Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Д ЛЯ НАЧАЛА я п р ед ло­ ж и л ' З инаиде Пет­ р овне Глейдман, на­ чальнику планового отдела ПАТП-1 ознакомиться с пуб- поладки в пути его следования. План по доходам, как да­ моклов меч, висит над водите­ лем, Не дал его. привез вы­ ручки меньше, чем положено риваться не будет» — вот все, что сумели выяснить водите­ ли, которых весьма заботит эта проблема. Активность, заряд деловито- Г ОСУДАРСТ В ЕНН ЫЙ п л а н ПЛОТНИКА КЛИМОЧКИНА ликацией в «Литературной га- —и ты уже плохой произведет- сти, которые хотелось видеть у До неда в нег о в ре ме ни эт о мало у кого вызывало не­ д оуме нные во пр осы. А се йчас уже кажется странным: п о­ чему ми нистерст во, главк, т рес т, у пра вле ние од ним из гла в ны х п ла н овых п оказателе й считают о бъе м вы п ол нен­ ны х ст р оитель н о-мо нтажны х раб от, вы раже нный в сум­ мах освое нны х с ре дств, а бри гада — ко нечн ое зве н о в это й цеп очке — ог ра ничи вает свои и нтересы так назы ва­ емыми физическими о бъе мами — ку б омет ра ми улож ен­ н ого бе то на или возведе нн о й кладки, к вад ра т ными метра­ ми штукатурки или п о бе лки? Дело доходило до того, что и н о й раз в эти физические о бъе мы « пере водили» даже у б орку бригадой мусора в случае перебоев в поставках материалов. На бумаге объемы росли, а на деле — нет- Подобное положение порождало в бригадах иждивенчест­ во, не способствовало росту инициативы и линейных спе­ циалистов, создавало благоприятную* почву для приписок. С апреля этого года на ряде бригад-участков (новый термин: укрупненная бригада настолько велика, что по численности и масштабу работ приравнивается на строй­ ке к целому прорабскому участку) треста «Липецкстрой» в порядке эксперимента введен новый принцип планиро­ вания — по ссвоенкю средств. По этому же показателю определяете и выработка, хотя временно еще принима­ ются во вп канне и физические объемы. Новинка быстро получила у строителей короткое название «работать на Госплан». По сути это верно, на долю бригады теперь приходится пусть сравнительно крохотная, но вполне конкретная часть того Государственного плана развития страны, который утверждается Верховным Советом СССР. Ликвидируется некоторая отстраненность рядового рабочего-строителя от общегосударственных задач, он зримо и напрямую начинает участвовать в их решении. Одновременно введены коэффициенты трудового уча­ стия (КТУ) для членов бывших бригад, а ныне звеньев, вошедших в состав укрупненной бригады-участка, рабо­ тающей на «общий котел». И если КТУ в бригадах при­ меняется давно и довольно успешно, то на участке пока не все выходит гладко. Возникают и другие проблемы. Но на то он и эксперимент, чтобы опробовать новинку на практике, найти возможности устранения «шероховато­ стей», а уж затем рекомендовать ее к широкому приме­ нению. Нельзя забывать и о психологической перестройке людей, привыкших за десятки лет к одним порядкам и не всегда понимающих необходимость новых. О том, что сегодня происходит на одном из экспери­ ментальных участков, как идут дела и складываются от­ ношения людей, рассказывает наш внештатный коррес­ пондент В- Теслов. У ВЫХОДА из тон­ неля, обрамленного щитами опалубки. Михаил Иванович Диденко на повышенных тонах вел разговор с монтажниками: — Как же теперь закла­ дывать . -бетон? Ведь поведет в сторону вашу опалубку! — Ничего с ней не слу­ чится, начинай бетонить сверху... — Да кто же это сверху бетонит? Я же вам говорил накануне, чтобы как следует закрепили опалубочные щи­ ты. — И так сойдет, — упор­ ствовали монтажники. — Авось, ничего не случится... — Ладно, сам распорки поставлю..'. И Диденко устало махнул рукой. Звено плотников-бетон- щиков заслуженного строи­ теля РСФСР М- И. Диденко в составе комплексной под­ рядной бригады И. М. Кра­ сникова в на'чале весны пе­ решло на площадку второй очереди цеха динамной ста­ ли. Позади — привычные хлопоты предпускового пе­ риода. Непривычно другое. Укрупненная бригада, в ко­ торую вошли все силы треть­ его прорабского участка С. А. Молчанова, с первого апреля в эксперименталь­ ном порядке переведена на новую систему планирова­ ния и учёта выработки. Как, впрочем, и все укрупненные бригады-участки одиннадца­ того управления треста «Ли- иецкетрой». Паспорт объекта, укреп­ ленный высоко на колонне, поясняет: «Отделение тер­ мообработки (агрегаты 7, 8, 9, 10, 11 и подземное хо­ зяйство) сооружает сквозная подрядная бригада И. М. Красникова. Объем работ — 700 тысяч рублей- Срок .окончания — 22 декабря 1986 года». Весь объем строго разбит по месяцам. Выполняй, хлопочи, хозяин. Такая постановка дела бри­ гаду устраивает. Но об этом -— позже. А пока отметим: коллектив успешно справ­ ляется с нормой выработки (по-старому планированию) и выполняет государственный план (по новым показате­ лям). — Лучше, заинтересован­ нее стали,-работать, — от­ мечает мастер В. Д. Федо­ сеев. — Медлительных, кто с ленцой -— сами в бригаде подгоняют. За лучшими — тянутся. Все 36 человек -— на.едином наряде. Заработок — в один котел- Между звеньямц ощущается взаимо­ помощь и поддержка. Мо­ бильность бригад возросла. Снизились потери времени, выросла отдача каждого ра­ бочего. Ведем сразу несколь­ ко объектов. Начальник участка С. А. Молчанов всего несколько дней назад перешел сюда с другого участка, где был мастером. Он тоже подтвер­ ждает, что изменения к луч­ шему произошли и на месте его прежней работы; — Люди почувствовали ответственность эа план, стали требовательнее. Ис­ ключены условия для любых приписок... Все, казалось бы, отлич­ но- Но почему же все-таки ■произошел у монтажников утром конфликт с бригади­ ром (теперь — звеньевым) Диденко? Почему же возник­ ло недоразумение между двумя звеньями передовой бригады? Дождавшись, когда осво­ бодится Диденко, спрашиваю без обиняков: что случилось? Михаил Иванович отвечает не сразу. А когда начинает говорить, явственно слышна обида в голосе: • —Уравниловка! Мои плот- • ники вкалывали весь месяц с лопатой в руках. Опалуб­ ку на себе таскали. А мон­ тажники — тяжелее лома ничего не поднимали. Все —- краном. Им КТУ опреде­ лили 1,2. А нам — единич­ ку. Несправедливо! Разбираемся с мастером Федосеевым в присутствии Диденко. Мастер считает, что монтажники свое заслу­ жили: собирали тоннели из блоков, работали здорово, организованно, на' ^совесть. Но опытный, знающий звень­ евой стоит на своем, приво­ дит тоже веские доводы и сожалеет, что на том со­ вете бригады, где все ре­ шалось, он не смог быть. В чем же причина кон­ фликта? В непримиримом ха­ рактере Диденко? Или в том, что монтажников из­ давна и щедро оделяют вниманием? Или КТУ не все может учесть и требует доработки? Во всяком слу­ чае в бригаде появилась первая трещинка. Не случа­ ен и утренний конфликт- — Рассказал бы, Михаил Иванович, мне или Молчано­ ву, — укоризненно качает головой Федосеев. — Разоб­ рались бы, помогли... — Нечего разбираться, — насупился звеньевой, — сказал: сам доделаю. Рас­ порки за монтажников по­ ставлю. Нет, Диденко не крохо­ бор. Он — за справедли­ вость во всем. Но- сообразно своему пониманию. Снизили до 0,8 кому-то КТУ. Пра­ вильно, считает звеньевой, не будет‘торопиться раньше времени в вагончик или прятаться, когда потруднее, за спины других- А в дан­ ном случае, видимо, не смогли терпеливо и доказа­ тельно убедить Михаила Ивановича в том, что он не прав. А может быть — прав? Ведц когда в объеди­ ненной бригаде Красникова голосовали за введение КТУ, пятеро подняли руку «за», трое — «против», а 28 че­ ловек воздержались. Осто­ рожничали, не зная сути? Сомневались в непогреши­ мости КТУ? Скорее .— вто­ рое. И сомнения их оказа­ лись не напрасными. И еще сетует Диденко на плохую поставку материалов на объекты второй очереди. —32 тонны арматуры я не получил в апреле,’ чтобы сделать днище маслоподва- ла. Обращался за помощью во все инстанции, вплоть до райкома цартии. Ответа по­ ложительного не получил. Нет и фронтов работы. Че­ рез неделю хоть останавли­ вайся. Как работать дальше? Ведь у нас теперь государ­ ственный план- Мы за него в ответе... Когда в управлении дваж­ ды собирали рабочих и бри­ гадиров, чтобы объяснить суть эксперимента, новшест­ во вызвало неподдельный интерес. Бригадам не обе­ щали манны небесной, но содействие всяческое сули­ ли. Говорили, в частности, что будут планировать ре­ сурсы на бригаду, ужесточат контроль за их движением. Все это вселяло надежду. Надежда эта не совсем оп­ равдалась. Что же дальше? Экспери- мент-то только начинается. Звеньевой Диденко, плотник Климочкин, да все в брига­ де стоят за укрупненный подряд (бригаду — участок на постоянной основе), за новое планирование. — Видишь яснее цель, работает самоконтроль, — заявляет Диденко- — Но нельзя подобные экспери­ менты пускать на самотек. Их тоже следует держать под контролем руководства треста и управления, пар­ тийной организации. Бригада пока со своими задачами справляется. До­ стигнута первая цель: 'прак­ тически все фундаменты пе­ реданы под монтаж метал­ локонструкций. Над котло­ ваном выросли колонны. Их стянули тяжелые подкрано­ вые "балки. В июне уже на­ до отдать площадку под об­ ратную засыпку грунта. А вот по вопросу приме­ нения КТУ я услышал не лишенное интереса предло­ жение плотника О. В. Кли- мочкина: — На совете бригады на­ до определять КТУ в 1целом на каждое звено. А уж в звеньях сами разберутся, кто чего стоит. И обид бу­ дет меньше... Возможно, что есть и дру­ гие предложения... В. ТЕСЛОВ. _____М Ы С ТО БО Й , Ч ЕР Н О БЫ Л Ь ! -------- В БЕДЕ НЕ ОСТАВИЛИ Болью в сердце отозвалась трагедия Черно­ быля в сердцах советских людей. Мы все глубоко переживаем случившееся. В трудовых коллективах области в эти дни проходят ра­ бочие собрания, на которых принимаются ре­ шения о перечислении однодневного заработ­ ка в фонд помощи чернобыльцам. Их, эвакуи- ..Ложао Светлана и ее това­ рищи заметили сразу. Пламя полыхало в верхней части ава­ рийного энергоблока, так что видно было его издалека. О масштабах беды еше не было ничего известно. Но уже тог­ да же, ночью на территорию атомной электростанции при­ была специальная комиссия. Люди же оставались на рабо­ чих местах до конца смены. Утром, как обычно, отправи­ лись на автобусах в Припять. Все проходило организованно, без всякой излишней суеты. А потом по г о ро д с к о м у радио объявили об эвакуации жите­ лей. — С собой разрешено было взять только самое необходи­ мое, — вспоминает Светлана. — Потому сборы были' недол­ гими. За два часа город опус­ тел. Я вместе с сыном поехала в Липецк, к свекрови. А еще Светлана рассказала, что на АЭС работала вся их семья. Отец, Борис Константи­ нович, — оператор газового контура, мама, Нина Яковлев­ на, — машинист компрессор­ ных установок. А муж, Ген- у Ш т 8^ М : рованных из зоны АЭС, люди приглашают к себе, предлагают всяческую помощь Несколько человек уже приехали в об­ ластной центр, в основном те, у кого в Ли­ пецке есть родственники. Среди них — Свет­ лана Невежина, дефектоскопист Чернобыль­ ской АЭС. В ночь, когда произошла авария, она была на своем рабочем месте... надий, после окончания Киев­ ского политехнического инсти­ тута, был призван в ряды Со­ ветской Армии. — После нашего отъезда, — продолжает Светлана, — роди­ тели еще некоторое время ос­ тавались в Припяти: папа был занят на работах по консерва­ ции станции. А потом и они отправились к бабушке и де­ душке в Псковскую область. Здесь, в Липецке, Светлану встретили радушно. Ее семье оказана материальная по мощь. Сынишку, двухлетнего Антона, помогли устроить в детский комбинат рядом с до­ мом. Да и работу молодой ма­ ме подыскали подходящую: уже несколько дней, как она зачислена медстатистом в об­ ластную детскую больницу. — Коллектив у нас, в основ­ ном, молодежный, — расска­ зывает главный врач больницы заслуженный врач РСФСР А. А. Новикова. — И Светлана Не­ вежина сразу, как говорится, пришлась ко двору. Девчата окружили ее заботой, внимани­ ем. За здоровьем семьи Неве* жиных установлен медицин­ ский контроль: дважды в не­ делю делается анализ крови у сына, один раз — у матери. — За последние дни, — рас­ сказывает Светлана, — у ме­ ня появилось много новых дру­ зей. Рассказываю им о При­ пяти, о том, какой это краси­ вый город. И хотя Липецк мне очень понравился, все же с не­ терпением жду момента, ког­ да можно будет вернуться до­ мой. Думаю, что это время на­ ступит скоро. А еще жду от­ ветного письма от мужа: он, конечно, беспокоится, как мы тут устроились,,. В. СПИВАК, корр. «Ленинского знамени». I I щ С т Ж 1' ■ >' • & \ ?ч На снимке: Светлана Неве­ жина (в центре) среди работ­ ников детской областной боль­ ницы. Фото А. ЩУРОВА. зете», в которой рассказыва лось об интересном экспери менте автотранспортников Тбилиси. Здесь хозяевами марш рутов стали сами водители. Са ми собирают плату за проезд, сами следят за графиком дви жения, сами рассчитывают, как свести концы с концами, что бы перевозки были рентабель­ ными. Результат превзошел все ожидания. Маршруты, ежеме­ сячно приносившие убыток в 13 тысяч рублей, стали давать 25 тысяч рублей прибыли. — Неужели водители сами собирают деньги за проезд? — ужаснулась Глейдман. — Ну да. Сажают пассажи­ ров через переднюю дверь, разменивают, если необходимо, крупные купюры. И представь­ те, ни толпы на остановках, ни давки в автобусе. И все благо­ даря четкому графику. — Не могу в это поверить. Экспериментов на транспорте много всяких было. Ничем хо­ рошим это не кончалось... Скептицизм экономиста, а Глейдман экономист со стажем, понять можцо. Она твердо Ус­ воила, выучила наизусть: го­ родской наземный транспорт повсеместно убыточен. Когда это стало «аксиомой» хозяйст­ вования, установить сейчас не­ возможно. Во всяком случае, уже не одну пятилетку плано­ вые одганы Липецка добросо­ вестно отражают и учитывают сложившуюся конъюнктуру. В прошлом году ПАТГГ1 принес­ ло бюджету убытка на 264 тысячи рублей. На нынешний, первый год пятилетки, авто­ предприятию запланировано уже 305 тысяч рублей убыт­ ка. Есть что-то абсурдное в этом, противоестественное. По­ лучается, что чем больше ра­ стет парк автобусов, чем ча­ ше выходят они на линию, тем больше убытки! Они растут и растут с каждым годом. В запланированные 305 тысяч во­ шли и сорок два процента лип­ чан, не оплачивающих свой проезд, и поломки, из за кото­ рых автобусы подолгу проста­ ивают, поскольку слаба ре­ монтная база ПАТТЫ, и мно­ гое другое. Вот так! Ваш бесплатный проезд, товарищи «зайцы», узаконен планом. Я вообще удивляюсь, почему мы все еще не ездйм без билетов. Раз мо­ жет бюджет переварить 42 процента, как нибудь переварит и остальные 58. Такой напра­ шивается вывод. Но автотранспортникам не до логических парадоксов. Они отчаянно пытаются добиться перевеса в свою пользу, заг­ нать безбилетника в угол. Кон­ тролеров по призванию уже не хватает. Три раза в месяц шестьдесят конторских работ­ ников ПАТП-1, забросив свои папки й микрокалькуляторы, отправляются стращать несоз­ нательных пассажиров. Думае­ те, у той же Зинаиды Петров­ ны в ее плановом отделе дел мало? Да хоть отбавляй! Но что поделаешь, если вся рабо­ та ПАТП-1 подчинив одной трудной и неблагодарной зада­ че — выколачиванию из пас­ сажиров пятаков. Запланиро­ вав автопредприятию убытки, вышестоящие организации ос­ тавили тем не менее ПАТП небольшой, совсем скромный план по доходам. Мол, трудно­ сти ваши понимаем, издержки ваши государство, конечно, оп­ латит, но и вы сами не силите сложа руки, соберите хоть пто- будь, хоть какую-то сумму. Обеспечение этого плана ле­ жит на совести всего коллек­ тива — водителей, ремонтни­ ков, контролеров. При общей убыточности выполнение пла­ на по доходам дает все: места в соцсоревновании, премии, на­ конец. Вот такой запутанный, громоздкий хозяйственный ме­ ханизм заставляет вращаться колеса городского автобуса. Не удивительно, что нередки не- Первое письмо опубликова­ но 28 мая. ве^ник. В позапрошлом месяце бригадиру’ водителей сем­ надцатого маршрута В. У х л о в у не хватило до плана 80 ко пеек. В результате ему не бы­ ло выплачено 150 оублей. чест но им заработанных. Естест­ венно, при такой жесткой си­ стеме в другой оаз все будет принесено в жертву плану. «Так это же хорошо, — ска­ жет читатель — Чем больше выручки, тем лучше работает транспорт». Не всегда. Вам ни­ когда не приходилось быть свидетелем гонок на пасса- жиоских маршрутах? Это во­ дители 1на профессиональном языке которых данный ма­ невр называется «наглеть») стараются обойти лгэуг друга в погоне за нашими пятаками. А медленная, выматывающая ду­ шу езда автобуса 114 маршру­ та? Это опять же он, пятак, заставляет шоферов сбросить газ, чтобы собрать на городских остановках урожай пообиль­ нее. Беда в том, что план у каждого родителя индивидуаль­ ный. И значит его интересы автотранспортников, я нашел, но увы, не в административ­ ном корпусе ПАТП1 на Ферро­ сплавной, а на конечной оста­ новке возле старых проходных НЛМК, где сходятся в одной точке несколько автобусных маршрутов. Здесь шло бурное импровизированное собрание водителей «Икарусов». Начали с разговора об аварии на Чер­ нобыльской АЭС. о том. как помочь, когда лучше"-; отрабо­ тать день в фонд помощи, а кончили бригадным подрядом — давно наболевшим. 7 Судя по бумагам, всё водите­ ли «Икарусов» в Липецке оа- ботают по методу бригадного подряда, Но какой же это под­ ряд, если каждый ооиентиро; ван на свой индивидуальный план, если из четырех видов премии, составляющих значи­ тельную часть заработка води­ теля, лишь одна распределяет ся до коэффициенту трудово­ го участия? Главное в бригад­ ном подряде — его нацелен­ ность на конечный результат. Сейчас таким конечным резуль- I Тр а н сп о р т: р езер вы о тр асли 2.«Х0ТИМ БЫТЬ ХОЗЯЕВАМИ» - - - - - - - - Письма из ПАТП - 1 -------- не увязываются с интересами товарищей. Как ни старайся, пятаков на всех не хватит. Еще в 1978 году водитель «Икару­ са» должен был привезти пос­ ле смены четыре с половиной рубля выручки. Сейчас план подскочил до восьми оублей, то есть увеличился почти в два раза. Между тем в течение последних восьми лет демогра­ фического взрыва в Липецке не наблюдалось. Откуда же взялись лишние пассажиры? Загадка планирования. А в ито­ ге в бригаде того же Ухлова, в которую входит сорок води­ телей, 5—6 человек регулярно плана не выполняют. Это уже запрограммировано, заложе­ но планом. Вот вам, пожалуй­ ста — благодатная почва для конфликтов в коллективе. Как вырваться из этого по­ рочного круга, разорвать его? Здесь нужно быть или Кали­ ным, с его изобретательным умом, с его лекциями и усо­ вершенствованными кассовы­ ми аппаратами или... Или выби­ раться из накатанной колеи. Снова на свет появляется знакомая уже вырезка с рас­ сказом о грузинском опыте. На этот раз скептически качает головой начальник ПАТП-1 Ю. Г. Соколов: — Липецк еще не готов к таким экспериментам. Культу­ ра пассажиров, сами понимае­ те... И вообще, как то с тру­ дом верится во все это. Поразительное единодушие царит среди руководства ПАТП1. Ну хорошо, если не приемлем опыт тбилисцев, мо­ жет быть, годится прибалтий­ ский, где автомобилисты вооб­ ще отказались от касс и пере­ шли на абонементы? Вздохну­ ли облегченно водители — с них сняли пресловутый план по прибыли. Строже стал соб­ людаться график движения. Проблема безбилетников пол­ ностью не исчезла, но удалось добиться главного: пассажир­ ский автотранспорт стал рабо­ тать ритмичнее. Как же в на­ шем городе, где на абонемент­ ную систему уже перешли трамвай и троллейбус, расце­ нивают этот опыт? Здесь уже главное слово за производст­ венным объединением «Ли- пецкавтотранс* — ему решать. «До 1987 года вопрос рассмат- татом для водителя, каждого в отдельности, является количе­ ство попавших в кассы пята­ ков, а должно — качество ез­ ды и строго выдержанный график. Их, асов баранки, ко­ торых мы подчас склонны ви­ нить во всех бедах городского транспорта, самих не устраива­ ет такое положение дел. — Мы за котел, — говорят В. Ухлов. И. Заев, В. Лосев, да в общем-то все водители. — Мы за то, чтобы работать на общий план, чтобы все премии распределялись по КТУ сове­ том бригады. Нам, внутри кол­ лектива, хорошо видно, кто и как работает, и каков вклад каждого. Уж будьте уверены, с провинившегося спросим строже любого начальства! Мы хотим быть полными хозяева­ ми на своих маршрутах, иметь возможность для маневра. «Котлом» ли это называть или полным бригадным подря­ дом — с у т ь не в названии. Суть в том, что сами водите-^ ли верно нащупали болевые точки организации труда в своем ПАТП-1. Нашли главное противоречие, мешающее па- ботать и пытаются устранить его. Еще в марте, на рабочем собрании они вынесли идею «котла» на рассмотрение адми­ нистрации. Идея попала в пла­ новый отдел к 3. П. Глейдман и похоже прочно там увязла. Напрочь ее администрация вро­ де бы не отвергла, но и ре­ шения никакого не вынесла. Что же получается? Всюду го­ ворим о важности и нужности рабочей инициативы, а стоит ей появиться, отмахиваемся от нее обеими руками: чур тебя! Именно так получилось с ра­ ционализаторскими ггоедложе- ниями Геннадия Калина. Имен­ но поэтому годами идут бес­ плодные дискуссии о переходе автобусов на абонементную си­ стему. По этой же причине за­ стопорилось развитие бригад­ ного подряда. А время между тем идет. Крутятся колеса «Икарусов», все глубже становится колея. Такое V нее, у колеи свойство: чем дольше по ней ездишь, тем труднее из нее выбираться. О. ШАПОВАЛОВ, корр. «Ленинского знамени». ПО СТАРИННЫМ РЕЦЕПТАМ Дни украинской и русской национальной кухни прошли в столовых пятого объединения комбината питания НЛМК. К этому традиционному празднику здесь хорошо, под­ готовились. Повара отыскали забытые рецепты старинных русских и украинских блюд. Рабочие смогли отведать сала­ ты, закуски, пышки, борш с пампушками, абарку и другие кушанья. В эти дни приятно было зай­ ти в цеховые столовые. На стенах — расшитые рушники. снизки янтарного лука. Ра­ ботницы столовых принаряди­ лись в цветастые сарафаны, кокошники. На столах — ру­ мяные пироги, крендели, пу­ затые самовары. Первое место в этом свое­ образном конкурсе гостепри­ имства присуждено коллекти­ ву столовой № 30. Н. ВАСИЛЕВСКАЯ. ВН И М А Н И Ю А БИ ТУРИ ЕН ТО В ! ЗА ПРЕСТИЖНОСТ Ь ИН ЖЕНЕРНОГО ТРУДА Ежегодно 900 человек ста­ новятся первокурсниками дневного отделения и 400— вечернего факультета Ли­ пецкого политехнического института. В вузе многое де­ лается для подготовки спе­ циалистов, отвечающих тре­ бованиям современного хо­ зяйства. Но начинается все с пополнения. Что предлага­ ем мы нашим будущим аби­ туриентам? У нас для школь­ ников 8—9 классов открыта физико-математическая шко­ ла «Юный инженер», дейст­ вуют подготовительные кур­ сы для учащихся 10 клас­ сов, выпускников технику­ мов, профтехучилищ. Слушатели школы по уг­ лубленной программе изуча­ ют математику,, физику, хи­ мию, занимаются в кружках научно-технического творче­ ства, в вычислительном цент­ ре. Слушатели курсов уже непосредственно руководст­ вуются программой для по­ ступающих в вуз, Кроме то­ го, курсанты конкретно зна комятся со специальностями, которые избирают, посещают лаборатории, вычислитель­ ный центр, производство. В этом году, например, был организован цикл экскурсий в листопрокатный цех № 4 НЛМК, где абитуриенты уви­ дели современное производ­ ство листовой стали, воочию убедились, что управлять сложным процессом под си­ лу только высококвалифи­ цированным специалистам. Не случайно ведь в инсти­ туте открыты новые специа­ лизации — «роботизирован­ ные системы для обработки металлов давлением» и «тех­ нология роботизированного производства в машинострое­ нии». Как известно, машиност­ роительная отрасль стала ве­ дущей. Подготовка классных специалистов по технологии машиностроения становится актуальнейшей задачей■ в период, когда страна взяла курс ускорения. Студенты машиностроители будут те­ перь изучать новейшие кур­ сы: математические основы кибернетики, микропроцес­ сорную технику, промыш­ ленные роботы, гибкие авто­ матизированные производ­ ства и другие. Как отмечалось в Полити­ ческом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, инте­ ресы общества требуют по­ вышения престижности ин­ женерного труда. Предстоит пересмотреть структуру выс­ шего и среднего специально­ го образования, обеспечить подготовку специалистов на современном уровне, облада­ ющих основательными теоре­ тическими знаниями и прак­ тическими навыками. Недавно утверждены но­ вые правила приема в выс­ шие учебные заведения, сог­ ласно которым с поступаю­ щими в институт будет про­ водиться профориентацион­ ное собеседование, по ре­ зультатам которого автори­ тетная комиссия каждого фа­ культета будет добавлять от 0 до 3 баллов к оценкам.по­ лученным на вступительных экзаменах еще до их начала, то есть в июле. В приложе­ ниях к правилам приема указано, каким ' категориям поступающих и сколько бал­ лов можно добавить. Напри­ мер, три балла — заслужен­ ным изобретателям и рацио­ нализаторам: два балла — лицам, имеющим двухлет­ ний стаж по избранной спе­ циальности, уволенным в за­ пас из рядов Вооруженных Сил; один балл — слушате­ лям подготовительных кур­ сов и выпускникам ФМШ при вузе. Эти дополнительные бал­ лы суммируются с баллами, набранными на вступитель­ ных экзаменах по трем пред­ метам: сочинению, математи­ ке (письменно) и физике (устно). На основании этого и будет проводиться к о н к у р с ­ н ы й отбор в ЛиггПИ. Как и в последние годы, не имеющим троек в документе о среднем образовании, пре­ доставляется возможность быть зачисленным в инсти тут по результатам сдачи двух экзаменов — математи­ ки (письменно) и Физики (устно) при условии получе­ ния 9 баллов на все специ­ альности ЛипПИ, кроме остродефицитных. В послед­ нем случае достаточно полу­ чить 8 баллов. Медалисты школ прини­ маются на остродефицитные специальности без экзаменов, а на остальные — сдают фи­ зику (устно). При получении оценки «пять» — зачисля­ ются в состав студентов. Учет профессиональной ориентации дает преимущест­ во при поступлении тем, кто уже проявил себя в данной отрасли или показал свое прилежание в подготовке к будущей профессии, тем. кто уже нашел свое призвание. Однако, основной критерий при зачислении — хороший уровень знаний. Ждем вас в институте, бу­ дущие инженеры! Н.* ПОДЗОРОВ, директор курсов ЛипПИ по подготовке к поступлению в вуз. На снимке: десятиклассни­ ки в лаборатории вычисли­ тельной техники. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz