Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
О ПЯТИЛЕТИЕМ ПЛАНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР НА 1986 1990 ГОДЫ И ЗАДАЧАХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (Продолжение. Начало на 1-й стр.) Това рищи! На всех направ лениях со ци альноэконо ми- ческого развития перед нами выдвигаются сложные зада чи. Разумеется, было бы наивным ожидать, что за не сколько месяцев будут пре одолены отставание и недо статки. которые накаплива лись годами. Но тенденция к повышению темпов развития народного хозяйства намети лась. Это мы связываем прежде всего с активным тру дом народа, с теми позитив ными процессами, которые идут в обществе. За пять месяцев нынешне го года прирост производст ва в промышленности по срав нению с тем же периодом прошлого года составил 5.7 процента. Есть перемены в таких отраслях, которые на протяжении многих лет от ставали: в угольйой промыш ленности, черной металлур гии, на железнодорожном транспорте. Лучше стали ра ботать предприятия лесной, деревообрабатывающей и цел люлозно-бумажной промыш ленности. Пока не справля ются с трудностями нефтя ники. но и здесь появились обнадеживающие тенденции. Динамично развивается ряд отраслей машиностроитель ного комплекса. Идет напря женная работа в аграрном секторе. Во многих областях и кра ях Российской Федерации, Украины, Белоруссии, в При балтике, других местах раз вернулась активная работа партийных, советских и хо зяйственных органов, трудо вых коллективов, которые на деле показывают, чего можно достичь при развитии иници ативы, создании . творческой деловой атмосферы на пред приятиях. Что является наиболее су щественным сейчас? Это—за крепиться на достигнутых темпах роста и далее их на ращивать. Дело реальное, но потребует больших усилий, особенно, если учесть тот факт, что находимся мы в :амом начале перестройки: те все еще сделано в органи зационном плане, не в пол ную силу пока работают те жономические рычаги и сти мулы, которые должны ока- ать решающее влияние на ;од дальнейших изменений к гучшему в народном хозяй стве. Анализ перемен в экономи ке будет далеко не полным, зсли наряду с несомненными успехами мы не укажем на слабости, на те моменты, ко- орые нам мешают. Я бы ска- »ал, что и сама перестройка идет пока медленно. На мно- ; их предприятиях по прежне- гу процветает штурмовщина, и ходу еще старый Лозунг: шан —' любой ценой. Пово ют к качеству, эффективно сти, новым методам р.уковод- тва происходит трудно и бо- юзненно. Но сегодня должно быть предельно ясно: ЦК бу- дет твердо вести линию на поддержку всего здорового, зсего, что соответствует ре- цениям съезда, что на деле >значает перестройку, движе ние вперед. Так Же твердо мы будем вести псем, что мешает этому про цессу. То новое, что начато на ап рельском Пленуме и получи- то свое развитие в решениях ЧХУН съезда, связано с глу бокой перестройкой не толь ко экономической сферы, но я всего общества. Процесс этот непростой. Он требует усилий и серьезных перемен з мышлении Кадров, всех грудящихся. Нам в известной мере удалось преодолеть пас сивность, поднять ответствен ность и организованность, дать больший простор иници ативе. Вместе с тем на пред приятиях, в сфере управле ния. в научных учреждениях и творческих коллективах, в деятельности партийных и советских органов процесс перестройки идет с перебоя ми, тянут назад старые под ходы, сильна еще инерция. Приходится, сталкиваться с фактами, когда словами подменяются дела, когда за критикой не следуют практи ческие выводы, а самокрити ка принимает форму самоби чевания. Некоторые руково дители. щедры на декларации о гласности, правильно гово рят о роли коллектива, о раз витии демократических начал в жизни, Но беда в том, что этим все и кончается. Так и создается иллюзия перестрой ки: на словах все ладно/ а реальных изменений нет. Из- за этого перестройка сбива ется на холостые обороты. Истекшее после съезда вре мя показало, что темпы на шего двйжения и освоения новых методов хозяйствова ния в немалой степени затор маживаются громоздкостью и неэффективностью работы ап парата управления.. Очень бо лезненно- идет процесс пере распределения прав и обя занностей между централь ными экономическими ведом ствами, министерствами, с одной стороны, и предприя тиями, производственными объединениями, трудовыми коллективами, с другой. Даже при изменении функ ций органов управления не которые руководители стре мятся любыми путями сохра нить за собой командные права, хотя уже для всех должна быть понятна и оче видна простая мысль: ника кой, даже самый квалифици рованный аппарат министер ства или ведомства при ны,- пешних масштабах экономи ки не способен взять на се бя успешное решение всех вопросов, не может заменить творческую мысль трудовых коллективов. О слепой вере во всесилие аппарата говорит и тот факт, что в центр и сейчас посту пают просьбы о создании все новых органов управления, выделении дополнительных штатов. Ряд республик, неоп равданно стремясь копиро вать действующую в центре структуру управления, вошел в Совмин СССР с предло,же гшем образовать новые мини стерства и ведомства. И это в то время, когда у них уже насчитывается 50 и более министерств и ведомств, дру гих органов управления. Минувшие месяцы убеди тельно показали, что пере стройка в обществе невоз можна без перестройки стиля и методов работы партии во всех ее звеньях. Эти вопросы заслуживают, чтобы о них сказать подробней, и я к ним еще вернусь. Сейчас хотелось бы подчер кнуть ту огромную роль, ко торая принадлежит руководи телям партийных органов в утверждений нового стиля. От их позиции, образа дей ствий и поведения во многом зависит, насколько последо вательно и энергично будет перестраиваться партийная работа. В этом плане особо надо сказать о роли первых сек ретарей ЦК Компартий со юзных республик, крайкомов и обкомов и, конечно’ же, первых секретарей городских и райТшных комитетов пар тии. Именно они обязаны за давать тон в работе, демон стрировать широту политиче ского кругозора, глубину по нимания задач, организатор ские способности, высокую ответственность, критичность и самокритичность в оценках, партийность в самом высоком , понимании этого слова. Толь ко тогда можно рассчитывать 'на успешные результаты, на творческую атмосфер в рай оне, городе, области, респуб лике. Товарищи! Какие же основ ные выводы следуют из пер вых месяцев нашей работы ъгосле съезда? Главное, состоит в том, что в партии, в народе \ активно поддерживается политиче ская линия съезда. Органи зуя и сплачивая трудящихся, перестраивается сама партия. Истекшие месяцы еще раз подтвердили: перестройка ка сается всех — от рядового коммуниста до секретаря ЦК, от рабочего до министра, от борьбу со инженера до академика. Она Мй у • может быть доведена до кон ца, лишь став общенародным делом. И все, что этому ме шает, надо решительно устра нять. И еще один важный вывод. Творчество масс нельзя под менить директивами, даже самыми хорошими. Перест ройка предполагает всемер ное развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов, всех кадров. В современных условиях недо пустимо решать из центра все вопросы, да это практи чески и невозможно. Усвоить эту истину надо всем. Основ ную часть ответственности за решение практических воп росов должны взять на свои плечи трудовые коллективы предприятий и объединений. А вот создание необходимых экономических, правовых, со- ' циальных условий для ус пешной деятельности, для развертывания научно-уехни- ческого прогресса — прямая, обязанность центральных ор ганов управления. И, наконец, минувшее пос ле съезда время и последние события со всей убедитель ностью подтверждают прин ципиальное значение урока правды, о котором говори лось на съезде. В любой си туации мы должны помнит> предостережение Ленина: «Страшны иллюзии и само- обманы, губительна боязнь истины». Партии и на роду нужна вся прав да _ в большом и малом. Только она воспитывает лю дей с развитым чувством гражданского долга, а ложь и полуправда развращают сознание, деформируют лич ность, мешают выработке ре алистических выводов, оце нок. без че^о не может быть активной, партийной полити ки. Двенадцатой пятилетие от водится особая роль. От то го. кайой фундамент мы за ложим в эти годы для осу ществления коренных преоб разований в народном хозяй стве, ускорения научно тех нического прогресса, будут зависеть темпы социально- экономического развития, уровень благосостояния на рода. Пятилетний план рождал ся, как вы знаете, непросто. Прежние методы хозяйство вания и планирование «от базы», как показывали ра счеты. заводили экономику в тупиковое положение. В те чение года мы настойчиво искали новые подходы, ко торые бы создавали условия для углубления интенсифи кации производства, обеспе чивали повышение темпов внедрения достижений науки и техники. XXVII съезду бы ли представлены Основные направления, отвечающие требованиям современной эко номической и социальной по литики партии. При. подготовке пятилетне го плана нам удалось по большинству количествен ных, а главное качественных показателей выйти на верх ний уровень заданий Основ ных направлений экономиче ского и социального разви тия. Проект плана глубоко и всесторонне обсуждался в Политбюро ЦК, получил одобрение и вносится на рас смотрение настоящего Пле нума. На какие особенности пла на следовало бы обратить внимание? Прежде всего надо ска-; зать, что в целом план соот ветствует установкам XXVII съезда. В нем предусмотре ны концентрация сил и средств на ключевых каправ- . лениях развития экономики, изменения структурной и ин вестиционной политики в ин тересах интенсификации об щественного производства План нацеливает на повыше ние эффективности народно го хозяйства, активное ресур сосбережение, усиление воз действия экономических ры чагов и стимулов, примене ние долговременных норма тивов, использование новых методов управления и хо зяйствования. Наиболее полное продстая- •ление об изменениях в эко номике дают заложенные в план абсолютные приросты. Важнейшие из них в полто ра раза выше, чем в истек шей пятилетке. Скажем, на циональный доход возрастет на 124 млрд, рублей против 79 млрд, рублей в одиннад цатой пятилетке. Прирост промышленной продукции со ставит 200 млрд, рублей вме сто 133 млрд, рублей и сред негодовой валовой продук ции сельского хозяйства — 29 млрд, рублей против 10 млрд, рублей^ При этом важ но подчеркнуть, что повыше ние темпов предусмотрено с первых лет пятилетки. Высокие рубежи, намечен ные в плане, потребовали по- новому подойти к определе нию источников экономичес кого роста. 1 Определяющим здесь является коренное улуч шение показателей эффек тивности производства на ба зе ускорения, научно-техни ческого прогресса. Это, то варищи, та основа, на кото рой построен весь план. В новом пятилетии пре дусматривается увеличить долю фонда накопления в национальном доходе до 27,6 процента. Это создает реальные условия для повы шения абсолютных размеров прироста капитальных .вло жений. В целом по народно му хозяйству1' темп их при роста поднимается с 45,4 процента за 1981 —1985 го ды до 23,6 процента. В пла не намечена обширная про грамма технического перево оружения и реконструкции действующих предприятий. Ассигнования на эти цели возрастут на 70 процентов, а их доля в общем объеме производственных капиталь ных вложений к концу пяти летки превысит 50 процен тов. В широких масштабах раз вернутся механизация и ав томатизация производства, внедрение новых техноло гий. Все это создаст предпо сылки для того, чтооы улуч шить условия труда и высво бодить к 1990 году с ручных работ свыше 5 млн. человек, что в два с лишним раза больше, чем в минувшем пя тилетии. Крупные меры при няты по экономии энергети ческих и материальных ре сурсов. В целом, товарищи, • пре дусмотренный планом ком плекс мер по внедрению до стижений науки и техники, совершенствованию методов управления и хозяйствования даст возможность повысить среднегодовые темпы приро ста национального дохода до 4,1 процента, или почти на одну треть в сравнении с предыдущей пятилеткой. На базе ускоренного раз вития экономики намечается осуществление крупной со циальной программы. Повы сятся реальные доходы. В плане преодолен действую щий в течение многих пяти леток остаточный принцип выделения ресурсов на эти цели. Повысятся реальные доходы населения, улучшится снабжение продовольствием, товарами народного потреб ления, расширится сфера ус луг, продолжится работа по совершенствованию здраво охранения и образования. Особое внимание уделя ется решению жилищной про блемы. Предстоит построить 595 млн. кв. метров жилья при одновременном улучше нии его качества и комфорт ности. Опережающее разви тие получит строительство жилья на селе. Это крупные меры', но они не должны нас успокаивать. . Поиск путей улучшения жилищных усло вий советских людей следует продолжить, и с п о л ь з у я -все средства и возможности, ак тивно развивая кооператив ное и индивидуальное строи тельство. На повышение благосос тояния народа намечено нап равить примерно четыре пя тых национального дохода. На • необходимом уровне бу дет поддерживаться и обо ронная мощь страны. Одним словом, двенадца тый пятилетий план — крупный шаг в осуществле нии экономической и соци альной политики, выработан ной XXVII съездом КПСС. По существу — это програм ма деятельности каждой от расли, каждой республики, всего народнохозяйственно го комплекса и общества в целом. Политбюро считает: есть все основания, чтобы Пленум ЦК одобрил этот план и поручил Совету Ми нистров внести его на рас смотрение сессии Верховно го Совета СССР. Н. И. Рыж ков доложит о нем депута там. а) НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК ПРОШЛОГО II Реш ающий этап в реализации экономической стратегии партии Товарищи! Нам предстоит ны решать партия, все т р у - рассмотреть пятилетний план дяшиеся страны по его вы- и те задачи, которые долж- полнению. Объективно оценивая пред ставленный план, надо пря мо сказать, что для его вы полнения потребуется напря женная работа. Нам необхо димо достигнуть намеченных рубежей, провести новую реконструкцию народного хо- , зяйства с тем, чтобы создать условия для дальнейшего ро ста его эффективности. Все это нужно сделать, товари щи, в предстоящие пять лет. В последнее время уда лось несколько улучшить ре зультаты работы. Но достиг нуто это прежде всего за счет резервов, которые ле жат, кай говорится, под ру ками. Для того, чтобы обес печить долговременный . и стабильный успех, нужно по заботиться о мерах более кар динальных. Опыт строитель ства социализма учит, что в переломные моменты разви тия общества нала смело ид ти на крутые повороты, не. бояться решительных преоб разований. Все мы знаем, что из се бя представляла экономика России накануне Великого Октября. Объем ее промыш ленного производства состав лял всего лишь 12.5 процен та от уровня США. Для Ле нина, партии большевиков было совершенно ясно, что социализм сможет победить только на путях коренной пе рестройки экономики, дости жения наивысшей произво дительности труда. С первых лет Советской власти партия повела борьбу за решитель ное обновление народного хо зяйства. и с п о л ь з у я для это го все возможности. На основе ленинского пла на построения социализма наш народ за* короткий срок создал материально-техни ческую базу индустрии, ядро которой составили заводы, оснащенные передовой для того времени техникой. Бы ли созданы отрасли, обеспе чивающие ускоренный техни ческий прогресс, энергично осуществлялось крупно масштабное перевооружение производства. Высшим на роднохозяйственным прио ритетом стало всемерное раз витие передовой науки и об разования, подготовка квали фицированных научно-тех нических кадров. Именно на этой основе были обеспечены высокие темпы экономического и со циального развития. Некогда отсталая крестьянская стра на в кратчайшие историче ские сроки вошла в число ведущих индустриальных дер жав мира. У^е к пятидеся тым годам, несмотря на ог ромные потери в войне, объем промышленного про изводства V нас достиг 30 процентов, а к 1970 году —1 75 процентов американского уровня. Национальный до ход СССР составил две третьих от уровня США. Однако в 70—80 е годы мы в определенной мере ут ратили прежний динамизм. Экономика не смогла своев ременно перейти с экстенсив ных на интенсивные рельсы развития. По ‘инерции, от «достигнутого уровня» ве лось планирование народно го хозяйства.. Ведомственные интересы тормозили перелив капиталовложений и ресур сов в перспективные отрас ли. Валовой подход к опен ке экономики искажал истин ное положение вещей, пода вал ложные сигналы о ее состоянии. Структура нашего произ водства оставалась неизмен ной и не соответствовала требованиям научно-техни ческого прогресса. Советский Союз добывает значительно больше, чем США, железной руды и выплавляет стали при' значительно меньших Объе мах продукции машиностро ения, заготавливает столько же древесины, а продуктов ее Переработки производит меньше. Каждая единица прироста национального до хода, промышленной и сель скохозяйственной продук ции в сложившихся услови ях требует от нас больше ре сурсов. Чтобы поправить положе ние, нужно ясно видеть при чины допущенного отстава ния. Суть их прежде всего в серьезных просчетах в поли тике капитальных вложений. Совершенно неоправданно из пятилетки в пятилетку сок ращались % приросты вложе ний в инвестиционный ком плекс.- В результате такие базовые отрасли машиност роения, как станкостроение, приборостроение, вычисли тельная техника, а также производство прогрессивных конструкционных материалов, не получили должного раз'- вития. К тому же неэффек тивно велось капитальное строительство, увеличились сроки сооружения объектов, запасы неустановленного обо рудования. Мы оцениваем быстрый рост и накопление основных производственных фондов в стране как большое достиже ние, и это, в офщем, справед ливо. Но вместе с тем, това рищи, нельзя не видеть, что в их воспроизводстве в тече ние ряда лет нарастали нега тивные тенденции. Необосно ванное увлечение возведени ем новых предприятий и пре небрежение нуждами дейст вующих прочно вошли в практику плановых органов и многих министерств. На новые объекты направлялась основная часть машин и обо рудования. а на действую щих заводах и фабриках сво-' евременная замена устарев шей техники Фактически не проводилась. Процесс обнов ления фондов происходил слишком медленно, ухудша лась их возрастная структу ра. К числу негативных пос ледствий экстенсивного вос производства основных Фон дов относится непомерное разбухание сферы ремонта. Только в ■промышленности ремонт оборудования обхо дится в • 10 млрд; рублей. Причем из этой суммы бо лее 3 млрд, рублей прихо дится на ремонт техники, которая эксплуатируется за пределами нормативных сро ков. Нельзя не сказать и о том, что подобный подход замедляет оборот металло- фонда страны. Вместо того, чтобы своевременно сдавать устаревшие машины в пере плавку. металл омертвляет ся в малоэффективном обо рудовании, многократно подвергаемом дорогостояще му ремонту. Для выпуска новой техники приходится наращивать производство чу гуна. стали, проката, увели чивать добычу железной ру ды, угля и других полезных ископаемых. И, наконец, экстенсивные формы наращивания основ ных производственных фон дов привели к искусствен ному дефициту трудовых ре сурсов. Кое-кто и сегодня держится за этот спасатель ный круг при объяснении причин низких темпов рос-, та, срыва договорных поста вок, невыполнения планов. Разумеется, мы знаем де мографическую ситуацию в стране. Но позволительно задать вопрос: если не хва тает трудовых ресурсов, то зачем же продолжать стро ить все новые предприятия, да еще на базе устаревшей техники и нередко выпус кать продукцию вчерашнего дня? А положение обстоит именно так. В настоящее время только в промышлен ности насчитывается около 700 тысяч незанятых рабо чих мест. И это практически при односменной работе обо рудования. При выходе на коэффициент сменности 1,7 число пустующих рабочих мест в промышленности пре высит 4 миллиона. На их создание израсходованы де сятки миллиардов рублей. Вот и получается,’ что на действующих предприятиях работает старое оборудова ние, а на новых — некому встать к станку. Средства израсходованы, а должной отдачи нет. Товарищи! Сегодня на Пленуме считал бы необхо димым особо обратить вни мание на тот факт, что недо статки в инвестиционной по литике наиболее пагубно от разились на развитии и тех ническом уровне отраслей машиностроения. Доля капитальных вложе ний в машиностроение в об щем объеме инвестиций бы ла неоправданно занижена. Приложили к э т о м у руку и планирующие органы, и ми нистерства. Была подорвана престижность инженерного творчества, растеряны все мирно известные отечествен ные школы разработчиков техники. Сложилась пороч ная философия подражания и посредственности. В ре зультате часть продукции не отвечает современному уров ню науки и техники. ■ В чем же дело, товари щи. где корни сложившегося положения с техническим уровнем создаваемых ма шин? Прежде всего они в том, что по существу до сих пор у нас отсутствовал сис темный анализ новейших ми ровых достижений. При раз работке новой техники прак тически не предусматривал ся выход на высший уровень качества и надежности. В последнее время, правда, стали проводить оценку тех-' ники по аналогам. Однако при этом за эталон прини маются зарубежные модели не первой свежести. Это пе чальный образец допотоп ного мышления и очковти рательства со стороны тех, кто отвечает за создание необходимой техники. Кого же обманывают все эти лю ди? Получается, обманыва ют свой народ. В определенной степени сложившаяся ориентация на средний, а то и низкий тех нический уровень продукции была узаконена действую щими стандартами. Система стандартов не мобилизовы вала конструкторов на поиск новых решений, не ставила преград производству отста лой техники. Сыграло свою роль, видимо, и то. что во многих НИИ и КБ сложился своего рода синдром непол ноценности. Низкие творче ские результаты оправдыва лись тем, что работать луч- ' ше якобы нельзя. Да и в стимулировании труда уче ных, конструкторов. инже неров не все обстояло бла гополучно. Многие годы не уделя лось должного внимания развитию научно-исследова тельской и опытно экспери ментальной базы. сюда не направлялись необходимые капитальные вложения и ре сурсы. Понятно, что все это не могло , не сказаться на техническом уровне машино строения, на темпах научно- технического прогресса. Такова, товарищи, ситуа ция, которая предшествова ла апрельскому Пленуму. Она была всесторонне про анализирована Централь ным Комитетом. Выработан ные меры единодушно одоб рены Пленумом и съездом партии. Хочу еще раз ска зать тем, кто пытается та щить нас назад: мы не мо жем и не будем мириться с попытками подобного рода и должны пресекать всякое поползновение тиражировать прежние подходы и ошиб ки, в первую очередь в сфе ре научно-технического про гресса. Уверен, что- Пленум ЦК займет • принципиальную линию по этому коренному вопросу нашей внутренней политики, поддержит все не обходимые меры Политбюро и правительства, которые позволяют революционизи ровать развитие нашей эко номики, вывести ее на аван гардные позиции цаучно- технического прогресса. Мне уже приходилось говорить, какая ответственность ло жится в этой связи на пле чи членов Центрального Ко митета, избранных XXVII съездом КПСС. Нам, това рищи, нельзя уклониться от этой исторической ответст венности. Что же в первоочередном порядке надо делать, чтобы наилучшим образом выпол нить напряженный план двенадцатой пятилетки и соз дать необходимые предпо сылки для дальнейшего ус корения научно-техническо го прогресса? рехода на новые методы уп равления и хозяйствования. Принятые решении сориен тированы на то. чтобы пе ревести нашу экономику на рельсы интенсивного разви тия на основе ускоренного внедрения достижений науки и техники. Всю эту работу нужно, товарищи, вести ре шительно по всем направле ниям. Естественно, действо вать теперь нам надо в рам ках пятилетнего плана. В этих рамках V нас имеются огромные возможности даль нейшего углубления процес сов интенсификации народ ного хозяйства и повышения его эффективности. Говоря о резервах, хотел бы начать с проблемы луч шего использования основ ных производственных Фон дов, оптимизации их воспро изводства. Ведь это. товари щи, — решающая часть бо гатства социалистического общества, материальная ос нова нашего экономического потенциала. И в использо вании основных Фондов нам надо навести порядок, обес печить подлинно хозяйское, рациональное к ним отно шение и эффективное вос производство. 6) УС КОРИТЬ РЕКОНСТРУКЦИЮ, ЭНЕРГИЧНО РАЗВИВАТЬ МАШИНОСТРОЕНИЕ Главные звенья’ работу по проведению в жизнь эко номической стратегии партии мы непосредственно связы ваем с переориентацией ин вестиционной и структурной политики: увеличением доли капитальных вложений в ре конструкцию и техническое перевооружение действую щих предприятий, ускорен ным развитием машинострое ния. сокращением инвести ционного цикла. В последнее время мы химизации народного хозяй ства, модернизации маши, ностроения, ускоренному развитию вычислительной техники, внедрению гибких производственных систем, роторных линий, систем ав томатизированного Проекти рования, индустриализации капитального строительства, совершенствованию проект но-сметного Дела. Определе ны основные направления работы в области ресурсо сбережения. Огромное зна- приняли крупные меры по Vчение имеет осуществление кардинальным вопросам раз- комплекса мер по _ повыше- вития экономики. Имеются нию качества п р о д у к ц и и в о в виду постановления по всех отраслях народного хо- коренной реконструкции зяйства. И. наконец, заложе- металлургии, дальнейшей' ны хорошие основы для пе- Мы можем добиться зна чительного повышения каче ственных показателей эко номики, прежде всего роста производительности труда и фондоотдачи, если у с к о р и м обновление производствен ных фондов, быстрее освобо димся от их устаревшей ча сти. а технически современ ные машины и оборудование будем использовать интен сивнее, в том числе и за счет повышения коэффици ента сменности. Идя путем кардинального обновления производственных фондов, сокращения масштабов ново го строительства, мы смо жем высвободить значитель ные капитальные вложения для ускорения развития со циальной сферы и. прежде всего, жилищного строитель ства. Речь, товарищи, идет о возможностях огромного народнохозяйственного мае: штаба. лежащих в русле главных направлений совре менной экономической' поли тики партии. Они не плод оторванных от жизни рас- суждений, а реальная прак тика. подтверждаемая, в ча стности. инициативой Ленин градской партийной органи зации. Разрабатывая пути даль нейшей интенсификации промышленного производст ва,. Ленинградский обком партии проанализировал проекты хозяйственных пла нов предприятий промыш ленности на двенадцатую пя тилетку. Оказалось, что по давляющая часть минис терств продолжает линию на экстенсивное развитие под ведомственных им предприя тий в области. Около 40 про центов капитальных вложе ний предназначается на но вое строительство и расши рение действующих мощнос тей. В то же время масшта бы технического перевоору жения производства явно не достаточны. После всесто роннего изучения .положения дел обком КПСС пришел к правильному выводу: новую и прогрессивную часть про изводственных фондов ис пользовать в две три смены и на этой основе выполнить план двенадцатой пятилетки, а устаревшее оборудование вывести из эксплуатации и освободившиеся площади ис пользовать для развертыва ния современного производ ства. А ведь это, по подсче там ленинградских товари щей, около 3 миллионов квадратных метров площа дей. За счет обновления машин и оборудования к концу пятилетки удельный вес прогрессивной техники в станочном парке города и области удвоится. Улучшатся качественные показатели промышленности. Решительное сокращение нового строительства даст ленинградцам возможность уменьшить капитальные вло жения на эти цели. Часть сэкономленных средств бу дет направлена на техниче скую реконструкцию пред приятий, а главное — на расширение жилищного стро ительства. улучшение благо устройства городов-и посел ков. Таким образом, комп лексно решаются крупные технико-экономические и со циальные проблемы. * Политбюро ЦК, как вы знаете, рассмотрело и одоб рило предложения Ленин градского обкома партии и считает, что они, открывают весьма перспективное на правление ускоренного раз вития общественного произ водства. Проявленная ини циатива имеет общегосу дарственное значение, явля ется эффективным путем, по которому должна пойти промышленность и других регионов страны. Переход на двухсменную работу сегодня мы считаем важной инициативой. Надо сказать, что во многих стра нах подобный оежим труда давно является нормой. Предприятия, которые нахо дятся на острие научно-тех нического прогресса, работа ют там и в две, и в т ри сме ны. В этом проявляется стремление максимально . использовать прогрессивной оборудование, быстрее за менить его на еще более, эф-: фективное. Люди, работаю щие в вечерние и ночные - смены, дополнительно поощ ряются. Нашим центральным ведомствам надо безотлага тельно разобраться в этом вопросе и внести предложе ния по улучшению мораль ного и материального стиму лирования тружеников, заня тых в вечерние и ночные смены. Мы надеемся на ак тивное и конструктивное участие ВЦСПС в этом важ ном государственном деле. ’ Еще на первых порах - при обсуждении инициативы, ленинградцев кос кто выска зывал мнение, что не так просто будет осуществить перевод машиностроитель- . ных предприятий на работу в две-три смены. Задача дей ствительно непростая. Но мы вправе поставить вопрос: а . почему люди могут работать в три смены на непрерыв ных производствах — в ме- • таллурпш, химии, а также в пищевой или текстильной промышленности, где, кста ти'сказать, преобладает жен ский труд. Так почему же на предприятиях машине?-' строения и металлообработ ки, где условия труда ничем не хуже, работа налажена/ как правило, в одну смену? Политбюро считает, что. все' министерства и ведомств- ва с участием местных пар тийных, советских, профсо юзных И КОМСОМОЛЬСКИХ ор- - ганов должны незамедли тельно заняться практиче ской работой по интенсифи кации производства с учетом инициативы ленинградцев. Важно при этом перестроить режим работы транспорта, учебных заведений, детских садов, всей социальной сфе ры так. чтобы были созданы необходимые условия для эффективного труда. Видимо, есть смысл при переходе на многосменную работу гарантировать облас тям, краям .и республикам сохранение выделенных на пятилетку суммарных объе мов капитальных вложений с правом использования средств. сэкономленных за счет сокращения нового производственного строи тельства, на реконструкцию предприятий и развитие со циально-культурной сферы, А они, в свою очередь, дол жны гарантировать выполне ние заданий пятилетки. С та кими предложениями, кста ти, уже обращаются некото рые партийные и советские руководители. Думаю, их нужно поддержать. Одним из острейших во просов новой пятилетки яв- 1 ляется ускорение ■техниче ского перевооружения дей ствующего производства. В плане предусмотрено резкое повышение доли капиталь ных вложений на эти ..цели. Но и здесь открывается мно го дополнительных рычагов и возможностей. ПК КПСС высоко оценйл инициативу автоВлЗа и Сумского научно-производст венного объединения, поста вивших своей целью на ос нове мобилизации внутрен них источников совершенст вования организации и ме тодов хозяйствования выйти на передовые рубежи техни ческого прогресса. поднять качество выпускаемой про дукции и в то же время обеспечить высокие экономи ческие показатели в работе. ’ Их опыт берут На вооруже ние многие. Более 260 дру гих крупных предприятий индустрии с будущего года также переходят на принци пы самофинансирования и самоокупаемости. Успешно. реализуют резер вы повышения эффективно сти на каждом рабочем мос те трудовые коллективы производственных объеди нений «ЗИЛ», «Ленинград ский металлический завод». Воронежского за вода > синте тического каучука. Киевско го трикотажного объедине- , ния имени Розы Люксем бург. Пансвежского завода «Экранас» в Литовской ССР, сотни других коллек тивов. Многие предприятия стан костроительной промышлен ности перестраиваются на выпуск наиболее прогрес сивных машин и оборудова ния, способных многократно повысить производитель ность. обеспечить высокое_ качество продукции. Среди них станкостроительные объединения и . предприятия Ленинграда, Иванова. Гоме ля. Одессы. Ульяновска. Активно включились в ре шение .задачи по ускоренно му развитию вычислитель ной и микропроцессорной техники коллективы отрас лей приборостроения и электронной промышленнос ти. Здесь уже созданы ре альные предпрсылки для то го. чтобы в короткие сроки решить проблему освоения высокопроизводительных вы числительных машин, обес печить крупномасштабное производство средств элект ронизации машиностроения и других отраслей народного хозяйства. В двенадцатой пятилетке планируется вы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz