Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
18 м ая 1986 г., № 11 4 (1 7 51 1) ЛЕНИНС К ОЕ З НАМЯ ВЕ СТИ ИЗ МУЗЕЕВ ОБЛАСТИ В об ластном к ра еведче ском музее от кр ыта выстав ка декоративно п рик ла дн о го искусства, на которой представлены работы препо давателей, студентов худо жественно-графического Фа культета Липецкого педаго гического института. Это — лаковая миниатюра, художе ственный металл, керамика. К своему празднику при урочили работники музея и Неделю музея, которая на чинается в Липецкой средней школе № 50. Там работает передвижная экс позиция. Ребята встретятся с сотрудниками музея, про слушают ряд лекций и бесед об истории родного края и его знатных людях. К 130-летию со дня рож дения Г. В. Плеханова гото вятся работники Дома-музея его имени. Уже состоялись Плехановские чтения в сред них профессионально-тех нических училищах №№ 10 и 23, в липецкой средней шко ле № 44. В планах коллек тива — проведение общего родских чтений и конфе ренции по философскому и литеоатурному наследию Г. В. Плеханова. В гол 130-летия со дня его рожде ния Дом музей ждет своего 150-тысячного посетителя. * * * В Международный день музеев в Ельце состоится праздник, посвященный. 840- летию города. В его про грамме — устный журнал «Сказание о земле Елейной», театрализованное предстяв- ление, встречи со знатными земляками... На предприятиях, в учеб ных заведениях, кинотеатрах, домах культуры города сот рудники музея и пропаган дисты города выступят с.- лекциями из никла «В. И. Ленин и Елецкий край». * . *Л В Данковском краеведче ском музее приступили к соз данию двух новых выста вок. Одна из них посвящен ная 70-лстиго Великой Ок тябрьской социалистической революции, называется «Первые коммунисты Дан кова и уезда». В экспози ции — новые материалы, пополнившие Фонды в пос ледние годы. А в картинной галерее скоро откроется вы ставка произведений само деятельных художников- данковчан. * * * Большой интерес любите лей искусства вызвал не давно организованный в Дол горуковском историко-рево люционном музее вечер, по священный творчеству на родного артиста РСФСР композитора-земляка С. Н. Василенко. Он был подго товлен совместно с коллек тивом преподавателей и уча щихся детской музыкаль ной школы. А в майские дни в музее работала вы ставка произведений х\*дож- ников И. Г. Мишина, Г. М. Лашина и заслуженного ху дожника РСФСР В. С. Со рокина. Более четырех тысяч че ловек побывали на выставке произведений липецких ху дожников. посвященной XXVII. съезду КПСС, в Чап- лыгинском краеведческом музее, А сейчас в его зале открыта экспозиция пабот липецкого художника В. Д. Дворянчикова и заслужен ного художника РСФСР скульптора Ю. Д. Гришко. С ЕГОДНЯ — Между народный день музе ев. Он проводится в нашей стране как общест венный смотр достижений этих учреждений культуры, как средство популяризации их деятельности. Ве лика р оль советских му зеев в идеологическо й, п о литико-вос питательн о й ра б оте, в утве рждении идейн о п олитических и нра встве нны х принцип ов со циалистическ ого о бщест ва. В нашей области сложи лась довольно разветвленная музейная сеть. Семьдесят семь лет существует крае ведческий музей в Липецке. Тридцать лет он носит ста тус областного и является ныне головным для фи лиалов — в Задонске. Гря зях, Лебедяни. Данкове, Чап лыгине, Долгорукове и го сударственных — Усмани и Ельце. В конце 70 х годов в Липецке открылся единст венный в стране Дом музей Г. В. Плеханова, также яв ляющийся филиалом област ного. Растет сеть обществен ных музеев на предприяти ях, в колхозах, совхозах и в школах области. Богата материальная база научной, экспозиционной и массово - просветительской работы. В Фондах област ного краеведческого музея хранится свыше ста тысяч предметов, имеющих истори ческую и художественную ценность, реликвии прошло го нашего края, борьбы и побед советского народа. Ха рактерная особенность ком плектования фондов — по вышенное внимание к совет скому периоду истории па шей Родины и края, к важ нейшим событиям современ ности. Комплектуются д о к у менты о важнейших полнтн ческих событиях в жизни страны, крупнейших ново стройках края, об успехах тружеников сельского хозяй ства в выполнений Продо вольственной программы СССР, достижениях липчан в области науки, искусства, ли тературы. Среди недавних поступлений — реликвии Великой Отечественной вой ны, переданные бывшим во енным корреспондентом И. А. Нарциссовым, семьёй липча нина — участника Парада Победы Н. Н. Великолепова, материалы о делегатах XXVII съезда КПСС В. Д. Горшкове, заливщикетрубо- лнтейщике завода «Свобод ный сокол», А. А. Таболи- ной, термисте Липецкого тракторного завода, Г. В. По ляковой, учительнице Кри- вополянской средней школы Чаплыгннского района, мате риалы о замечательных тру жениках сельской нивы — механизаторах братьях Си- ших и малых. Только в прошлом году и первые ме сяцы нынешнего в городах и селах области действовали передвижные выставки, в том числе и художествен ные, двадцати наименований. Живой интерес вызвали у липчан такие из них, как «Памятники истории и куль туры Липецкой области», нячкиных, лауреатах Госу дарственной премии СССР. Экспонаты подробно расска зывают о строительстве на территории нашей области магистральных газопрово дов, «.мелиховских веснах» Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толсто го, о выдающемся ученом- физике Н. Г. Басове, лау реате Нобелевской премии, о спортивных достижениях липчан на союзной и между народной аренах. Постоянно пополняющие ся фонды музеев стали ос новой для создания новых экспозиций и совершенство вания имеющихся, для чуси ления массовой работы по коммунистическому воспи танию трудящихся. В 1985 году, в год 40- летня Победы, особое вни мание было уделено совер шенствованию экспозиций, посвященных Великой Оте чественной войне. За учас тие во Всероссийском смот ре Липецкий областной му зей награжден Дипломом первой степени Министерст ва культуры РСФСР. Сейчас важнейшей зада чей всех музейных коллекти вов области является широ кая пропаганда достижений трудящихся края в претво рении в жизнь стратегиче ского курса партии на уско рение социально-экономиче ского развития страны. Боль шое внимание уделяется ор ганизации выставок—стацио нарных, передвижных, боль- «Эстафета трудового подви га», посвященная 50-летию стахановского движения, «Дорогой славы и бессмер тия», «В. И. Ленин и Ли пецкий край» и многие дру гие. Тысячи посетителей оз накомились со стационарны ми выставками «Стаханов и стахановцы», «Уренгой — Помары — Ужгород — стройка века», «Трудовые высоты липчан», посвящен ной XXVII съезду КПСС, «Продовольственная про грамма в действии», «На крыльях Родины» (к 50-ле тию Липецкого аэроклуба), «Наши земляки — герои Арктики», «Музы в солдат ских шинелях», «Зоопарк дома». К сожалению, давняя проблема — тесновато поме щение. не позволяет сделать эти выставки более насы щенными по содержанию и совершенными по } художест венному оформлению. Свы ше 50 лет областной музей находится в здании бывше го собора. За это время вы росли его фонды, повыси лись требования к качеству работы, и нужда в помещении очевидна. Наши сотрудники стре мятся к сочетанию традици онных и новых форм рабо ты, рассчитанных на Раз личные социально-демогра фические группы трудящих ся. Музей — это не только экспозиции, выставки и э к с к у р с и и , это -— постоянно действующие лектории в городе и селе, на предприя тиях, в школах, в колхозах и. совхозах, это экспозиции и разного рода мероприя тия: пионерские сборы и торжественный прием в ком сомол, традиционные заседа ния клуба боевой славы и встречи с интересными людьми. Недавно группа сотрудни ков вернулась из Станов- лянского района. Ее участ ники вели экскурсии по пе редвижной выставке, читали лекции с демонстрацией под линных материалов из Фон дов областного музея. При ехали домой с большим чувством удовлетворения, так как услышали в свой адрес немало благодарных слов. Успех поездки во мно гом был определен и заин тересованным, серьезным от ношением Становлянскогб райкома партии. В целях повышения эф фективности работы музеев необходимо максимально ис пользовать накопленные де сятилетиями , коллекции. Пришло время всерьез поду мать о создании в области (прежде всего, в областном центре) профильных филиа лов или отделов: художест венного. чтобы не «томи лись» в запасниках холсты Васнецова, Айвазовского, Грабаря; этнографического чтобы увидели липчане и гости города вечную красо ту народного костюма и из делий народных промыслов отдела знатных земляков — М. М. Прцшвина, И. А. Вуни на, Н. А. Семашко Л. И. Пи сарева, М. Вовчок. П. П. Се менова-Тян-Шанского М. А Водопьянова, Т. II. Хренни кова, К. Н. Игумнова—гор дости не только нашего края, но и всей страны. В день профессионально го праздника хочется ска зать слова благодарности всем тем, кто «строит» экс позиции, кропотливо собира ет и хранит реликвии време ни и пропагандирует их. В музее — и это проверено новом временем работают энтузи асты и подвижники, люди, хорошо понимающие важ ность повседневного, кропот ливого труда для народа. Двери музеев всегда от крыты для всех. С. КУКРАК, заместитель ди рект о ра Липецк ого о бластн ого к рае ведческого музея. Ж Большое в нимание раб от ники о бластн ого к рае ведческого музея уделяют патри отическому вос питанию м оло дежи на примера х жиз ни гер оев Велико й Отечест ве нн о й во йны. На снимке: экскурс овод музея О. К расник ова з нак омит школь ник ов с экс п ози цией, п освяще нн о й Великои Отечестве нн о й во йне. ф °то А. ЩУРО ВА. Т ЕА ТР СКАЗКА НАШЕГО ДЕТСТВА Кто из нас не знает р у с с к и х народных сказок и считалок о козе? Помните: бежала через мосточек, сорвала кленовый листочек... Или другая: я коза- дереза, полбока луплено- за три гроша куплена... Каждый не раз слыхал их в далеком детстве. А*' драматург М. Су- понев собрал их воедино и на писал пьесу «Коза лупленая», которую принял к постановке Липецкий областной театр ку кол. Впрочем прежде чем пьеса переросла в спектакль, над ней еше нема ло и плодотворно потрудились доцент Липецкого педагогиче ского института С. А. Шмаков и концертмейстер областной филармонии В. Н. Копытов. Первый написал лля нее сти хи и песни к интермедиям, а второй сочинил м у з ы к у . Работа, как видно лалилась на всех этапах. потому что и с т о ри я к о з ы - обманщицы получилась увлекательной и о з о р н о й . Вместе с тем и весьма по учительной: исследуя на чет ко вылепленных образах по нятия добра и зла. спектакль доходчиво убеждает зрителей в приоритете правды над ложью. Особо отметим я р к о выраженный р у с с к и й нацио нальный колорит постановки, подчеркнутый характером м у з ы к и . особенностями тт>има и костюмов артигто# оформле нием и всем с т р о р м спектакля (режиесео — заслуженный ар тист РСФСР В. В. Жуков, ху дожник — заслуженный работ ник к у л ь т у р ы РСФСР А. Ф. Бобылкин). Я неспроста ска зал о гриме и костюмах ар тистов. Дело в том, что спек такль поставлен, так сказать, в открытом плане: артисты ве дут свои куклы на глазах V зрителей, а многие интермедии разыгрывают сами. Не буду останавливаться на сюжете постановки. Тем. кто ее посмотрел, она уже извест на. А тому кто еше не видел, право же, будет гораздо по лезней и интересней самому разобраться в ппоисходяших на сиене событиях и понять причины, по которым все ге рои спектакля в конпе конпов отказали козе в доверии и вы нуждены были наказать ее. Несомненным достоинством спектакля мне представляется х о р о ш о выстроенный актер ский ансамбль. Как известно, искусство артиста состоит не только в том чтобы ярко ис полнить свою роль. НО НУЖНО еще не менее умело «сыг рать партнера», то есть свои ми выразительными средства ми в каждой конкретной ситу ации высветлить особенности состояния своего «визави». Так вот, начиная со Старика, про дающего К о з у 40. Соколь ских). каждый последующий персонаж, к о т о ро м у придется с т о л к н у т ь с я с ней. — Леа (А. Рыбаков) Ба^ка (Г. Жуко ва), Внучка (Г. Левина), пес Шарик (М. Чибисенков) и мед ведь Михаил Иванович (А. Ла- енко) — чу*гко и тактично «ра ботают йа партнеров», а все вместе помогают (Л. Варнав ской) наиболее полно выя вить лживость Козы. Режиссер придумал любо пытную деталь. проходящую через весь спектакль: посколь ку Коза последовательно об щается с каждым , из героев спектакля и каждому в полной мере досаждает, пусть вместе нр выстроенных сцен. Превос ходно, например, сыграна сце на кормления переборчивой Козы. Словом/ спектакль полу чился живой, энергичный и способен украсить афишу те атра. Но вот о чем пора напом нить театру. Известно, что вос приятие произведений искусст ва у детей чрезвычайно изби рательно в зависимости от то го, к какой возрастной группе принадлежит этот ребенок. Ми мо того, что способно увлечь подростка, совершенно равно душно пройдет дошкольник. И наоборот. Соответственно те атральные постановки для де тей должны иметь точный ад рес — и соответствующего зри теля. Например, напоенный ро с веревкой, к которой она мантик^рй спектакль «По зеле- привязана. герои одновременно получает и хомут на шею. как знак беды, знак тех тягот, •которые ему предстоит пере нести. Деталь яркая, запоми нающаяся. Но мне кажется, что процедура вручения хому та очереднику несколько Уп рощена, и потому не вполне до стигает цели. Сейчас это про сто механическая передача хо мута от одного героя к друго му. * Наполнить этот удачный символ содержанием, думается, еше только предстоит. Несомненно. доброго слова заслуживает артистка А. Вар навская — образ Козы, хитрой и двоедушной, наиболее слож ный в спектакле, и далеко не просто найти для него убеди тельные краски. Актриса впол не справилась с этой задачей и не обманула своих маленьких зрителей, которые давно зна ют ее. В спектакле много веселых интермедий, ярко и интерес* ным холмам океана», в кото ром трактуются такие сложные понятия, как справедливость, душевный порыв, ориентиро ван на детей среднего возра ста — значит, только такому зрителю и место в зрительном зале. «Коза лупленая» — спектакль живой, яркий, с пес нями и танпами, он хорошо воспринимается дошкольника ми и младшими школьниками, но подростку он может пока заться с к у ч н ы м и неинтерес ным. Соответственно класси фицировав весь репертуар (а афиша V театра к у к о л доста точно емкая), пора коллективу оставить в стопоне преслову тый «вал» и стремиться не столько к безразбооному мак симальному заполнению зри тельного зала, как это делает ся сейчас, сколько к тому, что бы на каждом спектакле ока зывались ребята гоотв^т^ую - щих возрастны'- К. ГУРЕН О К. «Р о весник»дляровесников ИСФАРА (Ленинабадская область), 17. Красочным _ли тературно-музыкальным пред ставлением в старинном тад жикском городе Исфаре от крылся молодежный социаль нокультурный центр «Ровес ник». Он объединил новый дом обрядов, кинотеатр с летней эстрадой, спортивный комп леке. Сейчас в Таджикистане ра ботают свыше 20 крупных молодежных центров. ПЕДСОВЕТ «ЛЗ» ЭТОТ ПОСЛЕДНИЙ ШКОЛ ЬН ЫЙ БАЛ Вы пускн о й вече р... Пред вкуше ние прекрасн ого, ни на как о й друг о й не п охожего, праздника радует, тре вожит, вол нует. И не од ни х лишь вы пускник ов, а р одителе й и педаг огов тоже. Хочется, что бы в памяти детей о н остал ся на всю жиз нь. К ак это сделать? Есть ос н ова ния счи тать, чт о далеко не все готовы сегод ня ответить на эт от во пр ос. Од н о бессп о рн о: за пе вало й д олж на быть шк ола, п оэтому в п омощь учителям пр оходят семи нары, р о н о ко н сультируют директ о р ов, свои рек оме ндации п одготовил и нститут ус ове ршенст вова ния учителей, на ит оговое сове ща ние в райк оме партии с о брались учителя С оветского, самого м н оголюд н ого рай о на Липецка, к о нсультации п о телефо ну о рганиз овала молодеж ная газета!., А п о и ни циати ве нашей редакции и отдела нар од н ого о браз ова ния Липецк ого го рисп олкома состоялась беседа «за круглым ст олом», в кото р о й приняли участие заместитель предсе дателя г о рисп олкома Л. Г. Жло бич, за ведующи й г о р о н о В. А. К отель ник ов, заведующи й отделом культу ры В. М. К уз нец ов, и нструкт о р г о рк ома КПСС С. И. М а риче в, сек ретарь г о рк ома ВЛ КСМ Е. И. Чу ни хи на. кандидат пе даг огических наук, декан ЛГПИ С. А. Шмак ов. зав. ка бинет ом и нститута ус ове ршенст вова ния учителей Е. М, Аким ова, заведующие рай око го р ода, учителя и ста рше классники шк ол №№ 21, 38, 44. 55. Цель обсуждения— выявить лучший опыт, интересные традиции, дать прак тические советы всем, кто занят сейчас организацией пред стоящего праздника. п РИМЕТА наших дней отказываемся мы от многого, что, не смотря на очевидное несоот ветствие природе нашего об щества, все-.таки вошло в обиход, стало привычным. Приходится и некоторые тра диции ломать, искать им луч шую Замену. То же произо шло и с выпускным ба лом.. Все чаще красивый праздник стал подменяться бессодержательной, пустень кой вечеринкой, кое-где пе реходящей в шумное за столье, совсем не свойствен ное семнадцатилетним. И как это. вышло, что вино в ночь перед выпуском юных во взрослую жизнь стало тра дицией?! Помнится, сколько недоу мения, суетных разговоров вызвало в прошлом году ре шение исключить спиртное из программы школьного бала. «Ну какое же торжество без шампанского? — слышалось кое-где растерянное. —Пред ставьте, •вместо праздничных столов — отныне будут бу феты!..». У некоторых учи телей синдром недоверия этот с прошлого года так и держится, подавляя инициа тиву и поиск. А тем вре менем выпускники «сбрасы ваются» на оркестр, на зап ретную бутылку с яркой эти кеткой, на всевозможные по дарки. Об этом их родители с тревогой пишут в редак цию, звонят по телефону... Нелегко сразу отказаться от привычного. Но давайте- ка с самого начала уточним: нелегко — к о м у ? Сами стар шеклассники давно и откро венно жаждет перемен, они против чрезмерного официо за >торжественной части вече ра, им явно мешает вечно указующий перст учителя, строго наблюдающего (даже на выпускном!) за дисципли ной и порядком. Редко пред лагая взамен что-либо кон кретное, ребята в целом ра туют за то, чтобы атмосфе ра вечера была более эмо циональной. наполненной и глубоким содержанием, и той непринужденностью, импро визацией, от которых единст венно и рождается естествен ное, всех заражающее ве селье. По меньшей мере лег комысленно пренебрегать мнением выпускников, они должны быть выслушаны в первую очередь. Им же — максимум самостоятельности в планировании и проведе нии вечера, конечно, при деликатной, неназойливой, тонко направляющей их ини циативу помощи учителя. В том, что такой путь пло дотворен, убеждает опыт ряда липецких школ. Их. затели», свои же ребята. В школе № 55 каждый очередной выпускной — не пременно со своей особин- кой: то в романтической то нальности выдержан, то гу сто пропитан острым юмо ром, шуткой... Удобный ва риант выбирает творческий совет десятиклассников. В этом году, предполагается, вечер будет построен в фор ме КВН. Многие выпускни ки занимались в драматиче ском кружке «Ритм», им* и карты в руки. Составлена большая программа веселого капустника, аттракционов, конкурсов, которые должны разнообразить танцевальную часть. Прозвучит, торжест венно и грустно, клятва про щания со. школой. Тайна,. неожиданность, сюрприз царствуют неизмен но на балах в школе ЛГ° 44. Поиск ребят идет именно в этом направлении, а «под правляет» их учительская комсомольская организация. Преображаются классы: по-( являются харчевня ’ «Три пескаря», кафе «Бублик» (знаете, как «идут» здесь обыкновенные магазинные баранки?), мультзал (два- три мультика между танца ми — это нравится), зал на ходок, где выставлены отоб ранные еще в первом клас се игрушки, тетради с двой ками, потерянный бант, чей- то забытый дневник—сколь ко воспоминаний! Да, хорошо, когда в шко ле дают вволю разбежаться ребячьей фантазии, вообра жению... Не всегда этим ка чеством дано проявиться, ну жен ведь толчок, импульс. А он исходит, как правило, от учителя. В школе № 44 это — С. С. Воробьев, в школе № 55 — Н. В. Семенючен- ко... Да, в каждой школе та кой «заводной» учитель най дется, и не один, пожалуй. Дать ему в помощь несколь ко инициативных групп — бал получится! Но непременно возразит кто-то: вечер прощания со школой состоит не из одной лишь танцевальной програм мы, а вот как сделать ин тересной его торжествен ную часть? Все дело опять- таки в сложившихся пред ставлениях, ставших стерео типами. Скажем, вручение аттестатов — это что: тор жественный акт или обяза тельная процедура, от кото рой, увы, никуда не деться? Пожалуй, двух мнений быть не может. Конечно, это — торжественный акт, послед ний в родной школе, про щальный. И должен он быть высоким и строгим. Как вру чать аттестат? Конечно, с кстати, год от года становнт-. цветами и. конечно, с таки- ся все больше. Во многих заранее создаются иници ативные группы для подго товки бала. В школе № 38 групп даже несколько, и у каждой свои задачи. Здесь стало традицией начинать вы пускной перед зданием шко лы... Играет духовой оркестр, кружатся в вальсе выпуск ники, учителя, родители. Оформляются шутливые фо тостенды, всякий раз в ином текстовом оформлении «по дающие» снимки ребят. Лю бят здесь’, собравшись все вместе, помечтать о буду щем, находятся и «предска- ми словами о каждом из пи томцев, чтобы и ему само му они помнились, и това рищам по классу. Кстати, о слове. Не кажет ся ли вам, уважаемые педа гоги, что, проводя торжест венную часть, им, словом, привыкли пользоваться не продуманно и нерасчетливо? Сколько долгих, скучных (но непременно обязательных!) «речей» еще в обиходе. За думаемся: а всех ли высту пающих знают выпускники хотя бы в лицо? Говорят, в 24-ой школе, когда на одном из вечеров дали слово ше фу — директору завода В. В. Исаеву, зал в едином поры ве встал, его приветствуя, и потом — как слушал! И в школе № 38 комсомольцы ЛПЦ-2 НЛМК всегда и во всем рядом. Все крепче свя зи ДСК со школой № 21. Только таким шефам — по четное право напутствия, им — слово, а также любимо му учителю и тем родителям, которые в течение десяти лет о чужих детях, как о своих радели. Хорошо бы узнать* какие песни любят эти истинные друзья ребят. Добрая лирическая песня — ее не следует боять ся, она только укра сит торжественную часть. А яркая, выразительная сим волика — передача знаме ни девятиклассникам, офор мление сцены в духе идей времени — наполнит тор жественный акт высоким смыслом гражданственности. Веселые, строгие, лириче ские, торжественные момен ты — все они должны на выпускном вечере присутст вовать, их надо заранее пла нировать, оставляя место, ко нечно, и экспромту, им провизации, которые кто- то главный, как дирижер, на вечере должен уметь заме тить, поддержать. В школе № 21 в послед нее время стремятся при держиваться этих правил и в то же время замечают: нет, не исчезает невидимая пере городка, разъеднняет-таки десятиклассников, их роди телей, учителей. Похвально: заметили здесь еще одну «традицию», на которую мы привычно не обращаем вни мания, мол, ребят надо по нять, не до нас, взрослых, . им в этот вечер. А если представить его. как вечер большой школьной семьи? Это ново, но интересно и. видимо, требует особо тща тельной подготовки. Но ес ли школа справится, сколь ко проблем «снимет»: объе динит энергию всех прежде отчужденных на вечере друг от друга, облегчит проблему питания, музыкального офор мления. Кстати, последнее особен но тревожит многих, сложив шаяся практика приглашения «чужих» музыкантов все меньше устраивает организа торов выпускных вечеров. Во первых, дорого, во-вто рых, не всегда интересно. Чужаки обычно исполняют то, что ими «обкатано», не сообразуясь с запросами ре бят, с атмосферой вечера. Тут более всего уместны или свой, школьный оркестр, или записи любимых мелодий. Кроме того, отдел культуры горисполкома рекомендует обращаться в студии звуко записи, работающие в ДК профсоюзов и в ЦУМе. И, наконец, подарок учи телю. Конечно, он должен быть, но — какой? Может быть, это — книга писате ля,- которого он любит осо бенно, может быть, кораблик детства, который юноша сам смастерил, и «аттестат зре лости» педагогу, представь те, тоже возможен... Годит ся любой сувенир, если к нему — теплые слова, куп леты из песен, четверости шие. А подарок школе — посаженное дерево, библио течка, ежик для уголка жи вой природы, альбом со сло вами признательности каж дого из питомцев. ...Заканчивается наш раз говор о выпускном вечере. Хотелось помочь советом, не давая готовых рецептов. У каждого педагогического кол лектива свои условия, воз можности, традиции. А вы пускной бал как экзамен, ко торым поверяются минувшие десять школьных лет: все, что вложено в души и серд ца семнадцатилетннх, на ве чере выкажется. Мы жела ем успеха и сообщаем об идее, которая родилась в ходе беседы за «круглым столом». Всю ночь до рас света в Центральном парке работают аттракционы; а когда над рекой покажется алый краешек солнца... Впро чем, это один из сюрпризов будущей, последней школь ной ночи, одна из ее тайн. Т. СПАССКАЯ. И УЧИТЕЛЮ , И УЧЕНИКУ Ребенок учится не только за партой. Многое, в частно сти, ему дает чтение научно- популярной литературы. Раз ве не интересно ему узнать, например, о происхождении тумана, облаков, грозовых туч, обычной и шаровой мол ний, о миражах, радуге, зем летрясениях? Прочитав о та ких явлениях в книге А. Та расова «Физика в природе», и школьник, и взрослый, ста нет бережнее относиться к природе. Своеобразное путешествие совершат юные читатели по страницам отечественной куль туры и истории. познакомив шись в книге Ю. Тюрина «Воспитание историей» с заме чательными памятниками ста ринных русских городов Зве нигорода, Зарайска, Владими ра, Новгорода, Костромы, Ярослав,'ш, Вологды, Пскова. А выпустит эти й •другие полезные для учителя и уча щегося книги в 1587 году из дательство «Просвещение», по Планам которого магазины облкниготорга принимают сей час предварительные заказы. Опорный пункт приема зака зов — липецкий магазин № 10 «Просвещение». Учителей по трудовому обу чению, несомненно, привле кут такие книги, как «Иголка- волшебница» Т. Еременко, «Дорога к изобретению» В. Ре учащихся с одноименным на званием- О патриотах нашей страны повествует Н. Борисов в книге «Они повторили подвиг Сусанина». Большое внимание в плане выпуска «Просвещение» уде ляется изучению в средней школе материалов XXVII съезда КПСС, профилактике вредных привычек школьни ков, антиалкогольному вос питанию, нравственно-эстети- чицкого, «Волшебный мир де рева» Г. Федотова, «Мастерим ческому образованию, из древесины» Э - Рихвка- В центре внимания книги На страницах книги «Что? для учителей Ф. Кузнецова Где? Почему? Школьникам об «Самая кровная связь», «С у д ь - экономике» рассказывается бы деревни в современной о важнейших экономических задачах, связанных с ускоре нием научно-технического про гресса- В честь 70-летия революции выйдет уникальное издание «Герои Великого Октября», а к 175-летию Отечественной войны 1812 года — книга для прозе» — творчество Ф. Аб рамова, В. Астафьева, В. Бе лова, Е. Носова, В. Тендряко ва, В. Шукшина и других. Приглашаем учителей, уча щихся пополнить свои 1биб лиотеки. В. КУПАВЫХ, старший инспектор обл книготорга. ПОСТРОИЛИ ФИЛЬМ НА ПЕСКЕ У рисованных и кукольных мультипликационных лент, евзданных на киностудии "Беларусьфильм», появился собрат... •из песка. Картина «Лафертовская маковница» по мотивам одноименной повести А. Погорельского — диплом ная работа выпускницы выс ших режиссерских курсов в Москве Е. Марченко. Сейчас, когда за плечами шесть месяцев кропотливой работы, режиссер с улыбкой рассказывает о своем экспе рименте. Но, прежде чем был закончен фильм, пришлось немало «поколдовать», созда вая изображение из песка. Минск. Л. КОЗИНА, корр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz