Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ЛЕНИНСКОЕ 69-й год издан ия О р га н Л и п е ц ко го об ком а К П С С и областно го Совета народны х депутатов № 131 (17 528 ) Ц ена 3 коп. В ТРУДОВОМ РИТМЕ ПЯТИЛЕТКИ ЭКСПОНИРУЕТСЯ НА ВДНХ На межотраслевой выстав­ ке ВДНХ СССР, посвященной производственному быту, за­ метное место отведено опыту треста «Аипецкетрой». Красочные стенды расска­ зывают об организации отдыха и медицинского обслуживания строителей и их семей. Пред­ ставлены материалы о меди­ цинских учреждениях треста, о базе отдыха «Березка» и пионерском лагере «Лесная сказка». Организация комплексного бытового обслуживания ли пецких строителей раскрыта на примере завода ЖБИ-7‘Ли­ пецкого домостроительного комбината. Экспозиция под­ тверждает: забота о быте чле­ нов производственных коллек­ тивов самым непосредственным образом сказывается на ре­ зультатах труда. На том же ЖБИ-7 в минувшей пятилетке производительность труда воз­ росла на 23 процента, на треть сократились потери рабочего времени в связи с болезнями. ТЕСНЫЕ УЗЫ ДРУЖБЫ Крепкая, деловая связь установилась между коллек­ тивом коммунистического труда .второго труболитейно­ го цеха завода - «Свободный сокол» и тружениками сов­ хоза «Репецкий» Задонского района. Несмотря на напря­ женный производственный план, в этом году труболи­ тейщики обязались помочь сельчанам в ремонте сель­ хозтехники, посевной и убо­ рочной кампаниях. В , дни сенокоса они оказывают по­ мощь в заготовке кормов для общественного живот­ новодства. А для строительства водо­ провода сокольцы решили -отгрузить подшефным чу­ гунные трубы. Первый отряд цеховых ме­ ханизаторов уже преступил к работе в совхозе «Репец­ кий». п. мысин. ПЕРЕДОВАЯ В О С К Р Е С Н О ГО Н О М Е Р А И М Я , Как-то мне довелось быть свидетелем удивительного случая: полупустой автобус маршрута «Центральный рынок — поселок Дачный» прошел -мимо одной из своих оста­ новок, не взяв пассажиров. Заинтересовав­ шись причиной столь непонятного поведе­ ния водителя, я на конечном пункте попро­ сил его объяснить, почему он это сделал, КЗ каких, так сказать, соображений. Шофер охотно удовлетворил мою любознатель­ ность. — Дело в том, что я неплохой психолог, — без ложной скромности призцался он. — Еще издали, я понял, что этим людям спешить некуда, дел у них никаких нет, просто решили прокатиться. Вот я и решил их не брать... — Позвольте, — опешил я, — по-моему, психологические изыски не входят в круг служебных обязанностей водителей автобу­ сов. Ваше дело — возить пассажиров в соответствии с правилами, но уж никак не решать, кому, куда, когда и зачем ехать... Мой собеседник обиделся: — Как ездил, так и буду ездить! — Но тогда вам нельзя работать на ав­ тобусе... — Как работал, так и буду работать! И ничего .вы со мной не сделаете! Амбиции водителя подогревались, судя по всему, и присутствием его коллег, по­ дошедших на разговор: ему явно хотелось в их глазах выглядеть сильной, уверенной в себе личностью, истинным капитаном че­ тырехколесного лайнера, для которого пас­ сажирский муравейник — досадный и от­ влекающий от высоких стремлений пустяк. Но как сразу поблекла «сильная личность», как забегали глаза «капи^аиа-психолога», когда его попросили назвать свою фамилию. Как мы ни пытались, он так и не назвался, и пришлось обращаться за помощью к дис­ петчеру, которая и сообщила фамилию во- дител^ы«экспериментатора»: тов. Сумин (автоколонна № 1415). Давний пример? Уверен, что почти каж­ дый читатель может привести более све­ жий и, к сожалению, не один. Вернемся опять к автобусам. «Пятерка» в централь­ ной части Липецка следует от остановки к остановке нормально. Но как только попа­ дает в район тракторного завода, у части водителей появляется неукротимое желание сойти с маршрута. И вот уже в салоне слы­ шится: «Автобус следует только до диспет­ черской» или «Всех пассажиров просят пе­ ресесть в следом идущий автобус». Анало­ гичное положение и с' трамваями, то и де­ ло следуют «уточнения»: «Только до ули­ цы Литаврина». «Только до кольна труб­ ного завода»... Что? Почему? Никто ничего не знает, не понимает, люди возмущаются. По попробуйте у водителя выяснить причи­ ну — это будет расценено так. как будто вы интересуетесь его интимной жизнью. По­ пытка же узнать фамилию приравнивается к тяжкому оскорблению.. В собес люди приходят отнюдь не в свя­ зи с радостными событиями. Иной раз ра­ стеряны, порой удручены... Участливое вни­ мание — вот. пожалуй, что для них глав­ ное в эти минуты. Но понятие «участие» весьма своеобразно толкуют сотрудники со­ беса Советского района: посетителя здесь встречают сокрушительным вздохом «Опять пришли мешать работе!»... Если посетитель проявит все же настойчивость в решении своего вопроса или получении пустяковой справки, то его долго будут гонять от сто­ ла к столу (сесть ему. конечно, никто, не предложит, впрочем, как никто не ответит и на его робкое «Здравствуйте!»). Кстати, во многих конторских учреждениях стало признаком «хорошего тона» не замечать вошедшего: пусть помнется V порога, пусть шапку поломает, -пусть проникнется свя­ щенным трепетом перед машиной бюро­ кратизма. А уж коли взыграет в нем чув­ ство собственного достоинства и уязвлен­ ной человеческой гордости, и он решит узнать фамилию «не замечающих» его, то в том же собесе Советского района фами­ лий ему не скажут, а образцы недоброже­ лательности охотно продемонстрируют. При. чем в этом случае маститые ветераны кон­ торского труда ничуть не смущаются при­ сутствием своих молодых сотрудниц: пусть, мол, учатся. И они учатся... А теперь давайте задумаемся, почему водители, нарушающие производственную дисциплину, хамовитые продавцы и работ- ТВОЕ ники службы быта, закостеневшие среди мертвых бумажек служащие, коим дове­ рена. работа с живыми людьми, ведут себя свободно и вольготно до тех йор, пока де­ ло не доходит до их имен и фамилий? По­ чему они с такой энергией и настойчи­ востью защищают свою безьшянностъ? Да потому, что анонимное хамство позволяет его носителю раствориться среди других— честных, добросовестных, внимательных и доброжелательных людей, позволяет избе­ жать ответственности. Схема проста: оби­ дел человека (пассажира, покупателя, за­ казчика, посетителя), унизил его. потешил свое явно больное самолюбие — и в кусты. Схватили за руку и сразу знакомое: « А что я такого сделал, что я такого сказал?». Нарком Серго Орджоникидзе в свое вре­ мя заметил, что у каждого недостатка, каж­ дой ошибки или накладки есть фамилия, имя и отчество. Имелось в виду, что в каж­ дом отдельном случае существует персо­ нально ответственный за это человек. Сей­ час эти слова приобрели особую актуаль­ ность. В ходе ведущейся перестройки пер­ сональная ответственность — от рабочего до министра — за порученное дело стала одним из решающих факторов нашего уско­ ренного движения вперед. В сфере матери­ ального производства новые требования вхо­ дят в жизнь быстрее. А рот сфера обслу­ живания, о которой сегодня, собственно, и идет речь, явно отстает. Сказываются и просчеты в воспитательной работе, и инер­ ция, которая, как выясняется, здесь осо­ бенно сильна. Некоторые пути решения беспокоящих нас всех проблем подсказывают письма чи­ тателей. И прежде всего они требуют по­ вести решительную, настойчивую и беском­ промиссную борьбу с'анонимностью, безли­ костью и безымянностью в сфере обслужи­ вания. Ведь «анонимное хамство. — пишет строитель И. Воронцов, — не так у ж не­ винно, как это может показаться на первый взгляд. Грубит один продавец, а у.раздра­ женных покупателей складывается впечат­ ление, что неуважение к покупателю—чуть ли не неотъемлемый элемент всей нашей торговли. Безобразничает . один шофер, а неудовольствие—по адресу всех транспорт­ ников. Посетителя в очередной раз «отфут­ болил» бюрократ — и вот уже мнение: раз­ ве тут правды добьешься?». Строителю вто­ рит ветеран труда С. Глухов. «В Липецке за спиной продавца должна быть крупная надпись с фамилией, именем и отчеством того, кто стоит за прилавком. Именно круп­ ная, а не микроскопическая, которую и в очках-то не сразу прочтешь. В автобусах— там. где крупно указано о штрафе за безби­ летный проезд, — надо так же крупно ука­ зывать фамилию водителя вместо красую­ щихся за стеклом трехлетней давности афиш о гастролях цыганских ансамблей. А в кон­ торах пусть на столах стоят таблички с именами тех, с кем беседует посетитель. И будьте уверены: это заставит многих изме­ нить свое поведение». Трудно не согласиться с этими мнениями. Есть предложения, идущие еще дальше. Записи в жалобных книгах и меры, по ним принятые, для шнр.оккх масс остаются не­ известными. Это позволяет обсуждать пове­ дение нерадивых келейно, в своем кругу, порой — необъективно. Давайте и это придадим гласности. И тогда рядом с круп­ но написанной фамилией продавца появит­ ся дополнение (хотя бы на неделю): *Объ­ явлен выговор за грубое обращение с по­ купателями». Подобная мера будет дейст­ веннее любого обсуждения на собрании. Конечно, это не привычно. Вероятно, под разными предлогами осуществление этих предложений в сфере обслуживания будет тормозиться: ведь преимущества анонимно­ сти очевидны, а отказ от нее поставит мно­ гие службы под контроль сотен тысяч лю­ ден. Но—будем настойчивы. Тысячи металлургов, строителей, хлебо­ робов в любых условиях, при любых обсто­ ятельствах назовут свои имена, потому что гордятся ими. п о т о м у что за каждым име­ нем—труд на благо людей и Отчизны, труд без всякого лукавства и уверток. Давайте же наводить такой же порядок и среди доморощенных шоферов-«психологов». Б. СЕМЕНОВ, член редакционной коллегии «Ленинского знамени». КУДА ПОШЛЕТ ДИРЕКТОР С нолей тянуло таким гу­ стым да застойным жаром, что даже трава на обочинах поникла. В пыльном мареве медленно плыли мащнны. Но председатель Чаплыгин- ского райисполкома Н. С Попов, казалось, не замечал духоты. В его кабинет то и дело входили люди, включал­ ся селектор, звучали прось­ бы, вопросы, распоряжения. ■ Оторвавшись на пару ми­ нут о^г телефонной трубки, Николай Сергеевич объяснил ситуацию: вновь поломка на хлебозаводе. Остаться без хлеба — всегда «ЧП», но сегодня, как никогда, важно, чтобы у людей не было ни малейше^) повода для обид, В районе решили полностью отказаться на свекле от приезжавших издалека «ва­ рягов», рассчитали, что обой­ дутся своими силами. Но силы эти надо поднять, вы­ вести в поле. Вывести не командой, а чем-то иным... О неотложных общих забо­ тах речь повели на сходах, собраниях. Многие предприя­ тия вызвались взять участ­ ки вдвое больше, чем брали прежде. И справились, надо сказать, неплохо. Теперь на­ чались вторая проверка по­ севов й сенокос. А зйачит, снова в поле, на луг,' надо поднять людей. Вот и председатель Трое- куровского сельисполкома Николай Михайлович Ни- кульшин в минувший чет­ верг поутру собрал свой аппарат для короткого раз­ говора. Заведующий клубом, киномеханик, сам Николай Михайлович возьмут в руки косы. Им помогут пенсионе­ ры М. Ф. Аверин, В. Н. Березин, Г. М. Грачев. Вме­ сте с учителями, медиками, связистами наберется брига­ да в подспорье совхозу. — Мы тут всегда под ру­ кой, — заверил Никульшии. —Тяпку па косу сменить не­ долго. Как только, скажут — пойдем на луг. А когда это б у д е т— не знаю, совхозно­ му руководству виднее. От сельсовета до совхозной конторы —;< лишь улицу. пе­ рейти. Дальше ли видно из директорского окна — спо­ рить не будем. Но то, что в это окно пока не влетел ве­ терок из райцентра — яснее ясного. И причиной тому, увы, отнюдь не погода. ...В пыльной приемной под дверыо с табличкой «Дирек­ тор А. Т. Матыцин» переми­ наются посетители. Рабочие, пожилые женщины — их всех привели сюда неотлож­ ные просьбы. Стульев для них никто не припас, а сек­ ретаршу робкие гости не­ слыханно раздражают. За ■ дверью начальственный ба­ ритон твердит о сметах, про­ ектах, и в приемную выле­ тают залпы отнюдь не изя­ щной словесности. Посетите­ ли оторопело отводят взгля­ ды. Всем нам остается толь­ ко уткнуться глазами в стенд «Народный контроль». Машинописный текст на по­ желтевших листках привыч­ ного человека, конечно, не задевает. Но для приезжего корреспондента это, не скрою, нахоДка. Речь идет о потерях топлива в 1984 (!) году. И о том, что сегодня, то бишь в первом квартале 1985-го, некоторые водители продолжают транжирить бен­ зин... Эта единственная в конто­ ре «наглядность» говорит сама за себя. Но главное, что под стать ей в хозяйстве и настроения — позапрош­ логодние. Управляющие от­ делениями, специалисты — все, с кем пришлось разго­ варивать — выжидают, ки­ вают на небо, да пожимают плечами: дескать, сушь, тра­ ва перестала расти. Нам бы дождика. И нет никаких сомнений: хлынет дождь, и снова в руках троекуровцев появится неотразимый в сво­ ей простоте аргумент: на луг не выйти — залило... А тем временем старики в округе знай себе машут ко­ сами да ворчат потихоньку на местную власть: с чем пойдем в зиму — с этими былками, что наскребем по оврагам? В суровую зиму по всей троекуровской зоне вымерз­ ли клевера. Вико-овсяная смесь на богаре местами уже желтеет. Нет нужды объяснять, как важно не упустить момент, бросить на первый укос все силы — и технику, и людей. Не зря в соседнем колхозе «Крас­ ное знамя» председатель Н. В. Титов спозаранку бе­ рется за телефон: когда же придет в хозяйство обещан­ ный пресс-подборщик? За­ тюковать бы сено и мож­ но всю зиму спокойно жить. Не зря и в колхозе имени Калинина, что с «Троеку- ровским» через межу, так торопились построить склад: запрячут под крышу во­ семьсот тонн сена — и ни­ каких тебе отходов и потерь. А троекуровцы вновь со­ бираются метать стога. — На пресс-подборщик особо не полагаемся, — де­ лится управляющий Николь­ ским отделением II. А. Мяс­ ных. — В прошлом ' году бился с ним главный агро­ ном В. М. Кувшинов — не завязываются тюки,/ хоть плачь. Сенокос уже постучался в дверь, а в отделении все га­ дают, с чем его встретить. Есть стогомет, две толкаю­ щих волокуши. А вот граб­ ли — боковые старенькие. — Считайте, что нет граб­ лей, — безнадежно машет рукой управляющий. Мо­ жет, с Центрального отделе­ ния что-нибудь нам подбро­ сят? В Никольском считают, что однолетние подойдут лишь дней через десять. Ну, а если начнутся дожди? На этот случай Н. М. Ни- Кульшин держит в готовно­ сти 27 троекуровских уч­ реждений: аптеку, больницу, железнодорожную станцию. Директор прикажет — и люди бросят работу, пойдут ворошить сено. А Никольские домохозяйки, пенсионеры, наверняка, без особого любо­ пытства будут поглядывать за околицу, где закипит ра­ бота. Эти люди — из тех, что толпились сегодня в ди­ ректорской приемной в тщетной надежде выпросить машину, подвезти комби­ корм или уголь. В деревне, как нигде, личное связано неразрывно с общественным. В Чаплы. гинском районе немало хо­ зяйств, где рабочие, колхоз­ ники знают, что в правлении или дирекции их всегда вы­ слушают, пойдут навстречу. И там, только кликни — придут десятки людей, что­ бы помочь перебрать семе­ на картофеля, принять зерно на току, подобрать за ком­ байном потери... Но есть и такие, где. чрезвычайно труд­ но поднять людей на общее дело. А если в Хозяйстве ца­ рят безразличие, равноду­ шие, — не спасет ни новая техника, ни отличное знание технологии. ...Под Троекуровым мы не увидели на лугах ни одной косилки. Безлюдье, тишина. Исполкому местного сельсо­ вета в самую бы пору спро­ сить с совхозных руководи­ телей,, почему они медлят с сенокосом, мобилизовать бы население, но Николай Ми­ хайлович Никульшин точит косу и ждет, на какую де­ лянку пошлет его директор совхоза. Е. САВРОВА. А Более девяти тонн мо­ лока ежесуточно отправляют государству животноводы мо­ лочнотоварной фермы доб- ровского колхоза имени Крупской. Стабильность ра­ боты обеспечиваемся высокой ответственностью каждого, в Мом числе операторов ма­ шинного доения Нины Рол- дугииой, Татьяны Карих, Ва­ лентины Ивановой, Зинаиды Акуловой, которых вы види­ те на этом снимке. Фото В. СТРОКОВА. ЧТО МОЖЕТ НОВАТОР? — При желании — многое, — считает Н. А. Яковлев, мае- тер участка электрообмотки предприятия тепловых сетей треста «Железобетон», — Да* же собрать станки из тех де­ талей, что нерачительные хо­ зяева торопятся выбросить на свалку. А чтобы не быть голослов­ ным, Николай Александрович подводит к одному из таких станков. У него нет ни назва­ ния, ни заводской марки. Но сегодня без него на участке невозможно обойтись. Станок помог решить проблему с за­ готовкой клиньев, предназна­ ченных для расклиновки обмо­ ток электродвигателей. Годами рабочие участка бились над этой проблемой, ведь для ре­ монтных нужд такие клинья нигде не изготавливаются. При­ ходилось обыкновенным ножом часами, выстругивать их из де­ ревянных брусков. Теперь же — включил миниатюрный ста­ нок. и через каждые пятнад­ цать секунд из под его резггов выходят шесть аккуратных пазовых клиньев. Производи­ тельность труда, таким обра­ зом, возросла в ’ десятки раз. А сам станок Яковлев скон­ струировал и собрал своими руками. Все, что в нем исп­ равно работает, еше недавно пылилось в грудах старых спи­ санных механизмов. Творчество новаторов в зна­ чительной мере помогает кол­ лективу участка успешно справляться с напряженными .производственными задания­ ми. К. МИХАЙЛОВ. НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ АСУ -----------------------Горизонты В Основных направлениях экономического и социально­ го развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года говорится: «Высокими темпами наращивать масштабы применения современных высокопроизводитель­ ных электронно-вычислительных машин всех классов. Продолжить создание и повысить эффективность раооты вычислительных центров коллективного пользования, ин­ тегрированных банков данных сетей обработки и переда­ чи информации». Курс на компьютеризацию, на развитие автоматизированных систем управления взят и на липец­ ком заводе «Пентролит». О том. что уже сделано и что предстоит сделать, наш корреспондент попросил п^ска- зать начальника отдела АСУП завода А. П. ПРЫТКОВА. — Наш отдел был создан девять лет назад и насчиты­ вал тогда всего одиннадцать человек Приобрели две электронно - вычислительные машины «Минск-22». В тече­ ние года сумели загрузить о д н у из них на трехсменную работу «Умной» технике по плечу сложные задачи: учет выпушенной продукции, ее о т г р \ зки потребителям, -•нализ брака оформление платежных требований на го­ товые изделия. Сразу же взяли за твердое правило: действовать оперативно. Как только заканчивалась очеред­ ная смена, работники вычи­ слительного центра присту­ пали к делу. А утром руко­ водители подразделений уже имели полное представление о том. кто как работал, где «узкие» места. Нам здорово помогли бо­ лее опытные коллеги с ря­ занского завода «Центро- технического лит». Мы получили из Ряза­ ни уже обкатанные, опробо­ ванные программы. Рязанцы обучали наших специалистов, непосредст­ венно участвовали во внед­ рении первых задач. В на­ стоящее время диапазон ра­ боты значительно увеличен. Запущены программы по уче­ ту форм в литейных цехах, нормативно-чистой продук­ ции, брака по видам отливок, заболеваемости работников. Расширен учет материалов, номенклатуры изделий. ЭВМ держит под контролем ис­ полнительскую ДИСЦИПЛИНУ, план-график отгрузки гото­ вой продукции, учитывает за­ траты труда и заработную плату. Одним словом, вычис лительная техника стала на­ дежным помощником управ­ ленцев. инженеров. — Но ведь технический прогресс не стоит на месте, прогресса — жизнь ставит все более сложные задачи. — Да. нас не удовлетво­ ряет достигнутое. По совре­ менным понятиям техноло­ гия, примемяемая в вычис­ лительном центре с исполь­ зованием машин «Минск 22». явно устарела. Множество работников вынуждены гото­ вить информацию для ввода в эти машины. Мы ее прове­ ряем, набиваем на перфо­ ленту, обрабатываем на ЭВМ, выпускаем табуляграммы. Сложная и громоздкая систе­ ма. с тройным дублировани­ ем, долгой подготовкой раз­ личных промежуточных доку ментов! Нужно переходить на технику новых поколении. Сейчас монтируется ЭВМ ЕС 1035, оснашенная разви той периферией, мощными программными средствами, которые позволяют непосрел ственно самим работникам цехов и служб завода с по мощью дисплеев вводить в ЭВМ данные, проводить кор­ ректировку и получать гото­ вые ответы. Есть возмож­ ность запускать необходи­ мые программы с выводом документов на печатающие устройства. Одновременно можно обслуживать до ста абонентов. Запуск новой си­ стемы предусмотрен в 1988 году. — Сроки для создания ее довольно сжатые. По силам ли коллективу такой объем работ? — За. полтора года нам одним всего не осилить. Вот и собрались мы вместе: ра­ ботники вычислительных центров рязанского, грмель- ского, липецкого «Центроли- тов», московского завода «Станколит». 'ленинградского института ВПТИлитпром — и решили объединить у с и л и я по разработке соответствую щего программного обеспече­ ния, создать типовую АСУ для наших литейных пред­ приятий. Общий объем работ рас­ пределен между участника­ ми. составлен координацион­ ный план внедрения типовой АСУ. Основой проекта стала система управления, успешно эксплуатируемая на гомель­ ском заводе «Пентролит». Подобная кооперация поз­ воляет свести до минимума затраты, сжать сроки. Про ект потребует перестройки всей деятельности как работ­ ников вычислительных цент­ ров. так и специалистов структурных подразделений заводов. Очень важно обучить весь инженерно-технический пео- сопал правильному обраще­ нию с вычислительной тех­ никой, ведь им самим при­ дется вести диалог с ЭВМ. Но это только начало. В перспективе намечаем соз­ дать автоматизированные системы проектирования и управления технологическими процессами. Работа уже на­ чата. Записал В. ЯКУНИН. ------—Внимание: о п ы т ! ------- СТАЛЬ И ШЛАК ЖДАНОВ, (Донецкая область). (Корр. ТАСС О. Тохтомыш). Важным шагом к безотходной тех­ нологии стал на Жданов­ ском металлургическом комбинате «Азовсталь» пущенный дробильно-сор­ тировочный комплекс по переработке доменных шлаков. Он рассчитан на годовой выпуск 500 ты­ сяч кубических метров щебня, используемого в дорожном строительстве и при изготовлении тепло­ изоляционных изделий. Специалисты комбина­ та сами спроектировали и соорудили утилизацион­ ную установку, работаю­ щую в автоматическом режиме. Главный конвейер ком­ плекса снабжен магнит­ ными устройствами, ко­ торые помогут ежегодно улавливать из шлаков до 15 тысяч тонн металла. Он найдет применение в качестве добавок при вы­ плавке чугуна и стали. «Южная магнитна» — ведущее в отрасли пред­ приятие но переработке отходов производства. Созданные здесь мощно­ сти обеспечивают пол­ ную утилизацию домен­ ных, мартеновских и кон­ вертерных шлаков. Полу­ чаемые из них минераль­ ные удобрения и строи­ тельные материалы от­ правляются более чем в пятьсот адресов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz