Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА ТОВАРИЩА РЫЖКОВА И И. (Н ачало на 1-н, 2-й, 3-й стр.). кредиты, повышать рентабельность, своевременно' н полнос тью рассчитываться с государством. Банковские органы обяза ны стоять на страже государственных интересов и вместе с тем всемерно способствовать развитию инициативы и хозяйст венной предприимчивости трудовых коллективов. В условиях интенсификации экономики растет роль цен как надежных измерителей эффективности затрат и результатов хозяйственной деятельности, действенных стимулов научно- технического прогресса и повышения качества продукции. И здесь большое поле деятельности для Государственного коми тета СССР по ценам. Ему необходимо быстрее и экономиче ски грамотно решать накопившиеся в этой области проблемы. В соответствии с задачами социальной политики должна про водиться работа и в области розничных цен. За последнее время, как известно, созданы новые органы управления крупными народнохозяйственными комплексами— Госагропром СССР и бюро по машиностроению, Структура и функции их различны — они отражают специфику каждо го комплекса. По мере накопления опыта целесообразно и дальше двигаться по пути улучшения управления группами взаимосвязанных и однородных отраслей. Больше внимания предстоит уделить гибкому сочетанию отраслевого и территориального управления. При этом необхо димо смелее расширять права местных Советов в планирова нии и управлении хозяйством и особенно в таких отраслях и сферах, которые затрагивают повседневные нужды трудя щихся. (Аплодисменты). Совершенствование управления и хозяйственного механиз ма, повышение научной обоснованности принимаемых ре шений предъявляют новые высокие требования к ученым- экономистам. Они в большом долгу перед страной. Мы ждем от них четких теоретических разработок и конкретных прак тических рекомендаций. Словом, товарищи, в двенадцатой пятилетке нас ожидает напряженная работа по перестройке всех звеньев хозяйст венного механизма. В ходе ее необходимо обеспечить орга нический переход существующих структур и форм управле ния в качественно новые, соответствующие современным за дачам. Важно, чтобы этот процесс вел к неукоснительному росту производства, повышению его эффективности. Дело это ответственное, и оно должно находиться в центре внимания и под постоянным контролем центральных экономических органов, министерств, партийных организаций. И заниматься им нужно повседневно, настойчиво, не допуская формализма, сбоя в работе, не отступая перед возникающими трудностями, как бывало раньше. Из всех опасностей на этом пути самая большая — бюрок ратизм. Создавая видимость работы, прикрываясь фразой, он может сдерживать совершенствование хозяйственного меха низма, подавлять самостоятельность и инициативу, ставить барьеры на пути нового. « Назревшей проблемой, которая определяет успех всего де ла перестройки системы управления и методов хозяйствова ния, является профессиональная подготовка наших кадров. При этом неотъемлемым и необходимым элементом подготов ки работников всех специальностей стали экономические зна ния. Нужно выработать стройную систему экономического об разования рабочих и инженерных кадров, с тем чтобы каж дый мог квалифицированно, со знанием дела подходить к эко номической оценке технических решений. С этих позиций следует серьезно пересмотреть характер и содержание всех форм обучения, включая систему экономических вузов и фа культетов. К этому делу должны быть привлечены ведущие экономисты — ученые и практики. И наконец, нужна глубоко Продуманная система экономической переподготовки специа листов, которая охватывала бы все уровни управления. Особенно высокие требования современная экономика Предъявляет к командирам производства. Важно формировать у наших руководителей современный тип экономического мышления —- высокий профессионализм, социалистическую предприимчивость, умение видеть перспективу, быть воспи тателями и организаторами в коллективе. Неотъемлемые чер ты современного руководителя—партийная зрелость и прин ципиальность, неукоснительное проведение в жизнь линии партии, безупречные нравственные качества. Это обязатель ные условия претворения в жизнь наших созидательных пла нов. (Аплодисменты). -г Задачи по совершенствованию всей системы управления имеют не только крупное хозяйственное, но и важное поли тическое значение. Вот почему их осуществление должно на ходиться под неослабным контролем и руководством партий ных организаций. Глубокий, конкретный анализ социальных й экономических процессов, настойчивость в проведении в жизнь экономической политики партии, правильная расста новка и воспитание хозяйственных кадров, готовность поддер жать все новое, прогрессивное — на этих направлениях преж де всего необходимо сконцентрировать и усилить партийное руководство экономикой. 5. Внешнеэкономические связи Товарищи! Курс партии на ускорение социально-экономического разви тия страны предъявляет серьезные требования к внешнеэконо мической деятельности. Мы исходим из того, что в современ ном мире активное развитие экономических и научно-техни ческих связей, участие в международном разделе нии труда насущно необходимы. Мы видим в этом важное средство поддержания и укрепления мирных, добрососедских отношений между государствами, взаимного содействия в ре шении народнохозяйственных проблем. Совершенно новая обстановка для международного эконо мического сотрудничества, его интенсивного развития в ин тересах всех стран может быть создана в результате осуществ ления советской программы поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000 году и других миролюбивых предложений, о которых сказано в Политическом докладе ЦК КПСС. Разоружение позволило бы отвести от человечества угрозу уничтожения, переключить огромные материальные и интел лектуальные ресурсы на цели экономического развития. Со ветский Союз, верный ленинской политике мира, не жалеет Товарищи делегаты! Намечаемый на двенадцатую пятилетку рост экономики и ее эффективности создает прочную основу для существенного продвижения вперед в реализации прог раммных установок КПСС — поднять жизненный уровень советских людей на качественно новую ступень, обеспечить неуклонное улучшение условий их труда и жизни. Решение этой задачи партия органически увязывает с гармоничным развитием личности, активизацией творческой инициативы трудящихся. В этом суть сильной социальной политики в ус ловиях ускорения общественного прогресса в СССР. Ее не преложным требованием является наиболее полное осуществ ление принципа социальной справедливости, социалистическо го распределения жизненных благ. В соответствии с этим в двенадцатой пятилетке особое вни мание уделено тем вопросам, решение которых в наибольшей мере способствует улучшению качественных условий жизни и деятельности советских людей, увеличению трудового вклада каждого в общее дело. Интересы как социального, так и экономического развития требуют прежде всего серьезных преобразований в услови ях, характере и содержании труда. Среди разнообразных за просов членов общества потребность в содержательном, твор- усилий для оздоровления международной обстановки, поддер жания и укрепления отношений равноправного сотрудниче ства со всеми государствами независимо от их социального строя. Наша партия, Советское государство не дадут сбить себя с этого курса ни угрозами со стороны империалистичес ких сил, ни их попытками увести переговоры в Женеве в сторону от главной цели. (Продолжительные аплодисменты). В соответствии с этим проект Основных направлений пре дусматривает значительное расширение внешнеэкономических связей. Предстоит сконцентрировать их на приоритетных за дачах, нацелить на научно-технический прогресс, в большей мере использовать для решения социальных вопросов. Определяющим при этом было и остается сотрудничество с братскими социалистическими странами. В ближай шие годы на основе решений Экономического сове щания стран—членов СЭВ на высшем уровне предстоит сде лать крупный шаг в развитии социалистической интеграции, углубить ее на базе широкой кооперации и специализации производства. Такой путь „открывает новые перспективы для дальнейшего и всестороннего расширения экономических свя зей между братскими странами, ускорения решения общей для всех нас задачи интенсификации, усиливает технико-эко номическую неуязвимость от империалистических акций. Стержнем всей этой работы станет последовательное осу ществление Комплексной программы научно-технического про гресса стран—членов СЭВ до 2000 года. На совместное освое ние новейших научно-технических достижений, развитие крупномасштабной кооперации во всех отраслях народного хозяйства, и в первую очередь в выпуске современных видов машин и оборудования, перемещается ныне центр интеграци онной деятельности. С этих позиций должны организовы вать свою внешнеэкономическую работу наши центральные плановые и хозяйственные органы, министерства и ведомст ва. Многое, конечно, будет зависеть и от улучшения работы коллективной организации социалистических стран — Совета Экономической Взаимопомощи. Закончившаяся координация народнохозяйственных планов стран—членов СЭВ на 1986—1990 годы показывает, что нема ло будет сделано уже в текущей пятилетке. Но, безусловно, дальнейшее углубление интеграционных процессов требует творческого, новаторского подхода. Старые, привычные формы, сложившиеся в период экстенсивного развития, не в состоянии обеспечить динамичного роста сотрудничества. Поэтому надо искать новые пути, решительно идти на непосредственное взаимодействие предприятий и отраслей, развивать прямые хо зяйственные связи, создавать совместные объединения, конст рукторские бюро и лаборатории. Начало этому положено, ор ганизован ряд совместных научно-производственных объедине ний. Это, конечно, только ростки новых форм интеграции. Но за ними будущее. Основными направлениями предусматривается дальнейшее усиление экономических связей и с другими социалистиче скими государствами. Значительно расширится товарооборот с Китайской Народной Республикой. Советский Союз будет и дальше развивать сотрудничество со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Наше раз ностороннее содействие этим государствам помогает станов лению и развитию их национальной экономики, преодолению колониального наследия, продвижению вперед по пути эконо мического и социального прогресса. Со многими из них, как, например, с Индией и рядом других государств, у СССР сло жились устойчивые, долговременные связи. Они становятся все более взаимовыгодными. Линию на поддержку развиваю щихся государств, ставшую важным фактором перестройки международных экономических отношений на справедливой, демократической основе, мы будем продолжать и впредь, уде ляя особое внимание странам социалистической ориентации. (Аплодисменты). Советский Союз, верный политике мирного сосуществова- ния, выступает за сотрудничество с развитыми капиталисти ческими государствами. Возможности мы видим здесь немалые. Это относится практически ко всем видам связей *— торговым, научно-техническим, финан сово-кредитным и другим. Но известно, что сотрудничество — дело взаимное. Здесь нужен строгий учет обоюдных интере сов, полный отказ от всяких ограничений, бойкотов и эмбар го, организаторами которых выступают США. Экономические отношения в современном мире можно строить только на основе равноправия, на доверии, строгом соблюдении взаимных договоренностей. Действовать вопреки этому, подчиняя торгово-экономические связи неблаговидным политическим расчетам, равносильно попытке задержать ми ровой прогресс. Исторический опыт показал полную несосто ятельность таких попыток. С учетом этого в Политическом докладе ЦК КПСС выдвинуто новое предложение — о созыве в будущем Всемирного конгресса по проблемам экономической безопасности, на котором можно было бы обсудить все, что отягощает мировые хозяйственные связи. Внешняя торговля вносит весомый и все возрастающий вклад в развитие нашей экономики. Ныне практически нет ни одной отрасли, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономических связей. Однако быстро двигаться впе ред традиционными путями невозможно. Прежде всего пред стоит изменить сырьевую направленность экспорта, повысить в нем долю обрабатывающих отраслей. Понятно, что это тре бует времени,; но развернуть работу надо уже в двенадцатой пятилетке. Необходимо повернуть министерства, объедине ния и предприятия к наращиванию экспортного потенциала страны, поднять качество и конкурентоспособность машин и оборудования, других готовых изделий. Следует также навес ти строжайший порядок в расходовании валютных средств. Импортная политика призвана активно способствовать ускоре нию научно-технического прогресса. В свете новых требований должны перестроиться и внеш неэкономические ведомства. В работе Министерства внешней торговли и ГКЭС все еще имеются крупные недостатки и упу щения, которые изживаются медленно. Надо, чтобы эти ве домства были теснее связаны с министерствами и предприяти ями, искали формы соединения их интересов с требованиями внешнего рынка, выступали не просто посредниками, а актив ными участниками решения народнохозяйственных задач. ческом труде все больше выдвигается на передний план. В но вой пятилетке необходимо добиться перелома в решении та кой назревшей проблемы, как сокращение применения ручного, малоквалифицированного труда. Масштабы и темпы его сокращения предстоит увеличить как минимум в два-три раза. На оздоровление условий и обогащение содержания труда должны быть направлены ускоренное обновление производст венного аппарата, механизация, автоматизация и электрониза ция производства, вся работа по техническому перевооруже нию. Этому призваны служить систематическая аттестация рабочих мест, научная организация труда. Надо иметь в виду и другую сторону вопроса. Высокий об разовательный и профессиональный уровень советского рабо чего диктует необходимость создания соответствующих усло вий производства. Современного рабочегЬ уже не удержать на отсталой технике и технологии. И с этим хозяйственные руководители обязаны считаться. Задача огромной социально-экономической значимости — по высить действенность системы оплаты труда. Усилившиеся в последнее время элементы уравниловки, большие недостатки в области нормирования труда, организации заработной платы подрывают ее стимулирующую роль, сдерживают рост произ водительности. С таким положением мириться нельзя. Размер заработка каждого труженика должен быть приведен в стро гое соответствие с результатами его труда. Жесткая зависи мость роста оплаты труда от повышения его производитель ности — важнейшее требование хозяйствования % современ ных условиях, и мы будем со всей настойчивостью добиваться его неукоснительного соблюдения. С этих позиций определены направления и порядок прове дения крупнейшего мероприятия, предусмотренного в Основ ных направлениях, — повышения тарифных ставок и долж- , ностных окладов. Признано необходимым переход на новые тарифы и оклады в отраслях материального производства осу ществить в сжатые сроки—практически в течение одной пяти летки. Намечено их увеличить в среднем на 25—30 проц., и, пожалуй, самое существенное—выработан принципиально но вый, активный подход в вопросе об источниках осуще ствления этого мероприятия. Необходимые для этого средст ва ныне должны 4 быть главным образом заработаны трудовыми коллективами за счет роста производства, его эф фективности, мобилизации внутренних резервов, улучшения организации и нормирования труда. Такой подход ставит введение новых ставок и окладов в прямую зависимость от улучшения работы предприятий, ро ста производительности труда. Он опирается на опыт многих предприятий промышленности и других отраслей в новых условиях хозяйствования. Этот метод прошел экспери ментальную проверку на Белорусской железной дороге, где осуществлено повышение тарифов и окладов за счет внутрен них источников. Они были изысканы в результате большой подготовительной экономической и организационной работы, лучшего использования техники. Крупные средства выделяются на увеличение оплаты труда работников непроизводственных отраслей. В будущем году, как и предусмотрено школьной реформой, завершится пере вод на новые условия оплаты всех работников народного об разования. Поэтапно будет повышаться заработная плата вра чей, другого медицинского персонала. В двенадцатой пятилетке будут также увеличены ставки и оклады для отдельных кате горий работников культурно-просветительных учреждений, высшей школы. В этих мерах находит конкретное выражение забота партии о дальнейшем развитии социально-культурной сферы. Осуществление мероприятий в области оплаты труда позво лит повысить среднемесячную заработную плату рабочих и служащих к концу пятилетки до 215—220 рублей. Более высокими темпами будет расти оплата труда в кол хозах. В соответствии с намечаемым повышением производи тельности труда она увеличится в среднем до 180 рублей в месяц. С учетом поступлений от личного подсобного хозяйст ва реальные доходы колхозников практически сравняются с доходами рабочих и служащих. Наряду с ростом технической оснащенности труда, опережающим развитием на селе жи* лищного и культурно-бытового строительства это явится важ ным шагом в решении программной задачи КПСС—преодоле нии существенных различий между городом и деревней. (Аплодисменты). Одновременно с укреплением принципа распределения по ТРУДУ будет,продолжено последовательное развитие общест венных фондов потребления, играющих исключительную роль в жизни советских людей. За пятилетие они значительно уве личатся и составят в расчете на душу населения в 1990 году свыше 600 рублей. В своей социальной политике партия всегда уделяла осо бое внимание улучшению условий для воспитания подрастающе го поколения . В двенадцатой пятилетке линия на усиление государственной помощи семьям с детьми получит еще боль шее развитие. Введение несколько лет назад оплачиваемого отпуска для работающих матерей по уходу за ребенком в возрасте до года начало приносить неплохой социально-демо графический эффект. С учетом этого и пожеланий граждан, высказанных в ходе обсуждения проекта Основных направ лений, признано целесообразным продлить отпуск еще на полгода. (Аплодисменты). Предусматривается также увеличить дородовой отпуск и оплачиваемое время по уходу за больным ребенком, ввести бесплатную выдачу лекарств для детей в воз- * расте до трех лет. (Аплодисменты). Делом большой социально-экономической значимости явля ется решение уже в ближайшие годы такой насущной проб лемы, как полное удовлетворение потребности в дошкольных учреждениях. Задача эта реально выполнима. И там, где ей уделяется должное внимание, она успешно решается. Надо, чтобы руководители министерств и ведомств, местные органы держали вопрос строительства детских садов и яслей под по стоянным контролем. Большие средства будут направлены на улучшение пен сионного обеспечения, усиление заботы общества о ветера нах войны и труда, семьях погибших воинов. Намечае+ся существенно увеличить сеть и улучшить работу- домов-интер натов. Расширится применение прогрессивных форм обслужи вания нетрл'доспособных граждан. Осуществление намеченных мер в области повышения оп латы труда и развития общественных фондов потребления в двенадцатой пятилетке приведет к реально ощутимым пере менам в условиях и уровне жизни самых широких слоев об щества. Только за счет общегосударственных * мер по повы шению заработной платы, пенсий и пособий доходы возрас тут более чем у половины всего населения. (Аплодисменты). Это почти вдвое больше, чем за последние пять лет. К концу пятилетки свыше 50 проц. всех семей будут располагать сред немесячным доходом на одного человека более 125 рублей. Практически не останется семей со среднедушевым доходом до 50 рублей в месяц. В двенадцатой пятилетке особый упор делается на последо вательное укрепление материально-технической базы соци ально-культурной сферы. В соответствии с заданиями школь ной реформы намечается в 1,4 раза увеличить ввод в дейст вие ученических мест, улучшить условия для учебно-воспи тательного процесса. Нам предстоит также провести пере стройку высшей и средней специальной школы. Она должна быть направлена на всемерное повышение качества подго товки специалистов, улучшение связей вузов с производст вом, более активное их участие в развитии науки и техни ки. Все это также потребует дальнейшего укрепления мате риальной базы вузов. Многое предстоит сделать для существенного улучшения деятельности учреждений здравоохранения, усиления его про филактической направленности, постепенного перехода к все общей диспансеризации населения. Примерно в полтора раза увеличится строительство амбулаторно-поликлинических уч реждений и производство медицинской техники. Важное зна чение для укрепления здоровья людей будет иметь реализа ция намеченных мер по охране окружающей среды, В больших масштабах намечается осуществлять сооруже ние объектов культуры и спорта. Например, за пятилетие Предусмотрено построить более 500 районных домов культу^ ры и свыше 5,5 тыс. клубов в сельской местности. В резуль тате каждый районный центр будет располагать Домом куль туры. (Аплодисменты). Таким образом, уже в двенадцатой пятилетке намечается сделать важный шаг в решении поставленной партией зада чи — вывести отрасли социально-культурной сферы на ка чественно новый уровень. Выполнение этой задачи требует в корне изменить отно шение к строительству социально-культурных учреждений как к делу второстепенному, которое сложилось у некоторых хозяйственных руководителей, в том числе в плановых орга нах. Следует признать, что предусмотренные в 1986 году ка питаловложения на развитие ряда отраслей социально-куль турной сферы ниже их среднегодового размера за пятилетие. Это необходимо поправить при разработке пятилетнего плана. И разумеется, нужно повсеместно обеспечить полное и эф фективное освоение направляемых на эти цели средств. Изы скивать их непросто. И надо к ним бережно относиться. В Белоруссии, Литве, во многих областях РСФСР сумели поста вить дело так, что планы ввода в действие учреждений на родного образования и здравоохранения не только выполняют ся, но и перевыполняются. Для некоторых же республик и городов характерен систематический, из года в год, срью планов социально-культурного строительства. Вот два кон кретных примера. В Ашхабаде уже девять лет сооружается вто рая очередь клинической больницы. Ее ввод в действие плани руется только В 1989 году, и это при нормативном сроке три с половиной года. Недопустимо долго строится лечебный кор пус Красноярской краевой больницы. Данный случай особен но возмутителен, так как речь идет об объекте, возводимом с привлечением средств, полученных в результате проведения Всесоюзных коммунистических субботников. Подобные факты имеются также в Грузинской ССР, Узбекской ССР, Хабаров ском крае Пермской и других областях. Предмет постоянной заботы партии — решение жилищ ной проблемы. В этом деле достигнуты немалые результа ты. Сейчас более 80 проц. городских семей проживают в отдельных квартирах. Значительно возросла обеспеченность благоустроенным жильем на селе. И тем не менее это остает ся одной из самых острых социальных проблем. В предстоя щие пять лет намечено увеличить ввод в действие жилых до мов общей плрщад.ью до 565—570 млн. кв. метров. Значитель ные ресурсы будут направлены на благоустройство городов и сел, развитие коммунального хозяйства и общественного тран спорта. Острота проблемы жилья требует предельной мобилизации сил и средств. В большинстве своем местные органы, мини стерства и ведомства именно так подходят к этому вопросу. Но есть примеры и другого рода. Так, в Армянской ССР еже годно не выполняются планы ввода жилья, хотя потребности в нем велики, население ряда городов неудовлетворитель но обеспечивается водой. Вместе с тем в республике продол жается недопустимая практика отвлечения подрядных орга низаций на внеплановое строительство. В 1985 году Минпром- строй Армении осуществлял сооружение 12 объектов, не включенных в план, в том числе отнюдь не первостепенной важности. К сожалению, такая практика имеет место и в других регионах. Ее нужно в корне пресекать. Принципиальное значение в социальной политике партии придается наиболее полному удовлетворению растущего пла тежеспособного спроса населения. Не будет преувеличением сказать, что сегодня это одна из самых актуальных задач. С ее решением непосредственно связано укрепление материаль ных стимулов к труду, рациональное использование внера бочего времени, настроение советских людей, преодоление негативных явлений, порожденных дефицитом. Прежде всего ставится задача улучшить обеспечение насе ления продуктами питания, в особенности мясными, молоч ными, овощами и фруктами. На это и нацелена Продовольст венная программа СССР. Достижение намеченных в ней уровней производства в 1990 году позволит добиться серьез ных, наиболее крупных за последние пятилетки сдвигов в структуре и качестве питания. Прогрессивные изменения должны быть осуществлены и в потреблении промышленных товаров. В последние годы уро вень обеспеченности ими населения заметно возрос, по мно гим изделиям произошло насыщение рынка. «■Теперь на перед ний план выдвигается более сложная проблема — проблема качества и ассортимента. В комплексной программе разви тия производства товаров народного потребления и сферы услуг определены направления перестройки выпуска това ров. В решении этого вопроса активная роль отводится тор говле. Министерство торговли СССР, Центросоюз - медленно устраняют недостатки, зачастую занимают беспринципную, пассивную позицию по отношению к предприятиям, выпу скающим низкокачественные изделия, неоперативно манев рируют товарными ресурсами, должным образом не изучают потребительский спрос, все еще недопустимо низка культура торговли и обслуживания населения. Решая вопросы расши рения ассортимента и выпуска модных изделий, разумеется, нельзя необоснованно .сокращать производство недорогих, но добротных товаров, прежде всего для детей и лиц пожилого возраста. (Аплодисменты). Следует подчеркнуть, что задача удовлетворения платеже способного спроса приобретает особое значение в условиях, когда партия ведет бескомпромиссную борьбу с пьянством и алкоголизмом. Линия на резкое сокращение производства и продажи алкогольных напитков будет неукоснительно вы держиваться и впредь. Это будет способствовать изменению структуры потребления в лучшую сторону и найдет отраже ние в пятилетием и годовых планах. В целом за пятилетку розничный товарооборот (без прода жи винно-водочных изделий) предусматривается увеличить почти на треть. По-новому, с широким размахом и энергично намечается решать вопросы развития сферы платных услуг. На протяже нии последних лет на их долю в общих расходах населения приходится лишь 10 проц. Это далеко не соответствует потреб ностям людей, деформирует структуру спроса, перемещая его на товары. В короткие сроки предстоит создать по существу новую отрасль — современную высокоразвитую сферу услуг, охватывающую быт, отдых, туризм, досуг людей. И решающе го перелома в этом важном деле нам надо добиться уже в двенадцатой пятилетке. Объем платных услуг намечается увеличить в 1,3—1,4 раза. Главное направление в улучшении обслуживания населения — существенное расширение сети специализированных пред приятий и организаций. Но для этого нужны и время, и сред ства. Чтобы быстро сдвинуть дело, принято решение привлечь к оказанию услуг населению предприятия всех отраслей, не зависимо от профиля их деятельности. Однако еще не везде эта работа разворачивается должным образом. И самое актив ное участие в ней обязаны принимать местные органы, Со веты народных депутатов. Таковы, товарищи, важнейшие задачи повышения благо состояния, улучшения условий труда, быта и жизни советских людей в двенадцатой пятилетке. Несомненно, что их осуществ ление еще больше упрочит социалистический образ жизни, в котором материальное благополучие органически сливается с развитием духовной культуры, всемерным ростом творческой активности трудящихся. Заботясь о совершенствовании всех сторон жизни народа, партия поднимает на новую высоту значение непреходящих нравственных ценностей и идеалов, которые будут оказывать все большее воздействие на формирование советского челове ка—строителя коммунизма. (Продолжительные аплодисменты). Товарищи делегаты! Каждый день работы XXVII съезда все более зримо и мас штабно раскрывает величие намеченных партией свершений, величие задач, которые поставлены в Политическом докладе ЦК и других документах съезда. Идеи и решения съезда являются образцами творческого применения марксизма-ле нинизма в особое для нас время, время глубоких перемен и активных действий. И можно с полной уверенностью сказать, что их преобразующая и созидательная сила будет постоянно нарастать, оказывая революционизирующее воздействие на все стороны жизни нашего общества. Дело теперь за тем, чтобы со всей решительностью, энер гией и настойчивостью претворять принятые планы в жизнь. Дело теперь за тем, чтобы, опираясь на живое творчество масс, всенародное социалистическое соревнование, развернуть борьбу за практическую реализацию поставленных задач. За дачи эти благородные, отвечающие кровным интересам на шего народа, его идеалам и мирным устремлениям. Выполнить их — это значит обеспечить дальнейшее укреп ление могущества и процветание нашей Родины. Выполнить их — это значит сделать лучше жизнь совет ского народа, каждой советской семьи. Выполнить их — это значит упрочить позиции социализма и мира на земле, уберечь планету от ядерной катастрофы, со хранить мир. Можно с уверенностью сказать, что трудящиеся нашей страны, тесно сплоченные вокруг своей ленинской партии, с сознанием высокой ответственности и требований времени сделают все для успешного выполнения исторических реше ний XXVII съезда КПСС. (Продолжительные аплодисменты). • V. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ НАРОДНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ ДНЕВНИК СЪЕЗДА (Окончание. Начало на 1-й стр.). менных требований ускорения социально-экономического раз вития. „ Практическое претворение в жизнь масштабных задач, вы двинутых партией, сказал бу ровой мастер Али-Байрамлин- ского управления буровых ра бот объединения «Азнефть» А. Аманов, во многом зависит от сознательности и организо ванности. трудовой и полити ческой активности рабочего класса. Не скрою, я, как неф тяник, слушая доклады и вы ступления делегатов съезда, как-то особо почувствовал лич ную ответственность за судьбу задач, поставленных перед на шей отраслью. Более 20 лет я возглавляю буровую бригаду. Бригада у нас как единая семья, спаянная чув ством локтя, товариществом и взаимовыручкой. К сожалению, нередко случается, что опыт ные нефтяники увольняются. Сказываются трудности и не решенные проблемы в оплате и условиях труда. Нефтяники республики лишены многих льгот, которыми пользовались ранее. Мы считаем, что надо заинтересованно . рассмотреть эти вопросы. Наше объединение «Азнефть» не выполнило пятилетку, про должал выступающий. С себя вины мы не снимаем. Но вмес те с тем сегодня следует предъ явить счет и тем, кто непосред ственно занимается вопросами совершенствования конструк ции скважин, техники и техно логии их проводки. Развитие топливно-энергети ческого комплекса, сказал ора тор, — эта задача по своей актуальности далеко выходит за пределы нашей страны. В этом заинтересованы все соци алистические страны. Поэтому и решать ее, как в хорошем коллективе, надо сообща. Вице-президент АН СССР К. В. Фролов остановился на вопросах использования' резуль татов фундаментальных иссле дований в практике. В послед нее время, отметил он, принят ряд конкретных мер, . направ ленных на совершенствование механизма освоения и использования научных до стижений. В свое время име ла место недооценка роли технических наук. Это нанесло определенный урон научно-тех ническому прогрессу. Сейчас в Академии наук СССР создаются новое отделе ние проблем машиностроения, механики и процессов управле ния и его научные центры в промышленно развитых регио нах нашей страны. Выступающий подчеркнул необходимость переоснащения экспериментальной базы Акаде мических институтов, существен ного развития конструкторский бюро и опытных производств. Нужно также существенно улучшить информационное обе спечение научных центров. Советские ученые в полной мере понимают ту огромную ответственность, которая возла гается на них сегодня, сказал в заключение К. В. Фролов. Большим трудовым подъемом встретили железнодорожники страны XXVII съезд КПСС, сказал министр путей сообще ния СССР Н. С. Конарев. Глав ный вывод, который мы сдела ли из Политического доклада,— надо работать лучше, ускорять все процессы, крепить дисцип лину. Отметив, что за последние 15—20 лет недооценивалась роль железнодорожного транс порта в экономике страны, ора тор подчеркнул, что это доро го обошлось государству. По добной ошибки в дальнейшем допустить нельзя. Партия, ска зал он, совершенно правильно ставит вопрос о необходимос ти создания единой транспорт ной системы страны. С приветствиями на съезде выступили вице-координатор исполнительной комиссии Наци онального руководства Санди- нистского фронта национально го освобождения Никарагуа Байардо Арсе Кастаньо, Гене ральный секретарь ЦК Комму нистической партии Уругвая Родней Арисменди. На вечернем заседании было продолжено обсуждение докла да об Основных направлениях экономического и социального развития СССР на* 1986—1990 годы и на период до 2000 года. 4 марта съезд продолжает работу. (ТАСС). Редактор И. М. БОБКОВ. АЭ 61193 Зал .М Ш 2 ИНДЕКС 5260! Типография издательства «Ленинское знамя* 398000. Липецк, уя. Московская, 83,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz