собственных нужд, а также существенно го расширения мощностей цехов подготовки производ ства. Выработаны меры по даль нейшему усилению. интегра ции науки и производства, укпеплению эксперименталь ной базь * 1 НИИ и КБ. Реализация намеченных меп позволит увеличить к 1990 году удельный вес продукции основной номен клатуры. которая будет со ответствовать мировому уровню, до 80—95, а вновь разрабатываемой — прак тически до 100 процентов. В полном объеме переход на выпуск- изделий, отве чающих самым высоким тре бованиям, намечено осуще ствить в 1991 —1993 годах. Резко повысится удель ный вес оборудования с при менением микропроцессор ной техники, уровень авто матизации птюектно конст рукторских работ. Полно стью будут удовлетворены потребности приборострое ния в современных издели ях электроники. Увеличатся темпы пере вооружения машинострои тельных предприятий. На эти цели направляется до 38—40 пронентов выпускае мого оборудования в стране. В 1990 году производство специального технологиче ского оборудования для соб ственных нужд достигнет 4—4,2 млрд, рублей против первоначальна намеченных 2,5 млрд, рублей. Выделенные капитальные вложения для развития ма шиностроительного комп лекса полностью обеспечены лимитами подрядных работ с равномерным распределе нием по годам пятилетки. В целях концентрации капи таловложений на важнейших направлениях научно-техни ческого прогресса, соблю дения нормативных сроков строительства намечается временно приостановить свыше ста строек в машино- ■ строении, проектные реше ния по которым не соответ ствуют современным требо ваниям. Намечено осуществить крупные мероприятия по со вершенствованию , хозяйст венного механизма в маши ностроении. С будущего го да резко сокращается коли чество утверждаемых зада ний за счет усиления роли таких обобщающих показа телей и нормативов, как прибыль, рост, производи тельности труда, снижение удельных расходов основ ных видов материалов и ресурсов. Исключается пла нирование выпуска машин и Оборудования в тоннах. Най дены решения по большин ству вопросов, определяю щих взаимодействие отрас лей внутри машинострои тельного комплекса, вскрыты другие резервы дальнейше го повышения технического уровня производства. Ма шиностроительным мини стерствам предложено за вершить в 1986 году формирование планов тех нического перевооружения каждого предприятия и от раслей в целом на основе широкого применения пере довых достижений науки и техники. Решение проблемы обеспечения машинострои телей высококачественными и прогрессивными материа лами потребует дополнитель ного развития мощностей у смежников. И на это придет ся пойти. Политбюро рассмотрело все эти предложения, под держало их и вносит на одобрение Пленума Цент рального Комитета. Как вы понимаете, това рищи, . реализации такой чрезвычайно ответственной и сложной программы потре бует необычных усилий, на пряженной и компетентной работы. Ее надо выполнить, иного пути у нас нет. Лю бой другой путь означает сдачу позиций, ориентацию на отставание. На это ЦК КПСС пойти не может. Мы надеемся, что руко водители машиностроитель ных министерств, трудовые коллективы с полным пони манием и должной ответст венностью отнесутся- к вы полнению яважнейшей госу дарственной задачи. Па мятуя уроки прошлого, мы должны заранее предупре дить всех, кто обязан вы полнять программу модерни зации машиностроения: ни какие отступления от наме ченного, никакие ссылки на объективные и субъектив ные причины чздесь недопус тимы. Товарищи, говоря о . на шей работе по коренному техническому перевоору жению и реконструкции на родного 1 хозяйства, нельзя пройти мимо проблем капи тального строительства. Объемы его в новом пяти> летии огромны. На эти цели выделяется почти триллион рублей., Только строительно-, монтажных работ будет вы полнено на сумму свыше 500 млрд, рублей, или на 20. процентов больше, чем в одиннадцатой пятилетке. Вместе с тем обстановка в строительстве остается не удовлетворительной, процесс перестройки затягивается. Почти половина строитель ных трестов хронически не выполняет планы, срывает сроки ввода мощностей и объектов. Серьезными изъя нами страдает организаци онная структура управления строительными ' работами. Не идет дальше благих по желаний создание проектно строительных объединений и фирм по массовому индуст риальному сооружению «под ключ» многократно повто ряющихся объектов. В общем, товарищи, пред стоит основательно заняться совершенствованием Всего строительного дела, шире использовать передовой опыт. Всем известны, напри мер, успехи белорусских строителей. За годы один надцатой пятилетки в рес публике на 21 процент со кращено количество одно временно возводимых объек тов, средняя продолжитель ность их сооружения сниже на в 1,4 раза. Достигнута существенная экономия тру довых и материальных ре сурсов и вместе с тем обеспе чен ввод в действие всех пусковых мощностей и объ ектов. При этом общие объемы капитального строи тельства увеличились на 19, а ввод основных фондов — на 23 процента. И это сде лано в масштабах всей рес публики. Но весьма успеш ный опыт пока не вышел, за пределы Белоруссии. Хорошие примеры имеются и в других районах страны. В 1979 году в Подмосковье была организована строи тельная бригада, возглавляе мая Николаем Ильичом Травкиным. Хозрасчетные принципы, элементы само управления раскрыли большие возможности, обес печили достижение хороших результатов. В 1983 году на базе этого коллектива была создана новая генподрядная организация — ПМК-96. А позже и весь трест «Мособл- сельстрой» № 18. возглав ляемый Н. И. Травкиным, перешел на принципы хозрас чета. И вот результаты. За прошлый год коллектив тре ста едал товарной строитель ной продукции в 1,5 раза больше, чем в предыдущий год. Производительность возросла на 25, а себестои мость снизилась на 12 про центов. Некогда работающий с убытками трест п о л у ч и л почти 1,5 миллиона рублей прибыли. Средняя зарплата увеличилась на 11 процен тов. ' ' ;; Важно подчеркнуть и то, что успехи белорусских и московских строителей до стигнуты практически на той же материальной базе. По этому,. когда мы слышим, что недостатки в капиталь ном строительстве связаны с нехваткой трудовых ресур-. сов, транспорта, то эти сло ва часто мало чего стоят. Опыт показывает, что при имеющихся возможностях можно успешно вести капи тальное строительство. Надо лишь умело распорядиться всем, что уже сегодня нахо дится на вооружении строи телей. проявлять творчест во. хозяйственную инициати ву в работе. Очевидно, мы стоим перед необходимостью кардиналь ной перестройки капиталь ного строительства. Настало время предъявить спрос ко всем, кто отвечает за освое ние передового опыта в этой отрасли. Надо изменить пла нирование, организацию строительства и, конечно, модернизировать его мате- > риальную базу. в) РАЧИТЕЛЬНО ХОЗЯЙСТВОВАТЬ, УМЕЛО УПРАВЛЯТЬ • Товарищи! В рамках пя тилетнего плана имеется и много других резервов, спо собных прибавить ускорение нашему движению вперед. Когда мы говорим о необхо димости глубокой перестрой ки экономики, то один из ее важнейших результатов ви дим в существенном повыше нии качества продукции. Партийный съезд поставил проблему качества как обще национальную задачу. ЦК КПСС обратился со специ-' альным письмом ко всем трудящимся. Сейчас можно с полной определенностью сказать, что в большинстве советские люди сознают не обходимость безотлагатель ного решения этой важней шей проблемы. Многие трудовые коллек тивы основательно взялись за работу. Вез особых за трат. в значительной мере за счет добросовестного от ношения к делу, укрепле ния трудовой и технологи ческой дисциплины, осуще ствления ряда неотложных организационно - тех ниче- ских мер на таких предприя тиях. как Алма-Атинский станкостроительный завод. Таллинский машинострои тельный завод. Ферганское объединение «Азот», объеди нение «Электроизолит» в Московской области, произ водственное объединение «Бакэлектробытприбор» и других, за последнее время резко сокращено количество рекламаций и обеспечен в ы п у с к продукции в строгом соответствии с требованиями стандартов. Хочу особо ,под черкнуть. что сдвиги в по вышении качества п р о д у к ц и и получены здесь на дей ствующем оборудовании. Таким образом, уже сего дня. не дожидаясь поступле ния новой техники, можно и нужно сделать решительные шаги по улучшению качест ва машин. оборудования, предметов народного потреб ления. Как вы знаете. По литбюро ЦК и Совет Ми нистров СССР приняли спе циальное постановление. На повышение качества про дукции нацелены меры тех нического и экономического характера, стандартизация и аттестация продукции, цено образование. система мораль ного и материального поощ рения. На предприятиях вво дится государственная вне ведомственная приемка про дукции. Очень важно, чтобы пар тийные комитеты активно поддержали деятельность производственных коллек тивов, органов государствен ного контроля и приемки с тем, чтобы в ближайшее время серьезно поправить дело, что это реально, пока зывает опыт предприятий, на которых в порядке эк. сперимента система вневе- , домстве'нной приемки была введена в прошлом году. Решительных изменений предстоит добиться и в ис,- пользовании материальных ресурсов. Недавно на этот счет также принято поста новление ЦК и Совмина СССР, которым определены напряженные задания по эко номии сырья и материалов. Ресурсосбережение — ре-' шающий источник удовлетво рения возрастающих потреб ностей в материалах, топли ве, электроэнергии. Мы рассчитываем за счет этого в текущем пятилетии полу чить более четверти прирос та национального дохода. Задача эта важная, одна ко не все хозяйственные ру ководители ее понимают, пребывая в плену старых представлений. Минавто- промом, Минтяжмашем, Мин- углепромом, Минэнерго, Мин- легпромом систематически срываются задания по эко номии ряда видод ресурсов. Немалая часть предприятий по-прежнему допускает пря мые потери ценнейшего сырья и продуктов. В факе лах бесполезно сжигается ежегодно 13 млрд, кубомет ров попутного нефтяного газа. При железнодорожных перевозках теряются миллио ны тонн угля. Велика гибель сельскохозяйственной про дукции. достигающая в це лом почти 20 процентов.* А сколько расходуется впустую электроэнергии, тепла, воды? Все еще плохо поставлено использование вторичных ре сурсов. Надо прямо сказать: мы подошли к такому рубежу, за которым подобная бесхо зяйственность не только не терпима, но- уже и. непо-- еильна. На устранение уко ренившихся пороков необхо димо направить научно-тех ническую политику; плани рование, экономические и административные рычаги. Мы обязаны объявить бес пощадную борьбу расточи тельству, установить жесто чайший режим экономии. Следует пойти на то, чтобы выполнение заданий по эко номии ресурсов и- уровню их использования стало од ним из главных критериев оценки работы каждого предприятия и коллектива. Активней следует и поощ рять за экономию сырья и материалов. Разве можно признать нормальным, что выплата за экономию ресур сов составляет буквально ко пейки? Это, конечно, никуда, не годится. Нужно также, чтобы бережливость * стала привычкой, органичной чер той каждого труженика. В семье, в школе надо посто янно воспитывать чувство бережливости у подрастаю щего поколения. ■Товарищи! Особое внимание в пятилетием плане уделено развитию агропромышлен ного комплекса. Намеченны ми показателями мы выдер живаем линию майского (1982 г.) Пленума ЦК. В ос новном на уровне заданий Продовольственной програм мы определены объемы ка питальных вложений, произ водства продукции, матерш ально-техническое "оснащение агропромышленного ком плекса. Приоритетное раз витие получат предприятия переработки, хранения про дукции, сельскохозяйствен ного машиностроения. В общем, создаются бла* гоприятные условия для на ращивания потенциала аг рарного сектора. И это. бе зусловно, оправданно. Вме сте с тем мы должны ясно видеть, что направляемые в эту сферу огромные ресур сы пока не дают должной отдачи. В целом с низкими показателями завершена одиннадцатая пятилетка. Это сказалось на снабжении лю дей' продовольствием, тем пах экономического развития страны. Объективности ради надо сказать, что в последнее вре мя в аграрном секторе наме тились позитивные сдвиги. Но они происходят не во всех отраслях АПК и далеко не во всех областях, краях и республиках. Перед нами остро стоит задача обеспе чить устойчивость производ ства продукции растениевод ства, прежде всего зерновых и кормовых культур. Это главная проблема, от успеш ного решения которой во многом зависят стабильное развитие животноводства, доходы колхозов и совхозов, экономика перерабатываю щих предприятий. Предстоит усилить работу в аграрном секторе с тем, чтобы решительно изменить обстановку к лучшему. Ре зервы для этого, товарищи, имеются большие. Прежде всего они кроются в том ог ромном потенциале, который уже создан. Мы располага ем практически во всех зо нах опытом эффективного ведения сельского хозяйства. Благодаря мерам по совер шенствованию управления и системы хозяйствования соз даны экономические и орга низационные предпосылки для повышения трудовой ак тивности сельских тружени ков. Не вдаваясь в детали, хо чу еще раз подчеркнуть глав ное: путь к высокой продук тивности полей и животно водческих ферм лежит че рез широкое применение ин тенсивных технологий. И это не только самый реальный, но и самый эффективный путь достижения луйших ре зультатов и в земледелии, и в животноводстве. Мы и дальше должны продолжать линию концен трации сил и средств на ре шающих участках АПК. Это надежное условие для того, чтобы получить весомую от дачу от вложений, направляе мых на село. Опыт нашей страны и других стран гово рит о том, что ресурсы це лесообразно сосредоточить в тех хозяйствах и районах, где это обеспечивает наилуч шие результаты и с точки зрения объема производства продукции, и с точки зрения экономической эффективно сти. В связи с этим есть смысл еще раз подумать "о перераспределении ресур сов, выделении их под кон кретные объемы производст ва. ]Стоит проработать и -воп рос о создании научно-про изводственных объединений в масштабах областей, а возможно, где-то и районов с тем, чтобы они стали ка тализаторами ускоренного развития колхозов и совхозов своей зоны, помогали им во внедрении прогрессивных технологий, передовых мето дов ведения хозяйства. Та кой подход гарантирует ра циональное использование экономического потенциала, получение высоких конечных результатов. Подобный опыт уже есть в Молдавии, на Украине, в других республиках. Здесь сформированы объединения на базе зональных институ тов, учебных и опытных хо зяйств. Аналогичный опыт имеется в ряде братских соци алистических стран. Думает ся, его было бы целесообраз но глубоко изучить и актив нее использовать на практи ке. Если мы собираемся до стичь серьезных успехов в агропромышленном произ водстве, нельзя идти только традиционными путями. ЛиШь концентрируя ресурсы, создавая приоритеты на ре шающих направлениях, уме ло используя преимущества, заложенные в новом хозяй ственном механизме и струк туре управления, мы сможем действовать эффективно, бы стро развивать производст во, успешно решить задачи, поставленные Продовольст венной программой СССР. Наконец, товарищи, наши успехи в двенадцатой пяти летке будут зависеть от то го, как мы дальше поведем работу по совершенствова нию управления, всего хо зяйственного механизма. Принципы этой работы опре делены. С одной * стороны, мы должны и Далее совер шенствовать централизован ные начала в управлении на родным хозяйством, повы шать роль Госплана и дру гих экономических ведомств, уточнять функции мини стерств. И, е другой, — все мерно расширять нрава и хозяйственную самостоятель ность, поднимать ответствен ность предприятий и объеди нений за результаты своей деятельности. С этим теперь, думаю, все согласны, Однако практиче ская работа по воплощению в жизнь демократического централизма в управлении идет не так, как диктует нынешняя обстановка. Мы провели эксперименты, по лучили обнадеживающие ре зультаты, но часто пасуем, когда дело доходит до их широкого распространения. Многое в системе хозяйст венного механизма уже ис пытано, и нужно смелее внедрять новое в практику, как говорится, действовать по всему фронту. Для этого центральным хозяйственным и экономическим ведомст вам на основе принципиаль ных установок XXVII съезда нужно быстрее разработать и принять документы, необ ходимые для перехода на но вые принципы хозяйствова ния. Многочисленные инструк ции, положения и методики, которые у нас накаплива лись десятилетиями, должны быть переработаны в соответ ствии с требованиями съезда и постановлений, принятых после съезда, а те. что про тиворечат перестройке, сле дует решительно отменять. Без этого, товарищи, мы вперед не продвинемся. Подлинный централизм в уп равлении не имеет . ничего общего с бюрократической регламентацией многогран ной жизни производствен ных, научных и конструктор ских коллективов. Сложив шийся за многие годы поря док опутывания их наду манными указаниями и методиками лишает руково дителей и разработчиков возможности оперативно ре шать возникающие хозяйст венные и технические вопро сы. Упущенная выгода в мас штабах государства достига ет при этом многих милли ардов рублей. С такими яв лениями приходится сталки ваться на каждом шагу. О них писали генеральный ди ректор научно-производст венного объединения «Крио- генмаш» Беляков В. П., ге неральный директор объеди нения «Электросила» Фомин Б. И., главный конструктор объединения «Завод имени Владимира Ильича» Радин В. И., многие другие опыт ные хозяйственники, ученые и разработчики. Надо навести здесь поря док и позаботиться о реаль ном расширении прав трудо вых коллективов. С этой целью необходимо в крат чайшие сроки завершить раз работку закона о социали стическом предприятии (про изводственном объединении). Этот документ должен опи раться на концепцию новых условий хозяйствования, обобщить накопленный за последнее время опыт, за крепить все лучшее, что свя зано с реализацией “линии на всемерное расширение хо зяйственной самостоятель ности, повышение роли и от ветственности предприятий и производственных , объеди нений. Тем самым мы положим начало- оптимальному рас пределению прав и обязан ностей между министерст вами и предприятиями, за конодательно оградим трудо вые коллективы от мелочной опеки и администрирования, неоправданного вмешательст ва в их оперативную хозяй ственную деятельность. А это, товарищи, будет озна чать серьезный шаг вперед в демократизацию управле ния нашей экономикой, раз витии инициативы трудя щихся. XXVII съезд, как вы знае те, поставил задачу по-насто ящему овладеть экономиче скими методами руководства народным" хозяйством. В свя зи с этим предстоит прежде всего обеспечить разработку прогрессивных норм и нор мативов. Госплан должен возглавить эту важнейшую работу, широко привлечь к ней министерства и ведом ства, ученых, специалистов объединений и предприятий. Причем ее нельзя . затяги вать. Не создав обоснован ных экономических нормати вов, мы не избавимся от гне та разного рода инструкций, сковывающих деятельность предприятий,, трудно будет перейти от административ ных приемов руководства к экономическим методам. Это затормозит использование принципов самоокупаемости и самофинансирования, ко торые мы намерены распро странять все шире. И, наконец, надо сказать о ключевом значении ценооб разования в развитии эконо мических методов управле ния. Здесь накопилось много нерешенных (вопросов. Под предлогом модернизаций по вышаются цены на машины и оборудование, сметная стоимость строительства. Ас сортиментные сдвиги, погоня за «валом» нередко вызыва ют необоснованное увеличе ние цен и на потребитель ские товары. . К сожалению, Тосударст- венные и хозяйственные органы часто смотрят на это, как говорится, сквозь пальцы, нередко сами оказы ваются заинтересованными в увеличении объемов произ водства за счет «игры» цен. По результатам проверок только в прошлом году за нарушение порядка установ ления цен в доход бюджета было изъято свыше 100 млн. рублей- незаконно получен ной предприятиями выручки. Хочу, товарищи, предупре дить: это чрезвычайно опас ная тенденция,» искусствен ное завышение цен не лечит экономические болезни, а лишь развращает работников, торйозит технический про гресс. Завышенные цены, базирующиеся на затратном подходе, скрывают недостат ки в технологии и организа ции производства, порожда ют пренебрежение к поиску экономических методов ве дения хозяйства. Повышение цен оправдано только в том случае, если оно вызвано существенным улучшением потребительных свойств товаров, более вы сокой эффективностью изде лий. Нам надо навести по рядок в ценообразовании. В этом отношении более чет кую и принципиальную ли нию должен занимать Госу дарственный комитет цен. Назрели также вопросы со вершенствования кредитно го, всего банковского дела. Переходя на новые методы хозяйствования, мы должны повышать роль банка как важнейшего органа экономи ческого управления. Особо хотел бы выделить проблему, без решения ко торой мы вряд ли успешно осуществим задачу внедре ния ресурсосберегающих технологий и преодоления затратного характера эконо мики, Речь идет о преслову том «вале». Задания но ва ловым показателям в раз личной форме являются од ними из главных при оценке деятельности отраслей, ре гионов, предприятий. А раз это так, то ради увеличения «вала» зачастую использу ются дорогостоящие мате риалы, нагоняется вес ма шин, накручиваются тонно- километры, раздувается внутрихозяйственный оборот и т. д. Мы боремся за эф фективность, но посмотрите, в какой поистине глупой си туации оказываются хозяй ственный руководители: из готовили дешевое изделие — получили нагоняй за то, что недодали продукции в руб лях, внедрили новшество, сэкономили ресурсы — вн.овь поставили предприя тие, а то и всю отрасль в невыгодное положение. Приведу такой пример. Два с половиной года назад на автотранспортных пред приятиях ряда министерств начался экономический эк сперимент. Его участники стали планировать свою ра боту так, чтобы заинтересо вать людей не в тонно-ки лометрах, а в своевременной доставке с наименьшими за тратами всех грузов по по ступившим .заказам. Были устранены причины, которые, побуждали хозяйственников заниматься приписками не существующих тонн и кило метров. И вот результаты: выпол нение заказов — этого важ- > нейшего показателя работы — повысилось до 100 про центов. Одновременно уменьшилась потребность %в автомашинах и водителях, на 18 процентов снизился расход горючего. Повсемест ное распространение таких условий работы позволит в масштабах страны высвобо дить тысячи машин и води телей, сэкономить более 5 млн. тонн моторного топли ва. Казалось бы, плановые органы должны ухватиться за новый метод работы. Но не тут-то было. Некоторые ответственные работники Госпланов СССР и РСФСР, как говорится, встали грудью на защиту отжившей систе мы планирования. Дело в том, что «дутым» оказался ранее запланированный «вал», объемы перевозок, А то, что эти расчеты непри годны, плановики призна вать не хотели. Вот вам об разчик неприятия нового, нежелания заняться пере стройкой хозяйственного ме ханизма, отказаться от из живших себя методов рабо ты. Валовые показатели все еще доминируют во многих отраслях. Более того, в строительстве, например, не без одобрения Госплана СССР и Минфина СССР опять пытаются возродить «вал» в качестве основного оценочного показателя. И это, несмотря на то, что опыт передовых строитель ных организаций как раз свидетельствует о Другом — надо оценивать их работу и стимулировать за готовую продукцию, за ввод объек- тов, а не за объем строй- монтажа. Думаю, товарищи, \ настало время разрубить Этот «валовый узел», иначе мы не сможем двигаться вперед по пути преодоления зат ратного механизма. Рассматривая вопросы уп равления, нельзя не сказать об ответственности Госпла на СССР з а . решение выд вигаемых жизнью народно хозяйственных проблем. За думанный при создании как мозговой центр руководства экономикой, Госплан во мно гом продолжает выполнять диспетчерские функции. В его стенах нередко решаются вопросы, которые вполне могут решать руководители отраслей, а то и директора предприятий, В то же время не делается того, что со ставляет главное назначение стратегического планового органа страны. , Текучка отвлекает от по иска путей решения основ ных социально-экономиче ских задач, выбора пропор ций и приоритетов в разви тии народного хозяйства, оп ределения структурной ио- литики, размещения произ водительных сил, сбаланси рованности Экономики. Вое почему мы многое прогляде ли. В общем, в плановой ра боте нужна серьезная пере стройка. Товарищи! Обсуждая воп росы перспективного разви тия страны, намечая меры . на будущее, мы не должны упускать из виду задачи те кущего момента. От правиль ного их решения зависит ус пех выполнения планов это го года, а следовательно, и всей пятилетки. Особые за боты сегодня у тружеников села. Результаты нынешнего года в аграрном секторе имеют для нас исключитель но важное значение. По итогам пяти месяцев, как вы знаете, подучены непло хие результаты в животно водстве. Их важно закре пить. Но главная задача — вы- растить и полностью собрать урожай зерна, плодов и ово щей, ' кормовых и техниче ских культур. Дело это об щенародное. К нему так и следует подходить в повсед невной работе. И, что осо бенно важно в нынешних не легких для многих районов условиях — собрать и сохра нить все выращенное, не допустить потерь. Сейчас наступает ответст венный период в деятельно сти промышленности, капи- - тального строительства, транспорта. Нельзя допу стить снижения результатов в их работе, а нужно поста раться прибавить в темпах роста производства, безус ловно выполнить все планы. Важно своевременно подго товиться и к работе в зим ний период. Мы обязаны из влечь уроки из прошлого. Учитывая это, ЦК КПСС и Совет Министров СССР при няли на днях постановление, которым определены кон кретные меры по подготов ке народного хозяйства к предстоящему осенне-зим- нёму сезону. К его выполнению уже сейчас должно быть прико вано внимание партийных, советских и хозяйственных органов. Необходимо приве сти в надлежащее состояние всю сферу жизнеобеспечения городов и сел: обеспечить надежность электро- и теп лоснабжения. ремонт энерге тических агрегатов и запла нированный ввод новых мощностей. своевременное создание запасов топли. ва на предприятиях и в коммунальном хозяйстве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz