Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 6 9 -й год издания Л ен и н с к о е З Н Я И Я лм«.«."I шщВШЖКмщ ЩЯтюПтШт ЩНХшШ&яЩ ЩКтпШЯлщ 1986 ИЮНЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ] О р га н Л и п е ц ко го об ком а К П С С и областно го Совета народны х депутатов Цена 3 коп. П е р е с т р о й к а в ы с ш е г о и с р е д н е г о с п е ц и а л ь н о г о о б р а з о в а н и я , н а м е ч е н н а я р е ш е н и я м и X X V I I с ъ е з д а # КПСС ,-одна из н ео тл ож ны х , в аж н ейш и х задач ра звития общ еств а на соврем енном эт ап е . ПРОЕКТ Ц К КПСС ОСНОВНЫЕ Н А П Р А В Л Е Н И Я ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ Решение программной задачи ускорения социально- экономического развития страны требует коренного улуч шения профессиональной, марксистско-ленинской подго товки специалистов. Квалификация, компетентность кад ров и их высокая гражданская ответственность во многом определяют масштабы и темпы научно-технического про гресса, интенсификации народного хозяйства. Перестрой ка высшего и среднего специального образования, наме ченная решениями XXVII съезда КПСС. — одна из неот ложных, важнейших задач развития общества на совре менном этапе. I. Высшая и средняя специальная школа и ускорение социально-экономического развития страны Высшая и средняя специальная школа СССР-имеет ис торические заслуги перед обществом- Подготовленные ею кадры специалистов позволили ус пешно решить сложнейшие задачи социалистического строительства, создания современного мощного экономи ческого, научно-технического и оборонного потенциала страны. В короткие сроки сформирована многонациональ ная народная интеллигенция, внесшая значительный вклад в развитие материального производства, духовной сферы, повышение общеобразовательного и культурного уровня народа. Во всех союзных республиках и экономических районах действует разветвленная сеть высших и средних специаль ных учебных заведений. Высшая школа является не только источником пополнения народного хозяйства ква лифицированными кадрами, но и важной составной частью научно-исследовательского комплекса страны. Советским ученым и инженерно-техническим работникам принадлежит приоритет в развитии ряда новых направле- -ний науки, создании многих видов прогрессивной техни ки и технологии. Мировое признание получили достижения нашей худо жественной интеллигенции- Советская высшая школа осу ществляет. широкое международное сотрудничество, ока зывает большую помощь многим странам мира в подго товке национальных кадров. Вместе с тем в последний период в подготовке и ис пользовании специалистов стали накапливаться нерешен ные проблемы, нарастать негативные явления. Преобла дание экстенсивных путей развития проявилось и в сфе ре высшего и среднего специального''образования. Непре рывный, в некоторой части необоснованный рост'выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Уровень обучения и воспитания не в полной мере отвечает задачам ускорения социально- экономического развития страны, быстрого освоения до стижений науки,и техники. В высшей школе произошло неоправданное дробление ' специальностей, значительное увеличение их числа, что отрицательно сказалось на общенаучной н профессио нальной подготовке- Ведомственные и местнические интересы вызвали рас пыление в подготовке кадров одноименных специально стей по многим учебным заведениям. Затянулось станов ление большого числа новых вузов. Наряду с передовыми высшими учебными заведениями % — подлинными учебно-научными центрами, в которых глубокие исследования актуальных проблем органически увязаны с' формированием высококвалифицированных спе циалистов. имеется немало вузов, не обеспечивающих ка чественную теоретическую и практическую подготовку выпускников. В учебном процессе упор делается на расширение объ ема изучаемого материала, что приводит к перегрузке учащихся, наносит ущерб развитию навыков самостоя тельного творческого мышления. Не уделяется необходи мого внимания индивидуальной работе с будущими спе циалистами. для этого не созданы надлежащие условия. . Не соответствуют современным требованиям организации учебного процесса нормативы численности студентов, приходящихся на одного преподавателя. Многие учебные заведения оторваны от производства, слабо связаны с академическими и отраслевыми научными учреждениями. В результате молодые специалисты в значительной чи сти оказываются не готовыми к созданию и использова нию техники и технологии новых поколений, не полу чают должных навыков применения современных средств автоматизации технологических процессов, проектирова ния и научных .экспериментов, управления производством. Они слабо владеют эффективными методами выявления и мобилизации резервов производства, его интенсификации. Выпускники медицинских. вузов из-за недостаточной кли нической подготовки зачастую не умеют квалифицирован но поставить диагноз и обеспечить правильное лечение. Не отвечает требованиям сегодняшнего дня качество обу чения и по другим группам специальностей. Необоснованно принижена роль средней специальной школы в подготовке" нужных стране кадров среднего зве на четко не определено ее место в изменившихся усло виях современного производства, в системе профессио нального образования Назрела проблема улучшения управления высшим н средним специальным образованием. Сегодня 894 вуза подчинены 74 союзным и республиканским министерст вам и ведомствам, в том числе 30 из них имеют всего 1_2 института. Средними специальными учебными заве дениями руководят более 200 ведомств. Многие отрасле вые министерства и ведомства не обеспечили в подчинен ных вузах надлежащий уровень научно педагогических кадров, учебно-методической работы, а также материаль но-технического их оснащения. Минвуз СССР не осуществ ляет должного руководства высшими и средними специаль ными учебными заведениями, оказывает недостаточное влияние на вузы отраслевых, министерств Не стала действенным рычагом ускорения научно-тех нического прогресса и система повышения квалификации и переподготовки специалистов. Ни по размаху, ни по глубине обучения она не соответствует задачам перевода экономики на качественно новую техническую основу. Существующая сеть учебных подразделений этой системы не обеспечивает регулярное, оперативное обновление зна ний специалистов, слабо используются в этих целях воз можности вузов. Минвуз СССР не реализует в полной ме ре возложенные на него функции методического руко водства системой повышения квалификации и перепод готовки кадров. Усиливающийся разрыв между уровнем подготовки спе циалистов и запросами общественной практики длительное время не получал должной оценки. Прошлые успехи в развитии высшего образования заслонили нарастание серьезных трудностей, было ослаблено внимание к его недостаткам и нуждам. Вследствие недостаточных ассигнований серьезно отста ла материальная база вузов. Она устарела и не соответ ствует задачам подготовки современных специалистов. Совершенно неудовлетворительно обеспечение высшей и средней специальной школы электронно-вычислительной и другой современной техникой. Наблюдается нехватка учебных помещений, библиотек, общежитий. Участие ми нистерств-потребителей кадров в укреплении учебно-лабо раторной базы вузов и техникумов и оснащении их новым оборудованием незначительно, носит эпизодический, не обязательный характер. Ряд министерств и ведомств, по лучающих болыцое число специалистов, практически не участвует в развитии соответствующих учебных заведе ний. Слабо используется для обучения кадров материаль но-техническая база объединений, предприятий, академи ческих и отраслевых научно-исследовательских институтов. Существенные, недостатки имеются в комплектовании ву зов высококвалифицированными профессорско-преподава тельскими кадрами. Менее одной трети кафедр возглав ляется профессорами. Преподаватели многих профили рующих кафедр в основной массе не обладают достаточ ным практическим опытом. Существующие порядок и уровень оплаты труда в высшей школе не стимулируют привлечение к педагогической работе крупных специа листов народного хозяйства и ученых- Требует улучше ния стипендиальное обеспечение аспирантов и студентов, у прежде всего имеющих стаж практической работы, а так же из числа уволенных в запас военнослужащих. Экономическую и социальную значимость результатов деятельности высшей и средней специальной школы зна чительно снижают крупные недостатки в использовании специалистов. В то время как интересы ускорения научно- технического прогресса требуют мобилизации всего ин теллектуального потенциала страны, усилилась тенденция расточительного отношения к его использованию. Каждый второй специалист с высшим образованием в промышлен ности работает на должности, не требующей полученной квалификации и специальности. Нерационально также ис пользуются кадры сельскохозяйственного профиля, учите ля и другие. Планы подготовки специалистов не отража ют истинных потребностей народного хозяйства- Их фор мирование осуществляется на основе неупорядоченных, нередко искаженных штатных расписаний, необоснован ных заявок министерств и организаций, которые не не сут за это никакой ответственности. Особенно тревожное положение наблюдается в исполь зовании инженерного корпуса. Во многих случаях лишь одна треть рабочего времени затрачивается инженерами на конструкторско-технологическую, исследовательскую я \ аналитическую работу. Инженерные должности часто вво дятся там, где не требуется высшее техническое образо вание, явно занижена в штатных расписаниях доля дол жностей техников. Сложившаяся практика использования снецналистов объясняется также низким уровнем нх заработной платы. Совершенно недостаточна ее' дифференциация в зависимо сти от качества и сложности выполняемой работы- Паде ние престижности труда специалистов, особенно инжене ров, пришло в острое противоречие с объективно возрос шей социальной ролью технической интеллигенции в об ществе. Указанные процессы привели к уменьшению тяги молодежи к инженерно-техническому образованию, ослаб лению ответственности студентов за учебу, снижению конкурсов в вузы. Таким образом, назрела необходимость в глубокой ие- ростройке высшего и среднего специального образова ния, приведении его в соответствие с задачами ускорения социально-экономического развития страны на современ ном этапе. Насущное требование времени— поднять роль высшего и среднего специального образования как важнейшего фактора долговременного воздействия. на экономику, по ступательное развитие всего социалистического общества. Система подготовки специалистов, и прежде всего выс шая школа, призвана стать действенным инструментом, проводником единой государственной научно-технической политики. На основе научного прогнозирования перспек тив развития народного хозяйства она должна с упрежде нием формировать кадровые ресурсы ускорения научно- технического прогресса- \ Высшее образование приобретает возрастающее значе ние в совершенствовании общественных отношений, утвер ждении социалистического образа жизни, активизации че ловеческого фактора. В ходе перестройки высшей школы предстоит 'повысить ее роль в духовной сфере общества, подъеме образовательного и культурного уровня населе ния, постепенном стирании существенных различий мей<- ду умственным и физическим трудом, укреплении брат ской дружбы всех наций и народностей страны. Получат дальнейшее развитие демократические принципы деятель ности советской высшей школы. Важно обогатить идейно теоретическое, гуманитарное содержание высшего образо вания. усилить его связь с общественной практикой как основу формирования высоких гражданских, нравствен ных качеств личности. Предстоит полнее использовать большие возможности учебных заведений в деле совер шенствования коммунистического воспитания молодежи, всех трудящихся. В результате перестройки высшей и средней специ альной школы должно быть обеспечено новое качество подготовки кадров специалистов в тесной связи с корен ным улучшением их использования, гарантирующее вы ход нашей страны на передовые рубежи научно-техниче ского и социального прогресса- Партия видит в высшей школе важную часть всей системы кадровой политики. Ста вится задача обеспечить опережающее развитие высшего и среднего специального образования по отношению к технической реконструкции народного хозяйства. II. Интеграция образования, производства и науки Важнейшее направление и основой рычаг перестройки высшего и среднего специального образования — его тес нейшая интеграция с производством и наукой, переход к новым принципам их взаимодействия. Необходимо разра ботать и осуществить систему мер, обеспечивающих зна чительное усиление взаимной заинтересованности и от ветственности вузов, предприятий, организаций, научных и культурных учреждений, колхозов и совхозов в суще ственном повышении уровня обучения и воспитания кад ров, улучшении ик использования. Новый тип взаимоот ношений между ними должен базироваться на договор ных обязательствах, предусматривающих целевую подго товку и переподготовку кадров на государственной, пла новой основе, при частичном возмещении затрат на эти цели за счет отраслей народного хозяйства. В соответствии с заключаемыми договорами в рамках государственных планов вузы призваны осуществлять на высоком уровне подготовку и повышение квалифика ции надров' в необходимом количестве и в установленные сроки, а отрасли народного хозяйства и предприятия — обеспечивать частичное возмещение затрат на обучение специалистов и создавать условия для рационального ис пользования выпускников. Па основе таких долговремен ных отношений предстоит активизировать участие пред приятий и организаций в' повышении качества подготовки специалистов. Исходя из того, что именно производство по своей су ти является основной материальной базой, естественным полигоном для подготовки кадров, следует расширить про грессивную практику перенесения части учебного процес са на производство путем создания учебно-научно-произ водственных комплексов, включающих филиалы кафедр, научно-исследовательские лаборатории, экспериментальные участки. Практиковать также организацию отраслевых учебных центров в составе ведущих объединений, заво дов и фабрик, научных и конструкторских организаций, ле чебных учреждений, предприятий агропромышленного ком плекса. Это долясно послужить надежной предпосылкой для сочетания фундаментального образования кадров с подготовкой их к работе в условиях конкретной практи ческой деятельности. ™™Л1 б*еНИе ”нтеграции высшей школы к производства создает более благоприятные условия для широкого об мена кадрами между вузами и предприятиями. Разработ чики новой техники и технологии должны участвовать в формировании специалистов для своего производства а профессора и преподаватели — в повышении квалифика ции, обогагцении теоретических знаний инженерно-техни ческих работников, что гарантирует надежную обратную связь учебнрго процесса с практикой. Новые возможности открываются и для улучшения работы по повышению квалификации преподавателей, особенно молодых, не имеющих практического опыта. Более тесная связь вузов с конкретными отраслями и предприятиями позволит упрочить также договорные отно шения в проведении научных исследований. Особое вни мание должно быть уделено усилению взаимодействия ученых вузов и специалистов производства в проведении опытно-экспериментальных работ и внедрении закончен ных разработок. Целесообразно развивать практику орга низации совместных лабораторий, конструкторских бюро, экспериментальных производств. Частичное возмещение отраслями материального про» водства затрат на подготовку кадров обеспечит привле чение дополнительных средств для модернизации учебно научного процесса в вузах. Источниками такого финанси рования могут быть фонды развития производства, а так же средства отраслей и предприятий, направляемые на подготовку кадров, проведение научных исследований. Кроме этого, в планах технического перевооружения и реконструкции отраслей надо также предусматривать выделение капитальных вложений на укрепление мате риально-технической базы вузов. Должно стать правилом — сопровождать расширение подготовки или открытие новых специальностей в учебных заведениях разовыми капитальными вложениями заинтересованных отраслей. В необходимых случаях договорные принципы можно бы ло бы распространить и на взаимоотношения университе тов и институтов с научными учреждениями. Важное направление улучшения взаимодействия выс шей и средней специальной школы с производством — переход на новый механизм выявления реальной потреб ности в кадрах и преодоление, на этой основе бюрократи ческих методов определения объемов подготовки специа листов. Изучение потребности в кадрах и формирование их профессионально-квалифицированной структуры долж но опираться на совместную деятельность предприятий и учебных заведений по аттестации рабочих мест специали стов, четкому определению функций и содержания труда работников, что должно содействовать ликвидации зача стую скрытой избыточности в подготовке специалистов. На этой базе предстоит разработать новые структуры штатных расписаний в отраслях народного хозяйства, ре шительно устранить излишества инженерных должностей во всех звеньях управленческого аппарата. Нормативы инженерного обеспечения производства должны 'опреде ляться на строго научной основе с учетом достижений отечественной и зарубежной практики. В то же время договорные отношения призваны способствовать расши рению подготовки специалистов д высшим образованием в области управления и организации производства, социо логии, психологии. Совершенствование структуры кадров необходимо тес но увязывать с осуществляемыми мерами по улучшению морального и материального стимулирования инженерно- технических работников, их реальным вкладом в ускоре ние научно-технического прогресса. При этом следует ус тановить обоснованное соотношение оплаты труда инже-- неров и техникбв с заработной платой других категорий работников. Наряду с этим предстоит разработать правовые и ад министративные меры по повышению ответственности министерств и ведомств, предприятий и организаций за обоснованность заявок на подготовку кадров, а также за решение вопросов закрепления молодых специалистов на производстве, создания надлежащих условий их труда и быта. / Со своей стороны высшие учебные заведения должны усилить заботу о рациональном использовании, постоян ном профессиональном росте и повышении эффективности тРУДа специалистов. Ставится задача, чтобы высшая шко ла безусловно обеспечивала поддержание высокого уровня знаний своих воспитанников на протяжении всей их прак тической деятельности. Усиление интеграции высшей школы и производства должно поднять роль потребителя в оценке уровня под готовки кадров. Учитывая* что качество их обучения проявляется непо средственно в практической деятельности, целесообразно установить следующий порядок аттестации молодых спе циалистов: по окончании вуза вручать диплом о получении высшего образования, а но итогам трех лет работы по ме сту распределения — квалификационный ^/тестат спе циалиста, в котором на протяжении трудовой деятельно сти должен находить отражение рост его' квалификации. Необходимо также упорядочить существующую систему периодической аттестации специалистов, которую следует проводить не реже, чем одНн раз в три года. Для усиле ния стимулирования качества и квалификации труда уста новить несколько категорий должностей специалиста с соответствующим окладом, увязанных с характером и качеством выполняемой работы. Квалификационный ат тестат должен служить основанием для занятия соответ ствующей должности специалиста. III. Поднять качество подготовки специалистов- главная задача высшей школы Первоочередная задача —• осуществить решительный поворот от массового, валового обучения к усилению ин дивидуального подхода, развитию творческих способно стей будущих специалистов, опираясь на их самостоятель ную работу, активные формы и методы обучения: семи нарские и практические заняд-ия, дискуссии, моделирова ние производственных и практических ситуаций. Одним из основных способов развития аналитического и творче ского мышления должно .стать непременное участие сту дентов в научных исследованиях, реальных проектных и конструкторско-технологических разработках. Падежным средством всесторонней интенсификаций и повышения ка чества учебного процесса будет его. компьютеризация. Для успешной реализации поставленной задачи следует уменьшить Загрузку студентов обязательными аудиторны ми занятиями, совершенствовать оргайизацию самостоя тельной работы, обеспечив методическую помощь и кон троль со стороны преподавателей. В целях улучшения ус ловий для индивидуальной работы требуется уменьшить количество студентов, приходящееся на одного преподава теля, в том числе ва счет сокращения контингента студен тов по некоторым специальностям. Практические, семи., .нарские и лабораторные занятия проводить, как правило, в группах численностью до 15 человек. Развивать обу чение по индивидуальных учебным планам- Увеличить перечень факультативных курсов и дисциплин пб выбору. Создавать в студенческих коллективах обстановку на пряженной борьбы за знания, способствовать наиболее полному раскрытию способностей и дарований, молодежи. Во главу всей работы по активизации учебной деятельно сти студентов надо поставить всемерное развитие состя зательности в овладении знаниями. Повысить ответствен ность студентов и учащихся за результаты учебного тру- дя. Обеспечить более требовательную и объективную оцен* ку качества обучения, исключив в оценке знаний студен тов проявления процентомании и формализма. Устранить зависимость численности (преподавателей от отсева уча щихся. Определять штаты профессорско-преподавательско- го состава, исходя из планов приема, количества сфор- мированных учебных групп, особенностей организации учебного пррцесса в вузах различного профиля. Уста^ навливать выпускникам, получившим дипломы с отличи ем, повышенные размеры первоначальной заработной платы. Требует упорядочения структура подготовки кадров в высшей школе. Предстоит преодолеть узковедомственный дисциплинарный подход к построению номенклатуры специальностей, значительно сократить их общее коли чество. Перейти к формированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, ориентиро ванную на конкретную отрасль. Завершение обучения будущих специалистов с участием производства, развитая система повышения квалификации должны обеспечивать конкретную специализацию и быструю адаптацию кадров к обновляющимся условиям их практической прятельности. (Продолжение на 2-й стр.;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz