Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
шеят Ш ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ (Продолжение. Начало на 1-й стр). В соответствии с Основными направлениями перестрой ки высшего образования перейти на новые учебные пла ны и программы, упорядочить систему их регулярного обновления с учетом новейших достижений науки, тех ники и культуры, современных требований практики- Иметь в учебных планах резерв до 15 процентов учебно го времени. Жизнь настоятельно требует ввести дифференцирован ную подготовку специалистов применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Для наукоемкого производства и научных подразделе ний предприятий и организаций обеспечить углубленную подготовку кадров путем перевода студентов, проявивших склонности к научно-техническому творчеству, на инди видуальные учебные планы, в том числе с продленным сроком обучения или в виде годичной стажировки на пе редовых предприятиях. Расширить также в этих целях очную аспирантуру и институт стажеров-исследователей. Подготовку таких специалистов осуществлять но целевым заявкам объединений, предприятий, учреждении, колхозов и совхозов. При переходе на подготовку специалистов широкого профиля предстоит по-новому' решать вопросы организа ции их производственной практики- Необходимо повысить ее роль в овладении студентами навыками профессио нального мастерства, основами организаторскбй и воспи тательной работы в трудовых коллективах. Усилить от ветственность руководителей министерств, предприятий и учреждений за профессиональную, практическую подго товку специалистов. Рассматривать эту работу как их важнейшую обязанность по формированию кадров для своей отрасли. Широко привлекать ведущих работников производства к практическому обучению студентов. Соз дать условия для получения каждым учащимся рабочей профессии и прохождения стажировки в качестве техни ка, инженера, на других соответствующих должностях. Предусмотреть в необходимых случаях по ряду специаль ностей увеличение времени на производственную прак тику, преимущественно на завершающей стадии обуче ния. Активнее использовать в указанных целях отрасле. вые учебные центры- Требуется кардинально улучшить систему подготовки специалистов без отрыва от производства — главного канала получения высшего образования работающей мо лодежью, в том числе с сокращенными сроками обучения — выпускниками средних специальных учебных заведений. Предусмотреть меры, обеспечивающие значительное по вышение качества подготовки специалистов на вечерних и заочных отделениях, определить перечень специально стей, по которым здесь может успешно осуществляться обучение кадров. В инженерно-технические вузы на за очные и вечерние формы обучения принимать только ра ботающих по избранной или родственной специальности, не устанавливать плана приема, зачислять всех выдер жавших вступительные экзамены. Шире использовать систему подготовки специалистов без отрыва от производства как эффективную, форму по вышения квалификации трудящихся, разностороннего об разования человека. Предоставить всем гражданам воз можность получения дополнительных знаний по отдель ным дисциплинам или циклам соответствующих дисцип лин. В целях повышения качества подготовки кадров необ ходимо придать особое значение отбору на обучение в вузы наиболее подготовленных юношей и девушек, про явивших склонности к избранной специальности- Перейти на долговременные формы профессиональной ориентации молодежи, шире использовать методы психологической и педагогической науки, обеспечивающие выявление и раз витие склонностей и способностей молодых людей. Посто янно совершенствовать правила приема, повысить объек тивность конкурсного отбора в вузы. Следует усилить заботу об улучшении социального со става студенчества. Шире практиковать направление на учебу в вузы производственной молодежи с выплатой стипендии за счет предприятий, колхозов в повышенных размерах. Принимать на подготовительные отделения при высших учебных заведениях передовых рабочих всех от раслей народного хозяйства и колхозников со стажем ра боты не менее двух лет, а также уволенных в запас во еннослужащих. I V. Подготовку специалистов в учебных заведениях различного профиля— на уровень современных требований Высшая и средняя специальная школа призвана форми ровать кадры, сочетающие глубокую профессиональную подготовку и идейно-политическую зрелость, воспитанные в духе советского патриотизма и пролетарского интерна ционализма, готовности встать на защиту социалистиче ского Отечества- Специалист сегодняшнего дня должен обладать основательной марксистско-ленинской подготов кой, современным экономическим мышлением, навыками управленческой и организаторской работы, активными методами использования электронно-вычислительной тех ники применительно к профилю своей деятельности, вы сокой общей культурой, знанием иностранного языка. Его должны отличать .инициатива и ответственность, потреб ность в постоянном обновлении и обогащении своих зна ний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь. Исходя из намечаемых направлений перестройки, сле дует уточнить требования к развитию учебных заведений различного профиля, основные ориентиры их деятельно сти в современных условиях. Подъем на качественно новый уровень высшей и сред ней школы обусловливает необходимость всемерного улучшения деятельности университетов. Их выпускники призваны стать проводниками передовой научной мысли во всех звеньях народного образования на новом этапе его развития. Особую заботу научно-педагогические кол лективы университетов должны проявлять о подготовке высококвалифицирбванных учителей для общеобразовательной и профессиональной школы. Необходимо существенно повысить роль университетов в подготовке теоретических кад ров в области марксизма-ленинизма и естествознания для академической и отраслевой науки, высшей школы, иде ологических учреждений и современного производства. Учебный процесс в университетах должен обеспечивать соединение высокой теоретической и прикладной подго товки, дифференцированный подход к обучению выпуск ников для педагогической, исследовательской и производ ственной деятельности. Развивать подготовку специали стов по новым направлениям, находящимся на стыках наук. В целях формирования кадров, обладающих фундамен тальными естественнонаучными знаниями, целесообразно иметь в ведущих университетах специальные отделения .и факультеты по подготовке и переподготовке специалистов для наукоемкого промышленного и Сельскохозяйственного производства, здравоохранения. •Аккумулируя новейшие направления научных знаний, университеты обязаны все в большей степени укреплять научно-теоретический потенциал страны, влиять на уско рение социально-экономического развития соответствую щих регионов, становиться подлинными центрами науки, культуры и коммунистического воспитания. Ускорение научно-технического прогресса диктует осо бую необходимость решительной перестройки инженерно- технического образования. Предстоит воспитать кадры, способные обеспечить революционные преобразования в технике, технологии и организации производства, мно гократный рост производительности труда. В обучении специалистов широкого профиля следует предусмотреть углубление теоретической базы, овладение фундамен тальными основами инженерной и управленческой дея тельности, существенное улучшение практической подго товки с участием производства. Процесс формирования инженерных кадров должен быть подчинен развитию у них навыков самостоятельно го технического творчества, системного анализа технико- экономических проблем, умения находить эффективные решения. /Именно Склонности й проявившиеся способно сти в техническом творчестве должны стать одним из важнейших критериев отбора молодежи на инженерные специальности. Реализация Продовольственной программы СССР не разрывно связана с совершенствованием высшего сель скохозяйственного образования. Требуется обстоятельно подготовить будущих специалистов к освоению современ ных интенсивных технологий растениеводства и животно водства с учетом индустриализации сельскохозяйственно го' труда и агропромышленной интеграции производства, перевода колхозов и совхозов на подлинный и полный хо зяйственный расчет. Особое внимание следует уделить развертыванию обучения кадров в новых областях нау ки и техники, таких, как генная инженерия, биотехноло гия и других, а также управленческой деятельности. Пред стоит усилить экологическое воспитание будущих специ алистов, их ориентацию на рациональное и комплексное природопользование. Каждое опытное хозяйство необходимо превратить в образцовое учебно-научное предприятие, где практическое обучение студентов должно осуществляться в условиях непосредственной реализации интенсивной технологии и передовой организации производства. Выпускники сель скохозяйственных учебных заведений призваны нести вы сокую культуру во всю жизнь современного села. Учитывая особую остроту проблемы закрепляемости кадров на селе, предстоит улучшить отбор на сельско хозяйственные специальности прежде всего сельской мо лодежи, формировать у будущих специалистов любовь к земле* чувство высокого гражданского долга. Потребности интенсификации производства, совершен ствования методов хозяйствования выдвигают задачу су щественного улучшения обучения экономических кадров. Высшая школа призвана выпускать специалистов, вла деющих знаниями экономических законов социализма и механизма их использования, способных на этой основе определять конкретные пути повышения эффективности производства, вырабатывать меры по совершенствованию управления предприятиями, производственными объеди нениями и отраслями народного хозяйства. В подготовке экономистов необходимо обеспечить орга ническое сочетание высокого уровня политико-экономи ческого образования с глубокими знаниями конкретных направлений экономики, широким кругозором в области техники и технологии, умением пользоваться методами Ма тематического моделирования хозяйственных ситуаций и решений. Особое значение следует придавать привитию студентам навыков практического решения планово-эко- номичских и управленческих задач, культуры экономи ческой работы. Актуальные задачи радикального повышения качества советского здравоохранения настоятельно требуют улучше ния медицинского образования, значительного усиления теоретической и практической подготовки специалистов. Предстоит обеспечить более тесную связь в преподавании медико-биологических наук и клинических дисциплин. Вы пускники должны владеть современными методами диа гностики и лечения человеческого организма как едино го целого. Особое внимание необходимо обратить на за вершающую стадию формирования врача, провизора не посредственно в лечебных и аптечных учреждениях, по вышение эффективности субординатуры и интернатуры. Одна из главных задач — воспитание у медицинских работников высоких нравственных, гражданских качеств, милосердия. Комплектование медицинских вузов осущест влять из числа лиц, проработавших в качестве младше го или среднего медицинского персонала не менее двух лет, а тфеже уволенных в запас военнослужащих. Начавшаяся в соответствии со школьной реформой пе рестройка высшего педагогического образования направ лена на всемерное улучшение учительских кадров, приз ванных поднять на новый уровень образование и воспи тание подрастающего поколения, его подготовку к само стоятельной трудовой жизни. Важно усилить связь универ ситетов и 'педагогических институтов со средними учеб ными заведениями и дошкольными учреждениями. Воору жать будущих учителей передовым педагогическим опы том, воспитывать их непримиримыми к формализму, засты- лости форм обучения и воспитания детей. Требуется полностью удовлетворить возрастающие по требности общеобразовательных школ, профтехучилищ, дошкольных и внешкольных учреждений в педагогах и воспитателях. Обеспечить условия для насыщения всех звеньев просвещения учителями и воспитателями только с высшим образованием. Развернуть подготовку педаго- гов-воспитателей ро знанием иностранного языка для до школьных учреждений. Важнейшими чертами профессионального облика учи теля должна быть идейная и моральная чистота, требова тельная доброта, душевная щедрость, любовь к детям. В педагогические институты принимать исключительно по рекомендациям педагогических советов школ и трудовых коллективов лиц, имеющих склонность и опыт работы с детьми, а также уволенных в запас военнослужащих. Совершенствование деятельности вузов культуры и ис кусства следует подчинить удовлетворению возрастаю щих духовных, эстетических запросов советского челове ка. Выпускников этих вузов, наряду с профессиональным мастерством, должно отличать глубокое понимание вы сокого назначения художественного творчества, его кон структивной роли в воспитании нового человека, умение с классовых, партийных позиций отражать в искусстве актуальные проблемы современной действительности, ут верждать коммунистические идеалы. . Важно улучшить подбор преподавателей из числа дея телей литературы и искусства, призванных вести обуче ние мастерству в единстве с воспитанием у творческой мо лодежи высоких идейно-политических и нравственных ка честв. Предстоит поднять уровень подготовки ^ специалистов для культурно-просветительных учреждений, обеспечить их кадрами организаторов народного творчества и куль турного досуга населения. Необходимо существенно усилить роль средних спе-' циальных учебных заведений в системе профессионально го образования. Добиться полного удовлетворения потреб ностей народного хозяйства в квалифицированных кад рах среднего звена. Следует готовить техников для про мышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства в качестве компетентных руководителей первичных трудо вых коллективов, способных решать конкретные задачи технического прогресса в низовых звеньях производства, обеспечивать высокую технологическую культуру, освое ние нового оборудования. От кадров со средним специальным образованием во многом зависит подъем качества работы таких важных сфер, как торговля, жилищное хозяйство, бытовое обслу живание. На основе реальной потребности в кадрах осуществлять дифференцированную подготовку специалистов с учетом уровня образования юношей и дебушек, характера и сложности производства. Развернуть подготовку кадров со средним специальным образованием для наладки и эк сплуатации современной техники и особо сложного техно логического оборудования. Представляется целесообраз ным создание в техникумах отделений по подготовке бри гадиров и мастеров из числа передовых рабочих с сокра щенным сроком обучения и соответствующим матери альным обеспечением. Расширить практику . ускоренной подготовки кадров в вузах из числа выпускников сред них специальных учебных' заведений. V. Воспитывать идейно зрелых, общественно активных специалистов В решении задач ускорения экономического и соци ального, прогресса неизмеримо возрастает значимость вос питания гармонично развитой, общественно активной лич ности специалиста, усиления идейно-воспитательных функ ций высшей и средней специальной школы. Профессорско преподавательские коллективы, партий ные, комсомольские и профсоюзные организации учеб ных заведений призваны усилить работу по идейно-поли тическому, трудовому и нравственному' воспитанию сту денческой и учащейся молодежи, гражданскому станов лению будущих специалистов. Необходимо преодолеть на метившийся отрыв воспитательной *работы от реальных проблем подготовки кадров, задач общественного разви тия. Активизировать участие в идеологической работе со студентами руководящих партийных, советских и хозяй: ственных работников. Предстоит существенно поднять идейно-теоретический и методический уровень преподаваний марксизма-лени низма как незыблемой основы формирования научного мировоззрения советского специалиста. Для улучшения преподавания революционной теории как целостного уче ния в органическом единстве его составных частей приз нать целесообразным разработать единые учебные про граммы по общественным наукам для различного типа вузов, издать новые учебники и1установить государствен- .ный экзамен по марксизму-ленинизму. Важно изжить все еще имеющие место в преподавании общественных наук начетничество и догматизм, схоласти ческое теоретизирование, чутко реагировать на происхо дящие перемены в жизни. Следует повысить качество лекций, освещать в них узловые вопросы теории, практи ческие задачи общественного развития, внутренней , и внешней политики КПСС. Увеличить время на семинар ские занятия, индивидуальную работу со студентами, обе спечить привитие им потребности и навыков системати ческого и основательного изучения трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документов КПСС. Серьезный резерв повышения результативности препо давания общественных наук — учет профиля вуза, ха рактера ' будущей производственной деятельности его вы пускников- Обществоведы совместно с преподавателями других кафедр призваны повышать: мировоззренческую направленность всего учебного процесса, прививать бу дущим специалистам навыки творческого применения диалектико-материалистического метода в профессиональ ной и общественной работе, воспитывать политическую бдительность, непримиримость к враждебной идеологии. Предоставить студентам более широкую возможность для изучения вопросов теории и истории отечественной и мировой культуры. Необходимо существенно активизировать научную дея тельность преподавателей кафедр социально-экономиче ских дисциплин по исследованию актуальных проблем об щественного развития. Сконцентрировать их усилия на углубленной разработке важнейших вопросов, выдвину тых в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, в новой редакции Программы КПСС, добиваясь также в качестве конечных результатов исследований научно обоснованных практических рекомендаций и . на дежных социально-экономических прогнозов для регио нальных и общегосударственных органов. Усилить роль партийных комитетов в подборе, расста новке и воспитании преподавателей общественных наук. При организации повышения их квалификации проявлять заботу о том, чтобы пополнение теоретических Знаний об ществоведов сопровождалось изучением практического опыта на основе стажировки в партийных, государствен ных и хозяйственных органах, а также широким ознаком лением с деятельностью трудовых коллективов, -первич ных. парторганизаций- Необходимо более эффективно использовать весь арсе нал форм и методов воспитательной деятельности, прео долевать увлечение количественной стороной дела в ущерб его содержанию. Поставить в центр воспитатель ной работы индивидуальный подход к развитию личности будущего специалиста. Добиваться при этом эффективно го воспитательного воздействия студенческой группы на учебу, убеждения, поведение и моральный’ облик каждого члена коллектива, строгого соблюдения им норм комму нистической морали, активного неприятия антиподов со ветского образа жизни. Решительно изживать формализм и заорганизован- ность в общественной работе студентов и учащихся. От давая должное, большой значимости движения, студенче ских отрядов, необходимо принять меры по повышению их воспитательного воздействия, исключению из их жиз ни деляческих настроений и других негативных явлений- В организации научных исследований студентов стре миться к тому, чтобы молодежь, участвуя в решении ак туальных задач совместно с ведущими учеными, усваи вала гражданскую этику, творческое и самоотверженное отношение к избранному делу. Совершенствовать прове дение конкурсбв студенческих научных работ. Активизировать общественно-политическую практику будущих специалистов как инструмент превращения зна ний в коммунистические убеждения, обеспечить . более широкое участие студентов в пропаганде политики пар тии среди трудящихся, в идейно-воспитательной и спор тивно-массовой работе с детьми и подростками. Следует всемерно развивать студенческое самоуправле ние,4 инициативу и самодеятельность коллективов уча щихся, комсомольских и профсоюзных организаций вузов в решении всех вопросов студенческой жизни- Полностью передать в компетенцию студенческих организаций воп росы общественно полезного труда, быта и отдыха сту дентов, поддержание порядка в общежитиях и столовых, учебных помещениях и библиотеках. Полнее использовать, нрава вузовс'кого комсомола во Всесоюзном совете по, высшему образованию, советах ву зов и факультетов для постановки принципиальных воп росов обучения и воспитания на основе изучения мнений, предложений студентов по улучшению организации учеб ного процесса и повышению качества преподавания. Воп росы творческого овладения профессией, улучшения вос питания в процессе учебы должны находиться в центре внимания комсомольских организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления. Предмет постоянной заботы студенческих коллективов — организация рационального использования свободного времени учащейся молодежи в целях всестороннего раз вития личности, утверждения в студенческой среде здо рового, культурного, трезвого образа жизни. Следует принять кардинальные меры по развитию физкультурно- массовой й оборонно-спортивной работы как действенно го средства формирования физически здоровых, творче ски активных поколений специалистов. Широко исполь зовать в этих целях культурно-спортивную базу пред приятий и ведомств. V I. Всемерное развитие вузовской н ау ки - основа улучшения подготовки специалистов, важный резерв ускорения научно- технического Предстоит решительно повысить вклад вузовской науки в решение задач ускорения социально-экономического развития страны. Более активно использовать преимуще ства высшей школы, прежде всего концентрацию в учебных заведениях ученых различного профиля, в раз работке комплексных народнохозяйственных и межотрас левых научно-технических проблем. Принять меры по усилению связи вузовской, академической и отраслевой науки, преодолеть их разобщенность. Следует обеспе чить единство научной и учебной работы, широкое при влечение студентов к исследованиям, повышение на этой основе качества подготовки специалистов. Необходимо существенно расширить масштабы научных исследований и разработок, проводимых вузами, добиться резкого повышения их народнохозяйственной отдачи. Для этого требуется увеличить вдвое объем фундаменталь ных исследований и примерно в три-четыре раза — кон структорско-технологических и опытно-экспериментальных работ. Пересмотреть сложившуюся структуру распреде ления трудовых, финансовых и материальных ресурсов, направить их прежде всего в завершающую стадию цикла «исследование-разработка-внедрение». В развертывании фундаментальных и поисковых исследований усилить ко ординацию ведущих университетов и Институтов с акаде мическими научными учреждениями. Увеличить ассигно вания. на развитие фундаментальных исследований за счет государственного бюджета и части средств, получаемых вузами от выполнения хоздоговорных работ, упорядочить проведение госбюджетных исследований на кафедрах, обеспечение их материальными ресурсами и вспомогатель- ’иым персоналом. Для инженерной отработки результатов исследований и ускорения их внедрения в практику требуется форсиро вать развитие в высшей школе конструкторско-технологи ческой и опытно-экспериментальной базы и, в первую очередь, межвузовских организаций и предприятий. На этой базе целесообразно развернуть изготовление опыт ных образцов и малых серий новых изделий, малотон нажные производства. Образовывать специализирован ные подразделения по разработке программных- средств для автоматизации научных экспериментов, проектирова- прогресса ния, управления технологическими процессами и произ водством. Министерствам и ведомствам следует усилить помощь вузам в развитии опытно-экспериментальной базы, пере дать им ряд предприятий, подключить свои производствен ные'мощности для изготовления опытных образцов но вой техники и отработки прогрессивных технологий. Необходимо улучшить организацию и повысить эффек тивность научно-исследовательских и опытно-конструк торских работ, выполняемых вузами по хозяйственным до-, говорам с предприятиями и учреждениями. Развивать хоздоговорные работы для решения крупномасштабных социально-экономических и научно технических проблем на основе долгосрочных комплексных договоров между ор ганами управления вузами и отраслевыми министерства ми, а также учебными заведениями и производственными объединениями, предприятиями. - . Для ускорения внедрения завершенных вузовских раз работок ввести практику их кадрового сопровождения пу тем целенаправленной подготовки специалистов, а также переподготовки работников предприятий. В целях расширения фронта поисковых и фундамен тальных исследований, развития и обновления экспери ментально-производственной базы разрешить вузам пре дусматривать в хозяйственных договорах на выполнение научно-исследовательских работ плановые накопления в размере 20 процентов их сметной стоимости. Значительно расширить практику создания временных коллективов из ученых и специалистов учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских и проектных орга низаций, предприятий для конструкторской и эксперимен тальной доработки и внедрения наиболее эффективных новшеств. ' ■ Необходимо кардинально улучшить материально-техни ческое обеспечение. научно-исследовательских и опытно конструкторских работ в высшей школе, распространить на организацию их снабжения порядок, установленный для отрасли «Наука и научное обслуживание». Следует создавать в научных коллективах вузов атмо-- сферу высокой гражданской ответственности и требова тельности за ускорение научно-технического прогресса. V II. Улучшение качественного состава научных и научно- педагогических кадров решающий фактор подъема высшего образования и научных исследований Качество учебно-воспитательного процесса определяет ся прежде всего составом профессоров и преподавателей. Весь ход общественного развития выдвигает научно-педа гогические кадры вузов на передний край борьбы за ус корение научно-технического прогресса. Предстоит сущест венно улучшить формирование профессорско-преподава тельского состава, создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и мастерства моло дых научно педагогических работников. • Расширить подготовку кандидатов наук через аспиран туру преимущественно с отрывом от производства. При знать целесообразным увеличить ее масштабы с учетом возрастающих потребностей наукоемкого производства. Со вершенствовать отбор в аспирантуру способной молодежи, в первую очередь за счет специалистов, имеющих, как правило, опыт работы в избранном научном направлении Значительно поднять уровень научной и идеологической подготовки аспирантов.' Сконцентрировать тематику дис сертационных исследований на приоритетных направле ниях науки и техники. Улучшить организацию и расши рить практику подготовки молодых специалистов к само стоятельной научно-педагогической деятельности на дол жностях стажеров-преподавателей и стажеров-исследова телей. Пересмотреть порядок отбора и приема в целевую аспирантуру. Повысить стипендию аспирантам, усилить заботу об их жилищно-бытовых условиях. Считать целесообразным создание докторантуры при ведуащх высших учебных заведениях, академический и отраслевых научных учреждениях. Направлять в нее кан дидатов наук, имеющих творческие достижения и доста точный научный задел по избранной теме. Следует значительно улучшить организацию и поднять действенность повышения квалификации преподавателей на основе сочетания теоретической и практической пере подготовки. Предусмотреть длительную (1—2 года) ста жировку преподавателей в отраслях народного хозяйства на должностях специалистов, непосредственное участие их в решении производственных задач. (Окончание щ* 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz