Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ЛЕНИНСКОЕ 69-й год издан ия О р га н Л и п е ц ко го об ком а К П С С и областно го Совета народны х депутатов № 131 (17 528 ) Ц ена 3 коп. В ТРУДОВОМ РИТМЕ ПЯТИЛЕТКИ ЭКСПОНИРУЕТСЯ НА ВДНХ На межотраслевой выстав ке ВДНХ СССР, посвященной производственному быту, за метное место отведено опыту треста «Аипецкетрой». Красочные стенды расска зывают об организации отдыха и медицинского обслуживания строителей и их семей. Пред ставлены материалы о меди цинских учреждениях треста, о базе отдыха «Березка» и пионерском лагере «Лесная сказка». Организация комплексного бытового обслуживания ли пецких строителей раскрыта на примере завода ЖБИ-7‘Ли пецкого домостроительного комбината. Экспозиция под тверждает: забота о быте чле нов производственных коллек тивов самым непосредственным образом сказывается на ре зультатах труда. На том же ЖБИ-7 в минувшей пятилетке производительность труда воз росла на 23 процента, на треть сократились потери рабочего времени в связи с болезнями. ТЕСНЫЕ УЗЫ ДРУЖБЫ Крепкая, деловая связь установилась между коллек тивом коммунистического труда .второго труболитейно го цеха завода - «Свободный сокол» и тружениками сов хоза «Репецкий» Задонского района. Несмотря на напря женный производственный план, в этом году труболи тейщики обязались помочь сельчанам в ремонте сель хозтехники, посевной и убо рочной кампаниях. В , дни сенокоса они оказывают по мощь в заготовке кормов для общественного живот новодства. А для строительства водо провода сокольцы решили -отгрузить подшефным чу гунные трубы. Первый отряд цеховых ме ханизаторов уже преступил к работе в совхозе «Репец кий». п. мысин. ПЕРЕДОВАЯ В О С К Р Е С Н О ГО Н О М Е Р А И М Я , Как-то мне довелось быть свидетелем удивительного случая: полупустой автобус маршрута «Центральный рынок — поселок Дачный» прошел -мимо одной из своих оста новок, не взяв пассажиров. Заинтересовав шись причиной столь непонятного поведе ния водителя, я на конечном пункте попро сил его объяснить, почему он это сделал, КЗ каких, так сказать, соображений. Шофер охотно удовлетворил мою любознатель ность. — Дело в том, что я неплохой психолог, — без ложной скромности призцался он. — Еще издали, я понял, что этим людям спешить некуда, дел у них никаких нет, просто решили прокатиться. Вот я и решил их не брать... — Позвольте, — опешил я, — по-моему, психологические изыски не входят в круг служебных обязанностей водителей автобу сов. Ваше дело — возить пассажиров в соответствии с правилами, но уж никак не решать, кому, куда, когда и зачем ехать... Мой собеседник обиделся: — Как ездил, так и буду ездить! — Но тогда вам нельзя работать на ав тобусе... — Как работал, так и буду работать! И ничего .вы со мной не сделаете! Амбиции водителя подогревались, судя по всему, и присутствием его коллег, по дошедших на разговор: ему явно хотелось в их глазах выглядеть сильной, уверенной в себе личностью, истинным капитаном че тырехколесного лайнера, для которого пас сажирский муравейник — досадный и от влекающий от высоких стремлений пустяк. Но как сразу поблекла «сильная личность», как забегали глаза «капи^аиа-психолога», когда его попросили назвать свою фамилию. Как мы ни пытались, он так и не назвался, и пришлось обращаться за помощью к дис петчеру, которая и сообщила фамилию во- дител^ы«экспериментатора»: тов. Сумин (автоколонна № 1415). Давний пример? Уверен, что почти каж дый читатель может привести более све жий и, к сожалению, не один. Вернемся опять к автобусам. «Пятерка» в централь ной части Липецка следует от остановки к остановке нормально. Но как только попа дает в район тракторного завода, у части водителей появляется неукротимое желание сойти с маршрута. И вот уже в салоне слы шится: «Автобус следует только до диспет черской» или «Всех пассажиров просят пе ресесть в следом идущий автобус». Анало гичное положение и с' трамваями, то и де ло следуют «уточнения»: «Только до ули цы Литаврина». «Только до кольна труб ного завода»... Что? Почему? Никто ничего не знает, не понимает, люди возмущаются. По попробуйте у водителя выяснить причи ну — это будет расценено так. как будто вы интересуетесь его интимной жизнью. По пытка же узнать фамилию приравнивается к тяжкому оскорблению.. В собес люди приходят отнюдь не в свя зи с радостными событиями. Иной раз ра стеряны, порой удручены... Участливое вни мание — вот. пожалуй, что для них глав ное в эти минуты. Но понятие «участие» весьма своеобразно толкуют сотрудники со беса Советского района: посетителя здесь встречают сокрушительным вздохом «Опять пришли мешать работе!»... Если посетитель проявит все же настойчивость в решении своего вопроса или получении пустяковой справки, то его долго будут гонять от сто ла к столу (сесть ему. конечно, никто, не предложит, впрочем, как никто не ответит и на его робкое «Здравствуйте!»). Кстати, во многих конторских учреждениях стало признаком «хорошего тона» не замечать вошедшего: пусть помнется V порога, пусть шапку поломает, -пусть проникнется свя щенным трепетом перед машиной бюро кратизма. А уж коли взыграет в нем чув ство собственного достоинства и уязвлен ной человеческой гордости, и он решит узнать фамилию «не замечающих» его, то в том же собесе Советского района фами лий ему не скажут, а образцы недоброже лательности охотно продемонстрируют. При. чем в этом случае маститые ветераны кон торского труда ничуть не смущаются при сутствием своих молодых сотрудниц: пусть, мол, учатся. И они учатся... А теперь давайте задумаемся, почему водители, нарушающие производственную дисциплину, хамовитые продавцы и работ- ТВОЕ ники службы быта, закостеневшие среди мертвых бумажек служащие, коим дове рена. работа с живыми людьми, ведут себя свободно и вольготно до тех йор, пока де ло не доходит до их имен и фамилий? По чему они с такой энергией и настойчи востью защищают свою безьшянностъ? Да потому, что анонимное хамство позволяет его носителю раствориться среди других— честных, добросовестных, внимательных и доброжелательных людей, позволяет избе жать ответственности. Схема проста: оби дел человека (пассажира, покупателя, за казчика, посетителя), унизил его. потешил свое явно больное самолюбие — и в кусты. Схватили за руку и сразу знакомое: « А что я такого сделал, что я такого сказал?». Нарком Серго Орджоникидзе в свое вре мя заметил, что у каждого недостатка, каж дой ошибки или накладки есть фамилия, имя и отчество. Имелось в виду, что в каж дом отдельном случае существует персо нально ответственный за это человек. Сей час эти слова приобрели особую актуаль ность. В ходе ведущейся перестройки пер сональная ответственность — от рабочего до министра — за порученное дело стала одним из решающих факторов нашего уско ренного движения вперед. В сфере матери ального производства новые требования вхо дят в жизнь быстрее. А рот сфера обслу живания, о которой сегодня, собственно, и идет речь, явно отстает. Сказываются и просчеты в воспитательной работе, и инер ция, которая, как выясняется, здесь осо бенно сильна. Некоторые пути решения беспокоящих нас всех проблем подсказывают письма чи тателей. И прежде всего они требуют по вести решительную, настойчивую и беском промиссную борьбу с'анонимностью, безли костью и безымянностью в сфере обслужи вания. Ведь «анонимное хамство. — пишет строитель И. Воронцов, — не так у ж не винно, как это может показаться на первый взгляд. Грубит один продавец, а у.раздра женных покупателей складывается впечат ление, что неуважение к покупателю—чуть ли не неотъемлемый элемент всей нашей торговли. Безобразничает . один шофер, а неудовольствие—по адресу всех транспорт ников. Посетителя в очередной раз «отфут болил» бюрократ — и вот уже мнение: раз ве тут правды добьешься?». Строителю вто рит ветеран труда С. Глухов. «В Липецке за спиной продавца должна быть крупная надпись с фамилией, именем и отчеством того, кто стоит за прилавком. Именно круп ная, а не микроскопическая, которую и в очках-то не сразу прочтешь. В автобусах— там. где крупно указано о штрафе за безби летный проезд, — надо так же крупно ука зывать фамилию водителя вместо красую щихся за стеклом трехлетней давности афиш о гастролях цыганских ансамблей. А в кон торах пусть на столах стоят таблички с именами тех, с кем беседует посетитель. И будьте уверены: это заставит многих изме нить свое поведение». Трудно не согласиться с этими мнениями. Есть предложения, идущие еще дальше. Записи в жалобных книгах и меры, по ним принятые, для шнр.оккх масс остаются не известными. Это позволяет обсуждать пове дение нерадивых келейно, в своем кругу, порой — необъективно. Давайте и это придадим гласности. И тогда рядом с круп но написанной фамилией продавца появит ся дополнение (хотя бы на неделю): *Объ явлен выговор за грубое обращение с по купателями». Подобная мера будет дейст веннее любого обсуждения на собрании. Конечно, это не привычно. Вероятно, под разными предлогами осуществление этих предложений в сфере обслуживания будет тормозиться: ведь преимущества анонимно сти очевидны, а отказ от нее поставит мно гие службы под контроль сотен тысяч лю ден. Но—будем настойчивы. Тысячи металлургов, строителей, хлебо робов в любых условиях, при любых обсто ятельствах назовут свои имена, потому что гордятся ими. п о т о м у что за каждым име нем—труд на благо людей и Отчизны, труд без всякого лукавства и уверток. Давайте же наводить такой же порядок и среди доморощенных шоферов-«психологов». Б. СЕМЕНОВ, член редакционной коллегии «Ленинского знамени». КУДА ПОШЛЕТ ДИРЕКТОР С нолей тянуло таким гу стым да застойным жаром, что даже трава на обочинах поникла. В пыльном мареве медленно плыли мащнны. Но председатель Чаплыгин- ского райисполкома Н. С Попов, казалось, не замечал духоты. В его кабинет то и дело входили люди, включал ся селектор, звучали прось бы, вопросы, распоряжения. ■ Оторвавшись на пару ми нут о^г телефонной трубки, Николай Сергеевич объяснил ситуацию: вновь поломка на хлебозаводе. Остаться без хлеба — всегда «ЧП», но сегодня, как никогда, важно, чтобы у людей не было ни малейше^) повода для обид, В районе решили полностью отказаться на свекле от приезжавших издалека «ва рягов», рассчитали, что обой дутся своими силами. Но силы эти надо поднять, вы вести в поле. Вывести не командой, а чем-то иным... О неотложных общих забо тах речь повели на сходах, собраниях. Многие предприя тия вызвались взять участ ки вдвое больше, чем брали прежде. И справились, надо сказать, неплохо. Теперь на чались вторая проверка по севов й сенокос. А зйачит, снова в поле, на луг,' надо поднять людей. Вот и председатель Трое- куровского сельисполкома Николай Михайлович Ни- кульшин в минувший чет верг поутру собрал свой аппарат для короткого раз говора. Заведующий клубом, киномеханик, сам Николай Михайлович возьмут в руки косы. Им помогут пенсионе ры М. Ф. Аверин, В. Н. Березин, Г. М. Грачев. Вме сте с учителями, медиками, связистами наберется брига да в подспорье совхозу. — Мы тут всегда под ру кой, — заверил Никульшии. —Тяпку па косу сменить не долго. Как только, скажут — пойдем на луг. А когда это б у д е т— не знаю, совхозно му руководству виднее. От сельсовета до совхозной конторы —;< лишь улицу. пе рейти. Дальше ли видно из директорского окна — спо рить не будем. Но то, что в это окно пока не влетел ве терок из райцентра — яснее ясного. И причиной тому, увы, отнюдь не погода. ...В пыльной приемной под дверыо с табличкой «Дирек тор А. Т. Матыцин» переми наются посетители. Рабочие, пожилые женщины — их всех привели сюда неотлож ные просьбы. Стульев для них никто не припас, а сек ретаршу робкие гости не слыханно раздражают. За ■ дверью начальственный ба ритон твердит о сметах, про ектах, и в приемную выле тают залпы отнюдь не изя щной словесности. Посетите ли оторопело отводят взгля ды. Всем нам остается толь ко уткнуться глазами в стенд «Народный контроль». Машинописный текст на по желтевших листках привыч ного человека, конечно, не задевает. Но для приезжего корреспондента это, не скрою, нахоДка. Речь идет о потерях топлива в 1984 (!) году. И о том, что сегодня, то бишь в первом квартале 1985-го, некоторые водители продолжают транжирить бен зин... Эта единственная в конто ре «наглядность» говорит сама за себя. Но главное, что под стать ей в хозяйстве и настроения — позапрош логодние. Управляющие от делениями, специалисты — все, с кем пришлось разго варивать — выжидают, ки вают на небо, да пожимают плечами: дескать, сушь, тра ва перестала расти. Нам бы дождика. И нет никаких сомнений: хлынет дождь, и снова в руках троекуровцев появится неотразимый в сво ей простоте аргумент: на луг не выйти — залило... А тем временем старики в округе знай себе машут ко сами да ворчат потихоньку на местную власть: с чем пойдем в зиму — с этими былками, что наскребем по оврагам? В суровую зиму по всей троекуровской зоне вымерз ли клевера. Вико-овсяная смесь на богаре местами уже желтеет. Нет нужды объяснять, как важно не упустить момент, бросить на первый укос все силы — и технику, и людей. Не зря в соседнем колхозе «Крас ное знамя» председатель Н. В. Титов спозаранку бе рется за телефон: когда же придет в хозяйство обещан ный пресс-подборщик? За тюковать бы сено и мож но всю зиму спокойно жить. Не зря и в колхозе имени Калинина, что с «Троеку- ровским» через межу, так торопились построить склад: запрячут под крышу во семьсот тонн сена — и ни каких тебе отходов и потерь. А троекуровцы вновь со бираются метать стога. — На пресс-подборщик особо не полагаемся, — де лится управляющий Николь ским отделением II. А. Мяс ных. — В прошлом ' году бился с ним главный агро ном В. М. Кувшинов — не завязываются тюки,/ хоть плачь. Сенокос уже постучался в дверь, а в отделении все га дают, с чем его встретить. Есть стогомет, две толкаю щих волокуши. А вот граб ли — боковые старенькие. — Считайте, что нет граб лей, — безнадежно машет рукой управляющий. Мо жет, с Центрального отделе ния что-нибудь нам подбро сят? В Никольском считают, что однолетние подойдут лишь дней через десять. Ну, а если начнутся дожди? На этот случай Н. М. Ни- Кульшин держит в готовно сти 27 троекуровских уч реждений: аптеку, больницу, железнодорожную станцию. Директор прикажет — и люди бросят работу, пойдут ворошить сено. А Никольские домохозяйки, пенсионеры, наверняка, без особого любо пытства будут поглядывать за околицу, где закипит ра бота. Эти люди — из тех, что толпились сегодня в ди ректорской приемной в тщетной надежде выпросить машину, подвезти комби корм или уголь. В деревне, как нигде, личное связано неразрывно с общественным. В Чаплы. гинском районе немало хо зяйств, где рабочие, колхоз ники знают, что в правлении или дирекции их всегда вы слушают, пойдут навстречу. И там, только кликни — придут десятки людей, что бы помочь перебрать семе на картофеля, принять зерно на току, подобрать за ком байном потери... Но есть и такие, где. чрезвычайно труд но поднять людей на общее дело. А если в Хозяйстве ца рят безразличие, равноду шие, — не спасет ни новая техника, ни отличное знание технологии. ...Под Троекуровым мы не увидели на лугах ни одной косилки. Безлюдье, тишина. Исполкому местного сельсо вета в самую бы пору спро сить с совхозных руководи телей,, почему они медлят с сенокосом, мобилизовать бы население, но Николай Ми хайлович Никульшин точит косу и ждет, на какую де лянку пошлет его директор совхоза. Е. САВРОВА. А Более девяти тонн мо лока ежесуточно отправляют государству животноводы мо лочнотоварной фермы доб- ровского колхоза имени Крупской. Стабильность ра боты обеспечиваемся высокой ответственностью каждого, в Мом числе операторов ма шинного доения Нины Рол- дугииой, Татьяны Карих, Ва лентины Ивановой, Зинаиды Акуловой, которых вы види те на этом снимке. Фото В. СТРОКОВА. ЧТО МОЖЕТ НОВАТОР? — При желании — многое, — считает Н. А. Яковлев, мае- тер участка электрообмотки предприятия тепловых сетей треста «Железобетон», — Да* же собрать станки из тех де талей, что нерачительные хо зяева торопятся выбросить на свалку. А чтобы не быть голослов ным, Николай Александрович подводит к одному из таких станков. У него нет ни назва ния, ни заводской марки. Но сегодня без него на участке невозможно обойтись. Станок помог решить проблему с за готовкой клиньев, предназна ченных для расклиновки обмо ток электродвигателей. Годами рабочие участка бились над этой проблемой, ведь для ре монтных нужд такие клинья нигде не изготавливаются. При ходилось обыкновенным ножом часами, выстругивать их из де ревянных брусков. Теперь же — включил миниатюрный ста нок. и через каждые пятнад цать секунд из под его резггов выходят шесть аккуратных пазовых клиньев. Производи тельность труда, таким обра зом, возросла в ’ десятки раз. А сам станок Яковлев скон струировал и собрал своими руками. Все, что в нем исп равно работает, еше недавно пылилось в грудах старых спи санных механизмов. Творчество новаторов в зна чительной мере помогает кол лективу участка успешно справляться с напряженными .производственными задания ми. К. МИХАЙЛОВ. НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ АСУ -----------------------Горизонты В Основных направлениях экономического и социально го развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года говорится: «Высокими темпами наращивать масштабы применения современных высокопроизводитель ных электронно-вычислительных машин всех классов. Продолжить создание и повысить эффективность раооты вычислительных центров коллективного пользования, ин тегрированных банков данных сетей обработки и переда чи информации». Курс на компьютеризацию, на развитие автоматизированных систем управления взят и на липец ком заводе «Пентролит». О том. что уже сделано и что предстоит сделать, наш корреспондент попросил п^ска- зать начальника отдела АСУП завода А. П. ПРЫТКОВА. — Наш отдел был создан девять лет назад и насчиты вал тогда всего одиннадцать человек Приобрели две электронно - вычислительные машины «Минск-22». В тече ние года сумели загрузить о д н у из них на трехсменную работу «Умной» технике по плечу сложные задачи: учет выпушенной продукции, ее о т г р \ зки потребителям, -•нализ брака оформление платежных требований на го товые изделия. Сразу же взяли за твердое правило: действовать оперативно. Как только заканчивалась очеред ная смена, работники вычи слительного центра присту пали к делу. А утром руко водители подразделений уже имели полное представление о том. кто как работал, где «узкие» места. Нам здорово помогли бо лее опытные коллеги с ря занского завода «Центро- технического лит». Мы получили из Ряза ни уже обкатанные, опробо ванные программы. Рязанцы обучали наших специалистов, непосредст венно участвовали во внед рении первых задач. В на стоящее время диапазон ра боты значительно увеличен. Запущены программы по уче ту форм в литейных цехах, нормативно-чистой продук ции, брака по видам отливок, заболеваемости работников. Расширен учет материалов, номенклатуры изделий. ЭВМ держит под контролем ис полнительскую ДИСЦИПЛИНУ, план-график отгрузки гото вой продукции, учитывает за траты труда и заработную плату. Одним словом, вычис лительная техника стала на дежным помощником управ ленцев. инженеров. — Но ведь технический прогресс не стоит на месте, прогресса — жизнь ставит все более сложные задачи. — Да. нас не удовлетво ряет достигнутое. По совре менным понятиям техноло гия, примемяемая в вычис лительном центре с исполь зованием машин «Минск 22». явно устарела. Множество работников вынуждены гото вить информацию для ввода в эти машины. Мы ее прове ряем, набиваем на перфо ленту, обрабатываем на ЭВМ, выпускаем табуляграммы. Сложная и громоздкая систе ма. с тройным дублировани ем, долгой подготовкой раз личных промежуточных доку ментов! Нужно переходить на технику новых поколении. Сейчас монтируется ЭВМ ЕС 1035, оснашенная разви той периферией, мощными программными средствами, которые позволяют непосрел ственно самим работникам цехов и служб завода с по мощью дисплеев вводить в ЭВМ данные, проводить кор ректировку и получать гото вые ответы. Есть возмож ность запускать необходи мые программы с выводом документов на печатающие устройства. Одновременно можно обслуживать до ста абонентов. Запуск новой си стемы предусмотрен в 1988 году. — Сроки для создания ее довольно сжатые. По силам ли коллективу такой объем работ? — За. полтора года нам одним всего не осилить. Вот и собрались мы вместе: ра ботники вычислительных центров рязанского, грмель- ского, липецкого «Центроли- тов», московского завода «Станколит». 'ленинградского института ВПТИлитпром — и решили объединить у с и л и я по разработке соответствую щего программного обеспече ния, создать типовую АСУ для наших литейных пред приятий. Общий объем работ рас пределен между участника ми. составлен координацион ный план внедрения типовой АСУ. Основой проекта стала система управления, успешно эксплуатируемая на гомель ском заводе «Пентролит». Подобная кооперация поз воляет свести до минимума затраты, сжать сроки. Про ект потребует перестройки всей деятельности как работ ников вычислительных цент ров. так и специалистов структурных подразделений заводов. Очень важно обучить весь инженерно-технический пео- сопал правильному обраще нию с вычислительной тех никой, ведь им самим при дется вести диалог с ЭВМ. Но это только начало. В перспективе намечаем соз дать автоматизированные системы проектирования и управления технологическими процессами. Работа уже на чата. Записал В. ЯКУНИН. ------—Внимание: о п ы т ! ------- СТАЛЬ И ШЛАК ЖДАНОВ, (Донецкая область). (Корр. ТАСС О. Тохтомыш). Важным шагом к безотходной тех нологии стал на Жданов ском металлургическом комбинате «Азовсталь» пущенный дробильно-сор тировочный комплекс по переработке доменных шлаков. Он рассчитан на годовой выпуск 500 ты сяч кубических метров щебня, используемого в дорожном строительстве и при изготовлении тепло изоляционных изделий. Специалисты комбина та сами спроектировали и соорудили утилизацион ную установку, работаю щую в автоматическом режиме. Главный конвейер ком плекса снабжен магнит ными устройствами, ко торые помогут ежегодно улавливать из шлаков до 15 тысяч тонн металла. Он найдет применение в качестве добавок при вы плавке чугуна и стали. «Южная магнитна» — ведущее в отрасли пред приятие но переработке отходов производства. Созданные здесь мощно сти обеспечивают пол ную утилизацию домен ных, мартеновских и кон вертерных шлаков. Полу чаемые из них минераль ные удобрения и строи тельные материалы от правляются более чем в пятьсот адресов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz