Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
В Ц ЕНТ РА ЛЬ Н ОМ Н ОШ ТЕТЕ Ш№ И СО В ЕТЕ ИШСТРО В СССР (Окончание. Начало на 1-й стр.) структуры управления про изводством и системы опла ты труда руководителей структурных подразделений и специалистов за конечную продукцию. Шире практиковать перевод коллективов цехов, бригад, ферм и звеньев, а также в целом хозяйств на оплату труда от валового дохода. Госагропрому СССР и Госу дарственному комитету СССР по труду и социальным воп росам совместно с ВЦСПС поручено утвердить в 3 -ме- сячный срок рекомендации по оплате труда от валового дохода. В целях дальнейшего по вышения материальной заин тересованности рабочих в росте производства продук ции директорам совхозов и руководителям других госу дарственных сельскохозяй ственных предприятий пре доставлено право устанавли вать в пределах утвержден ного фонда (норматива) за работной платы расценки за продукцию, исходя из тариф ного фонда заработной пла ты, увеличенного до 150 про центов в зависимости от ро ста урожайности сельскохо зяйственных культур, про дуктивности скота и птицы, не допуская при этом уве личения расхода заработной платы на единицу продук ции по хозяйству в целом. Постановлением установ лено премирование коллек тивов подразделений совхо зов и других государствен ных сельскохозяйственных предприятий за экономию прямых затрат, предусмот ренных в задании, в размере до 70 процентов полученной экономии, а при превышении установленных затрат— воз мещение их за счет средств, предусмотренных на оплату труда и премирование кол лективов. Аналогичный по рядок премирования и ис пользования фонда оплаты труда рекомендовано вводить колхозам. Разрешено совхозам и дру гим государственным сель скохозяйственным предприя тиям и рекомендовано кол хозам, исходя из конкретных условий производства, при менять семейный и личный подряд в растениеводстве и животноводстве как одну из форм коллективного подря да. При этом расценки для оплаты труда за продукцию определяются в порядке, установленном для коллек тивов, работающих на усло виях подряда. Руководителям хозяйств предоставлено право выда вать работникам подрядных коллективов до 25 процен тов продукции, полученной сверх объема, определенного по договору, в виде нату ральной оплаты (по желанию выплачивать стоимость про дукции по розничным це нам). Заработная плата за выданную продукцию не на числяется. Признано необходимым ввести оплату труда руково дящих работников, специа листов и служащих совхозов и других государственных сельскохозяйственных пред приятий по расценкам (нор мативам) от реализованной (валовой) продукции. При оп ределении расценок (норма тивов) исходить из дейст вующих должностных окла дов и достигнутого уровня реализации (производства) продукции за предшествую щие 5 лет. До расчетов за продукцию выплачивать аванс в размере 80 процентов от установленного Должностного оклада. Аналогичный поря- док оплаты труда рекомен довано применять колхозам. В целях усиления заин тересованности руководя щих работников, специалис тов и служащих совхозов и других государственных сельскохозяйственных пред приятий в экономии^ мате риальных, трудовых и дру гих ресурсов и росте эф фективности производства предусмотрено выплачивать им премии из фонда мате риального поощрения, а при его недостатке из фонда за работной платы: — за каждый процент рентабельности до 0,1 ме сячного должностного окла да; — за каждый процент прироста рентабельности по сравнению с уровнем, до стигнутым за предшествую щие 5 лет, в размере 0,5 месячного должностного ок лада. В планово-убыточных хо зяйствах премирование ука занной категории работни ков разрешено производить за снижение убытка, направ ляя на эти цели до 10 про центов суммы снижения убытка в сравнении со сред негодовыми показателями за предшествующие 5 лет. При недовыполнении хо зяйством плана продажи го сударству зерна, молока, скота и птицы, а в специа лизированных хозяйствах, кроме того, и продукции ос новной отрасли, а также при опережающем росте заработ ной платы относительно ро ста производительности тру да руководящие работники, специалисты и служащие лишаются полностью или частично начисленных пре мий по решению районного агропромышленного объе динения и других вышестоя щих организаций. Общий размер премий каждого ра ботника, включая все вы платы из фонда материаль ного поощрения и премий по специальным системам премирования, не должен превышать его основного го дового заработка, начислен ного по расценкам за про дукцию. Рекомендовано кол хозам применять аналогич ный порядок премирования. Установлено, что сумма средств, полагающаяся на премирование руководящих работников и специалистов колхозов., совхозов и других сельскохозяйственных пред приятий в соответствии с действующими положения ми за увеличение производ ства и продажи сахарной свеклы, подсолнечника, мас личного мака и арахиса, пе речисляется заготовитель ными и перерабатывающи ми предприятиями в фонд материального поощрения хозяйств. В целях усиления заинте ресованности и повышения ответственности районных (межрайонных) ремонтных предприятий, предприятий по агрохимическому и энер гетическому обслуживанию, баз (контор) снабжения за обеспечение колхозов, сов хозов и других предприятий агропромышленного комп лекса необходимыми мате риально-техническими ре сурсами и качественное вы полнение договорных обяза тельств установлено поквар тальное премирование руко водителей, специалистов и служащих в размере до 0,75 должностного месячного ок лада. Кроме того, по ито гам года они премируются за прирост объемов реали зации сельскохозяйствен ной продукции в обслужи ваемых хозяйствах по срав нению с уровнем, достигну тым за предшествующие 5 лет, в размере до 3 месяч ных должностных окладов на работника. Премий вы плачиваются по решению районного агропромышлен ного объединения (агропро мышленною комитета) при условии выполнения дого воров с колхозами, совхоза ми и другими предприятия ми. Премирование рабочих предусмотрено производить за своевременное и качест венное выполнение бригадой, участком, цехом заданий, ус тановленных им в соответ ствии с договорными обяза тельствами предприятия, по результатам работы за квар тал в размере до 1 , 5 -месяч ной тарифной ставки. Вы плата премий осуществляет ся из фонда материального поощрения и фонда заработ ной платы. В связи с введением ново го порядка оплаты труда и премирования рабочих, ру ководящих работников, .спе циалистов и служащих сов хозов и других государст венных сельскохозяйствен ных предприятий, а также районных (межрайонных) ремонтных предприятий, предприятий по агрохимиче скому и энергетическому обслуживанию, баз (контор) снабжения ранее установлен ные премии за увеличение производства и продажи от дельных видов сельскохозяй ственной продукции и дру гие премии и условия их выплаты, кроме премий ра ботникам совхозов и других сельскохозяйственных пред приятий за прирост реализа ции (производства) сельско хозяйственной продукции, отменяются. В целях повышения заин тересованности и ответствен ности органов управления агропромышленным комп лексом за конечные резуль таты производства вводится оплата труда руководящих работников и специалистов аппарата управления район ных агропромышленных объединений и госагропро- мов автономных республик, агропромышленных комите тов краев й областей по рас ценкам, исчисляемым в за висимости от объемов реа лизованной продукции. При определении расценок исхо дить из действующих долж ностных окладов и достигну того уровня реализации про дукции за предшествующие 5 лет. До расчетов за про дукцию предусмотрено вып лачивать аванс в размере 90 процентов месячного дол жностного оклада. Установлено премирова ние руководящих работников и специалистов районных агропромышленных объеди нений, агропромышленных комитетов краев, областей и госагропромов автономных республик. Общая сумма премий, начисленная каждо му работнику, не должна превышать 6 месячных дол жностных окладов в год по районным агропромышлен-. ным объединениям и 4 ме сячных должностных окла дов по госагропромам авто номных республик, агропро мышленным комитетам кра ев и областей. Постановлением определе но, что колхозы, совхозы, другие сельскохозяйствен ные предприятия системы Госагропрома СССР осуще ствляют расширенное вос производство и ведут стро ительство объектов непро изводственного назначения, как правило, За счет собст венных средств и кредитов Госбанка СССР в пределах кредитного плана. Выделе ние бюджетных ассигнований сельскохозяйственным пред приятиям производится глав ным образом на затраты по дальнейшему развитию ма териально-технической базы для наращивания производ ства сельскохозяйственной продукции и решения соци альных проблем. Размеры их по годам двенадцатой пя тилетки определяются, ис ходя из плана 1986 года, с учетом роста валовой про дукции, объемов капиталь ных вложений на соответст вующий год и повышения доли собственных средств на развитие производства. Признано необходимым осуществить по мере готов ности в двенадцатой пяти летке переход на финанси рование колхозов, совхозов и других предприятий и ор ганизаций системы Госагро- нрома СССР по укрупнен ным статьям расходов, как правило, из бюджетов обла стей, краев и автономных республик. Госагропрому СССР, гос агропромам союзных и ав тономных республик, агро промышленным комитетам краев и областей район ным агропромышленным объединениям предоставле но право: — производить перерас пределение выделяемых бюджетных ассигнований по направлениям их использо вания; — изменять покварталь ное распределение бюджет ных ассигнований в зависи мости от хода выполнения плановых мероприятий; — вносить предложения 06 изменении ассигнований из бюджета и платежей в него без изменения взаимо отношений с бюджетом в целом. Государственным сель скохозяйственным предпри ятиям разрешено использо вать на финансирование пла новых мероприятий все име ющиеся в их распоряжении свободные финансовые ре сурсы, независимо от источ ников их образования. Признано необходимым, ✓ чтобы начиная с 1987 года совхозы и другие государ ственные сельскохозяйст венные предприятия и орга низации производили плате жи в бюджет от прибыли, а колхозы уплачивали подо ходный налог по стабиль ным по годам пятилетки нормативам, установленным с учетом экономической оценки земли, обеспеченно сти основными фондами и трудовыми ресурсами. В связи с этим Министерству финансов СССР й Госагро прому СССР поручено в 6 - месячный срок разработать и утвердить нормативы пла тежей в бюджет и порядок их внесения. Для развития межхозяй ственных предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйст венной продукции и других специализированных пред приятий, а также в целях выравнивания условий хо зяйствования колхозов, сов хозов и иных предприятий и оказания помощи хозяйст вам, пострадавшим от сти хийных бедствий, разреше но создание централизован ных резервных фондов в районных агропромышлен ных объединениях, в агро промышленных комитетах областей и краев, госагро- промах автономных и союз ных республик и Госагро- проме СССР (по предприя тиям союзного подчинения) за счет отчисления средств совхозами, колхозами (с их согласия), другими государ ственными предприятиями и организациями системы Гос агропрома СССР. Совхозам и другим госу дарственным сельскохозяй ственным предприятиям пре доставлено право распреде лять прибыль (после плате жей в бюджет и уплаты процентов по ссудам Гос банка СССР) по своему ус мотрению, используя ее на погашение кредитов Гос банка СССР, развитие про изводства и другие плано вые мероприятия, на обра зование фондов экономиче ского стимулирования (ма териального поощрения и со циально-культурных меро приятий), резервного фонда хозяйства и отчисление средств в централизованный резервный фонд. Не исполь зованные но результатам года остатки собственных средств совхозов и других государственных сельскохо зяйственных предприятий изъятию не подлежат. * Госагропром СССР и Со веты Министров союзных республик обязаны по мере укрепления экономики кол хозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного ком плекса осуществлять перевод их деятельности на принци пы самоокупаемости. Установлено, что кредито вание колхозов, совхозов, других предприятий и орга низаций системы Госагро прома СССР осуществляется с учетом сохранности и ра ционального использова ния собственных средств и своевременного возврата по лучаемых кредитов. Госбанку СССР по согла сованию / с Госагропромом СССР и Министерством фи нансов СССР поручено раз работать и ввести единый порядок краткосрочного кре дитования колхозов, совхо зов и других сельскохозяй ственных предприятий и организаций под материаль ные ценности и затраты про изводства без подразделения на объекты кредитования с учетом совокупного норма тива оборотных средств, \ а также осуществить меры по дальнейшей унификации кредитования других пред приятий и организаций си стемы Госагропрома СССР. Госбанку СССР при креди товании колхозов, не распо лагающих собственными средствами для обеспечения расширенного воспроизвод ства, за норматив собствен ных оборотных средств при нимать в двенадцатой пяти летке фактическое их нали чие на 1 января 1987 г, и прирост по плану на год. Установлено, что долго срочные кредиты колхозам, совхозам и другим пред приятиям и организациям системы Госагропрома СССР, выделяемые по пла ну долгосрочного кредито вания, предоставляются: — на строительство, рас ширение, реконструкцию и техническое перевооруже ние объектов производст венного назначения на срок окупаемости, но не более 20 лет, с погашением начи ная с 5-го года после пре доставления кредита; — на приобретение сель скохозяйственной техники, транспортных средств и обо рудования. не входящих в сметы строек, на срок до 7 лет, с погашением начиная с 3-го года после предо ставления кредита; — на строительство объ ектов непроизводственного назначения в колхозах на срок до 15 лет, с погаше нием начиная с 5-го года после предоставления кре дита. Госбанку СССР разреше но предоставлять колхозам, совхозам, перерабатываю щим и иным предприятиям и организациям системы Гос агропрома СССР кредиты на строительство, расшире ние, реконструкцию и тех ническое перевооружение объектов производственно го назначения (сверх лими та капитальных вложений) на срок до 6 лет, с погаше нием их за счет дополни тельно получаемого дохода, с взиманием по этим ссу дам 3 процентов годовых. Признано необходимым отсрочить низкорентабель ным и убыточным колхозам, совхозам, другим государ ственным сельскохозяйст венным предприятиям, пере рабатывающим предприятиям и межхозяйственным строи тельным организациям не обеспеченную возвратом за долженность по ссудам Гос банка СССР, подлежащую погашению в 1986—1990 годах, с погашением ее в течение 10 лет, начиная с 1995 года. Указанные пред приятия и организации осво бождены от уплаты процен тов по ссудам Госбанка СССР, погашение которых отсрочено в соответствии с настоящим постановлением. В целях создания устой чивых финансовых условий для нормальной деятельно сти колхозов, совхозов и других сельскохозяйствен ных предприятий, постра давших от стихийных бед ствий или других неблаго приятных погодных усло вий, признано необходи мым повысить с 1986 года уровень страхового возме щения до 60 процентов стоимости недобора урожая сельскохозяйственных куль тур. ЦК КПСС и Совет Мини стров СССР обязали Госаг ропром СССР, Министерст во финансов СССР и Госбанк СССР усилить контроль за производствен но-финансовой деятель ностью колхозов, совхозов и других предприятий и орга низаций агропромышленно го комплекса, сохранностью собственных оборотных средств, эффективным ис пользованием предоставля емых кредитов и своевремен ным их возвратом. Установлено, что пред приятия, систематически не выполняющие планы, допус кающие сверхплановые зат раты, непроизводительные расходы и потери, наруше ния финансовой дисциплины и не обеспечивающие свое временный возврат кредитов, переводятся в установлен ном порядке учреждениями Госбанка СССР на особый режим кредитования. Важнейшими задачами в области капитального стро ительства ЦК КПСС и Со вет Министров СССР счита ют: — дальнейшее повыше ние эффективности капиталь ных вложений, направление их на решение первоочеред ных потребностей развития производства, переработки и хранения сельскохозяйст венной продукции, на ре конструкцию и техническое перевооружение действую щих предприятий, обеспече ние строительства предпри ятий и объектов в строгом соответствии с установлен ными нормами продолжи тельности строительства. и освоения проектных мощно стей, ускорение социально го переустройства села как' важнейшего фактора созда ния стабильных трудовых коллективов; — повышение роли и от ветственности всех звеньев агропромышленного ком плекса за ускорение научно- техническйго прогресса на основе внедрения в практи ку проектирования и строи тельства высокоэффектив ных энерго- и ресурсосбере гающих технологий, новой техники и автоматизации производственных процессов, широкого применения робо тотехнических комплексов, гибких автоматизированных линий, обеспечивающих су щественный рост выпуска емой продукции и производи тельности труда; — всемерное укрепление и дальнейшее "развитие ма териально-технической ба зы строительных организа ций Госагропрома СССР, дальнейшее расширение ин теграции хозяйственного и подрядного способов строи тельства, наращивание мощ ностей предприятий стройин дустрии, повышение завод ской готовности выпускае мых изделий и деталей, ши рокое использование в стро ительстве прогрессивных конструкций и местных ма териалов, снижение стоимо сти и значительное улучше ние качества проектных и строительно-монтажных ра бот. В целях расширения прав и повышения роли и ответ ственности предприятий и организаций системы агро промышленного комплекса в осуществлении капиталь ного строительства установ лено, что начиная с 1987 года все показатели плана капитального строительства определяются совхозами и другими государственными предприятиями и организа циями в пределах доведен ных лимитов капитальных вложений 'и строительно монтажных работ, а колхо зами с учетом сообщенных им тех же показателей, обе спечиваемых материально- техническими ресурсами. При этом должно предус матриваться соблюдение нормативных сроков строи тельства объектов. На основе планов кол хозов, совхозов и других предприятий и организаций районные агропромышлен ные объединения, агропро мышленные комитеты обла стей и краев, госагропромы автономных и союзных рес публик, Советы Министров союзных республик и Гос агропром ' СССР разрабаты вают сводные планы капи- ■тального строительства в агропромышленном ком плексе и представляют их в установленном порядке. Совхозам, перерабатыва ющим и другим государст венным предприятиям и ор ганизациям системы агро промышленного комплекса разрешено при изыскании собственных средств и ма териальных ресурсов осу ществлять строительство объектов производственно го и непроизводственного назначения, а также произ водить затраты на много летние насаждения и приоб ретение машин, оборудова ния и сельскохозяйственной техники сверх лимитов го сударственных капитальных вложений, предусмотренных им в годовых планах. Колхозам, совхозам и дру гим предприятиям и органи зациям системы агропромыш ленного комплекса предо ставлено право разрабаты вать (заказывать) проектно сметную документацию на техническое перевооружение и реконструкцию объектов производственного назначе ния при сметной стоимости этих работ до 500 тыс. руб лей (на техническое перевоо ружение действующих пред приятий перерабатывающей промышленности — до 2,5 млн. рублей) и осуществлять привязку типовых проектов зданий и сооружений, жи лых домов и других объек тов социально-бытового на значения сметной стоимостью до 200 тыс. рублей без сог ласования с территориаль ными проектными института ми. Финансирование этих ра бот производить за счет средств, предусмотренных на капитальное строительство. Проектным организациям си стемы Госагропрома СССР разрешено выполнять по до говорам ДЛЯ 'КОЛХОЗОВ, совхо зов и других предприятий и организаций агропромышлен ного комплекса проектно изыскательские работы сверх утвержденных им планов- Установлено, что в систе ме Госагропрома СССР ти тульные списки на проектно изыскательские работы и вновь начинаемые стройки производственного назначе ния утверждаются при смет ной стоимости: до 1 мля. рублей — руко водителями колхозов, совхо зов и других предприятий и организаций; от 1 до 2 млн. рублей — районными агропромышлен ными объединениями; до 4 млн. рублей — агро промышленными комитетами краев и областей и госагро- промами автономных респуб лик; до 8 млн. рублей — гос агропромами союзных рес публик; от 8 млн. рублей и выше — Госагропромом СССР (кроме особо важных строек, утверждаемых Советом Ми нистров СССР). Проекты на строительство в системе Госагропрома СССР предприятий, зданий и сооружений сметной стоимо стью 10 млн. рублей и выше утверждаются Госагропромом СССР (по всем входящим в его систему стройкам), а сметной стоимостью до 10 млн. рублей — в порядке, им устанавливаемом. Акты приемки объектов в эксплу атацию утверждаются орга ном, утвердившим титуль ные списки на их строитель ство.; Установлено, что для от крытия финансирования строительства предприятия и организации системы агро промышленного комплекса представляют учреждениям Госбанка СССР титульные и внутрипостроечные титуль ные списки строек, планы финансирования и договоры на выполнение подрядных работ. Районным агропромышлен ным объединениям и другим органам управления агро промышленным комплексом предоставлено право направ- ,лять во втором полугодии средства, предусмотренные государственным планом ка питального строительства и не использованные отдель ными предприятиями и орга низациями, непосредственно подчиненными им (кроме соб- ственнных средств), на фи нансирование проектных и строительно - монтажных ра бот по объектам, включен ным в план, и на оплату ма шин, сельскохозяйственной техники и оборудования- Установлено, что расчеты по заработной плате в строи тельстве, осуществляемом хо зяйственным способом совхо зами и другими предприя тиями и организациями сис темы агропромышленного комплекса, производятся в соответствии с порядком, предусмотренным постанов лением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 ян варя 1985 г. № 87, на ос нове нормативной трудоемко сти' и заработной платы на строительно-монтажные ра боты, устанавливаемых в со ставе смет на строительство. До перехода на указанный порядок расчеты должны производиться, исходя из объемов работ, предусмот ренных в проектно-сметной документации, и калькуля ции затрат труда и заработ ной платы, по проектам на производство работ. В целях дальнейшего со вершенствования проектиро вания и создания в агропро мышленном комплексе еди ной системы проектных ор ганизаций признано целесо образным передать в 1986 году из ведения госстроев союзных республик в веде ние госагропромов союзных республик проектные инсти туты сельскохозяйственно го профиля. Госагропрому СССР, Гос плану СССР, Госснабу СССР и Госстрою СССР поручено разработать и .утвердить до 1 августа 1986 г. нормати вы материально - техничес ких ресурсов для ремонтно эксплуатационных нужд кол хозов, совхозов и других предприятий и организаций системы агропромышленного комплекса, включая нормати вы этих ресурсов для ремон та внутрихозяйственных до рог. Госплан СССР и Госснаб СССР обязаны начиная с 1987 года предусматривать в планах выделение необходи мых материально - техниче ских ресурсов для ремонтно эксплуатационных нужд пред приятий и организаций агро промышленного комплекса по указанным нормативам. Директорам совхозов и ру ководителям других государ ственных предприятий и ор ганизаций системы Госагро прома СССР предоставлено право по согласованию с профсоюзными организация ми и трудовыми коллектива ми производить за счет средств фондов экономиче ского стимулирования опла ту материалов, приобретае мых работниками этих пред приятий и организаций для строительства собственными силами индивидуальных жи лых домов, в размере до 50 процентов их стоимости. Рекомендовано колхозам производить за счет собствен ных средств оплату в таких же размерах материалов, приобретаемых колхозника ми для строительства инди видуальных жилых домов. Госагропром СССР и его органы на местах обязаны усилить внимание к работе предприятий мясо-молочной и пищевой промышленности, переведенных в соответствии с ранее принятыми решения ми правительства СССР на новые условия хозяйствова ния, обеспечить их дальней шее совершенствование, имея в виду повысить заинтере сованность и ответственность трудовых коллективов за до стижение высоких конечных результатов деятельности предприятий и организаций. Признано необходимым вы плачивать пенсионерам, по стоянно проживающим в сельской местности и связан ным с сельским хозяйством, пенсии в размере 100 про центов установленных норм. Госагропром СССР с уча стием заинтересованных ми нистерств и ведомств СССР и Советов Министров союз ных республик обязан рас ширить и углубить проведв- ние комплексных экономиче ских экспериментов по даль нейшему совершенствованию системы управления, плани рования, финансирования и стимулирования агропромыш ленного производства- Систематически обобщать опыт применения мер, пре дусмотренных настоящим постановлением, а также ре зультаты экономических эк спериментов. Разработать к 1990 году предложения по совершенствованию хозяй ственного механизма агро промышленного комплекса на тринадцатую пятилетку и представить их на рас смотрение в Совет Минист ров СССР одновременно с проектом плана экономиче ского и социального разви тия на 1991—1995 годы. ЦК КПСС и Совет Мини стров СССР особо подчерк нули, что осуществление мер ’по перестройке управ ления и совершенствованию экономического механизма хозяйствования требует серь езного изменения стиля и методов руководства агро промышленным комплек сом, существенного повы шения уровня всей органи заторской и политической работы. Она должна быть направлена, как это требует XXVII съезд КПСС, прежде всего на укрепление партий ной, государственной и тех нологической дисциплины, развитие инициативы и по вышение творческой актив ности трудовых коллекти вов, воспитание У каждого работника чувства высокой требовательности и ответст венности за выполнение пла нов и достижение наивыс ших конечных результатов. Важнейшей задачей ЦК компартий и Советов Мини стров союзных республик, крайкомов, обкомов, горко мов и райкомов партии, Со ветов Министров автономных республик, исполкомов кра евых, областных, городских и районных Советов народ ных депутатов, Госагропро ма СССР и его органов яв ляется дальнейшее укрепле ние всех участков агропро мышленного производства квалифицированными кад рами, способными вести его эффективно, на основе но вейших достижений научно- технического прогресса. Для успешного выполне ния поставленных задач не обходимо повысить уровень переподготовки кадров, до биваясь полного освоения ими современных методов управления и принципов ра боты на коллективном под ряде и хозяйственном рас чете, глубокого знания ин тенсивных, энергосберегаю щих и других прогрессив ных технологий, умения эко номно и рационально исполь зовать ресурсы. Следует значительно уси лить внимание к повышению квалификации кадров массо вых профессий, добиваясь, чтобы каждый работник ов ладел основами экономики, в совершенстве знал пору ченное дело, мог на практи ке обеспечивать, высокую производительность труда и эффективность производства. Исходя из новых, возрос ших требований к кадрам, Госагропрому СССР и Ми нистерству высшего и среднего специального обра зования СССР поручено внести соответствующие из менения в учебные планы и программы обучения в выс ших и средних специальных учебных заведениях, гото вящих специалистов для предприятий и организаций агропромышленного ком плекса. * * * Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выразили твердую уверенность в том, что тру-. довыё коллективы, партий ные, профсоюзные и комсо мольские организации, ру- крводители и специалисты колхозов, совхозов, других предприятий и организаций агропромышленного ком плекса •полностью Попользу ют новые благоприятные ус ловия хозяйствования, добь ются значительного повы шения отдачи от созданного потенциала и выделяемых ресурсов, ускорения темпов наращивания производства к повышения качества про дукции и тем самым внесут достойный вклад в выполне ние решений XXVII съезда КПСС, дальнейшее повыше ние благосостояния советско- СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ ПОД МИ Р НЫМ НЕБОМ Как сообщалось в печати, в адрес XXVII съезда КПСС поступило более 250 тысяч писем трудящихся. В ^ них выражено горячее одобрение внутренней и внешней по литики нашей партии, ее последовательного курса на по вышение благосостояния советских людей, укрепление мира на земле. Одно из писем пришло в Москву из седа Чернава Измалковского района от В. А. Тимофеевой. «Я уверена, — пишет Варвара Александровна, — что партия и правительство сделают все возможное, чтобы мы и наши дети жили под мирным небом. А наш долг, долг каждого советского человека — работать еще луч ше, растить детей...». Кто она, эта женщина? В старинном деревенском доме, что стоит на одной из широких улиц Чсрнавы, са мая просторная и светлая комната отведена под карти- ★ --------------------------“ ~“ ны. Они висят на стенах, расположены на полу, а де сятки их свернуты в руло ны. И в радостные, и труд ные минуты своей жизни Варвара Александровна приходит в эту комнату и подолгу рассматривает по лотна. Она знает, как нелег ко давался каждый масля ный мазок на этих холстах ее сыну Александру, сколь ких бессонных ночей стоило пареньку из сельской глу бинки восхождение до вер шин художественного мас терства. Когда мы встретились, она с гордостью показывала мне картины сына, о каждой рас сказывала так, словно сама их создавала. А потом за говорила о своей жизни. — Легкого не было ни одного дня. В годы войны строила завод в Московской области, там же работала потом разливщицей метал ла, — вспоминала женщи на. Несмотря на свои пять десят девять лет, она выгля дит молодо, глаза у нее доб рые, руки ни секунды не остаются без дела — то поправят бережно развер нутый холст, то поближе подвинут его к свету. После войны вышла за муж. Иван Тимофеев, сим патичный, веселый парень, работал на стройке в Моск ве. Все бы хорошо, да слу чилось несчастье — однаж ды упал с подмостей. Ему сделали более десяти опе раций, однако так и ее смогли вернуть здоровье. После свадьбы молодоже ны переехали на родину мужа — в Чернаву. Роди лись у них три сына. Пен сии Ивана и зарплаты убор щицы столовой, конечно, на жизнь не хватало. Но помо гало государство, односель чане, а когда подросли, то и дети. Они заготавливали корм для скота, топливо, мыли полы, ухаживали за боль ным отцом. Всей семьей Тимофеевы в колхозе «Рос сия» ежегодно обрабатыва ли по пять гектаров сахар ной свеклы. Не успели ребята немного на ноги стать — умер их отец. Только в труде н за бывали о горе. Варвара Александровна, не покладая рук, работала. Сыновья учи лись, росли самостоятель ными, труда не боялись. И тут, как любит с тепло той говорить Варвара Алек сандровна, еще одно горюш ко на ее голову свалилось — сначала у Саши, а потом и у младшенького Алеши страсть к рисованию все за тмила. Заметили это в шко ле и вначале одного в Мос ковскую среднюю художе ственную школу при инсти туте имени В. И. Сурикова определили, затем и другого. — Мне теперь многие завидуют, — говорит Тимо феева. — Молодец, мол, Варвара, что детей выучила. А ведь тропку к знаниям они сами своим трудолюби ем проторили. И самое главное — наше государ ство перед ними все двери открыло. Старший сын, Сер гей, окончил институт хи мического машиностроения. Саша в институте имени В. И. Сурикова образование получил, у Алексея —- крас ный диплом средней худо жественной школы при этом институте. После армии ду мает обязательно его сту дентом стать. Пятый год Варвара Алек сандровна на пенсии. Каза лось, отдохнуть пора, счаст ливее ее, наверное, и чело века нет — детей твердо на ноги поставила. Только без работы руки ноют. Коз в личном хозяйстве держит, по 1300 литров -молока в год государству сдает — йные от коровы столько не продают. Когда я рассматривал картины ее сыновей, она давнишней задувкой поде лилась. Хочет из «домашней картинной галереи» нес* колько полотен подарить Никольской школе, где «ее художники» учились, выве сить портреты и пейзажи в местном Доме культуры. Все это богатство — и не богатство, если люди им не пользуются... А. КОНОВАЛОВ, Измалковскнй район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz