Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
шяттт ГОРОД: ОБРА З ЦВЕТ ШЕСТЬ ТОЧЕН НА НАРТЕ ЛИПЕЦКА К АРТА Липецка, на которой обозначены новостройки двенадцатой пятилетки, гу сто испещрена пометками. К аж дый ус ловный значок — будущий объект: школа, по ликлиника, магазин, детский комбинат... Есть и целые заштрихованны е районы, это м е ста, где поднимутся новые ж илы е маеснйы. С троительство ж и лья для липчан — одна из глазных забот партийных и советских органи заций города. В мину вшем десятилетии в об ластном центре ежегодно вводилось в эксплу атацию по 190—220 тысяч квадратных метров новых квартир, а всего — около двух мил лионов квадратных метров. Изменилась струк тура высотности новостроек: в 1985 году, на пример, лишь 18 процентов новых домов бьь ли пятиэтажными, 70 процентов возводились девятиэтажными, а 12 процентов зданий под нялись на высоту 12— 16 этаж ей. Не будут сниж ены темпы сооруж ения ж илья и в тек у щ ей пятилетке: новоселы цолучат 1100 ты сяч квадратных метров благоустроенных квар^ тир, в среднем по 220 тысяч в год. Заверш ится строительство 23-го микрорайона, развернется освоение площ адей 21-го и 22-го микрорайонов. В этом жилом массиве будет сооруж аться к аж д ая' вторая новая квартира, он станет главной строительной площадкой города. Одновремен но планируется начать, работы ещ е в. одном жилом массиве — «Ниженке», рассчитанном на 40 тысяч жителей, и., в пойме реки Воро неж , где поселятся около 55 ты сяч липчан. Будет, в частности, застроена н территория быв шего радиаторного завода, где среди прочих поднимутся и дома ступенчатого типа в 5, 7 и 10 этаж ей. Всю застройку поймы объединит будущая набереж ная вдоль реки и третий мо стовой переход, необходимость которого дав но уж е назрела. Н аряду »с ж ильем липчане получат и целый ряд объектов культуры, торговли, обществен^ ного питания, бытового обслуживания, здраво охранения, народного образования, связи, до полнительные маршруты городского транспор та. На площади К. М аркса у ж е сооруж ается новый кинотеатр «Октябрь», два зала которо го смогут одновременно принять 1200 зрите лей. Намечено ввести в строй несколько дет ских комбинатов, ш кол (в том числе — худо ж ественную н спортивную). Есть надежда, что завергйятся сооружение объектов первой оче реди политехнического института в 19-м мик рорайоне. Примут первых покупателей круп ный универсам в Юго-Западном жилом масси ве, вторая очередь торгового центра «Каскад» на улице Неделина. Будет заверш ено строи тельство областной многопрофильной боль ницы. Обо всех этих и других новостройках областного центра газета будет своевременно информировать своих читателей. Сегодня ж е мы расскаж ем лишь о шести но вых объектах, причем находящ ихся в отмой различной стадия , работы — от подготовки проекта до фактического строительства. Их выбор не случаен. После публикации в номере газеты первого января этого года интервью с председателем горисполкома В. И. Бородиным, в котором был дан краткий обзор новостроек в текущ ей пятилетке, в редакцию, партийные и советские-организации-города и-области ста ли поступать письма липчан, ж иво интересую щихся намеченной программой. Авторы писем вносили свои предложения, делали замечания, вы сказывали мнения. Но больше всего зада вали вопросов: почему решено строить так, а не иначе? Именно здесь строить, а не в дру гом месте? Какова необходимость сооружения того или иного объекта? И чаЩё всего эти воп росы группировались вокруг шести новостро ек — ж елезнодорожного вокзала, автовокзала* нового здания аэропорта, крытого рынка, Двор ца пионеров и киноконцертного зала. Этот выбор, который сделали сами читатели, и оп ределил содерж ание сегодняшней публикации. Разумеется, полностью исчерпывающих отве тов на все вопросы, касающиеся этих ново строек, на страницах газеты дать практически невозможно. Поэтому специалисты института «Липецкгражданпроект» И сотрудники управ ления по делам строительства и архитектуры Липецкого горисполкома готовы продолжить разговор, дать консультацию и ответить на любой вопрос наших читателей, которые п р и дут на встречу с архитекторами 21 апреля в 18 часов. Встреча состоится в красном уголкё института (пл. Победы, 8). в о р о Г О Р О Д А Т АК у ж повелось, что все вокзалы Стали На зывать воротами города (даже аэровокзал превратился в «воздушные ворота»), А но тому, как вы глядят эти «воро та», склады вается самое первое впечатление о городе V его го стей. Да и хозяевам, думается, далеко не безразлично состоя ние парадных подъездов их большого города-дома. Но это, так сказать, эстети ческая сторона дела. Куда в аж нее другая сторона — ф ункци ональная. Другими словами, справляются ли сегодня «воро та города» с той нагрузкой, на которую они вовсе не были рассчитаны? С точки зрения не которых пассажиров — вроде бы справляются. Но достаточ но поговорить с ж елезн одорож никами, сотрудниками аэро порта, чтобы убедиться: мы просто привыкли к тесноте, толчее, отсутствию соврем ен ного сервиса. В данном случае речь идет д аж е не о том, что обслуживающ ий персонал р а ботает явно в ненормальных условиях, которы е соответст вую т требованиям почти трид цатилетней давности. Тесно и неудобно п реж д е всего пасса жирам . Особенно тем, кто поль зуется междугородными авто бусами. Ведь автовокзала у нас. по сути дела, нет. Службы, пристроившиеся на птичьих' правах в здании ж елезнодо рожного вокзала, посадочные перроны, откры ты е всем вет рам, дож дям и снегам, — это далеко не то, что долж ен иметь полумиллионный Липецк. Бы тующ ее ещ е кое у-жого наст роение «авось, сойдет!» никак не соответствует линии на м ак симальное удовлетворение потребностей трудящихся, на создание для них оптимальных условий в сф ере транспортно го обслуживания. Итак, три вокзала... Ж елёзнодорожШй вокзал С у щ е с т в у ю щ и й ныне в Л ипецке -железнодо рож ны й вокзал, рассчи танный н а одновременное п р е бывание в нем 300 пассажиров, бы л построен'-в 1957 году. Его проектирование велось еще до образования нашей области, и потому значительный рост н а селения города, вероятно» не планировался. Но х тех пор количество ж ителей в Липецке увеличилось в несколько раз и сейчас составляет без малого 500 тысяч человек. Учитывая дальнейшее разви тие областного центра и пла нируемый рост населения, а такж е ув(уличение в перспекти ве количества слёдующйх" че рез станцию пассаж ирски* по ездов, Липецкий- городской Со вет народных депутатов принял решение о строительстве но вого вокзала, рассчитанного на одновременное пребывание ты сячи пассажиров. Под вокзаль ный комплекс отведен участок разм ером около четырех гек таров. Новое здание расположится по оси улицы Терешковой, на месте ныне существующего ста рого вокзала. Максимальное ко личество этаж ей — одиннад цать. Последний этаж вы сот ной части здания — техниче ский. Ориентировочные разм е ры новострохгки в плане 24x92,4 метра. Проектируемый вокзал главным ф асадом будет ориентирован на юг, в сторо ну города. Площадь перед зд а нием будет приподнята и ис- Т А чезнет впечатление «вокзала в яме». В цокольной этаж е р аз м естятся кам еры хранения ручной клали, багажное отде ление, медицинский- пункт, по мещение деж урного по станции и другие служ ебны е помещ е ния. Н а первом этаж е будут билетные кассы, деж урны й по в о к з а л у , справочное бюро, зал ожидания, каф е, телеграф, п а рикмахерская, киоски «Союз печати». В высотной части зд а ния располож атся комнаты ма тери и ребенка, комнаты дли- тельного отдыха пассажиров, красный уголок, бытовые по мещения работников вокзала и технические службы. Проектом предусмотрен снос зданий и сооружений, попадаю-, щих в' зону строительства. С у ществующий пешеходный мост через пути будет связан со зда нием вокзала эстакадой, имею щей выходы на перроны. Генеральный план привок зальной площади, выполнен с учетом создания удобных пеш е ходных подходов, подъездов, остановок и стоянок городско го общественного и- индивиду ального транспорта. В непос редственной близости от пер ронов — зона отдыха с ф он танами, участок будет озеле нен. При отделкё здания проек тировщики Предлагают приме нить высококачественные м а териалы, природный камень, легкйё алюминиевые конструк ции. В начале работы проектитюв- щики нз Львовского филиала института «Ж ёлдорпроект* представили на заседание об ластного градостроительного совета четыре варианта объем- йо-йланйровочных решений. На совете внимательно рассмотре ли эти варианты, провели их сравнительный анализ, и было принято единодушное решение рекомендовать к __ дальнейшей разработке .вариант вокзала, ко торый вы видите на публикуе мом рисунке. Ныне этот проект начал осуществляться: вок зальные служ бы временно пе- реведены в расположенный н е подалеку магазин «Экспресс», старое здание вокзала готовит ся к сносу. Автовокзал РОЕКТИРОВАНИЕ и строительство ж елезно дорожного вокзала пов лекло за собой новое решение о сооружении автовокзала. Пол его строительство отведён зе мельный участок на пересече нии проспекта Победы и авто дороги на второй мостовой п е реход через Воронеж, рядом с памятником танкистам. Пожалуй, этот вариант вы зывает наибольшее число воп росов. Большинству читателей хотелось бы, чтобы оба вок зала были рядом. Безусловно, это было бы идеальным реш е нием. Но, к сожалению , для его осуществления п р о с т о не хватает места: к четырем гектарам ж елезнодорожного комплекса необходимо доба вить более трех гектаров, ко торые нуж ны для размещения современного автовокзала. Ведь сейчас от его продуваемых вет рами перронов отходят (и прибывают) в сутки автобусы 42 пригородных и 32 междуго родных маршрутов, обслуж и вая бЬлеё восьми тысяч пас сажиров. В перспективе эти показатели возрастут в полто ра раза (в частности, сразу ж е после ввода нового автовок зала будет ликвидирована убо гая автостанция у вы езда из города по Ф ащ евскому шоссе). Новостройка будет иметь х о роший рёзерв Пропускной мощ ности, Она рассчитана На об служивание 700 пассажиров в час. К слову сказать, опасения по Поводу отрыва вокзалов д р у г от друга все ж е слишком пре- увелйчены. По этой линии уж е сейчас курсирует немало ав тобусов Городских маршрутов, троллейбус, в ближ айш ее вре мя мимо' будущего автовокза ла Пойдет трамвай. Кроме то го, после заверш ения строи тельства эти вокзалы будут связаны и экспрессными авто бусными Маршрутами, которые будут согласованы с расписа нием движ ения поездов. Несколько слов о будущем автовокзале, проект которого разработан специалистами Ростовского-на-Дону филиала института «Гипроавтотранс»'. Здание — трехэтажное. На первом этаж е располож атся кассовый зал и перроны п ри бытия и отправления (дело в том, что второй и третий эта жи, вы ступая над первым, бу дут образовывать своего рода козырек, под который и станут подходить автобусы). Второй этаж : зал ожидания, почта, комната матери и ребенка* ка фе, Третий этаж : комнаты дли тельного отдыха водителей и д р у ги е служ ебны е помещения; Камеры хранения разместятся в подвальной части здания. Для отделкп помещения преду смотрена декоративная ш тука турка, естественный камень, алюминий, стекло. Аэровокзал М ЕНЬШЕ всего споров вы звал проект нового зда ния аэровокзала. Вопрос был решен сразу: старое зда ние передается под аэродром ные службы, а рядом соору ж ается повое, рассчитанное на обслуживание 200 пассажиров в час. Это соответствует не только сегодняшней, но и пер спективной нагрузке аэровок зала, даж е имеется возможность' значительного его расширения в будущем. В здании предусматривается большой операционный зал, где пассажиры будут обслу ж иваться в соответствии с пос ледними требованиями вокзаль ного сервиса: конвейерные ба гажны е линии, световые табло, электронное оборудование... На втором этаж е — просторные залы ожидания, буфет,- комна та матери и ребенка, служ еб ные помещения. Как и все аэровокзалы, здание невысо кое, распластанное, но фасады его реш ены современно, в хо роших п р о п о р ц и я х с интерес ными, своеобразными детали- | ми. В отделке планируется применить алюминий, естест венный камень. Совершенно преобразится привокзальная площадь: здесь предусмотрены обширные сто янки для автомашин, зоны от дыха пассажиров, убираю тся водонапорная башня и котель ная, которы е сегодня портят вид аэропорта при подъезде к нему. На площади будет много зелени, цветов, малых архитек турных Ф о р м , она станет н е только удобной, но и красивой. Проект аэровокзала разработан в институте «Липецкгра ж дан- проект», архитекторы Г. М. Александров, М. М. Трофимо ве, конструкторы 3. А. Л авро ва, Т. М. Ярушкина. На рисунках (слева направо!: будущие ж елезнодорож ный вокзал, автовокзал, аэровок зал. КРЫТЫЙ РЫНОК В 1980 году, когда начал раз рабаты ваться проект крытого рынка, было предлож ено н е сколько вариантов его разм е щения, в том числе и на месте ныне существующего, к кото рому липчане уж е привыкли. Но на старом месте возводить новый рынок было невозм ож но, во-первых, из-за ограничен ности территории, во-вторых, негде было разместить в соот ветствии с современными тре бованиями конечную автобус ную станцию ряда городских и пригородных маршрутов, в-третьих, не оставалось места для стоянок личного автотран спорта. И самое главное — на врем я строительства город ли шился бы центрального рынка. В конце концов остановились на варианте у площади П обе ды. Здесь была возмож ность намного увеличить тер риторию самого рынка, у ж е имелась удобная связь со всеми районами города всеми видами транспорта. есть м е сто для автостанции и стоян ки 300 личных автомашин. К ро ме того, площ адь насыщена магазинами встречной торгов ли. Особенно остро стоял вопрос: каким быть рынку? Построен ные в некоторых городах о г ромные стеклянны е коробки на тысячи торговых м ест оказа лись экономически нерента бельными и технически неце лесообразными. так как огром ный объем зданий летом бы ло невозможно провентилиро вать, а зимой — обогреть. К тому ж е большую часть года эти торговые «дворцы» были заполнены едва ли на полови ну. Поэтому остановились на варианте рыночного комплекса, состоящего из теплого павиль она круглогодичной торговли на 350—400 м ест и площадки для летне-осенней торговли под н а деж ным ж елезобетонным наве сом на 400—500 мест. Основной торговый зал, круг лый в плане, площадью три тысячи квадратных метров, р ас считан на 300 продавцов. К нему примы кает прямоугольный зал овощного магазина, под ко торым располож ен зал торгов ли картофелем. Под всей круг лой частью здания разм естят ся кладовые, холодильные к а меры, служ ебны е и бытовые помещения для продавцов и персонала. Связь м еж ду эта ж ам и осущ ествляется лиф та ми, транспортерами и электро карами. Обширный двор летней торговли со всех сторон будет окруж ен павильонами для про даж и бахчевых и других овощ ных культур. К рынку со сто роны улицы Терешковой при мыкает магазин встречной тор говли потребкооперации, в ко тором разм естятся продоволь ственный и промтоварный м а газины, каф е. Рядом с основ ным зданием рынка располо ж ится автобусная станция, к которой от сегодняшнего цент рального рынка будут перен е сены все действующий ныне маршруты. Для лучшей связи улиц Папина и 8 М арта пре дусмотрено соединить их ав тодорогой, которая пройдет вдоль бровки Каменного лога. Рынок уж е строится, а в ар хитектурных м астерских «Ли~ пецкгражданпроекта» начали работать над проектом рекон струкции и благоустройства всей площади Победы. Задача эта очень сложная и ответст венная. Потребуется немало вариантов, прежде чем будет выработан окончательный. Оче видно, в целях безопасности движения придется закрыть дорогу между рынком и уни версамом. Для удобства горо жан необходимо перенести ос тановки автобусов и троллей бусов ближе к рынку и сое динить тротуары у универсама и магазина «Котбус» широким подземным переходом. Есть и еще два объекта, которые по ка не включены в планы, но очень нужны для функциони рования рынка и для комплек сной застройки площади. Речь идет о проекте пристроенного к унйверсаму торгового здания, в котором должны разместить ся магазин и столовая на 150 посадочных мест и о 9-этаж ном здании гостиницы для сельчан, которое намечено возвести около цеха мясоком бината (на оси улицы Совет ской). На рисунке цифрами обоз начены: 1, 2—рывок, 3— на вес для летней торговли, 4 — магазин облпотребсоюза, 5 — автостанция, 6 — стоянка ав томашин, 7 — гостиница, 8 — магазин и столовая, 9 — под земный переход, 10 — инсти тут «Липецкгражданпроект». Более двадцати л ет в Липец ке идут разговоры о строитель стве городского Дворца пионе ров. Острая необходимость его в полумиллионном рабочем го роде в т>бщем-то не вы зывает сомнения, однако, по разным причинам, в основном финан сового характера, многие вари анты не были осуществлены да ж е в проектной стадии. Но йбт в 1980 году архитектором Г. М. Александровым был разработан вариант, демонст рировавшийся на многих вы ставка*: и получивший одобре ние общественности и специа листов. С тех пор прошло ш есть лет, за это врем я изменились нормы проектирования и струк тура Дворцов пионеров, выбран новый участок для его разм е щения. Поэтому,- когда в нача ле нынешнего года были выде лены- средства ъта проектирова ние и строительство Дворпа и в короткие сроки необходимо было подготовить документа цию, то, естественно, работа эта была поручена группе ар хитекторов во гЛаве с Г. М. Александровым. Дворец пионеров решено построить на набереж ной ре ки- Воронеж, м еж ду Дворцом спорта «Юбилейный» и буду щим Дворцом металлургов, Здесь, на площ ади около шести гектаров, будут размещены техническая, биологическая и спортивная зоны комплекса. В центре Липецка найти такую обширную свободную площ ад к у просто невозможно, а на набережной, в- будущей общ е городской зоне отдыха и спор та, рядом с рекой, такой объект, думается, будет на Своем ме сте. О т центра города дво рец будет располож ен в 20 минутах ходьбы, и в то ж е время его- территория будет изоли рована от городской сутолоки. Н ужно еще учесть, что район набережной в ближ айшие го ды начнет интенсивно застраи ваться й превратится в одно нз крас'йв'ЖшйХ' и благоустроен ных мест в Липецке, А после сооруж ения здесь третьего мо стового перехода по ул.' име ни 50-летия НЛМКГ будут про ложены новые маршруты авто бусов и троллейбусов, и этот район станет естественным про долж ением центра города. Понятно наше ж елание ви деть в качестве долгожданно го Дворца пионеров здание не ординарное, интересное по"сво ему решению. И, думается, ав торы справились с поставлен ной задачей. Здание, скомпоно ванное из четырех объемов, напоминает пирамиду, В со ставе Дворца зрительный зал на 500 мест и круж ковы е ком наты, рассчитанные на одно временный прием 300 школь ников. На первом этаж е об ширное фойе, где будут про водиться торж ественны е ли нейки и другие массовые-•ме роприятия^. Архитекторы--не только пре дусмотрел» все по современ ным нормативам, но, что н е маловажно, уложилиеь в отпу щенные на строительство ас сигнования. В отделке интерь еров и Фасадов почти нет до рогостоящих материалов. Сте ны, например, облицовываются краевым кирпичом, и мы наде емся, что к началу строитель ства объединение «Липецк- стройматериалы» доведет до соответствующих норм качест во этой продукции. Вторая’ очередь строительст ва будет включать спортивный комплекс, плавательный бас сейн, лодочную станцию и дру гие сооружения. А рхитекторы верят, что на этот раз проект будет претво рен в жизнь, и к концу пяти летки школьники города нако нец- получат современный Дво- реп пионеров. На рисунке: таким будет Дворец пионерок. КИНО КОНЦЕРТНЫЙ З А Л В нынешней пятилетке вы деляются значительные сред ства на строительство зрелищ ных й спортивных сооружений. Вот почему одной из основных строек культуры явится -кино концертный зал на 1000— 1100 посадочных' мест, который р е шено разместить а центре го рода, в районе городища. Учи тывая уникальность сооруж е ния и особенно место его стро ительства, институт «Липецк- гражданпроект» в настоящее время проводит внутренний конкурс на лучший эскизный проект, на основе которого нач нутся основные проектные р а боты. Почему выбрано городище? Сегодня мы всё сетуем на от сутствие законченного, благо устроенного и своеобразного центра города. Т ак оно и есть. Маленький, уездный Липецк почти ничего не оставил в нас ледство крупному промышлен ному центру. В то ж е время такие города, как Воронеж. Тамбов, Курск развивались вок руг исторически сложивш ихся центральны* улиц. Сейчас за дача состоит в тЬм, чтобы соз дать подобный центр и в Ли пецке. А для этого необходи мо собрать в Ожерелье пло щадей Ленина, Плеханова, Те атральной, Революции и К. М аркса максимум админист ративных, культурно-зрелищ ных, спортивных и торговых зданий, найболёе интересных и значимых сооружений. Вот почему здание киноконцертно го -зала решено разместить Ж городище, решив этим еще од ну немаловажную проблему: расчистить р ай о н 'о т ветх.ой за стройки, дать людям современ ное жилье, а городу -г- п е р вы й участок благоустроенного Каменного лога. Одновременно со строительством кинокон цертного зала будет вестйаь реконструкция всего примыкаю щего участка с созданием здесь парка, в котором разм естятся спортивные площадки, малень кие летние каф е, площадки для отдыха. Предполагается, чтр сам ки ноконцертный зал будет одно- задьвым и разместится на са мом городище, мостиками он будет связан с улицами Воро шилова и Липовской, а с П ле хановского спуска к нему по ведет широкая лестница. Но это пока только предполож е ния, так как конкурс не завер шен, и ещ е неизвестно, что предлож ат нам его участники. Что ж е касается археологи ческого значения городища, то вопрос об этом долж ны ре шать соответствующие ком петентны е органы. Спра ведливости ради отметим, что не все липецкие ар хитекторы согласны с соору ж ением киноконцертного зала на этом мё'сте. И сходят они не только из археологических соображений, но И из своей ин дивидуальной трактовки прин ципов градостроительства.„ М атериалы страницы подготовили М. МОРДУХОВИЧ, глав ный архитектор института «Ливецхгражданпроект»; Б. СЕМЕ НОВ, корреспондент «Ленинского знамени»; при участии В. СТРОКОВОЙ, сотрудницы управления по делам строи тельства и архитектуры Липецкого горисполкома. Иллюстрации выполнены архитекторами Г. АЛЕКСАНДРО ВЫМ, М. МОРДУХОВИЧЕМ, Р, МУСТАФИНОВЫМ, М. ТРО ФИМОВЫМ н редакционным художником М. КОВАЛЕВЫМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz