Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

18 м ая 1986 г., № 11 4 (1 7 51 1) ЛЕНИНС К ОЕ З НАМЯ ВЕ СТИ ИЗ МУЗЕЕВ ОБЛАСТИ В об ластном к ра еведче ­ ском музее от кр ыта выстав­ ка декоративно п рик ла дн о­ го искусства, на которой представлены работы препо­ давателей, студентов худо­ жественно-графического Фа­ культета Липецкого педаго­ гического института. Это — лаковая миниатюра, художе­ ственный металл, керамика. К своему празднику при­ урочили работники музея и Неделю музея, которая на­ чинается в Липецкой средней школе № 50. Там работает передвижная экс­ позиция. Ребята встретятся с сотрудниками музея, про­ слушают ряд лекций и бесед об истории родного края и его знатных людях. К 130-летию со дня рож­ дения Г. В. Плеханова гото­ вятся работники Дома-музея его имени. Уже состоялись Плехановские чтения в сред­ них профессионально-тех­ нических училищах №№ 10 и 23, в липецкой средней шко­ ле № 44. В планах коллек­ тива — проведение общего­ родских чтений и конфе­ ренции по философскому и литеоатурному наследию Г. В. Плеханова. В гол 130-летия со дня его рожде­ ния Дом музей ждет своего 150-тысячного посетителя. * * * В Международный день музеев в Ельце состоится праздник, посвященный. 840- летию города. В его про­ грамме — устный журнал «Сказание о земле Елейной», театрализованное предстяв- ление, встречи со знатными земляками... На предприятиях, в учеб­ ных заведениях, кинотеатрах, домах культуры города сот­ рудники музея и пропаган­ дисты города выступят с.- лекциями из никла «В. И. Ленин и Елецкий край». * . *Л В Данковском краеведче­ ском музее приступили к соз­ данию двух новых выста­ вок. Одна из них посвящен­ ная 70-лстиго Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, называется «Первые коммунисты Дан­ кова и уезда». В экспози­ ции — новые материалы, пополнившие Фонды в пос­ ледние годы. А в картинной галерее скоро откроется вы­ ставка произведений само­ деятельных художников- данковчан. * * * Большой интерес любите­ лей искусства вызвал не­ давно организованный в Дол­ горуковском историко-рево­ люционном музее вечер, по­ священный творчеству на родного артиста РСФСР композитора-земляка С. Н. Василенко. Он был подго­ товлен совместно с коллек­ тивом преподавателей и уча­ щихся детской музыкаль­ ной школы. А в майские дни в музее работала вы­ ставка произведений х\*дож- ников И. Г. Мишина, Г. М. Лашина и заслуженного ху­ дожника РСФСР В. С. Со­ рокина. Более четырех тысяч че­ ловек побывали на выставке произведений липецких ху­ дожников. посвященной XXVII. съезду КПСС, в Чап- лыгинском краеведческом музее, А сейчас в его зале открыта экспозиция пабот липецкого художника В. Д. Дворянчикова и заслужен­ ного художника РСФСР скульптора Ю. Д. Гришко. С ЕГОДНЯ — Между­ народный день музе­ ев. Он проводится в нашей стране как общест­ венный смотр достижений этих учреждений культуры, как средство популяризации их деятельности. Ве лика р оль советских му­ зеев в идеологическо й, п о­ литико-вос питательн о й ра­ б оте, в утве рждении идейн о­ п олитических и нра встве нны х принцип ов со циалистическ ого о бщест ва. В нашей области сложи­ лась довольно разветвленная музейная сеть. Семьдесят семь лет существует крае­ ведческий музей в Липецке. Тридцать лет он носит ста­ тус областного и является ныне головным для фи­ лиалов — в Задонске. Гря­ зях, Лебедяни. Данкове, Чап­ лыгине, Долгорукове и го­ сударственных — Усмани и Ельце. В конце 70 х годов в Липецке открылся единст­ венный в стране Дом музей Г. В. Плеханова, также яв­ ляющийся филиалом област­ ного. Растет сеть обществен­ ных музеев на предприяти­ ях, в колхозах, совхозах и в школах области. Богата материальная база научной, экспозиционной и массово - просветительской работы. В Фондах област­ ного краеведческого музея хранится свыше ста тысяч предметов, имеющих истори­ ческую и художественную ценность, реликвии прошло­ го нашего края, борьбы и побед советского народа. Ха рактерная особенность ком плектования фондов — по вышенное внимание к совет скому периоду истории па шей Родины и края, к важ нейшим событиям современ ности. Комплектуются д о к у менты о важнейших полнтн ческих событиях в жизни страны, крупнейших ново­ стройках края, об успехах тружеников сельского хозяй­ ства в выполнений Продо­ вольственной программы СССР, достижениях липчан в области науки, искусства, ли­ тературы. Среди недавних поступлений — реликвии Великой Отечественной вой­ ны, переданные бывшим во­ енным корреспондентом И. А. Нарциссовым, семьёй липча­ нина — участника Парада Победы Н. Н. Великолепова, материалы о делегатах XXVII съезда КПСС В. Д. Горшкове, заливщикетрубо- лнтейщике завода «Свобод­ ный сокол», А. А. Таболи- ной, термисте Липецкого тракторного завода, Г. В. По­ ляковой, учительнице Кри- вополянской средней школы Чаплыгннского района, мате­ риалы о замечательных тру­ жениках сельской нивы — механизаторах братьях Си- ших и малых. Только в прошлом году и первые ме­ сяцы нынешнего в городах и селах области действовали передвижные выставки, в том числе и художествен­ ные, двадцати наименований. Живой интерес вызвали у липчан такие из них, как «Памятники истории и куль­ туры Липецкой области», нячкиных, лауреатах Госу­ дарственной премии СССР. Экспонаты подробно расска­ зывают о строительстве на территории нашей области магистральных газопрово­ дов, «.мелиховских веснах» Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толсто­ го, о выдающемся ученом- физике Н. Г. Басове, лау­ реате Нобелевской премии, о спортивных достижениях липчан на союзной и между­ народной аренах. Постоянно пополняющие­ ся фонды музеев стали ос­ новой для создания новых экспозиций и совершенство­ вания имеющихся, для чуси­ ления массовой работы по коммунистическому воспи­ танию трудящихся. В 1985 году, в год 40- летня Победы, особое вни­ мание было уделено совер­ шенствованию экспозиций, посвященных Великой Оте­ чественной войне. За учас­ тие во Всероссийском смот­ ре Липецкий областной му­ зей награжден Дипломом первой степени Министерст­ ва культуры РСФСР. Сейчас важнейшей зада­ чей всех музейных коллекти­ вов области является широ­ кая пропаганда достижений трудящихся края в претво­ рении в жизнь стратегиче­ ского курса партии на уско­ рение социально-экономиче­ ского развития страны. Боль­ шое внимание уделяется ор­ ганизации выставок—стацио­ нарных, передвижных, боль- «Эстафета трудового подви­ га», посвященная 50-летию стахановского движения, «Дорогой славы и бессмер­ тия», «В. И. Ленин и Ли­ пецкий край» и многие дру­ гие. Тысячи посетителей оз­ накомились со стационарны­ ми выставками «Стаханов и стахановцы», «Уренгой — Помары — Ужгород — стройка века», «Трудовые высоты липчан», посвящен­ ной XXVII съезду КПСС, «Продовольственная про­ грамма в действии», «На крыльях Родины» (к 50-ле­ тию Липецкого аэроклуба), «Наши земляки — герои Арктики», «Музы в солдат­ ских шинелях», «Зоопарк дома». К сожалению, давняя проблема — тесновато поме­ щение. не позволяет сделать эти выставки более насы­ щенными по содержанию и совершенными по } художест венному оформлению. Свы ше 50 лет областной музей находится в здании бывше го собора. За это время вы росли его фонды, повыси лись требования к качеству работы, и нужда в помещении очевидна. Наши сотрудники стре­ мятся к сочетанию традици­ онных и новых форм рабо­ ты, рассчитанных на Раз­ личные социально-демогра­ фические группы трудящих­ ся. Музей — это не только экспозиции, выставки и э к с ­ к у р с и и , это -— постоянно действующие лектории в городе и селе, на предприя­ тиях, в школах, в колхозах и. совхозах, это экспозиции и разного рода мероприя­ тия: пионерские сборы и торжественный прием в ком­ сомол, традиционные заседа­ ния клуба боевой славы и встречи с интересными людьми. Недавно группа сотрудни­ ков вернулась из Станов- лянского района. Ее участ­ ники вели экскурсии по пе­ редвижной выставке, читали лекции с демонстрацией под­ линных материалов из Фон­ дов областного музея. При­ ехали домой с большим чувством удовлетворения, так как услышали в свой адрес немало благодарных слов. Успех поездки во мно­ гом был определен и заин­ тересованным, серьезным от­ ношением Становлянскогб райкома партии. В целях повышения эф­ фективности работы музеев необходимо максимально ис­ пользовать накопленные де­ сятилетиями , коллекции. Пришло время всерьез поду­ мать о создании в области (прежде всего, в областном центре) профильных филиа­ лов или отделов: художест­ венного. чтобы не «томи­ лись» в запасниках холсты Васнецова, Айвазовского, Грабаря; этнографического чтобы увидели липчане и гости города вечную красо ту народного костюма и из делий народных промыслов отдела знатных земляков — М. М. Прцшвина, И. А. Вуни на, Н. А. Семашко Л. И. Пи сарева, М. Вовчок. П. П. Се менова-Тян-Шанского М. А Водопьянова, Т. II. Хренни кова, К. Н. Игумнова—гор дости не только нашего края, но и всей страны. В день профессионально­ го праздника хочется ска­ зать слова благодарности всем тем, кто «строит» экс­ позиции, кропотливо собира­ ет и хранит реликвии време­ ни и пропагандирует их. В музее — и это проверено новом временем работают энтузи­ асты и подвижники, люди, хорошо понимающие важ­ ность повседневного, кропот­ ливого труда для народа. Двери музеев всегда от­ крыты для всех. С. КУКРАК, заместитель ди рект о ра Липецк ого о бластн ого к рае ведческого музея. Ж Большое в нимание раб от ники о бластн ого к рае ведческого музея уделяют патри отическому вос питанию м оло­ дежи на примера х жиз ни гер оев Велико й Отечест ве нн о й во йны. На снимке: экскурс овод музея О. К расник ова з нак омит школь ник ов с экс п ози цией, п освяще нн о й Великои Отечестве нн о й во йне. ф °то А. ЩУРО ВА. Т ЕА ТР СКАЗКА НАШЕГО ДЕТСТВА Кто из нас не знает р у с с к и х народных сказок и считалок о козе? Помните: бежала через мосточек, сорвала кленовый листочек... Или другая: я коза- дереза, полбока луплено- за три гроша куплена... Каждый не раз слыхал их в далеком детстве. А*' драматург М. Су- понев собрал их воедино и на­ писал пьесу «Коза лупленая», которую принял к постановке Липецкий областной театр ку­ кол. Впрочем прежде чем пьеса переросла в спектакль, над ней еше нема­ ло и плодотворно потрудились доцент Липецкого педагогиче­ ского института С. А. Шмаков и концертмейстер областной филармонии В. Н. Копытов. Первый написал лля нее сти­ хи и песни к интермедиям, а второй сочинил м у з ы к у . Работа, как видно лалилась на всех этапах. потому что и с т о ри я к о з ы - обманщицы получилась увлекательной и о з о р н о й . Вместе с тем и весьма по­ учительной: исследуя на чет­ ко вылепленных образах по­ нятия добра и зла. спектакль доходчиво убеждает зрителей в приоритете правды над ложью. Особо отметим я р к о выраженный р у с с к и й нацио­ нальный колорит постановки, подчеркнутый характером м у ­ з ы к и . особенностями тт>има и костюмов артигто# оформле­ нием и всем с т р о р м спектакля (режиесео — заслуженный ар­ тист РСФСР В. В. Жуков, ху­ дожник — заслуженный работ­ ник к у л ь т у р ы РСФСР А. Ф. Бобылкин). Я неспроста ска­ зал о гриме и костюмах ар­ тистов. Дело в том, что спек­ такль поставлен, так сказать, в открытом плане: артисты ве­ дут свои куклы на глазах V зрителей, а многие интермедии разыгрывают сами. Не буду останавливаться на сюжете постановки. Тем. кто ее посмотрел, она уже извест­ на. А тому кто еше не видел, право же, будет гораздо по­ лезней и интересней самому разобраться в ппоисходяших на сиене событиях и понять причины, по которым все ге­ рои спектакля в конпе конпов отказали козе в доверии и вы­ нуждены были наказать ее. Несомненным достоинством спектакля мне представляется х о р о ш о выстроенный актер­ ский ансамбль. Как известно, искусство артиста состоит не только в том чтобы ярко ис­ полнить свою роль. НО НУЖНО еще не менее умело «сыг­ рать партнера», то есть свои­ ми выразительными средства­ ми в каждой конкретной ситу­ ации высветлить особенности состояния своего «визави». Так вот, начиная со Старика, про­ дающего К о з у 40. Соколь­ ских). каждый последующий персонаж, к о т о ро м у придется с т о л к н у т ь с я с ней. — Леа (А. Рыбаков) Ба^ка (Г. Жуко­ ва), Внучка (Г. Левина), пес Шарик (М. Чибисенков) и мед­ ведь Михаил Иванович (А. Ла- енко) — чу*гко и тактично «ра­ ботают йа партнеров», а все вместе помогают (Л. Варнав­ ской) наиболее полно выя­ вить лживость Козы. Режиссер придумал любо­ пытную деталь. проходящую через весь спектакль: посколь­ ку Коза последовательно об­ щается с каждым , из героев спектакля и каждому в полной мере досаждает, пусть вместе нр выстроенных сцен. Превос­ ходно, например, сыграна сце­ на кормления переборчивой Козы. Словом/ спектакль полу­ чился живой, энергичный и способен украсить афишу те­ атра. Но вот о чем пора напом­ нить театру. Известно, что вос­ приятие произведений искусст­ ва у детей чрезвычайно изби­ рательно в зависимости от то­ го, к какой возрастной группе принадлежит этот ребенок. Ми­ мо того, что способно увлечь подростка, совершенно равно­ душно пройдет дошкольник. И наоборот. Соответственно те­ атральные постановки для де­ тей должны иметь точный ад­ рес — и соответствующего зри­ теля. Например, напоенный ро с веревкой, к которой она мантик^рй спектакль «По зеле- привязана. герои одновременно получает и хомут на шею. как знак беды, знак тех тягот, •которые ему предстоит пере­ нести. Деталь яркая, запоми­ нающаяся. Но мне кажется, что процедура вручения хому­ та очереднику несколько Уп­ рощена, и потому не вполне до­ стигает цели. Сейчас это про­ сто механическая передача хо­ мута от одного героя к друго­ му. * Наполнить этот удачный символ содержанием, думается, еше только предстоит. Несомненно. доброго слова заслуживает артистка А. Вар­ навская — образ Козы, хитрой и двоедушной, наиболее слож­ ный в спектакле, и далеко не­ просто найти для него убеди­ тельные краски. Актриса впол­ не справилась с этой задачей и не обманула своих маленьких зрителей, которые давно зна­ ют ее. В спектакле много веселых интермедий, ярко и интерес* ным холмам океана», в кото ром трактуются такие сложные понятия, как справедливость, душевный порыв, ориентиро­ ван на детей среднего возра­ ста — значит, только такому зрителю и место в зрительном зале. «Коза лупленая» — спектакль живой, яркий, с пес­ нями и танпами, он хорошо воспринимается дошкольника­ ми и младшими школьниками, но подростку он может пока­ заться с к у ч н ы м и неинтерес­ ным. Соответственно класси­ фицировав весь репертуар (а афиша V театра к у к о л доста­ точно емкая), пора коллективу оставить в стопоне преслову­ тый «вал» и стремиться не столько к безразбооному мак­ симальному заполнению зри­ тельного зала, как это делает­ ся сейчас, сколько к тому, что­ бы на каждом спектакле ока­ зывались ребята гоотв^т^ую - щих возрастны'- К. ГУРЕН О К. «Р о весник»дляровесников ИСФАРА (Ленинабадская область), 17. Красочным _ли тературно-музыкальным пред ставлением в старинном тад­ жикском городе Исфаре от крылся молодежный социаль нокультурный центр «Ровес ник». Он объединил новый дом обрядов, кинотеатр с летней эстрадой, спортивный комп леке. Сейчас в Таджикистане ра ботают свыше 20 крупных молодежных центров. ПЕДСОВЕТ «ЛЗ» ЭТОТ ПОСЛЕДНИЙ ШКОЛ ЬН ЫЙ БАЛ Вы пускн о й вече р... Пред вкуше ние прекрасн ого, ни на как о й друг о й не п охожего, праздника радует, тре вожит, вол нует. И не од ни х лишь вы пускник ов, а р одителе й и педаг огов тоже. Хочется, что бы в памяти детей о н остал­ ся на всю жиз нь. К ак это сделать? Есть ос н ова ния счи­ тать, чт о далеко не все готовы сегод ня ответить на эт от во пр ос. Од н о бессп о рн о: за пе вало й д олж на быть шк ола, п оэтому в п омощь учителям пр оходят семи нары, р о н о ко н­ сультируют директ о р ов, свои рек оме ндации п одготовил и нститут ус ове ршенст вова ния учителей, на ит оговое сове­ ща ние в райк оме партии с о брались учителя С оветского, самого м н оголюд н ого рай о на Липецка, к о нсультации п о телефо ну о рганиз овала молодеж ная газета!., А п о и ни­ циати ве нашей редакции и отдела нар од н ого о браз ова ния Липецк ого го рисп олкома состоялась беседа «за круглым ст олом», в кото р о й приняли участие заместитель предсе­ дателя г о рисп олкома Л. Г. Жло бич, за ведующи й г о р о н о В. А. К отель ник ов, заведующи й отделом культу ры В. М. К уз нец ов, и нструкт о р г о рк ома КПСС С. И. М а риче в, сек ретарь г о рк ома ВЛ КСМ Е. И. Чу ни хи на. кандидат пе­ даг огических наук, декан ЛГПИ С. А. Шмак ов. зав. ка бинет ом и нститута ус ове ршенст вова ния учителей Е. М, Аким ова, заведующие рай око го р ода, учителя и ста рше­ классники шк ол №№ 21, 38, 44. 55. Цель обсуждения— выявить лучший опыт, интересные традиции, дать прак­ тические советы всем, кто занят сейчас организацией пред­ стоящего праздника. п РИМЕТА наших дней отказываемся мы от многого, что, не­ смотря на очевидное несоот­ ветствие природе нашего об­ щества, все-.таки вошло в обиход, стало привычным. Приходится и некоторые тра­ диции ломать, искать им луч­ шую Замену. То же произо­ шло и с выпускным ба­ лом.. Все чаще красивый праздник стал подменяться бессодержательной, пустень­ кой вечеринкой, кое-где пе­ реходящей в шумное за­ столье, совсем не свойствен­ ное семнадцатилетним. И как это. вышло, что вино в ночь перед выпуском юных во взрослую жизнь стало тра­ дицией?! Помнится, сколько недоу­ мения, суетных разговоров вызвало в прошлом году ре­ шение исключить спиртное из программы школьного бала. «Ну какое же торжество без шампанского? — слышалось кое-где растерянное. —Пред­ ставьте, •вместо праздничных столов — отныне будут бу­ феты!..». У некоторых учи­ телей синдром недоверия этот с прошлого года так и держится, подавляя инициа­ тиву и поиск. А тем вре менем выпускники «сбрасы ваются» на оркестр, на зап ретную бутылку с яркой эти кеткой, на всевозможные по­ дарки. Об этом их родители с тревогой пишут в редак­ цию, звонят по телефону... Нелегко сразу отказаться от привычного. Но давайте- ка с самого начала уточним: нелегко — к о м у ? Сами стар­ шеклассники давно и откро­ венно жаждет перемен, они против чрезмерного официо­ за >торжественной части вече­ ра, им явно мешает вечно указующий перст учителя, строго наблюдающего (даже на выпускном!) за дисципли­ ной и порядком. Редко пред­ лагая взамен что-либо кон­ кретное, ребята в целом ра­ туют за то, чтобы атмосфе­ ра вечера была более эмо­ циональной. наполненной и глубоким содержанием, и той непринужденностью, импро­ визацией, от которых единст­ венно и рождается естествен­ ное, всех заражающее ве­ селье. По меньшей мере лег­ комысленно пренебрегать мнением выпускников, они должны быть выслушаны в первую очередь. Им же — максимум самостоятельности в планировании и проведе­ нии вечера, конечно, при деликатной, неназойливой, тонко направляющей их ини­ циативу помощи учителя. В том, что такой путь пло­ дотворен, убеждает опыт ряда липецких школ. Их. затели», свои же ребята. В школе № 55 каждый очередной выпускной — не­ пременно со своей особин- кой: то в романтической то­ нальности выдержан, то гу­ сто пропитан острым юмо­ ром, шуткой... Удобный ва­ риант выбирает творческий совет десятиклассников. В этом году, предполагается, вечер будет построен в фор­ ме КВН. Многие выпускни­ ки занимались в драматиче­ ском кружке «Ритм», им* и карты в руки. Составлена большая программа веселого капустника, аттракционов, конкурсов, которые должны разнообразить танцевальную часть. Прозвучит, торжест­ венно и грустно, клятва про­ щания со. школой. Тайна,. неожиданность, сюрприз царствуют неизмен но на балах в школе ЛГ° 44. Поиск ребят идет именно в этом направлении, а «под­ правляет» их учительская комсомольская организация. Преображаются классы: по-( являются харчевня ’ «Три пескаря», кафе «Бублик» (знаете, как «идут» здесь обыкновенные магазинные баранки?), мультзал (два- три мультика между танца­ ми — это нравится), зал на­ ходок, где выставлены отоб­ ранные еще в первом клас­ се игрушки, тетради с двой­ ками, потерянный бант, чей- то забытый дневник—сколь­ ко воспоминаний! Да, хорошо, когда в шко­ ле дают вволю разбежаться ребячьей фантазии, вообра­ жению... Не всегда этим ка­ чеством дано проявиться, ну­ жен ведь толчок, импульс. А он исходит, как правило, от учителя. В школе № 44 это — С. С. Воробьев, в школе № 55 — Н. В. Семенючен- ко... Да, в каждой школе та­ кой «заводной» учитель най­ дется, и не один, пожалуй. Дать ему в помощь несколь­ ко инициативных групп — бал получится! Но непременно возразит кто-то: вечер прощания со школой состоит не из одной лишь танцевальной програм­ мы, а вот как сделать ин­ тересной его торжествен­ ную часть? Все дело опять- таки в сложившихся пред­ ставлениях, ставших стерео­ типами. Скажем, вручение аттестатов — это что: тор­ жественный акт или обяза­ тельная процедура, от кото­ рой, увы, никуда не деться? Пожалуй, двух мнений быть не может. Конечно, это — торжественный акт, послед­ ний в родной школе, про­ щальный. И должен он быть высоким и строгим. Как вру­ чать аттестат? Конечно, с кстати, год от года становнт-. цветами и. конечно, с таки- ся все больше. Во многих заранее создаются иници­ ативные группы для подго­ товки бала. В школе № 38 групп даже несколько, и у каждой свои задачи. Здесь стало традицией начинать вы­ пускной перед зданием шко­ лы... Играет духовой оркестр, кружатся в вальсе выпуск­ ники, учителя, родители. Оформляются шутливые фо­ тостенды, всякий раз в ином текстовом оформлении «по­ дающие» снимки ребят. Лю­ бят здесь’, собравшись все вместе, помечтать о буду­ щем, находятся и «предска- ми словами о каждом из пи­ томцев, чтобы и ему само­ му они помнились, и това­ рищам по классу. Кстати, о слове. Не кажет­ ся ли вам, уважаемые педа­ гоги, что, проводя торжест­ венную часть, им, словом, привыкли пользоваться не­ продуманно и нерасчетливо? Сколько долгих, скучных (но непременно обязательных!) «речей» еще в обиходе. За­ думаемся: а всех ли высту­ пающих знают выпускники хотя бы в лицо? Говорят, в 24-ой школе, когда на одном из вечеров дали слово ше­ фу — директору завода В. В. Исаеву, зал в едином поры­ ве встал, его приветствуя, и потом — как слушал! И в школе № 38 комсомольцы ЛПЦ-2 НЛМК всегда и во всем рядом. Все крепче свя­ зи ДСК со школой № 21. Только таким шефам — по­ четное право напутствия, им — слово, а также любимо­ му учителю и тем родителям, которые в течение десяти лет о чужих детях, как о своих радели. Хорошо бы узнать* какие песни любят эти истинные друзья ребят. Добрая лирическая песня — ее не следует боять­ ся, она только укра­ сит торжественную часть. А яркая, выразительная сим­ волика — передача знаме­ ни девятиклассникам, офор­ мление сцены в духе идей времени — наполнит тор­ жественный акт высоким смыслом гражданственности. Веселые, строгие, лириче­ ские, торжественные момен­ ты — все они должны на выпускном вечере присутст­ вовать, их надо заранее пла­ нировать, оставляя место, ко­ нечно, и экспромту, им­ провизации, которые кто- то главный, как дирижер, на вечере должен уметь заме­ тить, поддержать. В школе № 21 в послед­ нее время стремятся при­ держиваться этих правил и в то же время замечают: нет, не исчезает невидимая пере­ городка, разъеднняет-таки десятиклассников, их роди­ телей, учителей. Похвально: заметили здесь еще одну «традицию», на которую мы привычно не обращаем вни­ мания, мол, ребят надо по­ нять, не до нас, взрослых, . им в этот вечер. А если представить его. как вечер большой школьной семьи? Это ново, но интересно и. видимо, требует особо тща­ тельной подготовки. Но ес­ ли школа справится, сколь­ ко проблем «снимет»: объе­ динит энергию всех прежде отчужденных на вечере друг от друга, облегчит проблему питания, музыкального офор­ мления. Кстати, последнее особен­ но тревожит многих, сложив­ шаяся практика приглашения «чужих» музыкантов все меньше устраивает организа­ торов выпускных вечеров. Во первых, дорого, во-вто­ рых, не всегда интересно. Чужаки обычно исполняют то, что ими «обкатано», не сообразуясь с запросами ре­ бят, с атмосферой вечера. Тут более всего уместны или свой, школьный оркестр, или записи любимых мелодий. Кроме того, отдел культуры горисполкома рекомендует обращаться в студии звуко­ записи, работающие в ДК профсоюзов и в ЦУМе. И, наконец, подарок учи­ телю. Конечно, он должен быть, но — какой? Может быть, это — книга писате­ ля,- которого он любит осо­ бенно, может быть, кораблик детства, который юноша сам смастерил, и «аттестат зре­ лости» педагогу, представь­ те, тоже возможен... Годит­ ся любой сувенир, если к нему — теплые слова, куп­ леты из песен, четверости­ шие. А подарок школе — посаженное дерево, библио­ течка, ежик для уголка жи­ вой природы, альбом со сло­ вами признательности каж­ дого из питомцев. ...Заканчивается наш раз­ говор о выпускном вечере. Хотелось помочь советом, не давая готовых рецептов. У каждого педагогического кол­ лектива свои условия, воз­ можности, традиции. А вы­ пускной бал как экзамен, ко­ торым поверяются минувшие десять школьных лет: все, что вложено в души и серд­ ца семнадцатилетннх, на ве­ чере выкажется. Мы жела­ ем успеха и сообщаем об идее, которая родилась в ходе беседы за «круглым столом». Всю ночь до рас­ света в Центральном парке работают аттракционы; а когда над рекой покажется алый краешек солнца... Впро­ чем, это один из сюрпризов будущей, последней школь­ ной ночи, одна из ее тайн. Т. СПАССКАЯ. И УЧИТЕЛЮ , И УЧЕНИКУ Ребенок учится не только за партой. Многое, в частно­ сти, ему дает чтение научно- популярной литературы. Раз­ ве не интересно ему узнать, например, о происхождении тумана, облаков, грозовых туч, обычной и шаровой мол­ ний, о миражах, радуге, зем­ летрясениях? Прочитав о та­ ких явлениях в книге А. Та­ расова «Физика в природе», и школьник, и взрослый, ста­ нет бережнее относиться к природе. Своеобразное путешествие совершат юные читатели по страницам отечественной куль­ туры и истории. познакомив­ шись в книге Ю. Тюрина «Воспитание историей» с заме­ чательными памятниками ста­ ринных русских городов Зве­ нигорода, Зарайска, Владими­ ра, Новгорода, Костромы, Ярослав,'ш, Вологды, Пскова. А выпустит эти й •другие полезные для учителя и уча­ щегося книги в 1587 году из­ дательство «Просвещение», по Планам которого магазины облкниготорга принимают сей­ час предварительные заказы. Опорный пункт приема зака­ зов — липецкий магазин № 10 «Просвещение». Учителей по трудовому обу­ чению, несомненно, привле­ кут такие книги, как «Иголка- волшебница» Т. Еременко, «Дорога к изобретению» В. Ре­ учащихся с одноименным на­ званием- О патриотах нашей страны повествует Н. Борисов в книге «Они повторили подвиг Сусанина». Большое внимание в плане выпуска «Просвещение» уде­ ляется изучению в средней школе материалов XXVII съезда КПСС, профилактике вредных привычек школьни­ ков, антиалкогольному вос­ питанию, нравственно-эстети- чицкого, «Волшебный мир де­ рева» Г. Федотова, «Мастерим ческому образованию, из древесины» Э - Рихвка- В центре внимания книги На страницах книги «Что? для учителей Ф. Кузнецова Где? Почему? Школьникам об «Самая кровная связь», «С у д ь - экономике» рассказывается бы деревни в современной о важнейших экономических задачах, связанных с ускоре­ нием научно-технического про­ гресса- В честь 70-летия революции выйдет уникальное издание «Герои Великого Октября», а к 175-летию Отечественной войны 1812 года — книга для прозе» — творчество Ф. Аб­ рамова, В. Астафьева, В. Бе­ лова, Е. Носова, В. Тендряко­ ва, В. Шукшина и других. Приглашаем учителей, уча­ щихся пополнить свои 1биб­ лиотеки. В. КУПАВЫХ, старший инспектор обл­ книготорга. ПОСТРОИЛИ ФИЛЬМ НА ПЕСКЕ У рисованных и кукольных мультипликационных лент, евзданных на киностудии "Беларусьфильм», появился собрат... •из песка. Картина «Лафертовская маковница» по мотивам одноименной повести А. Погорельского — диплом­ ная работа выпускницы выс­ ших режиссерских курсов в Москве Е. Марченко. Сейчас, когда за плечами шесть месяцев кропотливой работы, режиссер с улыбкой рассказывает о своем экспе­ рименте. Но, прежде чем был закончен фильм, пришлось немало «поколдовать», созда­ вая изображение из песка. Минск. Л. КОЗИНА, корр. ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz