Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
4Ш Я ш 69-й г од издания Пролетарии всех стран , соединяйтесь! Л Е Н И Н С К О Е 1986 ЯНВАРЬ 16 ЧЕТВЕРГ О рган Липецкого обкома КПСС и областного Совета народных депутатов №13<|7410> Цена 3 коп. НАВСТРЕЧУ XXVII СЪЕЗДУ КПСС С е р д ц е газовой м аги страли ЕЛЕЦ. (Соб. корр. «Ленин ского знамени»). Государ ственная комиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию компрессорной станции газо провода Елец — Курск — Ди- канька. Станция — сложное инже нерное сооружение, своеобраз ное сердце магистрали, пере качивающее по ней газ. Для этого в главном корпусе уста новлено 10 турбин. В пус ковой комплекс входят также энергетическое хозяйство, про изводственно - эксплуатацион ный блок. Генподрядчик этого важного народнохозяйственного объекта — коллектив треста «Елец- тяж строй». Объем строитель но-монтажных работ в 2,8 миллиона рублей он выполнил с опережением нормативного срока на 4 месяца. Сказалась четкая координация действий всех организаций, участвую щих в строительстве, со сто роны руководства Главлнпецк- строя, треста «Елецтяжстрой», а также действенное социали стическое соревнование. Хорошие результаты пока зал коллектив участка СУ-6 треста «Елецтяжстрой», воз главляемой А. Р. Щукиным. Бригады Н. Е. Филатова, А. М. Мельникова, Н. Г. Микавы, Р. И. Валнхова, занятые здесь, как правило, перевыпол няли сменные задания на 20— 30 процентов. П одано тепло от ТЭЦ -2 В Липецке завершается соо* ружение двенадцатикиломет ровой теплотрассы от ТЭЦ-2,/ расположенной в левобереж ной части города, к шестнад цатому микрорайону. В короткий срок прошла свой более чем трехкиломет ровый участок подрядная бригада слесарей заслуженного строителя РСФСР А. Родионо ва из рСоюзкислородмонта- жа». Она успешно закончила промывку и опрессовку маги страли. Пуск новой магистрали поможет областному центру решить проблему теплообес- печения жилья, особенно в его новых микрорайонах. 3 А Л Е Н Е Г е н е р а л ь н о г о с е к р е т а р я ЦК КПСС Начал отсчитывать свои дни новый. 1986 год. Это бу дет важный, можно сказать, поворотный год в истории Со ветского государства, год XXVII съезда КПСС. Съезд определит, главные рубежи политического, ' социально- экономического и духовного развития советского общест ва вплоть до следующего тысячелетия. Он примет программу ускорения наше го мирного строительства. Все усилия КПСС направ ляются на то, чтобы обеспе чить дальнейшее улучшение жизни советского народа. Нужен перелом к лучшему и на международной арене. Его ждут, его требуют наро ды Советского Союза, наро ды всего мира. Исходя из этого, в самом начале нового года Полит бюро ЦК КПСС и Советское правительство приняли ре шение о ряде крупных, прин ципиального характера внеш неполитических акций. Их смысл — в максимальной степени содействовать улуч шению международной об становки. Они продиктованы необходимостью преодолеть негативные, конфронтацион ные тенденции, нараставшие в последние годы, расчистить пути к свертыванию гонки ядерных вооружений на Зем ле и ее предотвращению в космосе, общему уменьше нию военной опасности, ста новлению доверия в качест ве неотъемлемого компонен та отношений между госу дарствами. М. С. ГОРБАЧЕВА I . Главная из этих акций — конкретная, рассчитанная на точно определенный период времени программа полной ликвидации ядерного оружия во всем мире. Советский Союз предлага ет, действуя поэтапно и по следовательно, осуществить и завершить процесс осво бождения Земли от ядерного оружия в течение ближай ших 15 лет, до конца нынеш него столетия. XX век подарил человече ству энергию атома. Но это великое завоевание• разума может стать для людей ору дием самоуничтожения. Можно ли разрешить это противоречие? Мы убежде^ ны. что да. Найти эффек тивные пути ликвидации ядерного оружия — посиль ная задача, если взяться за ее решение безотлагательно. Советский Союз предлага ет начать с 1986 года осу ществление программы ос вобождения человечества от страха перед ядерной ката строфой. И то, что этот год объявлен ООН Международ ным годом мира, служит до полнительным политичес ким и нравственным стиму лом. Здесь требуется стать выше национального эгоиз ма, тактических расчетов, споров и оаздоров, значение которых ничтожно по срав нению с сохранением глав ной ценности — мира, на дежного будущего. Энергия атома должна служить толь ко миру — за это неизмен но выступало и выступает наше социалистическое госу дарство. Именно нашей стране при надлежит приоритет и в по становке еще в 1946 году вопроса о запрещении про изводства и применения атомного оружия, и в ис пользовании ядерной энер гии в мирных целях на бла го человечества. Как практически пред ставляет себе сегодня Со ветский Союз порядок сок ращения ядерных вооруже ний — как носителей, так и боезарядов — вплоть до их полной ликвидации? В сум марном виде наши предло жения сводятся к следующе му. Первый этап. В течение 5—8 лет СССР и США вдвое сокращают ядерные воору жения, достигающие терри тории друг друга. На остаю щихся V них таких носите лях сохраняется не более чем по 6000 зарядов. Само собой разумеется, что такое сокращение возможно только при взаимном отказе СССР и США от создания, / испытаний и развертывания ударных космических воору жений. Как не раз предуп реждал Советский Союз, создание ударного космиче ского оружия перечеркнет надежды на сокращение ядер ных вооружений на Земле. На первом этапе достига ется и реализуется решение о полной ликвидации ракет средней дальности СССР и США в европейской зоне— как баллистических, так и крылатых — в качестве пер вого шага на п у т и освобож дения европейского конти нента от ядерного оружия. При этом США должны взять обязательство не по ставлять свои стратегические ракеты и ракеты средней дальности другим странам, а Англия и Франция — не наращивать свои соответст вующие ядерные вооруже ния. С самого начала необхо димо, чтобы СССР и США условились о прекращении любых ядерных взрывов и обратились к другим госу дарствам с призывом воз можно скорее присоединить ся к такому мораторию. И если первый этап ядер ного разоружения касается СССР и США, то это пото му, что именно они должны показать пример другим ядерным державам. Об этом нами со всей откровенностью было заявлено президенту .США Р. Рейгану во время встречи в Женеве. Второй этап. На этом этапе, который должен на чаться не позднее 1990 го да и длиться 5—7 лет, к ядерному разоружению на чинают подключаться осталь ные ядерные державы. По началу они взяли бы обяза тельство заморозить все свои ядерные вооружения, а также не иметь их на терри ториях других стран. СССР и США в этот пе риод продолжают сокраще ния. о которых они догово рились на первом этапе, а также осуществляют даль нейшие меры по ликвидации своих ядерных вооружений средней- дальности и замо раживают свои тактические ядерные средства. После того, как СССР и США заканчивают сокраще ние на 50 процентов своих соответствующих вооружений на втором этапе, предприни мается еще один радикаль ный шаг — всеми ядериыми державами ликвидируется тактическое ядерное оружие, то есть средства с даль ностью (радиусом действия) до 1000 км. На этом же этане совет ско-американская договорен ность о запрете на ударные космические вооружения дол жна была бы стать много сторонней, с обязательным участием в ней ведущих промышленных держав. Все ядерные державы прекратили бы испытания ядерного оружия. Был бы установлен запрет на создание неядерных во оружений, основанных на новых физических принци пах. которые по своим по ражающим способностям приближаются к ядерным или другим средствам мас сового уничтожения. Третий этап начинается не прзднее 1995 года, в хо де которого завершается ликвидация всех еще остав шихся ядерных вооружений. К концу 1999 года на Зем ле больше не остается ядер ного оружия. Вырабатывает ся универсальная договорен ность о том, чтобы это ору жие больше никогда не воз родилось. Имеется в виду, что будут разработаны специальные процедуры уничтожения ядерного оружия, а также деч монтажа, переоборудования или уничтожения носителей. При этом будут согласовы ваться количества оружия, которое подлежит ликвида ции на каждом этапе, места, где оно будет уничтожаться, и т. п. Контроль за уничтожае мыми и ограничиваемыми вооружениями осуществлял ся бы как национальными техническими средствами, так и путем инспекций на местах. СССР готов догова риваться о любых других дополнительных мерах конт роля. Принятие предлагаемой нами программы ядерного разоружения, бесспорно, ока зало бы благоприятное влия ние на переговоры, ведущие ся на двусторонних и много сторонних форумах. Она оп ределяла бы четко очерчен ные маршруты и ориентиры, устанавливала бы конкрет ные сроки для достижения договоренностей и их реали зации, придавала бы'перего ворам целенаправленность и целеустремленность. Тем са мым была бы переломлена опасная тенденция, когда темпы гонки вооружений опережают результативность переговоров. Итак, мы предлагаем вступить в третье тысячеле тие без ядерного оружия на основе взаимоприемлемых и строго контролируемых до говоренностей. Если админи страция Соединенных Шта тов. как она не раз заявля ла, привержена цели ликви дации ядерного оружия пол ностью и повсюду, ей предо ставляется практическая воз можность заняться этим на деле. Вместо того, чтобы тратить ближайшие 10—15 лет на создание нового край не опасного для человечест ва оружия в космосе, кото рое якобы предназначено для того, чтобы сделать ядерные вооружения ненужными, не разумнее ли взяться за унич тожение самих этих воору жений — и в конечном ито ге свести их к нулю? Совет ский Союз, повторяю, пред лагает именно такой путь. Советский Союз обраща ется с призывом ко всем на родам и государствам, в первую очередь, разумеется, ядерным, поддержать про грамму ликвидации до 2000 года ядерного оружия. Для любого непредубежденного человека совершенно очевид но. что в результате осуще ствления такой программы никто не проиграет, а в вы игрыше останутся все. Речь идет о проблеме общечело веческого значения, и ре шать ее можно и нужно только сообща. И чем ско рее эта программа будет пе реводиться на язык практи ческих дел, тем безопаснее станет жизнь на нашей пла нете. бы действовать вопреки го лосу разума, человеческому чувству самосохранения. Требуются новые, смелые подходы, новое политическое мышление, обостренное со знание ответственности за судьбы народов. У американской админист рации вновь есть дополни- . тельное время, чтобы взве сить наши предложения о прекращении ядерных взры вов и дать на них позитив ный ответ. Именно такой реакции будут ждать от Ва шингтона повсюду в мире. Советский Союз обраща ется с призывом к президен ту и конгрессу США, к аме риканскому народу. Возмож ность остановить процесс со вершенствования ядерных вооружений и отработки но вых таких вооружений име ется. Она не должна быть упущена. Советские предло жения ставят СССР и США в равное положение. В них нет попыток перехитрить или обыграть другую сторону. Мы предлагаем вступить на путь разумных ответствен ных решений. щей производственной базы, а также приступить, в ско ром времени после вступле ния конвенции в силу, к ликвидации запасов хи мического оружия. При чем все это осуществля лось бы под строгим конт ролем, включая междуна родные проверки на местах. Радикальному решению проблемы способствовали бы и некоторые промежу точные шаги. Например, можно было бы условиться на многосторонней основе о непередаче химического оружия кому бы то ни было и о его неразмешении на территории других госу дарств. Что касается Со ветского Союза, то он всег да строго придерживался этих принципов в своей практической политике. Мы призываем другие государст ва следовать этому примеру и проявлять такую же сдер жанность. V. III. II Руководствуясь этим же подходом и стремлением предпринять еще один прак тический шаг в контексте программы ядерного разору жения, Советский Союз при нял важное решение. Мы продлеваем на три месяца свой односторонний мораторий на любые ядер ные взрывы, срок которого истек 31 декабря* 1985 г. Такой мораторий будет дей ствовать и дальше, если США, в свою очередь, так же прекратят ядерные испы тания. Мы еще раз предла гаем Соединенным Штатам присоединиться к этому на чинанию, значение которого очевидно буквально для всех в мире. Ясно, что принять нам та кое решение было далеко не просто. Советский Союз не может до бесконечности проявлять одностороннюю сдержанность в отношении ядерных испытаний. Но слишком велики став'ки, вы сока мера ответственности, чтобы мы не испробовали все возможности для воздей ствия силой примера на по зицию других. Все специалисты, ученые, политики, военные сходятся на том, что прекращение ис пытаний действительно на дежно перекрывает каналы совершенствования ядерно го оружия. А эта задача — первоочередная. Одно лишь сокращение ядерных арсена лов без запрета на испыта ния ядерного оружия не дает выход из дилеммы . ядерной угрозы, ибо модерни зируется остающаяся часть, сохраняется возможность создавать все более изощ ренное и смертоносное ядер ное оружие, опробовать его новые разновидности на ис пытательных полигонах. Следовательно, прекра щение испытаний—это прак тический шаг к ликвидации ядерных вооружений. Хочу заранее сказать сле дующее. Возможные ссылки на контроль, как на препят ствие для установления мо ратория на ядерные взрывы, не имеют никаких основа ний. Мы заявляем со всей определенностью — конт роль для нас не проблема. Если США пойдут на прек ращение на взаимной основе всех ядерных взрывов, долж ный контроль за соблюдени ем моратория будет полно стью обеспечен националь ными техническими средст вами, а также с помощью международных процедур — в необходимых случаях и с' инспекцией на местах. Мы приглашаем США догово риться об этом. СССР решительно за то, чтобы мораторий стал дву сторонней, а потом и много сторонней акцией. Мы так же за то, чтобы возобновить трехсторонние (с участием СССР, США и Англии) пе реговоры о полном и всеоб щем запрещении испытаний ядерного оружия. Это мож но было бы сделать незамед лительно, уже в этом меся це. Готовы мы и к тому, чтобы без промедления на чать многосторонние перего воры о запрещении испыта ний в рамках женевской конференции по разоруже нию, в которых приняли бы участие все ядерные держа вы.- Неприсоединившиеся стра ны предлагают провести кон сультации с целью распро странить действие Москов ского договора 1963 .года о запрещении испытаний ядер ного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой теперь и на не охваченные этим договором подземные испытания. Совет ский Союз согласен н с этим. С лета прошлого года мы призь*баем Соединенные Штаты последовать нашему примеру—прекратить ядер ные взрывы. Вашингтон до сих пор еще не сделал этого вопреки протестам и требо ваниям общественности, во ле большинства государств мира. Взрывая все новые ядерные устройства, амери канская сторона продолжает погоню за несбыточной меч той о военном превосходст ве. Это — бесплодная и опасная политика. Политика, недостойная того уровня ци вилизации, которого достиг ло современное общество. Ввиду отсутствия поло жительной реакции от США советская сторона имела полное право начиная уже с 1 января 1986 г. возобно вить ядерные испытания. Если следовать привычной «логике» гонки вооружений, так, по-видимому, и следова ло бы поступить. Но все дело в том, что именно такую, с позволения сказать, логику нужно ре шительно ломать. Мы пред принимаем еще одну попыт ку в этом направлении. Ина че процесс военного сопер ничества превратится в ла вину, когда всякий контроль над развитием событий стал бы невозможным. Подчинять себя стихии ядерной гонки недопустимо. Э то знач ило Для реализации програм мы сокращения и ликвида ции ядерных арсеналов тре буется привести в движение всю существующую систему переговоров, обеспечить мак симально высокий коэффи циент полезного действия механизмов разоружения. На днях в Женеве возоб новляются советско-амери канские переговоры по ядер ным и космическим воору жениям. Во время встречи с президентом Р. Рейганом в Женеве в ноябре прошло го года у нас был откровен ный разговор по всему кру гу проблем, которые явля ются предметом этих пере говоров, то есть по космосу, по стратегическим наступа тельным вооружениям, по ядерным средствам средней дальности. Было решено ус корить переговоры, и эта до говоренность не может ос- таться декларацией. Советская делегация в Женеве будет иметь указа ние вести дело в строгом со ответствии с этой договорен ностью. Мы ожидаем столь же конструктивного подхода от американской стороны, прежде всего в вопросе кос моса. Космос должен быть сохранен мирным, там не должны размещаться удар ные вооружения. Они не должны и создаваться. И пусть будет при этом уста новлен самый строгий конт роль. включая открытие для инспекций соответствующих лабораторий. 1 < , , . Человечество находится на ответственном этапе но вой космической эры. И по ра отказаться от мышления каменного века, когда глав ной заботой было обзавес тись дубинкой побольше или камнем поувесистей. Мы про тив оружия в космосе. Наш материальный и интеллекту альный потенциал обеспе чивает Советскому Союзу возможности создания любо го оружия, если нас к этому вынудят. Но мы понимаем всю меру ответственности перед нынешним и гряду щим поколениями. По на шему глубокому убеждению, не с программой «звезд ных войн» надо идти в тре тье тысячелетие, а с масш табными проектами мирного освоения космоса силами всего человечества. Мы предлагаем практически за няться разработкой и осу ществлением таких проек тов. Это один из важнейших путей обеспечения прогрес са на всей нашей планете и формирования надежной си стемы безопасности для всех. Не допустить того, чтобы гонка вооружений распрост ранилась в Поемос, — зна чит снять преграду к глубо ким сокращениям ядерных вооружений. На столе пере говоров в Женеве лежит советское предложение вдвое сократить соответствующие ядерные вооружения СССР и США. что является важ ным шагом на пути к полной ликвидации ядерного ору жия. Навешивать же замок на решение проблемы кос моса — значит не хотцть прекращения гонки воору жений на Земле. Об этом надо сказать прямо и во все услышание. Не случайно, что сторонники гонки ядер ных вооружений являются ревностными сторонниками и программы «звездных воин». Это две стороны од ной и той же враждебной интересам людей политики. О европейском аспекту ядерной проблемы. Чрезвы чайную озабоченность вызы вает то положение, когда •вопреки доводам здравого смысла, вопреки националь ным интересам европейских народов в некоторых стра нах Западной Европы про должается развертывание американских р’акет первого удара. Проблема эта обсуж дается уже много лет. А условия безопасности в Европе становятся тем. вре менем все хуже и хуже. Пора покончить с таким развитием событий, разру бить этот гордиев узел. Со ветский Союз давно пред лагает освободить Европу от ядерного оружия как средней дальности, так и так тического. Это предложение остается в силе. В качестве первого, радикального шага в этом направлении мы сей час и предлагаем, как я ска зал выше, ликвидировать Яке на первом этапе выдви гаемой' нами программы все баллистические и крылатые ракеты средней дальности СССР и США в европейской зоне. Достижение практически осязаемых результатов на женевских переговорах озна чало бы наполнение весомым материальным содержанием выдвигаемой нами програм мы полной ликвидации ядер ного оружия к 2000 году. Наряду с изъятием из ар сеналов государств оружия массового уничтожения Со ветский 'Союз предлагает, чтобы предметом согласо ванных сокращений стали обычные вооружения и во оруженные силы. Сигналом начала движе ния в этом направлении мог ла бы стать договоренность на ^ венских переговорах. Сейчас вроде бы вырисопы- ваются контуры возможного решения о сокращении со ветских и американских войск и последующем замо раживании уровня вооружен ных сил противостоящих друг ДРУГУ группировок в . центре Европы. Советский Союз, наши союзники по Варшав скому Договору исполнены воли прийти к успеху на вен ских переговорах. Если и другая сторона действи тельно стремится к этому, то 1986 год мог бы стать вехой и для переговоров в Вене. Мы исходим из того, что возможная договорен ность о сокращении войск потребует, естественно, ра зумного контроля. И мы к этому готовы. Что касается соблюдения обязательства о замораживании численности войск, то в дополнение к национальным техническим средствам можно было бы установить постоянно дей ствующие пункты контроля за входом в зону сокраще ния каких бы то ни было воинских контингентов. Теперь о таком важном форуме, как Стокгольмская конференция по мерам ук репления Доверия, безопас ности и разоружению в Ев ропе. Она призвана обеспе чить создание барьеров на пути применения силы и скрытой подготовки к войне — будь то на суше, на мо ре или в воздухе. Возмож ности для этого обозначи лись. По нашему мнению, осо бенно в нынешней обстанов ке нужно снизить уровень численности войск, участ вующих в крупных военных учениях, о которых необхо димо уведомлять в соответ ствии с хельсинкским За ключительным актом. Настала пора эффективно взяться и за развязку нере шенных проблем на конфе ренции. Наиболее узкое место там, как известно, — воп рос об уведомлениях, касаю щихся крупных учений су хопутных войск, флота и авиации. Разумеется, это — серьезные проблемы, и решать их надо основатель но, в интересах повышения доверия в Европе. Но если не удастся пока разрешить их в комплексе, то почему бгл не поискать их решения по частям. Скажем, дого вориться сейчас об уведом лениях о крупных учениях сухопутных войск и военно- воздушных сил, а вопрос о военно-морской деятельно сти перенести на следующий этап конференции. Отнюдь не случайно, что значительная часть новых советских инициатив непо средственно обращена к Ев ропе. На ее долю при осу ществлении крутого пово рота в пользу политики ми ра могла бы выпасть особая миссия. Эта миссия — ново стройка разрядки. Европа обладает для это го необходимым, нередко уникальным историческим опытом. Достаточно вспом нить, что общими УСИЛИЯМИ европейцев, США и Канады был выработан хельсинк ский Заключительный акт. Если нужен конкретный и осязаемый пример нового мышления и политической психологии в подходе к проблемам мира, сотрудни чества и международного до верия, то им и может во Многом служить этот исто рический документ. VI. IV. Советский Союз считает вполне реальной задачу полностью ликвидировать еще в этом столетии и та кое варварское Оружие мас сового уничтожения, как химическое. На переговорах по хими ческому оружию, ведущихся в рамках женевской конфе ренции по разоружению, в последнее время наметилось определенное движение впе ред. Однако затянулись эти ,переговоры недопустимо. Мы за то, чтобы интенсифициро вать переговоры по заключе нию эффективной и поддаю щейся контролю междуна родной конвенции о запреще нии химического оружия и уничтожении существую щих запасов такого оружия, как об этом было условлено с президентом США Р. Рей ганом в Женеве. В деле запрещения хими ческого оружия, как и в других вопросах разоруже ния, от всех участников пе реговоров требуется свежий взгляд на вещи. Хочу со всей определенностью под черкнуть, что Советский Союз стоит за быстрейшую полную ликвидацию этого оружия и самой промыш ленной базы для его изго товления. Мы готовы обеспе чить своевременное объяв ление местоположений пред приятий по производству хи мического оружия и прекра щение его производства, на чать выработку, процедур по уничтожению соответствую- Для Советского Союза как одной из крупнейших азиат ских держав обеспечение безопасности в Азии имеет жизненно важное значение. Советская программа лик видации к концу нынешнего столетня ядерного и химиче ского оружия созвучна на строениям народов азиат- скогс континента, для кото рых проблемы мира и безо пасности стоят не менее ост ро, чем для народов Евро пы. Как не вспомнить здесь о том, что Япония, ее горо да Хиросима и Нагасаки стали жертвами ядерных бомбардировок, а Вьетнам — объектом применения хи мического оружия. Мы высоко ценим те кон структивные инициативы, с которыми выступают социа листические страны Азии, Индия, другие участники движейия неприсоединения. Большое значение мы при даем тому, что обе располо женные на азиатском кон тиненте ядерные державы — СССР и КНР — взяли на себя обязательства не при менять ядерного оружия пер выми. Реализация нашей про граммы коренным образом изменила бы обстановку в Азии, избавила бы народы и этой части земного шара от страха перед ядерной и хи мической угрозой, подняла бы безопасность в этом ре гионе на качественно новую ступень. Нашу программу мы рас сматриваем как вклад в совместный со всеми стра нами Азии поиск общего комплексного подхода к фор мированию системы безо пасного и прочного мира на этом континенте. VII. Наши новые предложения адресуются всему миру. Пе реход к активным шагам по прекращению гонки воору жений и их сокращению яв ляется необходимой пред посылкой и для решения все более обостряющихся гло бальных проблем — разру шения среды обитания чело века, необходимости изыска ния новых источников энер гии, борьбы с экономической отсталостью, голодом и бо лезнями. На смену навязан ному милитаризмом прин ципу — вооружение вместо развития должен прийти об ратный порядок вещей — разоружение для развития. Петля триллионного долга, которая душит сейчас десят ки стран и ■целые континен ты, — это прямое следствие гонки вооружений. Более двухсот пятидесяти мил лиардов долларов, ежегодно выкачиваемых из развиваю щихся государств, — это сумма, практически совпа дающая с размерами гигант ского военного бюджета (Окончание на 2-й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz