Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ ОСНОВНЫЕ И СРЕДНЕГО (Окончание. Начало на 1-й, 2-й стр.) Повысить внимание к политическому образованию пре подавателей, изучению ими актуальных проблем маркси стско-ленинской теории, политики КПСС, активизировать работу методических семинаров. Усовершенствовать существующий порядок присужде ния ученых степеней ц присвоения ученых званий. Реше ние вопроеов о присвоении званий профессора и доцента передать Минвузу СССР. Ввести систему конкурсного переизбрания научно-педа гогических работников, усилить требования к их педаго гической и научной квалификации, идейно-нравственному облику, реальному вкладу в подготовку и воспитание спе циалистов. Предоставить право руководителям вузов в необходимых случаях устанавливать годичный испыта тельный срок до избрания соискателя на преподаватель скую должность по конкурсу. Утверждать в научно-пе дагогических коллективах вузов обстановку инициативы и творчества, высокой дисциплины, взаимной требователь ности и принципиальности, борьбы с проявлениями кос ности, рутины, протекционизма и другими негативными проявлениями. В течение ближайших лет следует обеспечить укомплек тование новых вузов Сибири, Севера и Дальнего Востока высококвалифицированными преподавательскими кадра ми. Ведущие профессорско-преподавательские коллективы призваны оказывать всестороннюю помощь этим вузам, в том числе путем командирования опытных научно-пе дагогических работников для непосредственного участия в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и организации научных исследований. Создать условия для широкого привлечения на педаго гическую работу крупных специалистов народного хозяй ства и работников научных институтов. Установить поря док оплаты труда, который стимулировал бы их участие в подготовке и повышении квалификации кадров. Укрепить кафедры общенаучных дисциплин специалистами с уни верситетским образованием. Привести номенклатуру должностей профессорско- преподавательского состава в соответствие с современными требованиями учебного процесса. Повысить заработную плату работникам высших учебных заведений, усилить материальное стимулирование преподавательского' труда. Осуществить меры по повышению пенсионного обеспече ния профессоров и доцентов вузов. Проявлять постоянное внимание к улучшению условий труда и быта профессор ско-преподавательских кадров, их медицинского и сана торнокурортного обслуживания. Целесообразно ввести почетное звание «Заслуженный работник высшей школы союзной республики». Последовательно проводить единую техническую поли тику в области оснащения высших и средних специаль ных учебных заведений лабораторным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обу чения, имея в виду резкое повышение уровня учебного процесса. Разработать научно обоснованные нормативы такого оснащения. Обеспечить развитие производства ти пового учебно-лабораторного оборудования как самостоя тельной подотрасли народного хозяйства. Укрепить конст рукторскую и производственную базу для создания учебйо-лабораторной техники, использовать для ее серий ного выпуска мощности отраслевых министерств. Увели чить поставки полиграфического оборудования и множи-, тельной техники для высшей школы. Особое внимание удалить развитию материальной базы вузовских библиотек, обновлению их фондов. В Двенадцатой пятилетке необходимо в полной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно- вычислительной технике. Создать примерно 130 тыс. ра бочих мест, оборудованных персональными компьютерами и терминальными устройствами. Расширить работы по организации межвузовских сетей коллективного пользо вания, банков информации, улучшить информационное обслуживание процесса обучения и научных исследова ний. Развернуть формирование межвузовских центров программирования. Организовать единый фонд алгорит мов и программ высшей школы, наладить тиражирование и сопровождение пакетов прикладных программ. X. С овершенствование управления высшим и средним специальным образованием встране V I II. Усиление роли высшей школы в повышении и переподготовке В условиях современной научно-технической революции, быстрого старения и обновления научных знаний, техники и технологии в качестве первоочередной задачи объек тивно выступает всеобщее послевузовское обучение спе циалистов. Следует создать на новой основе единую го сударственную систему переподготовки и профессио нального рбста кадров. Необходимо перейти от сложив шегося в стране*порядка периодического (а на практике эпизодического) повышения их квалификации к системе непрерывного, оперативного пополнения и обновления их знаний. Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый работник определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению ква лификации, овладению современными достижениями науки, техники, культуры и передового опыта. В этих целях предстоит создать в объединениях, уч реждениях, на предприятиях, во всех организациях раз личные постоянно действующие формы непрерывного обучения специалистов, рассматривая его как важнейшее условие обеспечения эффективной деятельности любого трудового коллектива. Наряду с этим следует добиться, чтобы каждый специалист не р(еже одного раза в пять лет кардинально обновлял свои профессиональные зна ния в специальных учебных заведениях преимущест венно с отрывом от работы на1срок до З х месяцев. Кро ме того, необходимо обеспечивать переподготовку спе циалистов и руководящих кадров по мере производствен ной необходимости. Предстоит в соответствии с современными требования ми развить в необходимых масштабах и упорядочить го сударственную сеть учебных заведений, в том числе от раслевых, межотраслевых и региональных, которая долж на удовлетворять многообразные запросы обучения контингента кадров — от нужд самообразования и консультаций по конкретным вопросам до получения смеж ных специальностей. В отраслях народного хозяйства жиз ненно необходимо иметь учебные центры и школы, Фа культеты и институты повышения квалификации. Для координации и организации всей многогранной работы по обновлению знаний работников в каждой отрасли целесо образно создать головной институт повышения квалифика ции. Следует обеспечить сопряжение их деятельности с работой служб научно-технической информации.. Задача общегосударственной важности — повышение роли высшей школы, более полное использование ее на учно-педагогических кардов в деле переподготовки специа листов. В кооперации с министерствами и ведомствами органи зовать при вузах межотраслевые и отраслевые учебные Усложнение задач учебно-воспитательного процесса, развитие научных исследований требуют кардинального решения комплекса вопросов укрепления материально- технической базы высшей н* средней специальной школы. • Надо обеспечить целенаправленное выделение в эту сфе ру необходимых ресурсов, в том числе за счет значитель ного увеличения средств соответствующих отраслевых министерств и ведомотв. Добиваться рационального и полного использования 'направляемых на развитие высших и средних специальных учебных заведений средств. На ряду с этим следует неуклонно вести линию на все бо лее активное использование для обучения студентов сов- временной базы объединений, передовых предприятий, научных учреждений. Довести учебно-лабораторные площади вузов и техни кумов до установленных нормативов., обеспечить места ми в общежитиях нуждающихся учащихся, слушателей и аспирантов. Для этого необходимо построить учебно лабораторные зд&ния общей площадью примерно 18 млн. кв. метров, а квалификации специалистов центры, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки специалистов, главным образом по новым направлениям науки и техники: Практиковать создание при вузах хозрасчетных курсов для граждан, желающих приобрести знания по определенной программе, умения и навыки в овладении компьютерной техникой, изучить ино странные языки и т. п. В целях упорядочения работы с кадрами, повышающими квалификацию самостоятельно, организовать при вузах специальные службы (отделения) для проведения консультаций-и осуществления контроля за уровнем их знаний. Необходимо усилить организационно-методическое ру ководство и государственное инспектирование Минвузом СССР всей системы непрерывного повышения квалифика ции — по содержанию обучения, развитию учебных заве дений этого типа, координации их деятельности независи мо от ведомственной принадлежности. Важно поднять личную ответственность и заинтересо ванность кадров, поставив в прямую зависимость от ре зультатов повышения квалификации аттестацию, деловой рост специалистов, и установление им уровня заработной платы. Все виды и формы повышения квалификации должны быть отражены в квалификационном аттестате специалиста. Наряду с этим необходимо значительно повысить ответ ственность ‘руководителей министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений за уровень и свое временность подготовки кадров к решению нов&х задач как в производственной, так и в непроизводственной сферах, создание необходимых условий для эффективной деятель ности всех звеньев системы повышения квалификации. Подчинить ее работу задачам успешного выполнения пла нов экономического и социального развития' страны, отраслей народного хозяйства, объединений й предприя тий. Неуклонное и быстрое овладение достижениями науки, техники, передового опыта должно стать нормой и жиз ненной потребностью Каждого специалиста. Государство берет йа себя обязанность обеспечить всем гражданам • благоприятные условия для постоянного повышения их квалификации на базе создания и развития единой систе мы непрерывного образования. В центре этой системы находится высшая школа, которая ответственна за подго товку высококвалифицированных преподавательских кад ров от дошкольных учреждений до вузов, призвана воору жать специалистов наряду с фундаментальным базовым образованием развитыми навыками обновления получен ных знаний, должна углублять свое влияние на все формы повышения квалификации. также общежития для студентов и аспирантов на 630 тыс. мест. Создать надлежащие условия каждому с-туденту для самостоятельной учебной работы, расширения куль турного кругозора, занятий физической культурой и спортом. Осуществить строительство жилых ломов для профессорско-преподавательского состава. Организовать на современном уровйе бытовое обслуживание студентов и преподавателей вузов. Улучшить проектирование вузовских учебно-научных комплексов, студенческих городков, предусматривая в них строительство специализированных социально быто вых, культурных, спортивных объектов и сооружений. Необходимо, чтобы архитектурно-планировочные решения отвечали самым высоким эстетическим требованиям гра достроительства. Предусматривать в планах министерств и ведомств в счет средств, передаваемых отраслями народного хозяй ства высшей школе, выделение лимитов на проектно изыскательские и строительно монтажные работы по воз ведению" зданий высших учебных заведений. Настоятельное требование времени — улучшить цент рализованное руководство системой подготовки, перепод готовки и повышения квалификации кадров в сочетании с расширением демократических начал управления, само стоятельности и творческой инициативы учебных заведе ний, усилением их ответственности за все вопросы обу чения и воспитания учащейся молодежи. Необходимо значительно повысить роль Министерства высшего и среднего специального образования СССР в осуществлении единой государственной политики в обла сти подготовки и переподготовки специалистов, сосредо точить его внимание на решении кардинальных вопро сов развития высшего и среднего специального образова ния, расширить права, обеспечить в полной мере: высокое качество и научную обоснованность долго срочных прогнозов, перспективного и текущего планиро вания высшего и среднего специального образования с учетом тенденций и темпов развития производительных сил страны. На этой основе углубить специализацию вузов, рас ширить кооперацию и устранить неоправданный паралле лизм в обучении кадров, постоянно совершенствовать но менклатуру специальностей и содержание образования: эффективное использование интеграции высшей шко лы с производством и наукой в интёресах повышения уровня обучения и переподготовки кадров, результатив ности научных разработок. Минвузу СССР в рамках государственных планов осуществлять регулирование масштабов подготовки специалистов и научных исследо ваний в вузах различной подчиненности с учетом разме ров выделяемых отраслями средств на эти цели: повышение эффективности научно-методического ру ководства высшими и средними специальными учебными заведениями в стране путем усиления влияния Минвуза - СССР на отраслевые группы учебных заведений — че рез методические объединения — в сочетании с коор динацией их деятельности в городах и экономических районах через региональные центры высшей школы. Предстоит усилить контрольные функции Минвуза СССР и государственное инспектирование качеств обуче ния, ввести аттестацию вузов. Следует усилить также влияние Минвуза СССР на подбор и расстановку научно педагогических и руководящих кадров, расширив его права в назначении и освобождении от работы ректоров вузов, независимо от ведомственной принадлежности. Организация учебно-методических объединений Мин вуза СССР по группам родственных специальностей на базе передовых вузов призвана усилить научные основы управления учебными заведениями Объединения ока жут помощь вузам в регулярном отражении в учебном процессе насущных интересов и тенденций развития соот ветствующих отраслей науки и техники. Они будут содей ствовать концентрации усилий ученых на проведении важ нейших научно-исследовательских работ в своей области, организации и научно-методическому обеспечению повы шения квалификации и переподготовки преподавателей и Специалистов данного профиля. Деятельность региональных центров Минвуза СССР должна базироваться на накопленном в стране положи тельном опыте работы советов ректоров и директоров средних специальных учебных заведений. На эти центры целесообразно возложить обобщение и распространение пе редового опыта в области учебно-методической и воспита тельной работы, координацию научно-исследовательской деятельности вузов в части территориальной тематики, оказание научно-технической помощи предприятиям и организациям региона. Предусмотреть создание в них межвузовских . учебно-научных подразделений, вычисли тельных центров, библиотек, полиграфической^ базы, экс периментально-производственных предприятий, ремонт но-строительных организаций, учреждений медицинского, жилищного и культурно-бытового обслуживания. Периодическая аттестация вузов по уровню организа ции учебно-воспитательного процесса, наличию, научно-пе дагогических кадров должной квалификации и соответст вующей материально-технической базы должна быть по ложена в основу регулирования номенклатуры специаль ностей и объемов подготовки специалистов в данном ву зе- По ее результатам определять вузы, которым предо ставляются права и возможности осуществлять углублен ное, с продленным сроком, Обучение кадров, а также по вышение квалификации преподавателей. Предстоит обеспечить постепенную концентрацию обучения специ алистов путем укрупнения вузов, упорядочить сеть выс ших учебных заведений. Следует вести линию на расширение прав и ответствен ности вузов, исключение мелочной регламентации их дея тельности, устранение формализма и бумаготворчества. Совершенствовать структуру управления высшими учеб ными заведениями и факультетами, укрепить подразделе ния, обеспечивающие планирование и научно-методическое руководство учебным процессом. Отраслевые министерства и ведомства, имеющие в своем подчинении высшие и средние* специальные учеб ные заведения, должны существенно повысить уровень и действенность руководства ими, в полной мере обес печить теснейшую связь учебно-воспитательной и науч но-производственной деятельности, преодолевая в то же время проявления узковедомственного прагматического подхода в обучении и проведении научных исследований. Ускорить становление каждого вуза как подлинного учеб- ио-научно-производственного комплекса отрасли на ос нове органического объединения кадровых и материально- технических возможностей учебных заведений и пред приятий в интересах научно-технического прогресса- Советам Министров союзных республик необходимо значительно улучшить руководство высшими и средними специальными учебными заведениями республиканского подчинения. Участвуя в межреспубликанской кооперации в подготовке специалистов, следует направлять деятель ность подведомственных вузов и техникумов на успеш ное решение задач кадрового обеспечения республикан ских и территориальных народнохозяйственных комплек сов. Объединять усилия заинтересованных министерств и ведомств республики для укрепления учебно-лаборатор ной базы учебных заведений. Первоочередная обязанность всех органов управления высшими и средними специальными учебными заведения ми — в кратчайшие сроки разобраться с. состоянием и деятельностью каждого вуза, техникума, училища, ком петентно оценить его научно-педагогический потенциал, место и роль во взаимодействии с заинтересованными от раслями. наметить конкретные меры, вытекающие из за дач перестройки высшей и средней специальной школы. Следует улучшить народнохозяйственное планирование подготовки специалистов, повысить ответственность мини стерств, ведомств, предприятий за определение потребно сти в кадрах. Предусматривать в государственных, респуб ликанских и отраслевых планах экономического и соци ального развития задания по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических работников, повышению их квалификации и переподготовке. Госплану СССР, Минвузу СССР совместно с заинтересованными министер ствами и ведомствами осуществлять комплексное кадро вое обеспечение важнейших государственных программ: продовольственной, энергетической, машиностроения: химизации народного хозяйства; разработки, производст ва и использования электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем; развития производства то варов народного потребления и сферы услуг, других об щесоюзных программ. Государственному комитету СССР по труду и социаль ным вопросам усилить государственное .инспектирование использования специалистов в народном хозяйстве с ши роким участием в этой деятельности органов управления высшими и средними специальными учебными заведения ми. Активно использовать рычаги экономического и об щественного воздействия на ведомства и предприятия, допускающие расточительное отношение к использованию кадров. * * * ЦК компартий союзных республик, крайкомам и об комам партии улучшить партийное руководство учебны ми заведениями, поднять роль и ответственность их пер вичных партийных организаций в подборе и расстановке руководящих и научно педагогических кадров, создании в коллективах атмосферы высокой принципиальности и подлинного творчества- Следует вести линию на увеличение партийной про слойки среди преподавателей, научных сотрудников и студенческой молодежи, взять под внимательный повсе дневный партийный контроль решение кардинальных воп росов деятельности “коллективов вузов и техникумов: совершенствование учебно-воспитательной работы, рост эффектиности научных исследований, укрепление мате риально технической базы, повышение квалификации науч но-педагогических кадров, усиление их ответственност'и за качество подготовки специалистов. Усилить внимание профсоюзных, комсомольских орга низаций, советских и хозяйственных органов к деятельно сти высших и средних специальных учебных заведений, институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров. Развитие ■ и совершенствование народного образования — одно из важнейших направлений созидательной дея тельности Коммунистической партии и Советского госу дарства, узловой вопрос кадровой политики на современ ном этапе. В процессе перестройки предстоит закрепить все луч шее из достигнутого, упрочить принципиальные устои социалистической системы профессионального образова ния. Вместе с тем необходимо устранить все преграды на пути ее дальнейшего развития, открыть широкий простор для творчества и инициативы, увеличить вклад высшей и средней специальной школы, системы повышения ква лификации и переподготовки кадров в развитие советско- 1го общества, рост его экономического, научно-техническо го и культурного потенциала, укрепление обороноспособ ности страны. Перестройка высшей и средней специальной школы должна стать крупным мероприятием общегосударствен ного масштаба- Учитывая всесторонний и глубокий ха рактер намечаемых мероприятий целесообразно осущест-' вить их поэтапно. Перестройку следует провести в тес ной связи с решением экономических, социальных и орга низационно управленческих задач, выдвинутых XXVII съездом КПСС. IX. Техническое переоснащение высшей и средней специальной школы-—непременное условие повышения эффективности ее деятельности ------- С Е Г О Д Н Я -М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Й ДЕНЬ З А Щ И ТЫ ДЕТЕЙ ---------- МИР ДЕТСТВА—ЗАБОТА НАРОДА Н а пол е - отряд плодородия В чистом состояний содер жат паровое поле механизато ры колхоза имени Вавилова Краснинского района. Вспаш ка паров проведена на всех трехстах гектарах Теперь в колхозе полным хо дом осуществляется комплекс ное агрохимическое окульту ривание полей Проволит э т у работу постоянно действую щий отряд п л о д о р о д и я под РУ коволством молодого коммуни ста Б. Мирзоева. И с п о л ь з у я мощную технику о т р я д выво зит. на полё органические удобрения. На каждый гектар их будет доставлено не менее 70—80 тонн. Программа «Белок» в действии К осуществлению на практи ке комплексной программы «Белок» п р и с т у п и л и земле дельцы долгоруковского кол- П р есс -ц ен тр об ком а К П С С сообщает хоза «Заря коммунизма». До 30 тонн люцерны скашивают они ежедневно. Часть зеленой массы меха низаторы Б. М. Саввин и Н. С Григорьев доставляют для подкормки дойн|$о стада, остальная идет на сено. Укос люцерны с каждого гектара достигает 140 центнеров. Под многолетние травы в хозяйстве отведено более 500 гектаров. Кормозаготовители решили в этом г о д у все сено запрессовать что позво'шт со хранить в нем -максимальное количество каоотина и пепева- пимого протеина. Аля н у ж л свиноводческого комплекса в хозяйстве на днях уже начнется производ ство травяной мухи. АВМ-1,5 полностью готов к работе. Кро ме того, по индустриальной технологии в колхозе выращи вается кукуруза на площади 250 гектаров, а 300 гектаров отведено под папе. Но колхоз ники планируют в полтора ра за увеличить рапсовые поля за счет повторного посева этой к у л ь т у р ы на площадях озимых, скошенных на зеленый корм. Без ручного труда По 330 центнеров сахарной свеклы с гектара обязалось по лучить в этом году звено де легата XXVII съезда КПСС А. В. Павлова из совхоза «Тульский» Тербунского рай она. Сейчас свекловоды ‘ заканчи вают формирование густоты посевов на 200тектарной план тации. Выполняется эта ра бота только механизированным способом. Своевременная прикорневая подкормка, тщательная между рядная обработка оптимальное прореживание всходов (4—5 растений на погонный метр) позволят, по мнению свеклово дов получить запланированный урожай. Вот уже 37 лет прогрессив ные люди всей планеты отме чают первого июня день соли дарности в борьбе за мир и счастье наших детей. Еще в пору становления Со ветской власти, когда в стране были голод и разруха. В. И. Ленин учил: «Помните, все луч шее, что у нас есть — де тям». Этот ленинский завет стал нравственным принципом нашего общества. С первых дней молодого Со ветского государства партия серьезно поставила вопросы общественного дошкольного воспитания, без решения кото рых трудно было помочь жен щине активно работать. пра вильно воспитывать детей. До революции в России на считывалось немногим более 200 детских садов, частных и казенных, а сейчас только в нашей, сравнительно молодой, области, 56б дошкольных уч реждений. Здесь ребята учатся доброте, трудолюбию, уйаже- 1 нию к старшим. Много внимания развитию их сети, укреплению материаль но-технической базы уделяется на Новолипецком металлурги ческом комбинате имени Ю. В. Андропова. Здесь 37 детских садов, где растут более 9 ты сяч мальчишек и девчонок. Есть специализированные до школьные учреждения для ре бят с нарушениями, речи, с ос лабленным здоровьем. Строи тельство детсадов ведется по улучшенным проектам с о т дельными спальнями, физкуль турными площадками, плава тельными бассейнами. Принятая на комбинате про грамма «Здоровье» успешно ре ализуется и в детских садах. Предусмотрено оздоровление малышей в санатооиипроФи- лактории «Парус», где за лет ний сезон отдыхают и лечатся более 1250 дошколят. Традици онными стали спортивные праздники, семейные старты «Папа, мама и я — спортив ная семья». Планируется до полнительное строительство благоустроенных детских са дов на 1300 мест. Таких фактов много н в сельской местности. Сейчас яс ли-сад на центральной усадьбе колхоза или совхоза далеко уже не редкость. В качестве примера можно назвать хо зяйства в Липецком, Елецком. Становлянском и д р у г и х райо нах. На. центральной усадьбе совхоза «Красный колос», в частности, выросло светлое, просторное здание, около него удобные игровые площадки, пе сочные дворики, беседки. Более ста сельских ребяти шек, пока их мамы на рабо те. не только играют занима ются спортом, но и обучаются грамоте, счету, знанию родно го языка. Квалифицированные педагоги прививают им куль турные навыки, приучают пра вильно вести себя в коллекти ве, готовят к школе. Народная мудрость гласит: «Лети, что цветы — у х о д лю бят». Бережно выращивают эти цветы более 4,5 тысячи вос питателей, отдающих всю щедрость души своим питом цам. В детском саду № 7 г. Ли пецка 280 ребятишек. Заведу ет им опытный педагог, Софья Евгеньевна Разумовская. Свы ше 30 лет отдала она этому делу, в ее характере сочетают ся и педагогическая тонкость, и хозяйственная сметка, она неустанно развивает и поддер живает творческую инициати ву СОТРУДНИКОВ. Среди педагогов детских са дов немало ветеранов. В Ли пецке это В. Д. Чайникова. Л. Г. Семынина, М. П. Тихоно ва, 3. А. Путилина. 3. Ф. Ши лина, в Ельце — 3. А. Проку- дина, Н. И. Косарева, в Дан кове —- Л. М. Евсеева и мно гие другие. Сделано в развитии общест венного дошкольного воспита ния немало. Однако было бы неправильно считать, что все проблемы Решены. С постом населения области о с т ро вста ет вопрос о дальнейшем раз витии сети детских садов, о своевременной сдаче этих объ ектов. Строительство их в но вых микрорайонах значительно отстает от потребностей. В сложных условиях, в приспо собленных помещениях работа ют Добровский. Хлевенский № 1. Чаплыгинский № 1 дет ские сады. Волнует и проблема кадров. 23 процента воспитателей в селах области не имеют педа гогического образования. Реформа общеобразователь ной и профессиональной шко лы. переход детских садов с 1 сентября на работу по новым, типовым программам обязыва ет районные отделы неполного образования, все ведомства внимательно относиться к под бору кадров. Г. БОРОВИК, зав. методкабиветом по \ошкольному воспитанию института усовершенствования учителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz