Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ ОСНОВНЫЕ И СРЕДНЕГО (Окончание. Начало на 1-й, 2-й стр.) Повысить внимание к политическому образованию пре­ подавателей, изучению ими актуальных проблем маркси­ стско-ленинской теории, политики КПСС, активизировать работу методических семинаров. Усовершенствовать существующий порядок присужде­ ния ученых степеней ц присвоения ученых званий. Реше­ ние вопроеов о присвоении званий профессора и доцента передать Минвузу СССР. Ввести систему конкурсного переизбрания научно-педа­ гогических работников, усилить требования к их педаго­ гической и научной квалификации, идейно-нравственному облику, реальному вкладу в подготовку и воспитание спе­ циалистов. Предоставить право руководителям вузов в необходимых случаях устанавливать годичный испыта­ тельный срок до избрания соискателя на преподаватель­ скую должность по конкурсу. Утверждать в научно-пе­ дагогических коллективах вузов обстановку инициативы и творчества, высокой дисциплины, взаимной требователь­ ности и принципиальности, борьбы с проявлениями кос­ ности, рутины, протекционизма и другими негативными проявлениями. В течение ближайших лет следует обеспечить укомплек­ тование новых вузов Сибири, Севера и Дальнего Востока высококвалифицированными преподавательскими кадра­ ми. Ведущие профессорско-преподавательские коллективы призваны оказывать всестороннюю помощь этим вузам, в том числе путем командирования опытных научно-пе­ дагогических работников для непосредственного участия в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и организации научных исследований. Создать условия для широкого привлечения на педаго­ гическую работу крупных специалистов народного хозяй­ ства и работников научных институтов. Установить поря­ док оплаты труда, который стимулировал бы их участие в подготовке и повышении квалификации кадров. Укрепить кафедры общенаучных дисциплин специалистами с уни­ верситетским образованием. Привести номенклатуру должностей профессорско- преподавательского состава в соответствие с современными требованиями учебного процесса. Повысить заработную плату работникам высших учебных заведений, усилить материальное стимулирование преподавательского' труда. Осуществить меры по повышению пенсионного обеспече­ ния профессоров и доцентов вузов. Проявлять постоянное внимание к улучшению условий труда и быта профессор­ ско-преподавательских кадров, их медицинского и сана­ торнокурортного обслуживания. Целесообразно ввести почетное звание «Заслуженный работник высшей школы союзной республики». Последовательно проводить единую техническую поли­ тику в области оснащения высших и средних специаль­ ных учебных заведений лабораторным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обу­ чения, имея в виду резкое повышение уровня учебного процесса. Разработать научно обоснованные нормативы такого оснащения. Обеспечить развитие производства ти­ пового учебно-лабораторного оборудования как самостоя­ тельной подотрасли народного хозяйства. Укрепить конст­ рукторскую и производственную базу для создания учебйо-лабораторной техники, использовать для ее серий­ ного выпуска мощности отраслевых министерств. Увели­ чить поставки полиграфического оборудования и множи-, тельной техники для высшей школы. Особое внимание удалить развитию материальной базы вузовских библиотек, обновлению их фондов. В Двенадцатой пятилетке необходимо в полной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно- вычислительной технике. Создать примерно 130 тыс. ра­ бочих мест, оборудованных персональными компьютерами и терминальными устройствами. Расширить работы по организации межвузовских сетей коллективного пользо­ вания, банков информации, улучшить информационное обслуживание процесса обучения и научных исследова­ ний. Развернуть формирование межвузовских центров программирования. Организовать единый фонд алгорит­ мов и программ высшей школы, наладить тиражирование и сопровождение пакетов прикладных программ. X. С овершенствование управления высшим и средним специальным образованием встране V I II. Усиление роли высшей школы в повышении и переподготовке В условиях современной научно-технической революции, быстрого старения и обновления научных знаний, техники и технологии в качестве первоочередной задачи объек­ тивно выступает всеобщее послевузовское обучение спе­ циалистов. Следует создать на новой основе единую го­ сударственную систему переподготовки и профессио­ нального рбста кадров. Необходимо перейти от сложив­ шегося в стране*порядка периодического (а на практике эпизодического) повышения их квалификации к системе непрерывного, оперативного пополнения и обновления их знаний. Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый работник определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению ква­ лификации, овладению современными достижениями науки, техники, культуры и передового опыта. В этих целях предстоит создать в объединениях, уч­ реждениях, на предприятиях, во всех организациях раз­ личные постоянно действующие формы непрерывного обучения специалистов, рассматривая его как важнейшее условие обеспечения эффективной деятельности любого трудового коллектива. Наряду с этим следует добиться, чтобы каждый специалист не р(еже одного раза в пять лет кардинально обновлял свои профессиональные зна­ ния в специальных учебных заведениях преимущест­ венно с отрывом от работы на1срок до З х месяцев. Кро­ ме того, необходимо обеспечивать переподготовку спе­ циалистов и руководящих кадров по мере производствен­ ной необходимости. Предстоит в соответствии с современными требования­ ми развить в необходимых масштабах и упорядочить го­ сударственную сеть учебных заведений, в том числе от­ раслевых, межотраслевых и региональных, которая долж­ на удовлетворять многообразные запросы обучения контингента кадров — от нужд самообразования и консультаций по конкретным вопросам до получения смеж­ ных специальностей. В отраслях народного хозяйства жиз­ ненно необходимо иметь учебные центры и школы, Фа­ культеты и институты повышения квалификации. Для координации и организации всей многогранной работы по обновлению знаний работников в каждой отрасли целесо­ образно создать головной институт повышения квалифика­ ции. Следует обеспечить сопряжение их деятельности с работой служб научно-технической информации.. Задача общегосударственной важности — повышение роли высшей школы, более полное использование ее на­ учно-педагогических кардов в деле переподготовки специа­ листов. В кооперации с министерствами и ведомствами органи­ зовать при вузах межотраслевые и отраслевые учебные Усложнение задач учебно-воспитательного процесса, развитие научных исследований требуют кардинального решения комплекса вопросов укрепления материально- технической базы высшей н* средней специальной школы. • Надо обеспечить целенаправленное выделение в эту сфе­ ру необходимых ресурсов, в том числе за счет значитель­ ного увеличения средств соответствующих отраслевых министерств и ведомотв. Добиваться рационального и полного использования 'направляемых на развитие высших и средних специальных учебных заведений средств. На­ ряду с этим следует неуклонно вести линию на все бо­ лее активное использование для обучения студентов сов- временной базы объединений, передовых предприятий, научных учреждений. Довести учебно-лабораторные площади вузов и техни­ кумов до установленных нормативов., обеспечить места­ ми в общежитиях нуждающихся учащихся, слушателей и аспирантов. Для этого необходимо построить учебно лабораторные зд&ния общей площадью примерно 18 млн. кв. метров, а квалификации специалистов центры, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки специалистов, главным образом по новым направлениям науки и техники: Практиковать создание при вузах хозрасчетных курсов для граждан, желающих приобрести знания по определенной программе, умения и навыки в овладении компьютерной техникой, изучить ино­ странные языки и т. п. В целях упорядочения работы с кадрами, повышающими квалификацию самостоятельно, организовать при вузах специальные службы (отделения) для проведения консультаций-и осуществления контроля за уровнем их знаний. Необходимо усилить организационно-методическое ру­ ководство и государственное инспектирование Минвузом СССР всей системы непрерывного повышения квалифика­ ции — по содержанию обучения, развитию учебных заве­ дений этого типа, координации их деятельности независи­ мо от ведомственной принадлежности. Важно поднять личную ответственность и заинтересо­ ванность кадров, поставив в прямую зависимость от ре­ зультатов повышения квалификации аттестацию, деловой рост специалистов, и установление им уровня заработной платы. Все виды и формы повышения квалификации должны быть отражены в квалификационном аттестате специалиста. Наряду с этим необходимо значительно повысить ответ­ ственность ‘руководителей министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений за уровень и свое­ временность подготовки кадров к решению нов&х задач как в производственной, так и в непроизводственной сферах, создание необходимых условий для эффективной деятель­ ности всех звеньев системы повышения квалификации. Подчинить ее работу задачам успешного выполнения пла­ нов экономического и социального развития' страны, отраслей народного хозяйства, объединений й предприя­ тий. Неуклонное и быстрое овладение достижениями науки, техники, передового опыта должно стать нормой и жиз­ ненной потребностью Каждого специалиста. Государство берет йа себя обязанность обеспечить всем гражданам • благоприятные условия для постоянного повышения их квалификации на базе создания и развития единой систе­ мы непрерывного образования. В центре этой системы находится высшая школа, которая ответственна за подго­ товку высококвалифицированных преподавательских кад­ ров от дошкольных учреждений до вузов, призвана воору­ жать специалистов наряду с фундаментальным базовым образованием развитыми навыками обновления получен­ ных знаний, должна углублять свое влияние на все формы повышения квалификации. также общежития для студентов и аспирантов на 630 тыс. мест. Создать надлежащие условия каждому с-туденту для самостоятельной учебной работы, расширения куль­ турного кругозора, занятий физической культурой и спортом. Осуществить строительство жилых ломов для профессорско-преподавательского состава. Организовать на современном уровйе бытовое обслуживание студентов и преподавателей вузов. Улучшить проектирование вузовских учебно-научных комплексов, студенческих городков, предусматривая в них строительство специализированных социально быто­ вых, культурных, спортивных объектов и сооружений. Необходимо, чтобы архитектурно-планировочные решения отвечали самым высоким эстетическим требованиям гра­ достроительства. Предусматривать в планах министерств и ведомств в счет средств, передаваемых отраслями народного хозяй­ ства высшей школе, выделение лимитов на проектно­ изыскательские и строительно монтажные работы по воз­ ведению" зданий высших учебных заведений. Настоятельное требование времени — улучшить цент­ рализованное руководство системой подготовки, перепод­ готовки и повышения квалификации кадров в сочетании с расширением демократических начал управления, само­ стоятельности и творческой инициативы учебных заведе­ ний, усилением их ответственности за все вопросы обу­ чения и воспитания учащейся молодежи. Необходимо значительно повысить роль Министерства высшего и среднего специального образования СССР в осуществлении единой государственной политики в обла­ сти подготовки и переподготовки специалистов, сосредо­ точить его внимание на решении кардинальных вопро­ сов развития высшего и среднего специального образова­ ния, расширить права, обеспечить в полной мере: высокое качество и научную обоснованность долго­ срочных прогнозов, перспективного и текущего планиро­ вания высшего и среднего специального образования с учетом тенденций и темпов развития производительных сил страны. На этой основе углубить специализацию вузов, рас­ ширить кооперацию и устранить неоправданный паралле­ лизм в обучении кадров, постоянно совершенствовать но­ менклатуру специальностей и содержание образования: эффективное использование интеграции высшей шко­ лы с производством и наукой в интёресах повышения уровня обучения и переподготовки кадров, результатив­ ности научных разработок. Минвузу СССР в рамках государственных планов осуществлять регулирование масштабов подготовки специалистов и научных исследо­ ваний в вузах различной подчиненности с учетом разме­ ров выделяемых отраслями средств на эти цели: повышение эффективности научно-методического ру­ ководства высшими и средними специальными учебными заведениями в стране путем усиления влияния Минвуза - СССР на отраслевые группы учебных заведений — че­ рез методические объединения — в сочетании с коор­ динацией их деятельности в городах и экономических районах через региональные центры высшей школы. Предстоит усилить контрольные функции Минвуза СССР и государственное инспектирование качеств обуче­ ния, ввести аттестацию вузов. Следует усилить также влияние Минвуза СССР на подбор и расстановку научно­ педагогических и руководящих кадров, расширив его права в назначении и освобождении от работы ректоров вузов, независимо от ведомственной принадлежности. Организация учебно-методических объединений Мин­ вуза СССР по группам родственных специальностей на базе передовых вузов призвана усилить научные основы управления учебными заведениями Объединения ока­ жут помощь вузам в регулярном отражении в учебном процессе насущных интересов и тенденций развития соот­ ветствующих отраслей науки и техники. Они будут содей­ ствовать концентрации усилий ученых на проведении важ­ нейших научно-исследовательских работ в своей области, организации и научно-методическому обеспечению повы­ шения квалификации и переподготовки преподавателей и Специалистов данного профиля. Деятельность региональных центров Минвуза СССР должна базироваться на накопленном в стране положи­ тельном опыте работы советов ректоров и директоров средних специальных учебных заведений. На эти центры целесообразно возложить обобщение и распространение пе­ редового опыта в области учебно-методической и воспита­ тельной работы, координацию научно-исследовательской деятельности вузов в части территориальной тематики, оказание научно-технической помощи предприятиям и организациям региона. Предусмотреть создание в них межвузовских . учебно-научных подразделений, вычисли­ тельных центров, библиотек, полиграфической^ базы, экс­ периментально-производственных предприятий, ремонт­ но-строительных организаций, учреждений медицинского, жилищного и культурно-бытового обслуживания. Периодическая аттестация вузов по уровню организа­ ции учебно-воспитательного процесса, наличию, научно-пе­ дагогических кадров должной квалификации и соответст­ вующей материально-технической базы должна быть по­ ложена в основу регулирования номенклатуры специаль­ ностей и объемов подготовки специалистов в данном ву­ зе- По ее результатам определять вузы, которым предо­ ставляются права и возможности осуществлять углублен­ ное, с продленным сроком, Обучение кадров, а также по­ вышение квалификации преподавателей. Предстоит обеспечить постепенную концентрацию обучения специ­ алистов путем укрупнения вузов, упорядочить сеть выс­ ших учебных заведений. Следует вести линию на расширение прав и ответствен­ ности вузов, исключение мелочной регламентации их дея­ тельности, устранение формализма и бумаготворчества. Совершенствовать структуру управления высшими учеб­ ными заведениями и факультетами, укрепить подразделе­ ния, обеспечивающие планирование и научно-методическое руководство учебным процессом. Отраслевые министерства и ведомства, имеющие в своем подчинении высшие и средние* специальные учеб­ ные заведения, должны существенно повысить уровень и действенность руководства ими, в полной мере обес­ печить теснейшую связь учебно-воспитательной и науч­ но-производственной деятельности, преодолевая в то же время проявления узковедомственного прагматического подхода в обучении и проведении научных исследований. Ускорить становление каждого вуза как подлинного учеб- ио-научно-производственного комплекса отрасли на ос­ нове органического объединения кадровых и материально- технических возможностей учебных заведений и пред­ приятий в интересах научно-технического прогресса- Советам Министров союзных республик необходимо значительно улучшить руководство высшими и средними специальными учебными заведениями республиканского подчинения. Участвуя в межреспубликанской кооперации в подготовке специалистов, следует направлять деятель­ ность подведомственных вузов и техникумов на успеш­ ное решение задач кадрового обеспечения республикан­ ских и территориальных народнохозяйственных комплек­ сов. Объединять усилия заинтересованных министерств и ведомств республики для укрепления учебно-лаборатор­ ной базы учебных заведений. Первоочередная обязанность всех органов управления высшими и средними специальными учебными заведения­ ми — в кратчайшие сроки разобраться с. состоянием и деятельностью каждого вуза, техникума, училища, ком­ петентно оценить его научно-педагогический потенциал, место и роль во взаимодействии с заинтересованными от­ раслями. наметить конкретные меры, вытекающие из за­ дач перестройки высшей и средней специальной школы. Следует улучшить народнохозяйственное планирование подготовки специалистов, повысить ответственность мини­ стерств, ведомств, предприятий за определение потребно­ сти в кадрах. Предусматривать в государственных, респуб­ ликанских и отраслевых планах экономического и соци­ ального развития задания по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических работников, повышению их квалификации и переподготовке. Госплану СССР, Минвузу СССР совместно с заинтересованными министер­ ствами и ведомствами осуществлять комплексное кадро­ вое обеспечение важнейших государственных программ: продовольственной, энергетической, машиностроения: химизации народного хозяйства; разработки, производст­ ва и использования электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем; развития производства то­ варов народного потребления и сферы услуг, других об­ щесоюзных программ. Государственному комитету СССР по труду и социаль­ ным вопросам усилить государственное .инспектирование использования специалистов в народном хозяйстве с ши­ роким участием в этой деятельности органов управления высшими и средними специальными учебными заведения­ ми. Активно использовать рычаги экономического и об­ щественного воздействия на ведомства и предприятия, допускающие расточительное отношение к использованию кадров. * * * ЦК компартий союзных республик, крайкомам и об­ комам партии улучшить партийное руководство учебны­ ми заведениями, поднять роль и ответственность их пер­ вичных партийных организаций в подборе и расстановке руководящих и научно педагогических кадров, создании в коллективах атмосферы высокой принципиальности и подлинного творчества- Следует вести линию на увеличение партийной про­ слойки среди преподавателей, научных сотрудников и студенческой молодежи, взять под внимательный повсе­ дневный партийный контроль решение кардинальных воп­ росов деятельности “коллективов вузов и техникумов: совершенствование учебно-воспитательной работы, рост эффектиности научных исследований, укрепление мате­ риально технической базы, повышение квалификации науч­ но-педагогических кадров, усиление их ответственност'и за качество подготовки специалистов. Усилить внимание профсоюзных, комсомольских орга­ низаций, советских и хозяйственных органов к деятельно­ сти высших и средних специальных учебных заведений, институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров. Развитие ■ и совершенствование народного образования — одно из важнейших направлений созидательной дея­ тельности Коммунистической партии и Советского госу­ дарства, узловой вопрос кадровой политики на современ­ ном этапе. В процессе перестройки предстоит закрепить все луч­ шее из достигнутого, упрочить принципиальные устои социалистической системы профессионального образова­ ния. Вместе с тем необходимо устранить все преграды на пути ее дальнейшего развития, открыть широкий простор для творчества и инициативы, увеличить вклад высшей и средней специальной школы, системы повышения ква­ лификации и переподготовки кадров в развитие советско- 1го общества, рост его экономического, научно-техническо­ го и культурного потенциала, укрепление обороноспособ­ ности страны. Перестройка высшей и средней специальной школы должна стать крупным мероприятием общегосударствен­ ного масштаба- Учитывая всесторонний и глубокий ха­ рактер намечаемых мероприятий целесообразно осущест-' вить их поэтапно. Перестройку следует провести в тес­ ной связи с решением экономических, социальных и орга­ низационно управленческих задач, выдвинутых XXVII съездом КПСС. IX. Техническое переоснащение высшей и средней специальной школы-—непременное условие повышения эффективности ее деятельности ------- С Е Г О Д Н Я -М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Й ДЕНЬ З А Щ И ТЫ ДЕТЕЙ ---------- МИР ДЕТСТВА—ЗАБОТА НАРОДА Н а пол е - отряд плодородия В чистом состояний содер­ жат паровое поле механизато­ ры колхоза имени Вавилова Краснинского района. Вспаш­ ка паров проведена на всех трехстах гектарах Теперь в колхозе полным хо­ дом осуществляется комплекс­ ное агрохимическое окульту­ ривание полей Проволит э т у работу постоянно действую­ щий отряд п л о д о р о д и я под РУ коволством молодого коммуни­ ста Б. Мирзоева. И с п о л ь з у я мощную технику о т р я д выво­ зит. на полё органические удобрения. На каждый гектар их будет доставлено не менее 70—80 тонн. Программа «Белок» в действии К осуществлению на практи­ ке комплексной программы «Белок» п р и с т у п и л и земле­ дельцы долгоруковского кол- П р есс -ц ен тр об ком а К П С С сообщает хоза «Заря коммунизма». До 30 тонн люцерны скашивают они ежедневно. Часть зеленой массы меха­ низаторы Б. М. Саввин и Н. С Григорьев доставляют для подкормки дойн|$о стада, остальная идет на сено. Укос люцерны с каждого гектара достигает 140 центнеров. Под многолетние травы в хозяйстве отведено более 500 гектаров. Кормозаготовители решили в этом г о д у все сено запрессовать что позво'шт со­ хранить в нем -максимальное количество каоотина и пепева- пимого протеина. Аля н у ж л свиноводческого комплекса в хозяйстве на днях уже начнется производ­ ство травяной мухи. АВМ-1,5 полностью готов к работе. Кро­ ме того, по индустриальной технологии в колхозе выращи­ вается кукуруза на площади 250 гектаров, а 300 гектаров отведено под папе. Но колхоз­ ники планируют в полтора ра­ за увеличить рапсовые поля за счет повторного посева этой к у л ь т у р ы на площадях озимых, скошенных на зеленый корм. Без ручного труда По 330 центнеров сахарной свеклы с гектара обязалось по­ лучить в этом году звено де­ легата XXVII съезда КПСС А. В. Павлова из совхоза «Тульский» Тербунского рай­ она. Сейчас свекловоды ‘ заканчи­ вают формирование густоты посевов на 200тектарной план­ тации. Выполняется эта ра­ бота только механизированным способом. Своевременная прикорневая подкормка, тщательная между­ рядная обработка оптимальное прореживание всходов (4—5 растений на погонный метр) позволят, по мнению свеклово­ дов получить запланированный урожай. Вот уже 37 лет прогрессив­ ные люди всей планеты отме­ чают первого июня день соли­ дарности в борьбе за мир и счастье наших детей. Еще в пору становления Со­ ветской власти, когда в стране были голод и разруха. В. И. Ленин учил: «Помните, все луч­ шее, что у нас есть — де­ тям». Этот ленинский завет стал нравственным принципом нашего общества. С первых дней молодого Со­ ветского государства партия серьезно поставила вопросы общественного дошкольного воспитания, без решения кото­ рых трудно было помочь жен­ щине активно работать. пра­ вильно воспитывать детей. До революции в России на­ считывалось немногим более 200 детских садов, частных и казенных, а сейчас только в нашей, сравнительно молодой, области, 56б дошкольных уч­ реждений. Здесь ребята учатся доброте, трудолюбию, уйаже- 1 нию к старшим. Много внимания развитию их сети, укреплению материаль­ но-технической базы уделяется на Новолипецком металлурги­ ческом комбинате имени Ю. В. Андропова. Здесь 37 детских садов, где растут более 9 ты­ сяч мальчишек и девчонок. Есть специализированные до­ школьные учреждения для ре­ бят с нарушениями, речи, с ос­ лабленным здоровьем. Строи­ тельство детсадов ведется по улучшенным проектам с о т дельными спальнями, физкуль­ турными площадками, плава­ тельными бассейнами. Принятая на комбинате про­ грамма «Здоровье» успешно ре­ ализуется и в детских садах. Предусмотрено оздоровление малышей в санатооиипроФи- лактории «Парус», где за лет­ ний сезон отдыхают и лечатся более 1250 дошколят. Традици­ онными стали спортивные праздники, семейные старты «Папа, мама и я — спортив­ ная семья». Планируется до­ полнительное строительство благоустроенных детских са­ дов на 1300 мест. Таких фактов много н в сельской местности. Сейчас яс­ ли-сад на центральной усадьбе колхоза или совхоза далеко уже не редкость. В качестве примера можно назвать хо­ зяйства в Липецком, Елецком. Становлянском и д р у г и х райо­ нах. На. центральной усадьбе совхоза «Красный колос», в частности, выросло светлое, просторное здание, около него удобные игровые площадки, пе­ сочные дворики, беседки. Более ста сельских ребяти­ шек, пока их мамы на рабо­ те. не только играют занима­ ются спортом, но и обучаются грамоте, счету, знанию родно­ го языка. Квалифицированные педагоги прививают им куль­ турные навыки, приучают пра­ вильно вести себя в коллекти­ ве, готовят к школе. Народная мудрость гласит: «Лети, что цветы — у х о д лю­ бят». Бережно выращивают эти цветы более 4,5 тысячи вос­ питателей, отдающих всю щедрость души своим питом­ цам. В детском саду № 7 г. Ли­ пецка 280 ребятишек. Заведу­ ет им опытный педагог, Софья Евгеньевна Разумовская. Свы­ ше 30 лет отдала она этому делу, в ее характере сочетают­ ся и педагогическая тонкость, и хозяйственная сметка, она неустанно развивает и поддер­ живает творческую инициати­ ву СОТРУДНИКОВ. Среди педагогов детских са­ дов немало ветеранов. В Ли­ пецке это В. Д. Чайникова. Л. Г. Семынина, М. П. Тихоно­ ва, 3. А. Путилина. 3. Ф. Ши­ лина, в Ельце — 3. А. Проку- дина, Н. И. Косарева, в Дан­ кове —- Л. М. Евсеева и мно­ гие другие. Сделано в развитии общест­ венного дошкольного воспита­ ния немало. Однако было бы неправильно считать, что все проблемы Решены. С постом населения области о с т ро вста­ ет вопрос о дальнейшем раз­ витии сети детских садов, о своевременной сдаче этих объ­ ектов. Строительство их в но­ вых микрорайонах значительно отстает от потребностей. В сложных условиях, в приспо­ собленных помещениях работа­ ют Добровский. Хлевенский № 1. Чаплыгинский № 1 дет­ ские сады. Волнует и проблема кадров. 23 процента воспитателей в селах области не имеют педа­ гогического образования. Реформа общеобразователь­ ной и профессиональной шко­ лы. переход детских садов с 1 сентября на работу по новым, типовым программам обязыва­ ет районные отделы неполного образования, все ведомства внимательно относиться к под­ бору кадров. Г. БОРОВИК, зав. методкабиветом по \ошкольному воспитанию института усовершенствования учителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz